Описание героев из повести барышня крестьянка. «Барышня крестьянка» характеристика главных героев. Темы и проблемы

Описание героев из повести барышня крестьянка. «Барышня крестьянка» характеристика главных героев. Темы и проблемы

Небольшая повесть А.С. Пушкина завершает цикл . Эта повесть носит несколько водевильный характер, не лишена чувства юмора, маскарадности. Эта повесть о любви со счастливым концом. Главные герои повести «Барышня крестьянка»:

Иван Петрович Берестов — хозяйственный помещик, знавший, как приумножить свое состояние. Это был гостеприимный и хлебосольный барин. Гости съезжались к нему со всей округи. Некоторые считали его гордецом. Хотя Берестову было, чем гордится. У него была собственная суконная фабрика, приносившая неплохой доход.

Григорий Иванович Муромский – сосед Берестова и полная его противоположность. Был страстным англоманом, свое хозяйство вел на английский манер, за что Берестов постоянно критиковал его. Муромский с молодости промотал свое состояние, а оставшиеся средства тратил на поддержание внешнего англизированного лоска. У Муромского даже конюхи были одеты, как английские жокеи. Этот помещик был в долгах, как в шелках.

Алексей Берестов – сын Ивана Петровича, молодой человек, статный красавец, окончил учебу в университете и мечтал о вступлении на военную службу. Отец был против. Не отказывал себе в удовольствии заигрывать с дворовыми девушками. Когда влюбился в «крестьянку» Акулину, был решительно настроен жениться на ней, и даже приехал в имение Муромских для объяснения с девушкой и ее отцом.

Лиза, дочь Муромского, живая, энергичная барышня 17 лет. Алексей, о котором уездные барышни говорили между собой, чрезвычайно интересовал и волновал Лизу Муромскую. Отправившись однажды гулять в лес и потом, встречаясь с Алексеем Берестовым в лесу под видом крестьянки Акулины, она переступила нравственные и этические нормы.

Настя – дворовая девка Лизы. Девица бойкая, смышленная. Она первой подсказала Лизе, как увидеть Берестова, не роняя своего человеческого достоинства, то есть переодеться крестьянкой.

Мисс Джаксон , наставница Лизы – чопорная англичанка, пользовавшаяся густо сурьмой и белилами. Россию она не любила, считала варварскою страной.

Враждовавшие некогда помещики Муромский и Берестов встретились однажды при курьезных обстоятельствах. Эта встреча послужила основанием для примирения. Помещики стали ездить друг к другу в гости и решили поженить своих детей. Дети были знакомы. Они все лето встречались в лесу. Лиза – под видом крестьянки Акулины. Когда отец Берестов сообщил сыну, что намерен женить его на дочери Муромского, тот решил отказаться и приехал к Лизе, чтобы поговорить с нею. Но в комнате он увидел свою Акулину в платье барышни. Таковы вкратце взаимоотношения героев, составившие сюжет повести «Барышня крестьянка».

Несмотря на то, что героев в «Барышне-крестьянке» (краткое содержание ) не так много, каждый из них поистине самобытен, уникален и неповторим. Они обладают довольно живыми характерами, искрометным юмором, довольно реалистичными переживаниями - можно сказать, Пушкину удалось идеально воссоздать не только облик деревни того времени, но и конфликт двух помещиков, который порой кажется абсурдным, а порой слишком мелким для того, чтобы придавать ему внимание.

Главные герои

Лиза Муромская (Барышня-крестьянка) – избалованная, капризная девушка. Ей 17 лет, у нее черные глаза и весьма миловидная внешность. За барышней присматривают англичанка и девушка Настя. Как и все девушки в деревне, увлечена Алексеем, который представляется ей идеалом мужчины. Старается разнообразить деревенскую жизнь. При встрече с барином скрывает свое настоящее имя, называет себя простой крестьянкой Акулиной.

Берестов Иван Петрович – вдовец, жена которого ушла из жизни во время родов. Мужчина находит свою отраду в ведении хозяйства. К слову, доходы имения постоянно растут – следовательно, бухгалтерию Берестов ведет правильно. Он построил большой, пышущий великолепием, дом, посадил прекрасный сад. Что же касается своего соседа, Муромского, его образ жизни Берестов презирает – причем, не скрывает этого. Несмотря на это, герой ставит расчет и волю родителей выше романтических чувств. Консерватор.

Муромский Григорий Иванович – сосед Берестова и его злейший враг. Имеет дочь Лизу. Управление дается ему несколько сложнее, чем Ивану Петровичу. Что же касается жизненных взглядов, Муромский – полная противоположность консервативного соседа. Он старается следовать за Европой (что выражается как в облачении слуг, так и в воспитании дочери). В молодости умудрился промотать все состояние, поэтому уехал в деревню. Где, впрочем, сумел адаптироваться.

Алексей – сын Ивана Петровича, также живущий в деревне. Юноша хорош собой, умен и образован. Обладает честностью и бескомпромиссностью. Верит в «вечные идеалы» и «рай в шалаше», ведь уезжает к возлюбленной, даже прекрасно зная, что отец может лишить его наследства, если брак не будет «выигрышной партией». Мечта всех окрестных девушек, которые знают, что он обладает приятными чертами лица, бледен и страдает от неразделенной любви.

