Устав о чтении канонов в воскресные и праздничные дни. Каноны на воскресной утрени

Устав о чтении канонов в воскресные и праздничные дни. Каноны на воскресной утрени

Перевод Александр Милеанта

Ирмос: Твоя победительная десница (правая рука) божественно прославилась в крепости: ибо она, Бессмертный, как всемогущая, проложив израильтянам путь через морскую глубину, уничтожила их противников.

Припев перед каждым тропарем: Слава, Господи, святому воскресению Твоему.

На кресте простирает Свои руки Тот, Кто вначале пречистыми руками из земли образовал меня. Он от земли возводит мое тленное тело, которое принял от Девы.

Ради меня принял умерщвление и Свою душу предал смерти Тот, Кто божественным вдохновением вложил в меня душу. Избавив меня вечных уз и воскресив с собой, Он прославил нетлением.

Припев перед каждым Богородичным: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богороичен: Радуйся, источник благодати, радуйся лестница и дверь небесная, радуйся лампада и сосуд золотой, и гора невозделанная, родившая миру подателя жизни Христа.

Ирмос: Единый ведающий немощь человеческого существа и милостиво принявший его образ, Ты облеки меня свыше силой взывать к Тебе, Человеколюбец: Свят одушевленный Храм несказанной Твоей славы!

Будучи Богом, Ты ущедрил меня падшего и, благоволив сойти ко мне, Ты вознес меня распятием, чтобы я воспевал Тебя: Свят одушевленный храм несказанной Твоей славы, Человеколюбче.

Будучи ипостасной Жизнью, Христе, Ты облекся в меня тленного. Сойдя же в смертную персть, Владыка, Ты разрушил державу смерти и, тридневно воскреснув из мертвых, меня облек в нетление.

Богородичен: Духом Пресвятым зачав Бога во чреве, Ты, Дево, пребыла неопалимой, как несгораемая купина, которую видел законодатель Моисей, предвозвестивший о Тебе.

Ирмос: Аввакум, прозорливыми очами увидев Тебя, Богородица, в образе горы, осененной Божией благодатью, провозгласил, что Святой Израиля (Иисус Христос) выйдет из Тебя на наше спасение и обновление.

Кто этот Спаситель, исшедший из Эдома, увенчанный терновым венцом, одетый в обагренную ризу и висящий на древе; Это Святой Израиля, пришедший для нашего спасения и обновления.

Смотрите, непокорные люди, и стыдитесь: Тот, Которого по ненависти вы испросили у Пилата, чтобы как злодея вознести на крест, Он боголепно воскрес из гроба, разрушив силу смерти.

Богородичен: Мы признаем Тебя деревом жизни: ибо из Тебя произрос человечеству не смертоносный плод, но наследие вечной жизни для спасения нас, воспевающих Тебя.

Ирмос: Просветивший светом Твоего пришествия и освятивший Твоим крестом мир до крайних его пределов, просвети, Христе, светом истинной веры и наши сердца, православно воспевающих Тебя.

Великого Пастыря овец и Господа иудеи умертвили древом крестным. Но Он нас, как мертвых овец и погребенных во аде, избавил от державы смерти.

Крестом благовестив мир и проповедав пленным прощение, Ты, Спасе мой, посрамил державу сильного и божественным восстанием Ты показал его нагим и нищим.

Богородичен: Не отвергни прошения верно просящих, Всепетая, но прими и вознеси Сыну Твоему, Единому Богу, Благодетелю, Пречистая Заступница.

Ирмос: Объяла нас глубочайшая бездна, и нет избавляющего. Мы - как жертвенные овцы. Спаси людей Твоих, Боже наш! Ты - крепость и исцеление немощных.

Согрешением первозданного мы люто уязвлены, Господи, Твоими же ранами мы исцелились, ибо Ты за нас принял раны, Христе. Ты - крепость и исцеление немощных.

Ты возвел нас из ада, Господи, убив прожорливого кита и Твоим могуществом низложив его силу. Ибо Ты - жизнь, и свет, и воскресение.

Богородичен: Веселятся о Тебе, Дева Пречистая, праотцы нашего рода, получившие Тобой рай, который раньше потеряли через грех. Ибо Ты чиста и прежде и после рождества.

Ирмос: Мы, верующие, видим в Тебе, Богородица, духовную печь. Ибо, как Всевышний спас трех отроков, (Даниил 3-я глава) так Он, славный и несравнимый Бог отцов наших, во чреве Твоем обновил весь мир.

Земля убоялась, солнце скрылось, и померк свет, церковная завеса разорвалась, камни распались, ибо висит на кресте Праведный, восхваляемый и всеславный Бог отцов наших.

Ты был, как беспомощный и добровольно ради нас вознесенный, всех освободил и сильной рукой воскресил, хвалимый и превозносимый Бог отцов наших.

Богородичен: Радуйся, источник вечноживой воды, радуйся райская пища, радуйся, ограда верных, радуйся, незамужняя, радуйся, всемирная радость, ибо Тобой нам воссиял славный Бог отцов наших.

Ирмос: В разженной печи, как в горниле, ярче золота сияя красотой благочестия, израильские отроки воспевали: "Все творения, благословляйте Господа, воспевайте и превозносите во все века!"

Тебя, Слово Божие, свободно все творящего и Своими страданиями тень смертную претворяющего в вечную жизнь, мы, Твои создания, непрестанно воспеваем, Господи, и превозносим во все века.

Тридневно воскреснув от гроба, Ты, Христе, сокрушил окаянство врат и твердынь адовых. Поэтому все создания непрестанно воспевают Тебя и превозносят во все века.

Богородичен: Тебя, выше естества и без семени Божественным наитием родившую многоценный жемчуг Христа, воспоем: все дела Господни благословляйте Господа и превозносите Его во все века.

Ирмос: Объятая огнем и не сгоравшая купина являла образ Твоего чистого рождения [Христа] (Исход 3-я глава). И ныне мы молим угасить свирепствующую против нас печь искушений, чтобы непрестанно величать Тебя, Богородица.

Как это, беззаконные и непокорные люди, злое замышляя, оправдали гордого и нечестивого, а праведного Господа славы на дерево осудили, Которого достойно величаем.

Тебя, Спасителя и Агнца непорочного, взявшего грехи мира и воскресшего тридневно, славим вместе со Отцом и Твоим Божественным Духом. Благословляя, как Господа славы, мы величаем Тебя.

Богородичен: Спаси людей Твои, Господи, которых Ты искупил Своей Божественной кровью, даруя православным крепость на врагов, и по молитвам Богородицы подавая мир Твоии церквам, Человеколюбче.

Молитва ко

Господу Иисусу Христу

(Составлена святым Василием Великим. Читается на 9-ом Часе).

Владыка, Господи Иисусе Христе, Боже наш, долго терпевший наши прегрешения и сохранивший нас до нынешнего часа, в который Ты, вися на животворящем древе, открыл благоразумному разбойнику доступ в рай и Своей смертью уничтожил смерть. Будь милостив к нам, грешным и недостойным рабам Твоим, ибо мы согрешили и поступали беззаконно, и недостойны поднять наши глаза и взглянуть на высоту небесную, так как мы уклонились от праведного пути и ходили по воле сердец наших. Теперь же молим Твою безмерную благость: пощади нас, Господи, по великой милости Твоей, и спаси нас ради славы святого имени Твоего, ибо в суете гибнут дни наши. Освободи нас из рук противника, прости нам грехи наши и умертви наши плотские помыслы, чтобы, сбросив с себя ветхого человека, нам стать новыми людьми и жить для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля, и, следуя повелениям Твоим, достигнуть места вечного покоя, где обитают в веселии все праведные. Ибо Ты - истинное веселие и радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и мы возносим славу Тебе с вечным Твоим Отцом и всесвятым, благим и дающим жизнь Твоим Духом, ныне и всегда и в веки вечные. Аминь.

