Конспект занятия «Как жили наши предки-славяне» (старшая группа). Конспект занятия «Как жили наши предки-славяне» (старшая группа) Как жили наши далекие предки презентация
Читайте также
Перуанские индейцы для запоминания придумали узелковое письмо – кипу. Это толстая веревка, к которой в виде бахромы подвязывались разноцветные шнуры разной длины и толщины. Узлы на шнурках завязывались простые, двойные, тройные, и располагались они то на конце шнурка, то почти у самой веревки.
При раскопках городов учёных заинтересовали кусочки берёсты, верхнего слоя берёзовой коры. Они оказались грамотами XΙ века. Буквы не писали, а выдавливали заострёнными палочками из кости или дерева. Берестяная связка мальчика Онфима. Тетради семилетнего школьника. Там и азбука, и упражнения для чтения по складам, и разные рисунки.
Американские индейцы покрывали изображениями шкуры животных Сырую шкуру – козью, овечью или телячью – вымачивали в воде, чтобы размякла. Потом соскабливали ножом мясо и вновь вымачивали, добавив золу. После этого шерсть снималась специальным скребком. Затем шкуру сушили, растянув на специальной раме, выглаживали, натирали мелом и полировали. Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон.
Бревно очищается от коры Размалывается в древесную массу Массу просеивают и промывают Взбивают в специальной машине, смешивают с водой и отправляют в бумагоделательную машину. Вода уходит из массы через сито, остаток воды удаляется с помощью насоса, сито вибрирует и волокна сцепляются между собой. Влажная масса проходит под круглым валиком, спрессовывающим её в гладкий лист. Лист проходит под множеством валиков, разглаживается, сушится.
Листья ананаса - Вьетнам. Эйхорния - водный гиацинт (сорняк, разрастается в пресноводных водоемах) - Индия. Отходы тростника - Куба. Древесные листья – Венгрия. Из ревеня – лист бумаги – школьница из Дании. Макулатура – старые, ненужные газеты и другая бумага. Новая бумага из макулатуры очень прочная, красивая, белого цвета, а самое главное – она позволит сберечь огромное количество первосортной, прежде всего хвойной древесины.
ВЫВОДЫ: 1.До изобретения бумаги люди использовали для письма различные средства и способы. 2.Мы узнали, что бумагу начали делать в Китае, около 2000 лет назад из древесины. 3. Мы познакомились с тем, как изготавливают бумагу сейчас. 4.Собрав коллекцию видов современной бумаги, мы узнали, как она называется и где применяется.
ЛИТЕРАТУРА 1.Ивич А. Приключения изобретений: Научно-художественные рассказы / Рис. А. Файдель; Оформ. В.Любин. – М.: Дет.лит., – 176 с.: ил. 2.Крутецкая В.А. Доклады и сообщения по русскому языку для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», – 80 с.: ил. – (Серия «Начальная школа»). 3.Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. Для младшего школьного возраста. Изд. – «Малыш», Паль Р. Человек придумал книгу. – М.: Сов. Россия, – 336 с.: ил. 5.Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Компания «Ключ – С» Филологическое общество «СЛОВО» Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. АСТ Москва Т. 9,6,1,4 6. Книга: Энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум, А. А. Беловицкая, А. А. Говоров и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, – 800 с.: ил. 7. Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, – 1600 с. 8. Словарик книголюба // Горбачевский Б. С. В стране книголюбов. – М., – С Юному книголюбу: Словарь-справочник / Под ред. И. Я. Линковой. – М.: Книга, – 192 с.
Цель: формировать у учащихся интерес к изучению прошлого своей Родины; воспитывать у детей эмоциональ - оценочное отношение к действительности, развивать кругозор, мышление, воображение.
Жизнь наших предков изучает наука история. Все то, что может рассказать о прошлом людей, называется историческими источниками.
.Бесценны старинные рукописные и печатные книги, письма, воспоминания,хозяйственные записи людей, указы правителей. А также - летописи: рукописные книги, в которых описывали жизнь наших предков и известные им события по годам-летам
Это надписи, дающие возможность изучать события прошлого. Старинные надписи и рисунки находят на посуде, монетах, оружии, на стенах древних строений и пещер.
