Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных. Правописание слов с суффиксами - ок, -ек Правописание суффиксов ок ек в существительных

Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных. Правописание слов с суффиксами - ок, -ек Правописание суффиксов ок ек в существительных

Суффикс – ок- всегда под ударением.

а) сверчок , жучок

37. Написание суффикса –ец- и –иц- и сочетания – ичк- и –ечк-.

1) В именах существительных мужского рода пишется суффикс – ец -.

а) братец , красавец

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

2) В именах существительных женского рода пишется суффикс иц -.

а) девиц а, красавиц а

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

3) Сочетание –ичк- пишется в словах, образованных от слов на – ица.

а) сестрица – сестричк а, лисица - лисичк а

б) запиши проверочное слово

4) В остальных случаях пишется сочетание –ечк-.

а) дочка- дочечк а, чашка – чашечк а

б) запиши проверочное слово

38. Написание сочетаний –инк-, -енк-.

1) Сочетание – инк- пишется в словах, образованных от слов с суффиксом –ин- и окончанием и окончанием –а.

а) вершин а – вершинк а, трещин а - трещинк а

б) запиши проверочное слово

2) Сочетание – енк- пишется в словах, образованных от слов на – на, -ня .

а) вишня- вишенк а, сосна -сосенк а

б) запиши проверочное слово

39. Написание окончаний имён существительных после шипящих и ц.

В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением

пишется буква о , а без ударения в этих же окончаниях пишется буква е .

а) свечо"й ту"ч ей, карандаш о"м -ду"ш ем

б) запиши слово, поставь ударение, подчеркни орфограмму.

40. Перенос слов.

1) При переносе слов нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога.

Нельзя переносить: ст-рах, просмо-тр.

Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

2) Нельзя отрывать буквы «Ъ» и «Ь» от предшествующей согласной.

3) Нельзя отрывать «Й» от предшествующей гласной.

4) Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

5) При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идет согласная.

6) При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

7) При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

8) Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными. Это правило не относится к двойным согласным второй основы в сложных словах, например: ново-введение.

9) Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращенных

10) Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишушиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами,

например: СССР, КЗоТ, ТУ-104.

11) Многие слова можно переносить различными способами; при этом

шу-мный, шум-ный; дет-ский, детс-кий;

лов-кий, ло-вкий;

класс-ный, клас-сный; дерз-кий, дер-зкий, дерзкий; бит-ва, би-тва;

род-ство, родст-во, родс-тво;

скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий

кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крестьянин.

12) Некоторые слова не подлежат переносу, например:

Азия, узнаю, фойе.

13) Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа:

и т.п., и пр., т.е. ж.д., о-во.

14) Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме ти-

ре, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью

прерванной прямой речи.

15) Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку или открываю-

щие кавычки.

Перенеси слово правильно, запиши еще 3 слова с переносом, запиши еще 3 слова, которые нельзя переносить.

Анализируем слово как часть речи

1. Название части речи; на какой вопрос слово отвечает; что обозначает(при затруднении выясняй, как оно может изменяться).

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

2. Начальная форма:

им. п., ед. ч.

кто? что?

им. п., ед. ч., м. р.

неопр. ф. гл.

что (с)делать?

3. Постоянные признаки:

склонение

спряжение

4. Форма, в которой слово употреблено:

число

падеж

число

падеж

(Узнай их по слову-

командиру: ×)

время

число

(для прош. вр. ед. ч.)

лицо

(для наст.и буд. вр.)

5. Роль в предложении: каким членом является; если второстепенным, выпиши словосочетание, в

которое оно входит как зависимый член, покажи

Слова с суффиксами –ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом –ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» — «кустек», «мячик» — «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

Когда следует ставить букву «и»?

А какие слова с суффиксами –ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом –ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце — «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом –ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик – карандашИка;
  • диванчик – диванчИка;
  • огурчик – огурчИка;
  • калачик – калачИка;
  • кустик – кустИка;
  • носик – носИка;
  • стульчик – стульчИка;
  • пальчик – пальчИка;
  • личико – личИка;
  • мальчик – мальчИка;
  • ключик – ключИка;
  • мячик – мячИка;
  • самолётик – самолётИка;
  • листик – листИка;
  • винтик – винтИка;
  • бантик – бантИка;
  • мостик – мостИка;
  • кирпичик – кирпичИка;
  • дождик – дождИка;
  • садик – садИка и пр.
  • Когда следует ставить букву «е»?

    О том, как можно проверить слово с суффиксом –ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему –ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс –ек-.