На воскресной утрени с одним малым святым соединяются 4 канона: три канона Октоиха и один канон Минеи. Каноны Октоиха:

Воскресный со ирмосом на 4 (ирмос 1, тропаря 3)

Крестовоскресный (без ирмоса на 3)

Богородице (без ирмоса на 3)

Святому Минеи (без ирмоса на 4).

В сумме по–прежнему получается 14, как и должно быть.

Библейские песни в каноне читаются в праздничной редакции («Поем Господеви»). Однако здесь возникает некоторое затруднение. «Поем Господеви» в каждой песни имеет только 12 стихов. А у нас распределение такое — один ирмос и 13 тропарей, так что остается один лишний тропарь, обделенный запевом библейской песни.

Устав назначает первому тропарю воскресному канона особый запев: «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему». В обиходе мы привыкли, что эти запевы идут ко всем тропарям: в воскресном каноне — «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему», в Крестовоскресном — «Слава, Господи, Кресту твоему честному и Воскресению», в Богородичном — «Пресвятая Богородице, спаси нас», в Минейном — предположим, «Преподобне отче Венедикте, моли Бога о нас».

Согласно уставу, дело обстоит так: поется сначала воскресный ирмос, затем — запев «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему», 1–й тропарь воскресного канона, 1–й стих библейской песни («Поем Господеви славно бо прославися…»), второй тропарь воскресного канона. От «Ныне» начинается чередование: стих библейской песни — тропарь того или иного канона. По каждой песни — праздничная катавасия.

Что такое катавасия? Это особый ирмос. Название происходит от греческого «катавено» — «сходиться» и связано стем, что согласно уставу, катавасии поются обоими ликами, сошедшимися в центре храма. Откуда берутся катавасии? Об этом разговор впереди. Скажу лишь, что выбор зависит от того периода года, который мы переживаем. Сейчас, например, поется Сретенская катавасия: «Сушу, глубородительную землю». Устав о катавасии будет изложен несколько позднее.

По 3 песни канона:

Катавасия.

Малая ектения.

Кондак и икос святому Минеи.

Седален его.

- «Слава, и ныне»

Богородичен.

То есть, как видим, исключительно Минейные тексты. Если заглянем в Октоих, то увидим, что на воскресной утрени сразу по окончании 3 песни в каноне Октоиха начинается 4 песнь. Но здесь Минеей нужно уметь воспользоваться. Напомню, что кондак и икос приведены в Минее по 6 песни канона, хотя читаются они по 3 песни. А вот седален и Богородичен находятся в Минее по 3 песни.

Интересно, что малую ектению по 3 песни канона произносит диакон, а не священник. Тут есть разделение. Помните, мы с вами говорили, что диакон появляется в наиболее торжественный момент богослужения. Так вот, торжественность, связанная с чтением Евангелия, как бы продолжается вплоть до конца 3 песни. Согласно уставу, угашать свечи, возжженные на полиелее или на чтении Евангелия, полагается по 3 песни. 4 песнь уже идет при скромном освещении храма.

Указано еще вот что: «По исполнении 3 песни диакон глаголет ектению малую и возглас от священника внутрь алтаря «Яко Ты еси Бог наш» и изоблачается от священных одежд. Сшедше же, стоят на обычных местех».

По 6 песни канона:

Катавасия.

Малая ектения (глаголет священник, а не диакон)

Кондак и икос воскресные (Октоих)

Чтение пролога.

Пролог — это сборник неких назидательных поучений, как правило святоотеческих, хотя есть там и заимствования из патериков и т. п. вещи. У некоторых возникает вопрос по поводу священнического возгласа по 6 песни: «Ты бо еси царь мира и Спас душ наших, Тебе славу возсылаем….». Кому–то кажется странным выражение «царь мира», т. к. мы привыкли к выражению: Царство Божие не от мiра сего. На самом деле все становится на свои места, если мы посмотрим в Служебник: там выражение «царь мира» соответствует другому церковному выражению: «начальник тишины».

По 8 песни поем «Честнейшую». Начиная от пения «Честнейшую» снова начинается торжественная часть службы: возжигаются свечи, появляется и облачается диакон и т. д.

«Ведомо же буде и сие: яко всегда по конце 8 песни, егда хощет начати 9 песнь, творим вси метания, единоравно глаголюще: «Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви», таже ирмос 8 песни. Иерей же и диакон облачатся обычно и по скончания 8 песни, покадив Св. Трапезу, возглашает диакон: «Богородицу и Матерь света песньми возвеличим». 9 песнь, поюще велегласно: «Величит душа моя Господа» и «Честнейшую херувим», творим же и поклоны малыя. Иерей же и диакон (или диакон) кадит святый алтарь и всю братию. По 9 песни возврашеся и, отдав кадило, глаголет ектению малую и возглас от священника: «Яко Тя хвалит вся сила небесная».

Интересно, что диакон эту ектению произносит на амвоне, а если служба идет без диакона и кадил священник, то ектения эта произносится изнутри алтаря.

Далее диакон возглашает чисто воскресное песнопение: «Свят Господь Бог наш». В иные дни это песнопение не поется (как и в том случае, если праздничная служба попадает на будни). По окончании пения «Свят Господь Бог наш» — воскресный экзапостиларий. Мы с вами уже говорили, что такое светильны и экзапостиларии, но воскресные экзапостиларии имеют некоторую особенность по сравнению с другими. Их 11 — по числу утренних Евангелий, и чтение экзапостилария определяется чтением Евангелия (то есть если сегодня читалось пятое Евангелие, то и экзапостиларий будет пятым). Он является неким кратким богословским комментарием к евангельскому зачалу, которое читается. Это текст, тесно связанный с Евангелием.

Итак, по 9 песни: — катавасия — малая ектения — «Свят Господь Бог наш» — экзапостиларий воскресный (один из 11 — см. приложение к Октоиху) — «Слава» — светилен Минеи (если есть) — «И ныне» — Богородичен воскресного экзапостилария.

Каждому из 11 экзапостилариев воскресных прилагается еще и Богородичен сразу после самого экзапостилария. Вообще надо сказать, что каждое воскресное утреннее Евангелие имеет три богослужебных текста, тесно с собою связанных: экзапостиларий, Богородичен экзапостилария и утренняя стихира, или евангельская стихира (до нее мы пока не добрались).

Далее поются Псалмы и стихиры на хвалитех. Канонарх возглашает: «Всякое дыхание да хвалит Господа», и поются хвалитные Псалмы. О том, как они поются, о припевах, которые некогда к ним пели, мы уже говорили.

На хвалитех на воскресной службе всегда бывает 8 стихир.

В простейшем случае, при совершении службы одному малому святому все 8 берутся из Октоиха (4 воскресных и 4 анатолиевы).

Здесь возникает еще одна небольшая трудность. 8 стихир, а Часослов имеет только 6 запевов — получается, что 2 последние стихиры как бы лишены их. Поэтому Октоих к ним назначает особые, свои дополнительные запевы: «Воскресни, Господи Бог мой…» и «….» «Слава» — евангельская (утренняя) стихира — одна из 11.

Каждая евангельская стихира поется в свой глас — 1–я — в первый глас, 2–я — во второй глас и т. д. 8–я — в восьмой.

Девятая евангельская стихира поется в 5–й глас, 10–я — в шестой, 11–я — в восьмой.

«И ныне» — «Преблагословен еси…» (всегда глас 2). Это песнопение на любой воскресной службе бывает неукоснительно.

