Текущая и отсроченная проверка на уроке истории. Презентация Обыкновенные дроби презентация к уроку по алгебре (6 класс) на тему. знания существенных черт исторических фактов, их причин и последствий

Текущая и отсроченная проверка на уроке истории. Презентация Обыкновенные дроби презентация к уроку по алгебре (6 класс) на тему. знания существенных черт исторических фактов, их причин и последствий

лидия есипова
Открытое занятие в ДОУ с использованием ИКТ.

Открытое занятие с использованием ИКТ в ДОУ : - Домовенок Мафаня в гостях у ребят.

Задачи : Развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности у детей;. Продолжать формировать умение находить ответ на поставленную задачу, выход из сложившейся ситуации;Закрепить умение изображать образ сказочных героев, передавая их характерные особенности; умение выразительно с естественными интонациями участвовать в инсценировкахФормировать потребность в чтении, воспитание чуткости к художественному слову, воспитывать доброту,отзывчивость, любовь к сказкам, к животным,умение сопереживать

Материал :

Электронное приложение к занятию в среде PowerPoint- презентация «Угадай чей голосок» ; презентация «Знаешь ли ты сказки?» , иллюстрации книг, пазлы из сказок, музыкальная игра -фонограмма песни «Хоп –Хоп» Игрушка - домовенок Мафаня

1. Организационный момент. Загадывание загадки

Не куст, а с листочками,Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает- Книга)

2. Чтение стихотворения : «Книжкины секреты»

Если хочешь много знать,

Вслушайся в советы.

Научись распознавать

Книжные секреты.

И ненужных книжек нет.

Если быстрый самолет

В небо устремился,

Знает свой секрет пилот.

Он ему учился.

В каждой книжке - свой секрет,

И ненужных книжек нет.

Если мама на обед

Варит щи и кашу,

У нее есть свой секрет,

Тоже очень важный.

Знайте, все девчонки,

Знайте, все мальчишки :

В каждой книжке - свой секрет!

Все читайте книжки

Объявление темы

Воспитатель, Сегодня мы поиграем со сказками. Скажите,а чем сказки отличаются от рассказов?:(Ответы детей) -В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. -Кто помнит, что было написано на камне, когда мы с вами читали былины про Илью Муромца (на полу воспитатель расстилает три дорожки) Вот и у нас есть надписями и дорожки : влево пойдете умными станете, вправо пойдете сильными станете. Если прямо пойдете –ни чего делать не надо. Я предлагаю выбрать вам дорогу,по которой вы хотели бы пойти и пройдя по ним мы с вами попадем в сказку. (Дети проходят по выбранной дорожке,воспитатель уточняет у 2-3 человек,почему он пошел по этой дорожке,а не по другой)

Предлагаю разделиться на две команды,чтобы поиграть со сказками-За каждый правильный ответ команда получает жетон – 1 балл. За неверный ответ – баллы вычитаются. Побеждает та команда, которая наберёт большее количество баллов.)

Ребята, а вот и сказочный герой Мафаня. В названиях прочитанных им книжек Мафаня, сделал ошибки. «Восстановите» подлинные названия сказок и книг, изменив в них всего лишь по одной букве.

1команде -«Шурочка Ряба» , русская народная сказка. («Курочка Ряба» .)

2 команде-«Золотая рубка» , русская народная сказка. («Золотая рыбка» .)

1команде «Гусли-лебеди» , А. Н. Толстой. («Гуси-лебеди» .)

2 команде «Кособок» , русская народная сказка. («Колобок» .)

1-«Кепка» , русская народная сказка. («Репка» .)

2-«Красная Тапочка» , Ш. Перро. («Красная Шапочка» .)

Мафаня просит напомнить ему название сказок - он столько сказок у нас в группе наслушался, что все у него в голове перепуталось

Царевна (лягушка)

Мороз? (Иванович)

По щучьему (веленью)

Сестрица Аленушка (И братец Иванушка)

1команде, Я прочитал книжку с русскими народными сказками, но названия этих сказок забыл. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? И что же они вытащили? («Репка» .)

