Рыцарский турнир в замке сан мигель. Средневековый замок сан мигель Рыцарский турнир тенерифе

Рыцарский турнир в замке сан мигель. Средневековый замок сан мигель Рыцарский турнир тенерифе

Удивительный остров Тенерифе в Испании притягивает людей со всего мира своей красотой и богатой историей.

Описание

Рядом с маленьким городом Сан Мигель на юге Тенерифе, находится старинный замок Сан Мигель. Каждый вечер в замке закипают страсти: шесть отважных рыцарей, в который раз пытаются выяснить кто из них самый главный. Рыцарский поединок – это театральное представление, в котором зрители получают ключевую роль. Именно зрители решат, кто из рыцарей победил и занял лидирующее место.
Замок Сан Мигель – это точная, но уменьшенная копия реального средневекового замка.
Его специально построили для проведения театральных выступлений. Создатели шоу изначально задумали во время костюмированного шоу вернуть зрителей на несколько столетий назад. Средневековая эпоха знакома современному человеку по книгам о короле Артуре и историческим кинофильмам. Это была удивительная эпоха, насыщенная романтикой и героическими поступками.

Что есть в замке

У входа в замок стоят два всадника. Они приветливо позируют туристам. Каждый человек, посетивший средневековый замок, хочет запечатлеть все увиденное на фотоаппарат. На территории замка всем гостям выдают разноцветные накидки. Это связано с тем, что на турнире люди будут болеть за рыцаря того же цвета что и накидка у человека. Ровно в восемь вечера ворота замка открываются и представление начинается. Чтоб попасть в основной зал, туристы пройдут через оружейную комнату и встретят короля, который радостно поздоровается с каждым туристом и сфотографируется. Следует отметить, что фотографии будут сделаны фотографом и после окончания представления всем раздадут фото. Самостоятельно фотографировать в оружейной комнате туристам не разрешают. На остальной территории замка, можно фотографировать все что угодно. После оружейной комнаты, туристы попадают в основной зал, там происходит грандиозный турнир. В первой части шоу, рыцари продемонстрируют зрителям свое мастерство наездников и другие умения: попадать в кольцо на скачущей лошади и многое другое. После того, как зрители выбрали рыцаря-победителя, он в праве выбрать из числа болевших за него «даму сердца». Она отправится на почетное место королевы до конца представления. Массовик-затейник на шоу – это чернокожий карлик. Он тут главный весельчак и умеет тушить во рту горящий факел.
Роль «дамы сердца» прекрасна, однако имеет один минус: ей не достанется настоящий рыцарский ужин (суп и курица). Все остальные зрители отведают настоящий рыцарский ужин, который они будут кушать из железной посуды руками (в средневековье люди еще не изобрели столовые приборы). За ужином туристы будут пить изумительное красное и белое вино из железных стаканов.
Вторая часть поединка считается самой интересной и захватывающей. Тут начинается «смертельный» поединок, в процессе которого из шести «кабальерос», выживает сильнейший. Именно тут болельщики должны поддержать своего рыцаря. Победитель будет тот, чьи зрители болели больше всего. Туристам придется активно выплескивать свои эмоции. Такая процедура очень веселит и считается полезной. Человек не должен держать эмоции внутри себя. Следует посетить замок Сан Мигель и увидеть прекрасное шоу, поможет человеку избавиться от ненужных эмоций.
Особенность в том, что во время решающего поединка, туристы могут пить неограниченное количество горячительных напитков.
После окончания шоу, в соседнем зале происходит дискотека. Туристы увидят выступление негритянского ансамбля «Drifters». Они идеально разучили танец «Калинка», специально для русских туристов.

Всё для самостоятельного отдыха!

Рыцарский турнир

Развлечения на Тенерифе представлены на любой вкус и одно из самых популярных вечерних шоу, которое нравится буквально всем - это рыцарский турнир в замке Сан Мигель.

Чтобы попасть в атмосферу средневековья, достаточно всего лишь немного отъехать от курортных городов Тенерифе. В небольшом городке Альдеа Бланка на юге острова, построен замок Сан Мигель, где по вечерам устраивают настоящий рыцарский турнир.

Замок Сан Мигель - это немного уменьшенная копия реально существующего замка. Его построили специально для того, чтобы во время костюмированного шоу, посетители могли погрузиться в атмосферу средневековья, времен короля Артура и рыцарей круглого стола.

Костюмированное шоу

Посетителям рыцарского турнира отводится не просто роль пассивных наблюдателей, именно они решают, кто победил в состязании.

Начинается рыцарский турнир в 20-00, посетителей встречают два всадника в рыцарских костюмах. Всем гостям шоу на входе выдают разноцветные накидки и это не просто обычный антураж, каждый из 6-ти цветов накидки соответствует определенному рыцарю и потому от цвета плаща зависит, кого поддерживать на турнире.

Ведет рыцарский турнир колоритный чернокожий карлик, который к тому же может тушить во рту горящий факел.

Первая часть рыцарского турнира носит состязательный характер, рыцари демонстрируют владение разными видами оружия. Рыцарь, одержавший победу в состязании, получает право выбрать себе «даму сердца», которой предоставляется почетное право смотреть продолжение поединка из королевского ложе.

Гостям замка Сан Мигель предоставляется возможность попробовать настоящий средневековый ужин, состоящий из похлебки и курицы. Есть придется так, как и в средневековье, не используя ложек и вилок. Также гости могут пить белое и красное вино сколько захотят.

Вторая часть представления в Сан Мигель самая интересная, шесть рыцарей уже не соревнуются, они сражаются не на жизнь, а на смерть. И останется только один победитель, которого определяют зрители - чем громче кричат его сторонники (одетые в плащи его цвета), тем больше шансов у рыцаря стать победителем. Можно кричать, хлопать, свистеть, запрещается только бросать на арену еду и различные предметы.

После рыцарского турнира можно остаться на дискотеку, которая проходит в одном из залов замка.

Экскурсия в Замок Сан-Мигель (Castillo San Miguel) в Тенерифе - не простой обход очередной достопримечательности Испании, а настоящее погружение в средневековую жизнь. Это можно назвать театром без зрителей, где каждый гость становится актером большого представления. Вам предоставляется возможность прожить несколько часов так, как это делали люди в эпоху рыцарей.

