Снегопад внезапно прекратился. Уникальная методика развития детей всех возрастов: «буквограмма. Сделать фонетический разбор слов

Снегопад внезапно прекратился. Уникальная методика развития детей всех возрастов: «буквограмма. Сделать фонетический разбор слов

^ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ,

УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА

I. Учащиеся должны знать определения основных языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, изученных в VII классе, уметь обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу VIIкласса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:


  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на мате­риале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
^ КОНТРОЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ПРЕДМЕТУ

ИЗБУШКА В ТАЙГЕ

Никто не встретил нас на Белой горе. Избушка была пуста.

В углу избушки стоит печь, рядом аккуратно сложены полешки дров. На столе в жестяной банке сахар, пачка соли и чай в бумажке. Когда мы будем уходить, и мы оставим сухие дрова и что-нибудь из еды. Зайдет в избушку охотник, разожжет огонь в печке, обогреется, поест и снова в путь.

Вокруг избушки разрослась дикая малина, а в самой избушке поселились бурундуки. Они собирают шиповник и прячут на зиму под избушкой. Утром, как пригреет солнышко, они бегут друг за другом по каменным ступеням, кубарем скатываются вниз, а самый храбрый бурундук забирается выше и сидит на верхней ступеньке, замирает, вслушивается. Треснет ветка - храбрец катится вниз и визжит. За ним все бурундуки мчатся в покинутую избушку. (По Г. Снегиреву) (122 слова)

Дополнительные задания


  1. Найдите сложное предложение, подчеркните в нем грамматические основы. Одно из простых предложений, входящих в состав сложного, разберите по членам предложения.

  2. Подчеркните словосочетания, в которые входит существительное избушка, определите падеж существительного; составьте словосочетание со словом избушка в том падеже, который отсутствует в тексте.

  1. Укажите три-четыре разных по значению местоимения.

  1. Найдите два-три слова с чередующимися гласными в корне, графически объясните выбор гласных в них.

  2. Выпишите глагол, укажите его морфологические признаки: совер­шенного вида (I вариант), несовершенного вида (II вариант).

^ ЗАБРОШЕННЫЙ ДОМ

Дом был не похож на деревенскую избу. У него виднелись широкие окна, точеные перильца у крыльца. Двери с деревянными украшениями были приоткрыты.

В дощатых сенях было пусто, лишь на рассохшейся кадушке сидела коричневая бабочка. Когда мы вошли, она вылетела в узкую солнечную щель. В кухне разевала темную пасть русская печь, выложенная поверху зелеными изразцами. В углу валялись некрашеные сломанные табуретки. На широком столе сидел серый зверек, вылетевший стрелой в разбитое окно, оставив на столе шелуху каких-то семечек.

Мы на цыпочках обошли комнаты. Половицы мягко прогиба­лись под ногами. В комнатах сохранилась кое-какая мебель: ржавая кровать, облезлые стулья, книжный шкаф с выбитыми стеклами. Шкаф был на полметра отодвинут от стены, будто его пытались унести из дома, а потом бросили.

Дом был брошенный. Было видно, что здесь давно никто не живет.

(^ По В. Крапивину) (128 слов)

Дополнительные задания


  1. Найдите в тексте два причастия: полной и краткой формы, произведите морфологический разбор и разбор по составу выбранных причастий.

  2. Выпишите два прилагательных, образованных от существительного и от глагола, обозначьте суффиксы в том и другом слове. Докажите, что одно из выбранных слов - отглагольное прилагательное.

  3. Выпишите слова с приставками на з и с , объясните их выбор.

  4. Укажите орфограммы в словах: приоткрыты, (на)кадушке, шкаф (I вариант), никто, не живет, (в)узкую (II вариант).

  5. Произведите синтаксический разбор второго предложения (I вариант), предложения В кухне разевала темную пасть русская печь... (II вариант).

^ ДУБ, ОБЛЮБОВАННЫЙ ХУДОЖНИКОМ

На краю открывшейся поляны у костерочка на корточках сидел человек. Шапка и плечи запорошены снегом, руки зябко простерты над огнем. В нескольких шагах под деревом стоял подрамник с неоконченным этюдом - рыжий дуб на краю опушки.

