Принадлежность курильских островов кратко. Курильские острова. Спор между Японией и Россией. В чем суть спора между Японией и Россией

Принадлежность курильских островов кратко. Курильские острова. Спор между Японией и Россией. В чем суть спора между Японией и Россией

Отношения России и Японии активизировались настолько, как ещё не было за все 60 лет со времён восстановления дипломатических связей между странами. Лидеры обеих стран постоянно встречаются, что-то обсуждая. Что именно?

Публично заявляется, что предметом обсуждения являются совместные экономические проекты, однако ряд экспертов полагает иначе: истинный повод для встреч – территориальный спор из-за Курильских островов, решением которого и заняты президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ. А тут ещё газета Nikkei опубликовала информацию о том, что Москва и Токио вроде бы планируют ввести совместное управление северными территориями. Так что же – Курилы готовят передать Японии?

Потепление в отношениях стало особенно заметно полгода назад, во время майского визита Синдзо Абэ в Сочи. Тогда японский премьер назвал российского президента на «ты», пояснив, что так в Японии обращаются только к другу. Ещё одним знаком дружбы стал отказ Токио от присоединения к экономическим санкциям против России.

Абэ предложил Путину план экономического сотрудничества из восьми пунктов по самым разным направлениям – промышленность, энергетика, газовый сектор, торговое партнёрство. Кроме того, Япония готова инвестировать в российское здравоохранение и транспортную инфраструктуру. В общем, мечта, а не план! А что же взамен? Да, болезненная тема Курильских островов тоже была затронута. Стороны согласились, что решение территориального спора – важный шаг на пути подписания мирного договора между странами. То есть никаких намёков о передаче островов не прозвучало. Тем не менее первый камень в развитие щекотливой темы был заложен.

Опасность разозлить дракона

С тех пор лидеры России и Японии встречались на полях международных саммитов.

В сентябре во время Экономического форума во Владивостоке Абэ снова пообещал экономическое сотрудничество, однако на этот раз прямо обратился к Путину с призывом совместными усилиями решить проблему северных территорий, которая вот уже несколько десятилетий омрачает российско-японские отношения.

Тем временем газета Nikkei сообщила, что Токио рассчитывает установить совместный контроль над островами Кунашир и Итуруп, надеясь при этом в перспективе получить Хабомаи и Шикотан полностью. Издание пишет, что Синдзо Абэ должен обсудить этот вопрос с Владимиром Путиным в ходе их встречи, назначенной на 15 декабря.

О том же написала и «Нихон кэдзай»: японское правительство обсуждает проект совместного с Россией управления в качестве меры, которая поможет сдвинуть территориальную проблему с мёртвой точки. Издание даже сообщает: есть информация о том, что Москва начала процесс постановки задач.

А тут подоспели результаты соц­опроса. Оказывается, уже более половины японцев «готовы проявить гибкость при решении вопроса Курильских островов». То есть они согласны, чтобы Россия передала не четыре спорных острова, а только два – Шикотан и Хабомаи.

Сейчас японская пресса пишет о передаче островов как о вопросе практически решённом. Вряд ли информация по столь важной теме высасывается из пальца. Остаётся главный вопрос: действительно ли Москва готова поступиться территориями в обмен на экономическое сотрудничество с Японией и её помощь в борьбе с санкциями?

Очевидно, что при всей благостности общения Путина с Абэ трудно поверить, что президент РФ, после присоединения Крыма снискавший себе славу «собирателя земель русских», согласится пусть на мягкую и поэтапную, но всё же потерю территорий. Тем более на носу президентские выборы 2018 года. Но что будет после них?

Всероссийский центр изучения общественного мнения в последний раз проводил опрос по вопросу передачи Курильских островов в 2010 году. Тогда подавляющее большинство россиян – 79% – высказались за то, чтобы оставить острова за Россией и перестать обсуждать этот вопрос. Вряд ли за прошедшие шесть лет общественные настроения сильно изменились. Если Путин действительно хочет войти в историю, вряд ли ему будет приятно ассоциироваться с непопулярными политиками, которые уже предпринимали попытки передачи островов.

Впрочем, передавали же земли Китаю, и ничего – общественность промолчала.

С другой стороны, Курилы являются символом, потому они и на слуху. Но при желании объяснения найти можно чему угодно. Тем более что аргументы для массового потребления найдутся. Так, токийский корреспондент ТАСС Василий Головнин пишет: в качестве компенсации за передачу Южных Курил Япония обещает наладить в России работу почты и больниц, за свой счёт оснастив клиники оборудованием для ранней диагностики заболеваний. Кроме того, японцы намерены предложить свои разработки в сфере экологически чистой энергетики, строительства жилья, а также круглогодичного выращивания овощей. Так что оправдать передачу пары островов будет чем.

Дружба Москвы с Токио настораживает Пекин

Впрочем, есть у этого вопроса и другая сторона. Дело в том, что Япония имеет территориальные претензии не только к России, но и к Китаю и Южной Корее. В частности, между Токио и Пекином есть давний спор по поводу статуса необитаемого клочка земли под названием Окинотори. По японской версии, это остров, но Китай считает его скалами, а значит, не признаёт международного права Токио на учреждение вокруг него 200-мильной исключительной экономической зоны. Предмет другого территориального спора – архипелаг Сенкаку в Восточно-Китайском море в 170 километрах к северо-востоку от Тайваня. С Южной Кореей Япония спорит по поводу принадлежности островов Лианкур, расположенных в западной части Японского моря.

Поэтому, если Россия удовлетворит территориальные претензии Японии, возникнет прецедент. И дальше Токио начнёт добиваться аналогичных действий от других своих соседей. Логично предположить, что передачу Курильских островов эти соседи расценят как «подставу». Стоит ли нам ссориться с Китаем, нашим главным стратегическим партнёром в Азии? Особенно сейчас, когда начато строительство второй ветки российского газопровода в КНР, когда китайцы инвестируют в наши газовые компании. Конечно, диверсификация политики в Азии – вещь полезная, но требующая от Кремля большой осторожности.

Как Курилы пытались вернуть Японии

Никита Хрущёв в бытность первым секретарём ЦК КПСС предлагал вернуть Японии два острова, лежащие ближе всего к её границам. Японская сторона ратифицировала договор, но Москва передумала из-за возросшего в Японии военного присутствия США.

Следующую попытку предпринял первый президент России Борис Ельцин. Тогдашний министр иностранных дел Андрей Козырев уже готовил документы к визиту главы государства в Японию, в ходе которого предполагалось оформить передачу островов. Что же помешало планам Ельцина? На этот счёт есть разные версии. Генерал-майор ФСО в запасе Борис Ратников, который с 1991 по 1994 год работал первым заместителем начальника Главного управления охраны РФ, рассказал в одном из интервью, как его ведомство расстроило визит Ельцина в Японию якобы по соображениям безопасности. По другой версии, Ельцина отговорил Анатолий Чубайс, фактически воплотив сцену из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», где вор Милославский кидается в ноги к лжецарю со словами: «Не вели казнить, вели слово молвить».

Правообладатель иллюстрации RIA Image caption До Путина и Абэ вопрос подписания мирного договора между Россией и Японией обсуждали все их предшественники - безрезультатно

Российский президент в ходе двухдневного визита в Нагато и Токио договорится с японским премьером Синдзо Абэ об инвестициях. Главный же вопрос - о принадлежности Курильских островов, - как обычно, отложат на неопределенных срок, считают эксперты.

Абэ стал вторым лидером стран "Большой семерки", который принял у себя Путина после российской аннексии Крыма в 2014 году.

Визит должен был состояться еще два года назад, но был отменен из-за санкций в отношении России, поддержанных Японией.

В чем суть спора между Японией и Россией?

Абэ добивается прогресса в многолетнем территориальном споре, в котором Япония претендует на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, а также архипелаг Хабомаи (в России такого названия не существует, архипелаг вместе с Шикотаном объединены под названием Малая Курильская гряда).

Японская элита прекрасно понимает, что Россия два больших острова никогда не вернет, поэтому они готовы взять максимум - два маленьких. Но как объяснить обществу, что они навсегда отказываются от больших островов? Александр Габуев, эксперт Московского Центра Карнеги

По окончании Второй мировой войны, в которой Япония воевала на стороне нацистской Германии, СССР изгнала с островов 17 тысяч японцев; между Москвой и Токио так и не был подписан мирный договор.

