Сколько лет художественной гимнастике. Возникновение художественной гимнастики. Соревнования, правила, чемпионаты

Сколько лет художественной гимнастике. Возникновение художественной гимнастики. Соревнования, правила, чемпионаты

Поздышева Анастасия

Доклад на тему: Художественная гимнастика. Её история, развитие. Особенности вида спорта, судейство. Всё это содержится в докладе Поздышевой Анастасии, ученицы 7 "А" класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Реферат на тему

«Художественная гимнастика»

Подготовлен: Ученицей 7а класса

Поздышевой Анастасией

Преподаватель: Гумарова

Татьяна Владимировна

Санкт-Петербург

2016

Художественная гимнастика - вид спорта , выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка , обруч , мяч , булавы , лента ).

В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. При групповых выступлениях используются или один вид предметов (например, пять мячей, пять пар булав), или одновременно два вида (например, обручи и мячи). Победители определяются в многоборье , в отдельных видах и групповых упражнениях.

Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Раньше выступали под фортепиано или один инструмент. Теперь используются оркестровые фонограммы . Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не более полутора минут. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Классическое многоборье (4 упражнения) - олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр). Выступления оцениваются по двадцатибалльной системе.

В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла и сформировалась в 1940-е годы. С 1984 года - олимпийский вид спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако с конца XX века, благодаря усилиям японских гимнастов, стали проводиться соревнования и между мужчинами.

История

Художественная гимнастика - сравнительно молодой вид спорта; своим появлением он обязан мэтрам балета прославленного Мариинского театра . За небольшой срок своего существования этот вид спорта завоевал мировое признание и имеет многочисленных поклонников во всех уголках земного шара.

В 1913 году на Высших курсах П. Ф. Лесгафта была открыта высшая школа художественного движения. Первыми педагогами её стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Все эти преподаватели до прихода в ВШХГ имели свой опыт в работе по преподаванию: « эстетической гимнастики » - Франсуа Дельсарта , «ритмической гимнастики» - Эмиля Жака дель-Кроза , «танцевальной гимнастики» - Жоржа Демини и «свободного танца» - Айседоры Дункан . Слияние воедино всех этих направлений гимнастики способствовало появлению этого изящного вида спорта.

В апреле 1941 года , был организован и проведен выпускниками и учителями школы, первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. В 40-е годы развитие художественной гимнастики, как и всего советского спорта, практически остановилось из-за Великой Отечественной войны .

В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. В - создана Всесоюзная секция художественной гимнастики, преобразованная в в федерацию СССР. В конце 1940-х годов разработаны классификационная программа и правила соревнований. А дальше развитие этого вида спорта протекало с необычайной быстротой, охватывая все большее число юных участниц.

С 1949 ежегодно проводятся чемпионаты СССР, с 1964 - соревнования на Кубок СССР по художественной гимнастике, с - всесоюзные детские соревнования. Первой чемпионкой СССР в 1949 в Киеве стала Любовь Денисова (тренер Ю. Шишкарева). И в 1954 году появляются первые мастера спорта . Гимнастки начинают выезжать за пределы СССР с показательными выступлениями в Бельгию , Францию , ФРГ , Чехословакию , Югославию .

После этого художественная гимнастика была признана Международной федерацией гимнастики видом спорта. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча: Болгария - СССР - Чехословакия, а спустя 3 года 7-8 декабря 1963 года в Будапеште проходят первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы.

Подводя итоги, было обнаружено, что участие принимали гимнастки не только из Европы, и тогда было принято решение считать эти соревнования первым чемпионатом мира, а его победительницу - москвичку Людмилу Савинкову - первой чемпионкой мира по художественной гимнастике. В Будапеште соревнования проводились по правилам, принятым в СССР, но только по произвольной программе.

В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый командный вид - соревнование по групповым упражнениям. В в Копенгагене состоялся первый чемпионат мира по групповым упражнениям. Тогда же советская команда завоевала золотые медали. С 1978 года проводятся чемпионаты Европы. В Мадриде , советская гимнастка Галима Шугурова , становится обладательницей Европейской короны. В период с по чемпионаты мира проводились раз в два года по нечетным годам, а по четным годам, начиная с по , проводились чемпионаты Европы. С 1992 г. чемпионаты мира и Европы проводятся ежегодно.

Олимпийская история

1980 год стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве , на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр. Олимпийская же история художественной гимнастики начинается в 1984 году , когда первое Олимпийское золото завоевала в Лос-Анджелесе канадка Лори Фанг .

Спустя четыре года олимпийской чемпионкой в Сеуле стала Марина Лобач , Александра Тимошенко одержала победу в Барселоне , в Атланте - Екатерина Серебрянская , в Сиднее - Юлия Барсукова , в Афинах - Алина Кабаева , в Пекине - Евгения Канаева , в Лондоне - Евгения Канаева . Начиная с Олимпийских Игр в Атланте , художественная гимнастика была представлена полностью двумя разделами: соревнованиями в индивидуальных и групповых упражнениях.

Система оценок

До 2001 года оценка выставлялась по 10-балльной шкале, что было изменено на 30-балльную шкалу в 2003 и на 20-балльную шкалу в 2005. С 2009 года действует 30-балльная шкала оценивания. С 2013 года оценка снова выставляется по 20-балльной шкале.

Выступление гимнасток оценивают три бригады судей :

  • Трудность (D) оценивают две подгруппы судей - D1 (2 судьи, оценивают технику исполнения) и D2 (2 судьи, оценивают технику работы с предметом). При подсчёте оценки учитывается среднее арифметическое бригад D1 и D2: (D1+D2)/2.
  • Артистизм и хореографию (А) оценивают 4 судьи;
  • Исполнение (Е) оценивают 4 судьи. Они применяют сбавки за ошибки;
  • На любых соревнованиях обязательно работает судья-координатор, следящий за формальной стороной выступления (например, количество предметов на площадке, выходы за площадку и т. д.).

Итоговая оценка подсчитывается по формуле: Оценка = (D1+D2)/2+A+E

Художественная гимнастика в различных странах

На протяжении своего существования несколько стран всегда занимали лидирующие позиции в развитии этого вида спорта. В начале появления на мировой арене (с 1960 года ) это был СССР, затем Болгария (НРБ ). В период с 1960 до 1991 года основная конкурентная борьба проходила между гимнастками этих двух стран, причём доминирующие позиции, за исключением некоторых периодов (например, - 1977 года ), занимали болгарские гимнастки. Представительницы других государств реально могли претендовать лишь на отдельные серебряные, а чаще бронзовые медали. Картина сильно поменялась со времени развала СССР в 1991 году и появлении на карте мира новых независимых государств. Начало 90-х годов 20-го века можно считать одновременно расцветом украинской художественной гимнастики и крахом болгарской и российской школ. Однако, если российская художественная гимнастика к началу 21 века возродилась с новой силой, то болгарские спортсменки так и не смогли выйти из кризиса. В настоящее время (2011 год ) практически безраздельное лидерство принадлежит российским гимнасткам. Существенные результаты показывают также спортсменки Украины , Белоруссии , Азербайджана .

Нельзя не отметить популярность этого вида спорта в таких странах как Испания , Канада , Италия , Япония , Франция , Израиль . Вряд ли можно говорить о существовании собственных школ и стилей художественной гимнастики в этих странах, но отдельным талантливым спортсменкам время от времени удаётся потеснить с пьедестала признанных лидеров.

