Буддийские имена женские и их значение. Бурятские и монгольские имена. Красивые узбекские имена для девочек

Буддийские имена женские и их значение. Бурятские и монгольские имена. Красивые узбекские имена для девочек

Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 15 книг.

Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

Тибетские имена

Тибетские мужские и женские имена

Тибет – район Центральной Азии, расположен на Тибетском нагорье. Это высокогорье с суровым климатом.

Лхаса – историческая столица Тибета.

В различные периоды истории Тибет был независимым государством, находился в зависимости от Монгольской империи или империи Цин. С 1950 года Тибет находится под контролем Китая.

Традиционно территория Тибета делилась на провинции У-Цанг, Кам и Амдо.

Тибет издавна манит к себе путешественников своими загадками, тайнами, скрытыми знаниями и красотой. Столица Лхаса, гора Кайлас, монастыри Тибета, Эверест – традиционные места для туризма.

Тибетский именослов уникален . Многие тибетские имена применимы и к мужчинам, и к женщинам. В тибетских именах в основном отражены явления природы, профессии, дни недели, особенности внешности и др. На имена тибетцев также оказал влияние буддизм.

Тибетские мужские имена

Вангьял

Гьялцен

Дава – луна, понедельник

Дама – красный флаг

Дзямпа

Калзан

Мимар – вторник

Намган – родился 30-го числа

Нима – солнце, воскресенье

Норбу – сокровище

Пасан

Пуньцог

Пхубу – четверг

Ринпун

Сонам

Таньба – буддизм

Тендзин

Тинджол – освобождение

Тобгял – бог-хранитель

Тоилун

Цамцзод

Цитан

Цэрин – долголетие

Цэсом – родился 3-го числа

Цэде – родился 8-го числа

Цэте – родился 1-го числа

Цзяньян – чудесный звук

Чжасчи

Чоэпэл – процветание буддизма

Чунта – самый младший ребенок

Щинсо

Ятон

Тибетские женские имена

Бяньба – суббота

Ванмо

Дава – луна, понедельник

Джолма

Джолкар

Геле – счастье

Калзан

Лапа – среда

Лхаджонь

Лхамо

Лхаце – красивая как богиня

Мето – цветы

Нима – солнце, воскресенье

Падма – лотос

Пасан – пятница

Пуцхи

Санму

Цэрин – долголетие

Чжасчи

Чоэджонь

Наша новая книга "Энергия имени"

Олег и Валентина Световид

Адрес нашей электронной почты: [email protected]

На момент написания и публикации каждой нашей статьи ничего подобного в свободном доступе в интернете нет. Любой наш информационный продукт является нашей интеллектуальной собственностью и охраняется Законом РФ.

Любое копирование наших материалов и публикация их в интернете или в других СМИ без указания нашего имени является нарушением авторского права и преследуется Законом РФ.

При перепечатке любых материалов сайта ссылка на авторов и сайт – Олег и Валентина Световид – обязательна.

Тибетские имена. Тибетские мужские и женские имена

Внимание!

В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

Приворот и его последствия – www.privorotway.ru

А также наши блоги:

МОНГОЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ

О некоторых монгольских собственных именах

Интересны и самобытны по своему происхождению и значению имена монголов. Об их особенностях и происхождении не раз упоминали в своих трудах многие ученые-востоковеды, А.М.Позднеев, Ю.Н.Рерих. В монгольских именах отразились обычаи, мировоззрение, традиции, бытовой уклад, различные культурно-исторические факторы, религиозные представления монгольского народа.

Личное имя имеет для монголов большое и символическое значение, что усиливается редким использованием в повседневной жизни фамилий и отчеств (едва ли не чаще употребляются вместе с личным именем научные степени, воинские звания и т. п.). Монгольские имена и имена, пришедшие через посредство монголов, употребляются не только в Монголии: до середины XX века они абсолютно преобладали над именами иного происхождения у калмыков, бурят и тувинцев, отчасти алтайцев и других народов Южной Сибири в России, и по-прежнему преобладают в населённых монголами районах Китая как среди монголов, так и среди бурят, ойратов, отчасти эвенков. Ряд фамилий по всему миру происходит от монгольских имён.

Монгольские личные имена в силу своей специфики представляют собой также богатый материал для истории монгольского языка. Ибо они способны надолго «консервировать» те или иные языковые явления, что привлекают большое внимание исследователей.

ГРУППЫ ИМЕН

Ту роль, которую для русских сыграла христианская культура (зародившаяся на Ближнем Востоке и пришедшая на Русь через Рим и Византию), для монгольских народов сыграла буддийская культура. Буддизм пришел к монголам из Индии опосредованно через Хотан и Тибет. Личные имена отражают как собственно монгольскую древнюю культуру, так и культурно-религиозное влияние буддизма, в первую очередь тибетской его традиции.

    По происхождению у монголов выделяются имена: собственно монгольские; монгольские, являющиеся переводом с тибетского; комбинированные монгольско-тибетские и монгольско-санскритские; тибетские; индийские. Небольшой процент исторически составляют китайские, тюркские и русские имена, связанные со смешанными браками, политическими курсами и др.

    По составу. Со времен позднего средневековья (примерно с XVII в.) приобретают значительную популярность имена из двух значимых компонентов, двусложных (в старописьменном написании), или комбинации двусложного и односложного (пример: Цагаан «белый» + Дорж «ваджра» = Цагаандорж или Доржхүү «ваджра+молодец»). Встречаются и трёхкомпонентные, и даже четырёхкомпонентные имена[источник?].

    По социальному статусу. Имя может говорить, что его носитель - охотник, оленевод (имена, связанные с дикими животными), простой скотовод из глуши (короткие, хотя часто тибетские); человек из семьи, где выше всего ценят историю Монголии (имена ханов и государственных деятелей) или учение Будды (имена учителей буддизма, божеств, священных книг).

    По функции имена могут выполнять роль оберега, например в семье, где часто умирали дети или новорождённый (до 3 лёт) ребёнок болел, ему давалось имя, которое не привлекало злых духов: Энэбиш (не этот), Тэрбиш (не тот) и др. Для идентификации в отсутствие фамилий всем детям в семье часто давались имена, имеющие одини и тот же первый компонент: Түмэнбаатар, Түмэнөлзий, Түмэндэлгэр.

