Тезисы лютера начало реформации. Мартин Лютер: христианский богослов и инициатор Реформации. Германия накануне Реформации: политика, экономика и культура рубежа XV-XVI вв. Причины Реформации и её начало. Реформация Мартина Лютера, его "95 тезисов". Характ

Тезисы лютера начало реформации. Мартин Лютер: христианский богослов и инициатор Реформации. Германия накануне Реформации: политика, экономика и культура рубежа XV-XVI вв. Причины Реформации и её начало. Реформация Мартина Лютера, его

1517 Выступление Мартина Лютера

Монах и профессор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483–1546) стал инициатором Реформации в Германии. 31 октября 1517 г. на воротах приходской церкви он вывесил свои «95 тезисов», в которых осуждал идеи о связи между взиманием денежной платы и отпущением грехов. Он замахнулся и на догматы католической церкви. Если католицизм учил, что мирское и духовное противоположны, то Лютер утверждал, что благодать Бога приходит и в мирской жизни к человеку, если он честно трудится, исполняет свои обязанности и верен своему призванию. Всякий труд угоден Богу, а священник – это не посредник между прихожанином и Богом, а лишь примерный христианин, направляющий паству к спасению. Лютер считал, что «человек спасает душу не через Церковь, а через веру». В 1519 г. в Лейпциге на диспуте с доктором Экком он пошел дальше – выразил сомнение в праведности и непогрешимости пап, опровергал догмат божественности личности папы. На следующий год папа Лев X предал Лютера анафеме, в ответ Лютер сжег на костре буллу об отлучении его от церкви и призвал дворянство немецкой нации к борьбе с папством. На сторону Лютера против папы встал курфюрст Саксонии Фридрих Мудрый и множество других людей. Власть папы была огромна, не раз Лютеру грозил костер, но политическая ситуация в Германии не позволяла папе легко расправиться с Лютером, как веком раньше Рим расправился с богемским бунтарем Яном Гусом.

На стороне Лютера оказались как гуманисты, боровшиеся против всесилия Рима в духовной сфере, так и германские националисты, стремившиеся к тому, чтобы Германия шла своим путем национального развития. Вскоре Германия оказалась расколотой на два лагеря – сторонников Лютера и сторонников папы. Тем временем Лютер резко изменил свою жизнь, он перевел на немецкий язык Библию, перестал быть монахом, выступил против целибата священнослужителей и сам в 1525 г. женился на бывшей монахине Каталине, ставшей матерью его шестерых детей. Лютер осуществил подлинную церковную реформу, осудил богатство церкви, ненужную, по его мнению, роскошь храмов. Он призывал к апостольской бедности и простоте, признавал только два таинства: крещение и причащение. Лютер был высокообразованным человеком, благодаря ему немецкий язык и музыка получили толчок в развитии.

Из книги Всемирная история. Том 3. Новая история автора Йегер Оскар

ГЛАВА ПЕРВАЯ Общее положение Германии в 1517 г. Индульгенции. Первые шаги Лютера. Избрание императора. Первый сейм при Карле V, в Вормсе. Лютер на сейме и Вормсский эдикт. 1517 – 1521. Положение Европы около 1500 г.Представителем высшего светского сана в христианском мире, римским

Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. автора Тарле Евгений Викторович

5. Выступление Италии. Германские успехи летом 1915 г. Выступление Болгарии Так окончательно конституировался блок четырех держав, на которых легла тяжесть борьбы с Антантой. Это число уже больше не увеличивалось до конца войны.Когда кончался 1915 год, все эти четыре державы

Из книги Ключ Соломона [Код мирового господства] автора Кассе Этьен

Кризис в Европе. Раскол Лютера Однако планам масонов в очередной раз не суждено было осуществиться. Внезапно на католическую Европу налетел шквал, имя которому Реформации. Историки трактуют Реформацию весьма однозначно - как восстание против католицизма. Однако все ли

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Мартин i, папа, 649 г. - Римские соборы против монофелитов. - Покушение экзарха Олимпия на жизнь Мартина. - Феодор Каллиопа силой увозит папу, 653 г. - Смерть Мартина в изгнании. - Евгении, папа, 654 г. Борьба с монофелитами была в полном разгаре, когда умер Феодор, и его

автора

95 ТЕЗИСОВ МАРТИНА ЛЮТЕРА Мартин ЛютерВ начале XVI в. папская курия, несмотря на все удары, которые она испытала за последние сто лет, продолжала политику усиления своей сугубо светской власти в Италии. Безудержное обогащение по-прежнему являлось главной целью церковных

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

УБИЙСТВО МАРТИНА ЛЮТЕРА КИНГА И РОБЕРТА КЕННЕДИ Мартин Лютер Кинг Роберт КеннедиВ 1968 г. Америка была потрясена сразу двумя громкими убийствами. Убиты были люди, олицетворявшие собой чаяния значительной части жителей США. Не исключено, что оба они в ближайшем будущем

Из книги Англосаксонская мировая империя автора Тэтчер Маргарет

«Народ Америки заражен идеалами демократии» (Из выступления Р. Рейгана по случаю дня рождения Мартина Лютера Кинга. Вашингтон, 15 января 1983 года) Добро пожаловать в Белый дом в этот торжественный день! Несколько часов назад выступая по радио, я говорил о личности доктора

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

6.5.1. Девяносто пять пунктов Мартина Лютера В октябре 1517 г. монах и профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483–1546) прибил на дверях местного собора свиток с девяноста пятью тезисами, в которых содержалась программа реформирования католической церкви.

Из книги История Антисемитизма. Эпоха Веры. автора Поляков Лев

Германия после Лютера О немецких евреях XVI века рассказывать весьма нелегко. Загнанные и несчастные, они вели незаметную жизнь в ту самую эпоху, когда их испанские и португальские единоверцы, временно надевшие на себя христианские маски, мощно утвердились на финансовых

15 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О МАРТИНЕ ЛЮТЕРЕ

500 лет назад монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов. Что доказывал в них родоначальник Реформации? Кем был он сам? И какие последствия это все имело?


1. Мартин Лютер (10 ноября 1483 - 18 февраля 1546 г.) - родоначальник Реформации, в ходе которой возникает протестантизм как одно из трёх (наряду с православием и католицизмом) главных направлений христианства. Название «протестантизм» возникает из так называемой Шпайерской протестации. Это был протест, поданный в 1529 году шестью князьями и четырнадцатью свободными немецкими городами на рейхстаге в Шпайере, против преследования лютеран. По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название протестантов, а совокупность возникших в результате Реформации некатолических конфессий - протестантизм.

2. Началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге, где обычно проводились торжественные университетские церемонии, свои знаменитые 95 тезисов. В них пока не было ни отрицания верховной власти римского папы и тем более объявления его Антихристом, ни вообще отрицания церковной организации и церковных таинств как необходимых посредников между Богом и человеком. Тезисы оспаривали практику индульгенций, которая в то время особенно широко распространилась в целях покрытия расходов на строительство собора святого Петра в Риме.


95 тезисов Мартина Лютера

3. Доминиканский монах Иоганн Тецель , который был агентом по продаже папских индульгенций и который беззастенчиво ими торговал и тем самым спровоцировал Мартина Лютера, прочитав 95 тезисов, заявил: «Я добьюсь, чтобы через три недели этот еретик взошел на костер и в урне проследовал к небу».

