Полиции - год. Реформа продолжается. Мы новый, мы светлый мир построим…

Полиции - год. Реформа продолжается. Мы новый, мы светлый мир построим…

МОСКВА, 27 дек - РИА Новости. Продолжение реформ двух центральных правоохранительных ведомств России - МВД и Следственного комитета, вступление в силу договора СНВ, появление института добровольных пожарных и принятие на вооружение ракеты "Булава" - главные ожидаемые события 2011 года, по версии силовой редакции РИА Новости.

1. Полиция нас сбережет

Вероятно, одной из самых обсуждаемых тем наступающего года в России станет продолжение реформы органов внутренних дел. В рамках преобразований в 2010 году был разработан законопроект "О полиции" , который, как ожидается, вступит в силу 1 марта 2011 года. Этот законопроект - впервые в истории страны - был вынесен на обсуждение общественности в интернете, и некоторые из высказанных гражданами предложений внесли в проект закона, поступивший затем в Госдуму.

Реформа милиции была инициирована президентом после ряда резонансных происшествий с участием сотрудников правоохранительных органов, самым громким из которых стал расстрел посетителей супермаркета в Москве, за которое пожизненный срок получил начальник ОВД "Царицыно" майор милиции Денис Евсюков.

В ходе реформирования органов внутренних дел российская милиция сменит название на полицию, избавится от многочисленных избыточных функций, а число сотрудников до 1 января 2012 года будет сокращено на 20%. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев заверил, что в полицию войдут только лучшие из лучших. К кандидатам будут предъявляться повышенные требования, все они пройдут переаттестацию.

Вместе с реформированием органов внутренних дел в 2011 году преобразования продолжатся и в главном следственном органе России - Следственном комитете. Его планируется отделить от прокуратуры в самостоятельное ведомство, оно займется наиболее сложными преступлениями, расследование которых сейчас распределено между четырьмя структурами - собственно, СКП, а также МВД, ФСБ и Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков.

Ожидается, что закон "О Следственном комитете" вступит в силу в начале 2011 года.

3. Ратификация СНВ

Введение

Необходимость проведения социальных реформ диктуется общим направлением развития российского общества в целом и экономики в частности.

Первоначально следует раскрыть само понятие «социальная реформа». Под социальной реформой понимаются политические и социальные меры, осуществляемые с целью устранения социальных проблем. Кроме того, реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми и отражаются на их уровне, образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоёв населения, ограничивают или расширяют доступ миллионов людей к социальным благам, таким как: образование, здравоохранение, занятость, социальные гарантии.

Главная особенность современных индустриальных обществ от более ранних заключается в движении за последовательные реформы и административные структуры, учрежденные для их осуществления.

В докладе мы обратим внимание на следующие реформы в России:

1) Реформа здравоохранения.

2) Реформа образования.

3) Пенсионная реформа.

4) Монетизация льгот.

Мы попытаемся проанализировать и оценить эффективность данных реформ и определить дальнейшие перспективы развития тех или иных направлений реформ в нашей стране.

Социальные реформы 2000-2011 гг.

Реформа Здравоохранения.

Практика строго государственной организации здравоохранения в дореформенное время имела ряд существенных недостатков, главный из которых – низкая эффективность отрасли с точки зрения здоровья нации как цели ее функционирования. Однако каждый гражданин, включая и сельских жителей, в любое время мог получить бесплатную необходимую медицинскую помощь. Сегодня прежняя система оказалась в значительной мере разрушенной, а новая пока не обрела сколько-нибудь определенных черт. При этом значение ее в обеспечении здоровья населения не повысилось, а бесплатность предоставления услуг чем дальше, тем больше сводится на нет.

Необходимость реформирования системы здравоохранения обусловлена следующими проблемами:

· Ограниченность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, отсутствие профилактики заболеваний, а также несбалансированность их с имеющимися финансовыми ресурсами.

· Сложившаяся система обязательного медицинского страхования (ОМС) не обеспечивала существенного влияния на эффективность использования ресурсов здравоохранения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не выполнили свои обязательства по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в полном объеме.


· Существенно обострилась проблема неравенства регионов по уровню финансирования здравоохранения.

