8 египетская казнь 7 букв. «Казни египетские». Учёные нашли научное объяснение библейской истории. Наказание песьими мухами

8 египетская казнь 7 букв. «Казни египетские». Учёные нашли научное объяснение библейской истории. Наказание песьими мухами

Немецкие ученые считают, что нашли научное объяснение библейской истории 3000-летней давности о «10 казнях египетских». По их мнению, эти катаклизмы можно объяснить природными явлениями, изменениями климата, и экологическими катастрофами.

Группа исследователей из Гейдельбергского университета (Германия) под руководством профессора палеоклиматологии Августа Маджини пришла к выводу, что «10 казней египетских», описанных в Книге Исхода, действительно имели место. Они объясняются серией природных катаклизмов, происшедших во времена фараона Рамзеса II, правившего Древним Египтом между 1279 и 1213 годами до нашей эры, сообщает газета The Daily Telegraph.

Археологи считают, что бедствия происходили в древнем городе Пи-Рамзес у дельты Нила, который был столицей Египта во времена правления фараона Рамзеса Второго. Этот город был заброшен около 3000 лет назад, и ученые утверждают, что произошло это именно в связи с «десятью казнями». Стоит напомнить, что в истории рассказывается как Бог обрушил на Египет бедствия в наказание за отказ фараона освободить евреев из рабства. Среди десяти казней были следующие: вода в Ниле обратилась в кровь, затем последовали нашествия жаб, мошек и песьих мух, затем мор скота. тДальше хуже - тела египтян покрылись язвами и нарывами, потом на страну обрушился огненный град и нашествие саранчи. На всю страну опустилась непроглядная тьма, а под конец в Египте погибли все первенцы, кроме еврейских. После всех этих злоключений фараон отпустил наконец евреев из Египта, и они под предводительством Моисея отправились в Землю обетованную. Результаты проведенных учеными радиоактивных исследований сталагмитовых пещер в дельте Нила, свидетельствуют о том, что в основе этого библейского предания лежит серия природных катаклизмов в Египте в XIII веке до нашей эры.

Группа климатологов, исследовавшая погодные условия древности в этом районе, выяснила, что при Рамзесе II произошло резкое изменение климата с теплого и влажного на холодный и сухой. «Рамзес правил в очень благоприятный климатический период, было много дождя, и страна процветала. Но этот период продолжался лишь несколько десятилетий, и после его правления климатическая кривая резко падает, последовал засушливый период, который, несомненно, имел очень серьезные последствия», - рассказывает палеоклиматолог Аугусто Маджини из университета Хайдельберга (Германия). Резко повысившаяся температура воздуха привела к засухе и обмелению Нила, превратившегося в поток бурой, вязкой жижи. В мелкой, медленно текущей реке разрослись токсичные водоросли и бактерии. Доктор Стефен Пфлюгмахер из Института водной экологии и пресноводного рыболовства им. Лейбница считает, что «кровавой» реку могли сделать токсичные бактерии Oscillatoria rubescens, также называемые «бургундская кровь». Эти бактерии «стремительно размножаются в застоявшейся теплой воде, богатой питательными веществами. Умирая, они окрашивают воду в красный цвет».

По мнению ученых, действие Oscillatoria rubescens привело и к трем последующим казням - нашествию лягушек, мошек и песьих мух. Развитие взрослых лягушек из головастиков управляется гормонами, которые могут ускорить этот процесс в стрессовой ситуации. Поражение Нила «бургундской кровью» и явилось таким стрессом, а когда вышедшие на сушу лягушки погибли, началось засилье насекомых, рост численности которых не сдерживался хищниками. Насекомые могли вызвать пятую и шестую казни - мор скота и язвы у людей. «Мы знаем, что насекомые могут разносить болезни, такие как малярию, так что следующее звено в этой цепной реакции - эпидемия», - говорил профессор Института Лейбница Вернер Клоас.

Другое природное бедствие, произошедшее вдали от Пи-Рамзеса, повлекло еще три казни - град, саранчу и темноту. По мнению исследователей, их причиной могло стать извержение - одно из самых сильных в истории - вулкана Тера на греческом острове Санторини, в результате которого в воздух были выброшены миллиарды тонн пепла.

Надин фон Блом - ученый из немецкого Института атмосферной физики, изучает образование туч, несущих град. Она считает, что сильный град обрушился на Египет из-за столкновения дождевых облаков с облаком вулканического пепла.

Доктор Сиро Тревисанато из Канады убежден, что нашествие саранчи также могло быть результатом извержения. Выпадение пепла привело к различным климатическим аномалиям, в том числе увеличению влажности, что очень благоприятно для роста поголовья саранчи. Пепельные облака также могли заслонить солнце, вызвав темноту - девятую казнь.

Во время раскопок в Египте были обнаружены куски пемзы - вулканического камня, хотя в самой стране вулканов нет. Тесты показали, что пемза происходит из вулкана на Санторини, что подтверждает гипотезу о выпадении пепла Теры в Египте.

