Цветет ли бамбук комнатный. «Растение удачи» – комнатный декоративный бамбук. Как обеспечить ему правильный уход в домашних условиях. Частые вопросы при выращивании

Цветет ли бамбук комнатный. «Растение удачи» – комнатный декоративный бамбук. Как обеспечить ему правильный уход в домашних условиях. Частые вопросы при выращивании

Реферат

На тему:

Царство берендеев в фольклорно-мифологической драме А.Н. Островского «Снегурочка»


Введение.

Глава II. Фольклорная основа сказки

Глава III. Конфликт сказки

Глава IV. Царство берендеев

Заключение.

Список использованной литературы.


Введение

Не было для меня лучшего царства,

как царство берендеев, не было лучшего

миросозерцания и религии, как поклонение

Яриле-Солнцу.

Римский-Корсаков

К жанру сказки Островский обращается в 1867-1868 годах. В это время им была начата сказка «Иван-царевич» - нечто вроде феерии. Возможно, возникшая потом Снегурочка имеет какую-то связь с названной сказкой, ибо в первоначальном варианте Снегурочки одним из действующих лиц должен был быть Иван-царевич. В следующих сценариях женихом был и сын Бермяты, важничающий своим происхождением, и просто грубый фанфарон.

Островский создал не сказку-поэму, а сказку-драму и в этом плане выступил новатором. Он не пользовался каким-то до него бытовавшим сказочным сюжетом. Из отдельных, разных старинных преданий он создал оригинальное произведение поэтического искусства. Его сказка-драма приобретает совершенно новое поэтически-жанровое качество. Это уже не что иное, как драматическая сказка-эпопея с участием не одиночек-героев, а целого организованного племени. И «действом» не во имя достижения эгоистических целей для героев-одиночек, а во имя жизни целого племени, целого народа.

Оригинальность «Весенней сказки» Островского в том, что она соединяет в себе два очень разных самостоятельных начала: общественное реалистическое содержание, реалистический народный идеал и фантастическую форму. Причем соединение этих начал так органично, что фантастически-сказочная форма не закрывает, не затемняет главной, реалистической, человечески-жизненной тенденции. Пожалуй, наоборот, она ее выясняет, обнаруживает, овнешняет до особо убедительной яркости. У Островского в «Снегурочке» «сказочный мир воспроизведён так искусно, что виден и слышан какой-то реальный мир» (И.А. Гончаров)

Сказочность, волшебство таят и обнаруживают здесь силу особого внушения, заклинания, гипнотическую энергию для битвы за мечту и для достижения этой мечты. Тем самым сказка, сказочность для Островского приобретает смысл особо энергичного общественного действия, действия с помощью фантастических средств.

Если схематизировать композицию «Снегурочки», то она предстанет как целый ряд самостоятельных хоров-«действ», соединяющихся затем в общем разноголосом и разнодейственном событии и в конечном счете - в аккордовом одическом звучании финала.

В «Весенней сказке» два главных, самостоятельных и сложных конфликта, соединяющихся затем в общий конфликт, доходящий до горячего накала и разряжающийся в конце концов противоречивым синтезом: трагедией и апофеозом. Первый частный конфликт - столкновение олицетворенных явлений природы - Холода и Тепла. Здесь источник непогоды и бедствий на земле. Второй конфликт - общественный. Его результат - всеобщее несогласие в жизни самих людей. Оба конфликта объединяются в поток действий за благополучие и счастье. Конец - апофеоз - завоевание тепла и света, благополучия и счастья через утрату холодности и разъединенности человеческих сердец.

Глава I. Реальная основа сказки А.Н. Островского «Снегурочка» и её основные источники

С именем царя Берендея мы уже сталкивались в русской литературе у Жуковского («Сказка о царе Берендее»). Но в сказке Островского есть не только царь Берендей, но и царство берендеев. И царь потому Берендей, что он царь у берендеев, поэтому следует искать оправдание имени народа сказочной страны берендеев, в которой царствует Берендей.

Вряд ли стоит искать ответ в историческом понятии этого названия, но всё же приведём и его. Берендеи - тюркское по происхождению, этнографически близкое печенегам племя. Кочевало за восточными границами Древней Руси. Теснимые с востока половцами, берендеи в конце XI века искали защиты у русских и входили с ними в разные союзные соглашения. По договорам с русскими князьями они селились на границах Древней Руси и нередко несли сторожевую службу в пользу Русского государства. Но после нашествия татар были рассеяны и частью смешались с населением Золотой Орды, а частью - с русскими. Как самостоятельная народность не сохранились. Очевидно, что это не те берендеи. Ответ можно отыскать в биографии писателя.