ЛИЧНОЕ ИМЯ

Исследуя монгольские антропонимы, можно наблюдать, что в их разряд могут переходить слова, обозначающие самые разнообразные предметы и понятия. Значит, личные имена монголов возникли на почве переосмысления нарицательных имен. Подавляющее большинство собственно монгольских личных имен абсолютно совпадает в структурном и фонетическом отношении с теми нарицательными словами, от которых образовались имена собственные. Чаще всего в разряд антропонимов переходят слова эмоционально насыщенные, являющиеся названиями привлекательных предметов, слова, служащие для обозначения предметов материального и духовного мира человека.

Исконные личные имена монголов возникли в глубокой древности. Если женские имена символизируют красоту, величавость, доброту, кротость, то мужские имена в основном выражают силу, отвагу, мужество и храбрость.

БУДДИЙСКИЕ ИМЕНА

Среди буддийских имён есть группы синонимичных имён: от санскр. ваджра происходят Очир (заимствовано через согдийский и уйгурский языки), Базар (через тибетский), Дорж (тибетский перевод слова ваджра, на русском обычно передающийся как Дорчже, Дордже), от ратна (драгоценность) - Эрдэнэ, Радна, Ринчэн (тибетский перевод) и т.д. Каждый из этих вариантов может бытовать самостоятельно, или быть одним из компонентов в многокомпонентных именах: Очирбат (-бат по-монгольски означает «крепкий», встречается и отдельно: Бат, Бату/Батый), Базархүү (-хүү «молодец»), Ханддорж (первая часть в данном случае также тибетская) и др.

Часть имён происходит от названий и образов буддийского священного канона: Жадамба (Восьмитысячная, Сутра Праджняпарамиты в 8000 строф), Ганжуур, Данжуур, Алтангэрэл («золотой свет», в честь Сутры Золотого Света), возможно, Бадамцэцэг (цветок лотоса). Последний пример показателен тем, что это женское имя, производное от названия цветка, однако название лотоса (санскр. падма) (и его символическое значение) принесено буддизмом.

Именами могут становиться и наименования статусов священнослужителей: Багша, Хувраг, Банди, Хамба, Хутагт

Последнее время, по данным статистики, монголы стали все больше отказываться от иностранных имен , в том числе тибетских. Сегодня жителям дают имена с особенностями национальной традиции и истории.

МОНГОЛЬСКИЕ ИМЕНА СВЯЗАННЫЕ С НАЗВАНИЯМИ РАСТЕНИЙ

Подробнее познакомимся с именами, связанными с названиями растений. Это в основном женские имена. Пожелания для девочек - стать красивой, привлекательной, нежной - образуют обширную группу имен, образованных от названий растений, например: Сарнай - Роза, Хонгорзул - Тюльпан, Замбага - Магнолия, Сайханцэцэг - Красивый цветок, Болорцэцэг - Хрустальный цветок, Мунхнавч - Вечный лист и др.

Женские личные имена могут указывать на отношение к растению: Ургамал (Растение), Навч, Навчаа, Навчин (Лист), Дэлбээ (Лепесток), Навчцэцэг (Лист-цветок), Алимцэцэг (Яблоневый цветок) и др.

Есть личные имена, указывающие на время появления младенца: Даваацэцэг (Понедельник-цветок), Бям-бацэцэг (Суббота-цветок), Личные имена монголок так-же могут выражать и ситуацию, в которой родился ребенок: Амарцэцэг (Спокойный цветок), Ууганцэцэг (Первый цветок).

Имена детей могут быть связаны с настроением или пожеланием родителей: Баярцэцэг (Цветок-радость) Тумэнцэцэг (десять тысяч цветов), Цэцэгжаргал. (Цветок счастья), Гоёцэцэг (Красивый цветок). Такие имена, как Мунхцэцэг - Вечный цветок, Энхцэцэг - Мирный цветок, выражают пожелания долгой жизни и здоровья. Пожелания счастья, успехов в жизни, благополучия отразились в следующих именах: Баянцэцэг - Богатый цветок. Буяннавч -Л истблагодетель, Уранцэцэг - Искусный цветок, Батцэцэг - Крепкий цветок.

Пожелание видеть своих девочек изящными и привлекательными заключены в именах Хонгорзул Тюльпан, Оюуннавч - Бирюзовый лист, Ариун-цэцэг - Священный цветок.

Встречаются личные имена, возникшие в связи с поклонением Солнцу, Луне, звездам, Земле и т. п. Наранцэцэг - Солнечный цветок, Одонцэцэг - Звездный цветок, Туяацэцэг - Лучистый цветок, Гэрэлцэцэг - Светцветок, Байгалцэцэг - Природа - цветок, Хуранцэцэг - Дождь - цветок и др.

С глубокой древности монголы придавали священную символику различным цветам. Возможно в связи с этим появились личные имена, обозначающие цвета: Цагаанцэцэг - Белый цветок, Ягаанцэцэг - Розовый цветок, Улаанцэцэг - Красный цветок и т.д. В цветовой символике красный цвет выступает как символ любви, поэтому личное имя Улаанцэцэг может значить «Любимый цветок». Белый цвет, как известно, у монголов считается приносящим счастье и благополучие, значит, Цагаанцэцэг - это «Счастливый цветок».

И, наконец, личные имена могут указывать на отношение к материалу: Эрдэнэ-цэцэг - Драгоценный цветок, Сувданцэцэг - Жемчужный цветок, Мунгуннавч - Серебристый лист, Шурэнцэцэг - Коралловый цветок и др.

В составе перечисленных выше личных имен наиболее популярное, часто встречающееся слово «цэцэг» - цветок. Как видно, это слово, входящее в личные имена со сложной структурой, в основном выражает положительную эмоциональную окраску и ласковый оттенок.

Здесь уместно отметить, что в мужских именах названия растений встречаются крайне редко. Например: Гоньд - Тмин, Арвай - Ячмень, Ундэс - Корень.

Среди монгольских личных имен, связанных с названиями растений, встречаются имена иностранного происхождения. Например, к санскритским личным именам относятся Удвал (Водосбор зеленолиственный), Бадма (Лотос), к китайским- Лянхуа (Лотос), к тибетским - Нинжбад гар (Купальница), Сэржмядаг (Мак), Жамьянмядаг (Сосюрия) и др.

НЕОБЫЧАЙНЫЕ ИМЕНА

Необычные имена чаще всего монголы дают детям, которые болеют в юном возрасте, - считается, что это поможет ребенку выздороветь. Наиболее распространенные имена - Бяслаг - сыр, тугал - теленок, Онгоц-самолет. От имен, которые образованы от названий цветков, часто отказываются, - цветы не вечные. Чтобы человек жил долго и счастливо, дают длинное имя - например - Лувсандэнзэнпилжинжигмэд. За советом часто обращаются к ламе.

