Алексей Казанник: "Я думаю, что в ближайшее время могут быть запрещены какие-то политические партии и ограничены права и свободы граждан". Биография Как вы считаете, в России Майдан может повториться

Алексей Казанник:

Это был совершенно осознанный поступок, - вспоминает Казанник . - Я набрал полтора миллиона голосов избирателей, а Ельцин - больше пяти с половиной. Значит, его политический рейтинг был почти в три раза выше. И справедливо было бы, чтобы в Верховном Совете был именно он.

После заседания меня догнал в переходе депутат Тельман Гдлян и говорит: «Ну и наворотил ты дел, юрист. Ты же ему политическую карьеру испортил. Ельцину Верховный Совет не нужен.

Нам нужен Ельцин на митинге - гонимый и плачущий. У нас народ гонимых и обиженных любит. Да он бы на следующих выборах невероятное количество голосов набрал. И стал бы главой государства…»

Кстати, после того как Борис Николаевич занял место Казанника, он просто подошел и пожал ему руку.

Больше мы с ним на съезде не встречались, - говорит Казанник.

А после экс-генпрокурор виделся с Ельциным не один раз.

Как-то даже Новый год вместе отмечали, - рассказал Алексей Иванович. - Мне позвонили - пригласили к Ельциным, прислали машину. Они тогда жили в центре на Тверской -Ямской. Обычная квартира рабочего человека. Чуть ли не голые стены и стеллажи, заставленные книгами.

Ельцин был очень демократичным. И это была не показная простота, а совершенно естественное поведение.

Борис Николаевич где-то задерживался… Мне Наина Иосифовна говорит: «Алексей Иванович, садитесь на диванчик. Только подушку подложите, а то он протерся - пружины выпирают…»

Вскоре подъехал Ельцин.

Обрадовался, что я уже на месте. Говорит: «Давай-ка мы с тобой, пока они там готовят, для начала закусим». Открыл банку сельди в масле, порезал редиску, огурчики, сало. Сало он, кстати, сам солил.

В 1993-м пути президента и генпрокурора разошлись.

Ельцин был руководитель-разрушитель, совершенно бескомпромиссный. На должности назначались люди, исходя из личной преданности ему. За время правления Бориса Николаевича сменилось несколько десятков членов правительства, министров и пятьсот членов аппарата. Люди просто не успевали пройти стадию ученичества и сделать что-то на своем месте. Но тем не менее Ельцин - выдающаяся личность своей эпохи. Я искренне соболезную его родным и близким. Он, единственный из бывших советских руководителей, сам добровольно отказался от власти. И так искренне покаялся перед всей страной. Сильнее всего в его телеобращении к народу тогда потрясла фраза: «Простите меня! Я не сделал всего, что обещал».

личное дело

В 1959 году уехал в Казахстан на строительство металлургического комбината. Работал там плотником.

В 1963 году поступил на юридический факультет Иркутского университета.

В 1989 - 1991 годах - народный депутат СССР .

В 1993 - 1994 годах - Генеральный прокурор России .

После этого был вице-губернатором Омской области, также преподавал в Омском государственном университете.

Сейчас преподает в Омском государственном университете им. Достоевского и Омском юридическом институте.

Казанник Алексей Иванович

государственный советник юстиции I класса

Родился в Городнянском районе Черниговской области. Получив среднее образование, в течение двух лет работал столяром в стройуправлении в городе Темиртау Карагандинской области. В 1961–1963 служил в Советской армии в городе Ашхабаде. После демобилизации поступил на юридический факультет Иркутского государственного университета, который с отличием окончил в 1967. Оставлен при университете для научной работы. В 1967–1969 ассистент кафедры государственного права и советского строительства. С 1969 учился в аспирантуре. После защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук в течение пяти лет был старшим преподавателем и доцентом на той же кафедре.

В 1975 А. И. Казанник переехал на жительство в Омск, где на юридическом факультете местного университета стал читать лекции по государственному праву. В 1990 возглавил кафедру государственного и муниципального права. В 1989 его избрали народным депутатом СССР. На Первом Съезде народных депутатов СССР он вошел в члены Верховного Совета СССР, но уступил свое место «кумиру» демократов Ельцину, который не сумел набрать нужного количества голосов. Тем не менее А. И. Казанник был включен в Комитет по экологии.

В октябре 1991 Алексей Иванович защитил диссертацию и получил ученую степень доктора юридических наук, а в 1992 стал профессором кафедры государственного и муниципального права. К этому времени он был автором более 120 научных работ. С 1993 - член Президентского совета.

5 октября 1993 Президент России Ельцин своим указом назначил А. И. Казанника Генеральным прокурором Российской Федерации. Ему был присвоен классный чин государственного советника юстиции 1 класса. В этой высокой должности он пробыл всего пять месяцев. 12 марта 1994 Ельцин принял отставку Казанника.

А. И. Казанник покинул Москву и вернулся в Омск.

Москва, октябрь 1993 г.

А. И. Казанник незамедлительно приступил к исполнению своих новых обязанностей. Квартиру в Омске он сдавать не стал (возможно, чувствовал неуверенность своего положения), а поселился на государственной даче в Архангельском. 25 октября 1993 года Президент России присвоил ему классный чин Государственного советника юстиции 1 класса.

Правовое положение нового Генерального прокурора было непростым. Дело в том, что согласно действовавшей в момент его назначения Конституции РСФСР Генеральный прокурор утверждался Верховным Советом РСФСР. Но действия последнего были приостановлены Президентом еще 21 сентября 1993 года. По вновь принятой Конституции Российской Федерации Генеральный прокурор утверждался Советом Федерации по представлению Президента. Однако и после начала функционирования Совета Федерации такого представления в него не поступало.

В одном из своих первых интервью А. И. Казанник заявил: «Занимая пост Генерального прокурора России, я не представляю ни Президента, ни бывший Верховный Совет, ни бывший съезд. Я представляю только закон. Ни один виновный не должен уйти от ответственности, ни один невиновный не должен пострадать - именно этим принципом будут руководствоваться органы российской прокуратуры».

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О расследовании вооруженного мятежа в г. Москве

3 октября 1993 г. в г. Москве был поднят мятеж. Вооруженные группы, руководимые и направляемые экстремистскими лидерами бывшего Верховного Совета Российской Федерации и другими лицами, занимавшими ответственные посты, совершили нападение на важные государственные объекты, учинили массовые беспорядки, сопровождавшиеся убийствами, разрушениями, поджогами. Пролилась кровь многих невинных людей - мирных жителей, военнослужащих, сотрудников милиции, журналистов, в том числе иностранных корреспондентов. Нанесен большой материальный ущерб.

