Библия это письмо бога к тебе. Как рассказать детям о Боге: советы священников, как поступать родителям Православная библия для детей

Библия это письмо бога к тебе. Как рассказать детям о Боге: советы священников, как поступать родителям Православная библия для детей

Урок «Что такое Библия?»
Заинтересовка:
Если у вас есть возможность, то приобретите какую- нибудь вещь, которую нужно будет собрать (в отделе рукоделия) снимите все наклейки и уберите инструкцию. Выложите детали перед детьми и спросите что это, и что с ним делать. Среди детей найдется кто-нибудь, который спросит, а где коробка или картинка. Вот тут и объясните, что в жизни точно так же, мы часто не знаем что и как нам делать, и нам нужна инструкция. Библия, как раз и есть инструкция для жизни. Дайте детям инструкцию и возможность сложить вещь правильно.

Основная часть:
(излагает учитель)
1. БИБЛИЯ — ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ЕЕ ПИСАЛИ 40 ЧЕЛОВЕК.

Знаешь, Библия – это письмо Бога к тебе, но чтобы ее написать, Он использовал людей. Бог находил благочестивого человека, которому открывал что написать. Например пророк Иеремия. Прочитать Иеремии 30:2 «так говорит Господь…. напиши себе все слова…» b. Таких людей было около 40. Они были из разных сословий: были знатные цари, пастухи, государственные деятели и простые рыбаки. Главное для Бога не было как богат человек или образован, Он смотрел на сердце способное услышать и передать. Библия состоит из двух частей. Кто знает, каких? Правильно! Из Ветхого и Нового Заветов. Еще Библия состоит из небольших книг. Их очень много – 66. Вот такое длинное письмо Бог написал тебе – Библию. Предложение-связка: Ты, наверное, подумаешь: «Библию писали так долго, так много разных людей. А можно ли доверять всему, что там написано? Вдруг люди что-то перепутали?»
2. БИБЛИЯ — ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ВСЕ, ЧТО В НЕЙ НАПИСАНО, – ПРАВДА.


Хотя Библию писали люди, но все, что там написано, – это правда, потому что это сказал Бог. Дух Святой, Который живет в тебе и во мне, также жил и в этих людях. И Дух Святой говорил им Слова, которые Бог хотел записать в Библии. Так что ты можешь не сомневаться: все, что в Библии написано, – правда. Бог писал эту книгу для тебя. Предложение-связка: А как ты думаешь, зачем Бог написал тебе такое длинное письмо – Библию? (Дети отвечают.)
3. БИБЛИЯ — ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ОНА РАССКАЗЫВАЕТ ТЕБЕ О БОГЕ.


Правильно! Ведь ты не видишь Бога. Как же ты можешь узнать о Нем? Для этого Бог написал тебе Свое письмо – Библию. В ней записано, какой Бог, что Ему нравится и что Ему не нравится. Если ты хочешь побольше узнать о Боге, тебе нужно читать Библию. Если тебе трудно читать самому или не все понятно, то попроси родителей почитать Библию вместе с тобой. Предложение-связка: Как ты думаешь, о ком еще написано в Библии?
4. БИБЛИЯ — ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ОНА РАССКАЗЫВАЕТ О ТЕБЕ.


Да, представь себе, что в Библии написано и о тебе! Может быть, там нет твоего имени, но зато там говорится, что Бог сотворил тебя особенным. В целом мире нет такого, как ты. Бог сотворил не только тебя, но и твоих родителей и всех-всех людей. Применение: Так что если ты услышишь, как кто-то говорит, что человек произошел от обезьяны, или что тебя нашли в капусте, не соглашайся с этими словами. Ты можешь сказать в ответ, что тебя сотворил Бог. Ведь ты знаешь об этом из Библии — письма Бога к тебе. Там написано, что у Бога есть чудесный план для твоей жизни. Предложение-связка: Но для того, чтобы этот план исполнился, тебе нужно правильно поступать. А как тебе узнать, что правильно, а что неправильно?
5. БИБЛИЯ — ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ОНА ГОВОРИТ ТЕБЕ О ТОМ, КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТУПАТЬ.


Для того, чтобы ты знал, как поступать правильно, Бог и написал тебе Свое письмо – Библию. Применение: Может быть, в этом году ты пошел в первый класс, и ты боишься, что над тобой будут смеяться, когда узнают, что ты верующий. И ты не знаешь, как поступить: рассказать или молчать? Если ты не знаешь, как поступить правильно, тебе нужно искать ответ в Библии. Кто мне подскажет, какой совет в этой ситуации дает Бог в Библии – Своем письме к тебе? Только читая Библию, можно узнать Божьи правила для твоей и моей жизни. Но Бог еще дает подсказки, как исполнять правила. Именно поэтому Он и написал Своим детям это письмо – Библию. Предложение-связка: А как ты думаешь, кто может понимать то, что Бог написал в Своем письме Своим детям? (Дети отвечают.) Правильно! Дети Божьи! Ведь Бог писал Библию для них.
6. БИБЛИЯ — ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: БОГ ХОЧЕТ, ЧТОБЫ ТЫ ИСПОЛНЯЛ ТО, ЧТО В НЕЙ НАПИСАНО.


Бог дал тебе советы, как жить, и подсказки, как лучше поступать, не просто для того, чтобы ты их знал. Бог рассказал о Себе и Своих правилах для того, чтобы твоя жизнь изменилась к лучшему. Поэтому Бог написал тебе это письмо – Библию, чтобы ты его читал, и исполнил то, о чем читаешь. Применение: Наверное, в твоем классе есть кто-то из малоимущей семьи. Скорее всего, у него мало друзей. И хотя ты уже знаешь, что Библия учит тебя делиться с нуждающимися, ты все еще сомневаешься, угощать ли его яблоком. Можно конечно сделать вид, что ты не заметил его. Но знай, что Библия – это письмо Бога к тебе. Бог хочет, чтобы ты читал Библию и исполнял то, что в ней написано.

Задание по сказанному: давайте найдем подтверждение тому, что мы вам рассказали, в самой библии. Детям раздать стихи из библии, они должны соотнести их с картинками, по которым учитель рассказывал.


1) Иеремии 30:2
2) Пс 118:86
3) Ин 5:39
4) Быт 1:27
5) 1 Тим. 3:15
6) Втор 30:16
Физминутка:
Много(руки в стороны) книг (развернуть ладошки) на свете(изобразить земной шар) есть. Их нам всех не перечесть(указательным пальцем посчитать).
Но ценнее всех одна (изобразить книгу).
Та, что Богом(руки вверх) нам дана
(Руки вытянуть перед собой, ладошки вверх).
В сердце ты ее храни (сложить руки на груди).
Не бросай(двумя руками бросить что-то),
не мни (представить, что мнем в руках бумагу),
не рви (представить, что рвем лист).
Тех Господь благословит (руки к небу),
Кто святую Книгу чтит (руками изобразить книгу и поклониться).