Художественная гимнастика в России

В России художественная гимнастика небезосновательно считается одним из популярнейших видов спорта. Нет города или крупного посёлка городского типа, где бы ни занимались этим спортом. Неспроста на летних олимпийских играх большинство чемпионов по художественной гимнастике - россиянки. Их имена знакомы нам и всему миру: Алина Кабаева, Юлия Барсукова, Ирина Чащина, Евгения Канаева, Дарья Дмитриева, Дарья Кондакова и другие, не менее достойные спортсменки.

Особенности спорта

Тренировки гимнасток младшего возраста ограничиваются несколькими часами в день. Старшего возраста - доходят до четырнадцати часов в день. Главные качества гимнаста - это сила воли, выносливость и пластика. Как правило, уже в 14-16 лет многим спортсменам приходится расставаться с гимнастикой или переходить в спортивный балет. Лишь немногие гимнастки продолжают спортивную карьеру до 20-23 лет, и только единицы продолжают соревноваться в более старшем возрасте.

Если сравнивать со спортивной гимнастикой , то художественная - более доступный и безопасный вид спорта. Однако предъявляются очень высокие требования к внешнему виду спортсменов. Совсем недавно художественная гимнастика стала трансформироваться в аэробику и фитнес , поэтому многие девушки могут продолжить свою жизнь в спорте. В спортивной аэробике и в фитнес-аэробике большинство участниц - бывшие гимнастки.

Судейство

Нельзя не отметить тот факт, что художественная гимнастика, точнее, оценка результатов выступлений - вещь крайне субъективная. Не раз возникали серьёзные скандалы и даже дисквалификации судей из-за неравноценного отношения к спортсменам.

Один из самых громких инцидентов произошёл на европейском первенстве в Сарагосе в 2000 году с Еленой Витриченко . Из-за этого неоднократно поднимались вопросы об изменении процедуры судейства (подобно тому, как это сейчас происходит в фигурном катании ) или об удалении этого вида спорта из олимпийской программы.

Допинг

Художественную гимнастику не обошла стороной проблема допинговых препаратов. Их принимают, конечно же, не для повышения выносливости или увеличения мышечной массы. Основная проблема гимнасток - лишний вес. Поэтому основные применяемые препараты - мочегонные средства (диуретики ), которые, в свою очередь, запрещены Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА) .

Лучшие гимнастки России


Алина Кабаева – заслуженный мастер спорта по художественной гимнастике, родилась в Ташкенте в 1983 году. Является победительницей Олимпийских игр в Афинах, которые проходили в 2004 году. В 2000 году Алина принимала участие на Олимпийских играх в Сиднее и заняла 3 место, получив бронзовую медаль. На данный момент Алина Кабаева является двукратной абсолютной чемпионкой мира, пятикратной чемпионкой Европы и шестикратной чемпионкой России. Она получила орден дружбы за заслуги перед своей родиной 4 степени.
Первый свой чемпионат Европы она выиграла после 2 лет тренировок в сборной России, на тот момент девочке было всего 15 лет, и уже через год в 1999 году стала Чемпионкой мира.

Ляйсан Утяшева заслуженный мастер спорта России по художественной гимнастике. Эта спортсменка много раз побеждала международные соревнования, показывая превосходную технику выполнения. На сегодняшний день она является шестикратной чемпионкой Европы и чемпионкой мира. В 2002 году Утяшева стала чемпионкой Европы в командном зачете, а так же обладательницей Кубка мира.
Родилась юная спортсменка в поселке Раевский Альшеевского района, в семье историка и библиотекарши в 1985 году. Заниматься художественной гимнастикой она начала в 1994 году, а в 1999 стала мастером спорта России, после чего и началась ее успешная карьера.

Ирина Чащина - серебряный призер Олимпийских игр, а так же заслуженный мастер спорта. Заниматься гимнастикой девочка начала в 6 лет, еще она очень увлекалась музыкой, но со временем полностью перешла на художественную гимнастику и стала участвовать в индивидуальных упражнениях. Когда Ирине исполнилось 12 лет, она стала входить в сборную России по художественной гимнастике и постоянно участвовать на соревнованиях и ездить на сборы, которые проходили в Москве. На Олимпиаде в Афинах спортсменка стала обладательницей серебряной медали в разделе многоборья. За время своей спортивной карьеры Ирина завоевала огромное количество престижных наград и медалей в разных категориях художественной гимнастики.

Ольга Капранова – многократная чемпионка Европы и мира имеет титул заслуженного мастера порта России по художественной гимнастике. Ольга пришла в спорт в возрасте 7 лет и с того времени добилась высочайших результатов, пик карьеры гимнастки начался с 2003 года, в то время она была одной из лучших гимнасток в сборной, претендуя на 1 место. Ольга Карпанова является десятикратной чемпионкой мира. Самый тяжелый период своей карьеры спортсменка переживала в 2009 году, когда у нее были превосходные достижения, сменяемые серьезными провалами и неудачами, это подтолкнуло ее к завершению своей карьеры и переходу на тренерскую деятельность.
Родилась выдающаяся спортсменка 6 декабря 1987 года в городе Москва. С самого начала своей спортивной карьеры девочка просто влюбилась в художественную гимнастику и поставила перед собой самые трудные цели по достижению лидерства в этом тяжелом спорте.

Вера Сесина - заслуженный мастер спорта по художественной гимнастике, родилась в 1986 году 23 февраля. Выступая в индивидуальных упражнениях, девочка добилась очень высоких результатов. В 2002 году она завоевала 3е место на Кубке мира. В 2005, 2006 она занимала первые места на Чемпионате Европы в разных номинациях. В 2007 стала чемпионкой мира по командному зачету и серебряным призером в многоборье. Первое знакомство с художественной гимнастикой произошло в семилетнем возрасте, когда она начала заниматься в родном Свердловске, но уже в 2001 году спортсменка стала жить и тренироваться в Москве под предводительством знаменитого тренера И.А. Венер.

Мужская художественная гимнастика

Несмотря на свой статус непризнанного вида спорта, мужская художественная гимнастика существует сразу в двух вариантах. За звание пионера в развитии этого направления борются Испания и Япония . Но их варианты мужской гимнастики принципиально разнятся.

В испанском варианте никто и ничего не обустраивал специально под мальчиков, тут мальчики подстраиваются под правила, написанные для девочек. Набор предметов тот же – обруч, мяч, булавы, лента, – критерии оценивания те же. С 2005 года на национальных чемпионатах Испании мальчики допускались к участию вместе с девочками. Это было возможным, поскольку не существовало положения, запрещающего проводить подобные соревнования. Согласно регламенту, каждое автономное сообщество имело право представить 10 участников: 8 девочек-гимнасток + 2 открытые категории, в которую попадали мальчики или гимнастки из других стран. То есть, дискриминация происходила и тогда – оба места в открытой категории могли занять иностранные девочки-гимнастки. Когда же в 2009 году Международная федерация гимнастики официально заявила, что художественная гимнастика – женский вид спорта, где не прописаны правила для участия мужчин, испанские гимнасты начали борьбу за равноправие и восстановление справедливости. Результатом стало решение Федерации гимнастики Испании провести первый национальный чемпионат по художественной гимнастике среди мужчин. На международных соревнованиях гимнасты соревнуются в одной категории с девочками. Так, например, на турнире в Париже 2011 года испанский гимнаст Рубен Ориуэла обыграл девочек из Украины, Болгарии, России…

Рубен Ориуэла заслуживает особого внимания. Он – первый чемпион своей страны, гордость и «отец» испанской мужской художественной гимнастики. Именно по его инициативе и при его активнейшем участии в 2009 году гимнасты добились проведения первого чемпионата среди мужчин.

