Деятельность нины александровны андреевой после 1991 г. Русский, советский химик Нина Андреева: биография, открытия, достижения и интересные факты. — А как Вы проводили время, будучи студенткой

Деятельность нины александровны андреевой после 1991 г. Русский, советский химик Нина Андреева: биография, открытия, достижения и интересные факты. — А как Вы проводили время, будучи студенткой

«Не могу поступаться принципами». В марте 1988 года открытое письмо никому до этого не известного преподавателя из Ленинграда, опубликованное на страницах «Советской России», раскололо общество.

Позже выступление в печати Нины Адреевой назовут антиперестроечным манифестом и даже моментом идеологической кульминации. Верна ли сегодня Нина Андреева тем самым принципам, выяснил корреспондент НТВ Виктор Черногуз .

В гости к Нине Андреевой каждый заходит не без душевного трепета. Несгибаемая коммунистка известна своим характером. Первые фразы в интервью — все об одном. Март 88 года навсегда изменил скромного ленинградского преподавателя.

Нина Андреева, коммунист: «Очень тяжело было. Дураки окружали, по-другому не скажу. Некоторые дамы кричали: „Андреева идет, большевичка!“ Я им говорила „поживем — увидим“».

В 1988 статья в «Советской России» расколола общество. То время — это разгар перестройки, многотысячные митинги на площадях. СССР по-прежнему кажется нерушимым. Но всем понятно: это уже другая страна.

Статья, призывающая к возврату в революционный 1917 год, для многих стала холодным душем. Опубликованная в партийной газете публикация заставляла задуматься: может, это первая ласточка изменения курса партии и настоящие авторы там, в Кремле?

Тогда, в 88-м на этот вопрос Нина Андреева ответил так. Идея написать статью пришла к ней в петергофских парках. Прогуливаясь по аллеям, молодой преподаватель Андреева много спорила со студентами. Говорили все больше об одном: так ли верно всесильное учение Ленина-Сталина. И чтобы дать ответ студентам, а заодно всем скептикам, Андреева и написала знаменитое «Не могу поступаться принципами».

В Технологическом университете Нину Андрееву и сейчас помнят многие. В 88-м она работала на кафедре физической химии. Сейчас бывшие коллеги говорят: возможно, идею статьи подсказал муж Андреевой. Он преподавал как раз марксистско-ленинскую философию. А может, все шло от проблем, которые были у Андреевой в институте.

Александр Слободов, заведующий кафедрой физической химии: «Насколько я слышал (это объективная информация) у Нины Александровны до этого было много внутриинститутских разборов, в которых она участвовала. Были анонимки и прочее. Поэтому народ был не очень удивлен этому».

О ней писали журнал «Тайм» и «Нью-Йорк Таймс», о ней говорили даже «вражеские голоса». Письма шли тысячами. Многие Андреева хранит до сих пор. Статью в «Советской России» обсуждали на Политбюро.

Александр Яковлев с согласия Горбачёва тогда настоял: публикацию нужно осудить. И тем самым партийное руководство сделало окончательный выбор в пользу перестройки. Нина Андреева сейчас уже понимает: тогда, в 88-м, ее статью просто использовали в борьбе партийных кланов.

Нина Андреева, коммунист: «Потом мне товарищи из „Советской России“ сказали, что это писал Яковлев. Это теперь общеизвестный факт. Да, он ее использовал для того, чтобы уничтожить в зародыше, чтобы никто не смел вылезать с этой темой в печать».

Когда на кухне Нина Андреева готовит чай, она очень похожа на обычную бабушку из хрущёвки, в меру экономную и ругающую режим. Но это обманчивое впечатление. Принципами Нина Андреева так и не поступилась. Сейчас она возглавляет партию с говорящим названием ВКПБ. И даже на кухне все разговоры о тактике революционной борьбы.

Нина Андреева, коммунист: «Мы работаем с ними со всеми. Потому что работать надо не пальцами в растопырку, а надо работать, сжавшись в кулак. Поэтому мы стоим за объединение в действиях».

Единственные, с кем объединяться Андреева не хочет, — это КПРФ. В терминологии Андреевой они оппортунисты и приспособленцы. Городские коммунисты и сами не готовы к сотрудничеству. Статья в «Советской России», конечно, событие знаковое, но это уже прошлое. Такова позиция партии.

Владимир Фёдоров, лидер партии КПРФ в Санкт-Петербурге: «Там же многие вещи не расписаны, которые мы сейчас получили. Там ничего не говориться о межнациональных конфликтах, то, что будет раздирать страну, то, что развалит СССР. Это было первое обращение. Мол, задумайтесь люди, к чему это приведет».

Нина Андреева, как и в 88-м, сейчас живет в однокомнатной хрущёвке общей площадью 30 квадратных метров. Несколько лет назад ее еще можно было встретить на ноябрьских демонстрациях.

