Социальные движения и их типы. Причины появления социальных движений. Причины возникновения социальных движений

Социальные движения и их типы. Причины появления социальных движений. Причины возникновения социальных движений

Введение

Из определения объекта социологии можно увидеть, что центральное место исследований данной науки занимает деятельность индивидов, социальных групп, социальных институтов, в том числе важное место отведено исследованиям социальных процессов. Как писал Ж. Тощенко: «при изучении социальной реальности нельзя ограничиваться только анализом состояния общественного сознания. Его компоненты (знания, идеи, мотивы, ценности, установки) становятся только тогда реальной силой, когда они воплощаются в деятельности, в действиях людей»

Очевидно, что в обществе нет ничего, чтобы не происходило вне социального процесса. Более того, все социальные процессы и социальные изменения связаны друг с другом, и малейшие изменение одних придет к масштабным изменениям всех остальных, ведь именно социальные отношения определяют ход и развитие всего общества, будет ли оно находиться в состоянии согласия или конфликта. Необходимо понять природу и причины социальных изменений, процессов и движений, определить причины, по которым происходят ломка старых норм и обычаев и выработка новых ценностей и ценностных ориентиров, а, следовательно, происходит изменение всей социальной системы. Бурные социально-политические события конца 20 века делают изучение проблем социальной динамики одной из наиболее актуальных задач современной социологической науки. Важно выяснить суть социальных изменений и трансформаций, определить различные стороны этих процессов и найти такие возможные средства, которые будут регулировать, контролировать протекание социальных изменений, и будут способствовать благосостоянию всего общества. В этом как раз и состоит практическая значимость исследования социальных процессов и движений.

Объектом данной работы стали социальные процессы и социальные движения как таковые, их виды и формы, предметом же является их социологическая интерпретация.

Цель данной работы состоит в определении роли и места в жизни общества социальных процессов и движений.

Были выделены следующие задачи:

)определить такие понятия как «социальный процесс» и «социальное движение», а также смежные понятия, которые необходимы для понимания основных терминов;

)выявить их природу и возможные предпосылки возникновения;

)определить основные виды социальных процессов и движений, дать адекватную классификацию;

)выделить типичные жизненные стадии социальных движений;

)показать на примерах интеграцию и глубокую укорененность социальных процессов и движений в жизни общества.

1. Социальный процесс: понятие и виды

.1 Понятие социальных изменений и социального процесса

Наше общество динамично. Его функционирование и развитие находит свое отражение в происходящих повсюду социальных процессах, то есть в упорядоченной форме социального взаимодействия. Что же такое социальные процессы и как они возникают? Индивиды в обществе посредством взаимодействий друг с другом и окружающей средой создают определенные социальные связи. Следует заметить, что все люди вписаны в культурный контекст общества, и поэтому те паттерны, те модели и образцы поведения и действия, которые используются людьми, во многом сходны. Несмотря на многообразие индивидуальных способов действия индивидов, можно их свести к нескольким постоянно воспроизводящимся десяткам образцов с наличием нескольких индивидуальных отклонений от данных моделей. Также, мы аналогично можем увидеть распределенную по способу действий структуру среди взаимодействий не только в межличностном общении, но и между социальными группами, сообществами, социальными организациями и институтами и т.д., то есть на всех уровнях социального взаимодействия. Говоря о социальных процессах, необходимо отметить следующее: процессами могут являться совокупности социальных явлений, 1) которые с течением времени остаются идентичными, благодаря чему их можно вычленять из другого рода совокупностей; 2) предшествующие явления которых определяют хотя бы частично следующие за ними явления; 3) которые вызывают определенное однородное положение вещей. Другими словами, разрозненные или единичные действия индивидов не будут являться социальными процессами и, более того, не могут привести к значительным социальным и культурным изменениям в обществе, только благодаря целенаправленной, массовой деятельности будет возможно преобразовать объекты, на которые направлены усилия, и социум.

Перед тем, как перейти к рассмотрению социальных процессов и их видов, необходимо дать определение еще одному понятию, которое непосредственно связано с рассматриваемым - социальным изменениям. Именно эти два понятия являются ключевыми для понимания динамики общества. Зборовский Г.Е. дает в своей работе такое определение социальным изменениям: «под социальным изменением будем понимать процесс возникновения новых явлений, структур, характеристик в различных социальных системах и подсистемах в ходе их взаимодействия». Тогда социальный процесс представляет собой «взаимосвязь социальных действий, через которые проявляются определенные тенденции общественной жизни». Другими словами, социальный процесс отражает динамику социальных изменений, смену различных состояний социальных групп, организаций, институтов и т.д. Однако, в научной литературе существует множество определений, что такое социальный процесс. К примеру, известный русский социолог Питирим Сорокин говорил о социальных изменениях следующее: «В области социокультурных изменений задача упростилась невероятно: все было сведено к построению главной линии развития - прямой, волнообразной, ветвящейся или спиралеобразной, ведущей от «первобытного» человека, общества, культуры к современным….А если принять во внимание тот факт, что человек, общество и культура - гораздо более сложные «тела», что они подвержены постоянному влиянию неорганических, органических и социокультурных сил, то их линейное изменение на протяжении всего исторического времени становится еще менее вероятным. Прибавьте к этому и тот неоспоримый факт, что каждая из этих «единиц изменения» сама постоянно изменяется в процессе своего существования и таким образом может изменять направление социокультурного изменения, и тогда утверждение о вечной линейности потеряет всякий смысл». Отсюда, он определял социальный процесс так: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик». Однако, несмотря на разнообразие определений, можно выделить сходные черты во всех них. Социальными процессами называют серию явлений взаимодействия индивидов друг с другом, в структуре организаций, социальных групп, социальных институтов и других социальных единиц. Ключевым для понимания социальных процессов является факт изменения отношений между составными элементами общества или между индивидами.

В социальных процессах можно выделить следующую структуру:

)Субъект. В качестве субъекта может выступать не только отдельный индивид, но и социальная группа, социальная организация, различные сообщества и т.д.

)Объект. Объектом, как правило, является социальное явление, на которое направлено действия субъектов.

)Контекст. Это условия, в которых происходит социальный процесс.

)Система целенаправленных действий субъектов и, в некоторых случаях, объектов.

Изменения, произошедшие в результате целенаправленных действий.

Итак, в данном пункте были рассмотрены понятия «социальные изменения» и «социальные процессы», была разобрана структура социальных процессов. Теперь стоит осветить возможные классификации социальных процессов, выделяемые многими социологами. Это, во-первых, покажет нам как менялось отношение социологии к пониманию термина «социальные процессы» и, во-вторых, поможет выявить роль социальных процессов в жизни общества.

1.2 Трансформация классификации социальных процессов

Социальные процессы классифицируются по типам и видам в зависимости от положенного в основу критерия. Основоположниками одной из первых классификаций являются американские социологи Чикагской социологической традиции - Роберт Парк и Эрнст Бёрджесс. Они предложили типологию социальных и экономических процессов: кооперацию, конкуренцию, приспособление, конфликт, ассимиляцию, амальгамизацию (биологическое смешивание различных этнических групп). Однако данная классификация не особенно актуальна для нашего времени.

Тогда немецкий социолог Леопольд фон Визе, исходя из своих убеждений, что сущность общества есть многообразие отношений между людьми, предложил свой вариант разделения всевозможных социальных процессов. Он считал, что все трансформирующие общество процессы делятся на две группы:

ассоциативные (процессы взаимного сближения людей, или процессы, объединяющие людей),

процессы отдаления (или процессы, разделяющие людей).

В первую категорию входят 4 основных подтипа: сближение, приспособление, уравнение и объединение. Во вторую категорию Леопольд фон Визе включил 3 основных подтипа: соперничество, оппозиция, конфликт. Причем каждый из подтипов подразделяется еще на более мелкие виды процессов.

По его мнению, процессы взаимодействия протекают следующим образом: начальная стадия - стадия изолированного, отчужденного и обособленного объекта, затем наступает переходная стадия - контакт и в завершение объединения возникает компромисс, который ведет к сближению.