В отличие от испанской, японская гимнастика мало похожа на привычную нам художественную гимнастику. Здесь спортсмены соревнуются по своим специальным правилам, одеты они не в лосины, а в брюки, и, судя по их сумасшедшим выступлениям, девочкам тут не место.

Японская ритмическая гимнастика представлена в двух дисциплинах – групповой и индивидуальной. Группы состоят из шести человек и выполняют упражнения без предметов. Индивидуальные гимнасты выступают с предметами, но не такими, как в художественной гимнастике. Это кольца, трость, булавы (тяжелее и больше, чем у девушек) и скакалка. В мужской ритмической гимнастике делается акцент на скорости, силе, координации. В индивидуальной программе все это выглядит как «суровая» художественная гимнастика с элементами акробатики – без намека на изящность, грацию, без красивых перекатов предмета и элементов на гибкость, зато с демонстрацией невероятного владения тела. Выступления в групповой программе производят сильное впечатление – гимнасты выделывают такое, от чего захватывает дух и становится страшно за их здоровье. Например, в течение 30 секунд спортсмены аккуратно выстраиваются в пирамиду, а потом за секунду падают с нее на ковер под углом в 90 градусов.

Впервые японскую ритмическую гимнастику продемонстрировали на Кубке мира в 1986 году в качестве показательного выступления. Со временем этот вид спорта становился все популярнее в Японии и распространялся в другие страны. В 2005 году для развития мужской ритмической гимнастики в России Ирина Винер пригласила японского тренера. Под его руководством готовился к чемпионату мира Александр Буклов – первый российский чемпион мира по мужской ритмической гимнастике.

История возникновения гимнастики в России берет свое начало несколько столетий назад. За это время менялась методика занятий, система этого вида спорта, его популярность у населения.

Неизменным на протяжении многих лет, пожалуй, осталось только одно - несомненное лидерство российских гимнастов на мировой арене.

Что такое гимнастика?

Существует два мнения о том, как переводится это слово с греческого языка. В первом варианте оно произошло от «gymnazo» - «тренирую», «упражняю». Вторая версия утверждает, что имя популярному сегодня виду спорта дало слово «gumnos» - «голый». Это объясняется тем, что в Древней Греции, откуда и берет начало история возникновения и развития гимнастики, принято было проводить телесные упражнения в обнаженном виде.

Этот вид физической культуры включает в себя занятия по совершенствованию таких человеческих способностей, как ловкость, выносливость, пластичность. С начала истории возникновения гимнастика направлена на укрепление организма и поддержание его в тонусе.

Принято выделять несколько направлений этого вида спорта:

1. Спортивная гимнастика. Она включает в себя акробатику, легкую и тяжелую атлетику, художественную гимнастику.

2. Оздоровительная гимнастика. Она разделяется на общую, развивающую двигательную активность; гигиеническую, направленную на укрепление иммунитета и тонуса организма; атлетическую, повышающую выносливость; ритмическую, содержащую хореографические элементы.

3. Прикладная гимнастика также имеет 4 разновидности. Лечебная - поддержание здоровья больного. Комплекс упражнений назначается лечащим врачом. Военно-прикладная - используется в вооруженных силах. Она помогает солдатам приобрести и закрепить навыки, применяемые во время военных действий. Спортивно-прикладная - применяется для тренировки профессиональных спортсменов. Профессионально-прикладная - включает комплекс упражнений, способных повысить профессиональные навыки сотрудников.

Древняя Греция

Рассказать кратко об истории возникновения гимнастики не удастся, так как история эта длинная и насыщенная различными важными событиями. А началась она в Древней Греции. Уже в 8 веке до нашей эры сложилось несколько направлений этого вида деятельности.

Началом истории возникновения и развития спортивной гимнастики можно считать первые в мире Олимпийские игры. Древние спортсмены соревновались в беге, прыжках, борьбе. Кстати, Олимпийские игры в Древней Греции впервые проводились в 776 году до нашей эры.

Вторым важнейшим направлением гимнастики было поддержание физической формы солдат, приобретение ими навыков, необходимых для ведения военных действий. Переломный момент в истории возникновения и развития гимнастики наступил с падением Римской империи. Это была эпоха образования варварских королевств, кровавых войн, передела территорий. Поэтому вопросы физической культуры тела были отложены в долгий ящик.

Возрождение культуры тела в Средневековье

Второй этап в истории возникновения гимнастики настал в эпоху Средневековья с развитием такого общественного направления как гуманизм. Его последователи проповедовали ценность личности, право человека самостоятельно формировать смысл и обустройство своей жизни.

На фоне гуманизма в 18 веке возникло новое направление педагогики - филантропия. Приверженцы этого течения занимались всякого рода благотворительностью и заботой о ближнем. Они создавали школы - филантропины, в которых много внимания уделялось физическому воспитанию, то есть гимнастике.

Гимнастические системы

На рубеже 18 и 19 веков устойчиво сформировались 4 гимнастических системы: немецкая, французская, шведская и сокольская. Возникновение таких движений было обусловлено не только просветительской, но и государственной потребностью. Укрепление военных формирований в странах Европы требовало значительных пополнений рядового состава.

Однако, чтобы не нанести ущерб экономическому развитию государств, подготовке солдат не уделялось достаточно времени. Поэтому тренировка выносливости, закалка организма, приобретение определенных физических навыков начинались еще в учебных заведениях.

Автором первой гимнастической системы считается филантроп И.Г. Гутс-Мутс. Она была разработана в Германии, но успешно адаптировалась и для использования в других государствах. Немецкая методика физического воспитания была дополнена многими другими деятелями. Наибольший вклад в нее внесли И. Г. Фихте, Ф. Л. Ян, К. Ф. Фризен.

Офицер испанской армии Ф. Аморос стал создателем французской гимнастики. Примечательно, что, согласно его методике, преподаватель физического воспитания должен был владеть и такими предметами, как психология, анатомия и даже музыка.

Его книга «Руководство по физическому, гимнастическому и моральному воспитанию» на долгое время стала основой занятий по физической культуре во многих школах Франции.

Шведская гимнастика, разработанная П.Х. Лингом, основывалась на повторе оптимально организованных упражнений. Именно это, по мнению автора методики, способствовало укреплению организма. Он также выделял педагогическую, военную, медицинскую, эстетическую гимнастику.

Разработка сокольской гимнастики принадлежит чеху М. Тыршу. Основной его целью было заменить распространенную в Чехии немецкую гимнастику, которая, по его мнению, ассимилировала чехов.

Физкультура в Российской империи

История возникновения гимнастики в России началась в эпоху Петра Великого. Однако следует заметить, что телесные упражнения были не чужды и для жителей Древней Руси. Подтверждением тому являются различные соревнования, устраиваемые во время народных празднеств. Это были кулачные бои, лазания на столб, бег и прыжки.

Как и во многих европейских государствах, история возникновения гимнастики в нашей стране берет свое начало в военных структурах. Петр Первый установил для своих потешных полков преодоление полосы препятствий. Он также ввел физическую подготовку в других родах войск.

