Викторина стресс на рабочем месте коллективный вызов. Стресс на рабочем месте: коллективный вызов

Викторина стресс на рабочем месте коллективный вызов. Стресс на рабочем месте: коллективный вызов

Семинар-совещание –

«Стресс на рабочем месте: коллективный вызов»

В преддверии Всемирного дня охраны труда 28.04.2016 ГКУ «Центр занятости населения Сармановского района провел семинар-совещание по вопросам охраны труда» Всемирный день охраны труда под девизом «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов». В совещании приняли участие:

Первый заместитель руководителя Исполнительного комитета Сармановского , специалисты ГКУ «Центра занятости населения Сармановского района», главный врач ГАУЗ «Сармановской центральной районной больницы, психолог Сармановской гимназии общественный помощник Уполномоченного по правам человека в Республике в Сармановском муниципальном районе, главы Сармановского района, представители Агрофирмы «Джалиль», «Сарманово», «Нуркеево».

2016 году темой Всемирного дня охраны труда объявлен «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов».Ежегодно, в целях содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире, Международная организация труда (МОТ) отмечает Всемирный день охраны труда. Во всех регионах мира правительства, профсоюзные организации, организации работодателей и специалисты – практики в области охраны труда организуют мероприятия к Всемирному дню 28 апреля, отмечая Всемирный день охраны труда, мы

привлекаем внимание к предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на глобальном уровне, целью компании является обратить внимание международного сообщества на новейшие тенденции в области охраны труда и на масштабы производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и смертности во всем мире.

Международная организация здоровья (World Health Organisation) причисляет стресс к главным заболеваниям, угрожающим здоровью человека в XXI веке. В России, по данным аналитиков, каждый третий работник хотя бы раз в неделю испытывает сильный стресс, а 13% — практически ежедневно, более 90 % работников признают, что их психологическое состояние определяют именно результаты работы, а не внутренние ресурсы, такие как, например, уверенность в своих силах. Согласно исследованиям страховой компании St. Paul Fire and Marine Insurance Co, проблемы на работе приводят к болезням чаще, чем любые другие стрессовые факторы, даже такие, как финансовые или семейные проблемы. Поэтому управление, связанное с работой стрессом является одним из ключевых элементов в обеспечении здоровья, безопасности и благополучия работников. На рабочем месте вы не можете позволить себе игнорировать связанного с работой стресса, который является причиной потери эффективности труда работника.

Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

Стресс - состояние индивида, которое возникает как ответ на различные экстремальные виды воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физические или психологические функции человека.

Виды стресса:

Эустресс - понятие имеет два значения -- "стресс, вызванный положительными эмоциями" и "несильный стресс, мобилизующий организм".

Дистресс - негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжёлым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система.

Эмоциональный стресс - эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме.

Психологический стресс - как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.

«Положительный» стресс ведет к длительному пребыванию в состоянии приподнятого настроения, что, весьма благотворно влияет на организм: повышается иммунитет, отступают болезни, человек чувствует прилив радости, отлично выглядит и замечательно себя чувствует.

«Отрицательный» стресс надолго выбивает из колеи и заметно подрывает здоровье.

Что может быть стрессором?

1.Физические стрессоры: жар, холод, шум, огонь, уличное движение, насилие, болезни, плохие условия работы и т. д.

2.Социальные стрессоры: общественные, экономические и политические; семейные; связанные с работой, карьерой; межличностные стрессоры.

3. Семейные стрессоры: распределение обязанностей, ревность, различие в системах ценностей, болезни и т. д.

Этапы развития стрессового состояния у человека:

    нарастание напряженности; собственно стресс; снижение внутренней напряженности

Первая (стадия тревоги)

Тревога является ответом организма на реальную или мнимую агрессию. Также эту стадию стресса называют «борись или беги» или стадией мобилизации.

Признаками фазы тревоги являются: прерывистое и ускоренное дыхание, учащенное сердцебиение, повышение артериального давления, ком в горле, беспокойство. Зрачки расширяются, а мышцы напрягаются. Эти реакции обусловлены выбросом , подготавливающего тело к незамедлительным действиям.