Вопросы: («классики»)


1) О какой книге мы сегодня говорили?
2) Кто Автор этой книги?
3) Сколько человек писали Библию?
4) Из каких двух больших частей состоит Библия?
5) Как мы можем узнать о Боге?
6) Откуда появились люди?
7) Откуда мы можем узнать, как поступать правильно?
8) Зачем Бог дал нам Библию?
9) Почему нужно исполнять то, что записано в библии?
10) На чем в старину писали Библии?

Рассказ «Как ты любишь Библию?» (театр-экспромт)
Как-то раз мама послала своего маленького сына Степу в лавку купить мыла.
Продавщица, взвесив мыло, хотела ‘ его завернуть. На прилавке, среди кучи старых бумаг, лежала какая-то толстая книга. Это была Библия. Продавщица взяла ее в руки и хотела вырвать из нее лист. Степка посмотрел на женщину большими, удивленными глазами. И как только ее рука коснулась первой страни¬цы, мальчик воскликнул:
- Тетя, что Вы делаете, это же Биб¬лия!?
- Ну и что?! - возмущенно ответила женщина.
- Это Библия! Что Вы собрались с ней делать?
- Как что? Мыло завернуть,- ответи¬ла продавщица.
- Да как вы можете такое сделать? Разве можно рвать листы из Библии?- возразил удивленный мальчик.
- Да что ты говоришь, умный какой?!- немного сердито ответила женщина.- Я специально купила такую толстую и старую книгу, чтобы было во что заво¬рачивать товар.
Степан не мог просто так это оста¬вить и продолжал высказывать свои детские соображения:
- Ах, тетя, тетя! Как бы я хотел, чтобы эта старая Библия была моей. Я бы ни за что не вырывал из нее странички.
На это продавщица так ответила интересному покупателю:
- Хорошо, допустим, я смогу тебе отдать Библию, но только в том слу¬чае, если ты вернешь мне деньги, ко¬торые я на нее потратила.
К удивлению мальчика, Библия стоила совсем недорого, всего лишь несколько копеек.
- Это правда?- переспросил Степан. - Я сейчас быстренько сбегаю домой и попрошу у мамы денег. Только никому не отдавайте ее. Да, чуть не забыл, и не рвите больше страничек,- уже с порога крикнул довольный Степа. Прибежав домой, он еле смог выгово¬рить свою просьбу:
- Мам, ты знаешь, там Библия, в лав¬ке. Я могу ее купить. Дай мне денег, пожалуйста.
- Что-что? - спросила мама.- На что тебе деньги?
- Ну, как на что? Продавщица в лавке листы из Библии вырывает. Но она по¬обещала отдать ее мне, если я верну ей деньги, которые она потратила, когда у кого-то ее покупала. Это же совсем мало! Всего несколько копеек!
- Но у нас вообще нет денег. Что же мне делать с тобой, мой мальчик?
Степан, рас¬терявшись от ответа матери, выбежал на улицу и опять направился в лавку.
Со слезами на глазах он подошел к продавщице:
- У моей мамы нет денег… Но я очень прошу Вас, не рвите Библию, потому что в ней, я знаю, написаны слова нашего Бога.
Сердце женщины смягчилось. Она по¬гладила мальчика по голове, а потом придумала:
- Знаешь что, не плачь. Принеси-ка мне взамен старой бумаги, хотя бы столько, сколько весит твоя Библия.
Вот не ожидал Степка услышать такое! Ему очень понравилось предложение тети, продающей всякую всячину.
Степан бегом вернулся домой, попро¬сил у мамы старой бумаги. Затем пошел к соседям, знакомым, своим друзьям. Все, что ему удалось собрать, он с огромным удовольствием притащил в лавку.
- Какой молодец!
Радости Степана не было границ:
- Моя, Библия моя!
Радостный он прибежал домой и с порога крикнул матери:
- Мамочка, у меня теперь есть своя, настоящая Библия!
Вывод: Понравился ли вам рассказ о Степа¬не? Я бы очень хотела, чтобы вы тоже полюбили и дорожили Библией так, как наш герой. Он знал, что в этой книге записаны Слова нашего Господа


Православное вероучение понимает Священное Писание как часть Священного Предания, которое, по словам православного богослова В. Н. Лосского, есть «действие Святого Духа в Церкви».

  • «Не хлебом одним будет жить человек,
    но всяким словом, исходящим из уст Божиих

    Роль Священного Писания в жизни маленького христианина

    Изучение Библии – неотъемлемая часть жизни всякого православного человека. По преданию, Божия Матерь очень любила заниматься чтением Священных книг. Сам Христос заповедует всякому человеку внимать Его слову.

    Православное вероучение понимает Священное Писание как часть Священного Предания, которое, по словам православного богослова В. Н. Лосского, есть «действие Святого Духа в Церкви». Священное Предание, помимо текстов и письменных установлений, включает в себя церковную практику и традиции. И, пожалуй, самое важное в Священном Предании – невыразимый словами личный духовный опыт, переходящий из поколения в поколение. И потому одна из задач православных родителей – осуществление передачи этого духовного опыта своим чадам.

    Таким образом, Священное Писание есть зафиксированная часть жизни Святого Духа в Церкви. И потому оно представляет собой наиболее объективный способ личного общения человека с Богом, а начинаться оно должно с самого раннего возраста.

    «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет»(). Всякая встреча с Библией – это доброе себя, брошенное в юную душу. Мы не можем лениться в столь важном вопросе, потому как дадим ответ на Страшном Суде за вверенное нам. А значит, эти семена мы обязаны стараться засевать добросовестно. Господь же Сам взрастит плоды, дабы сбылось Его обетование о тех временах, когда «и сеющий и жнущий вместе радоваться будут» ().

    Знакомство ребёнка с Библией: первые шаги

    Прежде всего, нельзя не сказать об особой роли Евангелия в Священном Писании. Новозаветные книги завершают Божественное Откровение, приводят его к своей полноте. Евангелие повествует об Иисусе Христе, Чья жизнь должна стать для нас примером для подражания, и указывает на любовь как основу устраиваемого Христом Царствия Божия. Чтобы подчеркнуть значимость Нового Завета, очень хорошо подарить каждому ребёнку собственный экземпляр Евангелия с яркими картинками и в хорошем переплёте, а его ежедневное чтение сделать благочестивой семейной традицией.

    При рассмотрении вопроса детского чтения следует определиться с возрастными рамками и методикой.

    Итак, когда же необходимо начинать чтение ребёнку священных текстов? Данная проблема не представляет сложности по причине того, что никаких возрастных рамок просто-напросто нет! Само Евангелие показывает нам, что всякий человек является таковым уже во чреве матери: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее.» (). Младенец Иоанн Предтеча, носимый праведной Елизаветой, являет нам способность Бога действовать на каждого, даже очень маленького человека.

    Нужно помнить, что личная встреча с Господом в какой-то момент случается у всех, кто стремится к небу. Непременно произойдёт она и у ребёнка, но как и когда – во многом зависит от матери.

    Всё, что происходит с мамой, происходит и с её младенцем, пока он во чреве. Они тесно связаны в этот период, но будут иметь тесную связь и впоследствии. Маленький человек, пусть неосознанно, впитывает любую информацию о мире, а основным источником этой информации становится самое близкое, что есть у него в этом мире – его мама. Именно по этой причине для матери особенно важно регулярное чтение Священного Писания – так, таинственными путями материнской любви, она сможет передать ребенку часть личного познавательного опыта.