Особенность Замка Сан-Мигель

Само сооружение является не подлинной средневековой башней, а лишь точной копией когда-то существовавшего на острове замка. Его построили специально, как декорацию для воспроизведения исторических событий, можно сказать, реконструкций. Все шоу основывается на рыцарском поединке за честь, выясняя кто из могучих воинов сильнее и могущественнее. Гости турнира участвуют в качестве простых людей, которые пришли насладиться зрелищем. На арене, будто сошедшие со страниц книги про короля Артура, бравые рыцари на конях отстаивают свое достоинство не на жизнь, а на смерть (естественно, театрализованную).

Попасть в Замок Сан-Мигель не так уж и просто - ворота охраняются двумя могущественными всадниками. Правда, на самом деле грозные и устрашающие охранники башни оказываются приветливыми людьми, которые не откажут в совместной фотографии и с радостью ответят на все вопросы. Заходя на территорию замка, все гости получают тематическую накидку, цвет которой соответствует каждому из шести рыцарей. Соответственно, выбирая то или иное убранство, вы становитесь на сторону определенного воина.

Ровно в семь вечера стражи крепко запирают ворота Замка Сан-Мигель, и начинается представление. Сначала вам покажу средневековые покои, умело декорированные старинным оружием, доспехами и так далее. По пути вас встретит сам Король, который лично отблагодарит за визит и закрепит приветствие рукопожатием. В это время придворные фотографы запечатлеют момент и за определенную плату предоставят после шоу сделанные снимки. Стоить отметить, что делать фотографии внутри Замка Сан-Мигель самостоятельно строго запрещено. Вас, конечно, не казнят, но камеру убрать попросят. Но как только покинете оружейную комнату, снова можете смело доставать фотоаппарат и делать снимки в любом количестве.

Арена Castillo San Miguel: полное погружение в средневековье

После осмотра оружейной палаты туристы попадают на арену Сан-Мигель, где и состоится поединок. Для разогрева рыцари выполняют различные трюки на коне, показывая, как уверенно они чувствуют себя в седле. Далее пройдет соревнование по меткости, где воины продемонстрируют, как ловко они попадают копьем прямо в цель. Все это будет осуществляться верхом на лошади, и победитель турнира оставит за собой право выбрать из зала королеву, которая последует в вип-ложе, в компанию короля и его свиты. Обратите внимание и на других персонажей, участвующих в представлении. Например, красочное фаер-шоу от чернокожего карлика, способного потушить факел собственным ртом.

Пока избранная среди публики дама отправляется на трон рядом с королевской семьей, слуги подносят к столикам прихожан угощения. Повар замка Сан-Мигель приготовит всем гостям настоящие средневековые закуски, которые подаются в жестяных посудинах, как это делалось раньше. Обычно это кусок курицы и похлебка. Дама, сидящая в королевской ложе, еду никогда не ест, ведь негоже особе такого ранга притрагиваться к пище простолюдинов. Кстати, кушать угощения придется также, как это делали тогда - руками, ведь в Средневековье столовые приборы больше напоминали орудия убийств. К концу ужина вам попадут в металлическом кубке «немного» вина (на то время в сосуд помещалась почти целая бутылка напитка).

Хорошо перекусив, время снова переключать внимание на арену, где начинается самое интересное: смертельный поединок. Из шести рыцарей останется лишь один - остальные отправятся на корм тиграм. Разогретая вином публика накаляет атмосферу и всеми способами подбадривает выбранного воина. Шум увеличивается до предела: крики, свист, улюлюканье, топот - вот он, неподдельный азарт среди болельщиков.

После боя все отправляются в соседний зал для победного бала с живой музыкой и танцевальной программой. Уйти из замка Сан-Мигель до полуночи не так просто: средневековье затягивает своим романтизмом и простотой.

Полезная информация

Добраться до Замка Сан-Мигель можно:

  • на авто (ехать до Альдея Бланка по трассе TF-65 на Сан-Мигель. Съезд с магистрали №24, не доезжая до развязки в сторону аэропорта);
  • автобусом №416 из Лас Америкас;
  • с помощью трансфера.

Контактная информация:

  • адрес: Испания, Тенерифе, San Miguel de Abona, Aldea Blanca;
  • e-mail: [email protected];
  • номера телефонов и стоимость билетов указаны на сайте.

Шоу проводится ежедневно со вторника по субботу, в четверг представление сопровождается русскоязычным гидом, начало в 19:00. Будучи в Тенерифе , не откажите себе в возможности прожить вечер в чарующей и зрелищной средневековой атмосфере.

Пока не попадается на глаза что нибудь уникальное, неизвестное и супер-интересное мы продолжим прогуливаться по знаменитейшим . Есть вероятность что вы узнаете или увидите что то новое. Ну а если и нет, то все равно на такую красоту можно смотреть много раз:-)

До появления возведенных человеком построек гора Сен-Мишель была лишь скалой с крутыми склонами, высотой в восемьдесят метров. Гранит, из которого она состоит, очень крепкий и не поддается эрозии уже в течение тысячелетий. Вокруг Сен-Мишеля простирался густой лес, который, как предполагают, назывался лесом Сисси. Со временем под напором моря лес исчез. По легенде, настоящий цунами - огромный вихрь воды и ветра изменил пейзаж в начале VIII века. Так гора Сен-Мишель вместе с соседним холмом Томбелен как бы отделились от континента, на время прилива превращаясь в остров. По песчаным берегам вокруг горы протекают три реки: Се, Селюн и Куэнон. Последняя является границей между Бретанью и Нормандией. Французская пословица гласит: "Куэнон сошел с ума, вот почему гора Сен-Мишель очутилась в Нормандии" .

Во времена древних римлян Мон-Сен-Мишель еще не был островом. Мрачную необитаемую скалу, омываемую волнами Атлантики, называли тогда Могильной Горой — возможно, кельты использовали это место для своих захоронений. Друиды приходили сюда поклоняться заходящему солнцу, и римляне впоследствии еще долго сохраняли этот ритуал. В лучах погружающегося в море светила рождались ослепительные легенды: согласно одной из них именно на Могильной Горе был тайно похоронен Юлий Цезарь — в золотом гробу, в золотых сандалиях…



В V веке часть берега опустилась под воду, Могильная Гора превратилась в остров, отделенный от материка почти шестикилометровой полосой моря. Лишь дважды в сутки, в отлив, море обнажало илистое дно и открывало опасный проход к острову.

