Почему кулиев считает себя должником своего народа. Почему поэт считает себя вечным должником народа? Размышляем о прочитанном

Почему кулиев считает себя должником своего народа. Почему поэт считает себя вечным должником народа? Размышляем о прочитанном

Когда на меня навалилась беда
И шёл я по отчему краю,
«Отдай свою боль мне», - сказала вода,
По горному склону стекая.

Сказала мне высь: «Обернись к небесам,
И в сердце растает тревога».
«Спокойно иди, я тебя не предам!» -
Тихонько шуршала дорога.

«Взгляни на мои голубые снега», -
Чуть слышно гора мне шептала.
«Приляг на траву», - поманили луга.
Прилёг я, и легче мне стало.

И стало всё просто, и понял я вдруг -
Иного не надо мне рая,
А только б дорога, да речка, да луг,
Да небо родимого края.

Когда на меня навалилась беда…

Каким бы малым ни был мой народ,
Он всё равно меня переживёт,
И будет жив мой край, гнездо в котором
И белый голубь вьёт, и чёрный ворон.

Я верую, что будет жить, как жил,
Мой малый род, чьё мужество, бывало,
И мужество и силу возвращало
Мне, потерявшему остаток сил.

В долинах будет созревать пшеница,
Как прежде, будут пахари трудиться,
И будет в небесах всходить луна,
И зимними ночами будет сниться
Уставшим людям близкая весна.

И пусть потом иные песни сложат,
Но всё же люди, прошлое ценя,
Те песни тоже будут петь, быть может,
Что пели и при мне и до меня.

И что с тобой, народ мой, ни случится,
Я знаю, будет жив язык родной,
В звучании которого продлится
Моя судьба и век недлинный мой.

С тобою, мой народ, должник твой вечный,
Ни дня я в жизни не был одинок
И сотворил за век свой быстротечный
Хоть и немногое, но всё, что мог.

Каким бы малым ни был мой народ…

Ответы на вопросы по стихотворениям Кулиева «Когда на меня навалилась беда…». «Каким бы малым ни был мой народ…»

2. Как Родина помогает герою стихотворения преодолеть беду?

Родные места отвлекают внимание героя на себя, он погружается в свои воспоминания, наслаждается красотой природы и постепенно забывает о своей беде.

3. Какой художественный приём использует поэт, говоря: «тихонько шуршала дорога», «поманили луга», «сказала вода»?

Этот прием называется «олицетворение».

4. Какие качества родного народа Кайсын Кулиев считает постоянными, переходящими из поколения в поколение?

Кайсын Кулиев в своём стихотворении «Каким бы малым ни был мой народ…» говорит о нескольких постоянных, переходящих из поколения в поколение качествах родного народа. Это:
— край-долгожитель, он будет жить вечно;
— мужество;
— трудолюбие;
— добрая традиция помнить устное народное творчество своего края;
бережное отношение к родному языку.

5. Почему поэт считает себя вечным должником своего народа?

Поэт считает себя обязанным воспевать свой край в стихах, помогать ему, как может, - в благодарность за то, что он его родил и воспитал таким, какой он есть.

1) Какое значение имеет в стихотворении эпиграф "Разговор в вагоне":
Ваня. Папаша кто строил эту дорогу
Папаша. Граф Пётр Андреевич Клейнмихель, душенька
2) Перечитайте первую часть стихотворения. Что вы можете сказать о человеке, который так увидел картину природы? Как картина природы связана с последующим разговором автора с соседями по вагону?

3) Почему Некрасов называет голод царём? В чём проявляется власть этого царя?
4) как вы понимаете строки:
Многие-в старшной борьбе,

к жизни воззвав эти дебри бесплодные,

гроб обрели здесь себе?....
какая мысль выражена антитезой?

5) Почему стихотворение обращено к детям?

6)Как вы думаете, почему поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги описанием прекрасной осенней природы? Почему поэт, а вслед за ним и актёр акцентирует слова: славная осень; покой и простор; морозные ночи; ясные, тихие дни; нет безобразия в природе; всё хорошо под сиянием лунным.

7) Какой приём использовал поэт, сначала дав описание осени, а затем показав страшную картину строительства железной дороги? как актёр средствами художественного чтения воспроизводит этот приём?

8) Железная дорога-стихотворение о далёком прошлом. Как вы считаете, есть ли в нём мысли, современные и для наших дней? Найдите эти строки.

