Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. » восточные славяне во второй половине первого тысячелетия нашей эры Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия

Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. » восточные славяне во второй половине первого тысячелетия нашей эры Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия

Восточнославянские племена и их соседи.
В VI-VIII вв. восточные славяне делились на племенные союзы и заселяли огромные пространства Восточно-Европейской равнины.
На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении князя Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город Киев.
Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Днепра на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Племенные союзы восточных славян: поляне, новгородские (приильменские) словене, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, бужане, волыняне, уличи, тиверцы.
Славяне, осваивающие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Соседями славянских племен на севере были народы угро-финской группы: весь, меря, мурома, чудь, мордва, мари. В нижнем течении Волги в VI-VIII вв. поселился кочевой народ тюркского происхождения - хазары. Значительная часть хазар приняла иудаизм. Славяне выплачивали дань Хазарскому каганату. Через Хазарию шла славянская торговля по Волжскому торговому пути.
Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Главным занятием славян было земледелие. На черноземных землях развивалось пашенное земледелие. В лесной зоне была распространена подсечно-огневая система земледелия. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами жали (собирали) урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. На черноземных землях развивалось пашенное земледелие, получившее название перелог. В южных районах плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.
Основным производителем был свободный крестьянин-общинник (смерд) со своими орудиями труда. Славяне также занимались животноводством, коневодством, добычей и обработкой железа и другими ремеслами, бортничеством (пчеловодством), рыболовством, охотой, торговлей.
В VI-VII вв. у славян происходил процесс распада родовых отношений, возникало неравенство, на место родовой общины приходила соседская община. Сохранялись у славян пережитки первобытно-общинного строя: вече, кровная месть, язычество, крестьянское ополчение, состоявшее из воев.
К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине были две формы собственности - личная и общественная. Дом, приусадебная земля - личная, луга, леса, водоемы, промысловые угодья - общественная. Пахотная земля и покосы подлежали Разделу между семьями.
Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка. Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях - вечевых сходах. Существовало ополчение («полк», «тысяча», Раздел енная на «сотни»). Особой военной организацией была дружина, появившаяся, согласно археологическим данным, в VI-VII вв.
Торговые пути проходили в основном по рекам. В VIII-IХ вв. зародился знаменитый торговый путь «из варяг в греки», связывавший Северную и Южную Европу. Он возник в IX в. Из Балтийского моря по реке Неве караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов - в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира - Новгород и Киев - контролировали северный и южный участки пути «из варяг в греки».
Восточные славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Постепенно сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Во главе пантеона славянских богов стоял великий Сварог - бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Почитались славянами бог Солнца Даждьбог, бог и богини плодородия Род и роженицы, покровитель скотоводства бог Велес. В VIII-IХ вв. в славянский пантеон «перекочевали» иранские и угро-финские боги: Хорс, Симаргл, Макошь. По мере разложения общинного строя на первый план у восточных славян выдвигается бог молнии и грома Перун. Славяне-язычники в честь своих богов воздвигали идолов. Служили богам жрецы - волхвы.

, внут и внеш пол прав.docx и ещё 26 файл(а).
Показать все связанные файлы
Тема 1. Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия

Восточнославянские племена и их соседи.

В VI–VIII вв. восточные славяне делились на племенные союзы и заселяли огромные пространства Восточно-Европейской равнины.

На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание , повествующее о княжении князя Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город Киев.

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Днепра на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Племенные союзы восточных славян: поляне, новгородские (приильменские) словене, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, бужане, волыняне, уличи, тиверцы.

Славяне, осваивающие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Соседями славянских племен на севере были народы угро-финской группы: весь, меря, мурома, чудь, мордва, мари. В нижнем течении Волги в VI–VIII вв. поселился кочевой народ тюркского происхождения – хазары. Значительная часть хазар приняла иудаизм. Славяне выплачивали дань Хазарскому каганату. Через Хазарию шла славянская торговля по Волжскому торговому пути.

Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Главным занятием славян было земледелие. На черноземных землях развивалось пашенное земледелие. В лесной зоне была распространена подсечно-огневая система земледелия. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай , потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами жали (собирали) урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. На черноземных землях развивалось пашенное земледелие, получившее название перелог. В южных районах плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом , т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

Основным производителем был свободный крестьянин-общинник (смерд) со своими орудиями труда. Славяне также занимались животноводством, коневодством, добычей и обработкой железа и другими ремеслами, бортничеством (пчеловодством), рыболовством, охотой, торговлей.

В VI–VII вв. у славян происходил процесс распада родовых отношений, возникало неравенство, на место родовой общины приходила соседская община. Сохранялись у славян пережитки первобытно-общинного строя: вече, кровная месть, язычество, крестьянское ополчение , состоявшее из воев.

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине были две формы собственности – личная и общественная. Дом, приусадебная земля – личная, луга, леса, водоемы, промысловые угодья – общественная. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка. Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах. Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Особой военной организацией была дружина, появившаяся, согласно археологическим данным , в VI–VII вв.

Торговые пути проходили в основном по рекам. В VIII–IХ вв. зародился знаменитый торговый путь «из варяг в греки», связывавший Северную и Южную Европу. Он возник в IX в. Из Балтийского моря по реке Неве караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов – в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира – Новгород и Киев – контролировали северный и южный участки пути «из варяг в греки».

Восточные славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Постепенно сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Во главе пантеона славянских богов стоял великий Сварог – бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Почитались славянами бог Солнца Даждьбог, бог и богини плодородия Род и роженицы, покровитель скотоводства бог Велес. В VIII–IХ вв. в славянский пантеон «перекочевали» иранские и угро-финские боги: Хорс, Симаргл, Макошь. По мере разложения общинного строя на первый план у восточных славян выдвигается бог молнии и грома Перун. Славяне-язычники в честь своих богов воздвигали идолов. Служили богам жрецы – волхвы.