В настоящее время принимаются меры к ликвидации последствий мятежа и восстановлению нормальной жизни города. Государство оказывает необходимую помощь пострадавшим и семьям погибших.

Организаторы и активные участники мятежа задержаны. Генеральная прокуратура Российской Федерации возбудила уголовные дела. Ведется расследование. По завершении предварительного следствия уголовные дела будут переданы в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, а также в другие федеральные и местные суды.

В целях восстановления правопорядка постановляю:

1. Генеральному прокурору Российской Федерации (А. И. Казаннику), Министру безопасности Российской Федерации (Н. М. Голушко), Министру внутренних дел Российской Федерации (В. Ф. Ерину) обеспечить при расследовании быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, правильное применение закона с тем, чтобы каждый организатор, руководитель и активный участник мятежа понес справедливое наказание и ни один невиновный не подвергся уголовному преследованию.

2. Министерству юстиции Российской Федерации создать необходимые условия для неотложного рассмотрения в судах расследованных дел о мятеже.

3. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству безопасности Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации обеспечить охрану судей, потерпевших, свидетелей, других участников судебного разбирательства, а также зданий судов.

4. Совету Министров - Правительству Российской Федерации в двухнедельный срок выделить дополнительные финансовые и материально-технические средства, необходимые для выполнения настоящего Указа.

5. Указ вступает в силу с момента подписания.

(Москва. Осень-93: Хроника противостояния. 2-е изд. М.: Республика. С. 537–538.)

Опьяненные разгромом Верховного Совета РСФСР, некоторые буйные головы тогда готовы были замахнуться и на всю правоохранительную систему. Бывший в то время министром юстиции Ю. Х. Калмыков высказался за то, чтобы переподчинить Генеральную прокуратуру и МВД России Минюсту. А. И. Казанник расценил такую постановку вопроса как «антинаучное забегание вперед». Он сказал: «При нынешнем размахе преступности, росте сепаратизма, полнейшем правовом нигилизме и повсеместном игнорировании законов чрезвычайно опасно перестраивать направо и налево всю правоохранительную систему. Надо максимально использовать достигнутое». И далее, признавая необходимость реформирования органов прокуратуры, подчеркивал, что на первое место по своей значимости должна выдвигаться правозащитная функция прокуратуры. «Защита прав и свобод человека, строгое соблюдение законности при задержании людей, правовых и нравственных норм при обращении с ними представителей власти, прав и интересов осужденных должны постоянно находиться в поле зрения прокурора».

20 октября 1993 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписал указ, касающийся деятельности органов прокуратуры.

О деятельности Прокуратуры в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации

В целях повышения эффективности деятельности органов Прокуратуры Российской Федерации по обеспечению законности и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»

постановляю:

Свою деятельность прокуроры осуществляют в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» в части, не противоречащей Указу Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и настоящему Указу. Военные прокуроры, кроме того, руководствуются положением о военной прокуратуре в части, не противоречащей законодательству и указам Президента Российской Федерации.

2. Возложить на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров впредь до принятия Конституции Российской Федерации осуществление надзора за исполнением указов Президента Российской Федерации и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

3. Совету Министров - Правительству Российской Федерации предусмотреть необходимое финансирование, снабжение, материально-техническое и другое обеспечение органов военной прокуратуры.

4. Генеральному прокурору РФ по согласованию с Советом Министров - Правительством Российской Федерации в трехмесячный срок подготовить предложения по установлению льгот в пенсионном обеспечении прокурорских работников.

5. Настоящий Указ вступает в силу с момента его опубликования.

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Генеральный прокурор Российской Федерации А. И. Казанник занимался повседневными прокурорскими обязанностями: проводил коллегии, совещания, вносил представления в министерства и ведомства, рассматривал письма граждан и должностных лиц.

12 декабря 1993 года была принята новая Конституция Российской Федерации, в которой нашли отражение и основные принципы организации органов прокуратуры.

А 12 марта 1994 года неожиданно для всех Б. Н. Ельцин издал указ за № 465. В нем отмечалось: «В связи с тем, что Казанник А. И. был назначен на должность Генерального прокурора Российской Федерации вне порядка, установленного статьей 102 Конституции Российской Федерации, а также учитывая его личную просьбу, постановляю:

Подлинной же причиной увольнения Казанника явилось то, что он отказался выполнить указание Президента Российской Федерации Ельцина о приостановлении процесса амнистии, объявленной Постановлением Государственной думы от 23 февраля 1994 года. По акту амнистии подлежали освобождению из следственного изолятора лица, содержащиеся там после октябрьских событий 1993 года.

Заявление Генерального прокурора Российской Федерации об отставке

Президент Российской Федерации Б. Ельцин обратился ко мне с призывом приостановить процесс амнистии по Постановлению Государственной думы Федерального собрания от 23 февраля 1994 г. «Об объявлении политической и экономической амнистии». Я полностью разделяю гражданский пафос и содержание призыва главы государства.

В ходе первомайских и октябрьских беспорядков погибло 148 человек, больше тысячи получили увечья. Остались вдовы, осиротевшие дети, убитые горем родители. Причинен огромный материальный ущерб. Тем не менее Государственная дума прощает всех преступников. По ее воле на свободу выйдут организаторы массовых беспорядков, подстрекатели и активные исполнители. В их числе немало убийц, погромщиков, мародеров, грабителей. Акт «политической» амнистии, как безграмотно назвали его законодатели, навсегда останется одной из позорных страниц в истории отечественного парламентаризма.

Однако Генеральный прокурор Российской Федерации не наделен полномочиями по приостановлению акта амнистии. Не обладает он и правом законодательной инициативы, чтобы обратиться в Государственную думу с просьбой пересмотреть постановление об амнистии. Поэтому я заявляю о своей отставке с поста Генерального прокурора России.

Моя дальнейшая судьба меня беспокоит мало. Я всегда болел за Россию, за ее многострадальный народ. Верю: придет «золотой век», где правда будет называться правдой, ложь - ложью, добродетель добродетелью, а подлость - подлостью. Но в его наступлении не будут повинны ни коммуно-патриоты, ни жириновцы, ни опошлившие самое высокое звание русского интеллигента демократы.

