Профессиональные болезни синхронисток. Платонова В.Н. Плавание - файл n1.doc. Профессиональная болезнь боксеров

Профессиональные болезни синхронисток. Платонова В.Н. Плавание - файл n1.doc. Профессиональная болезнь боксеров

Самыми частыми травмами пловцов являются повреждения суставов верхних конечностей. Избежать серьезных проблем возможно, если вовремя обратиться к спортивному врачу.

Травмы плеча

Любой вид спорта , кроме пользы, также несет и определенную опасность, особенно если не придерживаться правил безопасности, и плавание не является здесь исключением. В подавляющем большинстве случаев пловцы сталкиваются с травмами плеча, так как постоянно вынуждены работать руками во время тренировок. С такими повреждениями сталкиваются более 80% пловцов.

Нагрузки на плечевой пояс пловцов очень существенны. Профессиональные спортсмены проплывают до 70 километров в неделю! Основной причиной травм суставов верхних конечностей являются перегрузки и микротравмы капсульно-связочного аппарата. В некоторых случаях встречаются заболевания, которые имеют связь с ранее перенесенными травмами плеча. У большинства «элитных» пловцов травмы плеча – это настолько часто встречаемая проблема, что спортсмен воспринимает их в порядке вещей.

Во многом, травмы плеча – это и результат неправильной техники плавания. Опытный инструктор должен внимательно следить за пловцом, и оттачивать его технику, начиная с малых лет, дабы в будущем не возникало никаких проблем.

Травмы плеча, особенно у спортсменов, требуют немедленного реагирования, поэтому очень важно вовремя выявить проблему. Изначально при травмах плеча ощущается легкая боль, которая чувствуется только во время плавания. Со временем болевые ощущения усиливаются и проявляются даже в спокойном состоянии, когда спортсмен не плавает. Помимо болезненных ощущений при травмах плеча спортсмена также беспокоят скованность в движениях, хруст в суставах и ощущение смещения в болезненном плече (плечах). В некоторых случаях боль может отдавать в руку до локтя.

Примите меры

При первых симптомах болезненности в плечах, нужно немедленно обратиться к спортивному врачу или физиотерапевту. Врач оценит степень тяжести травмы и назначит восстановительный курс лечения, а также обезболивающие противовоспалительные средства (кеторол и др). При этом в зависимости от тяжести травмы, тренировки сокращаются, или вовсе прекращаются. Здесь врачу нужно принять правильное решение, так как для пловца важна непрерывность тренировочного процесса, и полный отказ от занятий рекомендуется только после существенных повреждений.

В качестве реабилитационных процедур врач назначает специальные упражнения для укрепления и стабилизации сустава. После окончания реабилитационного курса особое внимание нужно уделить разминке перед , особенно в первые дни после выздоровления. Важно хорошо размять все группы мышц и суставы.

Вопросы читателей

18 октября 2013 Здравствуйте, я хотел бы проконсультироваться у вас по поводу ЧМТ,затылочного отдела, у моего сына и дальнейшими занятиями футболом.Послеоперационный костный дефект был около 4х3см,после удаления костных отломков образовано костное окно 5х6см.очагов и смещения срединных сруктур нет,всегда был в сознании,головокружений не было,операцию перенёс хорошо.Я понимаю,что травма серьёзная,предстоит ещё и пластическая операция,но неужели с пластиной ему нельзя заниматься футболом,ведь есть примеры когда футболисты с подобными травмами продолжали играть.Спасибо,жду ответа с нетерпением.И ещё один вопрос который меня интересует,если ребёнку 11лет ставят пластину,кости черепа будут расти,что происходит с пластиной,её что со временем нужно менять?Спасибо.

Задать вопрос
Ушибы

Частой проблемой у пловцов являются ушибы. Можно банально поскользнуться на мокрой поверхности, или получить серьезный ушиб во время прыжка в воду. При таких травмах повреждаются мягкие ткани, а также происходит разрыв кровеносных сосудов. Самми опасными считаются ушибы головы, груди и живота.

Первой помощью при ушибах является наложение пузыря со льдом на поврежденное место. Через сутки можно ставить теплые компрессы, делать ванночки и проводить легкий массаж.

Другие заболевания опорно-двигательного аппарата
  • Болезни позвоночника. Часто патологии позвоночника у пловцов имеют врожденный характер. У спортсменов могут отмечаться различные аномалии, например незаращение дужек, аномалии боковых масс крестцовых позвонков, аномалии тропизма и другие.
  • Поясничные боли. Чаще всего поясничные боли у пловцов объясняются несоответствие уровня физической нагрузки и подготовки спортсмена, в частности недостаточными функциональными возможностями капсульно-связочного, суставного и нервно-мышечного аппарата.
  • Патологии миоэнтезического аппарата. Чаще всего у пловцов локализуются в области бедра и в большинстве случаев возникают из-за патологий в поясничном отделе позвоночника.

Содержание статьи:

Жизнь профессионального спортсмена состоит из постоянных тренировок при сильных физических нагрузках. Это в результате может стать причинное преждевременного износа организма. Таким образом, профессиональные болезни спортсменов также распространены, как и в любой другой сфере жизнедеятельности человека, например, у штангистов могут развиваться серьезные патологии позвоночного столба.

Вполне очевидно, что все профессиональные болезни спортсменов проявляются после завершения карьеры. Это связано с естественным старением организма, которое может ускориться под воздействием чрезмерных физических нагрузок. Также понятно, что профессиональные заболевания у представителей различных спортивных дисциплин отличаются.

Причины развития профессиональных болезней спортсменов

Ученые полностью осознают тот факт, что изучение причин развития болезней у профессиональных атлетов и любителей спорта должно активно проводиться. Сейчас этому можно найти три причины:

  1. В спорт и физкультуру вовлекается все больше людей.
  2. Физические нагрузки на тренировках значительно возросли.
  3. Профессиональные болезни спортсменов встречаются все чаще.
Следует заметить, что физическая активность (нагрузка) необходима для нормального функционирования организма, но она должна рассчитываться для каждого человека в индивидуальном порядке. Лишь умеренная нагрузка способна принести пользу здоровью. Однако крайне сложно точно определить ту нагрузку, которая может считаться оптимальной и в результате он оказывается недостаточной либо чрезмерной.

Если нагрузка оказалась недостаточной, то такое состояние организма ученые называют гипокинезией (гиподинамией). Признаемся сами себе, что именно подобное состояние характерно для нашего общества. Однако негативной является не гиподинамия в целом, а только ее определенное состояние.

Именно этот факт и необходимо учитывать при подборе физической нагрузки, так как если гиподинамия выйдет за пределы допустимой с физиологической точки зрения, то в организме активируются патологические изменения. Сейчас, как вы вероятно уже поняли, разговор идет о чрезмерной гипокинезии.

