Какие способы толкования права вам известны. Основные способы толкования значений слов. Отметим, что толкование конкретной нормы начинается с грамматического способа, далее, в зависимости от конкретной ситуации, решающее место может занять какой-то другой

Какие способы толкования права вам известны. Основные способы толкования значений слов. Отметим, что толкование конкретной нормы начинается с грамматического способа, далее, в зависимости от конкретной ситуации, решающее место может занять какой-то другой

Способы толкования права

Способ толкования представляет собой совокупность при­емов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли законодателя. Каждый из них отличается от других своими специфическими особенностя­ми и средствами уяснения правовой нормы.

Основные способы толкования : грамматический, логический, систематический, историко-политический и специально-юриди­ческий.

Грамматический (филологический, языковой) способ толко­вания представляет собой уяснение смысла правовой нормы на базе анализа текста какого-либо нормативного акта. Такое толкование предполагает прежде всœего выяснение значения от­дельных слов как в общеупотребительном, так и в терминоло­гическом смысле (эпидемия, эпизоотия, рецидив и т.д.). Глав­ное - понять тот смысл слова, какой вкладывал в него законо­датель.

Устанавливаются грамматические связи слов, определяется семантическая структура предложений. При определœении смыс­ла предложений немаловажную роль играют знаки препинания, союзы, вводные слова и т.д. Хрестоматийный пример: ʼʼКазнить нельзя помиловатьʼʼ.

Языковой способ предшествует всœем остальным и во многом предопределяет их результаты. При этом следует учесть, что ни один из приемов немыслим изолированно, вне связи с другим.

При логическом толковании законы логики используются самостоятельно, обособленно от остальных способов. Здесь ис­следуется логическая связь отдельных положений закона с пра­вилами логики. Анализу подвергаются не сами по себе слова, как при грамматическом толковании, а обозначаемые ими понятия, явления и соотношения их между собой. В данном случае применяются такие приемы, как логическое преобразование, выведе­ние вторичных норм, выводы из понятий, доведение до абсурда.

На логической структуре правовых норм отражаются особен­ности законодательной техники. Правоприменителю необходи­мо осуществить мысленное преобразование в процессе участия. К примеру, статья 102 УКРФ ʼʼУмышленное убийство... наказы­вается...ʼʼ При этом наказывается не само убийство, а лицо, совер­шившее его. Преобразованный текст будет выглядеть следующим образом: ʼʼЛицо, совершившее умышленное убийство... наказы­вается...ʼʼ

Необходимость логических преобразований объясняется внутренней структурой правовых норм. Иногда внутренняя структура норм права не совпадает с внешней формой, выражен­ной в статье нормативного акта. Структурные элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция) могут подразумеваться или находиться в других статьях нормативного акта либо в других нормативных актах. Большинство статей Уголовного кодекса по­строены таким образом, что имеется гипотеза и санкция, а дис­позиция подразумевается и должна быть выражена словами: ʼʼЗа­прещается совершать (не совершать) что-то...ʼʼ Статьи, предус­матривающие ответственность за нарушение Правил дорожного движения, диспозицию содержат в другом нормативном акте.

Используется такой прием, как доведение до абсурда. Напри­мер, при анализе понятия ʼʼисточник повышенной опасностиʼʼ можно признать таковым не только автомобиль, но и велосипед, гужевой транспорт.

Иногда законодатель в целях лаконичности, экономии места в нормативном акте при формулировании норм права перечисля­ет какие-либо обстоятельства, имеющие юридическое значение, но не дает их исчерпывающего перечня, а использует обороты: ʼʼи другиеʼʼ, ʼʼв аналогичных случаяхʼʼ.

По этой причине деятельность по уяснению правовых норм требует знаний законов и правил формальной и диалектической логики, правильного их применения.

Систематическое толкование - это уяснение содержания правовых норм в их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли права в целом.

Данный способ толкования предопределяется внутренними свойствами права, его системностью. Правовые нормы в общей системе правового регулирования связаны между собой много­численными отношениями. По этой причине, чтобы полностью уяснить ту или иную норму права, крайне важно учитывать целый ряд других норм, регулирующих смежные общественные отношения, ус­тановить связь между регулятивными и охранительными норма­ми. Все это помогает правильно понять сферу действия нормы, круг заинтересованных лиц, смысл того или иного термина.

Систематическое толкование позволяет выявить факты кол­лизий (противоречий) между правовыми нормами. Такой способ толкования важен при применении нормы права по аналогии, так как помогает найти норму, наиболее близкую по своему содержа­нию к конкретному случаю. Наиболее четко данный способ прояв­ляется при сопоставлении норм Общей части отрасли права с Особенной частью.

Специально-юридическое толкование основывается на профессиональных знаниях юридической науки и законодательной тех­ники. Такое толкование предусматривает исследование технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя. Оно раскрывает содержание юридических терминов, конструк­ций и т.д. Это обусловлено тем, что в области законодательной стилистики существует свой язык законов как особый стиль речи и в связи с этим имеются термины и конструкции, специфичные для законотворчества. По этой причине, чтобы правильно осуществить правовую квалификацию обстоятельств дела, дать им юридичес­кую оценку, крайне важно раскрыть своеобразие языка законов, ᴛ.ᴇ. уяснить смысл непосредственно юридических понятий, кате­горий, конструкций и т.д.

Этот способ обусловлен и тем, что наука может формулиро­вать новые юридические понятия и категории, используемые за­конодателœем. Интерпретатор вынужден обратиться к научным источникам, где находит готовый анализ тех или иных терминов норм права, оценочных понятий (тяжкие последствия, сущест­венный вред, особо крупный размер, неустойка, штраф, залог, поручительство и т.д.), которые влияют на практику решения конкретных дел.

