Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных. Правописание слов с суффиксами - ок, -ек Правописание суффиксов ок ек в существительных
Читайте также
Суффикс – ок- всегда под ударением.
а) сверчок , жучок
37. Написание суффикса –ец- и –иц- и сочетания – ичк- и –ечк-.
1) В именах существительных мужского рода пишется суффикс – ец -.
а) братец , красавец
б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой
2) В именах существительных женского рода пишется суффикс иц -.
а) девиц а, красавиц а
б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой
3) Сочетание –ичк- пишется в словах, образованных от слов на – ица.
а) сестрица – сестричк а, лисица - лисичк а
б) запиши проверочное слово
4) В остальных случаях пишется сочетание –ечк-.
а) дочка- дочечк а, чашка – чашечк а
б) запиши проверочное слово
38. Написание сочетаний –инк-, -енк-.
1) Сочетание – инк- пишется в словах, образованных от слов с суффиксом –ин- и окончанием и окончанием –а.
а) вершин а – вершинк а, трещин а - трещинк а
б) запиши проверочное слово
2) Сочетание – енк- пишется в словах, образованных от слов на – на, -ня .
а) вишня- вишенк а, сосна -сосенк а
б) запиши проверочное слово
39. Написание окончаний имён существительных после шипящих и ц.
В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением
пишется буква о , а без ударения в этих же окончаниях пишется буква е .
а) свечо"й – ту"ч ей, карандаш о"м -ду"ш ем
б) запиши слово, поставь ударение, подчеркни орфограмму.
40. Перенос слов.
1) При переносе слов нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога.
Нельзя переносить: ст-рах, просмо-тр.
Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.
2) Нельзя отрывать буквы «Ъ» и «Ь» от предшествующей согласной.
3) Нельзя отрывать «Й» от предшествующей гласной.
4) Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.
5) При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идет согласная.
6) При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.
7) При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.
8) Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными. Это правило не относится к двойным согласным второй основы в сложных словах, например: ново-введение.
9) Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращенных
10) Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишушиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами,
например: СССР, КЗоТ, ТУ-104.
11) Многие слова можно переносить различными способами; при этом
шу-мный, шум-ный; дет-ский, детс-кий;
лов-кий, ло-вкий;
класс-ный, клас-сный; дерз-кий, дер-зкий, дерзкий; бит-ва, би-тва;
род-ство, родст-во, родс-тво;
скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крестьянин.
12) Некоторые слова не подлежат переносу, например:
Азия, узнаю, фойе.
13) Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа:
и т.п., и пр., т.е. ж.д., о-во.
14) Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме ти-
ре, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью
прерванной прямой речи.
15) Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку или открываю-
щие кавычки.
Перенеси слово правильно, запиши еще 3 слова с переносом, запиши еще 3 слова, которые нельзя переносить.
Анализируем слово как часть речи
1. Название части речи; на какой вопрос слово отвечает; что обозначает(при затруднении выясняй, как оно может изменяться).
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Глагол |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Начальная форма: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
им. п., ед. ч. кто? что? |
им. п., ед. ч., м. р. |
неопр. ф. гл. что (с)делать? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Постоянные признаки: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
склонение |
спряжение |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Форма, в которой слово употреблено: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
число падеж |
число падеж (Узнай их по слову- командиру: ×) |
время число (для прош. вр. ед. ч.) лицо (для наст.и буд. вр.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Роль в предложении: каким членом является; если второстепенным, выпиши словосочетание, в которое оно входит как зависимый член, покажи Слова с суффиксами –ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме. Общие сведенияНазовите 2 слова с суффиксом –ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» — «кустек», «мячик» — «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание. Когда следует ставить букву «и»?А какие слова с суффиксами –ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр. Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом –ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце — «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка. Основное правилоСлово с суффиксом –ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры: Когда следует ставить букву «е»?О том, как можно проверить слово с суффиксом –ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему –ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс –ек-. Приведем наглядные примеры: Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом –ик-, а какое – с суффиксом –ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова). Имена существительные с суффиксом –ок-Выше мы рассмотрели слова с суффиксом –ик-. –Ок- так же является морфемой имен существительных. Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе –ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров: Суффиксы –ек- и –ок- после щипящих согласныхО том, какие слова с суффиксом –ик-, -ек- и –ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: «В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких – «о»?» Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о]. Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящихЕсли на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему –ок-. Приведем наглядный пример: Что касается суффикса –ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения. Для наглядности приведем пример: Способы образования слов при помощи суффикса –ок-Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом –ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к основе слова. В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.). Правило ок ёк◄ § 54. Правописание суффиксов. 1. -ик, -ек.