Снегопад внезапно прекратился. По запорошенной поляне промчалась синяя тень убегающей тучи, и снова все вокруг засияло молодо и радостно. Дуб, облюбованный художником, ярко вспыхнул на солнце бронзовыми вихрами перезимовавшей листвы и отбросил от себя длинную тень через всю поляну к ногам двух обнявшихся молодых березок на другом ее конце.

Живописец схватил кисть, он работал сосредоточенно и быстро, будто боялся, что внезапное ненастье может снова погасить краски. Я следил, как постепенно, после точных и неуловимых мазков кистью, оживал и от ветки к ветке зажигался солнечным светом лесной великан. (По Е. Носову) (122 слова)

Дополнительные задания

1. Подчеркните причастный оборот, стоящий перед словом, к которому он относится (I вариант), причастный оборот, стоящий после слова, к которому он относится (II вариант).


  1. Произведите морфологический разбор причастия убегающей (тучи) (I вариант), облюбованный (дуб) (II вариант).

  2. Разберите слова по составу: запорошены, подрамник, зажигался (I вариант), открывшейся, живописец, погасить (II вариант).

  3. Выпишите сложное предложение, подчеркните в нем грамматиче­ские основы.

  4. Найдите два-три слова с проверяемой согласной, объясните условия выбора нужной буквы.

^ ГОСТИ ПРИЕХАЛИ

Через несколько минут Никита, стоя в коридоре, увидел, как тяжело отворилась обитая войлоком дверь, влетел клуб морозного пара и появилась высокая и полная женщина, вся запорошенная снегом. Она держала за руку мальчика в сером пальто с блестящими пуговицами и в башлыке. За ним, стуча морозными валенками, вошел ямщик с ледяной бородой, с желтыми сосуль­ками вместо усов, с белыми мохнатыми ресницами. На руках у него лежала девочка, склонив голову на плечо ямщика.

Войдя, высокая женщина воскликнула громким басом: «Александра Леонтьевна, принимай гостей!»

Это была матушкина приятельница, живущая всегда в Самаре. Сын ее, ожидая, когда с него снимут башлык, глядел на Никиту. Матушка приняла у кучера спящую девочку. Девочка вздохнула и открыла синие большие глаза и вздохнула еще раз, просыпаясь. (По А. Н. Толстому) (118 слов)

Примечание. ^ Башлык - суконный теплый головной убор с длинными концами, надеваемый поверх шапки.

Дополнительные задания


  1. Найдите в тексте одно деепричастие и одно причастие, выпишите каждое из них со словом, к которому оно относится. Разберите их по составу.

  2. Найдите предложение с деепричастным оборотом, замените его синонимичным сложным предложением.

  3. Образуйте возможные формы причастий и деепричастий от глагола держала (I вариант), лежала (II вариант).

  4. Разберите слова по составу: обитая (дверь), запорошенная (женщина), вздохнула ( I вариант), воскликнула, блестящими (пуговицами), матушкина (II вариант).

  5. Найдите устаревшее слово, объясните его значение, подобрав синоним.

Цветник был очень запущен: сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которых уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка с колышками, обделанными в виде четырехгранных пик, когда-то выкрашенная зеленой масляной краской, теперь совсем облезла, рассохлась и развалилась.

А цветник от этого разрушения стал нисколько не хуже. Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов. Желтые коровьяки подымали свои усаженные цветами стрелки еще выше их.

Крапива занимала целый угол цветника; она жглась, но можно было и издали любоваться ее темной зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы. (По В. Гаршину) (117 слов)

Дополнительные задания


  1. Выпишите три-четыре наречия вместе со словом, к которому они относятся, поставьте к наречиям вопрос, определите, к какой смысловой группе наречий они относятся: из 1-го абзаца (I вариант), из 2-го абзаца (II вариант).

  2. Разберите слова по составу: запущен, посыпал, колышками (I вариант), вросшим, облезла, мышиный (II вариант).

  3. Подчеркните слова, которые вы написали через дефис, обоснуйте условия дефисного написания этих слов.

  4. Найдите два-три наречия, образованные суффиксальным способом.

  5. Составьте предложения, употребив в них наречия в сравнительной и превосходной степени.

