Как определить потенциал ребенка. Общие способности и художественные таланты дошкольников. Как определить творческие способности у малыша

Как определить потенциал ребенка. Общие способности и художественные таланты дошкольников. Как определить творческие способности у малыша

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Творческий потенциал особенно сильно ценится в современном мире, поэтому выявлять его нужно с первых лет жизни. Это поможет легче понять малыша, определить, что ему на самом деле необходимо, направить его таланты в нужное русло и не дать им исчезнуть. Нынешнее общество дает много возможностей реализовать творческие способности, начиная с самого раннего детства.

Как определить творческие способности у малыша

У малышей первого года просыпается желание постичь все новое, неизведанное. Однако, часто родители не относятся серьезно к фантазиям ребенка и делают это напрасно. Именно в этом возрасте могут впервые заявить о себе еще до конца не сформированные, творческие способности вашего ребенка. Дети не боятся пробовать все новое, каждый вид деятельности является для них открытием. Часто во время игры дети проявляют свои наклонности, поэтому именно игра для малышей является одним из способов выявления способностей. С помощью некоторых игровых тестов профессионалы могут определить, насколько развито у ребенка воображение, как устроено мышление.

Считается, что если ребенок – левша, тогда у него, возможно, имеется творческая одаренность, потому что правое полушарие, которое доминирует у таких малышей, отвечает именно за творческое начало, абстрактное мышление и развитое воображение. Среди левшей больше всего художников, а также танцоров и музыкантов.

Понаблюдайте за ребенком. Уже в возрасте 1-2 лет малыш может иметь хорошо развитое чувство ритма. Если ребенок четко улавливает мотив мелодии, чувствует ритм, может двигаться или что-то напевать в такт, возможно, у него имеется музыкальная одаренность.

В 3 года ребенок способен рисовать. Художественно одаренные дети хорошо чувствуют цвета, их оттенки, могут создавать картины.

Марина Федоренко
Консультация «Выявление и развитие способностей у детей дошкольного возраста»

Каждый родитель желает своему ребенку блестящего будущего. Но мало кто задумывается, что предпосылки для профессионального и личного успеха формируются уже в детстве, поэтому крайне важно вовремя выявить способности ребенка и помочь ему развить их . Благодаря этому, ребенок сможет преуспеть в жизни, заниматься делом, которое будет ему нравиться, и быть гармоничной личность в целом.

Один из важнейших вопросов, который стоит перед современными родителями - как определить способности ребенка . Среди педагогов и психологов также актуален вопрос, какие способы помогут выявить способности дошкольников .

Что такое способности ?

Под способностями понимаются индивидуальные особенности ребенка, которые обеспечивают ему успех в той или иной деятельности и легкость ее освоения. Задатки составляют основу для развития склонностей и являются по своей сути физиологическими особенностями строения организма ребенка.

Все способности подразделяются на природные и специфические.

Природные основываются на биологических особенностях ребенка (задатках) . Например, к ним можно отнести восприятие и способность к коммуникации с другими индивидами. Специфические же обусловлены общественными и историческими факторами. Их развитие определяет дальнейшую жизнь ребенка и его взаимодействие с социальной средой.

Специфические способности детей можно разделить на два вида : общие и специальные.

Общие – определяют успехи детей в самых разных видах деятельности в целом.

К ним относятся :

Сенсорные – восприятие индивидом предметов окружающего мира и их качеств. Такие склонности очень интенсивно формируются у дошкольников в возрасте от трех до четырех лет.

Интеллектуальные способности , в основе которых лежит принцип моделирования объектов.

Творческие способности – в их основе лежит воображение. Они помогают учащимся находить нестандартные решения задач, придумывать истории, рисовать.

Специальные способности определяют успехи детей в определенных видах деятельности и основываются на задатках и их развитии . Они подразделяются на несколько категорий :

Логико-математические – склонность к вычислению, упорядочиванию, измерениям. Учащийся в данном случае может легко запоминать математические символы и выполнять простейшие математические вычисления.

Музыкальные – склонность к запоминанию и воспроизведению мелодий, сочинению музыки и исполнению.

Литературные –склонность к написанию рассказов, придумыванию сюжетов, подбору для героев нужных слова для выражения эмоций.

Актерские – склонность подражать, выступать на мероприятиях, копировать кого-либо.

Художественные – склонность к рисованию, лепке, черчению, поделкам.

Технические – проявление интереса к различным механизмам и машинам.

Спортивные хорошая координация – дети энергичны, склонны к постоянному движению, тренировкам, легко осваивают разные виды спорта.

