Домашнее задание для родителей «Насекомые. Насекомые Насекомые логопедические домашние задания

Домашнее задание для родителей «Насекомые. Насекомые Насекомые логопедические домашние задания

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями насекомых. Закрепить в словаре обобщающее понятие «насекомые». Попросить показать части тела насекомых (голова, усики, хоботок, жало, глаза, брюшко, крылышки, лапки).

2. Объяснить ребенку понятие «хищные насекомые» (стрекоза, муравей, божья коровка, кузнечик, паук), рассказать, чем питаются хищные насекомые (насекомыми, личинками насекомых). Рассказать, чем питаются другие насекомые: пчелы, бабочки — нектаром цветов; мухи, тараканы — остатками пищи человека.

3. Рассказать о том, какую пользу приносят насекомые:

· людям: пчелы дают мед, воск;

· лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых; пчелы, бабочки опыляют растения;

· животным и птицам: муравьи, комары, мухи, бабочки служат для них кормом.

4. Рассказать о том, какой вред наносят насекомые:

· людям: мухи, тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни;

· лесу: жуки-короеды повреждают кору деревьев, гусеницы объедают листья растений;

· животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают.

5. Рассмотри картинки и подумай, почему насекомые имеют такую необычную окраску.
Почему ее называют защитной; отпугивающей?

6. Упражнение «Скажи одним словом». Закончи предложения.

7. Упражнение «Назови ласково». Паук — паучок

Комар — ...

Таракан — ...

Пчела — ...

Стрекоза — ...

Жук — ...

Муха — ...

8. Упражнение «Подскажи словечко». Ваня рассматривал в лупу свою коллекцию насекомых. И оказалось, что:

У стрекозы не глаза, а глазищи.

У муравья не ножки, а....

У таракана не усы, а....

У бабочки не крыло, а....

Под лупой божья коровка выглядела не маленьким жучком, а огромным жучищем; таракан — ..., а паук — ....

9. Упражнение «Чьи лапки, чья голова?» Рассмотри картинки. Составь предложения по образцу. Образец: У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.

У пчелы — ... лапки,... голова.

У комара — лапки,... голова.

У таракана — ... лапки,... голова.

У паука — ... лапки,... голова.

10. Упражнение «Считай и называй». Соедини линиями насекомых одного вида с кружками соответствующего цвета. Посчитай насекомых (запиши в кружок цифру или обозначь количество точками).

11. Упражнение «Нелепицы». Послушай предложения, расскажи, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

Муравей живет в улье.

Паук собирает нектар с цветов.

Бабочка стрекочет.

Муха плетет паутину.

Комар ловит птиц.

Шмели строят муравейник.

12. Упражнение «Составь предложения». Рассмотри картинки и составь предложения. Образец: Паутина висит между веток.

13. Упражнение «Приключения муравья». Слушай предложения и вставляй по ходу пропущенные слова-картинки (текст читает взрослый).

14. Посмотри на картинку. Назови всех насекомых. Из какой сказки они пришли? Перескажи эту сказку по памяти.

Логопедические домашние задания для детей 5 — 7 лет с ОНР . Альбом 4 / Н . Э . Теремко ва . - М .: Издательство «ГНОМ и Д» , 2007.

- дополнительный материал по теме "Насекомые"

Новая лексика

Существительные:

жук,стрекоза,муравей,комар,оса,пчела,муха,гусеница, куколка, личинка, водомерка, шмель, бабочка, пыльца.

Глаголы:

летать,виться,порхать,парить,нестись,зимовать, копошиться, мельтешить, жужжать, торопиться.

Прилагательные:

быстрый,трудолюбивый,веселый,проворный,дружный, заботливый.

Игра « Улитка»

Цели: развиватьчувстворитма,работатьнадчёткостью дикции. Развивать общую моторику.

ХОДигры. Воспитательпредлагаетнакаждуюстрочку стихотворения делать два удара мяча об пол.

Улитка, улитка,

Шагаешь ты не прытко:

От калитки до меня

Проползёшь четыре дня.

Я.Аким

Диалоги

Цели: развивать общие речевые навыки (речевое дыхание, чёткость дикции, интонационную выразительность речи).

РАЗГОВОР С ПЧЕЛОЙ

Меня ужалила пчела.

Я закричал:

Как ты могла?

Пчела в ответ:

А как ты мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь мне он был уж-жжжжасно нуж-жжен:

Я берегла его на ужин.