К сожалению, данная классификация была опровергнута немецким социологом Георгом Зиммелем, который в своих работах доказал, что более всего сближает именно конфликт и борьба, поскольку знания противника для ведения борьбы превалируют над знанием друзей для укрепления дружественных связей, именно за получение знаний об оппозиции государство выделяет так много средств.

Следующим шагом в попытке дать адекватную типологию социальным процессам была классификация, которая ранжирует в зависимости от системы, в которой происходят данные социальные процессы: 1) внутриличностные процессы (например, самообразование); 2) межличностные процессы (взаимодействия типа индивид-индивид); 3) межличностные процессы (взаимоотношения типа индивид-группа); 4) изменяющие организацию и внутреннюю структуру сообщества, группы, организации и т.д. процессы; 5) изменяющие отношения между двумя группами, организациями, сообществами и т.д. процессы; 6) изменяющие структуру и организацию глобального общества процессы. Такая классификация довольно формальна и мало что дает нам для глубокого понимания социальных процессов, их истоков и содержания. Поэтому возникли такие типологии, которые будут рассмотрены ниже.

Одна из выдвинутых классификаций выделяет социальные процессы в соответствии с их характером, содержанием, направленностью, качественным состоянием, эффективностью. В зависимости от характера социальные процессы бывают эволюционными или революционными; по содержанию процессы могут быть экономическими, политическими, духовными, информационными и т.д.; по направленности - прогрессивные или регрессивные; по качественному состоянию - процессы функционирования (воспроизводство и поддержание каких-либо качественных состояний) и процессы развития (переход к новому качеству); по тому, как процессы способствуют реализации основных функций общества, организаций, групп - функциональные и дисфункциональные; по организации они могут быть стихийными (результат разнонаправленных сил) и сознательными (целенаправленные действия с ожидаемым итогом), причем в реальности эти типы зачастую взаимосвязаны и их можно наблюдать совмещенными или переплетающимися; по эффективности результата социальные процессы подразделяют на эффективные, малоэффективные и неэффективные.

Исходя из желания удовлетворить собственные потребности и неизбежного пересечения интересов индивидов, можно говорить о таких видах социальных процессов как: приспособления, сотрудничества, соперничества, конкуренции, конфликта, мобильности, реорганизации и дезорганизации, изменений.

Существует также еще одна классификация, предложенная современным польским социологом Петром Штомпкой, который выделяет 6 критериев для ранжирования процессов:

) форма или очертания, которые принимает процесс;

) итог, результат процесса;

) осведомленность населения о социальном процессе;

4) движущие силы;

5) уровень социальной реальности, на котором действует процесс;

) временной аспект процесса.

С точки зрения формы бывают направленные и ненаправленные социальные процессы. Первые характеризуются необратимостью и тенденцией к концентрации, к накоплению, то есть каждая последующая стадия включает предыдущую с ее результатом, иными словами, каждая предыдущая стадия вызывает необходимость последующей. Например, рост численности населения, социализация ребенка и т.д. Направленные процессы могут быть однонаправленными (следуют одной траектории или проходят через схожую последовательность необходимых стадий), разнонаправленными или мультилинейные (следуют по нескольким траекториям) и ступенчатыми (противоположность линейным, предполагают качественные скачки после продолжительных периодов количественного роста, проходят специфические пороги). Ненаправленные или текучие процессы носят случайный, хаотический характер, не опирающийся на какой-либо образец. Например, это процессы мобилизации и демобилизации в социальных движениях, возбуждение в революционной толпе и прочее. Различают два типа ненаправленных социальных процессов - первые представлены случайными процессами, вторые имеют циклический (есть возможность повторения) и спиралевидный (есть сходство, но существует различие в уровнях) характеры.

В зависимости от результатов, выделяют морфогенетические и трансмутационные. Примером первых могут служить образование новых социальных групп, новых организаций, внедрение как автомобильного транспорта в жизнь общества, так и других инноваций, кардинально модифицирующих социум: «Автомобиль изменил своим появлением городское пространство, став причиной появления скоростных шоссе, светофоров, многочисленных парковочных мест и стоянок». Вторые же процессы характеризуются менее радикальными изменениями. Трансмутационные процессы делятся, в свою очередь, на репродуктивные и трансформационные. Репродуктивные изменения - адаптивные, уравновешивающие и поддерживающие, носят характер количественных изменений. Трансформационные процессы приводят к качественным изменениям состояния социума.

В зависимости от осведомленности П. Штомпка выделяет явные, латентные и «процессы-бумеранги». Явные - распознаваемые, «предсказываемые процессы, в которых можно четко определить цель» (реформа правил дорожного движения). Латентные - трудно распознаваемые процессы, которые трудно оценить как желательные или нежелательные. «Процессы-бумеранги» - такие процессы, которые, вопреки ожиданиям, дают противоположные результаты (некоторые пропагандистские митинги).

По расположению причинных факторов, способствующих изменениям состояния социальных объектов, различают эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние). Эндогенные сосредоточены внутри изменяющегося общества, в зависимости от того, где сосредоточены рамки анализа данного исследуемого объекта. Экзогенные изменения проявляются как реакция на внешнее давление. Также в зависимости от местоположения отмечают спонтанные и спланированные. Первые процессы происходят «снизу» и не поддаются подсчету (неизмеримые действия потребителей, продавцов и т.п.). Вторые - это в первую очередь инициируемые, конструируемые и контролируемые сверху процессы (законодательные реформы, преследующие определенную цель).

Социальные процессы проходят на макро-, мезо- и микроуровнях. Примерами макропроцессов могут быть мировые кризисы в экономике, волны демократических движений, разрушение окружающей среды, этнические волнения и многое другое. Мезопроцессы характерны для многочисленных групп и сообществ, политических партий, социальных институтов. Микропроцессы происходят в первичных и малых группах, таких, как семья, круг друзей, школа, колледжи, клубы по интересам и т.п.

Согласно временному аспекту, процессы можно подразделить на кратковременные, долговременные и постоянные. Кратковременные процессы - социальные изменения, время протекания которых меньше времени существования социального объекта. Долговременные процессы - социальные изменения, происходящие на протяжении всего времени существования объекта. Постоянные процессы - глобальные социальные процессы, протекание которых не связано с существованием какого-либо одного социального объекта.

Таким образом, можно видеть, что социальные процессы занимают далеко не последнее место в жизни людей, и, исходя из всех рассмотренных нами выше классификаций, можно видеть, что различные социальные процессы можно проклассифицировать в зависимости от задаваемого нами и интересующего нас признака.

2. Социальные движения. Социальные реформы и революции

.1 Социальные движения: основные подходы к изучению

В обществе нередко можно увидеть такие процессы, которые представляют собой коллективные действия индивидов, но не входящих в какие-либо организации, сообщества и социальные группы. Такого рода действия являются разновидностью социальных процессов и называются социальными движениями.

