Последовательность появления. Последовательность появления адаптивных типов. Медицинское значение адаптивных типов

Последовательность появления. Последовательность появления адаптивных типов. Медицинское значение адаптивных типов

ЧАСТЬ В (Установление последовательности)

3.1. РАЗДЕЛ «БОТАНИКА»


  1. Последовательность развития папоротников, начиная со споры:
А) заросток

В) спорангий

Г) зеленое растение

Д) оплодотворение

Е) образование гамет


  1. ^ Последовательность расположения слоев на распиле дерева, начиная с наружного:
А) камбий

Б) сердцевина

В) пробка

Г) древесина


  1. ^ Последовательность процессов, характерных для листопада:
А) образование отделительного слоя на черешке листа

Б) накопление вредных веществ в листьях в течение лета

В) опадение листьев

Г) разрушение хлорофилла из-за похолодания и сокращения длины светового дня

Д) изменение окраски листьев


  1. ^ Последовательность систематических категорий по иерархичности, начиная с крупной:
А) двудольные

Б) покрытосеменные

В) крестоцветные

Г) сурепка

Д) сурепка обыкновенная


  1. ^ Последовательность систематических категорий с учетом их иерархической соподчиненности, начиная с наиболее крупной
А) двудольные

Б)покрытосеменные

В)крестоцветные

Г) сурепка

Д) сурепка обыкновенная


  1. ^ Последовательность появления на Земле растений различных групп
А) покрытосеменные

Г) псилофиты

Д) папоротникообразные

^ 7. Последовательность фаз развития злаковых растений

А) колошение

Б) цветение

В) появление проростка

Г) появление третьего листа

Д) выход в трубку

Е) созревание семян

3.2. РАЗДЕЛ «ЖИВОТНЫЕ»


  1. Последовательность организмов в пищевой цепи:
А) лягушка

Б) голый слизень

В) растение

Д) ястреб


  1. Последовательность этапов развития печеночного сосальщика:
А) выведение оплодотворенных яиц из организма червя в кишечник крупного рогатого скота, а затем наружу

Б) прикрепление личинок к водным растениям и превращение их в цисты

В) вылупление из яиц в воде микроскопических личинок, покрытых ресничками

Г) попадание цист в кишечник крупного рогатого скота

Д) внедрение личинок в организм малого прудовика, рост и размножение личинок в их организме

Е) выход личинок из организма промежуточного хозяина в воду


  1. ^ Последовательность возникновения групп животных в ходе эволюции:
А) летающие насекомые

Б) пресмыкающиеся

В) приматы

Г) кольчатые черви

Д) плоские черви

Е) кишечнополостные


  1. ^ Последовательность соподчинения систематических групп животных, начиная с наименьшей:
А) класс Млекопитающие

Б) тип Хордовые

В) вид медведь бурый

Г) царство Животные

Д) семейство Волчьи (Псовые)

Е) род Медведь

Ж) отряд Хищные


  1. Последовательность развития аскариды, начиная с яйца:
А) проникновение личинок через стенки кишечника в кровь

Б) вторичное проглатывание личинок и превращение их в кишечнике во взрослых особей

В) попадание оплодотворенных яиц через пищу и воду в организм человека

Г) выход личинок из яиц в кишечнике

Д) попадание личинок с кровью в печень, сердце и легкие, рост личинок в дыхательных путях

Е) образование оплодотворенных яиц и их выход из организма человека


  1. ^
А) листовой опад

Б) скворец

В) ястреб-перепелятник

Г) дождевой червь


  1. Последовательность звеньев пищевой цепи:
А) гусеница березовой пяденицы

Б) листья березы

В) большая синица

Г) коршун


  1. ^ Последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей.
А)семейство Волчьи (Псовые)

Б)класс Млекопитающие

В)вид Обыкновенная лисица

Г)отряд Хищные

Д)тип Хордовые

Е)род Лисица


  1. ^ Последовательность, отражающая систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей категории.
А)класс Насекомые

Б)вид Капустная белянка

В)отряд Чешуекрылые

Г)тип Членистоногие

Д)род Огородные белянки

Е)семейство Белянки


  1. ^ Последовательность появления на Земле хордовых животных
А) земноводные

Б) ланцетник

В) пресмыкающиеся

Г) кистеперые рыбы

Д) хрящевые рыбы

Е) птицы и млекопитающие

3.3. РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК»


  1. Последовательность передачи звуковых колебаний к рецепторам органа слуха:
А) наружное ухо

Б) перепонка овального окна

В) слуховые косточки

Г) барабанная перепонка

Д) жидкость в улитке

Е) слуховые рецепторы


  1. ^
А) верхняя и нижняя полые вены

В) капилляры органов и тканей

Г) левый желудочек

Д) артерии

Е) правое предсердие


  1. ^ Последовательность движения крови по малому кругу кровообращения:
А) капилляры легких

Б) легочные артерии

В) легочные вены

Г) левое предсердие

Д) правый желудочек


  1. ^
А) пищевод

Б) ротовая полость и глотка

В) толстый кишечник

Г) желудок

Д) тонкий кишечник

Е) двенадцатиперстная кишка


  1. ^ Последовательность расположения органов пищеварительного канала человека:
А) двенадцатиперстная кишка

