Неистовая маркиза жизнь и легенда маркизы казати. Сад в бутылке, старый замок и смерть маркизов казати-стампа. Балы и карнавалы Луизы Казатти

Неистовая маркиза жизнь и легенда маркизы казати. Сад в бутылке, старый замок и смерть маркизов казати-стампа. Балы и карнавалы Луизы Казатти

Сегодняшний этюд будет посвящён одной из самых эксцентричных красавиц прошлого, маркизе Луизе Казати .

Луиза Аделе Роза Мария Амман родилась 23 января 1881 года в семье преуспевающего итальянского промышленника Альбето Аммана, которому король пожаловал титул графа. Биографы пишут, что в детстве Луиза была не слишком общительна; она любила находиться в уединении, рисовать и проводить время с матерью, листая модные журналы и восхищённо рассматривая роскошные мамины туалеты, элегантные платья и изысканные драгоценности.

Луиза была совсем юной, когда скоропостижно умерла её мать, а через несколько лет – отец. Вдвоём с сестрой они стали наследницами огромного состояния, но, право, никакое наследство не могло компенсировать такую потерю. Возможно, именно этим объясняется то отношение к деньгам, с которым Луиза прожила всю жизнь: она никогда не задумывалась о них, не экономила, а только тратила, тратила и тратила…

Титул маркизы и фамилия Казати достались ей от супруга – девушка вышла замуж в 19 лет за знатного, но небогатого маркиза Камилло Казати Стампа ди Сончино. Она родила ему дочь и на третьем году семейной жизни обзавелась любовником – перед её гипнотическим взглядом не устоял знаменитый поэт и романист Габриэле д’Аннунцио. К тому времени семейные оковы начали надоедать Луизе, она скучала – и именно романтичный и энергичный «рыцарь» Габриэле вдохновил молодую маркизу на то, чтобы превратить однообразные будни в увлекательный и яркий спектакль.

К слову, отношения Луизы и Габриэле продлились до самой смерти поэта в 1938 году. Законный супруг смотрел на тот роман сквозь пальцы – его, похоже, куда больше увлекала охота. Нас же, в свою очередь, интересует стиль Луизы Казати – подлинной Музы своего времени.

Читайте также Отель мечты Dream Downtown

Образ Казати моментально узнаваем: огромные зелёные глаза на мертвенно-бледном лице, подведённые углём, горящие, как у ночной птицы. Для того, чтобы придать им блеск, маркиза закапывала в глаза белладонну. Её любимые цвета – чёрный и белый, как символ крайностей, к которым она всегда стремилась. Самые дорогие дома. Самые изысканные интерьеры. Самые грандиозные балы и приёмы, на которых центром внимания всегда была она – «неистовая» Луиза Казати.


Портреты Луизы Казати

Её римский дом был выдержан в любимой чёрно-белой гамме, а по комнатам расселилось множество животных, – которых Луиза любила куда больше, чем людей: сиамских и персидских кошек, породистых собак, экзотических птиц и даже змей. Переехав в Венецию и купив там огромный дворец, маркиза устроила в саду настоящий зоопарк с гепардами, обезьянами, пёстрыми попугаями и павлином. Гепарды, в инкрустированных бриллиантами ошейниках, были постоянными спутниками маркизы в прогулках и путешествиях.

Экстравагантные наряды для маркизы сочиняли Лев Бакст и Поль Пуаре, а в Венеции её фаворитом стал Мариано Фортуни. Вспоминают, как она покорила этот город, впервые прогулявшись по улицам в плаще от Фортуни с алым парчовым капюшоном, держа на поводках двух борзых – чёрную и белую. На собаках были ошейники из бирюзы, а завершал процессию темнокожий слуга с опахалом… В другой раз, пригласив на вечер русскую компанию знаменитостей – Александра Бенуа, Льва Бакста, Сергея Дягилева и Вацлава Нижинского – она шокировала всех своим облачением: «на хозяйке вечера не было ничего, кроме змеи».

Перебравшись в Париж (слишком долго находиться на одном месте, в одном окружении казалось маркизе слишком скучным), Луиза начала эпатировать местную видавшую виды публику, выгуливая на поводке настоящего крокодила и появляясь в парижской Опере в платье из перьев цапли, которые облетали при каждом движении и постепенно «раздевали» маркизу. Одно из самых живописных описаний стиля Казати оставлено скульптором Екатериной Барятинской: «Я увидела не женщину, а произведение искусства… Широкие персидские шаровары из тяжёлой золотистой парчи, туго стянутые у щиколоток бриллиантовыми застёжками искусной работы. На ногах золотые босоножки на высоких алмазных каблуках. Декольте кончалось у широкого парчового пояса; изумительно вылепленная грудь была чуть прикрыта кружевом тончайшей работы. В ушах красовались массивные жемчужные серьги. Огромная чёрная жемчужина переливалась на пальце одной руки, такого же размера белая – на другой. Лебединую шею несколько раз обвивала жемчужная нить».

Читайте также Способы оформления банок с вареньем

Самый необычный костюм Казати оказался и самым неудачным, несмотря на великолепную идею: Пабло Пикассо придумал для неё платье из электрических лампочек, которые должны были светиться. Но по неосторожности маркизу ударило током, и она не смогла появиться перед публикой. Однако времена менялись, и Первая мировая война всех заставляла отказываться от роскоши и излишеств. Всех, кроме Казати. Она по-прежнему тратила деньги на невероятные наряды и закатывала балы, но на это уже смотрели не с восхищением, а с осуждением. Между тем, некогда несметное богатство её таяло, и к концу жизни маркизе пришлось продать и раздать за долги всё, чем она владела.

Забытая и обнищавшая, маркиза Луиза Казати скончалась в возрасте 76 лет, пережив собственную дочь. Но образ Музы прошлого не смог окончательно стереться из памяти – и по сей день он продолжает будоражить умы художников, писателей, драматургов, кинорежиссёров, дизайнеров моды, вдохновляя и восхищая всё новые и новые поколения.


Маркиза в платье “Фонтан” Поля Пуаро и в костюме “Королева ночи” Леона Бакста


Маркиза в платье Поля Пуаро (в центре) и на фотографиях Мэна Рэя (по краям)


Тильда Суинтон в образе Луизы Казати для журнала Acne Paper


Карин Ройтфельд в образе Луизы Казати. Фотограф Карл Лагерфельд

«Я хочу стать живым произведением искусства»

Луизы Казатти, самая экстравагантная женщина Европы, создала поистине фантастический мир вокруг себя – с неповторимым стилем жизни, модой, интерьером, чувствами и эмоциями. Маркиза, муза, богиня, ведьма, актриса, меценат, покровительница искусств.

