Егер, сергей михайлович. Егер сергей михайлович Сергей егер

Егер, сергей михайлович. Егер сергей михайлович Сергей егер

Сергей Михайлович Егер (1914-1987) - советский авиаконструктор, член-корреспондент АН СССР с 1984 года, доктор технических наук (1963). Герой Социалистического Труда (1972). Член КПСС с 1958 года.

Биография

Родился 18 (31 июля) 1914 года в селе Романовка (ныне Саратовская область). В 1936 году окончил Московский авиационный институт.

До ареста в марте 1938 года работал начальником конструкторской бригады на авиазаводе № 240, (сейчас Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина). После ареста направлен в один из особых НИИ при НКВД, именуемых в народе шарашками. В спецтюрьме при ЦКБ-29 сидел вместе с А. Н. Туполевым, С. П. Королёвым и многими другими видными учёными того времени.

В 1940 году осужден ВК ВС СССР на 10 лет. Освобождён 19 июля 1941 года постановлением Президиума Верховного Совета СССР (по ходатайству НКВД).

В военный и послевоенный период основной тематикой работ С. М. Егера были вопросы военного применения разрабатываемых в КБ самолётов. В частности, 15 июля 1951 года под руководством С. М. Егера в ОКБ Туполева приступили к разработке тактико-технических требований к новому самолёту - Ту-95 и его эскизному проектированию. Много сил им было затрачено на разработку самолётов Ту-22 и Ту-22М.

С. М. Егер принимал участие в создании почти всех самолетов марки «Ту». Он работал над проектами среднемагистрального пассажирского самолета Ту-154 и сверхзвукового Ту-144.

После ухода из ОКБ Туполева полностью переключился на преподавательскую работу в Московском авиационном институте, где начиная с 1975 года был заведующим одной из кафедр. Основываясь на своём огромном опыте проектирования самолётов различного назначения, он опубликовал большое количество статей и книг по данному вопросу. Несколько поколений советских авиаконструкторов выросло на книгах С. М. Егера по проектированию самолётов.

Труды

  • Егер С.М. Проектирование пассажирских реактивных самолетов. М., 1964
  • Егер С.М., Мишин В.Ф., Лисейцев Н.К., Бадягин А.А., Ротин В.Е., Склянский Ф.И., Кондрашов Н.А., Киселёв В.А., Фомин Н.А. Проектирование самолетов. Учебник для студентов авиационных специальностей высших технических учебных заведений. Изд. 3-е, перераб. и доп. Под ред. д.т.н проф. С.М. Егера. М.: Машиностроение, 1983.
  • Егер С.М., Лисейцев Н.К., Самойлович О.С. Основы автоматизированного проектирования самолётов. М.: Машиностроение, 1986 г.
  • Егер С.М., Матвеенко А.М., Шаталов И.А. Основы авиационной техники М.: МАИ, 2015 г. (посв. 75-летию МАИ).

Награды и звания

  • Сталинская премия (1949)
  • Сталинская премия первой степени (1952) - за работу в области самолётостроения
  • Ленинская премия (1958)
  • Государственная премия СССР (1986)
  • Герой Социалистического Труда (22.09.1972)
  • три ордена Ленина (12.07.1957; 06.12.1949; 22.09.1972)
  • орден Октябрьской Революции (26.03.1979)
  • орден Отечественной войны I степени (08.08.1947)
  • орден Отечественной войны II степени (16.09.1945)
  • орден Трудового Красного Знамени (02.11.1944)
  • медали
  • заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1974).
  • член-корреспондент АН СССР по отделению механики и процессов управления (1984).


Егер Сергей Михайлович - главный конструктор и заместитель генерального конструктора Московского машиностроительного завода «Опыт» Министерства авиационной промышленности СССР.

Родился 30 июля 1914 года в поселке городского типа Романовка ныне Саратовской области в семье потомственного железнодорожника. Выходец из поволжских немцев, отец был крупным служащим на железной дороге, мать - учительницей. В 1922 году семья переехала в Тамбов. Окончил там школу-семилетку №5 и фабрично-заводское училище при Тамбовском вагоноремонтном заводе в 1931 году. Работал на этом заводе слесарем, затем техником в бюро реконструкции завода, где выполнил свои первые проектно-конструкторские работы.

