Инкерманский пещерный монастырь — выдающийся памятник нескольких эпох. Инкерманский свято-климентовский пещерный монастырь Свято климентовский монастырь

Инкерманский пещерный монастырь — выдающийся памятник нескольких эпох. Инкерманский свято-климентовский пещерный монастырь Свято климентовский монастырь

Инкерманский Свято-Климентовский монастырь не зря называют пещерным, он высечен прямо в отвесной скале, в которой и проживают монахи. Это древнейший храм Симферопольской епархии, ведущий свою историю от I века н.э. Его жизненный путь нельзя назвать легким. Храм был крепостью, убежищем для изгнанников, жильем для отшельников.

Хозяева живописного места менялись, а вместе с ними изменялось вероисповедание. В период Советской власти храм и вовсе закрыли. Большая часть монастыря разрушилась. Но более полувека спустя в обитель вновь вдохнули жизнь. Сейчас в монастыре непрерывно ведутся богослужения, храм активно принимает туристов и паломников, тянущихся сюда из разных стран.

Храм находится на Крымском полуострове, в пригороде Севастополя, г. Инкерман.

Наземная часть примостилась у подножия горы Монастырская, на плато которой распростерлись развалины Каламита, остальные помещения устроены внутри скалы.

Как добраться на машине

Автомобильный маршрут к пещерному монастырю пролегает по Симферопольскому шоссе в направлении Симферополь-Севастополь. Оставив позади г. Инкерман, нужно двигаться вперед. Не доезжая моста через речку Черная, около заправочной станции свернуть налево. С дороги храм не разглядеть, он скрыт железнодорожной насыпью и буйной растительностью.

Единственный ориентир – развалины Каламиты. На территорию обители въезжать запрещено, поэтому возле дороги обустроена бесплатная парковка для машин. Дальше нужно идти пешком до тоннеля, проложенного к монастырю под железнодорожными путями.

Как доехать на общественном транспорте

Общественным транспортом до монастыря можно добраться несколькими способами:

Добраться в Инкерманский пещерный монастырь можно на рейсовом автобусе.

На автобусе На электричке На катере
На междугороднем автобусе «Севастополь-Инкерман» доехать до остановки «Втормет», затем пройти пешком около 500 м. Если попросить водителя, то он остановит непосредственно около монастыря.

Маршрут из района «Северная сторона» пролегает на рейсовом автобусе № 106, отходящем от площади Захарова.

От Севастополя на троллейбусе добраться до остановки «5-й км.», затем пересесть на маршрутку № 103 или № 117, выйдя на остановке «Инкерман», следовать до монастыря пешком.

Автобусная поездка до храма составит 30-45 мин., в зависимости от выбранного маршрута.

На электричке «Севастополь-Симферополь», следующей

с ж/д вокзала с промежутком в 30 мин., доехать до ст. «Инкерман». Поезд доставит до места примерно за 45 мин. Из-за очень близкого расположения храма к путям, из окон электрички обитель, словно на ладони. Создается впечатление, что можно дотронуться до нее руками. Сойдя на станции, перейти через мост и еще немного пройти пешком.

От Графской пристани к монастырю дважды в день ходит катер. Путь на нем займет около 50 мин.

Монастырские купола помогут сориентироваться, они видны издалека. Внутрь храма можно попасть только через тоннель в железнодорожных путях. Если заказать экскурсию в монастырь, то маршрут к нему будет задачей гида, что значительно облегчит проблему.

История монастыря

Инкерманский пещерный монастырь основан в каменоломнях, где велась добыча белого строительного камня. Это древнейший храм в Крыму, созданный в I веке н.э. 4-м папой Римским – Климентом. Первые богослужения он провел здесь еще в 92-м году. Сосланный в Инкерманские каменоломни за проповедование христианской религии, он организовал паству из таких же каторжников, как и он, и продолжил свое благое дело.

Около 2000 ссыльных из Рима и Греции собирались на молитвы в мрачном, вырубленном в скале помещении.

За Климентом, который ранее был в учениках у апостола Петра, активно следили и передавали информацию императору Трояну. Ненавидящий христианство император, распорядился убить его и еще нескольких прихожан, чтобы наглядно показать участь, ожидающую остальных последователей. Климента утопили темной ночью 101 г. нашей эры. «Храм» прекратил свое существование.

Примерно в VIII веке нашей эры рядом с пещерой, где Климент читал проповеди, появились монашеские кельи. Проходы из одной в другую представляли собой витиеватый тоннель. С их появлением был создан мужской монастырь, большая часть которого вырублена внутри скалы. Его назвали в честь Святого Климента, умершего за стремление сохранить христианство.

Обитель вела тихую смиренную жизнь вплоть до третьей четверти XV века. Когда в 1475 г. на Крым напали турки, волна гонений на христиан возобновилась. Под их гнетом монастырь пришел в упадок, большая его часть была разрушена, имущество разграбили англичане и турки. Так и не сумев восстановиться, к 1778 г. храм полностью запустел. Только величественные скалы высились над землей.

Новый этап возрождения Инкерманского мужского монастыря начался в 1850 г. Восстановив запустевшую обитель, вырубили в скале еще 3 храма, обустроили внутренний двор и кельи. С тех пор, он уверенно нес свою миссию до 30-х гг. XX века, пока с приходом Советской власти его не закрыли.

В 1910 г. монастырь немного расширили, в связи с увеличением количества братии – создали домовую церковь, церковно-приходскую школу и 2 наземных здания для братии. Еще через 7 лет в нем уже проживало 25 монахов и более 100 послушников. А в 1920 г. обитель оказала поддержку отрядам генерал-майора П. Н. Врангеля, по выводу армии из Крымских портов.

С приходом к власти коммунистов, деятельность монастыря угнеталась, часовня, возведенная на могиле воинов, погибших в Инкерманском сражении, была разрушена, а храм закрыт. Его имущество передали в музей Симферополя. Но после закрытия, несмотря на то, что официально храм уже не существовал, в нем еще некоторое время жил настоятель Венедикт с 2 преклонными старцами. Богослужения не проводились.

В период 2-й мировой войны пещеры бывшего Инкерманского мужского монастыря приютили штаб Чапаевской дивизии. Ее бойцы в 1942 г. сдерживали рвавшихся к Севастополю немцев.

Рассвет для обители наступил с приходом на пост настоятеля архимандрита Августина Половецкого, в 90-х гг. XX века. Благодаря его стараниям, монастырь стал вновь отстраиваться. За 20 лет он восстановился почти полностью и насчитывает 5 действующих храмов.

Архитектурный ансамбль монастыря

Инкерманский монастырь сейчас представляет собой комплекс из 3 пещерных и 2 наземных храмов, хозяйственного блока, а также жилого помещения для монастырской братии. Наземные храмы – Церковь Святой Троицы и храм Пантелеймона Целителя – находятся у подножия скалы. От дороги к ним ведет подземный тоннель.

