Открытая экономика. Основные характеристики открытой экономики Смотреть что такое "Страны с открытой экономикой" в других словарях

Открытая экономика. Основные характеристики открытой экономики Смотреть что такое

Страны с открытой экономикой

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Страны с открытой экономикой" в других словарях:

    Экономика страны - (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

    ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА - EUROPEAN MONETARY SYSTEMВступившее в силу в марте 1979 г. соглашение об экон. и валютном сотрудничестве между гос вами членами Европейского экон. сообщества было первым шагом к образованию Европейской валютной системы (ЕВС). Его основной и… … Энциклопедия банковского дела и финансов

    Монетаризм макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Возник в 1950 е годы как ряд… … Википедия

    Изолированная экономика - CLOSED ECONOMY Экономика страны, которая не участвует в международной торговле. В противоположность изолированной экономике страны с открытой экономикой постоянно расширяют свой внешнеторговый оборот. Ср.: Open economy … Словарь-справочник по экономике

    Инфляция - (Inflation) Инфляция это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности Общая информация об инфляции, виды инфляции, в чем состоит экономическая сущность, причины и последствия инфляции, показатели и индекс инфляции, как… … Энциклопедия инвестора

    Платежный баланс - (Balance of payments) Платежный баланс это статистический документ, отражающий все внешнеэкономические операции данной страны Платежный баланс страны, методы и структура составления платежного баланса, отрицательное и положительное сальдо… … Энциклопедия инвестора

    Торговый баланс - (Trade balance) Торговый баланс это экономический показатель, отражающий соотношение между экспортом и импортом страны Торговый баланс страны, активный и пассивный торговый баланс, сальдо торгового баланса, роль торгового баланса в экономике… … Энциклопедия инвестора

    Мировая экономика - (World Economy) Мировая экономика это совокупность национальных хозяйств, объединенных различными видами связей Становление и этапы развития мировой экономики, ее структура и формы, мировой экономический кризис и тенденции дальнейшего развития… … Энциклопедия инвестора

    Курс валют - (Exchange rate) Курс валют это цена одной валюты к другой валюте Курс валют: понятие и форма, методы установления, котировки и виды, динамика и теории регулирования, валютный паритет и таргетирование Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Приток капитала - (Cash inflow) Приток капитала это поступление денежных средств в экономику страны от иностранных источников Приток капитала и его влияние на экономику государства, роль иностранных инвестиций в национальных экономиках стран, ввоз и вывоз… … Энциклопедия инвестора

Слово "открытость" имеет два связанных, но отличающихся значения. Оно может означать, что нечто является неограниченным, доступным и, возможно, уязвимым. Или же оно может означать, что некий объект, например, человек или организация, является прозрачным, а не секретным.

В первом значении это слово часто применяется к международной торговле, инвестициям и технологиям (хотя в большинстве определений открывающиеся возможности не связываются с уязвимостью). Такая открытость всегда приводила к структурным изменениям в экономике, особенно в том, что касается занятости. Структурные изменения могут быть одновременно и позитивными, и разрушительными. Политикам уже давно надо было найти баланс между абстрактным принципом открытости и конкретными мерами по ограничению худших последствий подобных изменений.

К счастью, научные исследования и исторический опыт могут помочь властям найти разумный ответ на этот вызов. Взять, к примеру, опыт небольших развитых стран Северной Европы, которые, как правило, являются открытыми. Для этого есть причина: если бы они не были открытыми, им понадобилась бы слишком высокая степень диверсификации торгуемой части экономики для удовлетворения внутреннего спроса. Это привело бы к высоким издержкам, поскольку малый размер внутреннего рынка не позволяет им достичь экономики масштаба в сфере технологий, разработки продуктов и производства.

Однако открытость этих стран привела к росту экономической и политической значимости как инвестиций в человеческий капитал, так и сильной системы социальной защиты. Меры социальной защиты вдвойне важнее для стран с небольшой, узкоспециализированной экономикой, поскольку воздействие внешнего шока на какой-либо один торгуемый сектор в этой стране может оказать влияние на всю экономику.