С помощью историка-политического толкования выясняются:

во-первых , исторические условия издания нормативного акта͵

во-вторых, социально-политические цели, которые преследовал законодатель, издавая данный акт. Необходимость этого способа вы­зывается тем, что с помощью лишь установления правовых свя­зей невозможно уяснить глубоко и всœесторонне смысл и содержа­ние нормы права.

Историко-политический способ помогает выявить смысл правовой нормы, обращаясь к истории ее принятия, целям и мо­тивам, обусловившим введение ее в систему правового регулирования. Этот способ толкования позволяет анализировать также источники, находящиеся вне права: материалы обсуждения и принятия проектов нормативных актов, первоначальные проек­ты, материалы всœенародного обсуждения, различные выступле­ния, мнения и т.д.

Историко-политическое толкование помогает выявить такие правовые нормы, которые хотя формально и не отменены, но фактически уже не действуют, ᴛ.ᴇ. не существует тех обществен­ных отношений, которые норма регулировала.

Все это способствует более точному установлению смысла правовой нормы.

Способы толкования права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Способы толкования права" 2017, 2018.

  • - Вопрос 2. Способы толкования права.

    Вопрос 1. Понятие и причи­ны толкования права. Тема 13: Толкование права 1. Понятие и причины толкования права. 2. Способы толкования права. 3. Виды толкования права. Понятие толкования. 1.Это раскрытие содержания норм. 2. Оно включаетуяснение смысла норм для... .


  • - Способы толкования права. Виды толкования права по объёму.

    Способ толкования -это совокупность приёмов и средств познания смысла и содержания принципов и норм права. (способ толкование - это уяснение - усвоение содержания принципов и норм права “для себя”). Различают несколько способов толкования (уяснения): грамматическое,... .


  • - Способы толкования права

    Существует ряд препятствий на пути к уяснению точного смысла юридических норм, которые преодолеваются с помощью специальных приемов-способов толкования (уяснения). В теории права выделяют следующие основные способы толкования: § филологический; § систематический; §... .


  • - Толкование законов и иных нормативных актов. Способы толкования права.

    Ответ: Термин "толкование" (interpretatio) многозначен. Под толкованием (истолкованием) зачастую понимается любой познавательный процесс, направленный на объяснение явлений природы или общественных явлений. В более узком смысле слова под толкованием понимаются... .


  • - Способы толкования права

    Способы толкования - относительно обособленные группы приемов, которые в соответствии с особенностями права позволяют раскрывать содержание правовых предписаний с целью их реализации. Способы толкования содержания права, их количество и качество предопределяются,... .


  • - Способы толкования права.

    Способы толкования права – это приемы, основанные на данных определенной отрасли знаний и используемые для раскрытия содержания правовых норм в целях их практической реализации. Грамматическое толкование - для этого способа хар-рно использование правил грамматики... .


  • Процесс толкования осуществляется посредством использования определенных приемов и способов анализа правовых норм. Способы толкования – это относительно обособленные приемы и средства, способствующие познанию смысла и содержания правовых норм в целях их практической реализации. С этой точки зрения способ толкования – понятие сложное, включающее специальные технические приемы (средства). Например, логический способ толкования включает такие приемы как логическая дедукция, тождество, отрицание отрицания и др.

    В зависимости от используемых приемов и средств установления смысла правовой нормы различают различные способы толкования. Уделим внимание их особенностям.

    Грамматический (филологический) способ толкования направлен на уяснение текста нормативного правового акта. Смысл содержащихся в нем правовых норм раскрывается на основе данных грамматики, филологии, выяснения значения слов, терминов, знаков препинания, исследования структуры предложений и т.п. По сути, это первичный, исходный способ среди всех способов толкования, поскольку нормы права выражены в тексте законодательных актов в виде грамматических предложений. Соответственно, с осмысления словарного выражения текста нормы права, закрепленной в нормативном правовом акте, начинается грамматическое толкование. С этой точки зрения процесс толкования имеет следующую последовательность: а) выясняется значение отдельных слов как в общеупотребительном, так и в специальном юридическом смысле (например, «конституционный строй», «правоспособность», «неприкосновенность личности», «состязательность сторон», «осужденный» и т.д.); б) осмысливается значение оценочных понятий, с помощью которых обозначаются самые различные состояния: «произвольное вмешательство» - ст. 1 СК РФ; «действия – позорящие» - ст. 129 УК РФ; «результаты действий – крупный размер хищений» - ст. 174 УК РФ; «мотивы и побуждения – корыстные» - ст. 126 УК РФ; «хулиганские» - ст. 105 УК РФ и т.д.; в) обращается внимание на роль использования союзов, предлогов, знаков пунктуации и т.д. В частности, определяется значение союза «и» , который обычно используется как соединительный «лишение свободы и конфискация», а также в разделительном смысле союза «или» (лишение свободы или конфискация); г) обращается внимание на форму и вид глаголов . Известно, что глаголы совершенного вида означают, что юридическое значение придается только совершившимся действиям. Например, согласно ст. 33 УК РФ подстрекателем признается лицо, склонившее кого-либо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом. Следовательно, лицо, пытавшееся склонить другого субъекта к совершению преступления, но не добившееся результата, не может быть признано подстрекателем.

    Логический способ толкования основан на непосредственном использовании правил логики, законов мышления для анализа понятий, содержащихся в законодательных текстах. Цель логического способа – придать абстрактно сформулированной норме более конкретный смысл. Логический способ толкования включает различные приемы:

    а) логическое преобразование;

    б) логический анализ понятий;

    в) вывод по аналогии и др.

    Логическое преобразование – мысленная операция, используемая для уяснения смысла текста закона. Так, в ст. 158 УК РФ сказано: «Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, наказывается…». В качестве подлежащего этого предложения выступает «кража». По буквальному выражению она и наказывается. Преобразовав это предложение в другое: «Лицо, совершившее тайное хищение…», мы получим более точное значение самой нормы. Такие логические преобразования требуются и в других подобных случаях. Примером логического преобразования служит также формирование правовой нормы, которая содержится в различных статьях нормативного правового акта, а в некоторых случаях в различных нормативных актах.