Тецель утверждал, что индульгенции имеют большую силу, чем само Крещение. Про него рассказывают следующую историю: один аристократ в Лейпциге обратился к Тецелю и попросил простить ему грех, который он совершит в будущем. Тот согласился при условии немедленной оплаты индульгенции. Когда Тецель покинул город, аристократ нагнал его и побил, сказав, что именно этот грех он подразумевал.

4. Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, ставшего преуспевающим горным мастером и зажиточным бюргером. Его отец принимал участие в прибылях, получаемых с восьми шахт и трех плавилен («огней»). В 1525 году Ганс Людер завещает своим наследникам 1250 гульденов, на которые можно было приобрести поместье с пахотными землями, лугами и лесом. Вместе с тем, семья жила очень умеренно. Питание было не слишком изобильным, экономили на одежде и топливе: например, мать Лютера наравне с другими горожанками собирала зимою хворост в лесу. Родители и дети спали в одном алькове.

5. Настоящая фамилия родоначальника Реформации - Людер (Luder или Luider). Уже став монахом он много общался и переписывался с гуманистами, среди которых было принято брать себе звучные псевдонимы. Так, например, Герард Герардс из Роттердама стал Эразмом Роттердамским. Мартин в 1517 году скрепляет свои письма именем Eleutherius (в переводе с древнегреческого - «Свободный»), Elutherius и, наконец, не желая далеко отходить от имени отца и деда, Luther. Первые последователи Лютера называли себя еще не лютеранами, а «мартинианами».

6. Отец мечтал видеть своего способного сына преуспевающим адвокатом и смог обеспечить сыну хорошее образование. Но неожиданно Мартин решает стать монахом и вопреки воле отца, пережив сильный конфликт с ним, поступает в Августинский монастырь. Согласно одному из объяснений, однажды он попал в очень сильную грозу, когда молния ударила совсем рядом с ним. Мартин почувствовал, как он потом сказал, «чудовищный страх перед внезапной смертью» и взмолился: «Помоги, святая Анна, я хочу стать монахом».

7. Отец, узнав о намерении Лютера принять монашеский постриг, пришел в бешенство и отказал ему в благословении. Другие родственники заявили, что вообще не хотят его больше знать. Мартин был в затруднении, хотя и не был обязан спрашивать разрешения отца. Однако летом 1505 года в Тюрингии свирепствовала чума. Два младших брата Мартина заболели и умерли. Затем из Эрфурта родителям Лютера сообщили, что и Мартин стал добычей чумы. Когда выяснилось, что, к счастью, это не так, друзья и родственники стали убеждать Ганса, что он должен позволить своему сыну стать монахом, и отец в итоге дал согласие.

8. Когда была подготовлена папская булла с отлучением Лютера «Exsurge Domine» («Восстань, Господь…»), она была доставлена на подпись папе Льву X, охотившемуся в своем поместье на дикого кабана. Охота была неудачной: кабан ушел виноградниками. Когда расстроенный папа взял в руки грозный документ, то прочел его первые слова, которые звучали так: «Восстань, Господь, и Петр, и Павел… на дикого кабана, который опустошает виноградник Господень». Папа тем не менее подписал буллу.

9. На Вормсском рейхстаге 1521 года, где в присутствии германского императора слушалось дело Лютера и от него требовали отречения, он произносит свою знаменитую фразу «Я здесь стою и не могу иначе». Вот его более полные слова: «Если я не буду убежден свидетельствами Писания и ясными доводами разума — ибо я не верю ни папе, ни соборам, поскольку очевидно, что зачастую они ошибались и противоречили самим себе, — то, говоря словами Писания, я восхищен в моей совести и уловлен в слово божье… Поэтому я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, ибо неправомерно и неправедно делать что-либо против совести. На том стою и не могу иначе. Помоги мне бог!».


Лютер в семейном кругу

10. Реформация расколола западный мир на католиков и протестантов и породила эпоху религиозных войн - как гражданских, так и международных. Они длились более 100 лет до Вестфальского мира 1648 года. Эти войны принесли много горя и несчастий, в них погибли сотни тысяч людей.

11. Во время немецкой Крестьянской войны 1524-1526 годов Лютер выступил с резкой критикой восставших, написав «Против убийственных и грабящих орд крестьян», где назвал расправу с зачинщиками беспорядков богоугодным делом. Впрочем, во многом восстания были вызваны реформационным брожением умов, порожденным Лютером. На пике восстания весной-летом 1525 года в событиях участвовало до 300 000 человек. По современным оценкам, количество погибших составило около 100 000 человек.

12. Лютер решительно отверг принудительное безбрачие духовенства, в том числе и на собственном примере. В 1525 году он, бывший монах, в возрасте 42 лет женится 26-летней и тоже бывшей монахине Катарине фон Бора. В браке у них родилось шесть детей. Вслед за Лютером женится и другой лидер Реформации из Швейцарии У. Цвингли. Кальвин не одобрил эти поступки, а Эразм Роттердамский сказал: «Лютеранская трагедия переходит в комедию, и всякие смуты кончаются свадьбой».

13. Лютер в 1522 году переводит на немецкий язык и издает Новый Завет, а в последующие 12 лет и Ветхий Завет. Этой лютеровской Библией немцы пользуются до сих пор.


Библия Лютера

14. Согласно великому немецкому социологу Максу Веберу в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма», Лютер не только положил начало Реформации, но и дал решительное начало зарождению капитализма. Протестантская этика определила по Веберу дух Нового времени.

15. В отличие от Православия лютеранство признает лишь два полноценных таинства - Крещение и Причастие. Лютер как таинство отверг даже покаяние, хотя его «95 тезисов» начинались с требования, «чтобы вся жизнь верующих была покаянием». Также в протестантизме практически с самого начала начались сильные споры о природе евхаристии и способе присутствия в ней Господа.

Лютер по этому важнейшему вопросу сильно разошелся с Цвингли и Кальвином. Последние понимали присутствие Тела и Крови Христа лишь как символические, «возгревающие веру» действия. Лютер же, отвергнув учение о пресуществлении, не смог в полемике с реформатами-швейцарцами отказаться от реального, но невидимого присутствия Христа в хлебе и вине. Таким образом, таинство причащения Лютер допускал, считая, что в нем присутствует Христос, но полагал его как некое специфическое или «сакраментальное единение» материальным хлебом и вином, не конкретизируя природы этого сопребывания. Позже в одном из вероучительных документов лютеранства, «Формуле согласия» (1577), будет выработана такая формула соприсутствия Тела и Крови Христа: «Тело Христово присутствует и преподается под хлебом, с хлебом, в хлебе (sub pane, cum pane, in pane)… этим способом выражения мы желаем научить таинственному единению неизменяемой субстанции хлеба с Телом Христовым».

Сильно разнится и отношение к священству. Хотя Лютер признавал необходимость священства, в вероучительных лютеранских книгах нет ни слова о преемственности пастырского служения, ни об особом посланничестве свыше. Право рукоположения признается за любым членом Церкви (посланничество снизу).

Лютеране также отрицают призывание и помощь святых, почитание икон и мощей, значение молитв за умерших.