Так было не всегда. Канада, Австралия и Новая Зеландия, то есть страны с небольшой и средней экономикой, проводили протекционистскую политику, которая вызвала избыточную диверсификацию в торгуемых секторах. Но, по мере расширения международной торговли и усиления специализации, себестоимость товаров, произведенных внутри страны (например, автомобилей), по сравнению с импортными аналогами стала слишком высока для потребителей. В 1980-х и 1990-х годах эти три страны начали открывать экономику и пережили трудный переходный период структурных изменений, который, тем не менее, помог повысить производительность и принес многочисленные выгоды гражданам и потребителям.

Власти слишком часто хотят полностью исключить наступление перемен

Впрочем, поиск правильного баланса всегда сложен. Канада, Австралия и Новая Зеландия являются странами, которые богаты ресурсами и подвержены "голландской болезни ": ситуация, когда один сильный, капиталоемкий сектор вредит другим секторам, укрепляя национальную валюту. Это вызывает озабоченность недостаточной диверсификацией, которая делает данные страны уязвимыми перед волатильностью на глобальных товарных рынках и создает угрозы для занятости.

Обычно мы связываем структурную адаптацию с международной торговлей и инвестициями. Однако внутри страны промышленная деятельность тоже постоянно меняется, что вызывает локальные и региональные проблемы. Например, текстильное производство в США, когда-то плотно сконцентрированное в штатах Новой Англии, по большей части мигрировало в южные штаты (а затем переместилось в Азию и другие страны с низкими издержками).

В 1954 году бывший тогда сенатором Джон Кеннеди написал большую и увлекательную в журнале The Atlantic , в которой объяснял это нежелательное перемещение производства из Новой Англии системой налоговых льгот в южных штатах. Кеннеди утверждал, что подобные меры могут привести к неэффективно высокому уровню промышленной мобильности, поскольку корпорации всеми силами стремятся повысить прибыль, игнорируя влияние своих действий на местные сообщества. Для прекращения этой гонки на выживание (race to the bottom) Кеннеди призывал не к свободной торговле, а к регулированию, которое сделало бы торговлю более справедливой и эффективной.

Структурные перемены действительно необходимы для улучшения динамической эффективности. Однако необходимы и меры, которые гарантировали бы, что инвестиции и экономическая деятельность опираются на реальные сравнительные преимущества, а не временное стимулирование по принципу "разори соседа". Это особенно важно в периоды быстрых структурных изменений. Адаптация на стороне рыночного предложения является медленной, болезненной и дорогой, поэтому не стоит проводить ее без необходимости.

Но, как страны с закрытой экономикой, вообще упускающие выгоды торговли, так и страны с открытой экономикой, но обладающие значительными институциональными и политическими барьерами на пути структурных изменений, будут демонстрировать низкие результаты. Этим и объясняется, почему многие страны с открытой экономикой оказались сегодня не способны адаптироваться к новым технологиям и моделям торговли. Власти слишком часто хотят полностью исключить наступление перемен. Однако, хотя блокирование перемен может на какое-то время защитить существующие отрасли и рабочие места, подобные действия ведут к резкому снижению потока инвестиций, что, в конечном итоге, вредно для роста экономики и занятости.

Если структурные реформы не сопровождаются реформой социальной защиты, они, скорее всего, провалятся

Еще одним барьером на пути перемен в стране является структура ее экономики и социальной защиты. Как отмечает бывший министр финансов Греции Янис Варуфакис, обещаний дивидендов, которые принесет рост экономики в долгосрочной перспективе, благодаря структурным реформам, оказывается недостаточно, чтобы успокоить тревоги людей по поводу их ближайшего, краткосрочного будущего, особенно если экономика находится в полустагнирующем состоянии. Если вы заменяете нечто ничем, вам следует ожидать значительного политического и социального сопротивления.

Если структурные реформы не сопровождаются реформой социальной защиты, они, скорее всего, провалятся. Реформаторская программа "План 2010", начатая бывшим канцлером Германии Герхардом Шредером в 2003 году, является хорошим примером такого многостороннего подхода; однако для Шредера он оказался политически рискованным: в 2005 году он не был переизбран.