    Анализ понятий – раскрывается смысл не отдельных слов, а обозначаемых ими понятий, явлений соотносимых с ними. Это позволяет более точно определить сферу действия рассматриваемых и сопоставляемых понятий. Примером такого анализа является сопоставление категорий «система права» и «правовая система», позволяющее выделить их существенные отличительные признаки, специфический смысл, объем содержания. С этой точки зрения понятие «система права» не тождественно понятию «правовая система». Система права характеризует внутреннюю структуру права, соотношение его отраслей, подотраслей, правовых институтов и норм права. Правовая же система – более широкое понятие, означающее конкретно-историческую совокупность законодательства, юридическую практику и господствующей в данном государстве правовой идеологии и др.

    Вывод по аналогии – данный логический способ ставит задачей выяснение того, что законодатель желал выразить в тексте закона, но не выразил. Процесс выведения такого логического умозаключения, в частности позволяет преодолеть обнаруженный пробел в законодательстве, разрешить дело, используя аналогию закона или аналогию права. Имеется в виду: решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной на данный и сходные случаи, а также решение конкретного дела на основе общих принципов и смысла права.

    Названные логические приемы относятся к числу наиболее распространенных в деятельности по толкованию правовых норм. При использовании данного способа применяют и такие приемы, как доведение до абсурда, толкование «от противного», заключение от меньшего к большему и наоборот и др.

    Систематический способ толкования обусловлен системностью права и законодательства, состоит в установлении места нормы права в системе права, отрасли, института, в нормативном правовом акте. В этом аспекте необходимо уяснение смысла нормы права, исходя из особенностей, связанных с ней правовых норм, развивающих, детализирующих ее содержание. Уяснение системных связей позволяет уточнить направленность толкуемой (интерпретируемой) нормы, правильно определить сферу ее действия, выяснить круг лиц, на которых распространяется регулирующее воздействие нормы.

    Существенно то, что в ходе систематического толкования необходим учет наиболее типичных связей норм права, оказывающих влияние на раскрытие смысла толкуемой нормы. К числу таких связей относятся: а) сопоставление норм Общей части отрасли права с Особенной частью, например, норм Общей части Уголовного кодекса РФ и норм его Особенной части; б) связь толкуемых регулятивных норм с нормами охранительными. Например, если регулятивные нормы ГК РФ (главы 13-19) определяют формы и объекты собственности, права и обязанности собственников и т.д., то охранительные нормы главы 20 ГК РФ предусматривают способы защиты прав собственника. К тому же, охранительные нормы УК РФ предусматривают меры наказания за посягательства на права собственника; в) связи отсылочных статей . Из текста самой отсылочной статьи видно, что норма права в ней сформулирована не полностью. Чтобы уяснить норму, содержащуюся в отсылочной статье, необходимо обратить внимание на ту статью, к которой дается ссылка. Например, в ст. 109 Конституции РФ сказано «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации». Эта статья отсылочная.

    Уяснить смысл нормы права, исходя из содержания связанных с ней правовых норм, необходимо и в других подобных ситуациях. Примечательны, например, связь бланкетных норм с нормами, которые содержатся в специальном отдельном акте, к которому следует обратиться для вынесения обоснованного решения. Так, ст.143 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда. Особенность в том, что эти правила в УК РФ не раскрываются, а содержатся в различных нормативных правовых актах – источниках трудового права. Соответственно, в процессе правоприменения необходимо установить содержание этих правил.

    Толкование предполагает также раскрытие особенностей связи близких по содержанию норм права, например, ст. 129 (клевета) и ст. 130 (оскорбление) УК РФ и др.

    Специально-юридический способ толкования. Этот способ основывается на юридическом знании (т.е. на знании юридических понятий, терминов, юридических конструкций, правил юридической техники, закономерностей правового регулирования и др.). Такие сведения необходимы для выяснения подлинного смысла и содержания норм права, их правильной и последовательной реализации, последующего совершенствования правовых предписаний.

    Существенно то, что в области законодательства используется свой язык законов, многие законодательные положения «нуждаются» в разъяснении («расшифровке» на основании специальных познаний). Приведем в этой связи следующие положения гражданского законодательства: «исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой (штрафом, пеней), залогом, поручительством». В каждом из содержащихся здесь терминов («неустойка», «штраф», «пеня», «залог», «поручительство») заложен специальный смысл, который выражает особое построение нормативного материала.

    Требуют раскрытия на основе специальных познаний и многие положения уголовного законодательства. Это: «тяжкие последствия», «существенный вред», «особо крупный размер хищения», «хищение по предварительному сговору» и др. Осмысление и при необходимости разъяснение этих и иных терминов может способствовать более глубокому выявлению содержания формулировок тех или иных норм права, их правильному применению при рассмотрении конкретных юридических дел.

    Историко-политический способ толкования. Названный способ используется для уяснения воли законодателя, содержащейся в нормативном акте, приятом в предшествующий период во времени. Он основан на учете конкретно-исторических условий, в которых принималась та или иная норма права. В этой связи историко-политическое толкование предполагает обращение к первоначальному законопроекту, к последующему ходу его изменений, к прениям в процессе его обсуждения, выступлениям по вопросам внесения поправок в разрабатываемый нормативный правовой акт и др. Использование названных дополнительных источников, иных исторических документов может объяснить то, к чему стремились создатели нормативного правового акта, раскрыть его общий характер, содержащиеся в нем определения и др.

    По-видимому, правильное понимание содержания многих действующих гражданско-правовых актов возможно с учетом социально-экономических процессов, происходящих в российском обществе. Вместе с тем существенно то, что знание истории создания нормативно-правового акта способствует раскрытию общего его характера, но не может быть положено в основу решения юридического дела.

