Иоганнес Брамс: Жизнь и Творчество Гения. Краткая биография иоганнеса брамса Композитор брамс биография

Иоганнес Брамс: Жизнь и Творчество Гения. Краткая биография иоганнеса брамса Композитор брамс биография

БРАМС (Brahms ) Иоганнес (7 мая 1833, Гамбург - 3 апреля 1897, Вена), немецкий композитор. С 1862 жил в Вене. Выступал как пианист и дирижер. Симфонизм Брамса отличает органическое сочетание венско-классических традиций и романтической образности. 4 симфонии, увертюры, концерты для инструментов с оркестром, "Немецкий реквием" (1868), камерно-инструментальные ансамбли, сочинения для фортепиано ("Венгерские танцы", 4 тетради, 1869-1880), хоры, вокальные ансамбли, песни.

Первые опыты

Родился в семье музыканта - валторниста и контрабасиста. В возрасте 7 лет начал учиться игре на фортепиано; с 13 лет брал уроки теории и композиции у известного гамбургского музыканта Эдуарда Марксена (1806-1887). Свой первый композиторский опыт приобрел, делая аранжировки цыганских и венгерских мелодий для оркестра легкой музыки, в котором играл его отец. В 1853 вместе с известным венгерским скрипачом Эде Ременьи (1828-1898) совершил концертную поездку по городам Германии. В Ганновере Брамс познакомился с другим выдающимся венгерским скрипачом Й. Иоахимом, в Веймаре - с Ф. Листом, в Дюссельдорфе - с . Последний высоко отозвался в печати о достоинствах Брамса-пианиста. До конца своих дней Брамс преклонялся перед личностью и творчеством Шумана, а его юношеская влюбленность в Клару Шуман (которая была старше него на 14 лет) переросла в платоническое обожание.

Под влиянием лейпцигской школы

В 1857 после нескольких лет, проведенных в Дюссельдорфе рядом с К. Шуман, Брамс занял пост придворного музыканта в Детмольде (был последним в истории выдающимся композитором, состоявшим на придворной службе). В 1859 вернулся в Гамбург на должность руководителя женского хора. К тому времени Брамс уже был широко известен как пианист, однако его композиторское творчество все еще оставалось в тени. Многими современниками музыка Брамса воспринималась как слишком традиционная, ориентированная на консервативные вкусы. Смолоду Брамс ориентировался на так называемую лейпцигскую школу - относительно умеренное направление в немецком романтизме, представленное прежде всего именами и Шумана. Ко второй половине 1850-х оно в значительной степени утратило симпатии музыкантов "прогрессивного" толка, на знамени которых были начертаны имена Листа и Вагнера. Тем не менее такие произведения молодого Брамса, как две прелестные оркестровые Серенады соч. 11 и 16 (созданные в рамках выполнения придворных обязанностей в Детмольде, 1858-59), Первый концерт для фортепиано с оркестром соч. 15 (1856-58), фортепианные Вариации на тему соч. 24 (1861) и первые два фортепианных квартета соч. 25 и 26 (1861-1862, первый - с танцевальным финалом в венгерском духе), принесли ему признание как среди музыкантов, так и среди широкой публики.

Венский период

В 1863 Брамс возглавил венскую Певческую академию (Singakademie). В последующие годы он выступал как хоровой дирижер и как пианист, гастролировал в странах Центральной и Северной Европы, преподавал. В 1864 познакомился с Вагнером, который вначале отнесся к Брамсу с симпатией. Вскоре, однако, отношения между Брамсом и Вагнером радикально изменились, что привело к ожесточенной газетной войне "вагнерианцев" и "брамсианцев" (или, как их иногда шутливо называли, "браминов") во главе с влиятельным венским критиком, другом Брамса Э. Гансликом. Полемика между этими "партиями" существенно повлияла на атмосферу музыкальной жизни Германии и Австрии 1860-80-х гг.

