Всеобщий синопсис или система мнений. Образовательный портал Почему змея пожалела маленького принца

Всеобщий синопсис или система мнений. Образовательный портал Почему змея пожалела маленького принца

Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврешь.
Рассказывая о фонарщиках, я несколько погрешил против истины. Боюсь, что
у тех, кто не знает нашей планеты, сложится о ней ложное представление.
Люди занимают на Земле не так уж много места. Если бы два миллиарда ее
жителей сошлись и стали сплошной толпой, как на митинге, все они без
труда уместились бы на пространстве размером двадцать миль в длину и
двадцать в ширину. Все человечество можно бы составить плечом к плечу на
самом маленьком островке в Тихом океане.
Взрослые вам, конечно, не поверят. Они воображают, что занимают
очень много места. Они кажутся сами себе величественными, как баобабы. А
вы посоветуйте им сделать точный расчет. Им это понравится, они ведь
обожают цифры. Вы же не тратьте время на эту арифметику. Это ни к чему.
Вы и без того мне верите.
Итак, попав на землю, Маленький принц не увидел ни души и очень
удивился. Он подумал даже, что залетел по ошибке на какую-то другую
планету. Но тут в песке шевельнулось колечко цвета лунного луча.
- Добрый вечер, - сказал на всякий случай Маленький принц.
- Добрый вечер, - ответила змея.
- На какую это планету я попал?
- На Землю, - сказала змея. - В Африку.
- Вот как. А разве на Земле нет людей?
- Это пустыня. В пустынях никто не живет. Но Земля большая.
Маленький принц сел на камень и поднял глаза к небу.
- Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал он. -
Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою.
Смотри, вот моя планета - как раз прямо над нами... Но как до нее
далеко!
- Красивая планета, - сказала змея. - А что ты будешь делать
здесь, на Земле?
- Я поссорился со своим цветком, - признался Маленький принц.
- А, вот оно что...
И оба умолкли.
- А где же люди? - вновь заговорил наконец Маленький принц. - В
пустыне все-таки одиноко...
- Среди людей тоже одиноко, - заметила змея.
Маленький принц внимательно посмотрел на нее.
- Странное ты существо, - сказал он. - Не толще пальца...
- Но могущества у меня больше, чем в пальце короля, - возразила
змея.
Маленький принц улыбнулся:
- Ну, разве ты уж такая могущественная? У тебя даже лап нет. Ты и
путешествовать не можешь...
- Я могу унести тебя дальше, чем любой корабль, - сказала змея.
И обвилась вокруг щиколотки Маленького принца, словно золотой
браслет.
- Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел,
- сказала она. - Но ты чист и явился со звезды...
Маленький принц не ответил.
- Мне жаль тебя, - продолжала змея. - Ты так слаб на этой Земле,
жесткой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей
покинутой планете, я сумею тебе помочь. Я могу...
- Я прекрасно понял, - сказал Маленький принц. - Но почему ты все
время говоришь загадками?
- Я решаю все загадки, - сказала змея.
И оба умолкли.

Библейские образы и их содержательность в философской сказке
Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Бешта Майя Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №497 Невского района Санкт-Петербурга

Философским завещанием писателя ответом на многие мучившие его вопросы стала написанная им незадолго до гибели сказка «Маленький принц», в аллегорических образах которой он воплотил свои самые заветные идеалы: «но глаза слепы. Искать надо сердцем» (1, 205), единственно на-стоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.

В первую очередь, «Маленький принц» - это философская сказка. И, следовательно, казалось бы, за простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней в отвлеченном виде че-рез иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, истины и любви, дружбы и т. п.

Несмотря на то, что маленький принц ребенок, ему открывается истин-ное виденье мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омерт-велыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, на много страшнее сказочных чудовищ. Монстры сами по себе очень страшны, но ко-гда они живут в сердце, то человек чувствует, что ему нужна помощь. Но где её найти! В Библии?!

Немецкие философы - идеалисты выдвинули тезис - человек равен Бо-гу в том, что он может, подобно Всевышнему, продуцировать идею и реали-зовать её в действительности. А зло в мире происходит оттого, что человек забывает о том, что он подобен Богу. Человек начинает жить только ради ма-териальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская ду-ша и душа Художника не подвижны меркантильным интересам и, соответст-венно, Злу.

Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух ас-пектах: с одной стороны - это «макрозло», с другой - «микрозло», то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опусто-шенность жителей планет, которая олицетворяет собой все человеческие по-роки. И не случайно обитатели планеты Земля характеризуется через жите-лей планет, увиденных Маленьким принцем. «Земля - планета непростая! На ней насчитывается 111 королей..., 7 тыс. географов, 900 тыс. дельцов, 7,5 млн. пьяниц, 311 млн. честолюбцев - итого около 2 млрд. взрослых» (1, 190).

Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен совре-менный ему мир. Но Экзюпери совсем не пессимист. Он верит в то, что чело-вечество, подобно маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый че-ловек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизнен-ный путь.

