Логопедические занятия по теме зима. Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи и нарушением опорно-двигательного аппаратаЛексическая тема

Логопедические занятия по теме зима. Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи и нарушением опорно-двигательного аппаратаЛексическая тема
  • Коррекционно – образовательные: обогащать и активизировать номинативный (название одежды) и глагольный словарь (гулять, копать, катать, лепить, кататься) по теме “Зима”; учить употреблять существительные в единственном и множественном числе; закрепить обобщающее значение слова “одежда”; учить определять признаки зимы.

    Коррекционно – развивающие: развивать зрительное восприятие; развивать мелкую моторику; развивать фонематический слух (определение единственного и множественного числа существительных).

    Коррекционно – воспитательные: воспитывать интерес к занятию, располагать ребёнка к активному сотрудничеству с педагогом.

    Материал: варежки; конфетти; картинка зимы; презентация к занятию (использование ИКТ).

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.
    2. Пальчиковая игра “Варежка”. Логопед держит за спиной варежки.

      Логопед: “ - Настенька, что у меня за спиной? Это тёплые, мягкие…показывает ребёнку и вместе называют – варежки! ” Ребёнок надевает, а затем снимает варежки.

      Логопед: “- Повторяй за мной:

      Настя варежку надела (все пальцы вместе, большой - в стороне)

      Ой, куда я пальчик дела? (прячем большой пальчик в ладошку)

      Нету пальчика, пропал,

      В свой домишко не попал! (круговые движения кистями рук)

      Настя варежку сняла,

      Посмотрите, вот, нашла! (показываем большие пальцы на обеих руках)

      Ищешь, ищешь, не найдёшь, (сжимаем, разжимаем пальчики)

      Здравствуй пальчик, как живёшь? (показываем большие пальцы)

    3. Основная часть.
    1. Игра “Что перепутал художник” (слайд №1).
    2. Логопед: “ - Какое сейчас время года?” (зима)

      Логопед: “ - Правильно! Наш художник тоже на картинке нарисовал зиму, вот только перепутал что – то. Что неправильно?”

      Ребёнок на картинке нажимает мышкой на вишенки, на ёлке, бабочку, цветочек – они исчезают. Остаётся зимний пейзаж.

      Логопед: “ - Вот теперь всё верно, молодец!”.

    3. Игра “ Зимняя одежда” (слайд №2).
    4. Логопед: “-Зимой холодно, чтобы не замёрзнуть мы одеваем тёплую одежду, а что на улицу нельзя одеть зимой?”.

      На экране зимняя и летняя одежда. Ребёнок нажимает мышкой на летнюю одежду, она исчезает, остаётся только зимняя.

      Логопед: “-Давай назовём всю одежду” (куртка, шапка, шарф, валенки, варежки).

      Логопед: “ - Как можно одним словом всё это назвать? (одежда)”.

    5. Упражнение на дыхание “ Вьюга”.
    6. Логопед: “- А ещё зимой дует сильный ветер и кружит вьюга. Вот сейчас и мы подуем на снег так, чтобы он кружился в воздухе”. Логопед с ребёнком сдувают конфетти с ладошки.

    7. Упражнение на развитие фонематического слуха (слайд № 3,4, 5, 6).
    8. Логопед: “ - Внимательно слушай, какое слово я буду называть, и нажимай на картинку, если услышишь и нажмёшь правильно, картинка исчезнет” (снеговик, снежинки, шапка, варежки).

    9. Физминутка “Снег летит”.
    10. Логопед: “ - Повторяй за мной!”

      Снег летит, снег летит (движение обеих рук сверху вниз),

      На дома и крыши (изображение крыши руками над головой).

      Тихо к нам идёт зима (имитация ходьбы на носочках),

      Мы её не слышим (водим указательным пальчиком влево, вправо).

    11. Игра “Зимние развлечения” (слайд №7, 8, 9, 10).

    Логопед: “ - Давай узнаем, что дети любят делать зимой?” (гулять, копать, катать, лепить, кататься).

    1. Итог занятия.

