Генерал зубарев отстранен от должности. Об освобождении от должности, увольнении с военной службы, назначении на должность и присвоении специального звания в некоторых федеральных государственных органах. Генералы Росгвардии идут с Кавказа

Генерал зубарев отстранен от должности. Об освобождении от должности, увольнении с военной службы, назначении на должность и присвоении специального звания в некоторых федеральных государственных органах. Генералы Росгвардии идут с Кавказа

Республика Дагестан - на самом юге России. Это многое объясняет и ко многому обязывает. Объясняет, почему когда-то время летело над Дагестаном, редко тревожа горцев. Случись ураган событий, проносился он по узкой полосе между морем и горами, лишь краем задевая укрывшихся в ущельях от его волнений людей. Но потом все чаще, как водится, стали дуть ветры перемен. Бывало, чужеземцы пытались лишить Дагестан свободы. Тогда разноплеменная, многоязыкая, но маленькая страна собиралась в кулак для отпора. Как пришел Чингисхан со своими полчищами, так и ушел. Надир-шах с многотысячным войском из Персии бежал, разбитый наголову. Только Россия, придя поначалу с миром, ужилась здесь с вольнолюбивым народом после 25-летней войны с легендарным Шамилем.

Так было. Остался позади бурный ХХ век с его революциями и войнами. Сегодня Дагестан устремлен в будущее. Через его территорию проходят важнейшие железнодорожные, автомобильные, воздушные и трубопроводные маршруты федерального и международного значения, он располагает выходом к международным морским путям. И как всегда, Дагестан таков, каковы его люди. Сегодня Страна гор - так переводится на русский ее название - это страна и больших возможностей. Это самая крупная республика на Северном Кавказе, она определяет собой на юге России климат общественной жизни. По территории она больше таких государств, как Бельгия, Дания, Голландия, Швейцария. В ней представлены все климатические зоны - от снежного высокогорья с вечными ледниками до золотистых песчаных пляжей Каспия, находящихся ниже уровня мирового океана. И заняты дагестанцы уже не только тем, что кормило их прежде.

Да, и сегодня пасутся на альпийских лугах отары овец, давая мясо и шерсть. И сегодня зреют в долинах бурных рек медовые абрикосовые сады, гнутся под тяжестью плодов яблони и груши, высятся вековые ореховые рощи. Непередаваемой красоты цветет по весне персик, а фруктовое изобилие начинает летом сочная черешня. И по-прежнему колдуют над золотом и серебром ювелиры в знаменитых дагестанских аулах Кубачи и Гоцатль, получивших признание на международных выставках в столицах зарубежных стран, стучат молоточками мастера насечки по дереву в ауле Унцукуль, горят печи гончаров в ауле Балхар. А разноцветье ковровщиц Табасарана и Дербента приобретает новые краски. Как и продолжает в ауле Рахата жить единственное сохранившееся в стране производство косматых кавказских бурок.

Сохранять пришедшее из глубины веков искусство - долг каждого нового поколения дагестанцев. Они чтут свои традиции. У каждого дагестанского народа, число которых и их языковое разнообразие тоже многое объясняет, эти традиции свои, хотя в чем-то принципиально важном - и общие. Но почти в каждом ауле - в чем-то неуловимом - присущи только его жителям: в одежде, в языке, в строительстве жилья, в бытовых обрядах, даже в манере носить воду из родника там, где высоко в горах такая необходимость еще сохранилась. И этим - более всего на Северном Кавказе сохранившейся стариной - Дагестан как музей под открытым небом - интересен. Это его качество привлекательно тем более на фоне реалий XXI века. Самая южная окраина России наделена им в полной мере.
Чем отличается республика от других регионов Российской Федерации? Прежде всего - многоязычием. Ученые до сих пор спорят, каким числом языков изъясняется здесь коренное население. Разногласия лежат в пределах от 30 и выше. Достаточно однако сказать, что свои газеты и радиопередачи дагестанцы читают и слушают на 14 языках: аварском, агульском, азербайджанском, даргинском, кумыкском, лакском, лезгинском, ногайском, русском, рутульском, табасаранском, татском, чеченском, цахурском. Станет ли языковая мозаика дагестанской печати, республиканского эфира еще более пестрой - будет решать парламент страны. Но и 14 государственных языков со всей соответствующей инфраструктурой, техническим оснащением, приходящиеся на почти три миллиона населения, - свидетельство уже нового времени. Естественно, что у такого числа разноязыких дагестанцев должен быть один язык общения, и, естественно, это язык русский. На всем Кавказе он чаще всего звучит именно здесь.