· Имеющиеся в системе здравоохранения ресурсы использовались неэффективно. Существующая система оказания медицинской помощи характеризовалась избыточной сетью медицинских учреждений с низким материально-техническим оснащением; доминированием стационарной помощи, недостаточной приоритетностью первичной медико-санитарной помощи, слабым развитием сети специализированных медицинских учреждений профилактической направленности, недостаточной мотивацией медицинского персонала к качественной работе.

Целью реформы здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Этой цели соответствуют следующие направления и конкретные мероприятия реформы:

1. Законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению.

Гарантируемые объемы медицинской помощи конкретизируются на основе стандартизации медицинских технологий, содержащих профилактику заболеваний. Для каждого вида заболеваний на федеральном уровне разрабатываются и утверждаются стандарты медицинской помощи, включающие перечни медицинских услуг и лекарственных средств, а также алгоритмы выполнения медицинских услуг, единые для всей страны.

2. Модернизация системы ОМС

Модернизация системы обязательного медицинского страхования предполагает:

· упорядочение положения субъектов правоотношений по обязательному медицинскому страхованию;

· завершение перевода системы ОМС и в целом отрасли здравоохранения на страховые принципы. Действующая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения должна быть преобразована в систему финансирования, основанную на страховом принципе;

· перенесение части финансовой ответственности в негосударственный сектор. Страховые медицинские организации должны стать информированными покупателями медицинской помощи в интересах застрахованных;

· укрепление финансовой основы системы обязательного медицинского страхования за счет реализации территориальных программ и более жестких обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации по ОМС неработающего населения.

3. Совершенствование системы оказания медицинской помощи.

В ряду главных мероприятий:

· обеспечение приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи с акцентом ее направленности на профилактику заболеваний, осуществление программы развития общих врачебных практик;

· повышение доступности высоких медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии, травматологии и прежде всего их использование при лечении детей;

· перемещение части объемов медицинской помощи со стационарного на амбулаторный этап, сокращение части излишних мощностей больниц, их использование для реабилитационного лечения и оказания медико-социальной помощи;

· преобразование значительной части медицинских учреждений в новые организационно-правовые формы государственных (муниципальных) автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций;

· обеспечение перехода от принципа содержания медицинских учреждений к принципу оплаты конкретных объемов медицинской помощи;

· переход к новым методам оплаты труда медицинских работников.

Предполагается, что в совокупности эти меры будут способствовать позитивным преобразованиям в системе здравоохранения, сформируют культуру здоровья у населения, повысят ответственность граждан за состояние собственного здоровья, улучшат финансовое обеспечение отрасли, повысят качество и доступность медицинской помощи, усилят ее профилактическую направленность. Будут созданы и внедрены приоритетные программы развития на основе улучшения инвестиционной привлекательности.

Так получилось, что мы живем в затяжную эпоху перемен. Перестройка общества, которая началась в 1985 году прошлого столетия отказом от советского строя в пользу демократических свобод, продолжается до сих пор. Прошло 33 года. Много это или мало для того, чтобы увидеть результаты глобальных изменений? Попробуем ответить на этот вопрос, проанализировав реформу полиции.

Мы новый, мы светлый мир построим…

Когда в далекие 80-е Страна советов встала на рельсы демократического развития и понеслась в светлое капиталистическое будущее, никто не мог предположить, что через каких-то 20 лет в России вновь появится полиция. Для поколения людей, выросших в советское время, слово полиция имело негативный посыл, вызывающий гнев и ярость. Это связано и с революционным прошлым, когда царская полиция преследовала революционеров, и с войной 1941 года, когда полицаи, служившие немецким оккупантам, убивали мирных граждан.

Но время идет, выросло новое поколение, которое не было воспитано на славном советском прошлом, и поэтому сейчас слово "полицейский" не режет слух. Почему поменяли вывеску? Кому и зачем понадобилось проводить реформу МВД в 2011 году? Если быть точнее, то подготовка реформы началась в 2009 году с указа президента РФ «О мерах по совершенствованию деятельности органов РФ». Этот указ стал ответом на те безобразия, что творились в органах правопорядка.