Ее осыпали многообразными и самыми неожиданными эпитетами: «Медуза Горгона с волосами, пропитанными икрой и шампанским, сумасбродка, ведьма…» Ей удалось успешно реализовать в жизнь свой девиз: «Я хочу стать живым произведением искусства». В своих многочисленных храмах-виллах она проводила знаменитые театрализованные костюмированные праздники-карнавалы, посвящая их великим людям прошлого.

Луиза Казати воплотила в жизнь вечную и неистребимую мечту многих женщин о свободной, красивой и независимой жизни, более того – жизни роскошной и эпатажной, возведенной в ранг Искусства. Она жила красиво и свободно, в свое удовольствие, как настоящая Богиня.

В ее садах роскошных, утопая,

Средь райских птиц, махровых роз цветы,

Раскрыв себя, цвели благоухая,

Вокруг кружились мотыльки,

Что облака, над всем порхая;

Кругом фонариков пестрели уголки.

И в сем саду – небес альков,

Была маркиза краше всех цветов.

Луиза всегда резко отличалась от всех окружающих своей необычной внешностью и одеждой. Представьте себе, маркиза выходит на прогулку с двумя гепардами на поводках с бриллиантовыми ошейниками, набросив на свое голое тело леопардовую мантию или роскошную меховую шубку. А вместо украшений она часто носила на шее ожерелье из живых змей, с которыми она целовалась.

Мужчины в жизни Луизы Казати

Говорят, что за всякой успешной женщиной стоит мужчина. За Луизой Казати их было несколько. Началу ее творческого восхождения поспособствовал ее муж. Очень милый маркиз Камилло Казати Стампа ди Сончино маркиз ди Рома, выходец из старейшего миланского рода, познакомился в один прекрасный день с юной и скромной Луизой и почти сразу сделал ей предложение, ему был 21 год , а ей – 18. А в девятнадцать она уже вышла замуж за Камилло, и в браке родилась их дочь Кристина. У обедневшего м аркиза были титул, круг известных и знаменитых людей. Луиза была младшей дочерью богатого хлопкоторговца Альберто Аммана, выходца из Австрии, которому король Италии Умберто I пожаловал титул графа.

Для маркиза Казати самым главным было иметь возможность заниматься любимым делом – охотой. Он охотился, а она формировалась как будущая звезда европейского бомонда, постепенно завоевывая видное место в высшем свете.

Вскоре Л уиза завела себе любовника. Им стал знаменитый поэт Габриэле д’Аннунцио. В то время были очень популярны не только ее многочисленные портреты, выполненные знаменитыми художниками, но и одна карикатура, на которой Луиза была изображена в обнимку с этим знаменитым любовником, поэтом д’Аннунцио, посреди кровати маркиза.

Хотя маркиза Казати провела свое детство и отрочество в Милане, но страсть к Венеции ей привил именно д’Аннунцио, рассказывая ей часто об этом удивительном городе. Сначала он был ее любовником, а потом другом. Более того, он был одним из тех, кто помог раскрыть в ней ее редкий талант Богини и «завоевать» Европу.

Говорят, что маркиз Казати среагировал на любовный роман своей жены почти безразлично, по крайней мере обошлось без семейных скандалов. У Луизы все-таки было много достоинств, и он оцени л их в полной мере. Она не ограничивала его свободы, родила ему прекрасную дочь и что очень важно, обогатила его казну. И все-таки она не была создана для брака, супруги расстались, оформив развод только через десять лет. Согласно легенде, Луиза Казати стала первой в мире разведенной католичкой. Это тоже способствовало созданию ее имиджа.

Если муж положил начало ее восхождению, то поэт и писатель д’Анунцио был главной фигурой, главным ее учителем и советником, с помощью которого молодая маркиза успешно продолжила свое восхождения к вершинам славы. Он увлек ее и как мужчина, и как поэт и литератор, познакомил со многими представителями европейской богемы. Он посвятил ей свои произведения и именно он впервые открыл в ней страсть к необычному поведению, театрально-мифическим эффектам, будучи непревзойденным профессионалом в этом деле. Они были родственными душами. Луиза была моложе д’Аннунцио на 18 лет.

Как известно, д’Аннунцио в каждой женщине видел богиню. Луиза стала для него Корой (это одно из имен греческой богини Персефоны). Их связь, сначала любовная, а потом дружеская, длилась всю жизнь. Он вспоминал о ней всегда с нежностью и восхищением:

«Луиза Казати – женщина удивительной красоты. Когда я спросил, с каким ощущением носит она свою гордую маску, она ответила, что ей кажется, будто, проходя, она с триумфом оставляет свой образ в самом воздухе, словно бы это гипс или воск, и таким образом увековечивает себя всюду, где бы ни побывала. В этих словах она выразила, быть может, безотчетное стремление к власти и к бессмертию, свойственное всякой красоте».

Луиза Казати и Венеция

В 1910 году Луиза купила в Венеции старинное палаццо – дворец Веньеров, окна которого выходили на Большой канал. Казати прекрасно вписывалась со своей экстравагантной внешностью в этот удивительный город столь же непохожий на все другие и индивидуальный, как и она сама. Она устраивала балы прямо на площади Сан-Марко. Но даже привыкшие к разным ярким представлениям и чудесам венецианцы, проявляли интерес к ее дворцу и саду. В ее зеленом саду разгуливали два гепарда, резвились дрозды, попугаи, павлины, причем она где-то достала белых дроздов и павлинов… Кроме них были многочисленные приматы и любимые ею кошки. Вся эта живность обожала Луизу и слушалась свою Богиню беспрекословно.

Гепарды, львы, пантеры, змеи

Среди дорожек, у дверей,

Ее ласкались рук, коленей,

Служа защитой от людей,

И, может, средь земных волнений

Надежней были всех друзей.

Они, свои подставив гривы, хохолки

Глядя в глаза, икали ласк Ее руки…

Как же ей удалось трансформировать себя в живое произведение искусства? Разумеется, Луиза Казати не сразу стала ярким произведением искусства, робкая уточка постепенно превращалась в роскошного лебедя. Вначале она была скромной девочкой с огромными выразительными глазами, которая все свободное время предавалась творческим фантазиям. И только потом эта робкая девушка превратилась в законодательницу мод, музу художников и поэтов, в организатора своих знаменитых спектаклей-карнавалов и в самую экстравагантную женщину в Европе.

Луиза начала с создания своего внешнего образа. Ее страсть к перевоплощениям проявилась еще в юности: уже тогда ей нравилось, надев необычное одеяние, быть яркой и заметной. Позже она стала выстраивать свой ошеломляющий образ, используя невероятную смелость, фантазию, связи и материальную основу. Потом она искусно научилась обнажаться, используя для этого особую одежду, как будто бы в наряде и как будто бы обнажена, это было очень эротично с ее прекрасными физическими данными, не зря популярная шутка венецианцев о маркизе Казати «из одежды на ней были только духи» быстро распространилась повсюду.