Отличен Дагестан и природными особенностями. Реликтовой растительностью на высокогорном Гунибском плато и девственным субтропическим лесом в дельте реки Самур, самой высокой в Европе песчаной горой - Кумторкалинским барханом и вторым в мире по глубине (после Колорадского в США) Гимринским каньоном, самым мощным в мире по насыщенности сероводородом и его дебиту Талгинским источником и большим количеством других целебных минеральных водных и грязевых месторождений, самыми крупными в стране, наряду с камчатскими, запасами геотермальной воды и 500-километровой полосой - от Кизляра до Дербента - песчаного морского пляжа. Все это делает республику чрезвычайно привлекательной для туризма и развития сети медицинских оздоровительных учреждений. Санатории "Дагестан", "Каспий", "Каякент", "Талги" уже давно приобрели популярность. С каждым годом они все более благоустраиваются, стратегия по развитию этой сферы народного хозяйства уже нацелена на строительство новых комплексов. А число туристов, отдыхающих на многочисленных базах в горах и на море, вновь стало расти после наметившейся на Кавказе политической стабилизации.

Вообще, возрождение и наращивание туристско-рекреационного потенциала является одним из приоритетных направлений развития экономики республики. Благодаря вложениям частных инвесторов в республике в последние годы построено немало современных гостиниц, среди которых "Президент", "Центральная", "Махачкала", "Садко", "Затерянный замок", туристические комплексы "Пляжный отель - Джами", "Взморье", "Оазис", "Шахристан", работает горнолыжная база "Чиндирчеро". Разнообразие прекрасных ландшафтов, памятников истории и природы, теплое море, ионизированный воздух и, конечно, неповторимая самобытная культура и искусство народов Дагестана делает республику привлекательной для внутреннего и международного туризма и для всех, кто пожелает поправить свое здоровье.
К дагестанским приоритетам относятся богатства Каспия: рыба и икра осетровых пород, его нефтяные и газовые месторождения. Знамениты коньяки и вина, питаемые самыми большими в России (наряду с кубанскими) виноградными плантациями. Начиная с 30-х годов и по сию пору продукция Кизлярского, а в последние годы и Дербентского коньячных комбинатов регулярно получает награды на международных конкурсах. В Дагестане сооружена и самая мощная (один миллион киловатт) на Северном Кавказе гидроэлектростанция с уникальной высотной арочной плотиной (таких в мире еще всего четыре) - Чиркейская. А всего на реке Сулак и других горных реках, которыми так богата республика, возводится целый каскад электростанций: завершается строительство Ирганайской ГЭС (800 тысяч киловатт), сооружена Гунибская ГЭС, строятся Гоцатлинская, Ахтынская. Возрождаются после сумбура перестройки машиностроение и приборостроение, легкая и пищевая промышленность, возникают новые предприятия, выпускающие продукцию по самым современным технологиям, - пластиковые трубы, стеклянную тару, комплектующие для автопрома, химические удобрения... Экономика республики представляет собой многоотраслевое хозяйство с аграрно-индустриальной специализацией, но пока еще с достаточно большим незадействованным природно-климатическим и кадровым потенциалом. Поэтому в ней продолжает еще сохраняться высокий уровень безработицы. Уровень средней заработной платы населения пока еще ниже среднероссийского.

Однако наряду с отмеченными выше приоритетами хорошую перспективу для экономического роста обещает то, что международный аэропорт, торговый, рыбный, нефтеналивной порты на Каспии вместе с железной дорогой, связывающей страну с Закавказьем и Ираном, делают столицу республики Махачкалу крупнейшим транспортным узлом на юге России. А также то обстоятельство, что и государственный, и педагогический, и технический университеты, медицинская и сельскохозяйственная академии, Институт народного хозяйства, 27 средних учебных заведений государственной системы, множество учебных заведений, действующих на коммерческой основе, и венчающий всю эту структуру Дагестанский научный центр Российской академии наук сделали Дагестан, его столицу кузницей высокообразованных специалистов во многих областях науки и производства. В республике работают около 300 докторов и более 1700 кандидатов наук.

