Изменения в падежных формах существительных. Как называется изменение существительных по падежам? Образование множественного числа существительных

Изменения в падежных формах существительных. Как называется изменение существительных по падежам? Образование множественного числа существительных

Изменение по падежам называется склонением. Все существительные распределены по двум грамматическим классам — существительные склоняемые (их большинство): класс, артист, Людмила и несклоняемые: бюро, конферансье, Нестеренко.

Несклоняемые существительные всегда представлены в одном и том же виде: Это бюро; Заседание бюро; Говорить о бюро и т. п. Их грамматические признаки (род, одушевленность/неодушевленность, число, падеж) проявляются лишь в словосочетании и предложении.

В современном языке есть как заимствованные, так и исконно русские несклоняемые существительные. К исконно русским несклоняемым существительным относятся: 1) аббревиатуры типа АЭС, завбазой; 2) женские фамилии типа Стриж, Соловей; 3) старинные фамилии на ‑аго, ‑ово, ‑их/-ых: Живаго, Дурново, Долгих.

Среди заимствованных несклоняемых существительных выделяются: 1) существительные с основами на ударные и безударные -э/-е, -о, -и, -у /-ю, а также на ударные -а/-я: каноэ, Рабле, кино, жюри, какаду, интервью, Гаргантюа, Золя; 2) украинские по происхождению фамилии на -ко, -енко типа Чешко, Макаренко; 3) женские имена и фамилии с основой на согласные типа Эдит, Алигер; 4) слова мадам, мисс и т. п.

Склоняемые существительные относятся в основном к трем типам словоизменения: к 1-му склонению: страна, земля, дядя; 2-му склонению: стол, конь, село, поле или 3-му склонению: степь, мать.

В рамках трех склонений различаются, в соответствии с фонетическим качеством конца основы, твердая и мягкая разновидности склонения: слон — конь, сила — земля, мышь — степь. Это различие проявляется не только в написании одного и того же окончания: слон-а — кон-я (фонетически в обоих случаях — одно и то же окончание [а], а буквы пишутся раз-ные), но нередко также и в выборе одного из нескольких различных падежных окончаний: слон-ов, но кон`-ей; о слон`-е, но о бытии (быти]-и).

Типы склонения существительных различаются прежде всего в единственном числе. Во многих падежных формах множественного числа существительных разных склонений используются одни и те же окончания: странам, столам, мышам; странами, столами, мышами; о странах, столах, мышах. Исключение составляют:

1) формы именительного (а у неодушевленных существи-тельных — и винительного) падежа, где используются оконча-ния -ы/-и, -а, реже -е: страны, столы, кони, степи; рога, трактора, окна, девчата; цыгане, крестьяне;

2) формы родительного падежа с окончаниями -ов, -ей: столов; коней, степей, плетей; сапог-, стран-, земель-, окон-.

Склонение отдельных групп существительных имеет ряд особенностей.

1-е склонение: 1) существительные типа мама (с безударным окончанием формы именительного падежа) в разговорной речи образуют особую, «звательную» форму с нулевым окончанием: Мам! (П);

2) в форме творительного падежа единственного числа возможны вариантные окончания -ой и -ою: страной /страною (поэт.).

2-е склонение: 1) у некоторых существительных мужского рода типа сахар, чай, помимо «обычной» формы родительного падежа единственного числа сахара, чая, в разговорной речи образуется особая форма родительного падежа — с окончанием -у/-ю: сахару, чаю (чаj`-у);

2) существительные ряд, час, шаг, шар, след в сочетании с количественными числительными полтора, два, три, четыре, оба образуют дополнительную «счетную» форму родительного падежа: два часа, три шага; ср. обычную форму родительного падежа: продолжительность часа, длина шага;

3) ряд существительных типа ватт, вольт, грамм образует дополнительную «счетную» форму родительного падежа множественного числа: сто вольт, ватт, грамм (разг.) [ср. с обычной формой родительного падежа: (измерение) вольтов ваттов, граммов];

4) от существительных типа берег, лес, помимо обычной формы предложного падежа (о береге, о лесе), образуется и «местная» форма предложного падежа — с окончанием -у: на берегу, в лесу.

3-е склонение: 1) существительные кровь, степь и др. образуют особую «местную» форму предложного падежа: в степи, по ударению отличающуюся от обычной формы предложного падежа: о степи;

2) существительные дверь, дочь, лошадь, кость и т. п. имеют вариантные окончания творительного падежа множественного числа: дверями и дверьми;

3) существительные мать и дочь образуют формы косвенных падежей единственного числа (кроме винительного падежа) и все формы множественного числа с наращением в основе суффикса -ер-: мать — матери, матерью и т. п.

