Теория экономики предложения. Совокупное предложение – главный фактор государственного регулирования. Кривая Лаффера. Теория экономики предложения Экономиста представителя теории экономики предложения

Теория экономики предложения. Совокупное предложение – главный фактор государственного регулирования. Кривая Лаффера. Теория экономики предложения Экономиста представителя теории экономики предложения

Особенность экономики предложения состоит в том, что это не цело­стная концепция, не завершенная и взаимосвязная система взглядов, поло­жений, методов теоретического анализа, а, главным образом, совокупность практических предложений и рекомендаций. Экономика предложения охва­тывает ряд практических вопросов, направленных на стимулирование про­изводства, инвестиций и занятости. Среди них можно выделить рекоменда­ции в области налоговой политики; политику приватизации государствен­ных предприятий; оздоровление бюджета; сокращение расходов на соци­альные нужды.

Экономическая теория предложения разрабатывалась в основном американскими экономистами: А. Лаффером, М. Фелдстайном, Р. Риганом.

По мнению представителей этой теории, рынок является единственно нормальным способом организации хозяйства. Они выступают против регулирования экономики со стороны государства, считая, что регулирование - зло, ведущее к снижению эффективности, инициатив, энергии участников хозяйственной деятельности.

Основная идея экономики предложения состоит в отходе от кейнсианских методов стимулирования спроса, переводе усилий на поддержку факторов, определяющих предложение. Причины инфляции усматриваются в высоких налоговых ставках, в финансовой политике государства, провоци­рующей рост издержек. Повышение цен - реакция производителей на неже­лательные последствия экономической политики.

1. Сокращение налогов с целью стимулирования инвестиций. Снижение налогов для предпринимателей увеличит их доходы и сбережения; в ре­зультате будут расти накопления, снизится уровень процентной ставки. Снижение налогов на заработную плату увеличит привлекательность до­полнительной работы, получения дополнительных заработков. В резуль­тате возрастет предложение рабочей силы, повысятся стимулы к участию в производственной деятельности. Отсюда и название рассматриваемой концепции - теория предложения.

2. Приватизация государственных предприятий. Она позволит получить дополнительные финансовые средства, сократить размеры государствен­ного долга.

3. Бюджетное оздоровление. Теоретики предложения выступают против бюджетного дефицита. Они считают, что бюджет не должен рассматри­ваться в качестве инструмента денежной политики.

4. «Замораживание» социальных программ. Существующая на Западе сис­тема социального обеспечения имеет два отрицательных момента: 1) вы­зывает неоправданный рост государственных доходов, обостряет бюд­жетный дефицит; 2) сдерживает трудовую активность населения.

Налоговая политика должна опираться на эффект Лаффера. Такое на­звание эффект получил по имени американского экономиста, обосновавшего указанный феномен и построившего кривую, иллюстрирующую существо предложения (рис. 2).

Кривая показывает, что при повышении ставки налога доходы государства за счет налоговых поступлений сначала будут увеличиваться, но, если налоговая ставка превышает некую границу (точка А), доходы от налогообложения начнут уменьшаться. Причина в том, что слишком высокие налоги снижают у людей желание работать в легальной экономике. Чем выше этой границы определена ставка налога, тем меньше они будут работать легально и, следовательно, тем меньше будет доход государственной казны. Если ставка налога будет постоянно повышаться, рано или поздно она достигнет такого уровня, при котором никто не захочет работать и, следовательно, прекратятся налоговые поступления.

Экономика предложения стала основой политики Р. Рейгана, М. Тэтчер и их нынешних приемников.

Оценивая роль теорий свободного предприниматель­ства, отметим следующее. Они зафиксировали ряд действительных слабостей и просчетов в государственном регули­ровании экономики. Вместе с тем имеется ряд противоречий, которые бросаются в глаза. Во-первых, авторы этого направления постоянно подчер­кивают преимущества саморегулирования капиталистической экономики. Но ведь нынешняя экономика далека от свободной конкуренции, она в достаточной степени монополизирована. Сле­довательно, и результатом такого механизма никак не может быть оптимальное состояние.

