Католический собор Успения Девы Марии и Святого Станислава в Могилёве. Беларусь. Собор Успения Девы Марии (Могилёв)

Католический собор Успения Девы Марии и Святого Станислава в Могилёве. Беларусь. Собор Успения Девы Марии (Могилёв)

Собор стоит на месте бывшего монастыря кармелитов. В 1636 году на территории монастыря была построена деревянная церковь, освящённая во имя Успения Пресвятой Девы Марии. В 1708 году во время большого пожара эта церковь сгорела, а на её месте в 1738-1752 годах велось строительство каменного храма. Новый храм кармелитского монастыря был освящён в 1765 г. епископом Ф. Зенковичем.

25 декабря 1772 года Екатерина II объявила о создании в Российской империи католической Белорусской епархии с центром в Могилёве. Десятью годами позже Белорусская епархия была преобразована в Могилёвскую архиепархию, которой подчинялись все католические приходы латинского обряда в России (в том числе в Москве и Санкт-Петербурге). С 1783 года храм кармелитского монастыря стал кафедральным собором могилёвской архиепархии. Поскольку покровителем собора считался святой Станислав собор называли как собором Успения, так и собором святого Станислава. В сведениях о Могилевском кафедральном соборе в 1911 году указано: «Покровитель костела Св. Станислав Римский; название костела Успение Пресвятой Богородицы…»

В конце XVIII столетия собор был перестроен, в частности, к фасаду был пристроен 4-колонный портик. Роспись на сводах выполнена во второй половине XVIII века группой могилевских художников под руководством Павла Пиотровского.

В 1956 году собор был закрыт, в нём разместился Центральный исторический архив БССР. В 1960 году он был переведен в , а в здание бывшего собора переехал Государственный архив Могилевской области. В этот период храм утратил часть росписей, был безвозвратно утерян орган с редкими керамическими трубами.

В начале 1990-х годов здание собора возвращено верующим, реставрация шла вплоть до 1994 года. Собор получил статус сокафедрального в образованной в 1991 году Минско-Могилёвской архиепархии.

С 1993 года собор Успения служит одним из центром ежегодного фестиваля духовной музыки «Магутны Божа», проводимого в Могилёве.

От истории к современности



Когда-то ансамбль Театральной площади дополнял костел Святого Станислава. Он был центральным храмом для католиков крупнейшей в мире Могилевской епархии, в то время протянувшейся от Бреста до Сахалина. Сегодня сохранившийся храм теряется за пятиэтажками.

Началу строительства каменного костела предшествовал любопытный, овеянный легендой случай. 22 декабря 1733 года шляхтич имения Любуж Зенкович со слугами совершил вооруженное нападение на город. Были ранены многие горожане, часть из них умерла. Спасаясь от разъяренной толпы, Зенкович спрятался в небольшой часовне, что находилась на этом месте. Но гнев народа был так велик, что люди ворвались в часовню, вытащили его оттуда, убили на площади и труп бросили в Днепр. Об этом событии узнал польский король (Ян III Собесский) и решил наказать жителей за то, что они посмели поднять руку на католика. Суд вынес решение: « жители города должны разобрать все каменные постройки и из этого камня построить костел в память об убиенном Зенковиче ». Мягкий приговор! Но если учесть, что вынесен он был в декабре, а из камня в доме были сложены тогда только печи, то вы поймете, как жестоко были наказаны за убийство жулика жители города. Это легенда, но установлено, что фундамент костела состоит из камней самого различного размера. Так это или нет, точно не известно, но в 1738 - 1740 гг. на месте деревянного началось строительство каменного костела Успения Богородицы (закончено в 1752 году) Костел Успения Девы Марии (св. Станислава) с 1773 года становится кафедральным. Построен он в стиле западно-европейского барокко.

Был в костеле и редкий орган (в мире их было всего четыре - в Риме, Варшаве, Мехико и в Могилеве). Орган проходил в реестре Ватикана под вторым номером.

При Советской власти, когда храм закрыли, уникальный орган разобрали, и он бесследно исчез, остались только клавиши. Сегодня в храме вновь установлен орган, который звучит во время служб и фестивалей духовной музыки "Магутны Божа".

Новейшая история была не очень милостива к этому зданию. После революции, когда в 1918 г. был расстрелян последний священник Евгений Святополк-Мирский, костел превратили в зернохранилище, потом открыли исторический архив. Во время обороны Могилева в 1941 г. здесь квартировал штаб народного ополчения. После войны в костеле некоторое время шли службы, но в 1947 г. он снова стал архивом. В здании варварски повредили многие фрески. Верующим костел был отдан только в 1990 году.




А теперь снова вернемся на улице Ленинскую, проходя мимо колледжа искусств, обратим внимание на это здание. Здесь находилась прекрасная гостиница « Бристоль » с рестораном. Во время пребывания в Могилеве Ставки Верховного Главнокомандования в ней жили представители союзных держав.