    Логопед: “ - Про какое время года мы говорили? (про зиму) Ты хорошо занималась, молодец!”

  • Ольга Логинова
    Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зима. Зимние забавы»

    Провела Логинова О. В.

    Задачи :

    Коррекционно-образовательные задачи :

    Закрепление представление о зиме и её приметах

    Активизация и расширение словаря по теме «Зима » , «Зимние забавы »

    Развитие языкового чутья путём образования родственных слов

    Образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов) ;

    Развитие связной речи, упражнять в составлении сложносочинённых предложений с союзом А

    Обогащать словарь.

    Коррекционно-развивающие задачи :

    Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, чувство рифмы, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление.

    Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, плавность и силу выдоха

    Развивать речевое дыхание

    Развитие личностных качеств : любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу, самостоятельности

    Развитие диалогической речи

    Коррекционно-воспитательные задачи :

    Развивать память; самостоятельность, уверенность.

    Воспитание устойчивого интереса к занятию , стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений

    Формирование навыки коллективной творческой деятельности взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

    Оборудование : снежки для метания, снежки разного размера с написанными буквами, снежинки с картинками, картинки с изображением детских забав летом и зимой , изображения большого и маленького снеговиков, картинка-загадка, снежинки для дыхания

    1. Организационный момент.

    .

    3. Паьчиковая гимнастика : “Зима” .

    4. Беседа о зиме.

    Игра «Волшебный мячик» .

    Игра «Доскажи словечко» .

    6. Дыхательные упражнения.

    7. Составление предложений по опорным словам и картинкам.

    8. Физминутка. «Зима » .

    9. Загадки

    1. Организационный момент.

    (дети вместе с логопедом входят в группу )

    Ребята, что необычное вы заметили в группе ?

    (фотографии зимнего пейзажа , оформленные в виде фотовыставки)

    Сегодня в нашей группе открылась фотовыставка. Я приглашаю вас посетить эту выставку.

    Логопед . Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

    «Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

    Радость детям подарила и на санках прокатила»

    О каком времен года эта загадка? (О зиме.)

    Логопед : (И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме ,и давайте поиграем нашим язычком)

    2. Артикуляционная гимнастика. (Общие артикуляционные упражнения) .

    1. «Улыбка» , «Заборчик»

    Наши губки улыбнулись,

    Прямо к ушкам потянулись.

    Ты попробуй «И-и-и» скажи,

    Свой заборчик покажи.

    2. «Трубочка»

    В гости к нам пришел слоненок,

    Удивительный ребенок.

    На слоненка посмотри,

    Губки хоботком тяни.

    3. «Улыбка» / «Трубочка»

    Если наши губки улыбаются,

    Посмотри – заборчик появляется.

    Ну, а если губки узкой трубочкой,

    Значит, можем мы играть на дудочке.

    4. «Часики» Ходит маятник в часах :

    Влево - тик, а вправо – так.

    Ты сумеешь сделать так :

    Тик и так, тик и так?

    5. «Качели»

    На веселые качели

    Таня и Никита сели.

    Опустились вниз качели,

    А потом наверх взлетели.

    Вместе с птицами, наверно,

    Улететь они хотели.

    6 .«Блинчик»

    Утром рано мы встаем,

    Вкусные блины печем.

    Ручейком по сковородке

    Тесто растекается…

    Посмотри, какой красивый

    Блинчик получается.

    7. «Чистим зубки»

    Мягкой щёткой с утра

    Чистит зубки детвора.

    Будут зубки сильные,

    Белые, красивые

    3. Пальчиковая гимнастика : “Зима” .

    Зимою холода. потирание ладошек друг о друга

    Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев

    Превратилась в лед вода. ритмичное соединение подушечек пальцев

    Ды-ды-ды – сжимание и разжимание пальцев

    В инеи кусты. перекрещивание ладоней с широкорасставленными пальцами

    Метели замели, круговые вращения больших пальцев обеих рук

    Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев

    Метели замели, круговые вращения указательных пальцев рук

    Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев

    Метели замели. круговые вращения рук, согнутых в локтях

    4. Беседа о зиме. през-ция : «Окружающий мир зимой» .Слай 3

    Какие времена года вы знаете?