    Приведем наглядные примеры:

  • звоночек – звоноЧКа;
  • внучек – внуЧКа;
  • огонёчек – огонёЧКа;
  • горошек – гороШКа;
  • ножичек – ножиЧКа;
  • комочек – комоЧКа;
  • свисточек – свистоЧКа;
  • молоточек – молотоЧКа;
  • листочек – листоЧКа;
  • орешек – ореШКа;
  • сыночек – сыноЧКа;
  • стебелёчек – стебелёЧКа;
  • кусочек – кусоЧКа;
  • мешочек – мешоЧКа;
  • цветочек – цветоЧКа;
  • платочек – платоЧКа;
  • пирожочек – пирожоЧКа;
  • котёночек – котеноЧКа и проч.
  • Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом –ик-, а какое – с суффиксом –ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

    Имена существительные с суффиксом –ок-

    Выше мы рассмотрели слова с суффиксом –ик-. –Ок- так же является морфемой имен существительных. Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе –ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

    Суффиксы –ек- и –ок- после щипящих согласных

    О том, какие слова с суффиксом –ик-, -ек- и –ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: «В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких – «о»?» Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

    Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

    Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему –ок-. Приведем наглядный пример:

  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.
  • Что касается суффикса –ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

    Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.
  • Способы образования слов при помощи суффикса –ок-

    Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом –ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к основе слова. В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).
    Что касается суффикса –ок-, то он придает несколько другие значения:

    Правило ок ёк

    § 54. Правописание суффиксов.

    1. -ик, -ек. Чтобы различить суффиксы -ик, -ек (-ок) , надо помнить, что при склонении слова суффикс -ик сохраняет гласный звук, а суффикс -ек (-ок) утрачивает гласный звук: ключ-ик – ключ-ик -а, огурч-ик – огурч-ик , но цветоч-ек – цветоч-к -а, огонёч-ек – огонёч-к .
    2. -ок, -ек. После шипящих под ударением пишется -ок : береж о к , волч о к , петуш о к , сапож о к . Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: н о жичек , ор е шек .
    Упражнения.
    3. -ец , -иц- а . Суффикс -ец бывает только в словах мужского рода, а суффикс -иц- а бывает только в словах женского рода: хлебец , старец , но: конниц а, лужиц а .
    Упражнение.
    4. -ец- о, -иц- е . В существительных среднего рода пишется -ецо , если ударение падает на окончание, и пишется -ице , если ударение падает на основу: письмецо , ружьецо , но платьице , креслице .
    Упражнения.
    5. инк -а, -енк- а . Суффикс -инк- а пишется в существительных, которые образованы от слов на -ин- а , имеющих значение единичности: соломин а – соломинк а, проталин а – проталинк а ; -енк- а пишется в словах, образованных от существительных, основа которых в род. пад. множ. числа оканчивается на -ен : пашн я – пашен (род. пад. множ. числа) – пашенк а; басн я – басен – басенк а; сосн а – сосен – сосенк а .
    Но: деревня – деревень – деревень ка; кухня – кухонь – кухонь ка .
    Упражнения.
    6. -ушк-, -юшк-, -ышк- . Суффикс -ышк- употребляется в существительных среднего рода: солнышк о, перышк о . Суффикс -ушк-, -юшк- пишется в словах мужского и женского рода: дедушк а, соседушк а, коровушк а, волюшк а, батюшк а, хлебушк о . Суффикс -юшк- пишется также в словах среднего рода с мягкой основой: поле – полюшк о, горе – горюшк о . 7. После суффиксов -ушк- (-юшк-), -ишк- пишется окончание или :
    а) В существительных женск. рода пишется всегда окончание ; головушка , волюшка , землишка .
    б) В существительных мужск. рода, если они обозначают одушевлённые предметы, пишется окончание : дедушка , сынишка ; если же они обозначают неодушевлённые предметы, то пишется окончание : хлебушко , дворишко .
    в) В существительных средн. рода пишется всегда окончание -о: полюшко , письмишко , стёклышко , крылышко .
    Упражнения.
    8. -ичк- а, -ечк- а . Суффикс -ичк- а (обычно с ударяемым и ) пишется в существительных, образованных от слов на -иц- а или -ик- а : стран и ца – стран и чк а, лис и ца – лис и чк а, л е стница – л е стничк а, землян и ка – землян и чк а . В остальных случаях пишется -ечк- а : ложка – ложечк а, бумажка – бумажечк а, скамейка – скамеечк а .
    Упражнения.
    9. -ёнк- а (-онк- а), -ёнок (-онок) . После шипящих под ударением вместо -ёнк- а, -ёнок пишется -онк- а, -онок : книж о нк а, медвеж о нок , мыш о нок , галч о нок .
    10. -еньк- а, -оньк- а . В ласкательных суффиксах -еньк-, -оньк- после н пишется ь: маменьк а, берёзоньк а .
    Упражнения.
    11. -ищ- е, -ищ- а . Суффикс -ищ- е (с окончанием ) пишется в словах мужского и среднего рода (склоняются по 2-му склонению): дом – домищ е, нос – носищ е, болото – болотищ е, бревно – бревнищ е. Суффикс -ищ- а (с окончанием ) пишется в словах женского рода (склоняются по 1-му склонению): скука – скучищ а, лапа – лапищ а, борода – бородищ а.
    Упражнения.

