Вопрос священнику грех своеволия. Своеволие. Это и есть своеволие – стремление «рулить» по собственным понятиям, невзирая на накопленный опыт других, который воплощается в правилах и дорожных знаках

Вопрос священнику грех своеволия. Своеволие. Это и есть своеволие – стремление «рулить» по собственным понятиям,
 невзирая на накопленный опыт других, который воплощается в правилах и дорожных знаках



В мире сегодня очень много беснования. Диавол разгулялся не на шутку, потому что нынешние люди дали ему много прав. Люди подвергаются страшным бесовским воздействиям. Один человек объяснил это очень верно. "Раньше, - говорит, - диавол занимался людьми, а сейчас он ими не занимается. Он выводит их на [свою] дорогу и напутствует: "Ну, ни пуха, ни пера!" А люди бредут по этой дороге сами". Это страшно. Посмотрите: бесы в стране Гадаринской спросили у Христа позволения войти в свиней, потому что свиньи не давали диаволу прав над собой и он не имел право войти в них без разрешения. Христос разрешил ему это, чтобы наказать израильтян, поскольку закон запрещал им употреблять в пищу свинину.

А некоторые, Геронда (Старец, примерно соответствует нашему “батюшка.” Такое обращение применяется у греков как для простых монахов-старцев, так и для игуменов монастырей), говорят, что диавола нет.

Да, мне тоже один человек посоветовал убрать из французского перевода книги "Преподобный Арсений Каппадокийский" те места, где говорится о бесноватых. "Европейцы, - говорит, - этого не поймут. Они не верят в то, что диавол существует". Видишь как: они всё объясняют психологией. Если бы евангельские бесноватые попали в руки психиатров, они подвергли бы их лечению электрошоком! Христос лишил диавола права делать зло. Он может делать зло, только если сам человек даст ему на это права. Не соучаствуя в Таинствах Церкви, человек дает лукавому эти права и становится уязвим для бесовского воздействия.

Геронда, а как еще человек может давать диаволу такие права?

Рассудочность, прекословие, упрямство, своеволие, непослушание, бесстыдство - все это отличительные черты диавола. Человек становится уязвим для бесовского воздействия настолько, насколько он имеет в себе перечисленные выше свойства. Однако, когда душа человека очистится, в него вселяется Святый Дух, и человек наполняется Благодатью. Если человек испачкает себя смертными грехами, в него вселяется дух нечистый. Если же грехи, которыми испачкал себя человек, не смертны, то он находится под воздействием лукавого духа извне.

К несчастью, в нашу эпоху люди не хотят отсечь свои страсти, собственное своеволие. Они не принимают советов от других. После этого они начинают говорить с бесстыдством и отгоняют от себя Благодать Божию. А затем человек - куда ни шагни - не может преуспеть, потому что он стал уязвим для бесовских воздействий. Человек уже не в себе, потому что извне им командует диавол. Диавол не внутри его - Боже упаси! Но даже и извне он может командовать человеком.

Человек, оставленный Благодатью, становится хуже диавола. Потому что диавол не делает всего сам, но подстрекает людей на зло. Например, он не совершает преступлений, но подбивает на это людей. И от этого люди становятся бесноватыми.

Если бы люди, по крайней мере, сходили к духовнику и поисповедывались, то исчезло бы бесовское воздействие, и они снова смогли бы думать. Ведь сейчас из-за бесовского воздействия они не в состоянии даже подумать головой. Покаяние, исповедь лишает диавола прав над человеком. Недавно на Святую Гору приезжал один колдун. Какими-то чародейскими колышками и сеточками он перегородил в одном месте всю дорогу, ведущую к моей каливе. Если бы там прошел человек, не исповедавший свои грехи, то он бы пострадал, не зная вдобавок причины этого. Увидев на дороге эти колдовские сети, я сразу же осенил себя крестным знамением и пошел по ним ногами - все порвал. Потом пришел в каливу и сам колдун. Он рассказал мне о всех своих замыслах и сжег свои книги.

Диавол не обладает никакой силой и властью над человеком верующим, ходящим в церковь, исповедующимся, причащающимся. Диавол только погавкивает на такого человека, все равно что беззубая собака. Однако он обладает большой властью над человеком неверующим, давшим ему права над собой. Такого человека диавол может и загрызть - в этом случае у него есть зубы и он терзает ими несчастного. Диавол обладает над душой властью в соответствии с тем, какие права она ему дает.

Когда умирает человек, духовно упорядоченный, то восхождение его души на Небо подобно мчащемуся поезду. Гавкающие псы несутся за поездом, захлебываясь лаем, пытаются забежать вперед, а поезд все мчится и мчится - какую-нибудь шавку еще и пополам переедет. Если же умирает человек, духовное состояние которого оставляет желать лучшего, то его душа словно находится в поезде, который ползет еле-еле. Он не может ехать быстрее, потому что неисправны колеса. Псы впрыгивают в открытые двери вагонов и кусают людей.

В случае, если диавол приобрел над человеком большие права, возобладал над ним, должна быть найдена причина происшедшего, чтобы диавол был лишен этих прав. В противном случае, сколько бы ни молились за этого человека другие, - враг не уходит. Он калечит человека. Священники его отчитывают-отчитывают, а в конечном итоге несчастному становится еще хуже, потому что диавол мучает его больше, чем раньше. Человек должен покаяться, поисповедываться, лишить диавола тех прав, которые он сам ему дал. Только после этого диавол уходит, а иначе человек будет мучиться. Да хоть целый день, хоть два дня его отчитывай, хоть недели, месяцы и годы - диавол обладает правами над несчастным и не уходит.

Геронда, как же получается, что я порабощаюсь страстям?

Человек порабощается страстям, дав диаволу права над собой. Запусти всеми своими страстями диаволу в рожу. Этого и Бог хочет, это и в твоих же собственных интересах. То есть гнев, упрямство, тому подобные страсти обрати против врага. Или, лучше сказать, продай свои страсти тангалашке (такое прозвище старец дал диаволу), а на вырученные деньги накупи булыжников и бросай ими в диавола, чтобы он к тебе даже не приближался. Обычно мы, люди, невнимательностью или гордыми помыслами сами позволяем врагу делать нам зло. Тангалашка может воспользоваться одним только помыслом или словом. Помню, была одна семья - очень дружная. Как-то раз муж в шутку начал говорить жене: "Ой, разведусь я с тобой!", а жена ему тоже в шутку: "Нет, это я с тобой расторгну брак!" Просто так говорили, без задней мысли, но дошутились до того, что этим воспользовался диавол. Он устроил им маленькое осложнение, и они уже всерьез готовы были на развод - ни о детях не подумали, ни о чем другом. К счастью, нашелся один духовник и поговорил с ними. "Вы что же, - говорит, - из-за этой глупости разводитесь?"
Если человек уклоняется от заповедей Божиих, то его борют страсти. И если человек предоставил страсти бороть его, то потом для этого не нужен и диавол. Ведь у бесов тоже есть "специализация". Они простукивают человека, выискивают, где у него "болит", стремятся выявить его немощь и, таким образом, побороть его. Надо быть внимательными, закрывать окна и двери - то есть наши чувства. Надо не оставлять для лукавого открытых трещин, не давать ему пролезать через них внутрь. В этих трещинах и пробоинах наши слабые места. Если оставить врагу даже маленькую трещинку, то он может протиснуться внутрь и причинить тебе вред. Диавол входит в человека, у которого в сердце есть грязь. К чистому созданию Божию диавол не приближается. Если сердце человека очистится от грязи, то враг убегает и снова приходит Христос. Как свинья, не найдя грязи, хрюкает и уходит, так и диавол не приближается к сердцу, не имеющему нечистоты. Да и что он забыл в сердце чистом и смиренном? Итак, если мы увидим, что наш дом - сердце - стал вражеским обиталищем - избушкой на курьих ножках, то мы должны ее немедленно разрушить, чтобы ушел тангалашка - наш злобный квартиросъемщик. Ведь если грех живет в человеке долгое время, то, естественно, диавол приобретает над этим человеком большие права.

- Геронда, а если человек раньше жил нерадиво и тем самым дал искусителю права над собой, а теперь хочет исправиться, начать жить внимательно, то борет ли его тангалашка?

При обращении к Богу человек получает от Него силу, просвещение и утешение, необходимые в начале пути. Но только лишь человек начнет духовную борьбу, как враг воздвигает против него жестокую брань. Вот тогда-то необходимо проявить немножко выдержки. А иначе как искоренятся страсти? Как произойдет совлечение ветхого человека? Как уйдет гордость? А так человек понимает, что сам, своими силами, он не может сделать ничего. Он смиренно просит милости Божией, и к нему приходит смирение. То же самое происходит, когда человек хочет отстать от дурной привычки - например, от курения, наркотиков, пьянства. Вначале он чувствует радость и бросает эту привычку. Потом он видит, как другие курят, употребляют наркотики, пьют, и терпит сильную брань. Если человек преодолеет эту брань, то потом ему уже нетрудно отказаться от этой страсти, повернуться к ней спиной. Надо немножко и поподвизаться, побороться. Тангалашка свое дело делает - так что же мы не делаем своего?