Собственная история Мон-Сен-Мишель началась в 708 году, когда одному епископу из городка Авранш явился во сне архангел Михаил и повелел построить на Могильной Горе часовню. Поначалу Обер — так звали епископа, позднее причисленного к лику святых, — был охвачен сомнениями: ни первое, ни даже второе явление архангела его не убедило. В третий раз архангел Михаил, вновь вторгшийся в мирный сон священника, был окружен грозным и величественным сиянием: повторив свой прежний приказ, он стукнул нерешительного нормандца лучистым перстом по лбу. Пробудившись ото сна, Обер нащупал на черепе вмятину и, уже не раздумывая, отправился к Могильной Горе.


Чудеса сопровождали строительство часовни . Громадный валун, занимавший площадку на вершине горы, скатился вниз от прикосновения ноги ребенка. Каменистый остров посреди моря был лишен пресной воды. Но Святой Обер, уже ощутивший чудодейственное прикосновение архангела, ударил посохом о скалу, и из-под нее забил целебный источник. Да и сам Михаил, окруженный небесным сиянием, изредка являлся строителям темными, грозовыми ночами.

В 966 году первых монахов заменили бенедиктинцы , придерживавшиеся обетов бедности, целомудрия, послушания аббату. Владения монастыря постепенно увеличивались благодаря финансовой помощи сеньоров Нормандии, Бретани, Италии и Англии. На вершине скалы была построена огромная церковь. В свободные от молитв часы монахи составляли, переписывали и изучали манускрипты по литературе, истории и наукам.

В то время царствовала романская архитектура. Ее отличительные черты - мощные колонны и гигантские арки, поддерживавшие своды и остов. Для укрепления монастырских стен на склонах скалы были построены склепы-часовни.


С тех пор как на Мон-Сен-Мишель поселились монахи-бенедиктинцы, тысячи людей стали приходить к острову, чтобы заслужить покровительство архангела Михаила — сокрушителя дьявола, охраняющего от зла. Многие гибли в зыбучих песках бухты, тонули в приливных волнах, так и не добравшись до заветной цели. Рассказывают легенду об одной женщине, которая на последнем месяце беременности отправилась в одиночку к Мон-Сен-Мишель. Выйдя на берег бухты и увидев впереди столь близкий и манящий силуэт Горы, она, поддавшись иллюзии, пошла через пески, но не рассчитала силы: расстояние оказалось слишком велико. Начался прилив.

Ветер усилился, из-за Горы показались пенистые языки быстро приближавшегося моря. Женщина поняла, что погибает, легла на песок, приготовившись к смерти и умоляя Деву Марию о поддержке. Ревущее море сомкнулось вокруг нее, но — о чудо! — образовав подобие водяной башни, волны даже не коснулись бедной женщины. Оставаясь внутри этого чудесного «колодца», женщина разрешилась мальчиком и, когда море схлынуло, крестила своего младенца морской водой. Рыбаки, отправившиеся на поиски тела, были поражены, найдя ее целой и невредимой с ребенком на руках. В память об этом чуде, произошедшем в 1011 году, Гильдебер, тогдашний настоятель аббатства, установил в бухте громадный крест. Долгое время он возвышался посреди песка и волн, пока море не поглотило его...

Бухта Мон-Сен-Мишель всегда славилась своими приливами — перепад между самым высоким и самым низким уровнями моря достигает здесь рекордной величины 15 метров. Из-за малых глубин и ровного дна море во время отлива отступает от берега на 15—20 километров, назад же возвращается обычно со скоростью пешехода — около 4 км/ч, хотя, говорят, кое-где при сильном попутном ветре эта скорость может вырасти и до 30 км/ч. Легенды о приливах, догоняющих всадника, рассказы о повозках, бесследно исчезающих вместе с лошадьми в громадных зыбунах, описания ужасной гибели путников, затянутых в мокрый песок, — чего во всем этом больше, правды или вымысла?


Отлив в бухте всегда начинается как-то неожиданно: еще недавно всюду, куда ни кинь взгляд, плескалось белесовато-мутное море, как уже везде проступил такого же цвета песок, коварством которого были «загипнотизированы» почти все французские классики — от Гюго до Мопассана. Песок этот кажется вполне безобидным, пока не спустишься на его предательски зыбкую, всю в лужах от недавно отступившей воды поверхность. Дело в том, что песок бухты больше похож на ил, он плотен, когда высыхает, но, смешиваясь с водой, превращается в вязкую глинистую массу. Дно во множестве изборождено руслами речушек и ручьев — и именно они, по-видимому, и представляют реальную опасность. Потоки воды легко разжижают песок, и в руслах (а также и под руслами) даже небольших ручейков могут образоваться те коварные зыбуны, в которые рискует угодить излишне самонадеянный путешественник. И хотя сегодня вблизи Мон-Сен-Мишель уже не бывает столь драматических приливов, как раньше, мало кто рискует отправляться на прогулку по дну бухты, не зная «расписания» моря.

За тысячу лет приливы принесли в бухту столько песка, что береговая линия продвинулась к западу почти на 5 километров, вплотную приблизившись к Мон-Сен-Мишель. Люди завершили этот процесс, построив в 1879 году дамбу, по которой теперь мчатся автомобили. Сегодня Мон-Сен-Мишель бывает настоящим островом только 2—3 раза в год, когда особенно сильные приливы захлестывают шоссе. Благодаря дамбе количество людей, ежегодно посещающих Мон-Сен-Мишель, превышает 2,5 миллиона, скоростные поезда TGV доставляют сюда из Парижа однодневных экскурсантов — но на самый верх Горы, где расположены церковь XI века и монастырь Ла-Мервей, поднимается не более трети всех прибывших.

радиция паломничества к Мон-Сен-Мишель уходит корнями во времена cв. Обера, но и сегодня люди едут к Горе не только отдавая дань моде, — многие стараются задержаться здесь на несколько дней. Вечерами, когда Мон-Сен-Мишель покидают автобусы с туристами, улица Гранд-Рю, ведущая наверх, становится менее оживленной, пустеют залы монастыря. Эти предвечерние часы — лучшее время для знакомства с архитектурным ансамблем Мон-Сен-Мишель.

Со времени основания несколько катастроф проверяли на прочность существование аббатства. В 922 году его поразил пожар, в 1103 году верхние части нефа церкви обвалились, в 1203 вновь огонь пытался разрушить монастырь. Другие катастрофы происходили от людей. Столетняя война между Францией и Англией вместе с эпидемией чумы опустошала земли. После разгрома французов в Азенкуре в 1415 году Нормандия перешла к англичанам. В 1423 году островок Томбелен был осажден англичанами. Осада Сен-Мишеля началась в 1424 году, когда англичане решили захватить непокорный бастион, защищенный крепостными стенами и морем, однако, попытки были неудачными. По периметру залива расположились войска, напротив Сен-Мишеля был построен небольшой форт, с моря островок заблокировала флотилия. На протяжении всей Столетней войны Сен-Мишель оставался единственной французской территорией в Нормандии, не захваченной англичанами.