Великий полководец Александр Суворов занимался разработкой методики для физической подготовки солдат. Он стал автором «Полкового учреждения», где и описал свои разработки. Методика эта основывалась на осознанном подходе каждого солдата к ведению боя.

После в России начала использоваться немецкая система, но эффективности это не принесло, поэтому она в скором времени сменилась французской. Но и эта методика не нашла последователей, и занятие физкультурой стало проводиться на шведский манер. Ни одна из этих систем не прижилась в России, и постепенно занятия гимнастикой потеряли интенсивность.

Петр Лесгафт

О физическом воспитании вновь вспомнили лишь в середине 19 века. Тогда приняли решение о введении определенных правил по обучению гимнастике в войсках. Но из-за отсутствия квалифицированных в данном вопросе преподавателей желаемого эффекта в подготовке военных не последовало. История возникновения гимнастики (атлетической и спортивной) претерпевала не лучшие времена вплоть до начала 20 века.

Создателем русской системы физического воспитания стал Петр Лесгафт, опубликовавший «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». В основе его методике было утверждение о том, что телесные упражнения способствовали интеллектуальному развитию человека посредством овладения собственным телом. В этом его система перекликалась с постулатами, заложенными Суворовым.

Создание гимнастических обществ

В истории возникновения спортивной гимнастики в России значительную роль сыграло распространение спортивных организаций. Они образовывались по всей стране и охватывали все слои населения. Следует отметить, что данные общества применяли различные гимнастические системы, но наибольшее распространение получила сокольская методика.

Первые общества появились в 70-х годах 19 столетия. Официальное их утверждение произошло не сразу. Правительство опасалось, что вместо спортивного направления, деятельность данных кружков будет носить политический характер и сеять смуту среди населения, как произошло во многих других государствах.

Первым утвержденным кружком стало «Русское гимнастическое общество», образованное на базе немецкого клуба «Пальма». Эти организации проводили соревнования и готовили первых профессиональных спортсменов.

Гимнастика в СССР

После октябрьской революции в корне изменились взгляды на образование молодежи. Началась активная борьба с безграмотностью. Больше внимания стало уделяться и физическому воспитанию. Также началась подготовка резервов Красной армии, в которой значительное место выделялось гимнастике.

С 1926 года в образовательных учреждениях появляется новый предмет - физическая культура. Основой этой дисциплины стала гимнастика. Также начали образовываться институты физкультуры, которые занимались разработкой новых методик и подготовкой квалифицированных в этой области преподавателей.

Еще одно важное событие произошло в 1929 году. На научно-методической конференции эту дисциплину разделили на отдельные направления. Появилась акробатика, спортивная и художественная гимнастика.

История возникновения комплекса ГТО

В 1931 году был введен Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». ГТО включал системы нормативов, основной дисциплиной в нем стала гимнастика. Он просуществовал до 1991 года, когда Советский Союз прекратил свое существование.

Успешно сдавшим нормативы гражданам вручались нагрудные значки. Они изготавливались из золота, серебра и бронзы. Требовалось выполнить целый ряд упражнений: бег, прыжки, плавание, подтягивание, стрельба. Призерам, выполнившим определенный комплекс упражнений, присваивался разряд и звание мастера спорта.

Массовый вид спорта

С началом введения ГТО гимнастика в СССР становится массовой. Популяризации в особой степени способствовали различные гимнастические выступления. Их проводили во время праздников и фестивалей, на открытиях спартакиад и Игр доброй воли.

Кроме популяризации гимнастики эти выступления преследовали и другие цели. Они показывали всему мировому сообществу спортивность нации, патриотизм и сплоченность советских людей.

В это же время начинается история возникновения художественной гимнастики в СССР. В 1934 году открылась «Высшая школа художественного движения» при Ленинградском государственном институте физкультуры имени П.Ф. Лесгафта. Именно там художественная гимнастика впервые появилась обособлено от других направлений этого вида спорта. Обучение в школе проводили лучшие специалисты того времени. Именно они сформировали основные правила и техники этого исключительно женского вида спорта.

В 1937 году в истории возникновения гимнастики в нашей стране произошло еще одно важное событие. Спортсмены Советского Союза впервые участвовали в международных соревнованиях. Это произошло в Антверпене на третьей рабочей Олимпиаде.

Спорт и Великая Отечественная война

Несмотря на сложные для страны времена, развитие гимнастики продолжалось. Соревнования по этому виду спорта устраивались в СССР в 1943, 1944 и в 1945 году. Кроме того, физическая подготовка советских солдат сыграла важную роль в победе над фашистскими захватчиками.

После Великой Победы, на Красной площади был организован парад физкультурников. Для подготовки к нему были задействованы колоссальные кадровые ресурсы, что в очередной раз стимулировало популяризацию гимнастики в СССР.

В послевоенные годы началось восстановление спортивных сооружений. Также возобновилось проведение соревнований. В 1948 году вышло Постановление ЦК о развитии физической культуры в стране. Оно также было направлено на повышение уровня подготовки спортсменов.

Это был переломный момент для советской гимнастики. Если прежде этот вид спорта был направлен на оздоровление и поддержание физической культуры населения, то теперь он стал привилегией профессиональных спортсменов.

Основной упор был сделан именно в направлении повышения квалификации будущих чемпионов. Таким образом, гимнастика перестала быть спортом, доступным для масс.

ФИЖ

Международная федерация гимнастики (ФИЖ) была образована в 1881 году. Изначально она охватывала только страны Европы, но позже и другие части света присоединились к этому сообществу.

СССР вошел в ФИЖ в 1949 году и с этого момента советские спортсмены стали официально принимать участие в мировых чемпионатах. В 1952 году они впервые выступили на Олимпийских играх. С этого времени советские, а потом и российские гимнасты, прочно утвердились на позициях лидеров.

СССР сыграл не последнюю роль в развитии художественной гимнастики. История возникновения этого направления началась в нашей стране, и после Олимпиады в Москве, в 1980 году, для него произошел решающий поворот. Международный олимпийский комитет включил художественную гимнастику в Олимпийские игры.

Гимнастика в России сегодня

В настоящее время в России возрождается гимнастика в качестве массового вида спорта. А российские спортсмены продолжают завоевывать пьедесталы на международных соревнованиях. Среди них абсолютные чемпионы Олимпийских игр, абсолютные чемпионы мира и рекордсмены.

Также следует отметить колоссальную научно-исследовательскую деятельность, посвященную гимнастике. Это играет огромную роль в подготовке спортсменов.

Федерация спортивной гимнастики России была образована в 1991 году. Эта организация уполномочена представлять интересы наших спортсменов на мировой арене. Также под контролем Федерации происходит образование региональных гимнастических школ, проведение юниорских соревнований. Так происходит подготовка будущих спортсменов и победителей.

Художественная гимнастика - один из самых молодых видов спорта. Официальным годом регистрации вида спорта считается 1939 год. До этого времени художественная гимнастика состояла в Международной федерации гимнастики (FIG) вместе с гимнастикой спортивной, была «просто гимнастикой». Самостоятельный статус художественная гимнастика поистине заслужила - и заслужила благодаря советским гимнасткам, которые в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века провели крупную серию показательных выступлений в ряде стран мира и так заворожили публику своими выступлениями, что FIG признала художественную гимнастику автономным, независимым видом спорта. Спортсменок этого вида спорта народ ласково называет «художницы».