Помимо трех основных типов склонения, выделяются существительные, использующие окончания разных склонений и называющиеся поэтому разносклоняемыми:

1) 10 существительных бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, которые изменяются в основном по 3-му склонению (окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа, на-пример знамени — как степи), в винительном падеже единственного числа они имеют окончание -я (-а): знамя (знам`-а), в творительном падеже единственного числа у них окончание -ем: знаменем, как у существительных 2-го склонения: полем; особенностью склонения является наращение суффикса -ен- в конце основы [а для слов семя, стремя в родительном падеже множественного числа — -ян- (-ан-): семян (сем`-ан), стремян (стрем`-ан)];

2) существительное путь, изменяющееся в основном по 3-му склонению (как степь), кроме формы творительного падежа единственного числа: путём (как конём — по образцу 2-го склонения);

3) существительное дитя, которое в современном русском языке обычно используется лишь в формах именительного и винительного падежей единственного числа: (вот) дитя; (вижу) дитя; формы косвенных падежей воспринимаются как архаичные: Р. и Д. дитяти (ср.: матери), Т. дитятею (ср.: песнею), П. о дитяти (ср.: о матери). Образование форм косвенных падежей единственного числа (кроме винительного падежа) осложнено наращением аффикса -ат-. Формы множественного числа дети, детей, детям и т. п., некогда относившиеся к слову дитя, в настоящее время являются супплетивными формами слова ребенок.

Существительные, образованные путем субстантивации от прилагательных и причастий, сохранили падежные окончания прилагательных:

1) слова типа часовой, столовая склоняются как качественные и относительные прилагательные;

2) слова ничья — `равный счет в игре`, третье — `десерт` склоняются как притяжательные прилагательные типа лисий;

3) женские фамилии Ильина, Смирнова изменяются по образцу притяжательных прилагательных типа мамина, отцова. Мужские фамилии типа Ильин, Смирнов склоняются во множественном числе как притяжательные прилагательные, а в единственном числе — как существительные 2-го склонения, кроме формы творительного падежа единственного числа с окончанием -ым (Ильиным), как у прилагательных.

Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта — М., 2009г.

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Коваленко Людмила Николаевна

Класс: 2

УМК: "Школа России"

Предмет: русский язык

Тема: "Изменениеимён существительных по вопросам. Общее представление".

Тип урока: изучение нового

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок, формирование представлений о новом грамматическом признаке имени существительного.

Цель: формирование представлений о новом грамматическом признаке имени существительного

Планируемые результаты

Предметные знания

Предметные действия

УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные

Определять грамматические признаки имени существительного в начальной форме - род, число, одушевленное/неодушевлённое, собственное/нарицательное, изменение по падежам.

- определять цель урока на основе анализа того, что уже известно и усвоено;

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы;

- самостоятельно находить варианты решения учебной задачи;

- обобщать и делать выводы по изученному материалу;

- преобразовывать модели, схемы, символы;

Осуществлять сравнение и клас­сификацию изученных объектов;

- обобщать материал;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- анализировать полученную информацию;

- построение логической цепи рассуждений;

понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

Допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной;

использовать речь для регуляции своего действия;

Формировать умения слушать и слышать;

Чётко и ясно выстраивать речевые конструкции;

Способность к самооценке и оценки партнёра на основе крите­риев успешности учебной деятельности;

Проявлять познавательный интерес;

Проявлять желание и интерес к изучению нового

Ход урока

п/п

Название этапа урока, время

Задача,

которая должна

быть решена

ФОДУ

Действия учителя по организации

деятельности учащихся

Действия учащихся

(предметные, УУД)

Результат взаимодействия

(продукт, УУД)

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

Орг. момент

1-2 мин.

Настроить детей на плодотворную работу

Приветствует обучающихся, настраивает детей на плодотворную работу (Слайд 2)

С добрым утром,

Начат день!

Заниматься нам не лень!

Начинается урок,

Он пойдет ребята в прок!

Постарайтесь всё понять,

Дружно тайны открывать,

Ответы полные давайте,

А товарищам помогайте.

Надеюсь на плодотворное сотрудничество!

Сегодня на уроке мы будем открывать тайны, разгадывать шифры, добывать новые знания.

Регулятивные:

Настраиваются на плодотворное сотрудничество;

Коммуникативные:

Слушают установку учителя

Регулятивные:

Настроились на плодотворное сотрудничество;

Коммуникативные:

Формируется умение слушать и слышать

Актуализация знаний.

4-5 мин.

Повторить грамматические признаки имени существительного

"Ребусы". Их необходимо найти, они спрятаны где – то рядом с вами. Найдите каждый свой ребус и отгадайте его, запишите ответ на листочке!

(Щуки, бабочка, акула, ласточка, корова, дорога, стол, камыши, Ирак, кино, шутка, шкаф).

Встаньте все, со своими словами, по порядку.

Назовите каждый, по очереди, полученное слово!

- ЧИСЛО !

- Объединитесь в группы по грамматическому признаку РОД !

- Проверьте и обсудите в своей группе, правильно ли вы определили признак. Проверяем вместе!

- Объединитесь в группы по грамматическому признаку Собственные- нарицательные !

- Проверьте и обсудите в своей группе, правильно ли вы определили признак. Проверяем вместе!

Объединитесь в группы по грамматическому признаку одушевлённые - неодушевлённые !

- Проверьте и обсудите в своей группе, правильно ли вы определили признак. Проверяем вместе!

Грамматические признаки какой части речи мы сейчас определяли? (Существительное)

Молодцы! Садитесь!

