Как все быстро запоминать и понимать. Учимся учиться: как лучше усваивать знания? Четырехступенчатый метод, или метод овод

Как все быстро запоминать и понимать. Учимся учиться: как лучше усваивать знания? Четырехступенчатый метод, или метод овод

Каждый человек периодически сталкивается с необходимостью выучить материал различного содержания и объема. Кому-то это дается легко, но преобладающее число людей сталкивается с трудностями, не зная как быстро запоминать заданный объем текста.

Работа мозга человека до сих пор не изучена на 100%, мы знаем только то, что используем малую часть способностей мозга. Психологические процессы, происходящие в сознании человека, поддаются ежедневным тренировкам. Память и другие механизмы сознания можно развить до небывалых высот. Крепкая память позволит добиться успехов в любой области жизнедеятельности человека, понадобится в «бытовой» жизни, учебе, легко повысит интеллектуальные способности.

Чтобы выучить текст, художественного или научного содержания понадобятся постоянные тренировки памяти специально разработанными для этого упражнениями. Человеческая память делится на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и тактильную. Она представляет собой способность к запоминанию и хранению любых объемов информации.

Каждый вид памяти развивается у людей неодинаково. Кому-то легче запоминать текст, произнося его вслух, а у кого наоборот лучше усваивается после визуализации прочитанного. Поэтому важно понять, какой вид памяти развит лучше, чтобы использовать для заучивания в дальнейшем.

Одинаковую информацию можно выучить хорошо несколькими способами. Существует три способа как запомнить необходимый материал в короткие сроки.

  • Способ рационального запоминания;

Он основывается на использовании логической памяти. В процессе рационального запоминания происходит закрепление в сознании смысловой и логической связи материала с жизненным опытом. При рациональном запоминании происходит осознание прочитанного текста и легче воспринимается информация. Этот способ помогает запомнить материал наизусть, тренирует интеллектуальные способности и увеличивает знания.

  • Способ мнемотехнического запоминания;

Это самый интересный способ из трех. Он помогает запомнить не смысловую информацию, за счет переработки в образы и ассоциативную связь. Мнемотехническое запоминание основывается на полученном жизненном опыте, переводя текст в знакомые сознанию образы. Этот способ помогает запомнить большой объем материала, не несущего смысловою нагрузку. Это могут быть даты, номера телефонов, имена, адреса. Он помогает бороться с повседневной забывчивостью, увеличивая возможность механического запоминания происходящего.

  • Способ механического запоминания.

Этот способ подразумевает зазубривание материала. Он считается малоэффективным и трудно тренируемым, так как может в любой момент подвести, «выпав» из памяти. С возрастом способность к механическому запоминанию ухудшается.

Методики запоминания

Для быстрого усвоения текста используют разные методики запоминания. Один из самых эффективных метод вдумчивого чтения. Он хорошо подойдет для заучивания больших и маленьких объемов. Таким способом пользуются актеры, которым как никому другому важно знать как быстро выучить наизусть текст.

  • Сначала медленно и внимательно читаем текст, который необходимо запомнить. Лучше прочитать его вслух. При чтении необходимо понять главную идею текста, его основной сюжет, чтобы можно было быстрее запомнить.
  • Если объем материала большой разбиваем его на смысловые части. Каждую часть нужно выучить по отдельности, находя в них главные по смыслу слова или фразы. Это поможет в дальнейшем, восстановить весь текст по порядку.
  • После этого нужно переписать весь текст, вручную. Делать это надо не спеша, вникая в суть написанного.
  • После того как все будет переписано пересказываем что помним. Вспомнить надо мельчайшие детали, опираясь на ключевые слова. Если не удается вспомнить какой-то момент, лучше не подглядывать в записи, а постараться сделать это самостоятельно. Подсмотреть можно только в крайнем случае.
  • Далее, переписываем второй раз только то, что вспомнили без подсказок.
  • На последнем этапе еще раз внимательно перечитываем текст и пересказываем. Лучше сделать это перед сном.

Этот метод запоминания подходит для того, чтобы выучить текст дословно. Он поможет студентам, ученикам школы и всем кому нужно в короткое время знать как выучить большой объем информации. Таким способом пользуются актеры театра и кино, чтобы запомнить свои роли.

Уловки для быстрого запоминания

Есть еще несколько простых, но очень эффективных уловок для запоминания всего текста, основанных на нюансах работы нашего мозга. Для этого необходимо:

  • Выделять ярким маркером главные моменты в тексте;

Это позволит не отвлекаться на лишнюю часть текста. Актеры выделяют, таким образом, свои фразы в сценарии.

  • Спеть слова или текст;

Это нестандартный метод запоминания. Пропев материал, он лучше врежется в память и его можно быстрее вспомнить.

  • Читать нужно до тех пор, пока смысл не станет ясен полностью;

Очень важно прочувствовать на себе чувства и эмоции, если это художественная литература, которые испытывают герои.

  • После прочтения нужно задавать себе вопросы о содержимом;
  • Прочитать громко с выражением;
  • Написать текст другой рукой;

Если вы левша, напишите правой, если правша - левой. Этот хитрый способ заставит мозг потратить больше усилий на анализирование всего написанного материала.

  • Найти партнера для тренировки;

Актеры репетируют попарно, это помогает в работе. Можно также попросить знакомого человека проверить вас на знание всего материала. В компании учить наизусть интереснее и намного проще.

  • Запишите текст на диктофон;

Запишите текст на записывающее устройство и слушайте его в течение дня, выполняя при этом обычные дела или вовремя поездки. Это поможет запомнить объемный текст, не отвлекаясь от других дел и не теряя лишнего времени.

