Какие опасности подстерегают подростков. Чем опасен интернет для ребенка? Общие для всех угрозы

Какие опасности подстерегают подростков. Чем опасен интернет для ребенка? Общие для всех угрозы
Родительское собрание «Опасности современной молодежи»

Тематическая беседа «Опасности, подстерегающие современную молодежь»

Цели

1. Предостеречь старшеклассников от нежелательных поступков и действий.

2. Разобрать «ловушки», которые поджидают их на жизненном пути.

Введение

Учитель: вы знаете, что существует много вещей, на которые мы особо не обращаем внимания, не считая их опасными. Но они на самом деле могут очень сильно нам навредить: испортить отношения с другими людьми, ухудшить характер, нанести психологический и

физический ущерб. Я предлагаю сегодня поговорить о таких вещах на классном часе и серьезно поразмышлять о них.

Основная часть

Опасности, с которыми молодежь уже сталкивается

1. Лень. Кто-то сказал, что этот порок свойствен каждому человеку и победить его просто невозможно. Он требует ежедневной победы. Вы согласны с таким высказыванием?

Сегодня лень чаще называют стремлением как можно больше развлекаться. Но такое определение существенно снижает эмоциональную окраску этого качества и уменьшает моральную ответственность за его проявление.

Самое интересное, что лень в большинстве случаев программируема. Это значит, что она редко проявляется просто так, сама по себе и без желания человека.

Между тем большинство людей по своей натуре склонны к лености. Очень часто нам необходимы угрызения совести, сила воли, некий интерес или стимул, даже порой контроль и другие мотивы, чтобы мы приступили к работе. Однако основное проявление лености обостряется дома, особенно, когда человек молодой.

Первый вопрос для обсуждения. Что можно сказать о ленивом человеке? (Выслушать ответы учеников и затем их дополнить).

1. Люди, склонные к лени, не могут сконцентрироваться на чем-то, не могут приложить усилий для достижения поставленной цели.

2. Ленивые люди обычно вырастают в семьях, где родители служат ребенку, угождают ему, заботятся только об его удовлетворении. И постепенно у него формируется убеждение, что он особенный, что ему должны

угождать все окружающие. В результате он ищет не того, чем мог бы послужить другим, а того, чем другие могут послужить ему. Такой настрой естественным образом приводит к лености.

3. Люди, склонные к лени, как правило, вырастают в таких семьях, где у них нет домашних обязанностей, их не приучали к труду, к уважению чужого труда и не отказывали в удовлетворении никаких потребностей.

4. Одной из причин того, что ребенок вырос ленивым, может стать то, что он рос в неполной семье или родители уделяли ему мало внимания.

(Этот перечень при желании можно дополнить).

Второй вопрос для обсуждения. Как победить лень?

Школьники могут подумать и дать свои рекомендации по преодолению лени. Самостоятельный поиск ответов закрепит новые мысли.

После ответов школьников их можно дополнить и систематизировать.

Борьба с ленью включает в себя несколько этапов.

1. Понимание своей ответственности и признание проблемы.

2. Прилежание, т. е. проявление усилий против естественного ленивого нежелания что-либо сделать.

3. Привычка дисциплинирует и помогает выполнять определенные действия независимо от наличия желания.

4. Помощь других. В компании всегда веселее что- либо делать, чем в одиночку. Некоторый контроль со стороны (например, родительский) тоже помогает быть более дисциплинированным и ответственным.

2. Любовь к удовольствиям. Сами удовольствия не всегда несут в себе что-то плохое. Но опасность заключается в том, что они морально ослабляют человека. Большинство же удовольствий, которые манят современных молодых людей, очень рискованны и опасны для жизни. Любовь к удовольствиям убивает наши души, нанося непоправимый ущерб психике, разрушая нравственные устои, низводя человеческое существование до уровня животных инстинктов.

3. Низкая мораль общества (избыток секса, насилия и лжи). В современном мире все перевернуто с ног на голову. Ценности и взгляды людей извратились. Не стоит искать в обществе особую мораль или нравственность. Эти понятия давно уже были проданы в угоду зрителю, деньгам и успеху. Наш мир развращен.

И вы, молодые люди, вырастаете в таком в обществе, где мораль и нравственность находятся на весьма низком уровне. И главная опасность заключается в том, что раннее знакомство с пороками зачастую вызывает у школьника не отвращение, а интерес. Порочное, безнравственное поведение, как опасный вирус, заражает молодежь. И впоследствии он заметно проявляется в их жизнях, поступках и поведении.

Первый вопрос для обсуждения. Как вы считаете, вредно ли для психики смотреть фильмы ужасов?

Выслушав мнение учеников, учитель должен высказать свое мнение, но не навязчиво. При этом стоит отметить, что при просмотре фильма ужасов человек переживает стресс. Страшные образы откладываются где-то в подсознании, в результате чего они потенциально могут когда-нибудь всплыть оттуда при стечении определенных обстоятельств в жизни. Все это может привести к развитию психических отклонений и заболеваний.

Второй вопрос для обсуждения . Как вы чувствуете себя, когда в просматриваемом фильме возникает сексуальная сцена и при этом с вами в одной комнате находится отец или мать? Как ваши родители реагируют в такой ситуации?

Воспитание нравственности начинается еще в родительском доме. Если отец спокойно продолжает смотреть фильм с сексуальными сценами в присутствии дочери, то у девушки возникает чувство незащищенности. В дальнейшем она будет слаба перед настойчивыми непристойными требованиями парней, которые захотят использовать ее для своего удовлетворения.

Когда юноша видит спокойное отношение родителей к сексуальным сценам по телевизору, у него сложится впечатление, что ничего плохого в таком поведении нет. Это не только классно, но и можно. Родители не против. Хотя это может быть совсем не так.

За пределами родительского дома большинству людей и вовсе нет дела до вашего нравственного воспитания, правильное ли у вас понимание человеческих ценностей или нет.

В этом заключается большая опасность.

4. Отсутствие или недостаток гуманистического образования. Сегодняшнее образование не просто исключает Бога и религиозную мораль и этику, но оно, по сути, является враждебным по отношению ко всему этому. С одной стороны, различные религии в России вроде бы становятся все более открытыми и доступными для общества, но в том же самом обществе над истинными верующими иногда посмеиваются, унижают и считают их фанатиками.

Подавляющее большинство преподавателей школ, техникумов, вузов являются атеистами и не придерживаются духовных принципов, провозглашаемых в христианстве или иных вероисповеданиях. Соответственно этому они в процессе своего преподавания, имея определенное влияние на молодежь, заражают их популярными атеистическими идеями, уводящими их от духовных ценностей.

А ведь именно в этом юном возрасте у человека закладывается фундамент личностных ценностей и мировоззрение, которыми он будет руководствоваться во всей последующей жизни.

Вопрос для обсуждения. Если рассматривать школу и СМИ, равноценно ли по объему получаемое от них количество информации, которая представляет атеистическую точку зрения и религиозную позицию?