Кстати, в последние годы, надо заметить, несмотря на общий экономический кризис, валовой региональный продукт в Дагестане вырос почти в 2 раза, промышленное производство - в 2,2 раза, а валовая продукция сельского хозяйства - в 1,3 раза. Доходы консолидированного бюджета республики увеличились более чем в 3 раза. Выросли за это время и показатели, характеризующие уровень жизни населения. Номинальная среднемесячная заработная плата одного работника увеличилась в 2,5 раза, а уровень безработицы в соответствии с методологией МОТ снизился с 22,3 до 13,2 процента экономически активного населения. Уровень бедности же населения в Дагестане уменьшился более чем в 2 раза. Эти успехи связаны и с укреплением стабильности в общественной жизни, поскольку непрекращающиеся эксцессы криминального характера, судя по всему, идут на спад. Большую положительную роль играет и тесное взаимодействие, высокий уровень взаимопонимания руководства республики с федеральной властью.

А вот еще интересные цифры: в Дагестане издается свыше 100 газет, из них более 20 - республиканских, несколько журналов, работают 15 музеев, 7 национальных драматических театров, родился недавно свой театр оперы и балета, использующий творческие силы республиканской филармонии и Государственного ансамбля танца "Лезгинка", объездившего со своими гастролями множество стран Европы, Азии и Америки.

Каждый уголок Земли и любой страны отличен чем-то от других. Но среди особых примет Дагестана есть еще одна, которая его выделяет. Это спортивные достижения дагестанцев. Небольшая по олимпийским меркам республика дала уже более десяти олимпийских чемпионов. А призеров Олимпийских игр, чемпионов и призеров первенств мира и Европы среди взрослых и молодежи даже сосчитать сложно. Самые популярные в республике виды спорта - вольная и классическая борьба, различные виды восточных единоборств, бокс. Были победители в фехтовании, появились успехи в легкой атлетике, у всех на слуху игра футбольного клуба "Анжи" в высшем дивизионе первенства страны по футболу, ее участие в розыгрыше Кубка УЕФА среди команд континента.

Самое главное, чем замечательна, чем неповторима каждая страна, конечно же - ее люди: политики и ученые, землепашцы, садоводы и животноводы, писатели и артисты, спортсмены, мастера необычных профессий, присущих только их родному краю. Многих из них, самых известных в Дагестане, хочется назвать здесь, но всех не перечислить. Но одно имя, хорошо известное всей стране, достойно представляет Дагестан на просторах России и за ее пределами. Это имя замечательного поэта Расула Гамзатова. Его книга "Мой Дагестан" рассказала миру о Стране гор и ее людях поэтическим словом.

Время бежит, с каждым годом ускоряя свой бег - такое впечатление оставляет наступившее третье тысячелетие. Сегодня бег дагестанского времени ускоряется вместе со всей страной. Положение республики на юге России не только объясняет нынешний ритм ее жизни, но и обязывает дагестанцев увеличивать ее темп. А еще положение южного форпоста страны требует понимания и тесного взаимодействия республики со всеми ее регионами.

Галерея изображений

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Состояние проблемы исследования (психолого-акмеологические исследования компетентности)

1.2. Психолого-акмеологические особенности кадровой работы

1.3. Психологические профессионально важные качества специалистов кадровых служб

1.4. Методологические основания эмпирического исследования психологической компетентности специалистов кадровых служб

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие психологической компетентности специалистов кадровых служб»

Актуальность темы исследования

Успешное осуществление реформ в нашей стране во многом зависит от их кадрового обеспечения. Недаром в последнее время проблема подготовки высококвалифицированных кадров, улучшения кадровой работы, формирование кадрового резерва и пр. считаются приоритетными в управленческой практике.

Современный подход к управлению организациями базируется на реализации идеологии рационального управления «человеческими ресурсами», наиболее полного раскрытия возможностей «человеческого потенциала», его преумножения в интересах субъекта труда и организации. В связи с этим в центре внимания новой парадигмы управления становится развивающийся человек, работающий, в организации. Современная организация успешно конкурирует на рынке, если она не только технологически эффективна, но и обеспечивает условия для формирования и развития своих человеческих ресурсов, выработки, генерирования и внедрения новых идей. В связи с этим значительно возрастает роль кадровых служб и самих субъектов кадровой работы. Радикально изменяется характер их деятельности. Специалисты современных кадровых служб рассматриваются не как исполнители и канцелярские работники, а как активные участники кадровой политики, субъекты кадровых решений, архитекторы кадровых процессов, и кадрового менеджмента (Базаров Т.Ю., Беляев А.С., Деркач А.А., Жидаев С.С., Свиридова JI.B., Ситник С.Н., Турчинов А.И. и др.). Сейчас помимо выполнения традиционных задач профессионального отбора, подбора и расстановки кадров и пр. многие кадровые службы включаются в решение вопросов совершенствования трудовых - отношений, планирования профессиональной карьеры, разработку и реализацию программ личностно-профессионального развития и много другого. В связи с этим существенно возросли требования к квалификации и профессиональной компетентности работников современных кадровых служб. Специалисты современных кадровых служб должны обладать высоким уровнем профессиональной компетентности и ее специальными видами, разнообразными умениями, в том числе и психологическими, специальными личностно-профессиональными качествами.

