Буза русский рукопашный бой. Буза — борьба-мамонька: история и техника. По использованию оружия бузу можно разделить на

Буза русский рукопашный бой. Буза — борьба-мамонька: история и техника. По использованию оружия бузу можно разделить на

кл слова: техника, буза, рукопашный бой, Склизков, Базлов

Я не зря написал, что боевое искусство было открыто, а не изобретено или создано. Боевое искусство нельзя ни изобрести, ни создать, как нельзя изобрести законы физики или химии. Боевое искусство - это реальность, живущая по своим объективным законам, эти законы нельзя придумать, их можно только открыть.
Думать, что китайцы или другие азиаты могли, что-либо открыть, наивно. Они и сейчас ничего не открывают, пользуются тем, что воруют или покупают у европейцев или американцев, а раньше уж тем более. Если на это кто-то возразит, что китайцы придумали фарфор, шелк, бумагу, порох, на это я отвечу, что этот народ, который мы сейчас называем китайцами ни бумаги, ни фарфора, ни шелка, ни пороха не изобретали. Они усвоили чужие изобретения и занимались их производством. Точно также как сейчас производят компьютеры и другие товары. Я не буду в своей статье углубляться в эту тему, это отдельный разговор, но приведу одно косвенное доказательство.

Японцы в свое время (средние века) усвоили китайскую культуру (письменность, философию и т.д., и т.п.) и считали ее вершиной культуры, образцом. Но, в то же время японцы китайцев (сейчас и раньше) за людей не считают. Спрашивается, как же это может быть? А очень просто, для нынешних китайцев, древнекитайская культура, такая же чужая, как для японцев и она была ими усвоена, так же как японцами, т.е. это не их культура. Так что ничего они никогда не создавали, не открывали и не изобретали. Китайские боевые искусства - это примерно то же самое, как китайские товары, подделка и подражание. Я все это утверждаю не просто потому, что мне это хочется, а потому, что знаком с документами и материалами на эту тему, подтверждающие то, о чем я говорю.
С моей точки зрения, восток не только был знаком с боевым искусством, но и сохранил его сейчас (хотя многие в этом сомневаются, т.к. никак не могут найти его у азиатов). Доказательством этого является история моего знакомого. Хотя боевое искусство одно, разница между тем, что сохранил восток, и тем, что живет у русских, несмотря на единые принципы работы, основанные на знании законов боя, есть. Разница заключается в следующем: восток использует набивку тела, а русские нет, точнее система укрепления тела у нас есть, но не в такой форме как на востоке. Почему такая разница? У русских боевое искусство жило и сохранилось в воинской среде, а на востоке в среде турнирных бойцов. Качественная набивка, да еще без фатальных последствий для здоровья, это очень сложная и трудоемкая вещь, на ее достижение требуются годы упорных тренировок, а при их прекращении набивка сходит достаточно быстро. Кроме того, никакая набивка не защитит от удара клинковым оружием. Поэтому, для воина, имеющего дело, главным образом, с вооруженным противником набивка не решает ничего, к тому же в условиях войны (похода) поддерживать набивку задача сликом сложная

У набивки, кроме вполне понятных положительных свойств, есть очень серьезные недостатки. Она формирует навык делать подставки под удар. Техника, основанная на наличии, набивки начинает от нее зависеть. Опасность подставки заключается в том, что когда-нибудь можно не разглядев, например, в групповом бою, подставиться под удар не руки, а металлической трубы. Даже набитая рука сломается. Недостаток техники, основанной на наличии набивки, я проиллюстрирую на примере все того же моего знакомого, тренировавшегося у японцев. В свое время он перенес две операции на надкостнице. Оба раза воспаление возникало после участия в соревнованиях. Причина была в следующем: перестав регулярно заниматься, он еще несколько лет участвовал в соревнованиях. За это время набивка потеряла свое качество, а привычка выполнять удары так, как будто она в порядке осталась. Результатом этого стали травмы, которые привели его, в конце концов, под нож хирурга. Человек с набивкой теряет страх, это очень опасно в воинских делах. В бузе учат не держать удар, а принимать без вреда для тела, за счет специально вырабатываемого навыка.
Что касается различного рода соревнований, по правилам или без, где бой идет без оружия, я считаю, что набивка дает несомненное преимущество. В среде профессиональных бойцов применение набивки оправдано и необходимо. Самое главное знать, как это делать правильно, чтобы набивкой не превратить самого себя в инвалида.
Я уже уделил много внимания теме "Боевое искусство" и хочу перейти непосредственно к разговору о бузе и о технике бузы. Для того чтобы хоть как-то, показать, насколько, уникальной является буза вернусь к рассказу о том, как я ей стал заниматься.
С самого начала тренировок мне объяснили, что в бузе приемов нет, и работа строится "по принципам" (об этом я правда и до этого знал), так что меня это никак не смутило, и я совершенно спокойно начал работать, как мне казалось "по принципам". На то, чтобы разобраться, что я все делал неправильно, у меня ушло полтора года. Я, вместо того чтобы работать напрямую "по принципам", сначала "по принципам" создавал (довольно-таки быстро) приемы, а уж потом работал по этим приемам. В результате, при медленной работе все было хорошо, а при реальной я не успевал, потому что было лишнее промежуточное звено - создание приема.
Да и вообще, хоть какое-то понимание бузы у меня появилось лишь после года занятий. До того я занимался бузой так же как всеми другими видами единоборств, от такого занятия ничего полезного я для себя не приобретал.

