1 структура военной организации государства. Центральный военный округ

1 структура военной организации государства. Центральный военный округ

Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны нашего государства

Основой военной организации нашего государства являются Вооруженные Силы Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.
Привлечение Вооруженных Сил к выполнению других задач осуществляется по решению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. К этим задачам относятся следующие:
. содействие органам внутренних дел и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации в локализации и блокировании районов конфликта, пресечении вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, а также в защите стратегически важных объектов;
. оказание помощи пограничным войскам в охране Государственной границы Российской Федерации;
. содействие в охране морских коммуникаций, важных государственных объектов и экономических зон, в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и пиратством;
. оказание помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Основными функциями Вооруженных Сил являются:
. пресечение любого противоправного вооруженного насилия, направленного против государственного суверенитета и конституционного строя, территориальной целостности страны, прав, свобод и законных интересов граждан России, объектов Российской Федерации на территории страны и за ее пределами, в том числе в Мировом океане и космическом пространстве, в соответствии с нормами международного права и законодательством Российской Федерации;
. обеспечение свободы деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, доступа к важным для России международным экономическим зонам и коммуникациям в соответствии с нормами международного права;
. выполнение союзнических обязательств в рамках совместной обороны от внешней агрессии в соответствии с заключенными международными договорами;
. поддержание или восстановление мира и стабильности в важных для России регионах по решению Совета Безопасности ООН или других структур коллективной безопасности, членом которых Россия является.
Основные задачи, которые стоят перед Вооруженными Силами России по обеспечению национальной безопасности, могут быть распределены по четырем направлениям: сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам России; обеспечение экономических и политических интересов России; осуществление силовых операций мирного времени; применение военной силы.
Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации обеспечивается своевременным выявлением угрожающего развития военно-политической обстановки и подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию, а также поддержанием высокой боевой и мобилизационной готовности стратегических ядерных сил и систем их управления.
Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации включает в себя следующие компоненты:
. защита граждан России в зонах вооруженных конфликтов и регионах политической или иной нестабильности;
. создание условий для безопасности экономической деятельности Российской Федерации;
. защита национальных интересов в территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, а также в Мировом океане;
. проведение по решению Президента РФ операций с использованием сил и средств Вооруженных Сил в регионах жизненно важных экономических и политических интересов России;
. организация и ведение информационного противоборства. Силовые операции мирного времени Вооруженные Силы
осуществляют в рамках выполнения следующих задач:
. борьба с международным терроризмом, политическим экстремизмом и сепаратизмом, предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;
. частичное или полное стратегическое развертывание, поддержание в готовности к применению и применение потенциала ядерного сдерживания;
. осуществление миротворческих операций по мандату ООН или СНГ;
. обеспечение режима военного (чрезвычайного) положения в одном или нескольких субъектах Российской Федерации в соответствии с решениями высших органов государственной власти;
. защита государственной границы в России в воздушном пространстве и подводной среде;
. силовое обеспечение режима международных санкций, введенных на основании решений Совета Безопасности ООН;
. предупреждение экономических катастроф, других чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий.
Применение военной силы для обеспечения безопасности Российской Федерации Вооруженными Силами проводится в форме прямого участия в вооруженных конфликтах; локальных войнах; региональных войнах; крупномасштабной войне.

СОСТАВ И СТРУКТУРА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3/2010, стр. 58-71

Полковник в отставке А.Х. ШАВАЕВ ,

доктор философских наук

Закончил Камышинское командно-техническое училище (1963), философское отделение педагогического факультета Военно-политической академии (1972), адъюнктуру этой же академии по кафедре философии (1977). Доктор философских наук, профессор. Преподавал в различных военно-учебных заведениях. Последние 24 года - в Военной академии Генерального штаба ВС РФ.

Занимается методологическими исследованиями проблем национальной безопасности и военной мощи государства.

ПРОБЛЕМЫ, связанные с военной мощью (силой) государства, давно занимают важное место в теоретической и практической деятельности политического и военного руководства большинства государств мира, научных институтов и учреждений, обслуживающих военное дело. Это объясняется тем, что на протяжении всей истории классового общества военная мощь государства являлась главным средством достижения целей его внутренней и внешней политики.

За последнее время в мире произошли огромные изменения. Однако далеко не все еще поняли, что эти изменения носят неоднозначный характер по своему влиянию на дальнейшее развитие отдельных стран, регионов и всей нашей планеты. Надежды, вызванные окончанием противоборства двух социальных систем, «холодной войны» между ними, не оправдались. Мир не стал более безопасным. Он все еще полон противоборствующих тенденций, острых противоречий, многообразен и динамичен. Более того, анализ международной обстановки, событий последних лет свидетельствует, что вновь возрастает востребованность военной силы в политике лидирующих государств мира. Все большее внимание уделяется модернизации национальных вооруженных сил и совершенствованию производства вооружения. Активно внедряются новые и новейшие средства вооруженной борьбы.

В современной обстановке все это обусловливает необходимость поддержания государствами своей обороноспособности, обеспечения военной защиты своих интересов путем гармоничного развития и постоянного совершенствования всех элементов военной организации. Важным условием успешного осуществления военного строительства, наиболее эффективного и оптимального использования сил и средств, выделяемых для этого, является дальнейшее глубокое уяснение основ социально-философской теории военной мощи государства, углубление и уточнение наших знаний о теоретических, общеметодологических проблемах процесса создания и регулирования военной мощи государства.

Сущность и структура военной мощи государства. В отечественной литературе довольно глубоко рассмотрены отдельные сферы общественной жизни и соответствующие им потенциалы государства: экономический, моральный (духовный), научно-технический, социальный и др. Во взаимодействии они и образуют совокупный (общий) потенциал государства. Что же касается исследований, специально посвященных целостному, концептуальному рассмотрению проблем военной мощи, то их совсем немного.

Наиболее полно и рельефно социально-философские взгляды на проблему военной мощи изложены в книге «Марксизм-ленинизм о войне и армии». В этом издании военная мощь государства определяется как «степень его способности вести войну против других государств при напряжении всех материальных и духовных сил общества». Там же отмечается, что в структурном отношении она «включает в себя экономический и научный, морально-политический и собственно военный потенциалы...» (рис. 1).


Рис. 1. Военная мощь государства

По существу этот подход сохранился вплоть до 80-х годов XX века без принципиальных изменений в подавляющем большинстве работ по военной мощи государства.

В этой связи трудно не согласиться с одним из исследователей этой проблемы - профессором Н.Д. Табуновым, который отмечал, что «эта теоретическая модель более трети века служила формированию взглядов военных кадров на структуру военной мощи государства, подкупая их простотой своего восприятия».

Вполне очевидно, что механическое включение в военную мощь всех потенциалов государства весьма уязвимо как в методологическом, так и в логическом отношениях. Недостатки подобного подхода можно свести к одному общему. Данная концепция не вполне адекватно отражает реальные процессы формирования и регулирования военной мощи государства, не позволяет научно анализировать возникающие в ходе этих процессов проблемы, а следовательно, не может в полной мере служить в качестве методологического ориентира в осуществлении практического военного строительства в современных условиях.