В виду того, что современные кадровые службы должны активно осуществлять управление человеческими ресурсами организации, особая роль принадлежит их психологическим знаниям и умениям, то ес"гь психологической компетентности. Именно психологическая компетентность обеспечивает ту систему необходимых психологических профессиональных знаний и умений, которые позволяют эффективно решать современные кадровые задачи развития кадрового потенциала, реализацию возможностей «человеческой составляющей» (Бодалев А.А., Вегерчук И.Э., Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Степнова JI.A. и др.). В связи с этим развитие психологической компетентности специалистов и руководителей кадровых служб является важным условием обеспечения эффективности их деятельности в современной ситуации.

В то же время актуальность данной задачи обусловлена не только потребностями практики кадровой работы, но и связана с действием сложившегося противоречия. Анализ состояния проблемы показывает, что в настоящее время существует значимое противоречие между высокими требованиями к профессионализму субъектов современной кадровой работы и ощутимым недостатком специальных знаний, прежде всего, психологических и акмеологических о путях и методах развития профессионализма, рационального использования «человеческих ресурсов».

Действие данного противоречия, необходимость разработки научно-методических основ обеспечения эффективной деятельности специалистов современных кадровых служб обусловили актуальность настоящего исследования.

Состояние проблемы исследований

Проблемы деятельности специалистов и руководителей кадровых служб находятся в предметном поле различных наук - социологии, психологии, акмеологии, кадроведения, теории управления организациями и др. Отсюда обширность и разноплановость исследований и полученных результатов.

В психологических исследованиях особое внимание уделялось кадровым стратегиями и кадровой политике организаций (Базаров Т.Ю., Малиновский Н.В. и др.) В психолого-акмеологических исследованиях изучались психологические основания оценки и аттестации кадров (Беляев А.В., Герасимов В.М., Свиридова Л.В., Турчинов А.И.); отбора, подбора расстановки кадров, формирования резерва (Бизюкова И.В., Гончаров О.Н., Ковалева Т.В., Огнев А.С. Сулемов В.А.), профессиональной карьеры (Лотова И.П., Могилевкин Е.А".). Проводились исследования по применению методов неинструментальной психологической диагностики в интересах кадровой работы (Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г., Конюхов Н.И. и др.). Следует отметить и собственно «кадровые исследования»: системное рассмотрение кадроврй деятельности (Войченко Е.Г., Грачев М.В., Егоршин А.П. и др.), кадровая работа и ее технологическая оснащенность (Богачев В.Ф., Дуракова И.Б., Кабаков B.C. и др.), психологическое содержание кадровой работы (Блинов Б.В., Бодров В.А., Зазыкин В.Г. и др.), экспертная и оценочная деятельность в кадровой работе (Алексеев Н.А., Виханский О.С., Наумов А.И. и др.). Особого внимания заслуживают психологические исследования эффективности профессиональной деятельности руководителей кадровых подразделений (Дроздов И.Н.,

Ситник С.Н.) и проблемы управления кадровой работой (Деркач А;А., Дьячкова Е.В., Жидаев С.С. и др.).

В последние годы личностно-деятельностные характеристики субъектов кадровой работы стали объектами психолого-акмеологических исследований. В то же время проблема их профессиональной компетентности, особенно ее важной составляющей психологической компетентности, изучалась недостаточно. Изолированно рассматривались вопросы психологического и акмеологического обеспечения развития психологической компетентности, поиска путей, условий и факторов оптимизации кадровой деятельности.

Таким образом, проблема психологической компетентности специалистов кадровых служб и ее психолого-акмеологического обеспечения по сути дела осталась неразработанной, несмотря на ее очевидную актуальность и научно-практическую значимость.

Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости, была определена тема исследования, сформулирована цель и задачи, гипотеза, обоснованы предмет и объект исследования.

Цель исследования - определить структуру и содержание психологической компетентности специалистов кадровых служб, психолого-акмеологические условия и факторы ее продуктивного развития.

Объект исследования - психологическая компетентность специалистов кадровых служб.

Предмет исследования - формирование психологической компетентности специалистов кадровых служб и детерминанты ее развития.

Гипотеза исследования

Психологическая компетентность является составной частью и важным условием профессионализма личности и деятельности специалистов кадровых служб, составляющей их профессиональной компетентности. Психологическая компетентность представляет собой структурированную область профессионального ведения в виде системы специальных психологических и акмеологических знаний и умений.