Сан-Францисский мирный договор 1951 года между странами антигитлеровской коалиции и Японией установил суверенитет СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами, однако Токио и Москва так и не договорились, что понимать под Курилами.

Токио считает Итуруп, Кунашир и Хабомаи своими незаконно оккупированными "северными территориями". Москва считает эти острова частью Курил и неоднократно заявляла, что их нынешний статус пересмотру не подлежит.

В 2016 году Синдзо Абэ дважды прилетал в Россию (в Сочи и Владивосток), они с Путиным также встречались на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Лиме.

В начале декабря министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что у Москвы и Токио есть совпадения в позициях по мирному договору. В интервью японским журналистам Владимир Путин назвал отсутствие мирного договора с Японией анахронизмом, который "должен быть устранен".

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В Японии до сих пор живут переселенцы с "северных территорий", а также их потомки, которые не против вернуться на историческую родину

Он также заявил, что министерствам иностранных дел двух стран нужно решить между собой "чисто технические вопросы", чтобы японцы получили возможность посещать южные Курилы без виз.

Однако Москву смущает, что в случае возвращения южных Курил там могут появиться военные базы США. Такую возможность не исключил глава Совета национальной безопасности Японии Сётаро Яти в беседе с секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым, писала в среду японская газета "Асахи".

Ждать ли возвращения Курил?

Короткий ответ - нет. "Никаких прорывных договоренностей, да и обычных тоже, по вопросу принадлежности южных Курил ждать не следует", - считает бывший замминистра иностранных дел России Георгий Кунадзе.

"Ожидания японской стороны, как обычно, расходятся с намерениями России, - сказал Кунадзе в интервью Би-би-си. - Президент Путин в последние дни перед отъездом в Японию неоднократно говорил, что для России проблемы принадлежности Курил не существует, что Курилы - это, в сущности, военный трофей по итогам Второй мировой войны, и даже о том, что права России на Курилы закреплены международными договорами".

Последнее, по мнению Кунадзе, - вопрос спорный и зависит от интерпретации этих договоров.

"Путин имеет в виду договоренности, достигнутые в Ялте в феврале 1945 года. Договоренности эти носили политический характер и предполагали соответствующее договорно-правовое оформление. Оно произошло в Сан-Франциско в 1951 году. Советский Союз мирный договор с Японией тогда не подписал. Стало быть, никакого другого закрепления прав России на территории, от которых отказалась Япония по Сан-Францисскому договору, нет", - резюмирует дипломат.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Россияне, как и японцы, не ждут от своих властей уступок по Курилам

"Стороны стараются максимально сдуть шарик взаимных ожиданий публики и показать, что прорыва не произойдет", - комментирует эксперт Московского Центра Карнеги Александр Габуев.

"Красная линия России: Япония признает итоги Второй мировой войны, отказывается от притязаний на южные Курилы. Мы в качестве жеста доброй воли передаем Японии два маленьких острова, а на Кунашире и Итурупе можем сделать безвизовый въезд, свободную зону совместного экономического развития - все, что угодно, - полагает он. - Россия не может отдать два больших острова, поскольку это будет проигрыш, эти острова имеют хозяйственное значение, туда вложено много денег, там большое население, проливы между этими островами используются российскими подлодками, когда они выходят патрулировать Тихий океан".

Япония, по наблюдениям Габуева, в последние годы смягчила свою позицию по спорным территориям.

"Японская элита прекрасно понимает, что Россия два больших острова никогда не вернет, поэтому они готовы взять максимум - два маленьких. Но как объяснить обществу, что они навсегда отказываются от больших островов? Япония ищет варианты, при которых она забирает маленькие и сохраняет претензию на большие. Для России это неприемлемо, мы хотим решить вопрос раз и навсегда. Эти две красные линии пока не настолько близки, чтобы можно было ожидать прорыва", - считает эксперт.

Что еще будет обсуждаться?

Курилы - не единственная тема, которую обсуждают Путин и Абэ. Россия нуждается в иностранных инвестициях в Дальний Восток.

По данным японского издания "Иомиури", из-за санкций сократился товарооборот между двумя странами. Так, импорт из России в Японию сократился на 27,3% - с 2,61 трлн иен (23 млрд долларов) в 2014 году до 1,9 трлн иен (17 млрд долларов) в 2015-м. А экспорт в Россию на 36,4% - с 972 млрд иен (8,8 млрд долларов) в 2014 году до 618 млрд иен (5,6 млрд долларов) в 2015-м.

Правообладатель иллюстрации RIA Image caption В качестве главы российского государства Путин последний раз посещал Японию 11 лет назад

Правительство Японии намерено посредством госкорпорации нефти, газа и металлов JOGMEC приобрести часть газовых месторождений российской компании "Новатэк", а также часть акций "Роснефти".

Ожидается, что в ходе визита будут подписаны десятки коммерческих соглашений, а в рабочем завтраке российского президента и премьера Японии примут участие, в частности, глава Росатома Алексей Лихачев, глава "Газпрома" Алексей Миллер, глава "Роснефти" Игорь Сечин, глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, предприниматели Олег Дерипаска и Леонид Михельсон.

Пока Россия и Япония только обмениваются любезностями. По тому, воплотится ли в жизнь хотя бы часть экономических меморандумов, станет ясно, могут ли они еще и о чем-то договариваться.

Южные Курильские острова являются камнем преткновения в отношениях России и Японии. Спор о принадлежности островов мешает нашим странам-соседям заключить мирный договор, который был нарушен во время Второй мировой войны, отрицательно влияют на экономические связи России и Японии, способствуют постоянно сохраняющемуся состоянию недоверия, даже враждебности русского и японского народов

Курильские острова

Курильские острова расположены между полуостровом Камчатка и островом Хоккайдо. Острова протянулись на 1200 км. с севера на юг и отделяют Охотское море от Тихого океана, общая площадь островов около 15 тысяч кв. км. Всего в состав Курильских островов входят 56 островов и скал, но островов площадью более одного километра 31. Крупнейшими в Курильской гряде являются Уруп (1450 кв. км), Итуруп (3318,8), Парамушир (2053), Кунашир (1495), Симушир (353), Шумшу (388), Онекотан (425), Шикотан (264). Все Курильские острова принадлежат России. Япония оспаривает принадлежность только островов Кунашир Итуруп Шикотан и гряды Хабомаи. Государственная граница России проходит между японским островом Хоккайдо и курильским островом Кунашир

Спорные острова — Кунашир, Шикотан, Итуруп, Хабомаи

Вытянут с северо-востока на юго-запад на 200 км, ширина от 7 до 27 км. Остров гористый, самая высокая точка — вулкан Стокап (1634 м). всего на Итурупе насчитывается 20 вулканов. Остров покрыт хвойными и широколиственными лесами. Единственный город — Курильск с населением чуть более 1600 человек, а общая численность населения Итурупа — примерно 6000

Вытянут с северо-востока на юго-запад на 27 км. Ширина от 5 до 13 км. Остров холмистый. Высшая точка — гора Шикотан (412 м.). Действующих вулканов нет. Растительность — луга, широколиственные леса, заросли бамбука. На острове два крупных населенных пункта — поселки Малокурильское (около 1800 человек) и Крабозаводское (менее тысячи). Всего на Шикотане жувут примерно 2800 человек

Остров Кунашир

Вытянут с северо-востока на юго-запад на 123 км, ширина от 7 до 30 км. Остров — горный. Максимальная высота — вулкан Тятя (1819 м.). Хвойные и широколиственные леса занимают около 70% площади острова. Имеется государственный природный заповедник «Курильский». Административный центр острова — поселок Южно-Курильск, который населяют чуть более 7000 человек. Всего же на Кунашире живут 8000

Хабомаи

Группа небольших островков и скал, вытянутая в линию параллельно Большой Курильской гряде. Всего в архипелаг Хабомаи входят шесть островов, семь скал, одна банка, четыре небольших архипелага — острова Лисьи, Шишки, Осколки, Дёмина. Крупнейшие острова архипелага Хабомаи остров Зеленый — 58 кв. км. и остров Полонского 11,5 кв. км. Общая площадь Хабомаи — 100 кв. км. Острова равнинны. Населения, городов, поселков нет