Здесь даже нечего обсуждать. Настолько мизерное количество информации получаем мы о религии! Например, живя в России, которая на протяжении многих веков являлась православной страной, и даже зачастую будучи крещеным, человек очень часто понятия не имеет о самом христианском учении, даже несмотря на то, что оно, возможно, было религией его предков. Потому что человека в основной массе окружают люди, исповедующие атеизм. Следует признать, что атеизм - это тоже своего рода религия со своим учением и поклонниками, порой даже фанатиками. Засилье атеизма - это просто не демократично, это нарушение свободы человека, особенно когда это учение просто внушается со школьной скамьи. Как и религию, человек должен сам выбрать атеизм. А чтобы сделать выбор, нужно предоставить варианты. Этого пока нет.

5. Отсутствие правильных отношений в семье. Семья оказывает на человека огромное влияние, особенно на подсознательном уровне и путем примера. Мы можем не любить наших родителей, но мы так много перенимаем от них, больше, чем мы думаем.

Но семейные ценности в настоящее время очень скудны. В семьях нередки скандалы, равнодушие, нецензурные ругательства, неуважительное отношение друг к другу и т. д. Но есть некоторые вещи, которым человек должен обязательно научиться в своей семье. Это уважение старших, почитание родителей, взаимопомощь, трудолюбие и т. п.

6. Компьютерные игры. Компьютерные игры появились с изобретением первого компьютера. Игра на компьютере зачастую вызывает психические сдвиги у подростков. Причина в том, что в виртуальной реальности он может убивать, превращаться в вампира, оборотня, супермена и т. д. Для некоторых молодых людей наступает такой момент, когда они не могут отличить виртуальную реальность от реальной жизни. И если у такого молодого человека окажется в руках оружие, последствия могут быть непредсказуемы. Такие случаи уже были, о них все чаще говорят в новостях: подростки, увлекающиеся компьютерными играми, начинают убивать в реальной жизни.

Специалисты-психологи отмечают, что темы и краски детских рисунков в последнее время становятся все мрачнее. Наблюдается увеличение детей с психическими отклонениями. По статистике, среди детских неврозов сейчас доминируют неврозы тревожности и страха. Резко возросло число аутичных детей, которые полностью замыкаются в себе. Развитие такого ребенка либо приостанавливается, либо протекает в каком-то неожиданном направлении. Компьютерная игра с ее виртуальным миром во много раз опаснее для подростка, чем просмотр телевизора. Игрок с головой окунается в искусственную реальность. Таким образом он привыкает убегать и прятаться от жизненных проблем, вместо того чтобы решать их, и это неминуемо осложнит ему жизнь в будущем.

7. Юношеский максимализм. Он находит свое выражение в:

1) завышенной или заниженной самооценке;

2) ложном взгляде на уровень своего понимания жизни.

Один пожилой человек сказал, что до 20 лет он думал, что все хорошо и прекрасно понимает. Но, уже перевалив за 20-летний рубеж, он начал осознавать, как многого не знает, да и то, что знал, было неполным и несовершенным

Иными словами, проблема юношеского максимализма заключается в том, что молодой человек начинает думать следующим образом: «Я буду относиться к себе хорошо, если все будут относиться ко мне хорошо». Но это не так. Ценность человека не зависит от мнения о нем окружающих людей.

8. Незрелость - мало серьезных размышлений и отсутствие анализа поступков. Незрелость порой даже может создавать проблемы. Но самое страшное, если она укореняется в молодом человеке и влияет на формирование его характера, что впоследствии организует его жизнь неправильным образом, направит по неправильному пути.

В юности искушения зачастую очень сильны, и у молодых людей недостаточно опыта для борьбы с ними. Нередко отсутствует и само понимание того, что с ними нужно бороться.

Незрелость слабо удерживает его от подобных ошибок. Молодые, неопытные люди доверяют многому, потому что еще не обожглись. В юности все считают себя непобедимыми, устойчивыми. Между тем у них недостаточно опыта и понимания жизни, чтобы правильно оценивать ее и не попасть в ее ловушки. Это очень опасное время.

Рассмотрим сложности, с которыми предстоит столкнуться.

1. Реальность не такая, какой казалось, когда я был в школе. Для многих молодых людей этот факт становится шоком. После окончания школы, когда молодой человек вступает в широкий мир, не ограниченный ничем, он видит, что в обществе господствуют иные взгляды, чем те, которым их учили преподаватели.

По этой причине у молодого человека возникает внутренний конфликт, давление внутри его самого нарастает, побуждая начать жить так, как живут все вокруг. Хотя мир для молодого человека в социальном плане расширяется, тем не менее, появляется желание быть таким, как все, иметь то же, что имеют другие, и стремиться к тому же, к чему стремятся все люди.

2. Очень трудно в это время не потерять свою индивидуальность. Взрослея, человек все больше склоняется выбрать и принять чей-то уже существующий образ, а не трудиться над созиданием собственного неповторимого образа.

3. Ответственность за себя, финансовая свобода. С одной стороны, многие молодые люди не приучены к ответственному отношению к деньгам. Но они уже вступают в мир взрослых, где необходимо начинать заботиться о себе. Важно подготовить себя к этому.

Другой опасностью является чрезмерное стремление к обогащению. Оно может подменить собой все остальные цели, сделав их незначительными, несущественными. Между тем чисто материальные помыслы духовно обедняют личность.

4. Последствия прежних проступков. Последствия неправильного поведения в прошлом или каких-то ошибок могут привести к серьезным проблемам и конфликтам в будущем. Необходимо стараться сразу разрешать все негативные ситуации, чтобы они не принесли своего горького плода в будущем.

5. Свобода. Она приводит также к потере хорошего влияния и разрушению сдерживающих родительских барьеров. Молодой человек (или девушка) наконец-то вырвался из-под родительской опеки и стремится жить так, как ему хочется, и получать удовольствие от жизни, не задумываясь о будущем и возможных негативных последствиях.

6. Виртуальная реальность. Если в подростковом возрасте игра остается игрой и развлечением, то во взрослом мире виртуальная реальность несет в себе намного большую опасность для человека. Она заключается в том, что вчерашний школьник может с головой уйти в виртуальную жизнь, тем самым пытаясь скрыться от реалий собственной жизни.

Такое отношение к жизни приводит к тому, что недавний выпускник теряет саму ее суть, с головой окунаясь в ее искусственный заменитель. В результате личность человека, ее познание окружающего мира становятся неважными. Сознание с безумием увлекается нарастающим многообразием форм бытия, которые теперь человек моделирует для себя сам. Это затягивает не слабее наркотиков.

Что побуждает людей бежать от реальности, предпочитая ей жизнь в Сети? В нашем мире, пропитанном погоней за материальными ценностями, люди задыхаются от нехватки душевного - нормальных дружеских отношений, верности, любви. Невидимая рука направляет людей всеми силами стремиться достигать материального благополучия, обещая счастье. Не достигая успеха на этом пути, люди начинают ломаться внутренне, чувствуют себя «лузерами» в обществе. А те, кто достиг определенных успехов, не чувствуют обещанного душевного удовлетворения. Материальные ценности не могут сделать человека счастливым, каким бы алчным и корыстным он ни был. Человеческой душе требуется нечто большее, чем одежда, дорогая техника, квартира, машина и отдых на элитных курортах.

