I. Процесс социализации. Теории социализации индивида. Уровни социализации.(можно рассказать про теорию Мида и Кули из социологии,потом про фрейда и про тарда) Интернализация норм через социальное взаимодействие

I. Процесс социализации. Теории социализации индивида. Уровни социализации.(можно рассказать про теорию Мида и Кули из социологии,потом про фрейда и про тарда) Интернализация норм через социальное взаимодействие

Переходные процессы в цепи RC

Становление личности человека сопровождается освоением им культуры своей среды. Человек живущий, т.е. действующий и познающий, немыслим без оснащенности элементами «своей» культуры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и поведения. Они в совокупности образуют целостный символический мир. Существует достаточно большое количество теорий социализации.

Истоки теории социализации намечены в работах Тарда , описавшего процесс интернализации (освоения личностью) ценностей и норм через социальное взаимодействие.Подражание , по Тарду, является принципом, лежащим в основе процесса социализации , причем оно опирается как на физиологические потребности и вытекающие из них желания людей, так и на социальные факторы (престиж, повиновение и практическая выгода). Типовым социальным отношением Тард признавал отношение «учитель - ученик».

С точки зрения Т. Парсонса , основным процессом, обеспечивающим зарождение личности, является взаимодействие . С самого рождения у ребенка есть потребность в социальных отношениях. Важность этой потребности определяется тем, что ребенок изначально находится в зависимом положении. Ребенок развивает потребности в соответствующих установках взрослых по отношению к нему. Именно на основе таких новых потребностей человек достигает уровней организации, недоступных животным. Важным механизмом социализации по Т. Парсонсу является развитие способности отождествления со взрослыми. Наиболее значимой характеристикой отождествления является принятие ребенком ценностей взрослого . Другими словами, ребенок начинает хотеть для себя того, чего хочет для него взрослый.

При взаимодействии двух личностей между собой начинают возникать взаимные ожидания относительно действий и установок каждого из них. Эти ожидания Т. Парсонс назвал ролевыми ожиданиями . Первая из двух взаимодействующих личностей (назовем ее А) ожидает, что вторая личность (В) в условиях данной ситуации будет вести себя конкретным образом. Далее реакция А будет различной в зависимости от выполнения или невыполнения ее ожиданий. В свою очередь В интерпретирует реакции А, наделяя их значениями (не обязательно верно), и эта интерпретация играет роль в формировании следующей стадии его действия по отношению к А.

Наиболее значимой единицей социальной структуры по Т. Парсонсу является не конкретное лицо, а роль. Роль – это такой организованный сектор ориентаций индивида, который определяет его участие в процессе взаимодействия. Важной характеристикой большинства социальных ролей является то, что действия , необходимые для их выполнения, не предписываются, а находятся в некотором диапазоне свободы. Это позволяет личностям соответствовать ожиданиям, связанным с ролями, без чрезмерных напряжений. Так, взрослые в своей ориентации на ребенка действуют в рамках ролей, и ребенок почти с самого начала приобретает ожидания, которые быстро становятся ролевыми.



Иначе рассматривает процесс социализации символический интеракционизм. По мнению известного американского социолога Ч. Кули, каждый человек строит своё «я», основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт . Это человеческое «я», открывающееся через реакции других, получило известность как зеркальное «я» . Ч. Кули определил три составляющих зеркального «я» :

1. Представление о том, как мы выглядим в глазах другого человека.

2. Представление о том, как он судит об этом нашем образе.

3. Некое чувство «я» (гордость, стыд).

Американский психолог Дж. Г. Мид считал, что «я» - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. Процесс формирования личности включает три различные стадии .

Первая – имитация. На этой стадии дети копируют взрослых, не понимая его.

Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определённых ролей: врача, пожарного и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, - это важный шаг в процессе осознания своего «я».

Третий этап развития ребёнка, согласно Дж. Г. Миду, начинается примерно с восьми-девяти лет. Это стадия коллективных игр (соревнований), когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы.

Лишь с этого времени они начинают усваивать ценности и моральные нормы, в соответствии с которыми протекает социальная жизнь. На этой стадии ребёнок учится постигать то, что Дж. Г. Мид называл обобщённым другим, - общие ценности и моральные установки, принятые в культуре, в рамках которой ребёнок развивается.

Феноменологический подход. Индивид не рождается членом общества. Он рождается с предрасположенностью к социальности и затем становится членом общества. Отправной пункт этого процесса - интернализация: непосредственное постижение или интерпретация объективного факта как определенного значения, то есть как проявления субъективных процессов, происходящих с другими, благодаря чему этот факт становится субъективно значимым для меня самого. Интернализация в этом общем смысле - основа понимания, во-первых, окружающих меня людей, а во-вторых, мира как значимой и социальной реальности.

Социализацию можно определить как всестороннее и последовательное вхождение индивида в объективный мир общества или в отдельную его часть . Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация - это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества.

Очевидно, что первичная социализация обычно является наиболее важной для индивида и что основная структура любой вторичной социализации будет сходна со структурой первичной социализации. Каждый индивид рождается в объективной социальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию. Значимые другие, которые выступают посредниками между ним и этим миром, модифицирует последний в процессе его передачи . Они выбирают те или иные аспекты этого мира в зависимости от того места, которое они занимают в социальной структуре, и от своих индивидуальных, биографических характерных особенностей. И социальный мир предстает перед индивидом в “отфильтрованном” виде, пройдя двойной отбор.