Пройдя небольшой монастырский двор, украшенный на входе куполом, окажешься перед тесной дверью в скале, открывающей лестницу, которая ведет в пещерные храмы.

Например:

  • Святого Климента — освящен в 1852 г., спустя 2 года после его создания;
  • Святого Мартина Исповедника — освящен после небольшой перепланировки в 1867 г.;
  • Андрея Первозванного , освящен в 1900 г., хотя это наиболее древний храм из 3-х, вырубил его сам Климент.

Все они объединены общим коридором. Проведенные исследования скальной местности, выявили следы существования 9 соединенных сложной тоннельной системой, пещерных монастырей и около 30 храмов. Все, кроме 5 действующих, в аварийном состоянии. Они сильно пострадали от произошедшего в 1927 г. землетрясения, некоторые были повреждены во время боевых действий.

В 1932 г. их решили разобрать.

На скальных склонах обнаружено 200 вырубленных в разное время искусственных пещер. Эти пещеры – самая большая составляющая монастырского комплекса. Особый интерес вызывает новый братский корпус, расположенный на земле. На фасаде восстановленного здания сохранили следы пуль, в память о пережитой Крымской войне.

Архитектор и внешняя отделка собора

Спрятанный в развалинах крепости монастырь, впечатляет необычной среди серых скал белизной. Его белоснежные наземные здания прекрасно видны из окон электрички мчащейся в Севастополь, поскольку ограда обители находится прямо у железнодорожного полотна.

Ответственный за архитектуру возобновленного в конце XVIII века храма – архитектор и художник Струков Д.М. Внешняя и внутренняя простота зданий подчеркивает суровость этих мест и силу веры служителей Божьих, проживающих в скальных пещерах. Имена тех, кто занимался его обустройством в дальнейшем, к сожалению, не известны.

Ворота монастыря устроены под 40 м. скалой. За ними размещено панно, изображающее храмовых святых. Следом расположилось кладбище, от которого начинается лестница в скалы. Посреди внутреннего двора установлен памятник павшим воинам. Двери в пещерные храмы охраняют образы архангелов Михаила и Гавриила.

Главный храм – это церковь святого Климента. В ней хранится ковчег с его мощами. Прямоугольное строение, объединяющее 3 разных по высоте нефа, разделено 2 рядами колонн и по форме напоминает базилику. Внешний вид здания, покрытого белой штукатуркой, довольно прост и почти не имеет украшений.

Только верхняя часть апсиды украшена вырубленным в камне большим крестом в византийском стиле, от которого полукругом распростерлись незатейливые растительные побеги. По размеру он самый крупный. Остальные пещерные храмы хмуры и невысоки.

Прямоугольная церковь святого Мартина Исповедника, перекрытая полукруглым куполом, внешнего декора не имеет, как и храм Андрея Первозванного, низкие потолки которого как нельзя лучше подчеркивают его пещерное происхождение. Историки считают, что святым Климентом было вырублено именно это помещение. Сохраняя память о создателе, размеры его не изменили до сих пор.

В виду ограниченного пространства пещерных храмов, праздничные богослужения, на которые собираются множество прихожан, совершаются в наземном храме Святой Троицы, расположенном за братским корпусом. Его белоснежное здание неправильной формы, испещрено множеством окон без наличников, открывающих вид на небольшие часовенки. Благодаря большому количеству окон, помещение хорошо освещено.

Частично наземный, храм Пантелеймона Целителя построен в византийском стиле. Прямоугольное здание с прямоугольными окнами и дверью, ничем не декорировано. Над храмом в скале расположены звонницы. Возвели его в 1895 г., в память о спасенной возле железнодорожной станции семье Александра III.

Особый интерес привлекают разбросанные по склонам скалы балкончики, устроенные в многочисленных пещерах. Издалека они напоминают затейливые птичьи гнезда. Дорожки выложены брусчаткой, дворик опрятный и чистый. Завершают ландшафт пруд и цветочные клумбы. От железнодорожных путей храм отделен высоким металлическим забором.

Внутреннее убранство

Изнутри монастырь выглядит так же просто, как и снаружи. Но эта грубость и мрачность пещер нисколько не влияет на преданность Богу. Она лишь показывает мощь истинной веры. Обустройством внутреннего вида монастыря также занимался Д.Н. Струков. Он сам расписал его иконами. Потолок, прямо поверх грубой вырубки, по его решению покрыли серебряной краской, а пол выложили досками.

В переходах между храмами висят иконы, но выглядят они довольно мрачно. Длинный коридор, ведущий к главному храму, имеет несколько вырубленных в камне скамей. В стене храма прорублена ниша для престольного образа, под ним высечена двухступенчатая дугообразная скамья для духовного отца, по центру расположено горнее место.

Фрески до наших дней не сохранились, кроме той, что изображает Спасителя на престоле. Полотняный иконостас было решено перенести из Свято-Климентовской церкви в храм Святого Мартина. А вместо него установили оцинкованный позолоченный иконостас, на каменном престоле.

При реставрации храма Святого Мартина, его первоначальный вид нарушила несколько расширенная абсида, что придало ему некоторую неравномерность. Престол в нем плотно прилегает к стене. В скальной нише, под стеклом, устроена костница с черепами захороненных людей. Надпись на ней – «Мы были такими же, как вы» — заставляет серьезно задуматься о жизни.

Храм Андрея Первозванного расположен в небольшой пещере. Потолок нависает прямо над головой. Внутри всего 2 окна. У правого в камне вырублено сиденье, здесь святой отец исповедует прихожан. У левого окошка находится алтарь, отделенный перегородкой. Под окном устроен жертвенник, через него во время службы подавали вино и хлеб.

По верху высечена небольшая ниша для хранения сосудов. Престол тоже прилегает к стене.

Особенность храма Пантелеймона Целителя заключается в том, что алтарь его вырублен прямо в стене, а иконостас выложен стеклянной мозаикой. Потолок храма украшает большая кованая люстра. Церковь Святой Троицы немного просторнее, но внутреннее убранство также скромно, как и в остальных храмах: каменный престол, алтарь, иконы и мрачные серые стены, испещренные множеством окон.

Святыни и мощи собора

Инкерманский пещерный монастырь своей главной святыней считает частицу от головы Святого Климента. Ковчег с ней хранится в нефе Свято-Климентовского храма. Кроме нее почитаемы мощи Пантелеймона Целителя и Георгия Победоносца.

В костнице храма Святого Мартина находится 12 голов сосланных на Инкерманские каменоломни людей. Монахи молятся здесь и верят, что усопшие не только слышат, но и молятся о живых.