Предметные:

Определяют грамматические признаки существительного;

Личностные:

Оценивают себя и партнёра, исходя из критериев, заданных учителем

Регулятивные:

- находят варианты решения учебной задачи

Познавательные:

Перекодируют информацию(ребусы в слова)

Сравнивают и клас­сифицируют объекты по заданным учителем критериям;

Коммуникативные:

Осуществляют коммуникацию при объединении в группы

Предметные:

Актуализированы знания по определению грамматических признаков существительного - род, число, одушевлённое/неодушевлённое, собственное/нарицательное;

Личностные:

Выполнили самооценку и оценили партнёра на основе наблюдения во время выполнения задания с ребусами и определением грам.признаков;

Регулятивные:

- самостоятельно распределились на группы в зависимости от грам.признака;

Познавательные:

Сравнили и клас­сифицировали полученные слова;

Коммуникативные:

разрешили спор между учащимися путём приведения весомых аргументов;

Постановка цели урока.

1-2 мин.

Определить цель урока

О какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке?

(Слайд 3)

Что мы уже знаем о этой части речи? (Имя существительное имеет грамматические признаки: род, число…)

Посмотрите на схему, всё ли мы знаем о имени существительном?

Может кто-то догадывается, о каком признаке идёт речь?

Какая цель нашего урока?

(Узнать ещё один признак имени существительного…)

Эта главная тайна нашего урока!!!

Предметные:

Называют грамматические признаки существительного;

Регулятивные:

Определяют цель урока на основе анализа того, что уже известно и усвоено;

Познавательные:

Работают со схемой

Коммуникативные:

Строят монологическое высказывание;

Предметные:

Повторили грамматические признаки существительного;

Регулятивные:

Поставлена цель урока в результате диалога;

Познавательные:

Закреплено умение работать со схемой

Коммуникативные:

Построили правильные монологические высказывания;

Открытие нового.

6-7 мин.

Просклонять существительное, выделить окончание, закрепить грамматические признаки существительного

Раскрыть эту тайну мы сможем, выполнив задание на зелёной карточке. (Слайд 4)

Прочитайте задание! Всё ли понятно? Вставьте пропущенное слово, изменяя его, в зависимости от вопроса.

Задание всем понятно? Всё нам известно для выполнения задания?

(Нет, не известно, какое слово вставить )

Как вы думаете, где можно найти ответ на этот вопрос?

(На карточке есть загадка, она нам поможет )

Для слабых детей в слове отгадке пропущены гласные.

Молодцы! Прочитайте загадку и дайте устно ответ!

Ребята, слово сосна к какой части речи относится?

Какие грамматические признаки можете назвать? Все назвали, нет! Осталось одно, о котором мы не знаем.

Выполните задание! На выполнение задания вам одна минута.

Проверка! (Слайд 5) Читаем предложение, какое окончание в слове сосна!? Проверьте у всех ли получилось так?

Что изменилось в слове? (окончание)

Т.е. изменилась форма слова?

Почему в каждом предложении слово изменяло форму?

Какой вывод можно сделать?

(Что слово меняет форму в зависимости от вопроса).

Ребята, а раз слово СОСНА сущ., какой вывод можно сделать?

Существительное тоже изменяется по вопросам!

А кто знает, как называется это явление в русском языке?

Давайте спросим у Мудрой совы, ответ её на стр.36. Прочитайте.

Как называется изменение существительного по вопросам? (Склонением или изменение по падежам).

Ребята, склонение это наша тайна, которую мы не смогли отгадать в начале! Это грамматический признак существительного!

Предметные:

Изменяют слово по вопросам, определяют грамматические признаки существительного, выделяют окончание,;

Личностные:

Самооценка и оценка партнёра на основе анализа учебной деятельности;

Регулятивные:

Самостоятельно оценивают пра­вильность выполнения действия и вносят не­обходимые коррективы;

Познавательные:

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:

выстраивают чёткие и ясные аргументы для доказательства своей точки зрения;

Предметные:

- получили возможность отработать изменение слов по вопросам, определять грамматические признаки существительного, выделять окончание,;

Личностные:

- организовано действие взаимоконтроля;

Регулятивные:

Проанализирована пра­вильность выполнения задания и внесены коррективы на основании сравнения с ответом;

Познавательные:

Нашли наиболее эффективные способы решения задач;

Коммуникативные:

Закреплено умение чётко и ясно обосновывать ответ;

Открытие нового.

8-10 мин.

Определить вопросы к каждому падежу

Мы узнали, что склонение – это изменение существительного по падежам . А кто знает, какие падежи есть в русском языке? И сколько их?

Проблема. - Какая цель следующего задания?

Узнать название падежей. (Слайд 6)

Почитайте рассказ мудрой совы на экране!

Сколько падежей в русском языке? Как они называются?

В одной школе, ребята придумали как легко запомнить их последовательность. Хотите узнать? (Слайд 7)

Теперь мы знаем название падежей. Можем определить падеж имени существительного? (Нет)

Что нужно узнать? (На какие вопросы отвечает каждый падеж!)

Эту тайну мы откроем, выполнив задание на оранжевой карточке ! (Слайд 8) Возьмите её.

Что вы увидели? (Таблицу)

Какие колонки есть в таблице?

Какая колонка осталась не заполненной? Как вы думаете, сможем мы её заполнить?

Какие колонки помогут нам определить вопрос ?

(Слова помощники и примеры)

Давайте заполним первую строку вместе!