Настя – несмотря на то, что она несколько старше Лизы, героиня также ветрена и смешлива. Барышни дружат, делятся друг с другом горестями и радостями, вместе предаются забавам. Ее нельзя назвать как положительным, так и отрицательным персонажем. Скорее, Настя нейтральна и введена автором в повествование лишь ради того, чтобы у Лизы был некий компаньон, который помогал бы в проказах, увеселениях и авантюрах.

Второстепенные персонажи

Мисс Жаксон - строгая дама лет 40-ка от роду. Постоянно пребывает в состоянии полуобморока от деяний своей воспитанницы. Нахождение в России не приносит англичанке радости – она испытывает постоянное стрессовое состояние от дикости личностей и нравов, мечтает как можно быстрее возвратиться на Родину.

Характеристика героев повести Барышня-крестьянка

В этой небольшой повести есть несколько героев, одни из них упоминаются однажды или пару раз, как например, Василий кузнец, и дочь его Акулина, другие играют важную роль в повествовании, об этих вторых и стоит сказать, хотя, конечно, главными из них являются двое: Алексей Иванович Берестов, молодой барин из Тугилова, и Лизавета Григорьевна Муромская.

Алексей и Лизавета являются детьми двух не ладивших между собой баринов, чьи имения находятся по соседству. Именно из-за разногласий этих двух героев, завязывается история, описанная Пушкиным.

Иван Петрович Берестов , отец Алексея, он поселился в своем имении в Тугилово сразу после того, как подал в отставку, до этого он был гусаром, и с тех пор он практически не покидал деревни. Его жена умерла при родах. Люди в округе считали его гордым, хотя это не мешало им его любить. Себя он считал очень умным человеком, так как дела имения шли отлично, он сам вел его расходы и имел суконную фабрику, хотя, при этом ничего не читал, кроме газет.

Григорий Иванович Муромский , в молодости очень промотался, потеряв все свои имения, за исключением последнего, в котором и поселился, овдовев вместе с единственной дочерью Лизой. Григорий Иванович и теперь продолжал жить на широкую ногу, за что и не любил его Иван Петрович. Муромский завел английский сад, и все устройство его имения было на английский манер.

Главная героиня Лизавета Григорьевна была 17-ти летней девушкой, которая как все деревенские барышни имела самобытный характер, не сглаженный высшим светом. Внешне она была красавицей со смуглой кожей и черными глазами. Характер ее был живой и озорной. Именно благодаря своему характеру она и решилась на авантюру, когда переодевшись крестьянкой, отправилась в сторону Тугилова, чтобы увидеть молодого барина. Лиза была наслышана о красоте и статности молодого Берестова, в округе о нем говорили много, но она почти единственная до сих пор его еще не видела. Поэтому Лизу можно охарактеризовать, как очень смелую девушку, хотя по- началу она очень переживала о том, что пообещала Алексею вновь прийти на место их первой встречи. Так как из-за вражды отцов, она и надеяться не могла на союз с Алексеем берестовым.

Алексей Иванович Берестов – это молодой человек, единственный сын Ивана Петровича Берестова. Алексей мечтал стать гусаром, поступить в полк и быть военным, но на то не было воли его отца. Молодого Берестова можно считать послушным сыном, так как он действительно подчинился в этом отношении своему родителю. Но все-таки его характер силен, и это проявляется во время желания отца женить его на Лизавете Муромской. Алексей отказывается, еще не подозревая, что Лиза и есть та самая Акулина, которую он полюбил. В этот момент он проявляет волевой свой характер, напрямую говорит отцу, что не женится, а услышав, что отец лишит его наследства, все равно принимает решение быть с Акулиной и пишет ей письмо, рассказывая все, и делая ей предложение.

Также важными для повествования являются такие герои как Настя – девушка крестьянка , помощница Лизы, именно ей барышня доверяет все свои тайны и советуется, принимая решения. И второй персонаж – это мисс Джаксон, француженка гувернантка Лизы, на которую в большей степени влияет озорной характер Лизаветы Григорьевны.

Сочинение Главные и второстепенные герои

Это весёлое лёгкое произведение о любви в неравных социальных отношениях.

Барышня-крестьянка - Елизавета Григорьевна Муромская. Очаровательная черноглазая девушка семнадцати лет. Она – единственная дочь у отца, её мать рано умерла. Отец в наследнице души не чает, балует её во всём. Лиза мечтает познакомиться с соседом - Алексеем Берестовым, но это невозможно, потому что их отцы враждуют. Девушка находит выход, переодевшись в крестьянку. В этом образе и под чужим именем она встречается в лесу с молодым барином до тех пор, пока её обман не раскроется.

Лиза – очень интересная девушка по характеру. С ней никому не скучно. Героиня проста в общении, как с обычными крестьянами и прислугой, так и с людьми её круга. В Лизе нет жеманства, как в городских барышнях. Она весёлая и с чувством юмора, обладает артистическими способностями. Не удивительно, что молодой барин попал под обаяние Лизы в образе крестьянки с первой их встречи.

Алексей Берестов – сын помещика. Он молод и хорош собою. Алексей закончил обучение в университете и ещё не решил чему посвятить свою жизнь в дальнейшем. Пока он отдыхает в имении своего отца. На прогулке в лесу молодой человек знакомится с дочерью кузнеца Акулиной. Алексей в восхищении от крестьянской девушки и продолжает с ней встречаться в дальнейшем. Акулина для него настолько дорога, что он готов пойти против воли отца и жениться не на Лизе Муромской, а на обычной дочери кузнеца. В итоге оказывается, что барышня и крестьянка – это одна и та же девушка.