Во исполнение Указа президента назначенный Б. Н. Ельциным исполняющий обязанности Генерального прокурора Российской Федерации Алексей Николаевич Ильюшенко, издал приказ об увольнении А. И. Казанника из органов прокуратуры с 15 марта 1994 года. Однако в соответствии с новой Конституцией Российской Федерации Генеральный прокурор мог быть освобожден от своей должности только постановлением Совета Федерации Федерального Собрания. Некоторое время Совет Федерации не давал согласия на это. Такое решение состоялось лишь 25 апреля 1994 года. Подписал его Председатель Совета Федерации В. Ф. Шумейко. И. о. Генерального прокурора Ильюшенко пришлось изменять свой приказ об увольнении А. И. Казанника. К этому времени Алексей Иванович уже покинул Москву и вернулся в родной Омск, чтобы продолжать преподавательскую деятельность.

law.wikireading.ru

Казанник Алексей Иванович

Источник фото: bk55.ru

Казанник Алексей Иванович родился 26 июля 1941 года в селе Перепись Городнянского района Черниговской области Украины в многодетной крестьянской семье. Отец и двое старших братьев погибли во время Великой Отечественной войны. Матери с тремя оставшимися детьми удалось пережить оккупацию.

В 1959 году после окончания школы уехал по комсомольской путевке на строительство «Магнитки» в Казахстан. Там работал столяром в строительном управлении, плотником на строительстве металлургического комбината. После того, как в 1959 году стал очевидцем разгона демонстрации местных рабочих, бастовавших против роста цен и сокращения трудовых расценок, укрепился в желании стать юристом.

В 1963 году, после возвращения из армии, где служил в инженерных войсках, поступил на юридический факультет Иркутского государственного университета. Будучи аспирантом этого же вуза, работал ассистентом, старшим преподавателем на кафедре государственного права и советского строительства. Занимался проблемами координации в системе местных советов, специализировался сначала на конституционном праве зарубежных стран.

Позже перешел на преподавательскую работу на юридический факультет ОмГУ. Также являлся специалистом в области экологического права в качестве доцентра кафедры трудового, экологического и сельскохозяйственного права.

В 70-ых годах был лектором общества «Знание», выступал на предприятиях с лекциями, посвященными проблемам экологии.

В 1979 году, вскоре после ввода советских войск в Афганист, в одной из своих лекций дал отрицательную оценку этому событию, что стало причиной его отстранения от публичных выступлений.

С 1991 по 1993 г. — завкафедрой государственного права, управления и советского строительства юрфака ОмГУ.

В 1970 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Координационная функция местных Советов депутатов, трудящихся в современный период (на материалах Восточной Сибири»). Доктор юридических наук, тема диссертации — «Региональные проблемы правовой охраны природы в СССР».

Весной 1989 года был выдвинут кандидатом в народные депутаты СССР по Омскому национально-территориальному округу №22 (омская и Тюменская области).

В предвыборной программе призвал отказаться от дорогостоящих проектов и программ уровня БАМа, высказался за сокращение Вооруженных сил, выступил за смягчение налоговой политик в аграрном секторе. Также призвал разработать конституционный механизм отстранения от власти высших должностных лиц государства в случае нарушения ими Конституции и злоупотребления служебным положением.

Избравшись народным депутатом, вошел в состав Межрегиональной депутатской группы. С 1990 года был также членом группы «За радикальную военную реформу».

На I Съезде народных депутатов СССР после избрания в Совет Национальностей Верховного Совета выступил с заявлением об отказе от этого места в пользу Бориса Ельцина.

В октябре 1991 года на V Съезде народных депутатов РСФСР баллотировался в члены Конституционного Суда, но избран не был. Тогда же был делегирован Верховным советом РСФСР в качестве наблюдателя в Совет Республик Верховного Совета СССР.

После отзыва из союзного парламента в декабре 1991 года вернулся к научно-педагогической деятельности. В 1991 -1993 годах был председателем комитета по делам национальностей, религий и общественных организаций администрации Омской области. В этот период стал автором идеи создания в регионе Азовского немецкого национального района.

В октябре 1993 года стал сопредседателем омского регионального отделения движения «Выбор России».

5 октября 1993 года, сразу после разгона Съезда народных депутатов и Верховного совета, указом президента Бориса Ельцина был назначен в нарушении Конституции генеральным прокурором РФ. По действовавшей на тот момент Конституции сделать это мог только Верховный Совет.

На посту генпрокурора Казанник руковоил завершением расследования уголовных дел, связанных с событиями 19-21 августа 1991 года и с разгоном Съезда народных депутатов и Верховного Совета в октябре 93-его. Подал в отставку 26 февраля 1994 года после того, как отказался вопреки распоряжению Ельцина препятствовать выполнению постановления Госдумы об амнистии участников событий 1991 и 1993 г. Затем объявил, что его принуждали к отставке и выразил желание продолжить работу, но после консультаций с сенаторами согласился оставить пост. Официально ушел с поста генпрокурора 25 апреля 1994 года.

С этого момента начал заниматься организацией Партии народной совести, которая фактически существовала только в Омске.

В декабре 1995 года баллотировался в Госдуму как представитель Партии самоуправления трудящихся, но она не преодолела 5%-ый барьер.

В марте 1996 года был назначен заместителем губернатора Омской области, председателем комитета по делам национальной политики, религии и общественных объединений администрации Омской области.

В мае 2006 года Казаннику было присвоено звание «Заслуженный юрист РФ» (источник).

Семейное положение

Женат, двое сыновей. Один из них Дмитрий - старший прокурор отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов следственного комитета прокуратуры Омской области.

Алексей Казанник: отдал свой мандат Ельцину из чувства справедливости и не жалею об этом

Борис Ельцин и Алексей Казанник, 1989 год

Российский политик Алексей Казанник стал знаменитым в мае 1989 года, когда на Первом съезде народных депутатов СССР уступил свое место не прошедшему в состав Верховного Совета страны Борису Ельцину. Этот шаг депутата из Сибири, по мнению аналитиков, существенно повлиял на дальнейший ход событий в России. В рамках серии материалов о событиях 1991 года, приведших к распаду СССР, ТАСС начинает публикацию интервью с участниками политической жизни страны того периода.

Делегат Съезда народных депутатов СССР, а впоследствии генеральный прокурор России рассказал ТАСС, как он повлиял на ход истории в 1991 году, а затем и в 1994-м, приняв решение о немедленном освобождении из-под стражи всех амнистированных участников событий 1993 года в Москве.

На начало 90-х годов выпали поворотные, зачастую трагические события – избрание Бориса Ельцина президентом РСФСР, ГКЧП, развал СССР, расстрел российского Белого дома. Вы были их непосредственным свидетелем и участником, принимали серьезнейшие решения. Назовите самые значимые лично для вас.

– Их было три, однако Первый съезд народных депутатов СССР и амнистия участников майских и октябрьских событий 1993 года в Москве для меня менее значимы, чем то, что произошло в декабре того же года, когда уже в должности генерального прокурора я смог предотвратить полную ликвидацию российской прокуратуры. Последующий ход событий показал, насколько важным оказалось спасение прокуратуры для сохранения целостности России.

С момента памятного съезда прошло 27 лет. Не жалеете, что тогда уступили свое место Борису Ельцину?