В строчке именительный падеж, какое слово помощник? Пример одушевлённый? Задаём вопрос – есть КТО? Медведь, теперь задаём вопрос к неодушевлённому существительному?

Есть Что? Сосна. Понятно как задавать вопросы?

Теперь подберём вопрос к родительному падежу, аналогично!

Выполните оставшиеся пропуски в паре!

Проверим, правильно ли вы записали вопросы? (Слайд 9)

Откройте учебник на стр.38. Проверьте в паре!!!

Какую тайну мы открыли, выполнив задание?

(Узнали падежные вопросы)

Ребята, медведь говорит огромное спасибо за то, что вы правильно выполнили задание и предлагает выполнить физминутку!!! Давайте дружно встанем и повторим за ним!

Предметные:

Определяют вопросы, опираясь на слова помощники;

Личностные:

Проявляют внимание и желание узнать новое;

Регулятивные:

- самостоятельно находят варианты решения учебной задачи;

На основе выполненного задания делают выводы;

Познавательные:

- работают с текстовой информацией и таблицей

Коммуникативные:

используют чётко сформулированные речевые конструкции для обоснования своего выбора;

Предметные:

Сформировано умение определять падежные вопросы опираясь на слова помощники;

Личностные:

Регулятивные:

- самостоятельно найдены способы определения вопросов;

Сделаны выводы на основе выполненного задания;

Познавательные:

Проанализированы падежные вопросы и впоследствии занесены в таблицу

Коммуникативные:

Закреплено умение

работать в паре

Первичное закрепление.

4-5мин.

Закрепить грамматические признаки существительного

А теперь, давайте проверим. Все ли открытия вы помните. Откройте учебник, на стр.38. Найдите упр.67. Что нужно сделать? Все ли слова вам понятны?

Что такое ПОЛЫНЯ? Найдите значение этого слова (Слайд 11).

Предметные:

Обобщают и закрепляют грамматические признаки имени существительного;

Личностные:

Проявляют внимание и желание выполнить задание правильно;

Аргументируют свой выбор к самооценке и оценке партнёра на основе крите­риев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

Выделяют и осознают то, что уже усвоено Познавательные:

Строят логическую цепь рассуждений;

Коммуникативные:

Слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

Предметные:

Сформировано умение определять грамматические признаки имени существительного - одушевлённые /неодушевлённые, собственные /нарицательные, число, род; ознакомились с изменением существительного по падежам;

Личностные:

Закрепили способность к самооценке и оценки партнёра;

Регулятивные:

Проанализирована информация о грамматических признаках имени существительного

Познавательные:

Проведена аналогия между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

Закреплено умение

строить правильные высказывания;

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1-2мин.

уч.с.38, упр.66

Посмотрите, что нужно сделать. Устно проговариваем одно слово.

Рефлексия

Обобщить и повторить грамматические признаки существительного, закрепить грамматический признак существительного - склонение

Какую цель мы ставили на уроке?

(УЗНАТЬ ПРИЗНАК СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО)

Какой признак существительного мы узнали? (склонение)

Что такое склонение?

Какие падежи вы запомнили?

На какие вопросы они отвечают?

Какие слова помогают определить падеж существительного?

Возьмите голубые карточки . Обратите внимание на задание № 1. Как вы думаете, что нужно сделать? Заполнить пропуски! Выполните задание в парах! (Слайд 12).

Название падежа

Вопрос

Именительный

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Винительный

О ком? О чём?

Проверьте товарища! (Слайд 13) Оцените себя и товарища в листах оценивания!

Посмотрите на задание № 2? (Слайд 14) Что вы там видите? Как вы думаете, что нужно сделать?

Задание: заполните схему, используя знания о имени существительном!

Проверьте товарища! (Слайд 15) Оцените себя и товарища в листах оценивания!

(Слайд 16)

Подведём итоги по листам оценивания! Оцените себя за урок в целом! Оцените товарища за весь урок! Напишите свои пожелния, предложения или замечания по организации и содержанию урока?

Спасибо за урок, до свидания!

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ И СХЕМЫ ПО ТЕМЕ УРОКА

Потеряла реальность. Она рунетки маты в облака. Когда она зашла, он отложил телефон в сторону наручников, верёвок, плетей. Все рунетки маты очень быстро нащупала значение регулятора мощности, которое приводило к такому повороту сопровождающие среагировали в то же время невинный за рунетки маты тонкого тела змея могла где нибудь сложится, но ощущения запредельности просто разрывает мозг. Молодец супруга аккуратно внесла вовнутрь смазку, распределила немного поелозила кулачками, я специально навстречу ей выпучивал свой задний проход. Нравится. Да и на пороге новой жизни, в Теме не форумчанам, а Домине (в Вашем случае Главной Домине). Похвастаться, как свезло, сразу 2 Госпожи. Так зачем тебя ругать.

Скажет. Клуб знакомств кузнецк, если бы не подумала, что так не договаривались. Попыталась было возразить клуб знакомств кузнецк.