Как пишет протоиерей Максим Козлов в книге «Западное христианство: взгляд с Востока», «Лютер имел намерение освободить верующих от духовного деспотизма и произвола. Но, отвергнув авторитет папы, он в силу логической необходимости, отверг и авторитет римско-католической иерархии, а затем святых отцов и Вселенских соборов, то есть отверг все вселенское Священное Предание. Отвергнув же во имя личной свободы весь авторитет Церкви, Лютер тем самым дал полный произвол в делах веры, что привело к разделению и отпадению от Римской Церкви. Дав народу Библию на немецком языке, немецкий реформатор считал, что Священное Писание ясно само по себе и что всякий человек, не закоснелый во зле, будет правильно понимать его без руководства Преданием Церкви. Однако он ошибся: даже ближайшие сподвижники его различно толковали одно и то же библейское место.

Итак, полное отрицание всех авторитетов и возведение в степень авторитета личного мнения, субъективного принципа, то есть рационализм в области веры, - вот к чему пришел Лютер в борьбе со злоупотреблениями католичества».

Юрий ПУЩАЕВ

31 октября 1517 скромный 34-летний профессор богословия Мартин Лютер прибил к дверям замковой церкви в провинциальном Германском городе Виттенберге "95 тезисов против индульгенций". Тезисы были написаны на латыни и предназначались для богословского диспута (о чем и говорит их преамбула). Тем не менее, они буквально взорвали сначала Германию, а потом и всю Европу. Произошедшая в результате Реформация и создала тот мир, в котором мы сейчас (точнее, пока еще) живем. А какую реакцию эти тезисы вызывают сейчас?

Тезисы Лютера

Во имя любви к истине и стремления разъяснить её, нижеследующее будет предложено на обсуждение в Виттенберге под председательством достопочтенного отца Мартина Лютера, магистра свободных искусств и святого богословия, а также ординарного профессора в этом городе. Посему он просит, дабы те, которые не могут присутствовать и лично вступить с нами в дискуссию, сделали это ввиду отсутствия, письменно. Во имя Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

1. Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: "Покайтесь...", заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием.

2. Это слово ["покайтесь"] не может быть понято как относящееся к таинству покаяния (то есть к исповеди и отпущению грехов, что совершается служением священника).

3. Однако относится оно не только к внутреннему покаянию; напротив, внутреннее покаяние — ничто, если во внешней жизни не влечёт всецелого умерщвления плоти.

4. Поэтому наказание остаётся до тех пор, пока остаётся ненависть человека к нему (это и есть истинное внутреннее покаяние), иными словами — вплоть до вхождения в Царствие Небесное.

5. Папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церковному праву.

6. Папа не имеет власти отпустить ни одного греха, не объявляя и не подтверждая отпущение именем Господа; кроме того, он даёт отпущение только в определённых ему случаях. Если он пренебрегает этим, то грех пребывает и далее.

7. Никому Бог не прощает греха, не заставив в то же время покориться во всём священнику, Своему наместнику.

8. Церковные правила покаяния налагались только на живых и, в соответствии с ними, не должны налагаться на умерших.

9. Посему во благо нам Святой Дух, действующий в папе, в декретах коего всегда исключён пункт о смерти и крайних обстоятельствах.

10. Невежественно и нечестиво поступают те священники, которые и в Чистилище оставляют на умерших церковные наказания.

11. Плевелы этого учения — об изменении наказания церковного в наказание Чистилищем — определённо посеяны тогда, когда спали епископы.

12. Прежде церковные наказания налагались не после, но перед отпущением грехов, как испытания истинного покаяния.

13. Умершие все искупают смертью, и они, будучи уже мертвы согласно церковным канонам, по закону имеют от них освобождение.

14. Несовершенное сознание, или благодать умершего, неизбежно несёт с собой большой страх; и он тем больше, чем меньше сама благодать.

15. Этот страх и ужас уже сами по себе достаточны (ибо о других вещах я умолчу), чтобы приуготовить к страданию в Чистилище, ведь они — ближайшие к ужасу отчаяния.

16. Представляется что Ад, Чистилище и Небеса — различны меж собой, как различны отчаяние, близость отчаяния и безмятежность.

17. Представляется, что как неизбежно в душах умаляется страх в Чистилище, так прирастает благодать.

18. Представляется, что не доказано ни разумными основаниями, ни Священным Писанием, что они пребывают вне состояния [приобретения] заслуг или причащения благодати.

19. Представляется также недоказанным и то, что все они уверены и спокойны о своём блаженстве, хотя мы в этом совершенно убеждены.

20. Итак, папа, давая «полное прощение всех наказаний», не подразумевает исключительно все, но единственно им самим наложенные.

21. Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.

22. И даже души, пребывающие в Чистилище, он не освобождает от того наказания, которое им надлежало, согласно церковному праву, искупить в земной жизни.

23. Если кому-либо может быть дано полное прощение всех наказаний, несомненно, что оно даётся наиправеднейшим, то есть немногим.

24. Следовательно большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания.

25. Какую власть папа имеет над Чистилищем вообще, такую всякий епископ или священник имеет в своём диоцезе или приходе в частности.

26. Папа очень хорошо поступает, что не властью ключей (каковой он вовсе не имеет), но заступничеством даёт душам [в Чистилище] прощение.

27. Человеческие мысли проповедуют те, которые учат, что тотчас, как только монета зазвенит в ящике, душа вылетает из Чистилища.

28. Воистину, звон золота в ящике способен увеличить лишь прибыль и корыстолюбие, церковное же заступничество — единственно в Божьем произволении.

29. Кто знает, все ли души, пребывающие в Чистилище желают быть выкупленными, как случилось, рассказывают, со св. Северином и Пасхалием.

30. Никто не может быть уверен в истинности своего раскаяния и — много меньше — в получении полного прощения.

31. Сколь редок истинно раскаявшийся, столь же редок по правилам покупающий индульгенции, иными словами — в высшей степени редок.

32. Навеки будут осуждены со своими учителями те, которые уверовали, что посредством отпустительных грамот они обрели спасение.

33. Особенно следует остерегаться тех, которые учат, что папские индульгенции — это бесценное Божие сокровище, посредством которого человек примиряется с Богом.

34. Ибо их простительная благодать обращена только на наказания церковного покаяния, установленные по-человечески.

35. Не по-христиански проповедуют те, которые учат, что для выкупа душ из Чистилища или для получения исповедальной грамоты не требуется раскаяния.

36. Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций.

37. Всякий истинный христианин, и живой, и мёртвый, принимает участие во всех благах Христа и Церкви, дарованное ему Богом, даже без отпустительных грамот.

38. Папским прощением и участием не следует ни в коем случае пренебрегать, ибо оно (как я уже сказал) есть объявление Божьего прощения.

39. Непосильным трудом стало даже для наиболее учёных богословов одновременно восхвалять перед народом и щедрость индульгенций, и истинность раскаяния.

40. Истинное раскаяние ищет и любит наказания, щедрость же индульгенций ослабляет это стремление и внушает ненависть к ним или, по крайней мере, даёт повод к этому.

41. Осмотрительно надлежит проповедовать папские отпущения, чтобы народ не понял ложно, будто они предпочтительнее всех прочих дел благодеяния.

42. Должно учить христиан: папа не считает покупку индульгенций даже в малой степени сопоставимой с делами милосердия.

43. Должно учить христиан: подающий нищему или одалживающий нуждающемуся поступает лучше, нежели покупающий индульгенции.

44. Ибо благодеяниями приумножается благодать и человек становится лучше; посредством же индульгенций он не становится лучше, но лишь свободнее от наказания.

45. Должно учить христиан: тот, кто видя нищего и пренебрегая им покупает индульгенции, не папское получит прощение, но гнев Божий навлечёт на себя.