    Что касается вопроса чтения Священного Писания уже относительно сознательным детям, трудно определить универсальные возрастные критерии – всё зависит от индивидуальных особенностей. Однако в целом маленькие детки, живущие миром сказок, наиболее восприимчивы к притчам и различным наглядным образам из Евангелия. Так, хорошим примером может служить образ доброго пастыря, символизирующий Христа уже с Ветхозаветных времён: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (). Можно вспомнить и Давида, который тоже был пастушком и охранял овечек от злых львов.

    Наглядность изучения

    Известный педагог XIX века К. Д. Ушинский отмечал необходимость дополнения повествования картинками: «Кто не замечал за собою, что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания и что к такой врезавшейся в нас картине мы легко и просто привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы из памяти».

    Человек воспринимает окружающую действительность через органы чувств. Дидактика учит нас тому, что знакомство с новыми объектами формирует у ребёнка определённое понятие, состоящее из комплекса полученной информации. При этом органы чувств пропускают различный её объём и, соответственно, обладают различной ценностью в познании мира. Образно говоря, в одном отрезке времени на условную единицу слуховой информации приходится десять единиц осязательной и сто единиц зрительной. Следовательно, более 80% информации об окружающем мире человек получает при помощи зрения. Данный факт свидетельствует об исключительной важности наглядного представления изучаемого материала. Если же задействовать все органы чувств, то эффективность будет максимальной ввиду общей взаимосвязи и системного мышления человека.

    Большое значение имеют используемые иллюстрации. Это связано с тем, что отражённые художником библейские образы останутся с юным читателем вместе на всю жизнь. В качестве положительной рекомендации можно использовать известную «Детскую Библию».

    «Детская Библия» Борислава Араповича и Веры Маттелмяки.

    Повествование в данной книге адаптировано для самых маленьких. Однако в конце каждого отрывка помещены ссылки на пересказываемый текст Священного Писания, что даёт возможность использовать смешанный подход к изучению.

    Примечательно, что «Детская Библия», хотя и была изначально предназначена для детей, обрела некоторую популярность среди взрослых. Потому со второго издания в неё были помещены дополнения, ориентированные на зрелых читателей. Эти дополнения будут полезны самим родителям для более глубокого понимания значения изучаемого текста. Едва ли не самое важное в «Детской Библии» – удивительно красочные иллюстрации, сопровождающие каждый отрывок чтения.

    Помимо этого, для более старшего возраста в конце книги расположены географические карты и фотографии мест библейских событий, что делает её не только красочным, но и методически полезным инструментом для изучения Священной Истории.

    Гравюры французского художника Гюстава Доре

    Разбирая важную роль наглядного представления в изучении Священного Писания, нельзя не упомянуть известные гравюры французского художника Гюстава Доре (1832-1883). В течение своей жизни художник изобразил сотни прекрасных иллюстраций, описывающих библейские сюжеты. Его труд по праву можно считать классической художественной интерпретацией Библии.

    Для детей более старшего возраста (от 10ти лет) работы Гюстава Доре могут быть отличным дополнением к регулярным чтениям. Реалистичный стиль картин делает страницы Библии живыми, читатель словно переживает описанные события, а библейские герои выглядят неподдельно правдоподобно. Несмотря на то, что при жизни Гюстав Доре был подвергнут критике, созданные им иллюстрации прошли испытание временем и по сей день ценятся как яркое отображение библейской истории.

    Притчи и образы

    Один священник рассказывал, что на вопрос ребёнка о том, что ему делать, если потеряется, он ответил:

    – Стой и молись, а я тебя найду.

    При знакомстве с притчей о потерянной овце ребёнок смог ощутить её как свой собственный опыт. Аналогии необходимы во всяком возрасте – они служат инструментом, показывающим актуальность Библейских сказаний для всякого человека и всякого времени.

    Когда ребёнок теряет собственные игрушки, он огорчается и плачет. Данный опыт можно использовать, чтобы показать печаль Бога о всякой потерянной человеческой душе.

    Подрастающему ребёнку полезно рассказывать притчи. Притча о сеятеле по аналогии показывает, что как в природе совершается зарождение жизни, так и добрые качества зарождаются в человеческой душе.

    Притча о работниках в винограднике обращается к чувству справедливости, которое очень развито у детей. Она является очень сложной и, в то же время, очень полезной в виду того, что очень трудно объяснить равную награду, полученную работниками.

    Очень многогранна притча о блудном сыне. В младшем возрасте её можно объяснять таким образом, что блудный сын есть тот, кто потерялся и не может найти дорогу домой. Это обращает ребёнка к личному опыту, когда он сам терялся и не мог найти маму. Несмотря на некоторую неточность толкования, такой смысл будет наиболее доступен для ребёнка.

    С определённого возраста начнут появляться вопросы и сам процесс перейдёт на новую стадию – от простого благоговейного внимания к обсуждению прочитанного. Здесь возникает второй вопрос: каким образом знакомить детей со Священной историей?

    Для тех, кто постарше

    Уже упомянутый нами К. Д. Ушинский давал следующие рекомендации. Сама церковная жизнь располагает нас к изучению Писания и в том числе через церковные праздники. Богослужение соединяется с рассказом матери и радостным чувством – всё это оживляет в детском воображении древние исторические события.

    При этом, повествование лучше разделить на два этапа. На первом этапе ребёнка знакомят с основными моментами произошедшего события, на втором к ним добавляют второстепенные черты. Данный метод позволяет избегать ситуации, когда из долгого рассказа ребёнок выносит мелочи и не замечает основного. Разумеется, что при совместном чтении имеют важность наглядность повествования, обратная связь через вопросы, осмысление прочитанного и регулярность занятий.

    Чтения следует проводить таким образом, чтобы детям они не были в тягость. Как отмечает Н.Е. Пестов (приводя рекомендации Ушинского), допустимо заниматься каким-либо рукоделием – рисованием, оригами, вышиванием или чем-то другим. Но недопустимы суетливое отношение или напряжённая обстановка. Мы должны помнить, что мы ставим себе целью привить детям любовь чтению Слова Божия, показать им, что Оно есть основной жизненный компас и средство общения с Богом. Для этого мы должны сами доверять Ему и полагаться на Него, вверяя себя и свои труды.

    На пороге школьного возраста…

    Как уже говорилось выше, для детского возраста предпочтительнее всего знакомство со Священным Писанием в виде истории, адаптированной для детского возраста. Классическим представителем подобной формы изучения можно считать Детскую Библию, адаптированную Бориславом Араповичем и Верой Маттелмяки. В настоящее время издано множество других книг для знакомства детей со Священной Историей, при подборе которых лучше всего ориентироваться на авторов и издательства, благословлённые Православной Церковью.

    Однако, при неизменной опоре на адаптированные издания, к моменту младшего школьного возраста подход к изучению Священного Писания должен претерпевать некоторые изменения.

    При разборе Священной истории полезно научиться задавать такие вопросы, которые учат подростка размышлять. Например, почему Бог не принял жертву Каина? Стоит рассказать о необходимости благоговейного отношения ко всякому делу общения с Богом: Таинствам, молитве и посещении храма.