Алексей, как и Лиза, простой в общении парень, не гнушается проводить время с крестьянской молодёжью. Это весёлый, жизнерадостный и энергичный молодой человек. Он каждое утро проводит на охоте. Алексей, как и Лиза, нравится всем в округе.

Иван Петрович Берестов – богатый помещик, крепкий хозяйственник. Он придерживается старых русских традиций в управление имением. Иван Петрович не понимает и не принимает своего соседа за его нововведения, часто критикует. Они враждуют между собой уже много лет. Однажды Иван Петрович окажется случайным свидетелем травмы своего недруга. Он проявит благородство и окажет всю необходимую помощь Муромскому. С этого времени их отношения наладятся.

Иван Петрович – хороший отец. Оставшись вдовцом, воспитал достойно единственного сына. В обществе Берестов пользуется авторитетом.

Григорий Иванович Муромский – приверженец всего английского, даже свою дочь зовёт на иностранный манер - Бетси. В отличие от своего соседа, помещик не умеет управлять хозяйством. Его имение доход не приносит. Григорий Иванович – вдовец и очень любит свою единственную дочь.

Настя – служанка Лизы и её преданная подруга. Она немного постарше своей барышни, но такая же легкомысленная. Лиза доверяет ей все свои секреты.

Мадам Жаклин – горничная Лизы. Чопорная, скупая на эмоции англичанка, чрезмерно увлекается косметикой.

Таким образом, Пушкин в ироничной форме рассказал о стереотипах в обществе и о молодом поколении, которое способно бороться с ними.

Вариант 4

Повесть «Барышня-крестьянка» носит слегка шаловливый характер. Все её герои вызывают симпатию.

Семнадцатилетняя Лиза Муромская – то есть барышня-крестьянка – единственная дочь помещика Г.И. Муромского. Выросла без матери. Отец её ласково называет Бетси, всячески балует, потакая прихотям. Резвая девушка обладает милой внешностью. У неё смуглое личико и чёрные глазки.

Она энергична, умна, весела и изобретательна. Как и большинство уездных барышень, немного романтична. Жаждет приключений. Смело переодевается в простую одежду и выдаёт себя за дочку кузнеца Акулину, чтобы лично убедиться, таков ли сынок соседа, как о нём говорят.

Алексей – сын И.П. Берестова. Он добрый и жизнерадостный. Неравнодушен к прекрасному полу. Имея университетское образование, хочет поступить на военную службу, поскольку статская служба ему совершенно неинтересна. Однако отец категорически против его выбора.

Молодой человек весьма недурён собой: румянощёкий, высокий, стройный. Потому-то неудивительно, что мысли о нём заполонили головы всех соседских барышень. Его манера казаться мрачным и разочарованным, сетовать об утраченных радостях и увядшей юности, а также необычное чёрное кольцо на руке только разогревают их любопытство.

Много времени уделяет охоте и прогулкам верхом на лошади. Страстно влюбляется в Лизу, выдающую себя за крестьянку. Он готов даже ослушаться отца и жениться на ней, пожертвовав наследством.

И.П. Берестов – русский помещик, живущий в отдалённой губернии. В молодые годы служил в гвардии. Выйдя в отставку, уехал в деревню, где серьёзно занялся хозяйством. Он построил дом по собственным чертежам, возвёл суконную фабрику. Сам записывал расходы. Ничего не читал, кроме еженедельника, в котором публиковались новые государственные законы и распоряжения. Вскоре доходы его утроились.

Соседи уважают Ивана Петровича, но считают гордым. Он ненавидит нововведения, потому до определённого момента враждебно относится к англоману Муромскому.

Г.И. Муромский – барин, промотавший в Москве значительную часть состояния. Поселившись в деревне, стал хозяйничать по-новому: развёл английский сад, приказал обрабатывать поля по английской методике, нанял для дочери мадам англичанку, а конюхов одел жокеями. Неглуп, но постоянно в долгах.

Настя – ветреная крестьянская девушка, прислуживающая Лизе. Немного старше хозяйки. Вместе с ней обдумывает и организовывает разные затеи и розыгрыши.

Число сказок Салтыкова-Щедрина собирает в себе 32 написанных произведения. Но из-за некорректности написания Салтыков-Щедрин так и не сумел опубликовать полное и сформировавшееся собрание.

  • Характеристика и образ Кота Бегемота в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Главная особенность романа - это наличие фантастических героев, которые несут собой философский подтекст. Одним из таких героев является кот Бегемот - оборотень в обличии обыкновенного, жирного кота

  • Сочинение по рассказу Тургенева Бежин луг 6 класс

    В Чернском уезде Тульской губернии главный герой охотился на тетеревов. Он заблудился, и только под вечер вышел к месту, которое называется Бежин луг. Часто в своих рассказах И.С. Тургенев описывает

  • Повесть «Барышня-Крестьянка» входит в цикл известных пушкинских «Повестей Белкина», созданных писателем в Болдинский период. Задуманные Пушкиным в 1829 году, они вышли отдельным сборником. Болдинская осень (1830 г.) стала одним из самых плодотворных периодов в творчестве писателя. «Барышня-Крестьянка» – книга, завершающая цикл из пяти коротких историй.

    Многие исследователи считают, что сюжет повести во многом повторяет другое известное произведение, написанное пушкинским современником – Н. М. Карамзиным. «Бедная Лиза» — одно из первых произведений сентиментализма в русской литературе. Написанная в 1792 году, повесть вызвала споры в литературных и общественных кругах. Трагическая история любви крестьянки Лизы к молодому дворянину Эрасту была восторженно встречена читателями и позже неоднократно интерпретировалась другими авторами.