    В юридической литературе, наряду с названными способами толкования, называют телеологическое толкование. Здесь прежде всего принимаются во внимание цели, для достижения которых была принята исследуемая правовая норма. Иногда цели принятия нормативного правового акта определяются непосредственно в его тексте. Например, в преамбуле Указа Президента от 7 марта 1996 г. «О реализации прав граждан на землю» закреплено, что этот акт принят «в целях обеспечения защиты конституционных прав граждан на землю».

    С учетом названной цели субъекты права должны толковать (и применять) положения указа, исходя из приоритетной защиты интересов граждан (а не государственных органов, сельскохозяйственных организаций).

    Виды толкования норм права

    Существует несколько видов толкования. В юридической литературе различают толкование по объему и толкование по субъекту.

    Толкование по объему . Заметим, объемом толкования принято называть результат соотношения буквального текста и действительного содержания юридической нормы. На основании результатов анализа правовой нормы лицо, осуществляющее толкование, приходит к определенному выводу, в частности, к пониманию того, что изложение воли законодателя может не всегда совпадать с ее «буквальным», текстовым содержанием. В этой связи различают буквальное, распространительное и ограничительное толкование.

    Буквальное (адекватное) толкование – это самый распространенный вид толкования, имеющий место тогда, когда «дух» и «буква» закона совпадают. Здесь воля законодателя устанавливается в полном смысле с нормой права. Иными словами, такое толкование полностью (точно) соответствует тексту нормы, ее смыслу. Таких норм, достаточно отчетливо выражающих волю законодателя, абсолютное большинство. Например, в ст. 399 ГК РФ сказано: «Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме». Или в ст. 32 Конституции РФ четко зафиксировано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления могут избирать только граждане России. Как видно, действительное содержание (смысл) этих правовых положений точно соответствует их текстуальному выражению. Именно в этой связи говорят о совпадении «духа» (смысла) и «буквы» (текстуальной формы) закона и соответственно о буквальном толковании официального текста. Буквальное толкование не порождает споров, разногласий, что свидетельствует о том, что, как правило, воля, цели и интересы законодателя достаточно точно формулируются в законе.

    Распространительное толкование – толкование, применяемое при несоответствии выражения нормы права и ее смысла, когда действительное содержание нормы оказывается шире словесного (текстуального) оформления.

    Главное в этом виде толкования – результат, констатация того, что действительное содержание нормы права значительно шире (объемнее) ее текстуального выражения («буквы» закона). Так, ст. 1069 ГК РФ предусматривает ответственность за «вред, причиненный гражданину … в результате незаконных действий государственных органов…». Здесь слову «гражданин» следует давать распространительное толкование, учитывая то, что в такой ситуации вред должен быть возмещен и иностранному лицу и лицу без гражданства.

    Обратим также внимание на содержание ст. 19 Конституции РФ, в которой говорится: «все равны перед законом и судом». Вместе с тем здесь слово «закон» необходимо трактовать распространительно, поскольку кроме законов есть и другие нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.), предписания которых в равной мере распространяются на всех или определенные категории граждан и иных лиц.

    К тому же, заметим: все нормы, содержащие слова «другие», «и т.д.», «иные», «прочие», т.е. формирующие определенный перечень, предполагают распространительное толкование.

    Ограничительное толкование основано на установлении того, что смысл нормы понимается уже, чем это прямо выражено в буквальной ее формулировке.

    В процессе такого толкования трактовка законодательного текста сужается и доводится до ее действительного смысла. Например, в ст. 87 Семейного кодекса РФ устанавливаются обязанности совершеннолетних детей по содержанию нетрудоспособных родителей. Очевидно, не все дети обязаны следовать этому предписанию. От такой обязанности освобождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспитывали или были лишены родительских прав. Или: в ч. 1 ст. 32 Конституции РФ предусмотрено, что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Понятно, что термином «граждане» в данном случае обозначаются лишь взрослые, дееспособные люди. Главное здесь в том, что по смыслу указанных правовых предписаний видна необходимость ограничить действие правовой нормы более узкими рамками.

    При использовании любой из названных разновидностей толкования (буквального и др.) должна быть ясность, определенность относительно анализируемых норм, прежде всего, в представлении лица , осуществляющего толкование. Соответственно должен сформироваться вполне определенный вывод, предшествующий принятию определенного решения.

    Толкование по субъекту . В зависимости от субъекта, дающего соответствующее разъяснение правовых норм, выделяют официальное и неофициальное толкование .

    1. Официальное толкование – исходящее от компетентного государственного органа (должностного лица) разъяснение содержания правовой нормы, имеющее обязательное значение для тех лиц, к которым оно обращено.

    Особенности официального толкования:

    1) дается уполномоченными государственными органами или должностными лицами, причем данные полномочия закрепляются в специальных актах;

    2) имеет обязательный характер для исполнителей толкуемой нормы;

    3) облекается в специальную юридическую форму (постановление, инструкция и др.);

    4) является юридически значимым, так как ориентирует на единообразное понимание юридической нормы;

    5) разъясняет действующие нормы и никаких новых не создает.

    Можно сказать, что такое толкование, по сути, официальная «установка» относительно того, как правильно понимать конкретную норму. Подобная «установка» может содержаться, например, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ или в постановлении Пленума Верховного Суда РФ, обязательных для нижестоящих судов.

    а) официальное толкование в Российской Федерации осуществляют только государственные органы, определенные законодательством. Это – высшие представительные органы, высшие судебные органы, Правительство РФ и др.;

    б) основная цель официального толкования-разъяснения – обеспечить единообразное понимание содержания норм права и достижение их одинакового применения;

    в) оно имеет обязательный характер для исполнения толкуемой нормы даже тогда, когда лица, реализующие юридическую норму не согласны с представленным толкованием-разъяснением;

    г) в процессе толкования орган, разъясняющий норму права, издает акт толкования – интерпретационный акт. Нередко такой акт имеет ту же форму, что и иные нормативные документы государственных органов (постановление и др.).

