Елеазаровский монастырь. Спасо-Елеазаровский монастырь: описание, история, интересные факты и отзывы. Святой источник в Елизарово Псковской области

Елеазаровский монастырь. Спасо-Елеазаровский монастырь: описание, история, интересные факты и отзывы. Святой источник в Елизарово Псковской области

Если ехать от Пскова на Гдов по шоссе, которое идет прямо на север, спускаясь и подымаясь с одного лесистого холма на другой, то в тридцати километрах от города, слева, почти у самой дороги, будет виден большой каменный собор. Это Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный в XV веке и перестроенный в XVI веке. Сейчас это женский монастырь, ранее он был мужским. Справа над шоссе круто подымается холм. На нем видны оградки небольшого кладбища и несколько гигантских деревьев — берез и елей, которые каким-то чудом уцелели с незапамятных времен.

Наверху параллельно шоссе идет лесная дорога. Если пройти по ней немного вперед, то откроется озеро с заросшими берегами. В том месте, где дорога спускается к озеру, из него вытекает речка. Это Толва, впадающая в Псковское озеро. Дорога подымается на соседний холм, поросший редкими нарядными елками. Ранней осенью за озером над самой водой красным огнем вспыхивают осины.

На горе над озером в зеркальном полукольце вод в середине XV века и был основан прп. Евфросином Спасо-Елеазаровский монастырь. Из записей 1887 года:»Монастырь сей окружен был вековою рощею, остатки которой ныне свидетельствуют о величии местности. Роща эта ныне сохраняется как драгоценность».

Псковский крестьянин Елеазар из села Виделибье, получивший в монашестве имя Ефросина, заинтересовался тем, что в разных церквах Пскова служат по-разному. Для выяснения истины он отправился пешком в Константинополь, но и там не нашел единства. Вернувшись во Псков, он стал утверждать тот порядок, который показался ему более правильным.

Ефросин был человеком строгого нрава. Сперва он поступил в Снетогорский монастырь, но вскоре его покинул, возмущенный вольной жизнью снетогорских иноков, не утруждающих себя ни постом, ни молитвой. Он ушел на Толвское озеро в пустынные леса, где и построил на холме небольшую лачужку, первоначально не допуская к себе никого, даже родную мать. Но, как это всегда бывало, постепенно к нему стала собираться братия.

На вершине холма построили деревянную церковку. Она была освящена во имя Трех Святителей, как и позднее собор, построенный под горой. (Название монастыря «Елеазаровский» произошло от имени его основателя, а наименование Спасо-Великопустынского он получил только при Екатерине Второй, в 1764 году, когда по закрытии прежнего Спасо-Великопустынского монастыря его штаты были переданы Елеазаровскому.) И полное название стало Спасо-Елеазаров-Великопустынский-Трехсвятительский монастырь». Таковым оно оставалось до 1906 года. После — Спасо-Елеазарова пустынь.

Монастырь был основан как нестяжательский, то есть при поступлении в него не требовался обязательный имущественный вклад. Зато и при уходе из монастыря вклад не выдавался. Ефросин однажды чуть было не поплатился жизнью, будучи избит состоятельным иноком, пожелавшим получить назад свое добро.

Основатель монастыря умер в 1481 году. В 1478 году к Москве был присоединен Новгород, в 1510-м — Псков. Новгородцы спасались от переселения в Москву сперва во Пскове, а потом вместе со знатными псковичами — в псковских монастырях, в частности в Спасо-Елеазаров-ском. Здесь в начале XVI века жил другой знаменитый старец — Филофей, книжник и мудрец, хорошо понимавший политическую обстановку и перспективы дальнейшего развития государства. Он был летописцем, писал послания великому князю московскому Василию III, отцу Ивана Грозного. Это ему принадлежит знаменитая формула: «Москва — третий Рим». Однако позиция старца Филофея была сложной: он и поддерживал Москву, и выступал в своих посланиях против изъятия государством монастырских земель, и прикрывал образованных беглецов, которые под его защитой занимались в монастыре литературной деятельностью, переписывали книги.

Таким образом, Спасо-Елеазаровский монастырь сделался центром духовной жизни Пскова с 1510 по 1547 год, когда этому положил предел Иван Грозный. Крупные загородные монастыри Пскова поддерживали Москву в ее объединительной политике. Однако это было до поры до времени. Или Иоанн Грозный слишком круто повернул, или его наместники перестарались… Начала складываться антимосковская оппозиция.