Сейчас она все больше дома. Работает над книгами, переписывается с соратниками, смотрит видео своих прошлых выступлений. Партийная жизнь для Нины Андреевой теперь — единственное, что помогает не чувствовать себя одинокой.

4 марта 2013

Нина АНДРЕЕВА: «Меня всегда раздражало расхождение слова и дела!»

Дмитрий ЖВАНИЯ

Я не поклонник Сталина. Один сетевой комментатор охарактеризовал меня даже как «истового европейского гнилого левого либеральчика-троцкиста». Но и не страдаю сталинофобией. Правда, речь сейчас не обо мне, а о женщине, которая стала символом современного сталинизма – Нине Андреевой. Я уважаю людей, которые последовательно отстаивают свои идеи, при этом никого не насилуя, не истязая и не убивая. Нина Андреева – именно такой человек. Осенью 1998 года я брал интервью у Нины Александровны для газеты «Московский комсомолец». Она не знала, что я активист НБП и встретила меня в маске «твердокаменной большевички». Но когда Нина Александровна поняла, что я не задался целью написать очередной ёрнический текст о «последней сталинистке», она вышла из своей, навязанной ей масса-медиа, роли. Мы разговаривали, сидя на кухне её хрущёвской однокомнатной квартиры в Петродворце. Пили чай с гренками, которые лидер ВКПБ жарила прямо при мне. «Московский комсомолец» напечатал лишь часть интервью (дело не в цензуре, а в допустимом объёме). Здесь я выкладываю его полностью. Наверное, o Нине Александровне можно сказать – «самая человечная сталинистка»…

— В одном интервью с Вами я прочёл, что Вы, будучи куратором студенческой группы в Технологическом институте, часто гуляли со своими подопечными по паркам Петродворца, обсуждая разные проблемы. О чём говорили с молодёжью?

— У меня со студентами были достаточно демократические, нетрадиционные взаимоотношения. Я не смотрела на студента как на своего подчинённого. Мы были на равных. Разница между мной, преподавателем, и ими, студентами, была лишь в том, что я должна была по максимуму дать им не только знания своего предмета, я преподавала физическую химию, но и их подготовить к жизни. Я преподавала с 1972-го по 1991 год. Владимир Иванович (муж Нины Андреевой, Владимир Иванович Клюшин – Д.Ж.) тоже много работал со студентами по линии организации работы в студенческих общежитиях, организации досуга и т.д. Мы много внимания уделяли своим студентам. Как это проходило? Он был куратором группы, и я была куратором группы. Я была лучшим куратором института! Но в силу того, что у меня были довольно сложные взаимоотношения с руководством института и парткомом, меня не жаловали, и никаких регалий я не получила. Записывали лишь благодарности местного факультетского уровня. Практически каждое воскресенье в Петергофе находилась одна из студенческих групп. Либо Владимира Ивановича, либо моя. Мы очень много гуляли по паркам. Зимой можно было кататься с горки, сидя на дощечке. Молодёжная компашка приезжала — человек 30-40. И я каталась с ребятами, и Владимир Иванович тоже любил кататься. Весной и осенью мы любили ходить в парки, что за железной дорогой. Прекраснейшие луговые парки! О них мало кто знает. Те, кто живёт в Ленинграде, ходят в официальные парки. Здесь уникальнейшая система водосбора. Огромное количество прудов. Отсюда осуществляется подача воды на фонтаны. Планировка сделана лучшими мастерами паркового искусства XVIII-XIX веков. Гуляли, мы обсуждали со студентами абсолютно всё. Для нас не было тем, закрытых для критики. Полное доверие. Полная раскрепощённость. И взаимоуважение!

В нашей маленькой однокомнатной квартире я устраивала чаепития для студентов. Студенты есть студенты: любят проводить время в компашке, общаться. Я кормила их. Некоторые довольствовались шведским столом, так как на всех места не хватало. Но все были очень довольны. Я с удовольствием вспоминаю те времена. Я считаю, что общение с молодёжью очень много даёт человеку. Во-первых, очень высокий жизненный тонус, повышает активность. Даёт возможность чувствовать веяние времени, в каком направлении идёт развитие.

— Почему партком был Вами недоволен?

— Я всегда считала, что нужно придерживаться правила: как говоришь, будь любезен так и делай. Меня всегда раздражало расхождение слова и дела! А наши высокопоставленные чиновники как раз-таки этим и отличались. Я имею ввиду секретаря парткома и тех, кто был в ректорате. Требуя соблюдения служебной дисциплины (если кто-то там на 3 минуты опоздал, с него премию снимали), руководство ВУЗа не могло организовать рабочий день сотрудников. Приходят научные сотрудники и полдня болтаются без дела: пьют кофе, курят. Меня раздражало это. Какой смысл требовать прихода на работу к 9 утра, жестоко наказывать за опоздания, если на протяжении рабочего дня люди бездельничают? Зачем нужна эта отсидка на рабочем месте?