Чрезмерная физическая активность также может принести вред, как и недостаточная. В среде ученых она называется гиперкинезией (гипердинамией). Гиперкинезия может превратить в негативную только в том случае, если она избыточна. В таком случае в организме также начнутся патологические процессы. Так как организм человека индивидуален, то и нагрузка должны подбираться в каждом конкретном случае отдельно. Согласитесь, что для больных людей бег в среднем или даже медленном темпе на 200 метров способен быть чрезмерной нагрузкой точно так же, как для профессионального атлета бег на дистанцию в 50 километров.

Понятие чрезмерная физическая активность предполагает наличие такой нагрузки, которая существенно превышает индивидуальные возможности человека. Причем в зависимости от состояния человека, одна и также нагрузка может быть чрезмерной или же недостаточной. Люди могут совершенствоваться только в условиях допустимой физической активности. А гипо- и гиперкинезия приводят к развитию патологических изменение в организме.

Виды профессиональных болезней спортсменов


Мы уже отмечали, что в каждом виде спорта существуют свои профессиональные заболевания, что вполне объяснимо. Давайте рассмотрим наиболее популярные виды спорта и заболевания, связанные с ними.

Профессиональные болезни в плавании


Для людей, профессионально занимающихся плаванием и дайвингом, характерны следующие заболевания:
  1. Острый отит - воспалительные процессы в ухе, сопровождающиеся болевыми ощущениями, снижением слуха, а также выделением гноя.
  2. Баротравмы - повреждения получает среднее ухо вследствие погружений на большую глубину.
  3. Различные инфекционные болезни носовых пазух и уха - причиной развития этих заболевания являются всевозможные инфекции.
  4. Нарушения в работе барабанной перепонки - в основном это заболевания является следствием полученных баротравм.
  5. Экзостоз слухового прохода.
  6. Развитие грибковых инфекционных заболеваний в ухе.
Последствия всех этих профессиональных болезней спортсменов очевидны - болевые ощущения в ухе, хронические гайморит и синусит, головокружение, звон и шумы в ушах, а также нарушение остроты слуха. Также необходимо вспомнить и о таких болезнях пловцов, как артроз плечевых суставов и остеохондроз шейного отдела позвоночного столба.

Профессиональные болезни в футболе


Всем известно высоком риске получения травмы в этом виде спорта, что возможно не только во время матча, но и на тренировке. Наиболее уязвимы в футболе ноги, коленный и голеностопный суставы. Несколько реже травмируется голова и руки. Наиболее распространенными в футболе травмами являются растяжения связок, вывихи, переломы, разрывы связок и мускулов, повреждение надкостницы и сотрясение головного мозга.

Следует признать, что травмы являются распространенным явлением среди футболистов, но эта не единственная патология в данной спортивной дисциплине. Вот самые часто встречаемые профессиональные болезни спортсменов в футболе:

  • Различные воспалительные процессы в суставно-связочном аппарате.
  • Воспалительные реакции сухожилий, а также связок, например, тенденит.
  • Периостит - воспалительные процессы в надкостнице.
  • Асептические воспалительные процессы мускулов - травматические миозиты.
  • Воспалительные реакции кровеносных сосудов - флебиты, а также васкулиты.
  • Болезни Альцгеймера и Паркинсона.
Практически все эти заболевания являются следствием ранее полученных спортсменами травм. К сожалению, без травм в спорте не обойтись.

Профессиональные болезни бегунов


Среди молодых людей бег является популярным средством борьбы с лишним весом. Однако если заниматься легкой атлетикой профессионально, то возможно развитие следующих заболеваний:
  1. Так как во время бега активно нагружаются икроножные мускулы, то зачастую у бегунов развивается тенденит голеностопа.
  2. Болевые ощущения в области коленного сустава, которые также известны под названием «колено бегуна» - заболевание развивается из-за неправильного разгибания этого сустава.
  3. Синдром подвздошно-большеберцевой фасции - развивается в момент приземления ноги при выпрямленном коленном суставе.
  4. Воспаление надкостницы большеберцовой кости.
  5. Фасцит толстого сухожилия подошвенного отдела стопы - причина развития заболевания заключается в сильном отталкивании стопы от беговой дорожки.
  6. Повреждения мускулов бедра, икр, а также сухожилий.
  7. Трещины и переломы в костях голеностопа.

Очень часто все перечисленные выше профессиональные болезни спортсменов в легкой атлетике развиваются из-за не соблюдения правильной техники бега либо по причине некачественного покрытия дорожки.

Профессиональные болезни в теннисе


Наиболее распространенной профессиональной болезнью спортсменов в теннисе является травматический эпиконделит («теннисный локоть»). Причина развития заболевания заключается в чрезмерных нагрузках на локтевой сустав. Также возможны микротравмы сухожилий пальцев и разгибателей кисти. Кроме этого велика вероятность получения различных мелких повреждений, например, ушибов и мозолей на ладонях или стопах.

Также следует отметить и несколько других распространенных заболеваний теннисистов:

  • Разрывы, а также растяжения связок.
  • Подвывихи и вывихи.
  • Артрит плечевого сустава.
  • Повреждения околопяточных мускулов и связок.
  • Спондилолистез и грыжи межпозвоночных дисков.
  • Повреждения пояснично-крестцовых позвонков.
У опытных теннисистов очень часто встречаются все возможных воспалительные процессы.

Профессиональные болезни в боксе


Бокс является одним из самых зрелищных и популярных видов спорта, однако для самих атлетов он является весьма травмоопасным. За один бой спортсмен может получить несколько десятков ударов, что не может бесследно пройти для здоровья. Впрочем, бывает и одного пропущенного удара, который может стать причиной развития, скажем, ретроградной амнезии.

Очень часто у боксеров наблюдаются нарушения в работе органов слуха. Это касается не только непосредственно остроты слуха, но также появления шума в ушах, головокружений и расстройств вестибулярного аппарата. Среди наиболее распространенных в боксе травм следует отметить ушибы, рассечения, переломы носа, а также черепно-мозговые травмы.


Все они в будущем обязательно дадут о себе знать и приведут к нарушению кровообращения в мозге, появлению судорожного синдрома, параличей и парезов. Не менее опасными могут быть и удары по корпусу. Они могут вызвать нарушения в работе внутренних органов, например, разрывы селезенки или печени. В результате спортсмен может стать инвалидом или даже все закончится летальным исходом.

Говорить о профессиональные болезни спортсменов можно очень долго, ведь в любой спортивной дисциплине имеют место быть свои заболевания. В целях профилактики серьезных нарушений здоровья многие специалисты в области спортивной медицины видят лечебную физкультуру. Это позволяет ускорить регенеративные процессы, и атлеты получат возможность быстро восстанавливаться. Безусловно, в условиях современного спорта большое значение имеет и фармацевтическая поддержка, однако это тема для отдельной статьи и может даже не одной.