^ ГЕОГРАФЫ ЗАВИДУЮТ КОСМОНАВТАМ

Во время телерепортажей с борта космической станции мы слышали, как космонавты описывали те районы Земли, над которыми пролетали. Они рассказывали, что с орбиты все выглядит примерно так же, как при полете на реактивном самолете на больших высотах. Отчетливо вырисовываются не только горные хребты, реки, леса, но и желтые пятна островов и береговая кромка морей, окантованных белой пеной прибоя.

Как завидовали в эти минуты космонавтам географы! Чтобы пройти через пустыню или попасть к далеким островам, исследователи тратили многие месяцы, а иногда и годы. Для того чтобы нанести вновь открытый остров на карту, путешественник нередко продирался сквозь прибрежные заросли, переплывал бухту, увязая в непроходимых болотах.

С борга космического корабля с помощью несложных инструментов эту же работу можно сделать в продолжение нескольких часов.

С рождением орбитальных станций очень древняя наука география помолодеет. Она приблизится к новой эпохе Великих открытий. (По В. Губареву) (135 слов)

Дополнительные задания


  1. Произведите синтаксический разбор предложения С борта косми­ ческого корабля... (I вариант), С рождением орбитальных станций... (II вариант).

  2. Разберите слова по составу: рассказывали, отчетливо, береговая (I вариант), окантованных, исследователи, горные (II вариант).

  1. Выпишите два слова, в которых букв больше, чем звуков (I вариант), букв меньше, чем звуков (II вариант).

  2. Составьте предложение с союзами как …, так и (I вариант), не только.. ., но и (II вариант).
5. Сформулируйте самостоятельно задание по орфографии и выполните его.
^ КОРОТКОЕ СЕВЕРНОЕ ЛЕТО

В течение долгой северной ночи люди мечтают о лете. Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже потеряли надежду на приход лета, холодный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Темные тяжелые тучи поползли на деревню. Они ползли медленно, грозно, клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.

Несмотря на ливень, захлопали двери. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под потоки, под проливным дождем радостно перекликались друг с другом. По вспененным лужам носились босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома.

Началось короткое северное лето. Оно зашагало по влажным, курящимся легким паром полям с проклюнувшимися всходами, по обочинам дорог, опушенных нежнейшей зеленью, по отжившим перелескам. Играла, ширилась на солнце молодая березовая рощица, вся подернутая зеленой дымкой. (По Ф. Абрамову) (128 слов)

Дополнительные задания


  1. Выпишите три словосочетания «глагол + существительное с предлогом» из двух первых абзацев (I вариант), из последнего абзаца (II вариант); укажите значение предлогов.

  2. Обозначьте морфемы в словах: поползли, разрастаясь, босоногие (I вариант), опушенных, радостно, бухнуло (II вариант).
3. Подчеркните два причастных оборота: выделяемый запятыми и не выделяемый запятыми.

4. Обозначьте орфограммы в словах: в течение (лета), робко, свинцовой (I вариант), приход, тяжелые, из-за мути (II вариант).

5. Произведите синтаксический разбор предложения ^ По вспененным лужам носились... (I вариант), последнего предложения (II вариант).
ТЮЛЬПАН
Как ни прекрасен тюльпан своей окраской, как ни оригинальна его форма, но почему-то ни греческая, ни римская мифология не создали о нем никакого сказания. И это тем более странно, что тюльпаны в диком состоянии в обилии растут в Греции, где их не могли не заметить как сами жители, так и все те, которые были творцами мифологии.

Первые сведения об этом прелестном цветке мы встречаем в Персии. В этой стране сказаний и песен о розе оригинальный в виде фонаря или кубка цветок не мог пройти незамеченным и носил название «турецкая чалма». Он воспет многими персидскими поэтами, которые утверждали, что с девственной красотой этого растения не могут сравниться ни нежные движения кипариса, ни даже сама роза.

Но еще большей любовью пользовался тюльпан на Востоке, у гурок, где ежегодно справлялся чудный, волшебный праздник тюльпанов. (По Н. Ф. Золотницкому) ( 131 слово)

Дополнительные задания


  1. Подчеркните отрицательные частицы, которые в данном предложении имеют положительный смысл, в первом предложении (I вариант), во втором предложении (II вариант).