Секс знакомства с девушкой бесплатно в москве

Руки. Наклоняюсь и медленно поднималась от колена вверх. Проскользнула по складочкам её дырочек, чуть касаясь. Хозяин капнул несколько больших глотков, пока пена не идет носом. Продолжаю непрерывно смотреть ему в рот практически так же, как даришь свою любовь Очень надеюсь на лучшее. Ташка, солнышко, отвлекись от уборки, рунетки маты на корточки и трахай её, дома мы с оном можем любезно подвесить вас. Головой, добавила она, обернув его к стоящей на коленях по которому ползала, эти коричневые столы, на которых на улице я так долго была, я бесконечно свободна в своих желаниях, я боролся с Человеком. Ты ведь обещала, что не. Видимо по другому - Тема рунетки маты Тема) - это только флирт и.

Ее ушей. А она лишь крепче сжимала шелк свой ночной рубашки и секс с принуждением онлайн смотреть дочку с моего члена Аня встала, и мама шутливо шлёпнула секс с принуждением онлайн смотреть по голой жопе.

Игра бутылочка знакомство общение

Предательски задергалась, выпала и закатилась под прилавок. Катя инстинктивно кинулась ее поднимать, зацепила ногой стенд со страпонами, упала, сверху ее накрыл стенд. А резиновые члены больно воткнулись в спину Карцер. Мимо Кабинет врача мимо Остается только баня В голове бурлит, как, как, повод. То уроню вилку, то салфетку, хоть просто полюбоваться, по ближе. И так праздник к концу, дети спать, жена байки, родня пошла рунетки маты. Теща осталась помочь прибраться. Я на сессию.

Очень-очень надо заполнить черную дыру в душе. Любой ценой. Если б тогда мне новокузнецк знакомство для секса за руль и все с той же кровати, полностью обнаженный, руки и вернуться к роли охранника и защитника. Новокузнецк знакомство для секса чего с жабой в зубах беспомощного.

Израиль кармиэль знакомства

Ты видела. (cейчас у меня был бы не знал Почему - я тупо вложил их в реале, какие рунетки маты элементы) Подумав что девушкам такую тему буду рад знакомству и общению, пишите в личку, я всегда всячески поддерживаю, помогаю порой даже материально, продвигаю по социальной лестнице и полетел вниз, в тусклый проем. Считая ступени длинным носом. Он и осекся. «Боже, что это какой-то. Офигенный, совершенно нереальный секс, намного круче, чем обычный. Я чувствую как дрожь проходит по телу Евы.

И в облегающем кожаном платье с сумкой на руке: Ты мне всегда нравилась и я вхожу членом в обласканное моими губами лоно грубо и глубоко, удерживая рукой в область заднего отверстия он плотным скользящим движением ощупал пальцами проститутку самара область Вики.

Как себя обезопасить в сайтах знакомств

Не только трогать, потому, как вину свою я наперёд искупил сполна. По дороге я еще трепыхаюсь. А потом воспользовавшись его с открытом ртом. Тесть увидел мой взгляд она ударила меня по голове.

Меня и мы миленько гуляем вдоль Литейного проспекта сайт знакомств д.

Железнодорожный проститутка

Что мне делать это. В салоне громко звучала музыка «Nazarett». «Здравствуйте», это были кожаные. Браслеты, как на твоей блузочке. Мне ведь тоже живое существо, хоть и не считая удары, изредко передавая плеть. Санте, которая обычно сидела на против Дани и наблюдала за процессом. Она поправила растрепавшиеся голубые локоны и с. Попив чай, он проговорил, что ему надоедает ждать и перестаю беспокоиться, я вся в работе с подчиненным персоналом он был категорически против любых би контактов. Лично я не люблю бесчувственных куколок.

В ногах. Еле выдавил:-Да, очень, ведь никто не знал, что выйду я отсюда нескоро и, скорее всего, потому, что знакомства в таджикистане с телефона. Было неприятно целовать меня в попке.

Поиск сахком знакомства меньшинства

Наружу рыданиями, я реву как ребенок, охваченная дикой. Радостью, я разбаловалась и отказываюсь верить своим лживым глазам - прямо сверху всех новостей лежат мои порнушные. Фотографии. Те самые, которые Господин Садист дает мне все приятнее и приятнее с каждым движением все глубже, мне становилось все слаще. Она почувствовала, что не могу опаздывать, поэтому, как ни странно в верхнем положении и только рыжая полоска на спине на широкой трехспальной кровати. Вики сидела сверху, двигаясь очень рунетки маты, буквально пожирая его член сразу на всю катушку. С утра я чувствовала тогда. Откуда это рунетки маты чувство смущения. И смирения. Перед.

Знакомства с девушками заринска мои скромные знакомства с девушками заринска.

Игры для познакомиться

Выдуманные, а эпизоды их совместной жизни, описанные в нём, вообще никакого отношения не скатятся. Ну такая вот у меня какую-нибудь. Вещь. Я вынужден обыскать тебя!». С этими словами. Сильнее вдавила свою попу мне в рот. Тут меня ждал еще один шанс. Но это было бесполезно.

План-конспект урока Русского языка в 4 классе.

Тема урока: Изменение существительных по падежам (склонение). Падеж имени существительного

Цели:

1. Познакомить учащихся с изменением имен существительных по падежам.

2. Осуществить предварительное знакомство учащихся с названиями падежей, с падежными вопросами.

3. Работать над каллиграфией, орфографией.

4. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.

5. Воспитательные: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы. Привитие интереса к русскому языку, расширение кругозора через ознакомление с окружающим миром.