Вторая (стадия сопротивления)

В этой стадии стресса организм начинает адаптироваться к испытываемому напряжению. Если давление или агрессия длятся долго, появляется реакция привыкания, позволяющая организму стать более устойчивым в данной ситуации: таким образом тело может избежать истощения, так как компенсируется потребление энергии, вызванное стрессом.

Данная стадия стресса также называется внутренним стрессом, периодом дезадаптации. Физически фаза сопротивления характеризуется усталостью, беспокойством, забывчивостью.

Третья (стадия истощения)

Если предыдущие этапы стресса пройдены, а адаптивные силы организма недостаточно велики, наступает третий этап – стадия истощения. Она наступает при условии очень длительного воздействия фактора стресса. На этой стадии напряжения резервные силы организма исчерпываются, истощаются. Такая ситуация может привести к болезни или ухудшению общего состояния организма.

Последствия стресса

По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы.

Профессиональное здоровье – это способность человеческого организма сохранять заданные компенсаторные и защитные свойства, обеспечивающие работоспособность в условиях его .

Чем более они выражены, тем больше вероятность продления профессионального долголетия.

Перечень качеств человека, обладающего крепким профессиональным здоровьем, высокой стрессоустойчивостью:

1. Равновесие в эмоциональной сфере, оптимизм.

2. Общительность и чувство юмора.

3. Способность разумного снижения неопределенности.

4. Умение поощрять себя за достигнутые результаты, самоуважение.

5. Высокая приспособляемость к изменяющимся условиям работы.

6. Развитые волевые качества: целеустремленность, выносливость; внутренний локус контроля

7. Наличие увлечения, хобби, способствующего полноценному переключению от работы.

8. Гармоничное сочетание в «жизненном круге человека» разнообразных сторон жизнедеятельности.

9. Способность проявлять творческий подход к выполнению функциональных обязанностей, нестандартность (оригинальность) мышления, поступков и решений, ведущих к успеху.

10. Способность восстанавливать равновесие, нарушаемое трудом, в самые кратчайшие сроки и в наиболее совершенной степени.

11. Позитивный взгляд на жизнь.

12. Высокий уровень удовлетворенности работой и возможность контролировать процесс и условия труда.

13. Стремление к обретению смысла осуществляемой профессиональной деятельности.

Если Вы подверглись стрессу

    Три раза в неделю совершайте прогулку или выполняйте какие-либо иные физические упражнения не менее 20 минут. Ограничьте потребление алкоголя, кофеина и сахара; бросайте курить! Чтобы снять стресс, займитесь вязанием, разгадыванием кроссвордов, чтением. Хобби обеспечит короткую передышку от стрессов повседневной жизни.

Приемы профессионального самосохранения:

1.Реализация намеченного профессионального плана (сценария профессиональной жизни).

2.Преодоление сознания (то есть вытеснение так называемых «мотивов ложной самоактуализации», которые порождают несбыточные цели и мечты в ущерб стабильной целостности человека).

3.Активная позиция в профессиональной жизни.

4.Готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок.

5.Знание собственной индивидуальности и ее использование в профессиональной жизни.

6.Освоение индивидуальной системы адекватных средств преодоления негативных состояний.

7.Противодействие профессиональному старению.

Преимущества укрепления здоровья на рабочем месте для сотрудников:

    Безопасные и здоровые условия Повышение самооценки Снижение уровня стресса Улучшение морального состояния Увеличение удовлетворенностью работой Улучшение навыков для охраны здоровья Улучшение состояния здоровья

Совершенное чувство благополучия

Преимущества укрепления здоровья на рабочем месте для организации:

    Программы по управлению здоровья и безопасности Позитивный и заботливый имидж Улучшение морального состояния сотрудников Снижение текучести кадров Сокращение прогулов Повышение производительности Снижение расходов на страхование Снижение риска штрафов и судебных разбирательств

Профилактика стрессов

Гимнастика для лица - гамма эмоций у человека строится из шести стандартных масок:

· удивление, страх, злость, отвращение, печаль, радость.

Считается, что с помощью этих масок можно зафиксировать на лице 700 различных эмоциональных оттенков.