Предки драматурга - люди Северной Руси. В двадцать пять лет Островский впервые едет на родину предков. Уже с полпути от Москвы до Костромы он видит особенный русский народ. Молодой Островский встречает «типы русской красоты, солидной, которая меряется саженью и особенным каким-то широким вкусом... красавицы в русском тоже вкусе, красавицы без всякого упрека, то есть со стороны красоты... учтивость русская, обворожительная, с улыбкой; без заграничного лоску, а так в душу лезет, да и на поди… Что за типы, что за красавицы женщины и девочки. Вот где я об земь бился и разрывался пополам»

Эти записи - от впечатлений после Переяславля. А потом Островский приходит к выводу, в котором определяет даже этнографическую границу Северной Руси. И ее отличительные особенности. «С Переяславля начинается Меря - земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку». Исторически меря – племя, жившее до 9-го,

10-го веков на территории нынешних Ярославской и Костромской областей. По своему этнографическому происхождению принадлежащее к финно-угорской группе. С увеличением населения северных славян, с его расселением и все большим укреплением в Северной Руси оно рассредоточивалось среди русских и сливалось с ними. Совершился, исторически естественный процесс этнографической селекции - образования обновленной северной группы славян. Меря Островский называл северный русский народ, к которому по крови Островский принадлежал сам, и был предметом его удивления и восхищения. Позже, в пути от Переяславля к Костроме он встречается с русскими-берендеями из села Берендеево. И все люди этой стороны окрещены Островским берендеями.

Вполне возможно, что Островский знал поэтическое народное предание о берендеевом царстве, бытовавшее среди жителей Переяславля-Залесского. Невдалеке от городка находилось знаменитое Берендеево болото, бывшее когда-то озером. Посреди болота на острове были остатки древнего поселения – городища. Там-то, по преданию, в древние времена и жило счастливое племя берендеев, которым управлял мудрый и добрый царь. В сказании о берендеях воплотилась вековая мечта крестьянства о жизни в мире, согласии и материальном достатке.

Легенду о древнем племени берендеев Островский мог почерпнуть и в трудах А.Н. Афанасьева, где приводились не только народные предания, но и летописные упоминания о нём. Берендеи, как многие славянские народы жили общиной, во главе которой мог стоять только мудрейший и старейший член племени.

«А это кто? Кафтан-то

Узорчатый, обвязка золотая

И по пояс седая борода»

Это сказочный царь, «премудрый, великий Берендей, владыка среброкудрый, отец земли своей» - по старшинству и мудрости главный берендей страны «обетованной»:

Веселы грады в стране берендеев

Радостны песни по рощам и долам,

Миром красна Берендея держава…

Мечта о мире, богатстве, гармонии, о добром и справедливом царе нашла своё воплощение в изображённом Островским сказочном царстве.

Одним из источников написания можно считать труд Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», в котором собран огромный материал из этнографии, истории, мифологии десятков народов. Островский был знаком с этим трудом Афанасьева, увлекался чтением его «Русских народных сказок», что, несомненно, обогатило поэтическую фантазию драматурга.

В русских народных сказках имеются варианты сказки о снегурочке, которая тает от пламени костра. Но Островский создал свою Снегурочку, отличающуюся от одноимённых героинь, вылепленных из снега (Снежевиночки, Снегурушки).

Драматург по-своему истолковал страх Снегурочки перед Ярило-Солнцем. «Идея сделать Снегурочку недоступной чувству любви, представить в её образе олицетворение деревенского целомудрия и невинности, приписать пробуждению чувства любви такую разрушительную силу, эта идея есть лирический домысел Островского. Островский как бы создал новый миф в поэтическом образе».

Высказывалось предложение, что одним из источников сказки был роман П.И. Мельникова-Печерского «В лесах», где русский писатель, приятель Островского, дал одну из первых художественных обработок поэтического мифа о древнеславянском боге Яриле.

Наконец, главным источником сказки явидась поэзия крестьянских праздников, жизнь и быт крестьян в окрестностях Щелыкова. Обратим внимание на ремарки драматурга, воссоздающие обстановку действия «Снегурочки", Места всех «действ» сказки-это места владений самого драматурга, а дворец Берендея - это дом самого Островского. В первом «пояснении» к «Прологу» Островский рисует картинку сказочного начала. И вот какой она представлена: «Начало весны. Полночь. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистый березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река... За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея... в окнах огни». Эти огни в полночь ранней весны, когда лес безлистый, с Красной горки, находящейся перед усадьбой Островского на другой стороне реки, можно видеть и теперь, несмотря на разросшийся лес по обоим берегам реки. Недалеко от Красной горки и Ярилина долина, на которой показано последнее «действо» сказки.

О ведославных берендеях

Я уже рассказал о том, что считаю важным, и прежде всего о том, что происходит с нами – сейчас. Но кто же мы? Что хотим? Куда зовем?

Мы – хранители традиции. Нас можно назвать – посредниками, посланниками. Мы несем свет по тьму городов. Мы показываем путь к свету.

А кто же истинные светлые? Их не найти в городах. Они не выступают на телевидении, не выходят к митингующим толпам. Современный мир устроен так, что им нет места среди нас. Начни они говорить – мы не услышим их или опорочим, вывернем наизнанку их слова. Потому истинные светлые живут вдали от нас, лишь иногда приходя к хранителям.