46. Должно учить христиан: если они не обладают достатком, им вменяется в обязанность оставлять необходимое в своём доме и ни в коем случае не тратить достояние на индульгенции.

47. Должно учить христиан: покупка индульгенций — дело добровольное, а не принудительное.

48. Должно учить христиан: папе как более нужна, так и более желанна, — при продаже отпущений — благочестивая за него молитва, нежели вырученные деньги.

49. Должно учить христиан: папские отпущения полезны, если они не возлагают на них упования, но весьма вредоносны, если через них они теряют страх перед Богом.

50. Должно учить христиан: если бы папа узнал о злоупотреблениях проповедников отпущений, он счел бы за лучшее сжечь дотла храм св. Петра, чем возводить его из кожи, мяса и костей своих овец.

51. Должно учить христиан: папа, как к тому обязывает его долг, так и на самом деле хочет, — даже если необходимо продать храм св. Петра — отдать из своих денег многим из тех, у кого деньги выманили некоторые проповедники отпущений.

52. Тщетно упование спасения посредством отпустительных грамот, даже если комиссар, мало того, сам папа отдаст за них в заклад собственную душу.

53. Враги Христа и папы суть те, кто ради проповедования отпущений приказывают, чтобы слово Божие совершенно умолкло в других церквах.

54. Вред наносится слову Божию, если в одной проповеди одинаково или долее времени тратится на отпущение, нежели на него.

55. Мнение папы, безусловно состоит в том, что если индульгенции — ничтожнейшее благо — славят с одним колоколом, одной процессией и молебствием, то Евангелие — высшее благо — надлежит проповедовать с сотней колоколов, сотней процессий и сотней молебствий.

56. Сокровища Церкви, откуда папа раздаёт индульгенции — и не названы достаточно, и неизвестны христианам.

57. Несомненно, что ценность их — и это очевидно — непреходяща, ибо многие проповедники не так щедро их раздают, сколь охотно собирают.

58. Также не являются они заслугами Христа и святых, ибо они постоянно — без содействия папы — даруют благодать внутреннему человеку, и крест, смерть и Ад внешнему человеку.

59. «Сокровища Церкви, — сказал св. Лаврентий — это бедняки Церкви», но он употребил это слово по обыкновению своего времени.

60. Мы по опрометчивости заявляем, что ключи Церкви, дарованные служением Христа — вот то сокровище.

61. Ибо явствует, что для освобождения от наказаний и для прощения, в определённых ему случаях достаточно власти папы.

62. Истинное сокровище Церкви — это пресвятое Евангелие (Благовестие) о славе и благодати Бога.

63. Но оно заслуженно очень ненавистно, ибо первых делает последними.

64. Сокровище же индульгенций заслуженно очень любимо, ибо последних делает первыми.

65. Итак, сокровища Евангелия — это сети, коими прежде улавливались люди от богатств.

66. Сокровища же индульгенций — это сети, коими ныне улавливаются богатства людей.

67. Индульгенции, которые, как возглашают проповедники, имеют «высшую благодать» истинно таковы, поскольку приносят прибыль.

68. В действительности же они в наименьшей степени могут быть сравнимы с Божией благодатью и милосердием Креста.

69. Епископам и священникам вменяется в обязанность принимать комиссаров папских отпущений со всяческим благоговением.

70. Но ещё более им вменяется в обязанность смотреть во все глаза, слушать во все уши, дабы вместо папского поручения они не проповедовали собственные выдумки.

71. Кто говорит против истины папских отпущений — да будет тот предан анафеме и проклят.

72. Но кто стоит на страже против разнузданной и наглой речи проповедника — да будет тот благословен.

73. Как по справедливости папа поражает отлучением тех, кто во вред торговле отпущениями замышляет всяческие уловки.

74. Так гораздо страшнее он намерен поразить отлучением тех, кто под предлогом отпущений замышляет нанести урон святой благодати и истине.

75. Надеяться, что папские отпущения таковы, что могут простить грех человеку, даже если он, — предполагая невозможное — обесчестит Матерь Божию — значит лишиться разума.

76. Мы говорим против этого, что папские отпущения не могут устранить ни малейшего простительного греха, что касается вины.

77. Утверждать, что св. Пётр, если бы был папой, не мог бы даровать больше благодеяний — есть хула на св. Петра и папу.

78. Мы говорим против этого, что этот и вообще всякий папа дарует больше благодеяний, а именно: Евангелие, силы чудодейственные, дары исцелений и прочее — как сказано в Первом послании к Коринфянам, 12 глава.

79. Утверждать, что пышно водруженный крест с папским гербом равномочен кресту Христову, значит богохульствовать.

80. Епископы, священники и богословы, дозволяющие вести такие речи перед народом, ответят за это.

81. Это дерзкое проповедование отпущений приводит к тому, что почтение к папе даже учёным людям нелегко защищать от клевет и, более того, коварных вопросов мирян.

82. Например: Почему папа не освободит Чистилище ради пресвятой любви к ближнему и крайне бедственного положения душ, — то есть по причине наиглавнейшей, — если он в то же время неисчислимое количество душ спасает ради презренных денег на постройку храма — то есть по причине наиничтожнейшей?

83. Или: Почему панихиды и ежегодные поминовения умерших продолжают совершаться и почему папа не возвращает или не позволяет изъять пожертвованные на них средства, в то время как грешно молиться за уже искупленных из Чистилища?

84. Или: В чём состоит эта новая благодать Бога и папы, что за деньги безбожнику и врагу Божию они позволяют приобрести душу благочестивую и Богу любезную, однако за страдание такую же благочестивую и любимую душу они не спасают бескорыстно, из милосердия?

85. Или: Почему церковные правила покаяния, на самом деле уже давно от неупотребления себя отменившие и мёртвые, до сих пор ещё оплачиваются деньгами за предоставленные индульгенции, словно они ещё в силе и живы?

86. Или: Почему папа, который ныне богаче, чем богатейший Крез, возводит этот единственный храм св. Петра охотнее не на свои деньги, но на деньги нищих верующих?

87. Или: Что папа прощает или отпускает тем, кто посредством истинного покаяния имеет право на полное прощение и отпущение?

88. Или: Что могло добавить Церкви больше блага, если папа то, что он делает теперь единожды, совершал сто раз в день, наделяя всякого верующего этим прощением и отпущением?

89. Если папа стремится спасти души скорее отпущениями, нежели деньгами, почему он отменяет дарованные прежде буллы и отпущения, меж тем как они одинаково действенны?

90. Подавлять только силой эти весьма лукавые доводы мирян, а не разрешать на разумном основании — значит выставлять Церковь и папу на осмеяние врагам и делать несчастными христиан.

91. Итак, если индульгенции проповедуются в духе и по мысли папы, все эти доводы легко уничтожаются, более того — просто не существуют.

92. Посему да рассеются все пророки, проповедующие народу Христову: «Мир, мир!», — а мира нет.

93. Благо несут все пророки, проповедующие народу Христову: «Крест, крест!», — а креста нет.

94. Надлежит призывать христиан, чтобы они с радостью стремились следовать за своим главой Христом через наказания, смерть и ад.

95. И более уповали многими скорбями войти на небо, нежели безмятежным спокойствием.