В 19 веке социальные движения рассматривали как совокупность действий, направленных в первую очередь на поддержку социальных изменений: «Социальные движения можно рассматривать как коллективные предприятия, нацеленные на установление нового строя жизни. Их начало коренится в состоянии беспокойства, а движущая сила проистекает, с одной стороны, из неудовлетворенности настоящей формой жизни, а с другой - из желаний и надежд на какое-то новое устройство существования. Путь развития социального движения показывает возникновение нового строя жизни». Поэтому социальные движения должны были способствовать в первую очередь нововведениям в различных сферах жизнедеятельности общества. Современные социологи же утверждают, что такие движения направлены не только на поддержку социальных изменений, но и против них. Важно знать, что социальные движения не являются социальными институтами. Главное различие их друг от друга состоит в их периоде существования и в институциональном характере. Если социальные институты - относительно устойчивы и стабильны, то социальные движения имеют высокую динамичную структуру и имеют неопределенный жизненный цикл. В то время как институты поддерживают социальный порядок и поддерживаются всеми членами общества, которые считают институты ценным аспектом культурной жизни, поддерживающим действующую социальную систему, социальные движения, в свою очередь, не имеют столь институционального характера, и в них включено ограниченное количество индивидов из различных слоев, а оставшееся большинство индивидов относится к существующим социальным движениям либо с безразличием, либо с неприязнью. Если же какое-либо социальное движение получает массовую поддержку со стороны общества, то оно прекращает свою деятельность как социальное движение и превращается в социальный институт и становится неотъемлемой частью жизни общества. Аналогично не стоит путать движения с организациями, так как организации - это формальные социальные образования с наличием официального членства, устава или свода правил данной организации и внутренней иерархизированной структурой статусов и ролей, - и социальные движения могут включать в себя множество организаций, но несмотря на это, основой деятельности социальных движений являются усилия и действия людей, которые разделяют провозглашаемые идеи и ценности или сочувствуют им. Как показала практика, многие социальные движения практически не имеют признаков организованности, более того, если организации в большинстве случаев основаны на традиционных образцах и поддерживают устойчивое, предсказуемое поведения индивидов, то социальные движения предполагают неустойчивость культурных паттернов и, соответственно, измененные образцы поведения. В результате развития социальные движения могут обрести некоторые стабильные формы поведения, собственные нормы и системы упорядоченных и четко иерархизированных социальных статусов. В таком случае, социальное движение исчезает как таковое и появляется социальная организация или несколько организаций. Также социальные движения могут выступать в роли группы давления, т.е. «специально организованных групп для оказания влияния на официальных государственных должностных лиц», цель которых состоит в воздействии на институты управления в обществе. Примерами могут служить движения в поддержку президента, депутатской группы и прочих официальных лиц и органов. Проанализировав политическую борьбу, можно обнаружить, что большая часть групп давления не являются политическими движениями и стремятся достичь лишь тех целей, которые наиболее полезны обществу, используя при этом общепринятые нормы. Однако изначально они сознательно направлены на поддержание изменений в этих нормах и ценностях или на сопротивление им. Социальные движения могут выполнять функции групп давления исключительно случайным образом.

Социальные движения являются весьма актуальными и перспективными областями изучения и притягивают многих ученых из смежных наук, особенный интерес представляют предпосылки возникновения социальных движений. Существуют несколько наиболее популярных способов их изучения:

) Локальное изучение. При таком изучении акцент делается на внутреннее содержание движения без учета социокультурного контекста.

) Лонгитюдное или историческое. Этот способ включает проблемы зарождения и развития социальных движений, проблематику внутреннего содержания и в результате полученные данные из изучения документов, архивов, газет и подобных документально фиксированных источников информации об этих социальных движениях сочетаются с результатами опросов общественного мнения.

) Сравнительное изучение членства в движении. При таком подходе анализируется поведение не только рядовых членов движений, но и лидеров, используя или статистику в соответствии с их возрастом, полом, политическим и экономическим статусом, профессией, образованием и другими характеристиками, или интервью и биографический метод. Первый количественный подход дает нам понимание того, что и почему связывает воедино членов движений, а второй качественный дает возможность определить их общие чувства и мотивы поведения.

) Контент-анализ. Он подразумевает изучение отчетов социальных движений, речей и пропагандистских заявлений лидеров.

Прежде, чем перейти к классификации социальных движений, необходимо отметить, что далеко не всегда их можно протипизировать, поскольку одно движение может быть лишь промежуточной стадией для другого, более крупного социального движения, а несколько движений могут смешиваться между собой в различные жизненные циклы. Более того, различные социальные движения могут приобретать различный характер и оттенки: от экстремистских до политических и экономических и религиозных; а также охватывать как небольшие социальные группы, так и крупные социальные единицы (слои, классы, касты, страты). В связи с этим принято выделять классификацию наиболее общих черт и выделять так называемые «идеальные типы». Под идеальными типами подразумеваются такие социальные движения, которые выделены исключительно по какому-либо одному признаку. В действительности такие идеальные типы встречают крайне редко или вообще не встречаются.

Принято выделять следующие типы социальных движений:

)Экспрессивные

)Утопические

)Движения реформ

)Революционные движения

)Движения сопротивления.

Итак, в данном пункте нами были выделены вышеизложенные типы социальных движений. Теперь, было бы логичным перейти к изучению основных черт каждого из перечисленных типов, что позволит более полно и глубоко понять природу социальных процессов и социальных движений.

2.2 Основная характеристика социальных движений

Экспрессивные движения возникают внутри ограниченной социальной системы, которую нельзя как-либо преобразовать и из которой невозможно выйти. Индивиды, изменяя собственное отношение к такой непривлекательной реальности, приспосабливаются к ней с помощью различных форм эмоциональной экспрессии (танцы, искусство, музыка, ритуалы и т.д.). Экспрессивные движения зародились еще в глубокой древности и представляли различные мистерии в Древней Греции, Древнем Риме, Персии, Индии. Индивиды участвовали в сложных обрядах и ритуалах, чтобы отвлечься от несовершенного устройства общества. На сегодняшний день, экспрессионные движения можно наблюдать среди молодежи в созданных ими субкультурах (хиппи, рокеры, панки и т.д.). Зачастую экспрессивные движения связаны с верой в лучшую прошлую жизнь, т.е. обращаются к подвигам и славе прошлых поколений, возрождают символику и образ жизни предков. Примерами могут служить движения ветеранов, монархические социальные движения. Однако такого рода движения имеют пассивный характер и могут иметь как положительный эффект (способствуют реформам), так и отрицательный (могут вести к восстаниям). Свойство экспрессивных движений идеализировать прошлое, сопоставляя его с настоящим, может вести к тому, что такие движения становятся промежуточным звеном между неполитическими и активными политическими движениями.

Утопические движения провозглашают утопические идеи. После работы Томаса Мора, слово «утопия» стало обозначать идеальное общество, общество совершенства, которое возможно только лишь в наших фантазиях. Но Томас Мор не был единственным, кто занимался созданием модели идеального общества. Помимо него этой проблемой занимался Платон в глубокой древности («Идеальное государство», «Республика»), большую популярность утопические идеи приобрели в 18-19 века, а в наше время большой вклад осуществил американский психолог Б. Скиннер. Первыми утопическими движениями являлись религиозные движения и секты, которые провозглашали идею равенства и следование воле Бога. Мирские сообщества-последователи утопических идей, - провозглашали образ доброго, кооперативного, альтруистического человека, отметая идею личного счастья человека на второй план, таким образом, их существование было недолгим, несмотря на вечные идеалы совершенства. Примером может служить утопические движения, провозглашающие социальное равенство в условиях капитализма.

Движения реформ - это движения, имеющие своей целью изменить отдельные сферы и структуру общества. Важно отличать реформы от модернизации. Если реформа носит частичный характер и подразумевает изменение какой-либо отдельной стороны жизни, то модернизация предполагает полное разрушение и построение абсолютно нового строя, т.е. полную трансформацию общественной жизни. Для возникновения такого феномена как движение реформ необходимы два условия:

)Необходимо наличие положительного отношения к порядку в рассматриваемом сообществе и акцентирование внимания на отдельных негативных аспектах общественной жизни;

)Наличие возможности выражать свое мнение и активно действовать в поддержку или против определенной реформы.

Революционные движения имеют своей целью свержение существующей социальной системы и полное ее разрушение с последующим созданием нового социального порядка, существенно отличающегося от прежде существовавшего. Следует уточнить значение слова «революция». Под революцией в данном случае следует понимать «неожиданное, стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов». Революции - это не то же самое, что государственные или дворцовые перевороты. Главное различие заключается в том, что дворцовые или государственные перевороты оставляют социальные институты и систему власти в обществе в неизменной форме, сменяя лишь людей у власти. Понятие «революция» также имеет другое употребительное значение, например, когда речь идет о постепенных широкомасштабных изменениях (промышленная революция, научно-техническая революция, сексуальная революция). Если движения реформ пытаются изменить лишь некоторые недостатки уже существующей системы, то революционные движения не будут предпринимать никаких действий, объясняя это тем, что такая социальная система не заслуживает того, чтобы ее спасали. На примере истории можно наглядно увидеть, что революционные движения зачастую возникают в таких обществах, где революция является единственным выходом из сложившейся авторитарной ситуации и единственным средством устранения несовершенств социальной системы, а в демократических обществах развитие революционных движений минимально, поскольку реформы отодвигают революцию. Как пишет Фролов: «не случайно коммунистические движения не развиты в таких традиционно демократических странах, как Швеция, Швейцария, Бельгия или Дания, и сильно развиты в тех странах, где в той или иной мере проводится репрессивная политика или правительство лишь считается демократическим и его деятельность неэффективна при проведении социальных реформ». Американские ученые Л. Эдвард и К. Бринтон (школа естественной истории), также занимающиеся исследованием революционных движений, выделили их наиболее типичные стадии успешного развития:

)накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течение ряда лет;

)неспособность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения понимали их;

) появление побуждения к активным действиям, к восстанию социального мифа или системы верований, оправдывающих это побуждение;

) революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;

) период правления умеренных, которое вскоре сводится к попыткам контроля за различными группам революционеров или к уступкам с целью погашения взрывов страстей в народе;

) выход на активные позиции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию;

) период режима террора;

) возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и к некоторым образцам прежней предреволюционной жизни.