Муза, покровительница искусств и щедрый меценат

Неудивительно, что Луиза Казати стала живой Музой для многих известных творческих людей того времени, итальянских футуристов, художников и скульпторов, героиней нескольких популярнейших романов. Известно более 130 ее портретов кисти самых знаменитых художников. Поэты строчили стихи о ее необычной красоте, кутюрье шили для нее сногсшибательные наряды… Известно, что она была способна развлечь даже самых пресыщенных и капризных аристократов в своих спектаклях, режиссируемых ею самой… Но прежде всего она развлекалась сама, все это она делала прежде всего для себя, для своего собственного удовольствия.

Луиза была законодательницей моды, покровительницей искусств, вдохновительницей гениев и щедрым меценатом. Она спонсировала многих художников, композиторов, писателей, музыкантов, кутюрье, помогая известным и неизвестным, среди которых были Филиппо Томмазо Маринетти, Альберто Мартини, Джованни Больдини, Артур Рубинштейн, Пабло Пикассо и многие другие.

Костюмированные балы и маскарады чередовались один за другим. Она выбирала определенную эпоху, под эту эпоху стилизовали интерьеры и гости прибывали на бал в костюмах героев выбранного времени. Однажды она заявилась на бал в образе византийской императрицы Феодоры (супруги Юстиниана). Жизнь, которую она создавала вокруг себя, была сродни и театру, и кинематографу – она сама была и режиссером, и актрисой, и сценаристом.

Средь темноты, Ее пиры наполнены огня,

Здесь оживали древние картины Рима,

В тунике белой, полночи звезда,

Она лозе была подобна среди пира;

От наваждения смыкаются глаза,

Пред них разверзся праздник мира.

Сорвав тунику средь полунагих рабов,

Маркиза встала; пурпурный покров.

Кроме Венеции был Рим, Париж, Капри, Индия, Америка, Лондон и другие места, где она играла свои спектакли в естественном жизненном ландшафте или в своих многочисленных дворцах, создавая эффектные декорации с помощью экзотических животных, дорогих антикварных произведений искусства, дополняя все это самыми знаменитыми людьми ее эпохи, которые развлекались на проводимых ею карнавалах и праздниках.

Эльза Скьяпарелли, известная итальянская стилистка, дизайнер, художница сказала о ней: «Эта высокая худая женщина с дико накрашенными глазами тянула за собой век былого великолепия, век богатых индивидуалисток, единственной целью которых было потрясение публики«.

Балы и карнавалы Луизы Казатти

Одна из современниц вспоминает великолепие бала, который маркиза устроила в своем парижском дворце «Пале роз»: «Мы прибыли около полуночи в страшное ненастье. Нам показалось, перед нами возникло сказочное видение. Дом был окружен вереницей крохотных электрических лампочек… По тропинкам сновали лакеи в роскошных, шитых золотом камзолах, атласных штанах и шелковых чулках. В доме, невзирая на потоп, собрались все звезды “Комеди Франсез” и самые знаменитые поэты и художники того времени. Прием воистину поражал великолепием… При своем высоком росте она вдобавок надела очень высокую черную шляпу, усеянную звездами. Лица было не видно под маской, из-под которой сверкали под стать бриллиантам, усыпавшим руки, шею и плечи, огромные глаза. Как сомнамбула, прошла она по залам, раскланиваясь со всеми…» Всем гостям при входе дарили золотые розы, пахнущие розовой эссенцией.

Находит сумрак; полновластная Луна

Висит как яблоко над тихою рекою;

Как будто смерть, маркиза холодна,

Глаза очерчены, сияют темнотою,

Другая современница вспоминает еще один бал, посвященный памяти графа Калиостро: «Приготовления к празднику были грандиозными. Перед приездом гостей дворцовый сад был уставлен горящими факелами, столы изобиловали яствами, прислугу нарядили в парики и костюмы, соответствующие духу времени великого чародея. Кого здесь только не было! Петр Великий, Мария Антуанетта, граф Д’Артуа… Но действо развернули вспять сами силы природы, началась такая гроза, что молния, казалось, вот-вот спалит всех присутствующих. Возникла жуткая паника, и гости в ужасе стали разбегаться во все стороны прямо по потокам воды, да еще и поливаемые сверху. Все смешалось: костюмы, кринолины, парики, грим растекался по их лицам ручьями. Это было страшное зрелище…»

Говорят, что у Луизы был стервозный характер и ей доставляло удовольствие то, что ее экстравагантные выходки работали на ее имидж. Она предпочитала больше общаться с мужчинами, чем с женщинами, которых часто просто игнорировала. Рассказывали, что во время известного парижского маскарада, устроенного Казати в память о графе Калиостро, маркиза заперла одну из дам в шкаф на весь вечер, в отместку за то, что она пыталась скопировать ее костюм.

На устраиваемых ею званых балах, пирах и вакханалиях весело проводили время Айседора Дункан, Феликс Юсупов, Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский… Дом Луизы Казати был частым местом встреч самых ярких личностей той эпохи, которые являлись неотъемлемой частью великолепных декораций этих мероприятий. На одном из ее приемов, где присутствовали Сергей Дягилев и Вацлав Нижинский, описывается следующий случай:

«Как-то в один из пиров после двух бокалов вина Айседора Дункан пригласила Нижинского на вальс. «Да, – произнесла Казати после танца. – Жаль, что этот мальчик не встретился мне, когда ему было года два. Уж я бы его научила танцевать».

Иногда Казатти играла в куклы. Луиза выходила в свет с восковым манекеном – со своей точной копией – которого усаживала рядом с собой за стол и так проводила вечера.

В леопардовом плаще на вечный покой

«В жизни эта женщина ни разу не изменила легенде», – сказал писатель Филипп Жюлиан. Так она неслась по жизни – как яркая комета, освещая все вокруг ослепительным пламенем. В этом пламени славы она и сгорела, истратив впоследствии все свое состояние. Эта была еще одна странная ее черта – чрезмерная щедрость. Она чувствовала себя слишком великой, чтобы мелочиться и промотала на воплощение своих праздников все, что у нее было, все свои дворцы и деньги, более того – у нее был не выплаченный кредиторам долг в $30 млн. Но до конца дней своей жизни Луиза неизменно представляла собой живое произведение искусства. Став бедной, она продолжала притягивать к себе людей своим обаянием.

