Тампере - кафедральный собор сонка-симберга и самая высокая башня скандинавии. Кафедральный собор, Тампере, Финляндия: описание, фото, где находится на карте, как добраться Кафедральный собор тампере

Тампере - кафедральный собор сонка-симберга и самая высокая башня скандинавии. Кафедральный собор, Тампере, Финляндия: описание, фото, где находится на карте, как добраться Кафедральный собор тампере

Конкурс на проект «новой Евангелической церкви в городе Тампере» был объявлен 7 ноября 1899 г., окончательной датой представления работ было назначено 31 октября следующего года.

Проект Сонка под девизом «Этернитас» (aeternitas (лат.) – вечность) получил первую премию. Всего было подано 23 проекта, 2-е и 3-е места заняли проекты бюро Грана, Хедмана и Васашерны.

Проект-победитель отличали живописность силуэта и продуманность плана – например, скамьи для прихожан расположены так, чтобы с любого места можно было видеть и слышать священника, две массивные колонны не заслоняли вида на алтарь, так как от них лучами шли диагональные проходы.

Проект был готов к декабрю 1901 года. Он предусматривал, помимо церкви, строительство еще нескольких небольших зданий, в соседстве с которыми, по мнению автора, здание церкви должно было лучше смотреться. Задуманный ансамбль не был осуществлен, была построена только церковь с оградой.

Строительство началось в апреле 1902 года. По рекомендации Сонка строительным мастером был назначен инженер Хейкки Каартинен из Хельсинки, а архитектором по надзору за строительством – Биргер Федерлей, ранее работавший с Сонком.

Гранит был заказан у фирмы «Кивилоухимо» из Уусикаупунки. Камень везли из Мессикюля и Куру на баржах, а самые большие глыбы, весом 10-15 т. – на лошадях из Пинсиё. Обработан гранит по разному: стены из грубооколотого камня, порталы, ступени и цоколь – из пиленого, отполированы только некоторые детали алтаря, в частности, перила.

Весной 1904 года начались работы по кровле. Стальной каркас для главного шпиля изготовило акционерное общество «Tampereen Rautateollisuus» («Металлическая промышленность Тампере»). Высота главного шпиля – 64 м., среднего – 43 м., меньшего – 38 м. Для покрытия кровли в Юлистаро была заказана специальная плитка.

Работа над интерьерами началась с установки гранитных колонн и выкладывания свода 16х16м, сооружение которого было связано с преодолением немалых трудностей.

Интерьер церкви украшен фресками и картинами. Фрески и картины на тему Апокалипсиса (церковь посвящена Иоанну Богослову) выполнил художник Хуго Симберг. Автор алтарной фрески «Воскресение» и витража в алтарном окне – живописец Магнус Энкель.

Работы по дереву (двери, скамьи) велись АО «Тампереен Хёюрюппуусеппя», резьбу по камню выполняли мастера из Эстонии Николай Андреев и Ламберт Кайванто, ручки и другую фурнитуру из меди отливал кузнец Таави Малин.

Орган на 50 регистров изготовил в Лахти мастер Альбанус Юрва. В 1929 г. органная мастерская из Кангасала добавила 18 регистров. Этот инструмент считается лучшим в Финляндии «романтическим» органом.

Три медных колокола для звонницы архитектор Йозеф Стейнбек купил в Германии, в литейной мастерской Франца Шиллинга.

Автором церковной утвари является Эрик О.В. Эрнстрём; орнаментов, вырезанных по дереву и награвированных на меди – Вальтер Юнг; светильников – Макс Фриландер; мебели в ризнице и в подвальной комнате для собраний – Ларс Сонк.

Храм производит впечатление не только архитектурой, но и всем своим убранством. Задействовано в этом впечатлении не только зрение, но и слух – в здании замечательная акустика. Как пишет Паула Кивинен, «в этой церкви послание Христа определенно доходит до слушателя».

Строительство, продолжавшееся пять лет и три с половиной месяца, было завершено весной 1907 года. Освятил церковь 19 мая того же года епископ Герман Роберг из епархии Порвоо.