Например, ребенок из низших слоев впитывает не просто перспективу низшего класса на социальный мир, но перспективу, окрашенную индивидуальным восприятием его родителей (или кого бы то ни было еще, кто отвечает за его первичную социализацию). Одна и та же перспектива низшего класса может вызвать различные чувства: удовлетворенность, покорность, горькую злобу, зависть, неистовое бунтарство. Следовательно, ребенок, происходящий из низших классов, будет жить совершенно иначе не только в сравнении с ребенком - выходцем из высших классов, но и в сравнении с другим ребенком из низшего класса.

Важным компонентом социализации является обретение идентичности . Индивид принимает не только роли и установки других, но в ходе этого процесса он принимает и их мир. Иметь данную идентичность - значит, занимать особое место в мире, предписываемое определенными правилами. Формирование в сознании обобщенного другого означает, что индивид теперь идентифицируется не только с конкретными другими, но и со всеобщностью других, то есть с обществом.

Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единственно существующий и единственно мыслимый . Именно поэтому мир, интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации. Первичная социализация завершается, когда в сознании индивида укоренено понятие с обобщенного другого и все, что его сопровождает.

Вторичная социализация представляет собой интернализацию институциональных или институционально обоснованных “подмиров”. Вторичная социализация есть приобретение специфически ролевого знания , когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда.

В то время как первичная социализация не может происходить без эмоционально заряженной идентификации ребенка с его значимыми другими, вторичная социализация по большей части может обойтись без таковой и эффективно протекать лишь на фоне взаимной идентификации , которая является составной частью любой коммуникации между людьми. Грубо говоря, необходимо любить свою мать, но не учителя.

При вторичной социализации роли характеризуются высокой степенью анонимности , то есть они весьма удалены от их индивидуальных исполнителей. То же самое знание, которое дает учитель, может быть передано и другим. Любой функционер подобного типа сможет передавать такого рода знание.

Реальность, усвоенная в процессе социализации, должна поддерживаться. Удобным является разграничение двух общих типов поддержания реальности - рутинной и кризисной . Первая призвана поддерживать интернализованную реальность в повседневной жизни, вторая - в ситуациях кризиса. Реальность поддерживается с помощью значимых других и «хора».

трансформация
Субъективная реальность может трансформироваться . Существование в обществе уже включает в себя непрестанный процесс изменения субъективной реальности. Всякий разговор о трансформации в таком случае предполагает обсуждение различных уровней изменения.

Обычно трансформация субъективно воспринимается как тотальная. Конечно, это происходит от недопонимания. Субъективная реальность никогда не бывает тотально социализированной, а потому она и не может претерпеть тотальной трансформации от социальных процессов . Преображенный индивид будет, по меньшей мере, обладать тем же самым телом и жить в той же физической вселенной. Тем не менее, существуют инстанции преображения, которые кажутся тотальными в сравнении с меньшими изменениями. Такие трансформации мы будем называть альтернациями.

Альтернация требует процесса ресоциализации . Такие процессы напоминают первичную социализацию , поскольку они должны радикально по-новому расставить акценты реальности, а потому должны в значительной степени воспроизвести сильную эмоциональную идентификацию с персоналом социализации, которая характерна для раннего детства. Они отличаются от первичной социализации, так как не начинаются ex nihilo, и в результате этого должны считаться с проблемой демонтажа, разрушения предшествующей структуры субъективной реальности.

Альтернация включает в себя реорганизацию аппарата общения . Меняются партнеры значимого общения, и в общении с немногими новыми значимыми другими трансформируется субъективная реальность. Она поддерживается постоянным с ними общением или в рамках представляемой ими общины. Попросту говоря, это означает, что нужно быть очень разборчивым в собеседниках. Следует систематически избегать тех лиц и идей, которые расходятся с новыми дефинициями реальности. Так как с полным успехом это не всегда достижимо (уже в силу сохранения памяти о прошлой реальности), новая вероятностная структура обычно располагает различными терапевтическими процедурами, которые берут на себя заботы о подобных тенденциях “вероотступничества”.

Для более успешной альтернации должно иметься особое перетолкование прошлых событий и лиц, которые обладали в прошлом значимостью . Для альтернации индивида было бы лучше всего, если бы он мог целиком забыть многих из них. Но полное забвение затруднительно. Поэтому необходимой является радикальная реинтерпретация значения прошлых событий или лиц в собственной биографии. Поскольку гораздо легче выдумать то, что никогда не происходило, нежели забыть то, что действительно произошло, индивиду может понадобиться фабрикация и вставка в биографию событий - повсюду, где есть нужда в гармонизации воспоминаний с перетолкованием прошлого.

II. Социальный контроль

Одним из механизмов социализации является социальный контроль. Социальный контроль включает в себя два основных элемента– нормы и санкции.

I. Социальные нормы в общем понимании – это предписания общественно одобряемого поведения. Они регулируют человеческое поведение. Они различаются 1) степенью жесткости и 2) степенью регламентации. Выделяют следующие подходы к пониманию социальных норм:

1) Норма – это такое устойчивое регулятивное образование, которое в этом качестве утверждено, признано и оправдано членами сообщества, а часто даже кодифицировано.

2) Норма в статистическом смысле, то есть часто даже не отрефлексированные формы поведения, предпочтений, которые оказываются общими для статистически значимого большинства членов группы и проявляются только на уровне социальной активности.

Таким образом, далеко не все виды общераспространенного поведения могут оправдываться на уровне принятого в сообществе морального кодекса. В то же время, моральное оправдание некоторых нормативных предписаний не означает обязательного массового следования им.

