Устойчивое и изменчивое в жанровой структуре басни. Определения басни и её характерные черты. Что такое басня

Устойчивое и изменчивое в жанровой структуре басни. Определения басни и её характерные черты. Что такое басня

Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения. В наше время счастье тоже не всегда выпадает на долю людей умных, мыслящих, а зачастую “везет дуракам”. Замечательный философ Гельвеции писал: “Здравым смыслом почти все называют согласие с тем, что признается глупцами, а человек, который ищет лишь истину и поэтому обычно отклоняется от принятых истин, считается дураком”. В комедии происходит столкновение ума как нравственно-философской категории, ума прагматичного, бытового. Это утверждение можно раскрыть на примере противоборства Чацкого и фамусовского общества, и эту же мысль хорошо проиллюстрирует высказывание Софьи:

Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит,

Который свет ругает наповал,

Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал,

Да этакий ли ум семейство осчастливит?

Вот в чем суть противопоставления: ум - “гений”, который “скор, блестящ”, ум критический, острый, пытливый, “который свет ругает наповал”, - ум “для себя”, ум эгоистичный, способный “семейство осчастливить”. Софья приняла мораль фамусовского общества, согласно которой ценен, почетен второй тип ума: ум Молчалива, Фамусова, Кузьмы Петровича и Максима Петровича, а не ум Чацкого и князя Федора. С точки зрения фамусовского мира критический, скорый, блестящий гений - “чума”. Ум “для семейства” приносит высокие дивиденды: его обладатель умеет “и награжденья брать, и весело пожить”. Удобный, выгодный ум. И по служебной лестнице вверх за чинами - пожалуйста, и выгодные знакомства завести. А что гений? “Ум, алчущий познаний”, стремящийся к вечному совершенствованию и горько страдающий от несовершенства мира, ищущий новые пути и не находящий их, подобно Чацкому, с его высоким умом, стремящимся к высоким нравственным идеалам. Все фамусовское общество, обладающее “умом житейским, бытовым”, стремится к своим идеалам: Максиму Петровичу и Кузьме Петровичу. Фамусов стремится к их стилю жизни, а следовательно, иметь и достаточно высокий чин, и деньги, и материальные блага. Вот что дает “ум житейский”, а что ум “гения”? Горе от такого ума, он странен и страшен обществу. Приехавший после долгой отлучки главный герой Александр Андреевич Чацкий не может понять, почему так изменилась Софья, с которой он рос, которую полюбил и к которой так стремился. Он не видит, что Софья полюбила другого. Такая “слепота” может быть неправильно истолкована, между тем Чацкий не слеп и не глуп. Он “не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен… Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум играл страдательную роль...” Судьба такого человека, как Чацкий, не может быть не трагичной в фамусовском мире. Общество отвергает такого гения, ощущая его чуждым. Софья не случайно пускает слух о “безумстве Чацкого”: человек, обладающий умом “гения”, опасен в обществе. Чацкого ославили безумцем. Но много ли в этом клеветы с точки зрения фамусовского общества? По каким законам оно живет? По законам “Табели о рангах”, “Максима Петровича и Кузьмы Петровича”, по законам “Фамусова и Марьи Алексевны”, жизнь фамусовского общества - это жизнь, в которой все происходит по законам, установленным раз и навсегда еще дедами и прадедами:

Спросили бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя.

Вот основная заповедь существования высшего света. Это общество, где морально то, что выгодно. Вот идеалы “московских всех мужей”. Идеалы их грубо материальные, прагматические - все для себя, все ради себя: “сто человек к услугам, весь в орденах, век при дворе”. Не человек важен, а степень его нужности, способности услужить. Вот почему с легкостью был принят в фамусовское общество Молчалин - “тверской парень”. Тот самый Молчалин, который уразумел все правила фамусовского круга и не стал “врагом исканий”. Он не стал затуманивать себе голову “науками и искусствами творческими, высокими и прекрасными”. По этой же причине картежник, вор, доносчик Загорецкий хоть и обруган, но везде принят: ведь “мастер услужить”. Здесь царят отношения не между людьми, а между чинами и титулами. Свет просто не может считать Чацкого здравомыслящим человеком, ведь это значило бы, что его убеждения разумны и вполне нормальны. Чацкий для московского общества - либо преступник, либо сумасшедший. И самому свету много удобнее видеть в нем безумца: ведь тогда все обличения Чацкого - лишь плод больного воображения. “Умный человек, - замечал Гельвеции, - часто слывет сумасшедшим у того, кто его слушает, ибо тот, кто слушает, имеет перед собой альтернативу считать или себя глупцом, или умного человека сумасшедшим, гораздо проще решиться на последнее”. В комедии используется прием “кривого зеркала”: тем, кто смотрит не прямо на собеседника, а на его отражение в кривом зеркале, друг друга не понять. Чацкий-сумасшедший обществу не страшен - вот что главное, вот почему клевета Софьи попала в цель, ей так быстро, так искренне и легко поверил свет. Два мира столкнулись. Чацкий противостоит целой толпе врагов. Конечно, где-то есть подобные ему, он и говорит от имени “молодых людей”, да и противники Чацкого вспоминают то о двоюродном брате Скалозуба, который “набрался каких-то новых правил”, то о племяннике Тугоуховской, который “чинов не хочет знать”. Но в настоящий момент он одинок, ранен холодностью любимой девушки. И с того момента звуконепроницаемая стена встает между Чацким и окружающими.