Во-вторых, вся аргументация теоретиков свободного предпринимательства направлена на доказательство, что государственное регулирование лишь понижает эффективность экономики. Но при всей громадной важности эффективности она не единственная цель. Есть ведь и социальные цели, которые не могут быть ре­ализованы без государственного вмешательства. Вряд ли можносогласиться, скажем, с игнорированием проблемы безработицы, помощи бедным и т. п.

В-третьих, если саморегулирование - лучшее решение, то воз­никает вопрос о целесообразности какой-либо экономической по­литики вообще кроме предоставления полной свободы участникам хозяйственных отношений.

В результате изучения материала главы студент будет:

знать

  • основные положения экономической теории предложения;
  • историю ее возникновения и основных представителей;
  • ее место в развитии экономической теории и ее роли в формировании экономической политики западных стран в 1970-е гг.;

уметь

  • анализировать с разных точек зрения положительные и негативные стороны вмешательства государства в экономику;
  • оценивать экономические эффекты налоговой политики, проводимой государством;
  • прослеживать влияние дефицита бюджета на уровень цен и деловой климат в стране;

владеть

  • основными концепциями, выдвинутыми экономической теорией предложения;
  • логикой теории в критике как кейнсианской политики, так и в целом "тяжелого государства".

Предпосылки возникновения экономической теории предложения

Экономическая теория предложения (supply-sideeconomics ) сформировалась в конце 70-х гг. XX в. и представляет собой одно из течений неоконсервативной экономической мысли.

Главными представителями экономической теории предложения можно назвать М. Фелдстайна и А. Лаффера . Развитию этой школы во многом способствовал канадский экономист и политический деятель Роберт Мандел (Robert Mundell, р. 1932, лауреат Нобелевской премии по экономике 1999 г.).

Также к этой школе относят американского экономиста Р. Бэрроу (R. Barro ), журналиста Дж. Ванниски (J . Wanniski ), экономиста В. Канто (V. Canto ).

Это течение сложно назвать школой в строгом смысле этого слова, поскольку оно не имеет лидера, единой теоретической позиции, во многих вопросах близко монетаризму. А. Лаффер в книге назвал ее "не более, чем новой этикеткой для стандартной неоклассической экономической теории" . Помимо этого многие сторонники этого направления, так называемые сэплайсайдеры, были скорее экономистами-практиками, нежели теоретиками, и большая часть написанного ими носит публицистический характер. Это неудивительно, если принять во внимание, что появление экономической теории предложения тесно связано с политическими и экономическими процессами, происходившими в США в 70-е – 80-е гг. XX в.

Важно запомнить!

Носит ярко выраженный антикейнсианский характер. Если кейнсианская теория исходит из необходимости активизировать спрос в экономике и потому ее часто называют экономической теорией спроса (demand- side economics), то экономическая теория предложения, как видно из ее названия, считает основной экономической задачей стимулирование предложения.

Эта позиция была обусловлена экономической реальностью 1970-х гг. На протяжении двух предшествовавших десятилетий экономика США, равно как и западноевропейских стран, переживала бурный экономический рост. Производственный бум сопровождался интенсивным ростом доходов всех слоев населения. Был сформирован емкий потребительский рынок. Повысились уровень и качество спроса со стороны общества. Этому способствовал и научно-технический прогресс, вызвавший волну спроса на новое оборудование со стороны промышленности и на новые товары со стороны потребителей.

В этих условиях проблема стимулирования эффективного спроса перестала быть актуальной. В то же время наблюдавшийся в 1970-е гг. низкий уровень производства и рост безработицы, сопровождавшиеся повышением инфляции, являлись, с точки зрения сторонников экономической теории предложения, свидетельством серьезного ухудшения делового климата и снижения уровня предпринимательской активности. Сэплайсайдеры считали, что это следствие применения кейнсианской политики, которая сопровождалась ростом государственных расходов и дефицитом бюджета. Такая политика привела к возникновению инфляционных ожиданий в экономике и подстегнула рост цен. Одновременно с этим значительно возросло налоговое бремя, которое всегда негативно сказывается на деловой активности. В завершение ко всему активное регулирование экономики усилило неопределенность, сковывая предпринимательскую деятельность и повышая риски.

Экономическая программа самой школы носит ярко выраженный либеральный характер. Основным пунктом ее является снижение доли государства в экономике и в первую очередь снижение налогового бремени, возлагаемого на предпринимателей и социальные группы с высоким доходом.