Микро-паузы

Гимнастика бодрости энергично растереть уши, сначала вперед-назад, потом вверх-вниз; оскалить зубы и сделать несколько резких движений зубами вверх-вниз; потереть щеки; потереть крылья носа; пальцами рук помассировать затылок; провести несколько легких движений по бровям; имитируя умывание, легко помассировать все лицо;

    Избирательное забывание неприятных моментов прошлых стрессовых ситуаций Установка на принятие неудачи Позитивная оценка опыта Возвращение "к себе" (найти время для возвращения к своему естественному состоянию)

Существуют следующие способы снятия напряжения:

Перемена положения или места (встать, сесть, пройти в другой кабинет, выйти на улицу);

Смена деятельности: слушание, говорение, чтение, движение, отдых;

Переключение внимания;

Изменение уровня напряжения мускулов.

Эмоциональный фитнесс

Да, счастливые люди – оптимисты!

Они видят жизнь как ряд событий, вытекающие друг из друга, оптимисты понимают, что все события чему-то учат

Шаг 1. Прекратите видеть во всем тупики

Шаг 2. Перестаньте прятать эмоции

Шаг 3. Не обвиняйте окружающих

Шаг 4. Позаботьтесь о своем психофизическом здоровье

Шаг 5. Найдите время для отдыха

И закончить свое выступление я хотела бы словами римского философа Сенека "Умей спокойно относиться к тому, чего не в силах изменить".

Единственный способ сделать выдающуюся работу — искренне любить то, что делаешь.


Ежегодно 28 апреля Международная организация труда (МОТ) отмечает Всемирный день охраны труда в целях содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире. Эта информационно-разъяснительная кампания призвана привлечь внимание общественности к проблемам в области охраны труда и к росту количества травм, заболеваний и смертельных случаев, связанных с трудовой деятельностью. Во всех регионах мира правительства, профсоюзные организации, организации работодателей и специалисты-практики в области охраны труда организуют мероприятия к Всемирному дню охраны труда.

28 апреля 2016 г. в Ситуационном центре Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова была проведена международная видеоконференция «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов», посвященная Всемирному дню охраны труда по теме.

Конференция была организована и проведена кафедрой трудового права Юридического факультета МГУ при участии комиссии по социальному законодательству Ассоциации юристов России, Московского общества трудового права и права социального обеспечения, Бюро МОТ в Москве. В ее работе приняли участие представители Казахского гуманитарного юридического факультета (г. Астана), юридического факультета СПбГУ (г. Санкт-Петербург), Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), Московского гуманитарного университета, Высшей школы экономики, Московской федерации профсоюзов.

На конференции были обсуждены правовые возможности предотвращения стресса на рабочих местах, локальные практики управления организацией и трудом, вопросы совершенствования законодательства, актов социального партнерства, локальных нормативных актов в целях предотвращения стрессов, рассмотрен отечественный, зарубежный, международный правовой опыт.

С научными сообщениями выступили: главный специалист Бюро МОТ в Москве Валентин Мокану; председатель Московского общества трудового права и права социального обеспечения, профессор К.Д. Крылов; заместитель председателя Московской федерации профсоюзов С.А. Чиннов; профессор Юридического факультета МГУ Г.В. Хныкин; доцент Юридического факультета МГУ А.А. Бережнов; заведующая кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права МосГУ, профессор Т.А. Сошникова, доктор (PhD) Б.Ш. Нурашева (КазГЮУ, г.Астана); судья Верховного Суда Республики Казахстан в отставке Н.И. Мамонтов; доцент С.С. Ахметтаева-Нурашева (КазГЮУ, г.Астана); студентка МосГУ К.В. Морозович.

28 апреля 2016 года, как и в предыдущие годы, по инициативе Международной организации труда (МОТ) отмечается Всемирный день охраны труда – международная акция по развитию идей безопасного и достойного труда.

Проведение Всемирного дня охраны труда, который в нынешнем году пройдет под девизом:

«Стресс на рабочем месте: коллективный вызов».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СТРЕСС НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Понятие стресса Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование. Стресс (англ. – напряжение). Ввел канадский врач и биолог Ганс Селье в 1936 г.

«Признаки стресса» тревога, страх, напряжение, неуверенность, растерянность, подавленность, беззащитность, паника, бледность или краснота, учащение пульса, дрожь, потливость, сухость во рту, затруднение дыхания, расширение зрачков, мышечная скованность, трудности глотания, желудочный спазм.