М. Боровицкая

МАЛЬЧИК И МОТЫЛЁК

Мотылёк, мотылёк,

Сядь поближе на цветок,

Я не сяду на цветок,

У тебя в руке сачок.

Мотылёк, мотылёк,

Я тебя ловить не стану.

Подойду поближе, гляну,

Посчитаю, сколько ног

У тебя, мотылёк.

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять...

Сосчитаю, сколько ног,

Без тебя, мой дружок.

И. Иованович-Змай

Игра «Насекомые»

Цели: развиватьзрительноеислуховоевнимание,память, совершенствовать мелкую моторику.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямпрослушать стихотворение (можно сочетать чтение стихотворения с показом

картинок),азатемнарисоватьнасекомых,которыхдети запомнили.

Слушай и запоминай,

Насекомых называй.

Муравей, пчела, оса,

Бабочка и стрекоза.

А теперь бери тетрадку,

Нарисуй всех по порядку.

С. Чешева

Игра «Сосчитай-ка»

Цели: согласовывать существительное с числительным в роде, числе и падеже.

Ход игры. Игра проводится с мячом по кругу.Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 10).

Например:

Одинмаленькийкомар,двамаленькихкомара,три маленьких комар... десять маленьких комаров.

Слова: надоедливаямуха,трудолюбиваяпчела, разноцветная бабочка и т. п.

Игра «Какие насекомые спрятались на картинке?»

Цели: развиватьзрительноевнимание;формировать грамматическийстройречи,учитьправильноупотреблять

существительные в форме винительного падежа единственного числа.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямвнимательно рассмотретькартинкуи назвать,когоони на ней видят.Дети

должны отвечать полным предложением.

Например:

Я вижу на картинке стрекозу, кузнечика...

Игра «Назови ласково»

Цели: формироватьграмматическийстройречи,учить образовыватьсуществительныесиспользованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход игры. Игра проводится с мячом.Воспитатель называет насекомоеибросаетмячребёнку.Задачаребёнканазвать

насекомое «ласково».

Например:

муравей - муравьишка

комар - комарик

гусеница - гусеничка

пчела - пчёлка

жук - жучок

Загадки

Цели: развиватьслуховоевнимание,учитьсвязному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

Шевелились у цветка Домовитая хозяйка

Все четыре лепестка. Полетает над лужайкой,

Я сорвать его хотел - Похлопочет над цветком -

Он вспорхнул и улетел. Он поделится медком.

(Бабочка) (Пчела)

В лесу у пня - На ромашку у ворот

Суета, беготня, Опустился вертолёт,

То народ рабочий Золотистые глаза.

Снует и хлопочет. Кто же это?

(Муравейник) (Стрекоза)

На большой цветной ковёр

Села эскадрилья.

То раскроет, то закроет

Расписные крылья.

(Бабочки на лугу)

Игра «Почини слово»

Цели :развиватьслуховоевнимание,совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.

Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что «дождик размыл» слова, и предлагает их восстановить.

Например:

ХА-МУ - муха

РА-ВЕЙ-МУ - муравей

ЛА-ПЧЕ - пчела

МАР-КО - комар

ЧОК-ЖУ - жучок

ЗА-СТРЕ-КО - стрекоза

Игра «Поймай звук»

Цели: развивать фонематическое восприятие.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям «поймать звук»: дети должныхлопнутьвладоши,еслиэтотзвуквсловеесть,и

определить,где он находится (в начале,в середине или в конце слова).

Например:

Звук [м]: комар, оса, муха, пчела, мошка, муравей.

Звук [к]:гусеница, комар, бабочка, жук, оса, мошка, стрекоза, муравей.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза.

Ходигры. Воспитательвыставляетпереддетьмизвуковые схемысловикартинки.Детидолжнысоотнестикартинкусо

схемой.

Картинки : муха, комар, оса.

Игра «Собери слово»

Цели: развиватьзрительноеислуховоевнимание, зрительнуюпамять,формироватьнавыкифонематического

синтезаианализа,слоговогоанализа,зрительно- пространственные представления.

Ходигры. Воспитательпредлагаетребёнкурассмотреть буквывтаблицеиназватьих.Затемвоспитательзадаёт

вопросы на ориентировку.

Например: назовибукву,котораянаходитсясправаот буквы М (слева от С, между буквами К и О и т. д.).

Затемвоспитательназываеттолькоцифры,аребёнок долженсоотнестиихсбуквамииназвать,какоеслово

получилось.Послечегоребёноквыполняетполныйанализ получившихся слов (звуковой и слоговой).

