Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо. Сочинение: Сатирическое изображение помещиков в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорош

Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо. Сочинение: Сатирическое изображение помещиков в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорош

Сочинения по литературе: Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо»

Ни в ком противоречия,

Кого хочу — помилую,

Кого хочу — казню…

Но времена меняются, в народных массах се больше возрастает недовольство и гнев. Поэтому вся поэма проникнута ощущением неизбежной и скорой гибели той жизни, которая основана на рабской покорности и людском унижении. Символический характер имеет картина опустевшей барской усадьбы из главы «Крестьянка», которую по кирпичику растаскивает дворня.

С острой иронией и злым сарказмом Некрасов создает образ князя Утятина. В крестьянской речи часто звучит издевка над своим барином: «Мы барщинные, выросли под рылом у помещика». Словечко «рыло» ясно говорит об отношении крепостных к своему господину. Мужицкая точка зрения нам понятна: князь Утятин — закоренелый крепостник, которого крестьяне язвительно и пророчески назвали последышем.

Перед нами выживший из ума «душевладелец», и мало человеческого осталось даже в его внешнем облике:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И — разные глаза:

Один здоровый — светится,

А левый — мутный, пасмурный

Как оловянный грош!

Используя поистине народные сравнения в создании образа, Некрасов добивается правдивости изображения и звучания острой сатиры. Поначалу кажется, что последыш скорее смешон, чем страшен. Ведь он уже лишен былой власти над крестьянскими душами. Крепостные крестьяне лишь согласились «поиграть в крепостных», пока не умрет «последыш» — ради обещанных им за это наследниками князя заливных лугов. Приговором всей крепостнической системе звучат слова, которые строптивый мужик Агап Петров бросает в лицо князю Утятину:

…Последыш ты! По милости

Мужицкой нашей глупости

Сегодня ты начальствуешь,

А завтра мы последышу

Пинка — и кончен бал!

Однако автор поэмы не позволяет читателям слишком легко относится пережиткам крепостничества. Даже игра в рабов оказывается опасной: жертвой ее гибнет как раз свободолюбивый Агап. Да и его односельчане были бессовестно обмануты: наследники князя не отдали им обещанные луга.

Какой-то барин кругленький,

Усатенький, пузатенький,

С сигарочкой во рту…

Традиционные в народной поэзии уменьшительные и ласкательные формы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество «кругленького» человечка.

Помещики, которые должны были заботиться о своей стране, о своем народе, живут в свое удовольствие, унижая и обкрадывая крепостных. Конечно же, большая часть крестьян не желает мириться с подлобным положением вещей. Поэма рисует трудный, полный заблуждений и внутренних конфликтов, но все же неизбежный путь крестьянства к освобождению от рабского сознания.

Не верят крестьяне своим помещикам, пошатнулось их доверие и к религии, к ее служителям — проповедникам покорности и смирения. Поп, который первым отвечал странникам на их вопросы, и сам спрашивает у странников:

… Скажите, православные,

Кого вы называете

Породой жеребячьею?

Крестьяне подзамялися,

Молчат — и поп молчит.

Он видит, что «все в мире переменчиво», что рушатся привычные норма жизни и счастье — «покой, богатство, честь» — недостижимо. В душе попа борются противоположные чувства. Он тоскует о том, что «перевелись помещики»: от них зависело его благополучие. Но и крестьянам поп сочувствует вполне искренне. Иным предстает перед нами священник Иван из главы «Демушка», который ненавидит крестьян: «у нас народ все голь да пьянь…». Это подлый и злой человек. Мы отчетливо чувствуем негативное авторское отношение к этому персонажу. А поп — собеседник странников — с болью говорит о народной бедности:

Крестьянин сам нуждается

И рад бы дать, да нечего…

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.

Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо»

Другие сочинения по теме:

  1. Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». В этом монументальном произведении поэт стремился как...
  2. Творчество Некрасова совпало с эпохой расцвета родной фольклористики. Именно в ту пору, под влиянием общественных сдвигов, происшедших в пятидесятых —...
  3. События в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» разворачиваются после отмены крепостного права в 1861 году. В...
  4. Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим...
  5. Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов словно от...
  6. В пору переломную в жизни страны, когда пошатнулись многие ее казавшиеся крепкими устои, в том числе и устои самого народного...
  7. Характерна произведенная Некрасовым перестановка: в фольклорном тексте при первом поклоне укатилась волюшка, при втором-поблекло личико, при третьем — подрожали ноженьки...
  8. Некрасов писал свою поэму более 13 лет, но еще больше времени потратил на то, чтобы «по словечку», как он сам...
  9. В любви к народу он находил нечто незыблемое, какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило. А если так,...
  10. Народ — герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» В центре великого произведения Н. А. Некрасова находится собирательный образ главного...
  11. «Любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила» — такой...
  12. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» построена на основе строгого и стройного композиционного плана. В прологе поэмы в общих контурах...
  13. Тема «Фольклор в творчестве Некрасова» неоднократно привлекала к себе внимание исследователей. Тем не менее, я считаю небесполезным еще раз вернуться...
  14. Сочинения по литературе: Поэма Кому на руси жить хорошо — вершина творчества Н. А. Некрасова Многие предшественники и современники Некрасова...
  15. Тема Сочинения: Замысел и его воплощение. Спорные вопросы изучения поэмы. «Кому на Руси жить хорошо» (866-876) можно назвать энциклопедией крестьянской...
  16. 1. Проблематика произведения построена на соотнесении Фольклорных образов и конкретных исторических реалий. Проблема народного счастья — идейный центр произведения. Образы...
  17. Композиционный рисунок частей поэмы чрезвычайно разнообразен; все они построены по-своему, одна часть не похожа на другую. Наиболее широко представленная в...
  18. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877)-вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение, грандиозное по...

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является итогом всего творчества Н.А. Некрасова. Она была задумана «о народе и для народа» и писалась с 1863 по 1876 год.
Автор считал свое произведение «эпопеей современной крестьянской жизни». В ней Некрасов задался вопросом: принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянству? Чтобы найти ответ, поэт отправляет семерых мужиков в долгое путешествие по России в поисках хотя бы одного счастливого.
Изображение жизни на Руси ведется Некрасовым с помощью многих красок и интонаций: от нежных, лирических до сатирических и гневных. Сатиру поэт использует в основном при описании класса власть имущих и, в первую очередь, при создании портретов помещиков.
Первый из них появляется в главе «Помещик». Мужики-правдоискатели окружают тройку барина в надежде узнать про его счастье. Интересно, что такую «вольность» - говорить с самим барином – крестьяне могли позволить себе только после отмены крепостного права.
Все описание помещика (детали, авторская интонация) говорят о негативном отношении к нему автора. Этот герой обладает «говорящей» фамилией – Оболт-Оболдуев. Его внешность резко контрастирует с внутренними качествами. Гаврила Афанасьевич – этакий бравый молодец лет шестидесяти, энергичный и веселый. Однако, увидев семерых мужиков, окруживших его, помещик не на шутку пугается и достает пистолет: он принимает крестьян за разбойников.
Передавая рассказ Гаврилы Афанасьевича, Некрасов иронизирует не только над этим героем, но и над всем дворянским сословием. Он высмеивает то, как люди становились дворянами, и показывает, что в этом не было заслуг их предков. У Оболта один из родственников был татарином (тоже ирония Некрасова), который отличился тем, что развлекал императрицу дрессированными зверями. По материнской же линии родственники этого помещика и вовсе пытались поджечь Москву и разграбить казну. Тем и «прославились».
Ирония автора «просвечивает» и в комментариях мужиков, слушающих рассказ помещика о его предках. Они задают герою «невинный вопрос»:
А ты, примерно, яблочко
С того выходишь дерева?
И сам Оболт-Оболдуев соглашается с ними.
Но по мере рассказа помещика о его послереформенном «житье-бытье» интонация автора, как мне кажется, меняется. В заключении мужики делают такой, во многом даже сочувственный, вывод: «Порвалась цепь великая, … Одним концом по барину, Другим по мужику!..»
В главе «Последыш» образ русского помещика развивается и углубляется. Здесь изображен старый князь Утятин, жизнь которого, во всех смыслах этого слова, связана с крепостным правом. Рабовладельческая психология наложила отпечаток даже на внешность этого человека, сделала ее немного дьявольской: «Один здоровый - светится, А левый - мутный, пасмурный, Как оловянный грош».
Старый князь по привычке придирается к «своим» мужикам, грозит им всеми возможными наказаниями, но не знает того, что не владеет теперь ни одной человеческой душой. Крестьяне, по просьбе детей Утятина, изображают перед ним «старые времена», ведь если их «родитель» узнает о том, что крепостного права больше нет, то умрет в ту же минуту.
Утятин продолжает вести себя как полновластный хозяин и господин. Он милует и наказывает, осматривает свои владения и наслаждается жизнью, пока, наконец, не умирает от «второго удара».
В главе «Про холопа примерного – Якова верного» тоже появляется описание, а, скорее, зарисовка помещика, у которого к старости отказали ноги:
Очи-то ясные,
Щеки-то красные,
Пухлые руки как сахар белы,
Да на ногах - кандалы!
Этого барина Некрасов изображает также резко отрицательно. К общему сатирическому портрету он добавляет такие черты, как сладострастие и безнравственность. Этот старик «имеет виды» на крепостную девушку Аришу и поэтому не разрешает ей выходить замуж.
Завершается галерея помещиков в поэме образом пана Глуховского – страшного и жестокого человека, который гордится своими злодеяниями:
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!
Это образ дан в главе «О двух великих грешниках». Здесь Некрасов высказывает свою революционную позицию, согласно которой бороться с помещиками можно и нужно силой.
Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить» дан обобщенный сатирический портрет помещика. Он изображен Некрасовым резко отрицательно как развращенный легкой и беззаботной жизнью человек, часто получивший такие привилегии не за собственные заслуги, а случайно. Писатель показывает, что крепостное право развратило дворян, сделало их беспомощными, жестокими, немощными физически и духовно.
Выход один – меняться в новых условиях, соответствовать новому времени. Но помещики всеми силами сопротивляются этому - они не могут расстаться со своими барскими привычками. Поэтому бороться с ними, утверждает Некрасов, можно только одним методом – силой.