Это орудия труда, домашняя утварь,оружие, монеты. одежда, украшения – все,что сделано руками человека.
Человеческая память коротка. Но есть еще и другая память. Она называется культурой. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции, которые передаются через песни, сказания, предания – то, что называется устным народным творчеством. Источником исторических знаний является и твой родной язык.
О прошлом народа можно узнать из устных преданий, былин, сказок, песен, поговорок.
Чтобы выжить, нащи предки приспосабливались к природным условиям. Они охотились и бортничали. Охотились с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали каменные топоры и пращи-ремни для метания камней.
Из стеблей трав шили легкую одежду. Из дикого льна, конопли, крапивы получали тонкие и прочные волокна. Из нитей ткали полотно.Выбеливали его под солнечными лучами.
СССвященным был у наших предков ОГОНЬ.
И наступил 980 год. На киевский престол взошел молодой князь Владимир. И повелел он установить на холме возле княжьего двора идолов деревянных, тем самым признав на великой Руси Пятибожие
Ветер, ветрило,Из семи-старший брат,Ты не дуй со гнилого угла,Ты полей дождем с запада.Ты подуй-ка теплым теплом,Сослужи службу роду нашему,Пригони дожди добрые,Пахарям – радость,А тебе буйному – на славу!
Использовали наши предки и обереги от разных несчастий.
ОДЕЖДУ, ПРЕДМЕТЫ БЫТА УКРАШАЛИ ЗНАКАМИ СОЛНЦА, ЗЕМЛИ, РАСТЕНИЙ.
ВЕРИЛИ В ДОБРЫХ И ЗЛЫХ ДУХОВ.
МасленицаКолядкиСвяткиИван Купала и др.
Позже у разных народов появились веры в людей, оставивших учения о том, как надо жить в обществе.
Христианство – вера в учение Христа.
Буддизм -
вера в учение Будды
Мусульманство – вера в учениеПророка Магомета
веры призывают к добру
Все веры призывают к добру. Учат, если обидишь кого, то будет тебе несчастье. А если сделаешь добро и тебе будет добро от других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.
Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп...
Слайд 2
Цель:
- формировать у учащихся интерес к изучению прошлого своей Родины;
- воспитывать у детей эмоциональ - оценочное отношение к действительности, развивать кругозор, мышление, воображение.
Слайд 3
А преданья старины
Забыватьмы не должны
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела-
Далеко ушла Россия
От страны какой была.
Умный сильный наш народ
Далеко глядит вперед,
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слайд 4
История вокруг нас
Жизнь наших предков изучает наука история. Все то, что может рассказать о прошлом людей, называется историческими источниками.
Слайд 5
Письменные источники
Бесценны старинные рукописные и печатные книги, письма, воспоминания,хозяйственные записи людей, указы правителей. А также - летописи: рукописные книги, в которых описывали жизнь наших предков и известные им события по годам-летам.
Это надписи, дающие возможность изучать события прошлого.
Старинные надписи и рисунки находят на посуде, монетах, оружии, на стенах древних строений и пещер.
Слайд 7
Устное народное творчество
Устное народное творчество
Человеческая память коротка. Но есть еще и другая память. Она называется культурой. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции, которые передаются через песни, сказания, предания – то, что называется устным народным творчеством. Источником исторических знаний является и твой родной язык.
О прошлом народа можно узнать из устных преданий, былин, сказок, песен, поговорок.
Слайд 8
Как наши предки осваивали природу
Чтобы выжить, наши предки приспосабливались к природным условиям. Они охотились и бортничали. Охотились с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали каменные топоры и пращи-ремни для метания камней.
Слайд 9
- Из стеблей трав шили легкую одежду.
- Из дикого льна, конопли, крапивы получали тонкие и прочные волокна.
- Из нитей ткали полотно.
- Выбеливали его под солнечными лучами.
Слайд 10
Священным был у наших предков ОГОНЬ.