«- Сегодня ночью исполнится год. Моя звезда станет как раз над тем местом, где я упал год назад...

Ночью ты посмотришь на звезды. Моя звезда очень маленькая, я не могу её показать. Так лучше. Она будет для тебя просто - одна из звезд. И ты полюбишь смотреть на звезду... Все они станут для тебя друзьями...

У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они - как задача, которую надо решить. Для моего дельца они - золото. Но для всех этих людей звезды - немые...» (1,210).

Но есть такая звезда, которая была красивее и ярче всех других на не-бе. На ней лежала ответственная задача, которую ей было необходимо во что бы то ни стало выполнить. Она заключалась в том, чтоб освятить путь муд-рецам, которым было необходимо «тщательно разведать о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (3,300).

Мудрецы, выслушав царя, пошли. «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью великою» (3, 300).

Маленький принц - это символ человека - странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Пустыня - это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце. Рассказчик терпит аварию в пустыне - та-кова одна из сюжетных линий в повести, её фон. В сущности, сказка роди-лась в пустыне. В сказке Экзюпери лишь пустыня и звезды. Почему? Давно замечено, что человек, попав в экстремальную ситуацию, находясь на гране жизни и смерти, словно заново переживает свою жизнь, дает ей суровые оценки, пытаясь выявить в ней самое ценное, настоящее. Рассказчик оказы-вается один на один с мертвой пустыней. Увидеть, что истина в жизни, а что ложно, ему помогает Маленький принц.

«Мне всегда нравилась пустыня. Сидишь на песчаной дюне. Ничего не видно. Ничего не слышно. И все же тишина словно лучится... Знаешь от чего хороша пустыня... Где-то в ней скрываются родники... самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами» (1, 203).

Образ пустыни также встречается и в библейских сюжетах: «Манна с неба», «Медный змей», «Искушение Иисуса в пустыне» и др. В первых двух, Моисей вел израильский стан через пустыню. Народ начал роптать на него, говоря, что в Египте им было лучше, т. к. здесь им нечего есть. Отсюда на-прашивается вывод, когда человек сталкивается с трудностями, то он начи-нает сомневаться в Боге, перестает в него верить.

В третьем сюжете Иисус после крещения был возведен Духом в пусты-ню для искушения дьявола. Постившись там 40 дней и 40 ночей, он, ощутил голод. Тогда приступил к нему искуситель, который 3 раза пытался его сло-мить, но Иисус поверил в свои силы и дьявол оставил его. «Мы тоже сможем победить искушение сатаны, по примеру Иисуса: с помощью слова Божья и молитвы» (3, 314). Поэтому значение этого образа в произведение особое - он подобен рентгеновскому лучу, помогающему человеку видеть то, что скрыто от поверхностного взора.

Еще одним символом для автора является вода. Вода - первооснова жизни, источник всякого существования, способность к восстановлению, возрождению, источник силы, дающий бессмертие. В преданиях воду сте-регли драконы, у Экзюпери - пустыня. Вода, которую находят ге-рои, оказывается не простой водой: «Она родилась из долгого пути под звез-дами, из скрипа ворота... Она была как подарок сердцу» (1, 204).

Это иносказание трудно понять: нами всеми движет вера и желание найти этот чистый родник, эту жизненную истину, которую оберегает автор и Маленький принц - каждый в своем роде.

«Дайте нам воды пить» - укоряет народ Моисея («Моисей добывает во-ду из скалы»). Вот уже несколько раз за время путешествия по пустыне на-род роптал на Господа и укорял его. «На очень короткое время Господь до-пускал трудности на израильтян, испытывая их веру и они сразу начинали сомневаться в присутствии Бога. Ропот - это грех» (3, 100).

Но не только материальные блага могут интересовать человека, но и внутренняя духовность, которую Маленький принц пытается найти на ма-леньких планетах. Не найдя, он по совету географа отправляется на Землю. Первый кого он встречает на Земле, была Змея. Согласно Библии в образе Змеи скрывается сатана, враг Бога и людей, который погубил Адама и Еву, искусив их. Что же этот образ делает в сказке «Маленький принц»? Образ Змеи в сказке взят из мифологии, где он олицетворяет собой волшебные си-лы, стережет источник мудрости, появляется в обрядах как символ восста-новления. В сказке она предлагает герою познакомиться с жизнью Земли и указывает ему дорогу к людям, уверяя при этом, что «среди людей тоже оди-ноко». Змея сомневается, что он сумеет сохранить свою чистоту, пройдя че-рез испытания.