Одна из версий десятой казни - смерти всех египетских первенцев - поражение зерна ядовитым грибком или плесенью. Поскольку первенцам мужского пола доставалась первая порция еды, погибли именно они.

Справка

К слову, в истории Египта, достаточно подробно документированной многочисленными иероглифическими текстами, не упоминаются ни «казни египетские» в той форме, как они описаны в Библии, ни какие-либо другие события, которые можно было бы с этими казнями ассоциировать. Хотя в истории Древнего Египта было много трагических событий (например, нашествие гиксосов и восстания, приводившие страну в полный хаос), ни одно из этих событий не может быть прямо сопоставлено с описанием «казней египетских».

Более того, неизвестно, при каком фараоне и даже в эпоху какой династии произошел исход евреев из Египта. По всей вероятности, на самом деле это событие было локальным и настолько малозначительным, что не вызвало интереса у египетского общества и не было отражено ни в каких письменных памятниках кроме Библии.

Часть исследователей ссылается на папирус Ипувера, находя в нем множество совпадений с описанными в Библии событиями. На этом основании делается вывод о том, что «казни египетские» происходили, возможно, во время правления фараона Рамзеса II и его сына Мернептаха.

Цитаты из Библии:

Наказание кровью

И поднял [Аарон] жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской. (Исх.7:20,21)

Вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев (и даже та, которая была у иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались ее отобрать). Пить египтяне могли только ту воду, за которую они платили деньги евреям. Тогда, согласно преданию, колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать над ней, им удалось-таки превратить ее в кровь, и фараон решил, что наказание кровью - не наказание господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил евреев.

Казнь лягушками

И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую. (Исх.8:5,6)

Как было обещано фараону: «они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои» (Исх.8:3). Жабы наполнили всю землю египетскую.

Египетские колдуны снова принялись колдовать, и им удалось сделать так, что лягушек стало еще больше, однако они сказали фараону, что не знают такого колдовства, которое позволило бы убрать лягушек. Тогда фараон сказал Моисею, что поверит, что Египет наказал Бог и отпустит его народ, если Бог уберет всех лягушек. После исчезновения лягушек, однако, фараон решил отказаться от своего обещания.

Нашествие мошек

В качестве третьего наказания на Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, лезли в глаза, нос, уши.

На этот раз колдуны не смогли помочь фараону, и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это все и впрямь наказание Господне, и следует опустить евреев. Однако фараон и на этот раз оказался непреклонен.
И тогда Бог обрушил на Египет четвертую казнь:

Травля дикими зверями

Страну наводнили дикие звери: львы, крокодилы, медведи, скорпионы, небо заполонили хищные птицы, которые пытались проникнуть в жилища египтян и не давали им выходить на улицу. Те же египтяне, которые переступали порог дома, оказывались растерзанными. Даже домашний скот вдруг стал охотиться за своими хозяевами. Лишь евреев не трогали животные.

Позвал тогда фараон к себе Моисея и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения диких зверей, вновь нарушил свое обещание.

И постигла Египет пятая казнь:

Мор скота

У всех египтян вымер скот, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев все же не отпустил.

Язвы и нарывы

После этого Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить ее высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.

И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог укрепил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон.

Тогда Бог поразил Египет в седьмой раз:

Гром, молнии и огненный град

Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град.

«и Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал» (Исх.9:23-25).

Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моисеем и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.

И постигла Египет казнь восьмая:

Нашествие саранчи

Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.

И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унес он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых.
И началась девятая казнь:

Необычная темнота

Пала на Египет темнота, но темнота та была необычная темнота, ибо была она густая и плотная, так что ее можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться на ощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться.

И позвал фараон Моисея, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моисей сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моисею уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придет, то будет казнен. И сказал тогда Моисей, что не придет он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих вместе взятых, ибо погибнут в Египте все сыновья первенцы.

Казнь первенцев

И не миновала Египет обещанная Моисеем кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев.

После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход.

Десять казней египетских, описание которых можно найти в Пятикнижии (Моисеев Закон, пять первых книг канонической еврейской и христианской Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа Второзаконие.) беды, которые обрушились на народ Египта за отказ фараона освободить захваченных сынов Израилевых.

Согласно книге Исход, Моисей именем Бога требует от фараона отпустить его народ, обещая, что если фараон этого не сделает - Бог жестоко накажет Египет. Фараон не воспринял слова Моисея всерьез, и на Египет пали следующие бедствия:

  • Казнь кровью
  • Казнь лягушками
  • Нашествие мошек
  • Наказание пёсьими мухами
  • Мор скота
  • Язвы и нарывы
  • Гром, молнии и огненный град
  • Нашествие саранчи
  • Необычная темнота (тьма египетская)
  • Смерть первенцев
1. Наказание кровью

И случилось так, что вся вода Нила и других водоемов превратилась в кровь, но оставалась питьевой водой для иудеев. Отныне египтяне могли пить только воду, за которую они платили деньги евреям. Тогда колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать. Они смогли превратить ее в кровь, и фараон решил, что наказание кровью всего лишь колдовство, и не отпустил евреев.