Духовная, внутренняя пустота заставляет человека искать ту среду, которая могла бы создать хотя бы иллюзию полноты и удовлетворенности. Однако такая виртуальная реальность напрямую влияет на душевное состояние человека, нанося ему непоправимый ущерб.

7. Эффективность неправильных методов воздействия. Мы живем в мире, в котором люди часто руководствуются мелкими, эгоистичными и безнравственными взглядами. Молодой человек невольно начинает брать с них пример. У него нет стимула поступать иначе, лучше. Тем более что неправильные методы часто более эффективны, чем честные и достойные.

В качестве примера можно привести попытку поступить в вуз: абитуриент, сумевший «найти подход» к членам вступительной комиссии, зачастую имеет больше шансов на успех, чем тот, кто этого сделать не смог или не захотел.

Заключение

Итак, мы рассмотрели проблемы, с которыми вы можете столкнуться в скором будущем. Войдут они в вашу жизнь или нет, зависит лишь от вашего личного выбора. Чем вы при этом будете руководствоваться - здравым смыслом или внутренними желаниями, - дело за вами, как и ответственность. Я призываю вас все же быть разумными и размышлять уже сейчас о вещах более важных, чем сиюминутные удовольствия и мелкие подростковые трагедии.

Всегда помните пословицу, что «спасение утопающего дело рук самого утопающего». Сейчас вы строите свою жизнь. Вы еще в начале пути, когда все возможно. Старайтесь обдумывать каждое свое решение. Потому что будете вы счастливы в жизни или нет, зависит только от вас


Интернет сегодня стал неотъемлемой частью жизни людей любого возраста. Он может служить во благо. При помощи Сети люди могут общаться, развлекаться, искать нужную информацию и даже зарабатывать деньги. Однако Интернет известен и массой отрицательных проявлений. Они касаются как детей, так и взрослых. Существуют определенные опасности в Интернете.

Нежелательный контент, насилие, порнография, навязчивое общение - все это может негативно отразиться на психике. Также длительное пребывание перед компьютером ухудшает физическое состояние организма. Следует узнать подробнее, как не стать зависимым от виртуальной реальности и защитить ребенка от негативных воздействий Всемирной паутины.

Данные статистики

Интернет может служить во благо или во вред. Поэтому важно правильно применять возможности, которые предоставляет Сеть. По данным статистики, около 10 млн детей в нашей стране возрастом до 14 лет пользуются Интернетом. Старшее поколение также активно применяет возможности Всемирной паутины. Что интересного в Интернете? Это мир, полный информации, развлечений и общения. Многим этого не хватает в реальной жизни. Дети начинают пользоваться Интернетом с 4 лет (в среднем). В возрасте до 12 лет около 85% подрастающего поколения активно использует Всемирную паутину для общения и развлечений.

По данным все той же статистики, около 52% детей возрастом до 14 лет посещают сайты, запрещенные для просмотра в таком возрасте. Это может значительно отразиться на психике, формировании личности и дальнейшей жизни малыша. Однако даже без посещения подобных сайтов детей может подстерегать иная опасность. Врачи страны заметили, что становится слабее, менее физически развитым. Из-за этого возникают различные болезни. Иммунитет детей перестает самостоятельно бороться даже с простыми заболеваниями. Опасности в Интернете разнообразны. Они не обходят стороной и взрослых. Никто не застрахован от подобных негативных воздействий. И для детей, и для взрослых актуальными являются разные опасности в Сети.

Опасность для взрослых

Многие пожилые люди не понимают, что интересного в Интернете. Однако постепенно наши бабушки и дедушки начинают активно использовать преимущества Сети. Именно Интернет позволяет им общаться с близкими и родными, которые в данный момент находятся в другом городе или даже стране. Здесь можно найти практически всю интересующую информацию. Да и к играм старшее поколение не может остаться равнодушным. Молодые люди переживает, что их родители, бабушки и дедушки могут стать жертвой мошенников, работающих именно через Интернет. Около 52% опрошенных людей выразили обеспокоенность этим вопросом.

Многие взрослые пользователи Интернета (около 53%) боятся, что их компьютер будет поражен вредоносным вирусом. Поэтому люди опасаются открывать неизвестные письма, сообщения. Они не заходят на сайты с рекламой и предпринимают прочие подобные действия.

36% опрошенных взрослых пользователей Интернета боятся слежки за ними при помощи Сети. 45% людей считают, что существует реальная угроза лишиться определенной суммы денег. Особенно об этом переживает младшее поколение. Они считают, что их старшие родственники могут по незнанию или неопытности стать жертвами мошенников, отправив реальные деньги на счет неизвестной компании. Взрослые люди, зная, какие опасности могут подстерегать их в Сети, проявляют осторожность. Но дети проявляют беспечность. Именно по этой причине Интернет таит для них больше угроз.

Угрозы для детей

Опасности в Интернете для детей несколько отличаются от угроз для взрослых. Самые распространенные категории нежелательных факторов для малышей уже давно определили психологи, родители, педагоги и медики. Одним из самых серьезных видов опасности в Сети для подрастающего поколения является получение нежелательной информации. Это может быть порнография, насилие, наркотики, азартные игры, запрещенная идеология и множество иного. Детская психика не может в полной мере принять полученные знания. Это может значительно отразиться на мышлении, психическом развитии.

Опасности в сети Интернет могут быть разными. Маленькие дети могут выдать незнакомцам конфиденциальную информацию о себе и родителях. Например, это может быть имя, адрес, номер счета или электронного кошелька. Также дети могут сказать, в какое время они гуляют и где, когда домой возвращаются родители и т. д. При помощи Интернета злоумышленники могут назначить встречу ребенку, общаться с ним о неподобающих вещах. Также нередки случаи, когда дети проводили неконтролируемые покупки в магазинах онлайн. В некоторых случаях существует угроза заражения компьютера вирусом. Это далеко не полный список. Он может варьироваться в зависимости от возраста ребенка. Родители должны знать, как подготовить детей к подобным ситуациям, чтобы избежать негативных последствий.

Общие для всех угрозы

Опасность Интернета для человека может быть значительной при несоблюдении элементарных норм безопасности. Причем некоторые неблагоприятные факторы при работе с Сетью могут возникнуть независимо от возраста. Как у взрослых, так и у молодого поколения может появиться зависимость от виртуальной реальности. Сегодня существует множество игр, площадок для общения и т. д. Они могут казаться интереснее, ярче, чем обычная жизнь. Поэтому взрослые и дети могут часами сидеть у монитора компьютера или ноутбука. При этом развитие в реальном мире может быть заторможено.

Неблагоприятные знакомства могут подстерегать как взрослых, так и детей. Как ни странно, но взрослые люди так же доверчиво могут назначать встречи с незнакомцами, как и дети. Некоторые мошенники могут этим воспользоваться. Еще одним видом опасности, которая может подстерегать в виртуальной реальности как взрослых, так и детей, является травля при помощи Интернета. Конфиденциальная информация, оскорбления могут значительно отразиться на эмоциональном состоянии человека. В любом возрасте подобные действия могут привести к срыву. Независимо от того, сколько вам лет, нужно проявлять осторожность в общении, не открывать конфиденциальную информацию собеседнику.