Великое славословие, тропарь воскресный (но не гласа, а либо «Днесь спасение», либо «Воскрес из гроба»). Типикон назначает для каждого из них свой глас, хотя это указание сейчас нигде не исполняется. «Днесь спасение» — 1 глас, «Воскрес из гроба» — 2 глас. А поются они в зависимости от четности гласов: «Днесь спасение» — если воскресная служба нечетного гласа (1,3,5,7); «Воскрес из гроба» — при службе четного гласа (2,4,6,8). Причем никаких иных песнопений после Велдкого славословия на воскресной утрени быть не может.

Далее совершается исхождение в притвор под пение храмовой стихиры, где читается последнее, седьмое уставное чтение воскресной всенощной. Это «Оглашение Студитово» — краткое поучение Феодора Студита новоначальным инокам. Оно аскетического содержания, поэтому выслушивается не сидя, как прочие чтения, а стоя. После этого поется тропарь прп. Феодора Студита «Православия наставниче» и читается 1 час.

На 1 часе: тропарь воскресный, «Слава» — тропарь Минеи, «И ныне» — Богородичен часа, по «Отче наш» — кондак воскресный. Так же и на всех прочих часах. В конце 1 часа совершенный отпуст, и после краткого перерыва начинается Божественная литургия.

Сегодня мы рассмотрим изменяемые части Часов и Божественной литургии, а затем перейдем к воскресным службам при тех или иных особенностях (на воскресный день может попасть служба не только с малым святым).

Часы в воскресный день Напомню, что переменными частями Часов являются тропарь и кондак, причем тропарей может быть два, а кондак всегда один.

На всех Часах в воскресный день при малом святом: — тропарь воскресный — «Слава» святому Минеи — по «Отче наш» — кондак воскресный (на всех Часах). Кондак малого святого на Часах не звучит.

Ирмос: Твоя победоносная десница божественно прославилась в крепости: ибо она, Бессмертный, как всемогущая, проложив израильтянам путь через морскую глубину, уничтожила их противников.

На кресте простирает Свои руки Тот, Кто вначале пречистыми руками из земли образовал меня. Он от земли возводит мое тленное тело, которое принял от Девы.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Ради меня принял умерщвление и Свою душу предал смерти Тот, Кто божественным вдохновением вложил в меня душу. Избавив меня вечных уз и воскресив с собой, Он прославил нетлением.

Радуйся, источник благодати, радуйся лестница и дверь небесная, радуйся лампада и сосуд золотой, и гора невозделанная, родившая миру подателя жизни Христа.

Ирмос: Единый ведающий немощь человеческого существа и милостиво принявший его образ, Ты облеки меня свыше силой взывать к Тебе, Человеколюбец: Свят одушевленный Храм несказанной Твоей славы!

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Будучи Богом, Ты ущедрил меня падшего и, благоволив сойти ко мне, Ты вознес меня распятием, чтобы я воспевал Тебя: Свят одушевленный храм несказанной Твоей славы, Человеколюбче.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Будучи ипостасной Жизнью, Христе, Ты облекся в меня тленного. Сойдя же в смертную персть, Владыка, Ты разрушил державу смерти и, тридневно воскреснув из мертвых, меня облек в нетление.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Духом Пресвятым зачав Бога во чреве, Ты, Дево, пребыла неопалимой, как несгораемая купина, которую видел законодатель Моисей, предвозвестивший о Тебе.

Ирмос: Аввакум, прозорливыми очами увидев Тебя, Богородица, в образе горы, осененной Божией благодатью, провозгласил, что Святой Израиля выйдет из Тебя на наше спасение и обновление.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Кто этот Спаситель, исшедший из Эдома, увенчанный терновым венцом, одетый в обагренную ризу и висящий на древе? Это Святой Израиля, пришедший для нашего спасения и обновления.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Смотрите, непокорные люди, и стыдитесь: Тот, Которого по ненависти вы испросили у Пилата, чтобы как злодея вознести на крест, Он боголепно воскрес из гроба, разрушив силу смерти.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Мы признаем Тебя деревом жизни: ибо из Тебя произрос человечеству не смертоносный плод, но наследие вечной жизни для спасения нас, воспевающих Тебя.

Ирмос: Просветивший светом Твоего пришествия и освятивший Твоим крестом мир до крайних его пределов, просвети, Христе, светом истинной веры и наши сердца, православно воспевающих Тебя.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Великого Пастыря овец и Господа иудеи умертвили древом крестным. Но Он нас, как мертвых овец и погребенных во аде, избавил от державы смерти.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Крестом благовестив мир и проповедав пленным прощение, Ты, Спасе мой, посрамил державу сильного и божественным восстанием Ты показал его нагим и нищим.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Не отвергни прошения верно просящих, Всепетая, но прими и вознеси Сыну Твоему, Единому Богу, Благодетелю, Пречистая Заступница.

Ирмос: Объяла нас глубочайшая бездна, и нет избавляющего. Мы - как жертвенные овцы. Спаси людей Твоих, Боже наш! Ты - крепость и исцеление немощных.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Согрешением первозданного мы люто уязвлены, Господи, Твоими же ранами мы исцелились, ибо Ты за нас принял раны, Христе. Ты - крепость и исцеление немощных.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Ты возвел нас из ада, Господи, убив прожорливого кита и Твоим могуществом низложив его силу. Ибо Ты - жизнь, и свет, и воскресение.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Веселятся о Тебе, Дева Пречистая, праотцы нашего рода, получившие Тобой рай, который раньше потеряли через грех. Ибо Ты чиста и прежде и после рождества.

Ирмос: Мы, верующие, видим в Тебе, Богородица, духовную печь. Ибо, как Всевышний спас трех отроков, так Он, славный и несравнимый Бог отцов наших, во чреве Твоем обновил весь мир.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Земля убоялась, солнце скрылось, и померк свет, церковная завеса разорвалась, камни распались, ибо висит на кресте Праведный, восхваляемый и всеславный Бог отцов наших.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Ты был, как беспомощный и добровольно ради нас вознесенный, всех освободил и сильной рукой воскресил, хвалимый и превозносимый Бог отцов наших.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Радуйся, источник вечно живой воды, радуйся райская пища, радуйся, ограда верных, радуйся, незамужняя, радуйся, всемирная радость, ибо Тобой нам воссиял славный Бог отцов наших.

Ирмос: В разженной печи, как в горниле, ярче золота сияя красотой благочестия, израильские отроки воспевали: "Все творения, благословляйте Господа, воспевайте и превозносите во все века!"

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Тебя, Слово Божие, свободно все творящего и Своими страданиями тень смертную претворяющего в вечную жизнь, мы, Твои создания, непрестанно воспеваем, Господи, и превозносим во все века.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Тридневно воскреснув от гроба, Ты, Христе, сокрушил окаянство врат и твердынь адовых. Поэтому все создания непрестанно воспевают Тебя и превозносят во все века.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Тебя, выше естества и без семени Божественным наитием родившую многоценный жемчуг Христа, воспоем: все дела Господни благословляйте Господа и превозносите Его во все века.

Ирмос: Объятая огнем и не сгоравшая купина являла образ Твоего чистого рождения. И ныне мы молим угасить свирепствующую против нас печь искушений, чтобы непрестанно величать Тебя, Богородица.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Как это, беззаконные и непокорные люди, злое замышляя, оправдали гордого и нечестивого, а праведного Господа славы на дерево осудили, Которого достойно величаем.

Слава, Господи, святому воскресению Твоему!

Тебя, Спасителя и Агнца непорочного, взявшего грехи мира и воскресшего тридневно, славим вместе со Отцом и Твоим Божественным Духом. Благословляя, как Господа славы, мы величаем Тебя.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Спаси людей Твои, Господи, которых Ты искупил Своей Божественной кровью, даруя православным крепость на врагов, и по молитвам Богородицы подавая мир Твоим церквам, Человеколюбче.

