Рекомендации по формированию личностного общения дошкольников. Рекомендации для родителей и педагогов доу по созданию оптимальных условий для успешного развития общения детей со сверстниками. Проблемы поведения и как с ними справляться

Рекомендации по формированию личностного общения дошкольников. Рекомендации для родителей и педагогов доу по созданию оптимальных условий для успешного развития общения детей со сверстниками. Проблемы поведения и как с ними справляться

Грабар Юлия Владимировна
Должность: студентка
Учебное заведение: Зерноградский педагогический колледж
Населённый пункт: Ростовская обл. город Зерноград
Наименование материала: статья
Тема: Методические рекомендации по развития общения у дошкольников 3-х лет
Дата публикации: 20.05.2016
Раздел: дошкольное образование

у дошкольников 3-х лет
Волков Б.С. и Волкова Н.В. рассказывают нам, что дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении, в их отношениях с окружающими. Выработать нужное поведение ребёнка, его речь, общение можно прежде всего примером самих родителей, взрослых. Установление контакта с ребёнком при его воспитании должно осуществляться на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребёнком. Взаимодействие взрослого с ребёнком осуществляется с учётом общих закономерностей общения: изучение и понимание общающимися друг друга, осуществления коммуникации в процессе которой происходит обмен информацией и переживаниями. И наконец, осуществление межличностного взаимодействия. Создавать условия, заставляющие ребенка оценить и осознать свои и чужие действия и поступки, одна из основных задач воспитателя. Давая нескольким детям конкретное задание (например, нарисовать птичку или вырезать домик, попросить каждого оценить свой рисунок, рисунки товарищей, выбрать лучшие, отметить недостатки. Привлекать внимание детей к оценке их собственных умений и достижений в хорошо знакомой им деятельности. Здесь важно, чтобы они научились более или менее объективно сравнивать собственные умения с умениями других, формулировать и обосновывать свои оценки, сопоставлять свое мнение с мнениями товарищей. Смирнова Е.И. составила методические требования к проведению занятий с детьми дошкольного возраста. Она советует читать и обсуждать книжки о событиях из жизни детей - об их конфликтах, отношениях, поступках (рассказы для детей Л. Н. Толстого или сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков персонажей выступает особенно ярко). Постепенно можно переводить беседу от книжки к какой-либо общей
теме, касающейся жизни данного ребенка и окружающих его детей. Так, можно спросить, кого из его друзей напоминают ему персонажи книги, как бы он поступил в той или иной ситуации, взрослый должен показать ребенку, что в окружающей его жизни, в его отношениях с людьми можно увидеть те же проблемы, что и в прочитанных книжках. Важно, чтобы тема разговора оставалась постоянной на протяжении всего занятия. Заранее продумать и приготовить несколько личностных тем, обязательно связанных с реальной жизнью ребенка, с тем, что он мог узнать в себе и в окружающих. Это могут быть темы о людских качествах (о доброте, упрямстве, жадности, о событиях из жизни ребенка (поход к папе на работу, просмотр фильма, о различных профессиях и о тех качествах и умениях, которых требуют профессии врача, учителя, артиста. Продолжительность такой беседы должен определять сам ребенок. Если воспитатель почувствует, что ребенок тяготится разговором и не может им заинтересоваться, лучше прекратить такое занятие или перевести его в игру. Воспитатель должен постоянно обращать внимание ребенка на самого себя, на свою внутреннюю жизнь: что ты делаешь сейчас, какое у тебя настроение, почему ты так сделал (или сказал) и т. д. Задавая подобные вопросы, взрослый дает возможность дошкольнику заглянуть в себя, попытаться осознать и оценить свои действия, отношения, намерения. Итак, мы рассмотрели методические рекомендации по развитию общения у дошкольников 3-х лет.

(Из опыта работы)

«Единственно настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения…».

А. Сент-Экзюпери.

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. В процессе социализации ребенок осваивает основные виды деятельности и первым видом социальной активности является общение.

Первый социальный опыт приобретается очень рано. Ребенок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими, и эти отношения со временем все более усложняются и преобразуются.

Выдвижение проблемы общения в число наиболее актуальных обусловлено, прежде всего, его исключительной ролью в формировании и деятельности личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально-нравственные и эстетические чувства, складывается характер.

Интеграционные процессы, происходящие в современном обществе, стремление к диалогу культур, бурный рост науки и техники являются причинами актуальности проблемы общения между людьми. Казалось бы, цивилизация влечет за собой развитие общительности людей, но, как показывают наблюдения, наоборот «…происходит расщепление людского общения, растет количество одиноких и изолированных индивидов, ослабляются семейные узы.» (М.И.Лисина). Зачастую в семьях общение с детьми заменено просмотром всех программ по телевизору, многочасовыми играми на компьютере, что не может не сказаться на их здоровье.