В малом ковчеге заключены мощи Киево-Печерских святых:

  • чудотворца Печерского Агафона;
  • епископа Новгородского Нифонта;
  • равноапостольной Марии Магдалины;
  • Многоболезненного Пимена;
  • Андрея Первозванного;
  • Вифлеемских младенцев.

Наставники

Самым первым настоятелем монастыря стал его создатель – Климент. Данные о наставниках возрожденной обители по большей части не сохранились. Из современного духовенства наиболее известны о.Тихон – добрый, светлый и шутливый, поступивший в монастырь после службы на флоте, и архиепископ Лука, сменивший о. Тихона после его смерти.

Лука, бывший уже в преклонном возрасте, ревностно приступил к наведению порядка, не жалея своих сил, и, не давая никому спуску. Многие считали его высокомерным и амбициозным служителем. Хирург в прошлом, он продолжал врачебную деятельность, принимая дома бесплатно.

В начале 90-х гг. XX века на пост настоятеля возвели архимандрита Августина, в миру — Александр Половецкий. Именно ему монастырь обязан своим возрождением после закрытия при власти Советов. Кроме того, он собственноручно расписал иконостас. В августе 2015 г. на должность назначили архимандрита Каллиника (Чернышева) и он занимает ее до сих пор.

Расписание служб, режим работы монастыря

Инкерманский пещерный монастырь можно посещать ежедневно с 9:00 до 17:00. Богослужения проходят по пятницам, выходным и праздничным дням. Утренняя служба начинается в 7:00, начало вечернего богослужения в 17:00.

Правила посещения храма

Правила посещения обители так же скромны, как и сам монастырь. От прихожан требуют соблюдать тишину и сохранять смиренный вид. Женщина должна заходить в храм в юбке или платье, длина которых не должна быть выше колен. Голову обязательно покрывать шарфом или платком. Мужчинам не рекомендуется посещать святое место в футболке и шортах.

Престольные праздники

Монастырь ежегодно отмечает 6 храмовых праздников:

  • 08 декабря – день памяти Святого Климента.
  • 13 декабря – день памяти Андрея Первозванного.
  • 27 апреля – день памяти Мартина Исповедника.
  • 09 августа – день памяти Пантелеймона Целителя.
  • 19 августа – Преображение Христа.
  • День Святой Троицы.

Праздничное богослужение проводит действующий настоятель – архимандрит Каллиник. Торжества неизменно приобретают широкий размах, поскольку на службу собирается огромное количество паломников и прихожан храма. Часто на них присутствуют туристы.

Инкерманский пещерный монастырь необыкновенно жаловали венценосные особы. Пожертвования их были более чем щедры. Император Александр II, к примеру, даровал обители 1000 руб. на поминовение павших в битве под Севастополем, а также пожертвовал 3 акции, ценность которых составила 375 руб.

Настоящим чудом считается внезапное появление воды в пересохшем Святом Источнике по причине стройки в карьерах. Свежая вода хлынула из скалы, когда в период изнуряющего зноя папа Римский – Климент самоотверженно молился над ним. Люди верят в целительную силу источника и стремятся искупаться в нем.

Церковное имущество, переданное при закрытии монастыря в Симферопольский музей, и ставшее экспонатами его выставок, неожиданно быстро отсырело. После чего все пришлось убрать.

У подножия скалы «Монастырская» погребены иеромонах Агапит и архимандрит Августин, погибшие в 1996 г. в автокатастрофе. Служитель монастыря, прибывший за телами, увидел, как патологоанатом извлек из тела архимандрита пули. Версию о заказном убийстве доказать не удалось, но их могила на церковном кладбище особо почитаема.

Информация для посетителей

Вход в монастырь бесплатный, но можно внести любую сумму пожертвования в кассу, расположенную у ворот. Рекомендуемая сумма – не менее 150 руб. Также на входе, по монастырю можно нанять экскурсовода (из числа духовных лиц монастыря). Экскурсии проводятся ежедневно, группами до 5 чел., с 8.00 до 18.00., длятся они 20-30 мин. Стоимость на всех составит 500 руб.

Прежде, чем взять экскурсию по монастырю необходимо уточнить, не ведется ли в это время служба. Поскольку во время богослужений в храмы заходить нельзя, и они проходят на улице.

Если экскурсия была заказана предварительно по телефону, то заказавшим ее паломникам, предоставляется скидка.

Внутри запрещено вести фото- и видеосъемку. Для людей, одетых несоответствующим образом, предлагаются фартуки (вместо юбки) и платки на голову. На территории расположены церковные лавки, где можно заказать нехитрый обед, купить свечи. В одной из них можно приобрести монастырский травяной чай и религиозную литературу.

Монастырь в качестве пожертвований примет:

  • теплую обувь и одежду для мужчин;
  • цветочные вазы, ковровые дорожки или ковры для благоустройства монастыря;
  • «Кагор»;
  • черный материал для изготовления облачений.

Заключение

Инкерманский Свято-Климентовский мужской пещерный монастырь – это олицетворение силы духа и крепости веры, прошедшей тяжелые испытания, которые так и не смогли ее сломить. Необычайно красивый и колоритный ландшафт местности – дополнительный повод, чтобы посетить эти места. И в первую очередь, необыкновенный древний храм.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Инкерманском пещерном монастыре

Инкерманский пещерный монастырь — обзор и экскурсия:

В детстве я очень любила ездить на поезде. Особенно нравился участок железной дороги Севастополь-Мекензевы Горы, где шесть туннелей по очереди проглатывают вагоны, где горы, изрезанные пещерами, похожи на пчелиные соты, а в районе Инкермана прямо над путями нависает скала с окошками и балкончиками. Это место всегда излучало какую-то тайну. Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь.

За свою многовековую историю монастырь неоднократно возрождался. Последнее его восстановление началось в 1991 году.

Монастырь находится в окрестностях Севастополя , в городе Инкермане, на правом берегу реки Черной. Наземные постройки монастыря приютились у подножья Монастырской скалы, пещерные помещения вырублены в самой скале, а наверху - на плато сохранились развалины древней крепости Каламиты.

Добраться до Инкерманского монастыря из разных районов Севастополя можно несколькими способами: рейсовым катером с Графской пристани, электричкой с железнодорожного вокзала, маршрутным автобусом из центра или 5 км Балаклавского шоссе, рейсовым междугородним автобусом с автовокзала, а также авто- или велотранспортом.

Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Среди ученых существует мнение, что монастырь появился в VIII-IX вв. при массовом переселении христиан-иконопочитателей, бежавших из Византии от преследований иконоборцев. Хотя некоторые ученые полагают, что монастырь возник значительно позже в XIV-XV вв.