2. Казнь лягушками

«они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои »

И случилось так, что жабы наполнили всю землю египетскую.Египетские колдуны начали колдовать, они сделали так, что лягушек стало больше, но не знают они такого колдовства, которое избавит от лягушек. Тогда фараон сказал Моисею, что поверит, что Египет наказал Бог и отпустит евреев, если Бог уберет лягушек. И бог убрал всех лягушек. Однако фараон отказался от своего обещания.

3. Нашествие мошек

И случилось так, что на Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, влезали в глаза, нос, уши. Колдуны не могли помочь фараону, и сказали, что не знают колдовства от мошек, и что, это все правда наказание Господне, и следует отпустить пленников. Однако фараон снова оказался непреклонен.


4. Наказание песьими мухами

Тучи мух покрыли людей и их дома. Насекомое это совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и напорством. Словно стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом. (Под пёсьими мухами имеются ввиду оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных).

5. Мор скота

У всех египтян вымер скот, напасть не коснулась лишь скота евреев. И понял фараон, что Бог заботится о евреях, но евреев все же не отпустил.


6. Язвы и нарывы

После этого Господь повелел Моисею взять печной сажи и подбросить ее высоко вверх. И покрылись тела египтян и животных страшными язвами и нарывами. И испугался фараон, что всю свою жизнь будет мучиться из-за язв и нарывов и решил отпустить евреев. Но Бог дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из-за страха, но из понимания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом.

7. Гром, молнии и огненный град

И началась буря, и загремел гром, и засверкали молнии… на Египет пал огненный град.Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя, поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моисеем попросил помолиться Богу, чтобы град прекратился, пообещал, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но снова не сдержал своего обещания фараон.


8. Нашествие саранчи

Подул сильный ветер, налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень до последней травинки на земле египетской.
И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унес он саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил на свободу сынов Израилевых.

9. Необычная темнота

Она была густая и плотная, так что ее можно было потрогать; а свечи и факелы не могли осветить землю. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться во тьме. Но вскоре темнота стала еще гуще, сковывая движения египтян, и не могли они даже пошевелиться. И позвал фараон Моисея, и сказал, что отпускает евреев, только скот они должны оставить. Моисей сказал фараону, что не оставят евреи скот. Тогда фараон велел Моисею не приходить больше, пообещав, что если тот придет, то будет казнен. И сказал тогда Моисей, что не придет, но постигнет Египет казнь, страшнее всех, ибо погибнут в Египте все сыновья первенцы.

10. Смерть первенцев

И не прошла стороной Египет обещанная Моисеем кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев. После того, как в Египте за одну ночь умерли первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход.

Скота

  • Язвы и нарывы
  • Гром, молнии и огненный град
  • Нашествие саранчи
  • Необычная темнота (тьма египетская)
  • Смерть первенцев
  • Наказание кровью

    Первая казнь

    И поднял [Аарон] жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской.

    Вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев (и даже та, которая была у иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались ее отобрать). Пить египтяне могли только ту воду, за которую они платили деньги евреям. Тогда, согласно преданию, колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать над ней, им удалось-таки превратить ее в кровь, и фараон решил, что наказание кровью - не наказание Господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил евреев.

    Казнь лягушками

    Вторая казнь

    Как было обещано фараону: «они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои» (Исх. ). Жабы наполнили всю землю египетскую.

    Египетские колдуны снова принялись колдовать, и им удалось сделать так, что лягушек стало еще больше, однако они сказали фараону, что не знают такого колдовства, которое позволило бы убрать лягушек. Тогда фараон сказал Моисею, что поверит, что Египет наказал Бог, и отпустит его народ, если Бог уберет всех лягушек. После исчезновения лягушек фараон решил отказаться от своего обещания.

    Нашествие мошек

    В качестве третьего наказания на Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, лезли в глаза, нос, уши.

    …Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь.

    На этот раз колдуны не смогли помочь фараону и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это все и впрямь наказание Господне, и следует отпустить евреев. Однако фараон и на этот раз оказался непреклонен.

    И тогда Бог обрушил на Египет четвертую казнь:

    Наказание песьими мухами

    И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои песьих мух, и наполнятся домы Египтян песьими мухами и самая земля, на которой они живут; и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение. Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух.

    Тучи этих мух покрыли людей и наполнили дома египтян. «По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвертой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему» (Толковая Библия Лопухина). Скорее всего, под пёсьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных.

    Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. Пёсьи мухи были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян: стихи 22-23 «…отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим».