Коммуникативные способности – умение увлечь остальных детей в игру , способность договариваться и влиять на других детей .

Успешность развития способностей у дошкольников в большей степени зависит от окружения, в котором находятся дети.

Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства.

Поскольку знаний в этих областях довольно много, именно окружение акцентирует внимание детей на наиболее значимых фактах, стремится передать полезный опыт. В том числе опыт, который будет важен для развития способности .

Существует четыре метода для определения способностей детей :

Наблюдение – позволяет родителям сделать выводы о склонностях своих детей , сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка. Также уделяется много внимания познавательной активности детей : о чем больше всего спрашивает дети, что изучают. Является одним из наиболее живых и простых методов.

Игра. При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы : какую, игру выбрал индивид, какую роль в ней играет. Этот метод чаще используют для диагностики способностей воспитанников детских садов.

Обращение к специалистам : психологам, педагогам, специализирующимся на раннем развитии дошкольников . Для определения способностей , в основном, используются тест Векслера для выявления уровня интеллектуального развития и тест «Несуществующее животное» , который определяет эмоциональное и психическое состояние детей , и их творческий потенциал.

Совместная деятельность - помогает развить талант в разных областях.

Эти способы на сегодняшний день являются основными для выявления способностей обучающихся .

Помимо вопроса как определить способности ребенка , очень важно знать как их затем развивать и работать с ними .

Для развития определенных склонностей очень важным является предоставление детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней.

Развитие тех или иных способностей дошкольников предполагает активное участие со стороны родителей. Прежде всего, потому, что сам процесс в основном идет рывками. В процессе развития любой способности есть периоды значительного улучшения, но также и временного ухудшения. В такие моменты важно поддерживать в детях интерес и помогать выработать терпеливость.

Сложно переоценить роль семьи в выявлении и развитии способностей детей . Чуткое отношение родителей позволит быстрее понять, что ребенку действительно нравится. Также очень важна эмоциональная поддержка и стиль воспитания.

Одним из основных факторов для успешного развития определенной склонности является упорство самого индивида, готовности к обучению. Эта особенность формируется у дошкольников непосредственно в их окружении (воспитание в семье, детском саду, общение со сверстниками) .

Выявить вовремя , какими способностями обладает ребенок , является довольно непростой задачей. Помимо того факта, что многие родители сейчас слишком заняты на работе и не могут полноценно наблюдать за жизнью ребенка, есть множество других вопросов. Например, как отличить недолгую увлеченность ребенка каким-либо занятием от настоящей склонности? Как правильно мотивировать ребенка к деятельности, стимулирующей развитие его способностей ? Какие способы выбрать ? Все эти вопросы сейчас активно разрабатываются педагогами и психологами.

Тем не менее, нельзя оставлять процедуру выявления способностей только специалистам . Жизненный путь человека начинается с его семьи, поэтому добьется ли человек успехов во многом зависит от выраставшей его семьи.

Родителям следует помнить, что чем раньше они распознают нужные склонности у своего ребенка, тем успешнее он будет как в профессиональной среде, так и в эмоциональной жизни.

Публикации по теме:

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в.

Консультация «Как лепка влияет на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».Обучению дошкольников началам математики.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста» «Математика всегда остается для учеников трудной работой»,- говорил Д. И. Писарев, это же утверждают и родители, и учителя, и сами ученики.

Консультация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом.

Консультация «Выявление и развитие интересов у детей дошкольного возраста» Интерес-это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Отсутствие же или их бедность.

Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста Профессия воспитателя сложна и многогранна. Многим знаниями и умениями нужно обладать, чтобы жизнь ребят в детском саду была насыщенной,.

Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Сухомлинский В. А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество-вот имя этой птицы!». «Чем раньше.

Развитие вокальных способностей у детей дошкольного возраста Развитие вокальных способностей у детей дошкольного возраста. План: I. Музыка нужна детям. II. Музыкальные способности ребенка. III. С чего.

Библиотека изображений:

Инструкция

Чтобы выявить задатки ребенка, нужно все ваше родительское внимание. С самого раннего возраста присматривайтесь к тому, что интересует малыша. Именно ваши наблюдения смогут определить склонности ребенка и подсказать направление его дальнейшего развития.

Художественные задатки проявляются у ребенка не только в рисовании, но и в лепке, черчении, фотографировании, создании украшений и одежды. Такой малыш достаточно рано начинает правильно комбинировать цвета, видеть самую удачную композицию. В рисунках таких детей часто можно увидеть фантастические образы и фигуры.