Самое сильное впечатление переживает Маленький принц, попав в сад роз. Тут приходит ему на помощь Лис. Издавна в сказках лис является сим-волом мудрости и знания жизни. Беседы принца с этим мудрым животным становятся в сказке своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, на-конец, то, что искал. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы. Недаром цветок говорит о людях: «Их носит ветром». А стрелочник в разговоре с главным героем, отвечая на вопросы: куда же спешат люди? Замечает: «Даже сам машинист не знает этого» (1,201). Люди подчинились суетности земной жизни, забыв о «простых исти-нах»: о радости общения, дружбы, любви и человеческом счастье: «Если лю-бишь цветок единственный, какого больше нет ни на одной из многих мил-лионных звезд, - это довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастли-вым» (1,171). Лис говорит, что принц для него 1 из тысячи других мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица. «Но если ты меня приру-чишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете...» (1,197). Лис открывает принцу тайну приручения: приручать - значит создавать узы любви, единения душ.

Любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир. Лис в сказке напоминает истины, пропо-ведующие Иисусом: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (3,330). Иисус проповедовал любовь к Господу. Вера помогает жить челове-ку, преодолевать трудности.

В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную розу, потом он оставляет на Земле Лиса. «Нет в мире совершенства», - скажет Лис. Но зато есть гармония, есть ответственность человека за порученное ему де-ло, за близкого ему человека. Это чувство не покидало принца на всем про-тяжении сказки, ради Розы малыш жертвует материальной оболочкой - он выбирает телесную смерть. Рассказывая эту историю о Розе, маленький герой признается, что ничего тогда не понимал. «Цветы так непоследовательны!» В Библии Иисус, отдал свою жизнь, чтобы спасти человечество от их грехов. «Никто не отнимет её у меня, но я сам отдаю её: имею власть отдать её и власть имею опять принять её...» (3,355).

Таким образом, библейские образы в сказке «Маленький принц» несут в себе содержательность, которая помогает при чтении понять значимость персонажей.

Список использованной литературы:

1. Антуан де Сент-Экзюпери. Избранное.- Кишинев, 1976

2. Антуан де Сент-Экзюпери.Тайны сказки // Шаров. Волшебный приход к людям. - М., 1985

3. Детская библия, 1992

4. Моруа А. де Сент-Экзюпери // Моруа А. Литературные портреты. - М.: Прогресс, 1971

5. Планета людей и Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери // Кир- нозе 3. И. Страницы французской классики. — М., 1992

Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврешь. Рассказывая о фонарщиках, я несколько погрешил против истины. Боюсь, что у тех, кто не знает нашей планеты, сложится о ней неверное представление. Люди занимают на Земле не так уж много места. Если бы два миллиарда ее жителей сошлись и стали сплошной толпой, как на митинге, все они без труда уместились бы на пространстве размером двадцать миль в длину и двадцать в ширину. Все человечество можно бы составить плечом к плечу на самом маленьком островке в Тихом океане.

Взрослые вам, конечно, не поверят. Они воображают, что занимают очень много места. Они кажутся сами себе величественными, как баобабы. А вы посоветуйте им сделать точный расчет. Им это понравится, они ведь обожают цифры. Вы же не тратьте время на эту арифметику. Это ни к чему. Вы и без того мне верите.

Итак, попав на Землю, Маленький принц не увидел ни души и очень удивился. Он подумал даже, что залетел по ошибке на какую-то другую планету. Но тут в песке шевельнулось колечко цвета лунного луча.

Добрый вечер, - сказал на всякий случай Маленький принц.

Добрый вечер, - ответила змея.

На какую это планету я попал?

На Землю, - сказала змея. - В Африку.

Вот как. А разве на Земле нет людей?

Это пустыня. В пустынях никто не живет. Но Земля большая.

Маленький принц сел на камень и поднял глаза к небу.

Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал он. - Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог снова отыскать свою. Смотри, вот моя планета - прямо над нами... Но как до нее далеко!

осказках.ру - сайт

Красивая планета, - сказала змея. - А что ты будешь делать здесь, на Земле?

Я поссорился со своим цветком, - признался Маленький принц.

А, вот оно что...

И оба умолкли.

А где же люди? - вновь заговорил наконец Маленький принц. - В пустыне все-таки одиноко...

Среди людей тоже одиноко, - заметила змея.

Маленький принц внимательно посмотрел на нее.

Странное ты существо, - сказал он. - Не толще пальца...

Но могущества у меня больше, чем в пальце короля, - возразила змея.

Маленький принц улыбнулся.

Ну, разве ты уж такая могущественная? У тебя даже лап нет. Ты и путешествовать не можешь...

И обвилась вокруг щиколотки Маленького принца, словно золотой браслет.

Всех, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой они вышли, - сказала она. - Но ты чист и явился со звезды...

Маленький принц не ответил.

Мне жаль тебя, - продолжала змея. - Ты так слаб на этой Земле, жесткой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь. Я могу...

Я прекрасно понял, - сказал Маленький принц. - Но почему ты все время говоришь загадками?

Я решаю все загадки, - сказала змея. И оба умолкли.

Завтра исполняется ровно 68 лет с того дня, когда 31 июля 1944 года французский писатель, поэт и профессиональный лётчик Антуан де Сент-Экзюпери отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт и не вернулся. Вечная память.