Исследования показали, что пещеры храмов и келий отшельников вырублены в скале в разное время. Наиболее древней является, возможно, пещера, высеченная самим Святым Климентом - Римским папой, который был сослан в 98 году императором Траяном на задворки Римской империи, в каменоломни вблизи Херсонеса за проповедь христианской веры. Здесь он продолжал проповедовать, и в 101 году по приказу Траяна был утоплен в море.

Рукотворных пещер в инкерманских скалах огромное количество. Они служили здешним обитателям и жильем, и подсобными помещениями. Особенно много пещер, расположенных в несколько ярусов, в соседней с Монастырской Загайтанской скале. Возможно, там находилось средневековое поселение.

Историки считают, что в средневековье в районе Инкермана было сосредоточение монашеской жизни. Здесь обнаружено около 30 пещерных храмов и 9 монастырских комплексов. Один из таких храмов находится в некотором отдалении от основных построек Инкерманского монастыря, слева от туннеля, ведущего в святую обитель. Этот храм, освященный в 1905 году во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Храм перестал действовать вскоре после установления в Крыму советской власти, и до настоящего времени службы в нем не ведутся.

Походив по лестнице, знавшей еще ступни средневековых монахов, мы подошли к входу на основную территорию монастыря. Инкерманский Свято-Климентовский монастырь уникален во многом. Даже вход у него необычный - это туннель под железной дорогой. Подобно порталу переносит путника из промзоны Инкермана на территорию покоя и божественной благодати.

Туннель под железной дорогой — вход на территорию монастыря

В монастыре находится пять действующих храмов: три пещерных - в честь священномученика Климента, святителя Мартина Исповедника, святого апостола Андрея Первозванного и два наземных - Святой Троицы и великомученика Пантелеймона Целителя; братский корпус, разные хозяйственные и подсобные помещения, монастырское кладбище, святой источник, который в настоящее время не действует. По преданию этот источник был обнаружен Святым Климентом. Источник был поврежден при разработке соседнего карьера по добыче известняка в последние десятилетия ХХ века. В результате вода стала поступать в карьер, образовав озеро.

С момента основания монастырь просуществовал до захвата турками Крыма в 1475 году. Спустя несколько веков забвения снова возродился после присоединения Крыма к России. Инкерманская киновия (монашеская коммуна) во имя святого священномученика Климента была основана в 1850 году. В 1852 году был освящен главный храм монастыря - пещерный храм в честь Святого Климента. В средневековье он был посвящен Георгию Победоносцу. Второй из действующих пещерных храмов был освящен в честь святителя Мартина Исповедника в 1867 году. Святой Мартин - еще один Римский папа, сосланный в 655 году в Херсонес и нашедший здесь последнее пристанище. Третий храм освящен в честь святого апостола Андрея Первозванного в 1900 году. Считается самым древним из пещерных храмов монастыря. Апостол Андрей также имеет отношение к Древнему Херсонесу. По преданию в 60-х годах I века он прошел всю Таврию с проповедью Евангелия и обратил в христианскую веру много язычников, в том числе херсонеситов.

Три пещерных храма объединены общим входом с лестницей, ведущей в общий коридор. Несмотря на то, что это все-таки пещерные помещения, в храмах светло благодаря нескольким окнам и балконным дверям, вырубленным в правой стене коридора. Поднявшись по лестнице, слева мы увидели костницу. Это небольшой склеп с несколькими рядами черепов за стеклом, на котором написано: «Мы были такими как вы, вы будете такими как мы». Очень впечатляет, представляю, какие ощущения испытывают посетители Костницы в чешской Кутной Горе.

Два наземных храма монастыря расположены за пределами внутреннего дворика. Церковь во имя Святой Троицы была освящена в 1867 году. В храме находится главная святыня монастыря - частица мощей Святого Климента.

Второй храм частично наземный, т.к. его алтарная часть вырублена в скале. Современное здание было построено несколько лет назад и воссоздает возведенный в 1895 году храм в память спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе возле станции Борки осенью 1888 года. Храм был разрушен во время Великой Отечественной войны.

Был в монастыре еще один наземный храм - в честь Святого Николая Чудотворца, построенный в 1905 году на плато в окружении развалин древней крепости Каламиты. Здание храма очень пострадало при землетрясении 1927 года и от боевых действий, и после войны было разобрано. На плато остались только , куда мы и направились.

В пригороде Севастополя есть очень необычная достопримечательность – старейший в Крыму Инкерманский Свято-Климентовский монастырь, история его насчитывает несколько веков. Этот древнейший христианский монастырь, прорубленный в скалистых горах, ставший домом для многих христиан, о нем и хочется поведать.

История монастыря началась со святого Климента, читавшего свои проповеди в одной из пещер в те далекие времена и затем казненного римским императором. Рядом с этой пещерой сначала стали появляться монашеские кельи, связанные между собой тоннелями, а затем возник храм и церковный двор. Большая часть монастыря вырублена в скалах.

Длинный тоннель, ведущий к монастырю, расположен прямо под железной дорогой, проезжая по которой туристы, едущие в Севастополь, любуются прекрасным видом монастыря прямо из окон вагонов.

Далее древнее, ухоженное кладбище, и неподалеку источник, открытый самим Климентом. В настоящее время он нарушен, вода ушла в старый карьер и образовалось озеро, вид на которое открывается со смотровой площадки сверху. Этой водой нельзя напиться, она не утоляет жажду.

Дорожки монастыря выложены брусчаткой.

Первое наземное сооружение Братского корпуса, полностью восстановленное. Часть одной стены напоминает о второй мировой войне выбоинами от пуль и снарядов.

За свою историю монастырь несколько раз был разрушен и снова восстанавливался, когда-то здесь было множество храмов.

Сегодня действуют пять храмов.

1. Наземные:

– Святой троицы;

– великомученика Пантелеймона (воспроизведен на месте разрушенного, его алтарь прорублен в камне, а иконостас выполнен из стеклянной мозаики);

2. Пещерные:

– св.Климента (самый крупный из всех, напоминающий по форме базилику в ней установлена Рака с мощами св.Климента);

– св.Мартина Исповедника со сводчатым потолком;

– апостола А. Первозванного, считается, что её вырубил в скале сам Климент (небольшая, низкая пещера).


В монастыре хранят и почитают частички мощей Георгия Победоносца, целителя Пантелеймона.

Путь в Монастырский дворик проходит сквозь арочные ворота. Посередине двора памятник воинам, погибшим в Родину. Далее вход в храмы, а рядом с ним зерновые ямы, выдолбленные в камне.

При входе в пещеры находятся костницы, хранящие черепа тех, кто защищал монастырь. Отсюда же, через мрачный коридор, с множеством икон, проход в храмы, каждый из которых уникален и очень красив.


Поклониться святым мощам сюда приезжают тысячи туристов и паломников. Службы ведутся в наземных храмах, так как пещерные храмы не вмещают большого количества народа.