А если и действительно
Свой долг мы ложно поняли
И наше назначение
Не в том, чтоб имя древнее,
Достоинство дворянское
Поддерживать охотою,
Пирами, всякой роскошью
И жить чужим трудом…
Н. А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо

К классическому приему — путешествие литературного героя, — с целью показать различные слои населения, многообразие кар246 тин русского быта в различные исторические периоды обращались А. Н. Радищев в своем «Путешествии из Петербурга в Москву» и Н. В. Гоголь в «Мертвых душах». Но перед Н. А. Некрасовым стоит более сложная задача. Он использует прием путешествия не только как более свободную, естественную форму композиции поэмы.

Согласно точной характеристике литературоведа В. Базанова, поэма «Кому на Руси жить хорошо» — не просто повествование, экскурс в жизнь разных слоев населения России, это «поэма-диспут, путешествие с пропагандистскими целями, своеобразным „хождением в народ“, предпринятым самими крестьянами». Отыскивая счастливого, «кому живется весело, вольготно на Руси», крестьяне
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень —
Заплатова, Дырявина,
Горелова, Неелова.
Неурожайка тож
берут за точку отсчета свое житье-бытье, а вольготно живущими считают стоящих над ними, верхушку иерархической лестницы — помещика, попа, чиновника, вельможного боярина, министра государева и даже самого царя. Причем в поэме мы встречаем поэтическое обобщение классовых врагов крестьянина, сделанное от лица самого труженика:
Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин.
Н.

А. Некрасов вдребезги разбивает идиллические представления о якобы отеческом отношении помещиков к своим крестьянам и о «великой любви» крепостных к своим господам. Некоторые образы помещиков изображены в поэме отдельными штрихами (пан Глуховский, Шалашников) либо в эпизодах, другим посвящает целые главы поэмы (Оболт-Оболдуев, князь Утятин) и «дает им слово», чтобы читатель мог сам убедиться, кто перед ним, и соотнести свое мнение с точкой зрения крестьян-правдоискателей, реально оценивающих явление на основе своего богатого жизненного опыта.
Характерно, что и в эпизодах, и в «исповеди» Оболта-Оболдуева — его рассказе о своей «дореформенной» жизни всех господ объединяет безнаказанность, вседозволенность, взгляд на крестьян, как на неотъемлемую собственность, не имеющую права на собственное «Я».
"решился я
Содрать с вас шкуру начисто", —
заявил мужикам помещик Шалашников. И далее рассказчик отмечает:
Отменно драл Шалашников.
А вот как описываются другие помещики:
Вольничал, бражничал, горькую пил.
Жадный, скупой, не дружился с дворянами,
Только к сестрице езжал на чаек;
Даже с родными, не только с крестьянами,
Был господин Поливанов жесток;
Дочь повенчав, муженька благоверного
Высек — обоих прогнал нагишом,
В зубы холопа примерного,
Якова верного,
Походя дул каблуком.
***
Пан [Глуховский]