По легенде, выстоять монастырю помог Святой Михаил, явившийся Жанне Д"Арк и позвавший ее возглавить спасение Франции. Последняя попытка англичан взять крепость в 1433 году не увенчалась успехом, хотя в городе вспыхнул пожар, деревянные дома сгорели и были повреждены стены.

Строительство монастырской церкви началось в 1023 году и продолжалось почти столетие. Башня и неф, выстроенные в романском стиле, сохранили первоначальный вид. Церковь поднялась высоко над Горой (привычного всем шпиля на башне, правда, еще не было) и сразу была атакована молниями. Каждые 25—30 лет на острове вспыхивали крупные пожары. А после того как в 1204 году Франция присоединила к себе Нормандию, строптивый Мон-Сен-Мишель был предан огню уже по воле людей.


Старое аббатство полностью сгорело, и в 1211-м французский король Филипп II, желая, очевидно, искупить свой грех перед архангелом Михаилом и его сожженной обителью, начал строительство знаменитого аббатства Ла-Мервей (в переводе — «чудо»). Всего за 17 лет — срок невероятный для того времени — был создан архитектурный шедевр, считающийся ныне общепризнанным образцом средневековой готики.


Поражающий своими размерами Ла-Мервей выстроен на узкой скале и поэтому, в отличие от других монастырей, имеет вертикальную структуру: он состоит из двух трехэтажных секций. Восточная секция, по замыслу создателей, предназначалась для удовлетворения телесных потребностей. На первом этаже располагался зал для наиболее бедных паломников, здесь они должны были жить и питаться. Над ними — в зале для гостей — аббат принимал и потчевал высокопоставленных персон, третий этаж представлял собой трапезную для монахов. В западной секции первый этаж занимала кладовая. На втором располагался Рыцарский зал, который со своими огромными печами фактически служил для обогрева монастыря.

Этот зал, первоначально носивший название скрипториум, предназначался для работ с манускриптами, однако в нем было слишком темно, поэтому все рукописные работы монахи осуществляли в трапезной, где из необычно узких, высоких и близко расположенных окон лился ровный и ясный свет. Третий этаж в западном крыле занимала крытая галерея — своеобразный «приют спокойствия», предназначавшийся как для чтения и размышлений, так и для прогулок монашеской братии. Уникальная архитектура этой галереи, словно висящей между небом и землей, по выражению одного из летописцев монастыря, «позволяла Господу спуститься к человеку, не потеряв своего величия».

Во время Столетней войны (1337—1453 годы) Мон-Сен-Мишель, который так и не был взят англичанами, вдохновлял на подвиги знаменитую Жанну д`Арк, а после войны его слава вышла далеко за пределы Франции. В этот период достигли своего пика труднообъяснимые массовые паломничества детей. Бросая дома и родителей, тысячи мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 15 лет направлялись к Мон-Сен-Мишель. Таинственный небесный зов собирал их со всей Европы — из Польши и Фландрии, Германии и Швейцарии. Они шли через Францию, выстроившись в колонну по двое, и скандировали: «Во имя Господа мы шагаем, к Сен-Мишелю мы идем!» Взрослые боялись им мешать. Так, отец одного ребенка, пытаясь остановить его, в сердцах воскликнул: «Именем дьявола заклинаю: вернись домой!» — и тут же упал замертво. Мать другого малолетнего «паломника», попытавшаяся силой удержать его, онемела и оглохла. Многие дети гибли в пути, замерзали от холода — родители пребывали в ужасе и растерянности. Наконец религиозные власти начали выступать с осуждением подобной экзальтации, а один германский теолог вообще назвал небесный зов, побуждающий детей к паломничеству, «гласом дьявола».


В начале XVI века лицо города на горе изменилось. Наместник французского короля закончил строительство укреплений. Вход в городок защищали городские вороты, укрепленные рвом, подъемными мостами и опускными решетками. Тогда аббатство оказалось втянутым в религиозные войны. Его пытались захватить протестанты. Зная о неприступности крепости, они решили взять его хитростью. Переодевшись паломниками, гугеноты проникли внутрь, спрятали там оружие и напоили вином сторожей. Раскрывший намерения врагов аббат забил тревогу, и план протестантов не осуществился. Со временем монастырская жизнь ухудшалась, средств на реконструкцию зданий становилось все меньше. Позднее крепость превратилась в морскую тюрьму , куда короли ссылали непокорных аристократов, священников, политических деятелей.

В 1469 году король Людовик XI учредил рыцарский орден архангела Михаила, а в 1472-м разместил в одной из самых сырых камер монастыря железную клетку для особо опасных преступников — адское изобретение кардинала Балю. Клетка представляла собой частокол из толстых деревянных прутьев, окованных железом, ее на цепях подвешивали к своду, так что при каждом движении узника клетка начинала раскачиваться. Попавшим в эту клетку несчастным надеяться было не на что — несмотря на усилия сострадавших им монахов, довольно скоро они сходили с ума и умирали от голода и холода. Клетка исправно служила французским королям на протяжении 300 лет, одним из последних в ней мучился Виктор Дюбур, журналист, осужденный в 1745 году за памфлет на Людовика XV. Дюбур умер спустя год после заточения, а в 1777-м жуткая клетка наконец была уничтожена. При Наполеоне монастырь служил государственной тюрьмой, и только в 1863 году тюрьму закрыли, а Мон-Сен-Мишель объявили национальным достоянием .


В эпоху Французской революции монахи-бенедиктинцы были изгнаны из аббатства Святого Михаила, и остров стал называться "свободной горой". На самом деле происходило разграбление монастыря. Отсюда были вывезены романские витражи, а аббатство стало просто тюрьмой, принимавшей политических заключенных. Темница была упразднена во время Второй Империи, а в 1874 году Сен-Мишель стал "историческим памятником". С этого момента сюда стали приезжать новые путешественники - туристы. Тогда же сюда приехали бенедиктинцы, основавшие новое аббатство . Началась реставрация монастыря, последнюю важную деталь своего облика Мон-Сен-Мишель получил в 1897 году — башня собора была увенчана неоготическим шпилем и 500-килограммовой позолоченной фигурой Михаила-архангела.. В 1900 году началось строительство мола, открывшего путь в Сен-Мишель. В 1965-1966 гг. монастырь отпраздновал свое тысячелетие. В 1979 году Сен-Мишель был признан всемирным наследием ЮНЕСКО.