Б) пищевод

В) толстый кишечник

Г) желудок

Д) тонкий кишечник

Е) прямая кишка


  1. ^ Последовательность расположения органов зрительного анализатора, через которые изображения достигают рецепторов органа зрения.
А)стекловидное тело

Б)роговица

В) хрусталик

Г) зрачок

Д) палочки и колбочки


  1. ^ Последовательность движения крови по большому кругу кровообращения:
А) правое предсердие

Б) левый желудочек

В) капилляры органов и тканей

Д) артерии


  1. ^ Последовательность этапов процесса пищеварения в организме человека
А) всасывание органических веществ в кровь и лимфу

Б) механическая обработка пищи и смешивание ее с пищеварительными соками

В) расщепление белков и некоторых жиров в желудке

Г) удаление непереваренных веществ из организма

Д)расщепление крахмала ферментами слюны

Е) расщепление всех органических веществ до растворимых мономеров


  1. ^ Последовательность расположения отделов органов дыхания при поступлении воздуха в организм человека
А) трахея

Б) бронхиальные веточки

В) гортань

Г) бронхи

Д) носовая полость

Е) легочные пузырьки

^ 10. Последовательность расположения частей рефлекторной дуги

А) рабочий орган

Б) рецепторы

В) двигательные нервы

Г) чувствительные нервы

Д) вставочные нейроны

3.4. РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»


  1. Последовательность процесса денатурации белка:
А) глобула или клубок

Б) полипептидная цепь

В) полипептидная спираль

Г) структура из нескольких субъединиц


  1. ^ Последовательность этапов энергетического обмена:
А) расщепление биополимеров до мономеров

Б) поступление органических веществ в клетку

В) окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды

Г) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты

Д) синтез двух молекул АТФ

Е) синтез 36 молекул АТФ


  1. ^ Последовательность процессов в ходе энергетического обмена:
А) образование в цитоплазме двух молекул АТФ

Б) распад молекулы глюкозы до пировиноградной кислоты

В) цикл трикарбоновых кислот (цикл Кребса)

Г) реакции окислительного фосфорилирования

Д) синтез 36 молекул АТФ


  1. ^ Установите, в какой последовательности происходит процесс редупликации ДНК
А)раскручивание спирали молекулы ДНК

Б)воздействие ферментов на молекулу

В)отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК

Г)присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов

Д)образование двух молекул ДНК из одной


  1. ^ Последовательность процесса репликации ДНК (удвоения ДНК):
А) отделение полинуклеотидных цепочек ДНК

Б) раскручивание двойной спирали молекулы ДНК

В) присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов

Г) образование двух молекул ДНК из одной

Д) воздействие ферментов на молекулу ДНК


  1. ^ Последовательность процессов фотосинтеза:
А) фиксация углекислого газа

Б) преобразование солнечной энергии в энергию АТФ

В) образование крахмала

Г) использование энергии АТФ для синтеза глюкозы

Д) возбуждение светом электронов хлорофилла


  1. ^ Последовательность реакций матричного синтеза белка:
А) объединение и-РНК с рибосомой

Б) ферментативный разрыв водородных связей молекулы ДНК

В) синтез и-РНК на участке одной из цепей ДНК и выход из ядра

Г) объединение т-РНК с рибосомой и узнавание своего кодона

Д) присоединение аминокислоты к т-РНК

Е) отделение аминокислоты от т-РНК и присоединение к образовавшейся цепочке аминокислот


  1. ^ Последовательность процессов при первом делении мейоза:
А) конъюгация гомологичных хромосом

Б) разделение пар хромосом и расхождение их к полюсам

В) образование дочерних клеток

Г) расположение гомологичных хромосом в плоскости «экватора»

Д) кроссинговер между гомологичными хромосомами


  1. ^ Последовательность протекания процессов эмбриогенеза у ланцетника
А) впячивание части стенки бластулы

Б) образование мезодермы

В) появляется эктодерма и энтодерма

Г) идет закладка органов

Д) дробление зиготы и образование бластулы


  1. ^ Последовательность возникновения приспособленности в ходе эволюции:
А) в ряду поколений естественный отбор сохраняет особей с полезной мутацией

Б) особи с полезной мутацией сохраняются естественным отбором и передают их потомству

В) у отдельных особей вида появляется полезная мутация

Г) полезная мутация распространяется, закрепляется

Д) через множество поколений все особи вида имеют эту полезную мутацию


  1. ^ Последовательность действия движущих сил эволюции:
А) борьба за существование

Б) размножение особей с полезными изменениями

В) появление в популяции разнообразных наследственных изменений

Г) сохранение естественным отбором особей с полезными в данных условиях наследственными изменениями

Д) закрепление и распространение в ряду поколений полезного признака среди особей вида

Е) формирование приспособленности к среде обитания


  1. ^ Последовательность этапов экологического видообразования, начиная с исходного материала эволюции:
А) возникновение изоляции между популяциями одного вида