У всех нас имеются наследственные страсти, но сами по себе они нам не вредят. Все равно, что человек рождается, к примеру, с родинкой на лице, которая придает ему особую красоту. Но если эту родинку расковырять, то может возникнуть раковая опухоль. Не надо позволять диаволу расковыривать наши страсти. Если позволить ему расковырять нашу слабость, то в нас начинается [духовный] рак.

Надо иметь духовную отвагу, презирать диавола и все его лукавые помыслы-"телеграммы". Не будем заводить с тангалашкой бесед. Даже все адвокаты на свете, соберись они вместе, не смогли бы переспорить одного маленького диаволенка. Прекращение бесед с искусителем очень поможет тому, чтобы порвать с ним связи и избежать искушений. С нами что-то случилось? С нами несправедливо обошлись? Нас обругали? Испытаем, не виноваты ли мы в этом сами. Если не виноваты, то нас ждет мзда. На этом надо остановиться: углубляться не нужно. Если человек продолжит беседовать с тангалашкой, то тот ему потом таких кружев наплетет, такую свистопляску устроит... Тангалашка внушает исследовать происшедшее по законам его, тангалашкиной, "правды" и доводит человека до ожесточения.

Помню, как итальянские войска, уходя из Греции, оставили после себя палатки с грудами ручных гранат. А пороха после них оставались целые кучи. Люди забирали себе эти палатки и то, что было внутри. Дети играли с гранатами, и знаете, сколько их, несчастных, поубивалось! Разве можно играть с гранатами! Так и мы - что же, будем с диаволом в игрушки играть?

- Геронда, помысл говорит мне, что диавол обладает огромной силой, особенно в наши дни.

Диавол обладает не силой, а злобой и ненавистью. Всесильна любовь Божия. Сатана корчит из себя всесильного, но не справляется с этой ролью. Он кажется сильным, но на самом деле совершенно бессилен. Многие из его разрушительных планов разваливаются, еще не начав осуществляться. Неужели отец - очень хороший и добрый - позволил бы какой-то там шпане бить своих детей?

- А я, Геронда, боюсь тангалашек.

Чего ты их боишься? У тангалашек нет никакой силы. Христос всесилен, а диавол - самое настоящее гнилье. Разве ты не носишь на себе крест? Диавольское оружие силы не имеет. Христос вооружил нас Своим Креcтом. Враг обладает силой только тогда, когда мы сами складываем наше духовное оружие. Был случай, когда один православный священник показал колдуну маленький крестик и тем самым привел в трепет беса, которого этот колдун призвал своим чародейством.

- А почему он так боится Креста?

Потому что, когда Христос приял оплевания, заушения и побои, тогда сокрушились царство и власть диавола. Каким же удивительным образом Христос одержал над ним победу! "Тростью сокрушилась держава диавола", - говорит один Святой. То есть власть диавола сокрушилась, когда Христу был нанесен последний удар тростью по голове. Стало быть, оборонительное духовное средство против диавола - терпение, а сильнейшее оружие против него - смирение. Сокрушение диавола есть самый целебный бальзам, излитый Христом во время Его Крестной Жертвы. После Распятия Христа диавол - словно змея, лишенная яда, словно пес с вырванными зубами. У диавола отнята его ядовитая сила, у псов, то есть бесов, вырваны зубы. Они сейчас обезоружены, а мы вооружены Крестом. Бесы не могут сделать созданию Божию ровным счетом ничего, если мы сами не дадим им на это права. Они только и могут, что дебоширить - власти-то у них нет.

Однажды, живя в каливе Честного Креста, я совершил замечательное всенощное бдение! Ночью на чердаке собралось множество бесов. Сначала они со всей силы лупили по чему-то кувалдами, а потом стали шуметь, словно катали по чердаку здоровые чурбаны, кряжи деревьев. Я крестил потолок и пел: "Кресту Твоему поклоняемся Владыко...". Когда я заканчивал петь, они опять начинали катать чурбаны. "Сейчас, - сказал я им, - разделимся на два клироса. Вы на верхнем катайте чурбаны, а я здесь, на нижнем, буду петь". Когда я начинал петь, они останавливались. Я пел то "Кресту Твоему...", то "Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам...". В псалмопении я провел отраднейшую ночь. Как только я умолкал, они продолжали меня забавлять. И ведь какой у них обширный репертуар! Каждый раз придумывают что-то новенькое!..

- А когда Вы запели тропарь в первый раз, они что, не ушли?

Нет. Только я заканчивал - как вступали они. Видно, надо было петь бдение на два клироса. Прекрасное было бдение. Я пел с чувством! Чудные были дни...

- Геронда, а как выглядит диавол?

Знаешь, какой он "красавчик"? Ни в сказке сказать, ни пером описать! Если бы ты только его увидела!.. Как [премудро] любовь Божия не позволяет человеку видеть диавола! Увидев его, большинство умерло бы от страха. Подумай, если бы люди видели, как он действует, если бы увидели, до чего он "хорош" собой!.. Правда, некоторые устроили бы себе из этого приятное развлечение. Забыл, как оно называется-то?.. "Кино", что ли?.. Однако такие "кинопросмотры" дорого стоят, и даже несмотря на высокую цену, увидеть такое все равно непросто.

- А рога и хвост у дьявола есть?

Есть, есть. И рога, и хвост, и все "причиндалы"!

- Геронда, бесы стали такими страшилами после сво-его падения, после того, как они превратились из ангелов в демонов?

- Конечно, после. Они сейчас такие, словно их молнией ударило. Если молния попадает в дерево, то разве оно не становится в мгновение ока обгорелым бревном? Вот и они сейчас такие, словно в них попала молния. Было время, и я говорил тангалашке: "Приходи, чтобы я тебя видел и не попадался тебе в лапы! Сейчас я на тебя только смотрю, а уже видно, какой ты злющий! А попа-дись я тебе в лапы - у, представляю, что меня ждет тогда!"

- Геронда, знает ли тангалашка, что у нас в сердце?

Еще чего! Не хватало еще, чтобы он ведал сердца людей. Сердца ведает только Бог. И только людям Божиим Он иногда для нашего блага открывает, что у нас на сердце. Тангалашка знает только лукавство и злобу, которые он сам насаждает в тех, кто ему служит. Наших добрых помыслов он не знает. Только из опыта он иногда догадывается о них, но и здесь в большинстве случаев дает маху! И если Бог не попустит диаволу что-то понять, то тангалашка постоянно во всем будет ошибаться. Ведь диавол - это такая темнотища! "Видимость - ноль"! Предположим, у меня есть какой-то добрый помысл. Диавол о нем не знает. Если у меня есть помысл злой, то диавол знает его, потому что он сам мне его всевает. Если я сейчас хочу куда-то пойти и сделать доброе дело, например, спасти какого-то человека, то диавол не знает об этом. Однако, если сам диавол подскажет человеку: "Иди и спаси такого-то", то есть подбросит ему такой помысл, то он сам подстегнет его гордость и поэтому будет знать о том, что у этого человека на сердце.

Все это очень тонко. Помните случай с Аввой Макарием? Однажды он встретил диавола, который возвращался из ближайшей пустыни. Он ходил туда искушать живших там монахов. Диавол сказал Авве Макарию: "Вся братия очень жестока со мной, кроме одного моего друга, который слушается меня и, когда видит меня, крутится, как веретено". - "Кто этот брат?" - спросил Авва Макарий. "Его имя Феопемпт", - ответил диавол. Преподобный пошел в пустыню и нашел этого брата. Очень тактично он привел его к откровению помыслов и духовно помог ему. Снова повстречавшись с диаволом, Авва Макарий спросил его о братьях, живущих в пустыне. "Все они очень жестоки со мной, - ответил ему диавол. - И что хуже всего, тот, кто прежде был моим другом, не знаю отчего, изменился и сейчас он самый жестокий из всех". Диавол не знал, что Авва Макарий ходил к брату и исправил его, потому что Преподобный действовал смиренно, от любви. Диавол не имел прав относительно доброго помысла Аввы. Но если бы Преподобный возгордился, то он бы отогнал от себя Благодать Божию, и диавол получил бы эти права. Тогда он знал бы о намерении Преподобного, потому что в этом случае тангалашка сам подстегивал бы его гордость.

- А если человек где-то высказал свой добрый по-мысл, то может ли диавол его подслушать и потом искушать этого человека?

Как же он подслушает, если в сказанном нет ничего от диавола? Однако, если человек высказал свой помысл с тем, чтобы погордиться, то диавол вмешается. То есть, если у человека есть предрасположенность к гордости и он гордо заявляет: "Я пойду и спасу того-то!", то диавол подключится к делу. В этом случае диавол будет знать о его намерении, тогда как если человек побуждаем любовью и действует смиренно, то диавол об этом не знает. Необходимо внимание. Это дело очень тонкое. Недаром Святые Отцы называют духовную жизнь "наукой из наук".