– Об этом поступке нисколько не жалею. Он был человеческий – желание восстановить справедливость. За Бориса Николаевича в Москве проголосовали 5,5 млн человек. За меня в Омско-Тюменском избирательном округе №22 – около 1,7 млн избирателей. У меня не было ни малейшего сомнения, что по рейтингу именно Ельцин должен быть первым в Верховном Совете.

Тельман Гдлян после заседания съезда догнал меня и сказал: «Ну, юрист, натворил ты дел! Ты толкнул Ельцина в Верховный Совет против его воли. Нам он в Верховном Совете не нужен. Надо, чтобы он выступал на митингах каждый день в Лужниках и плакался, что его не только выгнали из московского горкома партии, но даже не избрали в Верховный Совет»

При голосовании в Совет Национальностей он набрал более 50% голосов, но меньше, чем все другие кандидаты. Я знал об этих цифрах заранее, и для меня это было неожиданно: как же так? Мой шаг был продиктован именно этими соображениями и чувствами.

Что касается политических последствий, их оценка может быть разной. Например, Тельман Гдлян (в то время член Верховного Совета СССР – прим. ТАСС) после заседания съезда догнал меня в подземном переходе и дословно сказал: «Ну, юрист, натворил ты дел! Ты толкнул Ельцина в Верховный Совет против его воли. Нам он в Верховном Совете не нужен. Надо, чтобы он выступал на митингах каждый день в Лужниках и плакался, что его не только выгнали из московского горкома партии, но даже не избрали в Верховный Совет». И закончил так: «Ты испортил ему карьеру! Если бы он был гонимый, на очередных выборах, даже на пост президента СССР, за него бы проголосовало 90% избирателей».

Когда Бориса Николаевича избирали президентом России в 1991 году, он прошел блестяще (Ельцин победил на выборах президента РСФСР в первом туре, набрав 57,3% голосов, – прим. ТАСС). Ореол чистой воды мученика в народе вызывал желание его поддержать! Никакого моего участия там уже не было.

В каких обстоятельствах произошло ваше назначение генеральным прокурором Российской Федерации?

– В «горячий» для Москвы день 3 октября 1993 года я был в Омске и собирался на работу, раздался телефонный звонок. Сказали, что со мной будет разговаривать Ельцин. Он мне сказал: «Алексей Иванович, надо максимум законности, максимум справедливости, максимум вашего гуманизма. Короче говоря, вы теперь генеральный прокурор. Работы предстоит очень много».

В этой системе я не работал, но согласился, потому что Ельцин говорил именно о необходимости соблюдения закона, а я знал, что никогда не допущу несправедливости и массовых репрессий. Главная задача, которая стояла перед прокуратурой, – расследование майских беспорядков на Ленинском проспекте и событий октября 1993 года. Первые были уже расследованы, дела находились в судах и ждали решения. По октябрьским событиям следствие только начиналось, я был уверен, что лица, которых арестовали, виновны в организации массовых беспорядков, захвате общественных и государственных зданий, что поставило под угрозу жизнь и здоровье людей.

Родился 26 июля 1941 года в селе Перепись Городнянского района Черниговской области Украины в многодетной крестьянской семье. Отец и двое старших братьев погибли во время Великой Отечественной войны. Матери с тремя оставшимися детьми удалось пережить оккупацию. В 1959 году по окончании средней школы по комсомольской путёвке уехал на строительство «Магнитки» в г. Темиртау Карагандинской области (Казахская ССР), где работал столяром в строительном управлении «Жилстрой» треста «Казметаллургстрой»: трудился плотником на строительстве металлургического комбината. В августе 1959 стал очевидцем разгона демонстрации местных рабочих, бастовавших против роста цен на продовольствие и сокращения трудовых расценок. По его словам, эти события укрепили его решимость стать юристом. С 1960 проходил срочную службу в армии в инженерных войсках. В 1963 году поступил на юридический факультет Иркутского государственного университета, в 1968 - в аспирантуру того же университета; работал ассистентом, старшим преподавателем на кафедре государственного права и советского строительства. Занимался проблемами координации в системе местных советов, специализировался сначала на конституционном праве зарубежных стран. Позднее, перейдя на преподавательскую работу на юридический факультет Омского государственного университета, являлся также специалистом в области экономического права в качестве доцента кафедры трудового, экономического и сельскохозяйственного права (1975-1991). В 1970-х годах начал заниматься проблемами экологии; в эти годы он был лектором общества «Знание», выступал на различных предприятиях, посвящённых данной тематике. В 1979 году, вскоре после ввода советских войск в Афганистан, в одной из своих лекций дал этому событию отрицательную оценку, что послужило причиной его отстранения от публичных выступлений. С 1991 до 1993 год - заведующий кафедрой государственного права, управления и советского строительства юрфака ОмГУ (в настоящее время - кафедра государственного и муниципального права).

Политическая деятельность

Весной 1989 года был выдвинут кандидатом в народные депутаты СССР по Омскому национально-территориальному избирательному округу № 22 (Омская и Тюменская области). В своей предвыборной программе призывал отказаться от дорогостоящих программ (БАМ, переброс стока северных рек на юг, строительство гигантских гидроэлектростанций), высказывался за сокращение Вооружённых Сил (с предоставлением твёрдых социальных гарантий военнослужащим, увольняемым в запас). Проявил себя противником административного нажима в аграрной политике и выступил за смягчение налоговой политики в аграрном секторе, за долгосрочные кредиты, создание системы льгот и стимулирование аренды. Призвал разработать конституционный механизм отстранения от власти высших должностных лиц государства в случае нарушения ими Конституции и злоупотребления служебным положением. Предложил создать законодательную базу охраны природы, ввести платное природопользование и экологический всеобуч. После избрания вошёл в состав Межрегиональной депутатской группы, с 1990 года был также членом группы «За радикальную военную реформу». В эти годы работал в Комитете Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов, был известен как основной разработчик законопроекта «О судебной ответственности политических партий и массовых движений, совершивших преступление против своего народа, мира и человечности». Алексей Иванович считал необходимым осуществление контроля над профильными министерствами со стороны соответствующей комиссии Верховного Совета, высказывался за право Съезда и Верховного Совета выражать недоверие правительству и отдельным министрам. На I Съезде народных депутатов СССР после избрания в Верховный Совет выступил с заявлением об отказе от этого места в пользу Б. Н. Ельцина. В октябре 1991 года на V Съезде народных депутатов РСФСР баллотировался в члены Конституционного Суда, но избран не был. В том же месяце избран российским Верховным Советом в новый состав Верховного Совета СССР.