Художественная гимнастика – это выполнение под музыкальное сопровождение на ковре размером 13х13 метров комбинаций из танцевальных, акробатических и хореографических движений. Которые образуют слитные связки, визуальные образы которых формируют законченную художественную композицию. Соревнуются гимнастки только в композициях с предметами - скакалкой, обручем, мячом, лентой, булавами.

До девяностых годов прошлого века, в программу соревнований входила композиция без предмета, с обязательным набором элементов. (Равновесие, поворот, волна и др.) На заре развития художественной гимнастики, были обязательны упражнения с шарфом, упражнения с булавами большого размера, широкими лентами, акробатика (прыжки в высоту). Были очень популярны массовые упражнения « художниц» на спортивных праздниках и парадах.

Следует отметить, что раньше композиции в художественной гимнастике выполнялись под музыку которую исполнял аккомпаниатор на рояле. Сейчас все музыкальное сопровождение записывают на электронных дисках.

Современные композиции достаточно сложные, включают множество акробатических движений под предметом, каскады прыжков, серии различных сложно – координационных связок, из поворотов, прыжков, равновесий. Выполняя движения, гимнастка слитно работает предметом. Иногда гимнастические элементы сочетаются с сериями бросков предметами. Конечно, такая сложность, если она выполнена безупречно, высоко оценивается судьями.

Соревнования по художественной гимнастике проводятся в индивидуальном первенстве (в отдельных видах и в многоборье) и в групповых упражнениях, с одним или несколькими предметами. Каждое упражнение должно длиться не более полутора минут. Выступления оцениваются по 20-балльной системе. Оценивается, прежде всего техника исполнения, существуют надбавки за сложность и уникальность элементов. Также оценивается элегантность, стиль, точность линий, легкость выполнения упражнений…

Огромные требования предъявляются к внешнему виду гимнасток. Прическа, макияж, сочетания цвета костюма и предмета – все имеет значение и влияет на окончательную оценку за выступления.

В художественной гимнастике - самые грациозные и красивые девушки. Достигается элегантность и грациозность многочасовыми тренировками, жестким режимом, ограничением в питании.

До недавнего времени это был исключительно женский вид спорта, однако с конца XX века благодаря усилиям японцев в художественную гимнастику пришли и мужчины. В течение почти 20 лет в стране Восходящего Солнца проводятся различные чемпионаты по художественной гимнастике. Страны – соседи, Китай и и другие государства Азии тоже готовят своих гимнастов, которые приезжают на японские турниры. Причем мужчины - «художественные гимнасты» выполняют по истине сложные акробатические элементы под предметом, поэтому можно с уверенностью говорить об атлетичности мужской художественной гимнастики. Которая берет свои истоки из древних национальных видов японской борьбы. Популярность мужской художественной гимнастики довольно высока, во многих европейских странах существуют школы мужской художественной гимнастики. Занимаются мужской художественной гимнастикой и российские спортсмены. Нужно сказать что женская и мужская гимнастика, очень отличаются друг от друга. Женская – гибкость, пластичность и грациозность. Мужская атлетичность и воинственность. Но в целом мужская и женская гимнастика – это законченная целостная хореографическая композиция.

В детско-юношеские спортивные школы на отделения художественной гимнастики принимают с 6-ти лет, в спортивные клубы – с 4,5. Соревнования по программе III юношеского разряда «Юный гимнаст» проводятся с 6-ти лет. А вот знаменитая Алина Кабаева пришла в художественную гимнастику в три года, правда, как говорит она сама, это была не спортивная школа, а спортивный кружок, секция, где с детьми будто бы просто играли, но с акцентом на развитие гибкости, привитие чувства ритма.

Откуда пошла художественная гимнастика? 1913 год. Санкт-Петербург. Открытие Высшей школы художественного движения. Её педагоги объединили, слили воедино «эстетическую», «ритмическую», «танцевальную» гимнастику и «свободный танец» Айседоры Дункан. Так родилась художественная гимнастика. В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла в 1940-е годы и своим появлением обязана мэтрам балета прославленного Мариинского театра. В апреле 1941 года был проведен первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. Затем долгий перерыв в развитии из-за Великой Отечественной войны и в 1948 году - первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. Грациозность, изящество, стройность, красота девушек-спортсменок покорили зрителей. Заниматься художественной гимнастикой хотели все девочки. Открываются все новые и новые отделения, школы художественной гимнастики. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча Болгария - СССР - Чехословакия, а спустя 3 года в Будапеште - первые официальные международные соревнования, в которых принимают участие 28 гимнасток из 10 стран. Первой чемпионкой мира стала москвичка Людмила Савинкова. 1967 год, Копенгаген - первый чемпионат мира по групповым упражнениям, на которых советская команда завоевала золотые медали.

Начиная с 1992 года чемпионаты мира и Европы проводятся ежегодно – это ли не показатель огромной популярности художественной гимнастики!

Первые Олимпийские игры, где была представлена художественная гимнастика, прошли в 1984 году в Лос-Анджелесе. Первой олимпийской чемпионкой по художественной гимнастике стала канадская спортсменка Лори Фанг. Команда Советского Союза (как и некоторые другие страны) не принимала участие в Играх из-за политических разногласий. Затем (за исключением Атланты-1996, где Россия после распада СССР впервые выступала самостоятельной командой и где чемпионкой стала украинка Екатерина Серебрянская) - неостановимый каскад олимпийских побед наших «художниц»: Сеул-1988 - Марина Лобач, Барселона-1992 (выступает объединенная команда СНГ) - Александра Тимошенко, Сидней-2000 - Юлия Барсукова, Афины-2004 - Алина Кабаева, Пекин-2008 - Евгения Канаева, Лондон-2012 - снова Евгения Канаева.

Особо подчеркнем: начиная с 2000 года выигрывают олимпийские игры только воспитанницы Ирины Винер-Усмановой - великого, без преувеличения, тренера. Тренерский коллектив СДЮСШОР по художественной гимнастике Московского городского физкультурно-спортивного объединения Москомспорта под руководством Ирины Александровны воспитал помимо вышеупомянутых спортсменок и других известных во всем мире «художниц». Для тренировок гимнасток созданы великолепные условия. Помимо квалифицированного тренерского состава, с гимнастками работают лучшие врачи, массажисты, психологи команды.

Среди них Амина Зарипова - неоднократная чемпионка мира и Европы, Ирина Чащина - серебряный призер Афин-2004, чемпионка мира и Европы, Вера Сесина и Ольга Капранова - многократные чемпионки мира и Европы, Дарья Кондакова – неоднократная чемпионка мира, Европы, победитель и призер Кубков мира и Гран-при, Дарья Дмитриева – серебряный призер лондонской Олимпиады 2012 года, чемпионка Универ-сиады-2011, чемпионка мира, чемпионка Европы, Александра Меркулова – 17-летняя спортсменка, мастер спорта международного класса, абсолютная чемпионка юношеских Олимпийских игр 2010 года.

Художественная гимнастика – любимица всего мира. Она завоевывает все новые и новые территории. И хотя россиянки в этом виде спорта лучшие, буквально по пятам за ними идут (а порой и теснят с пьедестала) талантливые спортсменки Украины, Белоруссии, Азербайджана, а также Испании, Канады, Италии, Японии, Франции, Израиля. Это объясняется тем что очень многие бывшие чемпионки работают с командами других стран, которые и составляют конкуренцию российской сборной.

