Бурцево. Вознесенская церковь. Церковь вознесения господня в бурцево Хлебопекарня во время войны в селе бурцево

Бурцево. Вознесенская церковь. Церковь вознесения господня в бурцево Хлебопекарня во время войны в селе бурцево

2 декабря группа немецких танков с мотопехотой, двигаясь из района Наро-Фоминска, проникла далеко на восток, стремясь выйти к Голицино. К полудню 2 декабря немецкий 478-й пехотный полк при поддержке 15 танков занял Юшково и Бурцево. Одновременно севернее из района Звенигорода к Голицино, двигались немецкие пехотные части. Возникла опасность больших клещей значительно вклинившихся в глубину нашей обороны, но на севере немцы в сторону Голицино, продвинулись только на 4 километра.

25-километровый танковый прорыв на центральном участке Западного фронта был абсолютно неожиданным и наиболее опасным. Немцы подошли к штабу Западного фронта в Перхушково на расстояние чуть более 10 километров и имели реальную возможность прорваться на Киевское или Минское шоссе. При отступлении из Бурцево наши пытались поджечь село, но попытка не удалась и немцы получили возможность отогреться в домах. Предыдущую ночь они провели в старых бетонных дотах на учебном танковом полигоне к западу от села. Мороз был под тридцать и в караул выходили с кирпичом, нагретым на печке. Завернутые в тряпки кирпичи прикладывали к затворам, чтобы масло не замерзало и оружие не клинило. Но рай просуществовал всего шесть часов. 478 пехотному полку было приказано отойти к Юшково. Положение спасло наличие резерва фронта в этом районе. Командарм 33 армии Ефремов сформировал из переданных ему сил танковую группу под командованием полковника Сафира и она 3 декабря разгромила немцев.

По завершении операции генерал- лейтенант М. Г. Ефремов доложил: «Комфронта генералу армии Жукову, 478 ПП (258-я пехотная дивизия) противника, усиленный танковым батальоном в р-не Юшково, Бурцево и лес северо-западнее разгромлен, остатки отошли на запад…» . За этот бой Жуков по телеграфу наградил М.П. Сафира орденом Красного Знамени.

Бурцево, находящееся в одном километре от Юшково, оказалось самым ближним к Москве населенным пунктом, до которого дошли немцы на центральном участке западного фронта (45 километров от центра Москвы).
В дальнейшем информация о Наро-Фоминском прорыве и действиях 33 армии была крайне ограничена. Жуков в своих «Воспоминаниях…» сделал основной акцент на бой 5-й армии у деревни Акулово находящейся на 18 километров дальше от Москвы и во всех путеводителях, до сих пор, крайней точкой наступления немцев называется Акулово.

В Бурцево есть небольшой современный памятник и памятные доски с фамилиями погибших односельчан. Памятником нашему народу остановившему врага около самой Москвы, является выстоявшая, не
смотря на все невзгоды, церковь Вознесения Господня.

Двухэтажная церковь построена в 1733 году,пострадала во время Отечественной войны 1812 года. Закрыта в конце 30-х годов, осквернена и варварски ограблена, а вновь открыта только в 1999 году.

Церковь имеет высокие стены и мощное пятиглавие, венчающее почти на одном уровне ветви «лепесткового» креста. В России имеется всего один подобный храм, это соборная церковь Донского монастыря в Москве, которая и была использована как образец.
Иформация взята с сайта: Храм-памятник битве под Москвой .
А я как обыно выкладываю свои фотографии.


Фотографии в альбоме «18.10.12 » S ergey Vasilev на Яндекс.Фотках

POI: 55.541667, 36.998611

Церковь Вознесения Господня - православный храм Наро-Фоминского благочиния Московской епархии, расположенный в деревне Бурцево Наро-Фоминского района Московской области.