Мон-Сен-Мишель виден издалека. Днем и ночью одинокий силуэт Горы, несущей на себе сказочный город, маячит над крышами аккуратных нормандских домиков. Устремленный в небо шпиль — будто грозящий перст Архангела. Может быть, он напоминает, что дух Мон-Сен-Мишеля остается таким же твердым и неприступным, как и сотни лет назад.

Возвращение моря
Дамба нарушила отлаженный природой приливно-отливный режим, и участки бухты вокруг Мон-Сен-Мишель стали заполняться песком и илом. Прежние заливные луга — польдеры — давно стали травянистым берегом, вплотную придвинувшимся к острову. Стада нормандских овец уже «осадили» стены исторического памятника, занесенного в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Чтобы вернуть Мон-Сен-Мишель его прежний, овеянный легендами, облик, в устье реки Куэнон, огибающей Гору, начато строительство приливно-отливного барьера. Новая дамба будет задерживать попадание ила в реку во время прилива и способствовать его выносу в Ла-Манш во время отлива. Таким образом, земли вокруг аббатства, постоянно находящиеся под водой, постепенно будут очищаться от осадочных пород. Дорогостоящий проект предполагается закончить в будущем году.
При полностью открытых шлюзах дамба будет практически не видна. В дальнейшем, когда море вернется, старая подъездная дамба будет заменена пешеходным мостом, автомобильное движение по которому прекратится, а туристов, желающих посетить исторический памятник, будут доставлять на его территорию на специальном пароме.


Соседний с Сен-Мишелем островок Томбелен , в переводе с французского означающий "маленькая могила", в свое время являлся скромным подобием соседнего аббатства. Там были построены монастырь и часовня, куда в поисках уединения отправлялись монахи. Постепенно он тоже превратился в крепость, в которой по преданию умерла невеста короля Артура Элен, однако позднее был разрушен по приказу Людовика XIV. Сегодня это пустынный остров.

Прогулка по Мон-Сен-Мишель

Постройки острова состоят из монастырских и светских строений. Все сооружения окружены крепостными стенами с дозорными башнями, возведенными в XV веке. Это свидетельство создания оборонительной системы аббатства. Башни, соединенные между собой дозорными путями, не возвышаются над крепостными стенами, а оказываются защищенными ими. В горизонтальных бойницах помещались бомбарды - гигантские пушки позднего Средневековья. На вершине горы расположилась церковь, строительство которой началось еще в XI веке. Неф церкви построен в романском стиле, часть собора была достроена в XV веке в стиле пламенеющей готики. Шпиль церкви увенчан золотой фигуркой архангела Михаила. В аббатстве стоит посмотреть галерею для прогулок монахов, зал Аквилона, апартаменты Робера де Ториньи. Этот аббат монастыря приказал построить помещения с видом на море. Здесь он принимал гостей, судил монахов.

Интересным памятником является церковь Нотр-Дам-су-Терр , построенная в середине Х века, относящаяся к дороманскому периоду. Когда-то она находилась под открытым воздухом, затем были возведены ее своды, затем она была превращена в усыпальницу. Готическую часть аббатства Ла Мервей построили после разрушений XIII века, чтобы заменить монастырские здания романского периода. На нижнем этаже раздавали пищу беднякам, на втором в гостином зале аббат принимал влиятельных посетителей, выше располагалась трапезная. Прекрасным местом прогулок является крытая галерея - последний этаж Ла Мервея. Это место называют садом между небом и морем, так как из него открывается вид на океан. Аркады галереи украшены скульптурами из каенского известняка.


Сен-Мишель, как и любой старинный французский город, имеет свой герб . На гербе аббатства изображена россыпь ракушек черного цвета, переплетенных геральдическими лилиями Франции. Ракушки напоминают о паломничестве, поскольку они являлись отличительным знаком пилигримов. Лилии говорят об опеке монастыря и крепости королем Франции. Иногда для украшения добавлялись жезл и митра, указывающие на сан аббатства, приравненного к епископству. Каждый аббат имел свой личный фамильный герб, который зачастую изображался на витражах церквей.


Реликвии монастыря

Аббатство Сен-Мишель славилось своими реликвиями - золотой статуей архангела Михаила, своими драгоценными старинными манускриптами. Коллекция насчитывает 203 манускрипта, 199 из которых относятся к эпохе Средневековья. С течением времени коллекция скудела. Во время обрушения библиотеки аббатства в 1300 году были похоронены некоторые манускрипты, большинство же реликвий было потеряно и разграблено во время французской революции. В 1882 году неизвестный посетитель в сутане унес требник XIV века. Сегодня двадцать манускриптов разбросаны по миру, так, романская библия в двух томах находятся в Бордо. 203 манускрипта составляют самую прекрасную коллекцию в Европе романской эпохи, являясь памятником искусства каллиграфии. Манускрипты составлялись в скриптории, комнате в аббатстве, в которой монахи получали познания не только в области теологии, но и философии, праве, истории, медицине, музыке и даже астрономии. Расцвет создания манускриптов пришелся на XI век. Однако вскоре, уже в XIII веке начался упадок. Монахи уезжали получать образование в Париж, и привозимые ими манускрипты составлялись светскими людьми. Манускрипты монахов Сен-Мишеля, оригинальные и единственные в своем роде, по праву считаются всемирным культурным наследием.


Природа залива

Многие приезжают в Мон Сен-Мишель не только для того, чтобы осмотреть достопримечательности, узнать историю монастыря и полюбоваться прекрасным видом на океан и континент со стен аббатства. Захватывающим зрелищем является прилив, амплитуда которого (а точнее, разница между уровнем отлива и уровнем прилива водном выбранном месте) считается самой сильной на всем европейском побережье Атлантики. За несколько часов морские волны пробегают несколько километров, и их скорость невероятна. Чтобы не пропустить час прилива, по приезде в Сен-Мишель стоит обратиться за справкой в туристическое бюро.