Курс отечественной истории Девлетов Олег Усманович

1.1. Восточные славяне в I тысячелетии н. э. Образование и расцвет древнерусского государства

Первое тысячелетие новой эры называют временем «великого переселения народов». Первой его волной стала миграция азиатских племен (готов, гуннов). В середине I тысячелетия под их натиском погибла Западная Римская империя. Вторая волна (IV–VII вв.) связана с расселением славянских племен от Балтики до Черного и Средиземного морей. В середине тысячелетия в Восточной Европе появились тюркские племена (булгары, хазары и др.). Наконец, четвертой волной переселения стали арабские завоевания во второй половине тысячелетия. Под их властью оказалась Северная Африка и почти вся территория современных Испании и Португалии.

Завоевательные походы и войны, торговые и культурные связи, насилие и добрососедство – существовали рядом и одновременно, образуя причудливую и сложную ткань истории. Шел процесс исчезновения, смешения, появления большинства европейских народов и государств. Начинался период средневековья, характеризующийся распространением феодальных общественных отношений. На рубеже древности и средневековья важнейшую роль в мировой истории играли пять центров древней цивилизации: Ханьская империя в Китае, Кушанское царство в Средней Азии, империя Гуптов в Индии, царство Сасанидов на Среднем Востоке и Римская империя. Рабовладельческие государства существовали в Африке. Большинство народов Азии, Америки, Африки жили в условиях первобытнообщинного общества.

На историческую арену выступают такие государства, как Англия, Франция, Германия, Чехия, Польша, Швеция, Россия, Османская империя (Турция), Япония, государства Арабского Востока и др.

Проблема происхождения и расселения славян до сих пор остается дискуссионной. Можно предположить, что выделение славян из индоевропейской общности происходило в процессе перехода к пашенному земледелию. В настоящее время по вопросу о прародине славян существуют две наиболее распространенные теории. Согласно одной, таким районом была территория между Одером и Вислой, по другой – это был район между Одером и Средним Днепром.

Из этих районов началось расселение славян. В VII в. славяне появились на Балканах. Соседи называли их «венедами». Одно из племен, осевшее в Южной Европе, называло себя склавинами. Со временем этим именем стали называть всех славян. Славяне заселили большую часть Балканского полуострова.

Киевский летописец записал предание о том, что славяне пришли в Поднепровье с Дуная. На севере мощный поток славянской колонизации устремился с территории прибалтийских славян в район озера Ильмень и реки Волхов. На востоке славяне вышли в междуречье Оки и Волги. На берегах Балтики и на верхней Волге славянские племена встретились с балтами и финноугорским населением. Местные племена, оказавшись в зоне расселения славян, постепенно ассимилировались. Особенно интенсивно этот процесс проходил в бассейне реки Волхов, где осело одно из самых многочисленных восточнославянских племен – ильменские словене.

На водоразделе Днепра, Западной Двины и Волги обитали племена кривичей. На севере кривичи заселили район Пскова. Глубже всех на восток продвинулись вятичи. По берегам Западной Двины жили полочане, среди болот – дреговичи, южнее, в Поднепровье – поляне и древляне, на восточном берегу Днепра – радимичи и северяне. Всего насчитывают 15 славянских племен, расселившихся на территории Восточно-Европейской равнины.

Поляне и другие племена, проживавшие в лесостепной зоне, выращивали пшеницу и просо. На севере начали культивировать рожь, пользуясь методом подсеки. Крестьяне рубили и сжигали деревья (уголь превращался в удобрение, необходимое на бедных лесных землях), выкорчевывали пни и распахивали пашню. Через 10–15 лет земля истощалась. Земледельцам приходилось расчищать новые участки. Хлеб был главной пищей людей, отчего зерно называли «житом» (от слова «жить»). Славяне разводили домашний скот, охотились на пушного зверя, лосей, кабанов, лесную птицу. Рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел) занимали важное место в жизни славян. Среди товаров, которые славяне вывозили в соседние страны, современники прежде всего называли пушнину и мед. Шкурки куниц с древних времен служили эквивалентом обмена. Со временем кунами стали называть серебряные деньги.

Начало древнерусского государства. Образование государства – закономерный этап в развитии общества. Это длительный процесс. В исторической науке еще в XVIII веке возник спор об образовании государственности у восточных славян. Долгое время общепризнанной считалась норманнская теория, которая признавала решающей роль скандинавских воинов (славяне называли их варягами) в становлении государства на Руси. Но и преуменьшение роли варягов в политической жизни древнерусского общества столь же неверно, здесь антинорманисты вступают в противоречие с известными нам историческими источниками. Можно сказать, что государство восточных славян сложилось не благодаря варягам, но при их участии.

Историки – норманисты ссылаются на «Повесть временных лет» – древнейший русский летописный свод. Летописное предание рассказывает, что в 862 г. для прекращения междоусобиц жители Великого Новгорода отправили послов в Скандинавию с предложением варяжским вождям стать их правителями. «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володети нами». На приглашение откликнулись три брата-варяга:

Рюрик , ставший князем в Новгороде, Синеус – в Белоозере и Трувор в Изборске. С этого события и началось якобы создание государства у восточных славян.

Большинство историков считают, что Синеус и Трувор – фигуры легендарные (в переводе со старошведского языка – языка варягов, слова «сине хус трувор» означают «с домом и дружиной»). В то же время даже антинорманисты признают, что в основе летописного рассказа лежит исторический факт вокняжения в Новгороде варяга Рюрика, положившего начало правившей на Руси династии Рюриковичей. Вполне возможен был насильственный захват варягами власти в Новгороде с последующим оформлением в летописи акта «добровольного» их призвания.

После смерти Рюрика его преемником стал князь Олег (Хельг). В 882 г. Олег предпринял поход на Киев. Он расправился с правившими в городе варягами Диром и Аскольдом и перенес в него свой княжеский стол из Новгорода.