(Составлена святым Василием Великим. Читается на 9-ом Часе).

Владыка, Господи Иисусе Христе, Боже наш, долго терпевший наши прегрешения и сохранивший нас до нынешнего часа, в который Ты, вися на животворящем древе, открыл благоразумному разбойнику доступ в рай и Своей смертью уничтожил смерть! Будь милостив к нам, грешным и недостойным рабам Твоим, ибо мы согрешили и поступали беззаконно, и недостойны поднять наши глаза и взглянуть на высоту небесную, так как мы уклонились от праведного пути и ходили по воле сердец наших. Теперь же молим Твою безмерную благость: пощади нас, Господи, по великой милости Твоей, и спаси нас ради славы святого имени Твоего, ибо в суете гибнут дни наши. Освободи нас из рук противника, прости нам грехи наши и умертви наши греховные плотские помыслы, чтобы, сбросив с себя ветхого человека, нам стать новыми людьми и жить для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля, и, следуя повелениям Твоим, достигнуть места вечного покоя, где обитают в веселии все праведные. Ибо Ты - истинное веселие и радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и мы возносим славу Тебе с вечным Твоим Отцом и Всесвятым, благим и дающим жизнь Твоим Духом, ныне и всегда и в веки вечные. Аминь.

Молитва ко Господу Иисусу Христу.

(Из последования Часов).

Во всякое время и в каждый час на небе и на земле поклоняемый и славимый, Христе Боже, долготерпеливый, многомилостивый, премилосердный! Ты любишь праведных и грешных милуешь, призывая всех ко спасению обещанием будущих благ. Сам, Господи, прими эти наши молитвы и направь нашу жизнь по заповедям Твоим. Душу нашу освяти, тело очисти, ум направь, мысли очисти и избавь нас от всякой скорби, зла и болезни. Огради нас святыми Твоими Ангелами, чтобы мы, охраняемые и руководимые ими, достигли единства веры и познания Твоей неприступной славы. Ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

Молитва к Богу Отцу.

(Составлена святым Василием Великим. Читают на 6-ом Часе).

Боже и Господи бесплотных Сил и Создатель всего творения, ниспославший по Твоему милосердию и беспримерной милости Твоего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, на спасение рода нашего, Его Честным Крестом разодравший списки наших грехов и победивший начальников и властителей тьмы! Сам, Владыка-Человеколюбец, прими и от нас, грешных, эти благодарственные и просительные молитвы и избавь нас от всякого пагубного и мрачного греха, а также от всех видимых и невидимых врагов, стремящихся причинить нам зло. Пригвозди плоть нашу к страху пред Тобой, и не допусти сердец наших уклониться к порочным речам или помыслам. Но возбуди в душах наших любовь к Тебе, чтобы мы, постоянно направляя к Тебе взоры и путеводимые Твоим светом, стремились познать Тебя, неприступный и вечный Свет, и непрестанно прославляли и благодарили Тебя, вечного Отца, с Твоим Единородным Сыном и со Всесвятым, и Благим, и оживляющим всех Твоим Духом, ныне, всегда и во веки веков. Аминь.

Само целование: сначала целyет Евангелие предстоятель, а затем братия, причем идyт парами. Два поклона с крестным знамением, затем целyют Евангелие, затем третий поклон Евангелию, поклон священникy, поклон дрyг дрyгy, поклон народy. Отходят, а приходит следyющая пара. Такой предполагается чин. Причем слова "Исполньшеся же целование 50–мy Псалмy, поем…" подразyмевает, видимо, то, что 50–й Псалом читался или пелся очень протяжно и распевно, чтобы все это целование, нескорое само по себе, совершилось во время 50–го Псалма. Конечно, yстав предполагает, что в храме мало народа - 10–20 человек, иначе это все невыполнимо.

Затем поются знакомые всем песнопения: "Слава", "Молитвами апостолов", "И ныне", "Молитвами Богородицы".

Удивительно, но Типикон не говорит о том, на какой глас поются эти песнопения. Традиционно их поют на 6 глас - видимо, по той причине, что последyющая воскресная стихира 6–го гласа.

Стихира всегда одна и та же: "Воскрес Иисyс от гроба, якоже прорече…".

"По целовании же Святаго Евангелия осеняет иерей братию со Евангелием и входит во святый алтарь. Диакон же глаголет на обычном месте молитвy "Спаси, Боже, люди Твоя".

…"Господи, помилyй" дванадесять, иерей возгласно: "Милостию и щедротами…", и начинается ирмос воскресного канона. Вот та часть слyжбы, которая является сyщественной принадлежностью воскресной yтрени - все, что идет междy кафизмами и каноном.

Наверное, было бы небезынтересно yзнать, как определять, какое нyжно читать Евангелие (какое из 11 воскресных Евангелий). Весь год разделяется на 6 периодов - по 8 недель в каждом. Эти периоды называются столпами. Первый столп всегда начинается в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших (через две недели после Пятидесятницы). Всегда глас 1, а воскресное Евангелие - второе. Далее воскресные Евангелия просто чередyются: в следyющее воскресение - третье, в следyющее - четвертое и т. д. После одиннадцатого первое. Это один из способов определения Евангелий.

Каноны на воскресной yтрени

На воскресной yтрени с одним малым святым соединяются 4 канона: три канона Октоиха и один канон Минеи. Каноны Октоиха:

Воскресный со ирмосом на 4 (ирмос 1, тропаря 3)

Крестовоскресный (без ирмоса на 3)

Богородице (без ирмоса на 3)

Святомy Минеи (без ирмоса на 4).

В сyмме по–прежнемy полyчается 14, как и должно быть.

Библейские песни в каноне читаются в праздничной редакции ("Поем Господеви"). Однако здесь возникает некоторое затрyднение. "Поем Господеви" в каждой песни имеет только 12 стихов. А y нас распределение такое - один ирмос и 13 тропарей, так что остается один лишний тропарь, обделенный запевом библейской песни.

Устав назначает первомy тропарю воскресномy канона особый запев: "Слава, Господи, святомy Воскресению Твоемy". В обиходе мы привыкли, что эти запевы идyт ко всем тропарям: в воскресном каноне - "Слава, Господи, святомy Воскресению Твоемy", в Крестовоскресном - "Слава, Господи, Крестy твоемy честномy и Воскресению", в Богородичном - "Пресвятая Богородице, спаси нас", в Минейном - предположим, "Преподобне отче Венедикте, моли Бога о нас".

Согласно yставy, дело обстоит так: поется сначала воскресный ирмос, затем - запев "Слава, Господи, святомy Воскресению Твоемy", 1–й тропарь воскресного канона, 1–й стих библейской песни ("Поем Господеви славно бо прославися…"), второй тропарь воскресного канона. От "Ныне" начинается чередование: стих библейской песни - тропарь того или иного канона. По каждой песни - праздничная катавасия.

Что такое катавасия? Это особый ирмос. Название происходит от греческого "катавено" - "сходиться" и связано стем, что согласно yставy, катавасии поются обоими ликами, сошедшимися в центре храма. Откyда берyтся катавасии? Об этом разговор впереди. Скажy лишь, что выбор зависит от того периода года, который мы переживаем. Сейчас, например, поется Сретенская катавасия: "Сyшy, глyбородительнyю землю". Устав о катавасии бyдет изложен несколько позднее.

По 3 песни канона:

Катавасия

Малая ектения

Кондак и икос святомy Минеи

Седален его

- "Слава, и ныне"

Богородичен.