II. Санкции – средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы.

Санкции могут быть позитивными , поддерживающими одобряемое поведение, и негативными , пресекающими неодобряемое поведение.

Кроме того, выделяют санкции формальные , то есть регламентированные по способам применения и последствиям (например, юридические санкции) и неформальные , то есть нерегламентированные (например, выражаемое одобрение или неодобрение.

Самоконтроль или внутренний контроль предполагает, что индивид сам регулирует свое поведение, соотнося его с принятыми в обществе нормами. Проявлением внутреннего контроля являются стыд, чувство виды, совесть.

interims - внутренний) - процесс освоения внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Уроки по программированию на WordPress часть 4 (интернационализация)

    ✪ Интернационализация в Java

    ✪ 03-04 i18n (интернационализация и локализация)

    Субтитры

В социологии

В социологии интернализацию определяют как процесс перехода знания из субъективного в объективное для общества. После этого оно может быть передано следующим поколениям.

В психологии

В психологии интернализацией или интериоризацией (от лат. interior - внутренний; фр . intériorisation - переход извне внутрь; англ. interiorization (inter-nalization) ; нем. Interiorisation ) называется процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов, социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение индивидом выработанных в обществе (общности) норм, ценностей, верований, установок, представлений и т. д.

В психоаналитической традиции интернализация понимается как механизм, «посредством которого объекты внешнего мира получают постоянное психическое представительство, то есть посред­ством которого восприятия превращаются в образы, формирующие часть нашего психического содержимого и структуру». Подобная трактовка сближает понятие «интернализация» с интериоризацией. В связи с этим А. В. Серый аргументированно отстаивает точку зрения, что интернализация - это более сложный механизм, предполагающий сознательное и активное восприятие окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых норм и ценностей в своей деятельности. Кроме того, интернализация подразумевает принятие на себя ответственности, интерпретацию значимых событий как результата своей собственной деятельности. В предлагаемой нами модели развития системы ценностных ориентаций личности выделяются три основных процесса: адаптация, социализация и индивидуализация. Эти процессы, последовательно возникающие в указанном порядке и повторяющие на соответствующем новом витке личностного развития общие закономерности, в дальнейшем протекают одновременно. Каждый из этих процессов носит двойственный характер, отражающий на своем уровне баланс влияния индивида и среды на формирование ценностей и реализующийся посредством действия соответствующих парных механизмов: ассимиляции и аккомодации, идентификации и отчуждения, интернализации и экстернализации (более подробно смотри в Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000).

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Социально-психологическая структура личности. Характеристики и классификация групп, понятие коллектива. Личность в современном обществе и её социализация. Виды взаимоотношений в группе и коллективе. Групповые нормы как регулятор межличностных отношений.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2013

    Проблематика социальной психологии личности. Понятие о социализации. Сферы, этапы и институты социализации. Ролевое поведение как механизм социализации, а также взаимозависимость качеств личности и групп. Идентичность личности: социальная и личностная.

    реферат , добавлен 03.02.2009

    Анализ межличностных отношений детей в дошкольном возрасте. Становление отношений в детском коллективе. Обзор влияния дошкольной группы на формирование личности детей. Адаптация методики шкалы приемлемости для изучения отношений в группе детского сада.

    реферат , добавлен 12.04.2016

    Структура личности, периодизация ее развития. Внутренняя динамика развития личности и становление ее индивидуальности. Деятельностный подход к социализации. Воздействие на личность разных обстоятельств жизни. Взаимодействие личности и социальной жизни.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2014

    Изучение сути и видов ценностей личности. Особенности и классификация межличностных отношений, как социально-психологического феномена. Место ценностей в структуре межличностных отношений. Взаимосвязь личностных ценностей и типов межличностных отношений.

    дипломная работа , добавлен 22.06.2012

    Понятие "гуманитарная культура". Место гуманитарной культуры в процессе социализации личности. Знание человека о своей сущности - ядро гуманитарной культуры, ее индивидуализирующая функция. Нормы поведения, ценностные ориентации человека и общества.

    реферат , добавлен 25.02.2014

    Психологическая теория Фрейда. Структура личности. Защитные механизмы личности. Аналитическая психология Юнга. Архетип коллективного бессознательного. Психологические типы личности. Трансакционный анализ Берна. Структурный анализ.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2003

interims - внутренний) - процесс освоения внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами.

В социологии

В социологии интернализацию определяют как процесс перехода знания из субъективного в объективное для общества. После этого оно может быть передано следующим поколениям.

В психологии

В психологии интернализацией или интериоризацией (от лат. interior - внутренний; фр . intériorisation - переход извне внутрь; англ. interiorization (inter-nalization) ; нем. Interiorisation ) называется процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов, социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение индивидом выработанных в обществе (общности) норм, ценностей, верований, установок, представлений и т. д.