    Какое время года приходит за осенью?

    Какое время года год начинает?

    Какие зимние забавы вы знаете ?

    Какая зимой погода? (холодная)

    Что выпадает зимой? (снег)

    Если зимой много снега, то зима какая ? (снежная)

    Если зимой сильный мороз, то зима какая ? (морозная)

    Если часто метет метель, то зима какая ? (метельная)

    А если часто гуляет вьюга, то зима какая ? (вьюжная)

    Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая ? (студеная)

    Какое время года следует за зимой?

    Какие признаки зимы вы знаете?

    Что отличает зиму от других времён года?-

    Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним все, что мы говорили. А поможет нам в этом наша волшебная палочка.

    *- Игра «Волшебный мячик» .

    1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть. Нужно всем нам в круг вставать.

    (дети по кругу передают «волшебную палочку» , называя по одному признаку).

    (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша) .

    *-Игра «Доскажи словечко» .

    Логопед : Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.

    Зимушка : Давайте поиграем со словом «снег» .

    (Зимушка читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег» ).

    «Тихо, тихо, как во сне,

    Падает на землю. (Снег.)

    С неба всё скользят пушинки -

    Серебристые. (Снежинки.

    На дорожки, на лужок

    Всё снижается. (Снежок.)

    Вот веселье для ребят -

    Всё сильнее. (Снегопад.)

    Все бегут вперегонки,

    Все хотят играть в. (Снежки.)

    Словно в белый пуховик

    Нарядился. (Снеговик.)

    Рядом снежная фигурка -

    Эта девочка -. (Снегурка.)

    На снегу-то, посмотри -

    С красной грудкой. (Снегири.)

    Словно в сказке, как во сне,

    Землю всю украсил. (Снег.) »

    Логопед : Как много родственников у слова «снег» . Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

    7. Дыхательные упражнения.

    Логопед : Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

    Зимушка : «Подул зимний ветерок , полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

    Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки) . А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

    Дети рассказывают : Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)

    А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

    6. Составление предложений по опорным словам и картинкам.

    а).- Сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот послушайте, какое я составила предложение (на магнитную доску прикрепляются заснеженные дома, деревья) .

    Наступила суровая зима . (Теперь вы придумайте свои предложения) .

    9. Физминутка. «Зима » .

    Наконец пришла зима , (Дети разводят руки в стороны)

    Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

    Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

    Дворник улицу метёт, (Имитируют)

    Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

    Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

    Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

    И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

    8. Загадки

    Логопед : Зима морозная пора , но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям . Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах , а вы их отгадайте.

    Мои новые дружки и блестящи, и легки,

    И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

    Две новые кленовые подошвы двухметровые :

    На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)

    Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

    За верёвочку-узду через двор коня веду,

    С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

    Меня не растили – из снега слепили.

    Вместо носа ловко вставили морковку.

    Глазки – угольки, ручки – сучки.

    Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

    (Дети отгадывают загадки, логопед вывешивает предметные картинки на магнитной доске).

    8. Итог. Логопед : Вот подходит к концу наше занятие . Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?

    Что у каждого из вас получилось лучше всего?

    Обобщать и закреплять знания по теме;
    - Развивать ассоциативную связь, используя компьютерные технологии.
    - Формировать уверенность в образовании и употреблении родственных слов;
    - Развивать связную речь, творческое воображение;
    - Продолжать формировать умение выделять главное, скрытый смысл, делать умозаключения.
    - Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и птицам,
    - Учить проявлять его практически.

    Оборудование: сюжетные и предметные картинки по теме, серия сюжетных картин «Кормушка».

    Предварительная работа: изучение лексических тем: «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Домашние животные».

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Логопед читает стихотворение С. Маршака «Зима»:

    Сыплет, сыплет снег охапками
    На поля зима.
    До бровей накрылись шапками
    Во дворах дома.
    Ночью вьюга куролесила,
    Снег стучал в стекло.
    А сейчас – гляди, как весело
    И белым-бело.
    Беседа о зиме:

    Что такое зима?
    - когда наступает она?
    - какая зима?
    - что вам нравится зимой?
    - объяснить понятия: вьюга, куролесила, охапками.