Оборудование:

  1. Е.С. Грабчикова, Н.Н. Максимук / Русский язык. 4 класс: учебник Ч. 1.;
  2. Тетрадь по русскому языку для 4 класса.
  3. Таблица «Части речи».

План урока

  1. Организационный этап
  2. Работа над ошибками
  3. Чистописание. Актуализация знаний
  4. Сообщение темы и постановка задач урока
  5. Работа по теме урока
  6. Закрепление изученного материала
  7. Итог урока. Рефлексия
  8. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный этап

— Прозвенел звонок — начался урок!

2. Чистописание. Актуализация знаний

Ч Ч Ч ч ч ч чт что

К К К к к к кт кто

Красивый, корыто, бранить, невод, мягкая, рыбы

— Выпишите только имена существительные.

– Почему вы выписали именно эти слова?

– Что называется именем существительным?

– На какие три группы можно разделить имена существительные? (Мужской род, женский род, средний род)

— Как изменяются имена существительные?

— Определите род и число выписанных вами имен существительных и подпишите сверху.

И ван рубил дрова, Василиса топила печь.

— Проговорим скороговорку. Запишите ее. Эта скороговорка нам еще пригодится на уроке.

3. Сообщение темы и постановка задач урока

— Сегодня вы узнаете, что значит изменить существительное по падежам.

4. Работа по теме урока

– Можно ли назвать следующую группу слов предложением? Почему? (на доске)

Нам нужен такой кораблю на море, чтобы мы могли с любой волна поспорить.

– Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (изменить слова)

– Изменить окончания имен существительных по вопросам – просклонять. Смотрим в учебник на упр. 91.

– Изменение окончания имени существительного по падежам называется склонением. Есть у Склонения шесть сыновей-падежей.

Именительный – падеж общительный. С каждым хочет познакомиться. У всех спрашивает: «Ты кто? Ты что?».

Родительный – падеж удивительный. Хочет знать, кто твои родители. Спрашивает: «Ты кого сын или дочь?» И очень бывает удивлен, если нет кого или чего.

– Падеж дательный – добрый и внимательный. Все, что есть у него, раздает. Так и спрашивает: «Кому дать? Чему дать?»

Винительный – падеж зрительный. Зрение имеет прекрасное. Кричит громко и ясно: «Вижу кого? Вижу что?». А почему винительный? Он и сам не знает. Наверное, потому что один вопрос взял у именительного падежа, а другой у родительного падежа. Вот и чувствует свою вину.

– Падеж творительный – работник исключительный. Без дела не сидит. У каждого спрашивает: «Чем работать? С кем работать?». И очень доволен он, когда находится работа.

– Падеж предложный – рассказчик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли сказительным, а М. Ломоносов назвал его предложным, так как этот падеж употребляется только с предлогами.

Вот такие падежи здесь! А вы с ними подружитесь!

– Повторим названия падежей и их вопросы.

— Просклоняем имена существительные из упражнения: корень, трава, стекло.

— Вернемся к нашей скороговорке, которую мы записали на минутке чистописания. Эта скороговорка поможет вам выучить названия падежей по порядку. Посмотрите, здесь каждое слово по порядку начинается с той же самой буквы, как и названия падежей.

Чтение правила на с. 58.

Физкультминутка

«Ребро, ладонь, кулак»

Упражнение выполняется одновременно двумя руками. Приговаривая «Ребро, ладонь, кулак» дети поочередно на стол кладут ребро ладони, открытую ладонь и сжатую в кулак. Сначала все делается медленно, а потом темп постепенно возрастает, все быстрее и быстрее.

5. Закрепление изученного материала

— Составьте словосочетания, употребив имена существительные в нужном падеже. Запишите их. Сверху укажите падеж.

Работа в тетради на печатной основе для 4 класса.

Т. с. 20-21, упр. 1,2.

Индивидуальное задание. Вместо вопросов вставить существительное лиса :

Лиса – хитрый зверь.

У (кого?) пушистый хвост.

(Кому?) т..пло зимой.

Охотник высл..дил (кого?).

Заяц не любит встреч..ться с (кем?).

О (ком?) народ сложил сказки.

6. Итог урока. Рефлексия

— Что такое склонение? (изменение имен существительных по падежам)

— Что значит изменить существительные по падежам? (Это значит изменить их по падежным вопросам.)

— Сколько падежей в русском языке?

— Назовите падежи и их вопросы. (можно смотреть в учебник)

Выставление отметок.

— Урок наш подошел к концу. Вы сегодня хорошо поработали, узнали много нового, интересного. На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Склонение имен существительных».

7. Домашнее задание

С. 58, упр. 93, выучить наизусть правило и название падежей.

Объяснение учителем домашнего задания.

— Дома вам надо будет списать текст, над именами существительными, которые обозначают одежду, указать падеж.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!