Высокий уровень психологической компетентности позволяет специалистам кадровых служб обеспечивать эффективность их профессиональной деятельности в сфере управления человеческими ресурсами организации, их преумножения, кадрового менеджмента, решения задач продуктивного личностно-профессионального развития кадров.

Психологическая компетентность имеет свою структуру, уровни развития. В ее содержании приоритетной является социально-перцептивная компетентность.

Продуктивное развитие психологической компетентности специалистов кадровых служб зависит от ряда объективных и субъективных условий и факторов, может быть алгоритмизировано. Развитие психологической компетентности специалистов кадровых служб целесообразно осуществлять с преимущественным использованием психологических и акмеологических методов и технологий.

Задачи исследования:

1. Обобщить состояние проблемы исследования, систематизировать психологические и акмеологические работы по проблеме компетентности и ее отдельных видов в соответствии с целью диссертационного исследования.

2. Уточнить и конкретизировать психологическое содержание деятельности специалистов современных кадровых служб, их профессиональные и личностные компетенции, психологические личностно-профессиональные качества.

3. Осуществить эмпирические психолого-акмеологические исследования психологической компетентности специалистов кадровых служб, выявить и описать психолого-акмеологические особенности ее развития.

4. Разработать психолого-акмеологическое системное описание психологической компетентности специалистов кадровых служб.

5. Разработать алгоритм продуктивного развития психологической компетентности специалистов кадровых служб и на его основе провести развивающий эксперимент.

6. Систематизировать важнейшие психолого-акмеологические условия, факторы, методы и технологии продуктивного развития психологической компетентности специалистов кадровых служб.

Теоретической основой исследования являются психологические теории и концепции развивающейся личности (Ананьев Б.Г., Анцыферова Л.И., Бодалев А.А., Ломов Б.Ф., Мерлин B.C., Платонов К.К., Рубинштейн С.Л., Фельдштейн Д.И. и др.), теория акмеологии (Агапов B.C., Анисимов О.С., Бодалев А.А., Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Кузьмина Н.В., Лаптев Л.Г., Реан А.А., Селезнева Е.В., Соловьева Н.В. и др.), психолого-акмеологические концепции профессиональной, психологической и акмеологической компетентности субъектов деятельности (Деркач А.А., Вегерчук И.Э., Зазыкин В.Г., Кузьмина Н.В., Куликова Е.В., Макаров С.В., Маркова А.К., Селезнева Е.В., Степнова Л.А., Реан А.А., Федоркина А.П., Фоминых А.Ф. и др.), психолого-акмеологические исследования кадровой работы и профессионализма специалистов и руководителей кадровых служб (Деркач А.А., Дроздов И.Н., Дьячкова Е.В., Жидаев С.С., Ситник С.Н. и др.).

Методологической основой диссертационного исследования являются общие и частные методологические принципы психологии и акмеологии, принципы психолого-акмеологических эмпирических исследований.

Методы исследования. В диссертации применялись следующие методы исследований: общенаучные методы (теоретический анализ, обобщение, синтез); эмпирические психологические и акмеологические методы (анкетирование, экспертные оценки, дискуссии, наблюдение, собеседования); развивающий эксперимент.

Эмпирическую базу исследований составили результаты экспертной оценки (24 эксперта), анкетного опроса (120 специалистов и руководителей кадровых служб государственных и негосударственных организаций, региональных и муниципальных администраций), дискуссии индивидуальные собеседования (53 специалиста кадровых служб), развивающего эксперимента (4 эксперта и 24 участника).

Основные научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна

Установлено, что психологическая компетентность специалистов современных кадровых служб организаций является важной составной частью профессиональной компетентности, представляющую собой систему специальных психологических знаний о закономерностях, механизмах, побудительных причинах поведения, деятельности^ общения и отношений человека в процессе профессиональной деятельности- и взаимодействий, значимых для проведения современной кадровой работы.

Показано, что психологическая компетентность специалистов кадровых служб отличается преимущественным развитием социально-перцептивной компетентности. Было установлено, что главной составной частью психологической компетентности специалистов кадровых служб является социально-перцептивная компетентность, остальные виды психологической компетентности связаны с ней функционально. Структурно психологическая компетентность специалистов современных кадровых служб представляет собой функциональное единство следующих составляющих: когнитивной, регулятивной, рефлексивно-статусной, нормативной и коммуникативной, которые в свою очередь проявляются в мотивационно-личностном качестве и операциональных психологических умениях. Критериями развития психологической компетентности являются ее уровни, продуктивность личностно-профессионального развития и саморазвития.