История открытия Курильских островов

- В октябре-ноябре 1648 года первым из русских прошел Первым Курильским проливом, то есть проливом, отделяющим самый северный остров Курильской гряды Шумшу от южной оконечночти Камчатки, коч под командой приказчика московского купца Усова Федота Алексеевича Попова. Не исключено что люди Попова даже высаживались на Шумшу.
- Первыми европейцами, побывавшими на островах Курильской гряды, были голландцы. Вышедшие 3 февраля 1643 года из Батавии в направлении Японии два корабля «Кастрикум» и «Брескенс» под общей командой Мартина де Фриза 13 июня приблизились к Малой Курильской гряде. Голландцы видели берега Итурупа, Шикотана, обнаружили пролив между островами Итуруп и Кунашир.
- В 1711 году казаки Анциферов и Козыревский побывали на Северных Курильских островах Шумше и Парамушире и даже неудачно пытались содрать дань с местного населения — айнов.
- В 1721 году по указу Петра Первого к Курилам была направлена экспедиция Еврееинова и лужина, которые исследовали и нанесли на карту 14 островов центральной части Курильской гряды.
- Летом 1739 года острова Южной Курильской гряды обогнул русский корабль под командой М. Шпанберга. Шпанберг нанес на карту, хотя и неточно всю гряду курильских островов от Камчатского носа до Хоккайдо.

На Курильских островах жили аборигены — айны. Айны — первое население Японских островов — постепенно было вытесено пришельцами из Центральной Азии на север на остров Хоккайдо и далее на Курилы. С октября 1946 года по май 1948 десятки тысяч айнов и японцев были вывезены с Курильских островов и Сахалина на остров Хоккайдо

Проблема Курильских островов. Кратко

- 1855, 7 февраля (новый стиль) — в японском порте Симода подписан первый дипломатический документ в отношениях России и Японии, так называемый Симондский трактат. Со стороны России его завизировал вице-адмирал Е. В. Путятин, от лица Японии — уполномоченный Тосиакира Кавадзи.

Статья 2: «Отныне границы между Россией и Японией будут проходить между островами Итурупом и Урупом. Весь остров Итуруп принадлежит Японии, а весь остров Уруп и прочие Курильские острова к северу составляют владение России. Что касается острова Крафто (Сахалина), то он остается неразделенным между Россией и Японией, как было до сего времени»

- 1875, 7 мая — в Петербурге заключен новый Российско-Японский договор «Об обмене территориями». От лица России его подписал министр иностранных дел А. Горчаков, от лица Японии — адмирал Эномото Такэаки.

Статья 1. «Его Величество Император Японский … уступает Его Величеству Императору Всероссийскому часть территории острова Сахалина (Крафто), которою он ныне владеет.. так что отныне означенный остров Сахалин (Крафто) весь вполне будет принадлежать Российской Империи и пограничная черта между Империями Российскою и Японскою будет проходить в этих водах через Лаперузов пролив»

Статья 2. «В замен уступки России прав на остров Сахалин Его Величество Император Всероссийский уступает Его Величеству Императору Японскому группу островов, называемых Курильскими. … Эта группа заключает в себе… восемнадцать островов 1) Шумшу 2) Алаид 3) Парамушир 4) Маканруши 5) Онекотан, 6) Харимкотан, 7) Экарма, 8) Шиашкотан, 9) Мус-сир, 10) Райкоке, 11) Матуа, 12) Растуа, 13) островки Среднева и Ушисир, 14) Кетой, 15) Симусир, 16) Бротон, 17) островки Черпой и Брат Черпоев и 18) Уруп, так что пограничная черта между Империями Российскою и Японскою в этих водах будет проходить через пролив, находящийся между мысом Лопаткою полуострова Камчатки и островом Шумшу»

- 1895, 28 мая — в Петербурге подписан Договор между Россией и Японией о торговле и мореплавании. Со стороны России его подписали министр иностранных дел А. Лобанов-Ростовский и министр финансов С. Витте, со стороны Японии — полномочный посланник при Российском дворе Ниси Токудзиро. Договор состоял из 20 статей.

Статья 18 гласила, что договор заменяет все предыдущие русско-японские договоры, соглашения и конвенции

- 1905, 5 сентября — в Портсмуте (США) заключен Портсмутский мирный договор, завершивший . От лица России его подписали председатель Комитета министров С. Витте и посол в США Р. Розен, со стороны Японии - министр иностранных дел Д. Комура и посланник в США К. Такахира.

Статья IX: «Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова…. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории»

- 1907, 30 июля — в Петербурге подписано Соглашение между Японией и Россией, состоящее из гласной конвенции и секретного договора. В конвенции говорилось, что стороны обязывались уважать территориальную целостность обеих стран и все права, вытекающие из существующих между ними договоров. Соглашение подписали министр иностранных дел А. Извольский и посол Японии в России И. Мотоно
- 1916, 3 июля — в Петрограде Петрограде устанавливал русско-японский союз. Состоял из гласной и секретной частей. В секретной в том числе подтверждались прежние русско-японские соглашения. Документы подписали министр иностранных дел С. Сазонов и И. Мотоно
- 1925, 20 января — в Пекине подписаны советско-японская конвенция об основных принципах взаимоотношений, … декларация Советского правительства…. Документы завизировали Л. Карахан со стороны СССР и К. Иосидзава со стороны Японии

Конвенция.
Статья II: «Союз Советских Социалистических Республик соглашается, что договор, заключенный в Портсмуте 5 сентября 1905 года, остается в полной силе. Условлено, что договоры, конвенции и соглашения, кроме сказанного Портсмутского договора, заключенные между Японией и Россией до 7 ноября 1917 года, будут пересмотрены на конференции, которая должна состояться впоследствии между Правительствами Договаривающихся Сторон, и что они могут быть изменены или отменены, как того потребуют изменившиеся обстоятельства»
В декларации подчеркивалось, что правительство СССР не разделяет с бывшим царским правительством политическую ответственность за заключение Портсмутского мирного договора: «Уполномоченный Союза Советских Социалистических Республик имеет честь заявить, что признание его Правительством действительности Портсмутского договора от 5 сентября 1905 г. никоим образом не означает, что Правительство Союза разделяет с бывшим царским правительством политическую ответственность за заключение названного договора»

- 1941, 13 апреля — Пакт о нейтралитете между Японией и СССР. Пакт подписали министры иностранных дел Молотов и Ёсукэ Мацуока
Статья 2 «В случае, если одна из договаривающихся сторон окажется объектом военных действий со стороны одной или нескольких третьих держав, другая договаривающаяся сторона будет соблюдать нейтралитет в продолжение всего конфликта».
- 1945, 11 февраля — на Ялтинской конференции Сталина Рузвельта и Черчилля подписано соглашение по вопросам Дальнего Востока.

«2. Возвращения принадлежавших России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 г., а именно:
а) возвращения Советскому Союзу южной части о. Сахалина и всех прилегающих к ней островов,…
3. Передачи Советскому Союзу Курильских островов»

- 1945, 5 апреля — Молотов принял посла Японии в СССР Наотакэ Сато и сделал ему заявление о том, что в условиях, когда Япония воюет с Англией и США, союзниками СССР, пакт теряет смысл и продление его становится невозможным
- 1945, 9 августа — СССР объявил войну Японии
- 1946, 29 января — Меморандум главнокомандующего союзными войсками на Дальнем Востоке американского генерала Д. Макартура правительству Японии определял, что южная часть Сахалина и все Курильские острова, включая Малую Курильскую гряду (группа островов Хабомаи и остров Шикотан), выводятся из-под суверенитета японского государства
- 1946, 2 февраля — Указом Президиума Верховного Совета СССР в соответствии с положениями Ялтинского соглашения и Потсдамской декларации на возвращенных российских территориях создавалась Южно-Сахалинская (ныне Сахалинская) область РСФСР

Возвращение в состав российской территории Южного Сахалина и Курильских островов позволило обеспечить выход в Тихий океан кораблей Военно-Морского флота СССР, обрести вынесенный далеко за континент новый рубеж передового развертывания дальневосточной группировки сухопутных сил и военной авиации Советского Союза, а ныне Российской Федерации

- 1951, 8 сентября — Япония подписала Сан-Францисский мирный договор, по которому отказалась «от всех прав …на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин…, суверенитет над которыми приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года». СССР отказался подписывать этот договор, так как по мнению министра Громыко в тексте договора не был закреплен суверенитет СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами.