Слайд 11
Слайд 12
Чему поклонялись наши предки
И наступил 980 год. На киевский престол взошел молодой князь Владимир. И повелел он установить на холме возле княжьего двора идолов деревянных, тем самым признав на великой Руси Пятибожие.
Слайд 13
Бог Солнца - Даждьбог
Бог Солнца - Даждьбог
Слайд 14
Бог ветра - Стрибог
Ветер, ветрило,
Из семи-старший брат,
Ты не дуй со гнилого угла,
Ты полей дождем с запада.
Ты подуй-ка теплым теплом,
Сослужи службу роду нашему,
Пригони дожди добрые,
Пахарям – радость,
А тебе буйному – на славу!
Слайд 15
Перун – бог грозы и грома
Перун – бог грозы и грома
Слайд 16
Бог земли – кормилицы Мокоша
Бог земли – кормилицы Мокоша
Слайд 17
Использовали наши предки и обереги от разных несчастий.
Слайд 18
Одежду, предметы быта украшали знаками Солнца, земли, растений
Верили в добрых и злых духов.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2
слайд
Описание слайда:
С давних времён жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Ставни использовались для защиты от холода и ветра и были неотъемлемым атрибутом каждого дома. Ставень – дощатая створка для прикрытия окна. По убранству оконных ставень можно было судить о достатке хозяина дома. В некоторых домах на окнах ставились наличники. *
3
слайд
Описание слайда:
Наличник – накладная фигурная профилированная планка из дерева в виде рамы вокруг окон, декоративно оформленная, украшенная резьбой. Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной коробкой. Наличники на окнах – словно лицо дома, его визитная карточка. Кроме того по народным поверьям наличники защищали от нечистой силы. *
4
слайд
Описание слайда:
Обстановка в избе была тоже скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела. Центральное место занимала печь. «Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы. Больше всего времени у печи проводила хозяйка. На шестке, это небольшая площадка перед топкой печи, стояли чугуны. Чугунок - металлическая емкость округлой формы, предназначенная для приготовления пищи в русской печи, преимущественно для варки и тушения. *
5
слайд
Описание слайда:
Иногда на шесток ставили таганок, металлический обруч на ножках, служащий подставкой для котла, чугуна при приготовлении пищи на огне. Когда протоплялась печь, её закрывали заслонкой, печной дверцей в виде железного листа с ручкой. *
6
слайд
Описание слайда:
При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Перед посадкой хлебов в печь кочергой очищали от угля и золы под печи (нижняя кирпичная поверхность печи, на которую кладут дрова). Кочерга - это длинный, толстый железный прут с загнутым под прямым углом концом. *
7
слайд
Описание слайда:
С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Хозяйка использовала также сковородник - домашний печной инструмент, состоящей из длинной палки с приспособлением на конце для захватывания сковороды, который представляет собой крюк. Сковородником доставали горячие сковороды из печи. *
8
слайд
Описание слайда:
В боковой стене печи делали неглубокие ниши – печурки, где обычно сушили лучину, мокрые рукавицы, валенки. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. *
9
слайд
Описание слайда:
Ни одна семья не могла обойтись без глиняной посуды: горшка, корчаги, крынки, кувшина. Горшок, глиняный сосуд с широким открытым верхом, использовался для приготовления пищи. В каждом крестьянском хозяйстве имелась обязательно корчага, большой глиняный сосуд. *
10
слайд
Описание слайда:
В глиняных крынках обычно хранили и подавали к столу молоко или простоквашу. Кувшин - как и кринка, глиняный сосуд с узким и высоким горлом. Он имел небольшой носик и изогнутую ручку. Кувшины считались праздничной посудой, и из них могли угощать не только молоком, но и квасом, брусничной водой, пивом. *
11
слайд
Описание слайда:
Зерно или какие-либо продукты размельчали в специальной ёмкости – деревянной или чугунной ступе. Необходимой принадлежностью ступы был пест. Он представлял собой длинную толстую палку с перехватом посередине для удобства работы. Ступой пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели. * *
12
слайд
Описание слайда:
Для хранения и просеивания муки хозяйка использовала сельницу - плоскую деревянную чашу. Для размешивания теста, смешивания различных жидкостей, взбивания масла служила еловая или сосновая палка с коротко срезанным на конце разветвлениями нескольких сучьев, которая называлась мутовкой. Это прародительница современных миксеров. * *