В психоаналитической традиции интернализация понимается как механизм, «посредством которого объекты внешнего мира получают постоянное психическое представительство, то есть посредством которого восприятия превращаются в образы, формирующие часть нашего психического содержимого и структуру». Подобная трактовка сближает понятие «интернализация» с интериоризацией. В связи с этим А. В. Серый аргументированно отстаивает точку зрения, что интернализация - это более сложный механизм, предполагающий сознательное и активное восприятие окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых норм и ценностей в своей деятельности. Кроме того, интернализация подразумевает принятие на себя ответственности, интерпретацию значимых событий как результата своей собственной деятельности. В предлагаемой нами модели развития системы ценностных ориентаций личности выделяются три основных процесса: адаптация, социализация и индивидуализация. Эти процессы, последовательно возникающие в указанном порядке и повторяющие на соответствующем новом витке личностного развития общие закономерности, в дальнейшем протекают одновременно. Каждый из этих процессов носит двойственный характер, отражающий на своем уровне баланс влияния индивида и среды на формирование ценностей и реализующийся посредством действия соответствующих парных механизмов: ассимиляции и аккомодации, идентификации и отчуждения, интернализации и экстернализации (более подробно смотри в Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000).

В педагогике

Интернализацию изучают как способ для мотивации в процессе обучения. При интернализации происходит усвоение ценностей до такой степени, что они определяют поведение индивида.

В экономике

Интернализацией называется экономическая стратегия, направленная на сокращение или устранение отрицательных внешних эффектов путём превращения их во внутренние.

Транскрипт

1 Энциклопедия гуманитарных наук 139 Социализация двусторонний процесс (1) постоянной передачи обществом и (2) освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе. Термин «социализация» используется в обозначении процесса становления и развития личности с конца XIX века (Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм, Г. Тард и др.). Теории социализации строились на различных подходах к рассмотрению роли объективного и субъективного факторов, к трактовке индивидуального или общественного как первичной реальности. Огромное влияние на развитие социологических теорий социализации оказала концепция К. Маркса о сущности человека как совокупности всех общественных отношений, согласно которой формирующая человека социальная среда одновременно выступает и условием, и результатом его деятельности (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23). Формирование человека не тождественно пассивному приспособлению людей к социальной среде, а охватывает и их собственную практическую деятельность, в которой они, воздействуя на окружающий мир, изменяют социальную среду и вместе с тем, по выражению Маркса, «свою собственную природу», развивают дремлющие в ней силы. Разработанная на основе объективистского подхода теория социализации Э. Дюркгейма (Дюркгейм Э., 1996) строится на положении о двойственной природе человека. Биологическая природа человека (способности, биологические функции, импульсы, страсти) находятся в противоречии с его социальной природой, создаваемой путем воспитания (нормы, ценности, идеалы). Это обусловливает никогда не прекращаю- Социализация щееся внутреннее беспокойство, чувство напряженности и тревоги, которое снимается только действием общества. Оно контролирует биологическую природу человека, сдерживает страсти, вводит их в определенные рамки. Если общество ослабляет свой контроль над индивидами, возникает состояние аномии. С каждым новым поколением общество оказывается почти перед tabula rasa (чистой доской), на которой ему предстоит писать заново. Дюркгейм считал необходимым для общества как можно быстрее добавить к только что родившемуся эгоистичному и асоциальному существу другое, способное вести нравственную и социальную жизнь. Основная функция социализации, по Дюркгейму, приобщение индивидов к идее «коллективного сознания» заключается в установлении однородности и целостности общества. Социализированной признается личность, наделенная умением подавлять индивидуальные интересы во имя общественных. Ядром дюркгеймовской концепции социализации стала теория морали как системы объективных правил поведения. Общественные функции морали Дюркгейм связывал с воспитанием, цель которого формирование социального существа, развитие в ребенке тех качеств и свойств личности, которые нужны обществу. Он рассматривал воспитание как общественный феномен, заключающийся в методической социализации молодого поколения. Генеральным положением теории С. Г. Тарда является принцип подражания, а отношение «учитель ученик» провозглашается типовым во всем многообразии социальных отношений (Тард Г., 1899). Тард первым попытался описать процесс интернализации норм через социальное взаимодействие. Наряду с трактовкой соци-

2 140 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ альности как подражательности, являющейся, по его утверждению, проявлением основного закона всего сущего всемирного повторения, Тард связывал возможность социальной эволюции с инновациями как отклонениями от строгого повторения. Идеи Ф. Гиддингса об определяющей роли социального принуждения легли в основу его теории социализации как «сплавления различных элементов самого разнообразного населения в однородный тип» (Giddings F. P., 1897). С его точки зрения, в обществе действуют два основных типа сил, именуемые «волевым процессом» и силами «искусственного отбора для сознательного выбора». Гиддингс считал, что личность не может жить в себе самой, чтобы погибнуть вместе с индивидуальной жизнью. Из века в век общество, создавшее человека, преобразовывается человеком. У. Джемс придавал большое значение достижениями баланса между притязаниями индивида и его достижениями, так как от этого зависит самооценка личности, ведущая либо к ее успешному развитию, либо к дисгармоническому раздвоению, соперничеству между отдельными ее сторонами (Джемс У., 1991). Согласно психоаналитической концепции З. Фрейда, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» (Фрейд З., 1989). Фрейд разработал концепцию «защитных механизмов», призванных обеспечить целостность и стабильность личности в процессе социализации. Развернутая социологическая теория социализации представлена в работах Т. Парсонса. Согласно Парсонсу, социализация является первым средством поддержания социального равновесия. Второе средство социальный контроль как способ поддержания порядка среди людей. Процесс интеграции индивида в социальную систему осуществляется посредством интериоризации общепринятых норм, когда индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». Важнейшим условием социализации Парсонс рассматривает адаптацию индивидов к социальной среде, что влечет за собой кристаллизацию самых важных дифференцированных ролей в одном и том же индивиде. В социализации он отводит важную роль школе, смягчающей противоречия между семьей и производством. Система образования может произвести отбор воспитанников для выполнения в будущем определенных социальных ролей и подготовить их к этому (Parsons T., 1951). Ю. Хабермас является основателем «критической теории социализации» (Habermas J., 1973). В рамках этой теории процесс социализации охватывает не всего человека, а только «часть» его личности, которая представляет общественную сущность индивида, его социальный характер, обеспечивающий ему функционирование в обществе. Другая же его «часть» дает ему возможность «держать некоторую дистанцию» по отношению к господствующей в обществе системе ролей, норм, ценностей, т. е. позволяет критически относиться к элементам социальной среды, мешающим человеку самоутверждаться. По Н. Смелзеру, социализация имеет две цели: способствовать интеракции людей на основе социальных ролей и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем убеждений и образцов поведения. Успешная социализация, по Смелзеру, обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму (Смелзер Н., 1994). Э. Эриксон для описания развития личности выделяет восемь последовательных стадий психосоциального становления индивида. Каждая стадия жизненного цикла личности характеризуется специфической задачей. Подростковый или ранний юношеский возраст (5-я стадия) определяется Эриксоном как ключевая стадия для приобретения чувства идентичности, когда происходит первое цельное осознание себя и своего места в мире, которым заканчивается долгое опробование себя в различных ролях и экспериментирование в отношениях с окружающими. Конец юности и начало зрелости (6-я стадия) является переходом к решению собственно взрослых задач, по-