Залив является уникальным природным заповедником. Здесь ежегодно выращивают 10 тыс. тонн мидий, а растительность занимает только 1% его площади, являясь, тем не менее, пастбищем для 10 тыс. овец. Сюда прилетают утки и другие птицы, питающиеся плодородным илом. В этой местности установлена "природная зона экологического значения". Залив является перекрестком миграционных путей, своего рода международным перевалочным пунктом для пепельных гусей, черных уток-турпанов. В водах залива появляются на свет 80 видов рыб, а также дельфины Риссо, серого окраса с небольшими крапинками на спинах, длина которых достигает 3,5 метров. Каждый год сюда приплывает около десятка морских котиков, чтобы вывести здесь свое потомство. Однако картина не столь идиллична. Сен-Мишель рискует окончательно слиться с континентом, поскольку строительство польдеров для нужд сельского хозяйства и животноводства значительно ускоряет наступление песка. В 1997 году премьер-министр Франции Лионель Жоспен утвердил программу по восстановлению в заливе первоначального окружающего ландшафта. Цель - остановить разрастание так называемых естественных прерий.


Французы говорят, что все дороги ведут к этому чуду архитектуры. Из Парижа до Сен-Мишеля можно добраться на скоростном поезде TGV или на машине до Ренна, затем по дороге в направлении Dol-de-Bretagne. Ежегодно Сен-Мишель посещает около миллиона туристов, сюда приезжают на поезде, на автомобиле и на автобусах. Автомобильная стоянка невелика, а желающих остановиться очень много. Взобравшись на гору, можно увидеть тысячи машин и автобусов. Вход на территорию монастыря платный, для детей до 12 лет бесплатный. Монастырь открыт для посещения круглый год за исключением некоторых праздничных дней (1 января, 1 мая, 1 ноября, 11 ноября и 25 декабря). На горе Святого Михаила есть кафе, работает 25 сувенирных магазинчиков и три музея - морской музей, археологический музей и музей истории. Остановиться можно на континенте и в самом Сен-Мишеле.

Тем, кого поразит вид горы Сен-Мишель днем, стоит задержаться здесь до темноты. Ночью остров становится еще более загадочным. Говорят, что ночи горы Сен-Мишеля прекрасней его дней. Линии неба, земли и моря сливаются, пейзаж озаряется лунным светом. Днем можно оценить архитектурные и исторические достоинства, ночью - духовные. В программу экскурсий включена также ночная прогулка по острову.

Чтобы попасть к комплексу зданий аббатства, нужно дойти до конца Grande rue и затем подняться по каменной лестнице. Большую часть помещений можно осмотреть самостоятельно, но в стоимость билета включена часовая экскурсия (на французском и английском языках). В день бывает 5-6 экскурсий. Последняя начинается за полчаса до закрытия.


Планировка аббатства нетипична. Она изначально определялась формой скалы и дефицитом строительных площадей. Монахи вынуждены были разместить элементы архитектурного комплекса друг над другом. Вершиной этого своеобразного средневекового "небоскреба" стали церковь аббатства и группа зданий Ла-Мервей (Чудо). Строительных материалов на скале тоже не было. Камни и кирпичи привозили сюда морем во время приливов, а потом с помощью веревок втаскивали на вершину.

Поднявшись по крутой лестнице к входу в аббатство, попадаем в караульный зал (зал стражи) , где находятся кассы и информационные стенды. Далее, следуя указателям коричневого цвета, поднимаемся по лестнице Гран-Дегре на террасу Со-Готье , а затем на западную террасу. Она появилась в XVIII в. после того, как в пожаре погибла часть аббатской церкви. С террасы открывается вид на залив, остров Томблен и архипелаг Шозе, где брали гранит для постройки монастыря. Каждый год 8 ноября (св. Михаил - осенний) с террасы можно наблюдать, как солнце садится за гору Доль. По преданию, в этот день святой Михаил сражался там с драконом.

Отсюда же хорошо виден шпиль колокольни (1867, неоготика, копия колокольни собора Нотр-Дам в Париже), увенчанный позолоченной фигурой Архангела Михаила (скульптор Фремье).

Церковь аббатства (Eglise Abbatiale, XI век, месса ежедневно в 12.15) построена на вершине утеса на высоте 80 м над уровнем моря. Ее трансепт опирается на скальную породу, а неф, хор и трансепты поддерживаются массивными стенами монастырских сооружений, расположенных ниже. Трансепт ориентирован так, что 8 мая (св. Михаил - весенний) солнце восходит точно за алтарем и движется по небу вдоль главной оси храма.

Классицистический фасад пристроили в 1763 году. У входа обратите внимание на каменный резной греб Мон-Сен-Мишель - 10 ракушек (гребешки) и 3 королевские лилии. Неф церкви выполнен в романском стиле, причем южная стена сохранилась с 1084 года, а северная построена после того, как неф рухнул в 1103 г. Свод нефа изначально был плоским, а современный деревянный построили в XV веке. Место, где хор соединяется с нефом, приняло окончательный вид лишь в XIX веке: купол средокрестия (архитектор Петигран) с отверстием, откуда в полдень на алтарь падает луч солнца, покоится на четырех колоннах. Романский хор рухнул в 1421 году, поэтому в XV веке на его место построили новый хор в стиле "пламенеющей готики". За основу взяли хор руанского аббатства Сен-Уэн.


03.


04.


05.

07.


08.


09.

10.
Из галереи прямой, освещённый светильниками ход вёл к седьмым воротам. За ними располагался Верхний двор, знаменитый водоём с фонтаном и Белая башня, построенная в 1900 году Т.Э. (перестроена в 2698 году Т.Э.), в которой хранился палантир. (с)

11.





Пройдемся виртуально вокруг замка! Нажимайте на картинки ниже

Основные моменты

Во время прилива это место становится островом, который почти полностью отрезан от материка. Только дамба, построенная в конце XIX века, сохраняет связь с аббатством. Во время отлива вода уходит и территория Мон-Сен-Мишель становится обычной частью материка. Стены, утес и строения аббатства создают целостное впечатление. Высота от среднего уровня моря до верхушки шпиля церкви – 170 м.

Замок Мон-Сен-Мишель многим покажется знакомым: он стал прообразом крепости в фильме «Властелин Колец». Объект появился не в оборонительных целях и не для развлечения знати – он основан как монастырь. Старинный замок видел и монархов, и военную канонаду, и недовольство народа в период революции. Мон-Сен-Мишель считается неприступным – он пережил три английские блокады и не покорился даже во время 30-летней осады. С давних пор и до сегодня это место мирового паломничества.



Создание крепости

История Мон-Сен-Мишеля ведется с 708 года. Бенедиктинских монахов очаровал гранитный остров Мон-Томб – поэтому на утесе решили создать часовню. Название связывают со средневековой легендой: епископу повелел возвести церковь Архангел Михаил. Он приходил трижды, но священнослужитель сомневался в правильности знамения. Тогда Архангел постучал епископу по голове перстом, и лишь тогда стартовало строительство.