Милицейский беспредел

Одно громкое дело за другим: российские СМИ только и успевали освещать тяжкие преступления, в которых виновниками были сотрудники милиции.

2003 год. Шесть офицеров московского уголовного розыска и генерал-лейтенант МЧС Владимир Ганеев получили по 15-20 лет колонии строгого режима. С начала 90-х годов эти стражи правопорядка, угрожая расправой и тюрьмой, обирали предпринимателей столицы. В их банковских ячейках следствие обнаружило более трех миллионов долларов. С этого дела в обиход вошло устойчивое выражение: оборотни в погонах.

2004 год. Сержант милиции г. Москвы Сергей Коструба приговорен к девяти годам колонии строгого режима. Гражданину Таджикистана Рустаму Байбекову в последний день июля не повезло: за безбилетный проезд в метро ему пришлось расплатиться жизнью. Ревностный страж порядка, обнаружив «зайца» на подведомственной территории, потребовал документы. К несчастью, у задержанного не оказалось регистрации, и он еще имел наглость отказаться заплатить штраф на месте. Не дожидаясь суда и следствия, сержант вынес нарушителю приговор и тут же привел его в исполнение: убил безбилетника выстрелом в рот.

2008 год. Три сотрудника саратовского ОВД приговорены к 23 годам колонии строгого режима. Будучи сильно пьяными, милиционеры избили гражданина армянской национальности и, облив бензином, заживо его сожгли за отказ несчастного взять на себя вину за кражи.

И последней каплей стало резонансное дело начальника ОВД «Царицыно» Дениса Евсюкова. В 2009 году, находясь под воздействием алкоголя, милицейский босс смертельно ранил таксиста, открыл пальбу по прохожим на Шипиловской улице г. Москвы, но этого показалось ему мало. Ворвавшись в супермаркет «Остров», обезумевший милиционер застрелил кассиршу и отстреливался от сотрудников правоохранительных органов, приехавших на задержание. В результате боевых действий пьяного майора погибли два человека, ранено - семь, и в шоке вся страна. Суд приговорил бывшего милиционера к пожизненному заключению в колонии особого режима.

Предпосылки реформы

Накал негативных событий, выставляющих органы правопорядка в неприглядном свете, свидетельствовал о процветании коррупции и неспособности существующей системы справляться с современными реалиями. Реформа в России должна была разрешить накопившиеся противоречия:

  1. Закон о милиции, принятый в 90-х годах, не отвечал современным требованиям. Множественные поправки в законопроект, которые вносились на протяжении 20 лет, создали путаницу в полномочиях ОВД. Несогласованность обязанностей различных структур органов правопорядка привела к неэффективной работе, дублированию деятельности и выполнению несвойственных для милиции функций.
  2. Закон о милиции и акты, которые регулировали деятельность правоохранительных органов, часто опровергали друг друга, что повлекло трудности в их правовом применении.
  3. Злоупотребление должностными положениями и репрессивные действия к согражданам окончательно настроили население против сотрудников милиции.
  4. Неконтролируемые противоправные действия стражей правопорядка свидетельствовали об отсутствии четко прописанных их прав и обязанностей, внутренней дисциплины, строгого отбора кандидатов, желающих работать в ОВД.

Законодательная база

Жизнь заставила взглянуть правде в глаза: так продолжаться больше не может. Необходимы не столько, может быть, глобальные, сколько реальные, работающие изменения в функционировании системы правопорядка. Для решения данных задач в 2011 году был принят ФЗ-3 «О полиции», который четко прописывал следующие положения:

  1. Полиция РФ защищает жителей страны, ее гостей и людей без гражданства. На это направлено 12 видов органов: защита, профилактика правонарушений и расследование преступлений, охрана, защита потерпевших, свидетелей и т. д.
  2. Реформа полиции коснулась обязанностей полицейского. Он должен защищать любого человека, попавшего в беду. Он обязан быть внимательным и вежливым в общении с гражданами. Полицейскому запрещено состоять в партии, чтобы сохранить беспристрастность. Поведение в рабочее и свободное время не должно отличаться. Полицейский является примером для граждан и т.д.
  3. Закон ФЗ-3 «О полиции» внес ряд запретов. Категорически запрещено применять к людям пытки, жестокие действия и унижать человеческое достоинство.
  4. Документ особо останавливается на повышении доверия населения к органам правопорядка. Полицейский несет ответственность за свои действия. За нарушение прав граждан полиция должна принести извинения, а сотрудник должен понести наказание вплоть до увольнения без права восстановления.