Надо сказать, что художественная гимнастика достаточно субъективный вид спорта. При действующей ныне 20-балльной шкале оценок борьба идёт буквально за сотые доли. Международная федерация гимнастики многократно меняла технический регламент, балльную шкалу в пользу технических элементов исполнения для уменьшения субъективности оценок. Сами тренеры признают, что «раньше была несколько другая гимнастика – больше красоты и чувств…» Но меняющиеся правила судейства, и высокие технические требования к квалификационной программе развивают художественную гимнастику в целом. Повышенная сложность элементов композиции и их безупречное выполнение, смотрится очень зрелищно. Гимнастки порой сами придумывают уникальные элементы, исполняя их в композициях, получают надбавки к основным баллам.

Огромное количество девушек занимаются художественной гимнастикой. Школы гимнастики существуют в 63 областях, краях и республиках Российской Федерации. Это задел на будущее, подрастает новая плеяда «звездочек – художниц». Можно с уверенностью надеяться на первенство команды по художественной гимнастике на самых престижных мировых стартах.

Зарождение гимнастики как вида спорта…………………………………… 2

Место и значение гимнастики в системе физического воспитания……... 3

Гимнастика в программе Олимпийских игр……………………………… 21

Современное состояние гимнастики на Тамбовщине…………………… 26

Литература……………………………………………………………………. 28

Зарождение гимнастики как вида спорта

Расцвет и упадок

Гимнастика (от греческого "гимназо" - обучаю, тренирую) - система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, - служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Впрочем, существует и другая, менее убедительная, версия происхождения этого слова от греческого "гимнос" - обнаженный, так как древние занимались телесными упражнениями обнаженными.

Гимнастика древних помимо общеразвивающих и военных упражнений, упражнений в верховой езде, плавания, имитационных и ритуальных танцев содержала и упражнения, по которым проводились публичные состязания - бег, прыжки, метания, борьба, кулачный бой, езда на колесницах, включавшиеся в программы Олимпийских игр древности, проводившихся с 776 года до н.э. по 392 год н.э. в течение 1168 лет.

После падения Римской империи, в средние века, когда господствовало мракобесие и схоластика, аскетизм, достижения античной культуры и искусства, в том числе и гимнастика, были забыты.

С утверждением на рубеже XIV-XV вв. гуманизма - направления общественной мысли, характеризующегося защитой достоинства и свободы личности, ее всестороннего, в том числе и физического, развития борьбой за человечность общественных отношений - начинается обращение к культурному наследию античности. В систему воспитания постепенно внедряется физическое воспитание - гимнастика. Значительную роль в ее возрождении сыграло сочинение итальянского врача Иеронима Меркуриалиса (1530-1606) "Об искусстве гимнастики", взгляды на воспитание французского писателя, автора романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле (1494-1553), швейцарского педагога Песталоцци (1746-1827), французского философа-просветителя Жан-Жака Руссо (1712-1778), чешского педагога Яна Амоса Каменского (1592-1670).

Второе рождение гимнастики

В конце XVIII - начале XIX вв. в Германии в педагогике под влиянием идей гуманистов сложилось течение филантропистов. В созданных ими школах - филантропинах - важное место заняла система физического воспитания - гимнастика, которую разработали и преподавали Г. Фит (1763-1836), И. Гутс-Мутс (1759-1839). Завершил создание системы немецкой гимнастики Ф. Л. Ян (1778-1852), разработавший гимнастическую систему, названную "турнен", и обогатившую немецкую гимнастику упражнениями на перекладине (турнике), кольцах, брусьях и коне.

Оригинальные системы гимнастики были созданы: во Франции Ф. Аморосом (1770-1847), в Швеции (шведская) П.-Г. Лингом (1776-1839), а в Чехии (сокольская) - Мирославом Тыршем (1832-1884).

Непросто установить, когда гимнастика, система физического воспитания, стала видом спорта. Известно, что в 1817 г. 80 учеников Ф. Амороса провели публичные состязания в Париже, что в Греции, в Афинах, начиная с 1859 г., не раз предпринимались попытки возродить античные Олимпийские игры, и проводились соревнования по многим видам физических упражнений и гимнастике. Можно предположить, что ученики Ф. Яна пытались мериться силами, соревноваться в выполнении упражнений, а ученики М. Тырша - "соколы" - проводили слеты, на которых гимнасты демонстрировали свои успехи и, естественно, эти успехи как-то сравнивались. Но все это эпизоды. Признанным видом спорта гимнастика стала в 1896 г., когда была включена в программу первых современных Олимпийских игр. И с тех пор остается их подлинным украшением.

С первых Олимпийских игр основу соревнований гимнастов составляли упражнения на гимнастических снарядах: коне, кольцах, брусьях, перекладине и в опорных прыжках, а с 1932 г. (Лос-Анджелес, США) и в вольных упражнениях. Однако, отдавая дань гимнастике - системе физического воспитания, и в зависимости от содержания гимнастики в стране-организаторе Олимпийских игр, в программу соревнований включались дополнительные упражнения, служившие разносторонней физической подготовке - лазание по канату, спринтерский бег, прыжки в высоту, длину и с шестом, толкание ядра. На Олимпийских играх разыгрывается командное первенство, первенство в многоборье и первенство по отдельным видам многоборья.

Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. (Амстердам, Нидерланды) впервые соревновались и женщины. Правда, следующие, Х Игры (1932, Лос-Анджелес, США), они пропустили, но с XI Игр (1936, Берлин, Германия), участвовали постоянно во всех играх. Поначалу женщины соревновались только в командном первенстве, а с XV Игр (1952, Хельсинки, Финляндия) оспаривают и личное первенство в многоборье - опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения - и по отдельным видам.

С XI Игр программа соревнований мужчин стабилизировалась и приняла современный вид - шестиборье: вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина.

Место и значение гимнастики в системе физического воспитания

Гимнастика как вид спорта и цельная система физического воспитания зародилась в Древней Греции. О благотворном влиянии регулярных занятий гимнастикой на гармоничное развитие личности писали и говорили Гомер, Аристотель и Платон. Помимо привычных для нас общеразвивающих и специальных упражнений гимнастика древних греков включала в себя плавание, бег, борьбу, бокс, езду (верховую и на колесницах) и т.д. По одной из версий, само слово «гимнастика» происходит от греческого «gumnos» (обнаженный): как известно, древнегреческие атлеты выступали на состязаниях без одежды.

Ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением», противопоставляя плотское, т.е. «греховное» ее начало – под которым, прежде всего, подразумевалась нагота атлетов, – духовному, возвышенному. В 393 гимнастика была официально запрещена.

В древности с гимнастикой были знакомы не только греки. К примеру, в Китае и Индии несколько тысячелетий назад тоже практиковались гимнастические упражнения – в основном в лечебных целях. Уже тогда были известны и специальные приспособления, похожие на некоторые современные гимнастические снаряды. Так, в древнем Риме для обучения основам верховой езды использовалось некое подобие известного нам «коня».

С началом европейского Возрождения вновь пробуждается интерес к гимнастике древних греков: мыслителями Ренессанса она воспринимается как средство укрепления здоровья и общефизического развития человека. Постепенно закладываются теоретические основы системы физического воспитания (Руссо, Песталоцци и др.). Непосредственным предшественником современной спортивной гимнастики в XVI–XVII вв. стала весьма популярная тогда вольтижировка (упражнения и прыжки) на столе и коне, лазанье по шесту и стенке, поддержание равновесия на канате и деревьях.