Б) отбор особей с полезными в новых условиях мутациями

В) мутационный процесс в популяциях

Г) утрата особями разных популяций способности к скрещиванию

Д) возникновение нового вида


  1. ^ Последовательность смены экосистем:
А) болото

В) смешанный лес

Г) мелколиственный лес


  1. Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с поглощения углекислого газа из атмосферы .
A)окисление органических веществ в клетках растений

Б) выделение углекислого газа в атмосферу в процессе дыхания

B)синтез высокомолекулярных органических веществ в растении
Г) поглощение углекислого газа из атмосферы

Д) образование глюкозы в процессе фотосинтеза


  1. ^
А)заселение территории мхами и кустистыми лишайниками

Б)появление кустарников и полукустарников

В)формирование травяного сообщества

Г)появление накипных лишайников на скальных породах

Д)формирование лесного сообщества


  1. ^ Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.
А)уменьшение ресурсов, необходимых для существования исходных видов

Б)заселение среды обитания особями других видов

В)сокращение численности исходных видов

Г)изменение среды обитания в результате действия экологических факторов

Д)формирование новой экосистемы


  1. ^ Последовательность процессов при первичной сукцессии:
А) появление травянистого покрова

Б) разрушение горных пород и заселение камней лишайниками

В) появление кустарничков и кустарников

Г) появление тонкого слоя почвы

Д) появление мхов

Е) появление деревьев


  1. ^ Последовательность процессов, происходящих в водоеме, расположенном вблизи поля, на которое внесены высокие дозы удобрений
А) увеличение стока минеральных веществ

Б) бурное развитие одноклеточных водорослей

В) понижение прозрачности воды

Г) гибель животных и донных растений

Д) увеличение концентрации минеральных веществ в водоеме


  1. ^ Последовательность изменений в экосистеме при зарастании пустыря
А) пустырь

Б) заросли кустарника

Г) одиночные деревья

Д) еловый лес

Е) мелколиственный лес


  1. ^ Последовательность расположения растений по ярусам леса начиная с нижнего
А) сосна

Б) рябина

В) шиповник

Г) лишайники

Ж) черника

ЧАСТЬ В (выбор трех ответов из шести)


1.1. РАСТЕНИЯ

1.2. ЖИВОТНЫЕ

1.3. ЧЕЛОВЕК

1. АГЕ

13. АВЕ


14. БДЕ

25. ВГЕ


1. АДЕ

18. АБГ


19. АБД

35. АДЕ


1.4. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

1.4.1. СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ

1.4.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ

1.4.3. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

1. АГЕ

11.БВД


12. ГДЕ

1. АВЕ

11. БВГ


12. АВЕ

1. БДЕ

1.4.4. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

1.4.5. ЭВОЛЮЦИЯ

1.4.6. ЭКОЛОГИЯ

1. АВГ

10. АВЕ


11. ВДЕ

20.АБВ


1. БВД

8. БДЕ


9. БДЕ

1. ВДЕ

14. БГЕ

25. ВГЕ

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ

ЧАСТЬ В (установление соответствия)