Поэтому необходимо особое внимание педагогов и психологов к развитию коммуникативных умений и навыков у детей, формированию конструктивных форм общения, созданию эмоционально благополучного климата в детской среде.

Оптимальным возрастным периодом для зарождения и интенсивного развития общения у детей является дошкольный возраст. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада, - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития. В зависимости от своих способностей, особенностей, возможностей в общении и деятельности, ребенок занимает в различных группах определенный статус, и это отражается на его самооценке, уверенности в себе, самовосприятии, отношении к людям и к жизни в целом. Если отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в дальнейшем будет нормально чувствовать себя среди людей. Если дело обстоит иначе, т.е. ребенок не может найти общего языка с окружающими, не владеет навыками сотрудничества в коллективе – у него могут возникнуть серьёзные проблемы в эмоциональном плане.

Работая не один десяток лет с детьми дошкольного возраста, общаясь с ними каждый день, наблюдая за общением внутри группы, я заинтересовалась проблемой общения детей и решила исследовать этот вопрос более широко и углубленно.

В своем исследовании я опиралась на концепцию М.И.Лисиной, а именно, на деятельный подход к рассмотрению развития навыков общения в системе отношений ребенка со сверстниками.

Для решения задач исследования были проведены следующие этапы работы:

1. Диагностический.

Были подобраны методики, в некоторых случаях их модификации - с целью их адаптирования для детей дошкольного возраста:

Для диагностики взаимоотношений детей в группе социометрическая методика «Два дома», дополненная индивидуальной беседой с детьми;

Для определения ведущей формы общения – методика М.И.Лисиной;

Для выявления уровня общительности (тесты для родителей «Лидер, ведущий или ведомый», «Насколько общителен ваш ребенок» (М.Давыдовой, И.Агаповой));

Для выявления уровня социального развития и особенностей взаимодействия, анкета для родителей и воспитателей «Индивидуальный профиль социального развития ребенка» Г.Б.Степановой;

Для диагностики самооценки детей в группе методика «Лесенка» (В.Г.Щур);

Для выявления степени принятия ребенка в семье индивидуальная беседа с детьми «Семья глазами ребенка» Г.Б.Степановой, тест «Рисунок семьи»;

Все наблюдения за особенностями взаимодействия между детьми записывались в протокол (протокол наблюдений Юдиной Е.).

Использование данных методик и методов позволили провести комплексное исследование особенностей общения у дошкольников, определить уровни их развития.

В исследовании принимали участие дети в количестве 17 чел., посещающие разновозрастную группу (5-7) лет детского сада.

Констатирующий эксперимент и анализ полученных результатов позволил определить коммуникативные возможности каждого ребенка в группе, определить факторы, влияющие на развитие общения (уровень социального развития ребенка, уровень игровых навыков, определить степень принятия каждого ребенка группой сверстников).

2. Коррекционно-развивающий этап.

После проведения первичного обследования детей и анализа полученных результатов, мной была разработана коррекционно-развивающая программа взаимодействия с детьми по развитию общения.

Она включает в себя часть коррекционно-развивающих занятий Миланович П.Г., педагога ГБДОУ № 790 г. Москвы, игры и упражнения из сборника под редакцией Л.А. Дубиной, коррекционные игры из сборников под редакцией М.А. Панфиловой, Т.Н. Волковской, Г.Х. Юсуповой, часть моих авторских занятий и отдельные игры, имеющиеся в «копилке» группы.

Целью программы является создание благоприятного климата для конструктивного общения детей, развитие коммуникативных умений и навыков сотрудничества и сплочению коллектива группы.

Задачи:

Создавать условия для совместной игровой деятельности;

Повышать уровень коммуникативных умений каждого ребенка;

Способствовать сплочению детского коллектива;

Развивать эмоционально-чувственную, волевую сферу детей;

3. Оценочный этап.

Целью этого этапа работы являлось определение эффективности коррекционно-развивающей программы.

Было проведено вторичное обследование детей с использованием всех выбранных ранее диагностических методик, с целью выявления достоверных различий по всем показателям.

Почти у всех детей преобладали положительные изменения, за исключением 2-х человек, у которых в малой степени была выражена динамика изменений. Это можно объяснить тем, что данные дети редко посещали детский сад во время проведения коррекционно-развивающей работы.

По результатам анкетирования при повторной диагностике: 6 человек с высоким, 10 со средним, и только один ребенок остался на низком уровне общительности, что можно объяснить внутрисемейными проблемами.

Результаты для наглядности представлены в виде диаграммы с сопоставлением уровней до и после.

Уровни общительности до проведения и после проведения коррекционно-развивающей программы

Родители отмечали, что дети стали легче вступать в контакты с другими детьми, начали предлагать совместные игры.

Методика М.И. Лисиной определяет три формы общения детей:

Ситуативно-деловую;

Внеситуативно-познавательную;

Внеситуативно-личностную.