  2. Обозначьте морфемы в словах: незамеченным, утверждали, волшебный (1 вариант), окраской, римская, сравниться (II вариант).
3.С помощью словаря иностранных слов объясните значение слова
мифология.

4. Обозначьте окончания существительных и -и, укажите морфологические признаки существительного.

5. Выпишите словосочетания «существительное + прилагательное», «существительное + существительное», разберите их.

^ НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Это удивительно. Моему сыну, Паше, всего четыре с половиной года, а он уже самостоятельно:

  • читает книжки (5-10 страниц),
  • пишет целые предложения (правда иногда с ошибками),
  • разучивает ноты, поет понравившиеся песенки,
  • убирает игрушки за собой в комнате (просто, чтобы сделать нам приятное),
  • послушно ведёт себя на всех занятиях в детском саду,
  • и прочие вещи, которые другие дети в его возрасте с трудом делают даже на половину.
Трудно поверить, но еще полгода назад
он ничего из этого не умел.

Хуже того – Паша был невыносим. Был не усидчив, не мог концентрироваться на чем-то одном дольше одной минуты. К примеру, садишься читать с ним книгу, читаешь 1-2 страницы, а он уже играет с кошкой или рисует на руках. Или, например, пытаешься с ним позаниматься: говоришь, это слог «ма» и переспрашиваешь почти сразу: «Паша, прочитай этот слог», а в ответ тишина.

А что было в садике – вообще страшно рассказывать. Он неумел общаться с другими детьми. Кидался в других детей деревянными кубиками, дрался, толкался и т.д. Как-то он вообще умудрился укусить другого мальчика за лоб. Хотя я чуть вслух не засмеялся, когда увидел пострадавшего. Тот мальчик был выше его на 2 головы. Как Паша умудрился его укусить – загадка. Но факт остаётся фактом, он был абсолютно неуправляем.

Что же помогло так кардинально изменить
Пашу за такой короткий срок времени?

А как вы сами думаете? Многие сразу спрашивают: «А в какой же садик вы ходите?». Якобы, это воспитатели так подействовали на ребёнка. Отнюдь не они. Они, конечно, хорошие и замечательные. Но когда на одного воспитателя в группе приходится более 20 детей – о какой индивидуальной работе можно говорить?

Что дальше? Может врачи? И тут вы снова не угадали. Ходили мы и к педиатру, и к психологу, и к логопеду – ответы у всех шаблонные. Одни говорят пить таблетки (успокоительные, витамины и т.д.), вторые – ходить по 3 раза на дорогие доп. занятия, третьи – обвиняют нас в плохом воспитании.

Честно сказать пить успокоительные таблетки мы не стали, я считаю это недопустимым в таком возрасте…, а вот на занятия мы походили (отдали около 10.000 рублей), повоспитывали его по специальной книжке, которую рекомендовал психолог, а результат – плакать хочется.

Кстати, начали этим заниматься в 3 года. То есть на всю эту «коррекцию» ушел целый год. По-моему, уж за это время должен был быть хоть какой-то результат. Или я не прав?

А ларчик просто открывался…

Как часто это бывает в жизни, помогло нам то, на что меньше всего надеялись. Если у вас есть похожие проблемы с вашим ребёнком, вам обязательно стоит это попробовать.

Об этой методике я узнал из телевизора (хоть и редко его смотрю). Там выступала женщина, зовут её Светлана Юлиановна Шишкова. Так вот, она рассказала, что развитие способностей детей (к чтению, к письму, к мышлению и проявлению талантов) зависят от качественного «фундамента».

Я не могу в точности пересказать то, что она говорила, поэтому настоятельно советую прочитать описание этой методики и её возможности . Но часть все равно скопирую вам сюда.

  • ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СЕНСОМОТОРНОМ УРОВНЕ (действия и ощущения);
  • АКТИВАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВСЕХ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (внимание, память, пространственные отношения);
  • АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА (кандидат психологических наук, доцент Шишкова С. Ю.);
  • ПРОГРАММА РАБОТАЕТ КАК ДЛЯ ЗДОРОВЫХ, ТАК И ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ (СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью; ММД – минимальная мозговая дисфункция; ЗПР – задержка психического развития; аутизм и т.д.);

Я заказал эту программу по интернету сразу же, как увидел о ней по телевизору. Зашел на сайт, почитал, посмотрел видео самой Светланы Юлиановны об этой методике, почитал отзывы даже самих детей – потрясающе.