В 1924-м году, когда была образована епархия Тампере и церковь св. Иоанна стала собором.

Пятилетний труд лучших мастеров страны воплотил самое ценное из того, что вобрал из прошлого или открыл заново национальный романтизм. Собор св. Иоанна – не только гордость Тампере, но и, по распространенному мнению, главный памятник этого стиля в Финляндии.

Материал взят из Интернет-ресурса: http://finmodern.narod.ru

Тампере расположен в Западной Финляндии между двумя живописными озерами – Нясиярви на севере и Пюхяярви — на юге. Город является великолепным образцом того, как крупный промышленный центр стараниями архитекторов, дизайнеров и экологов, словно по мановению волшебной палочки, обрел привлекательный облик и превратился в популярный центр туризма и отдыха.

Гуляя по его улицам, непременно удивляешься изобретательности местных зодчих, устроивших в корпусах бывших промышленных предприятий музейно-развлекательные комплексы, ресторанные «конгломераты» и просто места для отдыха. Город имеет красноватый оттенок, поскольку для строительства фабрик использовался красный кирпич, и даже современные здания строят сейчас из этого же материала или в этом же, фабричном, стиле.

Старинной высотной доминантой города является . Вопреки традициям он расположен не на центральной площади (Keskustori), а в стороне – на противоположном берегу реки Таммеркоски, в районе Юссинкюля. От центра его отделяет не более 15 минут неспешной ходьбы. Если не знать, что это церковь, поначалу можно подумать, что посреди сквера возвышается готический замок с каменными башенками и шпилями, покрытыми красной черепицей. Собор очень живописен и является настоящим украшением города.

Храм возвели в 1902-1907 годах, а статус собора он получила в 1923 году, когда Тампере стал столицей епархии. Его облик создал архитектор Ларс Сонк , а украсили художники Хуго Симберг и Магнус Энкель . Церковь спроектирована в стиле финского национального романтизма. Сюда обязательно следует заглянуть, чтобы посмотреть знаменитую алтарную фреску, а также витражи, которые сначала вызвали настоящий скандал, а сейчас стали признанными шедеврами.

По краю хоров идет фреска Хуго Симберга , изображающая двенадцать обнаженных мальчиков, несущих гирлянду из роз, олицетворяющую жизненные тяготы. Судя по записям художника, таким необычным образом он запечатлел учеников Иисуса. С обеих сторон фреску ограничивает темная лесная чаща, символизирующая загробный мир. Не менее впечатляет фреска «Сад смерти» , где за цветами ухаживают скелеты. В памяти надолго остается образ садовника, который прижимает к грудной клетке необычный синий цветок в горшке, глядя на вас пустыми глазницами.

Фреска «Сад смерти»

Южные хоры украшает фреска «Раненый ангел» . На картине изображены угрюмые мальчики, несущие на носилках ангела с пятнами крови на белоснежных крыльях. На лицах носильщиков можно прочитать грусть и раскаяние. За эту работу автор получил государственную премию в области искусства. Очень красивы витражи Симберга, созданные при помощи метода свинцовой глазури. Сюжеты для них – голубь Святого духа, Горящий куст, Всадники Апокалипсиса, Пеликан, кормящий детенышей кровью своего сердца – взяты из Библии.

Центральное место в храме занимает алтарная фреска «Воскресение» работы Магнуса Энкеля. На ней изображен классический библейский сюжет воскресения умерших. Необычность картины заключается в оригинальной трактовке канонического сюжета – из могил восстают люди вполне современного облика, к тому же – представители разных человеческих рас. Это и вызвало смущение церкви.

Фреска «Воскресение»

Во время службы в соборе можно услышать звучание органа , имеющего 68 регистров. Первый большой инструмент для храма изготовили в городе Кангасала. В 1982 году был установлен орган меньшего размера, который лучше подходит для исполнения музыки в стиле барокко. Церковь славится своей великолепной акустикой, поэтому здесь проходят не только службы, но и концерты . Зал способен вместить до 2 тысяч человек.