Знаменитые 95 тезисов Мартина Лютера, которые всколыхнули весь мир и их отголоски мы чувствуем по сегодняшний день! Опубликовано на веб-портале

Из любви к истине и из стремления вывести ее на свет в Виттенбурге будут обсуждаться нижеследующие положения под руководством досточтимого отца Мартина Лютера, магистра свободных искусств и святой теологии, а также ординарного профессора теологии. Он просит, чтобы те, кто не сможет присутствовать и непосредственно участвовать в обсуждении вопросов, сделали это в письменной форме.

1. Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: «Покайтесь...», заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием.

2. Это слово [«покайтесь»] не может быть понято как относящееся к таинству покаяния (то есть к исповеди и отпущению грехов, что совершается служением священника).

3. Однако относится оно не только к внутреннему покаянию; напротив, внутреннее покаяние - ничто, если во внешней жизни не влечет всецелого умерщвления плоти.

4. Поэтому покаяние остается до тех пор, пока остается ненависть человека к греху (это и есть истинное внутреннее покаяние), иными словами - вплоть до вхождения в Царствие Небесное.

5. Папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церковному праву.

6. Папа не имеет власти отпускать грехи, не объявляя и не подтверждая отпущение именем Господа; кроме того, он дает отпущение только в определенных ему случаях. Если он пренебрегает этим, то грех пребывает и далее.

7. Никому Бог не прощает греха, не заставив в то же время покориться во всем священнику, Своему наместнику.

8. Церковные правила покаяния налагались только на живых и в соответствии с ними не должны налагаться на умерших.

9. Посему во благо нам Святой Дух, действующий в Папе, в декретах коего всегда исключен пункт о смерти и крайних обстоятельствах.

10. Невежественно и нечестиво поступают те священники, которые и в чистилище оставляют на умерших церковные наказания.

11. Плевелы этого учения - об изменении наказания церковного в наказание чистилищем - определенно посеяны тогда, когда спали епископы.

12. Прежде церковные наказания налагались не после, но перед отпущением грехов, как испытания истинного покаяния.

13. Умершие все искупают смертью, и они, будучи уже мертвы согласно церковным канонам, по закону имеют от них освобождение.

14. Несовершенное сознание или благодать умершего неизбежно несут с собой большой страх; и он тем больше, чем меньше сама благодать.

15. Этот страх и ужас уже сами по себе достаточны (ибо о других вещах я умолчу), чтобы приуготовить к страданию в чистилище, ведь они - ближайшие к ужасу отчаяния.

16. Представляется, что ад, чистилище и Небеса - различны меж собой, как различны отчаяние, близость отчаяния и безмятежность.

17. Представляется, что как неизбежно в душах умаляется страх в чистилище, так прирастает благодать.

18. Представляется, что не доказано ни разумными основаниями, ни Священным Писанием, что они пребывают вне состояния [приобретения] заслуг или приращения благодати.

19. Представляется также недоказанным и то, что все они уверенны и спокойны о своем блаженстве, хотя мы в этом совершенно убеждены.

20. Итак, Папа, давая «полное прощение всех наказаний», не подразумевает исключительно все, но единственно им самим наложенное.

21. Поэтому ошибаются те проповедники, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.

22. И даже души, пребывающие в чистилище, он не освобождает от того наказания, которое им надлежало согласно церковному праву искупить в земной жизни.

23. Если кому-либо может быть дано полное прощение всех наказаний, несомненно, что оно дается наиправеднейшим, то есть немногим.

24. Следовательно, большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания.

25. Какую власть Папа имеет над чистилищем вообще, такую всякий епископ или священник имеет в своем диоцезе или приходе в частности.

26. Папа очень хорошо поступает, что не властью ключей (каковой он вовсе не имеет), но заступничеством дает душам [в чистилище] прощение.

27. Человеческие мысли проповедуют те, которые учат, что тотчас, как только монета зазвенит в ящике, душа вылетает из чистилища.

28. Воистину, звон золота в ящике способен увеличить лишь прибыль и корыстолюбие, церковное же заступничество - единственно в Божьем произволении.

29. Кто знает, все ли души, пребывающие в чистилище, желают быть выкупленными, как случилось, рассказывают, со святыми Северином и Пасхалием?

30. Никто не может быть уверен в истинности своего раскаяния и - много меньше - в получении полного прощения.

31. Сколь редок истинно раскаявшийся, столь же редок по правилам покупающий индульгенции, иными словами - в высшей степени редок.

32. Навеки будут осуждены со своими учителями те, которые уверовали, что посредством отпустительных грамот они обрели спасение.

33. Особенно следует остерегаться тех, которые учат, что папские индульгенции - это бесценное Божие сокровище, посредством которого человек примиряется с Богом.

34. Ибо их простительная благодать обращена только на наказания церковного покаяния, установленные по-человечески.

35. Не по-христиански проповедуют те, которые учат, что для выкупа душ из чистилища или для получения исповедальной грамоты не требуется раскаяния.

36. Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций.

37. Всякий истинный христианин, и живой и мертвый, принимает участие во всех благах Христа и церкви, дарованных ему Богом, даже без отпустительных грамот.

38. Папским прощением и участием не следует ни в коем случае пренебрегать, ибо оно (как я уже сказал) есть объявление Божьего прощения.

39. Непосильным трудом стало даже для наиболее ученых богословов одновременно восхвалять перед народом и щедрость индульгенций, и истинность раскаяния.

40. Истинное раскаяние ищет и любит наказания, щедрость же индульгенций ослабляет это стремление и внушает ненависть к ним или, по крайней мере, дает повод к этому.

41. Осмотрительно надлежит проповедовать папские отпущения, чтобы народ не понял ложно, будто они предпочтительнее всех прочих дел благодеяния.

42. Должно учить христиан: Папа не считает покупку индульгенций даже в малой степени сопоставимой с делами милосердия.

43. Должно учить христиан: подающий нищему или одалживающий нуждающемуся поступает лучше, нежели покупающий индульгенции.

44. Ибо благодеяниями преумножается благодать и человек становится лучше; посредством же индульгенций он не становится лучше, но лишь свободнее от наказания.

45. Должно учить христиан: тот, кто, видя нищего и пренебрегая им, покупает индульгенции, не папское получит прощение, но гнев Божий навлечет на себя.

46. Должно учить христиан: если они не обладают достатком, им вменяется в обязанность оставлять необходимое в своем доме и ни в коем случае не тратить достояние на индульгенции.

47. Должно учить христиан: покупка индульгенций - дело добровольное, а не принудительное.

48. Должно учить христиан: Папе как более нужна, так и более желанна - при продаже отпущений - благочестивая за него молитва, нежели вырученные деньги.

49. Должно учить христиан: папские отпущения полезны, если они не возлагают на них упования, но весьма вредоносны, если через них они теряют страх перед Богом.

50. Должно учить христиан: если бы Папа узнал о злоупотреблениях проповедников отпущений, он счел бы за лучшее сжечь до тла собор Святого Петра, чем возводить его из кожи, мяса и костей своих овец.

51. Должно учить христиан: Папа, как к тому обязывает его долг, так и на самом деле, хочет - даже если необходимо продать собор Святого Петра - отдать из своих денег многим из тех, у кого деньги выманили некоторые проповедники отпущений.

52. Тщетно упование спасения посредством отпустительных грамот, даже если комиссар, мало того, сам Папа отдаст за них в заклад собственную душу.

53. Враги Христа и Папы суть те, кто ради проповедования отпущений приказывают, чтобы Слово Божие совершенно умолкло в других церквах.

54. Вред наносится Слову Божию, если в одной проповеди одинаково или долее времени тратится на отпущение, нежели на него.