Следует еще раз обратить внимание, что довольно сложно определить, имеет ли данное социальное движение реформистский или революционный характер, поскольку оно может включать как активных ее членов и радикалов, так и пассивных реформаторов.

Движения сопротивления - это усилия и действия определенных социальных групп и сообществ, направленных против полного уничтожения уже происходящих трансформаций. Такие движения возникают в среде неудовлетворенных слишком быстрым протеканием процесса и, как правило, всегда сопровождаются реформаторскими и революционными движениями. Например, при проведении реформ Петром I в России образовалась оппозиция данным реформам. Обычно, в движения сопротивления входят индивиды, которые в процессе реформ теряют свои привилегии или вообще не будут иметь места и социальной позиции в реформированном устройстве общества.

Помимо данной типологии выделяют следующие виды социальных движений:

В зависимости от типа изменения: 1) Прогрессивные или инновационные. Такие движения стремятся к внедрению в жизнь общества различных нововведений. Это могут быть новые институты, законы, образы жизни, религиозные воззрения и т.п. Примерами таких социальных движений могут быть республиканские, социалистические движения, феминистские движения. 2) Консервативные или ретроактивные. Такой тип движений имеет своей целью возвращение к ранее существовавшему образу жизни. Например, различные экологические движения, монархические и т.д.

В зависимости от отношения к целям изменений: 1) Направленные на изменения социальных структур. Такие движения могут преобразовываться в политические партии и организации или присоединяться к ним, однако большинство из них остаются вне реформистской политической системы. 2) Направленные на изменения личности. Примерами таких движений могут служить религиозные и сектантские движения.

В зависимости от метода работы: 1) Мирные (ненасильственные) - используют мирные средства достижения своих целей. 2) Насильственные - движения, использующие методы вооруженной борьбы.

В зависимости от зоны распространения: 1) Глобальные движения, имеющие глобальные цели, например, интернационалы, движения мировых социальных форм и т.д. 2) Локальные движения, имеющие локальный уровень, т.е. задачи регионального масштаба. 3) Мультиуровневые движения, включающие и совмещающие в себе решение задач на всех уровнях (локальном, региональном, национальном и международном).

Теперь кратко рассмотрим жизненные циклы социальных групп. Не существует одинаковых социальных групп, которые проходят одни и те же стадии развития, но есть четыре общих для всех стадии: беспокойства, возбуждения, формализации и институционализации. На первой стадии появляется массовая неуверенность в завтрашнем дне, накапливается общественное недовольство, на второй все это недовольство фокусируется на определенных проблемах и все причины неудач идентифицируются с определенными реальными объектами. На третьей стадии появляется ряд агитаторов и деятелей, которые систематизируют активность и идеологию движения. На четвертой стадии движения практически устанавливаются в организацию, т.е. имеют собственные правила, кодексы, символику и т.д. Существует еще пятая стадия - стадия распада движения, однако такое мнение разделяют не все социологи, т.к. в реальности для многих социальных движений это не окончательный этап. Нельзя забывать, что социальное движение может прекратить свое существование в любой стадии. В зависимости от различных факторов (внутренних, внешних, в результате достижения собственных целей) движения могут распадаться на более мелкие организации или исчезнуть вовсе.

Насколько же полезны или вредны для общества социальные движения? Из всего рассмотренного нами можно сделать вывод, что данный вопрос некорректен. В первую очередь социальные движения - один из способов изменения общества. Проделанная работа позволяет более полно и глубоко понять природу социальных процессов и социальных движений и их роль в жизни общества.

Заключение

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что развитие общества - это сложное, многомерное и крайне противоречивое явление, состоящее из разнонаправленных или циклических процессов и трансформаций. Сложность и противоречивость усиливаются необходимостью искать, хотя это и сложно, нормативно-ценностный вектор для каждого периода времени, и желательно, чтобы этот вектор был направлен в сторону общепринятого понимания прогресса, хотя это необязательно должно быть так. Социальные процессы и возникающие социальные движения - это одно из средств изменения всего общества, а значит, оно всегда останется крайне болезненным явлением для общества. В наших руках есть все необходимые инструменты и средства, чтобы вовремя реагировать на данного рода изменения и делать процесс трансформации наиболее сглаженным и мягким, не запуская ситуацию до революционных взрывов и массового террора.

Список литературы

социальный революция движение реформа

1.Блумер, Г. Коллективное поведение / Г. Блумер // Американская социологическая мысль: тексты / Под ред. В.И. Добренова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 168-215.

.Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 703 С.

3.Грязнова, О.С. Социология революции Лайфорда Эдвардса / О.С. Грязнова, Д.Г. Подвойский // Социологический журнал. - 2005. - №1. - С. 73-100.

.Гусев, А.Н.Категории социальной дистанции в творчестве Г.Зиммеля / А.Н.Гусев// СОЦИС. - 2009. - №4. - С. 123-130.

.Зборовский, Г.Е. Общая социология / Г.Е. Зборовский. - М.: Гардарики, 2004. - 591 С.

6.Зиммель, Г. Большие города и духовная жизнь / Г. Зиммель // Логос. - 2002. - №3-4. - С. 1-12.

7.Зиммель, Г. Экскурс о чужаке / Г. Зиммель // Социологическая теория: История, современность, перспективы. Альманах журнала «Социологическое обозрение». СПб.: Владимир Даль, 2008.

.Кон, И.С. Позитивизм в социологии: Исторический очерк / И.С. Кон. - Л.: ЛГУ, 1964. - 208 С.

9.Лебон, Г.Психология народов и масс / Г. Лебон. - СПБ.: Макет, 1995. - 314 С.

.Лестер, М. Саламон. Организационная революция / М. Ластер // Курьер ЮНЕСКО. - 2001. - №15. - С. 21-45.

.Парк, Р. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок / Р. Парк // Социальные и гуманитарные науки. - 2000. - №3. - С. 135-151.

12.Сорокин, П. Социальная и культурная мобильность / П. Сорокин // Человек, цивилизация, общество // Под ред. А.Ю. Согомонова. - М.: Политиздат, 1992. - С. 297-307.

.Сорокин, П. Социокультурная динамика и эволюционизм / П. Сорокин // Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренова. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - С. 372-392.

14.Тощенко, Ж.Т. Социология: общий курс/ Ж.Т. Тощенко. - М.: Прометей, 2001. - 511 С.

15.Фролов, С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений / С.С. Фролов. - М.: Наука, 1994. - 256 С.

Среди причин появления социальных движений можно выделить общие (порождающие любое социальное движение) и специфические (причины появления определенного социального движения).

К общим причинам относятся, во-первых, объективные, социально-экономические факторы, во-вторых, психологическое состояние личности, в-третьих, стремление получить выгоды, в-четвертых, результат нарушения сбалансированности социальных систем.

В целом появление социальных движений связывают с возникновением в обществе социальных противоречий, конфликтов, дезорганизации, что и вызывает недовольство масс.

Специфические причины выявляются у каждого отдельного социального движения.

Общепризнанным считается то, что социальные движения – это реакция на социальную ситуацию. Но в различных подходах на первый план выдвигаются разные факторы, приводящие к возникновению социальных движений.

Марксистское направление считает, что социальные движения вызывает обострение глубинных противоречий в общественном развитии, которое выражается в социально-экономическом и политическом кризисах, а также в неспособности властей разрешить их в интересах масс.

Современные западные ученые выделяют объективные и субъективные причины.