В августе в Кафедральном соборе можно увидеть процедуру конфирмации – одно из христианских таинств. Она совершается над человеком один раз в жизни, как и крещение. В отличие от крещения, которое может происходить в младенческом возрасте, конфирмация совершается над подростками в возрасте 13-14 лет, поскольку считается, что это таинство означает окончательное введение христианина в состав церковного общества, и потому должно осуществляться в сознательном возрасте. Этот день считается большим семейным праздником – дети приходят в церковь в белых одеяниях в сопровождении родителей. Без прохождения процедуры конфирмации в будущем невозможно венчаться в церкви.

April 6th, 2014 , 02:04 pm

Финляндия - безумно красивая страна, но исторических памятников или всемирно известных сооружений в ней не так много. Сегодня мы посетим одно из редких чудес света этой страны - Кафедральный собор в Тампере, а после поднимемся на самую высокую башню в Скадинавии и попытаемся рассмотреть город с высоты энгри-бердского полета.

Кафедральный собор Тампере примечателен уже тем, что не находится на главной площади и не стоит в центре мира, а расположен где-то там на отшибе, на задворках спального района - очередной символизм противоречий, который так обожают финны - .

Произошло это в том числе и потому, что Старая церковь в Тампере, построенная на центральной площади в 1824 году - , церковь Финлейсона (1879 год) и Александровская церковь (1881) расположены на западном берегу, а на восточной стороне реки Таммеркоски религиозного сооружения не было. И вот в начале 19-но века было объявлен конкурс на строительство нового собора, и выиграл его - кто бы вы думали? - естественно Ларс Сонк, упомянутый мной всего тысячу-миллион-семьсот-сорок-четыре раз архитектор, построивший примерно пол Хельсинки - .

Собор построен в традиционном для Сонка стиле Национального романтизма, и считается одним из самых значительных образцов этого вида архитектуры. Когда смотришь на это сложное сочетание неоготики и модерна, невозможно поверить, что собор был возведен в начале двадцатого века (1902-1907) - настолько его вид напоминает готические церкви средневековья.

Все - как эсперты, так и дилетанты вроде меня отмечают, насколько гармонично собор, получивший название церковь св. Иоанна вписывается в окружащее его пространство. Строительство церкви в свое время также резко понизило уровень безработицы, в тяжелые для Финляндии годы - неурожай и меры, принятые генерал-губернатором Николаем Бобриковым (о нем я немного писал здесь - ) по русификации Финляндии ввели страну в состояние глубокого кризиса. Ну а мы входим в собор.

Церковь св. Иоанна в Тампере считается чудом света не только из-за своей внешней архитектурной примечательности. Внутри собор расписали лучшие художники Финляндии, что делает его уникальным произведением искусства.

Алтарну. фреску в стиле "а секко" выполнил художник Магнус Энкель. Она называется "Вознесение на небеса", сдержанно и отстраненно от времени обращаясь к центральной теме христианства. На фреске изображены представители всех рас человеческих, что делает картину универсальной.

Однако при всем уважении к Энкелю, мы сфокусируемся на втором художнике, приложившим руку (в буквальном смысле этого слова) к росписи собора. Это никто иной как Хуго Симберг - своего рода финский Ларс Сонк в живописи.

Симберг выполнил все витражи собора - и для круглых окон и для типичных стрельчатых окон. Сюжеты взяты из Библии и выполнены в стиле Национального романтизма.

Еще немного витражей

Солнце за органом

Однако главное в этом соборе, по крайней мере для меня, были не витражи. Совсем недавно я рассказывал вам о главной причине, побудившей меня на поездку в Финляндию - . О чем я вам еще не рассказывал - это что у "Раненого ангела" в Атенеуме есть брат-близнец, и находится он, именно здесь, в соборе Тампере.

