Дербенник почему называют плакун трава. Плакун (трава) – описание, полезные свойства, применение. Сбор, заготовка и хранение лечебного сырья

Дербенник почему называют плакун трава. Плакун (трава) – описание, полезные свойства, применение. Сбор, заготовка и хранение лечебного сырья

Анаксимен Милетский (др.-греч. , 585/560 - 525/502 до н. э., Милет) - древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Анаксимандра.

Генезис мира

Анаксимен - последний представитель милетской школы. Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного материализма - поиск естественных причин явлений и вещей. Как ранее Фалес и Анаксимандр, первоосновой мира он полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределённую форму воздух, из которого возникает всё остальное. «Анаксимен… провозглашает воздух началом сущего, ибо из него всё возникает и к нему всё возвращается».

Анаксимен материализует апейрон, чисто абстрактное определение своего учителя. Для описания свойств мирового первоначала он привлекает комплекс свойств воздуха. Анаксимен по-прежнему использует субстанциональный термин Анаксимандра, но атрибутивно. Воздух у Анаксимена так же беспределен, то есть апейрон (); но первоначало у Анаксимена понимается уже в дополнении с прочими свойствами, которые есть у воздуха. Соответственно статика и динамика первоначала определяется такими свойствами.

Воздух Анаксимена одновременно отвечает идеям и Фалеса (абстрактное первоначало, мыслимое как конкретная природная стихия) и Анаксимандра (абстрактное первоначало, мыслимое как таковое, бескачественно). Это самая бескачественная из всех материальных стихий; прозрачная и невидимая субстанция, которую трудно/невозможно увидеть, которая не имеет цвета и обычных телесных качеств. При этом воздух - это качественное первоначало, хотя во многом является образом всеобщей стихийности, наполненным обобщенно-абстрактным, универсальным содержанием.

Согласно Анаксимену, мир возникает из «беспредельного» воздуха, и всё многообразие вещей есть воздух в различных своих состояниях. Благодаря разрежению (то есть нагреванию) из воздуха возникает огонь, благодаря сгущению (то есть охлаждению) - ветер, облака, вода, земля и камни. Разрежённый воздух порождает обладающие огненной природой небесные светила. Важный аспект положений Анаксимена: сгущение и разрежение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные, но равнофункциональные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи.

Выбор Анаксименом воздуха в качестве космогонического первопринципа и актуальной жизненной основы космоса стоит на принципе параллелизма микрокосма и макрокосма: «подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю». Беспредельный воздух у Анаксимена объемлет собой весь мир, является источником жизни и дыхания живых существ.

Завершая построение единой картины мира, Анаксимен находит в беспредельном воздухе начало и тела, и души; боги также происходят из воздуха; душа воздушна, жизнь есть дыхание.

Научные предположения

Круг научных интересов Анаксимена был несколько уже своих предшественников - его интересовали главным образом метеорология и астрономия.

Как метеоролог, он считал, что град образуется при замерзании выпадающей из туч воды; если к этой замерзающей воде примешан воздух, то образуется снег. Ветер - уплотнившийся воздух. Состояние погоды Анаксимен связывал с активностью Солнца.

Подобно Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, стремился объяснить естественным образом. Анаксимен полагал, что Солнце - [плоское небесное] тело, аналогичное Земле и Луне, которое от быстрого движения раскалилось. Земля и небесные светила парят в воздухе; Земля неподвижна, другие светила и планеты (которые Анаксимен отличал от звезд и которые, как он считал, возникают из земных испарений) движутся космическими ветрами.

Анаксимен исправил учение Анаксимандра о порядке расположения в мировом пространстве Луны, Солнца и звезд, у которого кругами они следовали в обратном порядке.

Сочинения

Сочинения Анаксимена фрагментарно сохранились. В отличие от своего учителя Анаксимандра, который писал, как отметили сами древние, «вычурной прозой», Анаксимен пишет просто и безыскусственно. Излагая своё учение, Анаксимен часто прибегает к образным сравнениям. Сгущение воздуха, «порождающее» плоскую землю, он уподобляет «валянию шерсти»; Солнце, Луну - плавающим посреди воздуха огненным листьям и т. п.