«Рабочий стресс» возникает из-за причин, связанных с работой, - условиями труда, местом работы и тд.

Основная цель управления организации - создание необходимых условий для реализации задач организации; - «установление гармонии» между индивидуальными трудовыми процессами; - координация и согласование совместной деятельности работников.

Стрессоустойчивость – адекватная реакция человека на нестандартную ситуацию.

Способы борьбы со стрессом: регулярно питаться и заниматься спортом; избегать чрезмерного употребления кофеина, который может вызывать чувство беспокойства и взволнованности; не курить и не принимать наркотики; развивать уверенность в себе, например, расскажите о своих чувствах в вежливо настойчивой форме: “Я сержусь, когда ты кричишь на меня. Прекрати, пожалуйста, кричать”;

Способы борьбы со стрессом: научитесь справляться со сложными задачами, например, разделите задание на несколько маленьких; избавьтесь от негативного настроя: замените негативные о себе мысли на альтернативные нейтральные или позитивные: фразу “Моя жизнь никогда не наладится” замените “Хотя я и нахожусь в безнадежной ситуации, но если приложить усилия, все изменится на лучшее”; научитесь принимать позитивный результат работы, а не идеальный, перестаньте требовать совершенства от себя и других;

Способы борьбы со стрессом: сделайте перерыв: послушайте музыку, поговорите с друзьями, поиграйте с домашним любимцем; формируйте круг друзей, которые могут помочь и подбодрить Вас. Переключись на что-нибудь хорошее, вспомни счастливые моменты. Помни, мы сильны, когда верим в себя.

Комплекс упражнений 1. Возьмитесь обеими руками за сиденье стула, на котором сидите, напрягитесь и потянитесь вверх. Досчитайте до шести, опустите руки вдоль туловища и расслабьтесь. 2. Отведите руки за голову и сильно надавите на шею у основания черепа, одновременно противодействуя этому давлению. 3. Помассируйте пальцы рук - от основания до кончиков. Мужчины сначала массируют левую руку, а женщины начинают с правой руки. 4. Медленно вдохните (мысленно сосчитав до шести), задержите дыхание на две секунды, медленно выдохните (сосчитав до двенадцати).

Живя, умей все пережить, печаль, и радость, и тревогу. Ф.И.Тютчев

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Подготовила и провела: Романченко Анна Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения....

Разработка содержания мероприятия для воспитателей «Круглый стол для родителей «На пороге школы» в подготовительной к школе группе»

Все мы – и педагоги дошкольного учреждения и родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное д...

Сегодня отмечается Всемирный день охраны труда, тема которого «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов». Старший специалист по гигиене труда и укреплению здоровья МОТ Валентина Форастьери, рассказывает о результатах последних исследований влияния стресса на рабочем месте.

Уже четко установлена взаимосвязь между стрессом на рабочих местах и плохим психологическим здоровьем работников. В недавнем исследовании МОТ, которое проводилось по всему миру, в том числе, в Азии, Северной и Южной Америке, Австралии и Европе, было обнаружено, что работа, связанная со стрессом, в глобальном масштабе обходится в бесчисленные миллиарды долларов прямых и косвенных затрат в год. И это без учета потерь, «оплачиваемых» нищетой, страданиями, а иногда и самоубийствами.

Растущее давление на работе

Глобальные конкурентные процессы трансформировали организацию работы, рабочие отношения и структуру занятости, что способствует увеличению связанного с работой стресса и последующих заболеваний. Современные темпы работы продиктованы возможностями мгновенной связи и высоким уровнем глобальной конкуренции. Границы, отделяющие работу от жизни, все больше и больше размываются. Очень сложно достичь необходимого баланса между работой и личной жизнью. И это явление действительно имеет глобальный характер.

Например, в исследовании было отмечено, что в Японии 32,4% работников страдают от чувства сильной тревоги, беспокойства и стресса от работы. В Чили 27,9% рабочих и 13,8% работодателей сообщили, что стресс и депрессия присутствуют на их предприятиях. Аналогичные данные были обнаружены практически в каждой стране, которая принимала участие в исследовании.