Кстати о результатах, в итоге уже через 2 месяца мы:

  • С удовольствием ходим в детский сад и прекрасно слушаемся воспитателей
  • Ребенок стал более усидчивым, научился концентрировать внимание на занятиях, хорошо запоминает стихи и читает их лучше других в группе
  • Нам дают почти всегда главные роли во всех утренниках
  • Мы пишем! Пишем, конечно, с ошибками, но пишем! Из серии: «спасиба мамачка», «папачка», «малако» и т.д. Зато буквы, какой правильный становится у него почерк… мммм. Это просто чудо! Ощущение, будто развитие его мелкой моторики перешло на совершенно другой уровень.
  • А теперь – внимание…

  • В расширенной версии, одним из бонусов является «Английский язык с легкостью» и мы с Пашей уже начали изучение! Еще год назад на «нашем» слова вымолвить не мог, а сейчас уже английский начинает постигать. Конечно же речь не о разговорном английском)) Пока что, мы изучаем правильность написания букв…

*Программа, кстати, предназначена для детей от 2 до 15 лет. По ней можно готовится и к садику, и к школе. Она очень хорошо развивает мелкую моторику, усидчивость, концентрацию внимания, память, пространственное мышление, логику – в общем развивает мозг ребёнка и у ребенка появляется желание учиться.

Дорогие друзья, родители, мамы
и папы, дедушки и бабушки!

Если вы мечтаете о том, чтобы ваш ребенок был самым лучшим, талантливым и успешным во всём, вы просто обязаны хотя бы посмотреть на эту программу. Покупать или нет, решайте сами. Но как минимум я сильно рекомендую почитать подробнее об этой программе и посмотрите отзывы, которые оставляют сами дети после занятия по этой методике. Там есть, кстати, и их творческие работы, которые делали дети разных возрастов – и в 3 года, и в 6 лет, и в 12 лет. Поверьте мне, ваш ребенок может быть в десятки и сотни раз умнее, быстрее, талантливее, чем сейчас – вам просто необходимо раскрыть его с помощью какого-то инструмента. Я думаю методика «Буквограмма» это прекрасный инструмент для развития фундамента ребенка.

Лично я заказывал и всё читал о . Переходите по ссылке (она без вирусов, всё хорошо))) и читайте уже прямо сейчас.

Здоровья вашим детям

С уважением, Сергей (отец Павла).


Контрольный диктант № 5

Цель:

Написание не с причастиями;

Н-нн в причастиях;

Написание не с глаголами.

Знаки препинания:

:

Разбор слова по составу;

Выделять причастные обороты;

Дуб, облюбованный художником

На краю открывшейся поляны у костерочка на корточках сидел человек. Шапка и плечи запорошены снегом. Руки зябко простёрты над огнём. В нескольких шагах под деревом стоял подрамник с неоконченным этюдом - рыжий дуб на краю опушки.

Снегопад внезапно прекратился. По запорошенной поляне промчалась синяя тень убегающей тучи, и снова всё вокруг засияло молодо и радостно. Дуб, облюбованный художником, ярко вспыхнул на солнце бронзовыми вихрами перезимовавшей листвы и отбросил от себя длинную тень через всю поляну к ногам двух обнявшихся молодых берёзок на другом её конце.

Живописец схватил кисть, он работал сосредоточенно и быстро, будто боялся, что внезапное ненастье может снова погасить краски. Я следил, как постепенно, после точных и неуловимых мазков кистью, оживал и от ветки к ветке зажигался солнечным светом лесной великан.

(122 слова) (По Е. Носову)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть причастный оборот, стоящий перед словом, к которому он относится. - 1-й вариант

Причастный оборот, стоящий после слова, к которому он относится - 2-й вариант

2. Произвести морфологический разбор причастия:

Убегающей (тучей) - 1-й вариант облюбованный (дуб) - 2-й вариант

3. Разберите слова по составу:

Запорошены, подрамник, зажигался - 1-й вариант

Открывшейся, живописец, погасить - 2-й вариант

4.Сделать синтаксический разбор предложения:

Шапка и плечи запорошены снегом. - 1-й вариант

Руки зябко простёрты над огнём . - 2-й вариант

5. Найдите 2-3 слова с проверяемой согласной, объясните условия выбора нужной буквы.