    Официальное толкование, в свою очередь, разделяется на нормативное (общее) толкование и казуальное (индивидуальное) толкование.

    Нормативное (общее) толкование не связывается с конкретным случаем, а обладает общим характером, распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой. Его цель – обеспечение единообразного понимания и целесообразного применения правовых предписаний. Необходимость в таком толковании может объясняться неясностью текста нормы законодательного акта, неправильной или противоречивой практикой применения правовых предписаний и иными причинами. В этой связи нормативное толкование носит общий характер, и его результаты обязательны при применении определенных норм права. Например, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ нижестоящим судам по применению того или иного закона. К актам нормативного толкования также относят: акты-разъяснения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Такое толкование неотделимо от самой нормы права, практикой ее реализации.

    Официальное нормативное толкование может быть дано либо правотворческим органом по нормативным правовым актам, принятым им, либо иным государственным органом. Поэтому нормативное толкование подразделяется на аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное).

    Аутентичное толкование – разъяснение, исходящее от того же самого органа, который издал толкуемую норму. Специального полномочия на такое толкование не требуется. Если соответствующий государственный орган наделен правом издавать нормативные правовые акты, то он обладает возможностью давать разъяснение этим актам. Подобные разъяснения могут даваться Государственной Думой РФ, Правительством РФ и другими правотворческими органами. Например, в статьях главы 30 Особенной части УК РФ в качестве субъекта преступлений признается должностное лицо. Что под ним следует подразумевать? Соответствующее определение содержится в примечании к ст. 285 УК РФ, раскрывающей смысл этого понятия.

    Акты аутентического толкования общеобязательны и обладают соответствующей юридической силой. Они обязательны для тех, кто реализует разъясненный нормативный правовой акт.

    Легальное толкование (разрешенное, делегированное) – осуществляемое не самим органом, издавшим толкуемый акт, а другими государственными органами по специальному на то полномочию, делегированному им государством. Такое толкование подзаконно и осуществляется теми субъектами, которым это разрешено, поручено. Так, Конституционный Суд РФ, не являясь правотворческим органом, осуществляет толкование Конституции Российской Федерации, содержащееся в его решениях. Согласно статье 106 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», толкование, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

    Акты легального толкования обязательны лишь для тех лиц и объединений, на которых распространяется юрисдикция органа, осуществляющего толкование. Это могут быть налоговые, финансовые и иные органы. Официальное толкование может быть не только нормативным, но казуальным.

    Казуальное (индивидуальное) толкование также относится к официальному виду. Такое толкование, судя по названию, не имеет общеобязательного значения; дается применительно к данному случаю; обращено к конкретным субъектам. Известно, что слово «казус» означает случай, отдельную ситуацию. В этой связи можно сказать так: казуальное толкование – официальное разъяснение содержания правовой нормы, даваемое компетентными органами по конкретному случаю. Также толкование подразделяется на два подвида: судебное и административное.

    Судебное толкование норм права есть разъяснение смысла норм права, осуществляемые судами. Оно направлено на правильное и единообразное применение закона в деятельности судов и обязательно для них. Например, разъяснение вышестоящего суда по поводу и в связи с рассмотрением дела, если решения или определения нижестоящих судов по нему являются не соответствующими закону, неправильными. Назначение такого толкования наиболее отчетливо проявляется при рассмотрении дел в кассационной инстанции или в порядке надзора. Результаты казуального толкования находят выражение в мотивировочной части судебного решения.

    Административное толкование норм права дается исполнительными органами власти и касается вопросов управления, социального обеспечения, финансов, налогов и др.

    Итак, цель судебного и административного казуального толкования-разъяснения – правильное рассмотрение определенной правовой ситуации. Поэтому признается, что оно ограничивается рамками конкретного дела, имеет разовое значение. Однако, значение актов казуального толкования, даваемого вышестоящими судебными инстанциями, гораздо шире. Эти акты выступают для нижестоящих судебных органов в качестве образцов понимания и применения закона.

    В отечественном правоведении преобладает мнение о том, что официальные акты толкования не создают новых правовых норм и не признаются источниками права. Их функциональное значение определяется вспомогательным, уточняющим характером.

    Неофициальное толкование – толкование, исходящее от органов и лиц, не наделенных специальными полномочиями давать формально-обязательное разъяснение смысла юридических норм. Такое толкование осуществляется общественными организациями, научными, учебными заведениями, практическими работниками. Обычно оно выступает в форме советов, рекомендаций, суждений. Особенность этого вида толкования в том, что оно не носит обязательного характера, его рекомендации не вызывают формально-юридических последствий. Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное (компетентное) и доктринальное (научно-теоретическое).

    Обыденное толкование – это неофициальное разъяснение смысла правовой нормы лицами, не имеющими специальных познаний в сфере права, правового регулирования. Это обычно разъяснения, даваемые гражданами в повседневной жизни или публичными изданиями неюридического профиля. В таком толковании могут быть заблуждения, поверхностные суждения, опрометчивые выводы. Вместе с тем в подобном разъяснении может быть здравый смысл, ориентирующий на положительное отношение к праву, правовым предписаниям.

    Профессиональное толкование – предполагает наличие у субъектов, дающих разъяснение, специальных правовых знаний. Имеется в виду толкование, осуществляемое прокурорами или адвокатами в судебном процессе, судьями на приеме граждан, работниками юридических служб, редакциями юридических журналов в специальных консультациях и обзорах. Несмотря на значимость, компетентность, обоснованность таких разъяснений, они не являются юридически обязательными и не влекут каких бы то ни было юридических последствий.