"Раненый ангел" - любимое произведение Финляндии, и одна из моих самых любимых картин. Симберг возвращался к темам смерти и возрождения неоднократно, и написал для собора в Тампере копию этого великого произведения искусства. На этой фреске, которая находится на торцевой стене южной галереи собора, есть некоторые отличия от "оригинала". Так, на фоне видно заодские трубы - символ Тампере - из чего можно понять, что действие картины происходит именно в этом городе. Так же из этого можно заключить, что два мальчика несут "Раненого ангела" по всей Финляндии.

Увы, в то время когда я посещал собор на второй этаж не пускали, поэтому картину, как и витражи, пришлось фотографировать издалека. Что, впрочем, не особо портит эффект от собора.

По всем хорам собора Симберг пустил венок из терна с острыми шипами. Венок жизни несут 12 обнаженных мальчиков, которые трактуются как ученики Христа. Самый знаменитый фрагмент этой фрески - св. Иоанн, срывающий розу.

На вершине свода центрального нефа Симберг поместил змея с крыльями

Небольшие крылья вокруг подобны сонму ангелов. Они окружают змея и как-бы "стерегут" его. Не совсем ясно, "пленен" ли змей ангелами, или они пытаются уберечь его. Змей метафорически изображает грех. Во рту у него я узрел то самое яблоко, однако сие не подтверждено, и вызвало споры среди моих друзей, утверждавших, что траву мне надо употреблять менее забористую.

Роспись собора вызвала ожесточенные споры не только за моим столом (а точнее компьютером). Символ выше пытались стереть добрые 50 лет - специальные комиссии для определения, является ли изображение змеи подходящим для церкви были созданы не раз, последняя решила вопрос в 1946 году положительно для соблазнителя. Но до сих пор иногда подымаются предложения видоизменить свод собора. Многие другие сюжеты также не были принято благосклонно ревностными служителями церкви, что привело в итоге к тому, что ни Энкель, ни Симберг на торжественную церемонию открытия фресок не пришли.

Белая роза на вершине свода над хорами с южной стороны. А теперь - второе главное произведение Симберга в соборе

"Сад смерти" - еще одна из самых знаменитых картин художника. Как и "Раненый Ангел", это произведение выполнено в нескольких вариантах, и одно из них таоже находится в галерее "Атенеум". "Сад Смерти" выполнен практически в стиле примитивизма - фигуры смерти (три скелета в чёрных одеяниях), намеренно плоские, сюжет восходит к средневековой традиции, напоминающей о работах мастеров готики. Человеческие души изображены в виде растений, нуждающихся в постоянном уходе, а смерть представлена в образе чувствующего персонажа, любовно ухаживающего за своими сказочными растениями. Именно здесь, в этом саду, смерть может выразить свои эмоции. Одна из интерпретации картины гласит, что смерть является другим лицом любви, а цветы, за которыми ухаживают фигуры в черном столь хрупки, что не могут выдержать воздействия этого чувства. А мы на этой оптимитичной ноте покидаем чудосветный собор.

Существует много споров о том, что "круче" - знаменитая Темппелиаукио, "Церковь в скале" в Хельсинки - , или этот собор в Тампере. У меня лично сомнений не возникло, хотя оба сооружения безусловно шедевры модерн-архитектуры, как и часовня тишины в Камппи - .

Здание напротив собора. Если не ошибаюсь, какой-то лицей. Ну а раз уж мы о зданиях)

Повторюсь, Тампере конечно не Хельсинки, но кое-какой югендстиль а-ля ар-нуво можно найти и в этом городе. Как и красивый модерн.

А теперь отправимся по улице Сатакуннанкату к башне Нясиннеюла. По дороге мы пройдем мимо прекрасного музея "Рабочий квартал Амури".

В самом центре города сохранился целый квартал старых деревянных домов,в которых жили рабочие Тампере с 1880-х по 1970-е годы. В эти дни здесь располагается музей, рассказывающий о быте и жите этих самых рабочих. К посещению обязателен. Вообще в Тампере, сравнительно маленьком городке есть более 25 (!) музеев, большинство из них - европейского уровня, если не лучше. О трех лучших музеях я расскажу в следующем посте, а пока идем дальше.