- Геронда, однако, бывает, что колдун предсказывает, к примеру, трем девушкам, что одна выйдет замуж, другая тоже, но будет несчастна, а третья останется незамужней, и это сбывается. Почему?

У диавола есть опыт. Например, инженер, видя дом в аварийном состоянии, может сказать, сколько еще времени он простоит. Так и диавол видит, как человек живет, и из опыта заключает, чем он кончит.

У диавола нет остроты ума, он очень глуп. Он весь сплошная путаница, конца-края не сыщешь. И ведет себя то как умный, то как дурак. Его плутни - топорной работы. Так устроил Бог, чтобы мы могли его раскусить. Надо быть сильно помраченным гордостью, чтобы не раскусить диавола. Имея смирение, мы в состоянии распознать диавольские сети, потому что смирением человек просвещается и сродняется с Богом. Смирение - это то, что делает диавола калекой.

- Геронда, зачем Бог попускает диаволу нас искушать?

Затем, чтобы отобрать Своих детей. "Делай, диавол, все, что хочешь", - говорит Бог. Ведь что бы ни делал диавол - в итоге он все равно обломает себе зубы о краеугольный камень - Христа. И если мы веруем в то, что Христос есть краеугольный камень, то нам ничего не страшно.

Бог не попускает испытание, если из него не выйдет чего-то хорошего. Видя, что добро, которое произойдет, будет больше, чем зло, Бог оставляет диавола делать свое дело. Помните Ирода? Он убил четырнадцать тысяч младенцев и пополнил небесное воинство четырнадцатью тысячами мучеников-ангелов. Ты где-нибудь видела мучеников-ангелов? Диавол обломал себе зубы! Диоклетиан, жестоко мучая христиан, был сотрудником диавола. Но, сам того не желая, он сделал благо Христовой Церкви, обогатив Ее святыми. Он думал, что истребит всех христиан, но ничего не добился - только оставил нам в поклонение множество святых мощей и обогатил Церковь Христову.

Бог уже давно мог бы расправиться с диаволом, ведь Он - Бог. И сейчас, стоит Ему только захотеть, Он может скрутить диавола в бараний рог, [на веки вечные] отправить его в адскую муку. Но Бог не делает этого для нашего блага. Разве Он позволил бы диаволу терзать и мучить Свое создание? И, однако, до какого-то предела, до времени Он позволил ему это, чтобы диавол помогал нам своей злобой, чтобы он искушал нас, и мы прибегали к Богу. Бог попускает тангалашке искушать нас, только если это ведет к добру. Если это к добру не ведет, то Он ему этого не попускает. Бог все попускает для нашего блага. Мы должны в это верить. Бог позволяет диаволу делать зло, чтобы человек боролся. Ведь не терши, не мявши - не будет и калача. Если бы диавол не искушал нас, то мы могли бы возомнить о себе, будто мы - святые. И поэтому Бог попускает ему уязвлять нас своей злобой. Ведь, нанося нам удары, диавол выбивает весь сор из нашей пропыленной души, и она становится чище. Или же Бог позволяет ему набрасываться и кусать нас, чтобы мы прибегали к Нему за помощью. Бог зовет нас к Себе постоянно, но обычно мы удаляемся от Него и вновь прибегаем к Нему, только когда подвергаемся опасности. Когда человек соединится с Богом, то лукавому некуда втиснуться. Но, кроме этого, и Богу незачем позволять диаволу искушать такого человека, ведь Он попускает это для того, чтобы искушаемый был вынужден прибегнуть к Нему. Но так или иначе, лукавый делает нам добро - помогает нам освятиться. Ради этого Бог его и терпит.

Бог оставил свободными не только людей, но и бесов, поскольку они не вредят, да и не могут повредить душе человека, исключая те случаи, когда сам человек хочет повредить своей душе. Напротив, люди злые или невнимательные - которые, не желая этого, делают нам зло, - готовят нам воздаяние. "Не будь искушений, - никто бы не спасся", - говорит один Авва. Почему он так утверждает? Потому что от искушений происходит немалая польза. Не потому, что диавол был бы когда-нибудь способен сделать добро, нет - он зол. Он хочет разбить нам голову и бросает в нас камень, но Добрый Бог... ловит этот камень и вкладывает его нам в руку. А в ладошку другой руки Он насыпает нам орешков, чтобы мы покололи их этим камнем и покушали! То есть Бог попускает искушения не для того, чтобы диавол нас тиранил. Нет, Он позволяет ему искушать нас, чтобы таким образом мы сдавали экзамены на поступление в иную жизнь и при Втором Христовом Пришествии не имели чрезмерных претензий. Нам надо хорошенько понять, что мы воюем с самим диаволом и будем воевать с ним, пока не уйдем из этой жизни. Пока человек жив, у него много работы, дабы сделать свою душу лучше. Пока он жив, у него есть право на сдачу духовных экзаменов. Если же человек умрет и получит двойку, то из списка экзаменуемых он отчисляется. Пересдачи уже не бывает.

Благий Бог сотворил ангелов. Однако от гордости некоторые из них пали и стали бесами. Бог создал совершенное творение - человека - для того, чтобы он заменил отпадший ангельский чин. Поэтому диавол очень завидует человеку - созданию Божию. Бесы горланят: "Мы совершили один проступок, и Ты нас тиранишь, а людей, у которых на счету так много провинностей, - Ты прощаешь". Да, прощает, но люди каются, а бывшие ангелы пали так низко, что стали бесами, и вместо того, чтобы покаяться, становятся всё лукавее, всё злобнее. С неистовством они устремились на разрушение созданий Божиих. Денница был самым светлым ангельским чином! А до чего он дошел... От гордости бесы удалились от Бога тысячи лет назад, и по гордости они продолжают удаляться от Него и остаются нераскаянными. Если бы они сказали только одно: "Господи, помилуй", то Бог что-нибудь придумал бы [для их спасения]. Если бы они только сказали "согреших", но ведь они этого не говорят. Сказав "согреших", диавол снова стал бы ангелом. Любовь Божия беспредельна. Но диавол обладает настырной волей, упрямством, эгоизмом. Он не хочет уступить, не хочет спастись. Это страшно. Ведь когда-то он был ангелом!

- Геронда, а помнит ли диавол свое прежнее состояние?

Ты еще спрашиваешь! Он [весь] - огонь и неистовство, потому что не хочет, чтобы стали ангелами другие, те, кто займут его прежнее место. И чем дальше, тем хуже он становится. Он развивается в злобе и зависти. О, если бы человек ощутил состояние, в котором находится диавол! Он плакал бы день и ночь. Даже когда какой-нибудь добрый человек изменяется к худшему, становится преступником, его очень жаль. А что же говорить, если видишь падение ангела!
Как-то раз одному монаху стало очень больно за бесов. Приклонив колена, пав ниц, он молился Богу следующими словами: "Ты - Бог, и стоит Тебе захотеть, Ты можешь найти способ для спасения и этих несчастных бесов, которые сперва имели столь великую славу, а сейчас обладают всей злобой и коварством мира, и если бы не Твое заступничество, то они погубили бы всех людей". Монах молился с болью. Произнося эти слова, он увидел рядом с собой морду пса, который высовывал ему язык и его передразнивал. Видимо, Бог попустил это, желая известить монаха, что Он готов принять бесов, лишь бы они покаялись. Но они сами не желают своего спасения. Посмотрите - падение Адама уврачевалось пришествием Бога на землю, Вочеловечением. Но падение диавола не может быть уврачевано ничем иным, кроме его собственного смирения. Диавол не исправляется потому, что не хочет этого сам. Знаете, как был бы рад Христос, если бы диавол захотел исправиться! И человек не исправляется лишь в том случае, если не хочет этого сам.

- Геронда, так что же - диавол знает, что Бог есть Любовь, знает, что Он любит его, и, несмотря на это, продолжает свое?

Как не знает! Но разве его гордость позволит ему смириться? А кроме этого, он еще и лукав. Сейчас он старается приобрести весь мир. "Если у меня будет больше последователей, - говорит он, - то, в конце концов, Бог будет вынужден пощадить все Свои создания, и я тоже буду включён в этот план!" Так он полагает. Поэтому он хочет привлечь на свою сторону как можно больше народу. Видите, куда он клонит? "На моей, говорит, стороне столько людей! Бог будет вынужден оказать милость и мне!" [Он хочет спастись] без покаяния! А разве не то же самое сделал Иуда? Он знал, что Христос освободит умерших из ада. "Пойду-ка я в ад прежде Христа, - сказал Иуда, - чтобы Он освободил и меня!" Видишь, какое лукавство? Вместо того, чтобы попросить у Христа прощения, он сунул голову в петлю. И посмотрите, благоутробие Божие согнуло смоковницу, на которой он повесился, но Иуда [не желая остаться в живых] поджал под себя ноги, чтобы они не касались земли. И все это ради того, чтобы не сказать одно-единственное "прости". Как это страшно! Так и стоящий во главе эгоизма диавол не говорит "согреших", но без конца бьется над тем, чтобы перетянуть на свою сторону как можно больше народу.