Захват Киева позволил политически объединить земли, расположенные вдоль торгового пути «из варяг в греки».

Олега сменил сын Рюрика – Игорь (912–945). В 945 г. алчность князя при сборе дани возмутила древлян, они перебили дружину, а князя казнили.

Вдова Игоря – княгиня Ольга (945–957), отомстив древлянам за смерть мужа, вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани, установив «уроки» (размер дани) и «погосты» (места ее сбора). В последующие десятилетия Великими киевскими князьями были Святослав (957–972 гг.), Владимир (980-1015 гг.), Ярослав Мудрый (1019–1054 гг.).

Так под властью Киева (вокруг племени полян) произошло складывание древнерусского государства (сообщества племен) – Киевской Руси. Но пережитки родового строя сохранялись долго – это военно-дружинная система организации княжеской власти, элементы военной демократии (взаимоотношения князя с дружиной, ополчение), существование вечевой системы в городах и племенных объединениях, кровная месть.

Во главе государства стоял Великий киевский князь, при котором был совет из наиболее знатных и могущественных князей и бояр. При князе состоял административный аппарат из дружинников, ведавший сбором дани, податей; осуществлявший суд и пр. В города назначались княжеские представители (посадники). В зависимости от князя находились его родственники (удельные князья) и бояре , владевшие вотчинами и имевшие собственные дружины.

Таким образом, к XI в. сложилась крупная держава с разноплеменным населением от Вислы на западе до Крыма и Печоры на востоке, от Черного моря (устье Днепра) на юге до побережья Белого моря на севере.

Основным итогом политической деятельности первых киевских князей стало объединение восточнославянских племен под властью киевского князя; закрепление на черноморских рынках торговли и охрана торговых путей; защита южных рубежей от нападений кочевников.

Внешняя политика. Главными соседями Древней Руси были три группы народов и государств: угро-финны на северо-западе, тюрки-кочевники (степь) на востоке и юге, Византия (бывшая Восточная Римская империя) на юго-западе. По мере расселения славян на территории угро-финских племен пришельцы-земледельцы не посягали на образ жизни местных жителей – охотников и рыболовов. Поэтому здесь шел процесс мирной ассимиляции, перемешивания и слияния. В конце X в. киевские князья разгромили государство хазар на Нижней Волге и заключили мир с волжскими булгарами на Каме. Одновременно идет борьба с кочевниками-печенегами. С середины XI в. в южных степях появляются племена половцев. На протяжении двухсот лет – это отношения военных конфликтов, торговли и брачных союзов.

Важнейшим соседом Древней Руси была Византия. Крупнейший центр древней античной цивилизации, постепенно идущий к своему закату, оказал огромное влияние на все сферы жизни Древней Руси. Нападающей стороной здесь были славяне, совершившие ряд походов на Константинополь (Царьград, Стамбул). Между Древней Русью и Византией также активно шла торговля и развивались культурные связи. Из Византии на Русь пришли христианство и письменность.

Крещение Руси. Появление государственности у восточных славян отразилось также в духовной жизни. Это проявилось в приобщении Древней Руси к христианским ценностям. Религиозные реформы осуществил князь Владимир Святославович (980-1015). Принятия общей религии требовали интересы единства Киевской Руси.

Сначала князь Владимир попытался создать единый пантеон языческих богов, которым поклонялись в различных областях страны, и таким образом превратить Киев в духовную столицу. Эта реформа потерпела неудачу. Около 988 г. государственной религией Руси стало православное христианство, заимствованное из Византии. Владимир, крестившись сам, приказал крестить свою, дружину, а затем и весь народ. Христианство, вводимое по воле киевской знати и полянской общины, наталкивалось на сопротивление других славянских общин. Поэтому его распространение на Руси продолжалось до XIII–XV вв.

Крещение Руси создало новые формы взаимодействия людей как внутри страны, так и с окружающим миром. Принятие христианства ввело Киевскую Русь в мировое христианское сообщество; облегчило налаживание связей с государствами Европы; способствовало обогащению культуры древнерусского общества, стало стимулом распространения заимствованных из Византии живописи, архитектуры, письменности, литературы. Византия имела опыт просветительской деятельности в Болгарии и других славянских странах. Русская письменность возникла на почве грекоболгарской христианской культуры.

Создателями славянской письменности были византийские монахи, болгары по происхождению, Кирилл и Мефодий.

Социально -экономическая характеристика Древнерусского государства. В исторической науке не прекращаются дискуссии о природе Древнерусского государства. Сторонники традиционных взглядов считают Киевскую Русь раннефеодальной монархией (Б.А. Рыбаков, Б.Д. Греков), в которой основные черты феодализма еще не получили достаточного развития. Другую точку зрения представляет петербургский историк И.Я. Фроянов. Формирование древнерусской государственности он видит в развитии системы племенных союзов восточных славян в единый суперсоюз (союз союзов). Фроянов утверждает, что Русь в IX–XII вв. находилась в процессе перехода от родоплеменных отношений к раннеклассовым. Этот период он характеризует как дофеодальный и догосударственный. Объединение восточнославянских племен вокруг Киева было не слишком тесным и не очень обременительным. Власть киевского князя сводилась к сбору дани (полюдью) и разбирательству межплеменных споров и тяжб.

Основной формой организации хозяйственной жизни была вотчина. – отцовское имение, передаваемое по наследству от отца к сыну. Владельцами вотчин были князья или бояре. В Киевской Руси существовало значительное число крестьян-общинников, которые платили дань князю.