Образованность Чацкого, его высокий интеллект задевают другие персонажи комедии. Эти люди считают себя далеко не глупыми, принимая хитрость и ловкость за подлинный ум.

Скалозуб, например, с его убогим умом знает “многие каналы”, чтобы добыть чины. “Об них (о чинах) как истинный философ я сужу”, - с гордостью заявляет он. Фамусов, хотя и “черпает свои суждения из забытых газет”, все же дал дочери образование, брал учителей, чтобы не прослыть недалеким ретроградом. Но делал он все это для того, чтобы удачно выдать Софью замуж, хотя на словах он уже готов признать ум за реальную ценность. Наталья Дмитриевна Горич радуется удачному замужеству, ее муж подходит ей “по нраву, по уму”, но хитрее и ловчее всех тихий и кроткий Молчалин, который выработал для себя целую систему взглядов на жизнь. У него своя философия, но мысли его мелки, ум меркантилен.

Человек, обладающий глубоким умом, как правило, бесхитростный, прямодушный. Чацкому немного хитрости не повредило бы. Но в наших глазах он бы при этом проигрывал. Нам импонирует Чацкий с его дерзким умом, его веселостью и остротами.

Таким образом, в самом названии комедии Грибоедова “Горе от ума” заложена многозначительность толкования. Драматург ставит перед современниками и будущим поколением загадку. Многие умные люди “ломали голову” над смыслом названия пьесы. В самом деле, разве возможно горе от ума? Чем больше ума, тем лучше. Тем счастливее должен быть носитель ума и общество, в котором он живет. В нашем случае герой испытывает горечь разочарования и “мильон терзаний”, а общество радуется скорому отъезду Чацкого из Москвы. Чацкому горе от его ума потому, что общество его не поняло, не признало и сочло опасным его ум, порождающий новые идеи, неприемлемые светом, как ненужные, неудобные, непрактичные и даже опасные для данного общества. Большому уму нужно большое понимание и признание. И тогда будет счастье от ума и спокойствие, а не страдания или, словами Гончарова, терзания. Чацкий несчастлив, потому что не понят.

Главная идея, которую вложил Александр Грибоедов в свою комедию - показать быт, нравы современного ему общества, современной ему Москвы. В произведении сталкиваются два лагеря, два мировоззрения - старые консервативные конформисты-аристократы поклоняющиеся чинам, богатству, всеми силами старающиеся сохранить существующий привычный уклад жизни и передовые люди, стремящиеся к переменам, желающие о лучшей жизни, чем у них есть.

В произведении наблюдается противостояние Чацкого и Фамусова, и столкновение это совершенно предсказуемо. Этот конфликт должен был быть, ибо старые обыватели как Фамусов, привыкшие заботиться лишь о личном благе, и равнодушные к чаяниям окружающих, терпеть не могут таких как Чацкий, "сеющих смуту", нарушающих всем прижившийся порядок, стремящихся к установлению справедливости. В таких как Чацкий, Фамусов видит настоящего врага, угрозу своему высокому положению, своей безбедной праздно-отупляющей жизни. Дух горделивости и высокомерия царит на балах у Фамусова. Чацкий попав на один из балов впал в непосильную скуку из-за того сонма обитающего там (от скуки его не спасла даже влюбленность, настолько всё было удручающе). А все потому что интересы их ограничиваются лишь ассигнациями и званиями. К тому же все гости насторожены по отношению друг к другу, среди них витает атмосфера неприязни, высокомерия.

Что хотел сказать нам Грибоедов этим произведением? В чем же спрашивается смысл комедии? Он заключается в верности Чацкого своим убеждениям, несмотря на душевные терзания и множественные неудачи. В гнусном доме Фамусова он играет роль обличителя невежественных обывателей, ретроградов прилагающих все усилия свои на удержание существующего порядка, не стремящихся к более честной и справедливой жизни, думающих о себе. Такие субъекты тормозят наше время, развитие мира, а подобные Чацкому заставляют нашу планету вертеться и прогрессировать. Такие как он стараются освободить простой люд от непосильного гнёта.

В пьесе Горе от ума суть заключается в конфликте между одаренной, прогрессивной личностью (склонной к декабризму) и фамусовским обществом (почитание денег, чинов, тщеславие и лицемерие) который предстает как борьба за права и достоинства человека. Устами Чацкого была выражена позиция автора по отношению к современному ему социуму. Очень много образов из произведения стали нарицательными, а отдельные отрывки афоризмами.

Вариант 2

Сатирическая комедия, которую написал один из известных русских авторов 19 века – Александр Сергеевич Грибоедов. Изначально Грибоедов задумывал написание комедии про достаточно странные и жестокие условия жизни простых крестьян во время действия крепостного права.

Так как комедия затрагивает сатиру, то это произведение даёт читателю понять, что даже самый умный человек, который не совершал ничего плохого, тоже может стать объектом различных сплетней, обсуждений и так далее. Главная тема комедии – пороки человечества, которые как высмеивают, так и стараются скрыть. Лицемерие и чинопочитание заставляет читателя задуматься, как два этих главных порока могут повлиять на исход произведения.