Как спортсменам избежать профессиональных заболеваний, смотрите здесь:

Хотя этот вид спорта относится к циклическим видам, следует отметить, что различные способы плавания отличаются различной степенью нагрузки на отдельные звенья опорно-двигательного аппарата, что часто приводит к их перегрузке и возникновению болезненного процесса. Занятия «на суше» с включением большого количества вспомогательных упражнений скоростно-силового и сложнокоординационного характера с целью снятия эмоциональной усталости и повышения общей физической подготовленности спортсмена, часто приводят к травмам различной локализации.

В плавании наибольшая частота поражения отмечается в трех звеньях локомоторного аппарата: коленном, плечевом суставах и области поясницы, на долю которых приходится 55,6% всей патологии.

Острые травмы опорно-двигательного аппарата у пловцов составляют 60,5% всей патологии. Среди них наиболее распространены повреждения менисков, передней крестообразной и боковых связок коленного сустава. Большой удельный вес имеют комбинированные травмы капсульно-связочного аппарата, наиболее часто локализующиеся в области коленного и голеностопного суставов.

К тяжелым травмам относятся переломы и вывихи. Следует отметить, что тяжелые травмы опорно-двигательного аппарата характерны для пловцов. Такое положение выходит за рамки нашего представления о частоте тяжелой патологии. Вероятно, это связано с тем, что существует мнение о плавании как малотравматичном виде спорта.

Однако практика показывает, что в системе многолетней подготовки пловца большой удельный вес приходится на скоростно-силовые и сложнокоординированные упражнения. Кроме того, следует подчеркнуть, что в тренировке пловцов большое место отводится различным играм, что значительно повышает вероятность получения травм. Вывихи у пловцов в основном возникают при занятиях как результат различных технических ошибок.

Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата у пловцов составляют 39,5%. Среди них наиболее распространены заболевания суставов верхних конечностей, а также патология позвоночника. Хотя частота указанных заболеваний примерно одинакова, отношение к ним должно быть различным, так как прослеживается различие причинного характера. Так, основной причиной заболеваний крупных суставов (имеются в виду плечевые и коленные суставы) у пловцов является хроническая перегрузка, микротравматизация капсульно-связочного аппарата, хотя иногда наблюдаются заболевания суставов, связанные с ранее перенесенной травмой.

Патология же позвоночника у пловцов , как правило, имеет врожденный характер в виде переходного позвонка, аномалии боковых масс крестцовых позвонков, незаращения дужек L-5 и S1, аномалии тропизма и т. п. Поясничные боли у пловцов в таких случаях появляются на фоне больших тренировочных нагрузок. Кроме того, необходимо отметить, что плаванием обычно начинают заниматься дети, страдающие различными пороками осанки, имевшие начальные признаки сколиоза и т. д. Очень часто спортивное плавание начинается с лечебного.

Появление поясничных болей можно объяснить срывом адаптационных механизмов и недостаточно полной реализацией механизмов компенсации, несоответствием уровня физических нагрузок функциональным возможностям позвоночника с его капсульно-связочным, суставным и нервно-мышечным аппаратами.

Хроническая патология миоэнтезического аппарата у пловцов локализуется преимущественно в области бедра и часто является следствием патологии поясничного отдела позвоночника. Хронические заболевания сухожилий представляют, как правило, паратенониты ахиллова сухожилия, возникающие после выполнения большой нагрузки при прохождении кроссовых дистанций.

  • Сидоров В.И., Доможилова Ю.В., Мартынычева Е.И., Никифорова Т.Н., Платонова Е.Е. Учебное пособие по химии в строительстве (Документ)
  • Платонова И.А., Талибов О.Б. и соавт. Ведение больных с острым нарушением мозгового кровообращения на догоспитальном этапе (Документ)
  • Люсеро Б. Плавание. 100 лучших упражнений (Документ)
  • Лекции по гидравлике (Лекция)
  • Платонова Н.И. История археологической мысли в России. Вторая половина XIX - первая треть XX века (Документ)
  • n1.doc

    Рис. 29.13

    Упражнения для растя­гивания среднего и заднего пучков дельтовидной мышцы

    Рис. 29.14

    Упражнения для растя­гивания мышц спины

    Программа реабилитации при «плече пловца» в первые восемь дней включает 15-минутное согре­вание болезненного участка, глубо­кий растирающий, массаж, продол­жительностью до 1,5 мин и упраж­нения на растягивание, каждое продолжительностью по 2 мин, лег­кий массаж в течение 5 мин для усиления кровотока и расслабления спортсмена и 20-минутный массаж с использованием льда; начиная с девятого дня - один растирающий массаж в неделю, упражнения на растягивание перед каждым трени­ровочным занятием и массаж с ис­пользованием льда после них.

    29.3. БОЛЕВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ В ОБЛАСТИ КОЛЕННОГО СУСТАВА

    Приблизительно 25 % квалифици­рованных пловцов жалуются на бо­левые ощущения в области колен­ного сустава, связанные с коленной

    Чашечкой или с медиальными структурами коленного сустава.

    Строение. Коленный сустав об-разую1 бедренная и болыпеберцо-вая кос /и и коленная чашечка. Бед­ренная и болыпеберцовая кости со­единяются четырьмя связками - медиальной коллатеральной, лате­ральной коллатеральной и перед­ней и задней крестообразными (рис. 29.15), которые обеспечивают сгибание и выпрямление ноги в ко­ленном суставе, а также некоторое вращение болыпеберцовой кости относительно бедренной.

    Между бедренной и болыпебер­цовой когтями находятся два хряща - медиальный и латеральный ме­ниски, которые выполняют роль прокладок между этими костями и обеспечивают нормальное движе­ние колена.

    Коленная чашечка не только сообщает силу четырехглавой мышце бедра, надколенной связке и, следовательно, болыпеберцовой кости при активном выпрямлении ноги в коленном суставе, но и пе­редает сжимающее усилие распо­ложенной ниже бедренной кости (рис. 29.16). Такое усилие непос­редственно связано с углом сгиба­ния ноги в коленном суставе и усилием, которое приложено попе­рек сустава четырехглавой мыш­цей; при спускании по ступенькам между коленной чашечкой и бед­ренной костью создается сжимаю­щее усилие, эквивалентное двум - трем массам тела.

    Причины болевых ощущений. Наиболее типичным видом болевых ощущений в области коленного сустава является так называемая хондромаляция, вызванная сжати­ем коленной чашечки.

    Повторяющиеся сгибания и раз­гибания ноги в коленном суставе при плавании любым способом, и особенно брассом, могут вызвать болевые ощущения в области коле­на; они усугубляются при ходьбе по ступенькам, выполнении приседа­ний, продолжительном пребывании в сидячем положении и, естествен-

    ЧАСТЬ 6 Внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки



    Рис. 29.15

    Строение коленного

    сустава (вид спереди,

    мышцы не показаны)

    Рис. 29.16

    Биомеханическая диаграмма колена, отражающая сжи­мающие усилия коленной чашечки. При сокращении мышцы бедра образуется сила (А), вызывающая рав­ную и противоположно направленную силу (В), а вместе они образуют силу (С), представляющую собой сжимающее усилие между коленной чашечкой и бедренной костью

    Но, при ударных движениях ногами во время плавания. Иногда после физической нагрузки может на­блюдаться небольшое опухание сустава. Как правило в медиальной, латеральной и задней части колен­ной чашечки болевые ощущения не наблюдаются.