Архитектором назначили Гильома де Вольпьяно – очень известного человека. Он был воспитан бенедектинскими монахами, построил не один монастырь. Но строение было уникальным сооружением: его нельзя расширять по горизонтали, поэтому упор сделали на вертикальное возведение. Некоторые помещения и вовсе нависают над скалой на специальных платформах. Гранит для строительства с соседних островов доставить оказалось непросто. Мешало отсутствие дорог, зыбучие пески, приливы и отливы.

В 966 году на этом месте появился бенедектинский монастырь в честь св. Михаила. У подножия возникло поселение рыбаков, ведь паломников нужно было принять и накормить, да и местные монахи нуждались в бытовых услугах. Но строительство крепости продолжалось до XVII столетия: появились стены, башни. Аббатство превратилось в мощное строение, объединив религиозную и военную архитектуру. Было у острова-крепости важное стратегическое значение. В период столетней войны Мон-Сен-Мишель считался надежным французским форпостом – он не поддавался врагу.


В 1790 году во времена Французской революции монастырь прекратил существование – монахов изгнали, а остров назвали «Горой свободы». Замок стал тюрьмой, куда отправляли заядлых преступников. Народ прозвал Мон-Сен-Мишель «провинциальной Бастилией». Узников держали в каменных клетках, где нельзя было подняться в полный рост. Цепь невольников звенела при каждом шаге. Но паломники все равно приезжали – специально для них создали часовню.

С 1863 года начался новый этап в истории Мон-Сен-Мишеля. Замок распахнул свои двери, но теперь для туристов. В 1874 году сюда вернулись бенедиктинцы, которые основали новое аббатство. В конце XIX века началась реставрация комплекса, которая продолжается до сих пор. Побывать можно в половине помещений аббатства, в остальные доступ закрыт. Комнаты, которые не представляют интереса для посетителей, отвели под жилье монахов.



Проделки моря

Интересная особенность местности – приливы и отливы. Смена происходит раз в лунные сутки – через 24 часа 50 минут. Приливы считаются наиболее сильными в Европе и вторыми на планете. По скорости их даже сравнивают с лошадью, которая несется галопом. Но это ошибочно: прилив максимально «разгоняется» до 6 км/час, а средняя скорость коня – от 21 до 60 км/час. Из-за малых глубин и ровного дня море «убегает» на 15-20 км от замка, а потом возвращается.



«Игры» воды позволяли замку Мон-Сен-Мишель оставаться неприступным. Корабли неприятеля могли подобраться к острову, но во время ухода моря садились на мель. Негостеприимный прием ожидал и пехоту. Сначала приходилось двигаться по зыбучим пескам, а затем наступал прилив – и враги тонули. Природной защитой крепости служил и туман – частое явление в этих краях. Местные рыбаки ориентировались на звук колокола, в который звонили специально для заблудившихся. Враги же просто терялись в непроглядной мгле.

В XIX веке Мон-Сен-Мишель лишился неприступности. Чтобы связать объект с материком, построили дамбу. Но она нарушила циркуляцию воды в заливе, и неблагоприятная экологическая обстановка в бухте заставила искать альтернативный вариант. Скоро дамбу ликвидируют, а вместо нее соорудят мост. В марте 2015 года из-за затмения солнца прилив был настолько сильным, что затопил и дамбу. Высота воды достигла 14 метров – это почти 5-этажное здание. Такое явление происходит примерно раз в 20 лет – в дни весеннего или летнего равноденствия.

Мон-Сен-Мишель встречает гостей


Комплекс очаровывает уже издалека. Он горделиво занимает вершину скалы, а конец шпиля венчает золотая фигура архангела. У стен – внушительная толщина. Путешественники попадают внутрь через выступающие ворота крепостной стены – Королевские. По мере развития артиллерии конструкция их меняла свою форму. Ведь до начала XVI века из пушек стреляли ядрами, а уже потом – снарядами.

Это место объединяет два городка. Первый – поселение Мон-Сен-Мишель. На территории есть мэрия, магазины, приходская церковь и кладбище. Путь идет по главной улочке Гранд-Рю. Ее занимают старинные дома XV-XVI веков, которые плотно жмутся друг к другу. Помещения отвели под сувенирные лавочки, отели, рестораны и кафе. Жители этого городка (около 30 человек) не только работают в сфере обслуживания, но и уделяют время сельскому хозяйству. В городке есть несколько музеев, которые пополнят знания туристов о крепости. Можно посмотреть познавательные фильмы, увидеть давние предметы и «зарисовки» на средневековую тему с помощью восковых фигур, взглянуть на модели кораблей разных эпох.

Второй городок – более «духовный», монастырский. От поселения к аббатству ведет подъем по южному склону горы. Есть и более тяжелая дорога, которая не охватывает главную улицу и музеи. Нужно повернуть налево после почты. Крутая тропа выведет прямо в сады. На острове это единственное место, где можно провести пикник в тени. Еще один путь идет через лестницу, которая находится справа – возле Королевских ворот. По ступенькам туристы поднимаются, чтобы взглянуть на великолепный вид. По лестнице легко попасть на стены крепости и башню. Третий путь ведет через шумный городок – главную дорогу с сувенирными лавочками и ресторанами. Это дорога подходит для тех, кто располагает временем.




Прогулки по аббатству


Жизнь Мон-Сен-Мишель крутится вокруг аббатства. Его соорудили в XI-XVI веках. Комплекс представляет собой укрепленный монастырь и занимает примерно 55 тысяч кв. м. Чтобы не заблудиться, туристы берут при входе брошюру с информацией о достопримечательности. Чтобы переместиться с нижнего уровня монастыря на верхний, нужно подняться по Большой лестнице между скалой и жильем монахов. Так гости выходят на Западную террасу перед церковью. Этот храм находится на вершине горы. Он сооружен в романском стиле в начале XI века. Правда, места на скале не хватало, и поэтому храм опирается на первую церковь. За годы существования строение неоднократно подвергалось разрушениям, страдало от пожаров, в главную башню ударяла молния. Здание дополняли элементами классицизма, готики, неороманского стиля. Венчает церковь шпиль архангела Михаила, который выполняет роль громоотвода.

Слева от церкви, если находиться лицом к фасаду, находится Ла-Мервей – «Чудо». Трехэтажный комплекс – это архитектурный шедевр средневековой готики. Ла-Мервей уместился на узкой скале и потому, в отличие от местных построек, он обладает вертикальной структурой.