Исторический экскурс

Формирование этой программы тесно связано с политической карьерой американского президента Рональда Рейгана, начиная с его вступления на пост губернатора штата Калифорния. В 1970-е гг. в этом штате возникло широкое общественное движение, поддержанное экономистами (в частности, А. Лаффером), которое выступало против высоких налогов. Р. Рейган, будучи губернатором этого штата, поддержал эти требования и принял закон о значительном снижении налогов на собственность. По некоторым оценкам, приверженность Рейгана новой налоговой политике обеспечила в дальнейшем его успех на президентских выборах. Новое движение получило развитие в других штатах, что дало основание говорить о "налоговой революции", произошедшей в США в этот период. В 1980-е гг., став президентом Соединенных Штатов, Рейган продолжил взятый курс на либерализацию экономики и создание благоприятного климата для частного бизнеса. С 1982 по 1984 г. Комитет советников-экономистов президента возглавлял М. Фелдстайн, который непосредственно участвовал в формировании новой налоговой политики.

Одним из главных представителей экономической теории предложения является Мартин Фелдстайн (Martin Feldstein, род. 1939), профессор Гарвардского университета. С 1978 по 2008 г. М. Фелдстайн возглавлял Национальное бюро Ээкономических исследований (NBER). Он был экономическим советником не только Р. Рейгана, но и Дж. Буша-младшего, в частности одним из разработчиков программы частичной приватизации системы социального страхования. Известен он в первую очередь своими работами в области макроэкономики и общественных финансов. Основные работы Фелдстайна были посвящены анализу общественного сектора, в частности здравоохранения: "Экономический анализ эффективности системы здравоохранения" (1967) , "Экономика здравоохранения" (1979) , "Справочник но экономике общественного сектора" (1987) . В 1983 г. выходят две его работы, посвященные проблеме налогообложения: "Инфляция, налоговое регулирование и образование капитала" и " Налогообложение капитала" . В 1988 г. выходит объемное эмпирическое исследование " Соединенные Штаты в мировой экономике" . В 1977 г. за свои исследования в области общественного сектора Фелдстайн получил медаль Дж.-Б. Кларка.

Еще один видный представитель школы – Артур Лаффер (Arthur Laffer, род. 1941 г.). Он сыграл ключевую роль в принятии знаменитой "тринадцатой поправки" к Конституции штата Калифорния, с которой началась так называемая "налоговая революция". В период 1981–1989 гг. был членом Консультационного совета по экономической политике президента Р. Рейгана. Основные его работы: "Феномен мировой инфляции" (1975) , "Экономическая теория налоговой революции" (1979), "Основы экономической теории предложения" (1984) .

Экономическая теория предложения , как это декларируют сами сэплайсайдсры, стоит на методологических позициях неоклассической школы и представляет собой применение неоклассического анализа к макроэкономическим аспектам влияния налоговой политики на экономику.

Во многих теоретических положениях она смыкается с монетаризмом, и это неудивительно, потому что большая часть теоретиков этого направления вышла из стен Чикагского университета. В частности, представители экономической теории предложения, равно как и М. Фридмен, опираются на строго эмпирический анализ, считая, что только анализ реальных фактов дает возможность выявлять существующие экономические закономерности. Так, служба М. Фелдстайна в Национальном бюро экономических исследований США (и соответственно возможность анализировать большой объем эмпирических данных) создала основу для его исследований налоговой политики и ее последствий для экономики.

Как уже было отмечено, ярко выражена антикейнсианская направленность рассматриваемой нами школы. Это проявляется не только в критическом отношении сэплайсайдеров к вмешательству государства в экономику, но и в их теоретических положениях. В частности, экономическая теория предложения игнорирует важную для кейнсианства проблему преобразования сбережений в инвестиции, исходя из равенства этих двух показателей. Одновременно она поддерживает концепцию перманентного дохода М. Фридмена , согласно которой размеры потребления зависят от той части дохода, которая является постоянной, и потому не уменьшаются с ростом доходов. Таким образом, кейнсианская проблема эффективного спроса, который складывается из инвестиций и потребления, опровергается как несуществующая – с ростом доходов растут сбережения, которые и есть инвестиции, и не уменьшается уровень потребления.