Вместе с тем следует отметить, что авторы первых работ по военной мощи и в первую очередь книги «Марксизм-ленинизм о войне и армии» сыграли большую роль в ее исследовании. Они выявили назревшую социально-философскую проблему, что само по себе очень важно в любом научном исследовании. И то, что им не удалось сразу и полностью решить эту проблему, не умаляет их заслуг. Они создали хорошую базу для новых исследований этой проблемы. Именно это обстоятельство позволило ряду исследователей в начале 80-х годов XX века, к которым относит себя и автор данной статьи, искать новые подходы к анализу военной мощи государства.

Необходимость поиска нового подхода к исследованию военной мощи государства становилась очевидной при анализе ряда проблем, которые невозможно было решить с позиции рассмотренной концепции. К некоторым из этих проблем относились:

выражает ли любая военная мощь государства его способность вести войну против других государств при напряжении всех материальных и духовных сил общества;

включает ли военная мощь государства все его потенциалы полностью? Если нет, то почему они полностью не могут быть включены;

имеется ли у государства кроме экономического, морального, научного и социального потенциалов и военный потенциал, и в каком соотношении находится последний с другими потенциалами государства;

постоянна ли величина военной мощи государства, а если нет, то в каких пределах оно может изменять величину своей военной мощи и какие факторы обусловливают необходимость ее изменения;

в каком соотношении находятся военная мощь и военный потенциал государства.

Для ответа на эти и другие вопросы требовалась разработка новой концепции (социально-философской теории) военной мощи государства на основе исследования прежде всего ее методологических проблем. Автор осуществил подобное исследование, результаты которого были защищены в докторской диссертации в 1984 году. В данной статье излагается краткое содержание этой концепции.

Выработку нового подхода к анализу военной мощи государства, разработку ее концепции необходимо начать с научного анализа понятий «потенциал» и «мощь» вообще, безотносительно к той или иной сфере общественной жизни. Именно их произвольное, неоднозначное толкование лежит в основе методологической и логической путаницы, о которой было сказано. Поэтому прежде всего требуется уточнить объем и содержание этих понятий и их соотношение, характер их взаимосвязи, диалектику превращения потенциала в мощь.

Понятие «потенциал» можно сформулировать как максимальные возможности отдельного человека, коллектива, класса, государства в той или иной области общественной жизни. В принципе, такой подход к определению этого понятия осуществлен в Большой Советской Энциклопедии. «Потенциал - в широком словоупотреблении - средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, решения к.-л. задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области: экономический П., производственный П., военный П.».

Потенциалы государства существуют применительно к конкретным областям общественной жизни и включают в себя все его максимальные возможности в этих областях жизни. При этом имеются в виду конкретные возможности государства, для осуществления которых в обществе сложились или уже складываются объективные условия, а не абстрактные возможности.

Таким образом, потенциал государства в той или иной сфере общественной жизни охватывает как реально имеющиеся на данный период, уже реализованные, активно проявляющие себя возможности - функционирующие силы и средства, так и другие, еще нереализованные возможности, которыми располагает данное государство в этой сфере и которые можно мобилизовать и реализовать при соответствующих объективных и субъективных условиях.

Функции субъектов управления выполняют государственные органы и различные общественные организации. От степени подготовленности и научной компетенции субъектов управления на всех уровнях зависят полнота, темпы и эффективность мобилизации и реализации всех видов потенциала государства.

Каждый конкретный вид потенциала государства в любом периоде времени характеризуется определенным уровнем его реализации, степенью его превращения в действующую, проявляющую себя силу. Естественно, что степень реализации любого вида потенциала государства, будучи зависимой от многих причин и условий объективного и субъективного порядка, является достаточно подвижной величиной.

В связи с этим возникает вопрос: что представляет из себя реализованная, проявляющая себя часть того или иного потенциала государства? Понятиями, выражающими функционирующие силы и средства, которые представляют собой уже реализованную часть потенциала, являются «мощь», «фактор». Следовательно, мощь (фактор) - это та часть различных видов потенциала, которая уже реализована, реально существует, реально функционирует и не только проявляет себя, но и оказывает существенное влияние на характер и темпы развития общества в зависимости от условий и характера ее использования государством, органами его управления.

Исходя из рассмотренного соотношения представляется логичным утверждать, что понятия «потенциал» и «мощь» соотносятся, с одной стороны, как категории «возможность» и «действительность», а с другой - как «целое» и «часть». Мощь (фактор) входит (включается) в соответствующие потенциалы как момент в процессе их реализации. Иначе говоря, потенциалы во всех сферах жизни общества являются своего рода источниками, из которых черпаются силы и средства государства, его мощь. Они являются показателями максимальной величины сил и средств, которые может создать государство в той или иной сфере жизни общества в определенные исторические периоды времени. И как бы государство ни напрягало свои усилия, большей величины сил и средств, чем имеющаяся на данный период величина потенциала, ему не создать. Превышение государством своих потенциальных возможностей поставило бы под угрозу краха всю сложившуюся структуру общества вообще и его хозяйства в особенности.

Имея верхним пределом величину различных видов потенциала, величина мощи государства в различных сферах, т. е. степень реализации этих потенциалов, может изменяться в довольно широких пределах в зависимости от различных объективных и субъективных условий (рис. 2).

Рис. 2. Потенциал государства

Вполне очевидно, что по мере закономерного поступательного развития общества и потенциалы государства развиваются. Однако мощь государства в той или иной сфере общественной жизни является более изменчивой, динамичной, так как она может изменяться как в зависимости от изменений величины соответствующего потенциала, так и вне зависимости от этих изменений. В связи с этим можно выделить три возможных способа (варианта) изменения величины мощи государства в той или иной области:

первый - путем увеличения или уменьшения реализованной части соответствующего потенциала государства при неизменности величины последнего;

второй - путем изменения величины соответствующего потенциала государства при неизменной степени его реализации;

третий - путем одновременного изменения как величины соответствующего потенциала государства, так и степени его реализации.

Практически в общественной жизни процесс изменения величины мощи государства происходит третьим способом - путем одновременного изменения как величины потенциала, так и степени его реализации.

Потенциалы современных государств представляют собой возможности в самых разнообразных областях общественной жизни.

Несмотря на довольно сложную структуру потенциала современных государств, и сегодня продолжается непрерывный процесс не только количественного, масштабного его увеличения, но и структурного, содержательного усложнения, появления новых видов потенциала.

Это объясняется тем, что по мере развития и совершенствования производительных сил общества, науки и техники, общественных отношений происходит дальнейшее, более глубокое дифференцирование различных областей общественного производства и всей жизни, появляются совершенно новые области производства, новые сферы приложения труда и способностей человека, открываются неизвестные ранее богатства природы, новые методы и средства их использования.

Все это расширяет не только сферу производства, в узком смысле слова, но и в целом всю сферу взаимодействия человека с природой, в широком смысле слова. Перед человечеством вскрываются новые пласты неизведанного, открываются новые горизонты и новые сферы возможностей, новые потенциалы, которые оно сможет успешно реализовать. Таким образом, у любого государства имеется множество разнообразных потенциалов. Однако в военно-философской литературе принято выделять несколько видов потенциала, в которых объединяются и которыми охватываются все виды (подвиды) потенциалов государства. К ним относятся экономический, моральный (духовный), научный и социальный потенциалы государства. Все имеющиеся виды потенциала государства, их сумму можно назвать совокупным (общим) потенциалом. Широко известен и еще один вид потенциала - военный, который занимает особое место среди слагаемых совокупного потенциала государства, о чем будет сказано отдельно в ходе дальнейшего изложения материала.