Если пройти по Ленинской дальше, увидим один из интереснейших памятников архитектуры - дворец римско–католического архиепископа Станислава Богуша–Сестренцевича. После упразднения в Могилеве резиденции католического архиепископа здание перешло в городскую собственность. А в 50–х годах XIX века - дворец приобрел почетный гражданин Могилева Цукерман и приспособил его под синагогу. В этом качестве здание использовалось до 1929 года. Сейчас в нем расположилась детско-юношеская спортивная школа.

Спустя 70 лет в 265-летнем соборе Успения Девы Марии и Святого Станислава в Могилеве вновь зазвучали колокола. Их звон верующие услышали впервые в Вербное воскресенье. Причем колокола эти — электронные, а не литые.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Вернуть костелу и верующим звон колоколов епископ Александр мечтал с самого начала своего служения в качестве епископского викария Могилева и области. Однако установить литые колокола в храме было невозможно.

Епископ Александр объясняет: костел несколько раз перестраивали. Башни, в которых раньше размещались колокола, были более высокими и находились ближе к центральному входу. Сейчас остались две башенки поменьше, для установки литых колоколов они не подходят. К тому же колебания колоколов могут нанести вред всему зданию.

Поэтому духовенство решило воспользоваться современными технологиями, и в Польше купили электронные костельные колокола на пожертвования верующих. По сути, это большие колонки, подключенные к специально запрограммированному компьютеру. Он настроен на весь литургический год таким образом, что учитывает и подвижные праздники, такие, как Пасха, например. Вмешательство человека для их включения каждый день не нужно.

— Званы не толькі даюць знак аб нашай прысутнацсці, але з’яўляюцца і неад’емным атрыбутам літургічнага і духоўнага жыцця вернікаў каталіцкай канфесіі, — отметил епископ Александр и добавил, что теперь свой «голос» есть не только у храма Трех Святителей и Свято-Никольского монастыря, но и у собора Успения Девы Марии и Святого Станислава.

По традиции колокола храма должны созывать верующих к молитве. Костел теперь также предупреждает о начале службы за полчаса до нее. Это происходит трижды в день по будням. В воскресенье колокола будут звонить в 10.30, 12.30, 16.30 и 18.00, приглашая на молитву.

Духовенство решило, что звонить за полчаса до утренней молитвы колокола не будут, так как собор окружен жилыми домами.

— Улічваючы, што тут жывуць, напэўна, і людзі старэйшыя, і маладыя сем"і з дзецьмі, мы вырашылі з павагі да жыхароў не званіць ніколі на ранішнюю святую імшу, нават у нядзелю. Хтосьці, можа, вяртаецца з другой змены і кладзецца адпачываць. Гэта не іх віна, і не наша, што калісьці вырашылі такім спосабам закрыць катэдральную святыню з усіх бакоў. Але мы шануем жыхароў нашага раёна, таму адносімся да іх спакою з павагай, — подчеркнул епископ Александр.

Однако на Пасху колокола начнут звонить рано. Епископ Александр просит отнестись к этому с пониманием, так как Пасха — самый большой праздник для верующих.

По словам священнослужителя, электронные колокола есть во многих костелах Беларуси. Например, в архикафедральном соборе Пресвятой Девы Марии. Разницы в звучании литых и электронных колоколов, в сущности, нет. В этом убедились и верующие в Вербное воскресенье.

— Людзі нават плакалі, асабліва слёзы з’яўляліся на вачах у старэйшага пакалення, — вспоминает епископ Александр. — Адна жанчына сказала: «Я апошні раз чула званы 70 гадоў таму, як была маленькай дзяўчынкай. Тады святыню зачынялі, і яны гучалі апошні раз». Для людзей гэта вялікая радасць. Думаю, і для горада гэта пэўны момант прыгажосці. Я сам назіраў рэакцыю людзей на гучанне званоў - яна вельмі пазітыўная. Ніхто з навакольных жыхароў не падышоў паскардзіцца на гук званоў. І яшчэ больш мне спадабалася, што я убачыў: калі званы загучалі ўпершыню, навакольныя жыхары, а тут жывуць і тыя, хто належыць да праваслаўнай царквы, адчынілі вокны і ўчынілі знак святога крыжа. Мабыць, для іх гук званоў - гэта яшчэ і прызыў падумаць пра Бога.

Епископ Александр говорит, что четыре колонки направлены на 4 стороны. Звук электронных колоколов костела слышат и на улице Ленинской, и на улице Первомайской, если машин на ней не так много.