ИМЯНАРЕЧЕНИЕ

Имя может даваться буддийским священником, сверяющимся с гороскопом, родителями, старшими родственниками, исходя из даты рождения, благих и неблагих предзнаменований, сельскохозяйственного сезона, родоплеменного и фамильного происхождения, памяти предков, событий в стране и за рубежом и др.

Имена детям дают обычно в честь старших родственников, известных лам, буддийских божеств и святых, иногда в связи с конкретной ситуацией изобретается новое имя. После распада советской системы популярность получили имена ханов Монгольской империи.

Особо следует отметить обычай соименования близнецов. Рождение детей - близнецов у монголов толкуется как положительное явление, что нашло отражение в непременном соименовании их: если обе девочки - Бадралцэцэг («Вдохновение - цветок), Оргилцэцэг («Вершина - цветок»), если мальчик и девочка - Унур (Богатый) и Унурцэцэг (Богатый цветок) и др.
Читатели, очевидно, обратили внимание на то, что в личных именах отсутствует грамматическая категория рода. В противоположность русским монгольские женские и мужские личные имена различаются только лексически.

ОТЧЕСТВО, ФАМИЛИЯ

До начала ХХ века имя родовитого монгола состояло из трёх частей: родовое имя, отчество, личное имя. При социализме родовые имена были запрещены «для искоренения феодального наследия», и употреблялись только отчество и личное имя, причём именно последнее было идентификатором человека. Например, имя космонавта Гуррагча (Жүгдэрдэмидийн Гүррагчаа) (в обязательном порядке сначала отчество, представляющее собой имя в родительном падеже, затем имя) может сокращаться как Ж. Гүррагчаа, но не Жүгдэрдэмидийн Г.

С 2000 г. в Монголии вновь входят в обиход фамилии; частично они представляют собой прежние родовые имена, однако не всегда люди берут в качестве фамилии то родовое имя, что носили их предки до революции; оно может быть забыто, может отсутствовать по причине простого происхождения. Наиболее распространена среди монголов принадлежность монголов к роду Борджигин (монг. Боржгон), что является предметом гордости, но в качестве фамилии не придаёт отдельной семье уникальности. Многие изобретают фамилии соответственно роду деятельности. Так, уже упомянутый космонавт Гуррагча взял себе фамилию Сансар (в переводе - «космос»)

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МОНГОЛЬСКИЕ ИМЕНА

Самые распространенные имена - Солонго, Бат-Эрдэнэ. Таким людям часто придумывают вторые имена, - чтобы было удобнее.

С. Нямцэцэг, специалист Главного управления гражданской регистрации: «Это самые распространенные имена и самые короткие в масштабах страны. Около 10 имен широко используются в Монголии. Например зарегистрировано 13395 граждан с именем Бат-Эрдэнэ.»

Зарегистрировано также 11029 Отгонбаяров и 10536 Батбаяров. Рейтинг наиболее популярных женских имен возглавили Алтанцэцэг и Оюунчимэг.

Использованы материалы Ш.НАРАНЧИМЭГ. Ш.НАРАНТУЯА.
"Новости Монголии" Изд. Агенства МОНЦАМЭ

Если говорить про имена и фамилии на Востоке, то, например, у китайцев довольно популярны такие фамилии как Сунь, Ли, Цянь и другие. Интересно, но у тибетцев не существует фамилий, как у китайцев . Чаще всего (за редкими исключениями) каждый тибетец обладает именем, которые составляется из четырех слогов (в форме иероглифов), например, Дракпа Гьялпо, Чимей Дордже, Тензин Вангьял, Цэринг Ванду и другие.

На тибетскую культуру наибольшее влияние имели две религиозные традиции: буддизм и Бон. На протяжении истории эти традиции переплетались и формировали особое культурное пространство. Поэтому и имена имеют сильный религиозный оттенок, однако это правило справедливо не всегда.

На тибетский язык сильное влияние также оказали китайский и бирманский языки , также значительно повлиял санскрит. В последнее время, в связи с тем, что Китай присоединил Тибет, имена стали приобретать другие смыслы. Появилось множество имен связанных с коммунистической идеологией. Более того, некоторые тибетцы начали брать китайские фамилии.

Традиции именования детей

Тибетцы дают своим детям такие имена, которые имеют самые разные значения, начиная от духовного и заканчивая своими чувствами и мыслями. Какие бывают имена?

  • Имена, в основе которых имеются явления природы. Например, Ньима - солнце, Дава - луна, Пема - лотос и другие.
  • С использованием дат календаря, например, Цэде - восьмое число, Намган - тридцатое число и так далее.
  • С использованием дней недели. Мимар - второй день недели, Пасан - пятница, Лапа - среда.
  • С добавлением географических названий, например, Тензин Вандю, Дордже Ятон, Дрикунг Четсанг. Ятон, Вандю, Дрикунг - географические наименования.
  • Изредка добавляет и род занятий. Самый известный пример - Марпа Лоцава, что значит «Марпа переводчик».
  • С добавлением физиологических особенностей. Калзан Сотэ - «хромой Калзан», Танба Шаго - «немой Танба».

Чаще всего имена не имеют гендерных различий. Однако, есть исключительно женские имена с добавлением частицы «мо» или «ма». Например, Лхамо, Дролма, Церингма.

Среди духовных имен чаще всего встречаются:

  • Имена Будд, бодхисаттв, божеств известных учителей, мастеров, иначе говоря - просветленных и святых существ.
  • Духовные буддийские качества, такие как спокойствие, нравственность, сострадание, щедрость, бесстрашие, упорство.
  • Название молитв, сутр и событий из жизни Будды и святых.
  • Связанные с буддийским или бонским календарем.

Как назвать ребенка в соответствии с традицией?

Ранее ламы, монахи и духовные учителя принимали активное участие в именовании детей. Для этого использовался календарь, разные виды гадания, медитативные техники.

Для того чтобы назвать ребенка тибетским именем в соответствии с традицией, лучше всего - обратиться к ламе из соответствующей буддийской школы и линии. Однако, никто не мешает также обратиться к тибетскому астрологу или выбрать его самостоятельно.

Такие имена довольно экзотичны для Европы и России, поэтому могут вызывать неоднозначную реакцию от людей. Стоит подобрать наиболее подходящее имя для своего ребенка учитывая культурные и религиозные особенности вашего региона.

Важно также отметить, что в тибетских именах, как правило, нет четкого разделения на мужские и женские (с некоторыми исключениями)!