Реализованные на данный период времени части перечисленных потенциалов соответственно называются: экономическая мощь (фактор), социальная мощь (фактор) и т. д. Сумму же реализованных частей всех видов потенциала государства можно обозначить понятием «совокупная (общая) мощь государства» (рис. 3).

Рис. 3. Совокупный потенциал и совокупная мощь государства

Вполне очевидно, что в идеале каждое государство стремится к полной и относительно пропорциональной, гармонической реализации своих потенциалов.

Необходимо подчеркнуть, что выделение указанных видов потенциала носит достаточно условный характер. Во-первых, нет четких, а тем более непроходимых граней между указанными видами потенциала, они тесно, органически связаны и проникают друг в друга. Во-вторых, внутри каждого из названных потенциалов можно выделить еще много его компонентов, что и делают специалисты, занимающиеся исследованием тех или иных конкретных, более узких сфер общественной жизни.

Проведенный анализ понятий «потенциал» и «мощь» полностью распространяется в методологическом и логическом отношении и на понятия «военный потенциал» и «военная мощь». В то же время, как уже отмечалось, военный потенциал и военная мощь государства занимают свое особое, специфическое место в структуре совокупного потенциала.

Исторический опыт свидетельствует о том, что с начала своего возникновения и по сегодняшний день каждое государство заботится об эффективном проведении в жизнь своей политики, защите своих интересов в межгосударственных отношениях, обеспечении своей безопасности от внутренних и внешних врагов. Для выполнения этих задач государства нуждаются в определенной военной силе, в определенной военной опоре. Создают эту военную опору путем выделения определенного количества сил и средств из своих ресурсов, из своего совокупного потенциала, а если точнее - из совокупной мощи государства. Этой опорой или силой, с помощью которой господствующий в обществе класс добивается осуществления своих задач как в отношениях с другими классами внутри страны, так и в отношениях с другими государствами, является военная мощь.

Следовательно, военная мощь государства представляет собой совокупность выделенных им на данный период сил и средств, предназначенных для военной защиты его интересов и достижения его внутренних и внешних политических целей. Вполне очевидно, что государство не может всю свою совокупную мощь, все свои ресурсы превратить в военную мощь. Поэтому военная мощь государства не может быть суммой всех его потенциалов, а представляет только их определенную часть.

В зависимости от конкретных исторических условий, сложившихся или складывающихся отношений с другими странами, а также исходя из своих возможностей каждое государство регулирует количество сил и средств, выделенных им на военные цели, т. е. величину своей военной мощи. В связи с этим возникает вопрос: в каких пределах государство может регулировать величину своей военной мощи? Может ли государство бесконечно ее повышать? Не вызывает сомнения, что любое государство располагает ограниченными возможностями по увеличению своей военной мощи.

Максимально возможный уровень (величина) развития военной мощи того или иного государства на определенный период времени определяется объемом его военного потенциала, который в свою очередь зависит от величины совокупной мощи государства. Военная мощь государства непосредственно черпается из его военного потенциала, а полная реализация последнего и есть максимальная величина военной мощи государства. Исходя из этого можно сформулировать и определение военного потенциала.

Военный потенциал государства представляет собой максимальное количество сил и средств, которые оно может выделить из своей совокупной мощи в интересах формирования и наращивания своей военной мощи.

Имея верхней границей величину военного потенциала, величина военной мощи государства может изменяться в достаточно широких пределах. Но необходимо отметить, что полную реализацию своего военного потенциала государства осуществляют далеко не всегда и не на продолжительное время, так как это очень тяжело сказывается на всех сферах общественной жизни. В условиях мирного времени большинство государств, не преследующих агрессивных целей, стараются выработать наиболее оптимальную, минимально необходимую для обеспечения надежной обороны величину военной мощи. В этом случае военный потенциал государства характеризуется совокупностью двух величин.

Во-первых, той величиной сил и средств, которую государство уже выделило на военные цели из своей совокупной мощи. Эта величина и представляет собой реализованную, превращенную в военный фактор часть военного потенциала, о независимом от других потенциалов, самостоятельном существовании которого не может быть и речи. Этот фактор и есть наличная военная мощь государства.

Во-вторых, той величиной сил и средств, которую государство в состоянии еще дополнительно выделить на военные цели при максимальном напряжении всех своих возможностей (рис. 4).


Рис. 4. Соотношение совокупной мощи, военного потенциала и военной мощи государства

В то же время военный потенциал государства, будучи источником его военной мощи, не является независимым от других потенциалов государства. Военный потенциал государства есть не один из слагаемых его совокупного потенциала, как это имеет место в отношении экономического, научного, морального и социального потенциалов. Военный потенциал государства имеет собственный источник, и этим источником является его совокупная мощь. В зависимости от изменения величины совокупной мощи государства изменяется, хотя не всегда прямо пропорционально, величина его военного потенциала.

Военный потенциал государства составляют максимальные доли всех реализованных частей его совокупного потенциала, которые оно может выделить для формирования и наращивания своей военной мощи. Эти части обозначаются понятиями: «военно-экономический потенциал», «военно-научный потенциал», «моральный (духовный) потенциал», «социальный потенциал». В ходе же военного строительства достигается определенная степень реализации всех составляющих военного потенциала, превращение их определенной части в фактор. Следовательно, военная мощь (фактор) государства представляет собой сумму реализованных частей его военно-экономического, военно-научного, морального и социального потенциалов, а именно: военно-экономического, военно-научного, морального и социального факторов (рис. 5).

Необходимо отметить, что перевод соответствующих элементов военного потенциала государства в военную мощь (реализация военного потенциала) далеко не автоматический, а сложный, противоречивый и трудоемкий процесс, связанный с большими усилиями как субъектов управления, так и всех членов общества, участвующих в осуществлении этого процесса. Все государства сталкиваются с определенными сложностями и трудностями в ходе реализации своего военного потенциала в военную мощь. И чем выше степень этой реализации, тем больше возрастают эти сложности для государства, так как на хозяйство страны ложится тяжелое бремя все увеличивающихся военных расходов.


Рис. 5. Соотношение военного потенциала и военной мощи государства

Более того, следует подчеркнуть, что более или менее полную реализацию всего военного потенциала государства выполнить в короткие сроки в обычных условиях мирного времени невозможно. Для осуществления такого процесса вводятся особые законы, особое положение в стране накануне войны или сразу после ее начала.

Основным средством значительной реализации военного потенциала государства в короткие сроки является проведение мобилизации по всей стране, перевод всей жизни страны на военный лад. Мобилизация охватывает все сферы общественной жизни и складывается из военно-экономической, военно-научной, моральной и социальной мобилизации. Цель мобилизации - быстрое увеличение военной мощи государства путем развертывания новых соединений и объединений и оснащения их всем необходимым.

Все это делает очевидным, что при осложнении межгосударственных отношений и угрозе войны преимущество получает то государство, которое опережает в скрытом или открытом проведении мобилизации и тем самым обеспечивает более высокую степень реализации своего военного потенциала перед началом войны. В этом отношении большой интерес для анализа представляет динамика роста доли военного потребления в национальном доходе США, Англии, Германии накануне и в ходе Второй мировой войны (таблица 1).