Главным источником для изучения социального состава населения Древней Руси является «Русская правда» - древнейший свод законов, принятый при князе Ярославе Мудром (около 1016 г.). Эти законы дополнялись его преемниками. Из «Русской правды» следует, что все свободное население носило название «люди». Основная масса сельского населения называлась смердами. Они жили в крестьянских общинах и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, несли более тяжелые повинности. Появились категории зависимых людей – рядовичи, закупы, холопы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История Российского государства в стихах автора Куковякин Юрий Алексеевич

Глава I Образование Древнерусского государства Зерцалом бытия и колокола звоном, Воспета летописцами огромная страна. На берегах Днепра, рек Волхова и Дона Известны сей истории народов имена. О них упоминание велось намного ранее, До рождества Христова, в былые

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Боханов Александр Николаевич

§ 3. Борьба Севера и Юга и образование Древнерусского государства Главным занятием восточных славян в известную нам эпоху было земледелие в сочетании с разведением скота и различного рода промыслами. Чем дальше на север, тем большее значение приобретали промыслы, тем

автора

ГЛАВА III. Образование Древнерусского государства Понятие «государство» многомерно. Поэтому в философии и публицистике многих веков предлагались и разные его объяснения, и разные причины возникновения объединений, обозначаемых этим термином.Английские философы XVII е. Т.

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

К ГЛАВЕ III. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Ниже воспроизводятся извлечения из работ авторов, чьи мнения и аргументы не потеряли значения до наших дней. С. Руссов в 1836 г. отметил, что родоначальники норманизма 3. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер сознательно не обращали

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Понятие «государство». Широко бытует представление, что государство - это специальный аппарат социального принуждения, который регулирует классовые отношения, обеспечивает господство одного класса над прочими социальными

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

1.2. Образование Древнерусского государства и его первые князья В результате объединения восточно-славянских племен начался процесс образования Древнерусского государства.По поводу образования Древнерусского государства было много научных споров. Более 200 лет назад в

Из книги Князь Рюрик и его время автора Цветков Сергей Васильевич

Глава 3. Балтийские славяне - основатели древнерусского государства Повесть временных лет дает версию происхождения славян, как это было в средневековой христианской традиции от одного из сыновей Ноя, Иафета:«В уделе же Иафета находятсярусь, чудь и все (чудские) племена:

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

1 ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В настоящее время в исторической науке сохраняют свое влияние две основные версии о происхождении восточнославянского государства. Первая получила название норманнской.Ее суть заключается в следующем: русское государство

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 2 Образование Древнерусского государства ПЛАН1. Предпосылки.1.1. Социально-экономические предпосылки: Развитие земледелия. – Промыслы и внешняя торговля. – Соседская община.1.2. Социально-политические предпосылки: Усложнение внутриплеменных отношений. –

Из книги История средневековой Руси. Часть 1. Древнерусское государство в IX-XII веках автора Ляпин Д. А.

Тема № 1 Славяне до образования Древнерусского

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том первый автора Коллектив авторов

1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Летописные сведения о начале Древнерусского государства. Проблема возникновения Киевской Руси является одной из важных и актуальных в отечественной историографии. Уже летописец Нестор в «Повести временных лет», отвечая на

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

ГЛАВА II Восточные славяне в VI–IX веках н. э. Образование государства у восточных славян Этногенез славян был длительным и сложным процессом. Многие его вопросы по сию пору вызывают споры между историками, лингвистами, археологами, этнографами. Предки славян

Формулировки проблем.

Комментарий проблемы

Шаблон 3.

Шаблон 2.

Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает …. . Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.

Автор предстает передо мною умелым писателем. Его речь проста и доступна, рассуждения понятны . … (фамилия, имя, отчество) размышляет (рассказывает) о …(=пересказ). Он считает, что мы должны… .

В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …

Проблем в современном мире очень много. Одна из них - …. .Именно эту проблему, которая не может не волновать современного человека, затрагивает (автор текста) в своём тексте.. (можно найти в задании А28, 29, 30)

1.Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека.

2.Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека.

3.Проблема предназначения (чего-то или кого-то).

4.Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.

5.Проблема вытеснения (чего-то) (чем-то).

6.Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).

7.Проблема памяти (о ком-то или о чем-либо).

8.Проблема нравственного выбора.

9.Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.

10.Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.

11.Проблема нравственного долга.

12.Проблема защиты и сохранения природы.

13.Проблема сохранения и развития русского языка.

14.Проблема чинопочитания и угодливости.

15.Проблема семейных (родственных) отношений.

16.Проблема исторической памяти.

17.Проблема коммерциализации культуры…

Славянские языки входят в индоевропейскую языковую семью. Это было установлено еще в XIX в. на основании целого ряда общих черт в языках народов, отдаленных сегодня друг от друга на тысячи километров, но имевших когда-то единых предков. По проценту совпадающих корней в родственных языках и соотнесению общих слов (обозначающих производственную де­ятельность) с археологическими находками можно установить время начала распада древней индо­европейской общности - приблизительно на рубеже 4-3-го тыс. до н.э. Но откуда начали дви­жение индоевропейские племена и с какими известными археологическими культурами в Европе



3-го тыс. до н.э. можно их отождествить? Все это вызывает научные споры: некоторые ученые считают, что прародиной индоевропейцев были южнорусские степи, другие помещают ее на Бал­канах, третьи - в Малой Азии.

Сложившаяся к XII в. до н.э. на территории Европы от Франции до Киевской Руси культурно­историческая общность (группа близких по типу культур) «полей погребений» - стала основой для формирования таких европейских народов, как кельты, германцы, италики и др., а также латыши, литовцы и славяне. Последние примерно до середины 1-го тыс. до н.э. представляли собой единую балто-славянскую общность. Можно выделить и другой рубеж - V-VI вв. н.э. - когда между Оде­ром и Днепром, на территории нынешних Польши, Чехии, Белоруссии, Украины, России, форми­руются несколько археологических культур (пражская, пеньковская, «длинных курганов» и др.), которые считаются безусловно славянскими. Тогда же славяне как особая этническая группа начи­нают упоминаться в письменных источниках - у готского историка VI в. н.э. Иордана и византий­ских писателей и хронистов.