2.1. РАСТЕНИЯ

2.2. ЖИВОТНЫЕ

2.3. ЧЕЛОВЕК

  1. А Б А Б А Б

  2. ВАБВБА

  3. ЕВДБГА

  4. АББАБА

  5. ВДБГАЕ

  6. ВБВАВБ

  7. ББАБАБ

  8. ААБААБ

  9. АББАБ

  10. АБАБАБ

    1. ББАААБ

    2. БАДГДВ

    3. АВАБВБ

    4. ВАГДБА

    5. БВГБВД

    6. БВАБВА

    7. ВВБАА

    8. АББАБА

    9. АББАБА

    10. БАБАБ

    11. АБББАА

    12. БААБАБ

    13. БАБААБ

    14. БААБАБ

  1. Б В А Б В Б

  2. БВАВБА

  3. ВАБВБА

  4. ГВАДАБ

  5. АБАББА

  6. АББААБ

  7. АББАБА

  8. АББАБА

  9. БАААББ

  10. АБАБАБ

  11. БАБАА

  12. БАВААБ

  13. БАВВБА

  14. БАААБ

  15. БААБАА

  16. БАБААБ

  17. ББААБ

  18. БАВАВ

2.4. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

2.4.1. СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ

2.4.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ

2.4.3. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

  1. БААБАБ

  2. ДБАГБА

  3. БАББАА

  4. БВАВБА

  5. ББААБА

    1. БАБААБ

    2. АБББАА

    3. АБББАБ

    4. БВАБАБ

    5. БВГАБ

    6. ВДЕБА

    7. БААБАА

    8. ББАААБ

    9. АББААБ

    10. АББААБ

  1. БАВБАБ

  2. ААББА

  3. АБАВББ

  4. АББАА

  5. ААБААБ

  6. ВБАБВА

  7. ББАВАВ

  8. ВББАВА

  9. БААБА

  10. БАААББ

2.4.4. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

2.4.5. ЭВОЛЮЦИЯ

2.4.6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

        1. АББАБА

        2. БАБАБ

        3. АБААБ

        4. БАБААБ

        5. БААБАА

        6. БААББА

        7. БААБАБ

        8. БАБББА

        9. ВБВАБА

        10. БАБААБ

  1. АБАББА

  2. БАВБВА

  3. ББАБАА

  4. ББААБА

  5. БАВБАВ

  6. ВАБВАБ

  7. ААБАБ

  8. ААББА

  9. БВБАВА

  10. БААБАБ

  1. ВААББВ

  2. ВАВББА

  3. ББАААБ

  4. ББАААБ

  5. БАБВВА

  6. ВБАВБА

  7. ААБАББ

  8. ББААБА

  9. ААБАББ

  10. БАББАА

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ

ЧАСТЬ В (установление последовательности)


3.1. РАСТЕНИЯ

3.2. ЖИВОТНЫЕ

3.3. ЧЕЛОВЕК

1. БАЕДГВ

1. ВБАГД

4. ВЕДЖАБГ

10. БДГАВЕ


1. АГВБДЕ

3.4. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

1. ГАВБ

10. ВБАГД


11. ВАБГДЕ

17. БГДАВЕ

19. АВБГЕД

ЭТАПЫ РАННЕЙ ЭВОЛЮЦИИ:

Коацерваты (появление доклеточных форм жизни)

Прокариотические клетки (возникновение жизни, клеточных форм жизни – анаэробных гетеротрофов)

Хемосинтезирующие бактерии (появление хемосинтеза)

Фотосинтезирующие бактерии (появление фотосинтеза, в дальнейшем это приведет к возникновению озонового экрана, который позволит организмам выйти на сушу)

Аэробные бактерии (появление кислородного дыхания)

Эукариотические клетки (возникновение эукариот)

Многоклеточные организмы

- (выход организмов на сушу)

ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ РАСТЕНИЙ:

- (появление фотосинтеза у прокариот)

Одноклеточные водоросли

Многоклеточные водоросли

Риниофиты, Псилофиты (выход растений на сушу, дифференциация клеток и появление тканей)

Мхи (появление листьев и стебля)

Папоротники, Хвощи, Плауны (появление корней)

Покрытосеменные (появление цветка и плода)

ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВОТНЫХ:

Простейшие

Кишечнополостные (появление многоклеточности)

Плоские черви (возникновение двусторонней симметрии)

Круглые черви

Кольчатые черви (расчленение тела на сегменты)

Членистоногие (возникновение хитинового покрова)

Бесчерепные (образование хорды, предки позвоночных)

Рыбы (возникновение мозга у позвоночных)

Кистеперые рыбы

Стегоцефалы (переходные формы между рыбами и земноводными)

Земноводные (возникновение лёгких и пятипалой конечности)

Пресмыкающиеся

Яйцекладущие млекопитающие (возникновение четырехкамерного сердца)

Плацентарные млекопитающие

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2:

Задания

Установите последовательность этапов, характеризующих эволюцию процесса размножения живых организмов. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) живорождение у млекопитающих
2) возникновение простого бинарного деления бактерий
3) внешнее оплодотворение
4) внутреннее оплодотворение
5) возникновение конъюгации одноклеточных

Ответ


КОАЦЕРВАТЫ
1. Установите последовательность эволюционных процессов на Земле в хронологическом порядке

1) выход организмов на сушу
2) возникновение фотосинтеза
3) формирование озонового экрана
4) образование коацерватов в воде
5) появление клеточных форм жизни

Ответ


2. Установите последовательность эволюционных процессов на Земле в хронологическом порядке
1) возникновение прокариотических клеток
2) образование коацерватов в воде
3) возникновение эукариотических клеток
4) выход организмов на сушу
5) появление многоклеточных организмов

Ответ


3. Установите последовательность процессов, протекающих при зарождении жизни на Земле. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) появление прокариотической клетки
2) формирование первых замкнутых мембран
3) синтез биополимеров из мономеров
4) образование коацерватов
5) абиогенный синтез органических соединений

Ответ


ГЕТЕРОТРОФЫ-АВТОТРОФЫ-ЭУКАРИОТЫ
1. Установите последовательность, отражающую этапы эволюции протобионтов. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) анаэробные гетеротрофы
2) аэробы
3) многоклеточные организмы
4) одноклеточные эукариоты
5) фототрофы
6) хемотрофы

Ответ


2. Установите последовательность возникновения групп организмов в эволюции органического мира Земли в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) гетеротрофные прокариоты
2) многоклеточные организмы
3) аэробные организмы
4) фототрофные организмы

Ответ


3. Установите последовательность биологических явлений, происходивших в эволюции органического мира на Земле. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) появление аэробных гетеротрофных бактерий
2) возникновение гетеротрофных пробионтов
3) появление фотосинтезирующих анаэробных прокариот
4) формирование эукариотических одноклеточных организмов

Ответ


РАСТЕНИЯ СИС.ЕДИНИЦЫ
1. Установите, в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений

1) зеленые водоросли
2) хвощевидные
3) семенные папоротники
4) риниофиты
5) голосеменные