Мысли о "Маленьком принце" так плотно вошли в мою повседневность, что грозятся перерасти в маниакальную идею-фикс и надолго вывести из строя)). Нужно быстрее завершить начатый анализ книги. Во второй части своей заметки я хотел бы попробовать разобраться с основными темами и персонажами книги. Все, что написано далее мое абсолютное ИМХО и вполне может оказаться полной ерундой. Но сегодня я заблуждаюсь именно так)).


Итак, Маленький принц жил на своей крошечной планете, в пустоте и одиночестве. О, как печальна и однообразна была его жизнь! Но однажды на его планете из зерна, занесенного неведомо откуда, появилась неведомая гостья...

...скрытая в стенах своей зеленой комнатки, все готовилась, все прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться на свет встрепанной, точно какой-нибудь мак. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты.

Вместе с Цветком в жизнь Маленького принца стремительно ворвались новые эмоции и неизведанные чувства

...вскоре в душе его пробудились сомнения. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным.

И Маленький принц решает покинуть свою планету и отправиться в путешествие. Что он надеется найти? Экзюпери дает удивительно четкий и понятный ответ - Маленький принц отправляет в путь, чтобы научиться Любить!

— Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.

Это очень важно! Сознание опускается в Миропроявление, чтобы постичь Любовь! Ведь именно этот сюжет мы находим в некоторых древних сакральных текстах. Причем, в четком соответствии с этими же текстами, Сознание не сразу воплощается, а проходит через семь планетарных сфер, в каждой облекаясь новыми качествами. Удивительно, но у Экзюпери Маленький принц, прежде чем попасть на Землю, посещает шесть планет. Земля - седьмая планета. Случайность? Совпадение? Или некая архитипическая модель?

Если скептически настроенный читатель скажет "Чего за ерунда?! Экзюпери писал простую сказку для детей. Он хотел просто развлечь". Я отвечу фразой самого Сент-Экзюпери:

...я совсем не хочу, чтобы мою книжку читали просто ради забавы.

Все это загадочно и непостижимо. Вам, кто тоже полюбил Маленького принца, как и мне, это совсем-совсем не все равно: весь мир становится для нас иным оттого, что где-то в безвестном уголке Вселенной барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел незнакомую нам розу.

Итак, Маленький принц отправляется в свое долгое странствие. То, что это не просто бессмысленно-увеселительные приключения говорит сам

Ближе всего к планете Маленького принца были астероиды 325, 326, 327, 328, 329 и 330. Вот он и решил для начала посетить их: надо же найти себе занятие, да и поучиться чему-нибудь.

На первом астероиде жил король . И через диалог с ним Маленький принц познает что такое власть .

— Совершенно верно, — подтвердил король. — С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны.

— Тогда суди сам себя, — сказал король. — Это самое трудное. Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

**************************************** ****************

На второй планете жил честолюбец . Маленький принц сталкивается с эгоизмом и честолюбием .

— Ты и в самом деле мой восторженный почитатель? — спросил он Маленького принца.
— А как это — почитать?
— Почитать значит признавать, что на этой планете я всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней.
— Да ведь на твоей планете больше и нет никого!
— Ну, доставь мне удовольствие, все равно восхищайся мною!
— Я восхищаюсь, — сказал Маленький принц, слегка пожав плечами, — но что тебе от этого за радость?
И он сбежал от честолюбца.

**************************************** ****************

"На следующей планете жил пьяница . Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело." Он встречается со слабостью и безволием .

— Что это ты делаешь? — спросил Маленький принц.
— Пью, — мрачно ответил пьяница.
— Зачем?
— Чтобы забыть.
— О чем забыть? — спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.
— Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница и повесил голову.
— Отчего же тебе совестно? — спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.
— Совестно пить! — объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.
И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий.

**************************************** ****************

"Четвертая планета принадлежала деловому человеку ." Маленький принц встречается с алчностью .

...я человек серьезный. Мне мечтать некогда.
— А для чего тебе владеть звездами?
— Чтоб быть богатым.
— А для чего быть богатым?
— Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто-нибудь откроет.
«Он рассуждает почти как пьяница», — подумал Маленький принц.

Если ты найдешь алмаз, у которого нет хозяина, — значит, он твой. Если ты найдешь остров, у которого нет хозяина, он твой. Если тебе первому придет в голову какая-нибудь идея, ты берешь на нее патент: она твоя. Я владею звездами, потому что до меня никто не догадался ими завладеть.

...пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ.
— И все?
— Этого довольно.
«Забавно! — подумал Маленький принц. — И даже поэтично. Но не так уж это серьезно».
Что серьезно, а что не серьезно, — это Маленький принц понимал по-своему, совсем не так, как взрослые.

**************************************** ****************

"Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик ". У него Маленький принц учиться понятиям долг и обязанность .