    Иногда происходит частичное или полное смещение коленной ча­шечки, что вызывает боль и ощу­щение перекашивания (рис. 29.17). Это серьезная проблема для специ­ализирующихся в брассе, посколь­ку вальгусная (вывернутая наружу) конфигурация колена (рис. 29.18) при каждом ударном движении ног предрасполагает коленную чашечку к смещению.

    Второй тип болевых ощущений в области коленного сустава связан с меДиально-коллатеральной связ­кой и характерен для специализи­рующихся в брассе. Для эффектив­ного выполнения ударных движе­ний ногами колено должно быть вывернутым наружу, что приводит к растяжению медиальной коллате­ральной связки и появлению боле­вых ощущений. В очень редких слу­чаях может произойти разрыв ме­диальной коллатеральной связки, однако обычно боль вынуждает прервать тренировку.

    При боли в средней части суста­ва врач должен учесть вероятность разрыва медиального мениска, что, в принципе, не типично, если у плов­ца не было травмы непосредственно связанной с плаванием. Возникнове­ние боли на этом участке может вы-

    Зывать и складка мембранозной выстилки коленного сустава, что, од­нако, встречается нечасто.

    Лечение болевых ощущений. Болевые ощущения в области ко­ленного сустава, обычно, связаны с интенсивной тренировкой, поэтому одним из лечебных факторов явля­ется относительный отдых. Особо следует ограничивать мощность стартов и поворотов. При хондро-моляции рекомендуются упражне­ния для укрепления четырехглавых мышц (избегая сгибания).

    В некоторых случаях использу­ют нестероидные противовоспали­тельные препараты и накладывают лед. Использование бандажа (рис. 29.19) из неопрена с отверсти­ем в районе коленной чашечки по­могает избежать чрезмерного ее движения, тем самым снижая боле­вые ощущения.

    Хирургическое вмешательство назначается редко, поскольку редко приводит к положительным резуль­татам. Исключение составляют слу­чаи разрыва мениска или «разбол­танности» коленной чашечки.

    Тренер должен знать психоло­гические особенности учеников, обсуждать с ними проблему профи­лактики травм, а травмированным разъяснить целесообразные пути лечения и реабилитации.

    29.4. БОЛЕЗНИ УХА

    Болезни уха довольно часто встреча­ются и у тех, кто не занимается пла­ванием. Пловцы же проводят много времени в воде и поэтому еще в большей мере им подвержены.

    Строение. Слуховой аппарат состоит из внешнего, среднего и внутреннего уха (рис. 29.20). Внеш­нее в основном состоит из внешне­го ушного канала и отделено от среднего барабанной перепонкой. Мелкие кости соединяют внутрен­нюю часть барабанной перепонки со средним ухом, обеспечивая пе­редачу звука нервам, расположен­ным во внутреннем ухе.

    ГЛАВА 29 Заболевания и травматизм у пловцов










    Наружный отит. У пловцов на­столько распространен острый и хронический наружный отит, что его нередко называют «ухом плов­ца». В результате воздействия воды нарушается нормальное смазыва­ние уха серой, что приводит к вы­сушиванию кожи и инфицирова­нию. Инфицирование внешнего ушного канала вызывает боль и опухание внешнего уха, и если не принимаются меры, инфекция мо­жет распространиться в среднее ухо и привести к утрате слуха.

    Большинство ушных капель со­держат антибиотики. Для лечения наружного отита применяют колои-мицин или кортиспорин. В первое время уши закапывают не менее четырех раз в день. После снятия острых симптомов - два -три раза в неделю специально приготовлен­ными ушными каплями.

    Средний отит, как свидетель­ствует его название, является ин­фекционным заболеванием средне­го уха. В результате воспаления и опухания может закупориться ев­стахиева труба, что повышает дав­ление в среднем ухе, вызывая боль, порой очень мучительную. Возмож­на перфорация барабанной пере­понки. Средний отит нередко соп­ровождается повышением темпера­туры.

    Хроническая инфекция может привести к хронической потере слуха. Лечение предусматривает пероральное (редко внутривенное) употребление антибиотиков; одних лишь ушных капель, содержащих

    Антибиотики, как правило, недоста­точно. Иногда, и особенно у моло­дых людей, в барабанной перепон­ке хирург делает небольшое отвер­стие и вставляет трубочку, чтобы уменьшить давление и снять боль в среднем ухе. После удаления тру­бочки рана затягивается. Если имело место такое оперативное вмешательство следует избегать по­падания воды в ухо.

    Экзостоз. Длительное воздей­ствие холодной воды может выз­вать образование нароста во внеш­нем ухе, - так называемого кост­ного экзостоза. При значительном экзостозе могут возникать инфек­ции, поскольку во внешнем канале задерживается вода, вызывая маце­рацию кожи уха. Использование ушных капель обычно предотвра­щает развитие экзостоза и поэтому хирургическое вмешательство тре­буется нечасто.

    Инородные тела - песок, ма­ленькие частицы инородных тел или насекомые, иногда могут попа­дать во внешний ушной канал. Они вызывают раздражение и чувство дискомфорта. Существует опас­ность, что пловец попытается их удалить с помощью тампона на стержне или другого приспособле­ния, а это может вызвать мацера­цию кожи (предрасполагая к ин­фекции) или барабанной перепон­ки. Поэтому, если инородное тело легко не удаляется, следует обра­титься к врачу за помощью.

    Хронический зуд в ушах чаще всего обусловлен экзематозным дерматитом или пересыханием и шелушением кожи во внешнем уш­ном канале и для его устранения используют стероиды (местно).

    Болезни уха и тренировочные занятия. Заболевания уха не требу­ют прекращения занятий, за ис­ключением начальных стадий внешнего отита и перфорации ба­рабанной перепонки (вследствие инфекции или в результате хирур­гического вмешательства). Главное - это не допустить попадания в уши воды. Для этого используются

    ЧАСТЬ 6

    Внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки

    Различные ушные вкладыши. При эффективном лечении болезни уха не оказывают серьезного влияния на спортивные результаты.

    29.5. ЗАБОЛЕВАНИЯ ГЛАЗ

    Глаз человека представляет собой шар, в который попадает свет, па­дая на сетчатку, которая передает сигналы в головной мозг, где они трансформируются в зрительный образ. Свет фокусируется на сет­чатку хрусталиком, окруженным радужной оболочкой. Передняя часть глазного яблока, которая обеспечивает прохождение света к хрусталику, называется роговицей. Она окружена конъюнктивой, - оболочкой, покрывающей склеру и внутреннюю часть век.

    Поскольку пловец много време­ни проводит в воде, то основная проблема связана с ее воздействи­ем на роговицу и конъюнктиву.