    Однако многие сюжеты пушкинского цикла перекочевывали на страницы книги из жизни. Воспоминания и житейские истории, услышанные и подмеченные писателем, легли в основу «Выстрела», «Метели» и других повестей. Но «Барышня-Крестьянка» в большей степени связна с преломлением в сознании Пушкина существовавших литературных традиций, которые писатель видоизменил, согласно своему авторскому замыслу.

    Жанр, направление

    «Повести Белкина» — первое прозаическое произведение Пушкина, увидевшее свет ещё при жизни автора. Пять новелл из уст вымышленного рассказчика Ивана Петровича Белкина, записывавшего истории, услышанные им от разных людей, формально представляют собой отдельные сюжеты, но внутренне связанные, образующие единое целое. Каждая повесть идейно дополняет другую, усиливая влияние каждой последующей.

    «Повести Белкина» — яркий образец реалистической прозы. От лица условного рассказчика Пушкин делится с читателем чередой невыдуманных историй, персонажи которых лишены статичности, они жизненны и правдоподобны. Не случайно в предисловии отмечен факт необразованности Белкина, его непричастности к литературному творчеству. Такой подход убеждает читателя в достоверности изображаемых событий. Устаревшие, плотно укоренившиеся в литературе романтические ситуации и характеры проигрывают очевидной простоте и незатейливости пушкинских сюжетов, герои которых помещены в необычные, но вполне вероятные жизненные обстоятельства, которые по-настоящему отражают жизнь.

    «Барышня-Крестьянка» — повесть, несколько отличная от остальных, поскольку в ней больше озорного и комического. Отвергая романтический шаблон с его трагической концовкой, Пушкин разрешает любовную коллизию счастливо, словно предлагая свою версию традиционного в литературе сюжета о неравной любви. В отличие от истории бедной Лизы, социальные барьеры между любящими сердцами Лизы и Алексея разрушены, что создает простор для счастливой, хоть и заведомо обывательской жизни героев.

    Смысл названия

    Название повести тесно связано с её сюжетом. Под Барышней-Крестьянкой подразумевается главная героиня повести – Лизавета Григорьевна, дочь уездного помещика Муромского.

    Переодевшись крестьянкой, Лиза выдает себя за дочь местного кузнеца. Таким образом, деревенская девушка Акулина, встреченная Алексеем Берестовым в лесу, и барышня Лиза – одно и то же действующее лицо.

    Суть

    Основные события повести разворачиваются вокруг двух дворянских семей – Берестовых и Муромских, живущих по соседству. Отцы семейств не ладят между собой, поскольку консервативный Берестов осуждает англоманию своего соседа. Дочь Муромского, Лиза хочет познакомиться с Алексеем Берестовым, но ссора отцов создает препятствие к встрече.

    Переодевшись крестьянкой, Лиза встречает Алексея в лесу и представляется Акулиной, дочерью деревенского кузнеца. Воодушевленный знакомством Алексей учит необразованную девушку грамоте, удивляясь быстроте, с которой та учится. Тем временем Берестов-отец во время охоты не справляется с лошадью и случайно попадает в дом к Муромским. В результате отцы обстоятельно знакомятся и мирятся.

    Отец Лизы приглашает Берестова с сыном к себе. Лизе удается избежать разоблачения. Она выходит к ужину, переодевшись в нелепую одежду, накрашенная и набеленная. Алексей не узнает её. Отцы, успевшие за недолгий срок крепко сдружиться, решают поженить детей. Алексей твердо намерен пойти против воли отца и в тайне жениться на Акулине. Он идет в дом Муромских и узнает в барышне Лизе свою Акулину. Таков сюжет повести.

    Главные герои и их характеристика

    1. Лиза Муромская – главная героиня повести, дочь помещика Григория Ивановича Муромского, красивая и жизнерадостная девушка. Шутливая и легкомысленная, она, с одной стороны, способна на шалость, с другой – на смелый и решительный поступок. «Она была единственное и следственно балованное дитя». Получив хорошее образование, девушка прекрасно разбирается в музыке и искусствах, изучает языки, но в глубине души Лиза – романтически скроенная натура. Она верит в любовь, поэтому питает неподдельный интерес к Алексею Берестову, который, по слухам, сосредоточил в себе целый набор подлинно романтических качеств. Переодевшись крестьянкой, Лиза проявляет чудеса фантазии, и долгое время выдает себя за необразованную дочь кузнеца. Смешливый и легкий характер сочетается в ней с удивительной способностью любить. Она лишена чопорности и надменности, поэтому в образе крестьянской девушки Лиза органична настолько, что Алексей не уличает её во лжи. Естественность её поведения, острый ум и поразительная красота – всё в целом привлекает героя.
    2. Алексей Берестов – сын Берестова, после университета приехавший в деревню к отцу. Он мечтает стать военным, что вполне соответствует его внешнему виду: высокий, статный, привлекательный юноша становится главным поводом для сплетен среди уездных девиц. «Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались». Сам Алексей напускает на себя ещё больший ореол таинственности, являясь перед девушками мрачным и разочарованным, говорит им «об утраченных радостях и об увядшей своей юности» и вообще проявляет себя как опытный ловелас. Но, в целом, Алексей – простой и хороший человек, честный и добрый. Влюбившись в крестьянку Акулину, герой искренен в своих чувствах настолько, что готов взять её в жены против воли отца.
    3. Темы и проблемы