Вот человек, — сказал себе Маленький принц, продолжая путь, — вот человек, которого все стали бы презирать — и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе.

**************************************** ****************

"Шестая планета была в десять раз больше предыдущей. На ней жил старик, который писал толстенные книги.
— Я географ , — ответил старик." Маленький принц встречается с бесстрастной академической наукой . Здесь же он постигает смысл слова "эфемерность" .

— Цветы мы не отмечаем, — сказал географ.
— Почему?! Это ведь самое красивое!
— Потому, что цветы эфемерны.

— А что такое «эфемерный»? — спросил Маленький принц, который, раз задав вопрос, не успокаивался, пока не получал ответа.
— Это значит: тот, что должен скоро исчезнуть.
— И мой цветок должен скоро исчезнуть?
— Разумеется.
«Моя краса и радость недолговечна, — сказал себе Маленький принц, — и ей нечем защищаться от мира, у нее только и есть что четыре шипа. А я бросил ее, и она осталась на моей планете совсем одна!»
И Маленький принц пустился в путь, но мысли его были о покинутом цветке.

**************************************** ****************

Седьмая планета, которую посетил Маленький принц, была Земля. Любопытно, что прилетев на Землю, Маленького принца ждет также семь встреч: змея , невзрачный цветок о трех лепестках , эхо в горах , розы , Лис , стрелочник и торговец . Подробно останавливаться на каждой встрече не буду. Гораздо интереснее проследить основные темы, которые красной нитью проходят через всю книгу: тему Совершенствования , тему Любви и тему Смерти .

Тема Совершенствования .

Самая важная для Экзюпери тема - тема совершенствования человека. Ежедневная, упорная работа над собой. Все смертельно опасные пороки и искушения Экзюпери выразил в символе баобаба . Здесь Экзюпери на мгновение отходит от своего отстраненного поэтического символизма и единственный раз в книге говорит открытым текстом:

...Я терпеть не могу читать людям нравоучения. Но мало кто знает, чем грозят баобабы... вот почему на сей раз я решаюсь изменить своей обычной сдержанности. «Дети! — говорю я. — Берегитесь баобабов!» Я хочу предупредить моих друзей об опасности, которая давно уже их подстерегает, а они даже не подозревают о ней, как не подозревал прежде и я.
...когда я рисовал баобабы, меня вдохновляло сознание, что это страшно важно и неотложно.
...Иная работа может и подождать немного, вреда не будет. Но если дашь волю баобабам, беды не миновать.

Во Вселенной Экзюпери люди, которые разучились видеть сердцем и идти путем Совершенствования, названы "взрослыми ". Когда я читаю его описание мира "взрослых" мне почему-то настойчиво в голову лезет аналогия с "моргающими людьми" из "Так говорил Заратустра". Например:

"Что такое любовь? Что такое творение? Устремление? Что такое звезда?" -- так вопрошает последний человек и моргает.
Земля стала маленькой, и по ней прыгает последний человек, делающий все маленьким.
..
"Счастье найдено нами", -- говорят последние люди, и моргают.
...И все радовались и щелкали языком. Но Заратустра стал печален и сказал в сердце своем:
"Они не понимают меня: мои речи не для этих ушей.
Очевидно, я слишком долго жил на горе, слишком часто слушал ручьи и деревья: теперь я говорю им, как козопасам.

Разве образ последних людей с моргающими глазами не есть то же самое, что и у Экзюпери?..

Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок N o 1 - я его сохранил и всегда носил с собою. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: "Это шляпа". И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. Я применялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком.

Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: "А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?" Они спрашивают: "Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?"

...я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр. Еще и потому я купил ящик с красками и цветные карандаши. Не так это просто - в моем возрасте вновь приниматься за рисование ...

- Ты говоришь, как взрослые! - сказал он.
Мне стало совестно. А он беспощадно прибавил:
- Все ты путаешь... ничего не понимаешь!

Взрослые вам, конечно, не поверят. Они воображают, что занимают очень много места. Они кажутся сами себе величественными, как баобабы. А вы посоветуйте им сделать точный расчет. Им это понравится, они ведь обожают цифры.

У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей.

Взгляните на небо. И спросите себя: жива ли та роза или ее уже нет? Вдруг барашек ее съел? И вы увидите: все станет по-другому...
И никогда ни один взрослый не поймет, как это важно!

Противопоставление Маленького принца и мира взрослых - это противопоставление Заратустры и последних людей с моргающими глазами. Мир взрослых - это мир закостеневших, погрязших в одноклеточной очевидности людей. С их непринятием творческого начала, отрицанием Высших Смыслов. Мир взрослых - мир застывшей формы, которую невозможно изменить. Мир бесконечного потребительства и бегства за иллюзорными удовольствиями. И если Ницше - великий гигант, бунтарь, не смог справиться с омерзением от окружающего мира и сломался от всепоглощающей ненависти к "последним людям". Экзюпери спасла его Любовь, в том числе любовь к людям. Он не бунтарь, он добрый мудрец. Он верит в то, что люди могут измениться, выйти за рамки пустого мира цифр и мертвых условностей. Для этого иногда достаточно просто купить ящик с красками и цветные карандаши.