Сан-Францисский мирный договор между странами антигитлеровской коалиции и Японией официально завершил Вторую мировую войну, закрепил порядок выплаты репараций союзникам и компенсаций пострадавшим от японской агрессии странам

- 1956, 19 августа — в Москве СССР и Япония подписали декларацию, прекращающую состояние войны между ними. По ней(в том числе) остров Шикотан и гряда Хабомаи должны были быть переданы Японии после подписания мирного договора между СССР и Японией. Однако вскоре Япония под давлением США отказалась от подписания мирного договора, так как США пригрозили, что в случае снятия Японией претензий на острова Кунашир и Итуруп, в состав Японии не будет возвращён архипелаг Рюкю с островом Окинава, который на основании Статьи 3 Сан-Францисского мирного договора тогда находился под управлением США

«Президент России В. В. Путин неоднократно подтверждал, что Россия как государство - продолжатель СССР привержена этому документу…. Ясно, что если дело дойдет до реализации Декларации 1956 г., придется согласовывать очень много деталей… Однако неизменным остается последовательность, которая в этой Декларации изложена… первым шагом перед всем остальным является подписание и вступление в силу мирного договора » (министр иностранных дел России С. Лавров)

- 1960, 19 января — Япония и США подписали «Договор о взаимодействии и безопасности»
- 1960, 27 января — правительство СССР заявило, что поскольку данное соглашение направлено против СССР, оно отказывается рассматривать вопрос о передаче островов Японии, поскольку это приведёт к расширению территории, используемой американскими войсками
- 2011, ноябрь — Лавров: «Курилы были, есть и будут нашей территорией в соответствии с теми решениями, которые были приняты по итогам Второй мировой войны»

Итуруп, самый крупный из островов Южных Курил, ставший нашим 70 лет назад. При японцах здесь жили десятки тысяч людей, жизнь кипела в деревнях и на рынках, имелась крупная военная база откуда японская эскадра уходила громить Перл-Харбор. Что мы своего за минувшие годы тут построили? Недавно вот - аэропорт. Еще появилась пара магазинов и гостиниц. А в главном населенном пункте - городе Курильске с населением чуть больше полутора тысяч человек - уложили диковинную достопримечательность: пару сотен метров (!) асфальта. Но в магазине продавец предупреждает покупателя: «Продукт почти просроченный. Берете?» И слышит в ответ: «Да знаю я. Конечно, беру». А как не брать, если своего продовольствия (за исключением рыбы и того, что огород дает) в достатке нет, а подвоза в ближайшие дни не будет, точнее, неизвестно, когда будет. Здешние люди любят повторять: у нас тут водятся 3 тысячи человек и 8 тысяч медведей. Людей побольше, конечно, если посчитать еще военных и пограничников, а медведей никто и не считал - может, и их больше. С юга на север острова надо добираться по суровой грунтовой дороге через перевал, где каждую машину караулят голодные лисицы, а придорожные лопухи - размером с человека, ими укрываться можно. Красоты, конечно: вулканы, лощины, источники. Но безопасно ездить по здешним грунтовым тропам можно только днем и когда
тумана нет. А в редких населенных пунктах на улицах пусто уже после девяти вечера - комендантский час по факту. Простого вопроса - почему японцы тут ладно жили, а у нас только выселки получаются? - у большинства обитателей просто не возникает. Живем - землю стережем.
(«Вахтовый суверенитет». «Огонёк» №25 (5423), 27 июня 2016 года)

Однажды какого-то крупного советского деятеля спросили: «Почему вы не отдаете Японии эти острова. У неё такая маленькая территория, а у вас такая большая? — Потому и большая, что не отдаем» — ответил деятель


Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»
Исторический факультет
Кафедра всеобщей истории и мировой культуры
Курсовая работа
Проблема принадлежности южных
курильских островов
Студента 24 гр.
К.Н. Лебедева
Научный руководитель:
старший преподаватель
Е.В. Гапионок

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРЕДЫСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СПОРА 5
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗМЕЖЕВАНИЯ В ПЕРИОД СЕР. 1950-Х – 2000 ГГ. 10
ГЛАВА 3 ВОПРОС О СПОРНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ В XXI в. БАЗОВЫЕ ПОЗИЦИИ СТОРОН. 15
ГЛАВА 4 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮЖНЫХ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ. СОТРУДНИЧЕСТВО С ЯПОНИЕЙ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ
ОСТРОВОВ. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

ВВЕДЕНИЕ

Мировой кризис начала XXI века обострил нерешённые проблемы в международных отношениях, одной из которых и является вопрос о «спорных территориях» между Россией и Японией. Эта проблема существует не один десяток лет и конкретно касается принадлежности южных Курильских островов. Нерешённый вопрос территориального размежевания сдерживает развитие двусторонних отношений по всему спектру сотрудничества, начиная с экономики и заканчивая вопросами культурных связей, что проявляется и во взаимоотношениях в рамках «Большой восьмёрки» – одной из авторитетнейших организаций современности, участниками которой являются оба государства. До недавнего времени дипломатический конфликт рисковал перейти в более острую фазу и этим привлекал к себе внимание всего мирового сообщества, так как Российская Федерация и Япония являются ключевыми государствами не только в Азии, но и в мире. Трагические события марта 2011 года, связанные с сильнейшими за всю историю Японии землетрясением и цунами, а также последовавшей за этим аварией на АЭС Фукусима-1, приостановили нарастание напряжённости между государствами, однако и сделали актуальность «территориального вопроса» как никогда высокой.
За период своего существования данная проблема прошла следующие этапы: 1) первооткрытие, первоосвоение, первопринадлежность свободных территорий (с конца XVII века и до середины XIX); 2) поиск взаимоприемлемых решений через переговорный процесс с заключением соглашений без прямого использования военной силы (1855 год – начало ХХ века); 3) решение территориальных споров с помощью военной силы (1904-1945 гг.); 4) поиски компромисса по вопросу территориального размежевания.
Курильские острова - острова в Тихом океане от юга Камчатки до о. Хоккайдо (Япония). Большая Курильская гряда это около
30 островов, в т. ч. наиболее крупные Парамушир, Онекотан, Симушир, Уруп, Итуруп, Кунашир. Малая Курильская гряда лежит юго-восточнее о. Кунашир. В ее составе о. Шикотан и группа малых островов - Осколки, Маячный, Полонского, Зеленый, Анциферова и др. - называемая японцами общим словом Хабомаи. В административном отношении Курильские о-ва - часть Сахалинской обл. РФ. До прихода русских и японцев острова были населены айнами. Считается, что именование архипелага пошло от их самоназвания «куру» («человек»). По другой версии, название восходит к русскому «куриться», т. е. дымиться - на островах около 160 вулканов, в т. ч. 39 действующих. На сегодняшний день «спорными» являются четыре южных острова: Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи. В японской интерпритации – «северные территории».
Целью работы является рассмотрение истории проблемы принадлежности южных Курильских островов, основанное на данных источников и взглядах на их значение в исследованиях историков.
Для реализации выдвинутой цели перед работой поставлены следующие задачи:
    Рассмотреть предысторию возникновения территориального спора. Сюда относится период с XVII – п.п. ХХ вв., включающий историю освоения и последующего раздела островов между Японией и Россией (в ХХ в. – СССР).
    Изучить динамику проблемы территориального размежевания в период сер. 1950-х – 2000 гг.; проследить изменения в позициях сторон и факторы, влиявшие на эти изменения.
    Изучить положение вопроса о спорных территориях, сложившееся в ХХІ в. Показать базовые позиции сторон по данной проблеме.
    Рассмотреть социально-экономическое и военно-стратегическое развитие южных Курильских островов. Показать проблемы сотрудничества с Японией в вопросах освоения и использования экономического потенциала островов.
При написании работы использовались преимущественно документальные источники . Кроме того широко использовались материалы информационных ресурсов государственных органов Российской Федерации и Японии: сайт Министерства иностранных дел РФ, сайт Посольства Японии в России, сайт Президента РФ, а также сайт Министерства иностранных дел Японии . Также для описания вопроса были взяты материалы периодических изданий и монографические исследования российских и японских авторов .