    Изучая историю битвы с амаликитянами (), полезно обратить внимание на то, что успех всякой человеческой деятельности зависит от Бога – и потому нужно обращаться к Нему за благословением перед всяким важным делом.

    Возвращаясь к притче о блудном сыне, стоит отметить, что человек в течение жизни часто попадает в положение блудного сына. И вполне возможно даже в продолжение дня не единожды отойти от Отца через собственные согрешения.

    Детям младшего школьного возраста полезно рекомендовать к прочтению книги, воспитывающие понятие о праведности. Такие святые отцы как Игнатий Брянчанинов, Феодосий Оптинский, Феофан Затворник в юном возрасте очень любили читать жития христианских подвижников. Впоследствии они отмечали, что прочитанное глубоко запало к ним в душу и оставило след на всю последующую жизнь. Например, Игнатий Брянчанинов напишет в своих записках, обращаясь к Богу: «Твои Пимены, Сысои и Макарии пленили мою душу». Знакомство с жизнью святых подвижников в раннем возрасте оградило будущего святителя от соблазнов юности и направило на иноческий путь служения Богу.

    Тактильная память

    У дошкольников и младших школьников одинаково развиты все три канала восприятия мира: слуховой, зрительный и тактильный. При этом, быстрота написания почти всегда соответствует скорости мышления ребёнка, что позволяет обдумывать информацию в процессе её написания. Кроме того, создаётся целостная картина, надёжно запечатлевающаяся в его памяти – моторная память достаточно надёжна и долговечна.

    Этап раннего школьного возраста можно считать переходным – родители, хотя и не отказываясь от изучения Священного Писания в адаптированной форме, могут включать в него оригинальные цитаты из синодального перевода. Можно завести тетрадку, в которую выписывать по одной основной цитате от каждого чтения.

    Подростковый возраст

    С какого-то момента, определить который предстоит индивидуально каждому родителю, чтение Библии должно перейти на принципиально новый уровень. Всё больше и заметнее становится переход от восприятия в форме сказки к аналогиям и построению связи Священной истории с современной жизнью. В среднем и старшем школьном возрасте акцент переходит от передачи знаний к построению отношений во Христе. Становится необходимым перенос Евангелия в нашу повседневную жизнь и отражение его актуальности в современных условиях. Благая весть не должна оставаться сказкой, но должна превратиться в верного спутника жизни для молодого христианина.

    Подростковый возраст, в силу его протестного духа, нуждается в историях, выделяющих личности. Подростку нужно рассказывать о личностях, о тех людях, которые вошли в священные книги, чтобы стать частью нашей жизни. Каждый персонаж Священного Писания прошёл определённый путь, сделавший его легендарной личностью. На данном этапе очень важно показать, что при всякой гениальности человек всё-таки нуждается в помощи Творца и не способен достичь святости своими силами. При этом Господь помогает всякому, желающему расти.

    С подростками Библию читать лучше всего в славянском переводе. Хорошей практикой является обязательное еженедельное чтение в субботу вечером – разбор отрывка Евангелия, читаемого на воскресном богослужении. Подкованные родители также могут разбирать с детьми отрывки Ветхого Завета накануне чтения соответствующих паремий.

    Методическая база

    Самое главное для преподающего Библию, вне зависимости от того родитель он или учитель, это собственное живое восприятия Божьего Слова. Подросток должен видеть вашу искренность в переживании Священных текстов и это будет самой главной опорой для любой методики.

    Перевод для чтения в подростковом возрасте лучше всего использовать синодальный. Если вы изучаете Библию через разбор зачал или глав, очень полезно будет после чтения синодального перевода прочитывать тот же отрывок на церковнославянском языке (елизаветинская библия). Таким образом вы постепенно научите подростка понимать богослужебный язык.

    В этом возрасте становится необходим тщательный подбор толкования на Ветхий и Новый Завет. Родителю понадобится предварительная подготовка к чтению. Можно порекомендовать толкования на Евангелие святителя Иоанна Златоуста и блаженного Феофилакта Болгарского. Последнего, в случае отсутствия времени, можно просто зачитывать – труд Феофилакта Болгарского записан очень простым языком. Для преподавания рекомендуется использовать «Четвероевангелие» архиепископа Аверкия (Таушева) – классическое учебное пособие студентов духовных школ.

    К Ветхому Завету могут быть полезны толкования преподобного Ефрема Сирина. Ведущим методическим пособиям по всей Библии является «Толковая Библия» А.П. Лопухина. Более простое изложение представлено в «Библейской истории» митрополита Вениамина (Пушкаря).

    Фундаментальным сборником святоотеческих толкований является 27-томная серия «Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков» в редакции Константин Гаврилкина и Сергей Козина.

    Перевод Псалтыри С. С. Аверинцева

    Разбудить интерес подростка к Псалтыри можно совмещением чтения на церковнославянском языке с чтением поэтического перевода, созданного Сергеем Сергеевичем Аверинцевым.

    Почему именно этот перевод? Дело в том, что дело интерпретации священного текста требует не только богословской эрудиции, но и сильного внутреннего духовного чувства. Псалмы Давида наполнены сильными религиозными переживаниями – и каждое слово в псалмах было сказано перед лицом Живого Господа. Сергей Сергеевич Аверинцев, будучи талантливым филологом и библеистом, подошёл к делу перевода Псалтыри подошёл с чрезвычайной ответственностью. Он смог, пронеся священный смысл псалмов через языковой барьер и трудности поэтического изложения, сохранить их духовную наполненность, сделав доступными для понимания русского человека.

    Для многих людей (и тем более подростков) препятствия перед познанием глубокого внутреннего духовного переживания в псалмах оказываются непреодолимыми в силу культурных различий современной литературы и священного текста. И потому, через вдохновлённого и талантливого человека делается шаг навстречу тем, кто хочет прикоснуться к древней духовной поэзии.

    Заключение

    Неся Слово Божие подросткам, следует помнить, что примерно с семи лет ребёнок призывается к Таинству Покаяния. В отрочестве маленький человек уже способен принять Иисуса Христа, принять Его Жертву и завет, заключённый с людьми.

    Важно понимать, что в Библии понятие «научиться» подразумевало беспрестанное исследование Священного Писания с последующим применением полученного опыта в реальной жизни, стремясь к путеводительству Святого Духа. Необходимо помочь подростку это осознать.

    Подростковый возраст подразумевает некоторые психологические особенности. Человек в этом возрасте, живя в настоящем, устремляет свой взор в будущее, готовя себя к взрослой жизни. Ярко выражаются стремления к самопознанию, самовыражению и самоутверждению – всё это является закономерным процессом развития и может быть реализовано в душеспасительной форме.

    В подростковом периоде человек остро нуждается в близком общении с людьми, проявляющими к нему любовь. Через это им удовлетворяются психологические потребности.