    2. Дети читают стихи, выученные заранее:

    Всех сегодня удивила
    И немного рассмешила,
    Тихо-тихо к нам пришла,
    Наша зимушка-зима!

    Снег охапками бросала.
    Окна всем разрисовала.
    Куролесила до слёз,
    Всюду стужа и мороз.

    Все дворы запорошила
    Детвору развеселила
    Вот санки и снежки
    Толстые снеговики!

    Мерзнут бедные зверюшки,
    И пернатые пичужки.
    Заяц мчится от лисы.
    Как дожить им до весны?

    3. Компьютерная игра: «Кто, где зимует?», с использованием слайдов с изображением животных.

    Логопед предлагает детям стать вокруг компьютера и помочь в рассказывании стихотворения, договаривая последние слова, на мониторе появляются соответствующие картинки животных. Последние две строчки картинками не животных, а их жилища. Затем на мониторе все жилища животных, а животные расположены внизу. Предлагается детям самим назвать, кто, где живет, перетаскивая мышкой животных в их жилище.

    «Кто где живет?»

    Медведь спит (в берлоге)
    Воробей сидит (под крышей)
    Лиса устроилась (в норе)
    Жучка в теплой (конуре)
    Белка спряталась (в дупле),
    Ежик спит в сухой (траве).
    В логове лежит (волчица),
    Под кустом дрожит (зайчишка).

    При необходимости давать подсказку. Повторяют еще раз, дети участвуют более активно.

    4. Физ. минутка: « Про зиму»:

    Вьюга злится, (руки перед собой, сжимать, разжимать кулачки)
    Снег кружится, (волнообразные движения руками в стороны)
    В конуре неважно спится. (дом руками над головой)
    Даже смелый пес Трезор (пальчиками показать собаку, двумя руками)
    Стал проситься в коридор. (средние пальчики открываются — закрываются)

    5. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка», Р. А. Васильева, Г. Ф. Суворова: «Альбом сюжетных картинок по развитию речи».

    Даны три картинки. Их объединяет сюжет: забота о птицах. Составляя рассказ по этим картинкам, кроме задачи по развитию речи детей, развитию творческого воображения, ставится воспитательная задача: формировать заботливое и бережное отношение к братьям нашим меньшим.

    Первая картинка: Заснеженный сквер. На одном из деревьев висит кормушка, она занесена снегом. На ветках сидят снегири, синички, ворона.

    Вторая картинка: В сквер пришли дети. Они решили помочь птицам. Одни сметают снег с кормушки, другие насыпают корм, развешивают ягоды и кусочки сала.

    Третья картинка: Дети отошли в сторонку, к скамейке. Они наблюдают за птицами и улыбаются. На кормушке «птичий обед».

    Вводная беседа:

    Каких зимующих птиц вы знаете?
    - Почему зимой птицы жмутся к жилью?
    - Чем можно помочь нашим пернатым друзьям?

    Выставляется сразу все три картинки. Детям предлагается рассмотреть их, разложить по порядку, а затем составить рассказ по каждой из картинок, по очереди. В ходе составления рассказа давать подсказки и помощь. Особо выделить описание зимней природы в начале рассказа. Можно опираться на личный опыт: а вы помните, когда проснулись утром, а на улице все белым-бело.

    Когда рассказ будет составлен, предложить оценить поступок детей, подобрать слова, характеризующие детей, их действия. Затем дети озаглавливают каждую часть (картинку) рассказа, и рассказ в целом. Если дети хорошо справляются с заданиями, можно предложить озаглавить словами-действиями, словами-признаками. Например:

    1. Снег. Засыпало. Помогите! Встревоженные, голодные.

    2. Помощники. Выручают. Дружные.

    3. Веселое щебетанье. Радуются. Веселые.

    Подводится краткий итог составления рассказа. Выводы.