    Доктринальное толкование (от слова «доктрина» - наука), осуществляется научными и учебными заведениями, учеными-юристами в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, конференциях и т.д. Значимость такого толкования определяется убедительностью аргументов, авторитетом лица, давшего разъяснение. Доктринальное толкование способствует углублению правовых знаний, оказывает значительное влияние на реализацию права, но не является обязательным для правоприменительных органов.

    Вместе с тем данный вид деятельности оказывает существенное влияние на правотворческий и правоорганизационный процессы. В частности, Высшие судебные инстанции, например, Конституционный Суд Российской Федерации, активно привлекает ученых-правоведов, иных специалистов более узкого профиля, чье заключение учитывается при разрешении наиболее сложных дел, связанных с применением гражданского, налогового, финансового законодательства и др.

    Способы толкования норм права - это приемы, используемые для уяснения смысла и содержания данных норм.

    Юридическая наука и практика различают следую­щие способы (приемы) толкования норм права: граммати­ческий, логический, систематический, историко-политический и специально-юридический.

    Грамматический способ (в литературе он еще называется языковым, филологическим, текстовым) представ­ляет собой уяснение смысла правовой нормы на основе анализа текста какого-либо нормативного акта.

    Этот способ толкования предполагает выяснение значения отдельных слов как в общеупотребительном, так и в терминологическом смысле (истец, узурпация, неустойка, лицо, давшее взятку, дознание). После уяснения смысла слов и терминов устанавливается смысл предложений, посред­ством которых сформулирована норма права. Здесь немаловаж­ную роль играют знаки препинания, союзы, род, число, падеж и т.д.

    Логический способ толкования предполагает применение зако­нов логики при познании правовых явлений. Если грамматическое толкование ставит своей задачей вы­яснение буквального содержания того, что закреплено непосред­ственно в тексте, то логическое имеет целью с помощью правил формальной и диалектической логики выявить то, что законода­тель хотел выразить в тексте закона.

    Систематический способ толкования необходимо вытекает из такого свойства правовых норм, как системность. Он предполагает установление смысла норм права на основе использования знаний о логических связях с другими нормами.

    В ходе систематического толкования определяется место нор­мы в системе, отрасли, институте права. Систематический способ толкования позволяет выявить и противоречия в законодательстве, т.е. коллизии, столкновения норм и др.

    Такой способ толкования важен при применении нормы права по аналогии, так как помогает найти норму, наиболее близ­кую по своему содержанию к конкретному случаю.

    Историко-политический способ толкования помогает выявить смысл правовой нормы, обращаясь к истории ее принятия, целям и мотивам, обусловившим введение ее в систему правового регулирования. Этот способ толкования по­зволяет анализировать также источники, находящиеся вне права: материалы принятия проекта нормативного правового акта, перво­начальные проекты, материалы их обсуждения, различные выступ­ления, мнения и т.д.

    Специально-юридический способ толкования основывается на профессиональных знаниях юридической науки и законодатель­ной техники. При этом исследуются технико-юридические средства и приемы изложения правовых норм, уясняется содержание специ­альных терминов, что способствует познанию смысла нормы права в целом.


    Толкование правовых норм по объему.

    Толкование норм права по объему является логическим завершением уяснения содержания правовых норм.

    В зависимости от объема выделяют следующие виды толкования: буквальное (адекватное), распространительное (рас­ширительное) и ограничительное.

    Буквальное (адекватное) толкование - это наиболее типичный вид толкования норм права. При этом толковании устанавливается, что содержание нормы права полностью соответствует ее текстуаль­ному выражению. Другими словами, содержание нормы восприни­мается интерпретатором так, как оно записано, сформулировано в тексте нормативного правового акта.

    Распространительное толкование применяется в случаях, когда в процессе исследования нормы будет установлено, что ее действительное (смысловое) содержание шире ее буквального (текстуального) выражения, то ей необходимо придать распростра­нительный смысл. Например, законодатель часто использует термин «закон» («судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону»). Но истинный смысл слова «закон» состоит в том, что в этом случае имеются в виду все нормативные правовые акты, а не только акты высших органов законодательной власти. То же самое касается и термина «судьи», поскольку имеются в виду и судебные заседатели.

    Ограничительное толкование применимо в тех случаях, когда будет установлено, что действительное смысловое содержание правовой нормы уже ее текстуального выражения. Например, статьей 37 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что «граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей». В данном случае термином «граждане» в данном случае обозначаются лишь дееспособные лица.

    Сам выбор правовых норм предполагает понимание их содержания. Деятельность по осмыслению и объяснению смысла нормативно-правовых предписаний для применения получила название толкования права.

    Объектом толкования являются нормативные правовые акты и их совокупность. Предметом толкования выступает воля законодателя, выраженная в законе или ином нормативном правовом акте.

    Необходимость толкования права обусловлена тем, что:

    • норма права, имея общий характер, применяется к конкретным жизненным ситуациям;
    • правовые нормы содержат много специальных юридических терминов, научных категорий и понятий;
    • в акте неквалифицированно использованы приемы законодательной техники, отсутствуют четкие, лингвистически однозначные формулировки норм, что ведет к неясностям правового смысла, а иногда двусмысленности;
    • налицо несогласованность смысла, который законодатель вложил в норму права, с тем смыслом, который вытекает из текстуального выражения нормы права.

    Толкование права имеет универсальное значение, так как осуществляется во всех видах правовой деятельности. Оно обеспечивает правильное, единообразное понимание и применение права на всей территории страны. Толкование выступает в качестве активного средства правового воспитания, действенного рычага повышения правовой культуры граждан и должностных лиц.

    — это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права, выражающаяся в особом юридическом акте.

    Из данного определения следует, что обязательными элементами правового толкования являются уяснение смысла правовых норм и разъяснение их смыслового содержания.

    Толкование-уяснение — это внутренний мыслительный процесс, не выходящий за рамки сознания самого интерпретатора.

    Толкование-разъяснение — это деятельность, которая следует за уяснением и состоит в объяснении и изложении смысла государственной воли другим участникам отношений.