Анаксимандр и Анаксимен

Жизнь. Они были уроженцами Милета. Анаксимандр (Anaximander) жил приблизительно между 610 и 546 гг. до Р.Х. и являлся более молодым современником Фалеса. Анаксимен (Anaximenes), очевидно, жил между 585 и 525 гг. до Р.Х.

Труды. До наших времен сохранился только один фрагмент, приписываемый Анаксимандру. Кроме того, имеются комментарии других авторов, например, Аристотеля, который жил на два столетия позже. От Анаксимена дошли только три небольших фрагмента, один из которых, вероятно, неподлинный.

Анаксимандр и Анаксимен, судя по всему, начали с тех же предпосылок и задавали тот же вопрос, что и Фалес. Однако Анаксимандр не нашел убедительного основания для утверждения о том, что вода является неизменной первоосновой. Если вода преобразуется в землю, земля в воду, вода в воздух, а воздух в воду и т. д., то это означает, что все что угодно преобразуется во все что угодно. Поэтому логически произвольно утверждать, что вода или земля (или что-то другое) является «первоосновой». Такого рода возражения Анаксимандр мог выдвинуть против ответа Фалеса.

Со своей стороны, Анаксимандр предпочел утверждать, что первоосновой является апейрон (apeiron), неопределенное, беспредельное (в пространстве и времени). Этим способом он, очевидно, избежал возражений, аналогичных упомянутым выше. Однако с нашей точки зрения, он «утратил» нечто важное. А именно, в отличие от воды апейрон не является наблюдаемым. В результате Анаксимандр должен объяснять чувственно воспринимаемое (объекты и происходящие в них изменения) с помощью чувственно невоспринимаемого апейрона. С позиции экспериментальной науки, подобное объяснение является недостатком, хотя такая оценка, конечно, является анахронизмом, поскольку Анаксимандр вряд ли обладал современным пониманием эмпирических требований науки. Возможно, наиболее важным для Анаксимандра было найти теоретический аргумент против ответа Фалеса. И все же Анаксимандр, анализируя универсальные теоретические утверждения Фалеса и демонстрируя полемические возможности их обсуждения, называл его «первым философом».

Анаксимен, третий натурфилософ из Милета, обратил внимание на другое слабое место в учении Фалеса. Каким образом вода из ее недифференцированного состояния преобразуется в воду в ее дифференцированных состояниях? Насколько нам известно, Фалес не ответил на этот вопрос. В качестве ответа Анаксимен утверждал, что воздух, рассматриваемый им как «первооснова», сгущается при охлаждении в воду и при дальнейшем охлаждении сгущается в лед (и землю!). При нагревании воздух разжижается и становится огнем. Таким образом, Анаксимен создал определенную физическую теорию переходов. Используя современные термины, можно утверждать, что, согласно этой теории, разные агрегатные состояния (пар или воздух, собственно вода, лед или земля) определяются температурой и величиной плотности, изменения которых ведут к скачкообразным переходам между ними. Этот тезис является примером обобщений, столь характерных для ранних греческих философов.

Подчеркнем, что Анаксимен указывает на все четыре субстанции, которые позднее были названы «четырьмя началами (элементами)». Это - земля, воздух, огонь и вода.

Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена называют также милетскими натурфилософами. Они принадлежали к первому поколению греческих философов. Далее мы увидим, что последующие философы доводят высказанные ими мысли до их логического завершения.