3 Энциклопедия гуманитарных наук 141 иском спутника жизни и близких дружеских связей, преодолевающим чувство одиночества (Эриксон Э., 1996). Разработка проблем становления и развития личности в российской социологии ведется с конца XIX века. Эта проблема была одной из самых актуальных для этико-субъективной школы (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев). В отечественной науке были выдвинуты плодотворные идеи и положения, относящиеся к процессу социализации (концепция общественного воспитания К. Д. Ушинского, идея М. М. Бахтина о диалоге как форме сосуществования личности, концепция Л. С. Выготского о соотношении индивидуального и общественного в индивиде, идеи советских психологов о возможности коррекции отклоняющегося развития детей, теория детского коллектива А. С. Макаренко и др.). В советский период длительное время господствовало критическое отношение к анализу становления и развития личности в ракурсе социализации. В научной литературе широко применялись термины «формирование личности», «коммунистическое воспитание», «всестороннее и гармоническое развитие личности». С 1960-х годов тематика социализации входит в проблемное поле отечественных исследователей. Значительный вклад в разработку концептуальных подходов к исследованию социализации вносят Г. М. Андреева, И. С. Кон и другие российские специалисты в области социальной психологии. Г. М. Андреевой выделены три основные сферы, в которых осуществляется социализация: деятельность, общение и самосознание; подчеркнуто, что в процессе социализации происходит не только освоение и воспроизводство социального опыта, но и преобразование, продвижение его на новую ступень. Определяются следующие этапы социализации: дотрудовой (ранняя стадия и период обучения), трудовой и послетрудовой (Андреева Г. М., 1996). В последнее время отечественными социологами используются другие основания периодизации этого процесса, позволяющие учесть своеобразие социализации детей и взрослых. Как и в западной социологии, выделяются два основных, но качественно различных периода. Первый это «первичная социализация» от рождения человека вплоть до формирования зрелой личности. Второй этап период «вторичной социализации», или ресоциализации, под которыми понимается своеобразная перестройка (не столь, правда, существенная) личности уже в период ее социальной зрелости. По И. С. Кону, социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности (Кон И. С., 1989). Исследователи выделяют две фазы социализации: социальная адаптация и интериоризация (интернализация). Социальная адаптация означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, среде его жизнедеятельности. Интериоризация это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Особенность социологического изучения социализации связана и с двойственностью объекта исследования «личность общество». Одно из компромиссных решений заключается в избежании полюсных (только объективистских или только субъективистских) подходов. Специфика социологического анализа социализации состоит в выделении социально-типического как совокупности доминирующих параметров и характеристик процессов интеграции индивидов в общество. Общество обусловливает социально-типическое в личностях, что необходимо для обеспечения предсказуемости поведения индивидов, достижения упорядоченности социального взаимодействия, сохранения социального целого, его самовоспроизводства, самоуправляемости. Общество выставляет эталоны социализации и задает индивидам типические социальные черты (язык, ценности, информация, картины мира, способы поведения и т. д.), ориен-