По результатам определения ведущей формы общения видно, что у детей меняются формы общения по мере участия в программе. Если на начальном этапе 1/3 выбирали ситуативно-деловую форму, что говорит о протекании общения на фоне практической деятельности с предметами, то при повторной диагностике только 1 ребенок выбирает эту форму общения как ведущую. Заметно растут показатели выбора внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной форм общения, что говорит о познании социального, а не предметного мира (мира людей, а не вещей).

Для наглядности представим изменения на диаграмме

Изменение предпочитаемых форм общения до и после проведения коррекционно-развивающей программы

(1-й ст. – ситуативно-деловая форма;

2-й ст. – внеситуативно-познавательная форма;

3-й ст. – внеситуативно-личностная форма общения).

Результаты социометрического теста по методике «Два дома» можно увидеть на диаграмме №3. Полученные результаты можно объяснить тем, что коррекционно-развивающая программа нацелена на развитие коммуникативных возможностей путем включения детей в различные виды игр. В связи с этим наблюдаются положительные сдвиги в сфере взаимодействия со сверстниками в игровых ситуациях.

Изменение социометрического статуса детей после проведения коррекционно-развивающей программы

Дети стали чаще и легче включаться в игры друг с другом, самостоятельно организовывать различные игры, придерживаясь определенных правил, стали более успешно разрешать возникающие конфликты, принимать помощь других и, в связи с этим, наблюдалось хорошее самочувствие детей в обществе сверстников.

Итоги моей практической деятельности было рассказаны на родительском собрании. Также мне удалось подвести коллег и родителей к выводу о том, что только при совместной деятельности всех участников воспитательного процесса можно получить максимально высокие результаты.

На основании проведенного исследования мною были разработаны рекомендации педагогам и родителям для дальнейшей работы по развитию навыков общения у дошкольников.

1) Способствовать созданию атмосферы доверия, понимания, уважения в семье, путём создания ситуации доверительного, откровенного общения с ребенком и между собой;

2) Стараться быть для ребенка примером позитивного (конструктивного) общения: адекватно реагировать на различные ситуации, правильно проявлять своё отношение к чему-либо и к кому-либо, эмоционально откликаться на ситуацию, показывать верные подходы к решению проблем различного рода, показывать способы разрешения конфликтов; следить за своими жестами, выражениями, мимикой, пантомимикой, уметь слушать и слышать и т.д.;

3) Активизировать детей к знакомству и взаимодействию со сверстниками, учить дружить, ценить своих друзей, проявлять инициативу в различных видах деятельности;

4) Развивать у ребенка организаторские способности (в 1-ю очередь, в игровой деятельности);

5) Уметь организовывать свободное время и совместный с детьми досуг (семейные и другие праздники, походы, прогулки, посещение театров, музеев, выставок, концертов, фестивалей, клубов детского творчества, кружков, секций); найти общие семейные интересы и увлечения (коллекционирование, спорт, творчество);

6) Учить детей занимать разные позиции в общении (позицию лидера, подчиненного, заинтересованного, организатора, инициатора, наблюдателя);

7) Развивать у детей мимику, выразительность движений, выразительность речи (через игры «Изобрази слово», «Изобрази настроение» и т.п., выразительное чтение сказок, стихотворений и рассказов детям, использование и разучивание поговорок, чистоговорок, скороговорок, расширять и активизировать словарный запас детей);

8) Развивать волевые качества характера у детей (терпение, умение выслушать до конца, целеустремленность, умение закончить начатое) через игры, поручения;

9) Способствовать формированию адекватной самооценки ребенка (не унижать, ругать только за поступок, не сравнивать с другими детьми, замечать положительные изменения в поведении ребенка, одобрять его начинания, хвалить за какие-либо достижения, за старание);

10) Быть ребенку другом (делиться с ним своими проблемами и неудачами, радоваться своими и его успехами вместе);

11) Учить ребенка отстаивать своё мнение и уважать мнение других;

12) Учить детей правилам этикета (говорить «волшебные» слова, соблюдать правила поведения за столом, на улице), правилам поведения со взрослыми.

1) Учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоциональное состояние (задавать ребенку вопросы типа «что ты чувствуешь?», «что ты думаешь по этому поводу?», «как бы ты поступил в этой ситуации?», «тебе было приятно, когда?»);

2) Учить детей последовательному изложению мыслей, правильному построению фраз. Для этого можно использовать следующие приемы:

Пересказ прочитанного, составление рассказа по картинкам, по своему рисунку, использовать задания типа «Закончи фразу», «Продолжи сказку», «Придумай начало истории», «Нарисуй и расскажи», «Сказка по кругу»,

3) Учить детей внимательно слушать друг друга, не перебивать, понимать смысл сказанного, прочитанного, использовать вопросы по тексту;

4) Воспитывать у детей такие качества, как взаимовыручка, взаимопомощь, эмпатия, сочувствие, понимание, самоуважение, самоконтроль, целеустремленность, самостоятельность, чувство собственного достоинства, умение занять себя;