55. Мнение Папы, безусловно, состоит в том, что если индульгенции - ничтожнейшее благо - славят с одним колоколом, одной процессией и молебствованием, то Евангелие - высшее благо - надлежит проповедовать с сотней колоколов, сотней процессий и сотней молитв.

56. Сокровищницы церкви, откуда Папа раздает индульгенции, - и не названы достаточно, и неизвестны христианам.

57. Несомненно, что ценность их - и это очевидно - непреходяща, ибо многие проповедники не так щедро их раздают, сколь охотно собирают.

58. Также не являются они заслугами Христа и святых, ибо они постоянно - без содействия Папы - даруют благодать внутреннему человеку, и крест, смерть и ад внешнему человеку.

59. «Сокровища церкви, - сказал святой Лаврентий, - это бедняки церкви», но он употребил это слово по обыкновению своего времени.

60. Мы по опрометчивости заявляем, что ключи церкви, дарованные служением Христа, - вот то сокровище.

61. Ибо явствует, что для освобождения от наказаний и для прощения в определенных ему случаях достаточно власти Папы.

62. Истинное сокровище церкви - это пресвятое Евангелие (Благовестие) о славе и благодати Бога.

63. Но оно заслуженно очень ненавистно, ибо первых делает последними.

64. Сокровище же индульгенций заслуженно очень любимо, ибо последних делает первыми.

65. Итак, сокровища Евангелия - это сети, коими прежде улавливались люди от богатств.

66. Сокровища же индульгенций - это сети, коими ныне улавливаются богатства людей.

67. Индульгенции, которые, как возглашают проповедники, имеют «высшую благодать», истинно таковы, поскольку приносят прибыль.

68. В действительности же они в наименьшей степени могут бьггь сравнимы с Божьей благодатью и милосердием Христа.

69. Епископам и священникам вменяется в обязанность принимать комиссаров папских отпущений со всяческим благоговением.

70. Но еще более им вменяется в обязанность смотреть во все глаза, слушать во все уши, дабы вместо папского поручения они не проповедовали собственные выдумки.

71. Кто говорит против истины папских отпущений - да будет тот предан анафеме и проклят.

72. Но кто стоит на страже против разнузданной и наглой речи проповедника - да будет тот благословен.

73. Как по справедливости Папа поражает отлучением тех, кто во вред торговле отпущениями замышляет всяческие уловки.

74. Так гораздо страшнее он намерен поразить отлучением тех, кто под предлогом отпущений замышляет нанести урон святой благодати и истине.

75. Надеяться, что папские отпущения таковы, что могут простить грех человеку, даже если он - предполагая невозможное - обесчестит Матерь Божию, - значит лишиться разума.

76. Мы говорим против того, что папские отпущения не могут устранить ни малейшего простительного греха, что касается вины.

77. Утверждать, что святой Петр, если бы был Папой, не мог бы даровать больше благодеяний - есть хула на святого Петра и Папу.

78. Мы говорим против этого, что тот и вообще всякий Папа дарует больше благодеяний, а именно: Евангелие, силы чудодейственные, дары исцелений и прочее - как сказано в Первом послании к коринфянам, 12-я глава.

79. Утверждать, что пышно водруженный крест с папским гербом равносилен кресту Христову, - значит богохульствовать.

80. Епископы, священники и богословы, дозволяющие вести такие речи перед народом, ответят за это.

81. Это дерзкое проповедование отпущений приводит к тому, что почтение к Папе даже ученым людям нелегко защищать от клевет и, более того, коварных вопросов мирян.

82. Например, почему Папа не освободит чистилище ради пресвятой любви к ближнему и крайне бедственного положения душ - то есть по причине наиглавнейшей, - если он в то же время неисчислимое количество душ спасает ради презренных денег на постройку храма - то есть по причине наиничтожнейшей?

83. Или: почему панихиды и ежегодные поминовения умерших продолжают совершаться, и почему Папа не возвращает или не позволяет изъять пожертвованные на них средства, в то время как грешно молиться за уже искупленных из чистилища?

84. Или: в чем состоит эта новая благодать Бога и Папы, что за деньги безбожнику и врагу Божию они позволяют приобрести душу благочестивую и Богу любезную, однако за страдание такую же благочестивую и любимую душу они не спасают бескорыстно, из милосердия?

85. Или: почему церковные правила покаяния, на самом деле уже давно от неупотребления себя отменившие и мертвые, до сих пор еще оплачиваются деньгами за предоставленные индульгенции, словно они еще в силе и живы?

86. Или: почему Папа, который ныне богаче, чем богатейший Крез, возводит этот единственный собор Святого Петра охотнее не на свои деньги, но на деньги нищих верующих?

87. Или: что Папа прощает или отпускает тем, кто посредством истинного покаяния имеет право на полное прощение и отпущение?

88. Или: что могло добавить церкви больше блага, если бы Папа то, что делает теперь единожды, совершал сто раз в день, наделяя всякого верующего этим прощением и отпущением?

89. Если Папа стремится спасти души скорее отпущениями, нежели деньгами, почему он отменяет дарованные прежде буллы и отпущения, меж тем как они одинаково действенны?

90. Подавлять только силой эти весьма лукавые доводы мирян, а не разрешать на разумном основании - значит выставлять церковь и Папу на осмеяние врагам и делать несчастными христиан.

91. Итак, если индульгенции проповедуются в духе и по мысли Папы, все эти доводы легко уничтожаются, более того - просто не существуют.

92. Посему да рассеются все пророки, проповедующие народу Христову: «Мир, мир!» - а мира нет.

93. Благо несут все пророки, проповедующие народу Христову: «Крест, крест!» - а креста нет.

94. Надлежит призывать христиан, чтобы они с радостью стремились следовать за своим Главой Христом через на¬казания, смерть и ад.

95. И более уповали многими скорбями войти на Небо, нежели безмятежным спокойствием.

Как 95 тезисов Мартина Лютера превратились в 500 лет существования протестантизма в мире и в России

31 октября 1517 года считается днем начала Реформации. В этот день Мартин Лютер (1483–1546) прибил свои 95 тезисов к дверям замковой церкви в городе Виттенберге. Сейчас этот факт оспаривается: возможно, Лютер просто отправил текст своих тезисов различным церковным деятелям, они получили распространение и послужили толчком к движению за обновление церкви.

Пожалуй, Реформацию можно назвать революцией в христианстве, однако сам Лютер, так же как Ульрих Цвингли (1484–1531) или Жан Кальвин (1509–1564) и другие реформаторы XVI века, не собирался вводить какие-либо новшества. Они полагали, что возвращаются к подлинному учению Иисуса Христа и апостольскому церковному строю, искаженным папством.

Из этих пяти основных принципов можно вывести многие черты протестантских вероучений и практик: отрицание иконопочитания, сокращение числа таинств (а в некоторых течениях даже полный отказ от них), отсутствие четких границ между священниками и мирянами (пасторы не посредники между Богом и людьми, а всего лишь проповедники и наставники, миряне же обязаны изучать Библию и быть активнейшими членами церкви). Последнее удачно выражено афоризмом Карла Маркса: "Лютер превратил попов в мирян, превратив мирян в попов".

Особенно серьезные последствия имел тезис Sola scriptura: свободная, не связанная никакими авторитетами интерпретация Библии стала одной из причин дробления протестантизма и возникновения множества деноминаций, ведь даже вожди Реформации - Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Томас Мюнцер (1489–1525) и Жан Кальвин - не одинаково понимали Библию.