Близкими монетаризму являются и взгляды авторов экономической теории предложения на безработицу. Они исходят из существования естественной нормы безработицы и считают бесполезной политику по достижению полной занятости. Сэплайсайдеры игнорируют такое важное для кейнсианства понятие, как "вынужденная безработица", и рассматривают фрикционную и добровольную безработицу, делая акцент на последней.

В то же время существуют и расхождения между этими двумя школами. Монетаризм делает основной акцент на сфере денежного обращения, ограничивая свой анализ исследованием влияния денежной массы на основные экономические показатели. Экономическая теория предложения в центр своих исследований ставит проблему создания благоприятного делового климата для развития промышленности, т.е. роста предложения. Тем самым она акцентирует внимание в первую очередь на проблемах производства. Это позволяет исследователям говорить о том, что она возвращается к традиции классической политэкономии .

Важно запомнить!

Теория предложения в отличие от монетаризма, но подобно теории рациональных ожиданий сформировалась в 1970-е годы на волне острой критики кейнсианства. В силу этого она носила не столь явно выраженный теоретический характер, а сразу заявила о себе как практическая программа макротерапии. В отличие от монетаризма в центре внимания сэплайсайдеров (от англ. supply-sideeconomics) находились проблемы процесса накопления капитала и состояния государственных финансов в ракурсе налоговой политики.

Сторонники теории предложения разделяют и отчасти дополняют монетаристские оценки инфляции и безработицы, основанные на обновленной монетаристской трактовке кривой Филлипса. Однако природу инфляции они видят в высоких налоговых ставках, что также относится и к природе безработицы.

То новое, что привнесено в современную рыночную теорию сторонниками теории предложения, относится в основном к проблеме экономического роста, которая, безусловно, тесно связана с проблемой инфляции и безработицы. В отличие от монетаристской концепции центральное место в теории предложения занимает проблема сбережений, которая рассматривается в теснейшей связи с налоговой политикой государства. Теория объявляет причиной замедления темпов экономического роста дефицит, нехватку сбережений, что кардинально расходится с мнением кейнсианцев, доказывающих обратное.

Причиной же дефицита сбережений является неверная налоговая политика (политика высоких налоговых ставок), которая ведет к снижению предельной эффективности затрат капитала, что в свою очередь и вызывает снижение уровня сбережений и отрицательно влияет на инвестиционный процесс, отражается на общем замедлении темпов экономического роста. Поэтому государство должно снизить налоговые ставки до оптимального уровня, при котором возможен желаемый рост сбережений, инвестиций и в конечном счете экономический рост как таковой.

Теоретическим обоснованием позитивных последствий снижения уровня налоговых ставок (сокращение бюджетного дефицита, стабилизация инфляционного процесса и как следствие экономический подъем) стала так называемая кривая Лаффера, или эффект Анри Лаффера. На графике отображена зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок.

Однако практика показывает, что сокращение налоговых ставок на доходы населения и прибыль корпораций в краткосрочном плане ведет к сокращению доходов бюджета и влечет за собой рост его дефицита и в свою очередь может способствовать развитию инфляционного процесса. Поэтому рассматриваемая концепция вполне логично предполагает нейтрализовать эти краткосрочные, негативные результаты с помощью сокращения государственных расходов. В долгосрочном плане, по мнению теоретиков экономики предложения, временный негативный эффект от снижения уровня налогообложения должен быть перекрыт положительной динамикой сбережений, усилением инвестиционного процесса, сокращением безработицы, увеличением объема налоговых поступлений, снижением темпов инфляции и т.д.

Отсюда не менее важным звеном в теории роста экономики предложения стала серьезная критика социальной политики государства, которая не только не способствует росту сбережений, сокращению безработицы, но и инициирует рост незанятого населения. В этой части критики кейнсианства теоретики предложения пошли несколько дальше монетаристов, предлагая существенно сокращать бюджетный дефицит за счет сворачивания социальных программ, что в свою очередь являлось одним из условий снижения уровня налогообложения. Именно этот пункт неоконсервативной программы реформ, который зачастую связывают с монетаризмом, явился серьезным камнем преткновения, вызвал мощное сопротивление.

Среди прочих причин замедления роста теория предложения рассматривала инфляцию, переплетенную с высоким налогообложением, низкие темпы амортизации основного капитала, что также является следствием неоправданно высоких налогов.