Балкарский поэт Кайсын Шуваевич Кулиев родился в ауле Эл-Тюбю, расположенном в верховьях живописного Чегемского ущелья, в семье скотовода и охотника. Талантливый ребенок с детства проявлял артистические и поэтические способности. Восемнадцатилетним юношей приезжает он в Москву и поступает в Институт театрального искусства (ГИТИС).

Кулиев имел счастье слушать стихи в исполнении таких выдающихся артистов, как В. Качалов, Л. Леонидов, М. Тарханов, И. Москвин. Будучи студентом ГИТИСа, он перевёл на балкарский язык стихотворения М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, драмы французского драматурга XVII века Ж.-Б. Мольера.

Интерес к поэзии привёл Кулиева на вечернее отделение Литературного института. Первый его поэтический сборник под названием «Привет, утро» вышел в 1940 году. Героями стихов Кулиева стали труженики-горцы: чабаны, кузнецы, табунщики. Его стихи о природе отличаются сочетанием спокойных зарисовок родных пейзажей и описаний грозных стихий природы.

С первых дней войны Кулиев отправляется на фронт. Суровость войны не ожесточила душу поэта-лирика, чьи стихи печатались во фронтовой газете. В 1944 году Кулиев был демобилизован, но возвратиться на родную землю не мог, потому что его народ был выслан в Среднюю Азию. За годы работы в Союзе писателей Киргизии Кулиев создаёт цикл стихов о прошлом своей родины («Над старой книгой горских песен», «Трава растёт», «Жизнь»). В 1956 году поэт возвращается на балкарскую землю, и начинается самый плодотворный период его творчества. В своих книгах стихов - «В доме друзей», «Мои соседи», «Хлеб и роза» - поэт мечтает о совершенном мире, о торжестве света и добра. В «Чегемской поэме» (1980) поэт выразил свое отношение к мужественным землякам-труженикам, рассказал о местах, любимых им с детства.

Р. 3. Хайруллин

      Когда на меня навалилась беда
      И шёл я по отчему краю,
      «Отдай свою боль мне», - сказала вода,
      По горному склону стекая.

      Сказала мне высь: «Обернись к небесам,
      И в сердце растает тревога».
      «Спокойно иди, я тебя не предам!» -
      Тихонько шуршала дорога.

      «Взгляни на мои голубые снега», -
      Чуть слышно гора мне шептала.
      «Приляг на траву», - поманили луга.
      Прилёг я, и легче мне стало.

      И стало всё просто, и понял я вдруг -
      Иного не надо мне рая,
      А только б дорога, да речка, да луг,
      Да небо родимого края.

      Каким бы малым ни был мой народ,
      Он всё равно меня переживёт,
      И будет жив мой край, гнездо в котором
      И белый голубь вьёт, и чёрный ворон.

      Я верую, что будет жить, как жил,
      Мой малый род, чьё мужество, бывало,
      И мужество и силу возвращало
      Мне, потерявшему остаток сил.

      В долинах будет созревать пшеница,
      Как прежде, будут пахари трудиться,
      И будет в небесах всходить луна,
      И зимними ночами будет сниться
      Уставшим людям близкая весна.

      И пусть потом иные песни сложат,
      Но всё же люди, прошлое ценя,
      Те песни тоже будут петь, быть может,
      Что пели и при мне и до меня.

      И что с тобой, народ мой, ни случится,
      Я знаю, будет жив язык родной,
      В звучании которого продлится
      Моя судьба и век недлинный мой.

      С тобою, мой народ, должник твой вечный,
      Ни дня я в жизни не был одинок
      И сотворил за век свой быстротечный
      Хоть и немногое, но все, что мог.

Размышляем о прочитанном

  1. Стихотворение Кайсына Кулиева о Родине начинается словами «Когда на меня навалилась беда...». Как вы думаете, почему у человека в особенно сложных, трудных ситуациях обостряется чувство Родины?
  2. Как Родина помогает герою стихотворения преодолеть беду?
  3. Какой художественный приём использует поэт, говоря: «тихонько шуршала дорога», «поманили луга», «сказала вода»?
  4. Какие качества родного народа Кайсын Кулиев считает постоянными, переходящими из поколения в поколение?
  5. Почему поэт считает себя вечным должником своего народа?

Творческое задание

Как вы думаете, почему, размышляя о судьбе народа, поэт особо говорит о родном языке? Почему, пока жив язык, жив народ? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.