    Таким образом, уяснение — это толкование «для себя». В том случае, когда субъект толкования в той или иной форме выражает результаты уяснения для других лиц, имеет место разъяснение. Толкование может ограничиться одним лишь уяснением, однако в тех случаях, когда осуществляется и разъяснение, процесс уяснения выступает как первая стадия общего процесса толкования нормативного правового акта.

    Способы толкования права

    Существует ряд препятствий на пути к уяснению точного смысла юридических норм, которые преодолеваются с помощью специальных приемов-способов толкования (уяснения). В теории права выделяют следующие основные способы толкования:

    • филологический;
    • систематический;
    • логический;
    • исторический.

    Филологический способ толкования иногда называют грамматическим. Он включает в себя морфологическое (основанное на внутренней структуре слова) и синтаксическое (основанное на правилах сочетания слов в предложении) толкование. Особое внимание при данном способе толкования уделяется употреблению соединительных и разделительных союзов, а также различным формам глаголов и причастий. Хорошо известно, что от того, где будет стоять запятая в предложении «казнить нельзя помиловать», зависит его смысл.

    Систематический способ толкования основан на структурированности правовых текстов. Смысл статьи правового акта иногда может быть раскрыт только после обращения к другим статьям, в которых содержатся, например, искомые определения юридических терминов. Ссылочные и бланкетные статьи также не могут быть поняты без обращения к тем статьям, на которые они ссылаются.

    Систематический способ толкования используется при сравнении общих и специальных норм. В юриспруденции действует правило, в соответствии с которым специальные нормы ограничивают сферу действия общей нормы. Например, ст. 80 СК РФ обязывает родителей материально содержать своих несовершеннолетних детей. Статья 120 С К РФ делает исключение из этой статьи, определяя, что в случае эмансипации (приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия) такая обязанность с родителей снимается.

    Логический способ толкования — использование логических приемов для уяснения смысла правовой нормы. Обычно используются такие приемы, как логическое преобразование, анализ и синтез, умозаключение степени, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда, исключение третьего и др.

    Исторический способ толкования помогает установить смысл правовой нормы, исходя из условий ее возникновения. При этом интерпретатор опирается на знания о конкретно-исторических условиях, причинах и поводах, вызывавших принятие толкуемого акта, для того, чтобы уточнить его смысл. Наибольшее значение имеют обстоятельства, относящиеся к правотворческому процессу: проекты нормативных правовых актов, пояснительные записки к ним, стенограммы обсуждения их в законодательных органах, статьи в печати.

    Виды толкования

    В зависимости от субъекта, дающего разъяснение, выделяют виды толкования-разъяснения. По этому признаку оно может быть официальным и неофициальным.

    Официальное толкование-разъяснение: дается уполномоченным на то органом; формулируется в специальном акте; формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.

    Официальное толкование-разъяснение может быть нормативным и казуальным (индивидуальным).

    Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать новых юридических норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должны, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения.

    Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение нормативного правового акта применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела.

    Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Оно подразделяется:

    • на обыденное (даваемое гражданами в быту, в повседневной жизни);
    • профессиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами: прокурорами, адвокатами, юрисконсультами и др.);
    • доктринальное, осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях, учебниках и т. п.

    Разъяснение смысла юридических норм содержится в актах толкования права — интерпретационных актах.

    Под интерпретационными актами понимаются правовые акты, которые содержат разъяснение юридических норм. В отличие от нормативных правовых актов интерпретационные акты не содержат новых юридических норм, а только разъясняют их.

    Интерпретационные акты толкования могут быть классифицированы по различным основаниям.

    По типу официального толкования можно выделить акты нормативного и казуального толкования.

    Актами нормативного толкования являются руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и акты разъяснения Конституционного Суда РФ.

    Актами казуального толкования являются разъяснения судов и административных органов по конкретным делам.

    По юридической природе выделяют интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.

    Интерпретационные акты правотворчества предсташтяют собой правовые акты, изданные в порядке аутентичного, или легального, толкования. Такими актами являются указы, постановления, разъяснения, конкретизирующие ранее изданные нормативные правовые акты.

    Интерпретационные акты правоприменения представляют собой правовые акты, которые разъясняют практику применения ранее изданных нормативных правовых актов.

    По юридической силе различают акты официального и неофициального толкования.

    Актами официального толкования являются указы, постановления, разъяснения государственных органов, обязательные для правоприменительных органов.

    Актами неофициального толкования являются юридические учебники, монографии, комментарии к кодексам и другие акты доктринального толкования. Все виды актов неофициального толкования не имеют юридической силы. Их практическая значимость определяется авторитетом лица, давшего разъяснение, и убедительностью аргументации.

    Методы толкования права представляют собой систему приемов, умелое использование которых способствует истинному познанию как буквы, так и духа норм права. Разработке этих методов положили начало юристы Древнего Рима, но процесс их совершенствования не завершен и по настоящее время. В частности, российские правоведы расходятся в понимании роли методов толкования права в научном и практическом познании норм права и обнаруживают разные мнения относительно системы этих методов.

    В юридической литературе методы толкования права нередко понимаются как часть юридической техники, применяемой в процессе правотворчества, правоприменения и реализации норм права и, следовательно, считаются не способными выступать в качестве научных методов. Подобный вывод мог бы быть правильным при условии, что ученые-юристы не занимаются толкованием нормативно-правовых актов и не готовят их комментариев. Однако такое понимание приводило бы к неверной, абсурдной оценке деятельности ученых-юри- стов. Ученые-юристы не могут развивать юридическую науку, не обращаясь к системе действующего законодательства и не используя в своей деятельности методы толкования права. А эти методы являются едиными как для ученых, так и для практических работников и даже для населения. Достоинство метода определяется вовсе не тем, кто применяет, а тем, как и насколько творчески применяет.