Я не понимал разницы между другими системами и бузой, и, скорее всего так бы никогда и не понял, но тренер, по-видимому, решил, что меня уже можно выводить из этого состояния и вывел. Произошло это следующим образом: на одном из обычных занятий во время отработки техники (не приема) ко мне подошел тренер, он что-то сказал, что-то показал, еще что-то сделал, и у меня изменилось восприятие. Я и раньше знал, что такое бывает, но никогда не встречал людей испытавших это на себе. С изменением восприятия произошло следующее: известно, человек в центре поля зрения видит лучше, чем, на периферии, так вот сначала я периферию увидел так же четко, как центр. Потом заметил, что противник двигается, как в замедленном кино, я правда, сам быстрее двигаться не стал, но стал противника читать как книгу. Хотя мы двигались с одинаковой скоростью, я всегда заранее знал, что он будет делать, легко выбирая более короткие траектории, в результате опережал. Кроме того, я смог себе позволить работать на очень близкой дистанции, на которой в обычном состоянии человек просто не успевает реагировать на действия противника. В боксе хорошо известно, что на близкой дистанции нельзя среагировать на удар противника, если его не предугадать, т.к. время реакции больше времени удара. Японцы, обучая моего знакомого, этот вопрос решали так, просто запрещали работать на дистанции меньше определенной величины, при этом объясняли, что любой мастер на близкой дистанции может пропустить случайный удар. Они учили, если противник вышел на ближнюю дистанцию то надо ее или мгновенно рвать, или любым способом в любую часть тела, вышибить противника за ее пределы. Они боятся близкой дистанции.
Это особое состояние не длилось постоянно, оно включалось только в момент атаки противника. Другой особенностью этого состояния было то, что в нем тело работал, как бы само по себе. Было ощущение, что ты как бы смотришь со стороны, как твое тело валит противника.
То, что тренер показал мне это необычное восприятие (кстати говоря, то, что японцы боятся ближней дистанции говорит о том, что они этим не владеют, не все им передали), выбило меня из привычного состояния сознания, в котором я обычно находился на тренировке, появилась восприимчивость к словам тренера. Потом, во время тренировки, он рассказал боевую сказку, отрывок из былины и меня переключило, я, наконец-то стал понимать, о чем тренер говорил целый год.

История с этим особым состоянием имела продолжение. Я как раз в это время готовил одного из своих бойцов к соревнованиям по армейскому рукопашному бою. Соревнования должны были быть через несколько дней и на одной из последних, перед соревнованиями, тренировок, я чтобы окончательно убедиться в готовности своего ученика (молодой мужчина, весом 75 кг) и дать последние наставления, решил с ним поспарринговать.
Начинаем спарринг и вдруг у меня сработало то, что было на бузовской тренировке. Противник стал восприниматься, как медленно двигающийся, а мое тело решило его бить, и началось. Я его видел как "голого" передо мной были открыты все его уязвимые части тела, а мои руки и ноги сами били куда надо. Если кто-то думает, что в данной ситуации тренер просто гонял ученика, который не отвечал из уважения к нему, то ошибается. Мой боец был воспитан в среде, в которой получать не принято, так что даже тренера он мог терпеть совсем не долго. Он и не терпел, но сделать ничего не мог, я его опережал во всем (в этом состоянии это было не трудно). Это побоище продолжалось несколько десятков секунд, а потом я спохватился, думаю: "Что же я делаю? Я же хотел его потренировать, а сам его забиваю, лишая уверенности перед соревнованиями". Усилием воли я стал переводить себя в тренерский режим, т.е. в состояние, когда следишь за движениями ученика, замечаешь ошибки и т.д. Как только я это сделал, тут же получил два сильных удара в голову, мой ученик вовсе не собирался со мной церемониться. Второй удар опять вернул меня в особое состояние, и я снова начал колбасить своего ученика. Опять вспоминаю, зачем я вышел в спарринг и пытаюсь перейти в тренерский режим и сразу получаю по голове, это возвращает меня в боевой режим, я беру своего бойца на удушающий захват запрещенный в АРБ и думаю надо это все заканчивать, так я его к соревнованиям не подготовлю. Выхожу из спарринга, даю ему другого партнера и уже глядя со стороны, все спокойно контролирую и даю нужные указания. Эти соревнования мой боец выиграл.
Я никак не ожидал, что у меня получится это особое состояние и оно мне, честно говоря, очень понравилось. После этого спарринга я стал хотеть, чтобы оно вернулось. Как только я стал хотеть тут все и закончилось, я потерял это состояние. Поскольку ключа от управления этим состоянием мне дано не было, ничего поделать с его потерей я уже не мог.
На самом деле это состояние не было мною потеряно, просто сработали определенные механизмы с ним связанные. Дело в том, что это состояние вообще нельзя запустить самому себе, по своему желанию, это особая форма защиты. Наверняка, когда-то были люди владевшие ключом к его управлению, но они же этот ключ глубоко похоронили. Другому человеку можно, себе нет, тебе его передает твой учитель. Когда надо, в экстремальной ситуации оно возникает само, но опять же только в том слчае, если правда на твоей стороне. С помощью этого состояния нельзя заработать денег или стать чемпионом в каком-то виде единоборств, в этих ситуациях оно не включается. Это ограничение на него наложили наши предки.