5) Содействовать сплочению детского коллектива, не выделять «любимчиков» и «нелюбимых» детей, давать детям общие поручения, проведение различных коммуникативных игр, например, «Море волнуется раз…», «Съедобное-несъедобное», «Молекула», «Радуга»;

6) Учить детей направлять свою агрессию в позитивное русло (нарисовать рисунок и отразить все свои чувства и эмоции в нем; поделать какие-нибудь спортивные упражнения – поприседать, попрыгать; убрать разбросанные игрушки и т.д.);

7) Устраивать конкурсы и соревнования для детей (самая красивая прическа, самый оригинальный, самый умелый…);

8) Содействовать совместной деятельности детей в группе (общий рисунок, общая постройка, сказка по кругу), организовывать совместные игры детей в группе: настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые, режиссёрские, со строительным материалом, кукольный и другие виды театра;

9) Учить детей позитивному разрешению конфликтов, учить их видеть разные выходы из ситуации (например, объяснить, что выбрать водящего в игре можно считалкой, а не через слезы);

10) Организовывать совместные с родителями мероприятия, приобщать родителей к сотрудничеству с учреждением: целевые экскурсии, участие в конкурсах «Самая дружная семья», «Один за всех, и все за одного», совместное изготовление костюмов к праздникам и др., организовывать праздники в группе, например, «День рождения»;

11) Учитывать в работе индивидуальные особенности детей, вовлекать в разные игры пассивных, малоактивных детей (но не заставлять);

12) Уметь заметить и похвалить каждого ребенка в течение дня («ты сегодня аккуратнее всех покушал», «ты быстрее всех оделся на прогулку», «ты сегодня никому не мешал спать»). Главное, чтобы ваша положительная оценка была значимой для ребенка, чтобы ему хотелось повторить это снова, стать лучше.

Игры, направленные на развитие сплоченности, сотрудничества

Цели и основные задачи :

  • Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемые положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.
  • Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.
  • Показать детям, что значит взаимное признание и уважение.
  • Развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты.
  • Вызывать заинтересованность в общей цели.
  • Развивать готовность внести свою лепту в общее дело.
  • Развивать готовность идти друг другу навстречу.
  • Учить проявлять терпение к недостаткам других.
  • Учить умению считаться с интересами других.

Игра «Доброе животное» (Н.Л. Кряжева, 1997 год.)

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко его большое доброе сердце, стук – шаг вперед, стук – шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Игра «Паровозик»

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.

Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: сплочение группы.

Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего – «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующей раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

Игра «Аплодисменты по кругу»

Цель: формирование групповой сплоченности

Ход игры: Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля – стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслуживает аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, вбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

Игры, обучающие эффективным способам общения

Игра «Попроси игрушку»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Ход игры. Группа детей делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш, и т.д. Другой должен попросить этот предмет. Инструкция к участнику №1: «Ты держишь в руках игрушку, которая тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику №2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.

Игра «Хороший друг»

Цель: развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения.

Ход игры. Для проведения игры понадобятся бумага, карандаш, фломастеры на каждого ребенка. Воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла?» Ответы на эти вопросы воспитатель предлагает нарисовать на бумаге.

Дальнейшее обсуждение:

– Как человек находит друга?

– Почему так важны в жизни хорошие друзья?

– Есть ли у тебя друг в группе?

Игра «Ты мне нравишься» (Овчарова Р.В., 2003.)

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

Ход игры . Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг.

Воспитатель. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождаю свое движение словами: («Лена, Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что… (с тобой очень весело играть в разные игры)». Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Совместная «лепка»

Оборудование. Картинки с изображением морской звезды.

Можно предложить детям «лепить» и «оживлять» машину, бабочку, осьминога и т.п.

Гусеница

Оборудование. Воздушные шары или мячи.

Участник, стоящий во главе колонны, держит шар (мяч) на вытянутых руках.

Липучки

Оборудование . Магнитофон, аудиозапись веселой музыки.

Содержание. Выбираются двое водящих – «липучки». Они, держась за руки, пытаются поймать остальных детей. При этом «липучки» произносят (напевают): «Я – липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки», взяв за руки, присоединяют к своей компании. Когда все участники станут «липучками», воспитатель включает аудиозапись веселой музыки. Дети танцуют и напевают: «Мы – липучки-приставучки. Будем вместе мы плясать».

Игры и упражнения для создания положительного эмоционального настроя.

Задачи:

  • Совершенствование коммуникативных навыков;
  • Сплочение группы, раскрепощение участников;
  • Установление межличностного доверия, развитие эмпатии;
  • Развитие интереса к партнерам по общению;
  • Снижение психоэмоционального напряжения, импульсивности, гиперактивности.

Давайте поздороваемся

Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – дети здороваются за руку;

2 хлопка – касаются другу друга плечиками;

3 хлопка – касаются спинками.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры, в роле водящего выступает педагог.