Память нужно постоянно тренировать. Запоминание информации состоит из ее кодирования и отправки в специальный отдел мозга для дальнейшего хранения. Если информация понадобится, то она легко вспомнится. Когда она длительное время не используется, мозг уберет ее за ненадобностью. Человеку присуще забывание, это происходит через определенное время. Это естественный механизм работы мозга и он помогает не перегружать мозг ненужной информацией и если она не используется, то со временем пропадает из памяти.

Несмотря на то что количество читающих художественную литературу людей в мире сократилось, чтение все еще остается популярным, а зачастую и необходимым. Особенно, это касается студентов и школьников, которым, помимо чтения, нужно еще и уметь запоминать то, что они прочитали. Как сделать так, чтобы прочитанное запоминалось легко и быстро? Существует ли возможность облегчить процесс запоминания? Давайте разбираться.

Для того чтобы прочитанное запоминалось легко, создайте определенные внешние условия – это спокойная обстановка и тишина. Когда чтение происходит в шумной обстановке, внимание рассеивается и как следствие, в прочитанное в голове не откладывается. Согласитесь, что, читая, например, в метро, сложно что-то запомнить. Иногда ты даже не осознаешь, что читаешь.

Итак, закройтесь в отдельной комнате, создайте тишину, и начинайте читать. Если есть возможность, найдите уединенный уголок на природе, это помогает расслабиться и сосредоточится. Нужно научиться полностью погружаться в книгу. Ничего не должно отвлекать!

Чтение по утрам является оптимальным. После сна голова чиста и свободна, она легко воспринимает информацию, которая быстро усваивается. Поэтому читайте по утрам, желательно даже до завтрака. Если чтение по утрам для вас не доступно, читайте днем.

Самое плохое время, чтобы запомнить информацию – вечер. В это время организм уже устал, и информация не усваивается. Не желательно читать информацию, требующую запоминания после обеда или ужина, поскольку в это время организм занят перевариванием пищи и ему, как говорится, не до запоминания.

Илучшайте скорость чтения

Чтобы понять, как лучше запоминать прочитанное, нужно понимать, что огромное значение в этом процессе играет зрительная память.

При чтении, постарайтесь охватывать глазами всю страницу, читать, как бы сверху вниз. Это помогает тренировать зрительную память, благодаря которой прочитанное запоминается легче. Зрительная память очень важна. В ситуации, когда вы никак не можете вспомнить что-то, часто достаточно просто представить страницу в книге, где была эта информация, как зрительная память сразу подсказывает, что же там было написано.

Существенное значение имеет и скорость чтения. Чем быстрее человек читает, тем лучше усваивается информация. Умение хорошо читать сверху вниз существенно ускоряет процесс чтения.

Для развития этого навыка можно походить на курсы скорочтения. На таких курсах учат читать по диагонали. При этом способе чтения, человек охватывает глазами всю страницу целиком. В результате он может усвоить и запомнить информацию быстро и четко.

В процессе чтения главы, не возвращайтесь к прочитанному, ни зрительно, ни для того, чтобы перечитать. Это мешает целостному восприятию информации. Лучше дочитав главу до конца перечитать ее еще раз целиком.

Не нужно в процессе чтения проговаривать про себя прочитанное. Также не желательно читать текст проговаривая его губами. Все это мешает восприятию и усваиванию информации.

Конспектируйте, фантазируйте, рассказывайте

Попробуете зрительно представить ситуацию, которую прочитываете. Это поможет запомнить текст. Соотнесите эту ситуацию с чем-то уже вам знакомым, создайте ассоциации. Тогда по ассоциации вспомнить прочитанное будет легко.

Если вы читаете учебную литературу, делайте конспект. Выписываете основные моменты, составляйте схемы, списки. Все это облегчает запоминание.

Обсуждайте прочитанное с друзьями, родителями. Попробуйте составить свое собственное мнение. Нужно научиться рассуждать, рассматривать ситуацию с разных сторон. Если вам не с кем обсудить прочитанное, просто напишите изложение, но именно напишите, потому что письмо приводит к дополнительному запоминанию, в том числе и зрительному.

Если вы что-то забыли, не стремитесь сразу открывать книгу и искать. Постарайтесь быстро вспомнить самостоятельно, без подглядывания. Если сможете – уже не забудете этот момент. Напрягайте и тренируйте память!

Тренируйте память

Если у вас серьезная проблема с запоминанием, развивайте свою память. Самым лучшим средством для развития памяти является изучение иностранных языков. Выберете интересный вам язык и учите его. Делать это можно самостоятельно или записаться на курсы. В любом случае знание иностранного языка не бывает лишним, но поможет развить память.

Для развития памяти учите наизусть стихи, а для развития зрительной памяти тренируйтесь с запоминанием изображения. Например, посмотреть на картинку с изображением животных или предметов в течение 30 секунд, закрыть ее и быстро перечислить, животных или предметы, которые удалось запомнить.

Отличным способом для тренировки памяти является запоминание последовательности слов. Попросите кого-нибудь из семьи написать вам список из 10-ти слов. Прочитайте его 2 раза и попробуйте воспроизвести, не меняя последовательности слов. Тренируетесь, пока не запомните все слова. Составляйте новые списки, постепенно увеличивая в них количество слов. Такая тренировка, поможет вам запоминать все с первого раза.

Запоминание прочитанной информации важно. Согласно утверждениям ученых, при прочитывании книги, уже через сутки человек помнит только лишь 20% прочитанной информации. Чем хуже обстановка, в которой происходит чтение, тем хуже усваивается полученная информация.

Чем старше мы становимся, тем хуже работает память. Следовательно, нельзя давать ей отдыхать. Память нужно постоянно тренировать. Тогда в любом возрасте запомнить прочитанное можно легко и быстро.