Этногенез славян в промежутке между X в. до н.э. и VI в. н.э., отмеченном перемещени­ем различных племен и народов, расцветом и упадком целых культур, до сих пор остается предметом научных споров (тем более что не совсем понятно, какие народы античные авторы I-IV вв. н.э. имели в виду, именуя их антами и венедами). Одни историки полагают, что о пред­ках славян - «скифах-пахарях», или «сколотах», - писал еще древнегреческий историк Геродот в V в. до н.э.; к славянским же относят зарубинецкую (I в. до н.э. - II в. н.э.) и черняховскую (II-IV вв. н.э.) археологические культуры в Среднем Поднепровье. Оседлые земледельческие пле­мена сколотов в середине 1-го тыс. до н.э. входили в могущественное этнополитическое объеди­нение - Скифское царство и вместе с другими народами вступали в контакты с античным миром Северного Причерноморья.

Здесь, начиная с VI в. до н.э., в процессе великой греческой колонизации стали появляться небольшие поселения, многие из которых затем превратились в процветающие города-полисы Ольвию, Херсонес (Севастополь), Феодосию, Горгиппию (Анапу), Диоскурию (Сухуми), Фасис

(Поти) или в мощные греко-варварские государства - такие как Боспорское царство со столицей в Пантикапее (Керчь). Расцвет античных центров Причерноморья был вызван их многоотраслевой экономикой и налаженными торговыми связями. С берегов Черного и Азовского морей в Афины и другие города Греции вывозились зерно, соленая и копченая рыба, а также рабы. В обмен местные жители получали вино, оливковое масло, цветные металлы, посуду и украшения (изготовленные в греческих мастерских драгоценные предметы для скифской знати ныне украшают сокровищни­цы Эрмитажа и других музеев). Однако бывали и трудные времена, когда античные города-госу­дарства испытывали натиск варваров. Скифов в причерноморских степях сменили воинственные сарматы; во II-III вв. н.э. с южных берегов Балтийского на северный берег Черного моря пере­селились готы. До начала III в. н.э. Крым оставался крайним северо-восточным форпостом Римс­кой империи: ее солдаты охраняли Херсонес, а военные корабли базировались у крепости Харакс в районе современного Ласточкина гнезда под Алупкой. Однако в IV в. н.э. постоянные вторжения варваров привели империю к гибели. Сложившийся в Центральной Азии обширный гуннский со­юз кочевых племен в 370 г. н.э. форсировал Волгу, разгромил причерноморские центры, нанес по­ражение сарматам и готам, вытеснив их вместе с «черняховцами» и другими народами на запад.

Другие историки указывают на резкий разрыв между культурными традициями богатой черня­ховской культуры (с гончарной керамикой, использованием стекла, с римскими монетами и укра­шениями, что говорит об устойчивых экономических связях этой культуры с Римской империей) и гораздо более бедными славянскими памятниками VI в. н.э. Ученые полагают, что процесс славян­ского этногенеза проходил севернее, на территории современной Польши и Белоруссии в границах культуры подклешевых погребений (IV-I вв. до н.э.) и пшеворской культуры (II-V вв. н.э.); на западе праславянские племена контактировали с лучшими металлургами той эпохи - кельтами и использо­вали их достижения, освоив изготовление кольчуг, замков с ключами, пил, напильников; от герман­цев в язык славян вошли такие слова, как «меч» и «шлем».

В эпоху крушения античного мира «великое переселение народов» захватило и определенную часть славянского населения. В VI в. н.э. славяне уже самостоятельно выходят на международ­ную арену. С середины столетия они систематически вторгаются за Дунай в пределы Восточной Римской империи (Византии), осаждают и грабят Константинополь, Фессалоники и Афины, пред­принимают морские экспедиции на Крит и в Южную Италию.

В середине 1-го тыс. н.э. Рейн и Дунай стали границами, по обе стороны которых складывание средневекового общества в Европе пошло разными путями.

На территории бывшей Римской империи этот процесс имел характер синтеза: пришель­цы - варвары и созданные ими «королевства» осваивали традиции и достижения предшествую­щей античной цивилизации: систему путей сообщения, развитые формы землевладения, денеж­ное обращение, пути средиземноморской торговли.

Возникшие еще в античности центры (Кельн, Вена, Париж, Лондон, Марсель) превратились в средневековые города. Сохранились структура и собственность христианской церкви, не зави­симой от государства. Вместе с варварскими законами - «правдами» действовало римское право. Несмотря на определенный упадок, сохранилась римская система образования («семь свободных искусств»), и на протяжении многих столетий латынь оставалась языком науки и культуры.

Социальное расслоение варварского общества привело уже в VII-VIII вв. к появлению частных владений - вотчин-сеньорий с зависимыми крестьянами - и формированию вассально-ленных отношений с иерархией феодалов-землевладельцев, средоточием власти которых с X в. становятся господствовавшие над сельской округой замки.

На востоке Европы развитие пошло по иному пути - новые общественные структуры и инс­титуты вырастали непосредственно из «варварских», первобытных племенных отношений при от­сутствии значительных городов и торговли. Большую часть населения составляли здесь свободные крестьяне-общинники, платившие дань-налог государству в лице князя и его дружины.