    Игровая ситуация: Птицы просили помочь им, найти родственников зиме.

    Вспомнить, что такое «родственные слова», подобрать такие слова к слову – зима: (зимушка, зимовать, перезимовать, зимовье, зимние, зимующие, и т. д.)

    6. Итог занятия.

    Циркунова Нина Ивановна,
    учитель-логопед высшей
    квалификационной категории
    МБДОУ детский сад №10
    г. Апшеронск, Краснодарского края

    Цели: Формирование лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков.

    • Закреплять представления о зиме и её приметах.
    • Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
    • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в образовании множественного числа существительных; в образовании относительных прилагательных; в подборе слов-действий и слов-признаков к слову-предмету; в составлении простых предложений.
    • Учить согласовывать слово с движением.
    • Развивать зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, графо-моторные навыки.
    • Воспитывать умение слушать товарищей, отвечать на вопросы полным предложением.

    Словарь: зима, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод;

    морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

    метёт, дует, завывает, падает, кружися, летит, морозит, воет, чистят, сгребают, скользят, скрипят, сверкает.

    Оборудование: Игрушки (кукла Лилу - попуас), предметные картинки, простые карандандаши, цветные карандаши, раздаточные карточки.

    Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций о зиме, отгадывание загадок на зимнюю тематику, беседы по картинам с зимними пейзажами.

    Ход занятия

    1. Организационный момент

    Логопед: Сегодня на занятии у нас гость – девочка Лилу из жаркой Африки. Там никогда не бывает зимы и снега. Давайте ей расскажем о зиме и картинки покажем, а потом и в игры поиграем. Лилу принесла нам письмо, но не может понять о чём в нём написано.

    2. Игра «Письмо от Матушки-Зимы»

    Логопед: Это Матушка-Зима прислала вам письмо и просит рассказать:

    Что и почему зимой бывает;

    Знаете ли вы приметы Матушки-Зимы?

    Зиму-зимушку встречай и скорее отвечай:

    День какой? (Короткий.) А ночь какая? (Длинная.) Что всегда зимой бывает? (Снег.)

    Кто на ветках не поёт? (Птицы.) Почему снег идёт? (Мороз.)

    И у деревьев голый вид? (Листья облетели.)

    До весны в лесу кто спит? (Медведь, ёж, барсук.)

    Чем покрылась река? (Льдом.) И какие облака? (Снежные, тяжёлые.)

    Как люди одеваются? (Люди одевают тёплую зимнюю одежду и обувь.)

    Как дети развлекаются? (Дети катаются на санках, коньках, лыжах, лепят снеговика и играют в снежки.)

    3. (демонстрационная таблица)

    Дети подходят к доске и рассматривают картинку.

    Логопед: Про картинку дай ответ: всё здесь верно или нет?

    Кто здесь расстроен, кто боится, кто удивлён, кто веселится?

    Ответы детей: Девочка веселится – она катается на коньках.

    Мальчик веселится – он катает снежный ком и лепит снеговика.

    Медведь зимой спит, а не собирает цветы. (Не бывает.) и т.д.

    4. Физминутка «Зимушка»

    Логопед с детьми проговаривают текст и выполняют движения.

    Логопед: Давайте представим, что мы вышли на заснеженную дорожку и погреемся.

    Мы погреемся немножко,

    Мы похлопаем в ладошки,

    Ножками потопаем

    И себя похлопаем.

    5. Игра «Зимние забавы с зимними словами»

    Логопед: Все предметы зимними скорее называй,

    С этими словами в игры поиграй.

    Игра «Жадина»

    Игра «Один - много»

    Игра «Назови ласково»

    Игра «Чего не стало»

    Игра «Наоборот»

    Игра «Спрячь слоги в ладошки».

    Логопед начинает игру:

    Буду я сейчас водить,

    Слова вслух произносить,

    Слово нужно повторить

    И на части разделить.

    Логопед произносит слова (лексический материал по теме «Зима»), а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.