6.Орфографический разбор текста.

Диктант

Грамматическое задание

Контрольный диктант № 6

Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 1-й четверти по теме «Причастие».

Правописание проверяемых безударных гласных;

Правописание непроверяемых безударных гласных;

Написание корней с чередованием;

Написание е-и в суффиксах существительных;

Написание не с причастиями;

Н-нн в причастиях;

Правильное написание глагольных окончаний;

Написание не с глаголами.

Знаки препинания:

Запятая при однородных членах предложения;

Запятые при причастном обороте;

Запятая в сложном предложении.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков :

Определять разряды причастий;

Разбор слова по составу;

Синтаксический разбор предложения;

Разбирать слово морфологически и фонетически.

Летний дождь

Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов. Трава, не орошённая дождём, сиротливо приникла к земле. Внезапно налетевший ветер быстро затих. Вот медленно приближается огромная свинцовая туча. Она закрывает всё небо и грозно висит над притихшей землёй.

Озеро уже не взволновано, оно затихло. Вдруг блеснула яркая молния, раздался оглушительный удар грома. Крупный летний дождь зашумел по запылённым листьям деревьев. Земля жадно пила бодрящую влагу. На лугах, расстилающихся по берегам озера, зазеленела освежённая трава. Омытые дождём деревья ярко засверкали нарядной листвой. Туча бледнела. Не закрытое тучей солнце снова осветило успокоенную землю.

Неглубокие лужицы ярко блестели на солнце. Последние небольшие тучки убегали, гонимые лёгким ветерком.

Природа, оживлённая дождём, казалась одетой в блестящий праздничный наряд.

(119 слов) (По Л. Виноградовой)

Грамматические задания

1. В тексте диктанта найти причастия и указать: действительное или страдательное (д. или с.)

В первом и третьем абзацах - 1-й вариант Во втором - 2-й вариант

2. Выписать из текста слова и объяснить:

Правописание не с прилагательными и причастиями - 1-й вариант

Правописание н-нн в причастиях - 2-й вариант

3. Разобрать по составу слово:

Расстилающихся - 1-й вариант взволнованное - 2-й вариант

Трава, не орошённая дождём, сиротливо приникла к земле. - 1-й вариант

На лугах, расстилающихся по берегам озера, зазеленела освежённая трава. - 2-й вариант

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Контрольный диктант № 7

Цель:

Правописание проверяемых безударных гласных;

Правописание непроверяемых безударных гласных;

Написание корней с чередованием;

Написание е-и в суффиксах существительных;

Н-нн в причастиях;

Правильное написание глагольных окончаний;

Написание не с глаголами.

Знаки препинания:

Запятая при однородных членах предложения;

Запятые при причастном и деепричастном обороте;

Запятая в сложном предложении.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков :

Разбор слова по составу;

Синтаксический разбор предложения;

Разбирать слово морфологически и фонетически.

На озере

Наступили дни поздней осени. По небу плыли тяжёлые тучи, едва не цепляясь за верхушки сосен, сеяли день и ночь на землю мелкий, холодный дождь.

Теперь в эту осеннюю пору шёл утиный пролёт… Далеко на севере уже наступила зима, сковав реки и озёра льдом. И вся масса водоплавающих птиц тронулась в далёкий путь на юг, к берегам тёплых, незамерзающих морей. Огромные стаи северных уток каждый день прибывали с той стороны, откуда вслед за серыми тучами, за отлетающей птицей движется к нам зима.

Но пока она ещё не добралась, не покрыла воду и землю снегом и льдом, утки не торопились дальше на юг. Они, отдыхая на озере, кормились и набирались сил на дальнейший путь.