Но Экзюпери не останавливается на простом отрицании мира "взрослых". В своей книге он дает несколько практических советов, а по сути, бесценных подарков Мудреца всем Ищущим Душам. Эти фразы заучены до отвращения, их постоянно вставляют в монологи разные люди с пустыми глазами, их с пренебрежением цитируют и высмеивают мудрствующие болтуны. Но от этого советы Светлого Мудреца не перестают быть бесценными и вечными:

-

- Знаешь, отчего хороша пустыня? - сказал он. - Где-то в ней скрываются родники...
Я был поражен. Вдруг я понял, почему таинственно лучится песок. Когда-то, маленьким мальчиком, я жил в старом-престаром доме - рассказывали, будто в нем запрятан клад. Разумеется, никто его так и не открыл, а может быть, никто никогда его и не искал. Но из-за него дом был словно заколдован: в сердце своем он скрывал тайну...
- Да, - сказал я. - Будь то дом, звезды или пустыня - самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами.

- Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут, - сказал Маленький принц. - Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую...

Потому что глаза слепы, зорко одно только сердце!
...и напоследок самое прекрасное:


- Не находят, - согласился я.

И Маленький принц сказал:
- Но глаза слепы. Искать надо сердцем.

Тема Любви

Квинтэссенция поисков Маленького принца - Любовь. Именно движимое этим желанием, Сознание опускается в грубые слои мироздания и выныривает оттуда обогащенная Опытом и Любовью. Опыт - это главная цель для любого воплотившегося Сознания, а Любовь - это путь вернуться Наверх, Домой.

Маленький принц отправляется в странствие не знающим что такое дружба, преданность, ответственность, любовь. Первый раз он сталкивается с Ответственностью и Долгом в образе Фонарщика. Симпатия зарождается в сердце Маленького

..."он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе".
Маленький принц вздохнул.
"Вот бы с кем подружиться, - подумал он еще. - Но его планетка уж очень крохотная. Там нет места для двоих..."

Встреча Маленького принца с Географом обогащает его понимание мира новым словом - "эфемерность". Первая мысль о неминуемой грядущей разлуке с Цветком, осознание скоротечности и смертности всего миропроявления. Отсюда возникает страх (но еще не любовь) за покинутый Цветок

"Моя краса и радость недолговечна, - сказал себе Маленький принц, - и ей нечем защищаться от мира: у нее только и есть что четыре шипа. А я бросил ее, и она осталась на моей планете совсем одна!"
Это впервые он пожалел о покинутом цветке.

Настоящей дружбе, преданности и любви учит Маленького принца Лис.

Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...
- Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. - Есть одна роза... Наверно, она меня приручила...

Лис учит Маленького принца не бояться потери и разлуки с любимым существом, ведь в сердце отныне вечно живет Любовь.

- Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис.
- Ты сам виноват, - сказал Маленький принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно; ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...
- Да, конечно, - сказал Лис...
- Значит, тебе от этого плохо.
- Нет, - возразил Лис, - мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья.

И вот он, бесценный подарок Лиса.

- Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза - единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.

- Прощай, - сказал Лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

- Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
- Я в ответе за мою розу... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

И вот уже мы видим как в Маленьком принце рождается Любовь - осознанная и мудрая, рожденная через поиски и страдания. Мне кажется, что в этих словах вся суть книги о Маленьком принце:

Маленький принц пошел взглянуть на розы.
- Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. - Вы еще ничто...
Розы очень смутились.
- Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя.

Он густо покраснел. Потом снова заговорил:
- Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, - этого довольно: смотришь на небо - и ты счастлив. И говоришь себе: "Где-то там живет мой цветок..." Но если барашек его съест, это все равно как если бы все звезды разом погасли! И это, по-твоему, не важно!
Он больше не мог говорить. Он вдруг разрыдался.

Пережив рождение Любви Маленький принц преобразился. Он наполнился Светом.

Его полуоткрытые губы дрогнули в улыбке, и я сказал себе: трогательней всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который лучится в нем, словно пламя светильника, даже когда он спит... И я понял, он еще более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить...

И вот когда Сознание преображается Любовью, когда разгорается внутренний Свет... наступает момент Ухода. В мертвых песках пустыни ему делать больше нечего. И тогда на сцену выходит

Тема Смерти

Смерть в книге символизирует Змея. Первая встреча Маленького принца на Земле - встреча со Змеей в желтых песках пустыни (которые явно символизируют библейский "прах"). Диалог со Змеей показывает нам отношение самого Экзюпери к Смерти.

Планета Земля для Экзюпери - место, где обитает Смерть и точка максимального "погружения" воплотившейся Души. Ни на планете Маленького принца, ни на других планетах, на которых он побывал, Смерти нет. Опустившись (в самом широком онтологическом смысле этого слова) на Землю - Маленький принц не может отсюда улететь - его тело слишком тяжелое.