После ликвидации союзного парламента вернулся к научно-педагогической деятельности. В 1992-1993 гг. был председателем Комитета по делам национальностей, религий и общественных организаций администрации Омской области. Принимал участие в разработке программ развития межнациональных отношений, а также экономического и социального возрождения сибирского казачества. Являлся автором идеи создания в Омской области Азовского немецкого национального района, поддержал передачу всех культовых сооружений области в собственность соответствующих конфессий. С февраля 1993 по февраль 1994 - член Президентского Совета, принимал участие в подготовке референдума 1993 года, как компетентный специалист участвовал в разработке соответствующих профилю деятельности глав проекта новой Конституции РФ. В период конституционного кризиса 1993 года полностью поддержал действия Президента в его противостоянии с Верховным Советом.

История Российской прокуратуры. 1722–2012 Звягинцев Александр Григорьевич

Казанник Алексей Иванович (р. 1941), государственный советник юстиции I класса

Казанник Алексей Иванович

государственный советник юстиции I класса

Родился в Городнянском районе Черниговской области. Получив среднее образование, в течение двух лет работал столяром в стройуправлении в городе Темиртау Карагандинской области. В 1961–1963 служил в Советской армии в городе Ашхабаде. После демобилизации поступил на юридический факультет Иркутского государственного университета, который с отличием окончил в 1967. Оставлен при университете для научной работы. В 1967–1969 ассистент кафедры государственного права и советского строительства. С 1969 учился в аспирантуре. После защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук в течение пяти лет был старшим преподавателем и доцентом на той же кафедре.

В 1975 А. И. Казанник переехал на жительство в Омск, где на юридическом факультете местного университета стал читать лекции по государственному праву. В 1990 возглавил кафедру государственного и муниципального права. В 1989 его избрали народным депутатом СССР. На Первом Съезде народных депутатов СССР он вошел в члены Верховного Совета СССР, но уступил свое место «кумиру» демократов Ельцину, который не сумел набрать нужного количества голосов. Тем не менее А. И. Казанник был включен в Комитет по экологии.

В октябре 1991 Алексей Иванович защитил диссертацию и получил ученую степень доктора юридических наук, а в 1992 стал профессором кафедры государственного и муниципального права. К этому времени он был автором более 120 научных работ. С 1993 - член Президентского совета.

5 октября 1993 Президент России Ельцин своим указом назначил А. И. Казанника Генеральным прокурором Российской Федерации. Ему был присвоен классный чин государственного советника юстиции 1 класса. В этой высокой должности он пробыл всего пять месяцев. 12 марта 1994 Ельцин принял отставку Казанника.

А. И. Казанник покинул Москву и вернулся в Омск.

Москва, октябрь 1993 г.

А. И. Казанник незамедлительно приступил к исполнению своих новых обязанностей. Квартиру в Омске он сдавать не стал (возможно, чувствовал неуверенность своего положения), а поселился на государственной даче в Архангельском. 25 октября 1993 года Президент России присвоил ему классный чин Государственного советника юстиции 1 класса.

Правовое положение нового Генерального прокурора было непростым. Дело в том, что согласно действовавшей в момент его назначения Конституции РСФСР Генеральный прокурор утверждался Верховным Советом РСФСР. Но действия последнего были приостановлены Президентом еще 21 сентября 1993 года. По вновь принятой Конституции Российской Федерации Генеральный прокурор утверждался Советом Федерации по представлению Президента. Однако и после начала функционирования Совета Федерации такого представления в него не поступало.

В одном из своих первых интервью А. И. Казанник заявил: «Занимая пост Генерального прокурора России, я не представляю ни Президента, ни бывший Верховный Совет, ни бывший съезд. Я представляю только закон. Ни один виновный не должен уйти от ответственности, ни один невиновный не должен пострадать - именно этим принципом будут руководствоваться органы российской прокуратуры».

О расследовании вооруженного мятежа в г. Москве

3 октября 1993 г. в г. Москве был поднят мятеж. Вооруженные группы, руководимые и направляемые экстремистскими лидерами бывшего Верховного Совета Российской Федерации и другими лицами, занимавшими ответственные посты, совершили нападение на важные государственные объекты, учинили массовые беспорядки, сопровождавшиеся убийствами, разрушениями, поджогами. Пролилась кровь многих невинных людей - мирных жителей, военнослужащих, сотрудников милиции, журналистов, в том числе иностранных корреспондентов. Нанесен большой материальный ущерб.

В настоящее время принимаются меры к ликвидации последствий мятежа и восстановлению нормальной жизни города. Государство оказывает необходимую помощь пострадавшим и семьям погибших.

Организаторы и активные участники мятежа задержаны. Генеральная прокуратура Российской Федерации возбудила уголовные дела. Ведется расследование. По завершении предварительного следствия уголовные дела будут переданы в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, а также в другие федеральные и местные суды.

В целях восстановления правопорядка постановляю:

1. Генеральному прокурору Российской Федерации (А. И. Казаннику), Министру безопасности Российской Федерации (Н. М. Голушко), Министру внутренних дел Российской Федерации (В. Ф. Ерину) обеспечить при расследовании быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, правильное применение закона с тем, чтобы каждый организатор, руководитель и активный участник мятежа понес справедливое наказание и ни один невиновный не подвергся уголовному преследованию.

2. Министерству юстиции Российской Федерации создать необходимые условия для неотложного рассмотрения в судах расследованных дел о мятеже.

3. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству безопасности Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации обеспечить охрану судей, потерпевших, свидетелей, других участников судебного разбирательства, а также зданий судов.

4. Совету Министров - Правительству Российской Федерации в двухнедельный срок выделить дополнительные финансовые и материально-технические средства, необходимые для выполнения настоящего Указа.

5. Указ вступает в силу с момента подписания.

Москва, Кремль

№ 1595

(Москва. Осень-93: Хроника противостояния. 2-е изд. М.: Республика. С. 537–538.)

Опьяненные разгромом Верховного Совета РСФСР, некоторые буйные головы тогда готовы были замахнуться и на всю правоохранительную систему. Бывший в то время министром юстиции Ю. Х. Калмыков высказался за то, чтобы переподчинить Генеральную прокуратуру и МВД России Минюсту. А. И. Казанник расценил такую постановку вопроса как «антинаучное забегание вперед». Он сказал: «При нынешнем размахе преступности, росте сепаратизма, полнейшем правовом нигилизме и повсеместном игнорировании законов чрезвычайно опасно перестраивать направо и налево всю правоохранительную систему. Надо максимально использовать достигнутое». И далее, признавая необходимость реформирования органов прокуратуры, подчеркивал, что на первое место по своей значимости должна выдвигаться правозащитная функция прокуратуры. «Защита прав и свобод человека, строгое соблюдение законности при задержании людей, правовых и нравственных норм при обращении с ними представителей власти, прав и интересов осужденных должны постоянно находиться в поле зрения прокурора».