Название произведения, «Горе от ума» скрывает в себе небольшой смысл, который раскрывается в самом произведении. Ведь легче обвинить другого человека в неграмотности или безумии, чем поменяться самому и стараться жить в соответствии с новыми направлениями и стилями самой жизни, которые пришли с наступлением нового века.

Также в комедии затрагивается крепостное право, придворные нравы и многое другое, что влияет на сам смысл произведения и на его суть. При прочтении данного произведения можно заметить его связь с декабризмом, однако сам Грибоедов не был в составе декабристских обществ и не разделял основные направления декабризма вместе с друзьями или в литературе.

Не самый глубокий смысл комедии проявляется в том, что Чацкий при всех своих приложенных усилиях, несмотря на свои неудачи на протяжении действия комедии и несмотря на нравственные принципы и муки не стал отступать, а остался верен своим внутренним идеалам.

Грибоедов не постеснялся добавить в это произведение некое противостояние, с одной стороны выступали аристократы, которые не хотели уходить от яркости жизни, а с другой стороны выдвинулось общество прогрессивно настроенных людей, которые хотели наполнить свою жизнь яркими эмоциями и незабываемыми воспоминаниями. Другими словами, в этой комедии столкнулись два поколения – новое поколение тогдашнего 19-ого века и поколение прошедшего, 18-ого века. Данное разногласие между двумя поколениями не пропало и сейчас, в 21-ом веке.

Несколько интересных сочинений

    Невозможно прожить жизнь и не ошибаться. Ошибка совершает каждый человек и каждое поколение, которое живет на земле. Не совершая ошибок невозможно получить опыт.

  • Сочинение по картине Шишкина Рожь 4 класс описание

    На переднем плане картины изображена солнечно-золотистая рожь, аккуратно разделённая на две части тоненькой тропинкой. Рожь блестит на свете, переливаясь причудливым образом на фоне отдалённых деревьев и летящих птиц

  • Трагедия совести в драме Гроза Островского сочинение

    В своем произведении Островский описал купеческую семью, в которой дочь Екатерина росла в достатке. Родители разрешали Екатерине делать самостоятельный выбор, и она в праве была делать

  • Евгения Комелькова - одна из ключевых фигур повести «А зори здесь тихие…». История её жизни трагична. Зенитчица, поступившая со своим батальоном на попечение Федота Евграфыча, вместе с такими же молодыми девушками, как и она сама.

  • Смысл названия пьесы Вишнёвый сад Чехова сочинение

/В. Белинский. "Горе от ума". Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова. Второе издание. С.-П.-бург. 1839/

Итак, в комедии нет целого, потому что нет идеи. Нам скажут, что идея, напротив, есть и что она — противоречие умного и глубокого человека с обществом, среди которого он живет. Позвольте: что это за новый Анахарсис, побывавший в Афинах и возвратившийся к скифам?.. Неужели представители русского общества все — Фамусовы, Молчалины, Софьи, Загорецкие, Хлестовы, Тугоуховские и им подобные? Если так, они правы, изгнавши из своей среды Чацкого, с которым у них нет ничего общего, равно как и у него с ними. <...> Нет, эти люди не были представителями русского общества, а только представителями одной стороны его, следственно, были другие круги общества, более близкие и родственные Чацкому. В таком случае зачем же он лез к ним и не искал круга более по себе? Следовательно, противоречие Чацкого случайное, а не действительное; не противоречие с обществом, а противоречие с кружком общества.

Где же тут идея? Основною идеею художественного произведения может быть только так называемая на философском языке «конкретная» идея, то есть такая идея, которая в самой себе заключает и свое развитие, и свою причину, и свое оправдание и которая только одна может стать разумным явлением, параллельным своему диалектическому развитию. Очевидно, что идея Грибоедова была сбивчива и неясна самому ему, а потому и осуществилась каким-то недоноском. И потом: что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами — значит быть глубоким человеком? Что бы вы сказали о человеке, который, войдя в кабак, стал бы с одушевлением и жаром доказывать пьяным мужикам, что есть наслаждение выше вина — есть слава, любовь, наука, поэзия, Шиллер и Жан-Поль Рихтер?.. Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади... Глубоко верно оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе, — только не от ума, а от умничанья. Искусство может избрать своим предметом и такого человека, как Чацкий, но тогда изображение долженствовало б быть объективным, а Чацкий лицом комическим; но мы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить в Чацком идеал глубокого человека в противоречии с обществом, и вышло бог знает что.

<...>Но если вычеркнуть места из монологов, где действующие лица проговариваются, из угождения автору, против себя, — это будут, за исключением Софьи, лица типические, характеры художественно созданные, хотя и не составляющие комедии своими взаимными отношениями; — не говорим уже о Репетилове, этом вечном прототипе, которого собственное имя сделалось нарицательным и который обличает в авторе исполинскую силу таланта.