Важен также график реформ. Например, люди, имеющую работу, будут намного больше обеспокоены реформой социальной защиты в стране с плохим состоянием экономики, чем в стране, переживающей экономический бум. Политическое сопротивление структурным реформам, особенно со стороны работников старшего возраста, будет сильнее в стране, где высок уровень безработицы и низки объемы производства, потом что в таких условиях намного хуже оказаться без работы.

Как правило, правительствам не следует проводить структурные реформы, пока экономика страны не начала двигаться вперед, благодаря мерам бюджетной и инвестиционной политики. Действуя в таком порядке, можно уменьшить политическое сопротивление переменам. Сейчас Европа переживает умеренный, но значимый всплеск темпов роста экономики. Смогут ли политики воспользоваться этим шансом для проведения необходимых реформ, можно только гадать.

Последний урок, о котором следует помнить: структурные перемены являются не просто неприятным побочным эффектом роста экономики и создания новых рабочих мест и новых отраслей экономики. Напротив, они являются неотъемлемой частью этих процессов.

Это можно четко увидеть на примере успешных развивающихся стран, где рецептом роста стали открытость, современные отрасли экономики, международная торговля, высокий уровень инвестиций, расширение базы человеческого капитала. Эти страны тоже подвергаются структурным сдвигам и сталкиваются с проблемами распределения. Однако их переходный период оказывается более быстрым и менее болезненным, поскольку инвестиции активно текут как в государственный, так и частный сектор, как в материальные, так и нематериальные активы.

Развитые страны в этом смысле мало чем отличаются. Значительный и широкий рост инвестиций не поможет решить все их проблемы с распределением и адаптацией. Но он, несомненно, способен подтолкнуть рост экономики и уменьшить экономическое и политическое трение, мешающее структурной адаптации.

Майкл Спенс - лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года, профессор экономики в Школе Стерна Нью-Йоркского университета

Copyright: Project Syndicate 2017

136. Открытая экономика

В последние десятилетия в экономико-географический обиход вошло важное новое понятие об открытой экономике, в самой общей форме означающее повышение роли мирохозяйственных связей в развитии национальных экономик отдельных стран.

Действительно, в эпоху НТР и углубления международного географического разделения труда рост открытости национальной экономики, или, иначе, степени ее вовлеченности в мировую экономику, в мирохозяйственные связи становится такой же объективной закономерностью, как неуклонное повышение уровня производства. Международные интеграционные группировки, региональные и отраслевые экономические союзы также способствуют тому, что все большее число стран отходит от политики опоры только на собственные силы, стремясь интегрироваться в мировое хозяйство. В этом смысле открытую экономику можно рассматривать как своего рода антипод политике автаркии, экономического самообеспечения, опоры прежде всего на собственные силы. Открытая экономика предполагает, с одной стороны, высокую экспортность хозяйства, а с другой – доступность внутреннего рынка для притока иностранных капиталов, товаров, технологий, рабочей силы, потоков информации, использование различных форм совместного предпринимательства при сохранении целостности национального народнохозяйственного комплекса. Лишь в этом случае она может способствовать специализации и кооперированию производства, применению мирового опыта и общему повышению эффективности производства и благосостояния людей. Стран с открытой экономикой в мире становится все больше, а стран с закрытой экономикой – все меньше. Хотя при этом нужно иметь в виду, что оба эти понятия относительны, поскольку стран с полностью открытой или полностью закрытой экономикой в мире нет или почти нет.

Несомненный интерес представляет и вопрос о степени открытости национальных экономик, которая зависит от нескольких факторов, в том числе и географического характера.

Во-первых, это абсолютные масштабы производства и потребления, определяющие емкость внутреннего рынка. По отношению к достаточно развитым странам общая закономерность при этом прослеживается вполне отчетливо: открытость национальной экономики, как правило, тем больше, чем меньше экономический потенциал страны. Развитые страны с очень большим экономическим потенциалом и очень емким внутренним рынком обычно меньше зависят от внешнеэкономических связей, чем небольшие страны. На это обстоятельство уже давно обратил внимание Н. Н. Баранский, пришедший к выводу о том, что степень вовлеченности страны в международный торговый оборот обратно пропорциональна ее величине. Впрочем, в современную эпоху такая обратная пропорциональность вряд ли остается абсолютным правилом.