И еще один немаловажный фактор. Если вы читаете с удовольствием, то и процент запоминания выше!

Иногда людям просто необходимо запомнить что-то большое и объемное, например, большие числа, много номеров телефонов, большой объем информации, имена и фамилии людей, несвязный большой текст и так далее.

Они начинают прибегать к разным методам запоминания заучивают наизусть, запоминают на короткий срок, а надо надолго и так далее. Давайте посмотрим, как можно запомнить нужную вам информацию свободно и надолго.

Секрет 1. Надо понять смысл

Если вам надо выучить текст, билеты для сдачи экзамена, реферат или лекцию, не надо прикладывать усилия и учить его наизусть, не понимая смысла этого текста.

Многие люди, особенно школьники и студенты, учат нужную им информацию, не понимая ее смысла. Таким образом можно выучить, но эта информация сохранится в голове на короткий срок и не получится воспользоваться ей в будущем, потому что информацию просто зазубрили.

Как надо правильно учить?

Когда вы читаете текст, вы должны о чем-то думать, что-то представлять, с чем-то связывать текст, который надо выучить, у вас должны появиться какие-то ассоциации, тогда текст запоминается легко и надолго, и в будущем вы можете им воспользоваться.

При таком запоминании текст фиксируется в мозгу, он связан с разными ассоциациями и в любое время, вы им можете воспользоваться.

Секрет 2. Надо придумать какую-то ассоциацию

Если вам необходимо запомнить большую и сложную информацию запоминайте ее с помощью ассоциаций, научитесь фантазировать и связывать ваши фантазии с текстом, который вам надо выучить. Фантазировать, вы можете на любые темы и постарайтесь привязывать свой текст к вымышленным объектам.

Таким заучиванием информации пользуются многие люди, и это им хорошо помогает в жизни. Существует еще правило пяти пальцев, заучивая материал, вы можете заучивать его при помощи пяти пальцев.

К большому пальцу, вы можете отнести что-то необычное, огромное, больших масштабов и запоминать с помощью этих ассоциаций. К указательному пальцу, можно отнести что-то положительное, надежное и правдивое. К среднему пальцу надо отнести события, которые связаны только с вами это что-то личное.

С помощью безымянного пальца, вы можете применять разные ощущения, например слух, вкус зрение запах. Мизинец должен ассоциироваться с движением, попробуйте нужную вам информацию заставить двигаться и в движении запоминайте ее.

Секрет 3. Попробуйте обмануть магическое число

Ученые на основании исследований утверждают что человек, который учится, получает и запоминает новую информацию, может запомнить от семи до девяти цифр подряд. Остальные люди могут запомнить от пяти до семи цифр.

Многие сталкивались с запоминанием больших цифр или номеров телефонов и понимали, что им очень сложно запомнить. Как можно запомнить легко длинный номер телефона или большое число?

Попробуйте цифры привязать к какому-то тексту или простому предложению, это может быть даже несвязный интересный рассказ. Фантазируйте и при помощи вашей фантазии запоминайте нужные вам цифры. Таким образом, вы можете запомнить много номеров телефонов и нужных цифр.

Секрет 4. Научитесь повторять правильно

Ученые доказали, что наш мозг можно использовать, как программу его можно программировать и управлять им.Если вы твердо решили выучить иностранный язык, вы задаете программу своему мозгу и работаете по этой программе.

Изучайте иностранный язык, связывайте иностранные слова с какими-то ассоциациями, так будет легче запомнить нужные вам слова и словосочетания. Чтобы не забыть то, что вы выучили, вы должны постоянно повторять эту информацию.

Лучшее время запоминания и повторения это утренние и вечерние часы. После занятия для лучшего запоминания повторите пройденный материал, затем повторите его еще раз через 30 минут, потом через шесть часов и для закрепления в конце, дня перед сном.

Повторяя выученный материал, таким образом, вы запомните его хорошо и надолго.

Секрет 5. Надо уметь настроиться

Положительный настрой всегда помогает свернуть горы и добиться желаемого результата. Научитесь создавать положительный настрой создайте себе атмосферу, где присутствует только положительная энергия, и только после этого, вы можете приступить к заучиванию важного материала.

Настроить себя положительно помогут следующие фразы: «Я смогу» «У меня обязательно все получится» «Я выучу и отлично сдам» и так далее. После такого позитивного настроя мозг получает положительную энергию и программируется с положительной динамикой. После этого удача вам гарантирована.

Заключение

Используйте для запоминания пять простых и не хитрых секретов, с помощью них, вы можете запомнить большой поток информации и огромные числа. Не останавливайтесь на достигнутом, развивайтесь и успех вам гарантирован. Желаем вам удачи.

Пройдите курс развития памяти

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго с курсом "Супер-память за 30 дней". Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Игры для развития памяти

Что может быть приятнее игр, не так ли? А если эти игры интересные, если они развивают и тренируют память – то это вообще сказка. Азарт, зарабатываемые очки и растущий после практически каждой игры результат помогут тренироваться с огромным интересом и без остановок.

Игра «матрицы памяти»

Игра «матрицы памяти» - великолепный тренажер памяти. На экране будет показано поле, с закрашенными клеточками.

Суть игры – запомнить расположение клеток за отведенное время и затем воспроизвести их места. Сложность будет постепенно повышаться, путем расширения поля.

Готовы проверить свою память? Как далеко Вы сможете зайти? А может вылетите до конца игры? Проверим…

Игра «Запоминай и прокликай»

Игра «Запоминай и прокликай» развивает память и внимание. Суть игры заключается в запоминании чисел в таблице и нажатии на них по мере возрастания.

В этой игре дана таблица с числами, сначала цифры показываются на экране, их надо запомнить, затем цифры закрываются. Вспомните, где расположено самое маленькое число и нажмите эту клетку, затем нажмите клетку, где идет следующее число.