В годы расцвета Спасо-Елеазаровского монастыря в начале XVI века в нем было составлено житие его основателя Ефросина. В эти же годы в Елеазаровском монастыре был переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

Видимо, в это же время расцвета монастыря и был построен большой каменный собор — внизу у дороги на Гдов. Деревянная церковка на горе стала кладбищенской. (До нас она не дошла.) Интересно, что сложная жизнь монастыря, переплетение идейных течений отразились на архитектуре собора. В нем есть и архаические — псковские, и новые — московско-новгородские черты, и какая-то переходность форм.

Это большой одноглавый собор с тремя апсидами, усложненным декором барабана и невысокой колокольней над лестницей, которую можно считать одной из первых наших колоколен (до нее строили звонницы или церкви «под колоколы»). Обращенная к собору стена колокольни больше других и выглядит как привычная звонница. Внизу колокольня получила широкую кайму декора с московским рисунком килевидных арок, обрамляющих проемы. Верхняя лестничная площадка внутри многогранника перекрыта легким зонтичным куполом на металлических затяжках. Ее стороны раскрываются арочными окнами. На лавках по стенам отдыхали богомольцы. Лестница ведет на закрытую паперть. Выходящий на нее портал собора тоже обрамлен крупной килевидыой аркой. Собор внутри высок, просторен, но архаичен. Его крупные ступенчатые арки вырастают из могучих квадратных столбов.

К началу XVI века (к 1505 году) относится интересный документ, исходящий из Елеазаровского монастыря,непосредственно предшествующий времени его культурного расцвета. В нем игумен Панфил жалуется на собрание трав и кореньев и на языческие игрища в ночь под Ивана Купала:

«Егда приходить великий праздник день Рожества Предотечева, но и еще преже того великого праздника, исходять огавницы мужие и жены чаровницы, по лугам и по болотам, и в пустыни, и в дубравы, ищущи смертные травы и привето чрева от травного зелиа на пагубу человекам и скотам; ту же и дивия корениа коплют на потворение мужем своим: сиа вся творять действом дьяволим в день Предотечев, с приговоры сотонинским. Егда бо приидеть самый праздник Рожества Предотечево, тогда во святую ту нощь мало не весь город возмятется, и в селах возбесятца и в бубны и в сопели и гудением струнным, и всякими неподобными играми сотонинскими, плесканием и плясанием, женам же и девам и главами киванием и устнами их неприязнен клич, вся скверные бесовские песни, и хрептом их вихляниа, и ногами их скаканиа и топтаниа; ту же есть мужем и отроком великое падение, ту же есть и женам мужатым осквернение й девам растлениа. Что же бысть во градах и в селах в годину ту; сотона красуется, кумирское празнование, радость и веселие сотонинское; в нем же есть ликование и величание дьяволе, и красование бесом его в людях».

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. Еще не так давно была цела часовня, построенная над братской могилой защитников монастыря во время нашествия на Псков Стефана Батория в 1581 году.

После революции монастырь был закрыт. В 1921 году здесь был устроен санаторий для больных туберкулезом. Впоследствии здесь разместили детский спортивный лагерь. В 2000 году монастырь был передан Русской православной церкви. Передача состоялась в день, когда чествуется византийская святыня — икона Божией Матери «Живоносный источник». В 2010 году в монастырь был возвращён чудотворный образ Спас Елеазаровский.

Адрес монастыря:
180523, Псковская область, Псковский район, деревня Елизарово

Обитель располагается в одном из живописнейших мест Псковской области. Добраться до монастыря можно, совершив недолгое путешествие. Святая земля находится в 27 км на север от Пскова.

Интересна история основания монастыря. Именно он стал предтечей десяти обителей Псковщины. Заложен монастырь был в 1447 году. В этот год преподобный Евфросин (Елиазар – в миру) возвращался из путешествия в Константинополь. Где побывал на приеме у святейшего патриарха Геннадия II. Там будущий настоятель получил высочайшее благословение и Цареградскую икону Божией Матери.


В обратном пути, на берегу Ольгиного озера, преподобный Евфросин повстречался с братией. Именно на этом месте и было положено благословенное начало Спасо - Елеазаровскому монастырю. А сам священнослужитель стал первым из пустынножителей. Считается, что место встречи преподобного с братьями было отмечено чудом: там появился Пречистинский источник. По сей день этот ключ приносит облегчение больным прихожанам.