Бывало, Лу, забывшись, розы устилала

На черный бархатный ковер,

Свечу взяв в руки, умирала:

Ложилась в гроб; ее безумный взор

Тускнел; она во мраке угасала,

Даря последний луч; дворца простор

Пред нею саваном навеки одевался,

И уносясь, в небытие терялся…

В 1957 году, в возрасте 76 лет, все еще изысканная и эффектная, Луиза Казати ушла в мир иной – так же театрально и экстравагантно, как и жила. На протяжении всей своей жизни она увлекалась оккультизмом и магией, и последним событием в ее жизни стал спиритический сеанс, после которого она скончалась

Разумеется, ее не посмели облачить в черную одежду. Ее любимая внучка Мурея, с которой она провела свои последние годы в Лондоне, одела ее в легендарный леопардовый плащ. В последние минуты жизни рядом с ней был и ее самый последний друг Сидни Фармер. Он принес для нее новые накладные ресницы и чучело любимого пекинеса. Прекрасную и загадочную маркизу похоронили в Лондоне на богатом Бромптонском кладбище. На могильном камне в ыбиты известные строки из шекспировского « Антония и Клеопатры»: “Age cannot wither her, nor custom stale. Her infinite variety” («Ее разнообразью нет конца. Пред ней бессильны возраст и привычка»).

Когда цветок прекрасный умирает

С ним вместе мир

Горюет и страдает.

Маркиза Луиза Казати — светская дива, муза эпохи красоты, ведомая художниками, скульпторами, фотографами и ведущая за собой целое поколение талантливых личностей, персонажей, отчаянно ищущих гармонии.

Она родилась в семье итальянских магнатов, владеющих хлопковыми плантациями. Детство Луизы — это пейзажи озера Комо, беспрекословность в выполнении любых её желаний, щедрые подарки и всепроникающая любовь отца. Беззаботность, которую она впитывала год за годом, повлияла на характер и манеру поведения маркизы в будущем. Но в возрасте 15-ти лет ее родители скоропостижно скончались и на наследницу обрушилось многомиллионное состояние. По плану все должно быть следующими образом: выгодное замужество, слияние капиталов и приумножение благополучия. После дебюта на балу она получает предложение руки и сердца от графа Камило Казати. И уже через год после свадьбы пара празднует рождение дочери Кристины. На сохранившихся снимках этого времени вполне типичная девушка эдвардианской эпохи. Альтерго, femme fatale, проснулось чуть позже и разбудил его поэт Габриэль д’Анунзио. Именно с их встречи начинается трансформация Луизы в тот образ, прославляющий праздность и свободу начала прошлого века.

Осиная талия, чрезмерная бледность кожи, коротко стриженные, жжено-рыжие волосы, алые губы как след от глубокого пореза и вуаль из меловой пудры, покрывающая шею и лицо девушки. Ее внешность не вписывалась ни в один существующий стандарт красоты. Вечно расширенные зрачки от курения беладонны, вместо теней угольная крошка и накладные ресницы. Ее взгляд был губителен, он манил за собой в тот самый мир, где цена наслаждений — это потеря себя, потеря сознательности, собственных приоритетов и ценностей. Но именно в этом мире Луиза считала себя своей. В настоящем она была всего лишь миражом, призраком, который появлялся на публике в эксцентричных нарядах, прогуливался венецианским променадом в компании гепардов, и растворялся в бесконечной череде вечеринок и будуарных soiré e.

Авангардисты называли ее разрушающей повседневность силой. Вокруг Луизы вращался весь светский свет. Под пластинки ее граммофона танцевали Дягилев, Пруст, Пикассо и Эрте. Она покровительствовала футуристам и артистам русского балета. Среди ее преданных почитателей можно даже найти имя кайзера Вильгельма Второго. Постоянно вращаясь в артистических кругах, из категории наблюдателя она сама трансформировалась в живой объект искусства. Множество художников пытались ретранслировать ее эксцентричность через краски и перформансы. Луиза никогда не повторялась, постоянно пробуя новые формы одежды и экспериментируя над внешностью.

Оранжереи, египетская скульптура, украшения, нубийские статуэтки, бриллианты, опиум, кокаин, шампанское, приемы и рауты — это лишь начало списка ее растрат. Каждое свое появление на публике она воспринимала как последнее. Все, что ей было нужно, это запомниться раз и навсегда. На одной из вечеринок она усадила рядом с собой свою восковую копию. На пляже острова Капри она заставила охранников разжечь костры, выкрасила волосы в зелёный цвет и покрыла собственное тело черной краской. Блуждая меж очагов пламени, Луиза рассказывала, как она соединяет невидимые пространства, сжигая границы между реальным и воображаемым. Для своей вечеринки в Риме, она отозвала из зоопарка настоящего льва и усадила животное у подножья своего импровизированного трона. Для этого мира она была сумасшедшей, для себя — потусторонней, для почитателей — божественной.

Что-то мистическое было также в ее страсти к позированию, сделавшей маркизу Казати самой портретированной женщиной в истории. Луиза верила, что с помощью холста и красок, она приближается к реализации, пожалуй, ее самой безумной идеи — обрести бессмертие, растворяя в красках эмоции и взгляды, отдавая художнику минуты и часы жизни. Но музой Казати была не только в глазах художников. Как за путеводной звездой, за ней последовала целая плеяда кутюрье начала ХХ века. Из отцовского состояния она инвестировала баснословные суммы в развитие дизайнеров и создание модных домов, при этом Луиза убалтывала молодых дарований воплощать в материи ее самые сумасшедшие идеи, создавая экстравагантные платья и аксессуары. В 1910 году Поль Пуаре сшил Луизе платье-фонтан для Парижского зимнего бала. На открытие сезона авторских вечеринок в своем особняке «Дом Грез» Казати предстала в легендарном творении дизайнера и художника Леона Бакста, костюме «Королева ночи». 3 месяца ушло только на то, чтобы расшить комбинезон настоящими бриллиантами. В спину были вшиты фазаньи перья, а головной убор покрывали позолоченные звезды. Казати не удивляла публику, она шокировала ее, жадно отбирала дар речи и упивалась успехом. Кутюрье почитали ее и соглашались на любые эксперименты, довольствуясь возможностью поработать с маркизой. Благодаря случаю Луиза познакомилась с Джейн Туссе, — главным дизайнером Cartier. В тандеме девушки создали одну из самых знаковых коллекций в истории ювелирного дома, главным элементом которой стала пантера, как аллегория на образ Луизы.