- Видишь ли... это очень далеко. Мое тело слишком тяжелое. Мне его не унести.

Здесь Экзюпери открывает нам свой взгляд на Смерть.

- Странное ты существо, - сказал он. - Не толще пальца...
- Но могущества у меня больше, чем в пальце короля, - возразила змея.
Маленький принц улыбнулся.
- Ну, разве ты уж такая могущественная? У тебя даже лап нет. Ты и путешествовать не можешь...
- Я могу унести тебя дальше, чем любой корабль, - сказала змея.

- Всех, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой они вышли, - сказала она.

Смерть проявляет милосердие - она не убивает, а помогает уйти от страданий.

- Мне жаль тебя, - продолжала змея. - Ты так слаб на этой Земле, жесткой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь. Я могу...

Смерть - всемогуща. Она - Завершение всех поисков и Ответ на все вопросы.

- Но почему ты все время говоришь загадками?
- Я решаю все загадки, - сказала змея.

Интересно заметить, что золото (как и вообще металл) для Экзюпери ассоциируется со смертью:
...обвилась вокруг щиколотки Маленького принца, словно золотой браслет.
...змейка тихо заструилась по песку, словно умирающий ручеек, и с еле слышным металлическим звоном неторопливо скрылась меж камней.

А золотые волосы Маленького принца ассоциируются с Жизнью и Природой:
Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...

И вот в истории наступает переломный момент - Летчик починил свой самолет и готов возвращаться в свою жизнь, а Маленький принц познал Любовь и поскорее стремится вернуться Домой. Наступает тяжелый момент разлуки и прощания:

...он только сказал:
- И я тоже сегодня вернусь домой.
Потом прибавил печально:
- Это гораздо дальше... и гораздо труднее...

Единственный способ покинуть Землю - умереть. Но смерть для Маленького принца -- это не Конец и Забвение. Это продолжение Жизни, это простое превращение, переход в другое пространство. Летчик, как любой человек, боится смерти. Он волнуется, переживает и пытается защитить Маленького принца от змеи. Но Маленький принц отказывается от защиты. Он тоже боится смерти, но знает, что - это единственный способ вернуться к своей Розе.

- Тебе покажется, что мне больно. Покажется даже, что я умираю. Так уж оно бывает.

Что-то его тревожило.
- Напрасно ты идешь со мной. Тебе будет больно на меня смотреть. Тебе покажется, будто я умираю, но это неправда...

Маленький принц боится боли, страданий, связанных со смертью тела, но не самого Ухода.

После недолгого молчания Маленький принц спросил:
- А у тебя хороший яд? Ты не заставишь меня долго мучиться?

И вот она - Квинтэсенция отношения Сент-Экзюпери к смерти!

Я молчал.
- Видишь ли... это очень далеко. Мое тело слишком тяжелое. Мне его не унести.
Я молчал.
- Но это все равно что сбросить старую оболочку. Тут нет ничего печального...

Сбросить старую оболочку... И улететь к звездам...

**************************************** ****************

К сожалению, я не нашел возможным рассмотреть здесь множество других символов и образов, которые встречаются в книге. Это и Стрелочник , символизирующий тему Поиска, и Торговец - символ бездумного научного прогресса и Эхо в горах как символ пустоты человеческих разговоров.

Но все же я хотел бы уделить немного внимания очень интересному образу Колодца и колодезной Воды . Колодец - символ Бессознательного или Подлинного Сокровенного. Не случайно в книге Колодец связан со сном.

Колодец, к которому мы пришли, был не такой, как все колодцы в Сахаре. Обычно здесь колодец - просто яма в песке. А это был самый настоящий деревенский колодец. Но деревни тут нигде не было, и я подумал, что это сон.

Уверен, что вся сцена с Колодцем очень важна! После проделанной работы, после преображения Любовью, прямо перед Уходом для Просветленного Сознания открываются все глубины человеческой психики.

Бессознательное человека - Бездна, наполненная самыми страшными кошмарами. потаенными желаниями и давно забытыми воспоминаниями. Даже великий Пророк нового человека Ницще-Заратустра, увидев своими глазами свое Бессознательное, ужаснулся в мерзости и отвращении. Прочитайте пронзительную и страшную главу "Выздоравливающий" в третьей книге "Так говорил Заратустра".

Заратустра же так говорил:
Вставай, бездонная мысль, выходи из глубины моей!
Расторгни узы слуха твоего: слушай! Ибо я хочу слышать
тебя! Вставай! Вставай!
Ты шевелишься, потягиваешься и хрипишь? Вставай! Вставай!
Не хрипеть -- говорить должна ты! Заратустра зовет тебя, безбожник!
Я, Заратустра, заступник жизни, заступник страдания, заступник круга, -- тебя зову я, самую глубокую из мыслей моих!
Благо мне! Ты идешь -- я слышу тебя! Бездна моя говорит, свою последнюю глубину извлек я на свет!
Благо мне! Иди! Дай руку -- ха! пусти! Ха, ха -- отвращение! отвращение! отвращение! -- горе мне!