    Отек роговицы обычно связан с продолжительным воздействием воды, вследствие чего нарушается преломление луч^й света, проходя­щих через роговицу и возникают хорошо известные пловцам гало вокруг источников света. При этом может повыситься восприимчи­вость глаза к свету.

    Хлоридный кератит. Потеря по­верхностных клеток роговицы вследствие длительного воздей­ствия хлорированной воды вызыва­ет ощущение, что в глаз что-то по­пало и может сопровождаться болью. Ощущение обычно через один-два дня проходит, однако при возобновлении воздействия хлори­рованной воды возникает вновь. Проблема решается с помощью оч­ков для плавания.

    Конъюнктивит, или воспаление конъюнктивы, характеризуется покраснением глаз. Обычной при­чиной является химическое раздра­жение вследствие длительного пре­бывания в воде бассейна или в морской воде. Для лечения исполь­зуют специальные капли. Умень-

    Шению распространенности этого заболевания в последние годы спо­собствовало использование очков для плавания.

    Хлорирование воды в бассейнах привело к устранению практически всех инфекционных заболеваний конъюнктивы. Большинство из них лечат антибиотиками. Кератоконъ-юнктивит, вызванный трахомой (эта форма конъюнктивита чаще встречается в странах третьего ми­ра), лечат при помощи пероральных тетрациклиновых антибиотиков.

    Вирусы также могут вызвать инфекционные заболевания глаз. Известным примером является ке-ратоконъюнктивит, вызванный ви­русом герпеса (главная причина слепоты в США) и аденовирусом. Последний может вызывать инфек­ционные заболевания не только глаз, но и горла. Однако благодаря тому, что большинство спортсменов плавают в очках, риск инфекцион­ных заболеваний и воспалений глаз значительно снизился.

    29.6. БРОНХОСПАЗМ. ВЫЗВАННЫЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ

    Распространенным хроническим заболеванием является астма, ха­рактеризующаяся периодическими приступами одышки. Вследствие разнообразных причин (аллергии, инфекции, чувствительности к ле­карственным препаратам, физи­ческой нагрузки) происходит брон-хоспазм - затрудняющее дыхание сужение дыхательных путей.

    Около 60 - 90 % астматиков под­вержены бронхоспазмам в связи с физической нагрузкой. Они 1 также наблюдаются у 40 % детей, страда­ющих аллергиями и сенной лихо­радкой.

    Бронхоспазм, обусловленный физической нагрузкой сопровожда­ется ощущением тяжести в груди, кашлем, одышкой, стерторозным дыханием и утомлением. Приступ возникает сразу после нагрузки,

    ГЛАВА 29

    Заболевания и травматизм у пловцов

    Резко и длится от нескольких ми­нут до двух часов, а прекращается, как правило, спонтанно. Для диаг­ноза используют тестирование ле­гочной функции после физической нагрузки. Снижение легочной функции на 15%, как правило, ука­зывает на бронхоспазм; стертороз­ное дыхание нередко можно вы­явить при помощи стетоскопа.

    Лечение. Среди пловцов немало астматиков. Наиболее популярным из лекарств, которые помогают им показывать высокие результаты, яв­ляется теофилин (в капсулах или таблетках). Зачастую используют и бета-адренергические (Р 2) агонисты, воздействующие, главным образом, на легкие. Недавно битолтерол (тор-налат), орципреналин, римитерол, тербуталин (бретер), сальбутамол альбутером, вентолин, провентил МОК исключил из списка запре­щенных препаратов, поскольку они

    Практически не влияют на сердеч­но-сосудистую систему.

    Однако наиболее эффективным для предотвращения приступов ас­тмы является кромолин натрия (ин-тал), поскольку он уменьшает выде­ление химических веществ, вызы­вающих бронхоспазм. Вместе с тем, если приступ уже начался, он мало­эффективен.

    При очень сильном приступе ас­тмы возможно использование како­го-либо кортикостероидного препа­рата, поскольку МОК это разрешает, однако об этом следует предупре­дить медицинскую комиссию МОК. Некоторые препараты, используе­мые для снятия приступов астмы, например сложные соединения, со­держащие эфедрин, эпинефрин, псевдоэфедрин, метапротеренол и изопротеренол запрещены для спор­тсменов, так как влияют на деятель­ность сердечно-сосудистой системы.

    t


    ЛИТЕРАТУРА

    ЧАСТЬ 1

    Ганчар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: Учеб.- Мн.: Четыре четверти, Экоперспектива, 1998. - 352 с.

    Каунсилмен Дж.Е. Наука о плавании.- М.: Физкультура и спорт, 1972.- 429 с.

    Каунсилмен Дж.Е. Спортивное плавание,- М: Физкультура и спорт, 1982.- 208 с.

    Макаренко Л.П. Техническое мастерство пловцов,- М.: Физкультура и спорт, 1975.- 224 с.

    Платонов В.Н., Вайцеховский СМ. Тренировка пловцов высокого класса.- М.: Физкультура и спорт.- 1985.- С.119-132.

    Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте.- К.: Олимпийская литература, 1997,- С.208 -219.

    Спортивное плавание / Под. ред. БулгаковойН.Ж,- М.: ФОН, 1996.- 430 с.

    ХальяндР., ТампТ., КаалР. Модели техники спортивных способов плавания с методикой совершенствования и контроля: Учеб. материал,- Таллинн, 1986,- 98 с.

    Штарк Г. Изучение и совершенствование спортивной техники // Учение о трени­ровке.- М.: Физкультура и спорт, 1971,- С.216 - 233.

    Энока P.M. Основы кинезиологии. - К.: Олимпийская литература, 1998.- 399 с.

    Adrian, M., Singh, M. & Karpovich, P. (1966) Energy cost of the leg kick, arm stroke and whole stroke. J. Appl. Phys. 21: 1763-1766.

    Alexander P.M. (1983). Animal mechanics. Oxford: Blackwell Scientific.

    Barthels, K.M. (1979). The mechanism for body prropulsion in swimming. In J. Te-rauds & E.M. Bedingfield (Eds.), Iternational symposium of biomechanics: Swimming III (pp. 45-54). Baltimore: University Park Press.

    Brown, R.M. & Cfeunsilman, J.E. (1971) The role of lift in propelling swimmers. In Cooper, J.M. (ed.) Biomechanics. Chicago: Athletic Institute, pp. 179-188.

    Colwin, C. (1984a). Fluid dynamics: Vortex circulation in swimming propulsion. In T.F. Welsh (Ed.), American Swimming Coaches Association world clinic yearbook 1984 (pp. 38-46). Fort Lauderdale, FL: American Swimming Coaches Association.

    Colwin CM. Swimming into the 21th Century.- Human Kinetics Publisher, Champaing, Illinois, 1992, P. 1-100.

    Costill D.N., Maglischo E.W. Richardson A.B. Handbook of Sports Medicine and Science. Swimming. - Blackwell Scientific Publications. - London.- 1992.- P.43-130.