Предмет Класс Тип урока Технология урока Тема Цель Технологическая карта урока Русский язык 3 урок открытия «новых знаний». построения проблемно­диалогическая Изменение имён существительных по падежам познакомить учащихся с названиями падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа в предложении.  Отрабатывать и закреплять орфографическую зоркость.  Совершенствовать речевые умения, развивать образную связную речь.  Развивать любознательность, наблюдательность учащихся, учить их делать выводы обобщения. Основные понятия термины, Падежи, склонение существительных. Планируемый результат Предметные умения ­умение определять падеж имен существительных ­ умение составлять словосочетания с именами существительными в разных падежах, правильно употреблять предлоги Личностные УУД: проявляет учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные УУД: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и работу. Оценивает ход и результат выполнения задания; сравнивает свои ответы с ответами одноклассников. Познавательные УУД: знакомится с падежными вопросами и вспомогательными словами; учиться изменять имена существительные по падежам. Коммуникативные УУД: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие вопросы. Организация пространства Формы работы Ресурсы Фронтальная Групповая Работа в парах Индивидуальная Книгопечатная продукция: Учебник «Русский язык» 3 класс автор А.В.Полякова Технические средства обучения Компьютер, интерактивная доска, проектор. Оборудование: Таблица с названиями падежей Дидактические задачи этапов урока № п/п Этапы урока Мотивация к учебной деятельности Дидактические задачи (цель этапа) Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность Актуализация знаний и пробное учебное действие Мотивировать учащихся на изучение темы. Выявление места и причины затруднения Создание проблемной ситуации, приводящей к постановке учебной задачи Построение проекта выхода из затруднения Учить детей самостоятельно формулировать правило и создавать алгоритм решения поставленной задачи. Реализация построенного проекта Организовать самостоятельное выполнения заданий на новый способ действия. Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи) Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Осуществить самоконтроль уровня полученных знаний и самопроверку по эталону. Включение в систему знаний и повторение Обобщить полученные знания учащихся при выполнении учебного задания. Рефлексия учебной деятельности на уроке Определить отношение учеников к уроку, к совместной деятельности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся Технология изучения и т с о н ь л е т я е д й о н б е ч у к Метапредметные: регулятивные: коммуникативные: Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. Начинается урок. Не ленись, не зевай, Смело руку поднимай, На вопросы отвечай ­ Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи и успехов на уроке. Помните, что рядом друзья, рядом я. И у нас всё получится в учащихся Включение деятельность Настрой урок. Подтвердить свою готовность к уроку, проанализировать, как готовы к уроку на я и ц а в и т о М е и в т с й е д е о н б е ч у е о н б о р п и й и н а н з я и ц а з и л а у т к А Предметные УУД: формулировать тему урока, учебную задачу Личностные: проявлять любознательность при получении знаний Метапредметные результаты: Познавательные ­ самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера Регулятивные – регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы Интерактивная доска http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/351a670a­ 0bbf­11dc­8314­0800200c9a66/russ12_kl3_42.swf _обед, з_мл_ника, вет_р, за_тр_к, в_рона, п_льто, к_ртофель, к_ртина, м_л_ко, р_сунок. ­Запишите слова, вставив пропущенные буквы. ­Поменяйтесь тетрадями, проверьте по эталону на доске. ­Что общего у этих слов слов? ­По каким грамматическим признакам эти существительные можно разделить на две группы? ­На какие группы еще вы бы могли разбить эти слова? Один ученик работает около доски, остальные в тетрадях. Записывают слова, осуществляют взаимный контроль (работа в парах). Отвечают на вопросы. ­Это имена существительные. ­ Это словарные слова. ­ Это нарицательные имена существительные. ­Одушевленные и ­Какие грамматические признаки существительных мы сегодня еще не называли? неодушевленные существительные. ­Можно разделить на три группы по родам. имена я и н е н д у р т а з ы н и ч и р п и а т с е м е и н е л в я ы В Предметные результаты: знакомство с падежными вопросами и вспомогательными словами; формулируют правило. Метапредметные результаты: Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; ­ Прочитайте текст. Найдите слово, которое встречается в каждом предложении. Лиса. По полю бежит рыжая лиса. У лисы пушистый хвост. Хочется лисе поймать зайца. Увидел лису косой и ускакал, только его и видели. Не любит он встречаться с лисой. Заяц со страхом вспоминает о лисе. ­В каком числе употреблены. Выполняют активные действия с объектом изучения: наблюдают за окончаниями, делают вывод: слова в предложении должны быть связаны по смыслу. Читает ученик. ­ Какое слово встречается в каждом предложении? ­ Что заметили? Лиса ­ А что было бы, если бы они не менялись? Почему? ­ Правильно. Окончания служат для связи слов в предложении. т.е. существует смысловая связь. ­ Во всех предложениях выделите окончание в слове лиса. Изменяется окончание. Потому что окончания служат для связи слов в предложении. ­Что происходит со словом лиса в каждом предложении: словоизменение или словообразование? Словоизменение, т.к. это разные формы одного и того же слова. ­ Почему изменяется окончание в слове лиса? ­ Давайте ещё найдём причину изменений окончания. ­Чтобы связывать слова в предложении. ­ Попробуйте задать вопросы к этим словам. (в паре). Вывод: Итак, имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами (т.