    6. Игра «Обведи сугробы» (раздаточные карточки)

    Логопед: Ребята, посмотрите, какие сугробы намела метель. Давайте их обведём.

    Без отрыва линию веди

    Все сугробы быстро обведи.

    (Дети голубым карандашом проводят линию.)

    7. Игра «Снежная страничка»

    Логопед: Рассмотрите картинку на доске. И назовите все снежные картинки и объясните.

    Почему вы выбрали эту картинку.

    Предметы из снега найди

    И указкой обведи.

    (Снежок, снеговик, снежная (горка),

    Снегурочка, снеговая... (туча)…)

    8. Игра «Какой бывает снег?» (раздаточные карточки)

    Логопед: Расскажите Лилу о снеге.

    Какой бывает снег? Скажи не торопясь.

    И за каждый признак треугольничек раскрась.

    Дети получают карточки и называют слова-признаки, а затем на своей карточке раскрашивают треугольник цветным карандашом.

    Слова-признаки: лёгкий, белый, пушистый, сверкающий, блестящий, рыхлый, плотный, липкий, рассыпчатый…

    9. Игра «Шагаем – действия называем» (раздаточные карточки к заданию 7, 8)

    Дети называют слова-действия и обводят стрелочку синим карандашом.

    Логопед: Что делает снег? Попробуй сказать,

    Все стрелочки-действия прошагать.

    Слова-действия: идёт, летит, сыпет, ложится, падает, кружится, скрипит, тает, липнет, лепится…

    10. Игра «Дорисуй снежинку» (раздаточные карточки)

    Логопед: Растаяли снежинки – дорисуй картинки.

    Дети рисуют снежинки и считают сколько снежинок они дорисовали.

    11. Игра «Снежная крепость» (демонстрационная таблица)

    Логопед просит рассмотреть таблицу на доске. Провести путь по которому Ваня должен выйти из лабиринта. Дети проводят путь указкой и проговаривают слова(приставочные глаголы к слову шёл ):

    Логопед: Строил Ваня крепость, так старался,

    Что в снежном лабиринте оказался.

    Помоги ему немножко – к выходу веди дорожку.

    Ваня направо вы(шел), налево по(шёл), повернул направо и вдоль стены про(шёл), долго вперед шёл, через проём в стене про(шёл), налево шёл, шёл, шёл. И из лабиринта вышел.

    12. Игра «Закончи предложение» (демонстрационная таблица)

    Логопед: Закончи предложение одним из этих слов.

    Будет твой рассказ о снеге и зиме готов.

    На улице...
    Мы ждали...
    Белый цвет у...
    Мы рады...
    Мы любуемся...
    Мы думаем о...

    13. Игра «Расскажи и дорисуй»

    Логопед: Послушайте рассказ о том как Петя лепил снеговика. Давайте рассказ перескажем и снеговика дорисуем.

    Рассказ: «Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом – средний, а затем – маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа – морковку, вместо рта – веточку. Снеговик получился красивый».

    Логопед: Чтоб снеговика слепить, нужно очень точным быть.

    Комков ты контур обводи и с пунктира не сходи.

    Самый маленький комок нарисуй-ка сам, дружок!

    Дорисуй глаза и нос и про ротик не забудь!

    14. Итог занятия

    Логопед подводит итог занятия. И просит детей рассказать, что они запомнили на занятии и какая игра им понравилась больше других.

    Сделаны задания без ошибки?
    Молодец, раскрашивай улыбку!

    Литература:

    1. Киселёва Г. А. «Книжка-учишка», Издательство «Книголюб», 2007.
    2. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов», Изд.: Мозаика-Синтез, 2010.

    Вера Курбанова
    Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе «Зима»

    Конспект предназначен для детей средней логопедической группы . Материал будет полезен учителям-логопедам в ДОУ .

    Задачи :

    1. Уточнение и расширение словаря по теме (зима , мороз, снег, лёд, снеговик, дуть, холодно) .

    2. Развитие физиологического дыхания.

    3. Развитие фонематического восприятия.

    4. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

    5. Развитие связной речи.