«Чем наша партия (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков – Д.Ж.) отличается от других коммунистических партий? Тем, что у нас нет бывших партийных чиновников. Ни одного! За это нас и не любят другие коммунистические партии»

Второй момент: процветало воровство материальных ценностей со стороны проректора по административно-хозяйственной части. Затем — кумовство. Дело доходило до того, что заведование кафедрами передали своим близким родственникам. На кафедре работают достойные люди, талантливые. Но заведование получала какая-то бездарная серость — просто потому, что он близкий родственник кого-нибудь из членов ректората. В секретари парткома лезли самые серенькие личности (если их можно назвать личностями), которые знали, что, отсидев четыре в парткоме, они получат заведование кафедрой. Им давался штат сотрудников, талантливых ребят, им давали ставку старшего научного сотрудника, которую обычный преподаватель зарабатывал тяжёлым трудом лет десять — на ниве преподавательской и исследовательской ниве. А этим пронырам три-четыре человека писали докторскую. А потом они, слепив вместе четыре куска в одну диссертацию, успешно её защищали. Меня это возмущало. Поэтому меня партком и не жаловал. Проработала я 38 лет. Но у меня нет никаких льгот. Я не ветеран труда. Получаю пенсию 351 рэ! (до дефолта это было чуть больше 50 долларов, а после – вообще мизер, а мы общались после дефолта – Д.Ж.). Что по нынешним временам, сами понимаете…

— В 60-е годы, когда Вы были ещё совсем молодой, в Советском Союзе, были в моде споры между «физиками» и «лириками». Вы, наверное, были физиком? Хотели осваивать космос?

— Определяющими были несколько другие аспекты. Меня воспитывала мать. Отец погиб на фронте. Мы жили очень скромно. И вопрос стипендии был для меня немаловажным. Мама получала пенсию 46 рублей. И 20 рублей мне платили за погибшего отца. У меня был выбор. Мне нравилась химия, литература, медицина, вопросы, связанные с космосом. Я закончила школу с золотой медалью. Передо мной встал вопрос: куда пойти учиться. В медицинском институте была потрясающе низкая стипендия — 23 рубля. В университете тоже была такая стипендия. На эти деньги мне было бы очень трудно жить вместе с мамой. Поэтому я избрала химию — пошла в Технологический институт. Из всех кафедр меня заинтересовала кафедра спецкерамики, где изучали вопросы изготовления и разработки новых сплавов для космической техники. Это была новая специализация. Кафедрой руководил профессор Козловский. Стипендия там была выше. В силу того, что я училась на «отлично», я получала стипендию 49 рублей. Так что бытие определило мою профессию.

— А как Вы проводили время, будучи студенткой?

— Я с удовольствием вспоминаю стройотряды. Мы строили Нарвскую ГРЭС, рыли канавы, цементировали днище водохранилища. Мы жили в Ивангородской крепости. В палатках. Помню, часто шёл дождь. И мы спали на сырых матрасах. Сами готовили еду. Помню макароны и сладкий чай с хлебом. Из Ивангорода нам привозили молоко и пшённую кашу. Ночные бдения! Ползали по Ивангородской крепости. Мерцание звёзд. Комсомольские костры до трёх ночи… Я с удовольствием вспоминаю то время.

В воскресные дни мы болтались по музеям. Мы обошли все ленинградские музеи. Мы — ленинградцы — считали своей святой обязанностью приобщить иногородних ребят к ленинградской культуре. Мы ездили в пригороды. А вот в походы мы не ходили.

Из статьи Нины Андреевой «Не могу поступаться принципами!» Кто сегодня скажет, что она была не права в той части, где она показала лицемерие партэлиты?

— А как же танцы?

— Были и танцы. Мы довольно проводили комсомольские вечера. Мы — студенты Техноложки — приглашали студентов Военмеха. Потом ходили в гости в Военмех.

— А как с мужем познакомились?

— Он у нас преподавал философию. Он закончил философский факультет экстерном за четыре года. На университетскую скамью он сел в 30 лет. Закончив, пришёл к нам преподавать. Я влюбилась. Потом мы сошлись навсегда. Мы 35 лет вместе прожили…

… Мне просто жаль нынешнюю молодёжь. Потому что она выбрасывается в жизнь, не имея перспектив. У всех украли будущее. Но в первую очередь — у молодёжи. Подавляющее большинство выпускников ВУЗов не имеет возможности найти работу по своей специальности. Тем самым пять самых лучших лет жизни ребята отдают впустую. Мне очень жаль наших девчонок, вынужденных торговать своим телом, зарабатывая деньги на то, чтобы заплатить на учёбу. Я не могу понять, как можно совместить учебу в университете (!), то есть приобщение к высотам культуры, с торговлей собственным телом! Это аморализм. Я не могу понять это ни как педагог, ни как человек, ни как женщина. Я не могу понять наших молодых парней, которые, мирясь с этим, отказывают себе в возможности обладать самыми красивыми девчонками. Наши красивые глупые девчонки едут за рубеж, думая, что будут там моделями, а попадают в бордели. Лишены будущего и наши молодые люди. Они становятся заложниками капиталистических отношений, постепенно превращаясь в загнанных лошадей. Чуть-чуть расслабился — ты уже на обочине. И тебе нужна огромная концентрация сил и энергии, чтобы наверстать упущенное. Но часть молодёжи начинает задумываться о своём будущем. Вот, например, в нашей Всесоюзной молодой гвардии большевиков (молодёжная организация при ВКПБ – Д.Ж.) удивительно талантливые ребятишки. Пишут стихи, прозу…

— Вы занимались комсомольской работой?