Например:

1, 3, 5, 8, 2 -КОМАР

5, 6, 4, 8 - МУХА

3, 7, 8 - ОСА

Еслиребёнкусложносправитьсясзаданием,то воспитательпишетпоследовательностьцифр,аребёнок

подписываетбуквы под нимиитолькопослеэтогочитает получившееся слово.

К Р О X М У С А

1 2 3 4 5 6 7 8

Стихи для чтения и заучивания наизусть

Девятнадцать гусениц

Под листом капустным

Обживали новый дом,

Очень, очень вкусный.

Прогрызали окна спешно

Двери и ходы, конечно.

Так прилежно обживали,

Что свой дом совсем сжевали.

Где вчера росла капуста -

Там теперь на грядке пусто.

Т. Крюкова

МУРАВЬИ

В лесу мурашки-муравьи

Живут своим трудом,

У них обычаи свои

И муравейник - дом.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит

В траве и под листвой.

С. Михалков

ПЧЁЛКА

Села пчёлка на цветок,

Опустила хоботок,

Подлетает к ней комар:

Что ты ищешь там?

Нектар.

А тебе не надоело? Не наскучило искать?

Нет! Тому, кто занят делом,

Просто некогда скучать!

Г. Ладонщиков

БАБОЧКА

Белыми крыльями

Машет капустница.

Только поднимется -

Тут же опустится.

Носиком водит

По краю ромашки:

Мёд или чай

В этой беленькой чашке?

Г. Глушнев

Текст для пересказа

СТРЕКОЗА И МУРАВЬИ

Осенью у муравьев подмокла пшеница, они её сушили.

Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали:

Что ж ты летом не собрала корму?

Она сказала:

Недосуг было: песни пела.

Они засмеялись и говорят:

Если летом пела, зимой пляши.

Л. Толстой

Вопросы:

Что случилось у муравьев осенью?

Чего просила стрекоза у муравьев?

Почему стрекоза не запасла корм летом?

Что ответили муравьи на просьбу стрекозы?

Уважаемые родители!

Тема этой недели «НАСЕКОМЫЕ»

  • спросить ребенка, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, в жизни насекомых;
  • побеседовать с ребенком о насекомых;
  • в парке, в сквере рассмотреть жука, божью коровку, бабочку, гусеницу, муравья, пчелу, стрекозу, кузнечика и муху;
  • рассмотреть части тела насекомых (голову, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики);
  • рассказать ребенку, какую пользу приносят насекомые человеку, учить его бережному отношению к природе;
  • рассказать, что муха - вредное насекомое, переносчик различных заболеваний.

1. Отгадайте загадки и выучите по выбору :

Одежды не шью, а ткать – тку. (Паук)

Осенью в щель забьется, а весной – проснется. (Муха)

Как называется дом муравьев? (Муравейник).

Очень тоненько жужжит и над нами он кружит.

Берегись и млад, и стар: кровь у всех сосет... (Комар).

У воды она летает, насекомых ртом хватает,

Есть огромные глаза, с телом длинным... (Стрекоза).

2. Поиграйте в игру «Веселый счет»: 1 бабочка…5 бабочек; 1 комар…5 комаров ; 1 маленький муравей…5 маленьких муравьев.

3. Игра «Бывает – не бывает »: Девочка ловит бабочку – Девочка поймана бабочкой. Бабочка ловит девочку. – Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку. – Девочка ловит бабочку.

4. Игра «Летает – не летает».

(Взрослый называет насекомое, а ребенок поднимает руки в стороны, если насекомое летает, опускает – если не летает): муравей, божья коровка, гусеница, бабочка и т.д.

5. Отгадай загадку и нарисуй отгадку:

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

6. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Муравей сидел около...

Божья коровка ползла по...

Жук спрятался под...

Муха села на....

Гусеница сидела на...

Муха ползла по....

7. Прочитайте стихотворение.

«Скучать некогда»

Села пчелка на цветок, опустила хоботок.

Подлетает к ней комар: - Что ты ищешь там?

Нектар!

А тебе не надоело, не наскучило искать?

Нет, тому, кто занят делом, просто некогда скучать!

Муравей нашел былинку, много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку, он домой ее несет.

Он сгибается под ношей, он ползет уже с трудом,

Но зато какой хороший муравьи возводят дом!

(3. Александрова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлогается домашние задание для детей средней и младшей группы детского сада в виде презентации, в котором показаны картинки по теме "Зимние забавы". Родителям надо рассмотреть картинки вместе с дет...