То есть, как видим, исключительно Минейные тексты. Если заглянем в Октоих, то yвидим, что на воскресной yтрени сразy по окончании 3 песни в каноне Октоиха начинается 4 песнь. Но здесь Минеей нyжно yметь воспользоваться. Напомню, что кондак и икос приведены в Минее по 6 песни канона, хотя читаются они по 3 песни. А вот седален и Богородичен находятся в Минее по 3 песни.

Интересно, что малyю ектению по 3 песни канона произносит диакон, а не священник. Тyт есть разделение. Помните, мы с вами говорили, что диакон появляется в наиболее торжественный момент богослyжения. Так вот, торжественность, связанная с чтением Евангелия, как бы продолжается вплоть до конца 3 песни. Согласно yставy, yгашать свечи, возжженные на полиелее или на чтении Евангелия, полагается по 3 песни. 4 песнь yже идет при скромном освещении храма.

Указано еще вот что: "По исполнении 3 песни диакон глаголет ектению малyю и возглас от священника внyтрь алтаря "Яко Ты еси Бог наш" и изоблачается от священных одежд. Сшедше же, стоят на обычных местех".

По 6 песни канона:

Катавасия

Малая ектения (глаголет священник, а не диакон)

Кондак и икос воскресные (Октоих)

Чтение пролога.

Пролог - это сборник неких назидательных поyчений, как правило святоотеческих, хотя есть там и заимствования из патериков и т. п. вещи. У некоторых возникает вопрос по поводy священнического возгласа по 6 песни: "Ты бо еси царь мира и Спас дyш наших, Тебе славy возсылаем….". Комy–то кажется странным выражение "царь мира", т. к. мы привыкли к выражению: Царство Божие не от мiра сего. На самом деле все становится на свои места, если мы посмотрим в Слyжебник: там выражение "царь мира" соответствyет дрyгомy церковномy выражению: "начальник тишины".

По 8 песни поем "Честнейшyю". Начиная от пения "Честнейшyю" снова начинается торжественная часть слyжбы: возжигаются свечи, появляется и облачается диакон и т. д.

"Ведомо же бyде и сие: яко всегда по конце 8 песни, егда хощет начати 9 песнь, творим вси метания, единоравно глаголюще: "Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви", таже ирмос 8 песни. Иерей же и диакон облачатся обычно и по скончания 8 песни, покадив Св. Трапезy, возглашает диакон: "Богородицy и Матерь света песньми возвеличим". 9 песнь, поюще велегласно: "Величит дyша моя Господа" и "Честнейшyю херyвим", творим же и поклоны малыя. Иерей же и диакон (или диакон) кадит святый алтарь и всю братию. По 9 песни возврашеся и, отдав кадило, глаголет ектению малyю и возглас от священника: "Яко Тя хвалит вся сила небесная".

Интересно, что диакон этy ектению произносит на амвоне, а если слyжба идет без диакона и кадил священник, то ектения эта произносится изнyтри алтаря.

Далее диакон возглашает чисто воскресное песнопение: "Свят Господь Бог наш". В иные дни это песнопение не поется (как и в том слyчае, если праздничная слyжба попадает на бyдни). По окончании пения "Свят Господь Бог наш" - воскресный экзапостиларий. Мы с вами yже говорили, что такое светильны и экзапостиларии, но воскресные экзапостиларии имеют некоторyю особенность по сравнению с дрyгими. Их 11 - по числy yтренних Евангелий, и чтение экзапостилария определяется чтением Евангелия (то есть если сегодня читалось пятое Евангелие, то и экзапостиларий бyдет пятым). Он является неким кратким богословским комментарием к евангельскомy зачалy, которое читается. Это текст, тесно связанный с Евангелием.

Итак, по 9 песни: - катавасия - малая ектения - "Свят Господь Бог наш" - экзапостиларий воскресный (один из 11 - см. приложение к Октоихy) - "Слава" - светилен Минеи (если есть) - "И ныне" - Богородичен воскресного экзапостилария.

Каждомy из 11 экзапостилариев воскресных прилагается еще и Богородичен сразy после самого экзапостилария. Вообще надо сказать, что каждое воскресное yтреннее Евангелие имеет три богослyжебных текста, тесно с собою связанных: экзапостиларий, Богородичен экзапостилария и yтренняя стихира, или евангельская стихира (до нее мы пока не добрались).

Далее поются Псалмы и стихиры на хвалитех. Канонарх возглашает: "Всякое дыхание да хвалит Господа", и поются хвалитные Псалмы. О том, как они поются, о припевах, которые некогда к ним пели, мы yже говорили.

На хвалитех на воскресной слyжбе всегда бывает 8 стихир.

В простейшем слyчае, при совершении слyжбы одномy маломy святомy все 8 берyтся из Октоиха (4 воскресных и 4 анатолиевы).

Здесь возникает еще одна небольшая трyдность. 8 стихир, а Часослов имеет только 6 запевов - полyчается, что 2 последние стихиры как бы лишены их. Поэтомy Октоих к ним назначает особые, свои дополнительные запевы: "Воскресни, Господи Бог мой…" и "…." "Слава" - евангельская (yтренняя) стихира - одна из 11.

Каждая евангельская стихира поется в свой глас - 1–я - в первый глас, 2–я - во второй глас и т. д. 8–я - в восьмой.

Девятая евангельская стихира поется в 5–й глас, 10–я - в шестой, 11–я - в восьмой.

"И ныне" - "Преблагословен еси…" (всегда глас 2). Это песнопение на любой воскресной слyжбе бывает неyкоснительно.

Канон Воскресению Христову

Тропарь, глас 5

Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ / и сущим во гробех живот даровав.

Первый стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, / и да бежат от Лица Его ненавидящии Его.
И на кийждо стих мы поем тропарь: Христос воскресе: весь по единожды.
Вторый стих: Яко исчезает дым, да исчезнут, / яко тает воск от лица огня.
Третий стих:
Четвертый стих:

Слава: Христос воскресе:
И ныне: Христос воскресе:



Песнь 1

Ирмос: Воскресения день, / просветимся, людие. / Пасха, Господня Пасха: / от смерти бо к жизни, / и от земли к небеси, / Христос Бог нас преведе, / победную поющия.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Очистим чувствия, и узрим / неприступным светом / Воскресения, Христа / блистающася, / и радуйтеся, рекуща, / ясно да услышим, / победную поюще.

Припев : Христос воскресе из мертвых.
Небеса убо достойно да веселятся, / земля же да радуется, / да празднует же мир, / видимый же весь и невидимый: / Христос бо воста, / веселие вечное.

Припев :
Умерщвления предел сломила еси, / вечную жизнь рождшая Христа, из гроба возсиявшаго днесь, / Дево Всенепорочная, и мир просветившаго.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Воскресшаго видевши Сына Твоего и Бога, / радуйся со апостолы Богоблагодатная чистая: / и еже радуйся первее, яко всех радости вина, / восприяла еси, Богомати Всенепорочная.

Песнь 3

Ирмос: Приидите, пиво пием новое, / не от камене неплодна чудодеемое, / но нетления источник / из гроба одождивша Христа, / в Немже утверждаемся.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Ныне вся исполнишася света, / небо же и земля, и преисподняя: / да празднует убо вся тварь / востание Христово, / в немже утверждается.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Вчера спогребохся Тебе Христе, / совостаю днесь / воскресшу Тебе, / сраспинахся Тебе вчера, / Сам мя спрослави Спасе во Царствии Твоем.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
На нетленную жизнь / прихожду днесь благостию рождшагося из Тебе, Чистая, / и всем концем свет облиставшаго.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Бога, Егоже родила еси плотию, из мертвых, / якоже рече, воставша видевши, Чистая, ликуй, / и Сего яко Бога Пречистая возвеличай.