Славяне продвигались и на восток: волна переселений с берегов Вислы и южного берега Бал­тики началась в середине 1-го тыс. н.э., а в VII-IX вв. еще одна группа племен пришла с Дуная. Так славянские племена начали осваивать огромные слабозаселенные территории Восточноевро­пейской равнины. Благодаря колонизации и сложилась огромная многонациональная Россия с ее колоссальными запасами природных ресурсов. Обилие неосвоенных земель давало возможность длительно эксплуатировать природные богатства страны - в начале в виде рыболовства, охоты, лесных промыслов, а с XVII в. и добычи полезных ископаемых. Однако оно вместе с другими природными факторами стимулировало развитие не интенсивного, а экстенсивного хозяйства, что впоследствии стало одной из серьезных проблем модернизации отечественной экономики. Большие пространства и природные богатства дали обществу весомый «запас прочности», но одно­временно создали ситуацию, когда на территории одной страны (иногда даже в пределах одной области или края) живут десятки народов с разным уровнем социально-экономического и куль­турного развития.

Другой особенностью нашего исторического развития стало соседство мира оседлых земледе­льцев и горожан с миром кочевых племен. Полоса степей, протянувшихся на тысячи километров от Алтайских гор до Дуная, представляла собой дорогу для кочевых народов, которые волна за волной двигались из глубин Центральной Азии на запад. Чем многочисленнее стада, тем быстрее они поедают и вытаптывают траву и тем скорее их нужно гнать все дальше и дальше...

После гибели в середине V в. гуннской державы народы, обозначавшиеся ранее общим назва­нием «гунны», начали развиваться в самостоятельные политические объединения. Упоминания о них появились в византийских и закавказских исторических хрониках и в нашей «Повести вре­менных лет». Она сохранила известия о «примучивании» славянских племен «обрами» - авар­ской ордой. В 626 г. аварское войско (куда входили и славянские отряды) осаждало столицу Византии Константинополь. А в конце VIII в. Аварский каганат пал под натиском армии короля франков Карла Великого, и древнерусский летописец, вспоминая об этом, счел нужным привести пословицу: «Погибоша, аки обре».

В VI в. н.э. в Великой степи складывается громадный Тюркский каганат, с которым вынуж­дены были считаться крупнейшие государства того времени - Китай, Иран, Византия. После кровавой междоусобицы каганат рухнул, и на развалинах его стали возникать новые образования. В 30-х гг. VII в. в приазовских степях появилась Великая Болгария - государство кочевников- болгар. Под давлением хазар часть болгар откочевала за Дунай, где, смешавшись с тамошним славянским населением, положила начало современной Болгарии; другая часть ушла на север и обосновалась в Поволжье. Здесь в X в. на перекрестке международных путей - речного волж­ского и караванного, связывавшего Среднюю Азию и Восточную Европу, образовалась Волжская Болгария, ближайший сосед Руси. Болгары приняли ислам и в 986 г. прислали своих послов в Ки­ев, призывая князя Владимира обратиться в мусульманскую веру. Тюркоязычные болгары соста­вили основу новых этносов, формировавшихся уже в пределах Золотой орды - чувашей и татар.

В середине VII в. хозяевами южных степей стали хазары, которые создали огромное многоэт- ничное государство, включавшее в себя Восточный Крым, Северный Кавказ и степи между Вол­гой и Доном. Хазарский каганат объединял кочевые и оседлые народы - хазар, болгар, мордву, алан, славян; в городах - Фанагории, Беленджере, Семандере, Атиле находились кварталы ре­месленников и купцов, как «русов», так и мусульман и евреев. Хазарские власти контролировали торговые пути по Волге и Дону, а также северную часть Великого шелкового пути, ведшего из Китая к городам Северного Причерноморья. При дворе хазарского владыки - хакана состояли мусульманская гвардия и особая коллегия из семи судей для решения дел подданных согласно их вере и закону.

В союзе с Византией Хазария воевала с Арабским халифатом. Она по-своему решила вопрос выбора веры: в IX в. хакан и знать приняли иудаизм. Хазарам так и не удалось создать прочное государство: у каганата не было единого законодательства, культуры и письменности, однако в период своего расцвета держава сумела подчинить себе ряд славянских племен (северян, вяти­чей, радимичей, полян) и взимала с них дань.

В 898 г. под стенами Киева стояли венгры. Они пришли из «Великой Венгрии» в причерно­морские степи, в левобережье Волги и Камы, откуда, в свою очередь, были вытеснены на запад новыми кочевниками, о которых летописец указал под 915 г.: «Приидоша печенези первое на Рускую землю». За печенегами в середине XI в. следовали торки, за ними - половцы; затем на­чалось татаро-монгольское нашествие. Конечно, взаимодействие Руси и кочевников нельзя свес­

ти только к бесконечному противостоянию. Однако на протяжении столетий потребовалось много сил и средств для постоянного укрепления границ и медленного освоения плодородного «Дикого поля» (так в XVI-XVII вв. называлась территория России к югу от Оки). Кстати, последний на­бег крымских татар в российские пределы состоялся в 1769 г. Народы Западной Европы такого воздействия не испытывали, за исключением державы австрийских Габсбургов, отражавших турецкую экспансию на Балканах, и крайнего запада континента, где на протяжении IX-XV вв. шла Реконкиста - вытеснение мусульман-мавров с Пиренейского полуострова.

Вятичи - союз восточно-славянских племён, живших во второй половине первого тысячелетия н. э. в верхнем и среднем течении Оки. Название вятичи предположительно произошло от имени родоначальника племени, Вятко.Однако, некоторые связывают по происхождению это название с морфемой "вен" и венедами (или венетами/вентами) (название «вятичи» произносилось как «вентичи»).

В середине X века Святослав присоединил земли вятичей к Киевской Руси, но до конца XI века эти племена сохраняли определённую политическую независимость; упоминаются походы против вятичей князей этого времени.

С XII века территория вятичей оказалась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. До конца XIII века вятичи сохраняли многие языческие обряды и традиции, в частности, кремировали умерших, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. После укоренения среди вятичей христианства обряд кремации постепенно ушёл из обихода.

Вятичи дольше других славян сохраняли своё племенное имя. Они жили без князей,общественное устройство характеризовалось самоуправлением и народовластием. В последний раз вятичи упоминаются летописью под таким племенным именем в 1197 г.