Сохранились свидетельства использования этого состояния. Они сохранились в рассказах о характерниках, это люди, которые были носителями древней русской воинской традиции. Характерники совершали удивительные вещи, например, они оставались неуязвимыми в страшных рубках, при этом, не используя никакой защиты на теле (кольчуга, доспехи, шлем и т.д.), остались сообщения о том, что они чуть ли не пули руками ловили. Я, например, склонен думать, что это не сказки, невозможно сказать, чем и до какой степени владели эти люди.
И так, тренер дал мне понимание того, чему он учит. Я хочу еще раз пояснить, боевое искусство это не то, чему можно самостоятельно научиться, это то, что передается от человека (учителя) к человеку (ученику). Никакие книги, видеокассеты, в этом ничем не помогут, поэтому на нашем сайте мы и не стремимся размещать материалы по технике, единственное, что здесь можно посоветовать, находите возможность для живого общения, лучше всего начать с посещения одного из семинаров по бузе.
Основная сложность в понимании бузы, для человека, который уже чем-то занимался, состоит в том, что в бузе приемов нет, техника есть. Что значит работа "по принципам"? Работа "по принципам", это следование особым правилам, если вы их выполняете, то победа в бою будет за вами. Например, в защите если вы будете перемещаться и ставить блоки в соответствии с ними, то всегда будете в преимуществе перед противником. Здесь можно заявить следующее, для того чтобы правильно использовать перемещение и блоки надо сначала научиться их делать. Совершенно верно. В бузе существует система освоения правильных перемещений и блоков, и тоже "по принципам". Человека не учат, как шагать и как двигать руками, с помощью специальных упражнений он сам этому научается, научается не конкретным движениям, а способам блокирования и перемещений. Я понимаю, что пишу об этом очень расплывчато и малопонятно, связано это не с тем, что я пытаюсь что-то скрыть, а с тем, что это нельзя передать словами. Это надо видеть и почувствовать.
Когда человека обучают "по принципам", это не значит, что ему дают массу объяснений и теоретических выкладок. Обычно как раз наоборот, вообще ничего не говорят, просто много показывают, а вот уловить принципы, это задача самого учащегося. Находясь на тренировке по бузе можно часто видеть, как в ответ на однотипную атаку противника каждый раз выполняются внешне очень разные действия. Действия разные, но за ними стоит один для них всех общий принцип их эффективности, который надо уловить. Для того чтобы учащиеся могли уловить именно принцип, а не запоминать приемы, ответы на атаку делаются как можно более разнообразными (в пределах принципа работы). Такой метод обучения для человека является очень естественным. Вспомним, как ребенка учат читать. Его из букв учат складывать слоги, ему сначала дают одну пру букв называя слог, потом другую, потом третью и т.д., т.е. дают разные слоги, чтобы ребенок уловил принципы сложения из букв слогов. Если попытаться это сделать на одном слоге или нескольких, он просто их заучит и принципа не поймет, а, поняв принцип, будет читать любые слоги, даже те, что ему и не показывали. Работа "по приемам", это заучивание отдельных слогов, а потом, с помощью выученных слогов пытаться читать или писать, что-то прочитать и написать, конечно, можно, но очень ограниченно. На этом примере хочу показать разницу между китайцами и им подобными, и русскими. Они, китайцы пишут и мыслят иероглифами, т.е. отдельными готовыми кусками (читай приемами) и передать ими можно только те слова, к которым придуманы иероглифы. Все многообразие языка (боевых ситуаций) ими передать или описать нельзя из-за отсутствия нужных иероглифов (приемов). Русские пишут буквами (принципами), с помощью нескольких десятков букв они передают почти все многообразие языка (боевых ситуаций). В этом разница между работой "по приемам" и "по принципам".
В бузовской методике обучения есть еще одна особенность. В бузе сначала учат драться (вести бой), а уж потом совершенствуют какие-то движения (не приемы). На востоке все наоборот, сначала учат приемам (стойки, блоки, удары), а потом с их помощью пытаются научиться драться.
Проиллюстрирую эту ситуацию на таком примере: представьте себе, что человека надо научить плавать. Русский подход, это завести человека в воду и начать учить, после того как поплывет приступить к совершенствованию техники плавания. Восточный подход, это положить человека на берегу, пузом на скамейку и начать отрабатывать отдельные движения, из которых состоит техника плавания. При этом лежа на берегу надо добиться высокой красоты их исполнения и когда совершенство будет достигнуто, человека можно допустить до воды. А когда его приведут к воде, то выясниться, что, несмотря на все предварительные тренировки, он не умеет ничего, да и еще панически воды боится, и придется его учить плавать с самого нуля, а обученный по-русски уже давно будет плавать и совершенствоваться в плавании, а не в движениях руками и ногами.
Кстати говоря, в бузе существует абсолютно уникальная методика и техника, с помощью которой человека можно научить реально драться за два, три дня и он будет и бить, и бросать и защищаться от любого нападения. Мастером он, конечно, не станет, но драться научиться. Что значит научиться драться? Это значит, что между ним и человеком необученным будет такая же разница, как между человеком, который умеет плавать, пусть даже плохо, и не умеющим плавать вообще, это очень, очень большая разница.