Они желают помочь. Они хотят, чтобы светлые люди также объединились, стали строить и в яви добрую сказку. Чтобы люди жили долго и в радости. И не в прокопченных городах, а в сказочных теремах, подобных китежским. Жили среди заботливой природы, в прекрасных садах, где поют птицы, ходят животные, которые не боятся людей, а служат им с радостью. Хотят, чтобы звучал детский смех и чтобы лучились глаза. И они уверены, что стоит только этого очень захотеть, – так и будет.

Об истинных светлых и их мире я не могу рассказывать в этой документальной книге, наполненной фактами, датами, именами известных лиц. По многим, надеюсь понятным, причинам. И я не против, если их признают за фантазию, и более того, стану на этом настаивать, если будет в том нужда. В самом деле, можно ли признать нашими современниками тех, для кого открыты врата зачарованного Китеж-града, кто приходит не только наяву, но и во снах?

Дом-музей А.Н. Островского в Щелыково

Однако я имею право рассказать о хранителях традиции то, что в наше время стало возможно сделать, и буду стараться не повредить лишним словом. А прежде всего я расскажу о берендеях, о коих мне известно более всего, ибо мой род имеет отчасти и эти корни.

Многие сразу вспомнят Берендеево царство из сказки Александра Николаевича Островского. Всем памятны прекрасный пастух Лель, Снегурочка – дочь Деда Мороза и Весны, а также Купава, купец Мизгирь…

Это герои древней легенды, которую сей драматург и поэт записал в наших местах близ своей усадьбы в деревне Щелыково, что в Заволжье под Костромою. А мои предки Асовы – из Завражья и Борисоглебского, что в пятнадцати верстах от той усадьбы А.Н. Островского. Там и сейчас бьет незамерзающий Снегуркин Голубой ключик на Ярилиной поляне в Берендеевом лесу.

И мой старый дом, в котором я родился, совсем недалече, – в селе Сокольском, куда Асовы переехали в 50-х годах прошлого века, где и теперь немало моих родственников и где наше родовое кладбище.

Конечно, мы – берендеи, вовсе не выдумка поэта. У нас есть история, традиции, живые поныне. Приезжайте на экскурсию в Щелыково, на «родину Снегурочки», где проходят праздники, и вы сами это увидите.

Так кто же мы – берендеи? Перелистаем летописи, заглянем и в дощечки новгородских волхвов, послушаем старые предания…

Древнейшие сведения о берендеях есть в «Книге Велеса». И они показывают, что наш корень уходит не только на Волгу. Древнейшие летописные сведения о берендеях относятся ко временам Русколани – царства, процветавшего более тысячи лет назад в Причерноморье и у северных отрогов Кавказа.

Среди родов, населявших Русколань, «Книга Велеса» упоминает и берендеев. Имя это легко читается по-славянски. «Бер» – это медведь (сравни: «берлога» – логово бера). «Дей» – от «деяти», делать (сравни: «чародей» – делающий чары, чудеса). Берендеи – это те, кто делаются бером-медведем. Замечу, медведь и поныне – символ России. И там же, в дощечках, рассказывается о том, что во времена Буса у берендеев был вождь – Асень.

Между прочим, в поздних приписываемых берендеям легендах (попавших в XVII веке в «Мазуринский Летописец») упоминается древний русский князь Асан вместе с князьями Авесханом и Великосаном, которые совершали походы вплоть до земель Египта, показали страх великий «в Иерусалимских странах и в варварах», а также «храбростью и мудростью многих превзошли».

Но не только воинским искусством были славны берендеи. Уже в «Книге Велеса» сказано: «Наши жрецы о Ведах заботились и говорили, что их у нас никто украсть не должен, если мы имеем берендеев наших и Бояна» (Бус I, 2:2). Здесь берендеи названы хранителями веры.

После смерти Буса и разгрома Русколани гуннами (конец IV в. н.?э.) часть берендеев откочевала от Кавказа к Приднепровью вместе с торками, печенегами и черкасами. Откочевавшие в Приднепровье торки, печенеги, черкасы и берендеи по-прежнему жили как вольные воины. Из-за черных папах, которые они носили, их тогда именовали также «черными клобуками». Берендеями был основан город Переяславль (ныне Переславль-Хмельницкий) недалеко от Киева. Они по-прежнему несли пограничную службу, отражали нашествия неприятелей, охраняли новую столицу Руси.

Когда в Киеве победило византийское христианство, торки и берендеи отделились от Руси и основали Алыберское царство, названное по имени священной горы Алабырь, или Алатырь. Потом берендеи-ольберы вместе с торчинами вошли в Киевскую Русь. В летописях их стали именовать «своими погаными», то есть язычниками, подданными Киеву. В русском былинном эпосе есть богатыри из земли Алабырской, такие как Саур Ванидович, Демьян Куденович, Сухан. Они ничем не отличаются от иных русских богатырей, так же служат Владимиру, так же сражаются со степняками, только имена носят особые.

Летописи также сообщают, что берендеи сопровождали князя Владимира в походе против волжских болгар («пошел Владимир на болгар и берендочи с ним»).