    12. -щик, -чик. После согласных суффиксы -шик и -чик в произношении трудно различаются. В сомнительных случаях нужно помнить, что в существительных, которые обозначают людей по характеру их занятий и действий, пишется суффикс -чик , если перед суффиксом стоит т, д, с, з, ж: летать – лётчик , переводить – переводчик , разносить – разносчик , возить – возчик , перебежать – перебежчик . После других согласных пишется -щик : наборщик , каменщик , пальщик . После т только несколько слов, главным образом иностранного происхождения, имеют суффикс -щик : флейтщик , ремонтщик , бриллиантщик и др.
    Перед суффиксами -щик и -чик мягкий знак пишется только после буквы л: стульчик , курильщик , пильщик (но: кончик , банщик , каменщик ).
    Упражнения.

    § 55. Правописание частицы не с существительными.

    Частица не пишется с существительными слитно:
    1) если без частицы не существительное не употребляется: невзгода, ненастье, неряха, негодование ;
    2) если прибавлением частицы не образуется новое слово, которое можно заменить другим, близким по значению словом: неприятель – враг, несчастье – беда .
    Частица не пишется при существительных раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление: Это не правда (а ложь). Он мне не приятель (а только знакомый).
    Упражнения.

    stcreserv.narod.ru

    Урок русского языка в 3-м классе по теме «Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных»

  • совершенствовать знания учащихся о написании суффикса -ок-,
  • развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать,
  • воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.
  • 1. Организационный момент

    Учебник на столе у вас?
    А ручки и тетрадки?
    Тогда урок начнем сейчас,
    Раз все у вас в порядке.
    Будьте внимательны,
    Послушны и наблюдательны.
    Чтобы русский язык познавать,
    Нужно серьезно все изучать.

    Птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер.

    3. Изучение нового материала.

    Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

    Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

    Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

    4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.

    башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7 , проверка)

    5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

    №1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-.

    6. Работа в парах.

    Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-.

    сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

    Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-.

    Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.

    Утром бабочка проснулась,
    Потянулась, улыбнулась.
    Раз – росой она умылась,
    Два – изящно покружилась.
    Три нагнулась и присела,
    На четыре – улетела.

    Зарядка для глаз.

    Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

    8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

    Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

    Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

    снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Суффиксы с уменьшительно-ласкат­ ельным значением. Примеры суффиксов?

    Какие в русском языке есть суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением?

    Уменьшительно-ласкательные суффиксы, или суффиксы субъективной оценки в русском языке не являются словообразовательными: они образуют формы слова, в основном имён существительных.

    Сгруппируем их по родам.

    Суффиксы имён существительных мужского рода :

    2) -ик- : листик;

    3) -чик- : чемоданчик;

    4) -ец- : народец;

    6) -ышк-/-ушк- : воробышек, камушек.

    Суффиксы имён существительных женского рода :

    1) -к- : ручка;

    2) -ц- : дверца;

    3) -ичк- : рукавичка;

    4) -очк-/-ечк- : иголочка, книжечка;

    5) -ньк- : реченька, Наденька;

    6) -ушк-/-юшк- : головушка, девчушка, нянюшка;

    7) -еночк- : девчоночка;

    8) —урк- : девчурка;

    9) -ус-// -ул- : мамуся, Ленуся; мамуля.

    Суффиксы существительных среднего рода :

    1) -к- : молочко;

    2) -ц-/-ец-/-иц- : зеркальце, пальтецо, платьице;

    3) -ышк-/-ишк- : гнёздышко, домишко;

    4) -ушк-/-юшк- : хлебушко, полюшко;

    5) -ечк- : словечко.

    Суффиксы имён прилагательных :

    -оньк/-еньк- : мягонький, сладенький.

    Словообразовательные суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением:

    Оньк- полосонька, лисонька, Лизонька;

    Еньк- зоренька, дороженька, Сашенька, маменька, папенька;

    Иньк- заинька, баиньки, паинька;

    Ин+к- горошинка, ссадинка, соломинка;

    Енк- беженка, неженка, француженка;

    Ик- ключик, ножик;

    Ек- замочек, кусочек, мешочек;

    Ок- волчок, кулачок;

    Ец- письмецо, ружьецо;

    Иц- мителица, красавица, маслице,креслице;

    Ич+к лисичка, лестничка, луковичка.

    В русском языке с уменьшительно-ласкательным значением существует множество суффиксов.

    Существительным придадут уменьшительно-ласкательное значение следующие суффиксы :

    ножка, головка, голубка, ручка;

    -ик, -ек :

    столик, скверик, карандашик, веничек, веночек;

    ок-/ёк :

    башмачок, сундучок, крючок, пушок, пенёк, денёк;

    -ец-, -иц-:

    лужица, рожица, креслице, маслице, пальтецо, письмецо;

    -ечк-/очк :

    семечко, темечко, имечко, времечко, ситечко, утречко, звездочка, кисточка, весточка;

    -оньк-/-еньк-/ёньк- :

    головонька, лисонька, рученька, ноженька;

    -ышк-/-ишк -:

    перышко, солнышко, горлышко, мелочишка, стёклышко;

    -ушк-/-юшк- :

    старушка, девчушка, зимушка, полюшко, волюшка;

    -онк-/ёнк- :

    мальчонка, речонка, лавчонка, деньжонки, лошадёнка, головёнка;

    -чик- :

    карманчик, стаканчик, болванчик;

    -инк- :

    пылинка, слезинка, пушинка, росинка;

    -ашк- :

    У прилагательных заметим суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением:

    еньк-/-оньк -:

    маленький, быстренький, шустренький, умненький, плохонький, лёгонький.