Русская Буза или просто Буза – борьба, разновидность рукопашного боя, являющаяся исконно русской боевой дисциплиной. Данная традиция русского народного рукопашного боя легла в основу отечественной системы ближнего боя.

Буза характерна для северных регионов России, так как своё распространение ещё в старые времена она получила именно в северо-западных землях, на которых сегодня располагаются такие области, как Новгородская, Тверская, Вологодская и Псковская. Это единоборство в разное время и в разных местах имело множество разных названий, но Буза – наиболее распространённое и дошедшее до наших дней.

Довольно часто этот вид борьбы получал название от мелодии, под которую происходили показательные состязания. Как правило, такие состязания проводились на ярмарках и других массовых гуляниях народа. Например, буза часто именовалась такими названиями, как «галаниха», «шараевка», «скобарь», «мамонька» и другие. Со временем стиль и техника рукопашного боя приобретали свои индивидуальные черты, что дало им и определённое название. Поэтому «Буза» – это не только бойцовская мелодия и пляска, но и определение конкретной техники ведения борьбы.

Боевой пляс Буза

Но с началом развала Советского союза и массовым появлением на отечественном рынке зарубежных фильмов, которые в своей основе пропагандировали различные «экзотические» боевые искусства, и без того малый интерес к отечественным видам единоборств, переключился на каратэ, айкидо, ушу и прочее. Перестройка вывела различные школы боевых искусств из подполья, толпы падких ко всему новому подростков и не только устремились записываться в те или иные секции. Но это не значит, что не было школ русских единоборств. Они были тоже. Это «спас» или «славяно-горицкая борьба».

Но, согласно древнему изречению, «время лечит», всего через несколько лет пыл новоявленных каратистов угас, и боевые искусства больше не пользовались большой популярностью. Единоборствами увлеклись те, кто действительно хотел получить те или иные боевые навыки, так как борьба – это не только набор боевых приёмов и техник для ведения драки, но это также вера в себя и свои силы, это вера в друзей, и это духовная вера. Основа веры прослеживается во всех боевых искусствах мира. И хотя их философии различны, основы веры примерно одинаковы. И русские боевые единоборства не исключения, в том числе и буза.

Буза — борьба с богатым фольклорным наследием

Конкретных и точных сведений о бузе нет, поэтому возрождение этой борьбы скрупулезно собиралось в различных этнографических экспедициях с 1987 года. Все полученные данные тщательно изучались и систематизировались, что позволило Базлову Г.Н. защитить кандидатскую диссертацию в 2002 году в МГУ на историческом факультете по теме «Деревенская артель кулачных бойцов — рукопашников», который впоследствии стал президентом Центра Традиционного Русского Боевого Искусства.

Буза является не только русским рукопашным боем, но также и довольно богатым источником, который содержит фольклорное наследие. Это знания, которые позволяют изучать Россию с точки зрения культуры. С 90-х годов буза выросла из направления русского единоборства до общественного движения, которое собрало вместе исследователей и любителей исконных русских боевых единоборств.

Как боевая воинская дисциплина, буза сформировалась в северо-западных родовых дружинах кривичей и словен. Наибольшее распространение получила в деревнях, чьи артели славились кулачными бойцами, где и была популярна до второй половины 20 века.

Буза — борьба, включающая в себя как ведение поединка с оружием и без, так и исполнение боевого пляса. Так как Россия постоянно вела войны, как свои, так и чужие, то русским воинам буза помогала не раз одерживать победу в сражениях и с половцами, и с крестоносцами, с татаро-монголоми, шведами, поляками. Боевые приёмы борьбы бузы использовались постоянно, включая и Великую Отечественную Войну.