2 команде. Из второй сказки помню всех. Деда там не было. Старик только со старухой. А еще заяц, лиса, еще кто-то и медведь. А лиса его съела. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого съела лиса? («Колобок» .)

1команде. Из третьей сказки я всех зверюшек помню. Вот они : зайчик- побегайчик, мышка-норушка, лисичка-сестричка, волчок- серый бочок и медведь косолапый. Медведь его и развалил. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Что развалил медведь? («Теремок» , медведь).)

2 команде. А вот четвертую сказку я помню точно всю. В ней кто-то пришел к зайцу и остался жить у него. Медведь, волк и собачка гнали ее, гнали и не смогли выгнать. А вот он выгнал. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого выгнал петух? («Зойкина избушка» .)

Следующее задание – Узнай сказку по иллюстрацию. Презентация «Какая это сказка» (каждая команда называет сказку)

Четвертое задание «презентация «Угадай чей голосок» (дети угадывают из какой сказки отрывок- звучат аудио отрывки сказок «3 поросенка» ,»Цветик семицветик» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Задание следующее :о ком вам рассказывает Мафаня,

1,У него нет ни ручек, ни ножек, он имеет форму шара. Кто это? (Колобок)

2– Этот герой очень трудолюбив. Он посадил маленькое семечко, из которого вырос огромный овощ, который он один не смог вытащить. А помогла ему в этом вся его семья. (Дед, «Репка» )

1,Этот герой очень коварен. Он съел маленьких козлят. (Волк, «Волк и семеро козлят» ).

2. Все звери встретились в лесу, и жить они стали все вместе в одном домике. И только один зверь не вошел в их маленький домик и развалил его.

(Медведь, «Теремок» ).

Цели : Игра "Что изменилось" (с картинками) .

Детям предлагается посмотреть на фланелеграф в течение пяти секунд,

где выставлены 4-5 героев сказок и запомнить их. Дети отворачиваются или

закрывают глаза, а педагог меняет местами картинки, добавляет новые или

убирает некоторые. Дети, открыв глаза , должны назвать все изменения (3-4

Игра «Пазлы»

Посмотрите,а здесь почему то все картинки рассыпались и сказки перепутались, надо быстро собрать из них одну картинку(. Дети получают по одному набору разрезных картинок к сюжету какой-либо русской народной сказки. Детям необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название.)

Музыкальная игра»хоп-хоп»

Подведение итога- подсчет житонов -ч ья команда выиграла.

Методика проведения уроков с использованием ИКТ.

Соловова Светлана Леонидовна,

учитель ГБОУ СОШ №270

Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Компетентность в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из приоритетных целей образования. Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью школьника в информационной компьютерной среде. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя, помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.

Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности.

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

С помощью ИКТ на уроках в начальной школе можно:

    сделать учебную деятельность детей более содержательной;

    сделать учебный процесс более привлекательным и современным для детей;

    сделать учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;

    повысить качество обучения, желания учиться;

    сделать урок наглядным, динамичным.

Известно, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - "Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил”. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока. Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. Компьютер не заменяет живого общения с учителем и другими источниками информации, однако учитывая интерес детей к интернету, повышает заинтересованность в изучении предмета.

По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 - 2 раза.

В своей работе учителя нашей школы широко используют ИКТ. Можно выделить основные направления использования компьютерных технологий на уроках:

Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);

Демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);

Тренажёр;

Контроль за умениями, навыками обучающихся.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учителя не забывают, что это УРОК, а значит, и план урока составляют исходя из его целей. При отборе учебного материала они соблюдают основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Учителя используют электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тестовые оболочки, ресурсы Интернет. Используют информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, обобщении, контроле, при проведении физминуток, внеклассных занятий и др. Использование Интернет ресурсов позволяет представить вниманию учащихся уникальный ряд материалов для уроков окружающего мира, проводить экскурсии на уроках географии, литературы, совершать виртуальные путешествия по музеям писателей, художников, ещё больше узнавать об их биографии и творчестве, получить возможность познакомиться с произведениями, которые не всегда можно найти среди печатных наглядных пособий. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.