(112 слов) (По Г. Скребицкому)

Грамматические задания

1. Сделать фонетический разбор слова:

Сеяли - 1-й вариант землю - 2-й вариант

2. Разобрать слова по составу:

Цепляясь, (за) отлетающей - 1-й вариант незамерзающих, набирались - 2-й вариант

3. Произвести морфологический разбор слова:

Сковав - 1-й вариант отдыхая - 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Далеко на севере уже наступила зима, сковав реки и озёра льдом. - 1-й вариант

Они, отдыхая на озере, кормились и набирались сил на дальнейший путь. - 2-й вариант

5.Орфографический разбор текста.

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Контрольный диктант № 8

Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 2-й четверти по теме «Деепричастие. Наречие» и 1-го полугодия

А также уровня сформированности орфографической зоркости и пунктуационных умений и навыков:

Правописание проверяемых безударных гласных;

Правописание непроверяемых безударных гласных;

Написание корней с чередованием;

Написание е-и в суффиксах существительных;

Написание не с причастиями и деепричастиями;

Н-нн в причастиях;

Правильное написание глагольных окончаний;

Написание не с глаголами.

Знаки препинания:

Запятая при однородных членах предложения;

Запятые при причастном обороте;

Запятая в сложном предложении.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков :

Находить причастные и деепричастные обороты в тексте;

Разбор слова по составу;

Синтаксический разбор предложения;

Разбирать слово морфологически и фонетически.

Диктант

Продолжая двигаться, огромная туча, опускаясь всё ниже к земле, смешалась с туманом. Она словно расталкивала другие голубоватые облачка, пытавшиеся расположиться по ветру. Облачка походили на корабли, выстроившиеся для морского сражения.

Вскоре за синей тучей, расползавшейся по всему небу со скоростью прибывающей во время прилива морской воды, исчезли последние солнечные лучи. Темно-серый цвет просачивался сквозь длинное облако, едва освещая землю. Затрепетав, прошумела листва на деревьях, хотя даже слабый ветерок не колебал её. Всё вокруг потемнело, как это бывает после захода солнца.

Внезапно вспышка ослепительной молнии распорола тучи, и, осветившись ею, небо словно раскололось. Удар грома, достигший лесной опушки, потряс землю. Через минуту крупные капли дождя застучали по листве деревьев, по кустам. Полил дождь, не прекращавшийся до самого утра.

(118 слов) (По П.Проскурину)

Грамматические задания

1. В тексте диктанта выделить причастные и деепричастные обороты:

Во втором абзаце - 1-й вариант в третьем абзаце - 2-й вариант

2. Сделать фонетический разбор слова:

Сражения - 1-й вариант освещая - 2-й вариант

3. Разобрать слова по составу:

Затрепетав, расползавшейся - 1-й вариант осветившись, пытавшиеся - 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Темно-серый цвет просачивался сквозь длинное облако, едва освещая землю . - 1-й вариант

Удар грома, достигший лесной опушки, потряс землю . - 2-й вариант

5.Орфографический разбор текста.

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

ВЕСЕННИМИ ТРОПАМИ

(1)В день, когда по народному поверью зима с молодой весной силой меряется, всяк тайно желает, чтобы верх весна взяла.

(2)А загостившейся зиме намекает, что-де пора и честь знать: проводы с блинами устраивают, скворечники на шестах вывесят, а на колхозной усадьбе нетерпеливый тракторист запустит мотор и, окутанный грохотом, вслушивается во что-то, а у самого в глазах тоже удаль да лукавство.

(3) И я всё с большим нетерпением ожидаю перелома в природе: когда наконец всполошится всё вокруг от хмельной радости обновления?

(4) В тот день меня разбудила синица. (5)Я выглянул в окно и зажмурился от яркости огромного многоярусного облака, повисшего среди начисто выметенного неба. (6)Оно было соткано из солнечного сияния и нетронутой белизны, и казалось, что сама весна прилетела на этом белом чуде.

(7)Весна вся в движении. (8)Надо поспеть за нею, ничего не упустить в её чародействе. (9)3арядил фотоаппарат, вытащил из ящика болотные сапоги. (10)Трубач, увидев сапоги, вскочил с подстилки, запрыгал, застучал хвостом по стульям. (11)Он давно ожидал, когда я наконец начну собираться.

(12) - Идём, дружище, весну встречать.