Дети до 10 лет

Опасности в Сети интернет могут подстерегать человека в любом возрасте. Однако для каждой группы пользователей существуют свои особенности. Дети начинают проявлять интерес к Интернету в возрасте 3-4 лет. В некоторых случаях это возможно и раньше. Однако в таком возрасте действия малыша легко контролируют родители. Они могут следить, что делает их чадо в Сети. Но вот достигнув возраста 7 лет, дети сталкиваются с первыми неблагоприятными факторами Интернета. В этом возрасте малыши копируют действия старших. Важно выработать правильную культуру поведения в Сети. Дети в этом возрасте доверчивы. Они любят путешествовать по разным сайтам, а также играть в различные популярные игры. Также малыши могут пользоваться почтой, заходить в чаты. Причем могут проявлять и к запрещенным сайтам.

Родители должны настроить браузер соответствующим образом. Также они могут контролировать, какую информацию смотрел ребенок. Можно ограничить доступ к разным серверам. В возрасте до 9 лет возникает опасность интернет-игр. Дети проводят слишком много времени за компьютером. Это сказывается на их физическом развитии и здоровье. Родители должны поощрять прогулки на свежем воздухе, занятия спортом.

Поведение родителей детей в возрасте до 9 лет

Зная основные виды опасностей в Интернете, взрослые должны предпринять ряд мер. Это поможет предупредить различные негативные последствия. Нужно разработать ряд правил пользования Всемирной сетью. Это желательно сделать вместе с ребенком. Малыш должен знать, что ему разрешено посещать только определенные сайты, которые одобряют родители. Если к компьютеру подключен Интернет, техника должна находиться в общей комнате. Существуют средства контроля, позволяющие блокировать нежелательный контент (например, MNS Premium’s Parental Controls).

Дети должны писать сообщения и письма только с общего семейного почтового ящика. Нужно объяснить ребенку, что может случиться, если он решит выдать определенную информацию посторонним людям. Также очень важно просто общаться с детьми. Нужно спрашивать об их друзьях в Интернете, объяснять, к чему может привести спонтанное знакомство. Дети не должны разговаривать с незнакомцами. Это правило касается как улицы, так и Интернета. Очень важно, чтобы ребенок доверял старшим. Если он увидит в Сети что-то пугающее, угрожающее, то должен об этом рассказать. Родители не должны ругать ребенка за это. Наоборот, нужно похвалить малыша за честность и дать ему понять, что он в безопасности. Возможно, потребуется объяснить некоторые сложные вопросы. Однако это сможет защитить ребенка от опасностей.

Дети 9-12 лет

В возрасте 9-12 лет дети начинают требовать от родителей определенной свободы. Это время быстрых перемен. Очень важными становятся взаимоотношения с друзьями, одноклассниками. Контроль родителей в этом случае должен немного ослабнуть. Однако взрослые не должны терять бдительности. В этом возрасте Интернет используется не только для игр. Это полноценный источник передачи и получения необходимой информации. Дети готовят школьные задания при помощи Сети. Существует определенная опасность работы в Интернете. Дети могут загрузить на компьютер вирус.

Также младшие подростки могут загружать разную музыку, активно пользоваться электронной почтой и прочими средствами для общения. В этом возрасте предпочтение отдается сайтам, позволяющим мгновенно передавать сообщения. Также в этом возрасте у детей часто появляются кумиры. Родители должны подготовить ребенка к основным правилам пользования Интернетом еще в младшем возрасте. Достигнув младшего подросткового возраста, дети начинают лучше разбираться в основах работы с Сетью. Однако родители все еще должны ограничивать доступ к сайтам с определенной тематикой, следить за историей поиска информации.

Действия родителей детей в возрасте 9-12 лет

Зная опасности Интернета для подростков младшего возраста, необходимо выработать правильную тактику поведения. Составленные правила ребенок должен выполнять неукоснительно. В этом возрасте нужно давать детям определенную свободу. Однако компьютер все также должен находиться в общей комнате. Следует общаться с детьми об их действиях в Интернете. Беседа должна быть дружеской. Следует подробно рассказать об опасности знакомства по Интернету. Также нельзя выдавать людям свою конфиденциальную информацию. Нужно объяснить подробно, чем это чревато для родителей и самого ребенка.

Также очень важно научить ребенка не загружать на компьютер никакие программы без ведома родителей. Они не должны открывать сомнительные письма. Следует также рассказать об авторских правах. При загрузке файлов или картинок это является актуальным. Следует также проводить беседы о порнографии в Сети. Не стоит пускать этот вопрос на самотек. В противном случае ребенок не сможет адекватно оценить, какая информация является реальной.

Дети от 13 до 18 лет

Вопрос о том, вреден ли Интернет для здоровья, возникает у многих родителей. При правильном использовании Сети можно избежать практически всех негативных последствий. Важно в любом возрасте уделять физической подготовке достаточное внимание. Однако в старшем возрасте дети постепенно выходят из-под контроля старших. Подросток пытается самоутвердиться, обрести независимость. Родители не должны мешать своим детям в этом. Они должны быть рядом и помогать советом. Однако навязчивое ограничение подростка в действиях может отразиться на взаимоотношениях со старшими родственниками. Очень важно не потерять доверие ребенка в этом возрасте.

Родители должны знать, что типичным поведением подростка в Интернете является в первую очередь общение. В этом возрасте ребенок не захочет делиться информацией о своих беседах со сверстниками и прочими знакомыми. У подростков много энергии, идей, но жизненного опыта пока мало. В этом и должны помочь родители.

Дети 13-18 лет активно качают музыку, фильмы. Интернет помогает в учебе. Общение происходит при помощи обмена мгновенными сообщениями. Мальчикам нравится грубый юмор, азартные игры, кровавые сцены, жесткие игры и картинки, видео для взрослых. Они пытаются сметать все ограничения. Девочки-подростки любят в Интернете общаться. Родителям следует учесть, что в этом возрасте именно представительницы прекрасного пола могут не заметить угрозу при общении с незнакомцами. Следует вести дружеские беседы с ребенком об опасности домогательств и насилия.

Действия родителей подростков

Опасности в Интернете могут подстерегать каждого. Важно правильно пользоваться Сетью в любом возрасте. Важно составить список домашних правил пользования Интернетом. Следует поставить ограничение на общение в чатах. С детьми нужно вести беседы об их общении. При этом родители должны спрашивать об этом так, будто о реальных друзьях из школы. Можно интересоваться людьми, с которыми общается подросток при помощи мгновенных сообщений. Однако не следует устраивать допрос. Беседа должна быть дружеской. Иначе подросток не станет допускать родителей в свое личное пространство. Уберечь его от беды в этом случае будет непросто.