Однако, несмотря на поддержку военных походов киевских князей, взаимоотношения с христианским Киевом у берендеев становились все более сложными. Киевские князья, подстрекаемые византийским духовенством, время от времени устраивали походы на Переславль с целью «обратить язычников». Тогда большая часть берендеев бежала далеко на север, в глухомань, в леса вятичей и финно-угров. Берендеи и другие славяне, бежавшие от междоусобиц к вятичам, принесли с собой великую и древнюю ведическую культуру.

Тогда здесь поднялись города – Ростов, Суздаль, Тверь, Ярославль, Углич и иные. Берендеями, ушедшими из Днепровского Переславля, были построены города Переславль-Залесский (ныне Переславль) и Переславль-Рязанский (ныне Рязань). Берендеи-язычники верно служили всем владимиро-суздальским князьям. Так, Юрию Долгорукому говорили: «Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном, и головы свои складываем за твою честь!» (Лаврентьевская летопись, 1155).

Ведическая традиция в крае не угасала. При сыне Юрия Долгорукого князе Андрее Боголюбском, а потом и при Всеволоде, строились многие храмы, среди которых – храм Покрова на Нерли, Дмитровский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Они были украшены рельефами не только с христианскими, но и с древними ведическими сюжетами.

Последнее летописное упоминание о берендеях есть в Лаврентьевской летописи за 1206 г., где рассказано о том, как Всеволод Черемный отправился воевать с Галичем, «и берендичи идоша с ним». Затем имя берендеев исчезает из летописей, место их занимают казаки. И замечу, что именно из-под Галича (Костромского) происходят все мои родственники по линиям Высоцких и Горских, да и Асовы – костромские волжане.

Здесь следует напомнить историю нашего края, поскольку не все знают, что ведическая традиция продолжала жить здесь и после Крещения Руси.

Области берендеев и старинных обитателей края в Поволжье образовали в начале I тыс. н.?э. известное по сказкам Берендеево княжество со столицей в Большом Китеж-граде у озера Светлояр.

Тогда же был построен и град Малый Китеж, тот, что ныне – город Городец на Волге. Об этом, между прочим, сообщает Супрасльская летопись: «И сыпа город Кидешьку (Малый Китеж) той же Городец на Волзе» (Полное Собрание Русских Летописей, т. XVII, с. 2). А само древнее Берендеево княжество стало тогда именоваться Городецким княжеством.

Области близ Большого Китежа у Светлоярого озера, а также близ Городца (Малого Китежа) вошли в Нижегородское княжество после их разгрома Батыем в 1238 году. Тогда и град Китеж стал невидим. А известная по летописям языческая Пургасова Русь (столицей коей почитается град Алатырь на юге Нижегородчины) была разделена между Нижегородским княжеством, а также Золотой Ордой, после сражений с князем Пургасом в 1229 году, согласно Лаврентьевской летописи.

Нижегородское княжество, объединенное с Русью Пургасовой и землями берендеев (Городецким княжеством), и потом сохраняло ведическую веру наравне с православной. Ведическая вера объединяла волжан тогда в союз с единоверной Золотой Ордой, вплоть до принятия татарами ислама в 1312 году. После сего союз распался. К тому же Золотая Орда ослабла под ударами среднеазиатского тирана Тамерлана.

Нижегородское княжество с подвластными язычниками-русами из родов пургасов на юге, берендеев на севере и иных откололось от Золотой Орды и номинально перешло под власть князя московского (1392 год). Но это не помешало нижегородцам отразить поход московских ратей в 1410 году, кои желали утвердить новую власть и крестить «поганых». Окончательно же пургасы, берендеи с нижегородцами вошли в Московскую Русь только после разгрома Золотой Орды Иваном Грозным в 1552 году.

Последующая отмена вечевой власти, закрепощение (отмена Юрьева дня при Борисе Годунове), а также христианизация края, сопровождавшаяся переводом многих угодий, священных лесов в собственность церкви, а также отписанием целых деревень монастырям, – привели к восстаниям, разинщине, а затем и пугачевщине. Разгром повстанцев и последующий погром капищ, вырубка священных рощ, истребление жречества подорвали основу существования средневековой ведической культуры (в том числе и ведорусской литературы) в крае. Но это был уже XVII век.

И потому очень знаменательно, что именно благодаря берендеям по сию пору сохранилась ведическая православная традиция Руси. Родом из берендеевских мест, из Рязани, был А.И. Сулакадзев – один из последних хранителей «Книги Велеса», «Боянова гимна», дошедших до нас, а также многих недошедших: «Белой книги», «Китовраса», «Перуницы» и иных.

Я знаю многих берендеев из Переславля-Залесского, рядом с которым стоит знаменитое село Берендеево. Знаю и топонимику этого края (здесь есть Ярилина гора, Перунова плешь, Мокошино, Синий Камень). Окрестности Переславля – это также заповедный славянский край.