Освещение в храмах и колокольне через прорубленные окошки и двери, за которыми маленькие балкончики, выросшие прямо из скалы.

После осмотра монастыря можно подняться до широкого грота по тропинке, а затем, по вырубленной в камнях дороге к остаткам старой крепости Каламиты. На дороге сохранились колеи от колес древних повозок. От крепости сохранились лишь остатки башни с крепостными воротами, ров, когда-то окружавший стены, остатки стены. Отсюда виден и затопленный карьер.

Это чудо стоит увидеть!


Всех, посетивших монастырь, охватывает необычное чувство – отсюда не хочется уходить, настолько здесь хорошо себя чувствует каждый. Даже шум проходящих мимо поездов не мешает этому. Поражает, какого труда стоило создать это чудо!

Это место стоит увидеть своими глазами и почувствовать его притяжение!

Видеоэкскурсия по Инкерманскому Свято-Климентовскому пещерному монастырю

Инкерманский Свято-Климентовский монастырь на карте Крыма:

Географические координаты Инкерманского пещерного монастыря на карте Крыма GPS N 44.604320, E 33.607760 .

Недавно удалось побывать в Инкерманском Свято-Климентовском монастыре. Это уникальное и удивительное место, чья история корнями уходит в далекое прошлое и связана с появлением раннего христианства на крымских берегах, задолго до Крещения Руси Владимиром. Неспешно гуляя по святому месту, я сделал для себя ряд неожиданных и странных открытий, о которых обычно не пишут в путеводителях и которые с трудом укладываются в логическую цепочку исторических событий. Но обо всем по порядку.

Добраться к Свято-Климентовскому монастырю довольно просто. Двигаясь по трассе из Симферополя в Севастополь, проехав и не доезжая до моста через реку Черная, поворачиваем налево перед АЗС. Сам с трассы не виден — он скрыт за обильной растительностью и высокой железнодорожной насыпью, поэтому ориентиром могут служить развалины средневековой крепости Каламита, расположенной на плато Монастырской скалы.

Оставляем машину на стоянке возле дороги и идем к скале. Путь к монастырю проходит по длинному тоннелю, проложенному под железной дорогой.

Столь близкое расположение железной дороги в некоторой степени нарушает размеренный и умиротворенный быт монастыря. Но обитатели привыкли и склонны находить в этом даже положительные моменты, связанные с увеличением количества паломников в монастырь. Стоит упомянуть, время основания монастыря определяется историками неоднозначно: от VIII - IX до XIV - XV вв. Но в одном исследователи сходятся во мнении: отдельные пещерные церкви и отшельнические кельи Инкермана являются наиболее древними среди прочих христианских пещерных сооружений Крыма.

От тоннеля дорога ведет мимо древнего кладбища. Оно уже не используется, но за могилами ухаживают. Рядом с кладбищем находится Святой источник с которым связана красивая легенда.

Как гласит церковное предание, в 98 г. в инкерманские каменоломни за христианские учения в ссылку был отправлен один из величайших проповедников — святой Климент, папа Римский, рукоположенный самим апостолом Петром. На заре христианства его знаменитое «Послание к Коринфянам» пользовалось большой популярностью и читалось на воскресных службах наряду с Новым Заветом. Прибыв в инкерманские каменоломни на место заключения, святого Климента встретили около 2000 христиан, осуждённые на горные работы. Увидев св. Климента, они со слезами припали к его ногам, особенно жалуясь на недостаток воды в этих местах. Устье ближайшей реки было болотистым и вода была непригодна для питья. Для того, чтобы получить хоть немного воды, нужно было пройти не менее 45 стадий (9 км). Узнав об этом, святой Климент сказал: «Помолимся Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он Своим последователям открыл источник живой воды, подобно тому как открыл жаждущему Израилю в пустыне, когда разбил камень и потекла вода; и получив такую благодать Его, — возвеселимся.» По окончании молитвы святой Климент увидел агнца, стоявшего на склоне горы, как будто указывавшего место своим копытцем. После этого святой Климент взял маленькую лопату, начал копать в том месте, и тотчас явился источник вкусной чистой воды. Слух об этом чуде распространился по всей окрестности, стали стекаться люди в большом количестве, чтобы видеть источник и послушать святого Климента. Многие уверовали в Христа и приняли святое крещение. К сожалению, сейчас в источнике нет воды. Она пропала менее века назад, после создания карьера по добыче камня неподалеку. Из-за масштабных промышленных работ в советское время было повреждено русло подземной реки. Она изменила свое направление, и, как это часто бывает, затопила сам карьер. Таким образом монастырь утратил многовековую святыню и один из «краеугольных камней» своего основания. В настоящее время ведутся работы по восстановлению источника.

Недавно его восстановили. При реставрации специально не тронули участки стены на фасаде здания, где остались следы от пуль. Теперь они служат немым напоминанием потомкам о кровопролитных боях, проходивших в этом месте.

За Братским корпусом находится Святой Троицы. Он был построен в 1867 году при настоятеле монастыря иеромонахе Ефреме. В советское время из-за отсутствия средств на содержание он пришел в упадок, однако, сейчас восстановлен и является действующим.

Пройдя еще немного вдоль скалы, можно увидеть храм великомученика Пантелеймона Целителя. Он был построен в память чудесного спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе у станции Борки 17 октября 1888 года. Начат в 1894 году, освящён 14 мая 1895 года Преосвященным Мартинианом, епископом Таврическим. Алтарная часть храма вырублена в скале, а к ней пристроено основное здание храма. В храме находился очень изящный ценный иконостас из стеклянной мозаики с иконами московского художника академика В.Д. Фартусова. В довоенное советское время в здании храма располагалась пекарня. Во время войны здание было разрушено до основания, но сейчас почти полностью восстановлено.

В нишах скалы над храмом пристроены колокольни и балкон одного из пещерных храмов, куда ведет наш дальнейший путь.

Попасть в пещерные храмы можно через монастырский дворик, огражденный высоким забором с арочными воротами. Во дворике спокойная и уютная обстановка. Дорога прямо приведет ко входу в пещерные храмы. Слева работает церковная лавка, где можно приобрести разнообразную тематическую литературу, свечи, иконы и прочее. В центре дворика находится памятник воинам 25-й Чапаевской дивизии, павшим на инкерманских высотах в июне 1942 года, а в дальнем углу, у подножия скалы, погребены трагически погибшие в автокатастрофе 13 сентября 1996 г. архимандрит Августин и иеромонах Аганит, трудами которых началось восстановление монастыря в послесоветское время.

Дальше я сделал несколько интересных и загадочных наблюдений. При осмотре монастырского дворика можно заметить, что скала над ним имеет неестественно гладкую поверхность, и в нескольких местах видны ровные срезы под прямым углом длинной в несколько метров.