Утреннее приветствие

Участники медленно опускают руки, затем берутся за руки. Все дети, идя в центр круга, повторяют его имя и манеру двигаться (3 раза). Ребенок, имя которого называют, наблюдает за этим стоя на месте.

Список литературы:

1. Агафонова И.Н. Программа «Я и Мы» - уроки общения для детей 6-10 лет. Спб., 2003.

2. Белобрынина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников.// Вопр.псих. 2001., №4.

3. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам. М., 2004.

4. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка. – Спб.: Дельта, 1997.

5. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. - М.:Академия, 2007.

6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

7. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М.- 2005.

8. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. Под ред. Агафоновой И.Н. – Спб. СПБ.АППО, 2006.

9. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. Под ред. Зедгенидзе В.Я., М.: Айрис-Пресс, 2005.

10. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. //Дошк. восп., 1999.№10.

11. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. - М.: Педагогическое общество России.2000.

12. Шипицына Л.М., Защеринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - Спб.: Детство-Пресс.2001.

Разделы: Работа с дошкольниками

В основу работы педагогов по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у детей дошкольного возраста должны быть положены новые подходы к развитию и воспитанию детей, личностно - ориентированная модель общения с ними. Важен диалог, тогда у ребенка формируется толерантность - доверие к взрослому, партнерские отношение с ним.

Нужно изменить обстановку в детском саду, приблизив, на сколько это возможно, условия к домашним. Создание эмоционального благополучного микроклимата в группе.

1. Обязательно установите личный контакт с детьми:

  1. обращайтесь по имени;
  2. занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
  3. используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния).

2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение.

  • Всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?
  • Не возникает ли желание его перебить?
  • Не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?
  • Проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.

3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь:

4. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как "демонстрация расположенности": спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.

5. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность. Понаблюдайте: в каком настроении пришел ребенок в ДОУ; рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах?

6. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой:

  • как часто вы улыбаетесь детям;
  • способны ли вы смеяться вместе с детьми;
  • как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.

7. Учитесь видеть себя со стороны:

  • чаще анализируйте собственную деятельность;
  • стремитесь ставить себя на место ребенка;
  • развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.

8.Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:

  • быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;
  • ясно и понятно излагать доводы детям;
  • проявлять выдержку и терпение.

Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.

9.Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.

10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:

  • требований ("не мешайте", "перестаньте ссориться");
  • наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);
  • оценки, которые несут в себе характер иронии ("ну я так и знала, что это сделал опять Петров");
  • возмущения ("вы только посмотрите, что вы наделали!");
  • предвосхищающей отрицательной оценки ("от тебя никогда ничего хорошего не дождешься!");
  • вопросов к детям: "Кто разрушил постройку?", "Кто ударил?".

Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему. Используйте следующие приемы:

  • предвосхищающую оценку ("Я уверена, что ты так больше не поступишь");
  • ориентацию на самих детей ("Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват");
  • выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику ("Почему ты так поступил?", "Расскажи, как это произошло");
  • разъяснение ("Я вам сейчас расскажу, что произошло").

11. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть:

  • непонимание психологической ситуации, настроения детей;
  • недостаточная саморегуляция;
  • несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальной атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе;
  • механическое копирование стиля общения коллег.

Важно помнить, что формирование у детей положительного толерантного отношения ко всем людям должно основываться на усвоение моральных норм и правил поведения. Эта работа должна основываться на материале сказок, рассказов, произведений художественной литературы (Приложение 1).

Мы живем многонациональной в стране, поэтому в детях важно воспитывать толерантное отношение к другим народам, их культуре и традициям. Детей необходимо знакомить с традициями, фольклором, предметами народного - прикладного искусства, мифами и легендами других народов. Таким образом, расширять возможности приобщения детей к общечеловеческим ценностям, делать их более доступными, более осязаемыми и эмоционально окрашенными.

Прекрасной школой развития толерантности служит общение с домашними животными, которых дети воспринимают как равных себе, общаясь на понятном только им языке чувств и эмоций. Становясь близкими друзьями, дети и животные способны вместе радоваться и грустить, играть и развиваться. Объяснения взрослых о том, как надо обращаться с "братьями нашими меньшими", способствуют развитию умения сопереживать, сочувствовать, сдерживаться.

Полноценное развитие межличностных отношений как основы формирования толерантности у детей дошкольного возраста происходит в условиях одновременного влияния двух институтов - ДОУ и семьи. Сейчас мы предложим рекомендации для родителей .

1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения как: "Ты самый любимый", "Я тебя люблю любого", "Какое счастье, что ты у нас есть".

2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Я радуюсь твоим успехам", "Ты очень многое можешь".

3. Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

4. Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется салиться на корточки.

5. В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорически сказать слово "нельзя", попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.

Сказать, ничего не говоря, - это величайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми. Старайтесь выказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений.

6. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицанием. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

7. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение.

8. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами.

9. Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми.

10. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: "Я вижу, что тебя что-то беспокоит", " Я вижу, что тебя кто-то огорчил", " Расскажи мне, что с тобой".

11. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему "спокойной ночи". Произносите слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.

12. Старайтесь адекватно реагировать на поступки детей:

  • постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий; попытайтесь вникнуть в его переживания;
  • оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил. Например, ребенок разбил чашку и тут же можно услышать: "Ах ты негодяй, опять разбил чашку!" Наиболее уместным было бы такое выражение: "Сынок, ты разбил чашку. Ты не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник и совок, и мы вместе уберем осколки". А чтобы это не повторилось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказав ребенку: "Я думаю, чашка разбилась потому, что ты ее неправильно держал";
  • дайте понять ребенку, что независимо от поступка, вы к нему относитесь положительно;
  • не сравнивайте ребенка с другими детьми.

13. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: "Я сейчас занят (а):", "Сколько раз я тебе говорила!", "Вечно ты во все лезешь", "Что бы ты без меня делал".

14. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:

  • барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
  • барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности);
  • барьер "воспитательных традиций" (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия своих родителей);
  • барьер "дидактизма" (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

15.Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:

  • для развития умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: "Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам";
  • если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом;
  • для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: "Давайте говорить друг другу комплименты";
  • для развития умения общаться без слов предложите им игры "Через стекло", "Иностранец", "Расскажи стихи руками". Попробуйте 15 минут общаться при помощи мимики и жестов;
  • для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников. Предложите детям игры "На что похоже настроение?", "Нарисуй свой страх и победи его";
  • для развития у детей чувства эмпатии (сопереживания) используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: сказка - это хорошо или плохо? Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями? А что плохого? Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки.

Предложите детям сочинить:

а) сказка по-новому (за основу берется старая сказка, но героев можно наделить противоположными качествами);

б) салат из сказок (соединяются несколько сказок в одну);

в) продолжи сказку или придумай новый конец.

Главное всегда помнить, что воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Формирование толерантности каждый должен начинать с самого себя. В формировании толерантности у дошкольников большое значение имеет развитие умение понимать чувства и состояние других людей, способность сопереживать и сочувствовать, умение общаться со сверстниками. Прививая детям умения межличностного общения, необходимо одновременно совершенствовать эти же умения у педагогов и родителей.

Ребенок – это маленькая частичка нашего общества. Он живет и развивается среди людей, а это значит, что он нуждается в общении с окружающими. Общительный человек всегда уверенно чувствует себя в компании людей, независимо от их социального статуса. С таким человеком всегда интересно и комфортно, как правило, они являются «душой» любой компании. Для того чтобы достичь таких результатов, ребенок за период своего дошкольного детства, проходит через определенные формы общения.

Общение со сверстниками — важная составляющая социализации

Стадии развития общения детей со сверстниками

При успешном развитии малыша, каждая из нижеперечисленных форм общения формируется на определенном этапе дошкольного детства.

От 2-х до 4-х лет

  1. Одной из первых форм общения со сверстниками, которым овладевает малыш, считается ситуативно-личностной, для нее характерен период с 1до 6 месяцев. При рождении у ребенка отсутствует потребность в общении. Но его развитие не стоит на месте. Спустя месяц, малыш начинает реагировать на присутствие взрослого человека. Он начинает их узнавать и реагировать на их появление. Первичное общение основывается на гулении, лепете и первым несложным словам.
  2. Следующей формой общения, которой овладевает ребенок, носит эмоционально–практический характер.

Особенности общения малышей между собой

На втором – четвертом году жизни, попадая в детский коллектив, малыш приобретает свой первый опыт.

Ему нравится находиться среди детей, ребенок испытывает повышенное внимание к ним и проявляет интерес к действиям других дошкольников. К трем годам, показывая свои достижения, малыш пытается привлечь внимание сверстников к себе, в надежде на самовыражение. Также, он с интересом принимает участие в забавах и шалостях других детей, усиливая веселье от общей игры.


Роль общения со сверстниками — главные моменты

Дети до 4-х лет

До 4 лет для детей большое значение имеет их собственная значимость в детском коллективе.

В общении со сверстниками они очень часто произносят: «ты мой друг», «ты моя подруга». Если ребенок, на подобную реплику, получает положительный ответ от сверстника, то он улыбается, и наоборот, фраза «нет, я не твой друг» — может вызвать у ребенка протест либо слезы. Подобная реакция говорит о том, что в сверстнике малыш способен воспринимать только отношение к самому себе, для ни какого значения не имеет настроение или действия своего товарища. В этом возрасте сверстник служит для малыша зеркальным отражением самого себя.


Проблемы в общении проявляются с 4-х лет

Дети 4-6-ти лет

Следующей формой общения со сверстниками считается ситуативно-деловая.