В 1868 Брамс окончательно обосновался в Вене. Его последней официальной должностью был пост художественного руководителя Общества друзей музыки (1872-73). Монументальный "Немецкий реквием" ля солистов, хора и оркестра соч. 45 на тексты из немецкой Библии Мартина Лютера (1868) и эффектные оркестровые Вариации на тему Гайдна соч. 56а (1873) принесли ему мировую славу. Период высочайшей творческой активности продолжался у Брамса до 1890. Одно за другим появлялись его центральные произведения: все четыре симфонии (№1 соч. 68 , №2 соч. 73 , №3 соч. 90 , №4 соч. 98 ), концерты, в том числе ярко "экстравертный" Скрипичный концерт соч. 77 (1878), посвященный Иоахиму (отсюда - венгерские интонации в финале концерта), и монументальный четырехчастный Второй фортепианный соч. 83 (1881), все три сонаты для скрипки и фортепиано (№1 соч. 78 , №2 соч. 100 , №3 соч. 108 ), Вторая виолончельная соната соч. 99 (1886), лучшие песни для голоса с фортепиано, в том числе Feldeinsamkeit ("Одиночество в поле") из соч. 86 (ок. 1881), Wie Melodien zieht es mir и Immer leiser wird mein Schlummer из соч. 105 (1886-8) и др. В начале 1880-х Брамс подружился с выдающимся пианистом и дирижером Гансом фон Бюловом (1830-1894), который в то время возглавлял Майнингенский придворный оркестр. Силами этого оркестра - одного из лучших в Европе - была осуществлена, в частности, премьера Четвертой симфонии (1885). Летние месяцы Брамс часто проводил на курорте Бад Ишль, работая главным образом над большими камерно-инструментальными ансамблями - трио, квартетами, квинтетами и др.

Поздний Брамс

В 1890 Брамс решил оставить сочинение музыки, однако вскоре отказался от своего намерения. В 1891-94 он написал Трио для фортепиано, кларнета и виолончели соч. 114, Квинтет для кларнета и струнных соч. 115 и две сонаты для кларнета и фортепиано соч. 120 (все - для майнингенского кларнетиста Рихарда Мюльфельда, 1856-1907), а также ряд фортепианных пьес. Его творческий путь завершился в 1896 вокальным циклом для баса и фортепиано соч. 121 "Четыре строгих напева" на библейские тексты и тетрадью хоральных прелюдий для органа соч. 122. Многие страницы позднего Брамса проникнуты глубоким религиозным чувством. Брамс умер от рака спустя неполный год после смерти К. Шуман.

Новаторство композитора

Будучи последователем лейпцигской школы, Брамс сохранял верность традиционным формам "абсолютной", непрограммной музыки, но внешний традиционализм Брамса во многом обманчив. Все его четыре симфонии следуют четырехчастной схеме, устоявшейся со времен венского классицизма, однако драматургия цикла всякий раз реализуется им самобытно и по-новому. Общим для всех четырех симфоний является повышение смысловой весомости финала, который в этом отношении соперничает с первой частью (что, в общем, не типично для добрамсовского "абсолютного" симфонизма и предвосхищает тип "симфонии финала", характерный для Г. Малера). Огромным разнообразием драматургических решений отличается и камерно-ансамблевая музыка Брамса - при том, что все его многочисленные сонаты, трио, квартеты, квинтеты и секстеты также внешне не отступают от традиционных четырех- или трехчастных схем. Брамс поднял на новый уровень вариационную технику. Для него это не только метод построения крупных форм (как в вариационных циклах на темы Генделя, Паганини, Гайдна или в отдельных частях некоторых циклических произведений, в том числе в финальной пассакалье Четвертой симфонии, финалах Третьего струнного квартета, Второй сонаты для кларнета и фортепиано и др.), но и основной способ работы с мотивами, позволяющий достичь высочайшей интенсивности тематического развития даже на сравнительно небольших пространствах (в этом отношении Брамс явился верным последователем позднего ). Брамсовская техника мотивной работы оказала большое влияние на А. Шенберга и его учеников - композиторов новой венской школы. Новаторство Брамса ярко проявилось и в области ритма, который у него необычайно свободен и активен благодаря частым и многообразным синкопам.