    1. Поднятие самооценки. Практически каждый подросток ощущает собственную неполноценность в какой-либо области жизни. Необходимо помочь ему осознать собственную нужность вам, Богу и Его Церкви.
    2. Чувство нужности. Один из церковных приходов проводил опрос, по результатом которого стало ясно, что молодые люди ищут в воскресной школе, прежде всего, друзей. Для детей переходного возраста важно чувствовать принадлежность к определённой группе и очень хорошо, если такой группой является христианское содружество.
    3. Общение с противоположным полом. Одна из важных проблем подросткового периода – сложность правильного выстраивания отношений с противоположным полом. Приобрести такой навык в домашних стенах достаточно сложно, однако, церковные собрания призваны научить молодых людей правильному общению между собой.
    4. Социальная адаптация. Каждый подросток задаётся вопросами о собственной важности для общества и личных целях в нём. Знакомясь с Библией и православным вероучением, молодой человек получает возможность найти ответы на некоторые личные вопросы.

    Вышеуказанные факторы говорят в пользу того, что, несмотря на важность домашнего изучения Библии вместе с родителями, с переходным возрастным этапом появляется значительная потребность в контакте со сверстниками в православном подростковом обществе.

Дорогие юные читатели!

Пусть Библия, которую вы держите в руках, – сначала в кратком изложении для детей, а затем и полная – станет вашим постоянным жизненным спутником, надёжным мерилом всех ваших дел и поступков, истинным путеводителем в Царство Небесное.

Всещедрый Господь да просветит вас светом Богопознания и да укрепит ваши мысли, чувства и желания в исполнении Его Святой воли на всех путях жизни вашей!

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Предисловие

«Священное Писание, – сказал святой Иоанн Златоуст, – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твёрдою, мудрою».

Такой пищей Священное Писание является и для взрослых, и для детей.

Душа детская легко увлекается хорошими примерами; детское сердце чутко к великим подвигам. А где же найдётся больше таких примеров, где встретится больше таких подвигов, как не в Священной истории? Поэтому первыми рассказами для детей, начинающих понимать, должны быть рассказы из Священного Писания, первою книгою в руках научившегося читать ребёнка должна быть Священная история.

Давая в руки ребёнка подобную книгу, необходимо также заботиться, чтобы он мог понять её всю, чтобы он в ней не встретил ничего непонятного, словом, необходимо, чтобы она была приспособлена (адаптирована) к его пониманию, к его возрасту.

Именно такую книгу мы хотим дать в руки детям. В ней живо и наглядно, но в то же время очень просто изложены все важнейшие события Ветхого и Нового Заветов, так, чтобы дети, начиная с самых маленьких, чистым сердцем могли сами воспринимать всё написанное, не нуждаясь в объяснениях и разъяснениях взрослых (мамы, старшей сестры или грамотной няни). Простота в изложении совмещена с наглядностью специально подобранных иллюстраций: дополняя рассказ и изображая описываемые события, эти рисунки помогут укрепить в детской душе всё то, что будет ими прочитано.

В раннюю пору жизни, когда каждое впечатление так глубоко и сильно внедряется в детское сердце и ум, события из Священного Писания оставят неизгладимый след в юных сердцах, и возбуждённое ими в детской душе чистое чувство не останется бесплодным и в позднейшие годы – в годы сомнений, более глубоких размышлений или легкомыслия и заблуждений.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

СОТВОРЕНИЕ МИРА

Над нами раскинулось бескрайнее синее небо. На нём, как огненный шар, сияет солнце и даёт нам тепло и свет.

Ночью на смену солнышку выплывает луна, а вокруг, как детки около мамы, много-много звёздочек. Словно ясные глазки, мигают они в высоте и, как золотые фонарики, освещают небесный купол. На земле растут леса и сады, травка и красивые цветочки. Всюду по земле живут звери и животные: и лошадки и овечки, и волки и зайчики, и много других. В воздухе порхают птички и насекомые.

Взгляните теперь на реки и моря. Как много воды! И вся-то она полна рыбками – от самых маленьких до чудовищ огромного размера… Откуда же всё это явилось? Было время, когда ничего этого не было. Не было ни дней, ни ночей, ни солнца, ни земли, ни всего, что есть сейчас. Жил тогда Один Господь Бог, потому что Он вечен, то есть не имеет ни начала, ни конца Своего бытия, Он всегда был, есть и будет.

Сотворение мира

И вот Он, по Своей любви, в шесть дней из ничего сотворил всё, чем мы любуемся. По одному Его Слову явились и земля, и солнце, и всё, что есть в мире. Всё сотворил добрый и любящий Господь, и обо всём Он непрестанно заботится, как любящий Отец.

Сотворив мир, Бог устроил на земле прекрасный сад и назвал его раем. Там росли тенистые деревья с вкусными плодами, пели красивые птички, звенели ручейки, и весь рай благоухал прекрасными цветами.

Когда Господь устроил всё это, Он увидел, что некому любоваться и наслаждаться красотою земли и рая. Тогда Бог из земли сотворил человека. Так явился на свет первый мужчина. Он был сотворён по образу Божию, похожим на Бога. Человек был очень красив, но он не мог ни ходить, ни думать, ни говорить, был как безжизненная статуя. Господь оживил его, дал ему ум и доброе сердце. Бог назвал человека Адамом и поселил его в раю, в Эдемском саду.

Потом Господь привел к человеку всех животных, чтобы он дал им имена. Адам назвал всех животных и дал имена птицам небесным, рыбам и зверям полевым. Он ухаживал за райским садом и заботился о его обитателях.

Затем, чтобы у первого человека был друг, Бог сотворил первую женщину. Адам назвал женщину Евой. У первых людей не было ни папы, ни мамы. Господь сотворил их взрослыми и Сам заменил им родителей. Бог разрешил Адаму и Еве есть всё, что росло в саду, кроме плодов одного дерева. Оно называлось древом познания добра и зла:

– Дети Мои, – сказал Господь Бог Адаму и Еве, – дарю вам этот сад, живите в нём и наслаждайтесь; ешьте плоды со всех деревьев и только с одного деревца не троньте плодов и не ешьте, а если не послушаетесь, то лишитесь рая и умрёте.

Адам и Ева поселились в раю. Они не знали там ни холода, ни голода, ни горя. Вокруг них между зверями и животными царили мир и согласие, и они не обижали друг друга. Хищный волк пасся рядом с овечкой, и кровожадный тигр отдыхал по соседству с коровушкой. Все звери любили Адама и Еву и повиновались им, а птички садились к ним на плечи и звонко пели песенки.

Так жили первые люди в раю. Жили они и радовались и благодарили своего доброго Создателя Бога.

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ

Всё, что мы видим, называется миром видимым. Но есть и другой мир, который мы не можем видеть, то есть мир невидимый. В нём живут Божьи Ангелы.

Кто же эти Ангелы?

Это бестелесные духи, они невидимы. Но иногда Бог открывает через них Свою волю и Ангелы принимают образ человека. Всех Ангелов Господь сотворил добрыми и послушными. Но один из них сделался гордым, перестал слушаться Бога и некоторых других ангелов научил тому же. За это Господь изгнал их от Себя и они стали называться злыми ангелами, или бесами, а первый ангел, который восстал против Бога, стал называться сатаной, или диаволом.