Смирение обладает великой силой. От смирения диавол рассыпается в прах. Оно - самый сильный шоковый удар по диаволу. Там, где есть смирение, диаволу не находится места. А если нет места диаволу, следовательно, нет и искушений. Как-то раз один подвижник принудил тангалашку сказать "Святый Боже...". "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный!" - протарабанил тангалашка и на этом остановился, "помилуй нас" не говорил. - "Скажи, "помилуй нас!" Куда там! Если бы он сказал эти слова, то стал бы ангелом. Тангалашка может сказать все, что хочешь, кроме "помилуй нас", потому что для произнесения этих слов необходимо смирение. В прошении "помилуй нас" есть смирение - и просящая великой милости Божией душа приемлет просимое.
Что бы мы ни делали, необходимы смирение, любовь, благородство. Ведь это так просто - мы усложняем [нашу духовную жизнь] сами. Будем, насколько возможно, усложнять жизнь диавола и облегчать жизнь человека. Сложны для диавола и легки для человека любовь и смирение. Даже слабый, болезненный, не имеющий сил для подвижничества человек может победить диавола смирением. Человек может в одну минуту превратиться в ангела или в тангалашку. Как? Смирением или гордостью. Разве много времени понадобилось для того, чтобы Денница превратился из ангела в диавола? Его падение произошло за несколько мгновений. Самый легкий способ спастись - это любовь и смирение. По-этому нам нужно начать с любви и смирения, а уже потом переходить к остальному.

Молитесь Христу о том, чтобы мы постоянно радовали Его и расстраивали тангалашку, коли ему так нравится адская мука и он не хочет покаяться.

О духовничестве и священстве

Надо ли брать благословение у всех священников подряд или достаточно взять у одного?

Смотря по обстоятельствам, как это лучше сделать.

Как поступить, если потерял доверие к духовнику, а сказать об этом стесняешься?

Сказать об этом другому духовнику.

Есть такие грехи (особенно некоторые плотские), которые говорить на исповеди очень стыдно, особенно если женщине приходится говорить молодому священнику. Как быть в таких случаях (особенно, если грехи эти тяжелые и не могут быть отпущены на общей исповеди)?

Найти другого священника, которому и покаяться в этих грехах.

Если священник благословляет сделать что-то не согласное с учением церкви, надо ли выполнять благословение?

Не только священника, но даже Ангела с неба не должно слушать, если он говорит противное учению евангельскому. Об этом пишет святой апостол в своем послании.

Может ли один священник служить две Литургии в один день?

В Православной Церкви это запрещается священнику. В житии святителя Иоасафа Белгородского читаем, что один священник не мог умереть из-за этого греха, и только когда он покаялся святителю Иоасафу и тот разрешил его, он смог умереть.

Если священник не очень опытен и что-то делает наверняка неправильно, то стоит ли ему сказать об этом или не надо?

Лучше воздержаться, как советует святой Варсонофий Великий1. Близкому батюшке можно с любовью подсказать.

Если священник не разрешил причаститься, не объяснив причины, можно ли обратиться с исповедью, только что сказанной, за благословением к другому священнику?

Лучше потерпеть, сокрушенно признав себя недостойным, чем обращаться к другому священнику.

Можно ли на исповеди пожаловаться священнику на соседку, попросить вразумить мужа и вообще рассказать о своих житейских неприятностях?

Ввиду очень «сжатого времени» надо говорить на исповеди священнику только грехи. Остальное лучше высказать потом.

Я знаю, что один из знакомых мне священников ведет недостойный образ жизни. Стоит ли причащаться, когда он служит Литургию, или лучше отложить? То же касается освящения воды и других священнодействий.

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что благодать действует и через недостойных священников.

Как правильно обращаться к диакону: так же как к священнику, т.е. «отец Василий», или «отец диакон», «диакон Василий»?

Это большой роли не играет. Лишь бы искать в разговоре с ним, как лучше спасти свою душу и победить свои злые, греховные привычки, чтобы спрашивать духовное, полезное для души, а то может случится так, как говорил оптинский старец Антоний: «Неполезное спросишь - неполезное и услышишь».

Если умер духовник и не успел передать чадо другому духовнику, то как поступать?

Этот вопрос какой-то странный. Не духовник выбирает себе чад, а чада выбирают себе духовника. Самое главное в избрании себе духовника, чтобы он был опытен в духовной жизни, а сейчас почти все ищут прозорливых и святых.

Если священнослужитель совершает грехи, а потом идет в церковь на службу, не оскорбляет ли он своим присутствием звание и саму Святую Церковь?

Здесь необходимо сказать, что грех греху - рознь. В одной из заупокойных молитв священник читает, что «нет человека, который бы жил и не согрешил»... Один Бог только без греха, но есть грехи, которые, действительно, не только порочат сан священника, но по каноническим правилам, если священник совершает такие грехи, он должен быть извержен из сана. Сюда, в первую очередь, относятся смертные грехи: блуд, прелюбодейство, всякого рода половые извращения, колдовство, убийство. Если священник подвержен этому, он не только сам гибнет, но, самое страшное, является соблазном для маловерующих или совсем неверующих людей. Нужно сказать, что если такой священник по каким-либо причинам не запрещен правящим архиереем в служении, Таинства Церкви, которые он совершает, - действительны и действенны. Благодать Божия, дарованная ему при рукополо­жении в сан, действует на верующего независимо от греховности священнослужителя, проходя через него, как через «трубу». Хотя с любого христианина спрос за грехи Господом строгий, но облечённый саном ответит за них сугубо. Кому много дано, с того много и спросится (Лк. 12: 48).

Батюшка, многие говорят, что нет теперь старцев и нет человека, который растолковал бы Св. Писание?

Ищи и найдешь; ищи усиленно. Если человек усердно помолится Господу Богу, то после этого всякое малое отроча скажет ему на пользу его душе. А то, что иные будто желали бы найти руководителя, но не находят - говорят те, которые не хотят смириться. К тому же и враг рода человеческого, который всегда хочет нашей погибели, препятствует; знает он, что если кто со смирением будет искать совета у человека опытного в духовной жизни, то этот разъяснит спрашивающему и откроет коварство врага.

Как обращаться к епископу: просто «Владыко» или с прибавлением имени, как у священника: «Владыко Борис»?

К епископу традиционное обращение: «свя-тый Владыко» или просто «Владыко», без произнесения имени.

Как искать руководителя духовной жизни в наше время?

Для последних времен позднейшие св. отцы уже более предлагают в руководство Священное Писание и писания отеческие, не отвергая, впрочем, весьма осторожный совет с современными отцами и братиями, при тщательном содержании в мыслях и чувствованиях духа смирения и покаяния. «Это делание, - пишет свт. Игнатий Брянчанинов, - дарованное Богом нашему времени, и мы обязаны с благоговением пользоваться даром Божиим, данным нам во спасение».

Почему так много значения придают св. отцы жизни под руководством духовного отца?

Кто сам по себе живет, без духовного отца, тот бесплодно живет. Пусть он и хорошо делает, но совесть в таком случае не может быть у него мирна (так как она умиротворяется от исповеди и откровения). У него должна быть постоянная нерешительность, смутность, а главное, настроение своеволия остается то же.

Как быть, если руководителя нет?

«Правду говорит N., что ныне нет настоящих руководителей, - отвечал на подобный вопрос святитель Феофан Затворник. - Однако ж с одним Писанием и отеческими уроками ос­таваться не следует. Необходимо вопрошение! Паисий Нямецкий так решил: два или три единомысленных составят союз и друг друга вопрошают, ведя жизнь во взаимном послушании со страхом Божиим и молитвою».

Как лучше спрашивать старцев, одного или многих?

Никогда не следует об одном и том же деле вопрошать разных руководителей, и не вопрошать опять того же самого, потому что самый первый ответ идет от Господа, а второй от рассуждения человека в старце. Всякий вопрошающий принимает на себя знак смирения и этим подражает Христу. Святой Петр Дамаскин говорит о себе: «Много я получил вреда от неопытных советников». Посему хорошо весьма о всем вопрошать, но опытных, а неопытных - опасно, потому что они не имеют рассуждения.

Когда должно отойти от старца?

Преподобный Пимен Великий повелел немедленно разлучиться со старцем, приносящим душе вред. Иное дело, когда нет душевного вреда, а только помыслы смущающие, от беса, которым не надо повиноваться, как действующим. именно там, где мы получаем душевную пользу.

Можно ли искать священства или монашества?

«Священства добиваться грех, а к монашеству стремиться похвально - и св. отцы искали монашества, а от священства даже уклонялись», - учит старец Варнава Иверский1.

Влечет ли за собой лишение благодати запрещение епископа, которое не согласно с волей Божией?