Сможете ли Вы побить главным рекорд этой игры? Давайте проверим!

Игра «Числовой охват»

Игра «числовой охват» нагрузит вашу память во время занятий с данным упражнением.

Суть игры – запомнить цифру, на запоминание которой отводится около трех секунд. Затем нужно ее воспроизвести. По мере прохождения этапов игры, количество цифр растет, начинаете с двух и далее.

Игра «Числовой охват – революция»

Игра «Числовой охват – революция» похожа на предыдущую, но является более сложной версией. На экране выводятся цифры по одной (как на картинке ниже), а времени дается на запоминание значительно меньше.

Ваша цель – в правильном порядке указать цифры, которые были продемонстрированы.

Чем больше этапов игры пройдено, тем сложнее будет играть. Рекомендую данный тренажер для памяти.

Игра «Супер память»

В игре «супер память» потребуется напрягать память как нигде. На фоне будут появляться картинки. По одной за каждый этап.

Ваша цель – найти новую появившуюся картинку. После того, как вы нашли новую картинку, поле закрывается красным фоном и под ним появляется новая картинка, далее фон убирается и Вам нужно найти картинку.

Будьте внимательны и запоминайте все картинки, потому что они могут появляться рядом и даже похожие.

Готовы к тренировке? Тогда вперед!

Игра «Брейнфуд»

Шикарное упражнение на развитие памяти – игра «брейнфуд», а набор очков и скорость выполнения сделают его более сложным!

Суть упражнения – на монитор выводится набор картинок, Вы выбираете одну из них, затем выводится новый набор, но уже нельзя выбирать картинку второй раз, и Вы снова выбираете новую. Помните, что нельзя повторяться и после нескольких этапов, придется усердно думать и вспоминать, какие картинки были выбраны, чтобы не ошибиться.

Хорошая игра и развитие памяти интересное! Поиграем?

Игра «Пространственное скоростное сравнение»

Игра «пространственное скоростное сравнение» тренирует память и внимание одновременно. За счет того что существует ограничение времени – игра усложняется.

Суть игры дать ответ «да» или «нет» на вопрос «совпадает ли фигура с предыдущей?». И после каждого ответа будет меняться фигура.

Интересная и развивающая игра, которая оставит свой след в вашем развитии, главное, чтобы Вы играли усердно.

Игра «Следопыт»

Игра «следопыт» влияет на память и внимание. Суть игры заключается в запоминании порядка появления следов животных. Сначала игра начинается с двух следов, но дальше – больше!

Внимательно следите за заданиями: «укажите порядок появления следов», «нажмите на следу против порядка их появления».

Будьте внимательны, напрягите память и внимание и играйте!

Игра «3 назад»

Очень сложная игра «3 назад» заставит Вас по полной выложиться и напрячь свою память.

Суть игры в том, что показаны четыре числа на экране, а с каждым ответом на вопрос, они сдвигаются влево на 1. Вопрос звучит так: «Совпадает ли карточка справа с той, что была показана слева 2 карточки назад?»

Вам нужно будет хорошо поработать во время этого упражнения, потому что запоминать действительно сложно. Вы готовы к тренировке памяти? Тогда поехали!

Игра «Найти монетку»

Игра «найти монетку» вносит свой вклад в развитие памяти. Суть игры – найти монетки в каждом домике по порядку.

Если в первом домике вы не нашли монетку, то нажмите на второй и затем снова на первый. Почему так? Нельзя нажимать дважды на домик, в котором есть монета, но если первый раз не было монетки, то выберите другой домик, а после в первом может тоже появиться монета.

От вас потребуется запомнить, в каком домике была найдена монета, а в каком доме нет, чтобы не проиграть.

Другие развивающие курсы

У нас есть еще интересные курсы для развития супер-способностей, которые помогут стать еще умнее и богаче.

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Вопрос в заголовке статьи звучит весьма провокационно хотя бы для того, чтобы лишний раз предупредить: если вас кто-то хочет научить тому, как запомнить информацию легко и быстро, то к таким советам нужно отнестись с осторожностью.

Задайте себе вопрос: почему мы забываем? При одинаково равных условиях (место, возраст, уровень развития и обучения и т.д.) одни люди запоминают информацию быстро, буквально схватывая ее на лету, а у других в одно ухо влетает, а в другое вылетает?

Наверное, вам знакома ситуация, когда вашему однокласснику достаточно просто поприсутствовать на уроке, чтобы на следующий день пересказать услышанное своими словами. Когда вам, прилежному ученику, приходится чуть ли не зубрить учебник, заучивать целые фразы и предложения, отдельные куски текста, чтобы выглядеть достойно, если вдруг вызовут отвечать. Среди моих одноклассников такие шустрые были, чего не скажешь обо мне и большинстве других учеников.

Рецепт на то время был прост: приходилось завидовать белой завистью и мириться с таким положением вещей. Мириться и учить, учить и учиться пересказывать. Не знали мы раньше о различных способах и методах, которые помогают запоминать любую информацию и тренировать свою память.

Казалось бы сегодня есть все возможные способы, методики и тренинги, но все так же огромное количество людей задаются вопросом, что делать с плохой памятью, и как ее тренировать?

Прежде всего нужно осознать, что память у нас у всех разная. Наша память очень избирательна: кто-то с легкостью запоминает номера сотовых телефонов, а имя человека из нескольких букв забывает сразу. Другие с удовольствием используют свою зрительную память, которая никогда их не подводит, а таблицу умножения запоминают со скрипом. Почему так происходит? В чем причина? Назову пять причин плохой памяти, чтобы лучше понимать, как запомнить все, что угодно:

1. Отсутствие интереса

Самая распространенная причина. С большим трудом запоминается все, что не интересно и не вызывает желания развивать себя в данной сфере. Чтобы запомнить хоть что-то, требуются большие затраты сил и времени. Если вы не любитель поэзии, то и учить стихи наизусть будет для вас сродни подвигу.