— В десятом классе я была секретарём комсомольской организации школы. Я закончила 322 школу я окончила, что на Бородинке (Бородинская улица проходит от набережной реки Фонтанки до Загородного проспекта – Д.Ж.) В институте меня назначили старостой группы. На четвёртом курсе меня избрали секретарём комсомольской организации курса. Мне не понравилась эта сфера работы. Почему? Во-первых, заорганизованность, давление сверху, делай так и эдак, сковывание всякой инициативы. Не понравился в этот вот дух, который тогда уже начал витать, — угодничества и нечистоплотности во взаимоотношениях. Меня возмущал подхалимаж перед вышестоящими. Комсомольская работа меня не впечатляла. Угодничество чиновников от комсомола перед вышестоящей партийной братией вызывало у меня внутренний протест. Я сделала однозначный вывод: буду заниматься научно-исследовательской работой. Тем более меня очень интересовала эта область. У меня есть авторские свидетельства.

— Расскажите о Вашей знаменитой статье «Не могу поступиться принципами»… Оно выросла из письма в редакцию «Советской России»?

— Всё то, что с нами происходит, есть совокупность ряда фактов, фактиков, событий. Начиналась Перестройка. Это был период, когда нас всех, по большому счёту, обманули. Общество оказалось подзагаженным антисоциалистическими тенденциями. Все видели расхождение слова и дела со стороны высших партчиновников. Почиститься нужно было. И основательно. Общественные проблемы широко обсуждались в прессе. У нас дома собиралась публика: преподаватели университета и институтов, интеллектуальная элита. Мы обменивались информацией, беседовали, спорили. Поиски истины! В «Ленинградском рабочем» появилась статья Александра Проханова об отвратительной ситуации, которая сложилась в обществе. Смысл её был в следующем. Социалистический столб избивают два направления: одно демократическое, другое — почвенническое. Он предлагал, чтобы снять напряжённость в обществе, ввести свободу дискуссий, обсуждений, создать общий рынок идей. Я считаю, что это абсурдно. То, что было завоёвано в жестокой исторической борьбе, нельзя отдавать на откуп. Проханов высказал завиральные идеи. Вроде той, что нужно создать мировое правительство из ведущих интеллектуалов мира, и оно будет выдавать рекомендации правителям, которые те будут обязаны исполнять. Но это же чушь!

Борьба классов движет историей! А такой аморфный бесклассовый подход говорит либо о политической безграмотности, либо о глубоком заблуждении. А почему я обратила внимание на эту статью? Да потому что тогда стоял вопрос о нашей с мужем поездке в Афганистан. А у Проханова вышел прекраснейший роман «Дерево в центре Кабула». Когда я его прочитала, меня эта тематика заинтересовала. Проанализировав статью Проханова, я решила написать ответ в «Ленинградский рабочий». Приехала журналистка. Поместили лишь маленький кусочек под названием «Воспоминание о будущем». На статью Проханова пришло очень много откликов. И он ответил на них второй статьей. Но мне не понравилась и эта статья своей аполитичностью. Поэтому я написала второй отклик. Но «Ленинградский рабочий» отказался его печатать. Тем временем состоялся февральский идеологический пленум ЦК КПСС, на котором выступил Егор Лигачёв. Чтобы не писать всё заново, я отправила своё письмо в «Правду», «Советскую Россию» и «Литературку» (там дебаты шли во всю). Все были в угаре от горбачёвской Перестройки. 23 февраля позвонили из редакции «Советской России» и попросили статью немного сократить. Ко мне приехал журналист. Попросил добавить пассаж о сталинских репрессиях и завершить текст цитатой Горбачева: «Нашими марксистско-ленинскими принципами нельзя поступаться ни при каких условиях». Я назвала статью «Не поступаться принципами». Но редакция назвала статью «Не могу поступаться принципами». Звучит более жёстко. Вообще-то я стараюсь в спорах заострять вопрос, чтобы более чётко выявить позицию оппонента.

— А как Вы оцениваете современные неосталинистские молодёжные издания? Например, газету «Бумбараш»?