Лишь то запрещение епископа влечет за собой лишение благодати, которое согласно с волей Божией. Если же этого согласия нет, то не только благодать не отымается и не посыла­ется, но сама церковная жизнь показывает, что все такие действия Церковью не принимаются, хотя бы и совершили их великие Вселенские Соборы и самые православные Патриархи и Синоды.

Как быть, если священник отказался выслушать исповедь?

«Если ваш духовник отказывается выслушивать вашу исповедь, то можете обратиться к другому» (святитель Феофан Затворник).

Почему у некоторых верующих иногда проскальзывает ревность, зависть, если обращаешься часто к священнику?

«Это случается оттого, когда мы останавливаемся много, часто сами не давая отчета, только на личности пастыря; его образ всегда предносится пред нами, сердце наше переполнено чувством к нему, как к человеку, Христос же, наш Спаситель, остается как бы в стороне. Вот тогда-то и развиваются среди пасомых ревность, зависть, соперничество, недоброже­лательство. Тогда возможны и следующие явления. Умер любимый пастырь, и мы воображаем, что все потеряно. А где же Христос? Был ли Он у тебя? К сожалению, нет. Если бы Он был, то не случилось бы с тобою такого малодушия и разочарования» (архиепископ Арсений Жадановский).

Как быть, если возникло недоброе чувство к духовнику?

«При окормлении духовником или старцем у тебя могут возникнуть к нему дурные чувства: подозрения, осуждения, зависти и недоброжелательства. Не поддавайся, однако, этим чувствам, борись с ними и не отходи от духовника или старца. Если возникло у тебя дурное чувство к духовнику - знай, что последний для тебя полезен, но вот враг задумал тебя от него отстранить, удалить. Может быть, старец сбивает у тебя горделивое чувство или еще какой-либо недостаток, а тебе и врагу это неприятно, вот и подымается у тебя в сердце неприязнь к духовному отцу» (архиепископ Арсений Жадановский).

Должно ли уходить на покой самому священнику?

Святитель Феофан Затворник не советовал удаляться на покой. «Пока Господь не выпряжет, - говорил он, - тяни».

Как мне быть, если я не нашел духовника сведущего, опытного и благонамеренного?

Да, действительно, удовлетворительный духовный наставник в наши времена - величайшая редкость. В таком случае чаще исповедуйся в согрешениях пред духовным отцом, а наставления почерпай в Священном Писании и книгах, написанных св. отцами и старцами, особенно о подвижничестве.

Перед исповедью прочтите заповеди Божии с объяснением или перечень грехов.

Не грешно ли «выбирать» священников?

Священников всех почитай, к добрым же прибегай. Почитать священников нужно больше родителей. «Знаете ли вы, - спрашивает святитель Иоанн Златоуст, - кто есть священник?» И отвечает: «Ангел Господень. А посему и почитать пастырей, - говорит он, - должно больше, чем родителей, ибо они - служители Христовы на земле, и кто почитает их, тот почитает Христа». Цени пастырей мудрых, добрых и опытных в духовной жизни и держи их поближе к себе.

Разрешить от грехов всякий священник может, а научить духовной жизни - один из многих.

Что такое сердечная распущенность?

Некоторые их верующих умудряются иметь несколько духовников с таким расчетом, чтобы одному говорить одни грехи, а другому иные, есть и такие, которые не дорожат духовником, а стараются перебрать их как можно больше, оправдывая себя тем, что не попадут на хорошего. Все это - плод внутренней сердечной распущенности.

Как смотреть на смену духовников?

Общее правило должно быть таково: без уважительной причины не следует менять духовника. А что можно назвать уважительной причиной? Перемена жительства пастыря и чрез это затруднительное с ним общение - неизлечимая болезнь пастыря.

В каком порядке следует открывать духовному отцу мысли?

Открывать духовному отцу мысли должно прежде более важные, а не наоборот.

Полезны ли тайные подвиги без ведома духовного отца?

Вот что пишет преподобный Амвросий Оптинский одной подвижнице: «Напиши мне искренне тайное твое подвижничество, на которое ты не приняла благословения, а самочинное подвижничество и опасно и душевредно. Если добро это, то зачем оно тайно от духовного отца?

Смотри - душа у тебя одна и ум один; повредить то и другое опасно; а подсады вражии повсюду, разумеется под видом добра и пользы душевной. Вижу, что ты попалась в сеть искания совершенства, забыв совершенство покаяния?»

С какого возраста можно рукополагать?

«Ранее двадцатилетнего возраста не могут быть допущены до священства, - отвечает митрополит Филарет Московский, - и потому пусть зрелее учатся, нежели по незрелом обучении будут ждать времени службы без дела и без надзора».

Я никак не могу открыть некоторые грехи своему духовнику и даже исповедовалась в них у другого священника. С духовной точки зрения это возможно?

Кто исповедуется у другого священника, стыдясь своему духовнику открыть большой грех, тот подобен убийце Христа, и грех его будет надписан над главой его в будущей жизни.

Как вести себя при встрече со священником?

При встрече со священником кланяйтесь ему и радуйтесь, как если бы Ангела своего увидели на земле. Враг влагает свой суеверный помысел, что будто бы не будет теперь счастья; но если вы действительно подумаете так, то будете наказаны за свой помысел. Подумайте: если священник идет приобщать человека, то при нем есть Тело и Кровь Христовы... Раньше были апостолы, а сейчас их заменяют священники.

Может ли человек не грешить?

В соленом море живет рыба, и она не соленая. В миру - человек, он может жить и не осаливаться - не грешить. Есть же люди, которые свято живут... Но наша святость, конечно, относительная. Сказано: "Один Господь безгрешен" (0ткр.15,4), а мы люди - грешные. Но грех греху рознь. Есть тяжелые грехи, есть мелкие, есть телесные, душевные, мысленные... Главное - осознавать свое недостоинство пред Богом и стараться жить по заповедям, никого не осуждать, себя не превозносить...

Кто грешнее - Адам или Ева? Мужчина или женщина?

Нельзя так ставить вопрос, есть мужчины и женщины грешные, есть и святые... Многие почему-то считают, что женщина грешнее потому, что Ева соблазнила Адама на грех. Мы в решение женщинам скажем... Да, грех в человека вошел через Еву, она дала вкусить запрещенный плод Адаму. Но, давайте разберемся: кто из них сильнее согрешил? Кто претерпел больший искус? Кто искусил Еву? Высший ангел, который у Престола был и многие тайны от Бога знал; он хоть и падший, но все же ангел. Она не смогла перед ним устоять. Он ее прельстил: "Сорвешь запрещенный плод и будешь все знать, будешь, как Бог". А Адам послушал немощнейший сосуд - Еву. Муж доверился жене и вкусил плод. Напомним, что и спасение пришло через жену - Деву Марию - Чистейший Сосуд, в Нее вместился Невместимый Бог...

Пред Богом все равны - и мужчина, и женщина. Пред Богом нет ни мужского, ни женского пола, и на небе все святые люди будут в обновленной плоти, подобно ангелам.

За что Господь наказывает?

Господь - полнота Любви, Он никогда никого не наказывает. Любовь не может наказывать. Мы, когда грешим, сами себя наказываем. Каким путем? За наши грехи благодать Господня от нас отходит, и мы попадаем во власть демонов. И мы сами себя ставим под удар наказания. А Господь никого не наказывает. Слово "наказание" имеет следующий смысл. Родители дают наказ своим детям, чтобы они слушались, вели себя нравственно - не курили, не ругались, не сквернословили, не пьянствовали. Если дитя исполняет наказ родителей, то ему все будет удаваться в жизни. А если он наказ родителей не исполняет, он сам себя наказывает. Подрался - на него заводят дело в милиции. Украл что-то - то же самое. То есть сам себя человек наказывает.

У моей знакомой маленький сын лунатик - страдает сомнамбулизмом. Что это - бесовская одержимость или психическое заболевание?

Человек, когда совершает грех, он ранит свою душу, становится душевнобольным. Раньше, до XX века, у нас психиатрических лечебниц не было. Для больных душой были храмы и монастыри. Когда человек совершал грех, он приходил в церковь, каялся, соборовался, причащался и получал душевное исцеление. Но как только закрыли храмы и монастыри, сразу стали открывать психбольницы. Если ребенок больной, значит родителям надо проверить свою жизнь; значит, надо во всех грехах покаяться, повенчаться, вспомнить все. Если ребенку 10-15 лет, его надо поисповедовать, можно пособоровать, причастить, а родителям молиться. Все взаимосвязано. Не только родители, но и все ближние, братья, сестры должны покаяться, повенчаться, жить в мире, стать церковными людьми. Семья - это единое тело. Заболел один член - все мучаются.

Когда люди грешат, то страдают не только сами, но и природа. Как-то в начале лета был ураган. Не связываете ли Вы это событие с нашими грехами?