Ответ


2. Установите, в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений
1) Псилофиты
2) Голосеменные
3) Семенные папоротники
4) Одноклеточные водоросли
5) Многоклеточные водоросли

Ответ


3. Установите последовательность систематического положения растений, начиная с наименьшей категории. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) псилофиты
2) одноклеточные водоросли
3) многоклеточные водоросли
4) голосеменные
5) папоротниковидные
6) покрытосеменные

Ответ


Расположите растения в последовательности, отражающей усложнение их организации в процессе эволюции систематических групп, к которых они принадлежат.
1) Хламидомонада
2) Псилофит
3) Сосна обыкновенная
4) Папоротник орляк
5) Ромашка лекарственная
6) Ламинария

Ответ


РАСТЕНИЯ АРОМОРФОЗЫ
1. Установите последовательность ароморфозов в эволюции растений, обусловивших появление более высокоорганизованных форм

1) дифференциация клеток и появление тканей
2) появление семени
3) образование цветка и плода
4) появление фотосинтеза
5) формирование корневой системы и листьев

Ответ


2. Установите правильную последовательность возникновения важнейших ароморфозов у растений. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) возникновение многоклеточности
2) появление корней и корневищ
3) развитие тканей
4) образование семени
5) возникновение фотосинтеза
6) возникновение двойного оплодотворения

Ответ


3. Установите правильную последовательность важнейших ароморфозов у растений. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Фотосинтез
2) Образование семян
3) Появление вегетативных органов
4) Возникновение цветка у плода
5) Возникновение многоклеточности

Ответ


4. Установите последовательность ароморфозов в эволюции растений. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) появление вегетативных органов (корней, побегов)
2) появление семени
3) формирование примитивной покровной ткани
4) образование цветка
5) возникновение многоклеточных слоевищных форм

Ответ


5. Установите последовательность процессов, происходящих в ходе эволюции растений на Земле, в хронологическом порядке. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.
1) возникновение эукариотической фотосинтезирующей клетки
2) четкое деление тела на корни, стебли, листья
3) выход на сушу
4) появление многоклеточных форм

Ответ


Расположите структуры растений в порядке их эволюционного возникновения. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) семя
2) эпидермис
3) корень
4) лист
5) плод
6) хлоропласты

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ароморфозов произошли после выхода растений на сушу?
1) возникновение семенного размножения
2) возникновение фотосинтеза
3) разделение тела растения на стебель, корень и лист
4) возникновение полового процесса
5) появление многоклеточности
6) возникновение проводящих тканей

Ответ


ХОРДОВЫЕ АРОМОРФОЗЫ
1. Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных

1) возникновение легких
2) образование головного и спинного мозга
3) образование хорды
4) возникновение четырехкамерного сердца

Ответ


2. Расположите органы животных в порядке их эволюционного возникновения. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) плавательный пузырь
2) хорда
3) трехкамерное сердце
4) матка
5) спинной мозг

Ответ


3. Установите последовательность появления ароморфозов в процессе эволюции позвоночных животных на Земле в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр
1) размножение яйцами, покрытыми плотными оболочками
2) формирование конечностей наземного типа
3) появление двухкамерного сердца
4) развитие зародыша в матке
5) кормление молоком

Ответ


4. Установите последовательность усложнения кровеносной системы у хордовых животных. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) трехкамерное сердце без перегородки в желудочке
2) двухкамерное сердце с венозной кровью
3) сердце отсутствует
4) сердце с неполной мышечной перегородкой
5) в сердце разделение венозного и артериального кровотоков

Ответ


ХОРДОВЫЕ СИС.ЕДИНИЦЫ
1. Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции.

1) кистепёрые рыбы
2) пресмыкающиеся
3) стегоцефалы
4) бесчерепные хордовые
5) птицы и млекопитающие

Ответ


2. Установите последовательность эволюционных явлений у позвоночных животных. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) расцвет динозавров
2) появление приматов
3) расцвет панцирных рыб
4) появление питекантропов
5) появление стегоцефалов

Ответ


3. Установите последовательность эволюционных процессов образования основных групп животных, происходивших на Земле, в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр
1) Бесчерепные
2) Рептилии
3) Птицы
4) Костные рыбы
5) Земноводные

Ответ


4. Установите последовательность эволюционных процессов образования основных групп животных, происходивших на Земле, в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр
1) Бесчерепные
2) Рептилии
3) Птицы
4) Костные рыбы
5) Земноводные

Ответ


5. Установите последовательность эволюционных явлений у позвоночных животных. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) появление питекантропов
2) появление стегоцефалов
3) расцвет динозавров
4) расцвет панцирных рыб
5) появление приматов

Ответ


ЧЛЕНИСТОНОГИЕ АРОМОРФОЗЫ
Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции беспозвоночных животных

1) возникновение двусторонней симметрии тела
2) появление многоклеточности
3) возникновение членистых конечностей, покрытых хитином
4) расчленение тела на множество сегментов