К объективным причинам появления социальных движений относят:

1 – социально-психологическое направление (С. Хук, П. Амман, Дж. Дэвис) делает акцент на психологическом состоянии личности и объясняет возникновение массовых движений в русле концепций «психологии толпы», «краха социальных устоев», «разочарования – агрессии»;

2 – экономическое направление(М. Олсон, С. Скокпол) – считает социальные движения результатом стремления масс, групп, индивидов получить материальные выгоды;

3 – структурно-функциональное направление(Ч. Джонсон, Б. Мур, С. Хантингтон, С. Вудворд) трактует социальные движения как результат нарушения сбалансирования социальных систем;

4 – системный подход (Я. Щепаньский) считает, что социальные движения возникают на основе экономических и культурных изменений, преобразований в материальном базисе общества, новых идей, привнесенных из других обществ.

В числе субъективных причин выделяют:

1 – культурные тенденцииcultural drifts(П. Хортон, Ч. Хант), например, длительное развитие демократического общества, эмансипации женщин, высшая ценность образования часто создают условия для социальных движений;

2 – индивидуальную предрасположенность – неудовлетворенные люди, чем-то расстроенные и обеспокоенные, растерянные, подавленные, то есть люди с определенным типом мышления вступают в социальные движения.

Здесь нужно понять, какие обстоятельства приводят людей к такому положению. Очень часто такими детерминантами становятся:

– мобильность (невозможность укорениться),

– маргинальность (неполная интегрированность в социальные группы),

– социальная изоляция,

– изменяющийся социальный статус,

– отсутствие семейных связей.

При кажущемся различии подходов практически все авторы стремятся выявить социально-психологические основания движений. Они связывают генезис социальных движений с возникновением в обществе социальных противоречий, конфликтов, дезорганизации, дисфункции, ведущих к недовольству масс своим положением и тенденциями общественного развития, к фрустрации и эрозии прежней системы ценностей

Считается также, что появлению социальных движений способствуют идеологические тенденции (появление новых идей), репрессии, дискриминация – и многое другое.

Все это побуждает определенную часть общества искать формы самореализации, а затем по мере возрастания напряженности объединяться в социальные движения.

То есть в целом можно сказать, что социальные движения обычно возникают на основе экономических, культурных и политических изменений, преобразований в материальном базисе общества, а также на основе новых идей.

Важно понять, что социальные движения имеют не только какие-то общие причины возникновения и развития, но и свои специфические, в том числе и конкретно-исторического плана.

Социальные движения – особый класс социальных явлений, который обычно рассматривается в связи с анализом больших социальных групп и массового стихийного поведения. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности . Социальные движения подразделяются на широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т. п.), локальные движения , которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т. д.), и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).

Социальные движения разных уровней обладают несколькими общими чертами. Во-первых, они базируются всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения. Во-вторых, они ставят своей целью изменение ситуации: в обществе в целом, в определенном регионе или в какой-либо группе. В-третьих, в ходе организации движения любого уровня формулируется его программа. В-четвертых, любое движение определяет те средства, которые могут быть использованы для достижения целей. Наконец, в-пятых, всякое социальное движение реализуется в той или иной степени в различных формах массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр.

Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация, которая и дает импульс возникновению движения. Она одновременно преломляется и в индивидуальном сознании, и в сознании определенной группы: именно в группе достигается некоторое единство мнений, которое и будет “выплеснуто” в движении. Здесь важно подчеркнуть, что значимыми будут как относительно устойчивые социальные представления, сформировавшиеся на протяжении предшествующего развития группы, так и подвижные элементы массового сознания, сформировавшиеся на основе последней информации, часто неполной и односторонней. Отсюда – относительная легкость изменения содержания лозунгов и целей движения. Чрезвычайно важными, с точки зрения социальной психологии, являются три следующих аспекта: механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства, характеристика лидеров .

Механизмы присоединения к движению специалистычаще всего объясняют через анализ мотивов участников. Они подразделяются на фундаментальные , которые определяются условиями существования конкретной социальной группы, ее статусом, устойчивым интересом по отношению к какому-либо явлению, политическому решению, законодательству, и сиюминутные , которые порождены проблемной ситуацией, общественным инцидентом, новым политическим актом. От соотношения фундаментальных и сиюминутных мотивов в значительной степени зависят основательность и “прочность” движения, успешное достижение целей.

Поиск сторонников движения осуществляется различными путями: в локальных движениях он может происходить буквально “на улице”, когда организуется сбор подписей в целях поддержки какой-либо акции. В движениях более высокого уровня поиск сторонников происходит в тех группах, в которых родилась инициатива. Так, в движении за гражданские права инициаторами могут быть люди, подвергшиеся репрессиям; в движении «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» инициаторы – профессиональная группа и т. д. Каждый новый потенциальный участник движения индивидуально решает проблему присоединения или неприсоединения по призыву инициативной группы. Обычно человек принимает в расчет и степень близости интересов группы своим собственным, и меру риска, оценивает свою готовность заплатить определенную цену в случае, например, неудачи движения.

Коротко остановимся на двух теориях, объясняющих причины присоединения индивида к социальному движению.

Теория относительной депривации утверждает, что человек испытывает потребность достижения какой-либо цели не в том случае, когда он абсолютно лишен какого-то блага, права, ценности, а в том случае, когда он обнаруживает, что лишен чего-то значимого в сравнении с другими. И это побуждает человека присоединиться к определенному социальному движению. Оппоненты данной теории справедливо отмечают упрощение проблемы, которое выражается в том, что в этой теории абсолютизируется один из факторов и не принимаются в расчет другие факторы, которые в действительности могут иметь место.

Другая теория – теория мобилизации ресурсов утверждает, что человек, решая для себя вопрос о присоединении к какому-либо движению, руководствуется потребностью идентифицироваться с группой, ощутить себя частью ее, тем самым почувствовать свою силу, мобилизовать ресурсы. В данном случае, по мнению Г. М. Андреевой, также можно сделать упрек в односторонности и переоценке лишь одного из факторов . Таким образом, вопрос о механизмах присоединения людей к социальным движениям требует дальнейшей разработки.

Вторая проблема касается соотношения позиций большинства и меньшинствав любом массовом, в том числе социальном движении. В связи с тем, что социальные движения объединяют представителей разных социальных групп, характеризуются специфическими формами действий, в социальных движениях с неизбежностью выделяется большинство и меньшинство. Игнорирование позиции меньшинства может ослабить движение. Следовательно, необходим диалог, обеспечивающий права меньшинства.

Современный французский психолог С. Московичи считает, что меньшинство может рассчитывать на влияние в движении только при определенных условиях. Главное из них – последовательный стиль поведения. Под этим понимается обеспечение последовательности в двух “сечениях”: в синхронии (единодушие участников в каждый данный момент) и диахронии (стабильность позиции и поведения членов меньшинства во времени). Только при соблюдении таких условий переговоры меньшинства с большинством (а это неизбежно во всяком движении) могут быть успешными. Важен стиль переговоров и наличие определенных умений. Особо значимы умения идти на компромиссы, “снимать” излишнюю категоричность, отделять идею от её носителя, разрабатывать варианты продуктивных решений.

Третья проблема, возникающая в социальном движении, – это проблема лидера . Как правило, прочность позиции и авторитета лидера в значительной мере обеспечивает успех движения. Понятно, что лидер такого специфического типа массового поведения должен обладать особыми чертами. Он должен наиболее полно выражать в своей активности базовые ценности, “дух” данного движения. Он должен уметь отстаивать цели, принятые участниками. Кроме того, он должен быть внешне привлекательным для довольно большой массы людей. Эти качества лидера способствуют удержанию движения в принятых рамках поведения, не допускающих легкости изменения избранной тактики и стратегии действий.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что социальные движения – сложнейшее явление общественной жизни со своими специфическими социально-психологическими характеристиками. Они не могут быть строго привязаны к изучению лишь больших организованных социальных групп или, напротив, сугубо стихийных образований. Тем не менее они включают в себя весь набор тех специфических способов общения людей, который свойствен этим типам групп .