В этом возрасте крайне необходимо вести беседы о здоровой половой жизни с ребенком. Всю информацию, которую подросток найдет в Интернете, он может обсудить с родителями. Это не должно быть чем-то постыдным, запретным. Открытые беседы со старшими помогут понять элементарные вещи. Не стоит пускать развитие ребенка в этой сфере на самотек. Важно научить детей не оставлять информацию о себе на любых сайтах, не размещать свои фотографии в чатах, на площадках общего доступа. Рассмотрев основные опасности в Интернете, можно предпринять соответствующие действия, чтобы избежать негативных последствий.

Некоторые взрослые порой чрезмерно пекутся о своих чадах. Провожают до школы, названивают каждый час, загоняют с прогулки. А когда ребёнок дома, родительское сердце успокаивается. Теперь можно на кухне или перед телевизором пропасть, пока ребёнок в Интернете...

От ожирения до суицида

Современные дети, едва научившись говорить, лезут в Интернет. А взрослые, чтобы отвязаться от настойчивых просьб и ублажить чадо, покупают ему смарт-фоны и ноутбуки.

Детям от 2 до 6 лет можно находиться перед монитором примерно от 15 до 40 минут в день, начиная с 6 лет - не больше часа в день, - говорит Вера Пробылова, аккредитованный эксперт на право проведения экспертизы информационной продукции, кандидат психологических наук. - А на деле получается, что дети чуть ли не живут в компьютере. От этого они теряют здоровье - и физическое, и психическое. Тут и вегетососудистая дистония, и проблемы со зрением, осанкой, желудочно-кишечным трактом, и ожирение, и нарушение сна. Психофизилоги не зря говорят, что детям до двух лет компьютер и телевизор вообще противопоказаны!

Чем затягивает Интернет? Подросткам не хватает каких-то острых ощущений?

Как-то я прихватила на работу ноутбук дочурки, - рассказывает мать 13-летней нижегородской школьницы. - Дочка не вышла со страницы «ВКонтакте». Меня одолело любопытство. Открыла сообщения. А там обсуждались планы самоубийства. Меня колотило, когда перед глазами всплывали строчки с деталями предстоящей трагедии…

Мать обратилась к школьному психологу и спасла дочь. Этот случай с лёгкостью мог бы пополнить копилку детских суицидов, которые, увы, не редкость для Нижегородской области (см. инфографику). Толчком к суициду, как показали исследования, зачастую становятся специализированные сайты и статьи в Сети, где описывается технология и преимущества самоубийства.

От беседы до изнасилования

Попытки покончить жизнь самоубийством или попробовать наркотики - это «оффлайн»-угрозы, то, что может произойти с вашим ребёнком уже в реальной, а не в виртуальной жизни. Схема ужасная, но простая.

Другая угроза - педофилы заходят на детские страницы, навязываются в друзья, ведут активную переписку, находя общие интересы, затем настаивают на встрече. А потом насилуют или даже убивают простодушного подростка.

История о педофиле из Автозаводского района прогремела на весь Нижний осенью 2011 года. Своих жертв 29-летний нелюдь находил на сайтах знакомств и в соцсетях. Для 15-летней девочки злоумышленник снимал квартиру в одном из домов по ул. Мончегорской. Следствие вменило мужчине 3 эпизода преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 134 УК РФ (половое сношение с лицом, заведомо не достигшим 16-летнего возраста).

Педофилы, оказывается, - люди достаточно мобильные, и география их «деятельности» простирается на всю Россию. Не теряйте бдительности, когда с вашим сыном или дочкой переписывается дядя с Кавказа или из Сибири.

В мае 2013 года перед судом предстал нижегородский педофил, который совращал 13-летнюю девочку из Барнаула. Свою жертву 32-летний мужчина нашёл через соцсети. Под вымышленным именем «Ростислав» извращенец обхаживал школьницу несколько месяцев. Педофил забросал девчонку своими интимными фото и требовал того же взамен. Дело близилось к реальной встрече. Мать девочки вовремя заглянула на её страницу. Получив сообщение, следователи Алтайского края выехали в Нижегородскую область, где и арестовали охотника на детские тела. Его обвинили в совершении развратных действий без применения насилия в отношении несовершеннолетней (часть 2 статьи 135 УК РФ).

Идёт охота…

Живой родительский контроль, как показывает практика, спасает жизни. Разоблачением педофилов занимаются и общественники. Сейчас в Нижнем воссоздаётся местное отделение известного общественного движения «Оккупай-педофиляй». Молодые нижегородцы объединяются, находят в соцсетях педофилов, чтобы затем рассказать о них всему свету. Пока на счету нижегородского отделения один пойманный педофил - молодой режиссёр одной из местных телекомпаний.

В соцсетях мы предварительно создаём анкету мальчика лет 13. Это наш реально существующий агент, так называемая «наживка», - делится технологией работы Кирилл Банышев, активист движения. - К анкете довольно быстро проявляют интерес взрослые мужчины. Вступая в диалог, мы задаём дядям провокационные вопросы. Интересуемся, в частности, не смущает ли их возраст собеседника.

Когда убедимся, что дяде не совестно, назначаем встречу. У нашего агента - микрофон и диктофон. А мы издалека наблюдаем. После того как убеждаемся в недобрых намерениях, приступаем к интервью с любителем мальчиков...

Главная задача, которую преследуют активисты, - не самосуд, а изобличение.

Проект нацелен не на посадку, а на то, чтобы обнажить проблемы общества. Одна из них - несовершенство законодательства по отношению к людям, которые совращают малолетних, - продолжает Кирилл. - Мы ловим педофилов не от любви к детям, а из ненависти к педофилам. Ненависть, увы, мотивирует больше, чем любовь.

Дальше интервью дело не двигается. Собранных доказательств обычно не хватает на то, чтобы подвести любителя детей под статью УК РФ. В иных случаях дело не заводится вовсе, потому что родители «наживки» отказываются обращаться в полицию.

Добро со злом

А как иначе бороться с разного рода извращенцами и мошенниками в Интернете? К слову, система ограничений и запретительных санкций к противозаконному контенту работает далеко не на 100%. Госорганы ежедневно формируют списки запретных сайтов, пода-ют их операторам связи, а те обязаны заблокировать ресурсы. Но информация всё равно гуляет по Сети, признаётся Анатолий Селезнёв, руководитель управления Роскомнадзора по ПФО:

К сожалению, нам не удалось окончательно решить проблему блокировки информации о распространении наркотиков. Владельцы контента делают всё возможное, чтобы его сохранить, в течение нескольких минут меняют IP-адрес. Информация снова остаётся на поле Интернета, - заключил Селезнёв.

Специалисты сходятся во мнении: оптимальный способ защитить детей от негативного влияния Интернета - учить взрослых, чтобы они в свою очередь учили детей как вести себя в Сети. В Нижегородской области сформированы программы по работе с педагогами, а те, в свою очередь, помогут родителям и детям избежать неприятностей.

Важно добиться, чтобы с самого раннего возраста Всемирная паутина воспринималась не только как средство общения и коммуникации, но и как средство получения информации и образования, - считает доцент Елена Калинкина, проректор Нижегородского института развития образования.