Рассмотрение военной мощи государства с точки зрения ее сущности, структурных компонентов и возможной величины является необходимым, но недостаточным условием для обеспечения полного и глубокого уяснения всей поставленной проблемы. Военная мощь государства представляет собой, наряду с рассмотренными структурными компонентами, совокупность отдельных элементов (организаций), функционирующих и выполняющих свои специфические задачи. Для создания и обеспечения эффективного функционирования этой совокупности организаций и используется то количество сил и средств, которое образует военную мощь государства.

Такими важными элементами, образующими в конечном итоге военную мощь государства, являются: вооруженные силы, военная экономика (государственный сектор), Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, пограничные войска, органы разведки и контрразведки и их формирования. К ним можно отнести различные добровольные патриотические военизированные организации. Иначе говоря, это те самые элементы, которые в своей совокупности и образуют военную организацию государства.

Основные составляющие элементы военной организации у разных государств одинаковы, но во второстепенных элементах могут быть значительные различия. Это определяется как сущностью и задачами военной политики государства, так и традициями в стране. Например, в Российской Федерации основными элементами военной организации государства являются: Вооруженные Силы, военно-промышленный комплекс, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, МЧС и другие войска.

Таблица 1

Динамика роста доли военного потребления в национальном доходе, %


Каждый из этих элементов имеет определенные потенциальные возможности - боевой потенциал, за исключением военно-промышленного комплекса, потенциал которого можно назвать производственным. В ходе выполнения своих специфических задач элементами военной организации государства их боевой потенциал реализуется в той или иной мере.

Таким образом, военный потенциал государства характеризует его максимальные возможности в области военного строительства, а военная мощь - реализованную часть последних.

Взаимосвязь военной мощи государства с его политикой. Военная мощь государства, как и само государство, явление историческое. В течение всего периода существования первобытнообщинного строя наши предки не знали ни войн, ни государства с его военной мощью. Конфликты между племенами в доклассовом обществе лишь по форме отдаленно напоминали войны в нашем современном понимании. В тот период отсутствовали социально-политические источники возникновения войн. Кроме того, отсутствовали как специально подготовленные люди, так и специальные орудия войны, которые в своей совокупности и образуют военную мощь. Иначе говоря, не было ни армий как особых отрядов вооруженных людей, ни других форм военной организации.

При анализе проблем происхождения и источников военной мощи государства и составляющих ее элементов следует иметь в виду, что они относятся к той сфере общественной жизни (типу социальных явлений), в которой материальные ценности и средства жизни не производятся, а только потребляются. При этом возникновение военной мощи (определенной совокупности сил и средств в руках государства) становится возможным и необходимым условием на определенном этапе развития общественного производства, с появлением прибавочного продукта, когда возможности общества (его потенциал) становятся достаточными и когда они совершают определенный качественный скачок в своем развитии.

На этом этапе исторического развития человеческого общества появляются: во-первых, возможность изъятия из сферы производства материальных благ, средств жизни и их потребления определенного количества сил и средств, не связанных и не используемых для удовлетворения материальных потребностей общества (эти силы и средства и образуют военную мощь государства); во-вторых, необходимость создания военной мощи, так как появление прибавочного продукта приводит к возникновению классов, государств, политических отношений между ними. Военная же мощь государств выступает как важнейшее средство регулирования этих отношений между классами и государствами. Создает ее экономически и политически господствующий класс как специальный аппарат в своих руках для укрепления и расширения своего господства, для борьбы с внутренними классовыми противниками и внешними врагами. Именно наличие в руках этого класса военной мощи и в первую очередь ее ядра - армии, позволяло ему господствовать над угнетенными классами, достигать своих целей во внутренней и внешней политике.

Таким образом, необходимость возникновения военной мощи государства, характер ее регулирования и использования непосредственно связаны с появлением политики, необходимостью достижения политических целей. Поэтому политика, политическое руководство осуществляет управление процессами создания, совершенствования и использования военной мощи государства.

Именно по этим направлениям проходят основные линии взаимосвязи и взаимодействия политики и военной мощи государства.

Военная мощь государства, будучи порождением и орудием политики, полностью зависит от ее потребностей, с точки зрения как объема (величины), так и характера структурного построения (структурных компонентов). Поясним эти положения несколько подробнее.

Ранее отмечалось, что величина военной мощи государства довольно динамична и, имея верхней границей величину военного потенциала, может изменяться в довольно широких пределах. Динамика этого изменения зависит от политических целей государства и в конечном счете определяется политикой, политическим руководством через утверждение военных расходов в бюджете страны. Иначе говоря, уровень (степень) реализации военного потенциала государства, степень его превращения в военную мощь определяется политикой, политическим руководством страны.

Вопрос этот важен не только с точки зрения совершенствования военной мощи государства, но и развития страны в целом. Дело в том, что чрезмерное увеличение степени реализации военного потенциала государства в условиях мирного времени может подорвать основы динамичного развития общества, что в конечном итоге не может не сказаться и на военном строительстве. Иначе говоря, диалектика в данном случае такова: стремление к чрезмерному росту военной мощи государства, ее выход за определенную границу, которая обусловлена величиной совокупной мощи государства и динамикой ее развития, может привести не к усилению, а к ослаблению страны в военном отношении. Не случайно Маршал Советского Союза Б.М. Шапошников предупреждал: «Если войну проигрывают из-за перенапряжения экономической мощи страны, то такой проигрыш может получиться уже до начала войны с высокого военного бюджета, тяжесть которого не соответствует платежеспособности населения, и военный бюджет не идет нога в ногу с хозяйственным развитием государства».

Поэтому очень важно понимание политическим руководством этой диалектики, его способность и умение выбрать такую оптимальную величину военной мощи (степень реализации военного потенциала), которая позволяла бы, с одной стороны, решать стоящие перед страной военно-политические задачи, а с другой - не создавать слишком большие трудности нормальному развитию страны в целом. В этой связи представляется уместным обратить внимание на один исходный методологический принцип, которым необходимо руководствоваться политическим лидерам большинства государств мира, когда они сталкиваются с необходимостью увеличения военной мощи в условиях мирного времени и отсутствия непосредственной военной угрозы для страны.

Содержание этого принципа состоит в том, что государство может наращивать свои затраты на увеличение военной мощи без ущерба другим сферам общественной жизни только в рамках ежегодного увеличения внутреннего валового продукта (ВВП). Если же государство выйдет за эти рамки, то средства для увеличения военной мощи оно вынуждено будет изымать из других сфер жизни общества, например из социальной сферы.

Совсем другое дело, когда перед государством возникла непосредственная военная угроза и оно вынуждено в сжатые сроки подготовиться к войне. В этом случае государство стремится быстрее реализовать свой военный потенциал в той мере, которая требуется создавшейся обстановкой. Это происходит путем проведения военной мобилизации в открытой или скрытой форме. При этом государство, естественно, вынуждено перебрасывать силы и средства из других сфер общественной жизни в военную сферу. Но, как уже отмечалось, этот процесс имеет определенные ограничения, так как все сферы жизни, кроме военной, тоже должны не только существовать, но и продолжать более или менее успешно функционировать, иначе может наступить крах не только хозяйственной, но и всей общественной системы.

Кроме того, необходимо отметить, что политика не только выделяет определенную часть совокупной мощи государства на военные цели, но и определяет через военную доктрину (политическая сторона которой является решающей) характер военного строительства, систему подготовки страны и армии к отражению агрессии.