Когда люди начинают кощунствовать, открывают сатанинские храмы, начинают служить диаволу, тут сама природа уже не может терпеть. В Москве такой ураган Прошел, что и деревья вырвал, больше сорока тысяч деревьев пострадало. Это Божье предупреждение. Народ должен прийти к Богу, раскаяться, начать своей жизнью служить Ему. Иначе можем плохо кончить. Сам Господь через стихийные бедствия призывает нас к покаянию и к чистой жизни.

Был смерч и в Иванове. Этот город особый, город первых советов, а мы говорим - и последних. Конечно, нужно было расплатиться за эти страшные грехи. Ведь отсюда вся зараза пошла по стране. Потому было попущено это бедствие. Я слышал цифру - десять тысяч человек пострадало.

Скорбями, смерчами, наводнениями Господь призывает нас к покаянию, исправлению нашей жизни.

Как обрести терпение? Как бороться с грехом, если он жалит непрестанно, безнаказанно?

Это очень ценно, что человек намеревается вести борьбу. Бывает, человек так обуреваем пороками, страстями и они так сильно мучают его, что он начинает преступать заповеди Божий.

Представьте себе: человек сорвался со скалы. Если он не успеет зацепиться за камень, то и полетит вниз. Точно так же все устроено и в духовной жизни. Если человек

сорвался в одном искушении, то есть совершил какой-то грех, ему сразу же надо покаяться перед Господом. Иначе этот грех, как снежный ком, притянет к себе другие страсти, другие грехи. А пока не попал на исповедь, должен просить у Господа: "Боже, милостив буди мне грешному! Прости меня и помилуй! Согрешил я, преступил Твою заповедь! Господи, прости и помилуй меня!" И при первой возможности, надолго не откладывая, пойти на исповедь к священнику, принести покаяние.

В чем ценность исповеди? Когда мы приходим и каемся, жалуемся Богу на дьявола, искусившего нас, нападающего на нас, Господь запрещает ему вводить нас в соблазн. Господь знает: то, что мы раньше не видели в себе, нашли, обнаружили порок в своей душе, покаялись в грехе, сознались перед Ним, и Он по великой Своей милости прощает нам нашу нечистоту, наш грех и дает благодатную силу на борьбу с этим грехом.

Терпение - наш первый помощник в борьбе со страстями. Первый раз человеку тяжело собраться с духом и отказаться от своего намерения согрешить. После покаяния он снова может пасть, и тогда ему снова нужно каяться. И так до тех пор, пока придет время и человек полностью избавится от этой страсти. В падениях особенно важны молитва и сердечное сокрушение.

Великий русский писатель Ф.М.Достоевский был глубоко предан Православию. Однако у него была слабость - страсть к игре в рулетку. Он ездил за границу и там играл. Никак не мог от этой страсти избавиться. Но однажды утром проснулся, почувствовал полное отвращение к игре. Господь его помиловал и освободил душу от пагубной азартной страсти. Почему? Потому что он постоянно каялся в своей слабости.

Нам надо научиться терпеть себя, не унывая, не отчаиваясь, и постоянно трудиться над собой: "Добрые дела, труд все в жизни перетрут".

Человек на исповеди постоянно кается в одних и тех же грехах. Грехи он ненавидит, борется и все равно повторяет. Что еще сделать, чтобы их победить?

Самое главное, чтобы человек грех возненавидел. Это - самый центр! Если мы грех не любим, то мы от него быстро избавимся.

Господь нас благословил многими дарами, например, дал нам дар гнева. Слышите? Дар! Для того, чтобы мы гневались против диавола, против злых духов, чтобы крепко стояли в их нападениях. А мы этот дар извратили: согрешаем, гневаемся против ближнего. Дан нам дар ревности по Богу. А мы ревнуем не святость, а ближнего. Это есть грех. Нам дана жадность как дар жажды по Богу, ко всему святому, а мы жадны до прелестей земных. Нам надо исправляться и, главное, грех ненавидеть.

А для этого нужна решимость. В юности блаженный Августин никак не мог избавиться от одного греха, и только, когда он стал зрелым духовным мужем, он понял, почему грех его не оставлял. Ему не хватало решимости, искреннего желания освободиться: "Я молился, просил избавить от греха, а в глубине души как бы говорил: "Избавь меня, Господи, от греха, но не сейчас, попозже. Сейчас я молодой, хочу пожить". Вслух эти слова не произносил, а где-то в сознании эта мысль была".

Стыжусь некоторые свои грехи произнести перед священником. Могу только ежедневно взывать: "Господи, прости меня, окаянную". Снимет ли Он с меня те грехи, которые я перед Ним называю?

Конечно, мы постоянно должны каяться пред Богом, просить прощения. Но мы не знаем, простил Он нас или нет. Господь оставил нам на земле духовенство, дал первой Церкви - Своим ученикам-апостолам - власть прощать и вязать грехи. Таинство исповеди идет от апостолов.

В день Страшного Суда Господь нам все грехи простит, кроме нераскаянных. Нужно отбросить стыд и исповедать перед священником грехи. Со стыдом сгорают наши скверные дела. Надо стыдиться грешить, но не стыдиться каяться. Если больны и не можете пойти в храм, пригласите священника домой. Мы не знаем, когда наступит наш смертный час, надо быть готовым встретить его в каждую минуту. Каяться надо смело. Здесь мы лишь в присутствии священника - одного человека - называем свои грехи. А на Страшном Суде нераскаянные грехи, которых мы стыдимся, прозвучат перед всеми святыми, перед Ангелами. Весь мир их узнает. Поэтому диавол и внушает стыдиться их, чтобы мы не каялись. Пока еще течет в теле кровь, пока бьется сердце, пока милосердие Господне пребывает с нами, надо исповедать нераскаянные грехи.

Почему мы стесняемся назвать стыдный грех? Наша гордыня, самолюбие мешают: "Что о нас батюшка подумает?" Да у батюшки каждый день поток людей с одними и теми же грехами! А подумает он: "Вот еще одна заблудшая овечка Христова вернулась в Божие стадо".

Когда человек свободно говорит свои грехи, не заглаживает их, сокрушается, плачет, священник испытывает большое уважение к кающемуся. Он ценит искренность кающегося.

Грехи не надо складывать в душе, как в копилочке. Кому они нужны? Когда покаяние настоящее, легко и человеку, и священнику. И "на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся" (Лк.15,7). Если пришли на прием к врачу, маленькие легкие болезни сказали, а самую опасную для жизни рану скрыли, мы можем погибнуть; душевные раны не менее опасны для нашей духовной жизни, нашей души, и душа дороже тела.

Если же мы раньше утаивали постыдные грехи, сознательно замалчивали, то все наши предыдущие исповеди считаются недействительными, таинство не совершалось. Все грехи, названные и неназванные, остались в душе, да еще прибавился сугубый грех - утаивание грехов на исповеди. Об этом сказано в требнике: "Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, если утаишь какой грех, сугубый грех иметь будешь". Священника можно обмануть, но Бога не обманешь. А если после таких "исповедей" еще и причащаться, то причастие будет в осуждение. За это особо спросится на Страшном Суде.

Количество записей: 238

1) Батюшка скажите что означает, когда священник говорит перед исповедью, что если скрыть, утаить свой грех на исповеди, то он усугубится? Как это усугубится? 2) Я раньше на Новый год загадывал желание, и когда сидел между людьми с одинаковыми именами, скажите, в этом нужно исповедаться? 3) Я ходил в Церковь на службу, хотел там исповедаться, но как только вышел священник с крестом и Еванглием, я даже не смог к нему подойти, так было раз пять. Скажите, какие молитвы можно почитать, чтобы Бог помог мне исповедаться?

Андрей

Усугубиться, значит останется неисповеданным: всякий поступок, который мы считаем грешным, должен быть исповедан, если мы не исповедуем его, значит признаем правильность этого поступка, оправдываем его, усугубляем. Да, в загадывании желаний лучше исповедоваться. Чтобы исповедоваться, нужно, прежде всего, иметь твердую решимость и желание, не повторять более исповеданных грехов.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! В детстве, лет до десяти, по причине нехватки спальных мест, приходилось спать с родственниками (с сестрой и т. д.). Несколько раз при этом касался частей тела другого человека (также и той, что пониже спины) случайно и в шутку. Потом об этом забыл, не обращал внимания, когда исповедовался. Недавно решил тщательно проверить свою прошлую жизнь и вспомнил этот эпизод. Является ли это грехом, если да, то как об этом сказать на исповеди?

Николай

Здравствуйте, Николай. Иногда человек не понимает, согрешил ли он в какой-то мелочи. Если эта детская шалость или случайность Вас тяготит, обязательно скажите о ней на исповеди. Скажите, что в детстве согрешили нецеломудренными прикосновениями к сестре. Помоги Господи.

иерей Сергий Осипов

Батюшки, здравствуйте! Пожалуйста, ответьте мне на мой вопрос! Можно ли на исповеди назвать то, что я раньше просматривала фильмы эротического и порнографического содержания, просмотром непристойных фильмов? И надо ли каяться в том, что я смотрела фильмы ужасов и передачи про экстрасенсов, читала книгу "Мастер и Маргарита"? Простите меня, заранее спасибо и храни вас Господь!