ГЛАВА 1
ПРЕДЫСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СПОРА

Описание истории конфликта следует начать с первых упоминаний об островах. Японцы в ходе экспедиции на Хоккайдо в 1635 году получили сведения о Курилах, заселённых айнами, однако до самих островов они не добрались. В 1643 году Курильские острова были обследованы голландской экспедицией Маартена Герритсена де Фриса, который и составил первую подробную карту Малой гряды. Не найдя здесь «Золотых земель», Фрис продал карту Японской Империи . На основе данных голландских исследователей была составлена карта, где острова были обозначены под собирательным названием «Тысяча островов». В 1644 году в Японской Имперрии была издана карта с топонимами «Кунасири», «Эторофу», подтверждающая, что японцы ступили на землю Курил именно в этот год, карта хранится в Национальном музее японской истории.

Карта Японии эпохи Сехо 1644 г. Курильские острова изображены не как гряда, а соединены между собой в одно целое .
В Россию первые сведения об островах принёс Иван Юрьевич Москвитин, землепроходец, первым из европейцев достигший берегов Охотского моря, атаман пеших казаков. В своих записках он упоминал об «бородатых» айнах, населявших эти территории. Походы Москвитина открыли дорогу на Дальний Восток последующим русским исследователям . Одним из выдающихся первопроходцев является Атласов Владимир Владимирович (ок. 1652 - 1711). В его «Скасках» также можно найти сведения о Курилах. Он обследовал острова вплоть до Симушира на юге . Дальнейшие экспедиции (И. Козыревского в 1711 г., И. Евреинова и Ф. Лужина в 1719 г., М. Шпанберга в 1738–39 гг.) способствовали планомерному освоению территории.
К 1779 г. значительная часть коренного населения Курил, а также о. Мацумай (ныне Хоккайдо) приняли российское подданство и указом Екатерины II были освобождены от всех податей. В «Пространном землеописании Российского государства…» 1787 г. в список принадлежащих России территорий были включены Курильские о-ва вплоть до о. Хоккайдо, статус которого не был определен, т. к. Япония имела город в южной его части. Однако реального контроля над этими территориями у российского правительства не было, японцы активно развивали своё присутствие на островах.
Из наставления Адмиралтейств- коллегии начальнику первой российской кругосветной экспедиции капитану 1-го ранга Г.И. Муловскому о ее задачах. (апрель 1787 г.)
«12. При отделении старшаго по себе капитана по вышеписанному для описания Курильских островов в наставлении ему следующее предписать имеете:
1) Обойти плаванием и описать все малые и большие Курильские острова от Японии до Камчатской Лопатки, положить их наивернее на карту и от Матмая до той Лопатки все причислить формально ко владению Российскаго государства, поставя или укрепя гербы и зарыв медали в пристойных местах с надписью на российском и латинском языках, означающею ево путешествие или приобретение…» .
В 1799 г. четыре острова (Шикотан, Хабомаи, Итуруп и Кунашир) перешли под протекторат Японии. «…Затем княжество Намбу основало заставы в Нэмуро, на Кунашире и на Итурупе, а княжество Цугару - в Савара и в Фуруибэцу на Итурупе, и оба они несли охрану упомянутых территорий. В апреле 1-го года эпохи Бунка (1804 г.) двум княжествам было приказано нести в этих местах охрану постоянно…». Тем самым военным методом был закреплён статус этих земель в составе Японской Империи. .
26 января (7 февраля) 1855 г. Япония и Россия подписали первый русско-японский договор - Симодский трактат о торговле и границах. Он устанавливал границу стран между о-вами Итуруп и Уруп: Японии отходили все Южные Курилы (о-ва Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи). «Что касается острова Крафто [Сахалина], - говорилось в документе, - то он остается неразделенным между Россией и Японией, как было до сего времени» . Договор имел особо важное значение для Российской империи, учитывая сложное положение в международных отношениях, связанное с началом Крымской войны, а также агрессивной политикой США, Англии, Франции и Голландии в отношениях с Японией.
7 мая 1875 г. был подписан Петербургский договор, по которому Россия передала Японии права на 18 Курильских о-вов в обмен на отказ японской стороны от Сахалина . В 1895 г. Петербургский договор был подтверждён, но т.к. оба договора (1855 и 1875 годов) обязывали страны развивать мирные, добрососедские отношения, то они утратили силу после того, как Япония в 1904 году напала на Россию.
История взаимоотношений между Россией и Японией в ХХ в. – это, прежде всего, история конфликтов. Первая половина прошлого столетия – это годы политической вражды: русско-японская война (1904-1905 гг.), интервенция Японии в Сибирь на Дальний Восток (1918-1922 гг.), вооружённые столкновения, военные конфликты и локальные войны в районе озера Хасан (1938 г.), реки Халхин-Гол (1939 г.), множество пограничных конфликтов и, наконец, советско-японская война (1945 г.) .
В 1905 году, по результатам Русско-японской войны был подписан Портсмутский мирный договор. Из Мирного договора между Россией и Японией от 23 августа (5 сентября) 1905 г.:
«Статья IХ
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалин и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имументы, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории» .
То есть устанавливалась новая граница, по которой южная часть о. Сахалин, а также все Курильские острова признавались территориями Японии.

Сахалин и Курильские острова на карте 1912 года .
20 января 1925 года правительствами СССР и Японии был заключён Пекинский договор. Между странами устанавливались дипломатические отношения. «Союз Советских Социалистических Республик соглашается, что договор, заключенный в Портсмуте 5 сентября 1905 года, остается в полной силе», однако отказывается признать «политическую ответственность» за этот договор .
13 апреля 1941 года был подписан Пакт о нейтралитете между СССР и Японией. 22 июня 1945 г. Германия напала на Советский Союз, однако не смотря на союзнические отношения между Рейхом и Японской Империей, последняя не отказалась от Пакта о нейтралитете и не объявила войну СССР .
11 февраля 1945 г. на Ялтинской конференции руководители СССР, США и Великобритании пришли к соглашению, что после капитуляции Германии и окончания войны в Европе СССР вступит в войну против Японии на стороне союзников, в том числе при таких условиях как:
«2. Восстановление принадлежащих России прав, нарушенных вероломным нападением Японии, в 1904 г., а именно: а) возвращение Советскому Союзу южной части о. Сахалина и всех прилегающих к ней островов… 3. Передача Советскому Союзу Курильских островов» . 5 апреля 1945 года Правительство СССР выступило с Заявлением о денонсации Пакта о нейтралитете, заключённого 13 апреля 1941 года. Причиной денонсации называлось следующее: «Германия напала на СССР, а Япония, союзница Германии, помогает последней в ее войне против СССР. Кроме того, Япония воюет с США и Англией, которые являются союзниками Советского Союза.» .
26 июля 1945 г. в рамках Потсдамской конференции руководители США, Великобритании и Китая приняли Потсдамскую декларацию, которая требовала безоговорочной капитуляции Японии и определяла, что «японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые укажут союзники». 8 августа к Декларации присоединился СССР и объявил Японии войну.
Южные Курилы были заняты советскими войсками в августе-сентябре в ходе Курильской десантной операции, которая была окончательно завершена 5 сентября 1945 года, уже после подписания Акта о капитуляции Японии 2 сентября. Этот факт сегодня даёт японцам возможность говорить о «незаконной оккупации» территорий советскими войсками, однако только на неофициальном уровне.
29 января 1946 года был издан Меморандум главнокомандующего союзных держав японскому императорскому правительству № 677, который предполагал отторгнуть от Японии, кроме прочего, «Курильские (Тисима) о-ва, Группу о-вов Хабомаи (Хабомадзе), включая о-ва Сусио, Юри, Акиюри, Сибоцу и Тараку), а также о-в Сикотан» .
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года было решено «образовать на территории Южного Сахалина и Курильских островов Южно-Сахалинскую область с центром в городе Тойохара с включением ее в состав Хабаровского края РСФСР» . Однако не было сделано главное – официально (на международном уровне) не были оформлены территориальные взаимоотношения с Японией.
В сентябре 1951 г. состоялась Сан-Францисская конференция, на которой США и Великобританией был предложен проект мирного договора с Японией. Выступив 5 сентября на конференции, глава советской делегации замминистра иностранных дел СССР А. Громыко заявил, что СССР считает проект мирного договора несправедливым по отношению к Советскому Союзу, поскольку он ограничивается лишь упоминанием об отказе Японии от прав, правооснований и претензий на территории южного Сахалина и Курильских о-вов, «умалчивая об исторической принадлежности этих территорий и о бесспорной обязанности Японии признать суверенитет Советского Союза на эти территории СССР». Таким образом, Громыко указывал, что США и Великобритания фактически отказались от выполнения обязательств, принятых на себя по Ялтинскому соглашению .
Поскольку встречные советские предложения были заблокированы голосами многочисленных американских союзников, СССР отказался подписать 8 сентября мирный договор с Японией на предложенных условиях. Япония же, приняв эти условия, своей подписью официально зафиксировала отказ от Курильских о-вов.
Таким образом, можно заметить ряд фактов, которые сделали возможным возникновение конфликта и которые на сегодняшний день могут трактоваться спорящими сторонами по-разному. Особое внимание следует уделить соглашению 1855 года (Симодский трактат), на положениях которого основана базовая позиция Японии в споре. С ругой стороны важное место занимает Сан-Францисский мирный договор 1951 года. Во взглядах на эти документы стороны кардинально расходятся, ставя во главу угла один из них и в то же время признавая неполноценным второй.