Зарождение и развитие современной спортивной гимнастики. В XVIII – начале XIX вв. в Германии формируется система физвоспитания, в основу которой была положена гимнастика. Зачинателем немецкого гимнастического движения стал Ф.Л. Ян. Он значительно расширил «гимнастическую область» и изобрел новые упражнения и снаряды (включая перекладину и брусья), заложив тем самым основы современной спортивной гимнастики. В 1811 Ян открыл первую гимнастическую площадку (недалеко от Берлина), а пять лет спустя опубликовал – вместе с одним из своих учеников Е.Айзеленом – книгу Немецкая гимнастика : в ней содержались описания основных упражнений и необходимые методические рекомендации. Приблизительно к этому времени относятся и первые публичные выступления гимнастов.

Собственные системы физвоспитания разрабатывались в Чехии, Швеции и Франции, а чуть позже – и в России. В этот период культивировались упражнения на снарядах и опорные прыжки. Хотя вольные упражнения в том или ином виде были известны еще несколько веков назад (например, по выступлениям бродячих цирковых трупп, демонстрировавших среди прочего необычные номера на полу или на земле), как одна из гимнастических дисциплин они получили признание не сразу.

В своем развитии спортивная гимнастика прошла несколько этапов: со временем менялись требования к ней и, соответственно, ее содержание. История гимнастики XIX в. во многом определялась противоборством двух принципиально разных систем: шведской, в которой упор делался, прежде всего, на вольные упражнения (в широком смысле), и немецкой, тяготевшей к упражнениям на снарядах.

В середине столетия в Германии появляются первые закрытые гимнастические залы (до этого действовали лишь открытые площадки). Начинают проводиться официальные соревнования по спортивной гимнастике. Во второй половине XIX в. Европа, а позже и Америка переживают настоящий гимнастический бум.

А следующий век можно с полным основанием назвать «веком гимнастики». Хотя современная программа гимнастических соревнований определилась далеко не сразу. К тому же проходили они необычно. Состязания гимнастов нередко устраивались на открытом воздухе. Не существовало поначалу и единых технических требований к гимнастическим снарядам: зачастую национальные сборные приезжали на международные соревнования с собственным «реквизитом».

До Второй мировой войны успешнее других выступали гимнасты Германии, Чехословакии, Франции, Италии, Швейцарии Финляндии, США, Югославии, Венгрии. В 50-е в мировую гимнастическую элиту вошли спортсмены СССР и Японии, позже – Румынии, Китая и Болгарии, а с распадом СССР – представители России, Украины и Белоруссии.

Международная Федерация гимнастики. В 1881 создается Европейская гимнастическая федерация (ФЕГ), в которую поначалу входили всего три страны: Бельгия, Франция и Голландия. Основателем и первым президентом Федерации стал бельгиец Николас Куперус. В 1921 – с появлением в составе ФЕГ первых неевропейских стран – она реорганизуется в Международную Федерацию гимнастики (ФИЖ), которая сейчас объединяет спортивную гимнастику и смежные дисциплины: общую гимнастику, художественную гимнастику, прыжки на батуте, спортивную аэробику и акробатику.

Художественная гимнастика - различные гимнастические упражнения (динамические и пластические), выполняемые под музыку. Для выполнения некоторых упражнений спортсменки используют различные предметы (ленту длиной около 6 метров, мяч диаметром 18-20 см, скакалку (цветную и без ручек), обруч диаметром 80-90 см и булавы, длина которых составляет 40-50 см).

На выполнение упражнения гимнастка затрачивает от 57 до 90 секунд, причем завершение выступления должно совпадать с окончанием музыки (если спортсменка использует снаряд - на финальной ноте она должна обязательно его коснуться). Оценивание проводится по 20-бальной шкале.

Первая Высшая школа художественной гимнастики появилась в России, в Ленинграде, при институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта, в 1913 году. Как вид спорта упомянутая дисциплина сформировалась в середине прошлого века.

С 1984 года художественная гимнастика причислена к Олимпийским видам спорта, а с 1986 года как индивидуальные, так и групповые состязания входят в программу всех Олимпиад.

Спектр упражнений в художественной гимнастике достаточно обширен. Это действительно так. Ведь кроме упражнений без предметов (прыжки, волны, взмахи, равновесие и т.д.) и упражнений с предметами гимнастки исполняют элементы классических, народных, историко-бытовых и современных танцев, пантомимы, а также элементы основной гимнастики, акробатики, ритмики и упражнения из иных видов спорта.

Художественной гимнастикой занимаются только женщины. Ошибочное мнение. Параллельно с художественной развивается мужская ритмическая гимнастика. Зародился этот вид спорта в Японии, где в конце прошлого века большую популярность приобрели групповые упражнения мужчин-гимнастов, выполняемые под музыку. Из снарядов используются мужские булавы, скакалка и два маленьких обруча. В наши дни группы мальчиков-гимнастов появились во многих странах мира, в том числе в России (тренирует их специально приглашенный для этой цели тренер-японец).

Начать заниматься художественной гимнастикой можно в любом возрасте. Это не совсем так. Лучше всего начинать заниматься данным видом спорта с 4-6 лет, пока опорно-двигательный аппарат не утратил гибкости. Однако бывают и исключения. Например, шестикратная чемпионка мира Амина Зарипова пришла в художественную гимнастику в возрасте 11 лет, но это не помешало ей добиться побед на многих состязаниях.

Художественная гимнастика - одно из ответвлений спортивной гимнастики. Ошибочное мнение. В школе художественного движения (так именовалась первая школа художественной гимнастики, открытая в 1913 году в Ленинградском институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта) работали талантливые преподаватели ритмической гимнастики (Эмиль Жак дель-Кроз), танцевальной гимнастики (Жорж Демини), эстетической гимнастики (Франсуа Дельсарт) и свободного танца (Айседора Дункан). Именно в результате слияния этих направлений возник вид спорта, известный в наши дни под названием "художественная гимнастика".

Соревнования по художественной гимнастике проводятся с 60-х годов прошлого века. Да, первая официальная международная встреча проходила в 1960 году в Софии. В декабре 1963 года в Будапеште были проведены первые международные соревнования по данному виду спорта, названные вначале Кубком Европы, но, во время подведения итогов, переименованные в чемпионат мира (поскольку выяснилось, что в состязаниях принимали участие не только спортсменки из стран Европы). Однако состязания по художественной гимнастике проводились и ранее - вначале только в Ленинграде (в апреле 1941 года), позже - на территории всего Советского Союза. С 1949 года ежегодно проводились чемпионаты СССР, а с 1965 спортсменки состязались за Кубок СССР.

В наши дни чемпионаты мира и Европы по художественной гимнастике проводятся ежегодно. Такое положение вещей имеет место с 1992 года. Ранее чемпионаты мира проводились по нечетным годам, т.е. раз в 2 года (с 1963 по 1991 г.), а чемпионаты Европы - по четным годам, также раз в 2 года (с 1978 по 1992 г.).