усмехнулся: «Спасения
Я уж не чую давно,
В мире я чту только женщину,
Золото, честь и вино.
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!»
Помещик Оболт-Оболдуев с тоской вспоминает о прошлом:
Ни в ком противоречия,
Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню.
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорррот!
В предчувствии перемен, связанных с предстоящей реформой, помещик спохватывается: сейчас не время «затягивать вожжи», лучше прослыть этаким либералом, заигрывая с народом. Потому он
Глотнул — и мягким голосом
Сказал: «Вы сами знаете,
Нельзя же и без строгости?
Но я карал — любя.
Порвалась цепь великая —
Теперь не бьем крестьянина,
Зато уж и отечески
Не милуем его.
Да, был я строг по времени,
А впрочем, больше ласкою
Я привлекал сердца.
Но рассказы о том, как он, сберегая «духовное родство», по великим праздникам «христосовался сам» со всей вотчиной, как крестьяне видели в нем благодетеля и несли вместе с оброком его семье, не обманут крестьян, не заставят их поверить в пресловутую формулу официальной народности — слишком велик их реальный опыт общения с господами — благодетелями. Как бы ни снимали они шапки перед «их милостью», как бы уважительно ни стояли перед ним «до особого разрешения», помещик Оболт-Оболдуев выглядит перед ними уменьшительно-карикатурно:
Помещик был румяненький,
Осанистый, присадистый,
Шестидесяти лет;
Усы седые, длинные,
Ухватки молодецкие,
Венгерка с бранденбурами,
Широкие штаны.
Гаврило Афанасьевич,
Должно быть, перетрусился,
Увидев перед тройкою
Семь рослых мужиков.
Он пистолетик выхватил,
Как сам, такой же толстенький,
И дуло шестиствольное
На странников навел.
Какой-то он ненастоящий, ненатуральный — может, потому, что и речи его не искренни, и либеральность показная, как дань времени? И сама фамилия Оболта-Оболдуева говорящая с одной стороны, фамилия-прозвище, а с другой стороны, прозрачный намек на его татарское происхождение. Этот русский барин в начале разговора с крестьянами хочет «подвести идеологическую базу» под свое господство, объясняя,
Что значит слово самое:
Помещик, дворянин,
рассказывая о своем родословном дереве. Он всерьез гордится упоминанием своих предков в старинных русских грамотах:
…гласит
та грамота: «Татарину
Оболту-Оболдуеву
Дано суконце доброе,
Ценою в два рубля;
Волками и лисицами
Он тешил государыню,
В день царских именин
Спускал медведя дикого
С своим, и Оболдуева
Медведь тот ободрал.
Или в другой грамоте:
«Князь Щепин с Васькой Гусевым
(Гласит другая грамота)
Пытал поджечь Москву,
Казну пограбить думали,
Да их казнили смертию.»
Не вникая в тонкости геральдики, крестьяне поняли суть представителей того древнего рода:
— Как не понять! С медведями
Немало их шатается,
Прохвостов, и теперь, —
ни минуты не сомневаясь в том, что стоящий перед ними Оболдуев — достойный наследник этих бродяг и грабителей:
А ты, примерно, яблочко
С того выходишь дерева?
Крестьян не обманули его либеральные речи, они уловили главное в его системе — «удар скуловорррот», сожаление за прошлым паразитическим существованием с постоянными развлечениями, и боязнь будущего, что придется меняться, приспосабливаться к переменам.
Колом сбивал их, что ли, ты
Молиться в барский дом?
Вот единственная мысль, возникшая у странников после «трогательного «повествования о том, как помещик по-отечески собирал в своем доме крестьян на праздники, да еще возникло сомнение, что крестьянам Оболт-Оболдуева хорошо жилось в родной вотчине, раз бежали они на заработки в чужие земли. И не на пьянство крестьян и заброшенность земель сетует ОболтОболдуев — его больше печалит утрата беззаботного существования. Ему глубоко претит требование:
Довольно барствовать!
Проснись, помещик заспанный!
Вставай! — учись! трудись!
Свое безделье, полнейшую безграмотность в ведении хозяйства помещик просто-напросто возводит в принцип:
Я не крестьянин-лапотник —
Я божиею милостью
Российский дворянин!
Россия — не неметчина,
Нам чувства деликатные,
Нам гордость внушена!
Сословья благородные
У нас труду не учатся.
<…>
Живу почти безвыездно
В деревне сорок лет,
А от ржаного колоса
Не отличу ячменного.
Голос Некрасова как бы подводит итог исповеди этого никчемного господина, балласта на трудовой жизни русского народа:
Коптил я небо божие,
Носил ливрею царскую,
Сорил казну народную
И думал век так жить…
Князь Утятин, которого в народе прозвали «Последышем», потому что он последний барин-крепостник, не может примириться именно с потерей возможности командовать над мужиками, с потерей неограниченной, бездумной власти. Наследники князя, якобы оберегая отца, пережившего вследствие реформы первый удар, а на самом деле боясь, чтобы он не завещал имение другим, подкупают крестьян принадлежавшей им ранее деревни Вахлаки, чтобы те продолжали изображать крепостных. По приказу барина-самодура разбрасывают стог с абсолютно сухим сеном (крестьяне убирают сено для себя), инсценируют порку бунтовщика, выслушивают длинные речи выживающего из ума князя. Существуют даже два старосты — настоящий и «шут», для потребы князю, который «соринку терял» — не богатство, а свои права помещика-угнетателя. И не только обещанные деревне, общине поемные луга (кстати, так и не отданные наследниками) заставляют крестьян склониться на просьбу наследников князя Утятина, а само сознание, что он — Последний.
А завтра мы Последышу
Пинка — и кончен бал!
Символичен конец помещика пана Глуховского во вставном эпизоде — сказании «О двух великих грешниках»: при убийстве пана падает громадный дуб — отпускаются грехи разбойничьему атаману Кудеяру. В поэме мы видим не только конкретные образы угнетателей, в существующем порядке Некрасов обвиняет всю систему самодержавия и крепостничества.
Земля родит змеенышей,
А крепь — грехи помещика.
Наряду с сатирическим изображением помещиков в поэме Некрасов обличает и представителей других угнетающих народ сословий. Это и священники, безразличные к народному горю, к нищете, думающие лишь о своей наживе:
У нас народ — все голь да пьянь,
За свадебку, за исповедь
Должают по годам.
Один из таких попов, встреченных нашими крестьянами-правдоискателями, больше считает свои личные, даже мелкие обиды, чем обиды и беды многострадального народа. Есть исключения среди людей духовного звания, как выходец из крестьян «седенький попик», рассказывающий о бунте в вотчине помещика Обрубкова Испуганной губернии, уезда Недыханьева, деревни Столбняки, о заключении в острог народного выборного Ермилы Гирина. Он не думает о своем покое и богатстве — наоборот, в его жизни, очевидно, за неблагонадежность много перемен по велению начальства:
Я в жизни много странствовал,
Преосвященный наш
Переводить священников
Любил…
Мы видим эпизодичные образы чиновников-взяточников, которые взяли в рекруты вне очереди Филиппа Корчагина, сочли помешанной Матрену Тимофеевну, которая в глубоком своем горе по поводу смерти младенца Демушки явилась к ним без взятки. Устами Якима Нагого поэт обличает чиновников, называя их в числе тех страшных дольщиков крестьянского труда:
А есть еще губитель-тать
Четвертый злей татарина,
Так тот и не поделится,
Все слопает один!
Предстает перед нами и фигура «государева посланного» на усмирение бунта, который «то лаской попробует», то «эполеты высоко поднимет», и готов скомандовать: «Пали». Все они — виновники того, что так трудно не только найти счастливца среди многострадального народа, но и нет
Непоротой губернии,
Непотрошенной волости,
Избыткова села.
Обличительная сила строк поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» направлена на формирование убеждений о неизбежности революционных преобразований, говорит о наивысшем подъеме освободительной борьбы 60— 70-x годов XIX века.