Монахи из числа братии стали учениками Евфросина. Позже они основали новые святые обители в Псковской земле. Саввой Крыпецким было положено начало Иоанно - Богословскому монастырю, Онуфрием – Мальскому монастырю, Никандром – Никандровской пустыни. Всего появилось 10 обителей, существующих по сей день.

Спасо – Елеазаровский монастырь является одним из памятников архитектуры. Его главная святыня – собор Трех святителей (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий). Храм был возведен около 74 г. XVI в. Точную дату установить не удалось, строительство растянулось на несколько лет.


Наряду с большинством средневековых построек Псковской области обитель подвергалась многочисленным вражеским набегам. На монастырь в разное время покушались литовцы, поляки и ливонские рыцари. В 66 году 18 века здешнее святое братство было расширено за счет монахов Спасо - Великопустынского мужского монастыря. С того дня Спасо – Елеазаровская обитель получила название Спасо - Великопустынской. Спустя 10 лет иконостас собора Трех Святителей пополнился изображением Христа. Икона, написанная в 14 веке, стала носить имя Спаса Елеазаровского.

Революция 17 года стала для монастыря настоящей катастрофой. Обитель закрыли. А икона Спаса оказалась в одном из псковских музеев. Здание монастыря стало санаторием для больных туберкулезом. Позже лечебница была закрыта, а в стенах обители расположился лагерь для детей. Учреждение просуществовало здесь до 1999 г.


Спасо - Елеазаровский монастырь вернулся в лоно Русской Православной Церкви в 2000 г., перед вступлением в должность нового Президента РФ. Историческое возвращение состоялось в день чествования иконы Божьей Матери «Живоносный Источник».


Первая служба в стенах монастыря прошла 28 мая того же года. Богослужение было посвящено его основателю, преподобному Евфросину. В тот же день обновленная (теперь – женская) обитель получила матушку - настоятельницу Елисавету. Этой великой женщине монастырь обязан возвращением Спаса Елеазаровского, свершившимся 19 августа 2010 г. К сожалению, увидеть воочию историческую икону матушка не смогла, не дожив до того дня всего 2-х месяцев. 4 июня настоятельница Елисавета умерла.

В настоящее время Спасо - Елеазаровский женский монастырь благоденствует. Ежегодно его стены посещают тысячи паломников. Обитель стала одной из важных туристических достопримечательностей Псковской области.

Всего в 25 километрах от Пскова, если ехать строго на север,
расположен Спасо-Елеазаровский женский монастырь.

В 1425 году это были глухие безлюдные места, когда поисках более глубокой
сосредоточенности в молитве сюда пришел и поселился на берегу реги Толбы Преподобный Ефросин (мирское имя Елеазар), основав монастырь.

Умер он на 96 году своей земной равноангельной жизни, перед смертью приняв схиму с именем Елеазар.

В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем

Трехсвятильский собор

Главная монастырская святыня - Собор Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) - построен около 1574 года.

Табличка на нем называет монастырь Спасо-Елизаровским

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В одно таких нападений монастырь был ограблен и похищена чудотворная икона Божией Матери Цареградская. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Псковском озере, где она находится и поныне. Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который пребывает в монастыре.

Еще весной 1920 года действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь «в помощь голодающим Поволжья». Летом того же года на территории монастыря открыли сначала
институт, из которого профессора и учащиеся почти сразу же перебрались в Петроград. Затем власти попытались организовать образцово-показательное сельхозпроизводство; несколько месяцев понадобилось, чтобы созданное трудом монахов пошло прахом. Поочередно в Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных детей, детский туберкулезный санаторий и база отдыха. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс. От более чем двадцати строений остались только соборный
храм и двухэтажный братский корпус.

Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь не самая известная монашеская обитель, но по значимости для России, для судеб человечества он занимает особое место в мировой истории.

Именно сюда, в пустынный, среди лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности была принесена Цареградская икона Божией Матери – дар Константинопольского Патриарха Геннадия II. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: “Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти”, написано на медной доске.

Со стороны озера храм выглядит особенно торжественно.

28 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба.
Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.

25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея
Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря.

В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении, приняли пострижение 8 монахинь. В 2005 г. завершение восстановления братского корпуса 1904 года. 10 августа 2005 г. Владыка Евсевий служил чин освящения колоколов на восстановленной звоннице.