Компетентно

Марина Маслова, учитель информатики средней общеобразовательной школы №1, г. Семёнов Нижегородской области:

Для решения вопроса безопасности Интернета мы организовали технический контроль и практическую работу с учениками и их родителями. Выход в Интернет в школе осуществляется с помощью «белого списка», составленного на основе каталога «Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования».

По данным проведённых в школе тестирований, более 80% детей выходят в Интернет дома. Поэтому мы тесно работаем с родителями, проводим общешкольные тематические собрания, посвящённые адаптации детей в Интернете. Затем раздаём родителям листовки, буклеты, памятки.

Формы проведения родительских собраний в классах - лекции, диспуты, тестирования, ролевые игры. Недавно в школе прошло родительское собрание в форме ролевой игры на тему, как сделать Интернет безопасным для ребёнка. Все родители при входе в класс получили пригласительный билет с указанием их роли. Аудитория распределилась на 3 разные группы - «детей», «родителей», «экспертов». На обсуждение вынесли достаточно типичную ситуацию. Взрослый в соцсети предложил ребёнку подружиться - пригласил вступить в группу по интересам, обсудить житейские ситуации, оценить фото. Дети не увидели никаких опасностей в таком предложении. Мнения родителей разделились. Одни сочли нормальным общение ребёнка с незнакомцем. Другие проявили осторожность и рекомендовали детям воздержаться от общения. Позицию последних эксперты признали верной.

По итогам собрания участники оформили памятку для родителей. Позже такую же ролевую игру провели сами ребята. Она показала, что дети стали более критично относиться к контактам в соцсетях. Это, безусловно, свидетельствует о том, что взаимодействие родителей и педагогов не проходит даром.

Официально

Сергей Кучин, министр информтехнологий, связи и СМИ Нижегородской области:

Дети сегодня с самого раннего возраста намного активнее родителей используют информационные технологии. В кармане большинства первоклашек - современные смарт-фоны с возможностью выхода в Интернет. Дома у многих - не один компьютер с неограниченным доступом в Сеть, а значит, и ко всему контенту, который там присутствует.

Взрослые понимают: Интернет - кладезь информации, в том числе и той, которую детям не следовало бы получать. И здесь уже возникает ответственность родителей и всей среды, которая занимается образованием. Нам надо учиться учить детей пользоваться современными технологиями. Хорошо, что есть организации и люди, которые уделяют этому отдельное внимание, вкладывают собственные ресурсы в разработку программ...

Много вопросов и в правовом поле. Кроме технических возможностей ограничения доступа к Сети, кроме программных средств, есть ещё и нормативные способы ограничения тех, кто эту информацию формирует, транслирует, и не только в Интернете.

Памятка родителям

Разговаривайте с ребёнком

Важно рассказать ребёнку, какие опасности таит Интернет. Приведите примеры, как много злых, корыстных и просто опасных для общества людей находится на сайтах знакомств и в соцсетях.

Следите за профилем

Добавьтесь в друзья

Включите фильтр

Обратитесь к провайдеру, чтобы подключить услуги блокировки сайтов с сомнительным содержанием. Многие компании давно предлагают так называемый родительский контроль.

Защитите документы и пароли

Персональную информацию, сканы важных документов, пароли к интернет-банкингу не стоит хранить в компьютере, которым пользуется ваш ребёнок.

Авторы: Жердецкая Оксана Викторовна, Отставнова Виктория Викторовна
Должность: учитель английского языка, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Лицей № 2
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Опасности Интернета для современного подростка"
Дата публикации: 30.03.2018
Раздел: среднее образование

Внеклассное мероприятие

Тема «Опасности Интернета для современного подростка»

5 – 8 класс

Внеклассное

мероприятие

посвящено

проблеме

Интернета

российских

подростков,

коммуникативному

взаимодействию

юношества

современном

информационном

пространстве. Так, аналогом межличностного общения становятся социальные сети. Описываются

формы взаимодействия подростков и взрослых с Интернетом.

Цель : познакомить учащихся с опасностями, которые подстерегают их в Интернете и помочь избежать

Оборудование: компьютер, проектор, презентации.

Подготовительная работа : классный руководитель проводит опрос учащихся по вопросам:

У вас на домашнем компьютере установлен Интернет?

Что вам больше всего нравится в Интернете?

Как ваши родители воспринимают ваши занятия в Интернете? Почему?

Ход занятия

Учитель:

Как известно, подростки не просто пользуются Интернетом, они живут посредством его.

Происходит постоянное расширение информационного и жизненного пространства юных россиян.

Раньше подготовка к школе заключалась в укладывании в портфель карандашей, тетрадей и учебников.

находится

компьютер.

классный

обработанных данных проводимого опроса. Давайте обратим внимание, что наибольший процент ответов на

последний вопрос связан с безопасностью в Интернете. И ваши родители во многом правы! Очень большое

внимание при работе с Интернетом необходимо

вопросам

безопасности. И ответить на

опасности

подстерегают

Интернете?»

и «Как их избежать?» нам поможет этот

классный час.

Вопрос 1. «Какие опасности подстерегают нас в Интернете?»

Преступники в Интернете.

ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДПРИНИМАЮТ ПРЕСТУПНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ .

Преступники преимущественно устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене мгновенными

сообщениями,

электронной

подростки

обращаются за поддержкой. Злоумышленники часто сами там обитают; они стараются привлечь подростка

своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное

осведомлены

музыкальных

новинках

современных

увлечениях

выслушивают

проблемы

подростков

сочувствуют

постепенно

злоумышленники вносят в свои беседы оттенок сексуальности или демонстрируют материалы откровенно

эротического содержания, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей. Некоторые

преступники могут действовать быстрее других и сразу же заводить сексуальные беседы. Преступники могут

также оценивать возможность встречи с детьми в реальной жизни.

Вредоносные программы.

К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные

программы, которые могут нанести вред вашему компьютеру и хранящимся на нем данным. Они

также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для

распространения

компьютеры

родственников,

остальной глобальной Cети.

МОШЕННИЧЕСТВО?

Интернет-мошенничеств

распространение

получила применяемая хакерами техника «phishing»,состоящая в том, что в фальшивое электронное письмо

мошеннический узел, который выглядит точно так же, как официальный. Убедив пользователя в том, что он

находится на официальном узле, хакеры пытаются склонить его к вводу паролей, номеров кредитных карт и

другой секретной информации, которая потом может и будет использована с ущербом для пользователя.

Азартные игры.

Разница между игровыми сайтами и сайтами с азартными играми состоит в том, что на игровых сайтах

не тратятся деньги: ни настоящие, ни игровые. В отличие от игровых сайтов, сайты с азартными играми могут

допускать, что люди выигрывают или проигрывают игровые деньги. Сайты с играми на деньги обычно

Онлайновое пиратство.

Онлайновое

пиратство

незаконное

копирование

распространение

дляличных

например,

программ – без разрешения правообладателя.

Интернет-дневники.