Выявлено, что конкретное содержание психологической компетентности субъектов кадровой работы во многом связано с психологическими особенностями объектов кадровой работы. Они в свбю очередь могут обладать характеристиками психологической сложности -нестабильностью состояния, профессиональным «выгоранием» части педагогов, наличием у них психологических акцентуаций и внутриличностных конфликтов, нестабильным режимом труда и пр., что существенно усложняет решение кадровых задач. Продуктивное взаимодействие с таким объектом требует от специалиста кадровой службы высокого уровня психологической компетентности и развитых умений практического психолога.

В результате проведения психолого-акмеологических исследований психологической компетентности специалистов кадровых служб:

Разработано общее профессиографическое описание характеристик специалистов современных кадровых служб, а так же их профессиограмма с элементами акмеограммы;

Установлено, что, что средний уровень развития психологической компетентности специалистов кадровых служб близок критическим значениям при относительно высокой самооценке их развития;

Выявлено, что уровни развития психологической компетентности различны у специалистов региональных управленческих структур" и муниципальных;

Показано, что социально-перцептивные навыки и умения у специалистов в основном формируются стихийно на основе индивидуального жизненного опыта и обыденных представлений, социально-перцептивные процессы подвержены влиянию типичных психологических феноменов, искажающих восприятие социальных объектов.

Разработано качественно строгое табличное системное описание общих и особенных характеристик психологической компетентности специалистов кадровых служб по структурным компонентам -когнитивному, регулятивному, рефлексивно статусному и нормативному - с описанием их психологического содержания, психологических качеств, умений и детерминант развития. Определены уровни развитая психологической компетентности, представлено психолого-акмеологическое описание высокого, среднего и низкого уровней.

Доказательно представлено, что повышение уровня психологической компетентности специалистов кадровых служб целесообразно осуществлять в виде развивающего эксперимента на основе общего психолого-акмеологического алгоритма и модульного принципа его реализации, включающего теоретическую часть, разбор конкретных ситуаций, практикумы и контрольные задания. После проведения развивающего эксперимента коэффициент развития психологической компетентности специалистов кадровых служб в среднем составил 24,5%.

Обоснованы основные психолого-акмеологические условия и факторы развития психологической компетентности специалистов кадровых служб. Общими психолого-акмеологическими условиями являются актуализация потребности в данном виде профессионализма на основе перехода кадровых служб на новые кадровые технологии, создание акмеологической среды в кадровых структурах, стимулирующей развитие и саморазвитие психологической компетентности, развитие у них психологической и акмеологической культуры, привлечение в кадровые службы профессиональных психологов. Среди важнейших факторов следует отметить создание системы подбора на работу в кадровых службах, персонификация индивидуальной работы со специалистами кадровых служб по повышению уровня их психологической компетентности.

Надежность и достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивалась теоретической и методологической проработкой проблемы, применением апробированных и надежных методов исследования, репрезентативностью выборки, проверкой результатов на практике.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что разработанные модели, алгоритм и описания, выявленные психолого-акмеологические условия и факторы, являются основой для индивидуального развития психологической компетентности специалистов кадровых служб, повышения эффективности профессиональной деятельности в свете современных требований к кадровой работе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на заседаниях проблемной группы кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (2005-2008 г.г.), научных семинарах Международного акмеологического института и Международной академии акмеологических наук.

Материалы диссертационного исследования используются при чтении спецкурсов «Психологическая компетентность государственных служащих», «Акмеология управления», «Психология профессиональной деятельности государственных служащих» в Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Положения, выносимые на защиту

Эффективность деятельности специалистов современных кадровых служб связана с решением многих новых задач, имеющих психологическое содержание. Помимо традиционных задач отбора, подбора, расстановки кадров, аттестации, формирования кадрового резерва, - это управление человеческими ресурсами организации, кадровый менеджмент, кадровая «архитектоника», преумножение и развития кадрового потенциала. Их решение требует приоритетного развития психологической компетентности как необходимого условия профессионализма как важной психологической сферы профессионального ведения.

Психологическая компетентность специалистов современных кадровых служб организаций является важной составной частью профессиональной компетентности, когнитивно-регулятивным компонентом профессионализма личности и деятельности, поэтому она относится к категории психологически сложных объектов. В практическом отношении психологическая компетентность представляет собой систему специальных психологических знаний и соответствующих им умений, позволяющих эффективно осуществлять неинструментальную психологическую диагностику, составлять психологические прогнозы.