До восстановления ансамбль монастыря, объявленный памятником архитектуры республиканского
значения, состоял из полуразрушенного Трехсвятительского собора (2 пол. XVI - нач. XIX вв.), братского корпуса (1904 г.), остатков каменной ограды.

Уникальная монастырская колокольня (XVI в.), не имеющая аналогов в псковской архитектуре, рухнула в мае 1989 года.

Возвращение Спасо-Елеазаровского монастыря состоялось в день, когда чествуется византийская святыня - икона Божией Матери «Живоносный источник». Эта обитель, действительно, живой
источник Божией благодати. Спасо-Елеазаровский монастырь - символ возрождения Третьего Рима - нашего Отечества. Вместе с ней будет подниматься и Россия

Часовня Преображения Господня

Среди святых обителей, возрождённых к жизни после долгих лет запустения, возобновил в своих стенах религиозную жизнь и Спасо-Елеазаровский монастырь, бывший до революции мужским. В наши дни он предоставлен честным инокиням, ищущим спасения души и молящимся обо всех, оставленных ими в миру. О долгом и трудном пути, пройденном этой святой обителью, будет наш рассказ.

Дальний путь инока Евфросина

Согласно преданию, Спасо-Елеазаровский монастырь, что расположен в двадцати восьми километрах от Пскова, был основан в 1425 году смиренным иноком Евфросином, носившем в миру имя Елеазар. Известно, что был он весьма искушён в Законе Божьем. В родном селе Виделибье с малых лет обучался грамоте, читая Священное Писание, когда возрос летами, принял и всё свободное от послушаний время проводил в монастырской библиотеке.

Ещё в начальную пору иноческого служения благословил его настоятель отправиться за море в Константинополь, который тогда ещё не подпал под турецкое владычество и являл собой центр мирового православия - Второй Рим. Там ему надлежало испросить у святых отцов разъяснения по некоторым богослужебным вопросам сложным в понимании, вызывавшим споры среди братии.

Проделав многотрудный путь и достигнув цели своего путешествия, инок Евфросин сподобился быть принятым самим Константинопольским патриархом и в беседе с ним уяснил всё, ради чего был послан. Исполнив таким образом возложенное на него послушание, хранимый Богом он благополучно возвратился в свою обитель, где поведал братии то, что узнал за морем.

Видение, ниспосланное иноку

После этого восхотел Евфросин прославить Господа подвигом пустынножительства, для чего, испросив благословение у настоятеля (без этого нельзя), удалился в лесную чащобу вблизи Псковского озера, где в низине безымянная речушка разделялась на два рукава. Там, срубив себе убогую келью, предался новоявленный пустынник молитвам и богомыслию.

Но недаром писано, что не укроется под спудом светильник веры. Стали стекаться к его жилищу все, кто жаждал, оставив суетный мир, послужить Господу. Вскоре, как повествует предание, было Евфросину видение. В тонком сне явились ему многомудрые святители - отцы православия, повелев возвести средь лесной чащобы храм Божий и основать при нём обитель. Согласно их воле появился на свет Спасо-Елеазаровский монастырь.

Становление монастыря

Много сил приложила братия, корчуя лес и расчищая место, потребное для всех построек, необходимых обители. Больших трудов стоило и возведение храма. Но во всём пребывала с иноками Благодать Божья, и очень скоро меж вековых сосен поднялись к небу его стены. Был он освящён в честь Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Нашлись у монастыря и земные покровители, не скупившиеся на пожертвования. Их щедротами возвела братия многочисленные постройки и обзавелась хозяйством.

Главной же их заботой было служение Богу и духовное возрастание, в котором они брали пример со святых отцов, прославивших Господа многочисленными подвигами веры. Став настоятелем основанного им монастыря, Евфросин обрёл много сподвижников, которые со временем сами положили начало новым обителям, претерпевшим в последующие века множество испытаний, но не пропавшим с лица земли.

Величайшей святыней монастыря была хранившаяся в его стенах икона Божьей Матери, являвшаяся даром Константинопольского патриарха Геннадия II. Она служила выражением преемственности, которая перешла к русской церкви после падения под турецкими ятаганами её византийской сестры.

Старец Филофий

Пройдя долгий и многотрудный путь, Евфросин отошёл ко Господу в возрасте девяноста пяти лет, приняв перед кончиной схиму с именем Елеазар. В честь этого и назван основанный им и существующий доныне Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь. Жизнь и служение подвижника стали добрым зерном, упавшим на благодатную почву и возросшим в будущих поколениях святых отцов, подвизавшихся в стенах обители.