Вообще "Горе от ума" — не комедия в смысле и значении художественного создания, целого единого, особного и замкнутого в себе мира, в котором все выходит из одного источника — основной идеи и все туда же возвращается, в котором поэтому каждое слово необходимо, неизменимо и незаменимо; в котором все превосходно и ничего нет слабого, лишнего, ненужного, словом — в котором нет достоинств и недостатков, но одни достоинства. Художественное произведение есть само себе цель и вне себя не имеет цели, а автор "Горя от ума" ясно имел внешнюю цель — осмеять современное общество в злой сатире, и комедию избрал для этого средством. Оттого-то и ее действующие лица так явно и так часто проговариваются против себя, говоря языком автора, а не своим собственным; оттого-то и любовь Чацкого так пошла, ибо она нужна не для себя, а для завязки комедии, как нечто внешнее для нее; оттого-то и сам Чацкий — какой-то образ без лица, призрак, фантом, что-то небывалое и неестественное.

Но как не художественно созданное лицо комедии, а выражение мыслей и чувств своего автора, хотя и некстати, странно и дико вмешавшееся в комедию, сам Чацкий представляется уже с другой точки зрения. У него много смешных и ложных понятий, но все они выходят из благородного начала, из бьющего горючим ключом источника жизни. Его остроумие вытекает из благородного и энергического негодования против того, что он, справедливо или ошибочно, почитает дурным и унижающим человеческое достоинство, — и потому его остроумие так колко, сильно и выражается не в каламбурах, а в сарказмах. И вот почему все бранят Чацкого, понимая ложность его как поэтического создания, как лица комедии, — и все наизусть знают его монологи, его речи, обратившиеся в пословицы, поговорки, применения, эпиграфы, в афоризмы житейской мудрости. Есть люди, которых расстроенные или от природы слабые головы не в силах переварить этого противоречия и которые поэтому или до небес превозносят комедию Грибоедова, или считают ее годною только для защиты каких-то рож, подверженных оплеухам.

Читайте также другие статьи критиков о комедии "Горе от ума":

  • Афоризмы, крылатые слова и выражения в комедии Грибоедова "Горе от ума"

В. Белинский. "Горе от ума". Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова

  • Идея и смысл комедии "Горе от ума"

В.А. Ушаков. Московский бал. Третье действие из комедии "Горе от ума"

Хоть есть охотники поподличить везде,
Да нынче смех страшит
И держит стыд в узде.
А. Грибоедов

Смысл комедии "Горе от ума", я полагаю, в показе духа Москвы того времени, ее нравов. В комедии разворачивается противоборство двух сил: старого мира аристократов, не желающего покидать сцену жизни, и нового поколения прогрессивно настроенных людей России.
Столкновение Чацкого с Фамусовым неизбежно, потому что старые аристократы не любят перемен, они привыкли жить и доживать так, как им удобно. Жизнь общества в этом смысле их мало интересует.
Фамусов сразу же почувствовал, что с приездом Чацкого начнутся разные неприятности и нарушения порядка, хотя еще не знал о его взглядах. Молодое, сильное, цветущее начало в человеке уже само по себе дает таким людям, как Фамусов, повод для беспокойства. А что уж говорить о реакции на смелые суждения Чацкого.
Мир, который Фамусов так старательно оберегает от внешних влияний, представляет собой сплошную ложь отношений и удручающую безнравственность. Софья скрывает свои поэтические чувства к Молчалину, боясь, что их не поймут. А Молчалин в свою очередь притворяется влюбленным.
На балах у Фамусова царит дух чванства и высокомерия. Князья Тугоуховские, например, глухи ко всему на свете, кроме богатства и званий.
В отношениях между гостями витает холод осторожности и враждебности друг к другу.
Естественно, Чацкий, попав в такое окружение, впал в хандру и скуку. Даже влюбленность в Софью не помогала ему сколько-нибудь взбодриться. Он уезжает, но любовь к Софье и к родине все же вновь возвращает его в Москву уже энергичным, полным созидательных стремлений. Но его ждут новые разочарования: его энергия и благородные порывы никому не нужны в фамусовской Москве. Любовь также терпит крах: после разговора с Фамусовым у Чацкого возникли подозрения, что он мечтает отдать Софью за генерала Скалозуба. Да Чацкий и сам, постепенно узнавая Софью, разочаровывается в ней. Он замечает, что она видит мир искаженным. Слыша, как восхищенно она говорит о Молчалине, Чацкий убеждается, что она вовсе не понимает его истинной сути. Он спрашивает ее: "Но есть ли в нем та страсть? То чувство? Пылкость та? Чтоб, кроме вас, ему мир целый казался прах и суета?" Затем добавляет: "А Скалозуб! Вот загляденье!.."
Но Софья не почувствовала в его словах ни предосторожности, ни иронии. Она отвечает: "Герой не моего романа".
Чацкого терзает мысль, как такая умная девушка могла полюбить подлеца Молчалина, корыстолюбца и подхалима:

С такими чувствами, с такой душой Любим!
Обманщица, смеялась надо мной!

В конце, когда все окончательно раскрывается, Чацкий признается сам себе, что горько обманулся в Софье;

Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?..
...Вот я пожертвован кому!

Но жертва любви — не самая большая жертва в жизни Чацкого. Его, с легкой руки Софьи обронившей: "А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить. Угодно ль на себя примерить", — объявляют сумасшедшим, и слух этот быстро распространяется по Москве.
Смысл комедии, по-моему, и в том, что Чацкий, несмотря на свои поражения и нравственные муки, не отступил от верности своим идеалам.
В доме Фамусова он до конца выступает как обличитель его обитателей, изо всех сил цепляющихся за прошлое, пытающихся остановить ход времени.