    Такое разделение между двумя народами и областями их обитания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является Господом, наславшим египетские казни, и что именно Он есть Бог над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов. Позвал тогда фараон к себе Моисея и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения диких зверей, вновь нарушил свое обещание.

    И постигла Египет пятая казнь:

    Мор скота

    Пятая казнь

    У всех египтян вымер скот, находившийся в поле, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев все же не отпустил (Исх. ).

    Язвы и нарывы

    После этого Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить ее высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.

    И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог укрепил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон.

    Тогда Бог поразил Египет в седьмой раз:

    Гром, молнии и огненный град

    Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град.

    и Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал

    Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моисеем и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.

    И постигла Египет казнь восьмая:

    Нашествие саранчи

    Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.
    И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унес он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых.
    И началась девятая казнь:

    Исх.10, 13-15

    Необычная темнота

    Девятая казнь

    Темнота, павшая на Египет была необычной, она была густая и плотная, так что ее можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться наощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться.

    И позвал фараон Моисея, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моисей сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моисею уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придет, то будет казнен. И сказал тогда Моисей, что не придет он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих вместе взятых, ибо погибнут в Египте все сыновья первенцы.

    Казнь первенцев

    Десятая казнь

    И не миновала Египет обещанная Моисеем кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев.

    После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход .

    Историчность сюжета

    Критика

    В истории Египта, достаточно подробно документированной многочисленными иероглифическими текстами, не упоминаются ни «казни египетские» в той форме, как они описаны в Библии, ни какие-либо другие события, которые можно было бы с этими казнями ассоциировать. Хотя в истории Древнего Египта было много трагических событий (например, нашествие гиксосов и восстания, приводившие страну в полный хаос), ни одно из этих событий не может быть прямо сопоставлено с описанием «казней египетских».

    Более того, неизвестно, при каком фараоне и даже в эпоху какой династии произошел исход евреев из Египта. Если казни египетские имели место, то по всей вероятности это событие было локальным и настолько малозначительным, что не вызвало интереса у египетского общества и не было отражено ни в каких письменных памятниках, кроме Библии.

    В описании есть также неувязки, так если пятая казнь уничтожила весь египетский скот, то неизвестно, первородье от какого скота было уничтожено в ходе десятой (Исх. ), а также какими животными было запряжено шестьсот колесниц, которые входили в состав армии фараона, которая начала преследовать Евреев () (при море был уничтожен скот в поле, хотя «поле» может быть и страной согласно исходному тексту, в то же время в исходном тексте нет слова «весь»).

    Ответ на критику

    Впрочем, отсутствие письменных свидетельств о десяти казнях египетских часто объясняют тем, что, как сказано в папирусе Ипувера , все писцы Египта были убиты а их записи развеялись по ветру. Некоторые исследователи полагают, что события казней египетских были столь свежи в памяти египтян, что те не считали нужным записывать их историю и предавать огласке унижение египетского народа и выхода евреев из под подчинения фараону.

    Следует учесть и то, что Египет постоянно балансировал на грани гражданской войны с гиксосами. Как описано в Библии, после смерти фараона новый фараон заставил евреев строить новую столицу Раамсес в паре км от столицы Аварис , издревле управляемую гиксосами. Убивший надсмоторщика Моисей видимо работал на этой стройке (ибо вернувшись он начал Исход евреев именно из Раамсеса). Учитывая что евреев-мужчин ушло 600 тыс., что втрое больше населения Авариса того времени, можно предполагать что это и были «азиаты» за которыми погнал войско фараон и которые описаны в папирусе Ипувера (упоминающем также «покрасневшее море», «отравленную воду» и «мор»).

    Часть исследователей ссылается на папирус Ипувера , находя в нём множество совпадений с описанными в Библии событиями. На этом основании делается вывод о том, что «казни египетские» происходили, возможно, во время правления фараона Рамсеса II и его сына Мернептаха .

    Научные исследования

    Ведутся попытки научно обосновать 10 Казней египетских . Группа европейских учёных с директором Департамента здравоохранения Нью-Йорка (англ.) русск. эпидемиологом Джоном Марром (нем.) русск. научно обосновали и связали в логичную последовательность «10 Казней египетских», в частности:

    • Покраснение воды - это известное явление «красные приливы» - цветение водорослей Physteria, испускающих токсины и поглощающих кислород, что вызывает смерть рыбы и массовое бегство жаб . (По версии амфибиолога д-ра Ричарда Васасюка, использованное в Библии слово может означать любой вид бесхвостых земноводных , по его версии это был вид жаб «bufo»; каждая жаба мечет миллион икринок, которые перестала пожирать умершая рыба, что вызвало взрыв популяции жаб.)
    • Умирающие жабы и гниющая рыба вызывает прилёт мух - переносчиков инфекции, мушка была точно опознана по признакам как culicoides (англ.) русск. . (В древности не было классификации мух, поэтому учёные привлекли к исследованию директора Музея энтомологии Миссисипи Ричарда Брауна , Эндрю Шпильмана , и директора отдела по исследованию болезней животных Министерства сельского хозяйства США Роджера Бриза .)
    • Инфекционная мошка вызывает последующие казни - падёж скота и язвы, опознанные как признаки инфекции сап , передающейся мухами на расстояние 1,5 км.
    • Гром, молнии и огненный град - намекает на вулканическую теорию . Библия прямо описывает столб дыма и огня вдалеке, до которого Моисей вёл евреев 11 дней, падающие с неба обломки, трясущаяся под ногами гора. (Исх. , Исх. , Исх. , Исх. , Втор. )
    • 3 дня без Солнца - это песчаная буря , продолжавшаяся не обычные 1-2 дня, а 3 дня. Причиной затяжной бури могло быть уничтожение саранчой посевов и флоры (ветра не сдерживались листвой) или возможное извержение вулкана, вызвавшего климатические аномалии и вулканическую зиму .
    • Гибель первенцев объясняется токсинами грибка Stachybotrys atra (англ.) русск. , расплодившегося только в верхнем слое зерновых запасов, попавшего туда из воды или экскрементов саранчи, и ферментацией его в очень сильный яд - микотоксин . Заражение могло быть в результате соединения ряда культурных факторов: По египетской традиции первым в семье питались старшие сыновья, получая двойную порцию; также питается и скот - к кормушке первым пробивается самое сильное старшее животное. Первенцы и отравились первыми, получив двойную порцию из верхних заражённых запасов зерна. Евреи не пострадали от этой казни, ибо селились вдали от крупных египетских городов и имели независимые пищевые запасы.

    Обосновывается вулканическая теория Исхода, что Казни - это явления, сопутствующие взрыву вулканов (в частности, покраснение воды).

    Казни в культуре и искусстве

    Музыка

    • История Исхода легла в основу первой части оратории

    Джеймс Роллинс

    Седьмая казнь

    Спасибо моим родителям,

    Рональду и Мэри-Энн, за вдохновение и безоговорочную поддержку, за долгий - длиною в жизнь - пример того, как нужно любить…

    Вы вновь вместе, навеки в мире.

    Слова благодарности

    Работать над этой книгой мне помогало огромное количество людей: вниманием и советами, критикой и ободрением, а главное - дружеской поддержкой. Хочу поблагодарить своих первых читателей, редакторов и критиков, которые заставляли меня двигаться дальше и копать глубже: Салли Энн Барнс, Крис Кроу, Ли Гарретт, Джей О’Рива, Денни Грейсон, Леонард Литтл, Джуди Прей, Кэролайн Уильямс, Кристиан Райли, Тод Тодд, Крис Смит и Эми Роджерс. Как всегда, особая благодарность Стиву Прею за великолепные карты, Дэвиду Сильвиану за неизменную заботу о моей производительности и Чери Маккартер за множество исторических и научных нюансов, которыми полны эти страницы! Разумеется, спасибо всем в «Харпер коллинз» за подстраховку, в частности, Майклу Моррисону, Лайет Стелик, Даниэлле Бартлет, Кейтлин Гарри, Джошу Марвеллу, Линн Грейди, Ричарду Акуану, Тому Эгнеру, Шону Никольсу и Анне Марии Аллесси. Ну и конечно, я очень признателен людям, которые сыграли важную роль на всех стадиях работы: моему редактору Лиссе Кейш и ее коллеге Приянке Кришнан; моим агентам Рассу Галену и Дэнни Барору (а также его дочери Хизер Барор). Как обычно, хочу подчеркнуть, что любые фактические ошибки в книге - надеюсь, их не слишком много - целиком на моей совести.


    Замечания исторического характера

    И сказал Моисей народу: «Помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства; ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле»…

    В Библии мало преданий, которые так же сильно волнуют душу или так же часто пересказываются - и на бумаге, и на экране, - как история Моисея. Его судьбоносное спасение в младенчестве, когда он в тростниковой корзине приплыл в руки дочери фараона, дальнейшее противостояние с сыном того самого фараона - все это сделало Моисея личностью легендарной. Чтобы спасти еврейский народ от рабства, пророк обрушил на Египет десять бедствий - «десять казней египетских», затем заставил море расступиться и увел своих людей в пустыню - на долгих сорок лет. Кроме того, именно Моисей доставил еврейскому народу Скрижали с десятью заповедями, которые легли в основу новой системы законов.

    Однако было ли все это на самом деле? Большинство историков и религиозных лидеров считают Исход мифом - скорее, духовным наставлением, нежели историческим фактом. В поддержку такого мнения археологи-скептики указывают на отсутствие египетских первоисточников, где упоминался бы целый ряд бедствий или массовый исход рабов в обозначенный Библией период.