Столь праздная жизнь разорила маркизу, и последние годы она провела крайне скромно, снимая небольшую квартиру в Лондоне, скрываясь от кредиторов и знакомых, некогда одолживших ей денег. Но в модной индустрии слава Луизы Казати не утихла даже после ее смерти. Тени маркизы видны на современных подиумах и в коллекциях нынешних кутюрье. Дизайнерское дуо Джорджины Чапман и Керена Крейга назвали свой бренд вечерней и свадебной моды титулом Казати — « Marchesa«. В 1998 Джон Гальяно устроил настоящую вечеринку в духе Луизы и превратил подиум Диор в площадку для фееричного бала. В 2004 году Том Форд расписал лица моделей драматичными угольными красками, тем самым еще раз реинкарнировал имя маркизы. Карл Лагерфельд не только рассказал историю Казати в своей круизной коллекции 2010 года, он даже организовал показ на одном из пляжей острова Лидо, где в 20-е Луиза устраивала летние маскарады. За пару лет до показа Лагерфельд также отснял Карин Ротфельд в фотосессии для французского Vogue, назвав ее маркизой Казати ХХ I века. Кроме Ротфильд, в Луизу перевоплотилась актриса Тильда Суинтон во время своей работы для фотопроекта с журналом Acne Paper Sweden. Невероятное сходство, отчаянность и безумие взгляда, каждая поза и миллиметр этих снимков говорит, что Луиза Казати никуда не ушла. Она продолжает жизнь вне материй и миров, оставаясь по-прежнему чужой среди своих, своей среди чужих.

В 1957 году на на богатом Бромптонском кладбище в районе Кенсингтон-Челси в Лондоне появился скромный памятник маркизе Луизе Казати,который украшают лишь строки Шекспира,в переводе Пастернака они звучат так: «Ее разнообразию нет конца. Пред ней бессильны возраст и привычка».В начале ХХ века это имя повергало в трепет всю Европу. Дружбой с этой женщиной гордились вдохновитель и организатор «Русских сезонов» Сергей Дягилев и пианист Артур Рубинштейн, балерина Анна Павлова и модельер Эльза Скьяпарелли, ее портреты писали Джованни Больдини и Пабло Пикассо, костюмы для нее создавали Поль Пуаре и Лев Бакст,украшения Эрте, её снимал Ман Рей и Сесил Битон.Только одних её портретов было сделано около 130.Получить приглашение на балы и карнавалы, устраиваемые маркизой в лучших дворцах мира, было делом чести для самых знатных фамилий…

Девизом всей её жизни было желание - стать живым произведением искусства ,шедевром.

Знаменитый портрет Джованни Болдини Маркиза Луиза Казати с борзой 1908

Луиза Казати родилась в 1881 году. Своё детство Луиза провела в Милане,где её отец,выходец из Австрии,богатый промышленник,получил от короля Умберто I титул графа. Свой титул маркизы Луиза получила в 19 лет, выйдя замуж за двадцатитрехлетнего Камило Казати. Их медовый месяц в Париже пришелся на время Всемирной выставки 1900 года.

Парижский художник, мастер «сухой иглы» Поль Сезар Элле стал автором первого портрета Луизы после ее замужества. На гравюре в технике сепии, сделанной во время свадебного путешествия, изображена изысканная женщина в стиле "прекрасной эпохи" бель эпок (модерн) в шляпке с чёрными перьями с живописно растрепанными волосами и чудесными большими глазами с гипнотическим взглядом,в которые она позже закапывала белладонну, чтобы ещё более их увеличить и придать блеск.

По возвращении из Парижа новобрачные поселились на вилле Казати в Риме. Как большинство богатых супружеских пар, они не довольствовались одной резиденцией. На только что приобретенном «мерседесе » их возит из одного дома в другой специально нанятый шофёр.Маркиза занимается собой и много внимания уделяет на обустройство их дворцов,у неё изысканный вкус,который она приобрела ещё в детстве,рассматривая с матерью журналы мод. Вскоре внешность маркизы обсуждается так же широко, как и ее дома. На публике она появляется в венецианских кружевах ручной работы, ее наряды отличают пышные рукава, длинные шлейфы и парчовые пояса, отделанные бриллиантами. Природную бледность лица она подчеркивает пудрой, а глаза обводит углем, делая их неестественно огромными и пугающими. Ее любимые цвета — черный и белый.Основная деталь туалета — длинная нитка жемчуга, в несколько слоев обвивавшая шею.

Адольф де Мейер фото 1912

Отношения с мужем вскоре перестают интересовать маркизу, как и воспитание родившейся дочери. Муж спокойно относится к ее многочисленным увлечениям, посвящая все свое время собакам и лошадям.В 1914 году они разъедутся и будут жить отдельно,однако окончательно супруги расстанутся лишь в 1924 году. При этом Казати станет первой католичкой в мире, получившей официальный развод.

Д. Болдини Маркиза Луиза Казати с павлиньим пером

Интересно,что в детстве Луиза ни внешностью, ни особой сообразительностью не отличалась,она рано лишилась родителей,была застенчивым,замкнутым ребёнком,не любившим гостей. Единственное, что привлекало в девочке, были ее огромные изумрудные глаза. «Хочу стать живым шедевром» — сказала она однажды. И сделала из себя шедевр… Маркиза Казати стала знаменитейшей музой начала прошлого века. Художники писали и лепили ее, поэты воспевали красоту, кутюрье соревновались за право ее одевать. Героиня нескольких романов и вдохновительница сотен стихов, она коллекционировала дворцы и экзотических животных, спускала целые состояния на роскошные пиршества, устраивая восхитительные вакханалии...На русском языке о ней есть книга «Неистовая маркиза: жизнь и легенда Луизы Казати». Авторы: Скот Д. Райерссон, Майкл Орландо Яккарино. Вышла в издательстве «Слово/Slovo» в 2006 году с многочисленными иллюстрациями.

Леон Бакст Луиза Казати в индийском костюме 1912
(один из почти 40 костюмов,сделанных для неё Бакстом)

Среди её поклонников и возлюбленных были Габриеле д’Аннунцио, Маринетти, Робер де Монтескью, Жан Кокто,но всё же главным человеком ее жизни на долгие годы становится знаменитый поэт и драматург того времени Габриэль Д’Аннуцио. Их знакомство состоялось на охоте, и первое впечатление маркизы от поэта было чудовищным. «Маленького роста,он был лыс и походил на яйцо, сваренное вкрутую и установленное в подставку от Фаберже» — так описывали внешность Д’Аннуцио. Но мужчина был настолько учтив и обаятелен, что недостатки его наружности забывались,когда он начинал говорить. Недаром среди покоренных им дам была сама Элеонора Дузе и Ида Рубинштейн.Вскоре об их романе судачат все кому не лень, а газеты публикуют карикатуры на тройственный союз Луизы, Камило и Габриэля. Но скандальная слава не только не расстраивает влюбленных, но, кажется, наоборот - вдохновляет. Луиза каждый день появляется в свете в новом наряде, потрясая воображение публики их роскошью и элегантностью, о ней начинают говорить как о самой элегантной женщине Европы - музе своего времени.