20 октября 1993 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписал указ, касающийся деятельности органов прокуратуры.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О деятельности Прокуратуры в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации

В целях повышения эффективности деятельности органов Прокуратуры Российской Федерации по обеспечению законности и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»

постановляю:

Свою деятельность прокуроры осуществляют в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» в части, не противоречащей Указу Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и настоящему Указу. Военные прокуроры, кроме того, руководствуются положением о военной прокуратуре в части, не противоречащей законодательству и указам Президента Российской Федерации.

2. Возложить на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров впредь до принятия Конституции Российской Федерации осуществление надзора за исполнением указов Президента Российской Федерации и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

3. Совету Министров - Правительству Российской Федерации предусмотреть необходимое финансирование, снабжение, материально-техническое и другое обеспечение органов военной прокуратуры.

4. Генеральному прокурору РФ по согласованию с Советом Министров - Правительством Российской Федерации в трехмесячный срок подготовить предложения по установлению льгот в пенсионном обеспечении прокурорских работников.

5. Настоящий Указ вступает в силу с момента его опубликования.

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Москва, Кремль

Генеральный прокурор Российской Федерации А. И. Казанник занимался повседневными прокурорскими обязанностями: проводил коллегии, совещания, вносил представления в министерства и ведомства, рассматривал письма граждан и должностных лиц.

12 декабря 1993 года была принята новая Конституция Российской Федерации, в которой нашли отражение и основные принципы организации органов прокуратуры.

А 12 марта 1994 года неожиданно для всех Б. Н. Ельцин издал указ за № 465. В нем отмечалось: «В связи с тем, что Казанник А. И. был назначен на должность Генерального прокурора Российской Федерации вне порядка, установленного статьей 102 Конституции Российской Федерации, а также учитывая его личную просьбу, постановляю:

Подлинной же причиной увольнения Казанника явилось то, что он отказался выполнить указание Президента Российской Федерации Ельцина о приостановлении процесса амнистии, объявленной Постановлением Государственной думы от 23 февраля 1994 года. По акту амнистии подлежали освобождению из следственного изолятора лица, содержащиеся там после октябрьских событий 1993 года.

Заявление Генерального прокурора Российской Федерации об отставке

Президент Российской Федерации Б. Ельцин обратился ко мне с призывом приостановить процесс амнистии по Постановлению Государственной думы Федерального собрания от 23 февраля 1994 г. «Об объявлении политической и экономической амнистии». Я полностью разделяю гражданский пафос и содержание призыва главы государства.

В ходе первомайских и октябрьских беспорядков погибло 148 человек, больше тысячи получили увечья. Остались вдовы, осиротевшие дети, убитые горем родители. Причинен огромный материальный ущерб. Тем не менее Государственная дума прощает всех преступников. По ее воле на свободу выйдут организаторы массовых беспорядков, подстрекатели и активные исполнители. В их числе немало убийц, погромщиков, мародеров, грабителей. Акт «политической» амнистии, как безграмотно назвали его законодатели, навсегда останется одной из позорных страниц в истории отечественного парламентаризма.

Однако Генеральный прокурор Российской Федерации не наделен полномочиями по приостановлению акта амнистии. Не обладает он и правом законодательной инициативы, чтобы обратиться в Государственную думу с просьбой пересмотреть постановление об амнистии. Поэтому я заявляю о своей отставке с поста Генерального прокурора России.

Моя дальнейшая судьба меня беспокоит мало. Я всегда болел за Россию, за ее многострадальный народ. Верю: придет «золотой век», где правда будет называться правдой, ложь - ложью, добродетель добродетелью, а подлость - подлостью. Но в его наступлении не будут повинны ни коммуно-патриоты, ни жириновцы, ни опошлившие самое высокое звание русского интеллигента демократы.

А. Казанник

Генпрокурор России

Во исполнение Указа президента назначенный Б. Н. Ельциным исполняющий обязанности Генерального прокурора Российской Федерации Алексей Николаевич Ильюшенко, издал приказ об увольнении А. И. Казанника из органов прокуратуры с 15 марта 1994 года. Однако в соответствии с новой Конституцией Российской Федерации Генеральный прокурор мог быть освобожден от своей должности только постановлением Совета Федерации Федерального Собрания. Некоторое время Совет Федерации не давал согласия на это. Такое решение состоялось лишь 25 апреля 1994 года. Подписал его Председатель Совета Федерации В. Ф. Шумейко. И. о. Генерального прокурора Ильюшенко пришлось изменять свой приказ об увольнении А. И. Казанника. К этому времени Алексей Иванович уже покинул Москву и вернулся в родной Омск, чтобы продолжать преподавательскую деятельность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Горемыкин Иван Логгинович (1839–1917), действительный тайный советник I класса, видный прокурорский и государственный деятель * * *Родился 27 октября 1839 в Новгородской губ. в родовитой дворянской семье. После окончания Училища правоведения (1860) определен на службу в

Шейнин Лев Романович (1906–1967), государственный советник юстиции II класса, писатель * * *Родился в 1906 в Велижском у. Витебской губ., в семье приказчика. Учился в школе г. Торопец. Увлекался литературой, писал стихи. Когда был создан комсомол, вступил в его ряды. Не прерывая

Тадевосян Врамшапу Самсонович (1900–1979), государственный советник юстиции II класса, известный прокурорский деятель, видный ученый-юрист * * *Родился в 1900 в с. Верхние Акулисы Эриванской губ. в семье крестьянина. Образование получил в сельской школе, затем в пансионе при

Сафонов Григорий Николаевич (1904–1972), государственный советник юстиции I класса * * *Родился в г. Ростове Ярославской губернии в семье кузнеца. Образование получил в ростовской средней школе, затем на правовом отделении Ленинградского государственного университета. С

Баранов Павел Владимирович (1905–1988), государственный советник юстиции I класса * * *Родился 13 августа 1905 в Петербурге. Трудовую деятельность начал в 14 лет. В 1920 стал учиться в фабрично-заводском училище, где получил квалификацию электромонтера. Тогда же он вступил в

Карпец Игорь Иванович (1921–1993), государственный советник юстиции II класса, видный ученый * * *Родился 19 июня 1921 в г. Ленинград в семье военнослужащего. Окончил среднюю школу (1939), в том же году призван в РККА. Служил солдатом в управлении коменданта г. Ленинграда, с началом

Круглов Алексей Андреевич (1907–1974), государственный советник юстиции II класса * * *Родился 5 октября 1907 в деревне Семкино Высокиничской волости Тарусского уезда Калужской губернии. Работать стал с 1924. В 1931 комсомолец Алексей Круглов был мобилизован на работу в милицию.