«Горе от ума» – комедия в стихах А. С. Грибоедова. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма. Она описывает светское общество времен крепостного права и показывает жизнь 1808–1824-х годов. Само «действие происходит… спустя десять лет после войны 1812 года, то есть в 1822».

Комедия «Горе от ума» – сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века – одна из вершин русской драматургии и поэзии; фактически завершила «комедию в стихах» как жанр. Афористический стиль способствовал тому, что она «разошлась на цитаты».

Смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Проблема ума – это тот идейно­эмоциональный стержень, вокруг которого группируются все осталь­ные вопросы общественно-политического, философского, националь­но-патриотического и нравственно-психологического характера. Об этом свидетельствуют слова автора: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разу­меется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше про­чих». Назвав Чацкого умным, а других героев – глупцами, драма­тург выразил свою точку зрения недвусмысленно. Вместе с тем кон­фликт построен таким образом, что каждая из противоборствующих сторон считает умной себя, а безумным тех, кто не разделяет ее взглядов.

В комедии «Горе от ума» представлены различные типы ума – от житейской мудрости, практического ума (Фамусов, Молча­лин), до ума, отражающего высокий интеллект свободного мыслите­ля, смело вступающего в противоборство с тем, что не соответствует высшим критериям истины (Чацкий). Именно такому уму «горе», его носитель изгнан из общества и объявлен сумасшедшим, и вряд ли его ждет успех и признание где-то в другом месте.

Тем не менее, вопрос об уме не однозначен. Первоначальный ва­риант названия пьесы «Горе уму» был слишком прямолинеен, а по­тому автор отказался от него. В процессе дальнейшей работы над комедией обозначилась более широкая трактовка проблемы ума, вокруг которой развернулась серьезная полемика. Высказывался целый ряд мнений, подвергавших критической оценке умственные способности главного героя пьесы (А.С. Пушкин, М.А. Дмитриев, П.А. Вяземский).

В.Г. Белинский поначалу был близок к этой позиции, но потом пересмотрел свою точку зрения. Таким образом, наметился коренной поворот в оценках ума главного героя, что от­разилось во взгляде Д.И. Писарева, отнесшего Чацкого к числу персонажей, страдающих от того, что «вопросы давно решенные в их уме, еще не могут быть даже представлены в действительной жизни». Подобная точка зрения нашла окончательное выражение в крити­ческом этюде И.А. Гончарова «Мильон терзаний», где Чацкий называ­ется самым умным лицом в комедии.

По мнению писателя, главный герой «Горе от ума» – фигура универсально-типологическая, неиз­бежная «при каждой смене одного века другим», намного опередив­шая свое время и подготавливающая приход нового. Идейно-тематическое содержание. Как отмечал И.А. Гончаров, «комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и га­лерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира». В ней Грибое­дов поставил самые важные вопросы своего времени.

Основной конфликт комедии – это столкновение «века нынеш­него» и «века минувшего», прогрессивно мыслящего меньшинства дворянского общества и его консервативной части, составляющей подавляющее большинство. Первое представлено в комедии обра­зом Чацкого, а второе – фамусовским обществом, которое составля­ет Фамусов и его домашнее окружение, а также гости, приходящие в его дом. Противоположность идейных позиций Чацкого и фамусовской Москвы проявляется в суждениях по важнейшим вопросам жизни общества: отношение к крепостному праву, службе, богатству и чи­нам, просвещению и образованию, национальной культуре и наро­ду; преклонение перед прежними авторитетами, всем иностранным и свобода выбора жизненного пути.

Этот круг вопросов определяет актуальность проблематики комедии: проблемы социально- политического устройства России; вреда бюрократии и чинопочита­ния, проблемы воспитания и образования молодежи, честного слу­жения долгу и Отечеству, национальной самобытности русской культуры. Общественно-политические вопросы в комедии осмысляются в связи с проблемой личных отношений человека новых взглядов в условиях старой консервативной среды, поскольку общественная интрига сочетается с развитием любовного конфликта между Чац­ким и Софьей. Кроме того, особую глубину поставленным вопросам придает философская проблема ума и глупости, ума и безумия, стремления к идеалу и неизбежного столкновения с действительно­стью, что создает не только остросовременное, но и вневременное, «вечное» звучание комедии.

Даже название произведения может открыть нам гениальность главной идеи комедии. Ведь, действительно, умному человеку намного труднее жить. Эта комедия навсегда останется бессмертным произведением в русской литературе. Лично у меня она оставила глубокий след в душе.

Смысл названия: другой взгляд

Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» отражает смысл жизненной драмы ее главного героя – Чацкого. Блестящий ум не приносит ему счастья: любимая девушка предпочитает ему другого, общество отвергает Чацкого и объявляет его сумасшедшим. Написав комедию, Грибоедов сам оказался в роли Чацкого: цензура категорически запретила полную публикацию или постановку пьесы.

Писатель по долгу службы покинул Россию. Вспомним, кстати, что Грибоедов по праву считался одним из образованнейших людей эпохи. Власть испугалась произведения умного человека, как московское общество – речей Чацкого. Попытаемся разобраться в причинах конфликта между Чацким и обществом. Начало комедии обманчиво: может показаться, что главной в произведении является любовная интрига Софьи с Молчалиным.