Бужане (волыняне) — племя восточных славян, обитавшее в бассейне верхнего течения Западного Буга(от которого и получили своё название); с конца XI века бужане именуются волынянами (от местности Волынь).

Волыняне —восточно-славянское племя или племенной союз, упоминающийся в Повести временных лет и в баварских летописях. В соответствии с последними,волыняне владели семидесятью крепостями в конце X века. Некоторые историки считают, что волыняне и бужане являются потомками дулебов. Их главными городами были Волынь и Владимир-Волынский. Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремёсла, в том числе ковка, литьё и гончарство.

В 981 г. волыняне были подчинены киевским князем Владимиром I и вошли в состав Киевской Руси. Позже на территории волынян образовалось Галицко-Волынское княжество.

Древляне — одно из племен русских славян, жили по Припяти, Горыни, Случи и Тетереву.
Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.

Из археологических раскопок в стране древлянможно заключить, что они обладали известной культурой. Прочноустановившийся обряд погребения свидетельствует о существованииопределенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствиеоружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находкисерпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кожуказывают на существование у древлян хлебопашества, промысловгончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костейдомашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство;множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземногопроисхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монетдает повод заключать, что торговля была меновая.

Политическимцентром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень;в позднейшую пору центр этот, по-видимому, перешёл в город Вручий(Овруч)

Дреговичи — восточно-славянский племенной союз, обитавший между Припятью и Западной Двиной.

Скорее всего название происходит от древнерусского слова дрегва или дрягва, что значит «болото».

Под именем другувитов (греч. δρονγονβίται) дреговичи известны уже Константину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Находясь встороне от «Пути из варяг в греки», дреговичи не играли видной роли вистории Древней Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. Столицей княжества был город Туров. Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, очень рано. На территории дреговичей образовалось впоследствии Туровское княжество, а северо-западные земли вошли в состав княжества Полоцкого.

Дулебы (не дулёбы) — союз восточно-славянских племён на территории Западной Волыни в VI—начале X вв. В VII веке подверглись аварскому нашествию (обры). В 907 г. участвовали в походе Олега на Царьград. Распались на племена волынян и бужан и в середине X века окончательно потеряли самостоятельность, войдя в состав Киевской Руси.

Кривичи— многочисленное восточно-славянское племя (племенное объединение),занимавшее в VI—X веках верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южную часть бассейна Чудского озера и часть бассейна Немана. Иногда к кривичам причисляют и ильменских славян.

Кривичи были, вероятно,первым славянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на северо-восток. Ограниченные в своём распространении на северо-запад изапад, где они встретили устойчивые литовские и финские племена,кривичи распространились к северо-востоку, ассимилировав с жившими тамфиннами.

Поселясь на великом водном пути из Скандинавии в Византию(путь из варяг в греки), кривичи принимали участие в торговле с Грецией; Константин Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград. Участвовали в походах Олега и Игоря на греков как племя, подчинённое киевскому князю; в договоре Олега упоминается их город Полоцк.

Уже в эпоху образования русского государства у кривичей существовали политические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск.

Считается,что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 новгородским князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128, а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162. После этого кривичи больше не упоминаются в восточно-славянских летописях. Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках(вплоть до конца XVII века). В латышский язык слово krievs вошло для обозначения русских вообще, а слово Krievija для обозначения России.

Юго-западная,полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.
Северо-восточная ветвь кривичей, расселённая главным образом на территории современныхТверской, Ярославской и Костромской областей, находилась в тесном контакте с финно-угорскими племенами.
Граница между территорией расселения кривичей и новгородских словен определяется археологическипо типам захоронений: длинные курганы у кривичей и сопки у словен.

Полочане — восточно-славянское племя, населявшее в IX веке земли в среднем течении Западной Двины в сегодняшней Белоруссии.

Полочане упоминаются в Повести временных лет, которая объясняет их название как живущих у реки Полота, одного из притоков Западной Двины. Кроме того,летопись утверждает, что кривичи были потомками полочан. Земли полочан распростирались от Свислочи вдоль Березины до земель дреговичей.Полочане были одним из племён, из которых позже сформировалось Полоцкое княжество. Они являются одними из родоначальников современного белорусского народа.

Поляне (поли) — название славянского племени, в эпоху расселения восточных славян, поселившегося по среднему течению Днепра, на правом берегу его.

Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям,территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на северо-востоке она прилегала к деревской земле, на западе — к южным поселениям дреговичей, наюго-западе — к тиверцам, на юге — к уличам.

Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху».Поляне резко отличались от соседних славянских племен и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаии мяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху».

История застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов — общинного и княжеско-дружинного, причем первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более чему других славян были распространены скотоводство, земледелие,«древоделие» и торговля. Последняя была довольно обширна не только сславянскими соседями, но и с иностранцами на Западе и Востоке: по монетным кладам видно, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке— прекратилась же во время усобиц удельных князей.

Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне, благодаря культурномуи экономическому превосходству, из оборонительного положения по отношению к соседям, скоро перешли в наступательное; древляне,дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центромполянской («польской») земли был Киев; другие её населенные пункты —Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород,Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.

Земляполян с городом Киевом стала центром владений Рюриковичей с 882 г. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944, по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце Χ века,именем Русь (Рось) и Кияне. Полянами летописец называет также славянское племя на Висле, упоминаемое в последний раз в Ипатьевской летописи под 1208.

Радимичи — наименование населения, входившего в союз восточно-славянских племён, обитавших в междуречье верхнего течения Днепра и Десны.
Около 885 радимичи вошли в состав Древнерусского государства, а в XII векеони освоили бо́льшую часть Черниговской и южную часть Смоленских земель. Название происходит от имени родоначальника племени Радима.