Последователи бузы достойны самых высоких похвал, так как с приходом советской власти русские боевые искусства были объявлены пережитками прошлого. И за их изучения можно было сесть или быть расстрелянным. Но, тем не менее, русский народ, преимущественно проживающий в деревне, сумел сохранить столь уникальный вид борьбы. Буза известна ещё со времён славянских дружин. В пользу этого говорят результаты этнологических анализов обрядов, которые выполнялись кулачными бойцами. Так, можно с точностью утверждать, что традиция бузы идёт из 12-13 веков, когда были новгородские ушкуйники. Это, если говорить о фактах, не подтвержденных документально историческими записями. Если говорить о записях, то книга «Ода кулачному бойцу», которую можно датировать 1750 годом, рассказывает о том, как воин, владеющий приёмами бузы, побеждает графа Орлова-Чесменского, знаменитого бойца на кулаках.

Основа бузы

Как и любое единоборство, буза имеет свою философию, которая в своей основе имеет три понятия, на которых строится обучение и познание не только боевых приёмов, но и правильность поступков к себе, семье и отчизне. Это вера, соблюдение обычаев и традиций, методы обучения, техника и приёмы. В такой последовательности ещё с древности формировалось и формируется сегодня мышление русских кулачных бойцов. Вера призвана для укрепления характера, для преодоления боязни смерти, так как «голову свою сложить задруги своя – это наибольший подвиг». Соблюдения обычаев и традиций сохраняют уклад семейной жизни, помогают воспитывать детей, поддерживают искренние отношения между мужем и женой, прививают навыки труда.

В общем, прививают те цели, ради которых и живёт человек. Способы обучения приёмам и техникам рукопашного боя учат воина не только банальному ведения боя, но и ответственности, умению защитить не только себя, но и свою семью, свою родину, способам выживать в самых критических жизненных ситуациях. Русский рукопашный бой, буза, призван сохранять и защищать не только веру, традиции и обычаи, но и культуру народа, без которой он не может существовать в принципе.

Техника борьбы бузы

Борьба буза наряду со своей уникальностью обладает и многими элементами, которые свойственны другим боевым рукопашным единоборствам. Это удары ногами и руками, различные броски, болевые хваты и заломы, удушающие приёмы. Так или иначе, но в бузе, как и в любом единоборстве присутствуют заимствованные приёмы и техники, которые накапливались веками и сохранялись. На протяжении многих веков буза впитывала в себя всё то, что способствовало победе и выживанию.

Именно поэтому техника бузы, как рукопашного единоборства была довольно разнообразной, так как в разных регионах она отличалась стратегией ведения боя. Однако, даже в разных стратегиях ведения боя всегда имелся общий, иногда менявшийся, но сразу выделявшийся в стиле бузника.

Бой в технике борьбы бузы может быть боевым, состязательным и прикладным. Состязательная техника боя бузы обычно использовалась для потехи на сборищах друзей и воинов – дружинников, на праздниках в качестве показательных выступлений. В данном виде бои бузников ни в коем случае не допускали использование травмирующих и калечащих приёмов. Так как правил, как таковых не существовало, состязательные поединки проводились «уговором». Бойцы заранее договаривались, как будет проходить бой. При этом «уговор» строго соблюдался. Например, «уговор» мог наложить запреты на битьё палкой в определённые места, нанесение ударов в пах или затылок, залом пальцев и прочее.


В отличие от состязательной бузы, боевая буза не ограничивалась уговорами и разрешала применять всё для достижения победы.

Уникальность борьбы бузы состоит в том, что она является не только боевой, но и культурной дисциплиной. При обучении различным приёмам воины — кулачники также обучались и различным танцам, которые в отдельности от боевых приёмов можно считать культурным развитием. Это так называемая плясовая акробатика или боевой пляс. Также прикладная буза предусматривает обучение на развитие внимания, обучение выживанию в дикой природе и различные упражнения по оздоровлению организма, включая методы народной медицины.

Буза сегодня

Несмотря на то, что такая богатая и уходящая своими корнями глубоко в века традиция русского рукопашного боя, как буза не сохранилась в записях и документах, она всё же сохранилась и активно развивается в наши дни. Благодаря нашим предкам, прадедам и дедам, эта традиция ведения боя передавалась из уст в уста, из поколения в поколения.

Материалы по борьбе бузе собирались долгие годы, систематизировались и упорядочивались в этнографических экспедициях. И продолжают собираться сегодня. Особенно ценными в этом направлении являются жители глубинок нашей страны, жители русских деревень. Это тот костяк, который в военные годы состоял в рядах нашей армии и защищал родину от врагов. Это те люди, которые знают войну, прошли её и применяли бузу в настоящем бою на смерть. Но важно учесть и то, что у одного человека не всегда можно в точности узнать всё о бузе, а за последние 70-80 лет носителей исконного русского стиля рукопашного боя остаётся всё меньше и меньше. К тому же, с укреплением советской власти с 20-х годов прошлого века за боевой пляс бузы и рукопашный бой можно было угодить в тюрьму.