Габриэль Д" Аннунцио

Вскоре маркизе наскучивает Рим. Она вообще довольно быстро устает от любых, даже приводивших ее некогда в восторг вещей. Вместо римского дворца Казати маркиза решает взяться за обустройство венецианского палаццо. Тем более что Д’Аннуцио в каждом письме уговаривает ее перебраться в этот город — «творение искусства и любви».Несмотря на бесконечные разговоры о ее чудачествах, Венеция, похоже, безоговорочно приняла созидательницу эпатажа (недовольными оставались лишь соседи). Как только на водах Большого канала появлялась гондола, в которой Луиза восседала в умопомрачительных нарядах в обнимку с гепардами, — публика застывала от восторга,потом следовали аплодисменты. Вскоре Казати слилась с атмосферой города настолько, что устраивала балы прямо на площади Сан-Марко. Разве мог отыскаться во власти города такой смельчак, который решил бы что-либо запретить Казати?

Мануэль Орацци Казати встречает гостей на ступенях палаццо дей Леони 1913

Тед Коконис Луиза Казати 2003

Жозеф Паже- Фредерикс 1940

Первые наброски её знаменитого портрета Болдини (к которому она особо благоволила) были сделаны в Венеции. Завершать работу пришлось в Париже, куда маркиза перебралась специально для того, чтобы позировать знаменитому портретисту. Каждое утро она приезжала к нему в студию, облаченная в облегающий туалет от Поля Пуаре из черного атласа, отороченный горностаем. К поясу был приколот букетик шелковых фиалок, а руки маркизы в шелковых перчатках обвивал лиловый шарф. В ногах маркизы сидела черная борзая в серебряном ошейнике.Через год портрет был выставлен на парижском салоне. Героиня «Портрета молодой дамы с собакой» становится притчей во языцех. С Казати хочет познакомиться вся Франция. Но она, заплатив художнику 20 000 франков, сумасшедшие по тем временам деньги, уже далеко: в Венеции начинается самая интересная глава ее жизни.

Адольф де Мейер фото Луизы Казати 1912

Мэн Рей Луиза Казати в костюме императрицы Елизаветы Австрийской

Казати в костюме императрицы Феодоры

Большой знаток живописи, Луиза слыла великим меценатом,она патронировала множество имен, известных и неизвестных. Поддерживала художников, поэтов, музыкантов: Филиппо Томмазо Маринетти, Альберто Мартини, Джованни Больдини, Артура Рубинштейна и многих других. Знакомство Казати с Рубинштейном началось с большого недоразумения: впервые он заметил маркизу в приглушенном освещении в салоне одного отеля, увидел ее черные, подведенные углем глаза, фиолетовые волосы и,испугавшись, вскрикнул… Но потом Казати совершенно очаровала музыканта и поддерживала его материально, о чём он сам упоминал в своих воспоминаниях. Ей посвящены страницы в воспоминаниях Феликса Юсупова и Айседоры Дункан, танцевавшей в её дворце и являвшейся её подругой. Маркиза давала балы, на которых Нижинский танцевал с Айседорой Дункан; она стала музой итальянских футуристов; при её содействии был поставлен бесподобный спектакль театра марионеток на музыку Равеля. Казати была законодательницей, она повсюду вдохновляла гениев и развлекала самых пресыщенных аристократов.

Огастес Джон Луиза Казати 1919

Огастес Джон 1942

Ее жизнь - шикарная игра, спектакль с единственной актрисой - Луизой Казати.В своей жизни она больше всего любила животных,искусство и мужчин,с женщинами предпочитала не общаться.Образ маркизы Казати стал поводом для создания модных коллекций для Джона Гальяно, Кристиана Диора, Карла Лагерфельда, Джорджо Армани,Эрте. . Мир моды и кино не забыл её экстравагантности, по существу, совсем даже и некрасивой женщины, но элегантной и сумевшей так преподнести себя обществу, что эта ее некрасивость стала ее фирменной маркой и покоряет многих до сих пор. Её бесчисленных живописных, скульптурных, фотографических портретов хватит, чтобы заполнить огромную галерею.

Лев Бакст Набросок 1912

Потеряв богатство, обремененная долгами (к 1930 году её личный долг составлял 25 млн долларов), Луиза Казати переехала в Лондон к дочери, где долгие годы прожила довольно скромно, без прежнего блеска.Забытая и обнищавшая маркиза Луиза Казати скончалась в возрасте 76 лет от кровоизлияния в мозг во время спиритического сеанса,на руках своей внучки, пережив собственную дочь.

Роберто Монтенегро Портрет Лизы Казати 1914

Слава пришла к ней и после смерти,сначала романист Морис Дрюон, который сдружился с Казати во время войны, описал ее в романе «Сладострастие бытия»,позже в пьесе «Графиня», написанной на его основе, главную роль играли Эльвира Попеску и Вивьен Ли, а в экранизации Винсенте Минелли «Время покажет» — Ингрид Бергман. В 1964 году знаменитый драматург Теннеси Уильямс написал пьесу "Молочные реки здесь пересохли",где опять главным прототипом стала Казати,позже в кино "Бум" её сыграла Элизабет Тейлор. Образ Музы прошлого века по сей день продолжает будоражить умы художников, писателей, драматургов, кинорежиссёров, дизайнеров моды, вдохновляя и восхищая всё новые и новые поколения.«В жизни эта женщина ни разу не изменила легенде», - сказал о ней писатель Филипп Жюлиан.

Наталья Гончарова Портрет Луизы Казати 1917

По материалам интернета

Полвека назад на Кенсингтонском кладбище в Лондоне появился скромный памятник. Три слова, выбитые на могильном камне, - «Маркиза Луиза Казати» - в начале ХХ века повергали в трепет всю Европу. Дружбой с этой женщиной гордились вдохновитель и организатор «Русских сезонов» Сергей Дягилев и пианист Артур Рубинштейн, балерина Анна Павлова и модельер Эльза Скьяпарелли, ее портреты писали Джованни Больдини и Пабло Пикассо, костюмы для нее создавали Поль Пуаре и Лев Бакст. Получить приглашение на балы и карнавалы, устраиваемые маркизой в лучших дворцах мира, было делом чести для самых знатных фамилий…


Джованни Болдини. Маркиза Луиза Казати со своей борзой, 1908


Это любимый портрет Казати, написанный Ромейн Брукс в 1914 году

«Из одежды на ней были только духи» - эта популярная шутка венецианцев была посвящена именно маркизе Луизе Аделе Розе Марии Казати.
Джованни Больдини. Маркиза Луиза Казати с павлиньим пером. 1914 год

Титул маркизы Луиза Аделе Роза Мария получила в 19 лет, выйдя замуж за двадцатитрехлетнего Камило Казати Стампа. Впрочем, еще неизвестно, кто от этого брака выиграл больше - знатное, но обедневшее семейство Казати Стампа или богатейшая фамилия итальянских промышленников Аман, в поместьях которых часто гостил король Умберто I. Детство будущей маркизы проходило между миланскими музеями и соборами, по которым ее и старшую сестру Франческу водили гувернантки, и старинной виллой «Амалия» с потолочными росписями великого Луини. Гордостью родителей была красавица Франческа. Но судьба распорядилась иначе..И известной стала..