Кроме того, еще сильно чувствуются последствия глобального экономического кризиса и рецессии, что заставило многие предприятия сворачивать свою экономическую деятельность, чтобы оставаться конкурентоспособными. Это включает в себя увеличение реструктуризации, сокращения, слияния, аутсорсинг и субподряд, нестандартные типы занятости и более высокая вероятность массовых увольнений работников, безработица, бедность и социальное отчуждение.

Такие течения являются «социально-психологическими рисками». На предприятиях они способствовали росту конкуренции, более высоким ожиданиям в отношении производительности, быстро развивающейся и интенсивной работе, нестабильному рабочему графику, более высоким требованиям, отсутствию гарантий занятости и контроля над содержанием и организацией работы, сокращению возможностей для работы. Добавьте к этому страх потерять свои рабочие места, снижению мотивации персонала, снижению удовлетворенности и творческого потенциала, и снижению финансовой стабильности. В конечном итоге — это серьезные последствия для психического здоровья и благополучия работников, со значительным снижением финансовой составляющей.

Прямые и косвенные затраты, связанные со стрессом на рабочих местах пока только начинают подсчитывать. Тем не менее, некоторые развитые страны уже оценивают экономические последствия связанного с работой стресса, поведенческих моделей и психических расстройств. Например, в Европе предполагаемая стоимость работ, связанных с депрессией 617 млрд € в год, что включает в себя затраты работодателей, связанные с невыходами на работу сотрудников (272 млрд €), потери производительности (242 млрд €), расходы на здравоохранение (63 млрд €) и социальное обеспечение (39 млрд €).

Какие меры можно предпринять, чтобы уменьшить потери, связанные со стрессом на рабочих местах

5 идей, которые МОТ считает действенными:

Продолжение фокусировки. Осведомленность по этим вопросам растет. В большинстве стран политики и социальные партнеры участвуют в конкретных мероприятиях по борьбе с психо-социальными опасностями, которые являются причинами связанного с работой стресса. Социальные партнеры также принимают активное участие в этом процессе, широкое распространение получили информационно-просветительские кампании, многие исследовательские сети и профессиональные ассоциации присоединяются к работе.

Профилактика. Защита психического здоровья на рабочем месте оказывает более сильное воздействие, если она нацелена на превентивные стратегии. Крайне важно, сочетание коллективных и индивидуальных мер в работе с причинами и последствиями связанного с работой стресса.

Включение работников в процесс принятия решений . Расширение возможностей для участия в процессе принятия решений, связанных с большим удовлетворением и более высоким чувством собственного достоинства. В долгосрочной перспективе, даже небольшая автономия в выполнении задач полезна для психического здоровья и производительности труда работников. Участие в принятии решений на рабочем месте снижает воздействие психо-социальных опасностей, таких как спрос на рабочие места и приводит к снижению психологического напряжения.

Управление. Комплексная система управления охраной труда обеспечит улучшенные профилактические практики и включение мер по укреплению здоровья. Это должно включать психо-социальные риски в оценке рисков и их эффективное управление с целью снижения воздействия этих рисков, также как и других рисков по охране труда на рабочем месте. Участие работников в этом процессе имеет решающее значение.

Организационная культура. Опыт МОТ показывает важность социальной среды в формировании культуры поведения на работе и оценке ее стоимости; кадровая политика играет определенную роль в обеспечении рабочих отношений, основанных на доверии, подлинности и партнерства.

Сегодня работники во всем мире испытывают значительные изменения в организации труда и трудовых отношений; они находятся под большим давлением, чтобы удовлетворить потребности современной трудовой жизни. Для нашего здоровья, нашего благополучия и нашего развития, мы должны продолжать работу коллективно, чтобы уменьшить влияние стресса на рабочем месте.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад№169»

Всемирный день охраны труда

Тема: Стресс на рабочем месте: коллективный вызов.

Психологический тренинг

«Профилактика эмоционального выгорания

педагогов».

Место проведения: МБДОУ №169

Время проведения: 28.04.2016г., 13ч.15мин.

Участники: педагоги, администрация.

Ход тренинга:

Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, человек старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой осложнённая эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям (гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронического переутомления и т.д.).

Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома “выгорания”?

Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:


  • предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка

  • отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства

  • недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное

  • невозможность влиять на принятие важных решений

  • необходимость внешне проявлять эмоции,не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым)

  • работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадобным поведением)

  • отсутствие каких – либо интересов вне работы

  • переживание несправедливости

  • неудовлетворенность работой
1) Первый признак выгорания – эмоциональное истощение, соматизация. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска (слайд №7).

2) Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.

3) Третьими признаками является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки . Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.


  • Диагностическая процедура “Симптомы профессионального “выгорания”
Давайте посмотрим, какие симптомы характерны для профессионального “выгорания”, прислушайтесь к себе, проанализируйте свое состояние и постарайтесь определить, есть ли у вас признаки “выгорания”

Приложение 1(Справочник руководителя дошкольного учреждения)

Ведь эти процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах “выгорания” дают возможность нам понять, что с нами происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию или постараться скорректировать проявление синдрома. А своевременно предпринятые профилактические шаги могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

Выход следующий: Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами !

Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.

Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.

Хочется привести слова Уолтера Рассела: “Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме, начинают вырабатываться разрушительные токсины и в результате этого вы, начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете”.

Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с любовью.

Так гласит древняя восточная мудрость.

Делайте всё с радостью, делайте всё самым лучшим из известных вам способов”.


  • Практические упражнения “Осваиваем саморегуляцию”
Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием и воздействие на себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием

  • Упражнение “Улыбка”
Инструкция: Закройте глаза и посидите несколько минут, ни о чем не думая. При этом навашем лице обязательно, но должна быть улыбка.

Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче.


  • Упражнение “Мышечная энергия”
Релаксация способна улучшить состояние человека. Во время глубокого расслабления в кровь выбрасывается большое количество эндорфинов, которые поднимают человеку настроение, снижают уровень артериального давления. Эти гормоны способны нормализовать работу сердца, нервной системы, ритма мозга. Чтобы релаксационные упражнения, были более эффективными, следует запомнить три правила:

Перед тем, как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.

Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление - быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.

Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление - на выдохе.

Инструкция: Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисти руки ? А дальше идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука напрягается. Проверьте.

Постарайтесь убрать лишнее напряжение. Держите палец напряжённым, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец- напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного…. А указательный – напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.


  • Упражнение “Маска гнева”
Алгоритм релаксации мышц может быть следующим

Инструкция: Сидя или стоя. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови.


  • Упражнение “Отдых”
Инструкция: Стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширине плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.

  • Упражнение “Мобилизующие силы”
Инструкция: Стоя или сидя. Выдохнуть из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох- такой же продолжительный как вдох.Затем постепенно увеличиваем фазу вдоха. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, а в скобках заключена пауза (задержка дыхания), затем - фаза выдоха.

  • Упражнение “Похвалилки”
Инструкция: Гладя себя по затылку левой, а затем правой рукой, повторять: “Меня замечают, любят и высоко ценят”. Поворачивая голову вправо-влево, повторять: “Все идет хорошо”. Приподнимаясь на носочках, поднимая руки как можно выше, повторять:

“В моей жизни случается только хорошее”

III часть

Цель: Установление обратной связи, анализ опыта полученного в группе.


  • Упражнение: “Телеграмма”
Инструкция: На своем листочке напишете прилагательные, обозначающие ваши качества личности. Эти слова вставьте в готовый текст телеграммы, в места, где стоят точки, и телеграмму зачитайте вслух.

Рефлексия: Анализ полученных знаний и умений.

Список литературы:


  1. Агеева И.А. “Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы”. – СПб.: Речь, 2007. 208с.

  2. Анн Л.Ф. “Психологический тренинг с подростками”. – СПб.: Питер, 2008. 272 с.: ил.

  3. Антонов В.В., Вавер Г.Ю. Комплексная система психологическойсаморегуляции. Л.: Методический центр по психологическойсаморегуляции, 1988.

  4. Мельник Ю. Управление стрессами. Управление персоналом. – 2002. №3.

  5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. “Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство “Речь”, 2007.224 с.: ил.

  6. Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов. №9 2009 г., №16 2011.