Первые сведения о деревянной Тихвинской церкви в Бурцево относятся к 1705 году, но, вполне очевидно, что она существовала и ранее. К 1730 году старый храм совсем обветшал и, на средства Михаила Степановича Аничкова, на его месте было начато строительство нового, Вознесенского. Храм возводился по образу и подобию Нового собора Донского монастыря под руководством крепостного мастера Никифора Алексеева из деревни Макеево Ярославского уезда. К 1733 году был закончен каменный двухэтажный храм оригинальной архитектуры по образцу соборной церкви в Донском монастыре, что в Москве. На верхнем этаже был устроен придел Вознесения Господня, в нижнем - Тихвинской иконы Божией Матери. В 1788 году был надстроен ещё один ярус колокольни, храм пострадал во время войны 1812 года. Имеется описание храма 1912 года Рядом с храмом стояли небольшая часовня и здание церковно-приходской школы. В 1938 году был арестован священник, Владимир Алексеевич Покровский (служивший с 1894 года), после его ареста храм закрыли, а настоятель, 26 февраля того же года был расстрелян на Бутовском полигоне (7 октября 2002 года, постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви, причислен к Собору новомучеников Российских). Разграбленное здание церкви использовалось под склад. Возвращён церкви осенью 1999 года, с тех пор действует и находится на реставрации, с 7 января 2000 года совершаются регулярные богослужения.

Дата публикации или обновления 04.11.2017

Храмы Московской области

Вознесенская церковь

Село Бурцево

История. Вознесенская церковь сооружена из кирпича в 1730-1733 гг. по инициативе владельца села М. С. Аничкова на месте ветхой деревянной Тихвинской церкви. Центрический, крестчатый в плане бесстолпный пятиглавый храм поставлен на подклет, в котором помещалась теплая Тихвинская церковь. Еще недавно храм окружали открытые галереи на аркадах, соединявшие его с отдельно стоящей колокольней. В 1788 г. церковь отремонтировали и надстроили третий ярус колокольни. Храм пострадал во время Отечественной войны 1812 г.

В 1930-е гг. его закрыли. Священника Владимира Покровского расстреляли на Бутовском полигоне в 1938 г. Ныне он причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских. В настоящее время храм действует, регулярно совершаются богослужения. Храм находится в стадии восстановления, работает воскресная школа и библиотека.


Адрес : 143300, Московская обл., Наро-Фоминский р-он, с. Бурцево.

Проезд : от Москвы с Киевского вокзала до ст. Дачная (43 км), пешком (1,5 км).

Вознесенская церковь в Бурцево (Россия, Московская область, Наро-Фоминский район, Бурцево)

В середине XVII столетия Бурцево – вотчина С.А. Аничкова, в пер. пол. XVIII в. – стольника М.С. Аничкова, затем его дочери С.М. Плохово. В середине в. имение перешло к полковнику П.Ф. Гурьеву, далее к кн. Вяземским и к дворянину В.С. Кохманскому. А.Б. Чижков на основании старых справочник отнес Бурцево к усадьбам, но нам пока не удалось обнаружить сведений о каких-либо жилых или хозяйственных постройках. Так же невозможно утверждать, что находящаяся здесь церковь Вознесения Господня 1731 г. являлась усадебной, а не приходской.
Вознесенский храм сооружен из кирпича по заказу М.С. Аничкова подрядчиком Никифором Алексеевым. Прототипом послужил Большой собор Донского монастыря в Москве (весьма своеобразная композиция здания, при которой рукава креста равны по высоте центральному объему, прием расстановки малых глав по сторонам света и предельный лаконизм декоративного убранства). В 1783 г. по инициативе С.М. Плохово был надстроен верхний ярус колокольни.

Центрический, крестчатый в плане бесстолпный пятиглавый храм поставлен на подклет, в котором помещалась теплая Тихвинская церковь. Храм окружали открытые галереи на аркадах, соединявшие его с отдельно стоящей колокольни. Во время последнего ремонта в 2010-х гг. галереи не были возобновлены, остается только сожалеть, что культовой постройке так и не вернули её первоначальный облик (это обстоятельство может быть вызвано недостаточным обследованием, отсутствием архивных материалов, и т.д.).

Из Холмогоровых: церковь Вознесения в Бурцево

Село Бурцево, в начале XVII в. «пустошь на речке Малой Пахре» Московскаго уезда, Гоголева стана, принадлежавшая некогда князю Василью Прозоровскому, в 1627 г. находилась «в порозжих землях». В 1628 г. «пустошь Бурцева-Мазнев починок тож», продана из Поместного Приказа в вотчину Федору Дмитриеву Шушерину, в 1634 г. «деревня Бурцева от вдовы Лукерьи Шушериной досталась племяннику ея Тимофею Дмитриеву сыну Шушерину, в 1648 г. — продана Силе Осипову Аничкову; при этом владелец дер. Бурцова, на речке Малой Пахре, называлась сельцом в котором были двор вотчинников, двор задворнаго человека, 8 дворов крестьянских, в них 36 человек, и 4 двора бобыльских, в них 8 человек»; в 1703 г. оно принадлежало Михаилу Степановичу Аничкову.