Интернет редактирует закон

Неслыханным делом стало предложение президента Дмитрия Медведева отдать закон на всеобщее обсуждение в Интернете. В результате в полемике приняло участие более 5 миллионов граждан России.

Народ не верил, что будут кардинальные изменения от простого переименования милиции в полицию России. Когда в комментариях люди высказывали свое мнение, это настроение четко прослеживалось. Но, несмотря на скептический настрой населения, к их мнению прислушались.

Из закона были исключены статьи, которые разрешали полицейским беспрепятственно проникать на территорию, считающуюся частной собственностью. «Презумпция законности полиции» вызывала также много критики. Так, по сути, любое действие полицейского считалось законным, пока не доказано обратное. Хотя прямой формулировки в законе нет, но оппозиция считает, что презумпция законности присутствует в документе в завуалированной форме.

Реформа шагает по стране

Ну, наконец-то, заживем: закон о реформе полиции принят и отдан на реализацию. Сейчас, как в песне, преступность снизится, а на улицах только вежливые и улыбающиеся полицейские. Но полет фантазии о светлом настоящем так и останется несбывшейся мечтой. Не будем забывать, что мы в России. И особенность национальных реформ заключается в том, что их сочиняют далекие от жизни простых людей чиновники, и также в нежелании государства достойно финансировать те самые реформы.

Денег хватило, только чтобы поменять вывески и а повышение зарплат… «Денег нет, но вы держитесь», - знаменитая фраза Дмитрия Медведева описывает истинное положение с зарплатами. Чтобы отчитаться в успешной реализации реформ, начальник полиции Ришат Нургалиев организует сокращение штатов. 22 % сотрудников были уволены, а освободившиеся деньги перераспределили на оставшихся - волшебное повышение зарплат состоялось. При этом ни одной дополнительной копейки не было потрачено. В который раз россияне убеждаются, что любое улучшение жизни происходит за их счет.

Что происходит? Реформа полиции!

Последствия сокращения штатов незамедлительно отразились на качестве работы. Объем выполняемых задач остался прежним, а ряды сотрудников, которые должны их решать, заметно поредели. Как отметили сами полицейские, времени на улыбки нет, работы много, какие-то вопросы решаются наспех и кое-как. Кроме того, реформа полиции коснулась и образования. Конечно, сама по себе идея, чтобы сотрудники полиции имели высшее юридическое образование, хороша. Но жизнь демонстрирует другое.

Теперь на место начальников в полиции сажают зеленых и неопытных выпускников вузов, а опытные и квалифицированные кадры из-за отсутствия высшего образования остаются на подхвате. Но это полбеды. Многие сотрудники с богатым опытом работы уволились, не желая выносить такую несправедливость. А выпускники юридических вузов, поработав три месяца в невыносимых условиях большого объема задач и вечной нехватки времени, тоже увольняются и предпочитают находить не столь нервную работу.

Картина маслом: несмотря на повышение зарплат, люди не спешат устраиваться на работу в полицию. Нехватка кадров ощутима в тех профессиях, которые работают непосредственно с населением: участковые, следователи, дознаватели и т. д. Но полностью укомплектован штат руководящих работников, пресс-служба, воспитательный, медицинский, юридические отделы. Дальше - больше.

Хотели как лучше, получилось как всегда

Реформа полиции предусматривала пересмотр кадрового состава правоохранительных органов. Для этого было решено изменить штатное расписание и провести переаттестацию сотрудников. Данные шаги были призваны повысить уровень квалификации и исключить недобросовестных полицейских. Корректировка штатных расписаний должна была сократить руководящие должности и оптимизировать деятельность исполнительных штатных единиц. Но четких критериев оценки сотрудников разработано не было.