Маркиз Казати жену побаивался и позволял ей все. А она увлеклась оккультизмом и черной магией. Она буквально боготворила знаменитую Кристину Тривульцио, о которой говорили, будто она ведьма, будто в квартире хранит труп семнадцатилетнего любовника... Маркиза Казати даже дочь назвала в честь Кристины. И решила стать не менее знаменитой.

Дочь, кстати, тут же сдали нянькам и мать ею не интересовалась совсем. Потом отправили в частный пансион – где девочку лет до тринадцати перед визитами мамы переодевали в короткие платьица, панталоны и чепчики, чтобы мама не чувствовала своего возраста рядом с взрослеющей дочкой...

Главным человеком ее жизни на долгие годы становится самый знаменитый поэт и драматург того времени Габриэль Д’Аннуцио.

Невысокий, лысый и бесконечно энергичный, Д"Аннунцио был откровенным дамским угодником, имел многочисленные романы с состоятельными женщинами, среди которых числилась и неподражаемая актриса Элеонора Дузе. Луиза к этому времени уже заскучала в замужестве, Камилло больше всего интересовали охота и собаки, а она занималась поддержанием порядка в их многочисленных домах и виллах. На некоторых фотографиях этого периода в глазах Луизы - тоска.
Их знакомство состоялось на охоте, и первое впечатление маркизы от поэта было чудовищным.

Казати тоже не остается равнодушна к чарам драматурга. Об их романе судачат все кому не лень, а газеты публикуют карикатуры на тройственный союз Луизы, Камило и Габриэля. Но скандальная слава не только не расстраивает влюбленных, но и, кажется, наоборот, вдохновляет. А вскоре о маркизе Казати начинают говорить как и о самой элегантной женщине Европы. Миллионы мужа, проводящего время в конюшне или на псарне, открывают для нее двери лучших портных. Во время карнавальной недели в Риме Луиза каждый день появляется в свете в новом наряде, потрясая воображение публики их роскошью и элегантностью. Газеты сменяют гнев на милость, а затем и вовсе переходят на восторженный тон, описывая костюмы маркизы.

Мэн Рей. Портрет Луизы Казати
Она покупает дворцы, она меняет наряды, во время карнавала в Риме меняет роскошнейшие костюмы каждый день! Ее современник вспоминал: «В первый вечер маркиза Казати появилась в наряде Сары Бернар. Во второй - в точной копии одеяния византийской императрицы Феодоры. В третий - в платье из белых кружев и черной атласной накидке, отороченной горностаем. Что дальше?»
Лев Бакст создал для нее около 4 тысяч нарядов, а великий Фортуни – еще больше!

Влюбленный в нее Габриэле Д’Аннуцио описал ее в одном из романов:
«Она завернулась в длинный восточный палантин из тех материй, что маг Мариано Фортуни погружает в свои красильные чаны и вынимает окрашенными в цвета грез… Ей нравилось подчеркивать свою двадцатипятилетнюю свежесть красным и черным: густо чернить веки над горящими глазами и кровенить уста киноварью… При всем при том ее хрупкость, гибкость и сладострастие были сродни творениям Микеланджело. Платья были неотделимы от нее, как зола неотделима от угольев… Всем своим существом она демонстрировала, что колдовство есть искусно внушенное помешательство».
И Луиза действительно гуляет по набережным в алом плаще от Фортуни – как живая иллюстрация к роману.
Эльза Скьяпарелли

Это она последняя попробовала покрыть мальчика позолотой на каком-то празднике в ренессансном стиле – и он чуть не умер. После мальчиков позолотой уже не покрывали.


Это она ночами прогуливалась по набережным Венеции в сопровождении сначала – двух великолепных борзых, черной и белой, в ошейниках, усыпанных бриллиантами, а потом – в сопровождении живого павлина... Потом появился гепард и чернокожий слуга с факелом.

Каждый сезон, приезжая в Венецию из Рима, маркиза перевозила черно-белое мраморное покрытие полов. Лишь одна комната выделялась по оформлению среди других залов - ее стены украшали пластины из старинного золота.
В разбитом во дворе палаццо саду Казати устраивает зоопарк. На ветвях деревьев сидят дрозды-альбиносы, которых каждый день перекрашивают под цвет волос маркизы, по дорожкам разгуливают белые павлины. Компанию самой хозяйке дома составляют змеи и два гепарда, вместе с которыми она на гондоле прогуливается по венецианским каналам. Однажды она даже вызвала гнев городских властей, позволив себе перекрасить гондолу из традиционного черного цвета в белый. Прохожие, завидевшие с мостов приближение гондолы маркизы, неизменно встречали ее бурными аплодисментами...»

Ее балы, на которые мечтали попасть все европейские знаменитости, устраивались прямо на площади Сан-Марко – главной площади Венеции. У Казати хватало для этого денег и влияния. Горожане арендовали окна, выходящие на площадь, чтобы посмотреть, как веселится знать...
Светский обозреватель тех лет Габриэль Луи Пренгуэ так описывает в своих мемуарах вечера Казати: «Дверь в комнате, где мы сидели и беседовали, вдруг распахнулась и вошла покойница. Ее великолепная фигура была туго обтянута платьем из белого атласа с длиннющим шлейфом, грудь прикрывал букет белых орхидей. Огненно-рыжие волосы подчеркивали алебастровую бледность лица, которое полностью пожирали два огромных глаза; расширенные угольно-черные зрачки составляли зловещий контраст с ярко-алыми губами, казавшимися открытой раной на фоне этой бледности. На руках у нее примостился детеныш леопарда.
Она поглядела на гостей в маленький, усыпанный бриллиантами лорнет и пригласила всех на маскарад, который должен был состояться через несколько дней в ее дворце на берегу Большого канала… В ночь карнавала маркиза прислала гондолы с разодетыми в пух и прах гондольерами, чтобы перевезти приглашенных (человек двести) на небольшую пристань, выделенную ей по особому распоряжению городского головы… Там гостей уже ожидал оркестр. По всему периметру площади стояли на расстоянии метров десяти друг от друга черные великаны в алых шелковых одеяниях. Между ними была натянута золотая цепь, преграждавшая доступ толпе…

Под восторженные выкрики собравшихся маркиза Казати вышла из гондолы. Гигантские черные и белые перья фламинго колыхались на атласном платье цвета лунного сияния, перехваченном в талии черным бархатным поясом; одной рукой она обхватила букет черных ирисов, в другой держала на поводке двух леопардов. Вечер был сказочным».