В Патриаршем Казенном Приказе производилось дело о построении в селе Бурцове новой деревянной церкви во имя Тихвинския иконы Пресвятыя Богородицы. Дело началось по прошении стольника Михайла Степанова Аничкова. В своем прошении, поданном в Казенный Приказ 1703 года, в августе месяце, он, Аничкове, писал: «Державнейший царь государь милостивейший, обещание у меня построить вновь святую церковь во имя Пресвятыя Богородицы Тихвинския в Московском уезде, в Гоголеве стану, в вотчине своей, в сельце Бурцове, а лес на строение той святой церкви не ронено и строить без твоего государева указу не смею; всемилостивейший государь, прошу Вашего Императорского Величества, вели государь, по обещанию моему, на ту святую церковь лес выронить и строить церковь Божию во имя Пресвятыя Богородицы Тихвинския и о том дать благословенную грамоту». На прошении написано: «Дать благословенная грамота церковь строить, 1703 году, августа 4 день». Поместный Приказ, вследствие челобитья стольника Михаила Степанова Аничкова, уведомил Патриарший Приказ 1703 г. августа 10 дня, что из его, Аничкова, вотчины в сельце Бурцеве, Мазнев починок тож, утверждено к новопостроенной церкви Пресв. Богородицы Тихвинския, пашни середние земли 10 четвертей в поле, а в дву потомуж, да сенных покосов на четверть по копне.



Того же года, августа 15 дня, в Казенном Приказе человек г. Аничкова, Федор Осипов сказал: «буде Великий Государь его пожалует, велит в вышеописанной его господина Аничкова в подмосковной вотчине церковь построить и у той де церкви будет двор попов, дьячков, просвирницын, да в приходе двор вотчинников, 13 дворов крестьянских средних». По этому делу состоялся доклад: «и буде великий государь укажет вышеписанную церковь строить и тоя церкви на попа с причетники дани доведется положить, по указной статье, с дворов: с попова 4 деньги, с дьячкова, с просвирницына по одной деньги; с вотчинникова 8 денег, с 13 дворов крестьянских по 3 деньги с двора, с церковной земли с пашни с 10 четьи, по 3 деньги с четьи, сена с 10 копен, по 2 деньги с копны, итого 16 алтын, 5 денег, заезда гривна; казенных пошлин 5 алтын деньги; десятильнича доходу 10 алтын, всего рубль, 2 алтына, деньги». Резолюция Казенного Приказа: «вышеписанную дань имать как к той церкви поп благословен будет, или как будет челобитье о священии тоя церкви. Того же года «октября в 12 день выдан антиминс в село Бурцово, в новопостроенную церковь во имя Пресвятой Богородицы Тихвинския; тояж церкви поп Роман взял антиминс и росписался».

В 1704 г. в сельце Бурцеве состояло двор вотчивников, 2 двора скотных, людей в них 10 человек и 19 дворов крестьянских, людей в них 72 человека.
Церковь во имя Тихвинския иконы Пресв. Богородицы в сельце Бурцеве, построенная в 1705 г., была обложена данью; об этом в приходной книге Патриаршего Казенного Приказа говорится так: «в нынешнем 1705 году, августа в 24 день, по указу великаго государя и по помете на выписке казначея старца монаха Тихона Макарьевскаго, а по челобитью стольника Михаила Степанова сына Аничкова, велено: новопостроенныя церкви во имя Пресвятыя Богородицы Тихвинския, которую построил он в Московском уезде, в Гоголеве стану, в вотчине своей, в селе Бурцове, на попа с причетники дани положить, по сказке человека его Артемья Крелова, с дворов: с попова, с дьячкова, с просвирницына, да с приходских с одного вотчинникова, с 13 дворов крестьянских», средних, да с церковныя земли по памяти, какова вынесена из Поместного Приказа, за приписью дьяка Анисима Невежина, прошлого 1703 года, августа 10 дня, пашни с 10 четвертей в поле, а в дву потомуж, с 10 копен сена, по указанной статье, 16 алтын, 5 денег», заезда гривна, и те данный деньги велено имать с нынешняго 1705 года». «Церковь Тихвинская Пресвятыя Богородицы» в приходных окладных книгах того-же Казенного Приказа писалась под Загородскою десятиною с 1706—1711 г. «в вотчине стольника Михаила Степанова сына Аничкова, в селе Бурцове, дани 16 ал. 5 ден. заезда гривна», а с 1712—1740 г. «30 алтын с деньгою».