Самые популярные варианты для мальчиков и девочек и их значение

Список преимущественно мужских имен (хотя могут быть и женскими):

Исключительно женские имена:

Тибетские имена на Западе распространены в среде людей, которые практикуют тибетский буддизм. Чаще всего, тибетское (иногда и санскритское) духовное имя дается в рамках церемонии принятия Прибежища в Трех Драгоценностях - Будде, Дхарме и Сангхе. Имена могут даваться и в рамках других ритуалов и посвящений.

В повседневной жизни такие имена практически не используются. Пример - американский переводчик Эрик Пема Кусанг. Что касается России, то тибетские имена распространены в буддийских регионах (Бурятия, Тува, Калмыкия), и также среди русских буддистов.

Интересным фактом также является то, что в Монголии также встречаются тибетским имена. Это связано с активным распространением тибетской духовной традиции в этих регионах. Самый известный пример - русский лама Олег (Поздняков), который имеет духовное имя Сонам Дордже.

  • АБАРМИД (санскрит.) - Запредельный. Бурятская форма от санскритского слова "парамита." Это слово означает "ушедший по ту сторону", (т.е. в нирвану). В буддийских сутрах перечисляют 6 или 10 парамит, с помощью которых осуществляется уход в нирвану: щедрость, нравственность, терпеливость, мужественность, созерцание, мудрость. Каждая парамита используется в качестве имен. См. Сультим, Содбо и т.д.
  • АБИДА (санскрит.) - Необъятный, неизмеримый свет. Амитабха имя одного дхьяни-Будд. В Бурятии известен как Абида, в Японии - Амида. В учении Будды он является властелином рая Сукхавади (Диважан).
  • АГВАНДОРЖО (тиб.) - Алмазный владыка слова.
  • АГВАНДОНДОГ (тиб.) - Благонамеренный владыка слова.
  • АГВАНДОНДУБ (тиб.) - Исполняющий желания всех живых существ владыка слова.
  • АГВАН (тиб.) - Владыка слова, обладающий прекрасным и богатым словом. Одно из имен Бодхисаттвы Мандзушри, олицетворяющего запредельную мудрость.
  • АГВАННИМА (тиб.) - Солнечный владыка слова.
  • АДЛИБЭШЭ - Непохожий, другой.
  • АДЬЯА (санскрит.) - Солнце.
  • АНАНДА (санскрит.) - Радость. Имя Любимого ученика Будды Шакьямуни. После его ухода в нирвану, Ананда по памяти изложил один из главных буддийских канонов "Ганжур".
  • АЙДАР - Милый
  • АЛАМЖА - Имя героя Бурятского эпоса.
  • АЛДАР - Слава.
  • АЛИМА - Яблоко.
  • АЛТАН - Золото.
  • АЛТАНА - Золото.
  • АЛТАНГЭРЭЛ - Золотой свет
  • АЛТАНСЭСЭГ - Золотой цветок.
  • АЛТАНТУЯ - Золотая заря
  • АЛТАН ШАГАЙ - Золотая лодыжка.
  • АМАР,АМУР - Мир, покой.
  • АМАРСАНА, АМУРСАНА - Благонамеренный. Имя национального героя Западной Монголии (Джунгарии). Вел освободительную борьбу против манчжурско-китайского ига в 18 веке.
  • АМГАЛАН - Спокойный, мирный.
  • АНДАМА (тиб.) - Могущественная. Эпитет богини Умы.
  • АНЖИЛ (тиб.) - Царь силы, название драгоценности исполняющей желания. По санскритски ЧИНТАМАНИ.
  • АНЖИЛМА (тиб.) - Владычица. Того же корня, что Анжил.
  • АНЖУР (тиб.) - Властвующий, господствующий.
  • АНЗАД (тиб.) - Сокровищница могущества.
  • АНЗАМА (тиб.) - Благонравная.
  • АНЗАН (тиб.) - Благонравный.
  • АНПИЛ (тиб.) - то же, что и Вампил.
  • АНЧИГ (тиб.) - то же, что и Ванчиг.
  • АРАБЖАЙ (тиб.) - Наипопулярный, распространенный.
  • АРДАН (тиб.) - Сильный, могучий.
  • АРСАЛАН - Лев.
  • АРЬЯ (санскрит.) - Высший, святой. Обычно употребляется перед именами Бодхисаттв, святых, прославленных буддистов.
  • АРЮУНА - Чистая, светлая.
  • АРЮУНГЭРЭЛ - Чистый, светлый свет.
  • АРЮУНСЭСЭГ - Чистый, светлый цветок.
  • АРЮУНТУЯ - Чистая, светлая заря.
  • АШАТА - Всепомогающий.
  • АЮНА (тюрк.) - Медведица. Аю - медведь. Если не согласны с этим, то правильнее будет ОЮУНА.
  • АЮР (санскрит.) - Жизнь, возраст.
  • АЮРЗАНА, АЮРЖАНА (санскрит.) - Жизненная мудрость.
  • АЮША (санскрит.) - Продлитель жизни. Имя божества долголетия.
  • АЯН - Путешествие.
  • АЯНА (жен.) - Путешествие.
  • БААТАР - Богатырь, сокращенное от старомонгольского Багатур. Русское слово богатырь также произошло от слова багатур.
  • БАБУ (тиб.) - Герой, храбрец.
  • БАБУДОРЖО (тиб.) - Алмазный герой.
  • БАБУСЭНГЭ (тиб.) - Храбрый лев.
  • БАВАСАН, БААСАН (тиб.) - Планета Венера, соответствует пятнице.
  • БАДАРА (санскрит.) - Благой.
  • БАДАРМА (санскрит.) - Красивая.
  • БАДАРХАН - Процветающий.