Во-вторых, это степень обеспеченности страны собственными природными ресурсами. Ясно, что развитые страны, недостаточно обеспеченные природными – прежде всего минеральными – ресурсами, будут иметь более открытую экономику; достаточно сравнить США и Японию.

В-третьих, это отраслевая структура хозяйства. Доказано, что развитая страна с преобладанием базовых отраслей промышленности (энергетика, металлургия и др.), как правило, имеет менее открытую экономику, чем страна, ориентирующаяся на современные наукоемкие отрасли, связанные с международными специализацией и кооперированием.

В-четвертых, это особенности экономико-географического положения той или иной страны (а в известной мере – и ее геополитического положения). В качестве примера наивысшей благоприятности ЭГП можно привести европейские страны – члены ЕС.

В-пятых, это государственная политика, которая может активно способствовать развитию открытой экономики (как в странах ЕС, НАФТА, АСЕАН и других интеграционных группировок) или, напротив, препятствовать ее формированию (как это было, например, в свое время в СССР, Китае и некоторых других социалистических странах).

Для понимания и оценки открытости экономики очень важен также вопрос о ее показателях (индикаторах). Их подразделяют на абсолютные и относительные. К числу абсолютных показателей относятся: внешнеторговый оборот, экспорт и импорт из расчета на душу населения, а к числу относительных – внешнеторговая, импортная и экспортная квоты. Все эти показатели в какой-то мере дополняют друг друга.

Достоинство абсолютных показателей заключается в том, что они могут быть рассчитаны в очень широком диапазоне: для мира в целом, для отдельных регионов, стран, отраслей и даже предприятий. С позиций географии мирового хозяйства наибольший интерес представляют, естественно, показатели по миру, но также – по регионам и странам.

В отношении внешнеторгового оборота на душу населения ограничимся наиболее общими данными. В 2005 г. этот показатель для всего мира уже приблизился к 3000 долл. В том числе в экономически развитых странах он составлял 10300 долл., в развивающихся – 1600 и в странах с переходной экономикой – 1750 долл. Эти данные уже сами по себе свидетельствуют о том, что экономически развитые страны Запада обладают наиболее открытой экономикой.

Еще более репрезентативным индикатором степени открытости могут служить данные об экспорте страны из расчета на душу населения (табл. 157).

ТОВАРНЫЙ ЭКСПОРТ ИЗ РАСЧЕТА НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ (2005 г.)

Таблица 157

* Без стран СНГ.

Сведения, приведенные в таблице 157, позволяют сравнить не только три группы стран современного мира, но и отдельные его регионы и страны-«рекордсмены». Из них также вытекает, что наиболее высокий уровень открытости экономики характерен для Западной Европы, за которой следуют Северная Америка, зарубедная Азия, Восточная Европа, Австралия и Океания, Латинская Америка и страны СНГ. Что же касается отдельных стран, то абсолютным «рекордсменом» по рассматриваемому показателю оказывается Сингапур. Очень высокие показатели имеют также малые развитые страны Западной Европы, высокие – новые индустриальные страны Азии (в среднем – 6300 долл.) и нефтеэкспортирующие страны – Кувейт, Саудовская Аравия, Габон, Венесуэла.

При всем значении абсолютных индикаторов определения степени открытости национальных экономик чаще используют относительные показатели.

Во-первых, это показатель внешнеторговой квоты. Он представляет собой отношение величины внешнеторгового оборота страны к ее валовому внутреннему продукту. Этот показатель позволяет судить о роли внешнеторгового фактора в национальной экономике. Характерно, что за последние три десятилетия для большинства стран он почти удвоился.