Резюме

Социально-психологический анализ больших групп можно рассматривать как “ключ” к познанию содержания психики индивида. К большим социальным группам относят два вида групп: устойчивые группы, сложившиеся в ходе исторического развития, и стихийные группы, возникающие всякий раз случайно на короткий период времени. Большие устойчивые группы – это социальные классы, этнические группы, профессиональные и половозрастные группы. Большие стихийные группы: толпа, масса, публика. Большие (устойчивые) группы отличаются от малых групп по ряду признаков: а) в больших группах, в отличие от малых, непосредственного общения нет, каждый каждого знать не может; б) в больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения – нравы, традиции, обычаи; в) в них складывается ифункционирует специфический язык. В структуре психологии больших устойчивых групп выделяют две составные части: а) психический склад группы и б) эмоциональную сферу группы. Психический склад группы является достаточно устойчивым образованием, а эмоциональная сфера – более подвижной частью групповой психологии. К психическому складу принято относить социальный или национальный характер, нравы, традиции, обычаи. В эмоциональную сферу входят потребности, интересы, настроения. Важнейшей из этнических групп является нация. Под нацией обычно понимается социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе и общим языком. Основными регуляторами деятельности и поведения нации являются национальные традиции и обычаи. Они представляют собой сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью. Эмоциональную сторону психологии нации составляют национальные чувства и настроения. Национальные чувства и настроения – это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к её интересам, другим народам и ценностям. Этнические стереотипы – своеобразные шаблоны восприятия, в соответствии с которыми определенным нациям приписываются определенные психологические характеристики. Главный отличительный признак взаимодействия в стихийных группах заключается в том, что здесь возникает стихийная передача эмоционально насыщенной информации, и ситуация взаимодействия характеризуется тем, что личность практически “снимает” с себя персональную ответственность за происходящее, утрачивает личный контроль над ситуацией. В стихийных группах три механизма воздействия: психическое заражение, внушение, подражание. Психическое заражение – это бессознательная невольная подверженность индивида психическим состояниям других. Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Чем большие группы отличаются от малых групп?

2. Чем обусловлена значимость социально-психологического анализа больших групп?

3. Что отличает большие устойчивые группы от стихийных групп?

4. Что понимается в этнопсихологии под нацией?

5. Какие две сферы (части) выделяют в структуре психологии нации?

6. Что понимается под национальным характером, национальным темпераментом, этническими чувствами?

7. В чем опасность этнических стереотипов?

8. Сопоставьте между собой типы стихийных групп (выделите общее и различия).

9. Охарактеризуйте психическое заражение, внушение и подражание как механизмы воздействия людей друг на друга в стихийных группах.

10. Каковы особенности поведения индивида в стихийных группах?

11. Что понимается под социальными движениями?

12. Какими общими характеристиками обладают социальные движения разных уровней?

Представляют собой социальные движения . По определению Д. Делла Порта и М. Диани, социальные движения представляют собой «неформальные сети, базирующиеся на разделяемых всеми их участниками ценностях и солидарности, мобилизующие своих участников по поводу конфликтных проблем посредством регулярного использования различных форм протеста».

Социальные движения — это неинституциональный тип коллективного действия, и соответственно их не следует смешивать с социальными институтами. Социальные институты — это устойчивые и стабильные образования, а социальные движения имеют неопределенный временной цикл, они нестабильны, при некоторых условиях легко распадаются. Социальные институты призваны поддерживать систему социальных отношений, общественный порядок, а социальные движения не имеют устойчивого институционального статуса, большинство членов общества относится к ним равнодушно, а некоторые даже с неприязнью.

Социальные движения представляют собой особую разновидность социальных процессов. Все социальные движения начинаются с чувства недовольства существующим социальным устройством. Объективные события и ситуации создают условия для понимания несправедливости существующего положения вещей. Люди видят, что власти не принимают мер, чтобы изменить ситуацию. При этом существуют определенные эталоны, нормы, знание того, как должно быть. Тогда люди объединяются в общественное движение.

В современном обществе можно выделить различные социальные движения : молодежные, феминистские, политические, революционные, религиозные и др. Общественное движение может быть структурно не оформлено, в нем может не быть фиксированного членства. Это может быть стихийное кратковременное движение или общественно-политическое движение с высокой степенью организованности и значительной продолжительностью деятельности (из них рождаются политические партии).

Рассмотрим такие социальные движения, как экспрессивные, утопические, революционные, реформаторские.

Экспрессивные движения

Участники таких движений с помощью особых ритуалов, танцев, игр создают мистическую реальность, чтобы практически полностью отделиться от несовершенной жизни общества. К ним можно отнести мистерии Древней Греции, Древнего Рима, Персии и Индии. Сейчас экспрессивные движения наиболее ярко проявляются в среде молодежи: в объединениях рокеров, панков, готов, эмо, байкеров и т.д. с их попытками создать свою субкультуру. Как правило, взрослея, молодые люди — участники этих движений — получают профессию, работу, обзаводятся семьей, детьми и в конце концов становятся рядовыми обывателями.

К экспрессивным движениям относят и разного рода монархические объединения в России, движения ветеранов войны. Общей основой в подобных объединениях служат традиции прошлого, реальные или воображаемые подвиги предков, стремление идеализировать старые обычаи и стиль поведения. Обычно эти безобидные объединения заняты воспоминаниями и созданием мемуаров, однако именно они при определенных условиях могут побудить пассивное до этого население к действиям, могут стать промежуточным звеном между неполитическими и активными политическими движениями. В процессе этнических конфликтов они могут играть чрезвычайно негативную роль.

Утопические движения

Уже в античности Платон пытался описать будущее совершенное общество в своем диалоге «Государство». Впрочем, попытки философа создать такое общество не увенчались успехом. Движения первых христиан, которые были созданы на основе идей всеобщего равенства, оказались более жизнестойкими, так как их члены не стремились к личному счастью и материальному благополучию, а желали создать идеальные отношения.

Светские «совершенные» общества стали появляться на земле с тех пор, как в 1516 г. английский гуманист Томас Мор написал свою знаменитую книгу «Утопия» (слово «утопия» (греч.) можно понимать и как «место, которого нет» и как «благословенная страна»). Утопические движения возникали как попытки создать на земле идеальную социальную систему с добрыми гуманными людьми и справедливыми общественными отношениями. Мюнстерская коммуна (1534), коммуны Роберта Оуэна (1817), фаланги Шарля Фурье (1818) и многие другие утопические организации быстро распадались по многим причинам, и прежде всего из-за недооценки естественных качеств человека — желания достичь жизненного благополучия, стремления реализовать свои способности, работать и получать за это адекватное вознаграждение.

Однако нельзя недооценивать и желание людей изменить условия, в которых они живут. Это особенно относится к группам, члены которых считают существующие отношения несправедливыми и в связи с этим стремятся решительно изменить свое социальное положение.

Революционное движение

Революция — это неожиданное, стремительное, часто насильственное, кардинальное изменение социальной системы, структуры и функций основных социальных институтов. Революцию следует отличать от верхушечного переворота. «Дворцовые» перевороты совершают люди, стоящие у руля правления, они оставляют неизменными

социальные институты и систему власти в обществе, заменяя, как правило, только первых лиц государства.

Обычно революционное движение развивается постепенно в атмосфере всеобщей социальной неудовлетворенности. Выделяются следующие типичные стадии развития революционных движений:

  • накопление социальной неудовлетворенности в течение ряда лет;
  • появление мотивов к активным действиям, восстанию;
  • революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;
  • выход на активные позиции радикалов, которые захватывают
  • власть и уничтожают оппозицию; о период режима террора;
  • возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и некоторым образцам прежней предреволюционной жизни.

Именно по такому сценарию протекали все наиболее значимые революции.

Реформаторское движение

Реформы проводятся с целью исправить дефекты существующего социального порядка в отличие от революции, цель которой — разрушить всю социальную систему и создать принципиально новый социальный порядок, радикально отличающийся от прежнего. Исторический опыт свидетельствует, что своевременно проведенные необходимые реформы часто предотвращают революцию, если основой для социальных реформ выступают интересы населения. Там, где тоталитарное или авторитарное правление блокирует движение реформ, единственным способом устранения недостатков социальной системы становится революционное движение. В традиционно демократических странах, например Швеции, Бельгии, Дании, радикальные движения имеют мало сторонников, в то же время в тоталитарных режимах репрессивная политика постоянно провоцирует революционные движения и беспорядки.