Блинов Владимир Михайлович (1918–1990), государственный советник юстиции I класса * * *Родился 19 февраля 1918 в г. Иваново-Вознесенк в семье рабочего. В 1933, после окончания школы-семилетки, поступил в Ивановский энергетический техникум. В 1937 призван в армию и направлен на учебу в

Кравцов Борис Васильевич (р.1922), государственный советник юстиции I класса * * *Родился 28 декабря 1922 в Московском Кремле, где и проживал до 5-летнего возраста. Его отец, Василий Алексеевич, состоял курьером при В. И. Ленине, а после окончания рабфака занимал хозяйственные

Емельянов Сергей Андреевич (1936–1995), государственный советник юстиции I класса * * *Родился 11 августа 1936 в Велижском районе Смоленской обл. После получения в 1954 аттестата зрелости поступил на юридический факультет МГУ. С 1959 стажировался в Вяземской межрайонной

Трубин Николай Семенович (р. 1931), действительный государственный советник юстиции * * *Родился в селе Бурдыгино Сорочинского района Оренбургской области. После окончания школы поступил в Свердловский юридический институт, который закончил с отличием. С 1953 стал работать

Степанков Валентин Георгиевич (р. 1951), действительный государственный советник юстиции * * *Родился в г. Перми в семье служащего. Окончив среднюю школу, работал в Пермском научно-исследовательском институте вакцин и сывороток. Одновременно учился на вечернем отделении

Ильюшенко Алексей Николаевич (р. 1957), государственный советник юстиции I класса * * *Родился в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области. После окончания средней школы поступил на юридический факультет Красноярского государственного университета, который окончил в 1979. В

Гайданов Олег Иванович (р. 1945), государственный советник юстиции II класса * * *Родился в г. Актюбинске Казахской ССР. В 1973 О. И. Гайданов окончил Всесоюзный юридический заочный институт и получил диплом юриста.Еще до окончания учебы, в 1971, стал работать в органах

Скуратов Юрий Ильич (р. 1952), действительный государственный советник юстиции * * *Родился в г. Улан-Уде Бурят-Монгольской АССР. В 1973 Скуратов с отличием окончил Свердловский юридический институт и был рекомендован в аспирантуру. Поскольку в то время институт не имел

Устинов Владимир Васильевич (р. 1953), действительный государственный советник юстиции * * *Родился в городе Николаевске-на-Амуре Хабаровского края в семье прокурора. Учился в средней школе, затем стал работать токарем-инструментальщиком на Кореновском сахарном заводе в

Родился 26 июля 1941 года в селе Перепись Городнянского района Черниговской области Украины в многодетной крестьянской семье. Отец и двое старших братьев погибли во время Великой Отечественной войны. Матери с тремя оставшимися детьми удалось пережить оккупацию. В 1959 году по окончании средней школы по комсомольской путёвке уехал на строительство «Магнитки» в г. Темиртау Карагандинской области (Казахская ССР), где работал столяром в строительном управлении «Жилстрой» треста «Казметаллургстрой»: трудился плотником на строительстве металлургического комбината. В августе 1959 стал очевидцем разгона демонстрации местных рабочих, бастовавших против роста цен на продовольствие и сокращения трудовых расценок. По его словам, эти события укрепили его решимость стать юристом. С 1960 проходил срочную службу в армии в инженерных войсках. В 1963 году поступил на юридический факультет Иркутского государственного университета, в 1968 - в аспирантуру того же университета; работал ассистентом, старшим преподавателем на кафедре государственного права и советского строительства. Занимался проблемами координации в системе местных советов, специализировался сначала на конституционном праве зарубежных стран. Позднее, перейдя на преподавательскую работу на юридический факультет Омского государственного университета, являлся также специалистом в области экономического права в качестве доцента кафедры трудового, экономического и сельскохозяйственного права (1975-1991). В 1970-х годах начал заниматься проблемами экологии; в эти годы он был лектором общества «Знание», выступал на различных предприятиях, посвящённых данной тематике. В 1979 году, вскоре после ввода советских войск в Афганистан, в одной из своих лекций дал этому событию отрицательную оценку, что послужило причиной его отстранения от публичных выступлений. С 1991 до 1993 год - заведующий кафедрой государственного права, управления и советского строительства юрфака ОмГУ (в настоящее время - кафедра государственного и муниципального права).

Политическая деятельность

Весной 1989 года был выдвинут кандидатом в народные депутаты СССР по Омскому национально-территориальному избирательному округу № 22 (Омская и Тюменская области). В своей предвыборной программе призывал отказаться от дорогостоящих программ (БАМ, переброс стока северных рек на юг, строительство гигантских гидроэлектростанций), высказывался за сокращение Вооружённых Сил (с предоставлением твёрдых социальных гарантий военнослужащим, увольняемым в запас). Проявил себя противником административного нажима в аграрной политике и выступил за смягчение налоговой политики в аграрном секторе, за долгосрочные кредиты, создание системы льгот и стимулирование аренды. Призвал разработать конституционный механизм отстранения от власти высших должностных лиц государства в случае нарушения ими Конституции и злоупотребления служебным положением. Предложил создать законодательную базу охраны природы, ввести платное природопользование и экологический всеобуч. После избрания вошёл в состав Межрегиональной депутатской группы, с 1990 года был также членом группы «За радикальную военную реформу». В эти годы работал в Комитете Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов, был известен как основной разработчик законопроекта «О судебной ответственности политических партий и массовых движений, совершивших преступление против своего народа, мира и человечности». Алексей Иванович считал необходимым осуществление контроля над профильными министерствами со стороны соответствующей комиссии Верховного Совета, высказывался за право Съезда и Верховного Совета выражать недоверие правительству и отдельным министрам. На I Съезде народных депутатов СССР после избрания в Верховный Совет выступил с заявлением об отказе от этого места в пользу Б. Н. Ельцина. В октябре 1991 года на V Съезде народных депутатов РСФСР баллотировался в члены Конституционного Суда, но избран не был. В том же месяце избран российским Верховным Советом в новый состав Верховного Совета СССР.

После ликвидации союзного парламента вернулся к научно-педагогической деятельности. В 1992-1993 гг. был председателем Комитета по делам национальностей, религий и общественных организаций администрации Омской области. Принимал участие в разработке программ развития межнациональных отношений, а также экономического и социального возрождения сибирского казачества. Являлся автором идеи создания в Омской области Азовского немецкого национального района, поддержал передачу всех культовых сооружений области в собственность соответствующих конфессий. С февраля 1993 по февраль 1994 - член Президентского Совета, принимал участие в подготовке референдума 1993 года, как компетентный специалист участвовал в разработке соответствующих профилю деятельности глав проекта новой Конституции РФ. В период конституционного кризиса 1993 года полностью поддержал действия Президента в его противостоянии с Верховным Советом.