И по сию пору здесь на Купалу и Коляду собираются потомки берендеев – те, кто воскресил в себе древнюю веру Ведической Руси.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Комнатный или декоративный бамбук относится к семейству Драценовых (Драцена Сандера). Открыл это удивительное растение миру в 19-ом веке английский цветовод Фредерик Сандера во время путешествия по Китаю.

На родине декоративный бамбук считается символом благосостояния.

В продаже встречается несколько подвидов декоративного бамбука – они различаются оттенками (от серого до золотистого) и высотой. Некоторые виды драцены Сандера вырастают до 40 см в высоту, встречаются виды, достигающие высоты 2,5 м.

Выбор места для выращивания комнатного бамбука

Уход за комнатным растением бамбука весьма прост — это растение на удивление неприхотливо . Прямых солнечных лучей бамбук не любит, идеален для него рассеянный солнечный свет. Вы можете поставить горшок с растением на восточный подоконник, но обеспечьте ему надежное затенение.

Можно разместить бамбук и на полу , поближе к окну. Выбирая место для своего растения, помните – для него более комфортна полутень, чем длительное пребывание под солнечными лучами.

Диапазон температуры , при которой драцена Сандера чувствует себя комфортно, довольно широк – от +17 до +30 °C. Но, от сквозняков ее следует беречь. В зимний период следует убрать растение подальше от окна, которое открывается для проветривания.

Бамбук в воде

Как лучше всего ухаживать за комнатным бамбуком, если он развивается в воде ? Это просто. Потому что именно такая среда для него является наилучшей. Обыкновенная водопроводная вода не подойдет. Можно использовать дождевую или талую.

В городских условиях талую воду «организовать» очень просто – наберите в пластиковую бутылку водопроводную, положите ее в морозильник и дождитесь полного замерзания.

Размораживая воду, оставьте нерастаявший кусочек льда размером с куриное яйцо – именно в нем остаются все вредные биоцидные добавки и хлор.

Раз в неделю воду в емкости необходимо менять. Это важно – застоявшаяся, несвежая вода станет причиной появления плесени на корнях. Если ваш бамбук растет в прозрачной вазе, для красоты можно добавить разноцветные камушки или декоративную гальку. Но, обязательно ополосните их кипятком, чтобы уничтожить возможные микробы. Такую процедуру следует повторять регулярно.

Устранить бактерии и неприятный запах поможет древесный уголь . Он обладает антибактериальным действием и понравится вашему растению. Время от времени просто добавляйте его немножко в емкость с бамбуком.

Почва

В земле декоративный бамбук тоже чувствует себя хорошо. Не нужно покупать почву для декоративных растений, обилие торфа этой драцене навредит.

Подойдет обыкновенная земля для вазонов и даже с грядки, перемешанная в пропорции 4:1 с керамзитом, можно добавить немного песка. Также, важно выбрать горшок с дренажными отверстиями в нижней части и слоем дренажа. Их отсутствие приведет к появлению плесени на корнях и заболеваниям растения.

Полив

Декоративный бамбук нуждается во влажной среде . Полив должен быть обильным и частым, особенно, летом. В зимний период развитие растения приостанавливается, и полив можно немного уменьшить. Но, земляной ком должен быть влажным всегда. Для полива необходима также талая или дождевая вода.

В опрыскивании бамбук не нуждается. Для него важны регулярные протирания влажной тканью ствола, листочков и удаление пыли.

Подкормка

Драцена Сандера любит богатую минералами и органикой почву. Важно и достаточное насыщение азотом и фосфором. Выбирайте в магазине специальные минеральные подкормки для драцен с большим составом этих веществ.

Осенью и зимой подкормку бамбуку необходимо проводить раз в три месяца. Весной и летом проводите процедуру раз в три недели. Если подкормки недостаточно, то может возникнуть вопрос — почему ваш комнатный бамбук начинает желтеть и что делать?

Этот признак подскажет о необходимости дополнительного питания , чтобы препятствовать замедлению роста. Если ваше растение сбросит листья, не убирайте их из горшка – бамбуку это не понравится.

Пересадка

До того, как бамбуку исполнится 3 года, его необходимо пересаживать каждую весну. Потом эту процедуру можно проводить раз в два года. Но, при интенсивном росте это придется делать чаще. Для бамбука крайне важно расстояние от корней до стенок горшка (не меньше 5 см). Пересаживая растение, учитывайте, что корни развиваются горизонтально и выбирайте горшок «на вырост».

После пересадки бамбук следует поливать более интенсивно, чтобы подкормить ослабленную корневую систему.

Размножение

Семенами драцена Сандера не размножается . Как правило, проще всего размножить комнатное растение бамбука в результате обрезки. Для этой цели подойдут и стебли, и крепкие побеги.

Бамбук хорош тем, что из его стеблей можно формировать замысловатые спирали. Для этого вам придется отрезать побеги, их и используют для размножения растения.

Побеги комнатного бамбука после обрезки можно опустить в воду до появления новых корней. Можно высаживать их сразу и в грунт, но обеспечить при этом более интенсивное освещение и обильный полив.

Реже используется размножение делением корневой системы . Эта процедура предпринимается во время того, как рассаживают комнатный бамбук. В этом случае также можно поставить новое растение в воду или высадить его в почву.