    • Основная тема повести , конечно, любовная. Любовь становится основной движущей силой развития действия. Перед взаимной склонностью героев меркнут все внешние обстоятельства.
    • Юмор. Кроме того, в «Барышне-Крестьянке» читатель обнаружит и очевидный комизм ситуации. Но юмор повести добрый и светлый, заставляющий улыбнуться счастливой абсурдности происходящих событий, в центре которых оказываются герои. Например, Пушкин весьма иронично рисует и образ Муромского в его стремлении строить быт на английский манерах. Англомания – тоже своеобразное проявление стереотипности дворянской жизни.
    • Проблематика «Барышни-Крестьянки» тесно связана и с отрицанием предрассудков общества, в данном случае уездного. Стереотипы и условности среды проявляются и в жизни героев: дворянский статус обязывает их вести ту жизнь, которая им не по душе, вступать в брак против собственной воли.
    • Конфликт . Для того чтобы быть по-настоящему искренними, герои вынуждены постоянно вступать в борьбу с тем укладом жизни, который царит вокруг. Сами герои, Лиза и Алексей – персонажи весьма тривиальные, их не миновал отпечаток пошлости уездной жизни, однако они оба способны на смелые и решительные поступки во имя любви, что бесспорно заслуживает уважения.
    • Главная мысль

      Основная идея повести – в стремлении человека быть выше предрассудков, отстаивая свое право на счастье. Достаточно переступить через условности, чтобы стать счастливым. Судьба героев по счастливой случайности сложилась благополучно, а конец ознаменован торжеством вечных ценностей: любви, семьи и дружбы.

      Повесть заставляет поверить читателя в искренность настоящего чувства, которое преодолевает все преграды. Перед любовью меркнут все внешние обстоятельства. Смысл, заложенный А. С. Пушкиным, заключается в утверждении вечных ценностей и в критике сословных предрассудков. Именно социальные барьеры препятствуют счастью.

      Чему учит?

      А. С. Пушкин заложил в повести определенную мораль. Человеку необходимо оставаться самим собой, а не примирять на себя маски, которые навязывает общество. Только тогда люди начнут ценить не социальное положение, не уровень достатка, а саму личность. Так и произошло с главными героями, которые выбирали друг друга, а не навешанные на них ярлыки.

      Вывод автора прост: людям необходимо равенство, чтобы лучше узнать друг друга. Очевидно, что все конфликты происходят от незнания, ведь даже соседи могут годами не общаться друг с другом, а значит, и не знать истинного положения вещей. Только после нормального человеческого разговора отцы помирились, осознав, как глупо было осуждать того, кого ты даже не знаешь. А их дети доказали, что крестьянам и дворянам тоже не хватает равного общения. Только беседа может сплотить их, уничтожить все недомолвки и взаимные обиды. Но людям не хватает мужества отринуть социальные ярлыки, которые препятствуют объединению. Таким образом, автор осуждает социальное неравенство в России, которое делит единый народ на элиту и холопов. В его рассуждениях слышится протест против крепостного права.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Главные герои «Барышня крестьянка» Пушкина живут во времена дворянства XIX века и вынуждены соблюдать устои общества.

    Главные герои рассказа «Барышня крестьянка»

    • Иван Петрович Берестов,
    • его сын Алексей — сын Ивана Берестова,
    • Григорий Иванович Муромский — сосед помещик, помещик-англоман, «настоящий русский барин»
    • Лиза — дочь Муромского.

    Лиза Муромцева — дочь богатого помещика-англомана Григория Ивановича Муромского, возлюбленная Алексея.

    «Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованное дитя».

    Девочку воспитывал отец, ему помогала няня англичанка мисс Жаксон. Лиза была романтичной натурой, но была очень сообразительная. Чтобы познакомиться с сыном помещика Ивана Петровича Берестова, Лиза представилась дочерью кузнеца — Акулиной. Они гуляли, он ее учил и был восхищен ее умом. Лиза, которая представилась крестьянкой, очаровала Алексея так как была умной, находчивой, естественной, доброй и порядочной девушкой с чувством достоинства.

    Когда отец пригласил Берестовых на ужин, Лиза испугалась, но придумала выход из сложившейся ситуации. Она нарядилась и изрядно набелила себе лицо, поэтому Алексей не узнал ее. Правду он узнал, когда их отцы решили их поженить. Алексей пришел к Муромцевым объяснить, что любит дочь кузнеца Акулина, а на Лизе жениться не может. Узнав, что Лиза и есть та самая Акулина он очень удивился и обрадовался.

    Алексей Берестов — в оспитывался в университете. «Молодец», «красавец, стройный, высокий, румянец во всю щеку». Играет в горелки с крестьянами. Он понравился Лизе так как был искренен и не гордился своим происхождением и богатством.

    «Он был воспитан в … университете и намеревался вступить в военную службу, но отец не соглашался… Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного)»

    «Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку…»

    «…такой добрый, такой веселый»

    Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу. Он разумный человек, хороший отец, гостеприимный хозяин. Берестов гордится своей суконной фабрикой и богатым поместьем, но думает только о выгоде.

    « В молодости своей служил он в гвардии , вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал. Он был женат на бедной дворянке , которая умерла в родах , в то время как он находился в отъезжем поле.