Увлечение веб-журналами (или, иначе говоря, блогами) распространяется со скоростью пожара, особенно

среди подростков, которые порой ведут интернет-дневники без ведома взрослых. Последние исследования

показывают, что сегодня примерно половина всех веб-журналов принадлежат подросткам. При этом двое из

раскрывают

публикуют

сведения

проживания

контактную

информацию, а каждый пятый сообщает свое полное имя. Не секрет, что подробное раскрытие личных данных

потенциально опасно.

Интернет-хулиганство.

Так же, как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим

пользователям Интернета. По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и

грубя окружающим.

Недостоверная информация.

Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля

информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны

критически,

точность

материалов;

Материалы нежелательного содержания

К материалам нежелательного содержания относятся: материалы порнографического, ненавистнического

лексикой.

Учитель: А сейчас мы немного отдохнём. Музыкальная физминутка.

Учитель: Мы с вами уже рассмотрели те опасности, которые нам могут встретиться в Интернете. А теперь

давайте посмотрим, как этих опасностей можно избежать.

Вопрос 2. «Как этих опасностей избежать?»

Преступники в Интернете.

Прекращайте

контакты

электронной

мгновенными

сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или

вы познакомились в Интернете.

Вредоносные программы.

А) Никогда не открывайте никаких вложений, поступивших с электронным письмом, за исключением тех

случаев, когда вы ожидаете получение вложения и точно знаете содержимое такого файла.

Скачивайте

надежных

источников

обязательно

предупреждения

опасности,

лицензионные соглашения и положения о конфиденциальности.

В) Регулярно устанавливайте на компьютере последние обновления безопасности и антивирусные средства.

Интернет-мошенничество и хищение данных с кредитной карты.

А)Посещая веб-сайты, нужно самостоятельно набирать в обозревателе адрес веб-сайта или пользоваться

электронном письме.

Б) Контролируйте списание средств с ваших кредитных или лицевых счетов. Для этого можно использовать,

например, услугу информирования об операциях со счетов по SMS, которые предоставляют многие банки в

Азартные игры.

что нельзя

основном,

подобные

развлечения

используются

создателями для получения прибыли. Игроки больше теряют деньги, нежели выигрывают. Играйте в не менее

увлекательные

предполагают

использование

наличных

безналичных

проигрышей/выигрышей.

Онлайновое пиратство.

Помните! Пиратство, по сути, обычное воровство, и вы, скорее всего, вряд ли захотите стать вором.

подлинные

(лицензионные)

продукты

выгоднее

надежнее

пиратской

продукции.

Официальный производитель несет ответственность за то, что он вам продает, он дорожит своей репутацией,

чего нельзя сказать о компаниях – распространителях пиратских продуктов, которые преследуют только одну

цель – обогатиться и за счет потребителя, и за счет производителя. Лицензионный пользователь программного

обеспечения всегда может рассчитывать на консультационную и другую сервисную поддержку производителя,

о чем пользователь пиратской копии может даже не вспоминать. Кроме того, приобретая лицензионный

продукт, потребитель поддерживает развитие этого продукта, выход новых, более совершенных и удобных

версий. Ведь в развитие продукта свой доход инвестирует только официальный производитель.

Интернет-дневники.

Никогда не публикуйте в них какую-либо личную информацию, в том числе фамилию, контактную

информацию, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии

друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату

рождения. Никогда не помещайте в журнале провокационные фотографии, свои или чьи-либо еще, и всегда

проверяйте,

раскрывают

изображения

фотографий

какую-либо

информацию.

Интернет-хулиганство.

Игнорируйте таких хулиганов. Если вы не будете реагировать на их воздействия, большинству гриферов

это, в конце концов, надоест и они уйдут.

Недостоверная информация.

Всегда проверяйте собранную в Сети информацию по другим источникам. Для проверки материалов

обратитесь к другим сайтам или СМИ – газетам, журналам и книгам.

Материалы нежелательного содержания.

Используйте средства фильтрации нежелательного материала (например, MSN Premium’s Parental Controls

встроенные

Научитесь

критически

относиться

онлайновых

материалов и не доверять им.

Учитель: А теперь подведём итоги нашего классного часа. У вас на столе лежат три картинки. Выберите и

положите перед собой ту, которая соответствует вашему настроению.

Рефлексия

Классный час понравился. Узнал что-то новое.

Классный час понравился. Ничего нового не узнал.

Классный час не понравился. Зря время потерял.

И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или

общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!

В виртуальном мире живут реальные люди, потому риск, существующий в реальной жизни, присутствует и в глобальном информационном пространстве.

Каждый год во второй вторник февраля во многих странах мира отмечается Международный день безопасного интернета . В этом году он был посвящен теме «Права и ответственность онлайн » и проводился под девизом «Общаться с уважением ».

Когда специалисты интересуются у детей и подростков, что те знают об угрозах, с которыми можно столкнуться в виртуальном мире, первое, что приходит им в голову, - это опасность подцепить в интернете какой-то компьютерный вирус . А вот родителей, прежде всего, волнует, чтобы их ребенок не стал жертвой или не попал в интернете случайно на «взрослый» сайт.

На самом деле за все время деятельности нашей организации и сотрудничества со специалистами Минского детского психоневрологического диспансера мы не видели еще ни одного ребенка с таким «диагнозом». Зато с детьми, которые сталкивались в мировой паутине с теми или иными рисками, нам приходилось общаться, - рассказала нам председатель правления минского общественного объединения по предупреждению жестокого обращения с детьми «Дети - не для насилия» Маргарита Пряхина . - Проблемой насилия в киберпространстве наша организация, объединяющая психологов, социальных педагогов и учителей, занимается с 2004 года. Недавно у нас закончился уже второй этап международного проекта «Безопасный интернет - в школы ». И, хочу засвидетельствовать, что за 3-4 последних года осведомленность в этом вопросе существенно улучшилась. Дети стали более образованными в вопросах, касающихся соблюдения правил личной безопасности в киберпространстве .

Кибербуллинг - не просто хулиганство

- Маргарита Владимировна, давайте сразу определимся с понятиями: что следует понимать под «киберпространством»?

Киберпространство - это глобальное информационное пространство, совокупность информационных сетей, в которых происходят электронные коммуникации: телефонные разговоры, чаты, онлайн-дискуссии, общение в социальных сетях и т.д.

Для примера, одной из наиболее актуальных проблем для многих стран стал в последнее время так называемый кибербуллинг - психологическое давление, запугивание, преследование, издевательства, насмешки и другие действия со стороны сверстников, которые осуществляются с помощью электронных средств коммуникации. Они могут напугать, унизить или каким-то иным образом негативно воздействовать на ребенка. Подростки создают сайты, посвященные сверстникам, которые по тем или иным причинам становятся изгоями, располагают компромат в виде фотографий, присылают анонимные оскорбительные или угрожающие сообщения, распускают неприличные сплетни, сопровождающиеся уничижительными комментариями, «атакуют» веб-страницы в социальных сетях. Сцены физического надругательства могут сниматься на видеокамеру и затем распространяться через интернет. От имени жертвы могут рассылаться оскорбительные сообщения в адрес других сверстников, или, например, размещается информация типа «окажет интимные услуги»...