2. Неумение сконцентрироваться, невнимание и неумение управлять своим вниманием

В наше время чрезмерного обилия информации мы просматриваем огромные объемы информации, привыкая поверхностно впитывать информацию, не углубляясь в суть содержания. Привычка делать одновременно несколько дел, на самом деле только усугубляет положение вещей.

3. Неумение запоминать информацию и использовать свою память для этого

Знаете ли вы, что память работает по своим законам? Умение запоминать информацию не дар свыше, а навык, который можно тренировать. Есть интересные методики, которые способствуют запоминанию.

4. Недостаток кислорода, недостаток витаминов и неправильное питание

Уверена, что вы знаете об этом: если мозгу не хватает кислорода и питательных веществ, работать эффективно он не сможет. Выход есть: едим здоровую пищу, занимаемся спортом и гуляем на свежем воздухе.

5. Плохое самочувствие и депрессия

Запомнить в таком состоянии вряд ли удастся. Выздоравливаем и возвращаем себя к активной жизни. Такие периоды бывают у каждого, надо уметь их переживать.

Ну а теперь перейдем, собственно, к тому, что может помочь запомнить информацию. То есть рассмотрим несколько способов, которые являются наиболее эффективными для большинства людей. Хотя, повторю еще раз, что мы настолько индивидуальны, что придется постараться, чтобы подобрать для себя именно ту систему запоминания, которая будет будет эффективной для вас.

Важно понять, что процесс запоминания бывает произвольным и непроизвольным. Наверное, мы все хотим, чтобы большие объемы информации запоминались нами произвольно. Но так везет далеко не всем. Работа памяти — довольно сложный процесс, зависящий от физических данных конкретного человека и химических реакций. Так далеко мы заходить не будем, лучше начнем с тех приемов, которые смогут помочь большинству людей.

Осмысление и понимание материала

Возможно, что для кого-то это будет единственно необходимой вещью: прочитать и понять то, что прочитал. Если включить логику, и выстроить несколько ассоциативных цепочек, то будьте уверены, что такая информация намного дольше останется в памяти, нежели вызубренное запоминание. Важно: понять и осмыслить то, что надо запомнить.

Конспектируйте

Самый главный секрет многих людей. Для того, чтобы запомнить то, что слышишь или видишь, нужно приучить себя записывать. Пишите, пишите и еще раз пишите. Все то, что вы законспектируете на бумаге, запомнится в несколько раз быстрее. Да и записи можно в любое время быстро просмотреть и освежить в памяти.

Перескажите

Самый универсальный секрет. Помните, как в школе мы пересказывали заученный урок маме, сестре или подруге. А если начинало получаться, то желание пересказать кому-то было огромным. Результат был налицо — на уроке домашнее задание отскакивало от зубов. Хорошо бы сюда добавить немного логики и осмысленности — цены бы не было такому способу.

Спам

Научите разделять спам и полезную информацию. В наше время обилия информационного материала приводит к тому, что мы засоряем свой мозг совершенно ненужной информацией, забывая при этом чистить свою память и удалять лишнее. Все знать невозможно, но многое можно узнать, а важное нужно запомнить. Кстати, в статье прочтите несколько советов на эту тему.

Метод массированного запоминания

Работают одновременно четыре типа памяти: зрительная, речевая, слуховая и механическая. Нужную для запоминания информацию одновременно слушаем, проговариваем вслух, и систематизированно записываем, выделяя подчеркиванием перечни, нумеруя списки, разбиваем на абзацы. Очень интересный метод, попробуйте обязательно — вдруг вам понравится?

Визуализируйте

Этот способ отлично подойдет для тех людей, которые обладают богатым воображением. Если нужно выучить стихотворение, нужно всего лишь каждую строку, словосочетание мысленно представить тем, чем для вас они являются. Можно добавить жесты, подключить интонацию, вообщем, используйте все, что поможет визуализации.

Ходите

Ходьба во время заучивания текста способствует кровотоку и обогащению мозга кислородом. А также спасет от клевания носом в тетрадку или учебник. Лучше всего такой способ применять наедине с собой: уединитесь специально для того, чтобы выучить определенный объем информации, и в это время постарайтесь максимально использовать различные шумные приемы не сидя за рабочим столом или на диване, а в рабочей, так сказать, позиции. Фокусируйте свое внимание на том, что нужно выучить.

Выделяем структуру

Если не любите конспектировать, то этот способ для вас. Прочитайте, поймите о чем идет речь, и запишите то, что поняли несколькими тезисами. Составьте схему текста. Выделите главное, и эти тезисы станут для вас маячками в процессе пересказа.

Рисуйте

Понятно, что этот метод не для всех, но для кого-то он окажется идеальным. В некоторых видах информации, маячками могут служить ваши рисунки. Получается рисовать — рисуйте на здоровье! Создавайте свои пиктограммы, понятные только вам. Но в нужный момент такие шпаргалки восстановят общую картину, и справится с пересказом текста будет значительно легче.

Повторяйте

Правильное повторение позволит вам запомнить информацию намного дольше. Первый раз повторите сразу после изучения, второй раз через полчаса, третий раз через день, четвертый раз — через неделю.

Рифмуйте

Если вам нужно выучить цифры и числа, попробуйте их зарифмовать. Сделайте процесс запоминания интересным. Например, вам нужно запомнить 6 цифр: 358593, придумайте рифму, которая подходит к слову три.

Три пять восемь пять девять три

Никому и никогда, ничего не говори.