«Бумбараш» — газета с явным троцкистским уклоном. Нужно знать, когда и к чему призывать. Например, сегодня некоторые наши ура-революционеры призывают к штурму Кремля. Это полный абсурд, полное непонимание ситуации в стране. Кроме вреда, такие призывы ничего не принесут. Конечно, молодёжи всегда свойственен максимализм в оценках. Но это не значит, что нужно идти на поводу у молодёжи. Сегодня призывать к вооружённому восстанию просто несерьёзно. В программе нашей партии мы конкретно говорим о необходимости возрождения социалистического строя. Методы борьбы определяются конкретной ситуацией. Поэтому крики «К оружию!», кроме вреда, ничего не принесут коммунистическому движению.

— А что думаете о КПРФ и Геннадии Зюганове? Он тоже, как и Вы, против экстремизма…

— КПРФ — это некоммунистическая партия. Это некий винегрет. Мешанина! Первая часть — коммунистическое «болото»: люди с большим партийным стажем, беспредельно законопослушные, способные лишь голосовать. Вторая часть — предавшая всё и вся партийная номенклатура, которой никогда не было дела до коммунистической идеологии. Они привыкли жить по одним законом, а проповедовать с трибуны совершенно другое. Мы говорим: в лучшем случае КПРФ — это социал-демократическая партия. Верхушка стоит на либерально-буржуазной позиции. Послушное коммунистическое «болото» — нечто вроде левой социал-демократии. Мы выступаем с резкой критикой КПРФ. Но мы критикуем КПРФ не за её позиции (КПРФ вправе выбирать те позиции, до которых созрела), а за то, что она прикрывается коммунистической этикеткой. Мы говорим: народ ещё может простить предательство Горбачёва, но он никогда не простит предательство Зюганова и Ко. КПРФ несёт ответственность за то, что рабочее и коммунистическое движения действуют разрозненно. Рабочие не верят коммунистам. Ибо сегодня все банки, высшие посты в бизнесе и правительстве занимает бывшая партийная номенклатура и выходцы из комсомолии. И потом: КПРФ превратилась в придаток думской фракции. Если посмотреть, чем ячейки КПРФ занимаются на местах, то мы увидим, что, кроме избирательных компаний, они ничего не проводят. Трусливы! Во многих регионах местные организации КПРФ побоялись присоединиться даже к акции гражданского протеста 7 октября. Порой они приходят на акции без красного знамени. Но какой это коммунист, если он стесняется красного знамени?

Чем наша партия (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков – Д.Ж.) отличается от других коммунистических партий? Тем, что у нас нет бывших партийных чиновников. Ни одного! За это нас и не любят другие коммунистические партии. КПРФ — это партия высшей партноменклатуры. РКРП — это партия мелкой партноменклатуры, РКП-КПСС Алексея Пригарина — также номенклатурная партия. РПК Анатолия Крючкова и Евгения Козлова — партия преподавателей общественных наук, воспитанных на махровом хрущевизме и антисталинизме. Мы говорим: сегодня нельзя быть коммунистом, если не признавать заслуг Сталина в построении социалистического государства. Время было жестокое. Сталин полностью отвечал его требованиям.

— А Виктор Анпилов? Чем он плох? И сталинист, и активист…

— Виктор Иванович — неординарная личность. Но ему нужно подрасти. Он хорошо знаком с нашими большевистскими документами. Он их использует на все 100! И это очень хорошо. Но мы не согласны с теми методами деятельности, к которым он сегодня прибегает. У него довольно скудный идеологический багаж. Ему, наверное, некогда заняться политическим самообразованием. Он всё время выступает… Мы его характеризуем как самого талантливого митинговщика в левом движении, но… но… Но!

— Вы бывали заграницей?

— В советские времена я побывала только в Чехословакии. Моего мужасразу после событий 1968 года его командировали туда для подготовки высших идеологических кадров. Он преподавал в Праге в высшей партийной школе. Там он написал двухтомный учебник «Философские проблемы естествознания».

Зато после развала СССР я немало путешествовала, как представитель ВКПБ посетила Бразилию, Индию, Нидерланды, Данию, Сирию, КНДР, Бельгию, Италию. Простые люди везде одинаковы. Они везде доброжелательны и открыты. Непринужденная атмосфера была везде. Последняя моя поездка — в Италию. Проехала весь сапожек итальянский. Бросается в глаза непосредственность, доверчивость итальянцев. Удивительно музыкальный народ! И я бы сказала — немного наивный. Они настолько открыты собеседнику, что у них нет ничего такого, что бы они не хотели рассказать. В Бразилии мы общались не с буржуазией, а, говоря современным языком, с плебсом, обычными трудягами, которые жестоко борются за своё существование, и трудовой интеллигенцией. В Сан-Пауло два с половиной миллиона человек ночуют под мостом! В Индии поражала страшная нищета, грязь, незащищённость населения.

— А что нужно сделать, чтобы в России грязи было поменьше?

— Нужно повышать интеллектуальный уровень населения. Интеллигентный человек не позволит себя плеваться и мусорить.