15. Милетская школа: Анаксимандр Анаксимандр (ок. 610–после 546 гг. до н. э.) – соотечественник Фалеса, выдающийся математик, географ, прозаик и философ. Ему принадлежит оригинальная идея о бесконечности миров. За первооснову сущего он принял неопределенную и беспредельную

16. Милетская школа: Анаксимен Анаксимен (ок. 585–525 гг. до н. э.) считается учеником Анаксимандра, влияние которого явственно сказывается на нем. Из его сочинения, написанного ионийской прозой, сохранился лишь небольшой отрывок.Он полагал, что первоначалом всего является

2. Анаксимандр Анаксимандр был тоже милетцем и другом Фалеса. «Последний – говорит Цицерон (Acad. Quaest., IV, 37), – не мог его убедить в том, что все состоит из воды». Имя отца Анаксимандра было Праксиад. Время его рождения точно не известно. Теннеман (том I, стр. 413) принимает, что он

3. Анаксимен Остается еще сказать об Анаксимене, родившемся между 55-й и 58-й Олимпиадами (560 – 548 г. до Р.Х.); он был также милетец, современник и друг Анаксимандра. Он дал мало значительного, и мы вообще очень мало знаем о нем. Диоген Лаэрций (II, 3) нелепо и противоречиво сообщает:

III. АНАКСИМЕН Немногочисленный доксографический материал, дошедший до нас по философии Анаксимена, дает, однако, тоже яркую картину мифологического натурализма.9. Первоначало. Резюме системы Анаксимена дает следующий фрагмент: «Как передают, Анаксимен сказал, что

Анаксимандр Общий тип философа как в тумане восстает перед нами в образе Фалеса, образ же его великого последователя рисуется нам уже гораздо яснее. Анаксимандр Милетский, первый философский писатель, пишет так, как и следует писать типичному философу, пока нелепые

ГЛАВА III. РАННЯЯ ИОНИЙСКАЯ ФИЗИКА ФАЛЕС, АНАКСИМАНДР, АНАКСИМЕН Ионийская культураГреческая философия зарождается среди ионийских колоний, что объясняется их культурным расцветом, развитием искусств и промышленности, а также оживленными сношениями с другими

- /502 до н. э. , Милет) - древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии , ученик Анаксимандра .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Анаксимен - последний представитель милетской школы. Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного материализма - поиск естественных причин явлений и вещей. Как ранее Фалес и Анаксимандр , первоосновой мира он полагает определенный вид материи . Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределённую форму воздух, из которого возникает всё остальное. «Анаксимен… провозглашает воздух началом сущего, ибо из него всё возникает и к нему всё возвращается».

    Как метеоролог, он считал, что град образуется при замерзании выпадающей из туч воды; если к этой замерзающей воде примешан воздух, то образуется снег. Ветер - уплотнившийся воздух. Состояние погоды Анаксимен связывал с активностью Солнца.

    Подобно Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, стремился объяснить естественным образом. Анаксимен полагал, что Солнце - [плоское небесное] тело, аналогичное Земле и Луне, которое от быстрого движения раскалилось. Земля и небесные светила парят в воздухе; Земля неподвижна, другие светила и планеты (которые Анаксимен отличал от звезд и которые, как он считал, возникают из земных испарений) движутся космическими ветрами.

    Анаксимен исправил учение Анаксимандра о порядке расположения в мировом пространстве Луны, Солнца и звезд, у которого кругами они следовали в обратном порядке .

    Сочинения

    Сочинения Анаксимена фрагментарно сохранились. В отличие от своего учителя Анаксимандра, который писал, как отметили сами древние, «вычурной прозой», Анаксимен пишет просто и безыскусственно. Излагая своё учение, Анаксимен часто прибегает к образным сравнениям. Сгущение воздуха, «порождающее» плоскую землю, он уподобляет «валянию шерсти»; Солнце, Луну - плавающим посреди воздуха огненным листьям и т. п.

    Он же божья трава, вербовник, дедова борода, коноплянка озерная, девичья краса - эти и ещё полтора десятка названий этому дала народная молва.

    Полезные свойства дербенника известны в современной медицине, но в фармакологической промышленности растение не применяется. Поговорим об особенностях данного растения более подробно.

    Химический состав

    У травы довольно обширный набор химических компоненты: фенолкарбоновые, хлорогеновая, n-кумаровая, эллаговая, галловая кислоты, антоцианы, флавоноиды.