Исходным моментом в военном строительстве, требующим политического решения, является определение соотношения между различными элементами военной организации, их места и роли в обеспечении военной безопасности страны. Как правило, в абсолютном большинстве государств мира главным и основным как по своей величине, так и по масштабам возлагаемых функций и решаемых задач, являются вооруженные силы. По существу они являются ядром военной мощи государства, а функции и действия других элементов военной организации в основном носят вспомогательный, обеспечивающий характер. Поэтому естественно, что основная часть сил и средств, составляющих военную мощь государства, тратится на вооруженные силы, их укрепление и совершенствование.

Однако это не значит, что не может быть отличий от указанного «классического» соотношения между элементами военной организации государства. Многое зависит от внутреннего и международного положения страны, задач внутренней и внешней политики, соотношения внутренних и внешних опасностей, глубины понимания политическим руководством проблем обеспечения национально-государственной безопасности.

Очевидно, что если страна переживает кризис, обострены противоречия между политическими силами, все стороны общественной жизни дестабилизированы, а внешние опасности отсутствуют или незначительны, то политическое руководство обращает особое внимание на те элементы военной организации, которые призваны обеспечивать внутреннюю безопасность. В подобных случаях силы МВД и других органов правопорядка могут быть в значительной мере расширены и усилены. Наглядным примером этого является Россия, где в середине 90-х годов XX века из-за ситуации на Северном Кавказе были значительно расширены силы милиции и внутренних войск, созданы целые службы, получившие для оснащения тяжелое вооружение. Естественно, что при подобном подходе на силы обеспечения внутренней безопасности тратятся большие средства, и они становятся сопоставимыми с вооруженными силами. Следует отметить, что подобные дисбалансы не так часты, и происходят они в результате соответствующих политических решений.

В классическом же варианте, как уже отмечалось, основные силы и средства, составляющие военную мощь государства, политика направляет на укрепление и совершенствование вооруженных сил. Поэтому дальнейшее рассмотрение поставленной проблемы будет осуществляться на примере строительства, совершенствования и практического использования политикой вооруженных сил.

Именно в зависимости от характера политики, задач военной доктрины определяется не только величина вооруженных сил, их количество и качество, а следовательно, и боевой потенциал, но и соотношения затрат на закупки вооружения, боевую подготовку, НИОКР, содержание личного состава и т. д.

Этими же факторами определяются соотношение различных видов и родов вооруженных сил, акценты в проводимых НИОКР, производстве вооружения, состав и задачи заранее создаваемых группировок, способы ведения вооруженной борьбы, которые отрабатывают войска и силы флота в ходе боевой учебы еще в мирное время.

Особая роль принадлежит политике в руководстве функционированием и использованием элементов военной мощи государства и, в первую очередь, вооруженных сил. Следует отметить тенденцию возрастания роли политики в использовании элементов военной мощи по мере внедрения в них все более мощных и опасных для всего человечества средств вооруженной борьбы. Характеризовать эту роль политики, ее влияние на функционирование и использование военной мощи государства нужно применительно к мирному и военному времени.

В условиях мирного времени политика (политическое руководство) определяет прежде всего необходимую степень военной готовности государства, а также возможные варианты, механизмы и способы повышения этой готовности в случае возрастания угрозы войны. Реализация этих вариантов и способов в случае необходимости осуществляется в свою очередь через политические решения.

Военная готовность государства складывается из готовности каждого из составных элементов его военной мощи (; ^й его военной организации, а также мобилизационной готовности ciJ ы) к наращиванию своей военной мощи в рамках имеющегося военно1О потенциала.

Что касается элементов военной мощи государства, особенно его вооруженных сил, то политика (политическое руководство) определяет степень их боевой готовности в целом, а также отдельных видов и родов войск, силы, привлекаемые для боевого дежурства, районы (зоны) патрулирования военно-морскими и военно-воздушными силами, состав этих сил и т. д. Кроме того, для достижения определенных целей политика (политическое руководство) может прибегнуть к демонстрации военной силы, готовности ее применения. И, наконец, в условиях мирного времени для достижения своих целей политика может использовать военную мощь государства путем прямой угрозы ее применения. Проявления такой угрозы могут быть разнообразны: от завуалированных форм до открыто ультимативных требований.

В условиях войны еще больше возрастает роль и ответственность политики за эффективное использование имеющейся у государства военной мощи и ее наращивание по мере необходимости. По существу все более или менее важные решения, связанные с войной (от начала военных действий и вплоть до их завершения), будут носить политический характер. Политика будет определять очередность и силу ударов по противнику, темпы и напряженность военных действий, силы и средства, подлежащие мобилизации для наращивания военной мощи, характер, темпы и объем мобилизации, соотношение наступательных и оборонительных операций на различных театрах военных действий и т. д.

Однако политика, несмотря на всю ее важность, при принятии тех или иных решений не может не считаться с реально имеющейся величиной военной мощи, возможностями ее увеличения и трудностями, которые могут возникнуть при этом.

Иначе говоря, существующие военная мощь и военный потенциал, состояние входящих в них элементов, возможности по наращиванию военных усилий государства оказывают значительное обратное влияние на политику. Например, если величина военной мощи оказывается недостаточной для реализации тех или иных политических целей, то политика вынуждена выбирать один из двух вариантов. Первый вариант - внести определенные изменения в преследуемые политические цели. Второй вариант - попытаться увеличить военную мощь государства, сделать ее соответствующей преследуемым политическим целям.

Если у политики нет возможности привести военную мощь в соответствие с преследуемыми политическими целями или это нецелесообразно, то у разумной политики нет другого выбора, кроме коррекции своих целей.

Однако изложенные рассуждения не означают, что всеми этими сложными проблемами занимаются только политики. Конечно, именно они в конечном итоге принимают решения по военным вопросам, как и по другим важным государственным проблемам. Но в решении этих проблем, особенно в их подготовке и обосновании, принимают участие многие ведомства, самые различные специалисты на различных уровнях.

Особая роль в подготовке и принятии политических решений по проблемам военной мощи принадлежит военным специалистам. Это связь между военными специалистами и политиками является своеобразным «механизмом» обратного влияния военной мощи государства (состояния входящих в нее элементов) на политику, характер принимаемых политическим руководством страны решений по проблемам военного строительства.

Таким образом, в процессе совершенствования и использования военной мощи государства существует определенная взаимосвязь, взаимовлияние между политикой и военной мощью государства (при определяющей роли политики), сущность которого проявляется в следующем.

Первое. Величина военной мощи государства определяется количеством сил и средств, которые оно выделяет на ее создание, совершенствование и поддержание. Максимальное количество сил и средств, которые может выделить государство на военные цели, представляет собой его военный потенциал. Военный потенциал государства не один из слагаемых его совокупного потенциала, а производный от последнего.

Второе. Военная мощь государства является одним из самых мощных средств достижения политических целей. Эта мощь непосредственно порождена политикой, и все основные решения, связанные с ее созданием, регулированием величины и использованием осуществляются на политическом уровне.

Марксизм-ленинизм о войне и армии. М.: Воениздат, 1968. С. 246-247.

Табунов Н.Д. Боевой потенциал Советских Вооруженных Сил в структуре военной мощи государства. М.: Изд. МО СССР, 1987. С. 8.