    Counsilman, J.E., & Wasilak, J.M. (1982). The importance of hand speed and accelera­tion in swimming the crawl stroke. Swimming Technique, 18(1), 22-26.

    Craig, A.B., & Pendergast, D.R. (1979). Relationships of stroke rate, distance per stroke, and velocity in competitive swimming. Medicine and Science in Sports, 11, 278-283.

    Craig, A.B., Skeehan, P.L., Pawelczyk, J.A., & Boomer, W.L. (1985). Velocity, stroke rate and distance per stroke during elite swimming competition. Medicine and Science in Sports and Exercise, 17(6), 625-634.

    Hanauer, E. (1967) The grab start. Swim. World 8:5, 42.

    Handley, L. de B. (1928). Swimming for women. New York: American Sports Publishing.

    Hay, J.G., Guimaraes, ACS., & Grimston, S.K. (1983). A quantitative look at swimming biomechanics. Swimming Technique, 20(2), 11-17.

    Hoecke, G., & Grundler, G. (1975). Use of light trace photography in teaching swimming. In L. Lewillie & J.P Clarys (Eds.). International series on sport sciences: Vol 2 Swimming II (pp. 194-206). Baltimore: University Park Press.

    Kiphuth, R.J.H. (1942). Swimming. New York: Barries.

    Lilienthal, O. (1889). Der Vogelflug als Grundlage der Fliegekunst. Berlin: Ouldenberg.

    Muckenfuss N.A. A sideview of back stroke / "Swimming Technique", 1987, V.24, S.ll -15.

    Литература

    Magy L. From a technical angle / "Swimming Technique", 1989, V.26, S.16-19.

    Pai, Y.-C, Hay, J.G., & Wilson, B.D. (1984). Stroking tech­niques of elite swimmers. Journal of Sports Science, 2(3). 225-239.

    Persyn, U. (1978). Evaluation in swimming. Unpublished manuscript, Katholieke Universiteit, Leuven, Belgium.

    Reischle, K. (1979). A kinematic investigation of move­ment patterns in swimming with photooptical methods. In J. Terauds & E.W. Bedingfield (Eds.), International Symposium of Biomechanics: Swimming III (pp. 127-136). Baltimore: University Park Press.

    Schleihauf, R.E. (1977). Swimming propulsion: A hydro-dynamic analysis. In R. Ousley (Ed.), American Swimming Coaches Association world clinic yearbook 1977 (pp. 49-81). Fort Lauderdale, FL: American Swimming Coaches Association.

    Schleihauf, R.E. (1979). A hydrodynamic analysis of swim­ming propulsion. InJ. Terauds & E.W. Bedingfield (Eds.), International Symposium of Biomechanics: Vol. 8. Swimming III (pp. 70-109). Baltimore: University Park Press.

    Schleihauf, R.E. (1984) Biomechanics of swimming propulsion. In Johnston, Т., Woolger, J. & Scheilder, D. (eds) 1983 ASCA World Clinic Yearbook. Fort Lauderdale, Florida: American Swimming Coaches Association, pp. 19-24.

    Sharp, R.L., & Costill, D.L. (1989). Shaving a little time. Swimming Technique, 26(3), 10-13.

    Schubert M. Sport illustraited competitine swimming: techniques for champions.- New York, 1990.- 238 p.

    Thorsen, E.A. (1975) Comparison of the conventional and grab start in swimming. Tidsofkr. fur Legensp. 39:130-138. Universite Libre de Bruxelles Laboratoire de l"effort. Vol. 2. Swimming II (pp. 194-206). Baltimore: University Park Press.

    Ungerechts, B.E. (1983). A comparison of the movements of the rear parts of dolphins and butterfly-swimmers. In A. P. Hollander, P. Huijing, & G. de Groot (Eds.), International series on sports sciences: Vol. 14. Biomechanics and medicine in swimming (pp. 215-221). Champaign, IL: Human Kinetics.

    Von-Holst, E., & Kuchemann, R.(1942). Biological and aerodynamic problems in animal flight (Abridged Transla­tion). The Journal of the Royal Aeronautical Society, 46, 39.

    Weis-Fogh, T. (1973). Quick estimates of flight fitness in hovering animals including novel mechanisms for lift propul­sion. Journal of Experimental Biology, 59(1), 169-230.

    Weissmuller, J. (1930). Swimming the American crawl. London: Putnam.

    ЧАСТЬ 2

    Абсалямов Т.М., Липский Е.В. Комоцкий В.М. Структура соревновательной деятельности пловцов-спринтеров как основа оптимизации тренировочного процесса // Пробле­мы моделирования соревновательной деятельности. - М.: Госкомспорт СССР, 1985. - С. 17-26.

    Липский Е.В. Анализ соревновательной деятельности пловца // Научное обеспечение подготовки пловцов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 45 - 63.

    Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - К.: Здоров"я, 1988. - С. 44-77.

    Платонов В.Н., Вайцеховский СМ. Тренировка плов­цов высокого класса.- М.: Физкультура и спорт, 1985.- С.49-52.

    Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте,- К.: Олимпийская литература, 1997,- С.27-46.

    Platonov V.N., Fesenko S.L. Los sistemas de entre-namiento de los mejozes nadadores del mundo. - Barcelona: Paidotnibo, 1994. - P. 125-145.

    Haljand R. Tehnical and tactical parameters of competi­tion performances-competition anayisis in European Swimming Championships. - Moscow, 1999. P. 1 - 7.

    Mader A. Die Komponenten der Stoffwechselleistung in den leichtathlestichen Ausdauerdisziplinen - Bedentung fur die Wettkampfleistung und Moglichkeiten zu ihrer Bestimmung // Neue Tendenzen im Ausdauertraining. - Bundesausschub Leistungssport. - 1994. - P. 127-219.

    Troup J. World Championship Video Analysis of Competitive // Studies by the International Center for Aquatic Research 1990-1991. - Colorado Springs: United States Swimming Press, - 1991. - P. 81-100.

    ЧАСТЬ 3

    Булатова М.М. Теоретико-методические основы реализации функциональных резервов спортсме­нов в тренировочной и соревновательной деятельности: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - К., 1996. - 50 с.

    Булатова М.М. Теоретико-методические аспекты реа­лизации функциональных резервов спортсменов высшей квалификации // Наука в олимпийском спорте: Специаль­ный выпуск. - 1999. - С. 33-51.

    Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. 10.

    Булгакова Н.Ж. Теоретические и методические аспек­ты проблемы отбора в спорте (результаты совместных ис­следований специалистов ГДР и СССР по проблеме "ода­ренность - отбор"). - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 118 с.

    Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.

    Волков Л.В. Теория спортивного отбора: способности, одаренность, талант. - К.: Вежа, 1997.- 128 с.

    Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: Физ­культура и спорт, 1986. - 208 с.

    Иорданская Ф.А. Главный рекорд - здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 64 с.

    Макаренко Л.П. Юный пловец. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 288 с.

    Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - К.: Олимпийская литература, 1999. - 316 с.

    Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 1997. - С.394-420.

    Родионов А.В. Психолого-педагогические методы по­вышения эффективности оперативных задач в спорте: Ав­тореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1990. - 46 с.

    Сахновский К.П. Подготовка спортивного резерва,- К.: Здоров"я, 1990.- 152 с.

    Сергиенко Л.П. Генетика двигательных способностей: состояние изучения проблемы и перспективы // Наука в олимпийском спорте: Специальный выпуск. - 1999. - С. 78-87.

    Литература

    Сирис П.З., Гайдарска П.М., Рачев К.И. Отбор и прог­нозирование способностей в легкой атлетике. - М: Физ­культура и спорт, 1983. - 103 с.

    Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 147 с.

    Тимакова Т.С. Критерии управления многолетней под­готовкой квалифицированных спортсменов (циклические виды спорта): Автореф. дис. в виде науч. докл. ... д-ра пед. наук. - М„ 1998. - 76 с.

    Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - К.: Олимпийская литература, 1998. - 335 с.

    Шварц В.Б., Хрущев СВ. Медико-биологические ас­пекты спортивного отбора и ориентации. - М.: Физкуль­тура и спорт, 1984. - 152 с.

    Arnot R., Gaines С. Tratado de la actividad fisica. Selec­tion su deporte. - Barcelona: Paidotribo, 1992. - 453 p.

    Gedda L. Sports and Genetics. A Study on Twins - Acta genet, med at gemeil, 1960. - V. 9, №4. - P.

    Hollmann W., Hettinger T. Sportmedezin Arbeiteund Trainingsgrundlagen. - Stuttgart. - New York, 1980. - 773 p.

    ЧАСТЬ 4

    Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов,- М.: Физкультура и спорт, 1986.- 191 с.

    Вайцеховский СМ. Система подготовки пловцов к Олимпийским играм // Современный олимпийский спорт. Материалы междунар. конгр. - К.: КГИФК, 1993. - С.116-118.

    Верхошанский Ю.В. Программирование и организа­ция тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

    Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической
    подготовки спортсменов - М.: Физкультура и спорт, 1988.
    - 331 с. |

    Волков Л.В. Спортивная подготовка детей и подрос­тков. - К.: Вежа, 1998. - 190 с.

    Каунсилмен Дж. Спортивное плавание. - М.: Физ­культура и спорт, 1982. - 208 с.

    Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы спортивной подготовки. - К.: Олимпийская литература, 1999. - 315 с.

    Основы теории и методики физической культуры / Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

    Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спорт­сменов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 288 с.

    Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - К.: Здоров"я, 1988. - 320 с.

    Платонов В.Н., Фесенко СЛ. Сильнейшие пловцы ми­ра. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 304 с.

    Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация.- М.: Физкультура и спорт, 1985.- 147 с.

    Platonov Vladimir. Trening wyczynowy w plywaniu. Struktura i programy. - Warszawa, 1997. - 315 s.

    ЧАСТЬ 5

    Булатова М.М. Теоретико-методические основы реализа­ции функциональных резервов спортсменов в трениро­вочной и соревновательной деятельности: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - К., 1996. - 50 с.

    Булатова М.М., Платонов В.Н. Спортсмен в сложных климатогеографических условиях. - К.: Олимпийская ли­тература, 1996. - 173 с.

    Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

    Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (Основы теории и методики воспитания) - Изд. 2-е. -М.: Физкультура и спорт, 1980. - 200 с.

    Зенов Б.Д., Кошкин И.М., Вайцеховский СМ., Специ­альная физическая подготовка пловца на суше и в воде. - М.: Физкультура и спорт, 1986.- 79 с.

    Коц Я.М. Физиологические основы физических (дви­гательных) качеств // Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. 53-105.

    Лях В.И. Координационные способности школьни­ков.- Минск: Полымя, 1989.- 159 с.

    Метаболизм в процессе физической деятельности / Под ред. X. Харгвиса. - К.: Олимпийская литература, 1998. - 286 с.

    Моногаров В.Д. Генез утомления при напряженной мышечной деятельности // Наука в олимпийском спорте. - 1994. - №1. - С. 47-58.

    Платонов В.Н. Физическая подготовка пловцов высо­кого класса. - К.: Здоров"я, 1983. - 168 с.

    Платонов В.Н. Теория и методика спортивной трени­ровки. - К.: Вища шк., 1984. - 168 с.

    Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - К.: Здоров"я, 1988. - 216 с.

    Платонов В.Н., Фесенко СЛ. Сильнейшие пловцы ми­ра.- М.: Физкультура и спорт, 1990.- 304 с.

    Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.

    Платонов В.Н., Вайцеховский СМ. Тренировка плов­цов высокого класса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 256 с.

    Платонов В.Н., Булатова М.М. Ф1зична шдготовка спортсмена. - К.: Ол1мшйська лггература, 1995. - 320 с.

    УилморДж.Х., КостиллД.Л. Физиология спорта и двигательной активности.- К.: Олимпийская литература, 1997. - 503 с.

    Физиологическое тестирование спортсмена высоко­го класса / Под ред. Дж.Д. Мак-Дугласа, Г.Э. Уэнгера, Г.Дж. Грина.- К.: Олимпийская литература, 1998. - 431 с.

    Astrand P.O., Rodahl К. Textbook of Work Physiology. -McGraw-Hill, NY, 1986. - 682 p.

    Литература

    Atha H. Strengthening muscle // Exercise and sportsci-ences reviews. - 1981. - V. 9 - 1 с

    Bompa Т.О. Periodization of strength. The new wave in strength training // Veritas Publishing inc., 1995. - P. 279.

    Bosko C. Atleticastudi Stretch-Shortrening Cycle in Skeletal Muscle Function and Physiological Consideration on Explosive Power in Man // FIDAL, Centre Studi Ricerche, Jah/Feb., 1985. - 1. - P. 7-113.

    Costill D., Fink W., Hargreaves M. et al. Metabolic char­acteristics of skeletal muscle during detraining from compet­itive swimming // Med. Sci. Sports Exerc. - 1985. - V.17. - №3. - P. 339-343.

    Gambetta V. Principles of plyometric training // Track Technique, USA: Fall, 1987. - P. 3099-3104.

    Hirtz P. Koordinative Fahigkeiten / - In: Trainingswis-senschaft. - Berlin: Sportverlag, 1994. - S. 137-145.

    Mischenko V.S., Monogarov V.D. Fisiologia del deportista. - Barcelona: Paidotribo, 1994. - 328 p.

    Nadel E.R. Economy of Movement and Endurance Performance // Endurance in Sports. - Oxford: Blacwell Scientific Publications, 1992. - P. 179-188.

    Platonov V.N. El entrenamiento deportivo. - Barcelona: Paidotribo, 1995. - 332 p.

    Platonov V.N., Fesenko S.L. Los sistemas de entre­namiento de Los mejores nadadores del mundo. - V.l. - Barcelona: Paidotribo, 1994. - 356 p.