    Хозяйственные упражнения скоро его утешили. Он выстроил дом по собственному плану, завел у себя суконную фабрику , утроил доходы и стал почитать себя умнейшим человеком во всем околотке…»

    Григорий Иванович Муромский — «это был настоящий русский барин», но всё делал на английский манер. Оба типа помещиков характерны для поместного дворянства того времени 19 века. Он в сё время вводил что-то новое, но был хорошим отцом. Но Муромский живёт не по средствам и не очень разумно ведет хозяйство.

    «Этот был настоящий русский барин . Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев , уехал он в последнюю свою деревню , где продолжал п роказничать , но уже в новом роде.

    Развел он английский сад , на который тратил почти все остальные доходы.

    У дочери его была мадам англичанка . Поля свои обрабатывал он по английской методе и несмотря на значительное уменьшение расходов, доходы Григорья Ивановича не прибавлялись ; он и в деревне находил способ входить в новые долги ; со всем тем почитался человеком не глупым …»

    Величайшему гению русской словесности Александру Сергеевичу Пушкину была подвластна не только поэзия, но и проза – он создал множество шедевров в этом виде литературного творчества, в том числе и новеллу «Барышня-крестьянка», анализ которой приводится в данной статье.

    Это произведение можно назвать как большим рассказом, так и маленькой повестью.

    История создания рассказа «Барышня-крестьянка»

    «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина входит в прозаический цикл «Повести Белкина». История его создания заслуживает отдельного упоминания.

    А.С. Пушкин в Болдино

    Александр Сергеевич написал все пять миниатюр цикла в 1830 году , находясь в своем имении Большое Болдино под Нижним Новгородом, куда поэт приехал из Москвы 3 сентября и где рассчитывал быстро разобраться с хозяйственными делами и вернуться, чтобы отпраздновать свадьбу с Натальей Гончаровой.

    Однако планам не суждено было сбыться: в это время в Москве началась эпидемия холеры, и город был окружен карантинными постами – въезд и выезд из него перекрыли, чтобы предотвратить распространение болезни. Поэтому свадьбу пришлось отложить, и Пушкин оказался невольным пленником Болдино на три осенних месяца.

    В Москву он приехал лишь в начале декабря, и в феврале 1831 г. состоялось его венчание с Н. Гончаровой.

    Александр Сергеевич любил осеннюю пору и всегда испытывал осенью эмоциональный и творческий подъем, а в год написания «Повестей Белкина» к этому добавилось радостное ожидание воссоединения с любимой женщиной. По признанию Пушкина, в 1830 г. в Болдине он писал так, как давно уже не писал.

    «Повести Белкина», в которых «Барышня-крестьянка» занимает среднюю позицию, вышли в свет в 1831 году. Люди, читающие это сочинение поэта впервые, могут задаться вопросом, кто такой Белкин, и почему Пушкин написал и издал свои новеллы под псевдонимом.

    Автор приписал их создание вымышленному персонажу – покойному помещику Ивану Петровичу Белкину, якобы умершему от простуды в тридцатилетнем возрасте и оставившему после себя рукописи. Для Пушкина это был не просто веселый розыгрыш – укрываясь за никому не известным Белкиным, ему хотелось избежать желчных отзывов и рецензий.

    Александр Сергеевич был первопроходцем в создании литературы нового типа, и не без основания опасался, что критики, считающие сентиментальное творчество Карамзина, Жуковского и других тогдашних классиков образцом для подражания, не поймут его произведение, выходящее за рамки традиционализма.

    Краткий пересказ

    Пушкин намеренно придал своей повести чуть ироничные черты. Многие строки в нем содержат скрытый смысл, не всегда понятный современным людям.

    Имя главной героини – Лизавета – напоминало читателю того времени о широко известном современникам поэта сентиментальном рассказе Карамзина «Бедная Лиза», повествующем о трагической любви небогатой девушки к блестящему офицеру.

    Но, кроме имени, пушкинская Лиза не имеет ничего общего с образом карамзинской героини. Строка предваряющего повесть эпиграфа – «Во всех ты, душенька, нарядах хороша», – содержит намек на преображение Лизы в Акулину, что служит завязкой центральной интриги новеллы.

    Изложенный вкратце конспект произведения представляет собой шутливую пародию на извечный шекспировский сюжет о конфликте двух семейств, хотя история Лизы и Алексея совсем непохожа на историю Ромео и Джульетты. Произведение невелико, написано легким и приятным слогом, и его не составит труда прочитать полностью.

    Живя по соседству, помещики Берестов и Муромский не очень ладят друг с другом. Григорий Иванович считает Ивана Петровича неотесанным «медведем» и провинциалом, отрицающим западный прогресс, перед которым Муромский преклоняется. Берестов же резко отрицательно относится к англомании соседа, иронизирует над его пристрастием ко всему английскому, говоря: «Куда нам по-английски разоряться! Были бы мы по-русски хоть сыты».

    Лиза Муромская узнаёт, что к Берестову приехал сын, о котором среди местных барышень ходят романтические слухи, и ей очень хочется с ним познакомиться, но она не может себе этого позволить, зная, что их с Алексеем отцы в ссоре.

    На разведку отправляется верная Настя, которую пригласила в гости одна из служанок Берестовых. Едва дождавшись ее возвращения, юная хозяйка с нетерпением расспрашивает посланницу о молодом барине.

    Описание Настей внешности и характера Алексея еще больше разжигает любопытство девушки, и она придумывает способ знакомства с ним, решая переодеться крестьянкой и отправиться в Тугилово по грибы. Настя деятельно помогает своей госпоже в воплощении дерзкого замысла.