Болезни комнатного бамбука

Набор заболеваний этого растения сведен к минимуму. Самая распространенная проблема – пожелтение листьев и стеблей. Причиной болезни может быть поражение грибком или бактериями, недостаточное питание, некачественная вода для полива, недостаточный дренаж или несвоевременная замена воды в емкости.

Если причина в неправильном уходе, исправляйте ошибки. Пожелтевшие листья и даже стебли необходимо обрезать. Сделать это нужно быстро, даже после появления маленьких пятнышек. Срез оставьте на несколько часов, он должен подсохнуть. Затем продезинфицируйте его измельченным в порошок древесным углем. Через 2-3 часа удалите со среза древесный уголь и замажьте его мягким воском.

Если ваш бамбук начал подсыхать , возможно, ему мешает слишком яркое освещение.

Вредители поражают драцену Сандера очень редко. Основные вредители декоративного бамбука, как и многих комнатных растений – и . Спасет его может промывание листочков и стеблей мыльным раствором.

Для самых любопытных, предлагаем краткое видеоописание драцены Сандера.

Бамбук – самая высокая трава в мире. У почитателей фен-шуй бамбук символизирует вселенскую любовь, верность, вечную молодость и неукротимую энергию.

Потому многие стремятся украсить им свой дом или офис.

В Японии перед Новогодними праздниками вход в жилище украшают связками веток бамбука и сосны для привлечения счастья и благополучия.

Японская легенда гласит, что если разрезать пустой бамбуковый стебель, то из него выйдет тонкая девушка необычной красоты.

Настоящий бамбук происходит из семейства злаковых. А комнатным называют драцену Сандера , так как декоративное растение является разновидностью драценовых, но внешним видом напоминает тростник.

Внешний вид

Изящный стебель и клиновидные листья бамбука вдохновляют восточных художников и литераторов. Восточно азиатское искусство обращает внимание на притягательное сочетание цветов растения.

Жизненный цикл. Достигнув максимальной продолжительности жизни растение зацветает и погибает после созревания семян, освобождая место новому поколению.

Размножение

Корнями

В диком виде бамбук размножается корневищами, т.к. цветёт он очень редко – раз в 60 – 120 лет!

Причём, независимо от месторасположения, ростки от одного стебля зацветают одновременно. Ботаники не могут разгадать тайну такого сообщного цветения.

Кустовым делением

А на плантациях его рассаживают делением куста. От выкопанных корней отделяют сильные корневые отростки с двумя – тремя узелками и пересаживают в подготовленную почву. Важно обеспечить регулярный и обильный полив, но без застоя воды.

Для размножения в наших краях лучше привезти из путешествия небольшой корневой отпрыск с кусочком корневища.

Выращивание и уход

Где купить бамбук

Купить бамбук можно во многих специализированных магазинах.

Декоративный бамбук

Подвязанные трубочки, с розетками зеленых листьев, предлагаемые в магазинах, на самом деле – Fragrans .

Интересно, что это растение хорошо себя чувствует и в воде, и в любом грунте.

Его можно выращивать одиночно или объединять в интересные смысловые композиции.

Стебель декоративного бамбука бывает оголённым или облиственным с яркими зелёными листьями на верхушке.

Всё зависит от способа его выращивания. Но есть и общие принципы.

Местоположение : по фен-шуй – в юго-восточной стороне помещения, под рассеянным освещением.

Влажность воздуха: особого значения не имеет, но бамбук любит, когда его протирают от пыли.

Выращивание в воде

Побегами

Отпрысками и верхушечными побегами – тоже непросто, уйдёт много времени и стараний.

Лучшее время для черенкования – весна. Если есть необходимость в пересаживании растения, то можно заодно, и размножить.

Для укоренения молодого бамбука подойдёт грунт, как и у основного растения. Главное – регулярно поливать и своевременно рыхлить почву.

Пересадка

Каким бы образом вы не выращивали декоративный бамбук, пересаживать его надо ежегодно или при появлении отложений при водном взращивании. Ёмкость тщательно промывают, заливают свежую воду и помещают растение обратно.

Растущий в почве цветок пересаживают ранней весной.

При выращивании бамбука в стеклянных вазах, колбах, стаканах, используют декоративные субстраты –гальку, стеклянные камешки, гранулат и .

Обрезка

Болезни и вредители

Комнатный вид счастливого бамбука не склонен к заболеваниям.

Плохой уход может вызвать ряд проблем :

  • сухой и прохладный воздух – скручиваются или высыхают кончики листьев;
  • при отсутствии подкормок или по старости – медленно желтеют нижние листья;
  • под прямыми солнечными лучами – сухие пятна на листьях.

В запущенном виде, в грязной воде или соседстве с зараженными видами могут появиться красные паутинные клещи или мучнистые червецы . В этом случае необходимо обработать инсектицидами или заменить на новые.


Евгений Седов

Когда руки растут из нужного места, жить веселее:)

30 мар. 2017 г.