В Синодальном Казенном Приказе производилось дело о построены в селе Бурцеве каменной церкви. Дело началось по прошении Михаила Степановича Аничкова. В своем прошении, поданном в Казенный Приказ, 1730 г., мая 12 дня, он, Аничков писал: «в Московском уезде, в Гоголеве стану, в Загородской десятине, имеетоя в отчине моей, в селе Богородском, церковь Тихвинския Пресвятыя Богородицы, которая от многих лет весьма обветшала и служить не возможно и просил выдать указ о строении в селе Богородском, на прежнем церковном месте, вновь церковь каменную во имя Вознесения Господня верхнюю, а нижнюю во имя Тихвинская Пресвятыя Богородицы». В Синодальном Казенном Приказе, вследствие сего прошения, на справку выписано: «В окладных прошлых лет и сего 730 году книгах, в Загородской десятине, написано: церковь Тихвинская Пресвятыя Богородицы, в Гоголеве стану, в вотчине стольника Михаила Степановича Аничкова, в сел Бурцеве, дани и заезда и десятильнича доходу 90 ½ коп.; казенных пошлин 17 коп., а всего дани и пошлин рубль 7 ½ коп.; а прибыла оная Тихвинская церковь и данью обложена и в окладные книги внесена в 705 году и в той книге в очиске написано: двор попов, в приходе 14 дворов, пашни церковныя земли 10 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов 10 копен». По этому делу состоялось определение: «1730 году, мая в 25 день, по указу Ея Величества и по благословению Свят. Правит. Синода о строении церкви дать указ».

Того же мая в 30 день, из Синодальнаго Казеннаго Приказа выдан указ г. Аничкову о строении каменной церкви. Он же Михаил Степанов Аничков 1733 г., мая 28 дня, входил в Синодальный Казенный Приказ с прошением, в котором объяснял, что «каменная церковь во имя Вознесения Господня верхняя, а нижняя Тихвнская Богородицы, по подобию против прочих церквей, созданы и святыми иконами и прочим церковным благолепием устроены, и ко освящению в готовности, и чтоб указом повелено было вышеозначенные храмы освятить и освященный антиминс выдать в одну церковь, а в другой имеется в целости».

Прежде, чем готовить этот материал о селе Бурцево, автор этих строк очень желал найти в его прошлом хотя бы маленькую ниточку, пускай и косвенную, но обязательно связывающую с гусаром Алексеем Петровичем Бурцевым, героем стихов участника войны 1812 года, поэта и легендарного партизана - Дениса Давыдова. Они были сослуживцами по Белорусскому гусарскому полку, и Давыдов оставил о своём бесшабашном друге и разгульном офицере следующие стихотворные строки:
Бурцев, ты - гусар гусаров!
Ты на ухарском коне
Жесточайший из угаров
И наездник на войне!

О том, что село Бурцево могло получить свое название в прошлом от имени или фамилии его владельца, не является новостью, и этому есть примеры. Так, Афинеево получило своё название от Афинея, у которого Иван Калита купил это сельцо, и о чём он упоминает в духовной грамоте. Крёкшино получило своё название от его владельца - отставного военно-морского офицера времени Петра I П.Н. Крёкшина. А в самом Наро-Фоминском районе есть сёла и деревни, имеющие аналогичные названия по фамилиям прошлых их землевладельцев: Загряжских, Слепушкиных, Шапкиных, Юшковых, Лисинцевых. Наконец, деревни Алексеевка и Александровка получили своё название от князей Щербатовых, о чём в прошлом писали Наро-Фоминские краеведы. Но всё же, как бы ни хотелось автору этого очерка найти взаимосвязь названия села Бурцево с гусаром и повесой Бурцевым, ему это не удалось. Сам Алексей Петрович Бурцев скончался в 1813 году и остался широко известным нашим современникам как бравый гусарский офицер с лихим и своевольным нравом, вошедший в историю Отечества и литературы благодаря лишь стихам Дениса Давыдова. И всё же своя увлекательная история и биография у села Бурцево есть.