Использование ИКТ в образовании открывает огромные возможности для создания качественно новых форм и методов подготовки учащихся к дальнейшему обучению. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и электронные презентации Microsoft Power Point. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны в работе над информацией.

На уроках истории и литературы, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами обучающиеся в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность обучающихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. С помощью мультимедийного проекта демонстрируют слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.

Во время урока компьютер используется для активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень: современному ребенку (подростку) намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

На уроках математики учителя используют презентации, созданные самостоятельно или удачные, найденные в сети Интернет, но дополнительно переработанные под контингент учащихся своей школы, что позволяет:

Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений;

Продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты;

Достичь оптимального темпа работы ученика;

Повысить уровень наглядности в ходе обучения;

Изучить большее количество материала;

Показать ученикам красоту геометрических чертежей;

Повысить познавательный интерес;

Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;

Достичь эффекта быстрой обратной связи.

Интенсивность умственной нагрузки на уроках математики позволяет поддерживать у учащихся интерес к изучаемому предмету на протяжении всего урока.

Благодаря мультимедийным пособиям, уроки музыки стали отличаться высокой активностью обучающихся на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет обучающимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т. п.

При помощи ИКТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся. Использование нестандартных форм контроля знаний - один из способов формирования положительной мотивации к процессу учения и повышения качества обучения. Применение программы Main Test позволяет провести контроль знаний обучающихся в необычной форме с применением теста, который можно создать самому учителю. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. Тесты - это задания, состоящие из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного.

С их помощью можно:

Проверить большой объем изученного материала малыми порциями;

Быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность обучающихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым. Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым учеником, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих обучающихся, а, с другой стороны, существенно экономит время преподавателя на проверке контрольных работ.

В перспективе школы - продолжение работы в уже наметившихся направлениях, в частности, совершенствования методик применения ИКТ в преподавании различных дисциплин и во внеклассной деятельности. Главное, чтобы все это способствовало достижению главной цели - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Использование ИКТ позволяет учителям и обучающимся нашей школы идти в ногу со временем. И особенно это важно для обучающихся, ведь знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и представлять результат своей работы пригодится им в будущей профессиональной деятельности, поможет стать грамотными специалистами.

Конспект открытого занятия

с использованием ИКТ

для детей младшего дошкольного возраста.

Тема: «Весенние секреты»

Воспитатель:Кадохова Марина Анатольевна

Цель:

· закрепить знания детей о приметах весны;

· продолжать расширять представления о жизни диких животных весной;

· учить узнавать и называть диких животных и их детенышей;

· развивать связную монологическую речь, умение составлять небольшие рассказы по карточкам - схемам;

· воспитывать интерес к жизни диких животных, эмоциональную отзывчивость.

· Развивать основы логического мышления.

Ход занятия.

1. Психогимнастика.

Ребята, у вас хорошее настроение?

Покажите мимикой, какое оно?

А когда вы грустите, то какое у вас выражение лица?

А если сердитесь?

А когда хитрите?

А когда боитесь?

А если вы кому-то радуетесь?

Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Очень хорошо.

2. В гости к нам пришла кукла Мадина. Принесла разноцветный круг - времена года. Мадина не знает, что означают эти цвета на круге. Мы расскажем ей.

Но сначала ответим на вопрос: когда это бывает?

Листья опадают,

Птицы улетают,

Дождик идет.

(Осенью)

Найдите картинку, на которой изображена осень. (На фланелеграфе расположены картинки с изображением разных времен года)

Осень какого цвета? (Желтого)

Снег на полях,

Лед на реках

Дед Мороз приходит,

Подарки приносит.

(Зимой)

Найдите, пожалуйста, картинки с изображением зимы.