    Примеры существительных в уменьшительно-ласкательном значении с суффиксами:

  • — ик : домик, слоник, котик, коврик, ротик:
  • — ек : замочек, мешочек;
  • — ок : лужок, утюжок, сырок;
  • -онок : волчонок, мышонок;
  • -енок : тигренок, слоненок, львенок, котенок;
  • -еньк : доченька, реченька;
  • -онк : собачонка, девчонка, юбчонка;
  • — чик : мальчик, диванчик, стульчик, огурчик;
  • — ушк : матушка, девушка, бабушка, дедушка, лапушка;
  • — ышк : бревнышко, донышко, пятнышко;
  • — юшк : батюшка, полюшко;
  • — ошк : лукошко, гармошка;
  • — ичк : лисичка, луковичка, сестричка, синичка, пуговичка;
  • — ечк : чашечка, кошечка;
  • — очк : корзиночка, девочка, молочко, вилочка, юбочка;
  • — ушек : хлебушек, камушек;
  • — ул : бабуля, сынуля, мамуля, капризуля;
  • — ц : зеркальце, дельце, блюдце;
  • — иц : маслице, платьице.
  • Примеры прилагательных в уменьшительно-ласкательном значении с суффиксами.

    Тип урока:

    Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных

    Задачи урока:

    Образовательные:

    Познакомить учащихся с правописанием суффикса -ок- в именах существительных;

    Отрабатывать написание суффикса -ок- в именах существительных;

    Повторить правописание суффиксов –ик-, -ек-

    Развивающие:

    Развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы;

    Способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

    Создать условия для формирования компетенций, способствующих продуктивной коммуникации;

    Воспитательные:

    Создать условия для привития интереса к урокам русского языка;

    Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим;

    Методические приёмы:

    Деятельностный подход;

    Создание прблемной ситуации;

    Побуждающий диалог;

    Оборудование:

    Учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, С.В.Иванов и другие, Москва, «Вентана-Граф», 2011;

    Тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» 3 класс, 2 часть, М.И.Кузнецова, Москва, «Вентана-Граф», 2011;

    Рабочая тетрадь;

    Ноутбук.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Предмет: Русский язык

    Класс: 3 Д

    Учитель: Манзова Елена Александровна

    Программа : «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

    Тема: Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных

    Тип урока: урок изучения нового материала

    Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных

    Задачи урока:

    Образовательные:

    Познакомить учащихся с правописанием суффикса -ок- в именах существительных;

    Отрабатывать написание суффикса -ок- в именах существительных;

    Повторить правописание суффиксов –ик-, -ек-

    Развивающие:

    Развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы;

    Способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

    Создать условия для формирования компетенций, способствующих продуктивной коммуникации;

    Воспитательные:

    Создать условия для привития интереса к урокам русского языка;

    Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим;

    Методические приёмы:

    Деятельностный подход;

    Создание прблемной ситуации;

    Побуждающий диалог;

    Оборудование:

    Учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, С.В.Иванов и другие, Москва, «Вентана-Граф», 2011;

    Тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» 3 класс, 2 часть, М.И.Кузнецова, Москва, «Вентана-Граф», 2011;

    Рабочая тетрадь;

    Ноутбук.

    Проект урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формирование компетенции

    Комментарий

    Организационный момент

    Приветствую.

    На доске записаны буквы ЛОВЛКТЕИК

    Лишь точно буквы все сплотив, получим слово………..

    Создаёт эмоциональный настрой на эффективную работу (индивидуальную, в парах, коллективную)

    Здороваются.

    Оформляют начало работы в тетради (записывают дату и наименование работы)

    Составляют слово коллектив . Записывают в тетрадь с элементами каллиграфического тренинга.

    Объясняют значение слова.

    Эмоциональная

    окраска деятельности

    Постановка учебной проблемы

    На доске записаны пары слов, прочитайте их.

    жуч ок - жуч ёк

    снеж ок – снеж ёк

    каблуч ок - каблуч ёк

    Почему слова записаны парами?

    А у вас в данный момент запись этих слов вызывает затруднение? Почему?

    Определите, в какой части слова неясное написание.

    Учитель обозначает суффиксы в словах.

    Определите, какой частью речи являются эти слова.

    Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Какую цель поставим перед собой?

    Правильно. Но тему урока уточним немного позже.

    Где мы можем получить помощь в изучении нового материала?

    Дети читают про себя.

    Можно предположить, что какие-то слова записаны правильно, а какие-то нет (после ч – ёк-, после ж, ш – ок-)

    Мы не знаем, как правильно писать эти слова.

    В суффиксе, мы видим встречается -ок- и -ёк- при одинаковом произношении.

    Доказывают.

    Определяют с помощью вопросов, что это имена существительные.