    Тем не менее последние находки в районе Нила наводят на мысль о том, что маловеры ошибаются. Существуют ли доказательства в поддержку истории Моисея, великого исхода, чудес и проклятий? Претерпевал ли Египет пресловутые десять казней? Поразительные ответы, лежащие на этих страницах, основаны на убедительных фактах. Один из них, к примеру, - слово «Израиль», высеченное на стеле сына Рамсеса Великого.



    А если казни египетские все же имели место, то могут ли они повториться - только уже в мировом масштабе?

    Ответом на этот вопрос служит пугающее… да .

    Замечания научного характера

    Климат - это то, что мы ожидаем; погода - то, что получаем.

    Высказывание, приписываемое Марку Твену

    Обстановка накаляется. Причем речь не только о температуре на земном шаре, но и о спорах по поводу глобального потепления. За последние несколько лет вопрос «Действительно ли меняется климат?» перерос в вопрос «Что именно вызывает изменение климата и можно ли на это повлиять?». Даже бывшие скептики сегодня признают - с нашей планетой что-то происходит. Ледники по всему миру тают, гренландский ледяной щит уменьшается с головокружительной скоростью, температура воды в океанах неуклонно растет. Погода удивляет резкими колебаниями: от нескончаемых засух до масштабных затоплений. Согласно отчетам за февраль 2016 года, Аляска пережила вторую теплейшую зиму за всю историю наблюдений - температура превышала средние показатели более чем на 10 градусов по Фаренгейту [То есть порядка 6 градусов по Цельсию.]. В мае того же года спутниковые измерения арктического льда выявили, что он растаял до невиданного ранее уровня.

    Еще более пугающий вопрос - именно ему посвящен данный роман - таков: «Что будет дальше?» Ответ звучит неожиданно, о нем почти не говорят, тем не менее он основан на конкретных доказательствах и научных данных. Самое поразительное, раньше такое уже происходило. Словом, скептик вы или сторонник - не важно. Предупрежден - значит, вооружен. Пришло время узнать ошеломительную правду о будущем нашей планеты.

    ...

    И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: возьми жезл твой, и простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище вод их, - и превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской и в деревянных и в каменных сосудах.

    Исход 7:19

    ...

    Нильзя - это не только река в Египте.

    Марк Твен


    Весна, 1324 год до нашей эры

    Нубийская пустыня, к югу от Египта


    Обнаженная верховная жрица преклонила колени и опустилась на песок. Время пришло. Знамения стали более зловещими, определенными. На западе вздымала крылья песчаная буря, окутывала солнце и синее небо серой пыльной тьмой, в которой сверкали молнии.

    Враг был близок.

    Саба уже закончила приготовления. Она сбрила волосы на всем теле, даже брови над подведенными глазами, затем омылась в водах двух притоков, что текли из сердца пустыни на север и здесь в священном слиянии образовывали могущественную реку. Древние правители хека-хазесет называли ее Нахаль . Мысленным взором Саба видела, как река вьется мимо Луксора, Фив и Мемфиса, течет к великому синему морю, лежащему у ее плодородного устья.

    Пусть сама жрица никогда там не бывала - она слышала сказания.

    О нашем древнем доме, о царстве зеленых лугов и пальм, о жизни, которая подчинена разливам реки Нахаль…

    Именно оттуда больше века назад бежал народ Сабы; он спасался от мора, голода и смертей, преследуемый фараоном - ныне давно почившим. Другие племена дельты нашли убежище в пустынях на востоке, завоевали там земли и основали собственные царства. Племя же Сабы осело намного южнее, у реки, неподалеку от селения Джеба в Верхнем Египте, в номе Учес-Хор, известном как Трон бога Хора.

    В страшную темную пору народ Сабы сорвался с насиженных мест и пошел вверх по реке за пределы Египетского царства, в Нубийскую пустыню. Племя состояло из ученых и писцов, жрецов и жриц, хранителей великого знания. Они отступили в безлюдные районы Нубии, дабы защитить это знание. Ибо после казней настали неспокойные времена: Египет осадили и покорили чужеземцы с востока, свирепые люди, чьи колесницы были быстрее, а бронзовое оружие - крепче. Эти люди завоевывали ослабленные египетские города едва ли не с первой пущенной стрелы.

    Однако темные времена подходили к концу. Египет воскресал, он гнал захватчиков, возводил памятники в честь своих многочисленных побед, расползался вокруг и неуклонно шел сюда.

    - Хемет нечер … - прошептал за спиной Сабы ее нубийский помощник, юноша по имени Табор.

    Он либо почувствовал ее тоску, либо просто захотел напомнить Сабе о ее роли хемет нечер , рабы Бога.

    Нам пора.

    Она поняла и встала с колен.

    Глаза Табора были устремлены на запад - юношу определенно тревожила буря. Саба же подметила струйку дыма на севере, возвещавшую падение города близ пятого порога Нахаль . Совсем скоро египетские войска доберутся и сюда, к месту великого слияния.