Какого цвета зима? (Белого) Почему?

Там снежок,

Ожил лужок.

День прибывает,

Почки набухают,

Травка зеленеет.

(Весной)

Найдите, пожалуйста, картинку, на которой вы увидите весенние признаки.

Какого цвета весна? (Зеленого)

А сейчас какое время года?

Молодцы, ребята!

А теперь подойдите к столу и рассмотрите картинки. Из множества картинок всех времен года выберите, пожалуйста, те, которые соответствуют весне. (Дети должны обосновать свой выбор).

Молодцы дети! Кукла Мадина благодарит вас. Теперь она будет знать, что

круг с такими цветами означает - времена года.

3.Путешествие в весенний лес.

А хотите совершить путешествие в весенний лес. (Звучит музыка: пение

птиц, журчание ручейка и т.п.).

Дорожка здоровья: дети перепрыгивают через "ручей", прыгают с "камешка на камешек", идут по узкой лесной "тропинке"

Ну вот мы и пришли.

В лесу происходит встреча с Лесовичком, который предлагает поиграть с

ним, отгадать его загадки и узнать весенние секреты.

Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает

А сам всех боится.

(Заяц)

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный.

(Волк)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается со сна.

(Медведь)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в душе орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка)

Рыжая птичница

В курятник пришла,

Всех кур перечла

И с собой унесла

(Лиса)

(Дети должны отгадать загадку и найти картинку с животными)

Игра: "Кто где живет?"

На доске картинки с жилищами животных (нора, логово, берлога, дупло, куст)

Помогите зверюшкам, найдите домики.

(Дети кладут картинки с изображение жилища под картинкой с соответствующими животными).

Игра: "Кто у кого?"

Ой, ребята, слышите какой-то писк, будто плачет кто-то?

(В "лесу" в разных местах спрятаны изображения детенышей)

Бедные зверюшки, они, наверное, потерялись. Как же им помочь?

(Дети помогают найти детенышам своих мам)

Игра: "Кто что любит?"

(На столе карточки. Дети должны провести линию от животного к тому, чем

питается).

Физкультминутка "Кто как передвинется?"

Дети имитируют движения животных.

Заяц и белка прыгают;

Лиса крадется,

Волк рыщет,

Медведь ходит неуклюже.

А теперь, ребята, попрощаемся с Лесовичком. Давайте повторим.

С какими животными мы встретились в лесу? (Лиса, волк и т.д.)

Назовите их одним словом (Дикие)

Почему они называются дикими? (Живут в лесу и сами себе добывают

пищу).

Молодцы, ребята! А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Предлагаю вам придумать рассказ о весне. (Составление рассказала о весне по карточкам - схемам (на столах)).

Молодцы, ребята.

А теперь встаньте в круг, пожалуйста.

Что вам понравилось делать больше всего?

А что было самым трудным?

В какую игру вы бы хотели поиграть еще?

Предлагаю взять краски и нарисовать животных, с которыми мы сегодня встретились, и отправить их Лесовичку.

МБДОУ «Детский сад № 30» Шатурский муниципальный район Московская область

Конспект ООД в форме занятия с использованием ИКТ технологии

на тему: «Учимся играя» (подготовительная группа)

Маминова Наталья Александровна

педагог психолог

Пояснительная записка к презентации

«Учимся играя»

Цели использования презентации:

  • Развитие элементов логического мышления и способности к обобщению
  • Обучение дошкольников «работать по правилам».

Способы работы с презентацией:

- демонстрация слайдов

- определение с помощью, представленного слайда формы работы (работа по одному, парами, все вместе)

определение с помощью, представленного слайда вида работы (динамическая пауза, зрительная гимнастика, пальчиковые упражнения, игра)

- проведение игры «Четвертый лишний»

Конспект ООД с использованием ИКТв подготовительной группе на тему:

«Учимся играя»

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Направление – развивающее;

Форма организации – фронтальная, парная.