Ответ


ЖИВОТНЫЕ СИС.ЕДИНИЦЫ
1. Установите правильную последовательность появления на Земле основных групп животных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Членистоногие
2) Кольчатые черви
3) Бесчерепные
4) Плоские черви
5) Кишечнополостные

Ответ


2. Установите, в какой последовательности следует расположить типы беспозвоночных животных, учитывая усложнение их нервной системы в эволюции
1) Плоские черви
2) Членистоногие
3) Кишечнополостные
4) Кольчатые черви

Ответ


3. Установите правильную последовательность, в которой предположительно возникли данные группы организмов. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Птицы
2) Ланцетники
3) Инфузории
4) Кишечнополостные
5) Пресмыкающиеся

Ответ


4. Установите последовательность возникновения групп животных. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) трилобиты
2) археоптерикс
3) простейшие
4) дриопитеки
5) кистеперые рыбы
6) стегоцефалы

Ответ


5. Установите геохронологическую последовательность возникновения групп живых организмов на Земле. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Плоские черви
2) Бактерии
3) Птицы
4) Простейшие
5) Земноводные
6) кишечнополостные

Ответ


Установите последовательность усложнения организации указанных животных в процессе эволюции
1) дождевой червь
2) обыкновенная амеба
3) белая планария
4) майский жук
5) нематода
6) речной рак

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Озоновый экран впервые возник в атмосфере Земли в результате
1) химических процессов, происходивших в литосфере
2) химических превращений веществ в гидросфере
3) жизнедеятельности водных растений
4) жизнедеятельности наземных растений

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой тип животных имеет наиболее высокий уровень организации
1) Кишечнополостные
2) Плоские черви
3) Кольчатые черви
4) Круглые черви

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какие древние животные были наиболее вероятными предками позвоночных
1) Членистоногие
2) Плоские черви
3) Моллюски
4) Бесчерепные

Ответ


© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Первым сформировался тропический адаптивный тип (прародина человечества – Африка), затем по мере расселения людей по планете – адаптивный тип умеренного пояса и высокогорный, а последними появляются арктический и пустынный (80000-12000 лет назад). Адаптивные типы человека не являются узко специализированными, они благоприятствуют существованию людей в определенных климатических зонах.

Медицинское значение адаптивных типов

    Врач должен учитывать морфофизиологические и биохимические особенности адаптивных типов, чтобы не принять их за отклонения от нормы.

    Представители различных адаптивных типов могут иметь неодинаковую предрасположенность к различным заболеваниям.

    Следует учитывать адаптивный тип при снаряжении экспедиций в Арктику, пустынные и высокогорные районы.

Учение о биосфере

Понятие биосферы было сформулировано в начале XIX века Ж.Б. Ламарком без употребления самого термина. Термин «биосфера» введен австрийским геологом Э. Зюссом в 1875 году для обозначения особой оболочки земли, находящейся в области взаимодействия атмосферы, гидросферы и литосферы и образованной совокупностью живых организмов. В 20-30 годах 20-го века учение о биосфере разработал академик В.И. Вернадский. Он рассматривал биосферу следующим образом: это оболочки Земли, представляющие собой целостную саморегулирующуюся систему, в которой осуществляется круговорот веществ, благодаря жизнедеятельности живых организмов. Существуют различные определения биосферы, одним из которых является следующее:

Биосфера – часть оболочек Земли (атмосферы, гидросферы и литосферы), заселенная и активно преобразуемая живыми организмами, деятельность которых объединяет все оболочки Земли в единую целостную систему, связанную обменом веществ и преобразованием энергии.

Границы биосферы

В литосфере живые организмы проникают на глубину 4-5 км, распространению организмов вглубь литосферы препятствует высокая температура земных недр, превышающая 100С.

В гидросфере они заселяют всю ее толщу, в некоторых местах проникая на глубину свыше 11 км.

В атмосфере живые организмы (споры бактерий и плесневых грибов) встречаются в нижней её части, называемой тропосферой, на высоте 15-22 км, выше которой располагается озоновый экран. Дальнейшему их распространению препятствует губительное для всего живого ультрафиолетовое излучение.

Концепции в изучении биосферы

Термодинамическая концепция , в соответствии с которой биосфера рассматривается как термодинамическая оболочка с температурой от +50до -50и давлением около одной атмосферы.

Биохимическая и биогеохимическая концепции связаны со сложными преобразованиями веществ в живых организмах за счет химической энергии, запасенной в результате фотосинтеза.

Геофизическая концепция заключается в том, что живые организмы, с одной стороны, создают геологические породы (известняки, сланцы), а с другой – разрушают горные породы, изменяя рельеф земной поверхности.

Биогеоценотическая концепция связана с тем, что элементарной структурой биосферы является биогеоценоз, включающий организмы с различными типами питания. Благодаря трансформации веществ, энергии и информации в биогеоценозах существенно видоизменился облик планеты.

Кибернетическая концепция предполагает изучение принципов организации и регулирования, осуществляющихся в живой природе.

Социально-экономическая концепция связана с тем, что человек из биосферы извлекает средства существования, одновременно преобразуя её.

В 0-1 месяц.

Движения рук хаотичные. Хватательный рефлекс Робинзона. Пальцы сжаты в кулачок.