Находясь возле скалы, размеры срезов оценить сложно, но взглянув на скалу со стороны, откроются масштабы некогда проделанной работы. Становится заметен отсутствующий фрагмент скальной породы размером с 5-этажный дом. Это видно и на старой открытке начала прошлого века, на которой изображен монастырь.

Была ли здесь древняя каменоломня или часть скалы вырубили для других целей, вопрос не столь интересный. Интереснее было бы узнать, как древние люди, имея только кирки в качестве инструментов, смогли сделать такой большой и ровный срез. Ведь даже современное оборудование в горных карьерах оставляет после себя ступенчатые следы.

О древности среза может свидетельствовать небольшая пещера у его подножия. Вокруг входа в пещеру заметны следы глубокого выветривания скальной породы. Заглянув внутрь, можно убедиться, что она вырублена вручную, входное отверстие неровной формы. Внутренние стены шероховатые и грубо обработанные, со следами древних инструментов, с помощью которых скалывалась горная порода для получения нужной формы жилища.

Очевидно, часть скалы была срезана до появления христиан, так как согласно церковному преданию, священномученик Климент собственноручно вырубил в скале храм святого апостола Андрея первозванного, а если вход в этот храм находится на месте срезанного фрагмента скалы, значит срез был сделан до 98 г.

Но самая странная находка ждала меня у входа в пещерные храмы. Сбоку от крыльца зияли 3 зарешеченные отверстия зерновых ям. Удивили не столько зерновые ямы, сколько нелогичность их присутствия в этом месте и хаотическое расположение.

Зерновые ямы — одни из самых загадочных объектов пещерных городов Крыма. Как известно, существует множество версий об их предназначении и технологии изготовления. Однако, до сих пор никто точно не описал по какой именно технологии в древности они создавались. С помощью каких инструментов через небольшое отверстие (36-40 см) удавалось выдалбливать внутри скалы огромные емкости шириной до 180 см и глубиной до 2 метров с гладкими стенками без единого бугорка и зазубрины?

Скорее всего, скальный срез и зерновые ямы появились тут до появления христиан. Иначе сложно объяснить, почему для вырубания пещер и тоннелей не использовалась технология, позволяющая делать идеально гладкие стены, такие как в зерновых ямах или на отвесной скале под которой находится монастырь. Можно сделать предположение, что инструменты и технологии работы с камнем у предыдущих обитателей этих мест были гораздо совершеннее, чем у их исторически известных потомков.

Продолжая осмотр святого места, заходим в осовремененный вход (в средневековое время было не менее трех входов с лестницами) и попадаем в единый пещерный комплекс, который включает в себя Храм Священномученика Климента, Храм святого апостола Андрея Первозванного и Храм Святого Мартина Исповедника.

Поднимаемся по лестнице и попадаем в коридор-тоннель. В правой стене вырублены окна и балконные двери, а в левой расположены склепы-костницы, лестница, ведущая на верхний ярус, три пещерных храма и помещение, в древности служившее братской трапезной.

Неизгладимое впечатление производит костница, расположенная в углублении перед входом в храмы. Как свидетельствует описание монастыря начала ХХ века, «у входа в пещерную святого Климента в усыпальнице хранятся человеческие кости, — из коих только 12 голов лежит на видном месте под стеклом – это тех лиц черепы голов, кои были сосланы в каменоломню в Инкерман, куда был сослан и сам святой Климент». Не сохранилась древняя надпись, которая была над костницей, но ее воспроизвели на стекле, закрывающем проход: «Мы были такими как вы, вы будете такими как мы». На мой взгляд, при всей своей простоте, надпись имеет глубокий смысл и каждый может понять ее по-своему.

Храм Священномученика Климента — главный храм монастыря и считается одним из самых больших пещерных храмов Крыма. За всю историю своего существования неоднократно приходил в запустение, но восстанавливался в последствии. В древности храм был посвящён святому великомученику Георгию Победоносцу, но в 1852 году после восстановления был освящён в честь святого священномученика Климента.

Храм святого апостола Андрея Первозванного по преданию был вырублен самим священномучеником Климентом Римским в период пребывания его в инкерманских каменоломнях в конце первого века нашей эры и служил местом его молитвенных подвигов. Храм по размерам небольшой, с низким горизонтальным потолком. Алтарь отделён от остальной части храма сплошной скальной преградой. Посередине находятся Царские врата, а по бокам от них прорублены два небольших окна. Освящён в честь святого апостола Андрея Первозванного в 1900 году.

Храм Святого Мартина Исповедника в плане прямоугольный, с алтарной апсидой на востоке и сводчатым потолком, представляет собой «обыкновенный тип крымских пещерных старых церквей». Единого мнения о времени сооружения храма нет. Так же как и большинство крымских пещерных храмов не единожды приходил в запустение, но каждый раз в последствии восстанавливался. В 1867 году был перепланирован из средневекового храма и освящён в честь святого Мартина Исповедника.

Сейчас все три храма восстановлены, находятся в хорошем состоянии и являются действующими. Каждый из них интересен по-своему, со своими уникальными архитектурными особенностями. Имея богатую историю, они привлекают множество паломников и туристов, желающих увидеть и прикоснуться к святым местам связанных с церковными преданиями раннего христианства.

В храмах очень красиво, но фотографирование там не приветствуется, поэтому я не смог запечатлеть их внутреннее убранство. Зато удалось сфотографировать вид с балкона. Немного воображения и можно представить, как было красиво в этих местах, без производственных зданий, заполнивших всю долину.

На на левом берегу реки Черной виднеются огромные валуны вдоль скалы. Не так давно там тоже были тоннели и пещеры. Их использовали наши войска как укрытие во время Великой Отечественной войны. Но при отступлении пещеры были взорваны, образовав гору из огромных валунов.

Закончив осмотр пещерных храмов, направляемся к развалинам крепости Каламита. Возвращаемся к святому источнику и от него, вдоль забора идем по тропе вверх и проходим мимо грота в скале.

Он настолько глубокий, что с легкостью, наверное, вместил десяток легковых автомобилей. Подобные гроты я видел в пещерном городе Мангуп-Кале, в одном из которых еще сохранился источник. Остается только гадать, сколько веков вода вымывала камень, что бы получилась такая огромная ниша.

От грота на вершину скалы ведет дорога, вырубленная в скале. На ней до сих пор сохранились следы от колес древних повозок. Легко представить, что здесь мог быть удобный спуск от крепости к реке, когда еще не было железнодорожной насыпи.

Следуем по дороге и из-за холма видим полуразрушенные башни — фрагменты крепости Каламита.