Ребенок с логико-математическими задатками проявляет большой интерес к цифрам, вычислениям, сравниванию, измерению, упорядочиванию. Он сам с легкостью разбирается в различных измерениях времени, быстро учится играть в шашки, шахматы и другие логические игры.

Малыш с музыкальными задатками с легкостью запоминает и воспроизводит услышанную мелодию, стремится научиться петь и играть на каком-нибудь инструменте, с раннего детства пытается сочинять музыку. Такой ребенок обычно чувствителен к звучанию, темпу и ритму речи, поэтому ему легко даются и иностранные языки.

Артистические задатки у ребенка не следует путать со вполне естественным для этого возраста желанием покривляться перед зеркалом. Потенциальный артист замечательно читает стихи, умеет красочно и в лицах изобразить увиденную ситуацию, легко воспроизводит позы, мимику и жесты людей.

Спортивные задатки могут проявляться самым различным образом. К спорту и танцам склонен энергичный, подвижный, гибкий, выносливый, активный, смелый ребенок. Очень часто физически такой малыш развит лучше, чем его сверстники. Если ребенок со спортивными задатками ходит в секцию, он с готовностью принимает участие в соревнованиях и всегда стремится стать первым.

Ребенок с литературными задатками отлично описывает случившиеся на его глазах ситуации, умеет сочинять и придумывать, хорошо пишет школьные сочинения и стихи. В письменной и разговорной речи он часто использует слова, передающие эмоциональное состояние людей, красоту природы. Практически всегда ребенок с литературными способностями любит читать.

Технические задатки проявляются в интересе ребенка к различным механизмам, приборам и чертежам. Первые игрушки такого малыша – конструкторы и модели. А у папы технически ребенка всегда есть хороший помощник и верный ученик при ремонте какой-либо техники.

Задатки к научной работе выражаются в любознательности, стремлении все классифицировать, любви к абстрактным понятиям и обобщениям, умении выразить словами и свою, и чужую мысль. В зависимости от интересов, такой ребенок с удовольствием чертит, рисует схемы, проводит эксперименты и опыты, наблюдает за природой.

Лидерские задатки проявляются у ребенка в способности увлечь других детей, умении понятно объяснять, просчитывать и планировать. Такой ребенок не ждет, когда решат за него, он самостоятельно организует досуг своей компании. Малыш с лидерскими способностями пользуется авторитетом среди ровесников, он способен помирить ссорящихся и найти контакт с незнакомыми детьми.

Каждый родитель мечтает, чтобы его малыш вырос успешным человеком, чтобы в жизни он занимался любимым делом, добиваясь высоких результатов в своей деятельности. Это возможно при условии своевременного выявления и развития природных способностей ребенка. Детские психологи утверждают, что все детки по-своему талантливы, и раскрыть эти таланты нужно именно в дошкольном возрасте, поскольку от этого зависит выбор специализированной школы, класса и ВУЗа. Итак, как определить способности ребенка?

  • Наблюдение – это один из простейших способов изучения способностей детей. Наблюдая за различными сферами детской деятельности, родители могут выявить те, которым малыш отдает наибольшее предпочтение.
  • Игра. Детская психология определяет игровую деятельность как основной род занятий для ребенка. Дети склонны выбирать те игры, к которым у них есть склонность, а значит, есть способности. Причем показательными являются не только развивающие, но и любые другие игры.
  • Помощь специалистов (психологи, педагоги). Существуют центры развития детей , которые специализируются на определении детских способностей в ходе комплексного обследования. Комплексное обследование включает установление степени интеллектуального развития, оценивание потенциальных возможностей и изучение творческого потенциала.
  • Тестирование. Процедуру тестирования могут проводить не только профессиональные психологи, но и сами родители. Так, для определения интеллектуальных и технических способностей используются вопросники, а для определения музыкальных или танцевальных способностей – специальные тестовые упражнения.

Тип способности Характеристика деятельности и развития малыша
Художественные Многие дети любят рисовать, но дети с художественными способностями передают в рисунках наиболее характерные черты предметов или людей. Причем ребенок рисует не только то, что он умеет или то, что ему показывали, а все, что видит вокруг себя. Его рисунки разноцветные и зависят от настроения.
Артистические Малыш без стеснения выступает перед взрослой аудиторией, он очень эмоционален и стремится подражать артистам или героям мультфильмов.
Музыкальные Ребенок способен легко запоминать мелодии и воспроизводить их, может сочинять свои простейшие мотивы.
Литературные Часто фантазирует, причем его фантазии отличаются логичностью и имеют окончание. У ребенка богатый словарный запас, он эмоционально пересказывает прочитанное или увиденное. Довольно рано учится читать.
Интеллектуальные Малыш имеет отличную память, он очень наблюдательный, всем интересуется, легко обучается, старается найти ответ на любой вопрос.
Спортивные Очень активный и целеустремленный ребенок с отличной координацией движений и ловкостью. Он постоянно находится в движении.
Технические Любимые игры – конструкторы и машинки. Активно интересуется бытовой техникой, инструментами. Часто старается отремонтировать сломанные игрушки или другие предметы.
Общение и лидерство Ребенок довольно легко приспосабливается к новым для себя условиям, легко общается как со сверстниками, так и со взрослыми, в большинстве ситуаций сохраняет уверенность в себе.