Для нее характерен период с четырех до шести лет. Если развитие ребенка происходит в дошкольном учреждении, то малыша больше привлекает общение со сверстниками, чем со взрослыми. К четырем годам ребенок уверенно владеет речью и имеет небольшой опыт социальной жизни, эти факторы способствуют развитию ролевой игры.

От форм игровой деятельности в одиночку, где действия с предметами были ведущими, дети начинают играть со сверстниками в сюжетно-ролевые игры.


Первые друзья появляются с 4-5 лет

В коллективных играх формируется социально-коммуникативное развитие дошкольников. Игры в магазин, больницу, зоопарк учат детей договариваться, избегать конфликтных ситуаций, правильно вести себя в обществе. Взаимоотношения дошкольников больше напоминают деловое сотрудничество и являются приоритетными, а общение со взрослыми являются второстепенными и больше похожи на консультации и советы.

Сотрудничая со сверстниками, происходит и развитие личности ребенка.

Для него очень важно, чтобы его признавали и уважали в детском коллективе. Ребенок, любыми способами, пытается к себе привлечь внимание товарищей. В их мимике и взглядах он старается найти признаки позитивного или негативного отношения к своей персоне. В эмоциональной форме он уже может выразить обиду или упрекнуть других дошкольников в недостаточном к себе внимании.

В этот период детям свойственно проявлять интерес к действиям своих товарищей. Они являются их невидимыми наблюдателями. Ребята внимательно, с признаками некой ревности, следят за действиями дошкольников – сверстников, подвергая их поступки оценке и критике.

В случае если взрослыми оценка поступка другого товарище не совпадает со взглядами ребенка, то он может в одной из острых форм отреагировать на нее.


Нарушения в общении — какие бывают у дошкольников

В 4-5 лет, в процессе общения со взрослыми, дети интересуются у них о некоторых успехах своих товарищей, при этом не забывают подчеркнуть на их фоне и свои преимущества, а о собственных неудачах и промахах в беседе стараются не упоминать. В этом возрасте положительная оценка взрослыми поступка сверстника может огорчить ребенка, и наоборот, он радуется любым его неудачам.

К 5 годам у дошкольников изменяются отношения со сверстниками. Товарищ, в некоторой форме, служит объектом постоянного сравнения со своими поступками.

Таким образом, ребенок пытается противопоставить себя со своим товарищем. На фоне сравнения с собственными умениями и навыками ребенок учится давать оценку своим качествам. Это позволяет ему начать смотреть на собственные поступки «глазами товарищей», таким образом, в одной из форм общения появляется соревновательное и конкурентное начало.


Дети в 6 лет должны уметь общаться с коллективом

Старшие дошкольники 6-7 лет

С 6-7 лет общение дошкольников со сверстниками переходит на новый уровень и носит внеситуативно-личностный характер. Среди форм и средств общения преобладают речевые навыки. Ребята много времени уделяют общению. В дружбе наблюдаются устойчивые избирательные предпочтения.

Среди вышеперечисленных форм, внеситуативно-личностное общение оказывает особое воздействие на развитие личности дошкольников. К 7 годам, в процессе ежедневного общения со взрослыми, дети не только усваивают определенные нормы поведения, но и успешно пытаются применять их в повседневной жизни. Они могут отличить плохие поступки от хороших, поэтому стараются поступать в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Глядя на себя «со стороны» дети умеют сознательно управлять собственным поведением.

Психологические аспекты общения детей со сверстниками

Дети хорошо знакомы с некоторыми профессиями взрослых людей (воспитателя, продавца, врача), поэтому умеют подбирать соответствующий стиль общения со взрослыми людьми.

Роль взрослого в формировании общения детей со сверстниками

Развитие всех форм общения детей со сверстниками возможно только под непосредственным руководством взрослого человека. Ребенок должен последовательно пройти через все его формы.

Но бывает так, что ребенок 4 лет не умеет играть со сверстниками, а в 5 лет не в состоянии поддержать элементарную беседу.

Можно ли наверстать упущенное и научить ребенка общаться со взрослыми и сверстниками?

Для этого существуют специальные занятия и носят они опережающий характер. Что это значит? Взрослый человек дает ребенку такие образцы общения, с которыми тот еще не знаком. Для этого необходимо достаточно хорошо научиться общаться самому. Основная проблема при организации таких занятий заключается в том, чтобы не просто продемонстрировать перед ребенком совершенную, пока недоступную для него форму общения – познавательную или личностную, а умение вести за собой ребенка, незаметно включая его в само общение.


Сюжетные игры — пусть к общению

Опираясь на достигнутый уровень общения, можно предложить ребенку поиграть в совместную игру, количество участников не должно превышать 5-7 детей.