Тип занятия – комплексное;

Время проведения – 30 минут;

Учебно-методическое обеспечение:

  • Шарохина В.Л. «Психологическая подготовка детей к школе»;
  • Арцишевская И.Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников»;
  • Руденко Т.А.«Психологическая подготовка к школе. Год до школы. От А до Я»;
  • Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. «Введение в школьную жизнь».

.Цель: подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков.

Задачи:

v Образовательные:

ü Упражнять в умении находить общее в предметах, называть обобщающее слово.

ü Формировать умение «работать по правилам».

v Развивающие:

ü Развивать мыслительные операции (умениеклассифицировать и обобщать).

ü Развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь).

ü Развивать зрительно-моторную координацию.

ü Развивать зрительно-пространственную ориентацию.

ü Развивать элементарные навыки самооценки.

ü Развивать фантазию и воображение.

ü Развивать мелкую моторику

v Воспитательные:

ü Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, к окружающим и к школе.

ü Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, в парах, умение договариваться.

ü Повысить интерес детей к развивающим занятиям по подготовке к обучению в школе с помощью работы с мультимедийным оборудованием.

На занятии применяются технологии:здоровьесберегающие, игровые, информационно –коммуникативные.

Оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, письмо от Незнайки; листы бумаги, разделенные на 9 клеточек; простые карандаши, цветные карандаши, набор фигур к заданию «Самое непохожее»,лепестки 3 цветов (красный, желтый, синий).

На протяжении всего занятия на слайдах с заданиями появляются значки (по Цукерман Г.А.), по ним ребята определяют, какой вид работы их ожидает (работаем по одному, работаем в парах, работаем все вместе).

Ход занятия:

Организационно-мотивационная часть: (3мин.)

Психолог предлагает детям встать в круг. Обращает внимание на проектор, к которому на протяжении всего занятия будут они обращаться (смотреть слайды).

Упражнение «Разделись на пары» (1 мин.)

Цель: создание настроя на занятие.

Детям раздаются карточки с нарисованными половинками разных предметов (н-р, морковь, огурец, яблоко и т. д.). Если найти вторую половинку у своего соседа, то получится целый предмет.

По команде психолога дети ищут вторые половинки своих картинок и встают вместе. Таким образом, образуются пары.

Упражнение «Давайте поздороваемся» (1мин.)

Цель: создание эмоционально-положительного настроя в группе.

Психолог: «Я предлагаю вам поздороваться, поприветствовать друг друга. Будем здороваться парами, как стоите, но необычным способом. Когда я хлопну в ладоши один раз, вам нужно пожать друг другу руку, когда два раза – поздороваться спинками, когда три раза - обняться. Будьте внимательны!» (дети выполняют)

Психолог: «Замечательно! Молодцы!»

Игровая ситуация «Письмо от сказочного героя» (1 мин.)

  • введение дошкольников в «школьный мир», сообщение о предстоящей работе,развитие фантазии и воображения.

Педагог -психолог показывает письмо, открывает и читает.

«В страну знаний предлагаю пойти,

Разные задания Вас ждут на пути.

С ними справиться сумейте,

Будьте смелее и не робейте!

А я вам помогу в пути

Дорогу знаний достойно пройти!»

Психолог: «Ребята Вы догадались от кого это письмо?» (версии детей )

Психолог: «А как вы догадались?» (на конверте нарисован Незнайка )

Психолог: «Правильно это письмо от Незнайки. И он предлагает вам выполнить задания. За каждое выполненное задание вы получите от него цветок, на котором сзади написана буква. Когда вы соберете все буквы, вы сможете составить слово и узнать, о какой стране знаний было сказано в письме Незнайки.

Основная часть: (25 мин.)

1.Игра «Угадай по описанию» (слайд 2) (3мин.)

  • развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти.

На экране появляется значок работа группой и по одному (психолог обращает внимание детей на значки; спрашивает, что они означают; затем подводит итог, что в этом задании мы играем всей группой, но задание выполняет один ведущий которого выбрали, остальные не помогают)

Педагог – психолог: «Первое задание, которое нам предлагает сделать Незнайка – это проверить, насколько мы все внимательны и хорошо знаем друг друга. Упражнение на развитие внимания.