Брамс одинаково уверенно чувствовал себя и в сфере "ученой", интеллектуальной музыки для знатоков, и в сфере популярной, "легкой"музыки, о чем убедительно свидетельствуют его "Цыганские песни", "Вальсы - песни любви"и особенно "Венгерские танцы", которые и в наше время продолжают выполнять функцию первоклассной развлекательной музыки.

По масштабу творческой личности Брамса часто сравнивают с двумя другими "великими Б." немецкой музыки, Бахом и Бетховеном. Если даже это сравнение несколько преувеличено, оно оправдано в том смысле, что творчество Брамса, подобно творчеству и Бетховена, знаменует собой кульминацию и синтез целой эпохи в истории музыки.

Иоганнес Брамс родился 7 мая 1833 года в гамбургском квартале Шлютерсхоф, в семье контрабасиста городского театра - Якоба Брамса. Семья композитора занимала крохотную квартирку, состоящую из комнаты с кухней и крошечной спальни. Вскоре после рождения сына родители переселились на Ультрихштрассе.

Первые уроки музыки Иоганнесу дал отец, который привил ему навыки игры на различных струнных и духовых инструментах. После мальчик обучался игре на фортепиано и теории композиции у Отто Косселя (нем. Otto Friedrich Willibald Cossel).

В десять лет Брамс уже выступал на престижных концертах, где исполнял партию фортепиано, что давало ему возможность совершить турне по Америке. Косселю удалось отговорить родителей Иоганнеса от этой идеи и убедить их, что мальчику лучше продолжить обучение у педагога и композитора Эдуарда Марксена, в Альтоне. Марксен, педагогика которого основывалась на изучении произведений Баха и Бетховена, быстро понял, что имеет дело с необыкновенным дарованием. В 1847, когда умер Мендельсон, Марксен сказал другу: «Один мастер ушел, но другой, более крупный, идёт ему на смену - это Брамс».

В четырнадцать лет - в 1847 году Иоганнес окончил частное реальное училище и впервые выступил публично как пианист с сольным концертом.

В апреле 1853 года Брамс отправляется в гастрольную поездку с венгерским скрипачом Э. Ременьи.

В Ганновере они встретились с другим известным скрипачом, Йозефом Иоахимом. Тот был поражён мощью и огненным темпераментом музыки, которую Брамс показал ему, и два молодых музыканта (Иоахиму было тогда 22 года) стали близкими друзьями.

Иоахим дал Ременьи и Брамсу рекомендательное письмо к Листу, и они отправились в Веймар. Маэстро проиграл с листа некоторые сочинения Брамса, и они произвели на него столь сильное впечатление, что он тут же захотел «причислить» Брамса к передовому направлению - Новонемецкой школе, которую возглавляли он сам и Р. Вагнер. Однако Брамс устоял перед обаянием личности Листа и блеском его игры.

30 сентября 1853 года, по рекомендации Иоахима, Брамс познакомился с Робертом Шуманом, к высокому дарованию которого питал особенное благоговение. Шуман и его жена, пианистка Клара Шуман-Вик, уже слышали о Брамсе от Иоахима и тепло приняли молодого музыканта. Они пришли в восторг от его сочинений и стали самыми стойкими его приверженцами. Шуман весьма лестно отозвался о Брамсе в критической статье в своей «Новой музыкальной газете».

Брамс прожил в Дюссельдорфе несколько недель и направился в Лейпциг, где его концерт посетили Лист и Г. Берлиоз. К Рождеству Брамс прибыл в Гамбург; он покинул родной город безвестным учеником, а вернулся артистом с именем, о котором в статье великого Шумана было сказано: «Вот музыкант, который призван дать самое высокое и идеальное выражение духу нашего времени».