Предоставленный материал поможет логопедам и дефектологам при даче домашних заданий для работы с родителями. Подойдет для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

Семинар-практикум для родителей "Домашний логопед" - исправление речи в домашних условиях

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе – родители! Кто, как не они, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы,...

Лексическая тема «Насекомые» 1. Комплекс гимнастики: Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая. 2. Знания об окружающем мире Беседа о насекомых по картинкам. Как можно назвать их одним словом? Насекомые. В какое время года мы видим насекомых? Весной, осенью и летом. Рассмотреть по картинкам строение насекомых (лапки, крылья, голова, туловище, глаза, усы). Рассказать о вреде и пользе разных насекомых. Кто приносит пользу? Пчела. Какую пользу приносит пчела? Пчела собирает мёд. Аналогично, про других насекомых. Знать о делении насекомых на вредных и полезных. Знать, чем отличаются от других живых существ. (6 лапок) Отгадай загадки. Не птица, а с крыльями, Не пчела, а над цветами летает (бабочка). Чёрен, да не ворон, Рогат, да не бык, Шесть ног без копыт. Летит - воет, сядет - землю роет (жук). Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой, Похлопочет над цветком - он поделится медком (пчела). С ветки на тропинку, с травки на былинку, Прыгает пружинка, зелёная спинка (кузнечик). Не зверь, не птица, а нос как спица. Самого не видно, а песню вредную слышно (комар) «Четвёртый лишний» Курица, комар, петух, индюк. Муха, стрекоза, ромашка, пчела. Бабочка, кузнечик, крыса, жук. Трава, дерево, комар, цветок. Пчела, муха, мёд, комар. 3. Лексика Словарь: названия насекомых, названия частей тела насекомых. Упражнять в подборе определений, антонимов, слов-действий. Подбери слова - действия: (что делает? что делают?) Бабочка...................................................................................................................... Комар......................................................................................................................... Муравей..................................................................................................................... Таракан...................................................................................................................... Подбери слова- признаки: (какая? какие? какой?) Муравей..................................................................................................................... Пчела......................................................................................................................... Гусеница.................................................................................................................... Комар-………………………………………............................................................. 4. Грамматика 1. Образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами. «Назови ласково»: Жук- червяк- Таракан- комар- Клоп- гусеница- Пчела- стрекоза- Муравей- паук- 2. Посчитай (согласование существительных и числительных): 1 Таракан Муравей Муха Оса Пчела Стрекоза Блоха 3 9 3. Один-много: одна муха - много это мухи - много мух БабочкаМуравейЖукСтрекозаПчелаКузнечикСверчокСветлячокМотылек4. Измени словечко (образование прилагательных от существительных): осаосиный Пчела- комар- Муравей- шмель- 5. Насекомые- великаны: жук - жучище жук- муравей- комар- шмель- червяк- клоп- таракан- стрекоза- 6. Образование притяжательных прилагательных «Чья лапка, чья голова?» У жука - жучья лапка, жучья голова У пчелыУ тараканаУ комараУ паука- У стрекозыУ муравья- 5. Связная речь Составление сложных предложений. Упражнять в составлении рассказов-описаний по предметным картинкам по заданному плану. План рассказа: - название - внешние признаки (строение, размер, цвет) - приносимая польза или вред. 6. Фонематическое восприятие Повторить с детьми пройденные согласные звуки: М, М, Н, Н, В, В, К, К, их характеристики. Упражнять в проведении звукового анализа, в подборе слов на заданные звуки, в составлении условно-графических схем слогов. 7. Физкультминутка Прилетела к нам вчера дети летают Полосатая пчела машут руками А за нею шмель – шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. Пожужжали, полетали, жужжат, От усталости упали. падают

Викторина для детей подготовительной к школе группы по теме «Насекомые»