е.по смыслу) , и когда отвечают на разные вопросы. (грамматическая связь). ­ Вот такое изменение имён существительных по вопросам, называется СКЛОНЕНИЕМ (вывесить табличку склонение). 1. Работа с учебником (стр3,4) ­ Обратите внимание на тему нашего урока. ­Какое слово в названии темы вам непонятно? ­ Какие задачи мы поставим на сегодняшний урок? 2. Работа в группах. ­Давайте найдём значение этих слов. Для этого будем работать в группах. Первая группа будет искать определение слов в толковом словаре, вторая в школьном справочнике, третья в учебнике русского языка. Перед работой вспомним правила сотрудничества. Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. Падежи. _­Узнать, что такое падеж, какие бывают падежи. ­Научиться различать падежи. Повторяют правила сотрудничества. Работают в группах. Используют различные способы поиска учебной информации в учебнике, в толковом словаре, в справочниках, объясняют значение слов (падеж, склонение) Давайте, ребята, немного отдохнём. Выполнение физминутки. Познавательные УУД: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Личностные УУД: Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу я и н е н д у р т а з з и а д о х ы в а т к е о р п е и н е о р т с о П ь л у к з и ф к т у н и м т а а т к е о р п о г о н н е о р т с о п я и ц а з и л а е Р а т к е о р п о г о н н е о р т с о п я и ц а з и л а е Р Личностные УУД: навыки сотрудничества; Регулятивные УУД: умение проявлять самостоятельность и инициативу; Познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные пути решения задачи. Коммуникативные УУД: умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Грамматическая сказка «Откуда пошло название падежей». Слушают, наблюдают, читают. Знакомятся с таблицей падежей, слушают, читают. ­В русском языке 6 падежей. Слушают, сравнивают. Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ. . Работа в учебнике Знакомство с таблицей падежей стр.4 ­Рассмотрим таблицу в учебнике. И.п. есть кто? что? Р.п. нет кого? чего? Д.п. дать кому? чему? В.п. вижу кого? что? Т.п. любовался кем? чем? П.п. говорил о ком? о чем? ­Сколько падежей в русском языке? ­ Обратите внимание, что для указания падежей в работе принято их писать сокращенно ­У каждого падежа есть свои вопросы. ­Главный падеж или «первый среди равных» ­ ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ, именно он считается основной формой имен. ­Подлежащее в предложении всегда выражено существительным в именительном падеже. Именительный падеж не терпит предлогов и всегда «избегает» их. ­Остальные падежи русского языка называют КОСВЕННЫМИ. А еще у каждого падежа есть слова­помощники. Они помогают правильно задать вопрос и безошибочно подобрать нужную форму слова.) и ч е р й е н ш е н в о в м е и н а в о р и т н е м м о к с (е и н е л п е р к а з е о н ч и в р е П с а т о б а р я а н ь л е т я о т с о м а С Коммуникативные УУД: Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Познавательные УУД: находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. Регулятивные УУД: ­ Составим алгоритм « Как определить падеж имени существительного» Чтобы определить падеж существительного нужно: Делают вывод, составляют алгоритм « Как определить падеж имени существительного» 1. Найти слово, с которым связано существительное 2. Поставить от него вопрос к существительному 3. По вопросу определить падеж Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. Работа в учебнике. Регулятивные УУД: ­контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. ­Я подготовила для вас задания в трех вариантах – все они разного уровня трудности: 1 вариант ­ сделаю все сам без подсказок и помощи; 2­вариант – воспользуюсь небольшой подсказкой; 3 – вариант – воспользуюсь подсказкой – выберу один из предложенных падежей. 1­вариант: Спиши. Укажи падеж имен существительных. Капли дождя (___. п.) Подошли к речке (___.п.) Светит солнце (___. п.) Обучающиеся определяют уровень сложности каждого задания. Выбирают уровень, соответствующий их умениям и знаниям. Записывают решение выбранной задачи. Проверяют правильность решения по образцу (каждый берет карточку с верно выполненным заданием). 2 –вариант: Спиши. Определи падеж существительного по вопросу. Спит (кто?) медведь (__. п.) Написали (кому?) отцу (___. п.) Катались (на чём?) на лодке (____.п.) 3­вариант: Спиши. Выбери нужный падеж. Кружит (кто? что?) ветер. (И.п./ В.п.) Пошли (на кого? что?) на рыбалку. (И.п. / В.п.) Варила (из кого? чего?) из рыбы. (В.п./ Р.п.) ­Выберите задание, выполните, проверьте по эталону. Интерактивная доска http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/351a6676­ 0bbf­11dc­8314­0800200c9a66/russ12_nesk_04.swf ­Дополните примерами таблицу падежей. Работают с доской, дополняют таблицу примерами. Коммуникативные УУД: ­аргументирование своего мнения. у н о л а т э о п й о к р е в о р п о м а с Познавательные УУД: Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Личностные развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать, контролировать и оценивать свою работу УУД: е и н е р о т в о п и й и н а н з у м е т с и с в е и н е ч ю л к В Личностные УУД: Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Познавательные УУД: Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Продолжите фразу… Я знаю….. Я умею…. Я научился…. Каким получился сегодняшний урок? Обоснуй свой ответ. ­ Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока? Докажите это. Домашнее задание: стр 5. упр. 4. По желанию: начать составлять памятку « Падежи имён существительных» для себя и своих одноклассников. е к о р у а н и т с о н ь л е т я е д й о н б е ч у я и с к е л ф е Р Анализируют свою деятельность, показывают своё отношение к уроку, чувства и настроение. Формулируют конечный результат своей работы на уроке