Анастасия

Здравствуйте, Анастасия! Да, надо каяться. Чем полнее и подробнее исповедь, тем глубже бывает покаяние.

иерей Владимир Шлыков

Спасибо большое за ответ. Я 23 числа исповедалась, и батюшка меня допустил к причастию. Он (батюшка) сказал, что теперь ваша молитва будет чище. И мне на самом деле стало полегче. Скажите, где можно заказать неусыпаемую Псалтирь? Я Вам, наверное, писала, что я была в четырех церквях и в монастыре в Теряево, это под Волоколамском. Я хочу поехать туда 6 января, священник сказал, что причастит меня в этот день. И 6 января будет сорок дней. Я хочу побыть на Литургии. И еще, прошу Вас, помолитесь за новопреставленного раба Божьего Владимира. Когда я получаю такие ответы, мне становится легче. Спасибо Вам.

Ксения

Ксения, я могу ошибаться, но, кажется, в московском Сретенском монастыре неусыпаемую Псалтирь читают. Также читают в Дивеево. Царствие Небесное рабу Божие Владимиру. Да простит Господь его душу!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшки В книге отца Даниила Сысоева "Инструкция для бессмертных" написано, что если человек умрет до прихода священника, который его исповедовал бы, то, пока он жив, должен написать свои грехи, а родственники должны передать батюшке, чтобы он прочел разрешительную молитву. Так ли это? Ведь над умершим никаких таинств уже не совершается

Екатерина

Формально Вы правы, Екатерина, но Господь приемлет и такое, пусть и несовершенное покаяние, отец Даниил в своих словах абсолютно прав.

игумен Никон (Головко)

5 дней назад я впервые исповедалась в церкви. Батюшка советовал читать 40 дней Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу за грех аборта. Подскажите, пожалуйста, после прочтения Канона мне нужно еще раз исповедаться и на этой исповеди нужно повторять те грехи, про которые я говорила на первом исповедании?

Людмила

Нет, Людмила, еще раз повторять на исповеди грехи не нужно, а вот подойти к тому батюшке и сказать, что Вы выполнили его епитимию, нужно – так, пожалуйста, и поступите.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшки. А если я в пять или шесть лет смотрела телесеансы Кашпировского, к которым церковь негативно относится, как в книге написано, не помню, в какой, надо ли говорить это на исповеди? И почему со мной ничего тогда не было, в то время, как у многих людей ухудшение здоровья было после этого? Может, Господь меня хранил от этого?

Екатерина

Екатерина, на самом деле нет такого возраста или, лучше сказать, рубежа, позже которого надо исповедаться, а раньше – нет. Если совесть обличает в этих делах – обязательно исповедуйтесь.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли ходить на службы и исповедь в разные храмы? Недалеко от дома есть церковь, и туда удобно ходить на службы, а исповедоваться и причащаться мне легче у другого священника, он старше и, как я думаю, опытнее, но храм находится дальше. Спасибо Вам за ответы на предыдущие вопросы. С уважением.

Андрей

Андрей, так поступать можно. Если Вы чувствуете такую помощь и участие от того, более опытного, священника, почему бы не прибегнуть к его совету и опытности?

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Прошу у Вас помощи, напутствия! Много лет назад я в сильнейшем отчаянии просила у Бога спасти отца от тюрьмы, сохранить ему жизнь и просила свободы для него в ближайшее время. Взамен согласилась пожертвовать своим женским счастьем, оставаться одинокой. Для меня тогда это не было огромной жертвой, так как замуж никто не звал и я без любви не пошла бы. А любовь и не давалась. Не везло мне с этим, и даже уже свыклась с таким положением. Под одиночеством подразумевала отсутствие семьи (выйти замуж). Отец вышел на свободу не сразу, только через 3 года, жив остался. Я свою жертву Богу забыла, поскольку отца сразу не отпустили, решила, что Богу моя жертва не угодна, как и свобода отцу преждевременно. Но только спустя 3 года обратила внимание, что одиночество мое АБСОЛЮТНОЕ. Мужчины меня вообще перестали замечать, несмотря на то, что я молодая и красивая, и ранее, хоть любви не было, но поклонников было много. Я бы сказала, начали шарахаться от меня. Все мои попытки устроить личную жизнь заканчиваются ШКВАЛОМ ПРОБЛЕМ В ОДНОЧАСЬЕ. Но беда в том, что за много лет я встретила мужчину, которого очень полюбила. За прошедшие годы у меня появилось наконец-то желание создать семью, хочу ребенка. Как мне быть? Я понимаю, что совершила грех, и я обязательно исповедаюсь и покаюсь. Я уже каюсь. Но, с другой стороны, что делать дальше? Принять и смириться со своим одиночеством? Заранее благодарю.

Юлия

Здравствуйте, Юлия.
На все воля Божия, и связывать себя клятвой, подобной Вашей - это ошибка.
Скорее всего, не клятва явилась причиной неустроенности Вашей личной жизни. В жизни каждого человека бывают моменты, когда он рассматривает свои отношения с Богом как: "Ты мне, - я Тебе". Но это ошибочный подход.
Богу не нужны наши жертвы подобного рода. Он - не торговец. Он может устроить любое чудо, особенно, если есть готовность любящего и беспокоящегося пожертвовать самым дорогим, чтобы помочь ближнему. Просто высказали Вы свою готовность немного неправильно.
"Господи, я готов пожертвовать чем угодно, чтобы помочь со своей стороны дорогому человеку. Прими мою готовность, ведь Ты меня насквозь видишь, окажи милость любимому человеку, да будет воля Твоя!" - так должны мы молиться; только этого он и ждет от нас.
Поэтому, предайтесь воле Божией. И если сейчас устроится Ваша семейная жизнь, благодарите Бога за этот дар.
Да благословит всех вас Бог!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшки! Прошу вашего совета. В последнее время по благословению причащаюсь каждую неделю, и в этот день брань усиливается, идет внутренняя борьба. Стараюсь готовиться правильно - пост, вечерняя служба, исповедь, правило. Батюшка наш молод и я по невежеству сомневаюсь в его опыте, поэтому прошу у вас совета, что я делаю не так, потому что состояние в день причастия болезненное.

Марина

Марина, не берусь судить о духовном опыте Вашего батюшки – просто не знаю его. Но если Вы чувствуете такое немирное состояние, попробуйте причащаться реже, только не оставляйте совсем! Последите за своим душевным состоянием, и если будет лучше, радостнее, спокойнее, так и продолжайте.

игумен Никон (Головко)

Доброго дня! У меня такой вопрос. Есть тяжкий грех - аборты, на исповеди несколько раз уже каялась, раньше не знали, что творили, сейчас очень тяжело, последний раз батюшка сделал замечание: сказал, ты ведь уже исповедала. Скажите, надо ли называть количество, или просто назвать грех? Заранее спасибо.

Марина

Марина, если Ваша душа того просит, то можно назвать и количество, или просто сказать, что множество раз повторяла этот грех. Но коль скоро мы в каком-то грехе покаялись, называть его еще и еще раз на исповеди не следует. Хотя и забывать о нем тоже не нужно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! В моей жизни недавно появился друг, именно друг - он помогает мне в моей сложившейся жизненной ситуации (умер самый близкий по духу мне человек - моя мамочка), он утешает и словом, зовет к себе в гости, когда чувствует, что мне совсем плохо, и мы разговариваем и разговариваем часами, я вижу, что он уже засыпает, но все равно держится и пытается поддерживать разговор, ездит со мной на кладбище, ходит иногда со мной в храм, ничего не требуя взамен. Я его всегда благодарю за помощь, он говорит - обращайся всегда, когда что-то нужно будет. И у меня прямо душа потянулась к молитве за него. Он сказал, что плохо спит по ночам и я знаю, что он выпивает много; и вот как-то у нас зашел с ним разговор: лучше ли ему стало спать, я сказала ему, что хочу ему что-то хорошее сделать, поминаю его в молитве и ставлю за него свечки в храме. На что он мне ответил, что, конечно, он в Бога верит, но не надо за него свечки ставить, что он плохой и не надо изменять его путь, понятно куда ведущий. Батюшка, на мои постоянные разговоры о церкви он откликается негативно, звала с собой на Исповедь, наотрез отказался. Вот у меня и вопрос - как мне быть, продолжать за него молиться и плюнуть на это все, как говорится, ведь он же и не хочет, или продолжать молиться и говорить, что я продолжаю это делать и что я верю, что у него все наладится, или молиться, но не говорить ему? Спасибо.

Людмила

Людмила, подавайте за вашего друга записки в храм на Литургию и молебны, а ему об этом можете и не говорить.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, уважаемые батюшки! Можно ли собороваться, если особых физических заболеваний нет, но душевное состояние оставляет желать лучшего? Соборование у нас в храме проводят вечером, в связи с этим еще вопрос - можно ли сначала собороваться, на следующий день исповедаться и причаститься? Или лучше сначала на исповедь, а потом собороваться? Я не так давно начала воцерковляться, поэтому, если вопросы глупые, прошу меня простить. Благодарю за ответы!