13
слайд
Описание слайда:
В каждом хозяйстве были кадки и бочки. Кадка (кадушка) использовалась для заготовки впрок солений, квашений, мочений, для хранения сыпучих продуктов (муки, крупы). Бочка - это ёмкость закрытого типа для транспортировки и хранения жидкостей, сухих сыпучих веществ, продуктов. Заливное отверстие на боковине затыкала пробка, а на торце находился сливной краник. *
14
слайд
Описание слайда:
Наши предки широко использовали бересту, из которой изготовляли туеса. Туес (буерак) – крестьянская утварь из берсты для хранения и переноски сыпучих продуктов, для сбора ягод, грибов орехов. *
15
слайд
Описание слайда:
В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. Над входной дверью, между печкой и стеной крепили полати - навесной деревянный настил. Полати делали высокие, на уровне высоты печи. На полатях спали, так как печь долго сохраняет тепло, сушили лен, пеньку, лучину. Полати были излюбленным местом детей: и как место для спанья, и как самый удобный наблюдательный пункт во время крестьянских праздников и свадеб. *
16
слайд
Описание слайда:
17
слайд
Описание слайда:
Самым почётным местом в избе, которое находилось по диагонали от печи, был красный угол. С эпитетом “красный” очень много связано. Красный значит красивый, главный. Место за столом в красном углу было наиболее почетным и предназначалось для хозяина, священника или других важных гостей. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. *
18
слайд
Описание слайда:
Основным украшением красного угла была божница – полочка с иконами, перед которыми горела лампада, подвешенная к потолку, поэтому его называли еще «святым». Под божницей благословляли на все важные и даже простые, обыденные дела: на пахоту земли, посев, на дальний путь или ближнюю дорогу, благословляли воинов, идущих на войну, и молодых, идущих к венцу, благословляли женщину, у которой начинались схватки, на благополучные роды. Божницу украшали вышитым рушником и цветами. *
19
слайд
Описание слайда:
На центральной балке - «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку, детскую колыбель. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала. В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках. *
20
слайд
Описание слайда:
Для освещения избы раньше использовали лучину – тонкую длинную щепку сухого дерева, которую закрепляли в светец - специальное металлическое приспособление. Под лучины ставили сосуд с водой. Вода отражала и множила свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки. *
21
слайд
Описание слайда:
* На смену лучине пришла керосиновая лампа (керасинка). Устройство этого светильника основано на сгорании керосина – продукта перегонки нефти.
22
слайд
Описание слайда:
* В начале XX века стали появляться патефоны и граммофоны - механические устройства для проигрывания граммофонных пластинок. Эти аппараты не требовали подключения к электросети В движение они приводились от руки. Под патефон и граммофон танцевали на площадках в парках. Но они были весьма несовершенны. Шипение, треск и искажения были их постоянными спутниками.
23
слайд
Описание слайда:
* Кровати раньше были на ножках, если накрыть ее одеялом или покрывалом, то просматривался пол. Для украшения и маскировки под покрывало заправляли подзор. Подзор – это декоративная деталь, украшающая постель в крестьянском жилище. Представляет собой полосу ткани с вышивкой или кружевом, пришиваемую к одному из длинных краев простыни так, что при застеленной постели подзор остается открытым и свисает над полом.
24
слайд
Описание слайда:
В давние времена пряжу для вязания не покупали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Эту шерсть расчёсывали чесалкой, специальным инструментом с «ежиком» длинных острых деревянных иголок. Получали вычесанный от мусора пучок шерсти, который назывался куделей. Для ручного прядения пряжи использовалось веретено - деревянная точёная конусообразная палочка. *
25
слайд
Описание слайда:
Позже появилась прялка, которая была особой гордостью хозяек. Прялка состоит из узкой вертикальной ножки, на верхнем конце которой находится лопасть, на которую привязывается куделя и горизонтальной ножки (донце), где сидит пряха. *
26
слайд