    Прежде чем это произойдет, Саба вместе с другими служителями ордена должны спрятать то, что они хранили вот уже более века: чудо, не похожее ни на что иное, - дар Бога, исцеление, скрытое в самом сердце проклятия.

    Без малого тысячу дней жрецы наблюдали за тем, как египтяне расползаются вдоль реки, уничтожая города один за другим, - и полным ходом вели приготовления. В основном то были акты очищения, готовящие Сабу и членов ее ордена к участи бессмертных сосудов для хранения Дара.

    Сабе дозволили пройти перевоплощение последней. Она провела по этому пути уже многих своих братьев и сестер. Как и они, год назад Саба отказалась от проса и зерна. Она жила на орехах, ягодах, древесной коре да чае - его заваривали из смолы, доставляемой с чужбины. Сменились времена года, и плоть Сабы усохла до костей, ее груди и ягодицы пожелтели и впали. Вступив лишь в третью свою декаду, теперь Саба постоянно нуждалась в сильной спине и руках Табора - чтобы передвигаться и даже чтобы натягивать через голову льняное одеяние, как сейчас.

    Жрица с помощником брели прочь от места слияния, и она наблюдала за тем, как неумолимо катится к ним песчаная буря, как взметает она мутные клубы пыли, как сверкают в них молнии. Саба чуяла силу, растекающуюся по пустыне. Сила наполняла воздух, шевелила волоски на руках. По воле Бога буря поможет укрыть творение жрецов, погребет его под продуваемыми барханами.

    Казни египетские - чудесные действия, поразившие Египет перед исходом евреев (Исх. 7 , 14-11, 10. 12 , 29-32). В Библии названо десять таких казней, а именно:
    1) превращение в кровь воды в Ниле и во всех водохранилищах Египта (7 , 14-25);
    2) изведение жаб, покрывших всю землю египетскую (8 , 1-14);
    3) появление «кинним» (פום LXX σκνιφες ) - москитов (по Филону, Оригену и некоторым новейшим исследованиям) или вшей (φθτεϊρες , pediculi по Иосифу Флавию и свидетельству самаритянского, сирийского и арабского Пятокнижия, Таргума Онкелоса);
    4) появление множества песьих мух (צר ב , LXX κυνόμνια ), укус которых вызывает различные болезни (8 , 20-32);
    5) послание мора на скот (9 , 1-6);
    6) болезни - воспаления и нарывы (9 , 8-11);
    7) молния и град, погубившие все, что было в поле - от человека до скота (9 , 12-26);
    8) нашествие саранчи, истребившей уцелевшую от града растительность (10 , 1-15);
    9) трехдневная тьма, покрывшая землю Египетскую (10 , 21-23), и
    10) истребление первенцев египетских - от первенца фараонова до первенца последнего из рабов (12 , 29-32).

    В течение этих казней можно заметить некоторую последовательность в смысле возрастания силы и действия.

    Первые казни - превращение воды в кровь, послание жаб и скнипов - не приносили существенного вреда египтянам и, главным образом, предостерегали фараона от дальнейшей опасности. В следующем ряде казней (3-6) уже более решительно выступал разрушительный характер, причем эти казни поражали уже одних египтян, минуя землю Гессем. Дальнейшие казни наносили тяжкий удар благосостоянию Египта, и грозные явления, свидетельствовавшие о гневе Божием, в них достигали потрясающих размеров. Наконец, в последней казни могущество Иеговы, Бога Израилева, обнаружилось уже с такою силой, что упорство фараона было окончательно сломлено и освобождение евреев из рабства было достигнуто.