Во-вторых, это показатель импортной квоты, который рассчитывают как соотношение валового импорта страны и валового внутреннего продукта. Он отражает зависимость от импорта товаров и услуг, поэтому его называют также коэффициентом импортной зависимости. В среднем для всего мира он составляет 20 %, а наиболее высокого уровня достигает в странах Западной Европы (в Бельгии – 60 %, в Ирландии – 55, в Нидерландах – 50 %), вНИС Азии (в Сингапуре – 140 %, в Малайзии – 80 %) и в некоторых постсоциалистических странах (в Эстонии – 95 %, в Армении и Молдавии – 65, на Украине и в Литве – 60, в Болгарии и Словакии – 55 %).

В-третьих, это, пожалуй, наиболее часто употребляемый показатель экспортной кво ты, рассчитываемый по формуле:

Эк= Э/ВВП 100 % ,

где Эк – экспортная квота, Э – величина экспорта и ВВП – валовой внутренний продукт. Как наиболее репрезентативный этот показатель именуют также коэффициентом открытости экономики.

Статистические данные свидетельствуют о том, что главная общая тенденция последних десятилетий заключается в постоянном возрастании экспортной квоты. Для всего мира она увеличилась с 13 % в 1960 г. до 20 % в 2000 г.

Что же касается отдельных стран, то сравнить их по размерам экспортной квоты позволяет рисунок 116, подтверждающий отмеченные выше пространственные закономерности. Из крупных регионов мира наиболее высокую экспортную квоту имеет Западная Европа, внешнеэкономическую базу которой образует интеграционная группировка Европейского союза. Большинство стран этого региона имеет экспортную квоту от 20 до 50 %, а Бельгия, Нидерланды, Ирландия – и того выше. Довольно высоки показатели экспортной квоты и в странах Центрально-Восточной Европы и СНГ. В регионе зарубежной Азии различия между странами гораздо более существенны: от очень высоких (Малайзия) до весьма низких (Индия). В Африке по размерам экспортной квоты выделяются нефтеэкспортирующие (Алжир, Ливия, Нигерия) и крупные горнодобывающие страны (ЮАР, Ботсвана). В Северной Америке США – как страна с мощной экономикой и очень большим внутренним рынком – отличаются довольно низкой экспортной квотой, а Канада, обладающая целым набором экспортоориентированных отраслей, – гораздо более высокой. В Латинской Америке более высокую экспортную квоту также имеют страны с экспортоориентированной экономикой – Венесуэла (нефть), Эквадор (бананы). А для Австралии, несмотря на все зарождающиеся здесь трансокеанские «мосты», характерна не очень высокая экспортная квота.

К сказанному можно добавить, что в мире есть еще немало небольших стран, которые на рисунке 116 просто невозможно разглядеть. Но они тоже очень активно включились в мирохозяйственные связи и имеют высокие коэффициенты экспортности. В качестве примеров можно привести такие нефтедобывающие и нефтеэкспортирующие страны, как ОАЭ, Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман, Бруней, Габон, Тринидад и Тобаго, а также Израиль, Кипр, Багамские Острова, Маврикий, где размеры экспортной квоты колеблются в пределах от 50 до 95 %.

Открытость экономики России в 1990-х гг. в результате рыночных реформ и большего врастания в мировую экономику значительно увеличилась. В СССР экспортная квота составляла 5 % (по другим оценкам – 10–15 %), в России же к 2005 г. она возросла до 35 %.

Для России, поставившей перед собой задачу врастания в мировое экономическое пространство, постепенное повышение экспортной квоты отражает определенную закономерность. Конечно, рост ее экспортной квоты в первую очередь связан с экспертом нефти, природного газа, черных и цветных металлов. Но в начале XXI в. обрабатывающая промышленность и непроизводственная сфера тоже стали принимать большее участие в ее формировании.

Для того чтобы определить степень открытости экономики необходимо рассмотреть основные признаки открытой экономики, их можно разделить на три группы.

Первая группа это признаки открытой экономики на макро-уровне:

Наиболее полное использование различных форм мирохозяйственных связей.