В 1932 году переехал в Москву. Работал в ЦАГИ (Центральном научно-исследовательском аэродинамическом институте имени Н.Е.Жуковского) техником-конструктором. С 1933 года работал начальником конструкторской бригады №3 (общих видов) на авиационном заводе №240 (завод №39 имени В.Р.Менжинского) под общим руководством С.В.Ильюшина. В 1936 году окончил Московский авиационный институт.

23 марта 1938 года был арестован сотрудниками НКВД СССР по ложному обвинению в шпионаже. Направлен в ЦКБ-29 (ОТБ НКВД, известная также как «Туполевская шарага») - спецтюрьму НКВД (железнодорожная станция Болшево Ярославского направления Московской железной дороги Московской области, в черте города Королёв), бывшую крупнейшим в СССР 1940-х годов авиационным КБ. Находился в этом спецучреждении вместе с А.Н.Туполевым, С.П.Королёвым и многими другими видными учёными. Работал в бригаде общих видов над самолетами ПБ, Ту-2 и его модификациями. 29 мая 1940 года Военной коллегией Верховного суда СССР осужден по статье 58-6 и 58-7 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы и 5 годам поражения в правах. Освобождён 19 июля 1941 года постановлением Президиума Верховного Совета СССР (по ходатайству НКВД СССР). Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 10 сентября 1955 года полностью реабилитирован. С 1941 года работал в ОКБ-156 (КБ Туполева). В годы войны работал над совершенствованием и внедрением в производство бомбардировщиков Ту-2.

В 1943 году назначается начальником отдела технических проектов ОКБ-156 А.Н.Туполева. С.М.Егер и его коллеги по отделу принимали решения, каким быть самолету А.Н.Туполева на начальном этапе. В военный и послевоенный период основной тематикой работ были вопросы военного применения разрабатываемых в ОКБ-156 самолётов, в частности, самолётов Ту-22 и Ту-22М (Ту-106). Являлся полноправным автором всех авиамашин ОКБ-156 после войны. Именно благодаря его работам удалось решить многие вопросы существования и применения самолетов А.Н.Туполева. В течение нескольких лет руководил перспективными работами по стратегической системе Ту-135. Член КПСС с 1958 года.

В 1960-е годы работал над проектом среднемагистрального пассажирского самолета Ту-154. С начала 1970-х - руководитель работ по теме Ту-154. Являлся главным конструктором и заместителем генерального конструктора. Последней работой по военной тематике в ОКБ стал проект Ту-145, в серийном производстве Ту-22М. Всего при участии С.М.Егера создано более 70 самолетов, многие из которых выпускались серийно (Ту-2, Ту-14,Ту-16, Ту-104, Ту-124, Ту-134, Ту-154 и другие). Также работал над Ту-114, Ту-144.

За выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1972 года Егеру Сергею Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

После ухода из ОКБ-156 в 1975 году сосредоточился на преподавательской работе в Московском авиационном институте (с 1968 года до конца жизни был в должности заведующего кафедрой Конструкции и проектирования самолетов). В последние годы жизни занимался конструированием дирижаблей. Проектируемая машина («термоплан») была в состоянии летать на расстояние в 4-5 тысяч километров со скоростью 150 километров в час и перевозить до 500 тонн груза. Но, к сожалению, в условиях перехода страны на новый экономический и общественный уклад, ресурсов и производственных мощностей для серийного производства дирижабля не нашлось.

Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1952), Государственной премии СССР (1986), Ленинской премии (1958), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1974), член-корреспондент АН СССР (1984), доктор технических наук (1963), профессор (1966).

Награжден 3 орденами Ленина (06.12.1949, 12.07.1957, 22.09.1972), орденами Октябрьской Революции (26.03.1979), Отечественной войны 1-й (08.08.1947) и 2-й (16.09.1945) степеней, Трудового Красного Знамени (02.11.1944), медалями. На Всемирной выставке в Париже в 1959 году удостоен Большой золотой медали за создание Ту-104, первого в мире пассажирского реактивного самолета.