Северяне (правильнее— Севера) — племя или племенной союз восточных славян, населявших территории к востоку от среднего течения Днепра, вдоль рек Десна, Сейми Сула.

Происхождение названия севера до конца не выяснено.Большинство авторов связывают его с названием входившего в гуннское объединение племени савиров. По другой версии, название восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник». Объяснение от славянского сивер, север, несмотря на схожесть звучания, признается крайне спорным, так как севера никогда не было наиболее северным из славянских племен.

Словене (ильменские славяне) — восточно-славянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения Новгородскойземли.

Тиверцы — восточно-славянское племя, жившее между Днестром и Дунаем у побережья Чёрного моря. Впервые упоминаются в Повести временных лет в ряду с другими восточно-славянскими племенами IX века. Основным занятием тиверцев было земледелие. Тиверцы принимали участие в походах Олега на Царьград в 907 и Игоря в 944. В середине X века земли тиверцев вошли в состав Киевской Руси.
Потомки тиверцев стали частью украинского народа, а их западная часть подверглась румынизации.

Уличи — восточно-славянское племя, населявшее в период VIII-X веков земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря.
Столицей уличей был город Пересечень. В первой половине X века уличи боролись за независимость от Киевской Руси, однако всё-таки были вынуждены признать её верховенство и войти в её состав. Позже уличи и соседние тиверцы были вытеснены на север прибывшими печенежскими кочевниками, где слились с волынянами. Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х годов.

Хорваты — восточно-славянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан. Именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноимённого с ними племени,жившего на Балканах. Название племени производят от древнеиранскогослова «пастух, страж скота», что может свидетельствовать о главном егозанятии — скотоводстве.

Бодричи (ободриты, рароги) —полабские славяне (нижнее течение Эльбы) в VIII—XII вв. — союз вагров,полабов, глиняков, смолян. Рарог (у датчан Рерик) - главный город бодричей. Земля Мекленбург в Восточной Германии.
По одной из версий,Рюрик — славянин из племени бодричей, внук Гостомысла, сын его дочери Умилы и бодрического князя Годослава (Годлава).

Висляне —западно-славянское племя, жившее как минимум с VII века в Малой Польше.В IX веке висляне образовали племенное государство с центрами в Кракове, Сандомире и Страдуве. В конце столетия были покорены королём Великой Моравии Святополком I и были вынуждены принять крещение. В Xвеке земли вислян были завоёваны полянами и включены в состав Польши.

Зличане (чешск. Zličane, польск. Zliczanie) - одно из древне-чешских племён.Заселяло территорию, прилегающую к современному г. Коуржим (Чехия).Послужило центром образования Зличанского княжества, охватившего вначале 10 в. Восточную и Южную Чехию и область племени дулебов. Главным городом княжества был Либице. Либицкие князья Славники соперничали с Прагой в борьбе за объединение Чехии. В 995 году Зличане были подчинены Пржемысловичами.

Лужичане, лужи́цкие сербы, сорбы (нем.Sorben), венды — коренное славянское население, проживающее на территории Нижней и Верхней Лужицы — областей, входящих в состав современной Германии. Первые поселения лужицких сербов в этих местах зафиксированы в VI веке н. э.

Лужицкий язык разделяют на верхнелужицкий и нижнелужицкий.

Словарь Брокгауза и Евфрона дает определение: «Сорбы — название вендов и вообще полабских славян». Славянская народность, населяющие ряд областей в Германии, в федеральных землях Бранденбург и Саксония.

Лужицкие сербы — одно из четырех официально признанных национальных меньшинств Германии (наряду с цыганами, фризами и датчанами). Считается, что серболужицкие корни сейчас имеют около 60 тыс. немецких граждан, из которых 20 000 живет в Нижней Лужице (Бранденбург) и 40 тыс. — в Верхней Лужице (Саксония).

Лютичи (вильцы, велеты) —союз западно-славянских племён, живших в раннем средневековье на территории нынешней восточной Германии. Центром союза лютичей было святилище «Радогост», в котором почитался бог Сварожич. Все решения принимались на большом племенном собрании, а центральная власть отсутствовала.

Лютичи возглавили славянское восстание 983 против германской колонизации земель восточнее Эльбы, в результате которого колонизация приостановилась почти на двести лет. Уже до этого они были ярыми противниками германского короля Оттона I. О его наследнике,Генрихе II, известно, что он не пытался их поработить, а наоборот переманил их деньгами и подарками на свою сторону в борьбе против Польши Болеслава Храброго.

Военные и политические успехи усилили в лютичах приверженность язычеству и языческим обычаям, что относилось и к родственным бодричам. Однако в 1050-х среди лютичей разразилась междуусобная война и изменила их положение. Союз быстро терял мощь и влияние, а после того, как центральное святилище было разрушено саксонским герцогом Лотарем в 1125, союз окончательно распался. В течение последующих десятилетий саксонские герцоги постепенно расширили свои владения на восток и покорили земли лютичей.

Поморяне, помераны — западно-славянские племена, жившие с VI века в низовьях Одрына побережье Балтийского моря. Остаётся невыясненным, существовало ли до их прихода остаточное германское население, которое они ассимилировали. В 900 граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нотечу на юге. Дали название исторической местности Померания.

В X века польский князь Мешко I включил земли поморян в состав польского государства. В XI веке поморяне подняли восстание и вновь обрели независимость от Польши. В этот период их территория расширилась на запад от Одры в земли лютичей. По инициативе князя Вартислава I поморяне приняли христианство.

С 1180-х начало возрастать немецкое влияние и на земли поморян стали прибывать немецкие поселенцы. Из-за разорительных войн с датчанами поморянские феодалы приветствовали заселение опустошённых земель немцами. Со временем начался процесс германизации поморянского населения.

Избежавшим ассимиляции остатком древних поморян сегодня являются кашубы,насчитывающие 300 тысяч человек.