Хотели как лучше, а получилось как всегда. На практике дело обстояло иначе, чем рисовалось идеальной теорией. Закон о полиции вышел в феврале 2011 года, к июлю этого же года необходимо было отчитаться по итогам проведения аттестации и изменений штатных расписаний. До мая министерство внутренних дел разрабатывало типовой штатник, а на местах документ дорабатывали до июля. В результате на аттестацию времени не хватило. Хорошо, ее продлили до середины августа. Но за такой короткий срок, если к делу подойти добросовестно, аттестовать всех сотрудников физически невозможно.

В итоге галопом провели аттестационные мероприятия без понимания, что проверять, и начальство вовремя успело отрапортовать о проделанной работе. Как выяснилось позднее, скоропалительные штатные расписания, которые делались второпях, не только не сократили руководящие должности, но и увеличили их, соответственно, число реально работающих сотрудников сократилось.

Благие намерения

Реформа (от милиции к полиции) предполагала, что работа правоохранительных органов должна была стать лучше, отрицательный имидж - остаться в прошлом, а доверие людей к полицейским возрасти. Однако формальный подход дал формальный результат. Изменения, конечно, есть: когда приходишь за справкой, тебе дают сначала бумажечку для подписи, где нужно оценить деятельность полиции. А как ее оценивать? В кабинете сидит сотрудница и спокойно выдает справки. Конечно, человек оценит работу этой женщины как хорошую. Отсюда и положительные цифры социальных исследований: доверие населения к полиции повысилось в два раза, т. е. с 23 % до 46 %. Опять все формально.

К примеру, в Грузии после реформы полиции доверие людей к сотрудникам правоохранительных органов повысилось с 5 % до 95 %, и это настоящие цифры. Секрет прост. Там реально хотели изменить все к лучшему, поэтому не ставили невыполнимых сроков и не требовали формальных отчетов. Увольняли всех, кто не соответствовал новым требованиям, а вновь поступивших новичков обучали. За взятки сажали на 10 лет. Несколько показательных судов довели до понимания, что все серьезно. Взятки прекратились. Воров в законе посадили всех в одну тюрьму, чтобы могли управлять только сами собой, а остальные покинули страну. В реорганизацию полиции были вложены большие средства: патрульно-постовая служба получила парк новых машин марок "Шкода-Октавия" и "Форд".

Построены красивые и удобные здания отделов милиции по всей Грузии. А здание МВД в столице поражает своими размерами и дизайном. Новая форма и оснащение полицейских по последнему слову техники также повысили их статус. Все за счет государства. Ну и, конечно, высокие зарплаты. Профессия полицейского очень престижна, и просто так на нее не устроишься, необходимо пройти строгий отбор. Благодаря реформе, Грузия признана одной из самых безопасных стран. Водители могут оставить ключи в машине и спокойно уйти. Никто ее не угонит. Забытые вещи будут дожидаться хозяина на том месте, где их оставили.

Будущие реформы

Как здесь не вспомнить крылатую фразу: «Эх, за державу обидно!» Что же мы не можем, что ли, так? Но надежда умирает последней. Правительство России предпринимает еще одну попытку провести глобальную реформу МВД в 2019 году.

Изменения преследуют две цели: сокращение управляющего аппарата и сокращение расходов на силовые структуры:

  1. Глобальной реформа называется потому, что срок ее реализации запланирован на 5 лет. За это время должна вырасти зарплата, улучшиться социальное обеспечение сотрудников.
  2. Слияние ведомств позволит сократить штат управленцев: патрульно-постовая служба соединится с ГИБДД, рассматривается вопрос об объединении прокуратуры и следственных органов.
  3. Реформа полиции сокращает некоторые функции ведомства: теперь выдачей паспортов будет заниматься МФЦ. Также гражданские организации возьмут на себя обязанность выдачи водительских прав.
  4. Вспомогательные профессии потеряют статус военнослужащих. Психологи, бухгалтеры, эксперты-криминалисты, сотрудники отдела кадров приобретут статус гражданских специалистов.
  5. Медицинский персонал перейдет под крыло Минздрава. Медицинское обслуживание сотрудников полиции будет осуществляться по страховым полисам, а результаты медкомиссии о годности к службе будут объективнее.
  6. В целях экономии средств и повышения квалификации сотрудников срок службы увеличивается с 20 до 25 лет.
  7. Федеральная служба исполнения наказаний войдет в состав МВД России.