ГЛАВА 2
ПРОБЛЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗМЕЖЕВАНИЯ В ПЕРИОД СЕР. 1950-Х – 2000 ГГ.

Сан-Францисский мирный договор фиксировал отказ Японии от суверенитета на Курильские острова, однако не определял над ними новую национальную принадлежность. Кроме того в нём не приводился перечень островов, отторгаемых от Японии. Эти факторы, а также факт не подписания договора Советским Союзом создали почву для возникновения территориального спора между Японией и СССР.
Формально оба государства продолжали находиться в состоянии войны. Стремясь урегулировать сложившуюся ситуацию, СССР и Япония провели отдельные переговоры, которые проходили с трудностями, прерываясь и возобновляясь, и заняли около полутора лет – с июня 1955 г. по октябрь 1956 г., - но так и не привели к заключению мирного договора. Стороны остановились на промежуточном варианте – Совместной декларации, которая отчасти решала проблему судьбы двух островов. Из Совместной декларации СССР и Японии от 19 октября
1956 г.:
«9. Союз Советских Социалистических Республик и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией переговоров о заключении мирного договора.
При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией.» .
Одновременно с этим С. Мацумото с японской стороны и заместитель министра иностранных дел А. Громыко со стороны СССР обменялись письмами, в которых выражалось согласие сторон после восстановления дипломатических отношений продолжить переговоры о заключении мирного договора, включая и территориальный вопрос .
Однако вскоре в отношения между Москвой и Токио вмешался Вашингтон, не заинтересованный в их нормализации. Госсекретарь США А. Даллес заявил своему японскому коллеге, что если Япония откажется от притязаний на Кунашир и Итуруп, то США не освободят Окинаву и весь архипелаг Рюкю, оккупированные в результате Второй мировой войны. Это привело к тому, что Япония стала открыто требовать передачи ей всех четырёх островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и островов Хабомаи.
19 января 1960 года Япония подписала «Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности» с США, который регулировал пребывание войск США на территории Японии. В ответ Советское правительство заявило, что «… не может содействовать тому, чтобы передачей указанных островов Японии была бы расширена территория, используемая иностранными войсками. <…> (И) только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания мирного договора между СССР и Японией острова Хабомаи и Сикотан будут переданы Японии». Японская сторона ответила на это заявление, что японо-американский договор не может влиять на установленные в 1956 году договорённости между СССР и Японией, так как в то время на территории Японии уже находились иностранные войска .
Несмотря на жёсткие позиции, стороны не прекратили поиски путей к урегулированию проблемы, что нашло своё отражение в совместном японо-советском заявлении 1973 г., в котором выражались намерения «продолжить переговоры о заключении мирного договора» .
Начало 80-х гг. отметилось резким ухудшением отношений между СССР и Японией – близким союзником США, что было связано с новым витком «холодной войны» и вводом советских войск в Афганистан. Одновременно активизировалась кампания «за возвращение северных территорий», в рамках которой в 1981 году был учреждён «День северных территорий – 7 февраля» (день подписания Симодского договора 1855 г.). Участились поездки для осмотра «северных территорий» членами кабинета министров и даже премьер-министром Японии. 16 февраля 1981 года в заявлении МИД СССР обращалось внимание правительства Японии на то, что кампания территориальных притязаний к Советскому Союзу «в последнее время приобретает граничащий с враждебностью характер» и что такие шаги японского правительства «могут квалифицироваться лишь как сознательно направленные на ухудшение советско-японских отношений» .
Позиция СССР в это время состояла в том, что в советско-японских отношениях отсутствует какая-либо «нерешённая территориальная проблема». Задачей-минимум Токио являлось побудить советское руководство признать существование территориального вопроса и пойти на его обсуждение. С этой целью в Японии был объявлен принцип «нераздельности политики и экономики», согласно которому развитие японо-советских экономических отношений ставилось в прямую зависимость от разрешения территориального вопроса. Это привело к застою в экономическом сотрудничестве между государствами .
Для снижения уровня напряжённости на Дальнем Востоке в Москве решили возобновить прямой диалог с Японией. В 1986 г. новый министр иностранных дел Э. Шеварднадзе посетил Токио с официальным визитом. Однако в то время японское направление в политике М. Горбачёва ещё не отошло от принципов предыдущих лет. Так, принимая японскую делегацию, Шеварднадзе заявил: «Что касается так называемого « территориального вопроса», то советская сторона считает этот вопрос решённым на соответствующей исторической и международно-правовой базе.» .
Но уже в 1989-1990 гг., когда экономическое положение СССР резко ухудшилось, в правительственных кругах распространилась идея получения от Японии материального возмещения за передачу островов. Однако она сразу же встретила жёсткое сопротивление среди депутатов Верховного Совета СССР. Горбачёв «открестился» от идеи продажи островов, но в то же время выражал готовность обсуждать весь спектр вопросов, включая мирный договор и в его контексте вопрос о границе .