  • Андреева Н.А. Неподаренные принципы или Краткий курс истории перестройки: Избранные статьи, выступления. (1992) [Djv-20.8M ] Составитель сборника, автор примечаний, предисловия и послесловия А.И. Белицкий.
    (Саранск, 1993)
    Скан, обработка, формат Djv: Legion, 2011
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (5).
      Воспоминания о будущем? (7).
      Не могу поступаться принципами (11).
      Письмо писателю А.Н. Рыбакову (26).
      Открытое письмо на XIX Всесоюзную партийную конференцию (28).
      Открытое письмо М.А. Ульянову (35).
      О некоторых чертах кризиса и задачи общества «Единство». Выступление на Учредительной конференции Всесоюзного общества «Единство» 18 мая 1989 г. (37).
      Кто же Вы, Нина Андреева? Интервью газете «Купчинские новости» (48).
      Кризис продолжается? Интервью газете «Вечерний Новосибирск» (55).
      Стремление к правде еще не подавлено (57).
      Путь к истине, но не сама истина (67).
      Остановить сползание социалистического Отечества к катастрофе. Доклад на Всесоюзном семинаре-совещании 24 января 1990 г. (75).
      Мы за перестройку, но за какую? Беседа с собственным корреспондентом «Советского патриота» (88).
      Доклад на II Всесоюзной конференции общества «Единство - за ленинизм и коммунистические идеалы» 14 апреля 1990 г. (97).
      Социализм или смерть? Интервью газете «Комсомолец» гор. Челябинск 17 августа 1990 г. (116).
      Исторические причуды (125).
      Остановить сползание к катастрофе! К ответу ликвидаторов и могильщиков нашего Социалистического Отечества! Доклад на III Всесоюзной конференции общества «Единство» 27 октября 1990 г. (133).
      Антикоммунизм - дорога к реакции и фашизму (156).
      Синдром сопричастности. Размышления на предмет беседы Е.К. Лигачева с корреспондентом «Советской России» от 6 февраля 1991 г. (166).
      Остановить развал Советской державы (175).
      Вставай, страна огромная. Доклад на Всесоюзной конференции сторонников Большевистской платформы в КПСС 13 июля 1991 г., гор. Минск (180).
      Вихри враждебные веют над нами... Доклад на конференции Ленинградской организации Всесоюзного общества «Единство» 21 сентября 1991 г. (196).
      Ах, Россия моя, Россия (210).
      Текущий момент и наши задачи. Доклад на Учредительном съезде Всесоюзной Коммунистической партии большевиков 8 ноября 1991 г. (216).
      Выступление на митинге в Ленинграде 22 декабря 1991 г. (239).
      На политическом перепутье (241).
      Выступление на митинге патриотических организаций Ленинграда 17 марта 1992 г. (245).
      Перегруппировка сил и перспективы (247).
      Нужно ли возрождать КПСС? (255).
      Выступление на митинге в Брюсселе 1 мая 1992 г. (259).
      Выступление на митинге в Ленинграде 9 мая 1992 г. (261).
      Некоторые уроки временного поражения социализма в СССР и международное коммунистическое движение (264).
      Сила коммунистов в их единстве и непримиримости к оппортунизму (278).
      Иллюзии и реальность (296).
      Обострение обстановки в стране и наши задачи. Доклад на ноябрьском (1992 г.) Пленуме ЦК ВКПБ (306).
      ПРИЛОЖЕНИЕ
      Программа ВКПБ (325).
      Внешнеполитическая платформа ВКПБ (349).
      Устав ВКПБ (358).
      Послесловие (366).

По образованию Н.А. Андреева - химик-технолог, преподаватель курса физической химии, автор более сотни публикаций в научно-технических журналах и сборниках. ...
В статьях и выступлениях Нины Александровны четко представлены драматический ход горбачевской перестройки и трагизм реставрации капитализма в СССР. Их автор - не сторонний наблюдатель кризисных процессов, а активный борец за социализм и интересы трудящихся. Вместе с тем предлагаемый сборник является своеобразной летописью противоречивых событий последнего пятилетия в истории России, летописью аналитической и критической, изложенной в соответствии с социальной философией марксизма-ленннизма, освобожденной от ревизионистских опошлений «нового политического мышления».

Много мы знаем профессоров и ученых, которые впоследствии стали политическими лидерами? В наше время чаще всего политиками становятся люди, имеющие специальное образование, или же руководящие лица больших предприятий. Но в годы перестройки события развивались несколько иначе. У тех, кто создавал партии, была одна цель — нести свои идеи в массы, желая лучшей жизни для народа. Они не преследовали цели отхватить место «у корыта». Одной из таковых простых гражданок, желающих сделать мир лучше, стала преподавательница одного из НИИ СССР — Нина.