Генеральный прокурор России

В октябре 1993 года стал сопредседателем омского регионального отделения движения «Выбор России». 5 октября 1993 года, сразу после разгона Верховного Совета, был назначен Генеральным прокурором РФ согласно указу президента Б. Н. Ельцина. Сменил в этой должности В. Г. Степанкова, сотрудничавшего с Верховным Советом после указа о его роспуске. Назначен по рекомендации В. В. Илюшина, победившего в аппаратной борьбе с А. В. Коржаковым, предлагавшим на должность А. Н. Ильюшенко. На этом посту руководил завершением расследования уголовных дел, связанных с попытками путча в августе 1991 года и государственного переворота в октябре 1993 года. Подал в отставку с должности 26 февраля 1994 года после того, как проявил принципиальность и отказался (вопреки распоряжению Ельцина и беспрецедентному давлению со стороны его Администрации) препятствовать выполнению постановления Государственной Думы об амнистии участников событий 1991 и 1993 гг. Заявлял, что на протяжении всей работы в прокуратуре испытывал постоянное давление и вмешательство в расследование «политических дел сверху». Однако, воспользовавшись спором о разграничении конституционных полномочий между Президентом и Федеральным Собранием, объявил, что был принужден к отставке, и выразил желание продолжить работу, однако после месячных консультаций с сенаторами согласился сложить полномочия. Официально отправлен в отставку решением Совета Федерации 25 апреля 1994 года.

С февраля 1994 года занимался организацией Партии народной совести, реально существовавшей только в Омске. В числе возможных союзников своей партии называл блок «Явлинский-Болдырев-Лукин» и петербургскую Региональную партию центра. В апреле 1995 года после учредительного съезда партии, как её председатель, заявил, что достигнута договоренность о сотрудничестве по созданию широкого блока центристских сил с Партией самоуправления трудящихся С. Н. Фёдорова и Народной партии России Т. Х. Гдляна. В декабре 1995 года баллотировался кандидатом в депутаты Государственной Думы 2-го созыва от Партии самоуправления трудящихся (партия не преодолела пятипроцентный барьер).

Персональные данные

В 1970 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Координационная функция местных Советов депутатов трудящихся в современный период (на материалах Восточной Сибири)». Доктор юридических наук (1991 г., тема диссертации «Региональные проблемы правовой охраны природы в СССР»). Научная проблематика работ А. И. Казанника крайне широка: в 1960-е гг. - советское государственное право, с 1970-х гг. - правовая охрана природы. Сегодня в круг его интересов входят проблемы научной организации управленческого труда и делопроизводства в государственных учреждениях.

Имеет звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» (май 2006 г., «за заслуги в развитии юридической науки и подготовке юридических кадров»)

Женат, имеет двоих сыновей. Увлекается пешим туризмом, переплыл на байдарке оз. Байкал, чтением классической литературы.

День рождения 26 июня 1941

известный российский юрист и политик, доктор юридических наук

Биография

Родился 26 июля 1941 года в селе Перепись Городнянского района Черниговской области Украины в многодетной крестьянской семье. Отец и двое старших братьев погибли во время Великой Отечественной войны. Матери с тремя оставшимися детьми удалось пережить оккупацию.

В 1959 году по окончании средней школы по комсомольской путёвке уехал на строительство «Магнитки» в Темиртау Карагандинской области (Казахская ССР), где работал столяром в строительном управлении «Жилстрой» треста «Казметаллургстрой»: трудился плотником на строительстве металлургического комбината. В августе 1959 года стал очевидцем разгона демонстрации местных рабочих, бастовавших против роста цен на продовольствие и сокращения трудовых расценок. По его словам, эти события укрепили его решимость стать юристом.

С 1960 года проходил срочную службу в армии в инженерных войсках.

В 1963 году поступил на юридический факультет Иркутского государственного университета, в 1968 - в аспирантуру того же университета; работал ассистентом, старшим преподавателем на кафедре государственного права и советского строительства. Занимался проблемами координации в системе местных советов, специализировался сначала на конституционном праве зарубежных стран. Позднее, перейдя на преподавательскую работу на юридический факультет Омского государственного университета, являлся также специалистом в области экологического права в качестве доцента кафедры трудового, экологического и сельскохозяйственного права (1975-1991).

В 1970-х годах начал заниматься проблемами экологии; в эти годы он был лектором общества «Знание», выступал на различных предприятиях, посвящённых данной тематике. В 1979 году, вскоре после ввода советских войск в Афганистан, в одной из своих лекций дал этому событию отрицательную оценку, что послужило причиной его отстранения от публичных выступлений.

С 1991 до 1993 год - заведующий кафедрой государственного права, управления и советского строительства юрфака ОмГУ (в настоящее время - кафедра государственного и муниципального права).

Политическая деятельность

Весной 1989 года был выдвинут кандидатом в народные депутаты СССР по Омскому национально-территориальному избирательному округу № 22 (Омская и Тюменская области).

В своей предвыборной программе призывал отказаться от дорогостоящих программ (БАМ, переброс стока северных рек на юг, строительство гигантских гидроэлектростанций), высказывался за сокращение Вооружённых Сил (с предоставлением твёрдых социальных гарантий военнослужащим, увольняемым в запас). Проявил себя противником административного нажима в аграрной политике и выступил за смягчение налоговой политики в аграрном секторе, за долгосрочные кредиты, создание системы льгот и стимулирование аренды. Призвал разработать конституционный механизм отстранения от власти высших должностных лиц государства в случае нарушения ими Конституции и злоупотребления служебным положением. Предложил создать законодательную базу охраны природы, ввести платное природопользование и экологический всеобуч.

После избрания вошёл в состав Межрегиональной депутатской группы, с 1990 года был также членом группы «За радикальную военную реформу». В эти годы работал в Комитете Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов, был известен как основной разработчик законопроекта «О судебной ответственности политических партий и массовых движений, совершивших преступление против своего народа, мира и человечности».

А. И. Казанник считал необходимым осуществление контроля над профильными министерствами со стороны соответствующей комиссии Верховного Совета, высказывался за право Съезда и Верховного Совета выражать недоверие правительству и отдельным министрам. На I Съезде народных депутатов СССР после избрания в Верховный Совет выступил с заявлением об отказе от этого места в пользу Б. Н. Ельцина . В октябре 1991 года на V Съезде народных депутатов РСФСР баллотировался в члены Конституционного Суда, но избран не был. В том же месяце избран российским Верховным Советом в новый состав Верховного Совета СССР.