Можно вложить в такие рифмы более глубокий смысл))

Заучиваем предложениями

Возможно, что такой способ покажется кому-то древним, но он до сих пор является работающим. На сколько процентов, вы определите для себя сами. Итак, сначала нужно прочитать весь текст, разбить на небольшие куски, помните, что А затем начинаем учить каждое предложение: сначала учим наизусть первое, затем второе, и повторяем первое и второе предложение вместе, далее учим третье предложение, и проговариваем первое, второе и третье предложение, и так далее. То же самое проделываем и с абзацами, когда все предложения в них будут выучены. Собирая, таки образом блоки текста, мы выучиваем весь текст. Такой метод подойдет для заучивания тех текстов, которые не удается выучить никаким другим способом.

Инструкция

Выберите оптимальное время для изучения новой информации. Для большинства людей это период с восьми до десяти утра, а также с восьми до одиннадцати вечера. В зависимости от вашего режима дня, пики активности могут смещаться. Понаблюдав за собой, вы сами быстро найдете время, когда вам легче всего.

Стресс сказывается на памяти крайне негативно - так что чем радостней и спокойней ваша жизнь, тем лучше ваша память. Как же иначе объяснить тот факт, что идеально зазубренная перед экзаменом информация просто-напросто испаряется вмиг из вашей головы, стоит только грозного профессора? Старайтесь меньше и быть уверенней в себе. Если вы находитесь в постоянном напряжении, займитесь йогой, больше гуляйте или посетите психотерапевта - так как от привычки постоянного стресса нужно избавляться как можно скорее, так как многие люди просто привыкают к нему.

Больше кушайте полезных продуктов. Для хорошей памяти красйне необходимы витамины, многие микроэлементы, омега-3 кислоты. Крайне полезны фрукты, овощи и ягоды с антиоксидантами - виноград, клубника, брокколи и цитрусовые. Омега-3 жиры содержатся в красной рыбе, так что включите ее в привычное меню перед и на время сессии.

Сон - важнейшая составляющая хорошей памяти. Во время сна восстанавливаются поврежденные клетки, мозг настраивается на хорошую и продуктивную работу, так что обеспечив себе здоровый и продолжительный сон, запоминать огромные объемы информации вы будете намного быстрее.

Перестаньте думать о том, какая плохая у вас память - чаще всего это отражается на ней крайне негативно, мозг просто отказывается что-либо запоминать, так как он заранее уверен в своем "провале" и настроен на отторжение любой информации.

Источники:

  • how to improve your memory в 2018

Феноменальной памятью могут похвастаться далеко не все. Довольно часто попытки запомнить какой-либо материал требуют большого количества времени и в конечном итоге ни к чему не приводят. Чтобы научиться быстро запоминать информацию, необходимо понимать принципы работы человеческой памяти.

Вам понадобится

  • - бумага;
  • - ручка.

Инструкция

Запоминать какую-либо информацию лучше всего с 8:00-10:00 и с 20:00-23:00. Именно в это время кровь активнее снабжает организм, а значит, и память работает интенсивнее.

Внимательно прочтите текст, стараясь понять все, что пытался донести до вас автор. Если в какой-то момент вы потеряли нить изложения, вернитесь к тому моменту, где вам было все понятно, и прочтите вызвавшую трудности часть заново. Если это не помогло, обратитесь за помощью к другу или родственнику. Постарайтесь объяснить ему то, что вы не поняли. В процессе объяснения смутные моменты могут проясниться.

Попробуйте конспектировать информацию, если запомнить ее сразу у вас не получается. Исследователи пришли к выводу, что человек усваивает около 90% записанного материала. Лучше всего конспектировать всю информацию , выделяя главные мысли.

Не отвлекайтесь в процессе запоминания. Если вам что-то помешало, начните заново. Чтобы избежать постоянного хождения по кругу, отключите телефон и попросите вас не беспокоить. В таком случае вы потратите на изучение материала значительно меньшее количество времени.

Повторите прочитанный материал. Чтобы быть уверенным в том, что вы все запомнили, через 40 минут после прочтения постарайтесь повторить текст, не глядя в источник. Если у вас не получилось это сделать, то просмотрите его еще раз.

Видео по теме

Совет 5: Большой объем информации: как быстро выучить и усвоить

В процессе подготовки к экзаменам студентам и школьникам приходится запоминать большой объем информации. Иногда он настолько велик, что может вызвать растерянность, человек буквально не знает, «за что схватиться». Чтобы избежать хаоса в усвоении информации, нужно придерживаться нескольких правил.

Инструкция

Существует память произвольная и непроизвольная. Та информация, которая является эмоционально насыщенной и запоминается сама без усилий, усваивается при помощи непроизвольной памяти. Если что-либо приходится запоминать с помощью волевых усилий, этот процесс протекает при задействовании произвольной памяти. Особенно трудно даются те знания, которые вызывают раздражение и неприятные эмоции. Поэтому начинайте усвоение с личной мотивации. Убедите себя, что это обязательно надо запомнить.

Не пытайтесь механически зазубрить материал. Усвоится только та его часть, что вам понятна. Прочитайте и осмыслите тему. Тогда к механической составляющей памяти добавится логическая, которая усваивается надежно.

Как правило, материал излагается в определенной системе. Начинайте учить с самого начала, чтобы понять и усвоить эту систему. В случае, если вы на экзамене что-то забудете, сможете восстановить или сделать самостоятельный логический вывод.

В процессе оценки качества усвоения информации учитесь отличать запоминание от припоминания. Например, взглянули на страницу учебника, вспомнили раздел и посчитали, что знаете его. А на экзамене оказалось, что вы помните только картинку и общий вид текста.