На географической карте Московской провинции Горихвостова 1774 года село Бурцево отмечено как располагавшееся на берегу реки Малой Пахры по Боровскому тракту, ведущему из Москвы в Боровск. В начале XVII века оно входило в Горетов стан Московского уезда и принадлежало князю Василию Прозоровскому, о чём пишет в своей книге «г.Верея и храмы Наро-Фоминского района» протоиерей Олег Пэнэжко. Но в 1628 году, продолжает он, село было продано в вотчину Фёдору Дмитриевичу Шушерину. А в 1634 году Бурцево перешло от вдовы Лукерьи Шушериной её племяннику Михаилу Дмитриевичу Шушерину. В 1648 году его продали Силе Осиповичу Аничкову, являвшемуся в 1666 - 1677 годах воеводой в Илимске, а с 1682 года стольником. Сила Осипович построил в Бурцево помещичий дом, и оно стало сельцом с восемью дворами крестьян и четырьмя бобылями. В последующем оно переходит его родным. Но как это происходило и кому из них, автору пока неизвестно. Между тем в 1703 году по прошению стольника Михаила Степановича Аничкова в Бурцево была построена новая деревянная церковь, освящённая в 1705 году в честь Тихвинской иконы Божией Матери. По церкви село стали называть Богородским. Однако по карте Горихвостова с момента её создания и по настоящее время Бурцево сохранило своё нынешнее название. В 1730 году на средства Михаила Степановича Аничкова была построена уже каменная двухэтажная, ныне существующая церковь. Здесь следует сказать, что дворянский род Аничковых - очень старинный род. Его генеалогия началась в 1301году, когда татарский хан Берка (Беркай), царевич Большой Орды, поступил на службу к московскому князю, внуку Александра Невского Ивану Даниловичу Калите. После крещения Берка принял имя Оникий (позднее Аникий), женился на дочери знатного человека Викулы Воронцова. Потомки Ани́кия и стали зваться Ани́чковыми. Но более всего фамилия Аничкова известна в Петербурге. При этом есть все основания утверждать, что именно подполковник Михаил Степанович Аничков в 1715 году построил через Фонтанку в Петербурге с подчинённой ему военной командой деревянный мост, названный Аничковым, впоследствии ставший украшением города благодаря своим конным статуям скульптора П.К. Клодта. Не меньшую известность в Петербурге имел и недалеко расположенный от этого моста Аничков дворец, который получил от него своё название. Однако к самому дворцу Михаил Степанович отношения не имеет, так как он начал строиться в 1741 году. Из краеведческих исследований протоиерея Олега Пэнэжко следует, что в 1733 году Михаил Степанович написал прошение об освящении построенной им в Бурцеве (Богородское) церкви. Носило оно следующее содержание: «Каменная церковь во имя Вознесения Господня - верхняя, а нижняя - Тихвинской Богородицы, по подобию против прочих церквей созданы святыми иконами и прочим церковным благолепием устроены и к освящению в готовности». Таким образом, уже в 1733 году существующий и поныне храм Вознесения в Бурцево был полностью построен и с внутренним церковным убранством был готов к освящению. В 1760 году дочь Михаила Степановича Аничкова девица Анна уступила Бурцево сестре Софье Михайловне, вдове Василия Андреевича Плохово. А в 1788 году был надстроен третий ярус колокольни. По аннотированному каталогу А.Б. Чижкова «Подмосковные усадьбы » в середине XIX века усадьбой в Бурцево владел полковник П.Ф. Гурьев, затем князья Вяземские. А с 1890 по 1911 годы — тайный советник Вячеслав Симфорианович Кохманский, заслуживающий отдельного рассказа. Недалеко от его усадьбы располагалась и усадьба Е.А. Канышева, которая также не сохранилась.
Заканчивая свой рассказ об истории села Бурцево, автор этих строк сожалеет лишь о том, что, во-первых, не удалось найти взаимосвязь этого населённого пункта с гусаром Алексеем Петровичем Бурцевым. И во-вторых, что хотя оно и имеет без него свою замечательную историю, но ограниченность предоставленной газетой полосы не даёт возможности раскрыть всю её перед читателем, за что и прошу извинения.

На фото храм Вознесения в Бурцево Наро-Фоминского района.
Валерий Ипатов

Автор: Борис Трубников 6 июня 2019 года Русская Православная Церковь отметила праздник Вознесения Господня.
07.06.2019 Клин Православный Учащиеся городской станции юных туристов г. Ногинска посетили сегодня Ногинскую Соборную мечеть.
06.06.2019 ДУММО Самым популярным местом, которое жители Екатеринбурга чаще всего предлагали для строительства храма Святой Екатерины, оказался пустырь на углу улиц Белинского и Фурманова.
06.06.2019 Газета Новые Известия