Миначетдинова Гульназ Мансуровна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 22 «Журавлёнок» г. Новочебоксарска Чувашской Республики.
Описание материала:
Конспект викторины по теме «Насекомые» предназначен для воспитателей, работающих с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет) и родителей.
В данном конспекте представлен материал, способствующий выявлению представлений детей в виде игровых заданий и вопросов по теме "Насекомые". Викторину можно провести в ходе организации детской досуговой деятельности, или как часть организованной образовательной деятельности.
Содержание данной викторины подобрано с учётом интеграции образовательных областей "Речевое развитие", "Познавательное развитие".
Цель: Выявление представлений детей о насекомых.
Задачи:
Образовательные:
Углублять, расширять и обобщать представления о насекомых, как живых организмах, об их среде обитания. Уточнять и расширять знания об особенностях приспособления к условиям существования, способах размножения,пище.
Развивающие:
Развивать внимание, логическое мышление, воображение, память.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изучению объектов живой природы, воспитывать осознанно- бережное отношение к природе.
Словарная работа: Активизировать словарь детей словами: насекомые, бабочки, жуки, летают, порхают, превращаются.
Материал: карточки- задания с изображением насекомых, фишки.
Ход викторины:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отгадать загадки и ответить на вопросы про тех, кто умеет ползать, летать, прыгать. Догадались, о ком я говорю?
Ответы детей.
Воспитатель:
Будьте внимательны и постарайтесь отвечать правильно на вопросы.
А начнём викторину с загадок.Выслушайте загадки и назовите отгадку.
1.Загадки:
1. Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит….(комар)
2.Вот букашка-работяга.
Целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей
Быстро тащит... (муравей)
3.Целый день в цветках жужжит,
С медом в улей свой спешит.
Много меда запасла
Себе на зиму... (пчела)
4.Скажите-ка, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка,
Умеет карабкаться ловко
По листикам божья... (коровка)
5. Что за чудо-вертолёт
Совершает свой полёт?
Сел на листочек,
Отдохнул чуточек,
Зашуршал, загудел
И над речкой полетел.
(стрекоза, автор В. Белова)
2. Картинка- загадка.
Воспитатель: Внимательно рассмотрите картинку, определите, кто не относится к насекомым, подставьте под изображение выбранного вами живого объекта фишку.

Ответы детей.
Правильные ответы (не являются насекомыми паук и улитка)
3. Картинка- задание "Чей домик?"
Воспитатель: Приготовьтесь к следующему заданию. Найдите жилище насекомых на картинке.

Ответы детей.
Правильный ответ: бабочка- цветок, муравей- муравейник, пчела- улей.
4. Дидактическая игра "Кто лишний?"
Воспитатель: На картинки посмотрите, кто здесь лишний - назовите и подставьте фишку под изображение данного насекомого.

Воспитатель:Определили, кто из представленных насекомых -лишний?:Жук, пчела, кузнечик, бабочка.
Ответы детей.
Правильный ответ: пчела, из всех насекомых, изображённых на картинке, только у пчелы – жало.
Воспитатель: Молодцы, справились, правильно отметили насекомое, отличающееся от других.
5.Картинка- задание "По - порядку".
Воспитатель: А всегда ли бабочка была такой, какой мы её обычно видим? Как она изменяется?
Ответы детей.
Воспитатель: Что бы выполнить это задание надо расставить по - порядку цифры, соответствующие порядку этапов превращения бабочки.

Дети выполняют задание, подставляя соответствующие цифры в кружочки, возле картинок с изображёнными этапами развития бабочки.
Воспитатель: Вспомним, какой путь большой и трудный путь превращения проходит бабочка.Правильный ответ:1.яйцо,2.личинка,3.куколка,4.взрослая бабочка.
6.Упражнение «Что не так?»
Воспитатель: Послушайте предложения, скажите, верные ли утверждения, которые я произнесу?
Комар живёт в муравейнике. (Не верно, комар не живёт в муравейнике)
Пчела живёт в улье. (Верно, пчела живёт в улье)
Паук собирает нектар с цветов. (Не верно, паук не собирает нектар с цветов)
Бабочка живет в улье. (Не верно, бабочка не живёт в улье)
Муравей стрекочет. (Не верно, муравей не стрекочет)
Пчела плетет паутину. (Не верно, пчела не плетет паутину)
Кузнечик ловит птиц. (Не верно, кузнечик не ловит птиц)
Муравьи строят муравейники (Верно, муравьи строят муравейники)
7.Задание «По страницам сказок»
Воспитатель: Вспомним сказки, в которых есть персонажи- насекомые.
1.Кто спешил домой в сказке Виталия Бианки
ответ: Муравьишка. Сказка «Как Муравьишка домой спешил»?
2.Какое насекомое спасло Муху- Цокотуху в сказке Корнея Чуковского?
ответ: комарик.
3.Какие насекомые прятались под грибом в сказке «Под грибом» Владимира Сутеева.
ответ: муравей, бабочка.
8.Подведение итогов.
Воспитатель: Молодцы ребята,многое вы знаете о насекомых, на все вопросы викторины ответили.
Вам в подарок раскраски с изображением насекомых- героев разных сказок.
Раскраски Насекомые