    Будем учиться писать суффиксы -ок- или -ёк- в именах существительных.

    В учебнике, при работе с учителем, во время совместной работы с одноклассниками.

    Учебно-познавательная

    Проблемная ситуация

    Побуждающий диалог

    Фронтальная работа

    Целеполагание

    Поиск решения учебной проблемы

    Организовываю работу в тетради по карточкам:

    Посмотрите внимательно на слова, спишите их в тетрадь, обозначьте суффиксы, поставьте ударение.

    Понаблюдайте за суффиксом. Что вы заметили?

    Подчеркните слова: башмач ок, пуш ок , пирож ок

    Назовите звуки перед суффиксом -ок-

    Что общего у этих звуков?

    Охарактеризуйте эти звуки по твёрдости- мягкости.

    Какой вывод можно сделать? Как пишется -ок- после шипящих в именах существительных

    Проверьте свои предположения. В учебнике на с. 20 прочитайте правило.

    Так о каком суффиксе мы сегодня будем говорить на уроке?

    Как правильно звучит тема урока?

    (На доске открывает название темы)

    Записывают слова:

    Адрес ок , башмач ок , боч ок , бугор ок , ветер ок , вечер ок , волос ок , волч ок , пуш ок , пирож ок

    Этот суффикс – ок - всегда под ударением .

    Ч, ш, ж

    Они согласные, шипящие

    Ч – всегда мягкий, ш, ж -всегда твёрдые

    В именах существительных после шипящих пишется в суффиксе – ок- пишется буква о

    Читают правило.

    О суффиксе - ок- в именах существительных

    Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных.

    Информационная

    Коммуникативная

    Учебно-познавательная

    Самостоятельная работа

    Наблюдение

    Работа в парах

    Фронтальная работа

    Выводят правило

    Уточнение темы урока

    Фотодиктант (с использованием ТСО)

    От данных слов образуйте и запишите слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы. Не забывайте о чередовании [г] // [ж],

    [к] // [ч].

    Подсказка на доске : башма к + -ок- = башма ч ок

    Лук, крюк, сапог, утюг, жук, блин, старик, сыр, бык, паук, гриб, хомяк, луг, снег.

    Проверим выполненную работу.

    (Образец на доске )

    Какие ещё можно было образовать слова, которые бы называли маленькие предметы? Что надо добавить?

    Составляют и записывают слова

    Лучок, крючок, сапожок, утюжок, жучок, блинок старичок, сырок, бычок, паучок, грибок, хомячок лужок, язычок, снежок.

    Проверяют работу.

    Надо добавить два суффикса: - ок- и - ек-

    Учебно-познавательная

    Самостоятельная работа

    Гимнастика для глаз

    Прочитайте слова, записанные на доске . Составьте и запишите в тетрадь цепочки слов, используя суффиксы -ок- и -ек- Обозначьте суффиксы.

    Друг, ветер, пирог, дуб,

    Поменяйтесь тетрадями, обсудите получившиеся цепочки, оцените работу друг друга.

    Возьмите свои тетради. Проверим, какие получились цепочки слов.

    Что интересного заметили? (Что произошло с суффиксом -ок- при добавлении к этим словам суффикса -ек?

    Прочитайте правило в учебнике на с. 21

    друг - дружок – дружочек

    ветер – ветерок – ветерочек

    пирог – пирожок – пирожочек

    Дуб – дубок – дубочек

    Меняются тетрадями, обсуждают, оценивают работу друг друга.

    Зачитывают слова, называя суффиксы.

    В суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.

    Читают правило.

    Учебно-познавательная

    Коммуникативная

    Самостоятельная работа

    Работа в парах

    Физминутка (Физическая и эмоциональная разрядка)

    Из слов составьте пословицу (слова: дела, вершок, с, на, мешок на карточках размещены по стенам) - Запишите её в тетрадь. - Как вы понимаете эту пословицу?

    Работа со словами вершок и мешок . - Как вы думаете, подходят ли эти слова к нашей теме?

    Исторически: верш ок – от слова верх (росток), старорусская мера длины равная примерно 4,5 см; меш ок – маленький мех. Сейчас эта связь утеряна (произошло упрощение состава слов: вершок, мешок – корни)

    Составляют пословицу: Дел на вершок, а слов с мешок

    Записывают пословицу.

    Высказывают свои мнения.

    Высказывают свои предположения.

    Фронтальная работа

    Работа с учебником (упр. 3). Повторить правописание суффиксов –ик -, -ек-

    Предлагаю работу по выбору. Выполните упр.3 в учебнике или упражнение 3 в ТПО.

    Направляю и консультирую (на местах)

    Выполняют упражнения по выбору.

    Компетенция личностного самосовершенствования

    Учебно-познавательная

    Фронтальная работа

    Самостоятельная работа

    Игра «Найдите свои слова». Каждый ряд (группа) получает карточки со словами: снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, сад, звон, свисточек, вечерочек, шажок, садочек, звонок, шаг, творог, творожок, творожочек. - Проверим выполненное задание

    - Каждая группа выбирает слова, соответствующие данной модели.