С появлением на сцене Чацкого, который почти сразу произносит едкий сатирический монолог о неизменных нравах московского общества, становится ясно, что социальная тема для Грибоедова гораздо важнее любовной. Еще до того, как Чацкий начинает излагать свои взгляды, мы узнаем со слов Лизы и Софьи, что он «остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив». Софья недоумевает, почему Чацкий, признававшийся ей в любви, три года назад неожиданно уехал путешествовать за границу. Неудивительно, что она холодно встречает приехавшего Чацкого, ее сердце занято другим.

Из первых разговоров Чацкого и Фамусова выясняется, что главный герой «оплошно» управляет имением, оставил службу, хотя ему представлялась возможность сделать головокружительную карьеру. Итак, еще до идейного столкновения Чацкого с московским обществом видно, что главного героя никто не понимает. Все отдают должное его остроумию, образованности, но считают, что Чацкий впустую растрачивает силы и возможности. Социальный конфликт окончательно определяется во втором действии. Идеологом консервативного общества выступает Фамусов. Он пытается образумить Чацкого: советует вернуться на службу, навести порядок в имении, рассказывает поучительную историю о дяде Максиме Петровиче, который шутовскими падениями перед Екатериной Второй заслужил богатство и почет.

Фамусов с ностальгией говорит о «золотом веке» Екатерины, он недоволен нынешним распространением просвещения, модой на все французское, самостоятельностью молодого поколения. Удивительно, что Чацкий, непримиримый противник консерватизма, совпадает с Фамусовым по многим пунктам. Например, Чацкого приводит в негодование «пустое, рабское, слепое подражанье» французам. Он тоже недоволен современным обществом, но, в отличие от Фамусова, пытается всеми силами утвердить прогрессивные идеалы. Стоило Чацкому заявить, что свет изменился и раболепством уже ничего не добьешься, как Фамусов восклицает: «Опасный человек!»

Может показаться, что Фамусов – убежденный защитник государственного порядка, борец за добросовестное отношение помещиков к своим обязанностям по отношению к крестьянам, враг бездельников, человек строгой морали. Однако мы помним, что он тайком волочится за служанкой, к службе управляющего относится халатно, переложив работу на Молчалина, прочит Софье в женихи Скалозуба, потому что тот богат и «метит в генералы». Словом, Фамусов — настоящий ханжа, который на словах проповедует служение обществу и мораль, а на деле преследует эгоистические цели. Чацкий, напротив, готов служить, приносить пользу, но ему «прислуживаться тошно».

С праведным гневом обрушивается главный герой на старшее поколение, не признавая их суда: Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и в мотовстве… Главной причиной народных страданий Чацкий считает крепостное право, позволяющее помещикам безнаказанно творить злодеяния, распоряжаться людьми по своему произволу. Фамусов уже не пытается переспорить молодого вольнодумца, а со страхом говорит: «Уж втянет он меня в беду».

После падения Молчалина с лошади Чацкий решает выяснить, почему Софья так переживает за отцовского секретаря. Софья открыто признается Чацкому в своей симпатии к Молчалину. Она перечисляет положительные качества своего избранника: умение расположить к себе людей, безответность, терпеливость. Чацкий не может поверить своим ушам, он подозревает в словах Софьи скрытую иронию. Молчалин представляется ему ничтожным подхалимом и глупцом. Говоря о Мочалине, Софья дает и собственную характеристику Чацкому, ум которого «скор, блестящ и скоро опротивит, который свет ругает наповал ». Такой ум, по мнению Софьи, не принесет счастья в семейной жизни. В финале комедии Чацкий называет Софью обманщицей. Его обвинение несправедливо: Софья всеми силами давала понять, что любит Молчалина.

Она вполне разумно объясняла, что не может представить себе семейного счастья с Чацким, поскольку для него всегда на первом месте будет борьба с социальной несправедливостью. Несмотря на свой ум, Чацкий не понял Софьи: любовь ослепила его. Он отлично видит ограниченность и эгоистичность Молчалина и Скалозуба, слабохарактерность Платона Горича, моральную нечистоплотность Загорецкого, деспотизм Хлестовой, пустозвонство Репетилова, но не может поверить, что красавица Софья – заурядная девушка, достойная дочь своего двуличного отца. Чацкому в голову не приходит, что именно Софья первая назвала его сумасшедшим, а все общество лишь охотно подхватило эту сплетню.

Смысл названия комедии несколько шире, чем просто отражение конфликта умного человека с глупцами. Мы убедились, что в случае с Софьей ум Чацкого был подавлен сильным чувством. Грибоедов показывает не просто «умника» и дураков, а искреннего, пылкого, честного, образованного, прогрессивных взглядов человека, которого не хочет признавать порочное и лживое общество. Понятие «ума» в названии комедии шире, чем просто интеллект.

«Ум» здесь вбирает в себя понятия благородства, порядочности, смелости, принципиальности. Чацкий покидает Москву, но не отказывается от своих взглядов. Восстание декабристов, предшественником которых можно считать Чацкого, было подавлено, но идеи их подняли на борьбу следующие поколения. Грибоедов трагически погиб, но уже при жизни комедия разошлась в рукописных копиях и осталась в русской литературе навсегда.