    А также смолы, эфирное масло, витамин С, каротин, холин, пектиновые вещества.В корнях присутствуют такие вещества, как сапонаны. Семена растения содержат алкалоиды и гликозид литрарин.


    Полезные свойства от семян до листьев

    В плакун-траве есть множество полезных веществ и витаминов, эфирных масел.

    В корнях находятся танины и сапонины, заготовку целебной травы начинают осенью. Цветочные метелки богаты антоцианами, делают заготовки в пору, когда цветоносы распускаются.

    Дербенник иволистный известен травникам такими лечебными свойствами, как:

    • антисептическое;
    • кровоостанавливающие;
    • общеукрепляющие;
    • ранозаживляющие;
    • противовоспалительные;
    • успокаивающие.


    Важно! Замечено, если изготовить для сна подушечку, набитую свежим сеном из листьев и цветов дербенника, то человек будет спокойно и расслабленно спать.

    Применение лечебных свойств

    • дизентерии и диарее;
    • лихорадке и хронических заболеваниях желудка;
    • расстройствах кишечника и гастралгии;
    • простудных заболевания и гастроптозе;
    • истощенности организма и мигренях;
    • токсикозах и венерических заболеваниях.

    Используется в виде действенного средства скорой помощи при укусах бешеных , энцефалитных клещей или змеиных укусов.

    Плакун-трава применяется в различных составах травяных чаев при общих депрессиях или хронических истерических проявлениях. Лечебные свойства свежих листочков многолетника - действенное останавливающее кровь средство.

    Приложенный к ране или порезу листок через некоторое время останавливает кровотечение. Если повреждение кожного покрова довольно глубоко и обширно, его можно излечить с лучшим результатом, если поверх открытой раны наложить измельченные в кашицу листья дербенника.


    Основной рецепт для приготовления настоя из дербенника: Одну столовую ложку высушенной и измельченной травки засыпают в кастрюльку и заливают стаканом только что закипевшей воды, плотно закрывают крышкой. Кастрюльку тепло укутывают.

    Настаивание продолжают 4-5 часов. Перед приемом настойку желательно процедить. Это количество лекарства принимают в течение дня, по одной третьей части от общего количества жидкости за один прием. Лечение настоем дербенника продолжают на протяжении 5 дней.

    Рецепт № 1 Приготавливаем отвар, которым можно лечить накожные язвы или открытые раны. Одну чайную ложку сухих, измельченных корней дербенника смешивают со стаканом кипятка, смесь доводят до кипения и варят на медленном огне в течение 10 минут.

    Кастрюльку с отваром оставляют остывать на один час. После полного остывания из отвара удаляют разбухшие корешки . Можно лекарство процедить через сложенную в несколько слоев марлю.

    Приготовленный лекарственный отвар применяют для обработки ран (промывания) несколько раз в день.
    Рецепт номер 2 Настой от мигрени. Приготавливается настой так: одну часть сухого измельченного стебля дербенника заливают 10 частями медицинского спирта, тщательно перемешивают, плотно закрывают крышкой и ставят для настаивания в темное место.

    Время для настаивания такого настоя варьируется от 5 до 6 недель. Два раза в неделю банку с настойкой хорошенько встряхивают.

    Применение готового настоя: за полчаса до приема пищи принимают 30 миллилитров настоя. Так как в основе настойки лежит спирт, то готовое лекарство можно развести водой в пропорции один к трем.

    Важно! Не разведенная с водой спиртовая настойка может стать причиной сильного ожога слизистой оболочки пищевода.

    Рецепт №3 Настойка, применяемая при поносе (диарее). Три столовых ложки сухих измельченных стеблей и листьев плакун-травы засыпают в глубокую металлическую ёмкость, добавляют к ней 200 миллилитров кипятка, перемешивают.

    Дальнейшее приготовление настойки происходит на водяной бане в течение 20 минут. Готовая настойка снимается с огня, накрывается крышкой и укутывается на пару часов для большей концентрации лекарственного напитка.