    Platonov V.N., Fesenko S.L. Los sistemas de entre­namiento de Los mejores nadadores del mundo. - V.2. - Barcelona: Paidotribo, 1994. - 320 p.

    Shubert I.U. Sports illustrated competitive swimming: techniques for champions.- New York. 1990.

    Science of Coaching Swimming // John Leonard (ed).- Illinois Leisure Press Champaign, 1992.- 162 p.

    Синхронное плавание по праву считается одним из самых красивых, изящных и зрелищных видов спорта. Красивые костюмы, музыка, пластика – от выступления девушек невозможно оторвать глаз. Ритмично двигаясь в воде, спортсменки воспроизводят художественный образ на языке тела.

    Многие мамы приводят своих дочерей именно в эту секцию. И если вы тоже задумываетесь об этом, но до конца еще не определились, надеемся, что мы развеем все ваши сомнения.

    Чего стоит ждать от занятий синхронным плаванием, мы решили узнать у старшего тренера-преподавателя Минской СДЮШОР № 1 БФСО «Динамо», кандидата в мастера спорта, тренера высшей квалификационной категории Кобловой Натальи Валерьевны.

    – Наталья Валерьевна, в каком возрасте предпочтительнее начинать занятия? Умение плавать обязательно или можно обучиться этому в процессе тренировок?

    Строгих требований нет. Мы приглашаем на занятия девочек от 5 лет и старше. Наши тренировки построены так, что дети, которые не умели плавать, быстро обучаются и уже очень скоро занимаются на одном уровне с остальными. Конечно, подготовка приветствуется, но это уже для личного старта.

    – По каким критериям тренеры выбирают наиболее способных претенденток?

    – В первую очередь тренер обращает внимание на рост родителей ребенка. Для девочки идеальные данные – это прямые и худые ноги, пластичные руки, природная гибкость. Другие качества проявятся только в процессе тренировок.

    – Вы имеете в виду упорство, силу воли и целеустремленность?

    – Да. За кажущейся легкостью и непринужденностью фигур на воде скрывается многочасовая тяжёлая работа. Нужно много терпения, чтобы достичь высот. Синхронистки должны быть сильными и выносливыми, иметь отличную координацию и акробатическую подготовку. Танцы на воде требуют от спортсменок максимальной собранности при длительных задержках дыхания. Спортсменки тренируются как на суше, так и в воде. Хореография и акробатика, силовые комплексы и растяжка – это обязательные тренировки, которые проводятся вне бассейна.

    – По какому графику проходят занятия?

    – Начинающие группы занимаются три раза в неделю: 45 минут вода и 45 минут зал. А у продолжающих количество тренировок увеличивается до 6 часов, по две тренировки в день.

    – А по каким критериям можно определить, вырастет ли из девочки чемпионка?

    – Это непредсказуемо. Иногда спортсменка с прекрасными данными вдруг увлекается чем-то другим и теряет интерес к плаванию. А бывает наоборот – незаметная девочка вдруг вырывается вперед и начинает показывать блестящие результаты. Многое зависит от чуткости тренера. Если вовремя направить, поддержать, проявить твердость, то из любого ребенка может получиться чемпион. Но вообще все зависит от родителей и их заинтересованности. В первую очередь нужно создать все условия, чтобы их дочка успевала и в школу, и на тренировку. Важно правильно расставить приоритеты, возможно, отказаться от каких-то дополнительных занятий ради спорта. У нас, к сожалению, не каждая семья готова уделять должное внимание увлечениям ребенка и поверить в него.

    – Чем полезны занятия синхронным плаванием?

    – В первую очередь развивается гибкость суставов и мышц, координация движений, пластика, работа легких. Улучшается кровообращение и общее самочувствие, организм закаляется, формируется правильная осанка. Кроме этого, синхронное плавание формирует чувство ритма, музыкальный слух, внимательность, дисциплинированность, выносливость и способность работать в команде.

    – Многие виды спорта опасны возможными травмами и профессиональными заболеваниями. С чем придется столкнуться синхронисткам? Есть ли противопоказания по здоровью?

    – Это довольно безопасный вид спорта по сравнению с остальными. Конечно, возможны мелкие травмы и растяжения, но не более того. Насморк или воспаления уха встречаются с такой же частотой, как и у всех остальных детей. Что касается противопоказаний, то они, как правило, выявляются уже на первых медицинских осмотрах, которые синхронистки проходят два раза в году. Это хронические кожные заболевания, проблемы со зрением и сердечно-сосудистой системой.

    – Как формируется фигура у девочек? Соблюдают ли спортсменки специальную диету?

    – Специальной диеты нет. Высокая физическая нагрузка помогает постоянно быть в форме. Может, кроме редких случаев в переходном возрасте. Что касается фигуры, то плечевой пояс, грудная клетка, конечно, развиты, но не так сильно, как у пловчих. Синхронное плавание обеспечивает более гармоничное физическое развитие: девочки занимаются и в спортзале, и в бассейне, и еще обучаются хореографии.

    – Многие родители, особенно те, которые только отдали своих детей в секцию, беспокоит вопрос правил безопасности в бассейне. Как Вам удается удерживать дисциплину и все контролировать?

    – Все тренеры в серьезных спортивных учреждениях имеют высшее педагогическое образование по своему профилю и практический опыт работы с детьми. К занятиям допускаются только тренеры, прошедшие специальные курсы по оказанию первой медицинской помощи. Со своими подопечными мы тоже постоянно проводим инструктаж по технике безопасности. Дети, которые не соблюдают правила пребывания в бассейне, удаляются с занятий. Это вопрос безопасности, поэтому строгие требования должны выполнять обе стороны.

    Спорт подразумевает соревнования, конкуренцию. Возникают ли конфликтные ситуации в команде между девочками? Как Вы их разрешаете?

    – Все это формируется постепенно, во время тренировок. У младших часто возникает борьба за лидерство. Правила поведения в команде обсуждаются совместно. И не только на воде, но и в душе. Для конфликтующих детей специально устраивают совместные тренировки по парам. Даются совместные задания, например, придумать композицию. Формированию командного духа способствуют совместные поездки на соревнования, в спортивные лагеря. В группах постарше таких проблем уже меньше.

    – Я слышала, что мужчины тоже участвуют в соревнованиях по синхронному плаванию. Значит, это все-таки не чисто женский вид спорта?

    – Думаю, далеко не все знают, что синхронное плавание изначально был исключительно мужским видом спорта и назывался фигурным плаванием. Но постепенно женщины полностью вытеснили мужчин. И сейчас они снова пытаются завоевать свое место в этом виде. Я не вижу в этом ничего плохого. В фигурном катании мужчины выступают, и очень успешно. А парный танец с женщиной в воде выглядит так же красиво, как и на коньках. Просто не все еще привыкли к этому. У мужчин в этом виде спорта есть будущее. И в перспективе мальчикам можно будет обратить на него свое внимание.

    Беседовала Виктория Швабовская.