Шаваев А.Х. Некоторые методологические вопросы военной мощи государства // Военная Мысль. 1979. № 6. С. 60-65; Шаваев А.Х. Военная мощь государства. М.: МО СССР, 1983; Дмитриева А.П. Военный потенциал государства. Вооруженный силы социалистического государства и особенности их развития // Марксистско-ленинская философия и методологические проблемы военной теории и практики. М.:ВАГШ, 1983. С. 443-458; Табунов Н.Д. Оборонная мощь страны: сущность и структура // Коммунист Вооруженных Сил. 1982. №7. С. 18-25.

Большая Советская Энциклопедия. Второе издание. 1953. Т. 31. С. 270.

Пожаров А.И. Экономические основы оборонного могущества социалистического государства. М.: Воениздат, 1981. С. 35.

Шапошников Б.М. Воспоминания. М.: Воениздат, 1974. С. 464.

5.1 Основы обороны государства

1 Оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства. Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооружённого нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета РФ. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с международным правом, Конституцией РФ, действующим законодательством РФ и военной доктриной РФ. Для обороны с применением средств вооружённой борьбы создаются Вооружённые силы РФ и устанавливается воинская обязанность граждан РФ.

Организация обороны включает:

Правовое регулирование в области обороны;

Прогнозирование и оценку военной угрозы;

Разработку военной политики и военной доктрины РФ;

Строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооружённых сил РФ;

Разработку, производство и совершенствование оружия и военной техники;

Создание запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах;

Обеспечение сохранения государственной и военной тайны;

Развитие военной науки;

Международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

Другие мероприятия в области обороны.

Вооружённые силы имеют на оснащении ядерное и обычное оружие. Ядерное оружие включает все виды ядерных боезапасов со средствами их доставки, позволяет в короткие сроки с высокой эффективностью и надёжностью разрушать административно-политические центры, военные объекты противника, уничтожать группировки его вооружённых сил, создавать районы массовых разрушений и зоны радиоактивного заражения. Обычное оружие представляет собой все огневые и ударные средства: артиллерийские, авиационные, стрелковые боеприпасы, ракеты, ракето-торпеды, глубинные бомбы, а также боеприпасы объёмного взрыва, зажигательные боеприпасы и смеси. Обычное оружие может применяться самостоятельно и в сочетании с ядерным оружием для поражения живой силы и техники противника. Наибольшей эффективностью обладают высокоточные системы обычного оружия, обеспечивающие в автоматизированном режиме распределение и наведение огневых и ударных средств, а также надёжное уничтожение целей и объектов противника в кратчайший срок. Особым видом является оружие, действующее на новых физических принципах (лазерное, ускорительное, радиоволновое). К такому оружию относятся боевые системы космического, наземного, воздушного и морского базирования.

5.2 Виды Вооружённых сил, рода войск и их предназначение.

2 Вооружённые силы РФ - государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ. Российские Вооружённые Силы созданы на основании Указа Президента РФ № 466 от 7.05.92г. В соответствии с Конституцией Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами является Президент РФ. Непосредственное руководство Вооружёнными силами осуществляет Министр обороны. Основным органом оперативного управления войсками и силами флота является Генеральный штаб.

Вооружённые Силы РФ применяются для защиты суверенитета, территориальной целостности и других жизненно важных интересов России в случае совершения агрессии против неё или её союзников, а также для пресечения вооружённых конфликтов и любого противоправного вооружённого насилия на государственной границе РФ в соответствии с договорными обязательствами. Вооружённые Силы РФ состоят из органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военно-учебных заведений, которые организационно входят в виды вооружённых сил, рода войск и специальные войска.

Видами Вооружённых Сил РФ являются:

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) – предназначены для решения стратегических задач в ядерной войне. Основой вооружения Ракетных войск стратегического назначения России являются стационарные и мобильные ракетные комплексы. Основной боевой единицей является ракетный полк.

Сухопутные войска обладают большой огневой и ударной силой, высокой маневренностью и самостоятельностью. Основными родами войск являются мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, войска противовоздушной обороны, армейская авиация.

Мотострелковые войска – наиболее массовый род Сухопутных войск. Они оснащены мощным вооружением для поражения наземных и воздушных целей автоматическим стрелковым оружием (автоматы, пулемёты), артиллерией, танками, боевыми машинами пехоты, бронетраспотёрами, зенитными и артиллерийскими комплексами.

Армейская авиация оснащена вертолётами и частично самолётами.

Войска противовоздушной обороны являются средством прикрытия группировок Сухопутных войск от ударов с воздуха. Свои задачи выполняют путём уничтожения средств воздушного нападения в полёте на ближних и защитных подступах и обороняемых объектах. Основными родами войск являются: зенитные ракетные войска, авиация ПВО и радиотехнические войска.

Военно-Воздушные силы (ВВС) состоят из дальней, фронтовой и военно-транспортной авиации. Обладая высокой мобильностью, маневренностью и боевой мощью, ВВС способны осуществлять быстрый перенос усилий с одних направлений на другие, проникать в глубокий тыл противника и воздействовать на его объекты с воздуха, применяя различные средства поражения в любых условиях погоды, времени суток и года.

Военно-транспортная авиация (ВТА) выполняет задачи по переработке воздушных десантов, перевозке войск, техники и материальных средств, в том числе и в мирное время.

Фронтовая авиация подразделяется на бомбардировочную, истребительно-бомбардировочную, истребительную, разведывательную. В ВВС используют стратегические самолёты-ракетоносцы Ту-160, Ту-95 мс, Ту-22, Су-24, Су-25, МиГ-25, МиГ-29,Су-27,Ил-76,Ан-22.

Военно-Морской флот (ВМФ) состоит из надводных сил флота, подводных сил флота, авиации ВМФ, береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты.

Воздушно-десантные войска (ВДВ) предназначены для действия в тылу противника, уничтожения средств ядерного нападения, пунктов управления, захвата и удерживания важных районов и объектов, содействия Сухопутным войскам в развитии наступления. Оснащены авиатранспортабельными самоходными артиллерийскими, ракетными противотанковыми средствами, бронетранспортёрами, боевыми машинами, автоматическим стрелковым оружием, средствами связи и управления.

Тыл ВС предназначен для обеспечения армии всеми видами материальных средств, для содержания запасов, для подготовки и эксплуатации путей сообщения, обеспечения воинских перевозок, ремонта оружия и военной техники, для оказания медицинской помощи раненым и выполнения ряда других задач тылового обеспечения. Тыл ВС имеет специальные войска (автомобильные, железнодорожные, дорожные, трубопроводные и другие), а также ремонтные, медицинские, охраны тыла и другие.

5.3 Терроризм как серьёзная угроза национальной безопасности России.

3 Последние 15 лет международное сообщество испытывает всё возрастающий натиск терроризма. Для России на сегодняшний день терроризм является серьёзной угрозой национальной безопасности. Начинать выработку системы мер для защиты государства необходимо с чёткого определения терроризма как социально-правового явления, дифференциации актов терроризма по масштабам, объёму действий, количеству участников, мотивации и т.д. Терроризм может преследовать цели совершения действий серийных и разовых, осуществляться глобально и локально. Он может быть ориентирован на изменение политического строя, свержение руководства страны (региона), нарушение территориальной целостности, освобождение арестованных террористов, “расшатывание” стабильности и запугивание общества и провоцирование боевых действий (войны). Целесообразно установить и законодательно закрепить порядок, при котором каждое политическое, идеологическое, экономическое решение подвергалось бы экспертизе на антитеррористический эффект. Проработке подлежат проблемы мониторинга терроризма и антитеррористической деятельности, создания единого банка информации, разработки и внедрения методики оценки последствий террористических преступлений. Нужна новая редакция закона о безопасности, закона о чрезвычайном положении.