Кармелитский монастырь был расположен за пределами Нагорского посада, напротив первого пояса укреплений, вблизи Королевской брамы, расположенной в створе Шкловской улицы. В 1636 году на территории монастыря построен деревянный костел, получивший имя "Успения Пресвятой Девы Марии". В 1708 году во время большого пожара костел сгорел, и на его месте в 1738 году началось строительство каменного костела, которое был закончено в 1752 году. Костел кармелитского монастыря был освящен в 1765 г. Виленским епископом Ф.Зенковичем.
После назначения в 1780 г. Екатериной II Богуша-Сестринцевича Могилевским архиепископом, костел кармелитского монастыря в 1783 г. становится архикафедральным и называется во имя Краковского епископа Станислава Станиславским. В 1860 году костел становится приходским и получает титул Успения Пресвятой Богородицы. В сведениях о Могилевском кафедральном костеле в 1911 году указано: "Покровитель костела Св. Станислав Римский; название костела Успение Пресвятой Богородицы..."
На наиболее раннем из известных в настоящее время планов города, выполненном в 1778 г., показан костел, расположенный внутри квартала, подход к нему был со стороны городского вала. Указана также территория, прилегающая к костелу. Однако этот план более фиксировал состояние планировочной структуры города, судить о размерах костельной территории достаточно затруднительно.

Следующий исторический план относится к концу XVIII века, на нем можем видеть весь квартал, внутри которого расположен костел и монастырская территория. Основной подход к костелу сохраняется со стороны вновь образованного бульвара, перед костелом организована небольшая площадь неправильной конфигурации. Предкостельная площадь и Ветреная улица соединяются Бискупским переулком. В перспективе переулка на другой стороне улицы Ветреной был виден дворец архиепископа. На восток от костела, одной стороной проходя вдоль Бискупского переулка, идет территория, принадлежащая костелу. Непосредственно к костелу примыкают деревянные постройки, образовывающие внутренний двор, с востока к внутреннему двору примыкал костельный сад. Со стороны площади, между домами находилась въездная брама, к этому времени состояние ворот следует считать неудовлетворительным, т.к. ворота были утрачены, отсутствовала и одна из калиток. Участок земли, принадлежащий костелу, с находящимися на нем постройками, подробно изображен на ситуационном плане, выполненном во второй четверти XIХ в. В 1784 г. при костеле была открыта семинария. В 1788 г. к костелу был пристроен двухэтажный корпус семинарии, перестроены и здания на территории участка. Все постройки были деревянные два флигеля, конюшня, каретная и небольшой дом у сада. Все постройки, кроме одного флигеля, одноэтажные, покрытые гонтом. Сад был огражден забором, и его территория была разделена на шесть квадратов. В саду росли фруктовые деревья, между которыми были разбиты грядки с овощами и росли кусты смородины. В саду был каменный ледник. Пожар, прошедший в мае 1847 года в этой части города, не затронул здания самого костела, но частично повредил его территорию.

В инвентаре 1848 года среди прочих построек, расположенных на территории, принадлежащей костелу, названы: "От Бульварной площади между домами Дворянского собрания и домом купца еврея Мейера Ремиза построены каменные ворота с калиткой, в них дверь створчатая, плотницкой работы, от низу из досок и сверху из штакета. Калитка такая же, как ворота, на железных крюках и завесах и окрашена черной масляной краской". Далее идет территория, на которой располагались семинарские здания "С переулка, так называемого Бискупского, выходят на семинарский двор ворота с калиткой плотницкой работы. По левой стороне старое деревянное здание в 1819 г. устроенное... По правой стороне ворот от входа от Бискупского переулка построен амбар... По правой стороне подворья на садовой стене находится домик... Фруктовый сад отгорожен штакетным забором, в середине которого устроены ворота с массивною калиткою, с противоположной же стороны от Ветренной улицы отчасти кольями огражден, отчасти строениями евреев братьев Каганов. По стороне Бискупского переулка устроен из крепких досок забор. Внутри этот сад разделен дорожками на шесть квадратов, в нем были деревья, но 26 мая 1847 года имеющимся пожаром истреблено 80 деревьев".

К концу XIX века количество построек увеличивается, в инвентаре 1888 г. перечислены следующие постройки: "От подъезда по правой стороне костела, рядом с оным, жилой дом весьма старый, на каменном фундаменте, покрыт гонтом... Подле этого дома ворота на железных крюках... К сакристии пристроен длинный деревянный флигель, крытый гонтом. Сзади костела деревянный жилой дом 2х этажный... За домом деревянный сарай... в конце двора против ворот деревянный сарай, рядом с ним три сарая: для складки дров, конюшни и экипажного сарая... На углу костельного сада малый старый деревянный дом... Фруктовый сад обведен забором... В нем кроме фруктовых деревьев яблок и груш находятся кусты вишен, и слив, а так же крыжовника и смородины. Ворота одни и две калитки". Постройки, принадлежащие к костелу, располагаются в это время уже и за пределами постоянной территории, так "Против сада, идя от костела к Ветреной улице, по правой руке деревянная богадельня на каменном фундаменте, покрытая гонтом". В 1912 году было сделано описание построек и земель, лугов и садов, принадлежащих Могилевской архикафедре и консистории. Из него видно,что территория при костеле не претерпела изменений, как в размерах, так и по построению.
№1


№2

№3


№4