Особенность игры заключается в том, что взрослому отводится роль и ведущего и участника: он должен следить за правилами игры, давать оценку действиям дошкольников при этом быть, наравне с другими детьми, таким же участником игры. В процессе совместных действий у детей имеется возможность ориентироваться на игрока – партнера, и не обижаться в случае проигрыша. Совместно с другими детьми, они испытывают радость, ощущают свою значимость в совместной игре. При проведении таких занятий стеснительные или замкнутые дети начинают чувствовать себя непринужденно, свободно и легко. После совместных игр со взрослыми, такие дети перестают испытывать страх в общении и свободно обращаются ко взрослому с просьбой или вопросом. Таким образом, развитие внеситуативного общения со сверстниками и взрослыми медленными шагами продвигается вперед.


В совместной игре дети раскрепощаются

Каждый ребенок индивидуален. Есть дети с заниженной самооценкой, агрессивные, застенчивые, конфликтные и замкнутые – все они в той или иной степени могут испытывать проблемы в общении. Мы предлагаем познакомиться с простыми играми и упражнениями, направленными на коррекцию некоторых форм общения дошкольников со сверстниками.


Основы полноценного общения закладываются в семье

1. Упражнение «Составь рассказ».

Предложите ребенку составить небольшой рассказ на тему: «Я люблю, когда…», «Когда я сердитый…», «Меня беспокоит…», «Когда меня обижают…», «Я боюсь…». Позвольте ребенку составить развернутый рассказ и в полной мере изложить свои мысли. Впоследствии, все рассказы можно проиграть, но в главной роли должен быть сам рассказчик. Совместно с ребенком можно продумать и найти пути преодоления некоторых ситуаций.

2. Беседа «Как стать самим собой».

В процессе беседы нужно обсудить и выяснить причины, мешающие ребенку быть таким, каким он хочет. Подумать вместе с ребенком, какими способами можно от них избавиться.

3. Упражнение «Рисуем себя».


Упражнение «Нарисуй себя» поможет ребенку справиться со страхами

Предложите ребенку изобразить себя цветными карандашами сейчас и в прошлом. После чего обсудите детали рисунка, найдите в них различия. Выясните у ребенка, что ему не нравится и нравится в себе. При помощи этого упражнения ребенок сможет осознать себя как индивидуум, взглянуть на себя с разных сторон.

Эти простые игры помогут усилить внимание ребенка к самому себе, помогут увидеть свои чувства и переживания, а также способствуют развитию уверенности в собственных силах.

Они научат детей с пониманием относиться к различиям между сверстниками и увидеть индивидуальные особенности каждого ребенка.

Видео. Трудности в общении со сверстниками: что делать

Формируйте положительное отношение к сверстникам, собственным поведением демонстрируя уважительное отношение ко всем детям.

Привлекайте внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряйте проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку.

Организуйте совместные игры, учите координировать свои действия, учитывая желания других детей.

Помогайте детям мирно разрешать конфликт, указывая им на достоинства друг друга, вводя принцип очередности, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия (новая игра, чтение книги, прогулки и пр.).

Не сравнивайте ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений, тем самым умаляя и даже унижая его достоинство либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения ребенка только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научиться, создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности.

Следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека - важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.

Организация общения детей и доброжелательных отношений между ними - одна из наиболее трудных и важных задач, которая стоит перед воспитателем группы детей дошкольного возраста.

Диагностические исследования по изучению уровня развития общения детей среднего дошкольного возраста со сверстниками показали, что большинство детей, хотя и не во всех ситуациях, проявляют инициативу. Хотя инициативные обращения детей к сверстнику еще не отличаются настойчивостью, но всё же они, пусть изредка соглашаются играть друг с другом, откликаются на предложение делать что-то совместно; дети эпизодически выражают свое эмоциональное состояние (улыбаются, сердятся), используют жесты и знакомые слова, фразы в ответ на обращения ровесника - все это в свою очередь говорит о том, что у детей развивается потребность в общении друг с другом, складываются предпосылки для дальнейшего взаимодействия.

В ходе исследования уровня развития общения детей со сверстниками мы выявили, что в данной группе общение дошкольников друг с другом находится на среднем уровне. Это неплохой результат для данного возраста, но всё же необходимо проводить систематическую работу по повышению уровня общения детей с ровесниками.

Следует помнить, что в центре взаимодействий детей между собой находится взрослый. Именно он помогает ребенку выделить сверстника и общаться с ним на - равных, поэтому нами были разработаны рекомендации для педагогов и родителей по созданию оптимальных условий для успешного развития общения детей со сверстниками. Сотрудникам ДОУ и родителям детей мы рекомендовали формировать у детей положительное отношение к сверстникам, организовывать совместные игры детей с целью их обучения координировать свои действия и мирно разрешать возникающие конфликты.

Системный подход по применению условий, обеспечивающих успешное развитие у детей дошкольного возраста общения со сверстниками (см. рекомендации для родителей и педагогов ДОУ), сможет оказать позитивное влияние на дальнейшее становление различных форм взаимодействия детей друг с другом.