Чтобы различить суффиксы -ик, -ек (-ок)
, надо помнить, что при склонении слова суффикс -ик
сохраняет гласный звук, а суффикс -ек (-ок)
утрачивает гласный звук: ключ-ик
– ключ-ик
-а, огурч-ик
– огурч-ик
-а
, но цветоч-ек – цветоч-к
-а, огонёч-ек
– огонёч-к
-а
. 12. -щик, -чик.
После согласных суффиксы -шик
и -чик
в произношении трудно различаются. В сомнительных случаях нужно помнить, что в существительных, которые обозначают людей по характеру их занятий и действий, пишется суффикс -чик
, если перед суффиксом стоит т, д, с, з, ж:
летать – лётчик
, переводить – переводчик
, разносить – разносчик
, возить – возчик
, перебежать – перебежчик
. После других согласных пишется -щик
: наборщик
, каменщик
, пальщик
. После т
только несколько слов, главным образом иностранного происхождения, имеют суффикс -щик
: флейтщик
, ремонтщик
, бриллиантщик
и др. ◄ § 55. Правописание частицы не с существительными. Частица не
пишется с существительными слитно: stcreserv.narod.ru Урок русского языка в 3-м классе по теме «Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных»1. Организационный момент Учебник на столе у вас? Птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер. 3. Изучение нового материала. Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса? Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о. 4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы. башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7 , проверка) 5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2 №1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-. 6. Работа в парах. Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-. сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег. Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-. Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч. Утром бабочка проснулась, Зарядка для глаз. Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль. 8. Работа по учебнику. с. 21 № 5. Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова. Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке: снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai Суффиксы с уменьшительно-ласкат ельным значением. Примеры суффиксов?Какие в русском языке есть суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением? Уменьшительно-ласкательные суффиксы, или суффиксы субъективной оценки в русском языке не являются словообразовательными: они образуют формы слова, в основном имён существительных. Сгруппируем их по родам. Суффиксы имён существительных мужского рода : 2) -ик- : листик; 3) -чик- : чемоданчик; 4) -ец- : народец; 6) -ышк-/-ушк- : воробышек, камушек. Суффиксы имён существительных женского рода : 1) -к- : ручка; 2) -ц- : дверца; 3) -ичк- : рукавичка; 4) -очк-/-ечк- : иголочка, книжечка; 5) -ньк- : реченька, Наденька; 6) -ушк-/-юшк- : головушка, девчушка, нянюшка; 7) -еночк- : девчоночка; 8) —урк- : девчурка; 9) -ус-// -ул- : мамуся, Ленуся; мамуля. Суффиксы существительных среднего рода : 1) -к- : молочко; 2) -ц-/-ец-/-иц- : зеркальце, пальтецо, платьице; 3) -ышк-/-ишк- : гнёздышко, домишко; 4) -ушк-/-юшк- : хлебушко, полюшко; 5) -ечк- : словечко. Суффиксы имён прилагательных : -оньк/-еньк- : мягонький, сладенький. Словообразовательные суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением: Оньк- полосонька, лисонька, Лизонька; Еньк- зоренька, дороженька, Сашенька, маменька, папенька; Иньк- заинька, баиньки, паинька; Ин+к- горошинка, ссадинка, соломинка; Енк- беженка, неженка, француженка; Ик- ключик, ножик; Ек- замочек, кусочек, мешочек; Ок- волчок, кулачок; Ец- письмецо, ружьецо; Иц- мителица, красавица, маслице,креслице; Ич+к лисичка, лестничка, луковичка. В русском языке с уменьшительно-ласкательным значением существует множество суффиксов. Существительным придадут уменьшительно-ласкательное значение следующие суффиксы : ножка, головка, голубка, ручка; -ик, -ек : столик, скверик, карандашик, веничек, веночек; ок-/ёк : башмачок, сундучок, крючок, пушок, пенёк, денёк; -ец-, -иц-: лужица, рожица, креслице, маслице, пальтецо, письмецо; -ечк-/очк : семечко, темечко, имечко, времечко, ситечко, утречко, звездочка, кисточка, весточка; -оньк-/-еньк-/ёньк- : головонька, лисонька, рученька, ноженька; -ышк-/-ишк -: перышко, солнышко, горлышко, мелочишка, стёклышко; -ушк-/-юшк- : старушка, девчушка, зимушка, полюшко, волюшка; -онк-/ёнк- : мальчонка, речонка, лавчонка, деньжонки, лошадёнка, головёнка; -чик- : карманчик, стаканчик, болванчик; -инк- : пылинка, слезинка, пушинка, росинка; -ашк- : У прилагательных заметим суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением: еньк-/-оньк -: маленький, быстренький, шустренький, умненький, плохонький, лёгонький. Примеры существительных в уменьшительно-ласкательном значении с суффиксами: Примеры прилагательных в уменьшительно-ласкательном значении с суффиксами. Тип урока: Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных Задачи урока: Образовательные: Познакомить учащихся с правописанием суффикса -ок- в именах существительных; Отрабатывать написание суффикса -ок- в именах существительных; Повторить правописание суффиксов –ик-, -ек- Развивающие: Развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы; Способствовать обогащению словарного запаса учащихся; Создать условия для формирования компетенций, способствующих продуктивной коммуникации; Воспитательные: Создать условия для привития интереса к урокам русского языка; Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим; Методические приёмы: Деятельностный подход; Создание прблемной ситуации; Побуждающий диалог; Оборудование: Учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, С.В.Иванов и другие, Москва, «Вентана-Граф», 2011; Тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» 3 класс, 2 часть, М.И.Кузнецова, Москва, «Вентана-Граф», 2011; Рабочая тетрадь; Ноутбук. Скачать:Предварительный просмотр:Предмет: Русский язык Класс: 3 Д Учитель: Манзова Елена Александровна Программа : «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой Тема: Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных Тип урока: урок изучения нового материала Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных Задачи урока: Образовательные: Познакомить учащихся с правописанием суффикса -ок- в именах существительных; Отрабатывать написание суффикса -ок- в именах существительных; Повторить правописание суффиксов –ик-, -ек- Развивающие: Развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы; Способствовать обогащению словарного запаса учащихся; Создать условия для формирования компетенций, способствующих продуктивной коммуникации; Воспитательные: Создать условия для привития интереса к урокам русского языка; Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим; Методические приёмы: Деятельностный подход; Создание прблемной ситуации; Побуждающий диалог; Оборудование: Учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, С.В.Иванов и другие, Москва, «Вентана-Граф», 2011; Тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» 3 класс, 2 часть, М.И.Кузнецова, Москва, «Вентана-Граф», 2011; Рабочая тетрадь; Ноутбук. Проект урока
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных" Цели урока:
Ход урока 1. Организационный момент Учебник на столе у вас? 2 . Словарная работа (Приложение 1 , слайд 5 ,6 ) Птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер. 3. Изучение нового материала. Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса? Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о. 4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы. башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7 , проверка) 5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2 №1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-. 6. Работа в парах. Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-. сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег. Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-. Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч. 7. Физкультминутка Утром бабочка проснулась, Зарядка для глаз. Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль. 8. Работа по учебнику. с. 21 № 5. Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова. Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке: снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг. (Приложение 1 . Слайд 8. Проверка) 9. Самостоятельная работа. Закрепление правописания слов с суффиксами –ек-, -ик-, -ок-. Работа в тетради “ Пишем грамотно” № 2, с. 4 10. Дифференцированная работа на доске и в тетрадях. Запись слов под диктовку в два столбика: в первый– слова с ь на конце после шипящих, во второй– слова без ь. Диктуемые слова: пейзаж, чертеж, помощь, речь, ландыш, вещь, лещ, сторож, глушь, товарищ, шалаш, ночь, полночь, дочь, карандаш.
дел на вершок слов мешок снежок голубок свисток снег шажочек голубочек вечер садик свист вечерок звоночек снежочек голубь сад звон свисточек вечерочек шажок садочек звонок Шаг творог творожок творожочек Правописание слов с суффиксами -ок, -ек. Черничкина Галина Валентиновна Четвёртое апреля Классная работа СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ А птека, библ ио тека, б о лото, д о рога, зап ад , м о л о ток, кр о вать, р а кета, тр а мвай, ш о фёр. Проверь и оцени себя! о к ко ок горошки окошки пушок Какие сочетания букв могут являться суффиксами? Спишите слова. Разберите слова по составу. О каком слове можно сказать, что оно «лишнее»? Почему? Над правописанием какого суффикса мы будем сегодня работать? ТЕМА «НАПИСАНИЕ СУФФИКСА –ОК- ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ» ЦЕЛИ Учиться… Находить… Различать… Узнать… Повторить… Продолжить… Употреблять…
Правило. -ок : бережок, волчок, петушок, сапожок. Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: ножичек, орешек.