Согласно историческим данным, была основана в VI в. Она занимала площадь около гектара и в плане имела очертания неправильного четырехугольника. В XIV - XV вв. входила в состав православного княжества Феодоро, защищая его порт. За время своего существования, она неоднократно перестраивалась и усовершенствовалась. Основательная доработка была сделана князем Алексеем в начале 20-х годов XV века. Однако, вскоре отвоевали генуэзцы, а затем турки в 1475 г., переименовав ее в Инкерман. При захвате крепости турками была использована инновационная по тем временам военная техника — пушки. Став хозяевами крепости, турки усовершенствовали ее, приспособив к применению огнестрельного оружия. После присоединения Крыма к России, утратила свое стратегическое значение и пришла в запустение. В таком состоянии она находится и по сей день, продолжая разрушаться.

Башня крепостных ворот — одно из наиболее сохранившихся сооружений крепости. На замковом камне арочного свода выгравирована надпись с которой связано церковное предание. Священник Иаков, оставивший первые документальные сведения о монастыре, сообщает об увиденных в пещере мощах неизвестного. Застав святыню в состоянии поругания, его спутники хотели перенести мощи в Россию, но ночью святой явился одному из них во сне, «глагола с великим запрещением: мните мя, о друзи, взяти мощи моя на Русь, а аз убо хочу по-прежнему зде учинити Русь, а имя ми и память моя бывает в Семенов день». Впоследствии именно эти слова святого — «Аз убо хощу по-прежнему зде учинити Русь» — выбили на камне, заложенном в арку крепостных ворот.

О том, какие сооружения находились на территории крепости в средневековье сведений не сохранилось. Известно лишь, что в в 1905 году на плато Монастырской скалы к пятидесятилетнему юбилею первой обороны Севастополя в память о воинах, убиенных в Крымской войне, был построен Собор святого Николая Чудотворца. Он был выполнен в классическом поздневизантийском стиле, крестообразный в плане и имел два придела - во имя святителя Николая и святого Иакова.

К сожалению, до наших дней он не сохранился. Землетрясение 1927 года значительно повредило здание, в нём образовались большие трещины. Окончательно Собор был разрушен в годы Великой Отечественной войны. Теперь на его месте стоят два креста — один на месте алтаря, другой на месте входа.

Если пройтись вдоль развалин оборонительной стены, можно увидеть выдолбленный в скале древний ров, который окружал стену. Позднее в нем были сделаны пещеры.

Повернув за башней на холм, выйдем на край карьера. В нем добывались строительные камни в советское время. Карьер очень глубокий и наполовину заполнен водой. Его наполняет та самая подземная река, которая раньше питала Святой источник в монастыре.

По периметру древней крепости еще виднеются остатки оборонительной стены. Под ее восточной частью находится интересное сооружение, заслуживающее отдельного внимания. Развалины одной из башен расположены на огромном полукруге, около 10 метров в диаметре, вырезанном из цельного куска скалы.

Поражает не столько огромный фрагмент скалы полукруглой формы, сколько количество сил, потраченных на его изготовление. Учитывая выветривание, до сих пор заметна хорошая шлифовка камня, что выделяет его на фоне остальных сооружений. Сложно представить, для чего древним людям, имеющим примитивный набор инструментов, понадобилось изготовить этот полукруг на вершине скалы.

Его очертания хорошо видны на любых картах.

Было бы интересно узнать в каких целях каменный полукруг использовался в древние времена. О его существовании до строительства крепости можно судить по остаткам крепостных стен. В их разломах видна кладка с отсутствием какой-либо упорядоченности. Очевидно, строители не сильно заботились о правильности форм камней из которых строилось укрепление, а любые неровности сглаживали раствором.

Используя столь примитивную технологию кладки, строители вряд ли стали бы заботится об изысканной форме фундамента одной из башен. Вероятно, они приспособили каменный полукруг, который уже находился на вершине скалы, под свои нужды. Тогда возникает вопрос, кто и с какой целью его создал? Быть может, его создали представители древней цивилизации, летописных данных о которой не осталось, но следы которой иногда находят в горах Крыма и в море, вдоль побережья. Или полукруг был вытесан работягами, осужденными на горные работы, с помощью примитивных инструментов, по прихоти надзирателя. Точный ответ на этот вопрос сейчас сложно найти. Слишком много времени прошло с тех пор, а письменных сведений на этот счет не сохранилось.

Неожиданная находка заставила задуматься о том, сколько еще интересных сооружений может находится под землей. Возможно, под оборонительными постройками средневековья находятся еще более интересные мегалитические сооружения до которых пока никто не добрался… Ответ на этот вопрос так же скрыт под многовековыми слоями истории.

Спускаясь вниз и выйдя за ворота монастыря, я в очередной раз поймал себя на мысли, что каждый участок крымской земли буквально пропитан историей, и даже заурядная экскурсия может превратиться в увлекательное путешествие.

Как бы там ни было, Крепость Каламиту и Свято-Климентовский монастырь стоит посетить. Это интересное и по-своему уникальное место. Каждый сможет найти здесь что-то для себя, будь это душевное успокоение, живописные пейзажи или загадки археологии.

Привет всем. Продолжаю разбирать свои фото с Крыма. Перед нами Инкерман. Несмотря на вроде бы и хорошую погоду дул просто немыслимый холодный ветер и в море было находиться попросту нельзя, оно было грязным и неприветливым.
Кстати, знаете почему место называется Инкерман? Не в честь некого еврея или армянина, а в переводе с турецкого означает пещерная крепость.

Перед нами Инкерманский пещерный монастырь. История из педивикии.

Основные помещения монастыря - пещерные, высечены в западном обрыве Монастырской скалы, на плато которой сохранились руины средневековой крепости Каламита, основанной в VI веке; в XIV-XV веках крепость вошла в состав православного княжества Феодоро, защищала его порт; в 1475 году захвачена турками. Время основания монастыря определяется историками неоднозначно: от VIII-IX до XIV-XV веков.
Возникновение монастыря предание связывает с почитанием Климента, римского епископа (папы) в 92-99 (101) годах, сосланного императором Траяном за проповедь христианства в каменоломни близ Херсонеса, проповедовавшего и убитого (утопленного) по тайному приказу императора здесь в 101 году. Мощи святого Климента, обретённые через год после его кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса (где были обретены), доступ в который открывался, по преданию, раз в год, когда - в день смерти праведника - море отступало; потом они были перенесены на небольшой остров (ныне - Казачий остров) посреди бухты, на котором, согласно преданию, руками ангелов была построена церковь. Около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора святой Софии. Мощи были внесены в Херсонесский храм, и по молитвам святого Климента совершалось много чудес.
Возле монастыря находился водный источник, по преданию открытый чудесным образом святым Климентом для облегчения участи каторжан. Источник пересох в 1970-х (возможно - в связи с проводившимися строительными работами), а его вода, постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы.


Фото 2.