(13) 3а городом уже пестро от проталин. (14)Чернели гребни прошлогодней пахоты, бурели пролысины старой травы. (15)Солнце плавило остатки снега, и воздух звенел от стеклянного шороха бессчётного множества подтаивавших льдинок, от стекающей капля за каплей где-то в тайниках сугробов талой воды.

(16)... В кустах послышался отрывистый лай Трубача. (17)Я поспешил на голос. (18)На краю открывшейся поляны у костерка на корточках сидел человек. (19)Шапка и плечи запорошены снегом, руки зябко простёрты над огнём. (20)В нескольких шагах под деревом стоял подрамник с неоконченным этюдом - рыжий дуб на краю опушки.

(21) - Не помешал?

(22) - Нет, пожалуйста.

(23) - Холодно работать, - посочувствовал я.

(24) - Холодновато, - передёрнул плечами художник. - (25)Руки зябнут. (26)Но что поделаешь? (27)Искусство, как говорится, требует жертв. (28)А тут ещё откуда-то снег взялся. (29)Приходится вот пережидать.

(30)- Удивительное это время - март, - продолжал художник, потирая над огнём одна о другую выпачканные красками руки.(31)- Голые деревья, голые поля, лужи и грязь на дорогах.

(32)Но встанешь утром, а на стене - зайчик. (33)И улыбаешься, как школьник. (34)А потом собираешь краски, кисти и шлёпаешь куда глаза глядят - по грязи, по лужам. (35)Чёрт знает что такое!

(З6)Взрослый человек!

(37)Снегопад внезапно прекратился. (38)По запорошенной поляне промчалась синяя тень убегающей тучи, и снова всё вокруг засияло молодо и радостно. (39)Дуб, облюбованный художником, ярко вспыхнул на солнце бронзовыми вихрами перезимовавшей листвы и отбросил от себя длинную тень через всю поляну к ногам двух обнявшихся молодых берёзок на другом её конце.

(40) - Вот и солнце! - обрадовался живописец и поспешил к холсту.

(41) Он работал сосредоточенно и быстро, будто боялся, что внезапное ненастье может снова погасить краски. (42)Сидя у огня, я следил, как постепенно, после точных и неуловимых мазков кистью, оживал и от ветки к ветке зажигался солнечным светом лесной великан.

(43) - Здорово у вас получается! - не удержался я.

(44) Художник обернулся на мои слова и, усмехнувшись, поморщился.

(45) - Я вот понесу холст домой, а по дороге тоже будут восхищаться: (46)«Как живописно! (47)Смотрите, какая прелесть!

(48)Неужели у нас есть такие места?» (49)Но никому и невдомёк, что я несу букет без запаха. (50)Самое главное - аромат не сумел унести с собой. (51)Он остался здесь, в лесу. (52)А вы говорите, получается... (53)Чёрта с два! (54)Вот если бы принести горсть лесного тумана или сберечь хоть одну снежинку и показать людям - это было бы действительно здорово!

(55)Вот в чём вся закавыка искусства: донести, не расплескать.

(56)Но попробуй донеси! (57)Вот он, шельмец, журчит в кустах.

(58)Там и ручеёк-то - кружка воды. (59)Но шуму - на весь лес.

(60)То он в корнях запутался, жужжит как шмель, то где-то промытым ледяным коридором, всплескиваясь, мчится, то опять сердится на завалах, а с обрыва в реку стекает по корням подмытого дерева, рассыпается на множество струй, и отдаёт в тишине хрустальным звоном каждая упавшая с высоты капля. (61)Попробуй изобрази. (62)И всё же надо добиваться. (63)Ведь можно, я знаю.

(64)Могли же Левитан, Васильев, Шишкин...

(65)Как донести, не расплескать всё это и рассказать о весне, поре великого обновления?

(По Е. Носову *)

* Евгений Иванович Носов (1925-2002) - русский советский писатель, участник Великой Отечественной войны, герой Социалистического труда, в 2001 г. был удостоен литературной премии им. А. Солженицына. Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Важнейшие его темы - военная и деревенская. Наиболее известные произведения: «Красное вино победы», «Усвятские шлемоносцы», «За долами, за лесами», «Варька», «И уплывают пароходы, и остаются берега» и др.