  • БАДАРША (санскрит.) - Проситель.
  • БАТЛАЙ - Смелый.
  • БАДМА (санскрит.) - Лотос. Образ лотоса в буддизме символизирует хрустальную непорочную чистоту, так как прекрасный лотос не имеет ничего общего с грязью болота из которой он произрастает, так же как Будда достигший нирваны, вырвавшийся из болота сансары.
  • БАДМАГАРМА (санскрит-тиб.) - Созвездие лотосов.
  • БАДМАГУРО (санскрит.) - Лотосовый учитель.
  • БАДМАРИНЧИН (санскрит-тиб.) - Драгоценный лотос.
  • БАДМАЖАБ (санскрит-тиб.) - Защищенный лотосом.
  • БАДМАХАНДА (санскрит-тиб.) - Лотосовая Дакиня, небесная фея.
  • БАДМАЦЭБЭГ (санскрит-тиб.) - Бессмертный лотос.
  • БАДМАЦЭРЭН (санскрит-тиб.) - Лотос долгой жизни.
  • БАЗАР (санскрит.) - Алмаз. Бурятская форума от санскритского "Ваджра". Это один из наиболее важных атрибутов тантризма, Ваджра символ нерушимости Учения.
  • БАЗАРГУРО
  • БАЗАРЖАБ (санскрит.) - Защищенный алмазом.
  • БАЗАРСАДА (санскрит.) - Суть алмаза.
  • БАЛАМЖИ (тиб.) - Рожденный алмазом.
  • БАЛАНСЭНГЭ (тиб.) - Алмазный лев.
  • БАЛБАР
  • БАЛБАРМА (тиб.) - Пылающий блеск, сияние.
  • БАЛДАГ - Толстый, приземистый.
  • БАЛДАН (тиб.) - Славный, великолепный.
  • БАЛДАНДОРЖО (тиб.) - Великолепный алмаз.
  • БАЛДАНЖАБ (тиб.) - Защищенный славой, величием.
  • БАЛДАНСЭНГЭ (тиб.) - Великолепный лев.
  • БАЛ ДАР (тиб.) - Дарующий счастье. Эпитет Божества богатства. По санскритски Кубера, по тибетски Намтосрай. Бурятское произношение Намсарай.
  • БАЛДОРЖО (тиб.) - Алмаз величия.
  • БАЛМА (тиб.) - Богатая, сияющая, прославленная.
  • БАЛСАМБУ (тиб.) - Изысканный.
  • БАЛСАН (тиб.) - Очаровательный, прекрасный.
  • БАЛТА - Молот.
  • БАЛ ХАН - Пухлый.
  • БАЛЬЖИД (тиб.) - Стремящийся к процветанию.
  • БАЛЬЖИДМА (тиб.) - то же,что и Бальжид.
  • БАЛЬЖИМА (тиб.) - Великолепная.
  • БАЛЬЖИМЭДЭГ (тиб.) - Цветок счастья.
  • БАЛЬЖИН (тиб.) - Дарующий богатство.
  • БАЛЬЖИНИМА (тиб.) - Солнце счастья.
  • БАЛЬЖИР (тиб.) - Богатство, блеск, сияние.
  • БАЛЬЗАН (тиб.) - Очаровательный, прекрасный
  • БАЛЬЧИН (тиб.) - Очень богатый, славный.
  • БАНЗАН (санскрит.) - Пять.
  • БАНЗАР (тиб.) - Объединяющий силу.
  • БАНЗАРАГША (санскрит.) - Пять защитников.
  • БАНДИ - Мужчина, Мальчик.
  • БАРАС - Тигр.
  • БАТА - Крепкий, сильный. Имя внука Чингисхана.
  • БАТАБААТАР - Крепкий, сильный богатырь.
  • БАТАБАЯР - Крепкая радость.
  • БАТАБУЛАД - Крепкая сталь.
  • БАТАБЭЛИГ - Твердая мудрость.
  • БАТАБЭЛЭГ - Крепкий подарок.
  • БАТАДАМБА (бур-тиб.) - Наисвятейший.
  • БАТАДОРЖО (бур-тиб.) - Твердый алмаз.
  • БАТАДЭЛГЭР - Крепкий расцвет.
  • БАТАЖАБ (бур-тиб.) - Твердозащищенный.
  • БАТАЖАРГАЛ - Крепкое счастье.
  • БАТАЗАЯ - Крепкая судьба.
  • БАТАМУНХЭ - Вечная твердость.
  • БАТАСАЙХАН - Крепко- красивый.
  • БАТАСУХЭ - Крепкий топор.
  • БАТАТУ МЭР - Твердое железо.
  • БАТАЦЭРЭН - Наидолголетний.
  • БАТАЭРДЭНИ - Твердая драгоценность.
  • БАТАШУЛУУН - Твердый камень.
  • БАЯН - Богатый.
  • БАЯНБАТА - Твердо-богатый.
  • БАЯНДАЛАЙ - Богатое море, неиссякаемое богатство.
  • БАЯНДЭЛГЭР - Богатый расцвет.
  • БАЯР - Радость.
  • БАЯРМА - Радость.
  • БАЯРСАЙХАН - Красивая радость.
  • БАЯСХАЛАН - Радость, веселье.
  • БАЯРТА - Радостный.
  • БИДИЯ (санскрит.) - Знание. Бурятское произношение санскритского слова "Видья".
  • БИЗЬЯ (санскрит.) - Знание.
  • БИМБА (тиб.) - Планета Сатурн, соответствует субботе.
  • БИМБАЖАБ (тиб.) - Защищенный Сатурном.
  • БИМБАЦЭРЭН (тиб.) -Долгая жизнь под знаком Сатурна. -
  • БИРАБА (санскрит.) - Устрашающий. Бурятское произношение санскритского слова "Бхай-рава" - ужасный.Имя одного из гневных воплощений Шивы.
  • БОЛОРМА - Хрусталь.
  • БОРЖОН - Гранит.
  • БУДА - Просветленный. Бурятское произношение санскритского слова "Буддха". Имя основателя буддизма первого из 3 мировых религий.
  • БУДАЖАБ (санскрит.тиб.) - Защищенный Буддой.
  • БУДАЦЭРЭН (санскрит.тиб.) - Долгая жизнь Будды.
  • БУДАМШУ - Имя национального фольклорного героя Бурятии.
  • БУДОН - Имя знаменитого тибетского автора многотомных исторических трудов 14 века.
  • БУЖИДМА - то же, что Бутидма.
  • БУЛАД - Сталь.
  • БУЛАДБААТАР - Стальной богатырь.
  • БУЛАДСАЙХАН - Красивая сталь.
  • БУЛАДЦЭРЭН - Долгая жизнь стали.
  • БУМА (тиб.) - Девочка, девушка.
  • БУНАЯ (санскрит.) - Добродетель, от сансритского слова "Пунья".