С тех пор добрые Ангелы отделились от злых. Злые ангелы везде сеют зло; они ссорят людей, заводят вражду и войну, стараются, чтобы люди не любили Господа и жили между собою, как враги. Добрые Ангелы, напротив, учат нас всему доброму и хорошему.

У каждого человека есть свой добрый Ангел-хранитель. Такие Ангелы-хранители оберегают людей от всякой беды и, в случае опасности, закрывают их своими крыльями. Добрые Ангелы грустят и плачут, если дети не слушаются папу и маму, так как дерзких и злых детей Господь не может взять на Небо. Ведь они помнят, как Господь удалил с неба дерзких и непослушных ангелов.

Когда Адам и Ева жили в раю, злые ангелы завидовали их счастью и захотели лишить их райской жизни. Для этого диавол превратился в змея, взобрался на дерево и сказал Еве:

– Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды со всех деревьев?

– Нет, – отвечала Ева, – Господь запретил нам есть плоды только с одного деревца, которое растёт посреди сада, и сказал, что если мы их съедим, то умрём.


Доктринальный урок

«Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1Тим. 4:16) Писание учит, что важно исследовать учение Иисуса Христа, т.е. христианские доктрины, в которые мы верим. Знать учение своего Спасителя необходимо не только взрослым, но и детям. Поэтому доктринальный урок является одним из способов передать веру ребенку и донести ему Слово Божье. Для проведения этого доктринального урока Вам необходимо подготовить наглядное пособие на каждое предложение, доносящее доктрину. Предлагаем Вам готовые картинки с написанной Главной истиной и доктринами. Вы можете их раскрасить.
Главная истина – это фраза, которая часто повторяется во время рассказа, чтобы дети могли хорошо ее запомнить.
Главная истина (ГИ): БИБЛИЯ – ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ
Введение: Предмет В большой конверт положите Библию. Покажите конверт детям. Пусть попытаются определить, что в нем лежит. «Кто из вас когда-нибудь получал письма? Ребята, давайте посмотрим, что за письмо здесь лежит?!» Достаньте из конверта Библию. Дети могут сказать, что это Библия, а не письмо. Предложение-связка: Знаешь, Библия – это самое длинное в мире письмо! И это письмо Бога к тебе. Ты, наверное, думаешь: «Но как же Бог написал это письмо, ведь Он живет на Небесах?»

1. БИБЛИЯ - ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ЕЕ ПИСАЛИ 40 ЧЕЛОВЕК.

Знаешь, Библия – это письмо Бога к тебе, но чтобы ее написать, Он использовал людей. 40 различных людей писали Библию. Среди них были и царь, и пастух, был врач, рыбак, пророки. Всех их Бог использовал, чтобы написать Библию – Свое письмо к тебе. Библию писали очень долго – более 1500 лет. Библия состоит из двух частей. Кто знает, каких? Правильно! Из Ветхого и Нового Заветов. Еще Библия состоит из небольших книг. Их очень много – 66. Вот такое длинное письмо Бог написал тебе – Библию. Предложение-связка: Ты, наверное, подумаешь: «Библию писали так долго, так много разных людей. А можно ли доверять всему, что там написано? Вдруг люди что-то перепутали?»

2. БИБЛИЯ - ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ВСЕ, ЧТО В НЕЙ НАПИСАНО, – ПРАВДА.

Хотя Библию писали люди, но все, что там написано, – это правда, потому что это сказал Бог. Дух Святой, Который живет в тебе и во мне, также жил и в этих людях. И Дух Святой говорил им Слова, которые Бог хотел записать в Библии. Давай сейчас откроем Библию и прочтем об этом (2 Пет.1:21): «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи человеки, будучи движимы Духом Святым». Так что ты можешь не сомневаться: все, что в Библии написано, – правда. Бог писал эту книгу для тебя. Предложение-связка: А как ты думаешь, зачем Бог написал тебе такое длинное письмо – Библию? (Дети отвечают.)

3. БИБЛИЯ - ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ОНА РАССКАЗЫВАЕТ ТЕБЕ О БОГЕ.

Правильно! Ведь ты не видишь Бога. Как же ты можешь узнать о Нем? Для этого Бог написал тебе Свое письмо – Библию. В ней записано, какой Бог, что Ему нравится и что Ему не нравится. Если ты хочешь побольше узнать о Боге, тебе нужно читать Библию. Если тебе трудно читать самому или не все понятно, то попроси родителей почитать Библию вместе с тобой. Предложение-связка: Как ты думаешь, о ком еще написано в Библии?

4. БИБЛИЯ - ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ОНА РАССКАЗЫВАЕТ О ТЕБЕ.

Да, представь себе, что в Библии написано и о тебе! Может быть, там нет твоего имени, но зато там говорится, что Бог сотворил тебя особенным. В целом мире нет такого, как ты. Бог сотворил не только тебя, но и твоих родителей и всех-всех людей. Применение: Так что если ты услышишь, как кто-то говорит, что человек произошел от обезьяны, или что тебя нашли в капусте, не соглашайся с этими словами. Ты можешь сказать в ответ, что тебя сотворил Бог. Ведь ты знаешь об этом из Библии - письма Бога к тебе. Там написано, что у Бога есть чудесный план для твоей жизни. Предложение-связка: Но для того, чтобы этот план исполнился, тебе нужно правильно поступать. А как тебе узнать, что правильно, а что неправильно?

5. БИБЛИЯ - ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ОНА ГОВОРИТ ТЕБЕ О ТОМ, КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТУПАТЬ.

Для того, чтобы ты знал, как поступать правильно, Бог и написал тебе Свое письмо – Библию. Применение: Может быть, в этом году ты пошел в первый класс, и ты боишься, что над тобой будут смеяться, когда узнают, что ты верующий. И ты не знаешь, как поступить: рассказать или молчать? Если ты не знаешь, как поступить правильно, тебе нужно искать ответ в Библии. Кто мне подскажет, какой совет в этой ситуации дает Бог в Библии – Своем письме к тебе? Только читая Библию, можно узнать Божьи правила для твоей и моей жизни. Но Бог еще дает подсказки, как исполнять правила. Именно поэтому Он и написал Своим детям это письмо – Библию. Предложение-связка: А как ты думаешь, кто может понимать то, что Бог написал в Своем письме Своим детям? (Дети отвечают.) Правильно! Дети Божьи! Ведь Бог писал Библию для них.

6. БИБЛИЯ - ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ОНА ГОВОРИТ ТЕБЕ О ТОМ, КАК СТАТЬ БОЖЬИМ РЕБЕНКОМ

Ты помнишь, что Библия - это письмо Бога к тебе. Если ты дитя Бога, значит, это письмо ты можешь не просто подержать в руках и выразительно прочитать на оценку. Если ты дитя Бога, ты можешь понимать то, что в Библии написано. А что же делать, тем, кто еще не подружился с Богом, не стал Его дитям? В Библии Бог написал и об этом – о том, как стать Божьим ребенком. Кто мне подскажет, что для этого нужно? (Выслушать детей, повторить правильные ответы.) Призыв к покаянию: Если ты еще никогда не просил Иисуса забрать твои грехи, то сегодня можешь сделать это. Когда ты попросишь прощение за свои грехи, ты сможешь подружиться с Богом. И тогда Он сделает тебя Своим ребенком. Если хочешь, останься после занятия, и я покажу тебе в Библии, как ты можешь стать ребенком Бога. Предложение-связка: Ты теперь знаешь, что Библия - это письмо Бога к тебе. Но это еще не все. Знай, что Бог написал тебе это письмо не только, чтобы его читать, но и исполнять то, что в нем написано.