Борьба Буза, как и родовой стиль князя Голицына, уходит своими корнями в северо-западные земли страны, то и приёмы князей Голицыных входят сегодня в неё. Боевые традиции Голицыных были достаточно богаты и смогли скрытно сохраниться до наших дней. А накопленный родовой опыт рукопашных приёмов последний потомок Голицыных, Борис Васильевич Тимофеев-Голицын успел передать нашим современникам, Базлову Григорию и Семёнову Дмитрию.

Кадочников А. А. о бузе сказал так: «Нужно вбирать всё лучшее, чтобы восстановить ту единую систему русского боя, которая способствовала появлению различных боевых стилей. Это и моя система, и приёмы князя Голицына, и буза».

Это была буза — борьба-мамонька русского народа.

Как утверждает собиратель "Бузы", это боевое искусство было создано на основе традиций русского кулачного боя, которая во второй половине XX века существовала в деревенских артелях кулачных бойцов Северо-Запада европейской части России.

Буза - боевое искусство, воссозданное в Твери Г. Н. Базловым в 1990-х годах. Включает в себя боевой пляс, рукопашный бой, а также бой с оружием. Как утверждает собиратель "Бузы", это боевое искусство было создано на основе традиций русского кулачного боя, которая во второй половине XX века существовала в деревенских артелях кулачных бойцов Северо-Запада европейской части России. Материалы по боевой технике были собраны во время этнографических экспедиций в сёлах Тверской, Новгородской, Вологодской и Псковской областей. Прародителя современного русского воинского искусства следует искать в дремучей бездне тысячелетий, ибо если исходить из выражения «Боевое искусство - душа народа», то корни русской боевой культуры надо искать в тех глубинах истории, когда складывались особенности протославянской, славянской, а затем русской нации. Буза - контактный бой, который мог продолжаться до первой крови, до падения, до вытеснения противника с поля, до демонстрации явного преимущества. Часто во время обрядов практиковался бой безоружного против вооруженного треской, ножом или лаской. Согласно критериям, вооруженный и безоружный боец равны в шансах, но, чтобы невольно не нанести тяжких повреждений при совершении обряда, боец, вооруженный ножом или лаской, не наносил колющих ударов - только рубящие. Самым сложным обрядом был бой «втемную», часто безоружного против вооруженного холодным оружием, а также на равных - оба с холодным оружием. В этих случаях нередко случались тяжелые ранения и смертельные исходы. Все движения, которыми сопровождалась «Буза», кодируемые в боевом танце, помимо прикладного значения, обладали скрытым магическим смыслом и тесно связаны с мифологией... Своеобразна философско-мифологическая традиция «Бузы», хотя она и базируется на фундаменте общерусской воинской культуры Техника Самым важным, фундаментальным теоретическим принципом «Бузы» является отказ от жестких форм - приемов и ударов. Работа проходит по определенным канонам - принципам, которые гарантируют успешное действие. Невозможно заранее подготовить приемы на все ситуации, которые подстерегают нас в жизни, но можно научить «тело думать», т. е. находить выход из складывающихся внезапных ситуаций. Это достигается многократными упражнениями по использованию принципов в неожиданных ситуациях. На тренировке ставится тактическая задача и не оговаривается от какого именно удара будет защищаться боец, атаки не должны повторяться. Когда приходит овладение грамотной импровизацией, бойцу все равно каким способом на него будут нападать. Такой или подобный подход в обучении свойствен большинству видов русских прикладных единоборств. Особое, собственно «Бузовское», в технике - это прежде всего «пьяность». На фоне общего расслабления и особого психофизического состояния боец двигается, напоминая движениями подвыпившего человека, движения выглядят разбалансированными неуправляемыми, чередуются хлесткие всплески с медлительными покачиваниями. В это время в теле появляется ощущение приятной зудящей подобранности, наподобие того, что должно чувствовать пиво во время интенсивного брожения. Про такое пиво, как и про такое ощущение, говорят «заиграло». Этим словом пользуемся как термином. В технике отсутствует понятие стоек, т. к. считается, что движения не должны прерываться. Существует представление о двух крайних положениях тела. Это максимально раскрытое «петух» и максимально закрытое - «медведь» - «рамка». Первое движение характеризуется выплеском, второе - генерацией энергии. Перемещение осуществляется по инерции, если нога движется наружу, то ставится на пятку, если внутрь, то на носок, если движется строго вперед и строго назад, то положение стопы произвольное - в зависимости от ситуации. Нанесение удара часто сопровождается топаньем. Боец должен отдавать матери - сырой земле свою энергию через топанье, за что она воздаст сторицей тут же. Еще одна особенность: движения должны быть экономичны и функциональны, не должно быть движения ради движения. Очень важным является понятие о складывании движений или «волна». В момент любого действия должен быть вовлечен весь организм как целостная система. Защита - это способ избегнуть поражения. В «Бузе» отдается предпочтение уверткам, во время которых боец выходит из плоскости, в которой противник проводит атаку, а следовательно, избегает поражения. «...Когда уклоняешься от удара, не отходи, а наоборот, к нему липни, чтоб удобно ответить было...» (из наставлений деда - кулачного бойца). Другой способ защиты - фехтование на руках и ногах, Когда ударом «пересекаешь» удар противника. Не блок, а такой способ защиты, когда одним и тем же движением и удар наносишь, и пресекаешь атаку. Контратакуют противника на его же движении, обращают силу его движения против него самого: либо ставя ему «подставки» (локоть, колено, кулак и т. д.) на встречном движении, на которые он «нарывается» и «разбивается», либо выходят из зоны поражения и движениями, сонаправленными с движениями противника, развивают идею его атаки до абсурда, в результате чего он либо просто падает, либо разбивается о подставку. Обычно эти действия сочетаются. Существуют два вида поединка: бой игровой и бой реальный, «увечный». В бою игровом используются «пересекания» и увертки без подставок, исключается направленный вход броском - «сшибка». Бой реальный направлен на уничтожение противника, выведение его из строя и не случайно носит название «увечный».В нем используются максимально эффективные и минимально энергоемкие способы поражения. Удары делятся на две основные группы: 1) направленные вовнутрь (закрывающие) - «запашка»; 2) направленные наружу (открывающие) - «отмашка». В своем крайнем выражении они воплощаются в положениях «медведь» и «петух». Все удары и движения имеют спиралевидную или округлую форму. Тело постоянно расслаблено, во время удара (момента контакта) хлесткой рукой ставится энергетический акцент, без мышечного напряжения. Удары руками и ногами делятся по шарнирности: «с крыла» - с плеча, с локтя, с кисти. Часто удар сочетает в себе не только комбинацию («с крыла» + с локтя + с кисти), но и + движение всего тела. Во время некоторых ударов происходит встряхивание всего тела, что переводит волновой удар в импульсивный. Удары ногами строятся по тем же принципам, единственное, о чем следует сказать, это то, что ногами не принято бить выше солнечного сплетения. Это не значит, что высоко ударить при необходимости нельзя - можно, но предпочтение отдается невысоким ударам. Своеобразна работа ногами «в ползунках» - бою на нижнем уровне. Здесь многие движения совпадают с «коленцами» из русской и украинской народной пляски, руки служат больше для защиты, а ноги для контратаки. Удары наносятся в пах, голень, колено - не высоко, но травматично. Вместе с нижним боем «ползунки» включают в себя прыжки, тоже встречающиеся в пляске, но они выполняют больше вспомогательную функцию и используются редко
P.S. Редкостный этнографический бред, где под видом отвратительного каратэ и дзю-дзюцу показывают якобы исконные стили русской борьба, про которую никто кроме создателей слыхом не слыхали. Но как фантазии родноверов доставляет))))