В 2 месяца.

Вложенный в руку предмет удерживает всей ладонью 2-3 сек. Ритмические движения пальцами - сжимание и разжимание (часто во время сосания). В покое пальцы сжаты в кулачок. К концу месяца вскидывание ручек при оживлении.

До 3 месяцев.

Движения рук носят безусловно-рефлекторный характер. После 3-х месяцев наряду с безусловно-рефлекторными движениями появляются и условно-рефлекторные движения.

В 3 месяца.

Удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет в рот. Очень энергичные ритмические движения пальцами во время сосания. Размахивание руками без зрительного контроля.

В 4 месяца.

А) Движение безусловно-рефлекторного характера:
Ладони часто раскрыты - складывает их вместе, переплетает пальцы. Удерживает вложенный в руку предмет до 20 сек. Хлопает руками по воде в ванне. Ощупывает свои руки. Попытки повторных размахиваний руками под зрительным контролем.


Протягивает руки к предмету, цепляется за него. Движения пальцев недифференцированные.

В 5 месяцев.


Противопоставляет большой палец другим, при схватывании предмета доминирует участие пальцев. На протяжении длительного времени (несколько минут) ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки.

Б) Движения условно-рефлекторного характера:
Протягивает руки к близкому предмету, но не тянется к удаленному. Протягивает руки к матери.

В 6-7 месяцев.

А) Движения безусловно-рефлекторного характера:
Ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку игрушку, размахивает ею. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Движения пальцев при схватывании предмета становятся более дифференцированными.

Б)Движения условно-рефлекторного характера:
Размахивает руками при виде ванны с водой (как бы хлопает по ней). Обороняется руками при приближении руки с мылом.

В 8-9 месяцев.

А) Движения безусловно-рефлекторного характера:
Крепко сжимает отбираемую игрушку.

Б) Движения условно-рефлекторного характера:
Берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью. Показывает нос, глаза и т. д. у другого человека, куклы. Машет рукой при прощании. Начинает проявляться превалирование функций одной руки.

После 9 месяцев.

Начинает формироваться манипулятивная деятельность.

В 10-11 месяцев.

Накладывает один предмет на другой. Характерно появление манипулирования с двумя предметами: всовывает палочку в отверстие, снимает и надевает крышку коробочки. Появление повторных действий - выбрасывание игрушки из кроватки (манежа) на пол, укладывание одного предмета на другой. Подражание предметным действиям взрослого.

В 12 месяцев.

Охотно играет вкладышами. Держит чашку, когда пьет. Совершенствование действий, выработанных ранее. Отмечается обобщение и перенос действий на новые объекты.

В 1 год 3 месяца.

Пользуется ложкой. Чертит карандашом (обычно круги). Манипулирует несколькими предметами; отмечается правильная последовательность действий. Зачерпывает песок совочком, насыпает в ведерко. При одевании помогает одевать себя. Показывает глаза, нос и т. д. у себя. Перелистывает страницы книги. Развертывает бумажку на конфете. Использует ложку с вилкой. Имитирует вертикальные и горизонтальные штрихи карандашом.
Е.М. Мастюкова описала возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации.

В 1-2 года.

Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

В 2-3 года.

Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков.

В 3-4 года.

Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем один раз.

В 4-5 лет.

Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.

Появления первого зуба у крохи с нетерпением ждут все родители.

Но этот процесс часто связан с различными неприятностями, ведь зачастую прорезывание молочных зубов может стать причиной повышения температуры и ухудшения общего состояния.

Давайте подробнее разберём, как же помочь малышу в такой ситуации и когда вообще ожидать прорезывание зубов.

В каком порядке проклевываются молочные зубы?

Зачатки зубов формируются ещё в утробе. Новорождённый имеет 20 фолликулов, расположенных в нижней и верхней челюсти, именно из них и развиваются молочные зубки.

Резцы - первые гости в маленьком государстве

Они находятся в нижней и верхней челюсти, по 2 центральных и 2 боковых в каждой. Начинается прорезывание зубов с центральных нижних резцов в возрасте 5-6 месяцев. Верхние выходят на 1-2 месяца позже.

Боковых резцов у ребёнка тоже 4, размещаются они около центральных. Верхние прорезываются по достижении ребёнком 9-11-месячного возраста, нижние боковые резцы появляются чуть позже, от 11 до 13 месяцев.

На фото прорезывание верхних зубов у малышей

В след за ними лезут коренные

Другое название этих молочных зубов – моляры. Они делятся на первые и вторые.

Первые моляры располагаются около клыков в обоих челюстях, их 4. Появляются они у ребёнка не раньше, чем в 12-16 месяцев.

Вторые молочные моляры выходят самыми последними, наблюдается этот процесс после двух лет. Размещаются они за первыми (малыми) молярами.

Схема прорезывания молочных зубов у детей

Когда вылезут клыки?

Их очередь наступает, когда малышу исполнится 16-20 месяцев. Находятся перед первыми молярами. В этот период необходимо постараться предотвратить развитие простудных заболеваний, так как клыки часто вызывают ухудшение состояния здоровья малыша.