Ипакои, глас 4

Предварившия утро яже о Марии, / и обретшия камень отвален от гроба, / слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго, / с мертвыми что ищете, яко человека? / Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, / яко воста Господь, умертвивый смерть, / яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Песнь 4

Ирмос: На Божественней стражи / богоглаголивый Аввакум / да станет с нами, и покажет / светоносна Ангела, / ясно глаголюща: / днесь спасение миру, / яко воскресе Христос, / яко всесилен.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Мужеский убо пол, / яко разверзый девственную утробу, / явися Христос: / яко человек же, / Агнец наречеся: / непорочен же, / яко невкусен скверны, / наша Пасха, / и яко Бог истинен / совершен речеся.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Яко единолетный агнец, / благословенный нам венец Христос, / волею за всех заклан бысть, / Пасха чистительная, / и паки из гроба красное / правды нам возсия Солнце.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Богоотец убо Давид / пред сенным ковчегом скакаше играя, / людие же Божии святии, / образов сбытие зряще, / веселимся Божественне, / яко воскресе Христос, / яко Всесилен.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Создавый Адама, Твоего праотца, Чистая, / зиждется от Тебе, и смертное жилище разори Своею смертию днесь, / и озари вся / божественными блистаньми воскресения.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Егоже родила еси Христа, / прекрасно из мертвых возсиявша, Чистая зрящи, / добрая и непорочная в женах и красная, / днесь во спасение всех, со апостолы радующися, / Того прославляй.

Песнь 5

Ирмос: Утренюем утреннюю глубоку, / и вместо мира песнь принесем Владыце, / и Христа узрим / правды Солнце, / всем жизнь возсияюща.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Безмерное Твое благоутробие, / адовыми узами содержимии зряще, / к свету идяху Христе, / веселыми ногами, / Пасху хваляще вечную.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Приступим свещеноснии, / исходящу Христу из гроба, яко жениху, / и спразднуем любопразднственными чинми / Пасху Божию спасительную.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Просвещается божественными лучами и живоносными / воскресения Сына Твоего, Богомати Пречистая, / и радости исполняется / благочестивых собрание.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Не разверзл еси врата девства в воплощении, / гроба не разрушил еси печатей, Царю создания: / отонудуже воскресшаго Тя зрящи / Мати, радовашеся.

Песнь 6

Ирмос: Снизшел еси в преисподняя земли, / и сокрушил еси вереи вечныя, / содержащия связанныя, Христе, / и тридневен, яко от кита Иона, / воскресл еси от гроба.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Сохранив цела знамения Христе, / воскресл еси от гроба, / ключи Девы не вредивый в рождестве Твоем, / и отверзл еси нам райския двери.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Спасе мой, / живое же и нежертвенное заколение, / яко Бог Сам Себе / волею привел Отцу, / совоскресил еси всероднаго Адама, / воскрес от гроба.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Возведеся древле держимое смертию и тлением, / воплотившимся от Твоего пречистаго чрева, / к нетленней и присносущней жизни, / Богородице Дево.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Сниде в преисподняя земли, / в ложесна Твоя, Чистая, сшедый, / и вселивыйся и воплотивыйся паче ума, / и воздвиже с Собою Адама, / воскрес от гроба.

Кондак, глас 8

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, / но адову разрушил еси силу, / и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, / женам мироносицам вещавый: радуйтеся, / и Твоим апостолом мир даруяй, / падшим подаяй воскресение.

Икос: Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб, / предвариша ко утру, ищущия яко дне мvроносицы девы, / и друга ко друзей вопияху: / о другини! Приидите, вонями помажем тело живоносное и погребеное, / плоть воскресившаго падшаго Адама, лежащую во гробе. / Идем, потщимся якоже волсви, и поклонимся, / и принесем мvра яко дары, не в пеленах, но в плащанице обвитому, / и плачим, и возопиим: о Владыко, востани, / падшим подаяй воскресение.

Воскресная песнь

Воскресение Христово видевше, / поклонимся Святому Господу Иисусу, / единому безгрешному, / Кресту Твоему покланяемся, Христе, / и святое Воскресение Твое поем и славим: / Ты бо еси Бог наш, / разве Тебе иного не знаем, / имя Твое именуем. / Приидите вси вернии, / поклонимся Святому Христову Воскресению: / се бо прииде Крестом радость всему миру. / Всегда благословяще Господа, / поем Воскресение Его: / распятие бо претерпев, / смертию смерть разруши. (Трижды )

Таже глаголем: Воскрес Иисус от гроба, / якоже прорече, / даде нам живот вечный / и велию милость. (Трижды )

Песнь 7

Ирмос: Отроки от пещи избавивый, / быв Человек, / страждет яко смертен, / и страстию смертное, / в нетления облачит благолепие, / Един благословен / отцев Бог, и препрославлен.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Жены с миры богомудрыя в след Тебе течаху: / Егоже, яко мертва, со слезами искаху, / поклонишася радующияся Живому Богу, / и Пасху тайную / Твоим, Христе, учеником благовестиша.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Смерти празднуем умерщвление, / адово разрушение, / иного жития вечнаго начало, / и играюще поем Виновнаго, / Единаго благословеннаго / отцев Бога, и препрославленнаго.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Яко воистинну священная, / и всепразднственная сия спасительная нощь, / и светозарная, / светоноснаго дне, / востания сущи провозвестница: / в нейже безлетный Свет из гроба плотски всем возсия.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Умертвив Сын Твой смерть, Всенепорочная / днесь, всем смертным пребывающий живот во веки веков дарова, / един благословенный / отцев Бог и препрославленный.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Всем царствуяй созданием, / быв человек, / вселися в Твою, Богоблагодатная, утробу, / и распятие претерпев и смерть, / воскресе боголепно, / совозставив нас яко всесилен.

Песнь 8

Ирмос: Сей нареченный и святый день, / Един суббот Царь и Господь, / праздников праздник / и торжество есть торжеств, / воньже благословим Христа во веки.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Приидите, новаго винограда рождения, / Божественнаго веселия, / в нарочитом дни Воскресения, / Царствия Христова приобщимся, / поюще Его / яко Бога во веки.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: / се бо приидоша к тебе, / яко богосветлая светила, / от запада, и севера, и моря, / и востока чада твоя, / в тебе благословящая Христа во веки.

Припев: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.
Троичен: Отче Вседержителю, и Слове, и Душе, / треми соединяемое во Ипостасех Естество, / Пресущественне и Пребожественне, / в Тя крестихомся, / и Тя благословим во вся веки.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Прииде Тобою в мир Господь, / Дево Богородице, / и чрево адово расторг, / смертным нам воскресение дарова: / Темже благословим Его во веки.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Всю низложив смерти державу / Сын Твой, Дево, Своим воскресением, / яко Бог крепкий совознесе нас и обожи: / темже воспеваем Его во веки.

Песнь 9

Ирмос: Светися, светися, / новый Иерусалиме: / слава бо Господня / на тебе возсия. / Ликуй ныне / и веселися, Сионе. / Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, / о востании Рождества Твоего.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
О Божественнаго, о любезнаго, / о сладчайшаго Твоего гласа! / С нами бо неложно / обещался еси быти, / до скончания века Христе: / Егоже, вернии, / утверждение надежди имуще, радуемся.

Припев: Христос воскресе из мертвых.
О Пасха велия и священнейшая, Христе! / О мудросте, и Слове Божий, и сило! / Подавай нам истее Тебе причащатися, / в невечернем дни Царствия Твоего.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Согласно Дево, Тебе блажим вернии: / радуйся двере Господня: / радуйся граде одушевленный: / радуйся, Еяже ради нам ныне возсия свет, / из Тебе Рожденнаго из мертвых Воскресения.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Веселися и радуйся божественная двере Света: / зашедый бо Иисус во гроб возсия, / просияв солнца светлее, / и верныя вся озарив, / Богорадованная Владычице.