Нясиннеюла - самая высокая обозрительная башня в Скандинавии, 168 метров. Построена в 1971 году, прообразом для вдохновения послужила Космическая Игла в Сиэттле - та самая, что нам показывают каждую неделю в "Анатомии Грей".

Кстати совсем недавно открылась самая высокая башня в мире, "Небесное дерево" в Токио - . Имеет высоту в 634 метра, и уступает по этому параметру только абсолютному рекордсмену Бурдж-Дубай (увы, ссылкой оттуда похвастаться не могу, ибо израильтян в ОАЭ не пускают). Наверх в Скайтри я подымался - как из-за боязни высоты, так и из-за того, что мне жалко было тридцать баксов. Входим в лифт.

Увы, день для посещения башни явно был выбран неудачно. Туман стоял такой, что самый красивый вид на Тампере скорее претендовал на "самый невидный вид" или "самый серый вид"(

По идее с башни видно и центр города, и уже упомянутый мной собор, и окрестности и еще много чего, но в этот день удалось заснять только дома на переднем фоне.

Прямо у подножия башни Нясиннеюля располагается парк развлечений Сяркянниеми. Его, кстати, сверху было видно неплохо.

В Сяркянниеми, помимо многочисленных аттракционов, есть планетарий, аквариум, мини-зоопарк и дельфинарий. Увы, зимой парк закрыт. Меня, впрочем это не особо огорчило - я не любитель всякого рода Диснейлендофф, мне вполне хватило посещения оригинала в Париже.

Еще на территории парка есть и музей художественного искусства Сары Линден. Он тоже был закрыт, что меня огорчило намного больше, но не из-за зимы - в нем готовили новую выставку, и кого бы вы думали - самого Энди Уорхола!

Единственный кадр, который я успел сделать, пока не пришли рабочие и не попросили пригласиться вон выставили меня из здания. Впрочем я совсем недавно видел отличную выставку Уорхола в Тель-Авиве - , и поспорил о ней, так что план ппо современному искусству можно сказать уже выполнен.

Внизу башни располагается прикольный сувенирный магазин - не стоит забывать, что именно Финляндия - родина покоривших весь мир "сердитых птиц". Меня, слава господу, мания энгри-бёрдс миновала, но мания "Звездных воин" и Дартов Вейдеров - нет))

Уходим из башни

Возвращаемся окольными путями в центр Тампере, и к сердцу города - бульвару Хамеенпуисто. На севере бульвар упирается в парк Нёсинпуисто или Нёси.

Летом здесь работает красивый фонтан, зимой остается только наслаждаться скульптурами.

Где-то я читал, что именно они означают, но не помню где, или что)

Тем более есть подозрение, что я уже достаточно вас нагрузил про собор, и дополнительную информацию можно придержать для следующего раза. Что мы и сделаем.

Собирайтесь с духом, уважаемые)

Фотоотчеты и отзывы о поездке и посещении достопримечательности Кафедральный Собор Тампере. Фото отчет о Tampere Cathedral, история, где находится

Вопросы экспертам и советы Все вопросы Спросить

  • розрешение на пребывание

    2 месяца как подал на продление розрешения на пребывание.куда обратиться,чтоб узнать состояние запроса

  • Вакцинация и прививки в Тампере

    Подскажите и расскажите по теме необходимые прививки для посещения страны и вакцинация для Тампере

  • Получение гражданства, иммиграция и ПМЖ в Тампере

    Подскажите и расскажите по теме иммиграция, гражданство, переезда на ПМЖ, получения вида на жительство