    Выходит представитель первой команды со словом, к нему подходят ещё по одному от каждой команды с родственными словами, выстраивают словообразовательную цепочку (закрепляют на доске ) и т.д. (8 цепочек)

    Коммуникативная

    Учебно-познавательная

    Групповая работа

    Рефлексия

    Что нового узнали?

    Достигли ли мы поставленной цели?

    Где вам пригодятся эти знания?

    Давайте вернёмся в начало урока. Исправьте ошибки в словах, записанных на доске . Докажите.

    Домашнее задание: учебник с 22, упр.6

    Спасибо за урок!

    Отвечают на вопросы.

    1 человек работает у доски. Исправляет ошибки: пауч ок , снеж ок , каблуч ок . Доказывают.

    Записывают задание.

    Учебно-познавательная

    Фронтальная работа

    Актуализация знаний

    Урок русского языка в 3-м классе по теме "Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных"

    Цели урока:

    • совершенствовать знания учащихся о написании суффикса -ок-,
    • развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать,
    • воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Учебник на столе у вас?
    А ручки и тетрадки?
    Тогда урок начнем сейчас,
    Раз все у вас в порядке.
    Будьте внимательны,
    Послушны и наблюдательны.
    Чтобы русский язык познавать,
    Нужно серьезно все изучать.

    2 . Словарная работа (Приложение 1 , слайд 5 ,6 )

    Птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер.

    3. Изучение нового материала.

    Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

    Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

    Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

    4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.

    башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7 , проверка)

    5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

    №1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-.

    6. Работа в парах.

    Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-.

    сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

    Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-.

    Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.

    7. Физкультминутка

    Утром бабочка проснулась,
    Потянулась, улыбнулась.
    Раз – росой она умылась,
    Два – изящно покружилась.
    Три нагнулась и присела,
    На четыре – улетела.

    Зарядка для глаз.

    Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

    8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

    Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

    Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

    снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

    (Приложение 1 . Слайд 8. Проверка)

    9. Самостоятельная работа.

    Закрепление правописания слов с суффиксами –ек-, -ик-, -ок-. Работа в тетради “ Пишем грамотно” № 2, с. 4

    10. Дифференцированная работа на доске и в тетрадях.

    Запись слов под диктовку в два столбика: в первый– слова с ь на конце после шипящих, во второй– слова без ь.

    Диктуемые слова: пейзаж, чертеж, помощь, речь, ландыш, вещь, лещ, сторож, глушь, товарищ, шалаш, ночь, полночь, дочь, карандаш.

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    дел

    на

    вершок

    слов

    мешок

    снежок голубок свисток снег шажочек голубочек вечер

    садик

    свист вечерок звоночек снежочек голубь

    сад

    звон свисточек вечерочек шажок садочек звонок

    Шаг

    творог

    творожок творожочек


    Правописание слов

    с суффиксами -ок, -ек.

    Черничкина Галина Валентиновна



    Четвёртое апреля

    Классная работа


    СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

    А птека, библ ио тека, б о лото, д о рога, зап ад , м о л о ток, кр о вать, р а кета, тр а мвай, ш о фёр.

    Проверь и оцени себя!


    о к ко ок

    горошки окошки пушок

    Какие сочетания букв могут являться суффиксами?

    Спишите слова. Разберите слова по составу.

    О каком слове можно сказать, что оно «лишнее»? Почему?

    Над правописанием какого суффикса мы будем сегодня работать?


    ТЕМА

    «НАПИСАНИЕ СУФФИКСА –ОК- ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ» ЦЕЛИ

    Учиться…

    Находить…

    Различать…

    Узнать…

    Повторить…

    Продолжить…

    Употреблять…


    • Спишите слова.
    • Поставьте ударение
    • Выделите суффикс
    • Сформулируйте правило о написании в словах суффиксов -ок, -ек.

    Правило.

    -ок : бережок, волчок, петушок, сапожок.

    Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: ножичек, орешек.


    • Образуйте от слов снег, жук, паук, язык однокоренные слова при помощи суффикса –ок.
    • Подчеркните букву в корне, которая изменилась при образовании нового слова.

    Поставьте ударение

    Подчеркните согласную перед суффиксом

    После шипящих под ударением пишется

    суффикс –ок .

    Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение

    бережок

    волчок

    петушок

    сапожок

    ножичек

    орешек


    Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась. Три нагнулась и присела, На четыре – улетела.


    Сапог

    Сапож ок

    Быч ок

    Пирог

    Пирож ок

    Старик

    Старич ок

    Друг

    Друж ок

    Паук

    Пауч ок

    Снег

    Снеж ок

    Корень

    Кореш ок


    Чердак

    Чердач ок

    Кулак

    Кулач ок

    Башмак

    Башмач ок

    Судак

    Судач ок

    Стих

    Стиш ок

    Смех

    Смеш ок

    Пастух

    Пастуш ок

    Пуш ок


    Составь словосочетания.

    Разбери слова по составу.