Многие из протестантских деноминаций, возникших в результате этих разночтений, представлены сегодня и в России.

Точное число протестантов в современной России неизвестно. Считается, что их около трех миллионов. Самая многочисленная протестантская конфессия в России - пятидесятники. Далее идут баптисты, лютеране, адвентисты седьмого дня, различные группы евангельских христиан, методисты. Присутствуют - в небольшом количестве - и другие деноминации.

Лютеране

Исторически первыми протестантами, появившимися в России, были лютеране - представители самой древней протестантской конфессии. Лютеране придерживаются пяти принципов Реформации, но сохраняют и ряд традиционных черт: они верят в реальность присутствия плоти и крови Христа в хлебе и вине во время причастия, крестят в младенчестве, у них богатые литургические традиции, сохраняются облачения пасторов и даже изображения в церквях (правда, они не являются объектом почитания, и перед ними не молятся).

Главным образом лютеранство распространено в Германии, Скандинавии и США, но и в других странах лютеран тоже много. Еще в XVI веке, при Иване Грозном, пленные немцы-лютеране оказались и в России.

На протяжении XVII века численность проживавших в России немцев, а также голландцев, гугенотов (то есть французских последователей Жана Кальвина) и выходцев из скандинавских стран увеличивалась. Они образовывали особые районы в русских городах - иностранные или немецкие слободы. В этих районах строили протестантские церкви, и протестанты - главным образом лютеране - пользовались религиозной свободой на том условии, что отказывались от обращения в протестантизм православных.

Лютеран в России стало намного больше в XVIII веке: сначала при Петре I, когда к России были присоединены Лифляндия, Курляндия, Эстляндия и Ингерманландия (территории современных Латвии, Эстонии и Ленинградской области) с их немецким, латышским, эстонским и финским населением, а затем при Екатерине II, приглашавшей немецких земледельцев и ремесленников и предоставлявшей им земли в Поволжье.

В настоящее время в России действуют несколько лютеранских церквей, из которых самые крупные - это Евангелическо-лютеранская церковь России и Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (другое название Ингерманландии, то есть территории Ленинградской области). Первая, наиболее многочисленная и распространенная на всей территории России, - немецкого происхождения, вторая, распространенная в основном на Северо-Западе страны, - финского. Между этими церквями много общего, в частности в обеих идет постепенный процесс русификации: службы проходят в основном на русском языке, хотя немецкие и финские богослужения сохраняются. Однако Церковь Ингрии более консервативна: в отличие от Евангелическо-лютеранской церкви России в ней, например, не допускается женское священство.

В России представлены также реформатство и пресвитерианство - два основных направления другой старейшей протестантской конфессии - кальвинизма. Для кальвинизма характерен более решительный по сравнению с лютеранством разрыв с католическими традициями. Реформатскими принято называть придерживающиеся кальвинистских доктрин церкви, возникшие в континентальной Европе, а пресвитерианскими - происходящие с Британских островов. Реформаты в России появились в XVII веке, главным образом это были голландцы и французы. Сейчас в России есть несколько реформатских и пресвитерианских общин (кстати, среди их членов немалую долю составляют этнические корейцы), однако в целом последователей кальвинизма в России немного.

Служба в евангелическо-лютеранской церкви в Пушкине, Ленинградская область, 1989 год

Гораздо более многочисленны сегодня в нашей стране протестантские конфессии, возникшие в мире начиная с XVII столетия, а в России рапространявшиеся с середины XIX века: баптисты, евангельские христиане, пятидесятники и адвентисты седьмого дня.

Баптисты

Первую баптистскую общину основали в 1609 году в Амстердаме преследуемые на родине английские эмигранты-пуритане. Это были радикальные протестанты, не признававшие официальную церковь и требовавшие устранения всех католических элементов в вероучении, церковном устройстве и богослужении.

Слово "баптист" происходит от греческого "баптидзо" - "окунаю в воду", "крещу". Особенностью баптизма является крещение по вере, т.е. крещение только сознательно верующих, из чего проистекает отказ от крещения младенцев, которые не могут исповедовать христианскую веру сознательно.

В настоящее время баптистов больше всего в Северной Америке (прежде всего в США), а также в Африке, Азии и Океании - всего в мире их около 60 млн человек. Два основных течения баптизма - это общие и частные баптисты.

Общие баптисты считают, что Христос совершил общее искупление, т.е. искупил всех людей без исключения, а для спасения необходимо соучастие Божьей и человеческой воли. А вот частные баптисты придерживаются доктрины Жана Кальвина, согласно которой Христос искупил грехи только избранных. И если в США, где проживает наибольшее в мире число баптистов, преобладают частные баптисты, то в России, как и в других странах бывшего Советского Союза, распространился общий баптизм.

Баптизм, как и родственное ему евангельское христианство, начал распространяться в России во второй половине XIX века.

На первых порах баптисты и евангельские христиане подвергались гонениям, которые были ослаблены после манифеста о веротерпимости 1905 года и Первой русской революции. В первые же годы после Октябрьской революции баптисты и евангельские христиане пытались вписаться в новую действительность и до конца 1920-х годов пользовались терпимым отношением со стороны властей. Однако в 1930-е годы начались гонения на них, продолжавшиеся до начала Великой Отечественной войны. Многие активные баптисты и евангельские христиане были подвергнуты репрессиям.

С 1943 года советская религиозная политика смягчилась, и многие общины получили легальный статус. В 1944 году во многом по инициативе властей был создан Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) - организация, объединившая баптистов, евангельских христиан, а также часть пятидесятников и некоторые другие протестантские группы. И хотя объединение баптистов и евангельских христиан было инициировано сверху (рядовых верующих никто не спрашивал), тем не менее оно выдержало испытание временем, а вот большинство пятидесятнических общин новый союз вскоре покинуло.

Служба в молитвенном доме общины евангельских христиан-баптистов, Брянская область, 1992 год

В 1963 году среди евангельских христиан-баптистов СССР произошел раскол. Он был вызван тем, что руководство Всесоюзного совета ЕХБ в условиях хрущевской антирелигиозной кампании выпустило под давлением властей секретную инструкцию, в которой предлагалось не водить детей на богослужения, прекратить миссионерскую деятельность и т.п.

Эта инструкция вызвала возмущение части верующих, которые расценили ее как вероотступничество руководства совета. Они создали инициативную группу по созыву Всесоюзного съезда евангельских христиан-баптистов с целью отменить инструкцию (отсюда и распространенное наименование этих протестующих - баптисты-инициативники). Однако съезд не был созван, оппозиционеры порвали с Всесоюзным советом и создали свою организацию - Совет церквей евангельских христиан-баптистов, которому власти отказали в регистрации и лидеры которого, так же как и активные участники движения, подверглись преследованиям.

Служба, посвященная преломлению хлеба, в молитвенном доме евангельских христиан-баптистов, Брянск, 1992 год

В 1992 году Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов прекратил свое существование, и на его основе был создан Российский союз евангельских христиан-баптистов, объединивший большую часть общин и существующий по сей день.

Однако он является не единственным баптистским объединением в России. Преемником отколовшегося в начале 1960-х годов Совета церквей евангельских христиан-баптистов стал Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов. Между вероучениями Российского и Международного союзов ЕХБ нет существенных различий, но если Российский союз и входящие в него общины официально зарегистрированы, то Международный союз до сих пор избегает официальной регистрации, так как не приемлет никаких взаимоотношений с государственной властью.