Устойчивая внешнеэкономическая специализация страны, при которой обмен с мировым хозяйством происходит не в силу дефицитов или излишков продукции внутри страны, а на основе сравнительных издержек производства и качества товара.

Стабильность валютно-финансового положения страны, когда обслуживание внешнего долга не закрывает возможностей экономического роста и не создает трудностей с привлечением новых кредитов.

Международная обратимость национальной валюты.

Развитие национальной экономики определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве.

Вторая группа это признаки открытой экономики на микро-уровне:

Свободный выход предприятий всех форм собственности на внешние рынки товаров, капиталов и услуг.

Свобода выбора всеми экономическими субъектами отечественных и иностранных партнеров и рынков при осуществлении хозяйственных операции.

Превращение внешнеэкономической деятельности в органичную составную часть в хозяйственной деятельности многих предприятии.

И третья группа это признаки открытой экономики в деятельности государства:

Открытие внутреннего рынка для иностранной конкуренции в сочетании с гибкой защитой отечественного производителя.

Обеспечение правовых и экономических гарантий хозяйственного функционирования и защиты иностранного капитала.

Создание и поддержание благоприятного инвестиционного климата (под которым можно понимать комплекс факторов обеспечивающих разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранных товаров, капиталов, технологии, информации и т.д.)

Ликвидация монополии внешней торговли по большинству товарных позиций.

Поддержка на внешних рынках отечественных экспортеров.

Ориентация технической, промышленной и социальной политики на мировые стандарты и тенденции их развития.

Сближение отечественного хозяйственного права с международным.

Приоритет международных договорных обязательств страны над нормами отечественного права.

Применение общепринятого в мировой практике арсенала средств и методов регулирования внешнеэкономических связей комбинируемых в зависимости от конкретной ситуации в национальной экономике.

Обеспечение участия государства в важнейших международных экономических организациях.

Следует различать понятия «открытость экономики» и «свобода торговли» фритредерство. Свобода торговли это есть не что иное, как политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю. Открытость экономики более широкое понятие, чем свобода торговли поскольку:

Подразумевает активное участие страны не только в международной торговле, но и в других внешнеэкономических или мирохозяйственных связях. Понятие свободной торговли касается только сферы внешней торговли.

Открытость экономики не исключает протекционизм, который является антиподом политики свободы торговли

Протекционизм это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Цель политики протекционизма существенно отличается от цели политики автаркии, поскольку протекционизм не отрицает полезности международной торговли и не ставит задачу, чтобы страна сама себя всем обеспечивала.

Различают 4 основные формы протекционизма это:

Селективный направлен против конкретных отдельных стран, товаров или компании.

Отраслевой защищает определенные отрасли национального хозяйства, прежде всего сельское хозяйство.

Коллективный проводится в отношении какой-то страны или ряда стран совместно с одной или несколькими другими странами.

Скрытый (косвенный) осуществляется методами внутренней экономической политики.

Основные показатели открытости экономики страны

В качестве показателей, используемых для измерения степени открытости экономики, чаще всего применяются:

экспортная квота

импортная квота

внешнеторговая квота

Иногда используют также коэффициенты эластичности экспорта (для оценки динамики открытости экономики) или импорта по отношению к ВВП.

Экспортная квота представляет собой количественный показатель, характеризующий значимость экспорта для экономики в целом и отдельных отраслей по тем или иным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства она рассчитывается как отношение стоимости экспорта (Э) к стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) за соответствующий период в процентах:

Кэ = Э/ВВП*100%.

Импортная квота представляет собой количественный показатель, характеризующий значимость импорта для народного хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства импортная квота рассчитывается как отношение стоимости импорта (И) к стоимости ВВП:

Ки = И/ВВП*100%.

Внешнеторговая квота определяется как отношение совокупной стоимости экспорта и импорта, делённой пополам, к стоимости ВВП в процентах:

Кв = Э+И/2ВВП*100%.

Другой вариант

Кв = (Э+И) / ВВП*100%*0,5

Показывает значимость внешнеторговых связей для страны, а не только экспорта и импорта. Все показатели не показывают долю страны в мировом экспорте.