    маленький


    Распределите слова на две группы

    Мышонок, слонёнок, зайчонок, медвежонок, козлёнок, собачонок, котёнок.

    • Спишите слова в два столбика
    • Поставьте ударение
    • Выделите суффикс
    • Подчеркните согласную перед суффиксом
    • Сформулируйте правило о написании в словах суффиксов -онок, -ёнок.

    Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

    Каких целей вы достигли?


    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Учебник на столе у вас? А ручки и тетрадки? Тогда урок начнем сейчас, Раз все у вас в порядке. Будьте внимательны, Послушны и наблюдательны. Чтобы русский язык познавать, Нужно серьезно все изучать.

    А птека, библ ио тека, б о лото, д о рога, зап ад, м о л о ток, кр о вать, р а кета, тр а мвай, ш о фёр.

    ЦЕЛЬ: Научиться правильно писать суффикс –ок в существительных после шипящих.

    1 группа Сапог Сапож ок Бык Быч ок Пирог Пирож ок Старик Старич ок Друг Друж ок Паук Пауч ок Снег Снеж ок Корень Кореш ок

    2 группа Чердак Чердач ок Кулак Кулач ок Башмак Башмач ок Судак Судач ок Стих Стиш ок Смех Смеш ок Пастух Пастуш ок Пух Пуш ок

    Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась. Три нагнулась и присела, На четыре – улетела.

    Р.Т. с. 54 №59.

    Р.Т. с. 54 №59 ХОМ Я Ч О К Ж и л-был на свете один Хом я ч о к. Спать он ложился на левый б о ч о к. А просыпался – на правом б о ку. Это не нравилось Хом я ку. (С. Козлов)

    снег снежок снежочек вечер вечерок вечерочек свист свисток свисточек голубь голубок голубочек сад садик садочек звон звонок звоночек шаг шажок шажочек

    «С малой удачи начинается успех!»

    Домашнее задание У.с 99 № 111

    Спасибо за работу!

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока

    1. Тема урока «Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих. »
    2. Предмет – русский язык

    3. Класс - 3 «б»

    5. МКОУ «Сорочинская СОШ»

    6. Калачинский район

    7. Краткое описание: Работа спланирована по УМК ПНШ, по учебнику «Русский язык» 3 класс, часть 3, автор М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, тетрадь для самостоятельной работы №2 «Русский язык тетрадь для самостоятельной работ» Т.А.Байкова (Т2). Использована технология деятельностного подхода. Составлена презентация урока.

    8. Тип урока - комбинированный

    9. Форма организации - урок

    10. Представление о результатах:

    Личностные результаты: продолжить формировать

    Внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной деятельности и принятие образца «хорошего ученика»;

    Навык сотрудничества со сверстниками, воспитание чувства товарищества.

    Метапредметные результаты: обучающиеся научатся или получат возможность научиться

    Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

    Сравнивать слова с различными орфограммами в суффиксах

    Устанавливать причинно-следственные связи.

    Предметные результаты:

    Правильно писать суффикс – ок в существительных после шипящих

    11. Цель урока: создать условия для формирования знаний учащихся в написании суффикса – ок после шипящих

    № п/п

    Этап урока

    Цель

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Результат

    Организационный момент

    Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

    Здравствуйте ребята, садитесь.

    Учебник на столе у вас?
    А ручки и тетрадки?
    Тогда урок начнем сейчас,
    Раз все у вас в порядке.
    Будьте внимательны,
    Послушны и наблюдательны.
    Чтобы русский язык познавать,
    Нужно серьезно все изучать.

    - Сегодня мы с вами будем работать по группам.
    – В ходе урока каждая группа будет получать жетоны за правильные ответы. Группа, которая сможет за урок набрать наибольшее количество жетонов, побеждает! Также,ребята, не забывайте про наши листики. В нужный момент вы можете ими воспользоваться.

    Проверьте, все ли готово к уроку?

    На доске эпиграф:

    «С малой удачи начинается успех!»

    Какое ключевое слово в этом высказывании?

    Что необходимо для успешной работы на уроке?

    Пожмите друг другу руку и пожелайте успеха!

    Проверяют, всё ли приготовили к уроку на столе.

    Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

    Успех.

    Внимательно слушать учителя, аккуратно и грамотно выполнять задания и т.д.

    Слайд 1

    Организовано рабочее место

    Самооценка готовности к уроку.

    Установлен контакт с одноклассниками

    Слайд 2

    Слайд 3

    Актуализация знаний.

    Актуализировать необходимые и достаточные знания о суффиксе –ок-

    Cоздать условия для повторения правильного написания суффикса -ок

    Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

    Приступим к работе. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

    Итак, приступаем к словарной работе.

    Диктую: Аптека, библиотека, болото, дорога, запад, молоток, ракета, трамвай, шофёр.

    Проверьте, пожалуйста, правильно ли вы написали слова. Каким словарём мы воспользуемся для проверки?

    А теперь посмотрите внимательно на доску. Что за буквы составляют этот узор?

    Что вы знаете о них?

    Скажите, а если соединить их парами, что мы можем увидеть? Что это?