Такой порядок прорезывания молочных зубов у детей считается классикой. Возможно также их появление на несколько месяцев раньше или позже от указанных выше сроков.

Это тоже является нормой. В медицине известны даже случаи, когда у новорождённых уже были молочные зубки.

Формула прорезывания зубов

Определить число молочных зубов у ребёнка очень просто, нужно от его возраста, взятого в месяцах, отнять четыре. Полученный результат и будет обозначать их количество. Например, если ребенку 11 месяцев, то по формуле у него должно быть 11-4=7 зубов. Эта формула актуальна до 2 лет.

Порядок и сроки прорезывания постоянных зубов

Начала прорезывания первых постоянных зубов стоит ожидать раньше, чем выпадает первый молочный. Чтобы у ребёнка сформировался правильный прикус, прорезываются они парно и в определённой очерёдности:

Возможные проблемы

Вышеперечисленные сроки прорезывания зубов являются нормой. Но под влиянием определённых факторов могут возникнуть проблемы, связанные с этим процессом.

Адентия

О ней можно говорить при отсутствии одного или нескольких зубов и их зачатков. Устанавливается диагноз не ранее 10-месячного возраста. Причиной может стать наследственность, проблемы с эндокринной системой, сопутствующие заболевания других органов.

Признаками адентии является:

  • неправильный прикус;
  • нарушение дикции;
  • отсутствие одного или нескольких зубов;
  • большие зазоры между зубами;
  • западание щёк.

Если зачатки зубов есть, то врач назначает лечение, которое будет стимулировать прорезывание. Иногда проводят рассечение десны или устанавливают специальные брекеты. При их отсутствии используют имплантаты.

Ретенция

При этой патологии зачаток зуба в десне есть, но он не прорезывается по двум причинам:

  • слишком плотная десна;
  • зуб на выходе упирается в ранее прорезавшийся зуб.

Проявляется болезненностью, отёком, гиперемией, повышением температуры. Лечиться путём рассечения десны или удаления ретинированного зуба.

Раннее прорезывание зубов

Появление первых зубов ранее 4-месячного возраста считается ранним. Происходит это часто при нарушениях в эндокринной системе, также может говорить о наличии опухолей.

Позднее прорезывание зубов

Об этой проблеме можно говорить, если зубы отсутствуют в возрасте 10 месяцев. К этому приводит недостаток кальция, генетическая предрасположенность, нарушение ферментативного обмена, патология пищеварительной системы, рахит и другие факторы.

Если к 1 году у ребенка нет зубов, покажите кроху стоматологу.

Нарушение очерёдности

Имеет место, если зубки появляются в неправильной последовательности. Может привести к врастанию зуба в десну и формированию неправильного прикуса.

Гипоплазия эмали

Развивается при неполноценности эмали. Внешне проявляется наличием бороздок, ямок, шероховатостей на поверхности зубов. Ребёнок жалуется на боль при приёме холодной или горячей пищи.

Лечение заключается в исключении вредоносных факторов, постановке пломб или протезов.

Как определить, что ваш малыш обзавелся зубками?

Маленький ребёнок не может сказать причину его беспокойства. Но во время появления зубов можно заметить следующие изменения в его состоянии:

  • повышенное выделение слюны;
  • отёк и покраснение десны;
  • слабость, плач, беспокойство;
  • отказ от пищи;
  • ребёнок грызёт всё, что попадает под руку;
  • возможно незначительное повышение температуры.

На фото видно как выглядят десна при прорезывании зубов у малышей:

Чем и как облегчить состояние ребенка?

Полностью избежать симптомов прорезывания невозможно, но вы можете облегчить состояние малыша:

  • используйте охлаждённые прорезыватели, они снимут отёк и уменьшат болезненные ощущения;
  • также можно помассировать дёсны пальцем, предварительно хорошо помыв руки;
  • для уменьшения боли воспользуйтесь гелями с анестезирующим эффектом ;
  • обеспечьте достаточное потребление продуктов, в которых содержится много кальция ;
  • вовремя вытирайте слюну , чтобы избежать раздражения нежной кожи малыша.

Уход за молочными зубами

Начинать проводить гигиену ротовой полости нужно при введении прикорма и появлении первого зуба. До года это можно сделать салфеткой, смоченной в кипячёной воде или мягкой зубной щёткой.

Ближе к году чистите зубки малышу перед сном без пасты специальной зубной щёткой. Заменять её нужно не реже, чем раз в 3 месяца.

Начинать пользоваться детскими зубными пастами без фтора можно с 2 лет.

Прививайте ребёнку чувство необходимости регулярного посещения стоматолога для профилактических осмотров раз в полгода. Первый визит должен состояться после появления первого зуба, примерно в 6-месячном возрасте.

Приучайте малыша к чистке зубов 2 раза в день, особенно важно это делать перед сном. Чтобы предотвратить развитие кариеса, а молочные зубы ему особенно подвержены, не стоит злоупотреблять сладостями и продуктами с повышенным содержанием сахара.


Source: dentazone.ru