Наиболее известным из них является старец Филофий - первый, указавший на великую миссию русского народа и его роль в судьбе православия. Именно ему уже после захвата турками Константинополя принадлежат слова о том, что за отступничество от истинной веры попустил Господь падение Первого Рима - империи, впавшей в латинскую ересь, и вслед за ней Второму - Византии, заключившей с латинянами нечестивую унию (союз). С этих пор вся ответственность за чистоту православия ложится на Русь. Ей сулил Господь стать Третьим Римом, а Четвёртого уже не будет.

Спасо-Елеазаровский монастырь во многом послужил делу объединения русских земель вокруг Москвы, став их духовным центром и собрав в своих стенах многих учёных мужей. И вновь на всю страну прозвучал голос старца Филофия, поддержавшего Великого князя Московского своим авторитетом и тем самым вложившего в его руки бразды правления огромным государством.

Дальнейшая жизнь святой обители

В 1574 году была воздвигнута главная святыня монастыря - Собор Трёх Святителей. Он был освящён в честь Василия Великого, Григория Богослова и явившихся некогда в видении преподобному Евфросину и повелевшим создать на этом месте святую обитель.

В последующие годы много испытаний перенёс Спасо-Елеазаровский Ввиду близости границы, не раз подвергался он нападениям поляков, литовцев и ливонских рыцарей. Неоднократно бывал разорён и разграблен, но каждый раз по молитвам братии изливал на него Господь Свою милость, и возрождалась иноческая жизнь среди ещё дымящихся руин.

В продолжение XVIII и XIX веков Спасо-Елеазаровский монастырь неоднократно пополнялся насельниками ряда иных, упразднённых по тем или иным причинам обителей. Наибольшее количество иноков поступило из бывшего Великопустынского-Преображенского монастыря и Глинской пустыни.

Широко известны деяния игумена Ювиналия, возглавлявшего обитель в последний предреволюционный период. Его неустанными трудами было введено старчество, значительно увеличено число насельников, а церковным богослужениям придано небывалое благолепие. В эти годы частой гостьей монастыря была великая княгиня Елисавета Фёдоровна, неоднократно делавшая в его казну щедрые вклады.

Годы забвения и духовного мрака

После прихода к власти большевиков, когда мученическую смерть приняла царская семья и в стране были попраны самые основы веры, среди прочих святых обителей был упразднён и Спасо-Елеазаровский монастырь. В псковской области до 1925 года единственным действующим храмом оставался монастырский собор, из которого к тому времени трижды изымались ценности, якобы в помощь голодающим. Однако вскоре и его закрыли. Многие из насельников монастыря были расстреляны без суда и следствия. В 1918 году их посадили на подводы и вывезли в лес. Никто из них живым не вернулся.

Попытки перестроить монастырь на мирской лад

Монастырским постройкам власти неоднократно пытались найти применение, но каждый раз заканчивалось неудачей. В конце двадцатых годов разорённую обитель передали одному из псковских институтов, но, не сумев приспособиться к занятиям в полуразрушенных помещениях, студенты и преподаватели вскоре её покинули.

Бесславно закончилась и организация в монастыре образцово-показательного сельхозпроизводства - ничто из посаженного упорно не желало расти. После этого бывший монастырь ещё несколько раз менял владельцев, с каждым разом всё больше разрушаясь. В короткий срок новыми властями было уничтожено то, что трудами монахов создавалось в течение многих веков.

Возвращение в лоно церкви

После долгих десятилетий забвения монастырь был возрождён к жизни на рубеже нового века, но теперь уже в качестве женской обители. В мае 2000 года в его храме была впервые совершена архиерейская служба, и она стала началом новой истории поруганной, но возвращённой людям святыни. По благословению Святейшего патриарха Алексия II, настоятельницей в Спасо-Елеазаровский женский монастырь была назначена монахиня Елисавета (Беляева), возведённая через пять лет в сан игуменьи.

Работы по восстановлению обители предстояли очень большие, так как на момент его возвращения в лоно церкви из всех прежних построек оставались лишь полуразрушенный Трехсвятительский собор, братский корпус, также находившийся в аварийном состоянии, и отдельные фрагменты каменной ограды.