Коэффициенты эластичности экспорта и импорта по отношению к ВВП показывают, на сколько возрастает экспорт или импорт при увеличении ВВП страны на 1 % и рассчитываются как отношение процентного изменения стоимости экспорта (или импорта) за рассматриваемый период к процентному изменению ВВП страны за тот же период.

Еэ = дельта Э(%) / дельту ВВП(%)

Еи = дельта И(%) / дельту ВВП(%)

Значение данных коэффициентов если они больше > 1 трактуют как усиление открытого характера экономики, если меньше < 1 то наоборот.

Необходимо отметить, что не один из этих показателей нельзя признать универсальным индикатором открытости национальной экономики, поскольку они не учитывают участие данной страны в международном движении факторов производства, не учитывают ее влияние на изменение на движении мировой ставки процента, уровень мировых цен и т.д. Поэтому все эти показатели могут служить мерилом открытости экономики лишь в первом приближении. макроэкономика российский государство капитал

Универсального показателя открытости экономики нет, можно говорить лишь о совокупности показателей.

Мировой банк до сих пор классифицирует открытость экономики по критерию экспортной квоты страны. Он делит страны на три группы:

Относительно закрытые, с квотой < 10%

Страны с умеренно открытой экономикой, квота от 10 до 25%

Страны с открытой экономикой, квота > 25%

Но здесь можно тоже ошибиться если ВВП сокращается больше, чем экспорт, то мы получаем неправильную картину.

Иногда в теории международной экономики используют понятия как малая открытая экономика и большая открытая экономика.

Эти понятия ничего общего не имеют с экспортными и импортными квотами этих стран. Показатели открытости экономики не является критерием для отнесения страны к большой или малой открытой экономике страны.

И большую и малую рассматривают в узком и широком смысле. При этом акцент делается не столько на степень включенности национальной экономики в международные хозяйственные связи, сколько на процесс формирования мировой ставки процента и влияние соответствующей страны на данный процесс.

В узком смысле большая открытая экономика это экономика, в которой ставка процента формируется под значительным воздействием внутренних экономических процессов. Страны, где сформировалась большая открытая экономика: США, Япония, Германия оказывают значительное влияние на состояние международного рынка и на уровень мировой ставки %.

Малая открытая экономика в узком смысле это экономика, в которой ставка % задана условиями мирового финансового рынка. Государства с малой открытой экономикой не оказывают существенного влияния на движение мировой ставки % и на состояние международного рынка.

При более широком подходе содержание большой открытой экономики не ограничивается только критерием ставки % поэтому в широком смысле большая открытая экономика благодаря ее степени влияния на мировых рынков товаров, капиталов и услуг, а также имеющемуся национальному экономическому потенциалу оказывает реальное воздействие на формирование всех основных экономических параметров мирового хозяйства: уровень инфляции, мировых цен, влияние на динамику спроса и предложения на группу важнейших товаров, на состояние мировых финансовых рынков, включая движение ставки процента, а также на политику в области определения международных норм и правил регулирующих внешнеэкономические связи.

Малая открытая экономика это все в зеркальном смысле наоборот к большой экономике.

Legatum Institute опубликовал ежегодный рейтинг самых процветающих стран мира. Одним из важнейших критериев оценки стало состояние экономического сектора .

В ноябре лондонский исследовательский институт Legatum Institute опубликовал десятый ежегодный Индекс процветания - глобальный рейтинг самых процветающих стран в мире.

Организация сравнила 149 стран по 104 критериям, распределенным по девяти категориям. Одна из важнейших категорий, определяющих место в рейтинге, - это состояние экономики.

Эксперты Legatum Institute учитывали не только объем и мощность экономики, но и такие факторы, как открытость, эффективность финансового сектора и экономические возможности, доступные жителям.

Мы отобрали 19 государств, которые получили самые высокие оценки в экономической категории.

19. Япония

1 /5 Харухико Кирода, управляющий Банком Японии, на ежегодной встрече МЭФ в Давосе (24 января 2014 года)

Экономика Японии занимает третье место по показателю ВВП . Тем не менее долгие годы стагнации и инфляции удерживают страну на невысокой позиции в рейтинге Legatum Institute.