Занимайтесь только в то время, когда ваш мозг в состоянии наибольшей активности. Для кого-то это раннее утро, другие способны к усвоению ближе к вечеру. Учтите, что с первого раза материал запоминается в очень редких случаях, его нужно повторять как минимум дважды, в идеале - перед сном и сразу после него.

По времени существования различают краткосрочную, долгосрочную и среднесрочную память. Последняя отвечает за разбивку материала по категориям и работает во время ночного сна. Поэтому уделяйте ночному отдыху необходимое для вас время. Во время подготовки к экзаменам физиологическая потребность во сне увеличивается.

Возможности человеческого мозга почти безграничны, однако редко кто может использовать их на полную. Память хранит огромные объемы информации, но в нужный момент не всегда срабатывает идеально. Поэтому люди и прибегают к некоторым приемам, которые помогают как можно быстрее и качественнее запомнить большие объемы информации.

Вам понадобится

  • Текст произведения, диктофон.

Инструкция

Как и в любом деле, в запоминании текста зависит от типа материала, который нужно запомнить. Если вы учите произведение, то это либо стихотворение, либо проза. Правда, есть еще драма, но это отдельный разговор. Конечно, для заучивания куда проще стихотворные тексты, так как в них есть и ритм. Для начала откройте стихотворение и прочитайте его несколько раз, обязательно проговаривая вслух. Так у вас будет задействовано сразу три вида памяти: во-первых, вы видите текст, во-вторых, запоминаете, как его нужно произносить, в-третьих, слышите то, что читаете. Возможно, за несколько таких прочтений часть текста уже уложится у вас в голове.

Учить начинайте по строкам. Сначала запомните первую, затем начинайте постепенно соединять со второй. Вот как это будет выглядеть на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова:Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит.Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,И звезда с звездою говорит.Сначала запомните строчку «Выхожу один я на дорогу». Для этого несколько раз проговорите ее, а затем повторите, не смотря в текст. Так же и со второй строкой. Затем соедините первую и вторую – сначала читайте их вместе, затем повторите обе, не глядя в текст. Затем соединяйте вторую с третьей. Повторите вместе вторую и третью, а затем первую, вторую и третью вместе. Так постепенно вы запомните строфу. Так же учите и остальные строфы.

Если изучение по предложенной технологии идет у вас долго и сложно, возможно, у вас хорошо развита образная память. Старайтесь связывать строки, которые учите, с теми или иными образами. Представьте себе пустынную дорогу, туман, кремнистый путь, который блестит, тихую звездную ночь. Вполне возможно, это вам поможет в запоминании.

Попробуйте переписать стихотворение несколько раз. У кого-то такая механическая память развита лучше. Кстати, если вам кажется, что вы уже выучили стихотворение, тоже напишите его, но не заглядывая в текст – проверьте себя.

Возможно, стихотворение сможет лечь на знакомую вам мелодию. Попробуйте выучить его, как песню. А можно еще записать его на диктофон и несколько раз прослушать – это поможет, если у вас лучше развита слуховая память.

Если вам нужно выучить прозаический текст, то его необходимо разделить на смысловые части. Или даже не совсем смысловые. Прочитайте текст, а в тех местах, где вам интуитивно захочется остановиться, поставьте черточки. Именно по таким кусочкам вы и будете учить.

Прозаический текст обязательно проговаривайте с интонацией. Простое зазубривание текста бывает эффективно, но не всегда. Попробуйте помогать себе жестами.

Полезный совет

Вне зависимости от того, какой текст вы учили, на следующий день еще несколько раз повторите его. Может показаться, что вы уже знаете произведение идеально, а на следующий день окажется, что половину вы забыли.

Искусство запоминания, мнемоника, располагает многими приемами, которые помогают раскладывать информацию по нужным ячейкам, а потом без труда оттуда извлекать. Но к тому, чтобы овладеть мнемотехникой, надо приложить усилия, но все они потом будут оправданы.

Инструкция

Нет ничего удивительного в том, что школьник или студент начинает учить предмет за несколько дней до экзамена. Впрочем, и результатам такого мозгового штурма не стоит удивляться. Такое поведение – это расчет исключительно на удачу, которая благосклонна далеко не к каждому. Тем не менее, за несколько дней все же можно выучить теорию, если хорошо разбираешься в практической части.

Для начала запомните несколько правил:

Чем больше отрывок изучаемого текста, тем лучше вы понимаете материал, а понимание – это основа ответа;
- лучше учить понемногу с перерывами, чем сразу все подряд;
- если предстоит выучить несколько разных по объему материалов, начинать надо с большего.

Теперь составьте схему своей работы с предметом. Если утром вы не работаете и не учитесь, то планируйте свои занятия именно на это время. Кем бы вы ни были – «жаворонком» или «совой», мозг лучше работает именно в первой половине дня, вы будете лучше запоминать на свежую голову. Наиболее благоприятное время – 7:00-12:00 и 14:00-17:00.

Начинайте с самого сложного материала, особенно, если с практикой у вас худо. Чтобы информация прочно отложилась, ее нужно повторить четыре раза. Но это должно быть не просто бездумное чтение и зубрежка. В первый раз вы просматриваете материал и выясняете его структуру, во второй – выявляете основные тезисы и связь их друг с другом, в третий – повторяете самые важные факты, а напоследок составляете план ответа. По плану вы будете ориентироваться, если что-то потребуется повторить.

Грамотно спланируйте время не только на изучение предмета, но и на отдых. Интеллектуальная работа довольно быстро приводит организм к угнетенному состоянию. Самым лучшим отдыхом считается смена вида деятельности с интеллектуального на физический труд. Через каждые 40 минут делайте перерывы, в которые желательно размяться и полностью отвлечься от материала, который изучали.