Очевидно, что сторонники теории предложения отстаивают либеральные принципы, доказывая необходимость максимального ослабления системы государственного регулирования экономики. Подобно монетаристам, они доказывают необходимость переориентации государственной политики на долгосрочные цели, на стимулированиеактивной инвестиционной деятельности частного сектора.

Теоретические обоснования теорией предложения либерализации экономической политики, необходимости существенного снижения уровня налогообложения, прежде всего в отношении ведущих хозяйственных субъектов, нашли воплощение в «рейганомике» ив известной мере в «тэтчеризме». Не вызывает сомнения факт позитивных сдвигов в экономике США и Великобритании в середине 1980-х годов, который выразился в резком снижении уровня инфляции, сокращении безработицы, увеличении темпов экономического роста. Однако ряд причин не дает основания утверждать, что единственной причиной этих сдвигов явилась неоконсервативная экономическая доктрина, выстроенная в соответствии с теорией предложения. Так, например, динамика нормы сбережений не оказалась столь позитивной, как это предусматривалось теоретиками концепции предложения. Однако самым большим расхождением теории и практики оказался дальнейший рост дефицита бюджета (в особенности в США), что заставило пострейгановские администрации постепенно увеличивать уровень налогообложения с целью его сокращения. Тем не менее следует констатировать, что теория предложения сыграла в целом положительную роль, обратив внимание на безусловно существующие макроэкономические зависимости, предложила весьма ясные рецепты лечения ряда недугов, что не только способствовало дальнейшему развитию теории, но и обогатило хозяйственную практику.

Особенность экономики предложения состоит в том, что это не целостная концепция, не завершенная и взаимосвязная система взглядов, положений, методов теоретического анализа, а главным образом совокупность практических предложений и рекомендаций. Экономика предложения охватывает ряд практических вопросов, направленных на стимулирование производства, инвестиций и занятости. Среди них можно выделить:

· политику приватизации государственных предприятий;

· оздоровление бюджета;

· сокращение расходов на социальные нужды.

Экономическая теория предложения разрабатывалась в основном американскими экономистами: А. Лаффером, М. Фелдстайном, Р. Риганом. По мнению представителей этой теории, рынок является единственно нормальным способом организации хозяйства. Они выступают против регулирования экономики со стороны государства, считая, что регулирование – зло, ведущее к снижению эффективности, инициатив, энергии участников хозяйственной деятельности.

Основная идея экономики предложения состоит в отходе от кейнсианских методов стимулирования спроса, переводе усилий на поддержку факторов, определяющих предложение. Причины инфляции усматриваются в высоких налоговых ставках, в финансовой политике государства, провоцирующей рост издержек. Повышение цен – реакция производителей на нежелательные последствия экономической политики.

1) сокращение налогов с целью стимулирования инвестиций. Снижение налогов для предпринимателей увеличит их доходы и сбережения; в результате будут расти накопления, снизится уровень процентной ставки. Снижение налогов на заработную плату увеличит привлекательность дополнительной работы, получения дополнительных заработков.


В результате возрастет предложение рабочей силы, повысятся стимулы к участию в производственной деятельности. Отсюда и название рассматриваемой концепции – теория предложения;

2) приватизация государственных предприятий. Она позволит получить дополнительные финансовые средства, сократить размеры государственного долга;

3) бюджетное оздоровление. Теоретики предложения выступают против бюджетного дефицита. Они считают, что бюджет не должен рассматриваться в качестве инструмента денежной политики;

Рис. 8.1. Кривая Лаффера

1) «замораживание» социальных программ. Существующая на Западе система социального обеспечения имеет два отрицательных момента:

· вызывает неоправданный рост государственных доходов, обостряет бюджетный дефицит;

· сдерживает трудовую активность населения.

Налоговая политика должна опираться на эффект Лаффера. Такое название эффект получил по имени американского экономиста, обосновавшего указанный феномен и построившего кривую, иллюстрирующую существо предложения (рис. 8.1).