После захвата в 1475 году крепости Каламита турками монастырь постепенно пришёл в упадок. Крепость была переименована в Инкерман, что и дало название возникшему здесь городу. С 1783 года город принадлежал России.
В 1850 году монастырь был возрождён и получил современное двойное наименование - по имени города и в честь святого Климента.
В 1867 году был перепланирован и заново открыт пещерный храм святого Мартина-исповедника. В 1895 году в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе был построен храм во имя великомученика Пантелеимона. В 1905 году в память о Крымской войне на верхнем плато была построена церковь во имя святого Николая Мирликийского (по проекту архитектора Г. П. Долина).
C 1924 года храмы монастыря стали постепенно закрывать. В 1927 году землетрясение сильно повредило Благовещенскую и Николаевскую церкви, было принято решение их разобрать (закрытая в 1926 году церковь святого Николая на верхнем плато была полностью уничтожена в 1932 году). В 1928 году был закрыт храм иконы «Всех скорбящих Радость».
В 1931 году в пещерных храмах прекратились богослужения, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению. После закрытия монастыря в нём остались жить его настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца.
Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-й Чапаевской дивизии Приморской армии. В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю.
С 1991 года трудами настоятеля архимандрита Августина (Половецкого †1996), братии и мирян началось постепенное возрождение монастыря, были восстановлены храмы и келейные корпуса. Из Киева была передана частица мощей от честной главы святого священномученика Климента; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.


Фото 3.

Пройдём внутрь


Фото 4.

Вот такая там костница. Маленький кусочек Праги.


Фото 5.

Пещерная церковь св. Климента (бывшая Георгиевская). Вообще, в самом монастыре множество ходов, но к сожалению, они закрыты для посещения.


Фото 6.

Местное старое кладбище.


Фото 7.

Каменная шестерня - жернов от мельницы.


Фото 8.


Фото 9.

Поднимаемся наверх. Перед нами руины крепости Каламита.
В VI веке, как и в других местах Горного Крыма, здесь комплектуется византийское укрепление гарнизоном из местных жителей. Крепость предназначалась для защиты с севера главного города византийцев в Таврике - Херсонеса. Она также служила и укрытием для местного населения от набегов кочевников. Тогда твердыня состояла из четырех башен. Вероятно из-за появления хазар в Крыму крепость прекращает существование.
В XII-XIV веках крепость называлась «Газарии» или «Каламира». Название «Каламита» впервые стало известно из морских карт генуэзцев ХIV-ХV веков. В 1427 году мангупский князь Алексей восстановил крепость, которая должна защищать порт княжества Авлиту.


Фото 10.

Вероятно, в это же время в толще Монастырской скалы был основан пещерный христианский скит. Один из трех его входов был расположен в нижней части скалы. От него вперед и вверх шел коридор-тоннель, в правой стене которого вырублены окна и две балконные двери, в левой стене - по ходу коридора расположен ряд помещений: склепы-костницы, проходная комната с лестницей, ведущими на верхний ярус с кельями и колокольней, три пещерные церкви. Помимо описанного скита в скалах Инкермана обнаружено еще восемь христианских пещерных скитов и двадцать семь пещерных церквей.
Крепость Каламита и поселение, расположенное под ее стенами, были значительным перевалочным пунктом в торговле юга с севером. Поэтому генуэзцы считали Каламита опасным конкурентом для собственного порта, расположенного в Чембало (нынешняя Балаклава). Они неоднократно нападали на крепость феодоритов и даже захватили и сожгли ее в 1434 году. Феодоро отбило и восстановило Каламиту, но в 1475 году крепость захватили турки и переименовали в Инкерман, а в конце XVI - начале XVII веков перестроили оборонительные стены и башни, приспособив их для использования огнестрельного оружия.
Турки значительно перестроили крепость и переименовали ее. Новое название - Инкерман («пещерная крепость») крепость получила за большое количество пещер, расположенных вокруг. Пещеры эти были в основном искусственные, образованные в результате добычи белого камня.


Фото 11.


Фото 12.

В ХVII веке через Каламитский порт происходит оживленная торговля, о чем известно из сообщения священника Иакова, который был в Крыму 1634–1635 годах в составе русского посольства. Он писал, что в Инкермане живут люди многих национальностей и что к городку с моря приходят корабли из разных стран.
До середины XVIII века крепость и порт Каламита потеряли военное и торговое значение. После присоединения Крыма к России был возрожден средневековый скит и освящен во имя святого Климента.


Фото 13.

В начале XX век на вершине Монастырской скалы была сооружена церковь святого Николая, Чудотворца Мирликлийского. Храм был сооружен в память о Крымской войне. До настоящего времени не сохранился



Фото 14.

К сожалению, как не искал я подземный ход под крепостью - не нашел. Но зато нашел вот такие небольшие пещерки.


Фото 15.


Фото 16.


Фото 17.


Фото 18.


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.


Фото 22.

Старые могильные плиты.


Фото 23.


Фото 24.


Фото 25.


Фото 26.


Фото 27.


Фото 28.

Сверху открывается прекрасный вид на местную промку завода ЖБИ.


Фото 29.


Фото 30.

В результате добычи белого камня образовались вот такие террасы, горы напоминают отдалённо сказочные пирамиды. А над горами летела стая птиц. Жаль у меня не было телевика с собой.


Фото 31.


Фото 32.

Вот такие куски камней. Интересно, что это было? отходы производства от изготовленных здесь блоков или же разрушенное сооружение? В общем, для тех, кто не держал ничего тяжелее компьютерной мышки и стакана кофе - повод пофантазировать как Андрей Скляров.


Фото 33.


Фото 34.

Куски блоков прямо на склоне горы, напоминающей ступени пирамид - зрелище фантастическое.


Фото 35.


Фото 36.


Фото 37.

А между тем, камень здесь добывается до сих пор.


Фото 38.


Фото 39.


Фото 40.

Внизу расположено вот такое карьерное озеро на месте бывшего карьера. Всё-таки горное дело делает мир прекраснее.


Фото 41.


Фото 42.


Фото 43.


Фото 44.


Фото 45.


Фото 46.

К озеру можно спуститься - это просто отличнейшее место отдыха.


Фото 47.

С одной стороны оно напоминает древнеримский или же древнеацтекский бассейн. С террас в некоторых местах можно очень здорово попрыгать в тёплую пресную воду, которая была намного теплее неприветливого в тот день моря. Плюс даже при сильном ветре здесь тепло, поскольку ветер загораживают стены. Плюс здесь мало народу, поскольку все тусят у моря, даже если там грязно и ветрено. Любители рыбной ловли также могут найти здесь неплохое место. Здесь обитает карась и окунь.


Фото 48.

Ну а в следующем посте мы побываем в жутких Инкерманских штольнях по добычи белого камня...


Фото 49.

Оформлено с помощью «