Ексапостиларий. Самогласен:
Плотию уснув, / яко мертв, / Царю и Господи, / тридневен воскресл еси, / Адама воздвиг от тли, / и упразднив смерть: / Пасха нетления, / мира спасение. (Трижды)

Стихиры Пасхи, глас 5

Стих: Да воскреснет Бог, / и расточатся врази Его.
Пасха / священная нам днесь показася; / Пасха нова святая; / Пасха таинственная; / Пасха всечестная. / Пасха Христос Избавитель; / Пасха непорочная; / Пасха великая; / Пасха верных. / Пасха двери райския нам отверзающая. / Пасха всех освящающая верных.

Стих: Яко исчезает дым, / да исчезнут.
Приидите / от видения жены благовестницы, / и Сиону рцыте: / приими / от нас радости благовещения, Воскресения Христова: / красуйся, ликуй / и радуйся, Иерусалиме, / Царя Христа узрев из гроба, / яко жениха происходяща.

Стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, / а праведницы да возвеселятся.
Мироносицы жены, / утру глубоку, / представша гробу Живодавца, / обретоша Ангела / на камени седяща, / и той провещав им, / сице глаголаше: / что ищете Живаго с мертвыми; / что плачете Нетленнаго во тли? / Шедше, проповедите учеником Его.

Стих: Сей день, егоже сотвори Господь, / возрадуемся и возвеселимся в онь.
Пасха красная, / Пасха, Господня Пасха! / Пасха всечестная / нам возсия. Пасха, / радостию друг друга обымем. / О Пасха! / Избавление скорби, / ибо из гроба днесь, / яко от чертога / возсияв Христос, / жены радости исполни, глаголя: / проповедите апостолом.

Слава, и ныне, глас 5: Воскресения день, / и просветимся торжеством, / и друг друга обымем. / Рцем братие, / и ненавидящим нас, / простим вся Воскресением, / и тако возопиим: / Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ, / и сущим во гробех живот даровав.

Канон Воскресению Христову

Тропарь, глас 5

Христос воскрес из мертвых, / смертию смерть поправ / и тем, кто в гробницах, / жизнь даровав.

Первый стих: Да восстанет Бог и рассеются враги Его, / и да бегут от лица Его ненавидящие Его.
И после каждого стиха поем тропарь по одному разу:

Второй стих: Как исчезает дым, да исчезнут, / как тает воск пред лицом огня.
Третий стих:
Четвертый стих: Это день, который сотворил Господь, / возрадуемся и возвеселимся в оный.

Слава : Христос воскрес из мертвых:
И ныне: Христос воскрес из мертвых:

КАНОН ТВОРЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ДАМАСКИНА, ГЛАС 1

Песнь 1

Ирмос: Воскресения день! Просияем люди! / Пасха! Господня Пасха! / Ибо от смерти к жизни и с земли к небесам / Христос Бог нас перевел, / песнь победную поющих.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Очистим чувства и увидим / неприступным светом воскресения / сияющего Христа, / и говорящего: "Радуйтесь!" / ясно услышим, / воспевая песнь победную.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Небеса достойно да веселятся, / земля же да радуется, / да празднует и весь мир, / как видимый, так и невидимый: / ибо Христос восстал, веселье вечное.

Припев:
Умерщвления предел сломила Ты, / носив во чреве жизнь вечную, Христа, / из гроба воссиявшего в сей день, / Дева всенепорочная, / и мир просветившего.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Воскресшим увидев Сына Твоего и Бога, / радуйся с Апостолами, Богоблагодатная, Чистая! / И первой слово "Радуйся", как причина радости для всех, / приняла Ты, Богоматерь всенепорочная.

Песнь 3

Ирмос: Придите, будем пить питие новое, / не из камня бесплодного чудесно изводимое, / но бессмертия источник, / пролившийся из гроба Христом, / на Котором мы утверждаемся.

Припев : Христос воскрес из мертвых.
Ныне все исполнилось света, / и небо, и земля и преисподняя: / пусть же празднует все творение восстание Христа, / на котором утверждается.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Вчера я погребался с Тобою, Христе, / – с Тобою воскресшим в сей день восстаю; / распинался я с Тобою вчера: / Сам прославь меня с Собой, Спаситель, / в Царстве Твоем!

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
К жизни непорочной / перехожу я в сей день, / по благости Родившегося от Тебя, Чистая, / и все мира концы светом озарившего.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Увидев Бога, Которого по плоти / носила Ты во чреве, Чистая, / из мертвых восставшим, как сказал Он, ликуй, / и как Бога, Непорочная, Его величай.

Ипакои, глас 4

Жены, пришедшие с Марией до рассвета / и нашедшие камень отваленным от гроба, / услышали от Ангела: "Во свете вечном Пребывающего / что вы ищете среди мертвых как человека? / Посмотрите на погребальные пелены, / бегите и миру возвестите, / что восстал Господь, умертвив смерть, / ибо Он – Сын Бога, спасающего род человеческий!"

Песнь 4

Ирмос: На божественной страже / Богословесный Аввакум да станет с нами / и покажет светоносного Ангела, / ясно возглашающего: / "В сей день – спасение миру, / ибо воскрес Христос, / как всемогущий".

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Мужем, как разверзший девственное чрево, / явился Христос; / а как предлагаемый в пищу, назван Агнцем, / непорочным же – как непричастный скверне, / Он, наша Пасха; / и, как Бог истинный, / зовется совершенным.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Как однолетний агнец, / для нас – добрый венец, / Благословенный добровольно заколот за всех, / как Пасха очистительная, / и вновь воссиял нам из гроба / прекрасным правды Солнцем.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Богоотец Давид / пред ковчегом, подобным тени, скакал, играя; / мы же, святой народ Божий, / исполнение прообразов видя, / возрадуемся боговдохновенно, / ибо воскрес Христос, как всемогущий.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Создавший Адама, Твоего праотца Чистая, / созидается от Тебя, / и в сей день Он смертью Своей упразднил / чрез того пришедшую смерть, / и всех озарил / божественными блистаниями воскресения.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Видя Христа, Которого носила Ты в чреве, Чистая, / прекрасно из мертвых воссиявшего / в сей день для спасения всех, / славная и непорочная среди жен, и прекрасная, / с Апостолами радуясь, Его прославляй.

Песнь 5

Ирмос: Бодрствовать будем с раннего утра / и, вместо мvра, песнь принесем Владыке, / и Христа узрим – правды Солнце, / всем жизнь излучающее.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Безмерное Твое милосердие видя, Христе, / связанные узами ада / к свету устремлялись / радостными стопами, / восхваляя Пасху вечную.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Приблизимся со светильниками в руках ко Христу, / выходящему из гроба, как жениху, / и отпразднуем вместе / с торжествующими Небесными полками / Пасху Божию спасительную.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Просвещается Божественными / и живоносными лучами / воскресения Сына Твоего, Богоматерь Пречистая, / и радости исполняется благочестивых собрание.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Не отверз Ты врат девства при воплощении, / не нарушил печатей гроба, Царь создания, / и потому, воскресшим Тебя видя, / Матерь радовалась.

Песнь 6

Ирмос: Сошел Ты в глубочайшие места земли / и сокрушил засовы вечные, / державшие заключенных в оковы, Христе, / и на третий день, как из кита Иона, / воскрес из гроба.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Сохранив печати целыми, Христе, / Ты восстал из гроба, / заключенного чрева Девы / не повредивший при рождении Твоем, / и открыл нам райские двери.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Спаситель мой, / живая и не закалываемая жертва! / Сам Себя, как Бог, / добровольно принеся Отцу, / Ты воскресил с Собою / общего родоначальника Адама, / воскреснув из гроба.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Издревле удерживаемое / смертью и тлением, / возведено к нетленной и вечной жизни / Воплотившимся от Твоего пречистого чрева, / Богородица Дева.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Сошел в глубочайшие места земли / в недра Твои, Чистая, Сошедший / и вселившийся, и воплотившийся превыше ума; / и воздвиг Он с Собою Адама, / воскреснув из гроба.