Брамс питал нежную симпатию к Кларе Шуман, которая была на 13 лет старше. Во время болезни Роберта он посылал любовные письма его жене, однако так и не решился сделать ей предложение, когда она овдовела.

Первое произведение Брамса - Соната fis-moll (op. 2) 1852 год. Позже написана соната C-dur (op. 1). Всего 3 сонаты. Также есть скерцо для фортепиано, фортепианные пьесы и песни, изданы в Лейпциге в 1854 году.

Постоянно меняя своё местопребывание в Германии и Швейцарии, Брамс написал целый ряд произведений в области фортепианной и камерной музыки.

В осенние месяцы 1857-1859 годов Брамс служил придворным музыкантом при небольшом княжеском дворе в Детмольде.

В 1858 году снял для себя квартиру в Гамбурге, где по-прежнему жила его семья. С 1858 по 1862 год руководит женским любительским хором, хотя мечтает о месте дирижера гамбургского Филармонического оркестра.

Летние сезоны 1858 и 1859 годов проводит в Гёттингене. Там он знакомится с певицей, дочерью университетского профессора Агатой фон Зибольд, которой серьёзно увлекся. Однако, как только речь зашла о браке, отступил. Впоследствии все сердечные увлечения Брамса носили мимолетный характер.

В 1862 году умирает прежний руководитель гамбургского Филармонического оркестра, но его место достаётся не Брамсу, а Ю. Штокхаузену. После этого композитор перебирается в Вену, где он стал капельмейстером в «Singakademie», а с 1872-1874 дирижировал известными концертами общества «Musikfreunde». Позднее большую часть своей деятельности Брамс посвятил композиции. Первый же визит в Вену в 1862 году принес Брамсу признание.

В 1868 году в кафедральном соборе Бремена состоялась премьера Немецкого реквиема, имевшая громкий успех. Далее следуют столь же успешные премьеры новых крупных сочинений Первой симфонии до минор (в 1876 году), Четвёртой симфонии ми минор (в 1885 году), квинтета для кларнета и струнных (в 1891 году).

В январе 1871 года Иоганнес получил от мачехи известие о тяжёлой болезни отца. В начале февраля 1872 года приехал в Гамбург, на следующий день отец скончался. Сын тяжело переживал смерть отца.

Осенью 1872 года Брамс начал работать артистическим директором «Общества друзей музыки» в Вене. Однако эта работа его тяготила и он выдержал лишь три сезона.

С приходом успеха Брамс мог позволить себе много путешествовать. Он посещает Швейцарию, Италию, однако излюбленным местом его отдыха становится австрийский курорт Ишль.

Став известным композитором, Брамс не раз оценивал произведения молодых дарований. Когда один автор принес ему песню на слова Шиллера, Брамс изрек: «Замечательно! Я снова убедился в том, что стихотворение Шиллера бессмертно».

Покидая немецкий курорт, где он проходил курс лечения, на вопрос врача: «Всем ли вы довольны? Может, чего-то не хватает?», Брамс ответил: «Спасибо, все болезни, которые я привез, увожу обратно».

Будучи очень близоруким, предпочитал не пользоваться очками, отшучиваясь: «Зато много плохого ускользает из поля моего зрения».

К концу жизни Брамс стал нелюдим, и, когда организаторы одного светского приема решили сделать ему приятное, предложив вычеркнуть из списка приглашенных тех, кого ему не хотелось бы видеть, он вычеркнул себя.

В последние годы жизни Брамс много болел, но не прекращал работать. В эти годы он завершает цикл немецких народных песен.

Умер Иоганнес Брамс утром 3 апреля 1897 года в Вене, где и был похоронен на Центральном кладбище (нем. Zentralfriedhof).