    Затея удалась – Лизе удается встретить юношу, гуляющего в роще с собакой. Она представляется ему Акулиной – дочерью прилучинского кузнеца Василия. Девушка сразу приглянулась Алексею и он, желая поухаживать за ней, называет себя камердинером молодого барина, но Лиза не верит и смеется в ответ – она разгадала хитрость. Алексей идет рядом с ней, разговаривая, манера поведения и рассуждения молодой крестьянки увлекают его.

    Юноша хочет продолжить новое знакомство и собирается прийти к Василию в гости, но мысль о том, что там он увидит настоящую Акулину – толстую рябую девку, приводит Лизу в ужас. Она с трудом отговаривает его, обещая прийти на следующее свидание.

    Молодые люди начинают тайно встречаться и постепенно влюбляются друг в друга. Алексей показывает «Акулине» буквы, и девушка на удивление быстро «учится» грамоте, чем вызывает восхищение своего учителя. Встречи дополняются перепиской – влюбленные кладут свои записки друг другу в дупло дерева.

    Тем временем их отцы случайно сталкиваются на охоте. Муромский падает с лошади, и Берестов помогает ему подняться и провожает до дома. Григорий Иванович возвращается к себе, заручившись обещанием Ивана Петровича непременно приехать в Прилучино в гости вместе с сыном.

    Лиза в ужасе – она боится, что Алексей узнает ее. Чтобы избежать разоблачения, девушка решает максимально изменить свою внешность. Похитив у мисс Жаклин румяна и белила, она тщательно гримируется, одевается в экстравагантный наряд и меняет манеру поведения, представляясь жеманницей и без конца вставляя в разговор иностранные слова. Благодаря такой маскировке, плутовка остается неузнанной.

    Встретившись с Алексеем на следующий день, Лиза расспрашивает молодого человека, как ему понравилась барышня, и получает заверения, что она не идет ни в какое сравнение с ней, Акулиной. К этому времени Муромский и Берестов окончательно помирились и уже договариваются между собой о свадьбе детей.

    Вернувшись домой, Алексей узнаёт от Ивана Петровича, что тот нашел ему невесту – дочь соседа, Лизу Муромскую. Юноша не хочет жениться на Лизе – он любит Акулину. Отец не желает ничего слышать, и грозит в случае отказа от свадьбы лишить его наследства.

    Алексей готов ради любви отказаться не только от наследства, но и от своего социального положения – ведь он уверен, что его избранница простая крестьянка, и готов разделить с ней тяготы жизни. Молодой человек пишет страстное письмо и кладет его в дупло дерева.

    На другой день Алексей едет к Муромским, чтобы объясниться с Григорием Ивановичем. Слуга говорит, что барин только что уехал, но барышня дома. Юноша решает рассказать обо всем Лизавете. Войдя в дом без доклада, он видит девушку, сидящую у окна с его письмом в руках, и бросается к ней со словами: «Акулина, друг мой Акулина!»

    Вошедший в комнату Муромский, застав Алексея целующим руки его дочери, лукаво замечает, что у молодых, похоже, уже давно все слажено. Чем закончилась история? Тем, чем ей и полагалось закончиться – счастливой развязкой.

    Жанр, направление, композиция

    Новеллы, входящие в цикл «Повестей Белкина», принадлежат к разным жанрам: реализму, готике, сентиментализму. «Барышня-крестьянка» представляет собой смешение жанров: прежде всего, это водевиль с переодеваниями и игрой. В то же время в рассказе есть черты реализма и сентиментализма.

    Композиция новеллы включает:

    • вступление;
    • завязку;
    • кульминацию;
    • развязку.

    Во вступлении Пушкин изображает контекст, в котором будет происходить развитие сюжета: он рассказывает о двух соседях-помещиках – Муромском и Берестове, их детях и отношениях между собой.

    Затем следует история о том, как Лизе Муромской пришло в голову познакомиться с Алексеем Берестовым под видом Акулины, и что из этого вышло.

    Кульминация – визит Алексея к Муромским, вызванный желанием отказаться от свадьбы, на которой настаивает его отец. И, наконец, развязка – встреча молодого Берестова с Лизой-Акулиной.

    Главные герои и их характеристика

    Анализ произведения следует начинать с рассмотрения характеров ее персонажей. Количество действующих лиц «Барышни-крестьянки» невелико, и эта черта камерности присуща всем новеллам цикла.

    Создав для наглядности таблицу, можно прийти к выводу, что четверо персонажей относятся к главным, а двое – к второстепенным. Вот какими чертами наделяет их

    Главные герои Описание
    Григорий Иванович Муромский Вдовец, владелец села Прилучино, промотавший половину имения, а оставшуюся заложивший в Опекунский совет. Увлеченный идеей хозяйствования на западный манер: на вырученные от залога деньги устроил в Прилучине английский сад, нарядил своих конюхов в жокейские костюмы и нанял гувернантку-англичанку для дочери. Однако, несмотря на все старания, его новомодные идеи не приносят заметных экономических плодов. Муромский по-прежнему в долгах.
    Лизавета Муромская Единственная дочь Григория Ивановича, весьма образованная, но избалованная юная фантазерка и шалунья.
    Иван Петрович Берестов Сосед Муромских, владелец деревни Тугилово, также вдовец. Твердый хозяин, убежденный русофил, он уверенно ведет дела, не предаваясь пустым фантазиям. Кроме прибыли от сельского хозяйства, получает хороший доход от построенной в его селе суконной фабрики.
    Алексей Берестов Сын Ивана Петровича, выпускник университета, мечтающий о военной карьере.
    Второстепенные персонажи Описание
    Настя Крепостная девушка, служанка и наперсница Лизы, участвующая во всех ее проказах и шалостях.
    Мисс Джаксон Гувернантка Лизы, чопорная старая дева, которой никак не удается сделать из своей воспитанницы холодную английскую леди.