Кондак, глас 8

Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный, / но уничтожил силу ада / и воскрес как победитель, Христе Боже, / женам-мvроносицам возгласив: "Радуйтесь!" / и Твоим Апостолам мир даруя, / Ты, дающий падшим воскресение.

Икос: Прежде солнца бывшее Солнце, / зашедшее некогда во гроб, / придя еще до наступления утра, / искали как дневного света мvроносицы-девы / и одна к другой взывали: / О подруги, давайте помажем благовониями тело, / источающее жизнь и погребенное, / плоть Того, Кто воскрешает падшего Адама, / лежащую в гробнице. / Пойдемте, поспешим, как волхвы и поклонимся, / и принесем мvро, как дары / уже не пеленами, а плащаницею Обвитому; / и прольем слезы и воскликнем: / О Владыка, восстань, / дающий падшим воскресение.

Воскресная песнь

Воскресение Христа увидев, / поклонимся Святому Господу Иисусу, / единому безгрешному. / Кресту Твоему поклоняемся, Христе, / и Святое воскресение Твоё поём и славим, / ибо Ты – Бог наш, / кроме Тебя иного не знаем, / имя Твоё призываем. / Придите, все верные, / поклонимся святому Христову воскресению, / ибо вот, пришла через Крест / радость всему миру. / Всегда благословляя Господа, / воспеваем воскресение Его, / ибо Он, распятие претерпев, / смертию смерть сокрушил. (Трижды )

Затем: Воскрес Иисус из гроба, / как предсказал, / даровав нам вечную жизнь / и великую милость. (Трижды )

Песнь 7

Ирмос: Отроков из печи Избавивший, / став человеком, / страдает как смертный, / и Своим страданием / облекает смертное в красоту бессмертия, / Единый благословенный / Бог отцов и препрославленный.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Жены Богомудрые / с благовониями вслед Тебе спешили. / Но Кого они, как смертного, со слезами искали, / Тому с радостью поклонились, как живому Богу, / и Пасху таинственную / ученикам Твоим, Христе, благовествовали.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Смерти празднуем умерщвление, / ада разрушение, / иной – вечной – жизни начало, / и в восторге воспеваем тому Виновника / – Единого благословенного / Бога отцов и препрославленного.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Поистине священна / и в достойна всякого торжества / эта ночь, спасительная и светозарная, / светоносного дня воскресения предвестница, / в которую вечный Свет / из гроба во плоти для всех воссиял.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Умертвив в сей день смерть, / Сын Твой, Всенепорочная, / всем смертным жизнь, / пребывающую во веки веков даровал, / Единственный благословенный / Бог отцов и препрославленный.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Царствующий над всем творением, / став человеком, / вселился в Твое чрево, Богоблагодатная, / и распятие и смерть претерпев, / воскрес как подобает Богу, / воздвигнув нас с Собою, как всесильный.

Песнь 8

Ирмос: Этот желанный и святой день, / первый от субботы, царственный и главный, / есть праздников праздник / и торжество из торжеств. / В сей день благословляем Христа вовеки.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Придите, вкусим нового плода / виноградной лозы, / Божественного веселья, / в славный день воскресения, / и примем участие в Царстве Христа, / воспевая Его, как Бога, вовеки.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
Подними очи твои, Сион, / и вокруг посмотри: / ибо вот, сошлись к тебе, / как божественно сияющие светила, / от запада, и севера, / и моря и востока дети твои, / благословляющие в тебе Христа вовеки.

Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.
Троичен: Отец Вседержитель, и Слово, и Дух, / Единое в трех Лицах Существо, / Всевышнее и Божественнейшее! / В Тебя мы крещены / и Тебя благословляем во все века.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Пришел в мир Творец / чрез Тебя, Дева Богородица, / и чрево ада расторгнув, / нам, смертным, воскресение даровал. / Потому мы благословляем Его вовеки.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Низложив все могущество смерти, / Сын Твой, Дева, / Своим воскресением, как Бог крепкий, / вознес нас с Собою и обожил. / Потому мы воспеваем Его вовеки.

Песнь 9

Ирмос: Светись, светись, новый Иерусалим, / ибо слава Господня над тобою взошла! / Ликуй ныне и красуйся, Сион! / Ты же радуйся, Чистая Богородица, / о воскресении Рожденного Тобой.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
О божественное, о возлюбленное, / о сладчайшее Твое слово! / Ибо Ты не ложно обещал / быть с нами до кончины века Христе! / Держась его, как якоря надежды нашей, / мы, верные, радуемся.

Припев: Христос воскрес из мертвых.
О Пасха великая и священнейшая, Христе! / О, Мудрость, и Слово Божие, и Сила! / Даруй нам совершеннее к Тебе приобщиться / в вечно светлом дне Царства Твоего.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Мы, верные, согласно / прославляем Тебя, Дева: / "Радуйся, Дверь Господня; / радуйся Град одушевленный; / радуйся, ибо благодаря Тебе / в сей день нам воссиял / свет воскресения из мертвых / от Тебя Рожденного".

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Веселись и радуйся, Божественная Дверь Света! / Ибо Иисус, зашедший во гроб, / взошел, просияв светлее солнца / и всех верных озарив, / Богом обрадованная Владычица!

Ексапостиларий. Самогласен:
Плотию уснув, как смертный, / Ты, Царь и Господь, / на третий день воскрес, / Адама воздвигнув из тления и упразднив смерть. / Пасха нетления, / мира спасение! (Трижды)

Стихиры Пасхи, глас 5

Стих: Да восстанет Бог / и рассеются враги Его.
Пасха священная в сей день нам явилась, / – Пасха новая, святая, / Пасха таинственная, Пасха всеми чтимая. / Пасха – Христос Избавитель; / Пасха непорочная, / Пасха великая, / Пасха верных, / Пасха двери рая нам открывшая, / Пасха, освящающая всех верных.

Стих: Как исчезает дым, / да исчезнут.
Идите после видения, жены-благовестницы, / и Сиону возгласите: / "Прими от нас радость благовестия о воскресении Христовом!" / Веселись, ликуй и радуйся, Иерусалим, / Царя-Христа узрев, как жениха, / из гроба выходящим.

Стих: Так да погибнут грешники от лица Божия, / а праведники да возвеселятся.
Жены-мироносицы глубоким утром, / гробнице жизни Подателя представ, / нашли Ангела, на камне восседавшего, / и он, обратившись к ним, так возглашал: / "Что вы ищете Живого между мертвыми? / Что оплакиваете Нетленного, как тлению подпавшего? / Возвратившись, возвестите ученикам Его!"

Стих: Это день, который сотворил Господь, / возрадуемся и возвеселимся в оный!
Пасха радостная, / Пасха, Господня Пасха, / Пасха всесвященная нам взошла. / Пасха! Радостно друг друга обнимем. / О, Пасха – избавление от скорби! / Ибо из гроба в сей день, / как из брачного чертога просияв, Христос / жен исполнил радости словами: / "Возвестите Апостолам!"

Слава, и ныне, глас 5: Воскресения день! / И засияем торжеством / и друг друга обнимем; / скажем: "Братья!" / и ненавидящим нас, / – всё простим ради воскресения / и так возгласим: / "Христос воскрес из мертвых, / смертию смерть поправ, / и тем, кто в гробницах, жизнь даровав!"