4 142 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ тируя на обретение одобряемых качеств личности и моделей поведения. Эти эталоны, как правило, примерны, привлекательны и понятны. Их достижение не бывает слишком сложным. Оно посильно для большинства членов общества. Общество не только типизирует, но и индивидуализирует осваиваемые в процессе социализации одобряемые модели поведения и социальные качества. Общество обустраивает процесс передачи социального опыта новым поколениям в институциональных формах (см. Институты социализации). Чем шире пласт социальности с ее типическими и нетипическими свойствами осваивается индивидом, тем богаче его личность и ярче его индивидуальность. Мера социально-типического и нетипического обусловлена сходством и различиями социальных норм, культурных ценностей, способов поведения и социализационных практик на уровне различных общностей и групп. Чем больше таких различий, тем сильнее люди отличаются друг от друга. Баланс социально-типического и индивидуально-личностного в процессе социализации варьируется как объективными, так и субъективными факторами, среди которых объективным факторам принадлежит определяющая роль. Причем на определенном этапе объективные процессы опережают личностные изменения. Но субъективные процессы могут оказаться более динамичными в случае, когда в ходе социализации активизируется неадаптивность личности, связанная с отрицанием определенных социальных норм и ценностей, созданием новых образцов. Это может привести к новому качеству личностного потенциала общества, к другой совокупности типических личностных черт. В таком случае субъективные процессы, опережая объективные, становятся первостепенным фактором общественных изменений. Социализация, являясь сложным многосторонним процессом, может быть классифицирована по различным критериям. Прежде всего критериален характер самой социальности общества по ее основным параметрам. По этому критерию, отражающему условия осуществления процесса социализации, выделяются следующие ее типы: естественный, примитивный, сословный, стратификационный, единообразный, регламентированный, патерналистский, конформистский, гуманистический, моносоциокультурный, полисоциокультурный (Ковалева А. И., 1996). В каждом обществе обнаруживается широкий спектр типов социализации с преобладанием того или иного типа. В качестве другого классификационного критерия рассматривается содержание социализационного процесса, позволяющее различать такие типы социализации, как познавательная, профессиональная, правовая, политическая, трудовая, экономическая и др. Третий критерий, связанный с результативностью социализации, позволяет выделить успешную, нормативную, кризисную, отклоняющуюся, принудительную, реабилитационную, преждевременную, ускоренную, запаздывающую социализацию. Социология изучает также проблемы нормы и отклонения социализации. В общем виде социализационная норма выступает результатом действия общественного механизма воспроизводства социальной сущности человека (Ковалева А. И., Луков В. А., 1999). Отклоняющаяся социализация проявляется в различных формах отклоняющегося поведения, а также обнаруживается как несоответствие личностного развития индивида эталонам, установленным в обществе (Ковалева А. И., Реут М. Н., 2001). Специфика социализации связана с социальным возрастом. Так, для молодежи она обусловлена этапом ее социализации, включающим завершение первичной и начало вторичной социализации. Особенностью первичной социализации является преимущественно первичное освоение индивидом окружающего мира через «понимание другого» (в веберовской трактовке). Индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со значимыми для него другими людьми, будучи направляемым ими. На этой стадии отсутствует выбор значимых других; родителям, семье принадлежит главенствующая роль как

5 агентам социализации; объективная реальность воспринимается как неизбежность, конституируемая в языковых, интерпретационных и мотивационных схемах. Вторичная социализация имеет принципиальное отличие, состоящее в том, что для индивида ближайшее его окружение, а также общество да и сам индивид в его же представлениях оказываются другими с учетом освоенной им ранее объективной реальности. Начальный этап вторичной социализации предполагает присвоение молодым человеком социальной субъектности в формах, принятых в обществе. Социальные роли деиндивидуализируются, они воспринимаются как заменяемые. В сознании индивида постепенно происходит абстрагирование от ролей и установок конкретных других до ролей и установок вообще. Это связано с идентификацией индивида не только с конкретными значимыми другими, ориентацией на обобщенного другого (в понимании Дж. Г. Мида), но и отождествлением себя со всеобщностью других, т. е. с обществом. Начало вторичной социализации, как правило, совпадает со снижением роли родительской семьи как агента социализации, социальность уже не воспринимается как само собой разумеющееся. С присвоением субъектности индивид пытается созидать и изменять ее. Формирование в сознании обобщенного другого решающая фаза социализации. Сложность, кризисность социализации молодежи состоит в том, что новые адаптационные и интернализационные процессы накладываются на прежние, пройденные в первичной социализации. Поэтому возникает проблема согласованности между первоначальными социальными адаптациями и интернализациями. Постигнутые индивидом приспособления к осваиваемому им миру значимых других, а также его изобретения (в понимании Г. Тарда) оказываются недостаточными на новом жизненном этапе. Энциклопедия гуманитарных наук 143 Определенные возможности в социологическом изучении социализации содержатся в применении к этой проблематике тезаурусного подхода. Этот подход развивает Вал. А. Луков. Суть тезаурусного подхода состоит в выдвижении в качестве существенного для социализации обстоятельства, каковым признается формирование ориентационных комплексов по модели «свои-чужие». Такие комплексы конструируются в индивидуальном сознании под воздействием обстоятельств жизнедеятельности, основных социальных практик, во взаимодействии со «значимыми другими». В молодежной среде могут сосуществовать несколько тезаурусов, что обеспечивает мобильную смену установок и защиту «своего мира». Лит.: Тард Г. Законы подражания. СПб., 1899; Маркс К. Процесс труда и процесс увеличения стоимости // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23; Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989; Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений. М., 1989; Джемс У. Психология. М., 1991; Смелзер Н. Социология. М., 1994; Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996; Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996; Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996; Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М., 1999; Ковалева А. И., Реут М. Н. Социализация неслышашей молодежи. М., 2001; Жулковска Т., Ковалева А. И., Луков В. А. «Ненормальные» в обществе: Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. М.-Щецин, 2003; Giddings F. P. The theory of socialisation. N. Y., 1897; Parsons T. The Social System. Glencoe, 1951; Habermas J. Stichworte zur Theorie der Sozialisation // Der s. Kultur und Kritik. Frankfurt/M., А. И. КОВАЛЕВА


Шишкина Е. В. СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ: ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ Опубликовано: Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 3. СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. С. 91-95. Цель написания

2012 2 Гуманитарные науки: теория и методология 19 Методологические проблемы исследования социализации А. И. КОВАЛЕВА (МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ) В статье рассматриваются методологические проблемы