Кривая показывает, что при повышении ставки налога доходы государства за счет налоговых поступлений сначала будут увеличиваться, но, если налоговая ставка превышает некую границу (точка А), доходы от налогообложения начнут уменьшаться. Причина в том, что слишком высокие налоги снижают у людей желание работать в легальной экономике. Чем выше этой границы определена ставка налога, тем меньше они будут работать легально и, следовательно, тем меньше будет доход государственной казны. Если ставка налога будет постоянно повышаться, рано или поздно она достигнет такого уровня, при котором никто не захочет работать и, следовательно, прекратятся налоговые поступления.

Снижение налогов было составным элементом программы Р. Рейгана.

Вступление

Суть концепции сторонников экономики предложения - перенос усилий с управления спросом на стимулирование совокупного предложения, активизацию производства и занятости. Название «экономика предложения» происходит от основной идеи авторов концепции - стимулировать предложение капиталов и рабочей силы. Она содержит обоснование системы практических рекомендаций в области экономической политики, прежде всего налоговой. По мнению представителей указанной концепции, рынок не только представляет собой наиболее эффективный способ организации хозяйства, но и является единственно нормальной, естественно сложившейся системой обмена экономической деятельностью.

Как и монетаристы, сторонники экономики предложения выступают за либеральные способы управления экономикой. Они критикуют методы прямого, непосредственного регулирования со стороны государства. И если все же приходится прибегать к регулированию, то это рассматривается как неизбежное зло, снижающее эффективность и связывающее инициативу и энергию производителей. Взгляды представителей этой школы на роль государства весьма схожи с позицией австро-американского экономиста Фридриха фон Хайека (1899-1992), настойчиво проповедовавшего свободное рыночное ценообразование.

Экономика предложения выступает за сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Предлагается отказаться от системы прогрессивного налогообложения (получатели высоких доходов являются лидерами в обновлении производства и повышении производительности), снизить налоговые ставки на предпринимательство, заработную плату и дивиденды. Снижение налогов увеличит доходы и сбережения предпринимателей, понизит уровень процентной ставки, в результате будут расти накопления и инвестиции. Для получателей заработной платы снижение налогов увеличит привлекательность дополнительной работы и дополнительных заработков, возрастут стимулы к работе, увеличится предложение рабочей силы.

В своих рассуждениях теоретики экономики предложения опираются на так называемую кривую Лаффера. Ее смысл в том, что снижение предельных ставок и вообще налогов обладает мощным стимулирующим воздействием на производство. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается: раз выпускается больше продукции, то и налогов собирается больше. Это происходит не сразу. Но по идее расширение базы налогообложения способно компенсировать потери, вызванные снижением налоговых ставок. Как известно, снижение налогов явилось составным элементом программы Рейгана.

В разработке и распространении теории большая роль принадлежит Американскому институту предпринимательства, являющемуся, по словам И. Стоуна, «вашингтонской фабрикой мысли, которую, пожалуй, можно считать ведущим источником консервативных идей».

Теория экономики предложения - это фундаментальная теория, которая принадлежит наиболее активному крылу консервативных экономистов . Она выросла из смеси американского экономического романтизма, прагматизма и политической демагогии. Она играет важную роль в определении экономической политики администрации США.

У истоков теории стояли практические деятели (политики Дж.Кемп, Дж.Русселоторг, У.Рот, журналисты: Дж.Ванниски, Дж.Гилдер, И.Кристол), теоретики- профессора А.Лаффер,Р.Мандель. Эмпирические исследования представлены профессорами М.Фелдстайном, М.Боскиным и др.

Представители экономики предложения являются сторонниками идей экономического либерализма. В теоретическом плане концепция характеризуется применением принципов микроэкономического подхода к анализу таких макроэкономических проблем, как накопление капитала и государственные финансы. При этом основное внимание уделяется воздействию налогов и налоговой политики на экономическую активность, корректировке системы регулирования, смещению целей и приоритетов экономической политики и модификации методов достижения этих целей. Представители экономики предложения требуют ликвидации «вредных» форм регулирования, уменьшения регламентирующей и регулирующей деятельности государства, а также укрепления рыночных основ предпринимательства.

Экономическое процветание общества теоретики экономики предложения связывают с защитой частной собственности и с совершенствованием механизма цен, с созданием дополнительной системы мер по повышению конкурентоспособности рыночной экономики, перестройкой системы социально-экономических и политических отношений в соответствии с интересами предпринимательства.