Краткие ведомости

Андреева Нина Александровна — русский химик и политический деятель советской и современной России. Несмотря на то что общественность не всегда воспринимала ее положительно, женщина смогла повлиять на ход истории. Свою популярность 78-летняя женщина приобрела после публикации очерка (статья Н. Андреевой) «Не могу поступаться принципами». Некоторые критики считают, что данный текст мог стать одной из причин распада Советского Союза. Но так ли это на самом деле? Давайте разбираться.

Биография: Нина Андреева

12 октября 1938 года в г. Ленинграде (СССР) родилась девочка Нина. Ее отец был простым рабочим порта. Он умер на фронте во времена Второй мировой войны.

Нина Андреева получила свое воспитание от мамы, которая трудилась слесарем на Кировском заводе. Война забрала у будущего химика не только отца, но и старших брата с сестрой.

С детства Нина Андреева любила науку. Она усердно училась в школе, поэтому получила золотую медаль по ее окончании. Получив среднее образование, молодая женщина поступает в Ленинградский технологический институт, выбирая специальность и профессию химика. Но ее больше интересовала не сама наука, а высокая стипендия, которая предоставлялась за специальное обучение. Девушка в то время испытывала большие материальные затруднения. Специализацией молодой женщины после окончания вуза стала работа со спецкерамикой.

Нина Андреева окончила институт с отличием. Позже весьма успешно завершила обучение в аспирантуре и получила степень кандидата технических наук.

Годы работы

После окончания учебы Нина Андреева трудилась в НИИ кварцевого стекла на посту научного сотрудника. Вслед за этим она преподавала студентам физическую химию в Ленинградском технологическом институте.

В 1966 году женщина вступила в Коммунистическую партию СССР, считая себя атеисткой. По решению руководства инициативная Андреева Нина Александровна, наука для которой всегда занимала первое место, была уволена с работы. Ее исключили из партии. Но в 1981 году Нину Александровну восстановили и в должности, и в членстве после прохождения проверки гражданки КПК (ЦК КПСС).

Чикин Валентин, главный редактор газеты «Советская Россия», рассказывает: когда он собирал информацию об Андреевой перед публикацией ее знаменитой статьи, ректорат предоставил журналисту самую красочную характеристику за все время работы женщины. А преподавала Нина Андреева с 1972 по 1991 год.

Травля Андреевой и смена рода деятельности

В начале 1988 года в газете «Советская Россия» появилась статья, которую написала Нина Андреева, «Не могу поступаться принципами». Через три недели написанное было дезавуировано «Правдой» в статье «Принципы перестройки: революционное мышление и действия».

После этого началась травля Андреевой. Закончилось все тем, что супруг Нины Александровны пережил несколько инфарктов, а саму преподавательницу «выпроводили» с места работы.

Что дальше?

Это, безусловно, стало тяжелым переломным моментом в жизни Андреевой. Но уже в 1989 году женщина возглавила Всесоюзное общество (партию) «Единство», отстаивающее ленинизм и политические идеалы России. В 1991 году Андреева стала лидером партии «Большевистская платформа в КПСС»

А с конца осени того же года Нина Александровна становится руководителем организации «Всесоюзная коммунистическая партия». Но, по словам нашей героини, она никогда не рвалась к власти. Все произошло само собой.

Далее следуют лекции перед студентами институтов о том, что «социализм непобедим». При этом женщина-политик, лидер большой партии, проживала в скромной хрущевке, не утруждая себя проблемами, связанными с усовершенствованием быта.

Известные сочинения

Параллельно со своей плодотворной политической деятельностью Нина Андреева успевает писать книги и публиковать статьи:

  1. Сборник из 368 страниц: «Неподаренные принципы, или Краткий курс истории перестройки», 1993 год.
  2. «Клевета на социализм недопустима», 1992 год.
  3. Сборник лекций «За большевизм в коммунистическом движении», 2002 год.
  4. Известная статья из 2 страниц - «Не могу поступаться принципами», 1988 год.

О чем же говорится в известной статье?

Весной, 13 марта, 1988 года была опубликована статья Андреевой «Не могу поступаться принципами». Текст письма являет собой крик души советской преподавательницы. В статье осуждаются материалы, публикуемые в СМИ, в которых после начала внедрения плана перестройки стали критиковать социализм и политику Сталина.

Андреева заявляет, что, безусловно, как и все советские люди, она негативно относится к политике руководства СССР времен, когда имели место жестокие расправы, проводились репрессии над людьми (30-40-х годов). Но также Нина Александровна указывает на то, что не стоит распространять свой гнев на политику прежних лидеров в целом, как это делается в средствах массовой информации.

Андреева вовсю восхваляет Сталина в своем письме. В качестве защитного аргумента женщина приводит фальшивое письмо Черчилля. Преподавательница требует вернуться к прежним партийно-классовым оценкам политики Сталина. По словам Андреевой, то, что говорилось в прессе в момент написания ее текста, искажает историю, подменяет факты.