    Оборудование : Аппликации снеговика по количеству детей, снежинки на нитке или ватка, снежинки из картона с изображением признаков зимы, сюжетная картина с изображением зимы.

    Ход занятия

    1. Организационный момент. Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается и раздает снежинки. Дети садятся на свои места и переворачивают картинки.

    2. Логопед : Сегодня мы с вами поговорим о зиме и её признаках. У кого изображена картинка, связанная с зимой, тот поднимет руку и говорит, что на ней изображено.

    Дети : У меня на картинки идёт снег, у меня дети лепят снеговика, а у меня дети катаются на санках.

    3. Логопед : Молодцы! А теперь мы сделаем артикуляционную гимнастику перед зеркалом, чтобы научится красиво говорить. Выполняются упражнения «Улыбка» , «Трубочка» , «Лопатка» , «Иголочка» . После каждого упражнения дети отдыхают и проглатывают слюну. Вы хорошо выполнили гимнастику!

    4. Логопед : Логопед приглашает детей к доске, на которой выставлена картинка с изображением зимы. Какое время года изображено на картинке?

    Дети : На картинке нарисована зима .

    Логопед : А по каким признакам вы догадались?

    Дети : Вокруг лежит снег, всё белое, дети катаются на санках и коньках, лепят снежки.

    Логопед : А давайте посмотрим внимательно, как одеты дети. Какая на них одежда?

    Дети : Дети одеты тепло, потому что на улице холодно. Они в тёплых шубах, шапках, в перчатках и в зимних сапогах.

    Логопед : А что делает мальчик в синей шапке?

    Дети : Он кормят птиц хлебными крошками.

    Логопед : А какой снег?

    Дети : Белый, пушистый, холодный.

    5. Логопед : Правильно! Вы все молодцы! На снежинки дует сильный ветер-это зимняя вьюга. Логопед дует на снежинку , которая прикреплена к нитке. Сделайте вдох и подуйте на снежинку, не раздувая щёк, а губы вытяните трубочкой. Снежинка должна быть расположена на уровне рта на расстоянии 10 см. Молодцы!

    6. Логопед : К нам в гости пришёл снеговик (логопед достаёт изображение снеговика) . Но у него нет друзей, ему очень скучно. Давайте все вместе соберём ему друзей. Логопед раздаёт аппликации со снеговиками. Дети собирают поэтапно снеговиков. Замечательно!

    7. Логопед : А теперь внимательно послушайте ушками и хлопните в ладоши один раз, когда услышите звук [с]. Логопед перечисляет слова , а дети хлопают : Зима , санки, мороз, снеговик, синица, заяц, декабрь, слякоть, снегирь.

    8. Окончание занятия : Логопед предлагает детям вспомнить, что мы сегодня делали, и что нового узнали, что больше всего понравилось. Логопед оценивает работу детей и хвалит их.

    Публикации по теме:

    Конспект фронтального подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Звуки С, Сь». Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в старшей группе. Тема «Звуки [с], [с‘]. Задачи. 1. Корекционно- образовательные:.

    Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия в соответствии с ФГОС Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия. (в соответсвтвии с ФГОС) Вид занятия: тренировочное.

    Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия: «Звук [Л]» Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное.

    Конспект логопедического подгруппового коррекционного занятия по автоматизации звука [с] Конспект логопедического подгруппового коррекционного занятия по автоматизации звука "С" Подготовила и провела: логопед Шульц Ольга Викторовна.

    Конспект подгруппового логопедического занятия. Дифференциация звуков [л’] и [й] в слогах, словах, фразах Тема: Дифференциация звуков "Ль" и "Й". Цель: Коррекционно- образовательные: - Уточнить и закрепить артикуляционно-акустическую характеристику.

    Тема: «Домашние животные» Коррекционно-развивающие задачи: 1. Систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышах. 2. Развитие.

    Конспект подгруппового логопедического занятия «В гости к Лунтику и его друзьям» Конспект подгруппового логопедического занятия «В гости к Лунтику и его друзьям.» Задачи Образовательные: 1. автоматизировать звуки Л, ЛЬ.