Вот какова история очень успешной карьеры «безродного» Молчалина:

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари;

В Москву переведен через мое содейство;

И будь не я, коптел бы ты в Твери.

Аcессор – это хорошо или не очень? Чин коллежского асессора (VIII класс Табе­ли о рангах) давал право на потомст­венное дворянство, то есть как мини­мум уравнивал Молчалина с Чацким, и соответствовал воинскому званию майора. Сам Грибоедов, когда писал «Горе от ума», был титулярным совет­ником (IX класс).

В чем секрет успеха Молчалина? Можно предположить, что отчасти именно в том, что он родился в Твери, а, например, не в Туле или Калуге. Тверь нахо­дится на дороге, соединяющей Москву и Петербург; управляющий в казенном месте Фамусов, вероятно, не раз проезжал через Тверь, и, возмо­жно, какой-торасторопный местный малый (не сын ли станционного смотри­теля?) смог удач­но оказать ему какую-то услугу. А дальше уже, пользуясь покрови­тель­ством Фамусова и Татьяны Юрьевны, Молчалин быстро и весьма успешно стал продвигаться по карьерной лестнице.

Всё в деятельности этих людей запечатлено неразу­мением и твердой решимостью удержать за собой тот нищенский кусок, который им выбросила судьба», – писал о Молчалине Салтыков-Щедрин.


Вот Софья рассказывает Фамусову сон, который явно придумала:

Тут с громом распахнули двери

Какие-то не люди и не звери,

Нас врознь – и мучили сидевшего со мной.

Он будто мне дороже всех сокровищ,

Хочу к нему – вы тащите с собой:

Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!

Он вслед кричит!..

Что вообще всё это значит? Софья выдумывала свой сон не просто так, а с опо­рой на литературу, а именно на романтическую балладу: героиня попадает в по­ту­сторонний мир, населенный злодеями и чудовищами.

Объектом пародии для Грибоедова здесь становится прежде всего Жуковский и его вольные переводы баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора» – «Люд­мила» (1808) и «Светлана» (1811), в которых к героиням являются мертвые жени­хи и уносят в загробный мир. Едва ли Фамусов читал Жуковского, но Грибоедов вкладывает в его уста едкую сентенцию, очень похожую на финал баллады «Светлана»: «Тут всё есть, коли нет обмана: / И черти и любовь, и стра­хи и цветы». А вот «Светлана»:

Улыбнись, моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу.

Во сне Софьи сгущаются балладные штампы: невинную героиню и ее возлюб­ленного разлучает мучитель – персонаж из загробного мира (неслучайно во сне Фамусов появляется из-под вскрывающегося пола). В первой редакции Фамусов и вовсе описывался как инфернальный герой: «Смерть на щеках, и ды­бом волоса».

Грибоедов пародирует картину идеальной любви, созданную Жуковским. Эта пародия неслучайна. В литературной полемике между архаистами и новаторами Грибоедов придерживался позиции младших архаистов, которые весьма скептически относились к Жуковскому, и высмеивал модную тогда мечтательность: «Бог с ними, с мечтаниями, – писал он в разборе пере­водов Бюргеровой баллады «Ленора» в 1816 году, – ныне в какую книжку ни загля­нешь, что ни прочтешь, песнь или послание, везде мечтания, а натуры ни на волос». Молчалин – пародия на возвышенного и тихого героя сентимен­тальных повестей и баллад.

  1. Тайна тетушки Софьи и юмора Чацкого

Высмеивая Москву, Чацкий язвительно спрашивает Софью:

На съездах, на больших, по праздникам приходским? Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским?

Почему же французский язык смешивается именно с нижегородским говором? Дело в том, что во время войны 1812 года это стало реальностью: московские дворяне эвакуировались в Нижний Новгород. Тогда же на патриотическом подъеме дворяне попытались отказаться от французской речи и заговорить по-русски (Лев Толстой описал это в «Войне и мире»), что и привело к комиче­скому эффекту – смешению французского прононса с нижегородским оканьем.

Не менее забавными были лексические казусы (и не только нижегородские!). Так, смоленская помещица Свистунова в одном из писем просила купить ей «кружев английских на манер барабанных (брабантских) , «маленькую клар­нетку (лорнетку) , так как я близка глазами» (близорука) , «сероги (серьги) писаграмовой (филигранной) работы, духов душистых аламбре, а для обстановки комнат – картин итальянских (итальянских) на манер рыхвалеевой (Рафаэлевой) работы на холстинке и поднос с чашечками, если можно достать с пионовыми цветами».

Хвастаясь своими успехами, Скалозуб упоминает сражение, за участие в кото­ром он был награжден орденом:

За третье августа; засели мы в траншею:

Ему дан с бантом, мне на шею.

Точная дата названа неспроста. У современников Грибоедова, которые хорошо помнили Отечественную войну 1812 года и последовавшие за ней события, эта фраза не могла не вызвать смех. Дело в том, что никакого сражения в этот день не происходило.

4 июня 1813 года было объявлено Плесвицкое перемирие, которое продлилось до середины августа, а 3 августа в Праге состоялась встреча российского импе­ратора Александра I с Францем II, императором Австрии, которая была ознаменована множеством наград. Никакой необходимости «засесть в тран­шею» у Скалозуба не было.