Забронировать отель в Tammerfors, Таммерфорс
  • Отзыв к В босоножках - до Тампере и обратно До этого мы вообще никогда не путешествовали просто так, а только ездили по журналистским делам и гастролям. Но после свадьбы в августе 1998 года нам удалось выкроить целых десять дней и поехать к моей подружке Карине в Финляндию. В городской квартире у Карины шел ремонт, поэтому она и ее муж Хекки позвали нас к себе на дачу под Тампере. Мы каждый день преодолевали большой путь, чтобы выбраться в туристически-полезные места. На всем пути нашего следования практически везде можно было объясниться... 9 июня 2009
  • Отзыв к Фото 25 Мои зимние каникулы в Тампере О Тампере остались только положительные впечатления и желание приехать сюда еще, если представится такая возможность. 29 января 2014
  • Отзыв к Фото 24 Мои зимние каникулы в Тампере Но к нашему удивлению и православная церковь в Тампере была также закрыта наглухо и приходить предлагалось только на следующий день 7-ого утром в 8 часов. К слову, когда мы на следующий день оказались рядом в 11 часов утра церковь тоже была закрыта - видимо уже все разошлись:) 29 января 2014
  • Отзыв к Фото 23 Мои зимние каникулы в Тампере Вечером этого же дня в канун нашего православного рождества - в районе десяти вечера 6-го января мы решили прогуляться к местным церквям и посмотреть - готовится ли кто-нибудь и как к Рождеству. Лютеранская церковь была давно закрыта. 29 января 2014
  • Отзыв к Фото 22 Мои зимние каникулы в Тампере Там же в музее мы прошли "агентский тест" - нечто вроде интерактивной игры по музею - выполняешь задания - набираешь баллы. Я с большим удовольствием разгадывала азбуку Морзе и искала тайную комнату. По окончании нам выдали сертификаты и "распределили" нас в разные разведки мира. Мужа, набравшего максимум баллов, определили в... финскую разведку! Джеймс Бонд отдыхает:))) 29 января 2014
  • Отзыв к Фото 21 Мои зимние каникулы в Тампере Причем все экспонаты не подделка - всё настоящее. Подозреваю, что в запасниках музея есть и самые современные шпионские прибамбасы, но выставлять их на показ пока не дает не истекший срок давности:) 29 января 2014
  • Отзыв к Фото 20 Мои зимние каникулы в Тампере "Музей шпионажа" - море удовольствия. Читала в отзывах, что некоторым не понравилось - мол, мало экспонатов и не интересно. Это значит были без экскурсии и ничего не поняли. На экскурсии мы узнали столько интересных вещей и фактов о вещах и фактах - мир интриг и тайн:))) О некоторых событиях и изобретениях до сих пор не знают мои даже самые эрудированные и начитанные знакомые. 29 января 2014

Одна из главных архитектурных достопримечательностей Тампере, построенная в самом начале 20-го века. Внешне этот лютеранский собор напоминает средневековый замок в готическом и национально-романтическом стиле. Архитектор здания Ларс Сонкс.

Величие собора заставляет даже самых ярых скептиков и атеистов задуматься о смысле бытия. Любоваться им можно не только снаружи, но и изнутри. Живопись на стенах и сводах поражает своей красотой и гармоничностью. Дело в том, что роспись собора - работа известных финских художников-символистов Х. Симберга и М. Энкеля.

Изображения, в действительности, символичны. Так, например, на своде можно увидеть змею, окруженную бесчисленными маленькими крыльями, означающими защиту ангелов от всего греховного. На одной из фресок Симберга изображен раненный ангел, которого он нарисовал после тяжелой болезни в 1903 году.

Помимо этого есть фрески «Сад смерти» и «Гирлянда жизни». Эти уникальные по содержанию авторские копии картин являются не только ценностью Тампере, но и достоянием всей страны. Интерьер собора поражает большим количеством света и яркими витражами. Интересный факт: церковь была всецело возведена вручную, т.е. без использования какой-либо строительной техники.

Колокол собора был привезен из Германии. Все остальные части были построены исключительно из финских материалов. В 1923 году собор получил статус кафедрального, так как епархия перебралась из Порвоо в Тампере. В церкви два органа. Тот, что побольше, выполнен в духе романтизма, а маленький орган был создан специально для исполнения барочной музыки.

Собор открыт ежедневно для жителей и посетителей города. Вход в него бесплатный. Доехать до Тампере можно на автомобиле или поезде из Санкт-Петербурга. Если ехать железнодорожным путем, потребуется пересадка в городе Хельсинки.

Фото достопримечательности: Кафедральный собор Тампере