  • БУТИДМА - Ведущая сына, имя дается дочери в надежде, что родится сын.
  • БУЯН, БУЯНТА - Добродетель.
  • БУЯНБАТА - Твердая добродетель.
  • БУЯНДЭЛГЭР - Расцвет добродетели.
  • БУЯНХЭШЭГ - Добродетельное благосостояние.
  • БУРГЭД - Орел, беркут.
  • БЭЛИГ, БЭЛИГТЭ - Мудрость.
  • БЭЛИГМА - Мудрость.
  • БЭЛЭГ - Подарок.
  • ВАМПИЛ (тиб.) - Умножающий могуществе
  • ВАНДАН (тиб.) - Обладающий властью.
  • ВАНЖИЛ (тиб.) - то же, что и Анжил.
  • ВАНЖУР (тиб.) - Властвующий.
  • ВАНЗАН (тиб.) - Владелец.
  • ВАНЧИК (тиб.) - Могущественный.
  • ГАБА,ГАВА (тиб.) - Счастливый, радостный
  • ГАДАМБА (тиб.) - Наставляющий.
  • ГАДАН (тиб.) - Радостный. Это название обители богов, мира богов по санскритски Тушита. В Тушите Бодхисаттвы проводят предпоследнюю жизнь перед тем как спуститься на землю. Будда Шакьямуни возложил свою корону на голову Майтрейи (Майдар), Будде грядущей кальпы.
  • ГАЖИДМА (тиб.) - Порождающая восхищение.
  • ГАЛДАМА - Имя джунгарского (западно-монгольского) богатыря, боровшегося против манчжурско-китайских захватчиков в 17 веке.
  • ГАЛДАН (тиб.) - Имеющий благословенную судьбу.
  • ГАЛЖАН (тиб.жен.) - Благодатная, счастливая. Имя богини хорошей судьбы Бьягавати.
  • ГАЛСАН (тиб.) - Хорошая судьба. Обычно это означает благословенный мировой порядок, кальпу.
  • ГАЛСАНДАБА (тиб.) - Хорошая судьба, родившегося под Луной.
  • ГАЛСАННИМА (тиб.) - Хорошая судьба, родившегося под Солнцем.
  • ГАЛЧИ, ГАЛШИ (тиб.) - Большая судьба, счастливый.
  • ГАМА (тиб.) - женская форма от Габа.
  • ГАМБАЛ (тиб.) - Сияющее счастье.
  • ГАМПИЛ (тиб.) - Умножающий радость.
  • ГАН - Сталь.
  • ГАНБААТАР - Стальной богатырь
  • ГАНБАТА - Крепкая сталь.
  • ГАНБУЛАД - Наизакаленная сталь.
  • ГАНСУХЭ - Стальной топор.
  • ГАНТУМЭР - Стальное железо.
  • ГАНХУЯГ - Стальная кольчуга, стальная броня.
  • ГАНЖИЛ (тиб.) - Радость, счастье.
  • ГАНЖИМА (тиб.) - Снегом рожденная. Эпитет богини Умы.
  • ГАНЖУР (тиб.) - Название Буддийского канона "Танчжур", состоящего из 108 томов, которые содержат свыше 2000 сутр.
  • ГАРМА (тиб.) - Звезда, созвездие.
  • ГАРМАСУ (тиб.) - Женская форма Гарма.
  • ГАРМАЖАБ (тиб.) - Защищенный звездой.
  • ГАТАБ (тиб.) - Достигший радости; аскет, отшельник, монах.
  • ГЕНИН (тиб.) - Друг добродетели, близкий к благочестию. Генин
  • ГЕНИНДАРМА (тиб.) - Юный друг добродетели.
  • ГОМБО (тиб.) - Имя покровителя, защитника, хранителя веры.
  • ГОМБОЖАБ (тиб.) - Защищенный хранителем, защитником веры.
  • ГОМБОДОРЖО (тиб.) - Алмазный хранитель, защитник веры.
  • ГОМБОЦЭРЭН (тиб.) - Долгая жизнь хранителя, защитника веры.
  • ГОНГОР (тиб.) - Белый хранитель.
  • ГОНЧИГ (тиб.) - Драгоценность.
  • ГООХОН - Красавица.
  • ГУМПИЛ (тиб.) - Увеличивающий все.
  • ГУНГА (тиб.) - Радость, веселье. Является тибетским переводом Ананда.
  • ГУНГАЖАЛСАН (тиб.) - Радостный символ, знак победы.
  • ГУНГАНИМА (тиб.) - Радостное солнце.
  • ГУНГАНИМБУ (тиб.) - Великодушная радость.
  • ГУНДЭН (тиб.) - Благочестивый, набожный.
  • ГУНДЭНСАМБУ (тиб.) - Хороший во всех отношениях. Имя Ади-Будды Самантабхадры.
  • ГУНЖИД (тиб.) - Радующий всех.
  • ГУНЗЭН (тиб.) - Всеохватывающий, вседержащий.
  • ГУНСЭН (тиб.) - Лучший из всех.
  • ГУНСЭМА (тиб.) - Женская форма Гунсэн.
  • ГУНТУБ (тиб.) - Побеждающий всех.
  • ГУНЧЕН (тиб.) - Всезнающий, всеведающий.
  • ГУРГЭМА (тиб.) - Уважаемая.
  • ГУРЭ (санскрит.) - Учитель, духовный наставник. Бурятское произношение санскритского слова "Гуру."
  • ГУРЭБАЗАР (санскрит.) - Алмазный учитель.
  • ГУРЭДАРМА (санскрит.тиб.) - Юный учитель.
  • ГУРЭЖАБ (санскрит.тиб.) - Защищенный учителем.
  • ГУРЭРАГША (санскрит.) - Покровительство Учителя.
  • ГЫМА (тиб.) - Мир, спокойствие.
  • ГЭГЭЭН - Просветленный. Употреблялось в качестве титула высших лам в Монголии. Например Богдо-гэгээн, Ундэр-гэгээн.
  • ГЭЛЭГ (тиб.) - Счастье, удача, процветание.
  • ГЭЛЭГМА (тиб.) - Женская форма Гэлэг.
  • ГЭМПЭЛ."ГЭПЭЛ (тиб.) - Умножающий счастье.
  • ГЭМПЭЛМА, ГЭПЭЛМА (тиб.) - Женская форма Гэмпэл, Гэпэл.
  • ГЭРЭЛМА - Свет.
  • ГЭСЭР - Имя героя одноименного бурятского эпоса.
  • ДАБА (тиб.) - Луна.
  • ДАБАЖАБ (тиб.) - Защищенный Луной.
  • ДАБАЦЭРЭН (тиб.) - Долгая жизнь под луной.
  • ДАГБА (тиб.) - Чистый.