7. БИБЛИЯ - ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: БОГ ХОЧЕТ, ЧТОБЫ ТЫ ИСПОЛНЯЛ ТО, ЧТО В НЕЙ НАПИСАНО.

Бог дал тебе советы, как жить, и подсказки, как лучше поступать, не просто для того, чтобы ты их знал. Бог рассказал о Себе и Своих правилах для того, чтобы твоя жизнь изменилась к лучшему. Поэтому Бог написал тебе это письмо – Библию, чтобы ты его читал, и исполнил то, о чем читаешь. Применение: Наверное, в твоем классе есть кто-то из малоимущей семьи. Скорее всего, у него мало друзей. И хотя ты уже знаешь, что Библия учит тебя делиться с нуждающимися, ты все еще сомневаешься, угощать ли его яблоком. Можно конечно сделать вид, что ты не заметил его. Но знай, что Библия – это письмо Бога к тебе. Бог хочет, чтобы ты читал Библию и исполнял то, что в ней написано. Как нужно поступать? Раздайте рабочие листы с перечисленными ниже вопросами.

Прочитайте с детьми Евангелие от Марка 1:1-8 и ответьте на вопросы:
Что Библия говорит в этом отрывке о Боге?
Что она рассказывает обо мне?
О том, как мне поступать?
Принятие решения: На этой неделе прочитай первую главу Евангелия от Марка. Запиши на листе бумаги то, что ты узнаешь о Боге, о себе и о том, как тебе нужно поступать. Ты можешь попросить своих родителей помочь тебе в этом. А на следующей встрече расскажи нам о своих открытиях.

Урок разработан Владимиром Прохоровым, г.Днепропетровск

Если ребенок растет в православной семье, то религия естественно входит в его жизнь. Он видит, как молятся родители, ходит с ними в храм, рассматривает Библию. Довольно рано у такого малыша появляются вопросы о вере. Ответить на них порой труднее, чем объяснить, откуда берутся Боге и воспитывать в православии с ранних лет? Прислушаемся к мнению священников.

Основные ошибки

Протоиерей А. Близнюк, учитель Свято-Петровский школы города Москвы, на собственном опыте знает, как рассказать ребенку про Бога. Знакомы ему и главные ошибки родителей. Всего их пять:

  1. Отсутствие у взрослых времени на разговоры. От ребенка в таком случае просто отмахиваются, показывают, что вопросы веры не так уж важны.
  2. Возмущение "неблагочестивыми" мыслями, которые высказывает малыш. Если желание покрестить любимую кошку натолкнулось на упреки взрослых, ребенок может замкнуться и перестать делиться своим мнением.
  3. Отказ отвечать на "глупые" вопросы. За ними может таиться что-то действительно важное для малыша, поэтому уместнее проявить терпение.
  4. Одноразовый разговор. Чтобы у детей формировалось объемное представление о Боге, одни и те же темы должны обсуждаться неоднократно и желательно с разными людьми.
  5. Переоценка собственных знаний. Не на все вопросы родитель может дать ответы сходу, и тогда правильнее признать свое незнание, обратиться за помощью к священнику или другим знающим людям.

О Боге самым маленьким

Молодых родителей волнует вопрос, когда и как рассказать детям о Боге. Интересные истории малыши начинают слушать приблизительно к двум годам. В это время следует начинать первые беседы на темы веры.

Большой интерес у крохи вызывают иконы и красивые картинки в детской Библии. Рассматривайте их, давайте краткие и понятные объяснения. Текст еще рано читать. Зато уместно показать свое уважительное отношение к этим предметам, особую любовь. Если ребенок захочет, разрешите погладить или поцеловать любимого персонажа. В этом возрасте дети очень эмоциональны. Они не могут осознавать умом некоторых истин, но сердечком чувствуют их.

Давай поиграем

Как рассказать детям о Боге, если они еще плохо понимают слова? Лучшим выходом станет игра. После рассматривания детской Библии инсценируйте историю при помощи игрушек. Постройте ковчег из коробок и поместите в него фигурки животных. Возьмите куклы и поиграйте в рождение младенца Иисуса.

Вспоминайте о Боге во время ролевых игр. Пусть зайчик с мишкой поблагодарят Создателя, прежде чем кушать воображаемую кашу. Укладывая спать куклу, коротко помолитесь. Хорошо, если вы найдете детские религиозные песенки, сопровождаемые движениями.

Первые молитвы

Далеко не все взрослые понимают, как рассказать о Боге ребенку в 3 года. В этом возрасте все слова малыши понимают буквально, поэтому Создатель будет для них добрым дедушкой с иконы. Пока этого достаточно.

В этом возрасте все малыши стремятся подражать родителям. Учите их молиться, как мама и папа. Только не надо зубрить "Отче наш". Первые молитвы должны быть простыми, понятными и предельно короткими. Это могут быть просьбы ("Бог, сделай так, чтобы Анечка перестала кашлять. Аминь") или за вкусный суп. Аминь").

Учите ребенка во время молитвы стоять или сидеть с прямой спиной, не баловаться и не вертеться. Когда Бог исполняет бесхитростную детскую просьбу, акцентируйте на этом внимание и благодарите Создателя.

К Богу в гости

Священники советуют как можно чаще приходить в храм с малышом. До 7 лет ребятишек не нужно специально готовить к причастию, лишать завтрака. Детки еще не понимают происходящего, но их душа впитывает Божью благодать. Выстаивать всю службу не обязательно. Покажите ребенку красивые иконы, полюбуйтесь на горящие свечи. Можно захватить детскую Библию и полистать ее, присев на лавочке. Когда малыш устанет, выйдите на улицу и разрешите ему побегать.

Ближе к 3 годам дети начинают интересоваться, кто этот бородатый дяденька в рясе и зачем младенцев окунают в воду. Как рассказать ребенку о Боге и крещении, чтобы он понял вас? Избегайте сложных слов и лишних деталей. Объясните, что Церковь - это дом Бога. Колокольный звон означает, что Господь зовет к себе в гости всех, кто любит Его. В Церкви мы можем поговорить с Богом, и помогают нам в этом священники.

На куполе храма есть крест, который защищает людей от всего плохого. Каждый, кто любит Бога, носит такой же крестик на груди. Его вешают во время специального обряда. Он так и называется - крещение. Малышей окунают в воду и молятся за них. Это помогает им вырасти хорошими. А чтобы они стали еще добрее и сильнее, проводится обряд причащения.

Кто такой Бог?

Дети быстро растут. Как рассказать ребенку о Боге в 4 года? Психологи и священники уверены, что именно в этом возрасте с малышами можно проводить серьезные разговоры. Они уже способны понять, что Бог невидим, что он есть одновременно везде и нигде. Безусловно, слова нужно подбирать предельно простые.