Но теоретики не стремятся полностью устранить государство из экономики. Они ведут речь о его преобразовании, создании «государства социального страхования», целью которого является улучшение положения всех американцев, создание справедливой социально-экономической организации, которая открывает простор для реализации индивидуальных устремлений и основана на принципе «равных возможностей», позволяющем обеспечить условия для эффективного функционирования экономики.

При этом идеологи экономики предложения считают, что условием, необходимым для процветания общества,является обеспечение богатства, права неограниченного владения собственностью, предпринимательской активности. Поэтому, признавая, что масса людей живет в нищете, они выступают за увеличение совокупного богатства общества посредством накопления капитала, за содействие богатым людям в реализации их устремлений, за сохранение рыночной системы хозяйствования, свободной системы цен, которая является механизмом, передающим информацию, необходимую для координации экономической деятельности; создающим стимулы для ее реализации, для распределения труда и капитала; обеспечивающим всеобщее изобилие, распространяющееся и на низшие классы.

В связи с этим одной из актуальных задач, по мнению теоретиков экономики предложения, является устранение внешних для рыночной системы хозяйствования препятствий свободному движению цен, связанных главным образом с системой налогообложения. По их мнению, оно вызывает нежелательное вмешательство в рыночный механизм.

Социально-экономическими предпосылками для пересмотра в 80-е годы системы налогообложения явились сильные негативные последствия высокого уровня налоговых ставок. Во-первых, высокие налоги обусловили эффект ускорения инфляции издержек. Это связано с тем, что большая часть налогов со временем трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей в форме более высоких цен. Рост цен, в свою очередь, вызывает сокращение объемов производства, смещая кривую совокупного предложения влево.

Во-вторых, высокие налоги, обусловив рост производственных издержек и инфляцию, привели к снижению эффективности производства, сокращению вознаграждений, получаемыхрабочими и предпринимателями после выплаты налогов. Это, в свою очередь, отразилось на внедрении нововведений и размерах инвестирования.

В-третьих, рост налогов вызвал в середине 70-х - начале 80-х годов инфляционную «эрозию доходов». Следствием инфляции стало увеличение налогового бремени. В начале 60-х годов доходы около 90 % налогоплательщиков находились в пределах двух-трех низших ставок, а высокая степень прогрессии применялась к 5 % богатейшего населения. Инфляция и рост доходов в течение 60-70-х годов привели к тому, что растущие предельные ставки подоходного налога, нацеленные на получателей высоких доходов, к концу 70-х годов стали применяться в отношении широких слоев населения со средними доходами. Кроме того, обесценивались налоговые льготы: налогооблагаемый минимум, стандартизированные скидки и пр.

Теоретики экономики предложения осуществляют пересмотр модели налогового регулирования, строя свои рассуждения на положении о необходимости обеспечения изменений в совокупном предложении факторов производства.

Главной предпосылкой изменений в совокупном предложении являются сбережения, увеличение которых вызывает сокращение потребительского спроса, расширение размеров накопления и инвестиций. Стимулирование сбережений теоретики связывают с воздействием на соответствующую относительную «цену», которая отражает привлекательность потребления по сравнению со сбережением. В результате центральным моментом становится воздействие на размер реально получаемых инвесторами доходов, на сбережения через изменения ставок налогов. Так определяется основной способ влияния на распределение потребления во времени, а также дохода на сберегаемую и расходуемую части.

Таким образом, представители экономики предложения, так же, как и кейнсианцы, считают фискальную политику мощным средством воздействия на экономику. Но, если для кейнсианцев она - способ непосредственного воздействия на совокупный спрос и объемы производства с вторичным эффектом на структуру цен, то для представителей экономики предложения бюджетно-налоговая политика - это средство изменять «относительные цены» и через них воздействовать на поведение субъектов, в результате чего изменяется объем производства и совокупный доход.

Данные положения позволили теоретикам экономики предложения обосновать вывод, что одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для теоретического доказательства стимулирующего воздействия низких налоговых ставок они использовали бюджетную концепцию А. Лаффера. По его мнению, движущей силой экономического роста выступает заинтересованность хозяйственных агентов экономической деятельности, ориентированной на рынок. Если эта деятельность выгодна им, то воспроизводство будет осуществляться интенсивными темпами. Если же успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов, то экономическая активность будет падать.