В системе психологической компетентности специалистов кадровых служб ведущую роль играет социально-перцептивная компетентность. Остальные виды психологической компетентности (социально-психологическая и психолого-педагогическая) связаны с ней функционально.

Психологическая компетентность специалистов современных кадровых служб имеет на уровне общего психологическую структуру, включающую когнитивный, регулятивный, рефлексивно-статусный, нормативный и коммуникативный, компоненты, находящиеся в функциональном единстве. Важнейшими критериями развития психологической компетентности специалистов кадровых служб являются ее уровни, продуктивность психологического личностно-профессионального развития и саморазвития. Содержание психологической компетентности специалистов кадровых служб на уровне особенного во многом связано с психологическими характеристиками объектов кадровой работы.

Средний уровень развития психологической компетентности большинства специалистов кадровых служб близок критическим значениям при относительно высокой самооценке их развития, при этом уровни развития психологической компетентности различны у специалистов региональных управленческих структур и муниципальных. Социально-перцептивные процессы подвержены влиянию обыденных представлений и психологических установок, типичных психологических феноменов, искажающих восприятие объектов кадровой работы. Социально-перцептивные навыки и умения у специалистов формируются в основном стихийно на основе индивидуального жизненного опыта.

Психолого-акмеологическое содержание психологической компетентности специалистов кадровых служб обладает системными свойствами, то есть может быть представлено как система, включающая когнитивный, регулятивный, рефлексивно-статусный и нормативный структурные компоненты, психологические качества, умения и детерминанты развития. Конкретное содержание психологической компетентности специалистов кадровых служб определяется уровнями ее развития - высоким, средним и низким.

Развитие психологической компетентности специалистов кадровых служб целесообразно осуществлять на основе общего профессиографического описания личностно-профессиональных характеристик специалистов современных кадровых служб, их профессиограмма с элементами акмеограммы с помощью общего психолого-акмеологического алгоритма. Эффективная реализация данного алгоритма возможная с помощью развивающего эксперимента на основе модульного принципа его реализации, включающего теоретическую часть, разбор конкретных ситуаций, практикумы и контрольные задания. Опора на данный подход позволяет повысить уровень психологической компетентности по интегральным критериям примерно на треть при коэффициенте развития 24,5%.

Общими психолого-акмеологическими условиями продуктивного развития психологической компетентности специалистов кадровых служб являются актуализация потребности в данном виде профессионализма на основе перехода кадровых служб на новые кадровые технологии, создание акмеологической среды в кадровых структурах, стимулирующей развитие и саморазвитие психологической компетентности, развитие у них психологической и акмеологической культуры, привлечение в кадровые службы профессиональных психологов. Значимыми психологр-акмеологическими факторами являются: создание системы подбора на работу в кадровых службах, персонификация индивидуальной работы со специалистами кадровых служб по повышению уровня их психологической компетентности. *

Похожие диссертационные работы по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК

  • Акмеологические технологии как средство формирования кадрового резерва на предприятии газодобывающей отрасли 2008 год, кандидат психологических наук Ковалева, Татьяна Вадимовна

  • Акмеологические особенности развития правовой компетентности сотрудников наркоконтроля 2007 год, кандидат психологических наук Кархалев, Игорь Владимирович

  • Акмеологическое обеспечение профессионального развития руководителей и специалистов органов законодательной власти РФ 2008 год, кандидат психологических наук Осипова, Елена Петровна

  • Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих 2003 год, доктор психологических наук Степнова, Людмила Анатольевна

  • Акмеологическое обеспечение становления профессионализма кадров управления 2006 год, кандидат психологических наук Старовойтова, Яна Сергеевна

Заключение диссертации по теме «Психология развития, акмеология», Зубарев, Евгений Александрович

Проведенные психолого-акмеологические исследования доказали значимость проблемы повышения психологической компетентности специалистов кадровых служб, особенно при переходе на новые кадровые технологии, связанные с управлением человеческими ресурсами организации, кадровым менеджментом, формированием перспективной кадровой архитектуры организации. Были выявлены значимые противоречия, разрешение которых потребовало проведения специального психолого-акмеологического исследования. В результате данного исследования поставленная цель была достигнута, задачи решены, гипотезы подтверждены, получены новые научные результаты. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Теоретико-методологический анализ " состояния проблемы исследований позволил обосновать высокое теоретическое и практическое значение психологической компетентности как обобщающей научной категории и важного свойства профессионализма, проявляющегося в различных видах деятельности, в том числе деятельности специалистов современных кадровых служб организаций.