Спорные острова с российскими и японскими названиями .
М. Горбачёв первым за послевоенную историю признал существование «территориального вопроса» с Японией и выразил готовность обсуждать его на официальных переговорах. В совместное заявление по итогам его визита в Японию был включён пункт о том, что стороны «провели обстоятельные и углубленные переговоры по всему комплексу вопросов, касающихся разработки и заключения мирного договора между СССР и Японией, включая проблему территориального размежевания, с учетом позиций сторон о принадлежности островов Хабомаи, острова Шикотан, острова Кунашир и острова Итуруп.». Как достижение было воспринято в Токио обещание президента СССР установить безвизовый режим посещения четырёх южнокурильских островов японскими гражданами, а также сократить численность советского военного контингента, размещённого на этих островах .
Одной из причин, по которым Горбачёв не смог совершить сделку «Курилы за кредиты», была позиция Б. Ельцина. Последний стремился перехватить инициативу в переговорах с японским правительством. В целом замыслы Ельцина и его команды и замыслы команды Горбачёва сводились к одному – превратить Южные Курилы в предмет торга с Японией. Различие состояло лишь в том, что Горбачёв стремился получить японскую помощи как можно скорее для спасения «перестройки», а Ельцин уговаривал японцев, оказывая финансовую поддержку России, подождать с получением островов. Именно на это был направлен так называемый «пятиэтапный план Ельцина», согласно которому территориальный спор должен был найти своё разрешение в пользу Японии по прошествии 15-20 лет .
Смысл плана Ельцина сводился к следующему. На первом этапе предполагалось отойти от занятой СССР позиции и признать существование спора между странами. Это должно было способствовать утверждению в СССР соответствующего общественного мнения. Затем – через 3-5 лет (второй этап) предполагалось объявить острова свободными для японского предпринимательства. Третий этап – демилитаризация островов через 5-7 лет. На четвёртом этапе стороны должны подписать мирный договор. При этом предлагались следующие варианты разрешения территориального спора: 1. Острова будут находиться под общим протекторатом двух стран; 2. Островам даётся статус свободных территорий; 3. Передача островов Японии .
После распада СССР российское правительство стало склоняться к скорейшему заключению мирного договора с целью получения материальной помощи. Однако развернувшееся в это время в России протестное движение против передачи островов заставило Ельцина поменять план действий. Поэтому его визит в Японию осенью 1993 года не принёс радикальных решений по вопросу о Южных Курилах. В «Токийской декларации» говорилось лишь о признании российским правительством факта существования «территориальной проблемы» и заявлялось о намерении сторон искать пути к её решению. Несмотря на настояния японской стороны, в текст документа не было включено подтверждение действительности пункта Советско-японской совместной декларации, в котором говорилось о возможности передачи Японии двух островов после подписания мирного договора. Таким образом, позиция российского правительства на японском направлении отличалась непоследовательностью .
В ноябре 1997 года в Красноярске была проведена встреча на высшем уровне между Премьер-министром Японии Р. Хасимото и Президентом РФ Б.Н. Ельциным. Была достигнута договоренность о том, чтобы, «основываясь на Токийской декларации, приложить все усилия для заключения мирного договора до 2000 года» (Красноярская договоренность). На встрече на высшем уровне в г. Кавана (апрель 1998 года) Премьер-министр Японии Р. Хасимото выдвинул так называемое «Каванское предложение», направленное на решение вопроса о принадлежности четырех островов, ответом на которое стало «Московское предложение», выдвинутое российской стороной во время визита в Россию Премьер-министра К. Обути (ноябрь 1998 года). Однако позиции сторон не совпадали, что не позволило реализовать Красноярскую договорённостью о заключении мирного договора до 2000 года .
В сентябре 1999 года вступило в силу принятое ранее решение о максимально облегченном режиме посещения островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи японскими гражданами из числа их бывших жителей и членов их семей .
Таким образом, рассмотрев динамику советско-японских (позже – российско-японских) отношений во второй половине ХХ века, можно заключить следующее. Отсутствие чётких, последовательных и согласованных позиций сторон по вопросу территориального размежевания, зависимость политики правительств от общественных настроений в столь чувствительном вопросе, а также вмешательство в двусторонние отношения третьих стран привели к затягиванию решения по проблеме и углублению противоречий между сторонами. Однако, несмотря на многочисленные проблемы, можно отметить и положительные сдвиги в вопросе урегулирования конфликта. Такие как официальное признание российским руководством факта существования «территориального спора», принятие совместных деклараций, оговаривающих намерения сторон вести переговоры для решения вопроса, установление безвизового режима посещения островов бывшими жителями, а также членами их семей.

ГЛАВА 3
ВОПРОС О СПОРНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ В XXI в.
БАЗОВЫЕ ПОЗИЦИИ СТОРОН.

Новые надежды на быстрое решение «территориального вопроса» появились в Японии после прихода нового президента России В. Путина. По итогам рабочей встречи В.В.Путина с Премьер-министром Японии Ё.Мори в Иркутске 25 марта 2001 года было подписано Иркутское заявление Президента России и Премьер-министра Японии о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора, в котором выражено обоюдное намерение активизировать переговорный процесс на основе принятых до настоящего времени документов, включая Совместную декларацию СССР и Японии 1956 г. .
Новый вариант «компромисса» предложил премьер-министр Иосиро Мори в Иркутске. Он также разбил весь процесс передачи островов на два периода, но по несколько иному принципу, нежели в «плане Ельцина». Сначала – заключение соглашения о передаче Шикотана и Хабомаи и подписание мирного договора между Японией и Россией, а затем – переговоры о двух других островах. Это бы означало фактическое признание Россией японского суверенитета над всеми островами, что сразу же вызвало споры в СМИ. В Японии этот вариант также многих не устраивал, так как не предполагал одновременной передачи всех четырёх островов. Кроме того не было ясно, приняла ли предложение российская сторона. Но вскоре ситуацию прояснило жёсткое высказывание нового премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми, который потребовал у России передачи всех четырёх «спорных островов», причём ещё до заключения мирного договора .
14 ноября 2004 года глава МИДа России Сергей Лавров в преддверии визита президента России Владимира Путина в Японию заявил, что Россия как государство-продолжатель СССР признаёт Декларацию 1956 года как существующую и готова вести территориальные переговоры с Японией на её базе. Такая постановка вопроса вызвала оживлённую дискуссию среди российских политиков. Владимир Путин поддержал позицию МИДа, оговорившись, что Россия «будет выполнять все взятые на себя обязательства» только «в таких объёмах, в которых эти договоренности готовы выполнять наши партнёры». ремьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми в ответ заявил, что Японию не устраивает передача лишь двух островов: «Если не будет определена принадлежность всех островов, мирный договор подписан не будет». При этом японский премьер пообещал проявить гибкость при определении сроков передачи островов .
В 2009-2010 годах в правительстве Японии неоднократно звучали резкие высказывания по поводу вопроса о «северных территориях», что впоследствии привело к обострению отношений между государствами. Так 21 мая 2009 года премьер-министр Японии Таро Асо в ходе заседания верхней палаты парламента назвал южные Курилы «незаконно оккупированными территориями» и заявил, что ждёт от России предложений подходов к решению этой проблемы. Официальный представитель МИДа России Андрей Нестеренко прокомментировал это высказывание как «незаконное» и «политически некорректное». 11 июня 2009 года. Нижняя палата японского парламента одобрила поправки к закону «О специальных мерах по содействию решения вопроса Северных территорий и подобных ему», в которых содержится положение о принадлежности четырех островов Южнокурильской гряды Японии. МИД России выступил с заявлением, в котором назвал подобные действия японской стороны неуместными и неприемлемыми. 24 июня 2009 года было опублик
и т.д.................

Спор по поводу самых южных Курильских островов — Итурупа, Кунашира, Шикотана и Хабомаи — является точкой напряженности в отношениях между Японией и Россией с того момента, когда они были захвачены Советским Союзом в 1945 году. Спустя более 70 лет российско-японские отношения все еще нельзя назвать нормальными из-за продолжающегося территориального спора. В значительной мере именно исторические факторы помешали решению этого вопроса. К их числу относятся демография, ментальность, институты, география и экономика — все это стимулирует проведение жесткой политики, а не готовность к компромиссу. Первые четыре фактора способствуют сохранению тупиковой ситуации, тогда как экономика в виде нефтяной политики связана с определенной надеждой на разрешение.

Претензии России на Курилы восходят к 17-му веку, что происходило в результате периодических контактов с Японией через Хоккайдо. В 1821 году была де-факто установлена граница, в соответствии с которой Итуруп стал японской территорией, а российская земля начиналась с острова Уруп. Впоследствии по Симодскому трактату (1855 год) и Санкт-Петербургскому договору (1875 год) все четыре острова были признаны территорией Японии. В последний раз Курилы сменили своего владельца по результатам Второй мировой войны — в 1945 году в Ялте союзники, по сути, согласились передать эти острова России.

Спор по поводу островов стал частью политики холодной войны во время переговоров по заключению Сан-Францисского мирного договора, статья 2c которого заставляла Японию отказаться от всех своих претензий на острова Курильской гряды. Однако отказ Советского Союза подписать это соглашение оставил эти острова в состоянии неопределенности. В 1956 году была подписана совместная Советско-японская декларация, которая де-факто означала завершение состояния войны, но не смогла разрешить территориальный конфликт. После ратификации в 1960 году американо-японского Договора безопасности дальнейшие переговоры были прекращены, и так продолжалось до 1990-х годов.

Однако после окончания холодной войны в 1991 году, казалось, появилась новая возможность для разрешения этого вопроса. Несмотря на бурные события в мировых делах, позиции Японии и России по вопросу о Курилах не претерпели особого изменения по сравнению с 1956 годом, и причиной подобного положения были пять исторических факторов, находившихся за рамками холодной войны.