Название школы:

Буза - северо-западная традиция русского рукопашного боя

Руководство:

Базлов Григорий Николаевич. Окончил ТГУ, защитил диссертацию в МГУ, кандидат исторических наук. Женат, трое сыновей.

  • Президент Центра Традиционного Русского Боевого Искусства.
  • Составитель методики обучения Русскому Рукопашному Бою «Буза».
  • Проводит подготовку отрядов специального назначения по рукопашному, ножевому бою и тактической стрельбе.

В 1993 году закончил исторический факультет Тверского Государственного Университета, где, после окончания, стал работать преподавателем на кафедре истории древнего мира и средних веков по специальности этнология. С 1989 г. регулярно проводил этнологические и фольклорные экспедиции по Тверской области. Более 4-х лет экспедиции под его началом работали в Удомельском районе, в Поместье. Были также экспедиции в Вологодскую, Новгородскую, Псковскую области, на Украину и Урал, в Сибирь. Параллельно работал тренером по русскому рукопашному бою. Руководит тверским историко-этнографическим клубом “Белый волк”.
В 2004 г. в Московском Государственном Университете на кафедре этнологии исторического факультета защитил кандидатскую диссертацию по теме: “Артели кулачных бойцов-рукопашников северо-западной России”.
Многие годы исследует восточнославянские боевые традиции и системы рукопашного боя. Руководит направлением северо-западной традиции русского рукопашного боя — БУЗА (сайт в Интернете: http://www.buza.ru). (Неоднократно семинары по “Бузе” проводились и в Удомельском районе).
Участвовал в зарубежных экспедициях, исследовал боевые культуры разных народов: в Бразилии (капоэйра), в Шотландии (горские боевые игры), у людоедов острова Папуасов, в Индонезии (силат), в Бирме (у охотников за головами — оборотней в тигров, народа наги, знакомился с фехтованием народа чин), в Амазонии- у охотников за головами — индейцев шуаров, у бедуинов Йемена и др.