У пострадавших может возникать ощущение, что им некуда спрятаться от обидчиков, они испытывают тревогу из-за того, что за их позором может наблюдать большая аудитория в киберпространстве. Они впадают в депрессию , могут иметь трудности в межличностном общении. Случается, что кибербуллинг доводит детей даже до суицида ...

Дети, ставшие жертвами преследования по мобильному телефону, признавались, что все время находились в постоянном нервном напряжении, жили в ожидании звонка или SMS-сообщения. Буквально не выпускали из рук телефон и при этом подозревали, что обидчик может находиться где-нибудь рядом. В Соединенных Штатах Америки девочка выпила таблетки и умерла, держа в руках свой мобильный телефон. К сожалению, многие юные жертвы не сообщают о подобных фактах , в первую очередь из-за того, что не верят в понимание и помощь взрослых. Более того, они опасаются, что им вообще запретят пользоваться интернетом. И родители, и дети должны знать, что сегодня за издевательство предусмотрена ответственность, и эта ответственность распространяется в том числе и на издевательства в киберпространстве. Поэтому если ребенок или подросток подвергаются постоянным кибератакам, нужно обращаться в органы внутренних дел со всеми доказательствами. Ни в коем случае не нужно удалять такие сообщения со своего мобильного телефона...

Как не стать жертвой «киберохотника»?

- С какими еще видами насилия можно столкнуться в киберпространстве?

Сегодня для многих подростков контакты в интернете стали неотъемлемой частью их жизни. Согласно проведенным в некоторых странах опросам, подростки в интернете чаще всего контактируют с родственниками (44%), с виртуальными «друзьями» (22%) и с незнакомцами (33%). Причем виртуальные «друзья» - это, как правило, также незнакомые люди, которым доверяют, и общение с которыми имеет регулярный характер. Получается, что большая часть времени уходит у детей и подростков на контакты с чужими людьми, поэтому виртуальный мир может быть таким же опасным, как и реальный. Тем более что киберпространство позволяет устанавливать контакты с детьми без ведома взрослых , что в реальном мире сделать более проблематично. Преступники, которые «охотятся» на детей в киберпространстве, чаще всего устанавливают с ними контакт в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Они стараются расположить подростка к себе вниманием, заботой, добротой и даже подарками. Обычно они хорошо ориентируются в музыкальных новинках и увлечениях современной молодежи, могут обсуждать с подростками их любимую футбольную команду или любимого игрока. Поэтому подростки часто обращаются к виртуальным «друзьям» за помощью в решении своих проблем. Как правило, речь идет о тех детях, которые не находят взаимопонимания у своих близких, им трудно завести друзей в школе, во дворе, о детях с низкой самооценкой, которым не хватает тепла и любви в собственной семье...

Обычно «киберохотник» заходит в те места в мировой паутине, где собираются подростки, включая чаты, форумы, онлайн-игры, и может наблюдать там за их участниками или вступать с ними в контакт.

Они обычно хорошие психологи и определяют потенциально уязвимых детей, которые выглядят одинокими, чем-то расстроенными, или тех, кто ищет помощь и поддержку. Злоумышленник заинтересованно выслушивает проблемы своих виртуальных собеседников, сочувствует им, завоевывая их доверие и... постепенно начинает вносить в беседы оттенок сексуальности, демонстрирует материалы эротического содержания, пытаясь ослабить моральные «тормоза» у несовершеннолетних.

Цель «груминга » - вхождение в доверие ребенка с целью встречи с ним в реальной жизни, вовлечение его в сексуальные действия. После установления контакта онлайн взрослый начинает убеждать ребенка перейти из публичного чата в более уединенное место. Если подросток соглашается и продолжает контакты, взрослый может приступить к более интенсивному ухаживанию. Он начинает втягивать подростка в обсуждение интимных вопросов, показывать материалы открытого сексуального характера. Так преступники постепенно оценивают возможность встречи с детьми в реальной жизни. Подобная тактика в дальнейшем приводит к тому, что ребенок, не сопротивляющийся получению таких материалов, может согласиться и на встречу вне сети.

1. Независимо от того, что интернетом вы умеете пользоваться лучше, чем ваши родители, помните, что у них богатый жизненный опыт и умение распознавать людей. Поэтому не стесняйтесь в случае подозрительного знакомства в интернете посоветоваться с родителями .

2. Не поддавайтесь на уговоры незнакомцев встретиться лично или обменяться фото и телефонами, не сообщив об этом родителям. Помните, что скрывать важную информацию от родителей - признак вашей незрелости.

3. Оберегайте свою частную жизнь и информацию о ней от виртуальных «друзей». Вы уже почти взрослый человек и должны понимать, что уважительное отношение к вашей «частной зоне» - это уважение лично к вам.

4. Не регистрируйтесь на сайтах знакомств для взрослых и не вводите собеседников в заблуждение относительно своего возраста.

5. Если интернет-знакомство зашло дальше, чем позволяют вам родители, и вы чувствуете, что оно становится опасным, скажите об этом матери или отцу. Согласитесь, что потенциальная угроза, исходящая от незнакомца, гораздо опаснее , чем неприятный диалог с родителями.

«Он врал о себе!..»

По данным проведенного в Польше исследования, среди 9 тысяч детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет в разговоры сексуального характера в интернете втягивались в течение года 56%, а 75,3% получали предложение встретиться вне сети. Международная организация ECPAT также проводила свой опрос, который показал, что 92% детей, общающихся в чатах, погружались в разговоры о сексе. Для 58% детей встреча с другом по переписке стала неприятным сюрпризом, потому что, как говорили сами дети, «он врал о себе », 28% мальчиков и девочек были просто шокированы: друг не соответствовал не только возрасту, но иногда и упомянутому полу.

В нашей стране масштабные социологические исследования на эту тему не проводились, но, когда мы задавали детям вопрос: «получали ли вы когда-нибудь сообщения от своих "виртуальных" друзей, которые заставляли вас насторожиться, казались вам странными? » - 40% опрошенных дали положительный ответ.

Понятно, что не всегда взаимодействие в сети доходит до насилия . Стадия уговора ребенка может оборваться в любой момент. Ребенок или подросток может и не согласиться перейти в уединенный чат. Или при взаимодействии со своим виртуальным «другом» ребенка может что-то насторожить, и он просто заблокирует собеседника, перестанет выходить на связь с ним. Поэтому преступники действуют в сети под разными «никами». И если они выбрали для себя жертву, могут представляться ребенку и десятью «именами», пока не добьются своей цели.

Мы всегда предупреждаем подростков: «Вы не можете знать, кем ваш виртуальный "друг" может оказаться в реальной жизни, поэтому доверять незнакомцу, и тем более выкладывать ему личную информацию о себе, о своей семье, присылать ему свои фотографии, нельзя категорически ». Кстати, один мальчик очень метко написал, что «виртуальный мир - это мир, в котором живут реальные люди ». И сейчас мы, с согласия ребенка, используем его слова при проведении всех своих информационно-просветительских кампаний.