Автор уверяет, что люди, критикующие социализм, являются приверженцами Запада и космополитизма. Сторонники «крестьянского социализма» также подвергались беспощадной критике со стороны Андреевой. В предисловии к статье использовалась цитата Горбачева, в которой политик заявлял, что ни под каким предлогом нельзя поступаться марксистско-ленинскими принципами.

Что впоследствии?

В конце марта 1988 года письмо Нины Андреевой обсуждалось в Политбюро по настоятельной просьбе самого М. Горбачева. На заседании поддержал преподавательницу, поставив акцент на заслугах Сталина во время Великой Отечественной войны. Якобы, без такого лидера победа не могла бы быть достигнута.

Для многих исследователей и историков момент появления статьи и последующая дискуссия могли стать ключевыми моментами перестройки. Но по словам самого автора (Н. Андреевой), ее письмо было ответом на тексты Проханова Александра.

Муж Андреевой

После института Нина Андреева вышла замуж за преподавателя того же НИИ, в котором трудилась сама. Биографии и взгляды на жизнь супругов были очень схожи.

Родился В.И. Клюшин 23 января 1926 года. После школы поступил в Ленинградскую авиашколу. Во время блокады города трудился на военном заводе токарем. В 1943 году Клюшин ушел на фронт, где был комсоргом роты автоматчиков. Получил тяжелое ранение в 1944 году в бою за Ленинград. После больницы парень служил в Первом Томском артиллерийском училище, затем стал главнокомандующим в огневом взводе. Имел много наград и орденов за оборону страны.

После окончания военной службы Клушин поступает в Ленинградский государственный университет им. Жданова, на философский факультет. Получив красный диплом, после вуза он отправляется работать в Химико-технологический институт. В 1971 году защищает докторскую и становится профессором.

Клюшин и Андреева прожили вместе долгую жизнь. В октябре 1996 года мужчина скончался. На состоянии его здоровья сказались стрессы конца 80-х годов, когда в сторону его жены и всех членов семьи отовсюду неслись нелестные высказывания. Тем не менее супруг Андреевой всегда гордился своей женой, был ее опорой и поддержкой до конца своих дней.

Русский (советский) химик Нина Андреева внесла свой вклад в историю перестройки и остается в памяти многих граждан. Ее письмо изучают дети в школе на уроках истории. Кроме того, и преподаватель внес свой вклад в научную деятельность. Но для большинства современной молодежи она так и останется "Бабулькой-Нинулькой", как однажды назвали ее дети, женщиной, которая смогла противостоять системе, отстаивая свои политические взгляды и гражданскую позицию.

Андреева, Нина Александровна
Дата рождения:
Место рождения:
Гражданство:
Вероисповедание:
Образование:

Ленинградский химико-технологический институт имени Ленсовета (инженер-технолог)

Партия:
Род деятельности:

политика, общественно-политический деятель

Андреева Нина Александровна - Генеральный секретарь Центрального Комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков. Родилась в семье рабочего Ленинградского морского порта. Окончила с отличием Ленинградский химико-технологический институт имени Ленсовета. Член с 1966 г.

Биография

12 октября 1938 г. г. Ленинград (Санкт-Петербург).С медалью окончила среднюю школу в г. Ленинграде.Участвовала в городских конкурсах по математике и литературе, занимала призовые места.Активно занималась общественной работой.

Без экзаменов, как медалистка, поступила в Ленинградский Технологический институт имени Ленсовета.В 1961 г. окончила ЛТИ с отличием по специальности инженер-технолог, химик.Во время учебы была секретарем комсомольской организации курса.После окончания института осталась для научной работы на кафедре.

Владеет английским и французским языками.В 1961 г. окончила Ленинградский технологический институт им. Ленсовета (ЛТИ).В 1961-1965 гг. работала инженером,в 1965-1969 гг. - старшим инженером,в 1969-1972 гг. - руководителем научно-производственной группы в Научно-исследовательском институте кварцевого стекла.С 1972 г. - ассистент, с января 1988 г. - старший преподаватель кафедры физической химии Ленинградского технологического института (ЛТИ).

Не могу поступиться принципами

13 марта 1988 года в газете « » была опубликована статья Андреевой « ». В момент публикации статьи Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами». Публикация была воспринята как возвращение к доперестроечным идеалам и начало наступления на гласность. Имя Андреевой стало нарицательным для обозначения ортодоксальных приверженцев социализма и "противников перестройки. Руководство ЛТИ дважды пыталось уволить ее из института, но она была восстановлена на работе решением суда и Министерства Высшего образования СССР.

От общества "Единства" к возрожденной ленинско-сталинской ВКПБ

В 1989 г. участвовала в создании Всесоюзного общества «Единство - за ленинизм и коммунистические идеалы». Избиралась председателем Координационного совета и политисполкома общества. В 1990-1991 гг. участвовала в создании Большевистской платформы в КПСС. 8 ноября 1991 г. была избрана генеральным секретарем Всесоюзной коммунистической партии большевиков (ВКПБ).