Представьте себе, что вы попали в лес и заблудились. Как вас могут найти? (версии детей) Правильно - по описанию. Мы все разные. У нас разный цвет волос, глаз, рост, мы по - разному, одеваемся. Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай по описанию»».

Сейчас вы рассмотрите внимательно друг другу. Затем выберем ведущего, который отвернется, а я буду описывать одного ребенка. Ведущий должен узнать по описанию ребенка, о котором идет речь.

Если ведущий-ребенок не угадывает, ему предлагается повернуться и рассмотреть всех, найти того ребенка о ком шла речь.

Примечание: за выполненное задание ребята получают цветок с буквой «К» от Незнайки.

  1. Упражнение «Четвертый лишний» (слайд 3,4,5,6,7,8,9) (3 мин.)
  2. развитие элементов логического мышления и способности к обобщению .

Перед детьми на экране проектора появляются наборы картинок (н-р, карандаш, ручка, пирамидка, тетрадь).Дети должны догадаться, что из предметов будет лишним, объяснить свой выбор.

Примечание: за выполненное задание ребята получают цветок с буквой «Л» от Незнайки.

2. Кинезиологические упражнения. (слайд 10) (2мин.)

На экране появляется значок работаемвсе вместе.

Цель: активизировать деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации, улучшить мыслительную деятельность, синхронизировать работу полушарий, способствовать запоминанию, повышать устойчивость внимания, развитие моторики.

1) «Кулак, ребро, ладошка»

Ребенку показывают три поло­жения руки на плоскости стола, последовательно сменяю­щих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в ку­лак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ла­донь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («ку­лак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

2) «Мы играли в ладушки…»

Дети кладут руки на стол: одна ладонью вверх, другая ладонью вниз. Затем под слова четверостишья дети меняют ладони: та, что была вниз – становится вверх, та, что была вверх – кладется вниз.

Мы играли в ладушки,

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем,

И опять играть начнем.

3) «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирай­те пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем по­следовательно указательный, средний и т.д. Проба выпол­няется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Педагог-психолог: «Как вы думаете, что предлагает нам выполнить Незнайка?» (версии детей )

3. Зрительная гимнастика « Будем глазкам помогать». (слайд 11) (1мин.)

Раз, два, три, четыре, пять! (растирать ладони до тепла )

Будем глазкам помогать

Быстро засыпать (прикладывать ладони к глазам на 1-2 секунды ),

А теперь они проснулись (массировать кулачками глаза ),

Влево - вправо повернулись (движения глазами влево - вправо без поворота головы )

И улыбнулись! (широко раскрыть глаза, улыбнуться )

  1. Игра «Пиктограмма» (слайд 12) (5мин.)

На экране появляется значок работа по одному (дети отвечают, поднимая руку).

  • развитие опосредованного запоминания, мелкой моторики.

Детям предлагается лист бумаги, разделенный на клеточки, и простые карандаши.

Психолог читает слова и словосочетания. Дети делают небольшие зарисовки к этому слову или словосочетанию. Затем им нужно вспомнить все названные слова и словосочетания по своим зарисовкам. Предложенные слова (малыш, тяжелая работа, веселый день, лес, зима, подарок, любимая игрушка, ночь, грустный человек ).

Примечание: за выполненное задание участники получают цветок с буквой «О»

  1. Динамическая пауза «Ухо,рот, нос…» (слайд 13) (1 мин.)

.

  • развитие слухового внимания дошкольников, профилактика утомления, снятие напряжения.

Дети встают в круг.

Педагог-психолог:«Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы играть!

Вы, ребята не зевайте,

А за мною повторяйте.

Делайте, что я скажу,

А не то, что покажу».

Дети показывают названные части тела вместе с психологом, но педагог иногда показывает неправильно. Задача детей слушать и показывать правильното, что сказал психолог, а не показал.