Творчество

Брамс не написал ни одной оперы, однако он работал практически во всех других жанрах.

Брамсом написано более 80-ти произведений, как то: одноголосные и многоголосные песни, серенада для оркестра, вариации на гайдновскую тему для оркестра, два секстета для струнных инструментов, два фортепианных концерта, несколько сонат для одного фортепиано, для фортепиано со скрипкой, с виолончелью, кларнетом и альтом, фортепианные трио, квартеты и квинтеты, вариации и разные пьесы для фортепиано, кантата «Rinaldo» для соло тенора, мужского хора и оркестра, рапсодия (на отрывок из гётевского «Harzreise im Winter») для соло-альта, мужского хора и оркестра, «Немецкий реквием» для соло, хора и оркестра, «Triumphlied» (по поводу Франко-прусской войны), для хора и оркестра; «Schicksalslied», для хора и оркестра; скрипичный концерт, концерт для скрипки и виолончели, две увертюры: трагическая и академическая.

Но особенную славу доставили Брамсу его симфонии. Уже в ранних своих работах Брамс выказал самобытность и самостоятельность. Благодаря упорному труду Брамс выработал собственный стиль. О его произведениях, по общему от них впечатлению, нельзя сказать, чтобы Брамс находился под влиянием кого-либо из предшествовавших ему композиторов. Самой выдающейся музыкой, в которой творческая сила Брамса сказалась особенно ярко и оригинально, является его «Немецкий реквием».

Память

В честь Брамса назван кратер на Меркурии.

Отзывы

  • В статье «Новые пути», в октябре 1853 году Роберт Шуман писал: «Я знал… и надеялся, что грядёт Он, тот, кто призван стать идеальным выразителем времени, тот, чьё мастерство не проклёвывается из земли робкими ростками, а сразу расцветает пышным цветом. И он явился, юноша светлый, у колыбели которого стояли Грации и Герои. Его имя - Иоганнес Брамс».
  • Карл Дальхауз: «Брамс был не подражателем ни Бетховена, ни Шумана. И его консерватизм можно считать эстетически законным, поскольку говоря о Брамсе традиции не принимаются, не уничтожая другой стороны, ее сути».

Список сочинений

Фортепианное творчество

  • Интермеццо ми-бемоль мажор
  • Каприччио си минор, ор. 76 No 2
  • Три сонаты
  • Интермеццо
  • Рапсодии
  • Вариации на тему Р. Шумана
  • Вариации и фуга на тему Г. Ф. Генделя
  • Вариации на тему Паганини (1863)
  • Баллады
  • Каприччио
  • Фантазии
  • Песни любви - вальсы, новые песни любви - вальсы, четыре тетради Венгерских танцев для фортепиано в четыре руки

Сочинения для органа

  • 11 хоральных прелюдий ор.122
  • Две прелюдии и фуги

Камерные сочинения

  • Три сонаты для скрипки и фортепиано
  • Две сонаты для виолончели и фортепиано
  • Две сонаты для кларнета (альта) и фортепиано
  • Три фортепианных трио
  • Трио для фортепиано, скрипки и валторны
  • Трио для фортепиано, кларнета (альта) и виолончели
  • Три фортепианных квартета
  • Три струнных квартета
  • Два струнных квинтета
  • Фортепианный квинтет
  • Квинтет для кларнета и струнных
  • Два струнных секстета

Концерты

  • Два концерта для фортепиано
  • Концерт для скрипки
  • Двойной концерт для скрипки и виолончели

Для оркестра

  • Четыре симфонии (№ 1 c-moll op. 68; № 2 D-dur op. 73; № 3 F-dur op. 90; № 4 e-moll op. 98)
  • Две серенады
  • Вариации на тему Й. Гайдна
  • Академическая и Трагическая увертюры
  • Три Венгерских танца (авторская оркестровка танцев № 1, 3 и 10; оркестровка прочих танцев осуществлена другими авторами, в том числе Антонином Дворжаком, Гансом Галем, Павлом Юоном и др.)