    Алексей и Лиза молоды. С точностью Пушкин указывает лишь, сколько лет Лизавете, называя ее семнадцатилетней барышней. О возрасте остальных главных героев можно судить приблизительно.

    Поскольку автор упоминает о том, что Иван Петрович Берестов вышел в отставку в 1797 году, ему к моменту событий, описываемых в повести, должно было быть около 50 — 55 лет, и Муромский, судя по всему, был его сверстником.

    Смысл названия

    Название повести «Барышня-крестьянка» объясняется ее сюжетом.

    Не желая показать свой интерес к Алексею Берестову, главная героиня новеллы, барышня Лиза Муромская, переодевается в крестьянку, выдавая себя за Акулину – дочь прилучинского кузнеца Василия, и идет на свидание с молодым человеком.

    На протяжении всего повествования происходят превращения Лизы из барышни в крестьянку и обратно. Этим приемом Пушкин придает сюжетной линии повести динамичность и увлекательность, интригуя читателя.

    Основные темы и проблемы

    Основная тема произведения – любовь главных героев Лизы и Алексея. Их взаимное чувство, переживания, поступки, на которые они готовы идти ради любви, составляют суть повести. В глубокой российской провинции разворачивается почти шекспировский сюжет.

    В то же время рассказ наполнен юмором. Пушкин не упускает случая подчеркнуть абсурдность и комизм ситуации, иронизируя над характерным для того времени стремлением некоторых русских дворян копировать заграничные обычаи и манеры.

    Повесть затрагивает проблему социальных предрассудков, господствующих в обществе в то время. Они не позволяют влюбленным свободно выражать свои чувства, им приходится идти на хитрость, устраивая тайные свидания.

    Это становится причиной конфликта, заставляя молодых людей вступать в борьбу с царящим вокруг них устаревшим укладом жизни, косными обычаями и правилами. Лишь благодаря своей настойчивости, а вместе с тем сообразительности и даже хитрости, Лизе и Алексею удается выйти победителями в этой борьбе.

    Главная мысль произведения

    Пушкин своей повестью доказывает, что человек не должен идти на поводу у предрассудков. Только переступив через них, он может отвоевать свое право на счастье.

    Повесть завершается счастливым для влюбленных концом, благодаря не только стечению обстоятельств, но и их упорству и готовности идти на жертвы ради своих чувств.

    Вечные высшие ценности, к которым относится и любовь, неизмеримо более значимы, чем какие бы то ни было условности и предрассудки общества. На пути к счастью люди способны подчинить себе любые обстоятельства, порой кажущиеся непреодолимыми.

    Идея повести – показать читателю, что при таких обстоятельствах любовь может быть не только трагической, но и счастливой. Она представляет собой иллюстрацию того, что за чувство нужно бороться, а не оплакивать его – вот какова основная мысль новеллы.

    Простота и доступность изложения, сочувствие автора героям, отсутствие традиционной выспренности в описании чувств, приближающее их к чувствам реальных людей, были новинкой не только в русской, но и в мировой литературе.

    Чему учит повесть «Барышня-крестьянка»

    Рассказывая о жизни Муромских и Берестовых, Пушкин доказывает, что только простота и искренность в отношениях могут сделать людей счастливыми.

    Надевая ту или иную маску, человек лишает себя возможности открытого общения, не узнавая истинных намерений окружающих и не позволяя им узнать себя.

    Лишь благодаря случайной встрече на охоте, Григорий Иванович и Иван Петрович, много лет прожившие по соседству, наконец преодолевают взаимную неприязнь и понимают, что на самом деле между ними много общего, и они могут быть большими друзьями. Их детям тоже мешают маски, сбросив которые, они становятся счастливыми.

    Тот, кто написал «Барышню крестьянку», был гениальным человеком. Несмотря на скромный объем и минимальное число персонажей, пушкинская повесть представляет собой настоящий литературный шедевр.

    Это лишний раз подтверждает истину о том, что совершенно неважно, сколько страниц занимает повествование – у больших писателей не бывает маленьких произведений.

    Экранизации повести

    Сюжет «Барышни-крестьянки» стал основой ряда драматических произведений и кинофильмов. Первая экранизация состоялась в 1916 году, когда по мотивам повести режиссером Ольгой Преображенской был снят одноименный фильм немого кино. В 1970 году телезрители увидели фильм Дины Луковой, поставленный по этой пушкинской новелле.

    Самой недавней по времени стала телевизионная экранизация, выполненная в 1995 году Дмитрием Сахаровым.

    В двухсерийном фильме, имевшем большой успех у зрителей и критиков, снялись как совсем молодые и малоизвестные в то время актеры – Елена Корикова (Лиза) и Дмитрий Щербаков (Алексей), так и известные личности советского и российского театра и кино – народные артисты СССР Василий Лановой (Иван Петрович Берестов) и Леонид Куравлев (Григорий Иванович Муромский).

    Кроме того, существует и спектакль «Девичьи грезы», сюжет которого основан на данном произведении Александра Сергеевича Пушкина.