Вершиной творчества Н.А. Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Всю жизнь вынашивал Некрасов замысел произведения, которое стало бы народной книгой, то есть книгой «полезной, понятной народу и правдивой», отражающей самые важные стороны его жизни. Поэме Некрасов отдал долгие годы жизни, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, «по словечку» в течение двадцати лет. Тяжелая болезнь и смерть прервали работу Некрасова, но и то, что он успел создать, ставит поэму «Кому на Руси жить хорошо» в один ряд с самыми замечательными творениями русской литературы.

При всем многообразии типов, выведенных в поэме, ее главным героем является народ. «Народ освобожден. Но счастлив ли народ?» - этот главный вопрос, волновавший поэта всю жизнь, стоял перед ним и при создании поэмы. Правдиво изображая тягостное положение народа в пореформенной России, Некрасов ставил и разрешал важнейшие вопросы своего времени: кто виноват в народном горе, что делать, чтобы народ стал свободным и счастливым? Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:

Добра ты,царска грамота,

Да не про нас ты писана…

Какой-то барин кругленький;

Усатенький, пузатенький,

С сигарочкой во рту…

Традиционные в народной поэзии уменьшительно-ласкательные суффиксы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество «кругленького» человечка. С гордостью говорит он о древности своего рода. Помещик вспоминает старые благословенные времена, когда «не только люди русские, сама природа русская покорствовала нам». Вспоминая свое житье при крепостном праве - «как у Христа за пазухой», он с гордостью говорит:

Бывало, ты в окружности

Один, как солнце на небе,

Твои деревни скромные,

Твои леса дремучие,

Твои поля кругом!

Жители «скромных деревень» кормили и поили барина, обеспечивали своим трудом его разгульную жизнь, «праздники, не день, не два - по месяцу», а он, неограниченно властвуя, устанавливал свои законы:

Кого хочу - помилую,

Кого хочу - казню.

Помещик Оболт-Оболдувв вспоминает свою райскую жизнь: роскошные пиры, жирные индейки, сочные наливки, актеров собственных и «прислуги целый полк». По словам помещика, крестьяне отовсюду несли им «подарки добровольные». Теперь все пришло в упадок - «сословье благородное как будто все попряталось, повымерло!» Помещичьи дома разбираются на кирпичи, сады вырубают, воруют лес:

Поля - недоработаны,

Посевы - недосеяны,

Порядку нет следа!

Откровенной насмешкой встречают крестьяне хвастливый рассказ Оболт-Оболдуева о древности его рода. Сам-то он ни на что не пригоден. С особенной силой звучит ирония Некрасова, когда он заставляет Оболт-Оболдуева признаться в совершенной неспособности к труду:

Коптил я небо божие,

Носил ливрею царскую.

Сорил казну народную

И думал век так жить…

Крестьяне сочувствуют помещику и думают про себя:

Порвалась цепь великая,

Порвалась - расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!..

Презрение вызывает слабоумный «последыш» князь Утятин. Глубокий смысл имеет само название главы «Последыш». Речь идет не только о князе Утятине, но и последнем помещике-крепостнике. Перед нами выживший из ума рабовладелец, и мало человеческого осталось даже в его внешнем облике:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И разные глаза:

Один здоровый - светится,

А левый - мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

О помещике Утятине рассказывает бурмистр Влас. Он говорит, что помещик у них «особенный» - «весь век чудил, дурил, да вдруг гроза и грянула». Когда он узнал об отмене крепостного права, то вначале не поверил, а потом от огорчения слег - у него отнялась левая половина тела. Наследники, опасаясь, чтобы он не лишил их наследства, начинают во всем потакать ему. Когда старику стало получше, ему сказали, что мужиков приказано вернуть помещику. Старик обрадовался, велел отслужить молебен, звонить в колокола. С тех пор крестьяне начинают ломать комедию: делать вид, будто крепостное право не отменено. В имении пошли старые порядки: князь отдает глупые приказы, распоряжается, отдает приказ женить вдову семидесяти лет на соседе Гавриле, которому только исполнилось шесть лет. Крестьяне смеются над князем за его спиной. Только один мужик Агап Петров не хотел подчиняться старым порядкам, и когда его помещик застал за воровством леса, высказал Утятину все прямо, назвав его шутом гороховым. Утятина хватил второй удар. Старый барин уже не может ходить - сидит в кресле на крыльце. Но по-прежнему проявляет свою дворянскую спесь. После обильной трапезы Утятин умирает. Последыш не только страшен, но и смешон. Ведь он уже лишен былой власти над крестьянскими душами. Крестьяне согласились лишь «поиграть в крепостных», пока не умрет «последыш». Прав был непокладистый мужик Агап Петров, открывший князю Утятину истину:

…Последыш ты! По милости

Мужицкой нашей глупости

Сегодня ты начальствуешь,

А завтра мы последышу

Пинка - и кончен бал!