Психологическая компетентность специалистов современных кадровых служб организаций является специальным видом психологической компетентности личности, важной составной частью профессиональной компетентности. В общесодержательном отношении она представляет собой систему специальных знаний о закономерностях, механизмах, побудительных причинах поведения, деятельности, общения и отношений человека в процессе профессиональной деятельности и взаимодействий, значимых для проведения современной кадровой работы.

Конкретное содержание психологической компетентности субъектов кадровой работы во многом связано с психологическими особенностями тех, с кем осуществляется профессиональное взаимодействие. Они в свою очередь могут обладать характеристиками психологической сложности -нестабильностью состояния, профессиональным «выгоранием» части педагогов, наличием у них психологических акцентуаций и внутриличностных конфликтов, нестабильным режимом труда и пр., что существенно усложняет решение кадровых задач. Продуктивное взаимодействие с таким объектом требует от специалиста кадровой службы высокого уровня психологической компетентности и развитых умений практического психолога.

В общем виде структурно психологическая компетентность специалистов современных кадровых служб представляет собой единстЬо следующих составляющих: когнитивной, регулятивной, рефлексивно-статусной, нормативной и коммуникативной, которые в свою очередь проявляются в мотивационно-личностном качестве и операциональных психологических умениях.

Главной составной частью психологической компетентности специалистов кадровых служб является социально-перцептивная компетентность. Другие виды психологической компетентности -социально-психологическая, психолого-педагогическая - связаны с ней функциональными зависимостями, исключением является аутопсихологическая компетентность.

Разработано общее профессиографическое описание характеристик специалистов современных кадровых служб, а так же их профессиограмма.

Исследование психологической компетентности специалистов кадровых служб должно базироваться на теоретических положениях акмеологии, психологии общения, психологии личности, профессиональной психологии, а так же ведущих методологических принципах психологии и акмеологии - системности, комплексности, субъекта, активности, развития, единства личности и деятельности.

Ведущими методами исследований являются анализ и обобщение, опрос, экспертные оценки, наблюдение анализ профессиональных взаимодействий и коммуникаций, особенностей и динамики личностно-профессиональных изменений. Критериями развития психологической компетентности являются ее уровни, продуктивность личностно-профессионального развития и саморазвития.

На основе теоретико-методологического анализа проблемы были осуществлены эмпирические исследования психологической компетентности специалистов кадровых служб. Данные исследования проводились в три этапа: на первом этапе проводилась экспертная оценка проблемы, на втором - анкетирование специалистов кадровых служб, на третьем - поисковый эксперимент по установлению реального уровня психологической компетентности специалистов кадровых служб.

Эмпирические исследования показали, что средний уровень развития психологической компетентности специалистов кадровых служб близок критическим значениям при относительно высокой самооценке. Уровни развития психологической компетентности различны у специалистов региональных управленческих структур и муниципальных. Социально-перцептивные навыки у специалистов в основном формируются стихийно на основе индивидуального жизненного опыта и обыденных представлений. Социально-перцептивные процессы подвержены влиянию типичных психологических феноменов, искажающих восприятие социальных объектов.

По результатам теоретического анализа проблемы и эмпирических исследований было разработано табличное системное описание общих и особенных характеристик психологической компетентности специалистов кадровых служб. Разработано описание уровней развития психологической компетентности - высокого, среднего и низкого.

Данное системное описание стало основой для проведения развивающего психолого-акмеологического эксперимента. В нем был использован модульный принцип, включающий теоретическую часть, разбор конкретных ситуаций, практикумы и контрольные задания. После проведения развивающего эксперимента уровень психологической компетентности специалистов кадровых служб в среднем вырос, а коэффициент развития в среднем составил 24,5%.

Проведенные исследования позволили обосновать важнейшие психолого-акмеологические условия и факторы развития" психологической компетентности специалистов кадровых служб.

По результатам исследований предложены следующие научно-практические рекомендации:

Необходимо создание системы профессиональной психологической подготовки и переподготовки специалистов кадровых служб для работы в свете новых требований, по новым кадровым технологиям;

Необходима разработка специализированных учебных комплексов для развития психологической компетентности специалистов кадровых служб с соответствующим учебно-методическим обеспечением;

Необходима разработка концепции развивающей акмеологической среды для повышения уровня психологической компетентности специалистов кадровых служб.

Перспективами дальнейших исследований являются углубление научных основ неинструментальной психологической и акмеологической диагностики для решения психологических кадровых задач; разработка акмеологических моделей психологической компетентности специалистов кадровых служб и моделей их профессионализма.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.