Прогулка маркизы Казати. Худ. Ольга Балабанова
В 1924 году Пабло Пикассо создает для нее необычный костюм, главным элементом которого были электрические лампочки. Но поразить публику на сей раз маркиза не успела - головной убор застрял в дверном проеме и его обладательницу ударило током. Да так сильно, что какое-то время Казати в конвульсиях билась на полу.

Маркиза окончательно рассталась с супругом в 1914 году, а официальный развод получила лишь в 1924-м. Кристине в 1914-м исполнилось 13 лет, она осталась с матерью. Хотя что означает «осталась»? Дочь сначала жила в строгом римско-католическом монастыре, а потом училась в Оксфордском университете, который так и не окончила. А карнавал жизни Луизы по-прежнему продолжался, правда, теперь с меньшим размахом: увеселительные мероприятия европейского бомонда сократились в связи с Первой мировой войной. А после войны мир и вовсе стал другим, и это не могла не почувствовать Казати. Изменился и ее образ жизни, хотя, конечно, менее эксцентричной она не стала.

Судьба Кристины оказалась совсем непохожей на судьбу матери. В 1925 году она вышла замуж за Фрэнсиса Джона Кларенса Уэстерна Плантагенета, виконта Гастингса, вопреки воле родителей возлюбленного и обосновалась в Англии. Ее супруг занимался живописью и даже создал впоследствии портрет своей скандально известной тещи. В 1928 году Кристина родила девочку, которую назвали Мурея.

Внучка маркизы сыграет в ее закатной жизни особую роль: она одна из немногих будет рядом с Луизой в старости. Кристина расстанется с Гастингсом, выйдет замуж второй раз, но уйдет из жизни в 51 год. Так, постепенно близкие люди будут покидать маркизу…

Особо громкую и подчас скандальную славу Казати придали события, связанные с чередой ее балов 1927 года. Один из них, майский (он, правда, оказался, наиболее «тихим»), запечатлела помощница Айседоры Дункан Мэри Дести в книге «Нерассказанные истории»: «Мы прибыли около полуночи в страшное ненастье. Нам показалось, перед нами возникло сказочное видение. Дом был окружен вереницей крохотных электрических лампочек… По тропинкам сновали лакеи в роскошных, шитых золотом камзолах, атласных штанах и шелковых чулках. В доме, невзирая на потоп, собрались все звезды «Комеди Франсез» и самые знаменитые поэты и художники того времени. Прием воистину поражал великолепием… Росту в этой худой женщине было что-нибудь метр восемьдесят, и вдобавок она надела очень высокую черную шляпу, усеянную звездами. Лица было не видно под маской, из-под которой сверкали под стать бриллиантам, усыпавшим руки, шею и плечи, огромные глаза. Как сомнамбула, прошла она по залам, раскланиваясь со всеми, будто одна из приглашенных…» Это называлось балом Золотой розы. Далее Мэри Дести отмечает, что в память об увиденном великолепии она долго хранила золотую розу, внутри которой находилась крошечная капсула с розовой эссенцией - золотые цветки раздавали гостям перед разъездом. Этот бал прошел на удивление спокойно, а вот другой - в память о графе Калиостро, устроенный месяцем позже, провалился. Он готовился в парижском особняке Казати - Пале-Роз, принадлежавшем до нее графу Роберу де Монтескью. Приготовления к празднику были грандиозными. Перед приездом гостей дворцовый сад был уставлен горящими факелами, столы изобиловали яствами, прислугу нарядили в парики и костюмы, соответствующие духу времени великого чародея. Кого здесь только не было! Петр Великий, Мария Антуанетта, граф Д"Артуа… Но действо развернули вспять сами силы природы, началась такая гроза, что молния, казалось, вот-вот спалит всех присутствующих. Возникла жуткая паника, и гости в ужасе стали разбегаться во все стороны прямо по потокам воды, да еще и поливаемые сверху. Все смешалось: костюмы, кринолины, парики, грим растекался по их лицам ручьями. Это было страшное зрелище.

Оплатить все счета за этот маскарад Луиза сможет с большим трудом, изыскивая средства уже из остатков своего состояния.

И с этого момента ее долги неуклонно росли. С молотка пошло сначала содержимое дворца, а потом и само сооружение, а главное - необыкновенный «Эрмитаж» Казати, где, говорят, насчитывалось около 130 посвященных ей работ. И если представить, какие имена присутствовали в этой галерее, то можно составить представление о величине долга. Хотя маркиза никогда не умела быть рачительной, чего стоят такие факты, что она могла расплачиваться с таксистом драгоценными камнями. Кстати, одну из золотых газелей приобрела в то время Коко Шанель…

В 1938 году умер ее самый задушевный друг - Д"Аннунцио. На его похороны Казати не поехала.

В преклонном возрасте маркиза продолжала оставаться Луизой Казати и все так же как магнитом притягивала к себе людей. Последние пятнадцать лет не единожды проверили ее на прочность, и она не изменила своей жажды жизни. Как пишут биографы, Скот Д. Райерссон и Майкл Орландо Яккарино, обстановка, в которой она пребывала, совершенно не походила на прежнюю. Некогда одна из самых богатых женщин Европы довольствовалась диваном, набитым конским волосом, старой ванной и сломанными часами с кукушкой. При этом Казати продолжала развлекать себя и навещавших ее друзей, число которых сильно сократилось: она составляла коллажи из газетных и журнальных вырезок. И ее творчество как всегда было проникнуто выдумкой и оригинальностью.

1 июня 1957 года Луиза Казати стала частью вечности. Она умерла за любимым развлечением - по окончании спиритического сеанса. В другом месте я прочитала, что причиной смерти стало острое нарушение мозгового кровообращения..хотя одно не исключает другого.
Внучка одела ее в легендарный леопардовый костюм, последний друг маркизы, Сидни Фармер, принес для нее новые накладные ресницы, а также чучело любимого пекинеса, который приютился в ногах дражайшей хозяйки.

На похоронах светской королевы Европы присутствовало всего шесть человек. Некогда одна из самых богатых женщин мира оставила после себя набитый конским волосом матрас, сломанные часы с кукушкой и букетик искусственных цветов…
Похоронена она в Лондоне на Бромптонском кладбище