Решение о включении художественной гимнастики в число олимпийских видов спорта было принято в 1984 году. Олимпийская история данного вида спорта действительно начинается с 1984 года, когда на XXIII Олимпийских играх в Лос-Анджелесе (США) был разыгран один комплект медалей в индивидуальном многоборье. Однако решение о причислении художественной гимнастики к олимпийским видам спорта было принято на конгрессе МОК после завершения Олимпиады в Москве, в 1980 году.

В конце прошлого века сильнейшими гимнастками были канадки - ведь именно спортсменка из этой страны завоевала золотую медаль на Олимпиаде 1984 года. Нет, в то время наилучшие результаты демонстрировали спортсменки СССР и Болгарии (причем почти все время, исключая период с 1973 по 1977 г. первенство удерживала Болгария). Но из-за того, что московская Олимпиада бойкотировалась некоторыми капиталистическими странами, многие социалистические страны не прислали своих представителей на Олимпийские игры 1984 года, которые проводились в США. Вследствие этого за олимпийские медали состязались спортсменки, демонстрировавшие на других соревнованиях отнюдь не лучшие результаты. Например, обладательница золотой медали канадка Лори Фанг на чемпионате мира в 1985 году заняла всего лишь 9 место.

Система оценивания выступлений гимнасток менялась несколько раз. Это действительно так. Изменение технического регламента было призвано подчеркнуть технические элементы и свести к минимуму возможность субъективности выставления оценок. Вплоть до 2001 года выступления спортсменок оценивались по 10-бальной шкале, в 2003 году была введена 30-бальная шкала, замененная в 2005 году на 20-бальную.

Гимнастки не принимают допинги - ведь им нельзя увеличивать мышечную массу. Да, наращивать мышцы для занятий этим видом спорта не нужно. Но допинг-контроль спортсменки все же проходят. Дело в том, что для того, чтобы быстро похудеть перед соревнованиями, гимнастки часто принимают мочегонные средства (диуретики), считающиеся допингом и запрещенные антидопинговым комитетом.

Занятия с юными гимнастками начинаются с растяжек, чаще всего очень жестких и болезненных. Растяжки действительно имеют место, но, во-первых, каждый тренер определяет уровень гибкости маленькой спортсменки и рекомендует те или иные упражнения для улучшения растяжки. Во-вторых, работу с юными гимнастками с жестких болезненных растяжек никогда не начинают - увеличение гибкости происходит постепенно. Однако с самого начала следует готовить ребенка к тому, что на тренировках придется прикладывать некоторые усилия, без которых серьезные достижения в данном виде спорта (как и в любом другом) попросту невозможны.

Лучше всего отдавать ребенка в серьезную школу художественной гимнастики, тренеры которой подготовили немало чемпионок в этом виде спорта. Многое зависит от поставленной цели. Если родители мечтают о спортивной карьере для своего ребенка и уверены в способностях будущей гимнастки (без наличия которых даже с самым опытным тренером сложно добиться выдающихся результатов), действительно, следует отдать предпочтение серьезной школе с опытными тренерами. А заодно приготовиться к тому, что для достижения поставленной цели понадобится длительная кропотливая работа тренера, родителей и, конечно, самой юной спортсменки. Если же во главу угла ставится только развитие пластичности, координации движений, гибкости, обретение красивой осанки, а стремление к победе отодвигается на второй план - подойдет любая секция, например, при районном дворце культуры и спорта, где и требования, и нагрузки, и оплата меньше.

Если юная гимнастка обучается в непрестижной секции художественной гимнастики - у нее нет шансов попасть в большой спорт. Ошибочное мнение. Если юная спортсменка продемонстрирует на соревнованиях хорошие результаты, на нее могут обратить внимание тренеры из серьезных школ художественной гимнастики или училищ, готовящих будущих олимпийских чемпионок.

Снаряды и экипировка для занятий художественной гимнастикой стоят немалых денег. Да, если речь идет о купальниках для выступлений, расшитых стразами, и качественных мячах, булавах, лентах, обручах и т.д. Однако на первых порах приобретать вышеуказанные вещи совсем не обязательно. Достаточно купить обычный удобный купальник и чешки, а снаряды школа художественной гимнастики чаще всего предоставляет свои.

В секции художественной гимнастики можно развить гибкость и пластичность, а также выработать красивую осанку. Это действительно так. Кроме того, юные спортсменки развивают чувство ритма, координацию движений, что легко позволяет им, к примеру, перейти к занятиям танцами. Во время занятий и особенно выступлений в художественной гимнастике (как и во всех зрелищных видах спорта) девочки учатся преподносить себя в наиболее выгодном свете, отрабатывая уверенные и красивые жесты, позы и мимику. Эти навыки необходимы каждой женщине и не только на соревнованиях, но и в повседневной жизни.

Наиболее перспективен национальный вариант художественной гимнастики. Нет, по мнению тренеров для того, чтобы добиваться больших успехов на соревнованиях, следует не только развивать национальные черты данного вида спорта, но и учиться у соперников, обогащая выступления различными новыми элементами и техниками. Кроме того, для более глубокого обмена опытом серьезные школы художественной гимнастики порой приглашают тренеров из других стран. Например, в Россию приезжали тренеры из Болгарии (обучавшие гимнасток некоторым особенностям работы с предметами) и Японии, а русские тренеры вели занятия в Англии, США и т.д.

Гимнастки стараются быть как можно стройнее и изящнее, питаются всегда недостаточно. Потому голодные обмороки в этом виде спорта - не редкость. Да, стройность и изящество фигуры в этом виде спорта чрезвычайно важны. Но о недостаточности питания не может быть и речи - ведь график тренировок спортсменок довольно напряженный, при таком уровне физической активности чересчур умеренный рацион может навредить организму. Потому для гимнасток (как и для всех спортсменов) разработана диета, позволяющая удерживать массу тела в пределах нормы и легко переносить большие физические нагрузки на тренировках и выступлениях.

Даже в повседневной жизни гимнасткам приходится соблюдать целый ряд ограничений и запретов. Да, некоторые запреты действительно имеют место. Например, нельзя ходить на высоких каблуках, находиться слишком близко к кондиционеру, сразу после посещения бассейна выходить на улицу и т.д. Эти ограничения продиктованы исключительно заботой о здоровье и спортивной карьере юных гимнасток - ведь если спортсменка простудится или подвернет ногу, она не сможет посещать тренировки, а уж о выступлениях не может быть и речи.

При большой интенсивности тренировок у гимнасток попросту не остается времени на личную жизнь. Да и тренеры против того, чтобы время и мысли спортсменок было занято чем-либо, не имеющим отношения к спорту. Ошибочное мнение. Тренеры стараются предоставить своим подопечным возможность посещать театры, кинозалы, различные вечера и т.д. Да и против влюбленности ничего не имеют - ведь взаимные чувства делают девушек более эмоциональными, открытыми, яркими.

Чем чаще и продолжительнее тренировки - тем выше результаты. По мнению специалистов, наилучших результатов можно добиться, если юная гимнастка будет посещать тренировки 3 раза в неделю. Продолжительность занятий варьируется с учетом возрастной категории: дети дошкольного возраста занимаются не дольше 45 минут, школьники - 1,5 часа. Максимально допустимые нагрузки - занятия по 1,5 часа 5 раз в неделю.

На соревнованиях гимнастки выполняют упражнения как с предметами, так и без оных. Да, если речь идет о состязаниях на первенство области или страны. Однако на соревнованиях мирового класса в последнее время выступления без предметов не предусмотрены.