В восточной части «Чуда» находилась трапезная для монахов, помещение для проживания и питания самых бедных паломников, место приема высокопоставленных гостей. Западное крыло отводилось под кладовую и Рыцарский зал. В нем много времени проводили монахи – работали и учились. Тут переписывали книги и манускрипты. Северную часть «Чуда» пришлось укрепить контрфорсами, но это ничуть не испортило здание – напротив, получился восхитительный художественный эффект. И Виктор Гюго, любуясь «Чудом» со стороны моря, отметил: «это вид на самую красивую стену в Европе».



Незабываемой будет прогулка по верхнему этажу Ла-Мервея. Здесь располагается крытая галерея, откуда открывается вид на океан. Обзорная площадка заслужила славу «сада между небом и землей». Дополняют впечатление изваяния из известняка, которые украшают галерею.


Есть тут церковь и постарше – Нотр-Дам-су-Терр. Это строение относят к X веку. Сначала здание располагалось под открытым небом. Позже было решено дополнить церковь сводами, а затем ее превратили в усыпальницу.

Вокруг всех сооружений острова – мощные стены крепости и дозорные башни. Эти оборонительные сооружения возвели еще в XV веке. Башни не высятся над стенами – они защищены ими. В бойницах когда-то располагались бомбарды – огромные пушки Средневековья.

Живописная природа залива


Многие туристы стремятся в Мон-Сен-Мишель, чтобы насладиться великолепным обзором на водную гладь со средневековых стен. Бухта с ее огромным пространством без растительности напоминает пустыню. Спокойствие здесь иллюзорное и опасное. За природной красотой скрываются мощные приливы, туманы, грозы и много опасных зон.

Во время прилива волны проделывают путь в несколько километров. Одновременно залив считается природным заповедником – тут обитает около 200 видов обитателей. Плодородный ил привлекает уток и остальных птиц, которые им питаются. В водах залива рождается около 100 видов рыб. Место привлекательно и для морских котиков, которые выводят здесь потомство. Каждый год тут выращивают около 10 тысяч мидий. Хотя растения покрывают около 1% местности, тут пасутся тысячи овец.

Пасущиеся овцы

Обед в стенах крепости


Если вы планируете остаться на ночь, захватите небольшой ланч. Пообедать в дневное время не составит труда: к услугам путешественников – закусочные, бургерные и блинные. Открыты рестораны бретонской кухни. В меню – мясные блюда, морепродукты, салаты. Вечером заведения закрываются. Обязательно отведайте местный омлет. Казалось бы, простое блюдо, но слава о нем гремит на весь мир. Раньше им потчевали паломников, которые появлялись всегда неожиданно. Сегодня угощают туристов. Рецепт омлета все еще хранится в тайне.

Сверяемся с графиком

Поездку в Мон-Сен-Мишель лучше не планировать на лето – в это время здесь слишком много туристов, а значит будет сложно насладиться необычайным обзором с крепостных стен аббатства. На погоду в этой части Франции влияют суровые ветра Атлантики. Здесь прохладно – нужны вещи потеплее, чем сарафаны и сандалии.

Обязательно сверьтесь с графиком приливов и отливов. Тогда вы сможете подобрать удачное время для фотоохоты. Отливы начинаются неожиданно: еще несколько минут назад вокруг плескалось море, как стал проступать песок. Кажется, он безобиден. Но ступишь на поверхность – оказывается, что песок предательски зыбкий. У него особая структура: смешиваясь с морской водой, он становится вязким; когда высыхает – плотным, поэтому редкие туристы готовы рискнуть прогуляться по бухте, не сверившись с «графиком» моря.

Мон-Сен-Мишель в сумерках

Люди, создав дамбу протяженностью 2 км, «украли» у Мон-Сен-Мишеля необычный облик. Настоящим островом он теперь бывает только несколько раз в год. Тогда особо сильные приливы заливают даже поверхность дамбы. Но обычно бушующая стихия не мешает автомобилям, поэтому количество туристов только увеличивается. Однако на самый верх скалы, где находится старинная церковь и монастырь, добирается лишь треть посетителей.

Многие решают задержаться в священном месте на несколько дней. В аббатстве есть небольшие гостиницы, где останавливаются путешественники. Вечером уголки замка избавлены от шумных туристов. Можно вдоволь надышаться соленым опьяняющим воздухом Мон-Сен-Мишеля, уловить волшебный момент наступления прилива. Аббатство красиво подсвечено, но стены освещаются лишь отблесками фонарей. Гостям предлагают ночные экскурсии по крепости. В это время пустеют залы монастыря, главная улочка становится не такой оживленной – можно неспешно познакомиться с архитектурными особенностями аббатства.


Есть у крепости Мон-Сен-Мишель и часы работы. В мае и летом аббатство открывается с 9 утра. Последних туристов пускают на территорию до 6 вечера. В остальной период время смещается: с 9:30 до 17:00. Но если прилив мешает доступу к объекту, время открытия меняется. В праздничные дни Мон-Сен-Мишель «отдыхает»: 1 января, 1 мая и 25 декабря.

В павильоне выступающих ворот загляните в информационный туристический центр. Здесь предоставят информацию о достопримечательности, а также график приливов-отливов. Стоимость посещения – 8,50 евро. Можно воспользоваться аудиогидом, но тогда вход будет стоить 12,50 евро. Для посетителей проводят экскурсии: два раза в час – на французском, дважды в день – на английском.

Парковка около Мон-Сен-Мишель

От столицы до острова-крепости – 285 км. Туристы спешат сюда на поездах, автобусах и своих автомобилях. Путь до Ренна по железной дороге стоит 55,8 EUR. Потом необходимо пересесть на автобус, который отъезжает прямо от железнодорожного вокзала, и добраться до точки назначения. Билет стоит 11,4 EUR. Дорога в целом займет чуть больше трех часов. В сторону аббатства билеты приобретают у кассира, а при поездке обратно – у водителя. Коричневые знаки «Достопримечательность» здорово помогут туристам.

Расположение острова-скалы не позволяет автобусам и автомобилям подъезжать прямо к объекту. Транспорт ставят на стоянке, в нескольких километрах от достопримечательности. К аббатству направляется узенькая тропа, поэтому остаток пути туристы проделывают пешком или пользуются специальными автобусами, которые здесь курсируют. Ранее особенности дороги не позволяли им даже развернуться. Из-за этого у транспортного средства сделали два входа, как у вагонов метрополитена – по бокам. Сейчас тропу слегка расширили.