    Пропишите это соединение у себя в тетради.

    Ребята, для того, чтобы продолжить урок нам нужно вспомнить основное правило написания суффиксов в именах существительных. А чтобы мы смогли это сделать, давайте понаблюдаем за суффиксом – ок. –

    Каждая группа получает карточку 1 со словами:

    Адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

    Вы должны посовещаться и постараться дать правильный ответ.

    Удалось ли вам заметить особенности этого суффикса?

    Правильно ответившие группы получают жетон.

    Дети пишут под диктовку слова.

    Проверяют по словарю «Пиши правильно» стр 160

    окикек



    Это суффиксы.

    Работа в группах

    Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный,

    во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

    Устные ответы, работа в группе.

    Слайд 4

    Слайд 5

    Актуализированные знания о суффиксе –ок.

    Формулирование собственного мнения и аргументирование его.

    Слайд 6

    Постановка учебной задачи

    Организовать побуждающий диалог к формулировке темы, цели урока.

    – Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

    – Упражняться правильно писать слова – существительные с суффиксом - ок-Будем соревноваться, размышлять, делать выводы.

    – Будем работать в группах.

    Слайд 7

    Формирование учебной мотивации

    Сознательная формулировка темы и цели урока.

    Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

    Организовать практическую самостоятельную работу по правильному написанию суффикса –ок.

    Организовать работу в группах обеспечить контроль за выполнением задания

    Сейчас каждая группа получит задание. Вы должны будете внимательно прочитать задания и письменно его выполнить.

    (карточка 2)

    Образовать от данных слов слова с суффиксом – ок.

    1 группа:

    2 группа: Чердак, кулак, башмак, судак, стих, смех, пастух, пух.

    Какая группа справилась с заданием, давайте проверять.

    Каждый ответ сверяется с ответом на слайде.

    Правильно ответившие группы получают жетон.

    С первым заданием обе группы справились. А теперь я предлагаю вам следующее задание. Откройте, пожалуйста, учебник ч.3, стр.108. Прочтите задание и выполните его.

    Читают задание Образовать от данных слов слова с суффиксом –ок. и выполняют его.

    Проверка с места с комментированием (по два примера от группы), остальные по слайдам

    Дети выполняют упражнение, пользуясь ч.2 обратным словарём.

    Проверка (по одному представителю с каждой группы к доске)

    Дети учатся работать в разноуровневых группах, оценивают правильность решения учебной задачи, осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).

    Проверка по слайду 8, 9

    Корректируют работу и переживают ситуацию успеха.

    Слайд 10

    Маленький паучок.

    Динамическая пауза

    Снять мышечное напряжение, переключить внимание

    Утром бабочка проснулась,
    Потянулась, улыбнулась.
    Раз – росой она умылась,
    Два – изящно покружилась.
    Три нагнулась и присела,
    На четыре – улетела.

    (Дети выполняют упражнение)

    Слайд 12

    Дети отдохнули

    Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков

    Рефлексия деятельности

    Организовать деятельность учащихся по решению поставленной задачи

    Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

    Организовать ситуацию рефлексии

    Оценивание работы ребят

    Продолжаем с вами работу в тетради для самостоятельных работ. Откройте тетрадь на странице 54, №59. Прочитаем задания.

    С этим заданием все справились! Молодцы!

    Предлагаю вам следующее задание

    Карточка 3

    Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке

    Снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

    Ребята, давайте вспомним цель нашего урока.

    Как вы думаете, мы её достигли?

    А теперь посчитайте, сколько жетонов набрала каждая группа?

    Вспомните эпиграф нашего урока. Слайд - На ваш взгляд, вы достигли успеха? Оцените результат своей работы нашими листиками.

    Кто хочет пояснить свою оценку?

    А кто постарался больше всех, чтобы ваша группа была успешной?
    - Подарите друг другу комплимент за работу на уроке.

    Читают задание, затем работают в группах.

    Самый быстрый проверяет у своей группы

    Учащиеся выполняют задания по карточке 3.

    Совершенствовать знания в написании суффикса – ок.

    - «С малой удачи начинается успех!»

    Слайд 13

    стр.54, №59

    Слайд 14

    Проверка по слайду

    текста.

    Слайд 15 проверка задания

    Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе)

    Слайд 16

    Проверка по слайду

    Мотивируют свою позицию

    Переживание ситуации успеха.

    Слайд 17

    Анализируют свою работу на уроке

    Переживание ситуации успеха.

    Домашнее задание

    Спасибо, ребята за работу!

    Запишите домашнее задание: У с. 99 №111

    Запись д/з.

    Слайд 18

    Слайд 19

    Приложения к уроку

    Карточка 1

    В чём особенности суффикса –ок?

    Адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок.

    Карточка 2

    Образовать от данных слов слова с суффиксом –ок.

    1 группа: Сапог, бык, пирог, старик, друг, паук, снег, корень.

    2 группа: Чердак, кулак, башмак, судак, стих, смех, пастух, пух.

    Карточка 3

    Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке

    Снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад, звон, шажок, садочек, звонок, шаг.