Повторяя ответы на экзаменационные вопросы, обязательно старайтесь сначала вспомнить все, что вы выучили или знали до этого, затем запишите и только потом читайте. Выделите самые трудные моменты и расскажите их своим близким. Объясняя кому-то, вы поймете и запомните материал. Когда весь массив материала будет пройден, устройте себе экзамен – выбирайте в случайном порядке вопросы и отвечайте на них.


Существует довольно простая мнемоническая система (способ запоминания), которая в этом поможет. Чтобы она начала работать, потребуются некоторые усилия с вашей стороны. Предположим, что на данном этапе вас интересует способность запоминать 20 единиц информации.

1. Создание мысленной опоры

Первым этапом будет создание мысленной опоры для дальнейшего запоминания. Для этого нужно написать последовательно цифры от 1 до 20 и оставить небольшое место для схематических рисунков рядом с ними. Одного листа бумаги для этого вполне хватит.

Теперь необходимо для каждого числа от 1 до 20 продумать, что у вас ассоциируется с ним и нарисовать рядом небольшой рисунок. Например, один у вас ассоциируется со словом Алладин - нарисуйте лампу Алладина рядом с этой цифрой. Дальше берем число два. Лично у меня оно ассоциируется с негативной отметкой в школе. И я бы нарисовал доску и указку. Таким образом нужно сделать рисунки ко всем числам от 1 до 20. Это может занять до 30 минут. И дальше эта опора будет служить вам столько, сколько понадобится.

2. Запоминание

Теперь вы можете взять 20 различных слов и очень легко связать их на уровне мысленного представления с вашей ассоциацией. Например, первое слов «дом». В нашей системе число один ассоциируется с Алладином и его лампой. Наша задача связать ассоциацию и слово, которое нужно запомнить в один образ. Чем необычнее будет связь, тем легче оно запомнится. Как можно связать лампу Алладина и дом? Может быть, вы захотели построить дом и трете волшебную лампу, чтобы реализовать это желание? Тогда ваш образ – дом, появляющийся прямо из волшебной лампы. Нарисуйте мысленно этот образ и запомните его. Поскольку он очень необычен, вы легко вспомните про дом, когда нужно будет назвать предмет под номером один. Под номером два, допустим, попалось слово "яблоко". Если ассоциация - школьная доска и указка, представьте, что на доске вместо мела лежит огрызок.

Используйте фантазию. После небольшой тренировки вы будете тратить не более нескольких секунд для создания и запоминания образа, связывающего число и слово, которое нужно запомнить.

3. Извлечение из памяти

На данном этапе вы соединили слова, которые нужно запомнить, с ассоциациями на 20 чисел в образы. Вам не нужно помнить сами слова. Если вам будут называть числа, вы сможете вспомнить свои ассоциации к ним, которые вы приготовили, создавая мысленную основу. И сразу же в вашем воображении всплывут волшебные образы, по которым вы и припомните нужные слова.

С помощью данного метода вы сможете называть все запомненные слова не только в прямом, но и в обратном порядке, а также назвать любое, выбранное наугад слово.

Видео по теме

Совет 9: Как выучить большой объем информации к экзамену

Экзаменаторы порой требуют от школьников и студентов чуть ли не прямого цитирования учебников. Запомнить большое количество информации несложно. Главное – правильно подойти к процессу «зубрежки».

Подготовка к экзамену требует не одного часа. Время наибольшей мозговой активности у всех людей разное. Кто-то лучше запоминает с утра, кто-то в интервале между 3-4 часами дня, а кому-то проще просидеть над учебниками всю ночь. Определите свои «активные» часы и приступайте к изучению тем в отведенное время.

Информация поступает в мозг через каналы восприятия, которые также у всех людей различны. По типу восприятия люди делятся на аудиалов, визуалов, кинестетиков и дискретов . Чтобы определить свой тип, попробуйте передать информацию, например, об одуванчике. Аудиалы начнут описывать цветок вслух, визуалы скорей всего его нарисуют, кинестетики расскажут о своих эмоциях в связи с цветком («Он мягкий, лепестки щекочут кожу…» и т.д.), а дискреты вспомнят о лекарственных свойствах (потому как ищут в предметах пользу и возможность применения в жизни).

Аудиалам проще воспринимать информацию на слух. Эффективным методом запоминания будет проговаривание темы. Попробуйте прочитать сухую терминологию так, словно читаете стихи: выразительно, с некоторым напевом. Можно использовать любимую песню - переложите слова под знакомый мотив и повторяйте несколько раз подряд.

Визуалам, чтобы отчетливо запомнить что-либо, требуются схемы и чертежи. Попробуйте нарисовать изучаемую тему. Эффективен метод коллажа, когда человек приклеивает фотографии/картинки на стену и рисует связи между ними.

Кинестетикам важны ощущения. Выберите для подготовки к экзамену уютное местечко, удобную одежду и т.д. Лучше, если подготовка будет проходить где-нибудь на природе, в тихом уединенном месте. Мысленно ассоциируйте важные термины с чем-нибудь приятным. Также кинестетики опираются на механические действия: для запоминания записывайте основные термины и принципы.

Дискреты – хорошие аналитики, им важна суть. Чтобы лучше запомнить большой объем информации, необходимо разложить ее на мелкие составляющие. Уберите из текста лишние слова, и все получится.

Помимо канала восприятия и временной активности нельзя списывать со счетов общее состояние организма. Не забывайте во время подготовки к экзаменам отдыхать и хорошо питаться, включите в рацион витамины (аскорбиновую кислоту с глюкозой) и грецкие орехи с фундуком.

Отработайте диалоги с экзаменатором – пусть кто-то из близких людей старшего возраста протестирует ваши ответы и, по возможности, внесет поправки.