Последняя реформа в планах правительства должна существенно улучшить работу полицейских. Жизнь показывает, что реформы продолжаются, и идут они с переменным успехом. Было бы здорово, если бы реализация новой реформы проводилась с учетом прошлых ошибок, а осуществлялась не для галочки, а для людей.

Законопроект, одобренный Президентом РФ Д. А. Медведевым, был предварительно выдвинут на общественное обсуждение, и после внесения ряда поступивших от населения поправок вступил в силу с весны 2011 года.

Дмитрий Медведев: «Полиция должна соответствовать современным требованиям»

Давая комментарий телеканалу «Россия» на эту тему, Президент РФ Дмитрий Медведев отметил, что дело не в смене названия, а в том, чтобы иметь эффективную правоохранительную структуру. Дмитрий Анатольевич говорил, что к милиции накопилось много вопросов: законодательство, облик, приемы работы МВД еще советские, они устарели. Милиция (полиция) должна соответствовать уровню развития экономики и общества, подчеркнул он.
Медведев также заявил о необходимости изменения не только законодательства о милиции (полиции), финансирования структур МВД, в том числе, улучшения материальной базы, но и символа правоохранительного органа, которым является и название: милиция – это добровольные формирования для защиты общественного порядка, если вспомнить историю. Профессионалы же во всем мире называются полицией. Тут речь не об идеологии, а о констатации факта, добавил Д. А. Медведев.

Владимир Путин: «Главное – изменить содержание работы»

Владимир Путин, будучи главой правительства РФ, сказал на брянском форуме «Развитие Центральной России – 2011 – 2012», что «реформы в правоохранительной сфере давно назрели, и смысл предложения Дмитрия Анатольевича выражался в том, чтобы изменить не название, а содержание работы этих ведомств, обновить кадровый состав, проделать структурные изменения, повысить уровень материального благосостояния сотрудников (до 30 – 35 тысяч рублей для начинающих)». Путин сказал, что цель правильная, действия по реформе правоохранительных органов востребованы, а общество должно оценить изменения по их результату, на который нужно работать.

Хинштейн заявил о необдуманных сокращениях подразделений МВД

Депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн высказался в одном из телеинтервью, что главной целью реформы МВД стало сокращение личного состава любой ценой на 22%, причем максимальному сокращению подверглись наиболее работоспособные подразделения – те от кого зависит поддержание общественного порядка – ППС. Хинштейн сказал, что на 24% вся патрульно-постовая служба в структурах МВД России была сокращена, а в Самарской области – даже на 45%. По информации депутата, в ходе реформы было упразднено 970 отделений внутренних дел, в 75% городов и районах с населением ниже 30 тысяч человек нет отделов МВД. Хинштейн в целом назвал кампанию по реформированию милиции-полиции неудовлетворительной именно из-за массовых сокращений сотрудников МВД в ряде подразделений.
Лидер фракции ЛДПР В Госдуме Владимир Жириновский привел число уволенных в результате реформы сотрудников милиции – 200 тысяч человек.

Сколько стоило переименование

По предварительной официальной информации, озвученной МВД РФ осенью 2010 года, на все процедуры, связанные с переименованием милиции в полицию уйдет более 2 миллиардов рублей. Одна только смена нагрудных жетонов сотрудников правоохранительных органов должна была обойтись в половину этой суммы. Еще полмиллиарда планировали потратить на новые таблички для зданий подразделений МВД и другую символику. Основные расходы предстояли в связи с увеличением зарплат сотрудникам – на это собирались изыскать 22 миллиарда рублей.
В начале 2013 года Счетной палатой на заседании Госдумы была названа сумма деятельности по реформированию системы МВД в «более миллиарда рублей». Депутаты подтвердили, что вышеупомянутые 1,125 млрд потрачены только на изготовление новой формы, нагрудных знаков, печатей, удостоверений. Сумма в 770 миллионов потрачена на переоформление документов и другие нужды.