Неоценимую помощь монастырю оказал в те годы академик Д.Д. Лихачёв, лично обратившийся к Министру культуры с просьбой о выделении средств для проведения ремонта и привлечении к этому высококвалифицированных специалистов. Благодаря его усилиям и помощи как отдельных граждан, так и ряда общественных организаций, удалось в кратчайший срок привести в надлежащий вид то, что ещё подлежало восстановлению, и вернуть людям Спасо-Елеазаровский женский монастырь.

По благословению Митрополита Псковского и Великолукского Евсевия, при Спасо-Елеазаровском монастыре создана паломническая служба «Под кров Цареградской».

Цель нашей службы - создать условия, чтобы боголюбивые паломники как можно больше узнали о Спасо-Елеазаровском монастыре, где в XVI в. была сформулирована старцем Филофеем идея вселенской ответственности России за сохранение чистоты Православия: «Два Рима пали, третий (Москва) стоит, а четвертому не бывать».

Обитель была основана в первой половине XV в. прп. Евфросином - великим монахом древности, воспитавшим более десяти игуменов, также прославленных во святых. Монастырь имел строжайший Устав, монахов его называли «железными».
Подобно прп. Сергию Радонежскому, который со своими учениками просветил в XIV в. cветом православной веры центр и северо-восток России, прп. Евфросин и его ученики в XV в. выполнили эту миссию на северо-западе русских земель. В истории монастыря много чудесных событий, говорящих о том, что это место отмечено Господом как духовный центр не только русского, но Вселенского православия.

Вскоре после основания обители прп. Евфросин получил в дар от Константинопольского Патриарха Геннадия II икону Божией Матери «Цареградская» - на благословение монастыря. По преданию, Цареградская икона Божией Матери обозначает своим пребыванием место особенной чистоты Православия - «град Царя Небесного». (Сейчас в обители находится чудотворный список иконы, сделанный в монастыре, спасенный в революцию и попавший на о. Залита. Перед ним 40 лет молился старец Николай Гурьянов; это был его дар возрожденному монастырю).

Соборный храм обители был построен на месте явления прп. Евфросину трех святителей - Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. В их честь он назван Трехсвятительским.

Под сенью этих святынь и воспитались великие игумены - просветители народа; не случайно и идея старца Филофея, идея государствообразующая, определившая на столетия вперед мировоззрение всего русского народа, сформировалась именно здесь. Монахи Спасо-Елеазаровского монастыря всегда отличались, наряду со строгостью и высотой монашеской жизни, также и высокой образованностью.

В XVIII- нач. XIX в., в период церковной реформы Екатерины II , когда происходит повсеместное закрытие монастырей, Спасо-Елеазаровский монастырь не только не закрывается, но принимает в себя братию двух упраздненных монастырей - Великопустынского и древнейшего Снетогорского. Из Великой Пустыни сюда приходит национальная святыня - икона Всемилостивого Спаса (XIV) , чудотворящая, многократно спасавшая псковские земли и «от нашествия иноплеменных», и от «междоусобныя брани», и от «смертоносныя язвы» - моровых поветрий.

А из Снетогорского монастыря передается архимандритское достоинство (до этого были игумены). Все Спасо-Елеазаровские архимандриты были профессорами духовных школ, нередко они посвящались в епископы, что еще раз подтверждает особый, «учительский», «просветительский», статус монастыря.

В начале XX в монастыре живет духоносный старец Гавриил (Зырянов). Часто навещает его здесь, в Елизарово, его духовное чадо, вел. кн. Елисавета - в недалеком будущем новомученица.

Сразу после революции Спасо-Елеазаровский монастырь был закрыт. Монахи его подверглись жестоким репрессиям. Очень скоро на месте цветущего монастыря воцарилась мерзость запустения. В самом конце XX в. сюда, на место страшной разрухи, приходит будущая игумения Елисавета (+ 2010 г.) и несколько сестер. В 2000 г. состоится передача обители Русской Православной Церкви. Это год прославления Царской семьи и сонма новомучеников Российских. Первая служба, архиерейским чином, состоялась 28 мая 2000 г. , в день памяти прп. Евфросина и празднования иконы Божией Матери «Живоносный источник». Обитель снова становится живым источником благодати Божией.

Сегодня восстановленный из руин Спасо-Елеазаровский монастырь готов принять паломников. Здесь отстроены гостиничные корпуса. Паломники имеют возможность причаститься Святых Таинств, помолиться перед чудотворными образами Всемилостивого Спаса и Цареградской Божией Матери, приложиться к мощевикам (их несколько). Паломническая служба организует экскурсию и трапезу.