В течение последних 200 лет основным средством террора является применение взрывчатых веществ (ВВ) и взрывчатых устройств (ВУ). Террористы используют следующие способы взрыва:

По истечении заданного времени замедления (с помощью механических часов, электронных схем, таймеров);

По радиосигналу (с помощью радиоигрушек, мобильных телефонов, пейджеров);

Путём подачи импульса тока на электродетонатор по проводам;

Путём подключения потребителей энергии (телевизоры, радиоприёмники) к сети;

При включении определённого потребителя электроэнергии в автомобиле (фары, звуковой сигнал).

При готовящемся взрывном теракте всегда есть демаскирующие признаки:

Припаркованный в неположенном месте автомобиль;

Оставленный прицеп;

Бесхозный предмет с имеющимся на нём источником питания;

Провода, растяжки из проволоки, верёвки;

Необычное расположение контейнеров для мусора.

При подозрении на закладку или обнаружении ВУ необходимо:

Немедленно сообщить об обнаруженном предмете в милицию, органам власти;

Изолировать место с подозрительным предметом, не подходить к нему и не подпускать других;

Если дело происходит в помещении, эвакуировать персонал;

Исключить использование мобильных телефонов, радиосвязи, так как это может привести к срабатыванию ВУ.

Ликвидация последствий террористических актов взрывчатого характера осуществляется по единой схеме ликвидации последствий ЧС мирного и военного времени.

5.4. Вопросы и задания

    Что включает в себя оборона государства?

    Каково назначение Вооружённых сил РФ? СЛЕДУЮЩИЙ РАЗДЕЛ

Военная организация государства

совокупность вооруженных, а также военно-политических, военно-экономических, военно-научных и др. органов, учреждений и институтов государства, занимающихся военной деятельностью. Основным элементом В.о. является вооруженная организация государства, в которую входят вооруженные формирования, предусмотренные государственным законодательством, а также военно-административные, военно-правовые органы. Ядро вооруженной организации составляют ВС. Вторым элементом В.о. является система жизнеобеспечения вооруженной организации государства. Её ведущим звеном выступает военно-промышленный комплекс и часть др. отраслей экономики и науки, преимущественно работающих в военной области. Третий элемент В.о. составляют органы и учреждения государственной власти, политические органы и организации, непосредственно занимающиеся вопросами обороны и безопасности страны. Назначение В.о. зависит от характера и целей политики государства. Её конкретная структура и функции определяются органами государственной власти в соответствии с военной доктриной государства, состоянием военно-политической обстановки в мире и регионе, экономики, социальной и духовной жизни общества, историческими и национальными традициями и др. объективными факторами. Деятельность В.о. обеспечивает необходимый уровень обороноспособности государства, его военную мощь и боевую мощь ВС.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Военная организация государства" в других словарях:

    Военная организация государства - к) военная организация государства (далее военная организация) совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее Вооруженные Силы и другие… … Официальная терминология

    ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА - ? военная система, включающая в себя «Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, органы управления ими, а также часть промышленного и научного… … Война и мир в терминах и определениях

    - (болг. Военна организация на БКП) вооружённое крыло Болгарской коммунистической партии, существовавшее в 1920 1925 гг. Создана после разгрома транспортной стачки правительством БЗНС при помощи частей Оранжевой гвардии. Для предотвращения подобных … Википедия

    Военная организация РФ - включает Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ предназначены для выполнения задач в области обороны страны и безопасности… … Пограничный словарь

    Военная доктрина рф Энциклопедия права

    Военная доктрина рф - (англ. martial doctrine of RF) совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно политические, военно стратегические и военно экономические основы обеспечения военной безопасности РФ. В.д. РФ утверждена Указом Президента РФ от 21 … Большой юридический словарь

    Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации Год основания 1918 Расположение Москва Юридический адрес 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 100 Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской… … Википедия

    Вооружённых Сил Российской Федерации Год основания 1918 Расположение Москва Юридический адрес 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 100 Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации высшее военно учебное заведение … Википедия

    Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации Год основания 1918 Расположение Москва Юридический адрес 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 100 Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской… … Википедия

Книги

  • Военная история допетровской России , Алексеев Ю.. В книгу вошли все основные работы замечательного советского и российского историка Юрия Георгиевича Алексеева (1926-2017), посвященные военной истории России допетровской эпохи. В издании…
  • Советская военная энциклопедия , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В начале 1930-х гг. в Наркомате обороны СССР была развернута подготовка к изданию многотомной…

Военная политология

Раздел V

ГОСУДАРСТВО И ЕГО ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Глава 1

Учебные вопросы:

1. Сущность, содержание и структура военной организации государства.

    Функционально-ролевое предназначение структурных элементов военной организации государства.

    Основное содержание и особенности функционирования военной организации государства в различных условиях военно-политической обстановки.

Важнейшим условием существования эффективного и прогрессивного развития любого государства является наличие мирных международных отношений, устойчивой социальной стабильности и социального мира внутри страны, постоянная забота человечества об обеспечении военной безопасности как мира в целом, так и каждого государства в отдельности.

Все это достигается проведением сложного комплекса экономических, социально-политических, духовно-идеологических, дипломатических и иных мер и действий как национально-государственного, так и международного характера.

Среди всех мер и действий национально-государственного характера по обеспечению военной безопасности страны наиболее важным и специфичным является деятельность государства по созиданию (строительству) и постоянному совершенствованию его военной организации – главной вооруженной силы, способной предотвращать, пресекать, а если необходимо, то и уничтожить любого вооруженного противника, рискнувшего осуществить на него вооруженную военную агрессию.

Поэтому знать, что представляет собой военная организация государства, какие вооруженные формирования в нее входят, какую роль они играют и какое место занимают в общей системе факторов обеспечения военной безопасности Отечества, – важное условие эффективности деятельности военных кадров, выполнения ими своего профессионального долга.

    Сущность, содержание и структура

Военной организации государства

Военная организация государства – это система военных и полувоенных вооруженных структур (формирований), создаваемая для обеспечения защиты (безопасности) интересов граждан, общества и государства от различных форм военного и иного вооруженного насилия.

В каждом обществе создаются разнообразные вооруженные формирования не только государством, но и различными социальными организациями и объединениями.

В этой связи важно различать понятия: «вооруженные формирования в обществе», «вооруженная организация» и «военная организация» государства, «полувоенные», «военизированные» и «специальные вооруженные» формирования.

Вооруженные формирования в обществе – это совокупность различных организованных структур, при реализации функций которых применяется вооруженное насилие. Степень вооруженности этих формирований существенно различается в зависимости от их общественного статуса и характера решаемых задач. Поэтому они подразделяются:

по социально-политическому критерию (статусу) – на государственные, общественно-политические, асоциальные (антиобщественные, незаконные);

по степени вооруженности и боевому предназначению – на военные, полувоенные, военизированные;

по характеру формирования – на регулярные (постоянные), иррегулярные (непостоянные).