  1. Игра «Мгновенное построение»(слайд 13) (3мин.)

На экране появляется значок работаем вместе.

  • развитие самостоятельности, памяти и внимания, навыков общения друг с другом, закрепление умения работать в мини-группах.

Ребята должны встать вокруг психолога, следующим образом: несколько - впереди, несколько - сзади, справа, и слева. Дети запоминают свое расположение относительно психолога и относительно друг друга. После того, как психолог покрутится на месте, ребята должны вспомнить свое расположение и занять нужное место. Игра выполняется несколько раз.

Примечание: за выполненное задание участники получают цветок с буквой «Ш»

  1. Упражнение «Самое непохожее» (слайд 14) (3мин.)

На экране появляется значок работаем парами.

  • : развитие элементов логического мышления и способности к обобщению. Закрепление умения работать в парах, умения договариваться.

Психолог: «Перед вами наборы геометрических фигур. Разделите их на группы»

Работая в парах детям необходимо определить, по каким признакам можно разложить геометрические фигуры на две группы. Затем, они должны договориться и решить, кто будет отвечать по какому признаку они разложили. (дети выполняют )

Педагог - психолог: «На отдельной карточке нарисована фигура. Вам необходимо найти из всех фигур ту, которая будет совсем не похожа на фигуру на карточке. Затем объяснить, почему вы так считаете». (фигура должна быть не похожа формой, цветом и размером)

Примечание: за выполненное задание участники получают цветок с буквой «А»

  1. Упражнение «Составь слово» (слайд 15) (2 мин.)

Дети составляют слово из получившихся букв.

Получиться слово – ШКОЛА.

  1. Рефлексия «Моя оценка». (2мин.)

Цель : формирование элементарных навыков самооценки.

Мне понравилось занятие и у меня все получилось – красный лепесток;

Мне понравилось занятие, но у меня не все задания получились – желтый лепесток;

Мне не понравилось занятие и у меня ничего не получилось – синий лепесток.

Заключительная часть. (2 мин.)

Дети встают в круг. Педагог-психолог говорит, что на этом наше занятие закончилось и пора прощаться. В соответствии с текстом дети повторяют движения.

Цель : поддержание эмоционально-положительного настроя в группе.

Дружно хлопнули в ладоши

(хлопают в ладоши)

Вместе топнули ногой

Все, во что мы здесь играли

Мы запомнили с тобой

(участники берутся руками за голову и покачивают ими из стороны в сторону )

«До свиданья!» - всем сказали

(все машут рукой )

Объектами проверки учебных достижений школьников по истории являются:

Знание исторических фактов, событий, дат, имен, терминов;

Усвоение общих исторических представлений, понятий, идей;

Владение элементами исторического анализа и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями, сравнение, определение сущности событий и др.);

Умение оперировать историческими знаниями, извлекать их из исторических источников, применять в новой ситуации;

Умение оценивать исторические явления, действия людей в истории;

Обоснованность личностного отношения к историческим со­бытиям, их участникам, творениям культуры и т. д.

Специфика проверки знаний по истории определяется особен­ностями истории как области знания. Она содержит объективную информацию о конкретных свершившихся, необратимых событиях и их участниках и вместе с тем субъективное восприятие, толкова­ние этих событий, связанное с системой индивидуальных и общест­венных ценностей. Исходя из этого, компоненты исторической под­готовки школьников могут быть условно разделены на «объективи­зированные» (формализованные) и «субъективные».

К первым относятся:

Точное указание исторических дат, фактов, имен и т. п.;

Соотнесение события с десятилетием, веком, эпохой;

Рассмотрение событий с учетом их хронологического предше­ствования и последовательности;

Выявление места локального события в серии однотипных событий по «горизонтали» и по «вертикали»;

Сравнение событий по заданным параметрам, выявление об­щего и особенного в них и др.