Статичность Скалозуба («Куда прикажете, лишь только бы усесться») резко про­тиворечит динамичности Чацкого («Верст больше седьмисот пронесся, ветер, буря; / И растерялся весь, и падал столько раз…»). Однако в условиях военной службы последних лет царствия Александра I именно жизненная стра­тегия Скалозуба оказывается востребованной. Дело в том, что производ­ство в следующий чин осуществлялось при наличии вакансий; если более деятель­ные товарищи Скалозуба погибали в сражениях или оказывались «выключен­ными» по политическим причинам, то он спокойно и планомерно двигался к генеральскому чину.

  1. Тайна сломанного ребра

Вот Скалозуб рассказывает анекдот о графине Ласовой:

Позвольте, расскажу вам весть:

Княгиня Ласова какая-то здесь есть,

Наездница, вдова, но нет примеров,

Чтоб ездило с ней много кавалеров.

На днях расшиблась в пух;

Жоке не поддержал, считал он видно мух. –

И без того она, как слышно, неуклюжа,

Теперь ребра недостает,

Так для поддержки ищет мужа.

Смысл этого анекдота – в намеке на библейскую легенду о происхождении Евы из ребра Адама, то есть вторичности женщины по отношению к мужчине. В московском мире всё происходит с точностью до наобо­рот: первенство здесь всегда и во всем принадлежит женщинам.

В грибоедов­ской Москве царит мат­ри­ар­хат, женское начало последовательно вытесняет мужское. Софья при­учает Молчалина к музыке («То флейта слышится, то будто фортепьяно»); Наталья Дмитриевна окружает мелочной заботой вполне здорового Платона Михай­ловича; Тугоуховский, подобно марионетке, двига­ется по командам своей жены: «Князь, князь, сюда», «Князь, князь! Назад!» Женское начало преоб­ладает и за сценой. Высокой покровительницей Молча­лина оказывается Татьяна Юрьевна. Фамусов пытается воздействовать на Скалозуба через Настасью Николавну и вспоми­нает каких-то неведомых читателю, но важных для него Ирину Власьевну, Лукерью Алексе­вну и Пульхерию Андревну; оконча­тельный приговор совершившемуся в доме Фамусовых должна вынести княги­ня Марья Алексевна.

Ближе к концу пьесы практически все гости на балу у Фамусовых уверены, что Чацкий сошел с ума:

Его в безумные упрятал дядя-плут;
Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили.

Почему это так страшно? Дело в том, что сплетня о сумасшествии героя, обра­стая всё новыми и новыми деталями, по сути, превращается в политический донос. О Чацком сообщается, что он «фармазон» (то есть франкмасон ), «окаянный вольтерьянец», «в пусурманах», сведен в тюрьму, отдан в солдаты, «переменил закон».

Обвинение в безумии как способ расправиться с соперником, неугодным чело­веком или политическим противником было вполне известным приемом. Так, в январе 1817 года распространились слухи о сумасшествии Байрона, причем пустила их его жена и ее родные. Клевета и шум вокруг личной жизни поэта рас­пространились едва ли не по всей Европе. Слухи о безумии ходили и вокруг самого Грибоедова. По свидетельству его биографа Михаила Семевского, на од­ном из писем Грибоедова Булгарину есть приписка последнего: «Грибоедов в минуту сумасшествия».

Через двенадцать лет после созда­ния «Горя от ума» в сумасшествии будет обви­­нен один из прототипов Чац­кого – Петр Яковлевич Чаадаев. После пуб­ли­­кации его первого «Письма» в журнале «Телескоп» тот был закрыт, а мос­ков­ский полицмейстер объявил Чаадаеву, что теперь по распоряжению прави­тельства он является сумасшедшим. Через год надзор лекаря за «больным» был снят – но лишь при условии, что тот больше не будет ничего писать.

Репетилов рассказывает Чацкому о тайном обществе, напоминающем декабристское:

Но если гения прикажете назвать:

Удушьев Ипполит Маркелыч!!!

Ты сочинения его

Читал ли что-нибудь? Хоть мелочь?

Прочти, братец, да он не пишет ничего;

Вот эдаких людей бы сечь-то

И приговаривать: писать, писать, писать;

В журналах можешь ты, однако, отыскать

Его отрывок, взгляд и нечто.

О чем бишь нечто? – обо всем;

Всё знает, мы его на черный день пасем.

А как к участникам тайных обществ относится сам Чацкий? Представление о том, что главный герой пьесы – декабрист (если не по формальной при­надлежности к тайному обществу, то по своему духу), было впервые выс­ка­зано Герценом, а затем стало общим местом в школьном изучении «Горя от ума».

На самом деле отношение Грибоедова к декабристам было весьма скептиче­ским, и он осмеивает саму таинственность обществ. Репетилов немедленно рассказывает первому же встречному о месте и времени встреч («У нас есть общество, и тайные собранья / По четвергам. Секретнейший союз…»), а затем перечисляет всех его членов: князя Григория, Евдокима Воркулова, Левона и Бориньку («Чудесные ребята! Об них не знаешь что сказать») – и, наконец, их главу – «гения» Ипполита Маркелыча.