Эта таблица поможет родителям, задающимся вопросом, как определить способности ребенка, интерпретировать результаты своих наблюдений за малышом.

К сожалению, в наших школах не существует особого разделения на классы для детей с разными способностями. Некоторое разделение наблюдается только после 9-го класса, да и то только в сфере математики – ребята, у которых есть математические способности, могут продолжить учиться в специализированных классах с углубленным изучением данного предмета.

Поэтому основная задача по развитию способностей малыша возлагается на родителей, в помощь которым приходят многочисленные кружки, секции, художественные и музыкальные школы, центры эстетического развития и многое другое.

По мере взросления психофизиологическое состояние ребенка изменяется, при этом развитие не всегда протекает равномерно. Для родителей очень важно уметь правильно оценить уровень развития ребенка на определенных этапах его жизни.

Три года - это сенсомоторный этап детского развития, новая социальная ступенька, символизирующая переход малыша в младший дошкольный возраст. Этот период детские психологи называют «кризисом трех лет». Он проявляется в повышении самостоятельности и отделении от взрослых. По каким же критериям можно оценить навыки ребенка трех лет?

В возрасте трех лет общительность ребенка может резко измениться как в положительную, так и в отрицательную сторону. Несмотря на это, малыш должен уметь:

  • четко выговаривать слова,
  • называть свой возраст и имя,
  • давать ответы на простые вопросы,
  • говорить предложениями, состоящими из 5-6 слов,
  • иметь словарный запас не менее 250 слов,
  • рассказывать различные истории, стихотворения, сказки.

С возрастом у малыша улучшается координация движений и гибкость. Основные двигательные навыки ребенка трех лет:

  • прыжки на одной ноге,
  • умение наклоняться в разные стороны, не падая,
  • способность стоять на одной ноге в течение как минимум 5 секунд,
  • умение шагать назад.

Кроме того, кроха уже должен уметь:

  • закручивать и откручивать крышку на бутылке или банке,
  • пользоваться ножницами,
  • рисовать четкие геометрические фигуры (круги и квадраты).

Социальные навыки

Важнейшее значение в развитии ребенка имеют навыки общения со сверстниками и взрослыми. В трехлетнем возрасте малыш должен демонстрировать широкий спектр позитивных и негативных эмоций, высказывать привязанность к знакомым, проявлять первую дружескую привязанность к сверстникам.

Интеллектуальные навыки

Трехлетних деток часто называют «почемучками», поскольку характерная для них любознательность и любопытство вынуждают их задавать взрослым сотни вопросов. Детки хотят получить как можно больше знаний об окружающем их мире и родители должны помочь им в этом.

В трехлетнем возрасте детки должны уметь:

  • распознавать и называть основные цвета,
  • узнавать цифры до пяти,
  • уметь считать,
  • уметь сортировать предметы по разным признакам, например, по форме и цвету,
  • узнавать себя и близких людей на фотоснимках,
  • отгадывать простейшие загадки.

Для развития интеллектуальных навыков родители могут использовать развивающие игры и игрушки, учебно-познавательные фильмы и мультфильмы

Родители должны всячески поощрять самостоятельность детей. Чем более самостоятельным будет ребенок, тем проще он адаптируется в детском саду. Кроме того, самостоятельность способствует повышению уверенности в себе и в своих силах.

Трехлетние детки должны:

  • самостоятельно кушать,
  • самостоятельно одеваться и раздеваться,
  • самостоятельно умываться, мыть руки, чистить зубы, расчесываться, пользоваться носовым платком,
  • убирать игрушки,
  • ходить на горшок.

Если вдруг, читая списки навыков и умений, вы поняли, что ваш трехгодовалый кроха чего-то делать пока не умеет, не расстраивайтесь. Все детки разные, кто-то умеет все делать уже к третьему дню рождения, а кто-то научится к 3 годам и 10 месяцам. Но научится непременно, особенно если рядом будут любящие и во всем поддерживающие его родители.