Вокальные и хоровые сочинения

  • Немецкий реквием
  • Песнь судьбы, Триумфальная песнь
  • Кантата Ринальдо, Рапсодия, Песнь Парок - на тексты И. В. Гёте
  • Свыше ста обработок народных песен (в том числе 49 немецких народных песен)
  • Около шестидесяти смешанных хоров, семь песен Марии (1859), семь мотетов
  • Вокальные ансамбли для голоса с фортепиано - 60 вокальных квартетов, 20 дуэтов, около 200 романсов и песен
  • Четыре строгих напева
  • Каноны для хора a capella

Записи произведений Брамса

Полный комплект симфоний Брамса записали дирижёры Клаудио Аббадо, Герман Абендрот, Николаус Арнонкур, Владимир Ашкенази, Джон Барбиролли, Даниэль Баренбойм, Эдуард ван Бейнум, Карл Бём, Леонард Бернстайн, Адриан Боулт, Семён Бычков, Бруно Вальтер, Гюнтер Ванд, Феликс Вейнгартнер, Джон Элиот Гардинер, Яша Горенштейн, Карло Мария Джулини, Кристоф фон Донаньи, Антал Дорати, Колин Дэвис, Вольфганг Заваллиш, Курт Зандерлинг, Яп ван Зведен, Отмар Зюйтнер, Элиаху Инбал, Ойген Йохум, Герберт фон Караян, Рудольф Кемпе, Иштван Кертес, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Рафаэль Кубелик, Густав Кун, Сергей Кусевицкий, Джеймс Ливайн, Эрих Лайнсдорф, Лорин Маазель, Курт Мазур, Чарльз Маккеррас, Нэвилл Марринер, Виллем Менгельберг, Зубин Мета, Евгений Мравинский, Рикардо Мути, Роджер Норрингтон, Сэйдзи Одзава, Юджин Орманди, Витольд Ровицкий, Саймон Рэттл, Евгений Светланов, Лейф Сегерстам, Джордж Селл, Леопольд Стоковский, Артуро Тосканини, Владимир Федосеев, Вильгельм Фуртвенглер, Бернард Хайтинк, Гюнтер Хербиг, Серджиу Челибидаке, Рикардо Шайи, Джеральд Шварц, Ханс Шмидт-Иссерштедт, Георг Шолти, Хорст Штайн, Кристоф Эшенбах, Марек Яновский, Марис Янсонс, Неэме Ярви и др.

Записи отдельных симфоний осуществили также Карел Анчерл (№ 1-3), Юрий Башмет (№ 3), Томас Бичем (№ 2), Герберт Блумстедт (№ 4), Ханс Вонк (№ 2, 4), Гвидо Кантелли (№ 1, 3), Джансуг Кахидзе (№ 1), Карлос Клайбер (№ 2, 4), Ханс Кнаппертсбуш (№ 2-4), Рене Лейбовиц (№ 4), Игорь Маркевич (№ 1, 4), Пьер Монтё (№ 3), Шарль Мюнш (№ 1, 2, 4), Вацлав Нойман (№ 2), Ян Виллем ван Оттерло (№ 1), Андре Превин (№ 4), Фриц Райнер (№ 3, 4), Виктор де Сабата (№ 4), Клаус Теннштедт (№ 1, 3), Вилли Ферреро (№ 4), Иван Фишер (№ 1), Ференц Фричай (№ 2), Даниел Хардинг (№ 3, 4), Герман Шерхен (№ 1, 3), Карл Шурихт (№ 1, 2, 4), Карл Элиасберг (№ 3) и др.

Записи скрипичного концерта осуществили скрипачи Джошуа Белл, Ида Гендель, Гидон Кремер, Иегуди Менухин, Анна-Софи Муттер, Давид Ойстрах, Ицхак Перлман, Йожеф Сигети, Владимир Спиваков, Исаак Стерн, Кристиан Ферра, Яша Хейфец, Генрик Шеринг.