    В числе методов толкования права в юридической литературе называют такие методы, как 1) грамматический (языковый, филологический), 2) логический, 3) систематический, 4) историко-политический, 5) телеологический, 6) функциональный.

    Грамматический метод сводится к компетентному применению правил грамматики в процессе толкования нормы права и уяснения буквы закона. С его помощью определяется значение терминов, а также смысл предложений, осуществляется синтаксический и стилистический анализ текста нормативно-правового акта.

    Логический метод осуществляется с использованием законов логики для устранения неясностей, которые возникают при грамматическом толковании норм права. В процессе толкования используются законы, принципы, правила логики для выявления содержания юридических и иных понятий, выведения нормативных суждений из общих норм права, уяснения смысла неясных нормативно-правовых предписаний.

    Системный метод толкования обеспечивает уяснение смысла конкретной нормы путем тщательного анализа связей между нормативно-правовыми предписаниями, содержащими ту или иную часть, элемент нормы права. Такие предписания могут располагаться в нескольких нормативно-правовых актах, что значительно осложняет процесс системного анализа в ходе толкования норм права.

    Телеологический (целевой) метод толкования направлен на установление целей нормативно-правовых актов. Потребность в этом методе возникает всякий раз, когда нужно определить цели, для достижения которых был принят нормативно-правовой акт, и с позиции выявленных целей толковать неясные, нечеткие положения, предписания нормативно-правовых актов.

    С помощью историко-правового метода обеспечивается уяснение конкретно-исторической обстановки, в которой был принят соответствующий акт и которая оказала определенное влияние на его содержание. Применение этого метода необходимо во всех случаях, когда толкованию подвергается нормативно-правовой акт, действующий достаточно длительный период, конкретно-историческая обстановка принятия которого может значительно отличаться от условий его применения.

    Функциональный метод составляют правила, обеспечивающие уяснение содержания так называемых оценочных понятий типа «уважительные причины», «значительный ущерб», «мелкая кража» и др. Содержание этих понятий может меняться с учетом конкретных условий применения нормативно-правового акта. Один и тот же размер ущерба может оказаться значительным для одной части населения и не признаваться таковым для обеспеченных граждан. Соответственно и правильный учет содержания оценочных понятий с учетом конкретных условий применения закона является необходимым условием правильного толкования норм права.

    Однако имеются и иные подходы к вопросу о системе методов толкования права. В частности, А.С. Пиголкин полагает, что грамматический и логический метод объединяются в единый метод текстового толкования. По его мнению, текст нормы права можно изучать только одним приемом, в котором органически сочетаются языковый и логический методы. Поэтому выделение логического толкования, устанавливающего смысл правовой нормы, в отличие от грамматического, устанавливающего значение текста правовой нормы, представляется ему теоретически неверным.

    Уяснение языковой и смысловой сторон текста нормативно-правового акта действительно протекает как единый познавательный акт. Более того, этот акт протекает с одновременным использованием и остальных приемов толкования права. Однако это обстоятельство никак не может служить основанием для соединения грамматического, логического и других методов в единый прием. Дело в том, что каждый из названных методов основывается на качественно разных науках, какими выступают наука о языке или логика. Соответственно и содержание, и сфера применения этих методов также различны. С помощью грамматического метода изучается буква нормативноправового акта, тогда как логический метод применяется для уяснения духа этого акта и нерешенных с помощью грамматического толкования вопросов. Вследствие названных причин сомнения в самостоятельном существовании грамматического и логического методов являются безосновательными.

    По нашему мнению, является проблематичным выделение телеологического приема в качестве самостоятельного метода толкования норм права. Цели нормативно-правового акта закрепляются в его тексте. Следовательно, для толкования целей должны быть применены все те методы, с помощью которых ведется толкование и остальных частей нормативно-правового акта: грамматический, логический, системный и др. Авторы, которые видят в телеологическом методе самостоятельный прием толкования, практически вводят иное основание деления методов.

    Если логический, грамматический, системный и другие методы применяются для изучения отдельных сфер источника права - буквы, духа, юридических связей, условий подготовки акта и др., то телеологический метод выступает способом выявления цели, т. е. отдельной части нормы или нормативного акта. Идя таким путем, можно образовать методы изучения гипотезы, диспозиции, санкции и иные им подобные методы. Но все это ничего конструктивного для осмысления методологических проблем толкования норм права не даст.

    По нашему мнению, не образует самостоятельного метода и функциональный способ толкования норм права. Он применяется для изучения конкретно-исторической обстановки периода функционирования нормы права. Тем самым он совпадает с историко-политическим методом, который также применяется для изучения конкретно-исторических условий с той лишь разницей, что эти условия относятся ко времени принятия нормативно-правового акта. Соответственно различие между функциональным и историческим методами видится в том, что они применяются к исторически различным состояниям одного и то же явления. Однако это обстоятельство не влияет на содержание названных методов, имеющих единый предмет применения. Поэтому историко-политический и функциональный методы следует рассматривать как один метод.

    Следовательно, на наш взгляд, система методов толкования норм права состоит из следующих четырех элементов: грамматического, логического, системного и историко-политического методов. Названные методы обеспечивают получение достоверных знаний о содержании нормы права. Однако они оставляют открытым вопрос о том, каким образом определить подлинность нормы права и достоверность ее источника. Как уже говорилось ранее, решение этих вопросов являются необходимым и даже начальным этапом толкования норм права. Поэтому названную систему методов толкования права следует дополнить еще одним элементом - методом анализа источников норм права.

    В российской юридической литературе содержание методов толкования права наиболее полно и обстоятельно раскрыто в двух работах: монографии Е.В. Васьковского «Учение о толковании и применении гражданских законов» (Одесса, 1901 г.) и книге А. Ф. Чердан- цева «Толкование советского права» (Москва, 1979 г.). Основные положения этих работ отражены и в настоящем курсе при освещении содержания отдельных методов толкования норм права.