Вестник Военного университета. 2011. 2 (26). С. 21-25. Сокова М.С. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Обращение к

EDUKACJA HUMANISTYCZNA nr 1 (32), 2015 Szczecin 2015 Антонина Ковалева Московский Гуманитарный Университет ОСОБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Общеизвестно, что стабильность

ВОСПИТАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ Дмитриев М.Г., Парфенов Ю.А., Москаленко Г.В., Ильичева Ю.Н. Основой развития любого общества является социализация как процесс взаимодействия

Социология молодежи 2003 г. А.И. КОВАЛЕВА КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ: НОРМЫ, ОТКЛОНЕНИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИОННАЯ ТРАЕКТОРИЯ КОВАЛЕВА Антонина Ивановна - доктор социологических наук, профессор, заведующая

Б3. В.3 Социальная педагогика Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) Общие сведения. 1. Кафедра педагогики 2. Направление подготовки 040100.62«Социология»

В чем состоит сущность социализации учащихся? Каковы условия социализации? Социализация (от лат socialis - общественный), процесс становления личности, усвоения человеческим индивидом определенной системы

Я-концепция личности План лекции: 1. Понятие самосознания и Я-концепции личности. 2. Структура Я-концепции. 3. Самоотношение и самооценка личности. 4. Я-концепция в различных психологических теориях. Понятие

М.Е.Дуранов, В.И.Жернов СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ СТАТУСА ЛИЧНОСТИ Человек является биосоциальным феноменом. Как биологическое существо он связан с природой, как социальное - с обществом. Человек как

Безчасная София Григорьевна Государственное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования Амурский педагогический колледж Амурская область, г. Благовещенск ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ

ПРОБЛЕМЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ А. И. Ковалева Московский гуманитарный университет, Москва Problems of Effectiveness of Socialization of Youth in Changing Society

Создать детям условия для развития их задатков и их культурного удовлетворения главное направление при решении социальных проблем детства. С.Т. Шацкий В соц. психологии было введено в 40-е годы ХХ в. Психологом

ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДВУЗА Кодякова Н.В. Оренбургская государственная медицинская академия, г. Оренбург Во второй половине XX века социализация превратилась

70 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ 2009 1 Траектории как социологический феномен В. В. БОГДАНОВА (МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ) * Автором данной статьи рассматриваются возможности использования понятия

МОЛОДЁЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Гусев Е.В. аспирант О проблемах, облике и перспективах современной российской молодежи говорят и пишут многое. Кому-то нравится ее раскрепощенность,

Лекция 5. Сознание как высший уровень развития психики. Сознание и бессознательное 5.2 Сознание, его сущность и структура Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными

Пименова О. И., г. Екатеринбург ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Социальная идентичность - феномен, который в последние десятилетия привлекает значительное внимание

Горбань ГЛ. Днепропетровский областной институт последипломного педагогического образования, Днепропетровск СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Процессы, происходящие

Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Социальная психология» 1. Социальная психология изучает поведение индивида в социальном контексте, считает 2. Социальная психология включает в себя такую

Модуль 5. Социализация личности. Семейное воспитание. Тема: Понятие о социализации, ее факторы, виды, стадии. Результат процесса социализаци Социализация личности Социализация процесс развития социальной

Б3. Б. 15 Социальная педагогика Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) Общие сведения. 1. Кафедра педагогики 2. Направление подготовки 040400.62

Видим, что этот образ состоит как из внешних характеристик, так и внутренних характеристик личности. Интересно, что внешнему облику и поведению субъекты познания придают большее значение, чем внутреннему

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) и авторской программы «Обществознание.

Особенности проявления внутриличностных конфликтов в профессиональной деятельности практического психолога Мищенко М.С., аспирант Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины,

Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы до века, Творим по мере наших сил. Н.А. Заболоцкий СУЩНОСТЬ СОЦИЛИЗАЦИИ Социализация это процесс вхождения человека в социальную группу,

КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД) Мир стоит на пороге глобальных изменений, требующих глубокого осознания происходящих социально-экономических процессов. Формируется

Лекция 1. Теоретические основы государственного управления СЭП В истории социальных наук представлено достаточно много концепций, которые уделяют большое внимание анализу социальных процессов, происходящих

Вильмс Анастасия Андреевна студентка 3 курса, Институт детства, Новосибирский государственный педагогический университет Преснякова Диана Сергеевна студентка 3 курса, Институт детства, Новосибирский государственный

Б.3. Б.01. «Психология» для ООП «050100 Педагогическое образование» Профиль: Информатика по циклу Б3 профессиональный цикл Вопросы для экзамена (2 семестр) 1. Предмет и задачи психологии. 2. Методы психологии.

Терешкин А. Ф. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР МОРАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ Опубликовано: Современные проблемы психологии семьи. Сб. статей. СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2007. С. 116-120. Согласно родоначальнику концепции осмысления

ПСИХОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 2 Тема: Предмет психологии План 1. Понятие психики 2. Уровни развития психики 3. Структура психики человека 4. Сознание 1.Понятие психики Психика свойство живой высокоорганизованной материи,

ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Воспитание важнейший, наряду с наследственностью и средой, фактор развития личности: ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ: Особенности физиологии

Всем «сквозит» определенный формализм: и в усвоении учебнопрофессиональных знаний, и в выполнении деятельности, и в мышлении, и в отношении к окружающим. То есть учебно-профессиональная деятельность сама

Раздел 1 Человек и общество Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества. Лекция 1.1.7. Человек, индивид, личность. План 1. Человек, индивид, индивидуальность, личность. 2. Структура

Е.А. Сорокоумова САМОПОЗНАНИЕ В ПРОЦНССЕ ОБОГАЩЕНИЯ СОЗНАНИЯ В статье рассматриваются инновационные подходы к обогащению сознания субъектов учебной деятельности (учителя и учащиеся) в процессе их самопознания.