Поставьте ударение Подчеркните согласную перед суффиксом После шипящих под ударением пишется суффикс –ок . Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение бережок волчок петушок сапожок ножичек орешек Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась. Три нагнулась и присела, На четыре – улетела. Сапог Сапож ок Быч ок Пирог Пирож ок Старик Старич ок Друг Друж ок Паук Пауч ок Снег Снеж ок Корень Кореш ок Чердак Чердач ок Кулак Кулач ок Башмак Башмач ок Судак Судач ок Стих Стиш ок Смех Смеш ок Пастух Пастуш ок Пуш ок Составь словосочетания. Разбери слова по составу. маленький Распределите слова на две группы Мышонок, слонёнок, зайчонок, медвежонок, козлёнок, собачонок, котёнок.
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какое задание сегодня на уроке было самым интересным? Каких целей вы достигли? Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com Подписи к слайдам:Учебник на столе у вас? А ручки и тетрадки? Тогда урок начнем сейчас, Раз все у вас в порядке. Будьте внимательны, Послушны и наблюдательны. Чтобы русский язык познавать, Нужно серьезно все изучать. А птека, библ ио тека, б о лото, д о рога, зап ад, м о л о ток, кр о вать, р а кета, тр а мвай, ш о фёр. ЦЕЛЬ: Научиться правильно писать суффикс –ок в существительных после шипящих. 1 группа Сапог Сапож ок Бык Быч ок Пирог Пирож ок Старик Старич ок Друг Друж ок Паук Пауч ок Снег Снеж ок Корень Кореш ок 2 группа Чердак Чердач ок Кулак Кулач ок Башмак Башмач ок Судак Судач ок Стих Стиш ок Смех Смеш ок Пастух Пастуш ок Пух Пуш ок Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась. Три нагнулась и присела, На четыре – улетела. Р.Т. с. 54 №59. Р.Т. с. 54 №59 ХОМ Я Ч О К Ж и л-был на свете один Хом я ч о к. Спать он ложился на левый б о ч о к. А просыпался – на правом б о ку. Это не нравилось Хом я ку. (С. Козлов) снег снежок снежочек вечер вечерок вечерочек свист свисток свисточек голубь голубок голубочек сад садик садочек звон звонок звоночек шаг шажок шажочек «С малой удачи начинается успех!» Домашнее задание У.с 99 № 111 Спасибо за работу! Предварительный просмотр:Конспект урока
3. Класс - 3 «б» 5. МКОУ «Сорочинская СОШ» 6. Калачинский район 7. Краткое описание: Работа спланирована по УМК ПНШ, по учебнику «Русский язык» 3 класс, часть 3, автор М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, тетрадь для самостоятельной работы №2 «Русский язык тетрадь для самостоятельной работ» Т.А.Байкова (Т2). Использована технология деятельностного подхода. Составлена презентация урока. 8. Тип урока - комбинированный 9. Форма организации - урок 10. Представление о результатах: Личностные результаты: продолжить формировать Внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной деятельности и принятие образца «хорошего ученика»; Навык сотрудничества со сверстниками, воспитание чувства товарищества. Метапредметные результаты: обучающиеся научатся или получат возможность научиться Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Сравнивать слова с различными орфограммами в суффиксах Устанавливать причинно-следственные связи. Предметные результаты: Правильно писать суффикс – ок в существительных после шипящих 11. Цель урока: создать условия для формирования знаний учащихся в написании суффикса – ок после шипящих
Приложения к уроку Карточка 1 В чём особенности суффикса –ок? Адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок. Карточка 2 Образовать от данных слов слова с суффиксом –ок. 1 группа: Сапог, бык, пирог, старик, друг, паук, снег, корень. 2 группа: Чердак, кулак, башмак, судак, стих, смех, пастух, пух. Карточка 3 Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке Снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад, звон, шажок, садочек, звонок, шаг. |