18. Исландия

1 /5 Демонстрация протеста в адрес премьер-министра Исландии Сигмюндюра Гюннлёйгссона в Рейкьявике, Исландия (4 апреля 2016 года). После утечки панамских документов выяснилось, что его жене принадлежит фирма, которая стала одним из кредиторов обанкротившихся исландских банков.

По данным Legatum Institute, экономика Исландии находится в числе лучших. Однако и здесь есть свои проблемы: в течение финансового кризиса банковская система страны едва не потерпела крах. Экономическая депрессия затянулась на три года, в период с 2008 по 2010.

17. Франция

1 /5 Ла-Дефанс, Париж

Вторая по величине экономика еврозоны практически прекратила рост с начала долгового кризиса в 2009 году, а неэффективный рынок труда активно сопротивляется попыткам реформ. Несмотря на это, экономика Франции остается одной из сильнейших в мире.

16. Бельгия

1 /5

Экономика страны, где размещается штаб-квартира Евросоюза, также получила высокую оценку от Legatum Institute. Бельгия приковала внимание прессы после того, как провинция Валлония поставила под угрозу крупное торговое соглашение между ЕС и Канадой, известное как CETA.

15. Австралия

1 /5

Экономика Австралии, которая является одной из крупнейших в южном полушарии, чрезвычайно зависит от сырьевых товаров. Один из самых важных ресурсов страны - железная руда. На протяжении 25 лет Австралии удавалось избегать рецессии, и даже во время финансового кризиса она не понесла тяжелых потерь.

14. Соединенные Штаты

1 /5 Глава Федрезерва США Джанет Йеллен на заседании Сенатского комитета по делам банков на Капитолийском холме в Вашингтоне (15 июля, 2014)

Самая крупная и мощная экономика мира не входит в число лучших, по мнению экспертов Legatum Institute. С глобальной точки зрения она занимает высокие позиции, но огромная разница в доходах населения - это проблема, над которой властям страны еще предстоит поработать.

13. Канада

1 /5

Северный сосед Америки очень зависит от своих нефтяных запасов. После того, как крупные лесные пожары остановили нефтедобычу в провинции Альберта, рост ВВП застопорился. Однако Канада продолжает привлекать предпринимателей, а после победы Дональда Трампа на выборах многие граждане США задумались о переезде в страну кленового листа .

12. Финляндия

1 /5 Рабочий подготавливает лыжню перед сольными выступлениями спортсменов на Кубке мира по прыжкам с трамплина в Куопио (13 марта, 2007)

Благодаря богатым лесным ресурсам крупнейшим источником ВВП Финляндии стала целлюлозно-бумажная промышленность. Кроме того, в ближайшее время страна, известная своей нетрадиционной экономической политикой, планирует провести глобальный эксперимент по внедрению безусловного базового дохода .

11. Австрия

1 /5

Еще одна европейская экономика попала в топ рейтинга по версии Legatum Institute. Несмотря на то, что население Австрии менее 9 млн человек, экономика страны находится на 29 месте в мире.

10. Великобритания

1 /5 Ночная панорама квартала Канэри-Уорф

Судя по прогнозам, Brexit ощутимо ударит по Британии. Тем не менее ожидается, что экономика страны будет расти самыми быстрыми темпами по сравнению с любой крупной экономикой мира в 2016 году.

9. Люксембург

1 /5

8. Сингапур

1 /5

7. Норвегия

1 /5

Экономика Норвегии сильно зависит от нефтедобычи в Северном море, поэтому с 2014 года, когда цены на нефть резко пошли на убыль, страна столкнулась с трудностями. Тем не менее Норвегия по-прежнему сильна, а ее суверенный фонд просто огромен.

6. Дания

1 /5

При номинальном ВВП чуть более 300 млрд долларов Дания входит в список 40 крупнейших экономик мира. А коэффициент Джини показывает, что в Дании самая низкая разница в доходах населения.