Жил в Москве. Скончался 30 июля 1987 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве (участок 10).

Сожалел, что его имя не осталось ни в одном названии самолета. Его сын Егер Владимир Сергеевич - директор и главный конструктор ЗАО «Савиат», завершил строительство сельскохозяйственного самолета Е4. Также разработал проект и для Министерства обороны РФ - разведчик Е-3.

Серге́й Миха́йлович Е́гер (31 июля 191430 июля 1987, Москва) совдеповский авиаконструктор, член-корреспондент АН СССР с 1984 года, медик технических наук, Герой Социалистического труда. До ареста в марте 1938 года работал начальником конструкторской бригады на авиазаводе 240. После ареста направлен в единственный из особых НИИ при НКВД, именуемых в народе шарашками. В спецтюрьме при ЦКБ-29 сидел сообща с А. Н. Туполевым, С. П. Королёвым и многими другими видными учёными того времени. В 1940 году осужден ВК ВС СССР на 10 лет. Освобождён 19 июля 1941 года постановлением Президиума Верховного Совета СССР (по ходатайству НКВД). В армейский и послевоенный отрезок времени главный тематикой работ С. М. Егера были вопросы военного применения разрабатываемых в КБ самолётов. В частности, навалом сил было затрачено на разработку самолётов Ту-22 и Ту-22М. Одной из главных работ в 60-е годы, если не заявить, самой главной, для Сергея Михайловича стал план среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-154, которому он посвятил полно сил. После ухода из ОКБ Туполева целиком переключился на преподавательскую работу в Московском Авиационном Институте, где начиная с 1968 года был заведующим одной из кафедр. Основываясь на своём огромном опыте по проектированию самолётов различного назначения, он опубликовал большое численность статей и книг по данному вопросу. Несколько поколений советских авиаконструкторов выросло на книгах С. М. Егера по проектированию самолётов.

Сергей Михайлович Егер трижды лауреат Государственной премии СССР и лауреат Ленинской премии (1958). Награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Отечественной войны, орденом Трудового Красного Знамени, многочисленными медалями.

Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Ежов Sergey Ezhov

жов (наст. фам. Цедербаум) Сергей Осипович (15 авг. 1879, Одесса,- 25 февр. 1939, Москва). Из семьи служащего Рус. Об-ва пароходства и торговли,..

Сергей Зарудный Sergey Zarudniuj

Зарудный Сергей Иванович - выдающийся государственный деятель (17 марта 1821 г. - 18 декабря 1887 г.). Происходил из старого, обедневшего..

В 1936 году окончил Московский авиационный институт.

До ареста в марте 1938 года работал начальником конструкторской бригады на авиазаводе № 240. После ареста направлен в один из особых НИИ при НКВД, именуемых в народе шарашками. В спецтюрьме при ЦКБ-29 сидел вместе с А. Н. Туполевым, С. П. Королёвым и многими другими видными учёными того времени.

В 1940 году осужден ВК ВС СССР на 10 лет. Освобождён 19 июля 1941 года постановлением Президиума Верховного Совета СССР (по ходатайству НКВД).

В военный и послевоенный период основной тематикой работ С. М. Егера были вопросы военного применения разрабатываемых в КБ самолётов. В частности, много сил было затрачено на разработку самолётов Ту-22 и Ту-22М.

Одной из главных работ в 1960-е годы, если не сказать, самой главной, для Сергея Михайловича стал проект среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-154, которому он посвятил много сил. После ухода из ОКБ Туполева полностью переключился на преподавательскую работу в Московском авиационном институте, где начиная с 1975 года был заведующим одной из кафедр. Основываясь на своём огромном опыте по проектированию самолётов различного назначения, он опубликовал большое количество статей и книг по данному вопросу. Несколько поколений советских авиаконструкторов выросло на книгах С. М. Егера по проектированию самолётов.

Награды и звания

Сергей Михайлович Егер дважды лауреат Сталинской премии (1949, 1952), лауреат Ленинской премии (1958) и Государственной премии СССР (1986). Награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Отечественной войны, орденом Трудового Красного Знамени, многочисленными медалями.