  • ДАГБАЖАЛСАН (тиб.) - Чистый знак победы.
  • ДАГДАН (тиб.) - Известный, знаменитый.
  • ДАГЗАМА (тиб.) - Держащая славу. Имя жены царевича Сиддхартхи, которая славилась красотой, мудростью и добродетелью.
  • ДАГМА (тиб.) - Знаменитая.
  • ДАЛАЙ - Океан, море.
  • ДАЛБА (тиб.) - Тишина, покой.
  • ДАМБА (тиб.) - Возвышенный, превосходный, святой.
  • ДАМБАДОРЖО (тиб.) - Священный алмаз.
  • ДАМБАДУГАР (тиб.) - Священный белый зонт.
  • ДАМБАНИМА (тиб.) - Солнце святости.
  • ДАМДИН (тиб.) - Имеющий шею лошади. Тибетское название божества Хаягривы.
  • ДАМДИНЦЭРЭН (тиб.) - Долгая жизнь имеющего шею лошади.
  • ДАМПИЛ (тиб.) - Процветающее счастье.
  • ДАНДАР (тиб.) - Распространение учения.
  • ДАНЖУР (тиб.) - Название буддийского канона "Данчжур", состоящего из 225 томов, вклю-чающийх около 4000 сутр.
  • ДАНЗАН (тиб.) - Держатель Учения Будды, это входит в состав имен Далай-ламы 14, но в звучании Тензин.
  • ДАНСАРАН (тиб.) - Святой, мудрец.
  • ДАНСРУН (тиб.) - Хранитель Учения.
  • ДАРА (санскрит.) - Освободительница. Бурятское произношение санскритского слова "Тара". Дара и Дари - имена Зеленой и Белой Тар.
  • ДАРЖА (тиб.) - Бурное развитие, процветание.
  • ДАРИ (санскрит.) - Освободительница. Имя Белой Тары.
  • ДАРИЖАБ (санскрит.тиб.) - Охраняемая Белой Тарой.
  • ДАРИМА (санскрит.) - То же, что и Дари.
  • ДАРИХАНДА (санскрит.тиб.) - Небесная освободительница.
  • ДАРМА (тиб.) - Юный, молодой.
  • ДАРХАН - Кузнец.
  • ДАШИ (тиб.) - Счастье, процветание, благоденствие.
  • ДАШИБАЛ (тиб.) - Блеск счастья.
  • ДАШИБАЛБАР (тиб.) - Сияние счастья.
  • ДАШИГАЛСАН (тиб.) - Счастливая судьба в благоденствии.
  • ДАШИДОНДОК (тиб.) - Творящий счастье.
  • ДАШИДОНДУБ (тиб.) - Счастливый исполняющий стремления всех живых существ.
  • ДАШИДОРЖО (тиб.) - Счастливый алмаз.
  • ДАШИДУГАР (тиб.) - Счастливый белый зонт.
  • ДАШИЖАБ (тиб.) - Защищенный счастьем.
  • ДАШИЖАМСА (тиб.) - Океан счастья.
  • ДАШИЗЭБГЭ (тиб.) - Сложенное счастье.
  • ДАШ ИМ А (тиб.) - Счастливая.
  • ДАШИНАМЖИЛ (тиб.) - Благопобеждающий.
  • ДАШИНИМА (тиб.) - Счастливое солнце.
  • ДАШИРАБДАН (тиб.) - Прочное счастье.
  • ДАШИЦЭРЭН (тиб.) - Счастье долгой жизни.
  • ДИМЭД (тиб.) - Чистый, незапятнанный. Эпитет Будды.
  • ДОГСАН (тиб.) - Магическая вершина.
  • ДОЛГОР, ДОЛГОРМА (тиб.) - Белая освободительница. Тибетский название Белой Тары.
  • ДОЛГЕОН - Волна.
  • ДОЛЖИН (тиб.) - Зеленая освободительница. Тибетское название Зеленой Тары.
  • ДОЛЖИТ (тиб.) - Избавляющий, спасающий.
  • ДОНГАРМА (тиб.) - Белолицая.
  • ДОНДОК (тиб.) - Благонамеренный.
  • ДОНДУБ (тиб.) - Исполняющий желания всех живых существ. Тибетский перевод санскритского "Сиддхартха."Имя Будды Шакьямуни данное ему при рождении.
  • ДОНИД (тиб.) - Сущность пустоты.
  • ДОНИР (тиб.) - Заботящий о смысле.
  • ДОРЖО (тиб.) - Алмаз. Буквально "князь камней."Тибетский перевод санскритского слова "Ваджра."
  • ДОРЖОЖАБ (тиб.) - Защищенный алмазом.
  • ДОРЖОХАНДА (тиб.) - Алмазная Дакиня. Имя одной из 5 основных Дакинь.
  • ДУБШАН (тиб.) - Великий йогин.
  • ДУГАР (тиб.) - Белый зонт.
  • ДУГАРЖАБ (тиб.) - Защищенный белым зонтом.
  • ДУГАРМА (тиб.) - Белый зонт. Имя Дакини Ситапатры, которая охраняет от болезней, напастей. Особенно детей.
  • ДУГАРЦЭРЭН (тиб.) - Долгая жизнь под защитой Белого зонта (Ситапатры).
  • ДУГДАН (тиб.) - Добрый, милосердный, сострадательный.
  • ДУЛ МА (тиб.) - Освободительница. Имеет то же значение, что и Дара.
  • ДУЛСАН (тиб.) - то же значение, что и Дулма.
  • ДУЛМАЖАБ (тиб.) - Защищенная Освободительницей.
  • ДУНЖИТ (тиб.) - Порождающий желания.
  • ДУНЗЭН (тиб.) - Держащий время. Эпитет Ямараджи (по бурятски Эрлиг-номуун-хан), владыки мертвых.
  • ДЭЖИТ (тиб.) - Блаженство, благополучие.
  • ДЭЛГЭР - Пространный, обширный.
  • ДЭЛЭГ (тиб.) - Покой, счастье.
  • ДЭМА (тиб.) - Довольная, благоденствующая.
  • ДЭМБЭРЭЛ (тиб.) - Предзнаменование.
  • ДЭМШЭГ, ДЭМЧОГ (тиб.) - Высшее счастье. Имя важнейшего тантрического божества-идама Самвары, который обитает на горе Кайласа.
  • ДЭНЖИДМА (тиб.) - Опора, эпитет земли, земного шара.
  • ДЭНСЭН (тиб.) - Хорошая истина.
  • ДЭНСЭМА (тиб.) - женская форма Дэнсэн.
  • ДЭШИН (тиб.) - Великое благо.
  • ЕНДОН (тиб.) - Достоинство; добродетель; знание.
  • ЕНДОНЖАМСА (тиб.) - Океан знаний.