    Главнейшей особенностью египетских казней, предшествовавших исходу, служит то, что они были связаны большей частью с естественными явлениями, свойственными долине Нила, обусловленными климатом и природою этой страны. Так, первая казнь - превращение воды Нила в кровь - представляет аналогию естественному, ежегодно повторяющемуся явлению окрашивания нильской воды во время разлива. Вторая казнь - послание жаб - также напоминает о ежегодном появлении в Египте множества лягушек, размножающихся вследствие влажности почвы от разлива реки. Равным образом, третья и четвертая казни могут быть поставлены в связь с изобилием - на Востоке вообще и в Египте в частности - всевозможных родов насекомых, пятая - с часто повторяющимися здесь эпизоотиями и т. д. Но, при сходстве с обычными явлениями, свойственными Египту, казни исхода, как видно из библейского повествования, существенно от них отличались. Это отличие, прежде всего, состояло в том, что казни начинались и оканчивались по слову Моисея или по мановению его жезла в заранее назначенные моменты, и что из сфер действия их исключена была та область Египта, где жили евреи. Дальнейшее отличие казней от обычных явлений природы Египта заключалось в чрезвычайной, особенной силе, с которою действовали в казнях естественные факторы. Так, первая казнь - превращение воды Нила в кровь - представляла некоторую аналогию ежегодному явлению окрашивания Нила во время разлива. Но описанное в Библии событие, как видно из повествования книги Исход, отличалось от ежегодного окрашивания Нила следующими чертами: 1) оно произошло, следует думать, не во время разлива Нила, когда бывает естественное окрашивание воды (ср. Исх. 9 , 31-32; 7, 15); 2) вода Нила во время казни не просто окрасилась, а, согласно толкованию блж. Феодорита (Вопр. на кн. Исх. XIX русский перевод Твор. ч. 26, стр. 117), Ефрема Сирина (рус. пер. Твор. св. отцов т. 22, 421) и Кирилла Александрийского (Comment, in Joan. VI, 53), превратилась в кровь и поэтому стала оказывать разрушительное действие, вследствие которого вымерли все рыбы; 3) наконец, превращение воды в кровь простиралось не на одну только реку Нил, но и на все вместилища воды в земле Египетской. Подобное же чрезвычайное усиление естественных факторов библейское повествование отмечает и во второй казни. Отличие этой казни от обычного появления жаб в Нильской долине по окончании разлива реки состояло в том, что жабы, по мановению жезла Аарона, явились в огромном количестве, устремились, вопреки своему естественному образу жизни, в дома, на людей, на домашнюю утварь и, затем, мгновенно вымерли, по слову Моисея. Вообще, при сходстве с естественными явлениями казни египетские в тоже время заключали в себе нечто превышающее эти явления и были действиями сверхъестественными, чудесными. Правда, в виду указанных аналогий представители отрицательной критики склонны сверхъестественный элемент в библейском повествовании о казнях считать позднейшим украшением и измышлением. Но гораздо справедливее вместе с библиологами - апологетами в этом сходстве чудесных действий, предшествовавших исходу из Египта, с естественными явлениями, свойственными Нильской долине, видеть именно доказательство древности и достоверности библейского повествования о казнях. Если бы это повествование, как полагают представители отрицательной критики, было измышлено в позднейшее время, то, без сомнения, писатель постарался бы оторвать свои рассказы от естественной почвы, измыслил бы такие действия, которые не имеют никаких аналогий в естественных явлениях Египта, дабы тем ярче выставить чудесный характер этих действий.

    То обстоятельство, что орудием божественного наказания в египетских казнях послужили естественные явления египетской страны, может быть объясняемо целью казней обнаружить пред фараоном могущество Иеговы, Бога Израилева, сокрушить упорство фараона и побудить его отпустить евреев. Но могущество Иеговы яснее всего могло выступать для египтян именно в тех бедствиях, которые наведены были рукой Моисея. Эти бедствия обнаружили, что Иегова повелевает всеми силами природы, что в Его власти находятся все источники жизни Египта и его благосостояние. Кроме того, казни исхода имели значение суда над всеми богами египетскими (Исх. 12 , 12: „и над всеми богами египетскими произведу суд“). Поражая тяжкими бедствиями Египет, Иегова доказывал этим ничтожество египетских богов, которых народ считал источником своего благоденствия. Так как Нил был одним из главных божеств, почитавшихся во всем Египте, и обоготворялся под именем Озириса (Усири) или, позднее, Сераписа, то, очевидно, поражение воды Нила было не только наказанием для народа, но и унижением для божества. Подобным образом изведение и истребление словом Моисея жаб послужило доказательством бессилия почитавшейся египтянами богини Гекет, символом и олицетворением которой считалась жаба; послание моровой язвы на скот являлось ударом по господствовавшему в Египте культу животных и в особенности культу аписа; трехдневная тьма обозначала для египтян победу Моисея над Ра - верховным божеством Египта - божеством солнца и над всем сонмом египетских богов, представлявших олицетворение различных моментов в движении солнца.

    Вообще, в египетских казнях все главнейшие божества Египта вызывались на суд Всемогущим Богом Израиля и поражались Его десницею. Вследствие этого казни могли оказать влияние не только на египтян, но и на евреев. Последних они могли предостеречь от увлечения языческими культами и укрепить в вере отцов, что было особенно важно для еврейского народа перед началом новой свободной жизни.

    Литература

    а) Русская:
    † Проф. А. П. Лoпухин , Библейская История т. 1.
    Г. Властов , Свящ. Летопись, II, Спб. 1878.
    М. И. Савваитский , Исход израильтян из Египта, Спб. 1889 (магистер. диссертация, в которой см. и подробную библиографию),
    А. П. Лопухин , Толковая Библия т. I, Спб. 1904.

    б) Иностранная:
    Köhler, Lehrbuch Bibl. Geschichte, 1875,
    I-te Hälf. Vigouroux . La Bible et les découvert, modern., 1882.

    См. также Энциклопедии Hastings"a Hauck’a, Smith"a, Gheync и др.

    * Владимир Петрович Рыбинский,
    магистр богословия, экстраординарный профессор и
    инспектор Киевской духовной академии.

    Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 7, стлб. 831. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1906 г. Орфография современная.