Валерия

Валерия, в былые века к соборованию прибегали лишь в том случае, когда человек был настолько болен, что, находясь в бессознательном состоянии, уже не мог самостоятельно исповедоваться. Сейчас взгляд на соборование кардинальным образом изменился и считается благочестивым и необходимым делом собороваться хотя бы раз в году, даже не взирая на физическое состояние человека. Исповедоваться в таком случае надо именно перед соборованием, а не после.

игумен Никон (Головко)

Скажите мне, пожалуйста, никак не могу разобраться и найти ответ. Отчего дорога к Богу становится тяжелее? Мне 30 лет. Я всегда знала, что Бог есть, и верила. Точнее, верить я начала около года назад. И чем больше читаю и Библию, и другую литературу, тем все больше прихожу к тому, что мне никогда не стать ближе к Богу, я настолько грешна, что боюсь идти на исповедь и услышать, что мне скажут, что я не буду прощена. Я понимаю, что путь к Богу долгий, я иду так медленно, но я стараюсь. Я начала думать о другом, много размышлять, нашла ответы на многие вопросы. Но не понять главного! Меня очень отталкивает то, что я понимаю, что я очень медленно иду, очень грешна, иногда я понимаю, что не смогу стать уж совсем праведной. В миру это очень сложно, но и оставить его я не смогу. Я потерялась, у меня порой нет желания молиться, будто это бессмысленно, не потому, что я не верю, а потому, что я все делаю не так, и Господь меня не слышит из-за моего поведения и дел. Хотя бывали моменты, что я ощущала его присутствие, но стоило мне, например, прогневаться в течение дня или согрешить мыслью или делом, я теряла эту связь, и думаю, что, ну Он же не палочка-выручалочка. Сколько Он будет ждать и прощать? От всех этих мыслей я делаю шаг веред, два назад.

Аня, вы так уж себя не загоняйте своими мыслями в тупик. Господь милостив и готов простить всякий наш грех, в котором мы покаемся. А чтобы не попадать больше в такие тупики, постарайтесь почаще ходить в храм, на богослужение, и найдите себе духовника – он Вам вовремя поможет разобраться в том, что происходит в Вашей душе.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, отец Никон! Я первый раз была на исповеди, готовилась к ней духовно, вспомнила много из своей жизни, а вот произнести все не смогла, я передала листок с перечисленными моими грехами батюшке. Он внимательно прочитал. Сказал, что Бог простит, если я искренно каюсь. Только у меня сомнение возникло, что Господь мне все это простил, ведь, я же не произнесла их вслух. Каков Ваш ответ, что мне следует сделать, еще раз их исповедать? Заранее благодарна! Простите! Да пребудет с Вами Божие благоволение!

Юлия

Юлия, если священник все прочел, то ничего повторять не следует. Исповедь совершилась, все хорошо, не беспокойтесь. Теперь – дело за "малым" - жить дальше без этих грехов.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в таких вопросах. 1. В эти выходные я иду первый раз на исповедь. Составила на бумаге список грехов за всю свою жизнь. Но я боюсь, что вдруг что-то забыла (а это, скорее всего, так и есть). Могу я на следующей исповеди сказать то, что позже вспомнится? 2. Скажите, пожалуйста, а трусость - это грех? Если не вступилась за коллегу на работе, на которого незаслуженно наорал начальник - это грех? 3. И еще я боюсь, что священник не выслушает меня до конца (возможно, будет много народа), тогда исповедь не будет считаться исполненной? И что тогда, надо в следующий раз идти и по-новой исповедовать те же грехи?

Наталия

Да, Наталия, на следующей исповеди, если что-то забудется, Вы можете исповедаться в тех грехах, которые вспомнили.
Да, тот Ваш поступок, о котором Вы упомянули, это грех. За ближнего надо вступаться, тем более, когда он терпит напраслину.
Главное, чтобы священник прочел Вашу записочку с грехами и прочел над Вашею головой разрешительную молитву. В этом случае исповедь совершится.

игумен Никон (Головко)

Уважаемые батюшки, здравствуйте. В одном из ответов здесь на сайте священник назвал современных женщин очень эмоциональными. Вот именно к таким отношусь и я. Мне очень хочется стать истинной христианской женой своему мужу, не перечить, не лезть в его дела, обрести кротость и смирение. Но чаще всего это удается только в стенах храма, когда мы большим нашим семейством с тремя детишками приходим на службу. И это внешнее впечатление меня расстраивает, так как внутренне не удается ему соответствовать. Мой супруг - замечательный, искренне любимый мною человек, прекрасный отец и семьянин. Но в моем характере, очевидно, в маму, воспитавшую меня без отца, заложено своеволие, желание управлять, требовать, чтобы было по-моему. И я не знаю, как побороть эту страсть, ведь все мое естество стремится к обратному. Я каюсь на исповеди, но вновь проявляю свою неженскую требовательность. Супруга это тоже расстраивает. Между тем, я наблюдаю огромное количество семей (в том числе и православных), где женщины берут на себя главенствующую роль и ничуть этого не смущаются. А как мне разобраться с этими двумя своими сущностями? И еще вопрос - могу ли я принести на исповеди покаяние в грехах своей мамы (аборты), о которых я переживаю всем сердцем и раскаиваюсь за нее? Она не отрицает Бога, но, по ее словам, верует и молится в душе. Одним словом, в храм не ходит. Простите если что не так. Спаси Господи.

Своево́лие - 1) склонность решать и действовать, руководствуясь собственным разумением, собственной ; 2) обусловленные этой склонностью: решение, действие, поведение; 3) пренебрежение чужой волей (желанием, рекомендацией, требованием и т. п.); 4) то же, что самочинство.

Cвоеволие - то же, что своевольство: чрезмерное стремление или склонность действовать по своему произволению; помыслы и поступки, свидетельствующие о такой склонности. Своеволие может быть обусловлено: , самомнением, жестокосердием, эгоизмом, упрямством, чванством и самодурством, влиянием .

Своевольных людей не следует путать с людьми сильной воли. Так, если о первых священнописатели отзываются в негативном ключе (; ), то о вторых - в зависимости от того, с чем именно связано и на что обращено их произволение.

Несмотря на то, что наши прошения и мольбы отражают наши собственные произволения, едва ли мы согрешим против Истины, если скажем, что лейтмотив всех богоугодных молитв сводится к торжеству именно Божьей воли, «Ибо все из Него, Им и к Нему » (). Не случайно, предоставляя нам образец христианской молитвы, Господь заповедовал просить: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе » ().

В нравственном отношении своеволие интерпретируется как грех по причине предпочтения человеком своей воли (вместо) Божественной. Стало быть, в строгом значении слова своевольный - не тот, кто способен на решительные поступки, а тот, кто сознательно или из прихоти налагает на себя узы непослушания Богу . Такое расположение воли ведёт к самоугождению и, как результат, к вечной погибели: чем больше человек утверждается в своеволии, тем больше отдаляется от Владыки владык, лишается благодатного покрова и вязнет в объятиях демонических сил.

Проверенным средством борьбы со своеволием является послушание. В наиболее резком выражении послушание сопоставляется с оставлением или отсечением собственной воли. «Оставь волю свою позади себя, - наставляет по этому поводу Варсануфий Великий, - и смиряйся в течение всей твоей жизни, и спасешься… Кто умрет в смирении и послушании, тот спасается Христом» (Преподобных отцов Варсануфия и Иоанна ответы на вопросы учеников, отв. 61, 588).

Однако послушание послушанию - рознь. В древности послушание встречалось в рабовладельческих обществах, а ныне - в тоталитарных религиозных общинах, криминальных сообществах. Но это не служило и не служит залогом спасения.

Под отсечением воли через послушание следует разуметь не подавление воли как способности стремится к каким-либо целям вообще, а отсечение воли греховной и самостной . Духоносный и богомудрый наставник знает, в чём состоит воля Божья и что для послушника лучше. Поэтому можно сказать, что вверяясь воле хорошего духовника, послушник вверяется Богу. Совсем другое дело, если в качестве душеспасительного наставника выбирается недостойный человек. В этом случае результат может оказаться трагичным: «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму » ().

«Надо наперед удостовериться в правомыслии и в опытности старца, - сигнализировал , - и тогда уже доверяться его слову и беспрекословно принимать его советы… Надобно смотреть, - говорил он, - на то, что повелевается. Если кто укажет тебе что-либо такое, что согласно с заповедями Господа нашего, - прими то с покорностью и старайся соблюдать, да исполнится и в нас слово апостола: повинуйтеся друг другу в страхе Божии (; ). Напротив, если кто укажет тебе что, противное Божественным заповедям, то скажи дающему наставление: аще праведно есть тебя слушать паче нежели Бога ? ()» (Изречения преподобного . Руководители ревности).