Первый фактор — демографический. Население Японии уже сокращается из-за низкого уровня рождаемости и старения, тогда как население России уменьшается с 1992 года из-за избыточного употребления алкоголя и по причине других социальных недугов. Этот сдвиг вместе с ослаблением международного влияния привел к появлению обращенных в прошлое тенденций, и обе нации, в основном, пытаются теперь разрешить этот вопрос, глядя назад, а не вперед. При наличии подобных установок можно сделать вывод о том, что стареющее население Японии и России лишают премьер-министра Синдзо Абэ и президента Владимира Путина возможности вести переговоры из-за прочно укоренившихся взглядов в отношении вопроса о Курилах.

Контекст

Россия готова вернуть два острова?

Sankei Shimbun 12.10.2016

Военное строительство на Курилах

The Guardian 11.06.2015

Можно ли договориться о Курильских островах?

Русская служба BBC 21.05.2015
Все это также на руку ментальности и восприятию внешнего мира, которые формируются на основании того, как преподается история, а в более широком смысле на основании того, как ее преподносят средства массовой информации и общественное мнение. Для России развал Советского Союза оказался сильным психологическим ударом, сопровождавшимся потерей статуса и власти, поскольку многие бывшие советские республики отделились. Это существенным образом изменило границы России и создало значительную неопределенность относительно будущего российской нации. Хорошо известно, что во времена кризисов граждане часто проявляют более сильные патриотические чувства и чувства защитного национализма. Спор о Курилах заполняет существующую в России пустоту, а также представляет собой повод выступить против воспринимаемой эмоционально исторической несправедливости, совершенной Японией.

Восприятие Японии в России во многом формировалось под воздействием вопроса о Курильских островах, и так продолжалось вплоть до окончания холодной войны. Антияпонская пропаганда стала обычным явлением после русско-японской войны 1904-1905 годов, и она была усилена в результате японской интервенции во время гражданской войны в России (1918-1922 гг.). Это заставило многих русских поверить в то, что в результате все заключенные ранее договоры были аннулированы. Однако победа России над Японией во Второй мировой войне покончила с предыдущим унижением и укрепила символическое значение Курильских островов, которые стали олицетворять (1) необратимость результатов Второй мировой войны и (2) статус России как великой державы. С этой точки зрения, передача территории рассматривается как пересмотр итогов войны. Поэтому контроль над Курилами сохраняет важное психологическое значение для русских.

Япония пытается определить свое место в мире в качестве «нормального» государства, расположенного рядом с набирающим все большую силу Китаем. Вопрос о возвращении Курильских островов непосредственно связан я национальной идентичностью Японии, а сами эти территории воспринимаются как последний символ поражения во Второй мировой войне. Российское наступление и захват «неотъемлемой территории» Японии способствовали укреплению ментальности жертвы, что стало преобладающим нарративом после окончания войны.

Подобное отношение усиливается японскими консервативными средствами массовой информации, которые часто поддерживают внешнюю политику правительства. Кроме того, националисты нередко используют средства массовой информации для ожесточенной атаки на представителей академического мира и политиков, которые намекают на возможность достижения компромисса по этому вопросу, и в результате остается мало пространства для маневра.

Это, в свою очередь, оказывает влияние на политические институты как Японии, так и России. В 1990-х годах позиции президента Бориса Ельцина были столь слабыми, что он опасался возможного импичмента в том случае, если Курильские острова были бы переданы Японии. Одновременно центральное российское правительство было ослаблено в результате усиления влияния региональных политиков, в том числе двух губернаторов Сахалинской области — Валентина Федорова (1990 — 1993 гг.) и Игоря Фахрутдинова (1995 — 2003 гг.), которые активно выступали против возможной продажи Курил Японии. Они делали ставку на националистические чувства, и этого оказалось достаточно для того, чтобы воспрепятствовать завершению работы над договором и его реализации в 1990-е годы.

После прихода к власти президента Путина Москва подчинила своему влиянию региональные правительства, однако другие институциональные факторы также способствовали сохранению патовой ситуации. Одним из примеров может служить идея о том, что ситуация должна созреть, и тогда какой-то вопрос или проблема могут быть решены. В первоначальный период своего правления президент Путин имел возможность, но не имел желания вести переговоры с Японией по поводу Курил. Вместо этого он решил потратить время и энергию на то, чтобы разрешить китайско-российский пограничный конфликт за счет вопроса о Курильских островах.

После возвращения на пост президента в 2013 году Путин стал все больше зависеть от поддержки националистических сил, и маловероятно, что он будет готов уступить Курилы в каком-то значимом смысле. Недавние события в Крыму и на Украине ясно демонстрируют то, как далеко готов Путин пойти для защиты национального статуса России.

Японские политические институты, хотя они и отличаются от российских, также поддерживают жесткий вариант поведения на переговорах в отношении Курил. В результате реформ, проведенных после окончания Второй мировой войны, доминирующее положение в Японии занимает Либерально-демократическая партия (ЛДП). За исключением периода с 1993 года по 1995 годы и с 2009 года по 2012 годы ЛДП имела и продолжает иметь большинство в национальном законодательном собрании, и по сути ее партийная платформа по поводу возвращения четырех южных островов Курильский гряды с 1956 года является составной частью национальной политики.

Кроме того, в результате краха рынка недвижимости в 1990-1991 годах Либерально-демократическая партия выдвинула лишь двух эффективных премьер-министров — Коидзуми Дзюнъитиро и Синдзо Абэ, и оба они для сохранения своих позиций опираются на поддержку националистов. И, наконец, региональная политика в Японии играет важную роль, а избранные политики на острове Хоккайдо подталкивают центральное правительство к тому, чтобы оно занимало напористую позицию в этом споре. Взятые вместе, все эти факторы не способствуют достижению такого компромисса, который предусматривал бы возвращения всех четырех островов.

Сахалин и Хоккайдо подчеркивают важность географии и региональных интересов в этом споре. География оказывает влияние на то, как люди видят мир, а также на то, как они наблюдают за формированием и реализацией политики. Наиболее важные российские интересы относятся к Европе, затем следуют Ближний Восток и Центральная Азия, и только после этого Япония. Вот один пример — значительную часть времени и усилий Россия посвящает вопросу о расширении НАТО на восток, в восточную часть Европы, а также негативным последствиям, связанным с событиями в Крыму и на Украине. Что касается Японии, то для нее альянс с Соединенными Штатами, Китай и Корейский полуостров имеют больший приоритет, чем отношения с Москвой. Японское правительство должно также учитывать давление общественности, которая требует решения вопросов с Северной Кореей относительно похищения людей и ядерного оружия, что Абэ несколько раз обещал сделать. В результате вопрос о Курилах часто отодвигается на второй план.

Вероятно, единственным фактором, способствующим возможному разрешению вопроса о Курилах, являются экономические интересы. После 1991 года и Япония, и Россия вступили в период длительного экономического кризиса. Российская экономика достигла самой низкой точки во время кризиса своей национальной валюты в 1997 году, а в настоящее время она сталкивается с серьезными трудностями из-за обвала цен на нефть и введенных экономических санкций. Однако разработка нефтяных и газовых месторождений в Сибири, в процессе которой происходит объединение японских капиталов и российских природных ресурсов, способствует сотрудничеству и возможному разрешению вопроса о Курилах. Несмотря да введенные санкции, 8% потребленной Японией нефти в 2014 году было импортировано из России, а увеличение потребления нефти и природного газа в значительной мере связано с последствиями катастрофы на атомной электростанции в Фукусиме.

В своей совокупности исторические факторы в значительной мере обусловливают продолжение застоя в решении вопроса о Курильских островах. Демография, география, политические институты и отношение граждан Японии и России — все это способствует формированию жесткой позиции на переговорах. Политика в области нефти предоставляет некоторые стимулы обеим нациям для разрешения спорных вопросов и нормализации отношений. Однако пока этого оказалось недостаточно для того, чтобы выйти из тупика. Несмотря на возможную смену лидеров во всем мире, основные факторы, загнавшие этот спор в тупик, вероятнее всего, останутся без изменений.

Майкл Бакалу является членом Совета по делам Азии (Council on Asian Affairs). Он получил степень магистра в области международных отношений в Сеульском университете, Южная Корея, а также степень бакалавра в области истории и политических наук Университета Аркадии (Arcadia University). Взгляды и мнения, выраженные в этой статье, принадлежат исключительно ее автору как частному лицу и не обязательно отражают взгляды какой-либо организации, с которой у него имеются связи.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.