Сообщение о Иоганнес Брамс кратко расскажет много полезной информации о биографии немецкого композитора.

Иоганнес Брамс краткая биография

Иоганнес Брамс появился на свет в Гамбурге 7 мая 1833 года в семье контрабасиста. У мальчика очень рано проявился талант. Им занимался отец, а после известный композитор и пианист Э. Марксен.

Брамс в 1853 году вместе с Э. Ременьи (венгерским скрипачом) совершил концертное турне, в результате которого познакомился с композитором, педагогом и скрипачом Листом и Иоахимом. В этом же году он повстречался с Шуманом, который в журнале «Новый музыкальный журнал» назвал Брамса талантливым молодым музыкантом.

В 1862 году он переезжает в Вену и начинает руководить певческой Венской академией. Позже его пригласили на должность дирижера в Общество друзей музыки. Начиная с 70-х годов XIX века, композитор полностью посвятил себя творчеству, выступал как дирижер и пианист, много путешествовал. За это время Брамс написал «Немецкий реквием», «Венгерские танцы».

После смерти композитора Вагнера в 1883 году Иоганнес Брамс стал величайшим композитором своего времени, которого осыпали наградами и почестями. С 45 до 60 лет маэстро написал 4 симфонии, Второй фортепианный концерт, скрипичный концерт, больше 200 сольных песен, сделал 100 обработок народных песен, окончил «Четыре строгих напева».

Иоганнес Брамс долго болел. В конце жизни он работал над последним произведением – 11 хоральными прелюдиями для органа. Последний цикл имел название «Я мир покинуть должен». Его не стало 3 апреля 1897 года.

Иоганнес Брамс интересные факты

  • Немецкий композитор обожал чистить свою обувь. Он уверял, что в данный момент в его голове рождаются самые прерасные мелодии.
  • Родители Брамса — довольно странные, но вместе с тем счастливые муж и жена. На момент бракосочетания отцу композитора было 24 года, а вот матери Хенрике Христиане Ниссен было 40 лет. Она страдала хромотой, так как одна нога была немного короче другой и имела весьма болезненный вид. Несмотря на это родители Иоганнеса были счастливыми людьми. Они прожили вместе 40 лет в согласии и любви до самой смерти.
  • Любимая игрушка маленького композитора — оловянные солдатики. В детстве он часами выстраивал оловянную армию. Когда он стал взрослым, детское увлечение не перерос. Брамс продолжал играть в солдатиков.
  • Еще одна страсть Брамса – чтение. А читал он довольно много . Это было его отдыхом, развлечением и потребностью.
  • Лето любил проводить на курортах, не только поправляя свое здоровье, но и вдохновляясь для написания новых произведений. А зиму любил проводить в Вене, давая концерты в качестве дирижера или исполнителя.
  • В 57 лет композитор решил уйти из творческой карьеры.

Первые уроки музыки Брамсу давал отец, впоследствии он учился у О.Косселя, о котором всегда вспоминал с благодарностью. В 1843 Коссель передал своего ученика Э.Марксену. Марксен, педагогика которого основывалась на изучении произведений Баха и Бетховена, быстро понял, что имеет дело с необыкновенным дарованием. В 1847, когда умер Мендельсон, Марксен сказал другу: "Один мастер ушел, но другой, более крупный, идет ему на смену - это Брамс".