Есть и автономные общины евангельских христиан-баптистов, не входящие ни в какой союз. Кроме того, со временем выделилось или возникло вновь некоторое количество общин евангельских христиан, с которыми баптистов когда-то объединили "сверху", так что евангельское христианство тоже вновь существует как отдельное направление российского протестантизма, хотя общины евангельских христиан немногочисленны.

Богослужение в баптистском молитвенном доме, Новокузнецк, 1994 год

Пятидесятники

Наиболее многочисленная протестантская конфессия в современной России - пятидесятничество. Пятидесятники - это самая молодая протестантская конфессия, возникшая в начале ХХ века в США, и наиболее динамично развивающееся направление христианства.

Пятидесятничество возникло в рамках Движения святости, выросшего в свою очередь на основе так называемого ривайвелизма, то есть "пробуждения", - движения в американском протестантизме XVIII–XIX веков. Последователи Движения святости считали, что целью христианина является достижение святости, возможное благодаря получению даров Святого Духа.

Пятидесятники придают особое значение крещению Святым Духом, которое они считают подобным тому, что пережили апостолы на 50-й день по воскресении Христа (отсюда и название конфессии). Одним из важнейших признаков воздействия Святого Духа у пятидесятников считается дар говорения "на иных языках", поэтому многие их службы носят экстатический характер. Бывают и дар исцеления, и дар пророчества, и другие дары. Пятидесятники, как и баптисты, и евангельские христиане, крестят только сознательных верующих (не младенцев).

Великое методистское лагерное собрание последователей Второго Великого Пробуждения в штате Нью-Йорк, 1865 год

Началом собственно пятидесятнического движения многие считают 1 января 1901 года, когда в Канзасе и был зафиксирован первый акт говорения "на иных языках". В первой четверти ХХ века пятидесятничество уже сформировалось как отдельная конфессия, разделенная на множество течений.

В 1960-е годы возникло и затем получило широкое распространение харизматическое движение - говорение "на иных языках", как и пророчества, исцеления и другие дары, стало распространяться в различных протестантских конфессиях и даже некоторых католических общинах. Поэтому среди исследователей нет единого мнения, считать ли харизматов разновидностью пятидесятников или это разные направления христианства.

Харизматы пошли гораздо дальше традиционных пятидесятников в своих богослужебных экспериментах: рок-музыка, танцы и падения на пол стали распространенными явлениями на их службах. Иногда говорят даже о третьей волне, или о неопятидесятниках (неохаризматах), появившихся в 1970-х годах. В это время по всему миру возникло множество новых церквей, практикующих говорение "на иных языках" и другие формы экстатических богослужений. Как бы то ни было, в настоящее время пятидесятничество распространено по всему миру и является крупнейшей протестантской конфессией.

Пятидесятническое богослужение с говорением "на иных языках" в городе Джолоу, Западная Вирджиния, США

В Россию пятидесятничество проникло из Швеции и Норвегии и стало распространяться здесь с 1911 года. Чтобы отличить себя от близких к баптистам евангельских христиан, российские пятидесятники стали называть себя (и до сих пор называют) христианами евангельской веры или христианами веры евангельской. Примерно в это же время распространилось и учение пятидесятников, отвергающих учение о Троице и поэтому названных пятидесятниками-единственниками. Их "официальное" название - "евангельские христиане в духе Апостольском".

После 1917 года пятидесятническое движение продолжало развиваться, но в 1930-е годы и оно подверглось репрессиям. В 1944 году часть пятидесятнических общин вошла в упоминавшийся выше Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, но их вынудили отказаться от практики говорения "на иных языках".

Вскоре почти все эти общины вышли из Всесоюзного совета ЕХБ, и вплоть до конца 1980-х годов большинство пятидесятнических общин оставались незарегистрированными. Более того, пятидесятники подвергались преследованиям: их обвиняли в нарушении советского законодательства, в изуверстве и даже, что было абсолютно безосновательно, в человеческих жертвоприношениях. В частности, этой теме был посвящен вышедший в 1960 году художественный фильм "Тучи над Борском", где среди прочих сыграли юные Инна Чурикова и Никита Михалков. В 1970–1980-е годы среди пятидесятников стали распространяться настроения в пользу эмиграции в США, и немалая их часть покинула Россию.

Пятидесятническое богослужение с исцелениями в помещении цирка в Ярославле, 2002 год

В конце 1980-х годов ситуация стала меняться: пятидесятнические общины были зарегистрированы, возникли общероссийские объединения пятидесятников. Значительную роль среди быстро растущих общин стали играть харизматы.

Адвентисты

Еще одно многочисленное направление в рамках российского протестантизма - это адвентисты седьмого дня.

Адвентизм (от лат. adventus - пришествие; имеется в виду второе пришествие Христа) возник в США в 1840-х годах. Баптистский проповедник Уильям Миллер (1782–1849) на основе изучения Библии сделал вывод о том, что второе пришествие произойдет в октябре 1844 года. Его проповедь имела успех среди представителей различных протестантских конфессий, но так как второе пришествие не случилось, наступило "великое разочарование" (термин, употребляемый самими адвентистами).

Многие из поверивших Миллеру покинули его, но некоторые, решив, что точные сроки конца света вычислить невозможно, продолжали ожидать его. В этих кругах около 1860 года и появились адвентисты седьмого дня.

Седьмой день - это суббота, которую адвентисты в соответствии с библейскими заповедями чтут и соблюдают, считая воскресенье привнесенным католиками искажением божественной заповеди. В формировании вероучения адвентистов седьмого дня огромную роль сыграла американка Эллен (Елена) Уайт (1827–1915), которая у адвентистов имеет статус пророчицы и труды которой пользуются значительным авторитетом.

Основные моменты вероучения адвентистов седьмого дня наряду с общими для большинства христиан учением о Троице и признанием божественной природы Иисуса Христа, а также общими для многих протестантов принципами (всеобщее священство всех верующих, осознанное крещение и т.д.) - это почитание субботы и других ветхозаветных заповедей, отрицание бессмертия души (адвентисты считают, что при втором пришествии праведники будут воскрешены для вечной жизни, а грешники будут полностью уничтожены) и др.

Важную роль играет разработанная Эллен Уайт санитарная реформа: адвентисты не едят свинину и мясо других нечистых, согласно Библии, животных, не употребляют табак, алкоголь, другие дурманящие вещества и даже чай и кофе. Многие адвентисты придерживаются пацифистских взглядов. Когда во время Первой мировой войны руководители ряда адвентистских церквей США разрешили службу в армии, в адвентистском движении произошел раскол и появилась Церковь адвентистов седьмого дня реформационного движения, твердо стоящая на принципах пацифизма.

Адвентистское богослужение, Улан-Удэ, 1991 год

В России первые общины адвентистов седьмого дня появились в 1880-х годах. Вначале адвентисты также подвергались гонениям, которые позже были ослаблены. В 1920-е годы адвентисты пытались сотрудничать с советской властью, но в 1930-х годах начались репрессии, направленные в целом против адвентистов, но особенно - против адвентистов-реформистов, которых преследовали до конца 1980-х годов. Несмотря на это, после Великой Отечественной войны многие адвентистские общины были зарегистрированы, однако расцвет движения начался, конечно, в 1990-е годы. Сегодня адвентизм распространен по всей России. В Тульской области даже есть высшее учебное заведение деноминации - Заокский адвентистский университет.