Объясните, что Бог - великая сила, которая создала весь наш мир, небо и землю, моря и растения, животных и человека. Он невидим, но сердцем мы можем почувствовать Его любовь. Если нам плохо, мы просим Бога о помощи, ведь Он очень добрый и отзывчивый. Когда нам хорошо, мы благодарим Его, и Он радуется за нас. Бог хочет, чтобы все люди делали добрые дела и были счастливы. В знак того, что ты находишься под защитой Бога, у тебя на груди висит крестик.

Когда его надевают на малыша, то Господь выделяет ему одного ангела. Ангелы - его помощники. Они тоже невидимые, но всегда находятся рядом с человеком, уберегают его от болезней и опасностей. Если ребенок слушается, помогает взрослым, делится игрушками, его ангел радуется. А если малыш ведет себя плохо, невидимый защитник очень расстраивается и плачет.

Читаем Библию

Лучшим ответом на вопрос, как рассказать ребенку о Бога и Иисусе Христе, будет совет читать Священное Писание. Для дошкольников больше подходят детские издания с красивыми иллюстрациями, географическими картами и фотографиями различных библейских мест. Выберите книгу, одобренную Православной Церковью.

Школьникам и семьям с разновозрастными детьми пригодится неадаптированная Библия. Читать ее лучше регулярно, соблюдая несколько правил:

  • Собирайтесь на чтения ежедневно всей семьей.
  • Создайте торжественную обстановку, погасите свет, зажгите свечи.
  • Не затягивайте мероприятие. Десяти минут вполне достаточно.
  • Взрослым лучше заранее подготовиться к чтению, изучить святоотеческие толкования отрывка. Их живые описания смогут сделать эпизод более ярким и понятным для детей.
  • Обращайте внимание ребятишек на нравственный аспект прочитанного и связывайте его с обычной жизнью. Только избегайте нотаций. Вам нужно, чтобы ребенок захотел стать лучше, а не почувствовал себя самым плохим малышом на свете.
  • Разрешите детям задавать любые вопросы. Если не знаете, как правильно ответить на них, порассуждайте вместе. В крайнем случае, обратитесь к священнику или к другим достоверным источникам, но никогда не оставляйте вопросы без ответа.

Чего нужно остерегаться

Мы выяснили, как рассказать ребенку про Бога, когда он мал. А теперь поговорим о проблемах, с которыми могут столкнуться родители:

  1. Если вы растите ребенка в православии, то вам самим придется разбираться с вопросами веры и строить свою жизнь в соответствии с заповедями. А это требует от родителей серьезных усилий.
  2. Малыши, как и взрослые, не всегда хотят работать над собой. Им проще отвернуть икону к стене и стащить конфету, чем справиться со своим желанием. От родителей требуется много терпения и такта, чтобы побудить чадо к послушанию и научить бороться с дурными помыслами при помощи молитв.
  3. Иногда детей принуждают к хорошему поведению, пугая гневом Бога или рассказывая про бесов. В результате малыш не столько любит, сколько боится Создателя, а ночью ему снятся жуткие кошмары с дьяволом в главной роли. Оградить своего ребенка от запугиваний - важная задача любящих родителей.
  4. Попытки наставить товарищей на верный путь могут привести к конфликтам в и школе. Поэтому нужно говорить с детьми о терпимости. Крестик нельзя никому показывать. Вера - это очень интимное дело, неправильно бравировать ею перед другими людьми, выставлять напоказ, хвалиться.

Приобщаем чадо к обрядам и традициям

Родители часто спрашивают, как рассказать ребенку о Боге и православии. Но ведь дела важны ничуть не меньше, чем слова. В 7 лет ребенок впервые идет на исповедь. Считается, что именно с этого возраста он способен критично взглянуть на себя. Начинается его сознательная духовная борьба с лукавым. Не диктуйте ребенку, в каких грехах он должен исповедоваться. Пусть сам решит, за какие проступки ему стыдно. Учите его замечать свои дурные мысли и защищаться от них молитвой или крестным знамением.

С этого же времени можно рассказывать детям о глубоком подтексте религиозных обрядов. Долгие службы переносятся намного легче, если ребенок понимает их смысл. Своим примером покажите, что поход в храм - это огромная радость, а не нудная обязанность. Хорошо, если за этим следует приятный подарок или веселая прогулка всей семьей.

Много вопросов связано с постом. Ученые уверены, что периодическое воздержание от скоромной пищи не может навредить здоровому ребенку. Однако пост - это не диета, а осознанное наложение на себя определенных ограничений во имя Бога. Неправы те родители, которые по своей воле лишают чадо конфет, мультиков и компьютерных игр. Лучше спросить самого ребенка, будет ли он поститься и от чего готов отказаться во имя Бога. Только принимая самостоятельные решения, он научится побеждать свои желания.

Воскресная школа

Как рассказать о Боге и сотворении земли ребенку 10 лет, который изучает в школе теорию Вселенского взрыва? Как доказать, что человек был создан Господом, а не произошел от обезьяны? К счастью, при большинстве храмов действуют воскресные школы. Занятия в них ведут священники или благочестивые миряне, знающие ответы на подобные каверзные вопросы. Здесь можно ближе познакомиться с Библией и житиями святых, почитаемыми иконами и религиозными песнопениями.

Крайне рекомендуется отдать ребенка на подобные уроки, чтобы он оказался в среде православных детей. Ребенку необходимо иметь свой круг общения, связанный с православием и не связанный напрямую с родителями. Особенно важно это для подростков, которые стремятся стать самостоятельными. Восстановление храма, паломническая поездка в кругу сверстников, православный лагерь - все это может стать решающим толчком для личной встречи с Богом.

Самостоятельный выбор

Православные родители много думают о том, как рассказать детям о Боге. Сами они прошли к нему трудный путь. Им хочется, чтобы вера досталась ребенку по умолчанию и была принята с благодарностью. Но так происходит не всегда. В подростковом возрасте нередко начинается бунт. Малыш, который клал икону под подушку и играл в батюшку, вдруг отказывается идти в храм.

По мнению священников, это естественно. Если раньше ребенок слушался родителей, то теперь он удаляется от них, чтобы начать самостоятельную жизнь. Ему нужно построить собственные отношения с Богом. Любое давление на него неприемлемо. Лучшее, что могут сделать родители, перестать контролировать религиозную жизнь подростка.

Как помочь бунтующему ребенку

Как рассказать детям о Боге, когда они отказываются слушать родителей? В подростковом возрасте им проще услышать других людей: священника, которому ребенок доверяет, сверстников из православного клуба. Если ребенок рассказывает свои тайны не вам, а духовнику, радуйтесь. Значит, у него в Церкви есть личное пространство.

Ненавязчиво внушайте подростку, что к Богу можно прийти с любой проблемой и обрести поддержку. Опасную ошибку совершают родители, говорящие детям, что в церковь нельзя заходить с ирокезом или после употребления наркотиков. Наоборот, именно здесь запутавшийся человек сможет получить помощь и всегда будет принят.

Как рассказать детям о Боге? Главное в таких разговорах - ваша искренность. Дети остро чувствуют фальшь. Избегайте ее, а во всем остальном доверьтесь Господу.