Вооруженная организация государства – это система создаваемых государством организованных структур (формирований), при реализации функций которых по закону применяется вооруженное насилие.

Военная организация государства – это система вооруженных военных структур (формирований), комплектуемых преимущественно военнослужащими, при реализации функций которых применяется специальное военное вооруженное насилие.

В соответствии с международными критериями под военными понимаются такие организационные вооруженные структуры, которые состоят из воинов (военнослужащих), создаются, как правило, государством, находятся у него на службе и содержании и специально, профессионально готовятся для ведения вооруженной борьбы (войны) с внешним и внутренним врагом.

Основными признаками вооруженного военного подразделения являются следующие: во главе должен стоять законный командир (лицо, наделенное полномочиями отдавать приказы и требовать их выполнения); оно должно быть предназначено главным образом для ведения военных действий; члены военной организации (воины) имеют право открыто носить оружие; они должны соблюдать законы и правила войны, определяемые международным сообществом и историческими традициями.

Государственные регулярные вооруженные военные формирования создаются в соответствии с государственным законодательством, на постоянной основе для ведения вооруженной борьбы (войны), главным образом с внешними врагами. Иррегулярные вооруженные военные формирования – это вооруженные структуры, не имеющие твердой и постоянной организации. Они отличаются от регулярных войск системой комплектования, прохождения службы и т.п. (казачьи войска, народное ополчение, партизанские силы и др.).

Некоторые государства создают полувоенные формирования, которые тесно примыкают к военной организации или частично включаются и в регулярные, и в иррегулярные войска, например, национальная гвардия в США, территориальная армия войскового резерва в Великобритании, территориальные силы в ФРГ, корпус карабинеров в Италии, отряды милиции особого назначения (ОМОН), специальные отряды быстрого реагирования (СОБР), формирования по охране режимных объектов в России и др.

Под военизированными понимаются организационные структуры (формирования) из числа гражданских лиц, имеющие в содержании и способах своей деятельности признаки использования (применения) вооруженного насилия: милиция (полиция), оборонные спортивно-технические общества, ведомственные аварийно-спасательные формирования и др.

Военные и полувоенные формирования, создаваемые государством, связанные в целостную системную структуру, составляют единую военную организацию государства.

В военную организацию государства входят и те формирования, которые укомплектованы не военнослужащими (служащими), но функции которых полностью и непосредственно связаны с обслуживанием служебно-боевой деятельности войск, военных формирований и органов.

Другие вооруженные структуры не воинского комплектования как государства, так и различных субъектов гражданского общества по своей природе и целям не входят в военную организацию (милиция, ведомственная охрана и т.п.).

Негосударственные (общественные) вооруженные формирования , в основном военизированные, создаются различными институтами гражданского общества для охраны их руководящих органов, лидеров, митингов и шествий, а также ведения партизанской и повстанческой борьбы в национально-освободительных войнах и социально-освободительных движениях. К негосударственным вооруженным формирования относятся также частные охранные группы и личные телохранители.

Так, например, в России в 2002 году насчитывалось 14 тыс. охранных организаций, с общей численностью 500 тыс. человек, охраняющих 70 тыс. предприятий и учреждений. Кроме того, нередко, особенно в кризисное время, возникают различные незаконные асоциальные вооруженные формирования, как правило из деклассированных, маргинальных социальных слоев общества, с целью удовлетворения эгоистических интересов узких, часто преступных групп, действия которых противоречат государственным и общественным интересам (бандформирования, террористические группы и т.п.).

Соотношение между государственными и негосударственными вооруженными формированиями в обществе зависит от характера отношений между государством и гражданским обществом. Социальное общество в развитом состоянии обычно функционирует как диалектическое, противоречивое единство этих двух его сторон.

Соотношение вооруженных формирований, созданных «сверху» и «снизу», меняется в зависимости от ряда обстоятельств: характера развития внешнеполитических и внутриполитических отношений (стабильность, кризис, война, революция, реформы и др.); состояния экономики (наличие ресурсов, способность содержать в необходимом количестве государственные вооруженные формирования); состояния социальной и демографической структуры общества (численность и развитие рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, численность населения, обеспечивающая возможность необходимого призыва в армию); отношения народа к военным структурам; национального духовного фактора (патриотизм, традиции и др.).

Военная организация государства представляет в обществе основную и решающую военную силу. В ее создании сознательно и целенаправленно участвуют субъекты политических отношений и гражданского общества, которые заинтересованы в вооруженной защите страны. Это, прежде всего, государство, а также политические партии и движения, способные через своих представителей и фракции, работающие в различных органах государственной власти (правительство, парламент, различные комитеты и комиссии) влиять на принятие военно-политических решений.

Конкретное содержание, структура и функции как в целом, так и каждого структурного элемента военной организации в каждом государстве специфичны, хотя общие характерные черты в них одинаковы. Во всяком случае, они обусловливаются рядом основных внутринациональных и международных факторов: состоянием и тенденциями экономического, политического, социального, демографического и другими видами развития и безопасности данного государства; уровнем научного видения характера и содержания современных и будущих войн, военного дела в целом; геополитического положения и тенденциями в его развитии; состоянием патриотизма и ответственности национальной элиты (особенно политической) за обеспечение всех видов национальной безопасности.

Военная организация государства в зависимости от изменений геополитической, региональной и национальной ситуации постоянно трансформируется, особенно в переходные периоды общества. Так, если военная организация СССР состояла из трех основных компонентов (Вооруженных Сил, органов КГБ и внутренних войск), то военная организация России сегодня состоит из совокупности множества видовых и родовых войск Вооруженных Сил России, войск иных федеральных ведомств и различных специальных военных структур:

Вооруженные Силы (армия) – ядро и основа военной организации государства.

Другие войска – войска федеральных министерств, служб и т.п.: внутренние войска МВД, войска Гражданской обороны Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий, и др.

Воинские формирования при некоторых органах исполнительной власти : инженерно-технические, дорожно-строительные, авиационно-космичес­кого поиска и спасения и др.

Воинские органы в ряде структур федеральной исполнительной власти и федеральных ведомств : Службе внешней разведки, Федеральной службе безопасности и ее составной части – Пограничной службе, Федеральной службе охраны Российской Федерации и Службе специальной связи и информации при ФСО, Главном управлении специальных программ Президента Российской федерации и др.

Части промышленного и научного комплексов страны , предназначенные для обеспечения задач военной безопасности.

В будущем возможны новые преобразования военной организации России в направлении ее все более полного соответствия естественной триаде природных условий служебно-боевой деятельности войск и специфике главных угроз национальной безопасности (суша, вода, воздух) или характеру реальных угроз (средства ядерного сдерживания; силы общего назначения; спецвойска, предназначенные для борьбы с терроризмом; обеспечение информационной безопасности и т.п.).

В военное время могут создаваться специальные воинские формирования (воинские части по охране тыла фронтов и объединений, диверсионно-разведывательные группы, партизанские формирования, народное ополчение и др.).

Следует подчеркнуть, что при строительстве военной организации государства важно руководствоваться исторически обоснованным принципом – закономерностью: чрезмерное дробление силовых структур военной организации государства, ослабление централизации управления ими несовместимы с ростом его оборонного могущества.

    Функционально-ролевое предназначение