Стадии социального движения

В любом социальном движении при всех особенностях, обусловленных спецификой страны, региона, народа, выделяют четыре одинаковые стадии: начального беспокойства, возбуждения, формализации, последующей институционализации.

Стадия беспокойства связана с возникновением у населения неуверенности в завтрашнем дне, чувства социальной несправедливости, с ломкой системы ценностей и привычных норм поведения. Так, в России после событий августа 1991 г. и официального введения рыночных механизмов миллионы людей оказались в непривычной обстановке: без работы, без средств к существованию, без возможности в рамках традиционной идеологии оценить ситуацию, когда подверглись эрозии устоявшиеся нормы морали, права, стали изменяться ценности. Это привело к возникновению сильного социального беспокойства у значительной части населения и создаю предпосылки для формирования различных социальных движений.

Стадия возбуждения наступает, если на стадии беспокойства люди начинают связывать ухудшение своего состояния с реальными социальными процессами в такой степени, что у них возникает потребность в активных действиях. Сторонники движения собираются вместе для обсуждения существующего положения. На стихийно возникающих митингах произносятся речи, выдвигаются ораторы, которым лучше других удается сформулировать волнующие всех проблемы, агитаторы и, наконец, лидеры с идеологическим организационным талантом, которые обозначают стратегию и цели борьбы и превращают массы недовольных в эффективное социальное движение. Стадия возбуждения весьма динамична и быстро заканчивается либо активными действиями, либо потерей у людей всякого интереса к этому движению.

Социальное движение, которое пытается добиться коренных изменений в обществе, обычно в той или иной мере организовано. Если энтузиазм возбужденных масс не упорядочен и не направлен на достижение определенных целей, начинаются стихийные уличные беспорядки. Поведение возбужденной толпы непредсказуемо, его итогом становится разрушение: люди поджигают автомобили, переворачивают автобусы, бросают камни в полицейских, выкрикивают угрозы. Так иногда ведут себя футбольные фанаты, провоцируя своих оппонентов. При этом возбуждение обычно быстро проходит и о каком-либо организованном и длительном по времени движении не может быть и речи.

На стадии формализации происходит оформление движения (структуризация, регистрация и т.д.), появляются идеологи для его теоретического обоснования, формулирования четких и ясных целей и задач. Через агитаторов населению разъясняют причины создавшегося положения, перспективы самого движения. На этой стадии возбужденные массы превращаются в дисциплинированных представителей движения, которые имеют более или менее реальную цель.

На стадии институционаяизации социальному движению придается завершенность и определенность. Движение вырабатывает определенные культурные образцы с разработанной идеологией, структурой управления, собственной символикой.

Социальные движения, достигшие своей цели, например получившие доступ к государственной власти, превращаются в социальные институты или организации. Многие движения распадаются под влиянием внешних условий, внутренних слабостей.

Причины возникновения социальных движений

Почему в одном обществе возникают социальные движения, бурлит революционная деятельность, появляются беспорядки, а другое общество живет без значительных потрясений и конфликтов, хотя там также есть богатые и бедные, правящие и управляемые? По-видимому, однозначного ответа на данный вопрос не существует, поскольку действует множество факторов, в том числе цивилизационных.

В экономически развитых, демократически устроенных обществах большинство населения испытывает чувство относительной безопасности, стабильности, равнодушно к изменениям в общественной жизни, не хочет присоединяться к радикальным социальным движениям, поддерживать их, а тем более участвовать в них.

Для изменяющихся нестабильных обществ более характерны элементы социальной дезорганизации, состояние аномии.

Если в традиционных обществах человеческие потребности удерживаются на достаточно низком уровне, то с развитием цивилизации свобода личности от традиций, коллективных нравов и предрассудков, возможностьличного выбора занятий и способов действия резко расширяются, но одновременно возникает состояние неопределенности, сопровождающееся отсутствием твердых жизненных целей, норм и образцов поведения. Это ставит людей в двойственное социальное положение, ослабляет связь с конкретной группой и со всем обществом, что ведет к росту случаев отклоняющегося поведения. Особой остроты аномия достигает в условиях свободного рынка, экономических кризисов и неожиданных перемен социально-политических постоянных факторов.

Американский социолог Р. Мертон у членов такого рода нестабильных обществ подметил некоторые основные социально-психологические черты. В частности, они полагают, что те, кто управляет государством, равнодушны к желаниям и стремлениям его рядовых членов. Рядовому гражданину кажется, что он не может достичь своих основных целей в обществе, которое видится ему непредсказуемым и беспорядочным. У него растет убеждение в том, что невозможно рассчитывать на какую-либо социальную и психологическую поддержку институтов данного общества. Комплекс чувств и мотивов такого рода можно рассматривать как современную разновидность аномии.

В этих случаях людям присущи установки на социальные изменения. Данные установки становятся основой формирования движений, которые вызывают контрдвижения, тождественные по направленности, но противоположные по ценностям. Движения и контрдвижения всегда сосуществуют там, где представлены группы с разными интересами и целями.

Наиболее эффективной формой предупреждения столкновения социальных движений с противоположными целями является устранение его причин на разных уровнях.

На общесоциальном уровне речь идет о выявлении и устранении экономических, социальных и политических факторов, которые дезорганизуют общественную и государственную жизнь. Перекосы в экономике, разрыв в уровне и качестве жизни больших групп и слоев населения, политическая нестабильность, неорганизованность и неэффективность системы управления служат постоянным источником крупных и мелких, внутренних и внешних конфликтов. Чтобы предупредить появление радикальных движений, необходимо последовательно проводить социальную, экономическую, культурную политику в интересах всего общества, укреплять правопорядок и законность, содействовать повышению духовной культуры людей. Указанные меры — это общая «профилактика» любых социально негативных явлений в обществе, в том числе конфликтных ситуаций. Восстановление и укрепление законности, изживание «субкультуры насилия», характерной для многих слоев населения, все, что может способствовать сохранению нормальных деловых отношений между людьми, укреплению их взаимного доверия и уважения, предупреждает возникновение радикальных и экстремистских движений, а если они уже образовались, способствует смягчению их позиций до приемлемого для общества уровня.

Таким образом, социальные движения можно определить как совокупность протестных действий, направленных на поддержку социальных изменений, «коллективную попытку осуществить общие интересы или добиться общей цели посредством коллективного действия вне рамок установленных институтов» (Э. Гидденс). Важную роль в развитии общества сыграли экспрессивные, утопические, революционные и реформаторские социальные движения. Практика показывает, что, достигая своей цели, социальные движения прекращают существование в качестве собственно движений и преобразуются в институты и организации.

Социальные движения - это достаточно организованная общность людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

Различают следующие типы социальных движений: общие социальные движения (рабочее, молодежное, женское и движение за мир) экспрессивные социальные движения (религиозные движения и мода), движения сопротивления (направлены на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений), революционные движения (направленные на стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов) и другие.

Социальные движения неоднородны, в них объединя­ются представители разных социальных групп. Социаль­ные движения - сложнейшее явление общественной жизни. Они изменяют общество, но в процессе этого они и сами изменяются для того, чтобы более эффективно влиять на общество.

Типы социальных движений. Далеко не всегда легко классифицировать социальные движения, так как одно движение может быть лишь промежуточным этапом для другого, несколько движений могут смешаться друг с другом в различные периоды своего развития. Кроме того, социальные движения могут приобретать различные оттенки, быть более или менее экстремистскими, носить политический или экономический характер, охватывать небольшие социальные группы или крупные социальные единицы (классы, страты) и т.д.

Экспрессивные движения. Когда люди находятся внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться и которую не в силах изменить, обычно возникают экспрессивные социальные движения. Каждый участвующий в таком движении индивид соглашается с существующей непривлекательной действительностью, модифицируя свое отношение к ней, но не модифицируя саму реальность. С помощью мечтаний, видений, ритуалов, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии он находит долгожданное эмоциональное облегчение, что делает его жизнь терпимой.