  • ЕШЕ, ЕШИ (тиб.) - Всеведение, Совершенство мудрости.
  • ЕШИЖАМСА (тиб.) - Океан совершенных мудростей.
  • ЕШИДОРЖО (тиб.) - Алмаз совершенных мудростей.
  • ЕШИДОЛГОР (тиб.) - Всеведающая белая освободительница.
  • ЕШИНХОРЛО (тиб.) - Колесо всеведения.
  • ЖАБ (тиб.) - Защита, покровительство, убежище. Эпитет Будды.
  • ЖАДАМБА (тиб.) - 8-тысячный. Краткое название сокращенного до 8 000 варианта праджня-парамиты.
  • ЖАЛМА (тиб.) - Царица. Эпитет богини Умы.
  • ЖАЛСАБ (тиб.) - Регент, вице-король. Эпитет Будды Майтреи.
  • ЖАЛСАН (тиб.) - Символ, знак победы. Буддийский атрибут: цилиндрическая по форме хоругвь из цветного шелка; такого рода хоругви прикрепляются к флагштокам или носят во время религиозных процессий. Также является одним из 8 благих эмблем.
  • ЖАЛСАРАЙ (тиб.) - Принц, царевич.
  • ЖАМБА (тиб.) - Милосердие, доброта. Имя грядущего Будды Майтреи.
  • ЖАМБАЛ (тиб.) - Благосиятельный. Имя Бодхисаттвы Мандзушри.
  • ЖАМБАЛДОРЖО (тиб.) - Благосиятельный алмаз.
  • ЖАМБАЛЖАМСА (тиб.) - Благосиятельный океан.
  • ЖАМСА (тиб.) - Море, океан. Бурятское произношение тибетского слова Гьятсо. Входит как обязательное имя в состав имен Далай-лам и других великих лам.
  • ЖАМСАРАН (тиб.) - Божество воинов.
  • ЖАМЬЯН (тиб.) - Благозвучный. Эпитет Мандзушри.
  • ЖАНА (санскрит.) - Мудрость. От санскритского слова "Джняна".
  • ЖАНЧИБ (тиб.) - Просветленный. Тибетский перевод слова "бодхи." Первое значение переводится как просветленный, а второе как дерево мудрости (смоковница), под которым Будда Шакьямуни достиг просветления.
  • ЖАРГАЛ - Счастье.
  • ЖАРГАЛМА - Счастье (женское имя).
  • ЖАРГАЛСАЙХАН - Красивое счастье.
  • ЖИГДЕН (тиб.) - Вселенная.
  • ЖИГЖИТ (тиб.) - Устрашающий хранитель веры.
  • ЖИГМИТ (тиб.) - Неустрашимый, смелый; Неразрушимый.
  • ЖИГМИТДОРЖО (тиб.) - Неустрашимый алмаз; Неразрушимый алмаз.
  • ЖИГМИТЦЭРЭН (тиб.) - Неразрушимая долгая жизнь.
  • ЖИМБА (тиб.) - Подаяние, милостыня, пожертвование. Щедрость одна из 6 парамит см. Абармид.
  • ЖИМБАЖАМСА (тиб.) - Океан щедрости.
  • ЖУГДЭР (тиб.) - Ушниша (нарост на темени Будды как один из его замечательных признаков просветления).
  • ЖУГДЭРДИМЭД (тиб.) - Чистая, незапятнанная ушниша.
  • ЖУМБРУЛ (тиб.) - Волшебство, магия.
  • ЖУМБРУЛМА (тиб.жен.) - Волшебство, магия.
  • ЖЭБЗЭН (тиб.) - Досточтимый, преподобный (применительно к отшельникам, святым, ученым ламам.)
  • ЖЭБЗЭМА (тиб.) - женская форма Жэбзэн.
  • ЗАНА - то же, что и Жана.
  • ЗАНАБАДАР (санскрит.) - Благая мудрость.
  • ЗАНАБАЗАР (санскрит.) - Алмаз мудрости. Имя первого монгольского богдо Джебзундам-бы, прозванного в народе Ундэр-гэгээном.
  • ЗАНДАН (санскрит.) - Сандаловое дерево.
  • ЗАНДРА (санскрит.) - Луна. Бурятское произношение санскритского слова "чандра".
  • ЗАЯТА - Счастливая судьба.
  • ЗОДБО, СОДБО (тиб.) - Терпеливость, терпение одна из 6 парамит см. Абармид.
  • ЗОЛТО - Удачливый, счастливый.
  • ЗОЛОЗАЯ - Счастливая судьба.
  • ЗОРИГ, 30РИГТ0 - Смелый, храбрый.
  • ЗУНДЫ (тиб.) - Прилежный, усердный, старательный.
  • ЗЭБГЭ (тиб.) - Сложенный, упорядоченный.
  • ИДАМ (тиб.) - Созерцаемое божество. В тантризме охраняющее божество, которое человек выбирает себе покровителем либо на всю жизнь или для отдельных (особых) случаев.
  • ИДАМЖАБ (тиб.) - Защищаемый созерцающим божеством.
  • ЛАЙДАБ (тиб.) - Исполнивший дела.
  • ЛАЙЖИТ (тиб.) - Счастливая карма.
  • ЛАЙЖИТХАНДА (тиб.) - Счастливая карма Дакини.
  • ЛАМАЖАБ (тиб.) - Защищенный высшим.
  • ЛЕНХОБО - Лотос.
  • ЛОБСАН, ЛУБСАН (тиб.) - Мудрый, ученый.
  • ЛУБСАНБАЛДАН (тиб.) - Славный мудрый.
  • ЛУБСАНДОРЖО (тиб.) - Мудрый алмаз.
  • ЛУБСАНЦЭРЭН (тиб.) - Мудрая долгая жизнь.
  • ЛУБСАМА (тиб.) - Мудрая, ученая.
  • ЛОДОЙ (тиб.) - Мудрость.
  • ЛОДОЙДАМБА (тиб.) - Святая мудрость.
  • ЛОДОЙЖАМСА (тиб.) - Океан мудрости.
  • ЛОДОН (тиб.) - Мудрый.
  • ЛОДОНДАГБА (тиб.) - Священная мудрость.
  • ЛОНБО (тиб.) - Высокопоставленный чиновник, советник.
  • ЛОПИЛ (тиб.) - С развитым умом.
  • ЛОСОЛ (тиб.) - Ясный ум.
  • ЛОЧИН, ЛОШОН (тиб.) - Одаренный, талантливый, с большими умственными способностями.
  • ЛУДУП (тиб.) - Получивший сиддхи от нагов. Имя Нагарджуны, великого индийского учителя в 2-3 веке.
  • ЛХАСАРАЙ (тиб.) - Царевич, принц, буквально - сын божества.