    Как употреблять настойку: дневная доза лекарства - 250 мл. Это количество разделяется на три примерно равных части и принимается 3 раза в день.
    При употреблении травяного лекарственного настоя не принимают во внимание график приема пищи, то есть пить настой можно до еды, после еды или во время еды.

    Рецепт №4 При воспалении верхних дыхательных путей готовят такой настой: 1 столовая ложка сухих измельченных цветков дербенника иволистного заливается одним стаканом кипящей воды.

    Чашка с настоем прикрывается сверху блюдцем и оставляется на час. Готовый настой процеживают через ситечко или марлю, и принимают три раза перед едой. За один прием употребляется одна столовая ложка лекарства.

    Целебный настой принимают в течение недели. Если улучшение состояния больного наступит раньше, прием настойки можно прекратить.

    Лечебные свойства дербенника не до конца изучены. Конечно, этот многолетник имеет массу перечисленных выше достоинств, но у него есть и некоторые противопоказания. Не всем людям можно применять для траволечения плакун-траву.

    Давайте подробно рассмотрим группу риска. Растение противопоказано людям, подверженным:

    • быстрой свертываемостью крови;
    • атеросклерозу;
    • склонностью к образованию тромбов;
    • больным с хроническими запорами (атоническими или старческими).

    Важно! Людям, страдающим постоянным высоким давлением лечение дербенником разрешено только после подробной консультации с лечащим врачом. Трава может повысить и без того высокое давление (она способствует сужение артериальных сосудов) и поднять его до критического.

    Заготовка и хранение травы

    Так как целебной силой у дербенника обладают стебли, и корни, то настойки и настои изготавливаются из всех этих частей. Самое удачное время для заготовки

    Считается, что гадающему не следует задавать один и тот же вопрос несколько раз подряд, так как со временем ответы становятся все более противоречивыми, расплывчатыми и неточными.

    Что вас ожидает в ближайшее будущее:

    Узнайте, что вас ожидает в ближайшее время.

    Плакун трава магические свойства

    Иволистный дербенник (он же - плакун-трава) умудряется выживать по всему миру, в самых разных климатических поясах. Нет его лишь в самых знойных азиатских пустынях и в заполярных областях. Растение любит солнце и влагу, но от излишков воды умеет избавляться оригинальным способом: крохотные капельки просто «выдавливаются» наружу и стекают на землю в виде росинок. Действительно, очень похоже на слезы.

    Вероятно, данная особенность симпатичного сорняка и стала основой его названия, хотя имеется и другая версия. Она связана с тем, откуда взялась плакун-трава: легенда о растении сообщает, будто бы кустики проросли на местах, куда упали слезы Богородицы , тоскующей по сыну. Одновременно чудесная травка получила особую силу - при одном взгляде на нее бесы начинают рыдать и спасаться бегством.

    Целебные свойства дербенника в народной медицине

    Дербенник - отличный медонос с длительным цветением. Впрочем, его вид привлекает не только пчел, сами по себе соцветия, собранные из мелких пурпурных звездочек, достаточно декоративны, поэтому растение используют для озеленения. С древности его особые свойства применяются и в медицине: плакун-трава - снадобье от различных «женских» болезней, воспалений, ушибов, кожных раздражений, отравлений ядами.

    Иволистный дербенник применяют в отварах или компрессах, он хорошо тонизирует при наружном использовании (например, в виде укрепляющих ванн). Все эти процедуры можно делать летом, когда кустики покрываются цветами. В остальное время в ход идут засушенные стебли, корешки и листья. Что касается магического использования, то для него дербенник заготавливают в одну-единственную ночь - на Ивана Купалу .

    Для чего используют траву-плакун маги?

    У древних славян было свое мнение о происхождении дербенника. Наши предки считали, что первые ростки появились из земли благодаря Ладе - богине семейного очага, мира и любви. Не удивительно, что растение наделяли «особыми полномочиями»: защищать от порчи , прогонять демонов, противостоять любой черной ворожбе.