Экспрессивные движения возникли в глубокой древности. К ним можно отнести, например, мистерии, существовавшие в Древней Греции, Древнем Риме, Персии и Индии. Люди, участвовавшие в таких мистериях, совершали сложные ритуалы, слушали прорицателей и магов, создавали мистические учения, для того чтобы практически полностью отделиться от несовершенной, на их взгляд, жизни общества. В наше время экспрессивные движения наиболее ярко проявляются в молодежной среде. Хиппи и рокеры, лабухи и люберы - это лишь немногие проявления попыток молодых людей создать собственную субкультуру и дистанцироваться от чуждого им общества. Такие движения чаще всего связаны с пассивным поведением, уходом от действительности путем воспоминаний или мечтаний. В то же время такие экспрессивные движения могут прокладывать путь реформам или вести к восстаниям, так как они оживляют традиции и могут функционировать как сила, возбуждающая пассивное население.

Утопические движения. С тех пор как Томас Мор написал свою знаменитую "Утопию", слова "утопия" и "утопический" означали общество совершенства, существующее только в человеческом воображении. Эти совершенные общества пытались описать многие выдающиеся писатели и мыслители, начиная с Платона и его "Республики" и кончая американским психологом Б. Скиннером, лидером современного бихевиоризма. Особенно много попыток теоретически обосновать совершенное человеческое общество предпринималось в XVIII и XIX вв., когда утопические идеи были особенно популярны. До тех пор пока "строители" совершенных обществ не были способны на масштабный эксперимент по воплощению своих идей в жизнь, утопические движения сводились к попыткам создания идеальных социальных систем в кружках утопистов, состоящих из немногочисленных последователей утопических идей, но впоследствии они стали активно внедряться в реальные общества.

Первоначально небольшие общности, создаваемые членами утопических движений, были исключительно религиозными (движение первых христиан, религиозные секты Востока, создаваемые на основе всеобщего равенства, и др.). Общности, созданные на основе религиозных утопических движений, оказались весьма жизнестойкими, так как их члены не стремились к личному счастью в этой жизни и к материальному благополучию. Благом для них считалось общее следование воле Бога. Иначе обстояло дело в мирских общностях последователей утопических идей. Вся идеология мирских утопических движений основывалась на концепции доброго, альтруистичного, кооперативного человека. Объединение последователей утопических идей в сообществе предполагало проявление, ими именно этих качеств.

Революционные движения. Под революцией в данном случае мы понимаем неожиданное, стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов. Революции следует отличать от государственных или дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, стоящими у руля правления и оставляющими институты и систему власти в обществе неизменными. Термин "революция" применяется иногда к постеленным, мирным широкомасштабным изменениям, таким, например, как "промышленная революция", "сексуальная революция". Но в этом случае мы имеем дело с совершенно другим значением данного термина. Революционное движение пытается свергнуть, разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок, в значительной степени отличающийся от прежнего. Если реформаторы стремятся исправить лишь некоторые недостатки и дефекты в существующем социальном порядке, то революционеры считают, что система не заслуживает того, чтобы ее спасали.

Движения сопротивления. Если революционные движения возникают среди людей, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком быстро. Другими словами, движения сопротивления - это усилия определенных групп людей, направленные на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений. Подобные движения всегда сопровождают движения реформ и революционные движения. Примером этого могут служить оппозиционные движения во многих обществах. Так, проведение реформ в России привело к появлению множества оппозиционных движений сопротивления реформам, которые включают людей, не видящих своего места в реформированном обществе или потерявших свои привилегии в ходе проведения таких реформ.

Жизненные циклы социальных движений. Нет двух социальных движений, которые полностью совпадали бы по всем характеристикам. Однако обычно движения в процессе своего развития проходят четыре одинаковые стадии: беспокойства, возбуждения, формализации и институционализации.

Стадия беспокойства. Истоки всех без исключения социальных движений можно видеть в возникновении состояния социального беспокойства. Когда люди испытывают неуверенность в завтрашнем дне, или когда повсеместно развивается чувство социальной несправедливости, или когда некоторые изменения в обществе ломают привычный жизненный ритм, у людей возникает чувство боязни, нестабильности своего положения в социальной среде, которые мы называем социальным беспокойством.

Стадия возбуждения. Когда беспокойство фокусируется на определенных условиях и причины несчастий и неудач идентифицируются с реальными социальными объектами так, что возникает побуждение к активным действиям, наступает стадия возбуждения. Сторонники движений собираются вместе для обсуждения существующего положения, и повсеместно появляются агитаторы движений. Дальнейшее развитие движения во многом зависит от популярности лидеров, успешных действий агитаторов и эффективности деятельности социальных институтов. Обычно стадия возбуждения охватывает незначительный промежуток времени и заканчивается либо активными действиями, либо потерей у людей всякого интереса к этому движению.

Стадия формализации. Очень многие движения проходят весь свой жизненный цикл, не оформляясь в организации, но те из социальных движений, которые действительно пытаются добиться значительных изменений в обществе, должны быть организованы. Возбужденные массы последователей движения не могут ничего создавать и совершать, кроме разрушения, если их энтузиазм не упорядочен и не направлен на достижение строго определенных целей. На стадии формализации возникает ряд деятелей движения, которые систематизируют его активность и идеологию, делают ее ясной и определенной. Идеология строится таким образом, чтобы постоянно напоминать людям о их неудовлетворенности, определять причины такой неудовлетворенности, устанавливать объекты, стратегию и тактику движения для оптимального достижения целей и стремиться морально оправдать их действия, Формализация превращает возбужденные массы в дисциплинированных членов движения, а неопределенную причину движения - в реальную и видимую цель. Стадия формализации занимает также короткий промежуток времени и довольно быстро сменяется стадией институционализации.

Стадия институционализации наблюдается практически во всех движениях, которые длятся достаточно долго. При этом движение кристаллизуется в определенных культурных образцах, включая традиции поддержки и защиты интересов его членов. На этой стадия эффективные бюрократы замещают усердных агитаторов как лидеров и члены движения чувствуют, что они поддерживают достойную, с устойчивой идеологией, организацию, в которой они занимают строго определенные позиции и выполняют соответствующие социальные роли. Институционализация придает социальным движениям законченность и определенность. На этой стадии движение настолько организовано, настолько обладает собственной разработанной символикой, кодексами и идеологией, что практически становится организацией.

Стадия распада движения. Следует помнить, что движение может прекратиться на любой стадии своего развития. Под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставленных целей многие движения распадаются или превращаются в социальные институты или организации. В случае распада движение может превратиться в ряд автономных образований, часто конфликтующих или конкурирующих друг и другом. При этом социальный эффект их воздействия на различные сферы общественной жизни значительно ослабевает или сходит на нет. Те движения, которые превращаются в социальные институты, наоборот, закрепляют свое влияние в обществе, становятся его неотъемлемой частью (как, например, политические движения, достигшие своих целей и получившие доступ к государственной власти).

Социальные движения не возникают сразу и вдруг. Они появляются и развиваются при определенных социальных условиях, и эти условия создаются в ходе деятельности многих людей, разделяющих основные цели движения.

Культурные течения. Во всех современных цивилизованных обществах постоянно происходят изменения в ценностях и нормах поведения людей. Такие изменения называются культурными течениями. Концепция культурных течений была разработана американским социологом М. Герсковитцем, определявшим культурное течение как процесс, в котором "небольшие деформации медленно изменяют характер и формы стиля и способов жизнедеятельности людей, но результат действия этих перемен очевиден. Участвуя в культурных течениях, большинство людей развивают новые идеи о том, какое общество их больше всего устраивает и как оно должно относиться к своим членам.

Каждое культурное течение появляется и развивается под воздействием многих факторов и может породить социальное движение. И наоборот, каждое социальное движение может способствовать возникновению культурных течений. Таким образом, культурные течения обеспечивают благоприятные условия для социальных движений, подстегивают и ускоряют их развитие. В прошлом веке культурные течения в основном развивались в направлении достижения равных прав для всех видов социальных групп - мужчин и женщин, религиозных, политических, национальных меньшинств. Социальные движения, совпадавшие по своему направлению с культурными течениями, были весьма успешными, в то время как движения сопротивления культурным течениям терпели неудачу.