О системе:

Буза — русская северо-западная воинская традиция, сложившаяся в родовых дружинах новгородских Словен и Кривичей. До второй половины ХХ-го века бытовала в деревенских артелях кулачных бойцов. Включает в себя боевой пляс, способы боя оружием и голыми руками.

Видео:

География:

Буза имеет свои отделения более чем в 10 городах России.

Контакты:

http://www.buza.su

Буза (боевое искусство)

Палочный бой

В бузе выделяют несколько основных размеров палок.

  1. Кол - (1.5 - 2 метра). Обычно кол был заострен с одной стороны. Колы чаще отламывали от изгороди во время внезапно вспыхнувшей драки, то есть они были скорее подручным средством, чем специальным оружием. Однако были и специальные колы, которые готовили непосредственно для драк. Такие палки часто заранее вымачивали в воде, чтобы они стали тяжелее, прочнее и, чтобы «залипали» при ударе. В деревне Карманово Тверской области нам рассказывали о «колах моченых», которые надолго клались в специальный брусничный рассол. Говорят, что такая палка «вокруг шеи обовьётся, не сломается».
  2. Тростка, (1,5 - 1 метр). Может быть размером как трость и как дорожный посох, достигая высоты солнечного сплетения. Обычно обжигалась и орнаментировалась . Помимо утилитарного - боевого назначения тростка также являлась символом кулачного бойца. По нанесённым на неё знакам можно было узнать, к какой артели принадлежит боец, какую роль играет в боевой группе, сколько провел боёв. В бузе тростка является одним из основных символов принадлежности к бузовскому движению . Бывали также и металлические тростки.
  3. Ручник - боевая палка длиной с руку или с пол руки. Обычно делалась из сломанных орнаментированных тросток. Изготавливали также и ручники из металла. В Максатихинском , Кашинском , Удомельском и других районах Тверской области было принято дарить орнаментированные ручники понравившимся девушкам.
  4. Чижики или закладки - короткие палки длиной с ладонь. Применялись в рукопашном бою как вспомогательное средство, усиливающее поражающие факторы кулака. Изготавливались боевые палки из различных пород дерева, но чаще из осины , берёзы , можжевельника, дуба.

Техника палочного боя в бузе делится на три основные категории.

  1. Подорожная - когда бой ведется палкой, удерживаемой обратным хватом за верхний конец, так как человек держит её во время ходьбы.
  2. Хваста́ние - когда палка удерживается прямым хватом, одной или двумя руками, за один конец, а другим наносятся удары.
  3. Бой переводом - когда палка удерживается за середину и точки удержания палки постоянно смещаются.

Во время боя на палках все три техники применяются одновременно, сменяя одна другую по мере необходимости. Существуют способы боя двумя палками одновременно и техники, сочетающие в бою палку с каким-либо другим оружием, например, с ножом.

Боевой пляс

Это одиночный, парный или групповой мужской танец, в котором содержатся элементы боевой подготовки. Основных разновидности русского боевого пляса существует две.

Первая - это пляска вприсядку, раздел обыкновенной, традиционной русской мужской пляски. Эта традиция подготавливает бойца к сражению лежа, сидя и на корточках. Особые плясовые перемещения и движения в бою становятся ударами и защитами. Говорят, что прежде эта традиция была обязательной в подготовке всадников, наряду с акробатикой джигитовки. Упавший с коня всадник, используя технику боя вприсядку, мог уйти от сабельного удара, выбить из седла противника и завладеть его конем, проскочить под брюхом идущей лошади подрезая ей паховину. В пешем бою применялся для боя в толкучке и в случае падения на землю. Существует техника боя безоружного и вооруженного.

Другая разновидность - это «ломание» или «буза». Этот вид боевого пляса содержит элементы рукопашного боя стоя. Ломание совсем не напоминает ката, тао или другие комплексы боевых движений. Движения в ломании не являются исполнением приемов без партнера. Также это не связки атак и защит. Боевые элементы ломания - это скорее «зародыши» движений, являющиеся одновременно материнской - потенциальной биомеханической моделью, из которой в бою вырастают в зависимости от ситуации, и удары, и защиты, и броски. Эти элементы называются «коленца» окончательное их число неизвестно, вероятно, что оно ни когда и не было установлено, приблизительно их от 7и - до 15и. Элементы эти соединяются в пляске спонтанно, нанизываясь на общую динамическую танцевальную канву. Однако, наиболее отличающим ломание от простой пляски является не это. Ломание бузы, это прежде всего ломание ритма. Бузящийся боец сознательно пляшет, нарушая своими движениями ритм пляски и гармонию музыки, поёт припевки под-драку, не в такт и не в лад. Таким образом, он выпадает из общего окружающего ритма, разрушая рамки своего привычного восприятия .

Примечания

Ссылки

  • Базлов Г. Русский рукопашный бой Буза. - 2006. - ISBN 5-9900336-4-8
  • Покровская артель