Эти компоненты знаний проявляются в определенных (однознач­ных) ответах и действиях школьников («Куликовская битва произо­шла в 1380 г.»). Они могут быть проверены с помощью конкретных измерителей, содержащих правильный ответ (или его элементы). В этом случае возможна проверка с использованием ЭВМ.

С другой стороны, в знаниях учащихся отражается присущая истории неоднозначность объяснения событий. Прежде всего речь идет о разных версиях, трактовках одних и тех же сюжетов, с кото­рыми школьники могут встретиться в различных учебниках. Элемен­ты субъективного привносятся в знания учащихся и вследствие их личностного восприятия истории. Субъективные, вариативные свой­ства исторических знаний школьников проявляются:

В выборе фактического материала для характеристики собы­тий, процессов;

Основаниях для классификации и оценки значения событий, действий людей (критерии оценки);

Характере обобщений, выводов и т. д.

В силу этого при проверке исторической подготовки школьника изложение им материала остается в значительной степени «откры­тым», не предполагает единственно возможной формулировки. Про­верка в этом случае осуществляется с помощью «рамочных» пара­метров (в пределах используемых учебных пособий). В ответах оцениваются точность сообщаемых фактов, полнота и логика изло­жения, использование материала в рамках учебника или сверх того и т. д. Проверка и оценка проводятся экспертом (экспертной груп­пой, комиссией).


Все виды проверки знаний по истории - текущая, этапно-тематическая, итоговая - должны быть ориентированы как на «объек­тивизированные» (формализованные), так и на «субъективные» их компоненты. Это условие применимо и к тестам по истории (существующие в настоящее время варианты тестов, к сожалению, чаще всего ограничиваются выявлением формализованных знаний, что нельзя считать достаточным).

В отличие от других учебных дисциплин история имеет дело не с существующим в данный момент объектом, а с его реконструкцией. Отсюда специфика ее требований к мыслительным умениям, в ко­торых должны сочетаться критическое восприятие и синтез инфор­мации источников, воображение, воспроизведение и моделирование хода событий, личностное сопереживание («вживание» в ситуацию) и осмысление явлений, определение, обоснование своей позиции.

В классификации учитываются как содержательный состав зна­ний, так и характер деятельности учащихся. Опорными содержатель­ными категориями являются историческое время, пространство, движение. По каждой из этих категорий указываются знания, мыс­лительные действия школьников, которые могут быть предметом проверки.

Историческое время:

Знание дат, хронологии событий;

Соотнесение даты (единичного события) и явления, процесса;

Периодизация событий, процессов.

Историческое пространство:

Знание исторической топографии;

Представление о геополитическом положении цивилизаций, государств;

Знания об изменении исторической карты мира, регионов, стран в разные эпохи.

Историческое движение:

Знание фактов, событий, имен, названий, терминов;

Описание событий, явлений;

Соотнесение факта (единичного события) и процесса, явления; обобщение фактов;

Выявление причинно-следственных связей, взаимосвязаннос­ти исторических событий;

Раскрытие тенденций, динамики, диалектики исторических событий и процессов;

Сравнение исторических событий, ситуаций, явлений;

Определение сущности, принадлежности, типологии событий и явлений;

Оценка событий, деятельности людей и др.

Приводимые далее образцы вопросов и заданий для проверки уровня подготовки школьников по истории могут быть использова­ны учителем в текущей работе и органами народного образования при проведении контрольных проверок.

Все виды проверки по истории предполагают и устную, и пись­менную формы ответов. В одних случаях может быть избрана одна из этих форм: устная или письменная. В других обе формы сочета­ются. Так, при итоговой аттестационной проверке (на экзамене) письменный ответ (реферат) может сопровождаться устным коммен­тарием, защитой и т. д.

Основным квалификационным видом проверки учебных дости­жений школьников по истории служит полугодовая и годовая про­верка. Отсроченная проверка (за 2-3 года, этап обучения) выявляет главным образом формализованные знания. Для повествовательной дисциплины, каковой является история, такая проверка не может считаться достаточно полной.