А что же мы находим у Сент-Экзюпери? Это поистине невероятно! Сент-Экзюпери достает из самой глубины своего "я" прохладную, кристально-чистую воду. Не сочтите за труд - прочтите очень внимательно всю цитату:

Медленно вытащил я полное ведро и надежно поставил его на каменный край колодца. В ушах у меня еще отдавалось пенье скрипучего ворота, вода в ведре еще дрожала, и в ней играли солнечные зайчики.
- Мне хочется глотнуть этой воды, - промолвил Маленький принц. - Дай мне напиться...
И я понял, что он искал!
Я поднес ведро к его губам. Он пил, закрыв глаза. Это было как самый прекрасный пир. Вода эта была не простая. Она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота, из усилий моих рук. Она была как подарок сердцу. Когда я был маленький, так светились для меня рождественские подарки: сияньем свеч на елке, пением органа в час полночной мессы, ласковыми улыбками.

И еще раз повторим эти потрясающие слова! Запомним их на всю жизнь. Ибо без них - Темнота и вечный лабиринт скитания в Пустоте.

- На твоей планете, - сказал Маленький принц, - люди выращивают в одном саду пять тысяч роз... и не находят того, что ищут...
- А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды...
- Да, конечно, - согласился я.
И Маленький принц сказал:
- Но глаза слепы. Искать надо сердцем.
Я выпил воды. Дышалось легко. На рассвете песок становится золотой, как мед. И от этого тоже я был счастлив. С чего бы мне грустить?..

**************************************** ****************

Вот уже тридцать лет прошло с тех пор как я познакомился с "Маленьким принцем". За это время я узнал много всего интересного, нового и важного. Но образ Маленького принца живет в моем сердце. И вот я уже читаю о нем своей дочке, а скоро, надеюсь, буду читать и своим внукам. И я абсолютно уверен, что где-то очень-очень далеко или наоборот, очень-очень близко, Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери по ночам также любит слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенцов... Рисует красками и цветными карандашами трогательные иллюстрации к своим новым книгам о Самом Главном.

Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврешь. Рассказывая о фонарщиках, я несколько погрешил против истины. Боюсь, что у тех, кто не знает нашей планеты, сложится о ней ложное представление. Люди занимают на Земле не так уж много места. Если бы два миллиарда ее жителей сошлись и стали сплошной толпой, как на митинге, все они без труда уместились бы на пространстве размером двадцать миль в длину и двадцать в ширину. Все человечество можно бы составить плечом к плечу на самом маленьком островке в Тихом океане. Взрослые вам, конечно, не поверят. Они воображают, что занимают очень много места. Они кажутся сами себе величественными, как баобабы. А вы посоветуйте им сделать точный расчет. Им это понравится, они ведь обожают цифры. Вы же не тратьте время на эту арифметику. Это ни к чему. Вы и без того мне верите. Итак, попав на землю, Маленький принц не увидел ни души и очень удивился. Он подумал даже, что залетел по ошибке на какую-то другую планету. Но тут в песке шевельнулось колечко цвета лунного луча. - Добрый вечер, - сказал на всякий случай Маленький принц. - Добрый вечер, - ответила змея. - На какую это планету я попал? - На Землю, - сказала змея. - В Африку. - Вот как. А разве на Земле нет людей? - Это пустыня. В пустынях никто не живет. Но Земля большая. Маленький принц сел на камень и поднял глаза к небу. - Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал он. - Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою. Смотри, вот моя планета - как раз прямо над нами... Но как до нее далеко! - Красивая планета, - сказала змея. - А что ты будешь делать здесь, на Земле? - Я поссорился со своим цветком, - признался Маленький принц. - А, вот оно что... И оба умолкли. - А где же люди? - вновь заговорил наконец Маленький принц. - В пустыне все-таки одиноко... - Среди людей тоже одиноко, - заметила змея. Маленький принц внимательно посмотрел на нее. - Странное ты существо, - сказал он. - Не толще пальца... - Но могущества у меня больше, чем в пальце короля, - возразила змея. Маленький принц улыбнулся: - Ну, разве ты уж такая могущественная? У тебя даже лап нет. Ты и путешествовать не можешь... - Я могу унести тебя дальше, чем любой корабль, - сказала змея. И обвилась вокруг щиколотки Маленького принца, словно золотой браслет. - Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел, - сказала она. - Но ты чист и явился со звезды... Маленький принц не ответил. - Мне жаль тебя, - продолжала змея. - Ты так слаб на этой Земле, жесткой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь. Я могу... - Я прекрасно понял, - сказал Маленький принц. - Но почему ты все время говоришь загадками? - Я решаю все загадки, - сказала змея. И оба умолкли.