Содержание

Зная, как ухаживать за бамбуковым растением, можно надолго сохранить зеленый цвет стеблей и визуальную привлекательность. Драцена Сандера может символизировать благополучие и успех. Приметы фэн-шуй гласят, что она привлекает благоприятную энергию ци, заряжая дом человека позитивной энергией.

Как вырастить бамбук в домашних условиях

Растение часто называют счастливым, поэтому многие люди стараются посадить его у себя дома, создавая восточный стиль интерьера квартиры. Стебли драцены способны выжить в горшке с чистой водой или почвой при самых разнообразных условиях. Их запросто можно закрутить в спираль, согнуть, составить декоративные композиции. Бамбук лаки неприхотлив, но уход за ним должен быть грамотным, чтобы листья не пожелтели. Вырастить здоровое растение помогут:

  1. грамотный полив;
  2. подкормка;
  3. нужная температура воздуха;
  4. правильная форма контейнера.

Зная, как ухаживать за бамбуком в контейнере, можно вырастить красивое растение. Размер и высота напрямую зависят от корневой системы. Поскольку площадь горшков ограничена, длина стеблей тоже будет лимитированной. В этом случае они окажутся более тонкими и короткими. Чтобы и вовсе ограничить рост драцены, следует пересаживать ее каждые три года, меняя грунт. Также нужно помнить, что бамбуковые листья токсичны, поэтому их нельзя хранить в месте, доступном для животных или маленьких детей.

Условия и правильный уход за бамбуком в горшке таковы:

  1. Почва всегда должна быть умеренно влажной: драцена не любит слишком мокрую или сухую среду.
  2. Температура – примерно 18-28 градусов.
  3. Хороший дренаж.
  4. Мягкий свет, отсутствие ярких солнечных лучей.
  5. Каждый месяц необходимо подкармливать комнатное растение.

Бамбук в воде

Драцена Сандера растет медленно. Ее главной особенностью является то, что она не может цвести. Однако при должной заботе растение подарит большое количество листьев ярко-зеленого оттенка. Следует вначале поместить отрезок в пробирку с водой, дождаться появления корней, затем пересадить в грунт. Для начала стоит узнать, как сохранить бамбук в домашних условиях в воде:

  1. Следует выбрать длинный и тонкий контейнер, чтобы черенки bamboo держались вертикально.
  2. Заполнить емкость водой приблизительно на три четверти.
  3. Еженедельно менять воду.
  4. Удобрять растение каждые 2 месяца.
  5. Посаженный черенок поставить на подоконник, но беречь от слишком яркого света.

Уход за бамбуком в домашних условиях

Чтобы привлечь в дом удачу, вырастив солидное растение, следует учитывать следующие правила:

  • Посадить комнатное растение можно в воду или почву.
  • Лучше использовать горшок на 5 см шире, чем стебли.
  • Периодически удобрять комнатный бамбук.
  • Не забывать поливать, иначе стебли могут засохнуть.
  • Не допускать попадания прямых солнечных лучей.
  • Регулярно удалять мертвые или желтые листья.

Освещенность

Как ухаживать за бамбуками в квартире? Независимо от того, где происходит выращивание (в воде или почве), требования к свету будут одинаковы. Влияние освещенности на растения огромно: от этого зависит цвет листьев, высота стеблей и их жизнеспособность. Драцена любит много света, но страдает от влияния ярких солнечных лучей, которые вызывают ожог листьев. Если же освещение тусклое, это способствует замедленному росту. Лишенное солнечного света, растение тянется к нему, стебли деформируются, становятся кривыми и некрасивыми. Листья теряют насыщенный цвет и быстро желтеют.

Температурный режим

Драцена требует умеренной температуры воздуха. Растение боится сквозняков, поэтому не стоит ставить горшок рядом с дверьми или часто открывающимися окнами. При какой температуре растет бамбук? Она колеблется между 18-30 градусами. Однако не рекомендуется располагать контейнер под обогревателем или кондиционером, чтобы листья не пожелтели.

Влажность воздуха

Бамбук домашний любит умеренную влажность (примерно 35-50%), особенно при жаркой погоде. Чтобы обеспечить ему комфортные условия, следует использовать увлажнитель, а еще – опрыскивать листья каждые пару дней с помощью баллончика. Создавая для драцены привычные условия в помещении, можно избежать появления трещин на стеблях и продлить жизнь комнатного растения.

Как поливать бамбук

Драцена очень любит регулярную поливку, но процесс должен быть правильным. Все зависит от того, где она растет – в грунте или воде. Если растение находится в емкости, то корни должны быть покрыты водой. Этот уровень нужно постоянно поддерживать, доливая жидкость в вазу. Каждые пару недель воду нужно менять на свежую и чистую. Следует использовать только дистиллированную или талую воду, потому что драцена очень чувствительна к солям и химикатам, особенно в умеренно увлаженной почве.