Романов Роман Владимирович магистрант Лежнина Лариса Викторовна д-р психол. наук, профессор, заведующая кафедрой ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл ОСОБЕННОСТИ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Е. В. Куприянчук Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского Проблематика идентичности находиться на стыке

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка Детский сад 114» г. Сыктывкара Конспект семинара для воспитателей Тема: «Деятельностный подход в развитии дошкольников

Социализация воспитанника ключ к его нравственному воспитанию ноябрь 2013г. Что такое социализация? Социализация представляет собой процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он означает

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ЕГО СУЩНОСТЬ Плеханова Д.А. ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова» Ульяновск, Россия THE NOTION OF SOCIALIZATION AND IT IS ESSENSE Plekhanova

Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности. Раитина М. С. Читинский государственный университет. Ценностные ориентации личности - одно из основных структурных образований

Лекция 3 Политическая система 1. Понятие и признаки политической системы общества. 2. Структура и функции политической системы общества. 1. Понятие и признаки политической системы общества. Различные политические

ПСИХОЛОГИЯ Лекция (тезисы) ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ. НАПРАВЛЕННОСТЬ. СПОСОБНОСТИ Цели: - сформировать представление о структуре личности; о направленности и способностях; - способствовать пониманию основных характеристик

Б3.ДВ.3.1 Проблемы социальной работы с молодежью Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра Социальных наук 2. Направление

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ Галкин С.Р. Институт Авиационных Технологий и Управления Ульяновского Государственного Технического Университета Ульяновск, Россия PROBLEMS OF SOCIALIZATION OF YOUTH Galkin

Вопросы к итоговой аттестации Экзаменационные вопросы к итоговому, междисциплинарному аттестационному экзамену по направлению 030300.62 «Бакалавр психологии» Модуль «Общая психология» 1. Научное и ненаучное

Пояснительная записка Общая характеристика программы Рабочая программа по обществознанию для 8 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой и др. составлена на основе федерального

Пояснительная записка 8 класс «Обществознание» Рабочая программа по обществознанию для 8 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой и др. составлена на основе федерального компонента

С.А. Пашина Внеучебная деятельность в формировании экологической культуры и социализации учащихся 45 В статье рассматривается формирование экологической культуры учащихся в единстве решения задач образования

ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС L/O/G/O СОДЕРЖАНИЕ 1. Многогранность и неопределенность термина «воспитания» 2. Движущие силы и закономерности воспитания 3. Главные стадии, через которые проходит

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ШКОЛЫ 1. Что значит «индивидуальность»? Это 1. набор черт характера; 2. своеобразие психики и личности индивида; 3. тип темперамента;

Е.В. Андреева Образование как институт политической социализации в современной России Процессы модернизации в России на рубеже XX-XXI вв. оказали существенное противоречивое влияние на социально-экономическое

Тема 4. Трудовая среда и трудовая адаптация работников План 1. Трудовая среда: понятие, факторы и элементы. 2. Содержание и виды трудовой адаптации работников. 3. Факторы и стадии трудовой адаптации работников.

Саидова Зарема Хамидовна ассистент кафедры «Гуманитарные, естественнонаучные и социальные дисциплины» Медицинского института ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» г.грозный ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ

1 Выбор по зи ций из списка Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выберите

Вопросы к итоговой аттестации Направление: 050700.62 (540600) Педагогика Профиль: Практическая психология в образовании Квалификация: Бакалавр педагогики к итоговому государственному экзамену по модулю

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВЫЙ РАЗДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Кузнецова А. Я. Новосибирский государственный педагогический университет Новосибирск, Россия PHILOSOPHY OF EDUCATION AS A NEW SECTION OF RUSSIAN

2009. Режим доступа: http://sarafannoeradio.org/analitika/189-perviyreyting-socialnyh-setey- Дата доступа: 10.10.2011. Филькина О.Ю. г. Рязань СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО

Аннотация к рабочей программе по истории 6 класс (ФГОС) Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО второго поколения с учётом всех требований. Рабочая программа по истории для 6 класса составлена

Аннотация рабочей программы по естествознанию 10-11 класс Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. (Приказ Министерства

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЁЖИ Бабахова Елизавета Сергеевна ФГБОУ ВПО «ТГУ имени Г.Р. Державина» аспирант 1 года обучения, направления подготовки: 44.06.01 «Образование

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ Турмаханова С.А., Бейсемби К. Т. Южно-Казахстанский гоударственный педагогический институт г. Шымкент, Казахстан Реализация человеком своей

М И Н И С Т Е Р С Т В О О Б Р А З О В А Н И Я И Н А У К И Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Национальный

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ (для выпускников педагогических колледжей по специальности: Социальная педагогика) В программе изложены основные компоненты системы психологических знаний

Психологическая наука и образование, 2005, 1 Психологические аспекты социализации личности: к вопросу о моделях классификации видов социализации Н.К. Радина, кандидат психологических наук В статье рассматриваются

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа 0» Утверждена приказом «МБОУ «СОШ 0» от.08.06г. Рабочая программа по обществознанию для 0 класса