В 1853 Брамс закончил учение и в апреле того же года отправился в концертное турне со своим другом, Э.Ременьи: Ременьи играл на скрипке, Брамс на фортепиано. В Ганновере они встретились с другим известным скрипачом, Й.Иоахимом. Тот был поражен мощью и огненным темпераментом музыки, которую Брамс показал ему, и два молодых музыканта (Иоахиму было тогда 22 года) стали близкими друзьями. Иоахим дал Ременьи и Брамсу рекомендательное письмо к Листу, и они отправились в Веймар. Маэстро проиграл с листа некоторые сочинения Брамса, и они произвели на него столь сильное впечатление, что он тут же захотел "причислить" Брамса к передовому направлению - Новонемецкой школе, которую возглавляли он сам и Р.Вагнер. Однако Брамс устоял перед обаянием личности Листа и блеском его игры. Ременьи остался в Веймаре, Брамс же продолжил свои странствия и в конце концов оказался в Дюссельдорфе, в доме Р.Шумана.

Шуман и его жена, пианистка Клара Шуман-Вик, уже слышали о Брамсе от Иоахима и тепло приняли молодого музыканта. Они пришли в восторг от его сочинений и стали самыми стойкими его приверженцами. Брамс прожил в Дюссельдорфе несколько недель и направился в Лейпциг, где его концерт посетили Лист и Г.Берлиоз. К Рождеству Брамс прибыл в Гамбург; он покинул родной город безвестным учеником, а вернулся артистом с именем, о котором в статье великого Шумана было сказано: "Вот музыкант, который призван дать самое высокое и идеальное выражение духу нашего времени".

В феврале 1854 Шуман в нервном припадке попытался покончить с собой; его отправили в лечебницу, где он влачил свои дни до самой кончины (в июле 1856). Брамс поспешил на помощь семье Шумана и в период тяжких испытаний заботился о его жене и семерых детях. Вскоре он влюбился в Клару Шуман. Клара и Брамс по обоюдному согласию никогда не говорили о любви. Но глубокая взаимная привязанность сохранилась, и в течение всей своей долгой жизни Клара оставалась ближайшим другом Брамса.

В осенние месяцы 1857-1859 Брамс служил придворным музыкантом при небольшом княжеском дворе в Детмольде, а летние сезоны 1858 и 1859 проводил в Геттингене. Там он встретился с Агатой фон Зибольд, певицей, дочерью университетского профессора; Брамс был серьезно увлечен ею, однако поспешил ретироваться, когда речь зашла о браке. Все последующие сердечные увлечения Брамса носили мимолетный характер. Умер он холостяком.

Семья Брамса по-прежнему жила в Гамбурге, и он постоянно ездил туда, а в 1858 снял для себя отдельную квартиру. В 1858-1862 он успешно руководил женским любительским хором: это занятие очень нравилось ему, и он сочинил для хора несколько песен. Однако Брамс мечтал о месте дирижера гамбургского Филармонического оркестра. В 1862 прежний руководитель оркестра умер, но место досталось не Брамсу, а Ю.Штокхаузену. После этого композитор решился на переезд в Вену.

К 1862 роскошный красочный стиль ранних фортепианных сонат Брамса уступает место стилю более спокойному, строгому, классичному, что проявилось в одном из лучших его произведений - Вариациях и фуге на тему Генделя. Брамс все дальше отходил от идеалов Новонемецкой школы, и его неприятие Листа достигло кульминации в 1860, когда Брамс и Иоахим опубликовали весьма резкий по тону манифест, в котором, в частности, говорилось, что сочинения последователей Новонемецкой школы "противоречат самому духу музыки".

Первые концерты в Вене были встречены критикой не слишком дружелюбно, однако венцы охотно слушали Брамса-пианиста, и вскоре он завоевал всеобщую симпатию. Остальное было делом времени. Он уже не бросал вызова коллегам, его репутация окончательно установилась после громкого успеха Немецкого реквиема, исполненного 10 апреля 1868 в кафедральном соборе Бремена. С этих пор самыми заметными вехами биографии Брамса становятся премьеры его крупных сочинений, таких, как Первая симфония до минор (1876), Четвертая симфония ми минор (1885), квинтет для кларнета и струнных (1891).

Лучшие дня

Эвтаназия, или смерть с достоинством
Посетило:200
Скрипичный техно-акустический фьюжн