Полив бамбука следует осуществлять раз в несколько дней, вместе с опрыскиванием листвы из специального баллончика. Иногда грунт в контейнере бывает сухим на ощупь, но это не означает, что стоит увеличить количество жидкости. Следует помнить, что чрезмерный полив может нанести вред растению: кончики листьев приобретут коричневый оттенок, и он начнет сохнуть.

Подкормка бамбука

Драцена не требует большого количества удобрений и может долгое время находиться в чистой воде. Первые 2 недели растение лучше вообще не подкармливать, потому что избыток питательных веществ нанесет вред растению. Чем удобрять бамбук в домашних условиях? Для подкормки драцены сандера можно использовать обычную воду из аквариума (если растение находится в вазе) или водорастворимое удобрение для комнатных растений с повышенным содержанием азота (N). Подкармливать следует каждый месяц, начиная с прихода весны.

Как пересадить бамбук из воды в землю

Драцена может расти в воде или вазах с гидрогелем, но лучше всего она ведет себя в грунте. Посадка счастливого бамбука в подходящий контейнер и новую почву улучшит здоровье и продлит жизнь растения. Как посадить бамбук в горшок:

  1. Нужно выбрать емкость, чей диаметр на несколько см больше, чем основание бамбуковых стеблей. Пересадка в глубокий, широкий горшок подойдет лучше всего. В контейнере должно быть минимум одно дренажное отверстие.
  2. Заполнить емкость увлажненным грунтом на 1-2 см. В почве не должно быть никаких удобрений.
  3. Как пересадить бамбук из воды в землю? Следует:
    • Взяться за стебли у основания, вытащить их. Аккуратно встряхнуть корни, если это необходимо.
    • Поместить драцену в приготовленный горшок.
    • Добавить больше грунта, заполнив большую часть контейнера.
  4. Поливать растение можно, пока влага не начнет вытекать со дна горшка. Как только это произойдет, следует опорожнить дренажный поддон.

Обрезка драцены сандера

Растение может достигать огромных размеров. Если же счастливый бамбук слишком высок для помещения, стоит подрезать стебли, убрав 1/4 длины. Черенки лучше посадить в горшок, чтобы вырастить молодую драцену. Растение очень терпимо к обрезке, поэтому его высоту можно с легкостью корректировать. Как обрезать бамбук:

  1. Нужно удалить высохшие либо мелкие отростки на уровне почвы.
  2. Чтобы предотвратить рост стебля, следует обрезать его над точкой разветвления.
  3. Регулярное удаление тонких веток способствует вертикальному росту.
  4. Можно обрезать нижние ветки для эстетики.

Почему бамбук желтеет

Драцена – вечнозеленое растение, которое периодически сбрасывает листья. Вначале они желтеют, затем опадают, и это абсолютно нормальный процесс. Самые большие потери листвы наблюдаются весной. Однако есть и другие причины, почему у бамбука желтеют листья:

  • низкое содержание питательных веществ в почве;
  • чрезмерная подкормка;
  • недостаток воды, света;
  • некачественный дренаж;
  • низкая температура воздуха;
  • малая влажность;
  • сквозняки;
  • наличие вредных химикатов в воде.

Размножение бамбука в домашних условиях

Драцена является одним из самых быстрорастущих растений. Она может размножаться с помощью семян, корневищ или обрезанных частей. Как вырастить бамбук из отростка? Нужно:

  1. Полить растение за день до обрезки.
  2. Выбрать подходящий побег. Он должен быть длинным и зеленым.
  3. Удалить листву с отростка, оставив несколько зрелых листьев наверху. Это способствует образованию новых корней.
  4. Удалить побег. Следует использовать очень острый нож или ножницы, чтобы сделать срез длиной 1 см от места, где отросток встречается со стеблем. Чем ровнее срез, тем меньше вероятность возникновения бактериальной инфекции.
  5. Чтобы сохранить стебель, его тоже придется обрезать на 1 см ниже той области, где он соединялся с побегом.
  6. Обработать обрезанную область свечным воском, чтобы избежать размножения бактерий.
  7. Поместить черенок в воду (она стимулирует рост корней лучше, чем грунт).
  8. Поставить вазу подальше от света, поскольку прямые солнечные лучи могут навредить растению. Через 1-2 месяца драцена должна дать несколько корней. После этого ее можно сажать в горшок с почвой.

Болезни и вредители

Здоровый стебель драцены удивительно устойчив к вредителям и заболеваниям. Если же на нем появились пятна, это может указывать на разнообразные проблемы. Некоторые болезни и вредители бамбука распространяются в магазинах, которые продают зараженные растения. По этой причине не стоит покупать его через интернет, ориентируясь лишь на фото. Лучше спросить у продавца, проводилась ли специальная обработка, а еще осмотреть драцену самостоятельно. На ней не должно быть пятен и желтых листьев.

Не зная, как ухаживать за бамбуком, можно допустить различные заболевания. Какие проблемы могут возникнуть:

  • появление пятен;
  • грибок;
  • вирус табачной мозаики;
  • плесень на стебле;
  • гниение корней.

Видео: Как ухаживать за цветком драцена сандера

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Обсудить

Бамбук: как ухаживать за комнатным растением